Романтика дальних странствий и знакомства с новыми городами приводит молодых людей к выбору профессий, связанных с железнодорожными перевозками. Недаром железные дороги разбегаются во все уголки нашей необъятной России на 124 тыс. км.

К слову, РЖД (акционерное общество «Российские железные дороги») — это крупнейшая отраслевая компания страны. Кроме того, работники железнодорожного транспорта выполняют важнейшую функцию по перевозке грузов и пассажиров из самых дальних уголков страны.

Одной из самых необходимых профессий, обеспечивающих бесперебойную работу тепловозов и электровозов, является профессия помощника машиниста. В его непосредственные обязанности входит контроль за исправностью локомотива. То есть, от того на сколько внимательно помощник будет относиться к своим обязанностям, зависит жизнь и здоровья тысяч людей.

Какую же зарплату получает помощник машиниста за такой ответственный труд? Может ли он рассчитывать на доплаты и бонусы? Претендует ли работник на льготную пенсию? Какова будет величина его пенсионного пособия?

Профессиональные обязанности и особенности работы

Стоит отметить, что профессия помощника машиниста является довольно высокооплачиваемой в транспортной отрасли. Но для того, чтобы стать полноправным членом локомотивной бригады электровоза или тепловоза, нужно получить среднее специальное образование в железнодорожном техникуме или колледже по специальности «Движение».

После медкомиссии соискателю должности предстоит 3-4 месячная стажировка, которая завершается экзаменом по специальности. Только после этого он допускается к работе.

В обязанности помощника машиниста входят:

  • осмотр тепловоза (электровоза) и проверка его технического состояния при приемке и сдачи смены;
  • контроль за правильностью сцепление вагонов грузового или пассажирского состава;
  • обеспечение связи между диспетчерской бригадой и машинистом локомотива;
  • контроль за скоростным режимом и световыми сигналами.

Также помощник машиниста обязан в необходимом случае полностью взять на себя все действия основного машиниста. Он должен быть всегда внимателен и дисциплинирован, обладать мгновенной реакцией, физической выносливостью и высокой стрессоустойчивостью.

Необходимо помнить, что технически сложная и ответственная за жизнь людей профессия требует постоянного совершенствования мастерства, т.е. каждый помощник машиниста систематически обязан подтверждать свою квалификацию.

Как начисляется зарплата

Труд всех членов локомотивных бригад на железнодорожном транспорте оплачивается по повременно-премиальной форме. Причем обслуживание пассажирского и грузового движения оплачивается выше, чем работа на маневрах в данных видах движения.

Так, месячная тарифная ставка помощника машиниста в РЖД на пассажирском и грузовом движении составляет 10,43 тыс. руб., а при работе на маневрах – 9,27 тыс. руб.

Если помощник машиниста имеет допуск к управлению тепловозом (электровозом), то ему обязаны доплачивать в размере 10% от тарифной ставки повременщика.

Кроме этого, при расчете заработной платы помощника машиниста учитываются следующие доплаты в расчете от тарифной ставки:

  1. за труд в праздники – 2,2%;
  2. за работу ночью – 40%;
  3. за выслугу лет – от 5 до 30% от средней тарифной ставки по депо;
  4. за труд в условиях Крайнего севера – 30%.

Также в оплату труда помощника машиниста входят премиальные выплаты, например, за проведение пассажирских поездов согласно расписанию – 20% и выполнение месячного плана по производительности локомотива в грузовом движении – 15%.

Дополнительные бонусы

В качестве дополнительных бонусов и льгот помощники машинистов могут рассчитывать на:

  • компенсацию стоимости проезда ж/д пригородного сообщения от места жительства до работы и обратно;
  • компенсацию стоимости проезда один раз в год в поездах дальнего следования;
  • ежегодный оплачиваемый отпуск — 36 календарных суток;
  • предоставление форменной спецодежды;
  • добровольное медицинское страхование и компенсация за медицинский осмотр;
  • возможность претендовать на льготную пенсию.

Заработные платы в Москве

Сегодня столичный регион имеет незначительную потребность в работниках данной профессии. Открытыми остаются всего 20-30 рабочих мест. Соискателям должности помощника машиниста электропоезда на разные направления Московской железной дороги предлагают вакансии с ежемесячной зарплатой в размере в 45-65 тыс. руб. Труд данной категории работников на тепловозах оценивается ниже – в 35-55 тыс. руб.

В других регионах России

Анализируя данные российского рынка вакансий можно сделать вывод, что найти работу помощника машиниста сегодня не так и легко. Потребность РЖД в таких работниках составляет всего 170-200 вакансий. Работодатели готовы платить помощникам 10,7- 55,5 тыс. руб.

Самые высокие зарплаты помощников машиниста в Екатеринбурге и Череповце – 45-55 тыс. руб. В Рузаевке (Республика Мордовия) готовы трудоустроить сразу 25 работников с оплатой труда в 40531 руб. В Бурятии помощники машиниста зарабатывают 35 тыс. руб., в Волгоградской области от 22,7 до 27 тыс. руб., в Костромской области – от 16,3 тыс. руб.

Средние российские зарплаты у данной категории работников находится в пределах 22-28 тыс. руб.

За рубежом

Помощники машиниста в США и странах Западной Европы зарабатывают ежемесячно порядка 2-2,5 тыс. долларов (130-160 тыс. руб.). Казахские железнодорожники получают за свою работу – 21,6-22,8 тыс. руб., украинские – 19,2-24,5 тыс. руб., беларуские – 16-26 тыс. руб.

Выход на пенсию

Помощники машиниста могут надеяться на ранний выход на пенсию в связи с высоким уровнем сложности труда и психологической нагрузкой. Работники в возрасте 55 лет, могут претендовать на получение пенсионного пособия по старости. При этом берутся во внимание общий стаж и работа в должности. Трудовой стаж не должен превышать 25 лет, а продолжительность специального стажа не должна составлять — 12,5 лет.

Однако, в связи с надвигающимися изменениями в пенсионном законодательстве, точно утверждать, что ждет помощников машинистов предпенсионного возраста, нельзя. Вполне возможно сроки выхода на льготную пенсию могут отодвинуться.

Больших пенсионных пособий тоже ждать не стоит. Исходя из прогнозов правительства, пенсии данной категории граждан составят 11-14 тыс. руб.

Строительство и ремонт железнодорожных путей, а также обеспечение безопасного движения – основные задачи путейцев. Они следят за состоянием дороги, очищают ее от зарослей травы летом и снеговых заносов зимой.

Эта профессия для сильных мужчин, умеющих работать кайлом и лопатой. Их не испугает ни штормовой ветер, ни проливной дождь, ни снежная метель.

Выручка профессионалов в России

Что касается монтеров пути, то слово «выручка» здесь имеет два значения – «денежный доход» и «дружный коллектив железнодорожников».

У них такой же девиз, как у знаменитых мушкетеров: «Один за всех и все за одного!».

Чтобы правильно уложить тяжеленные шпалы и массивные рельсы, необходимо работать дружной командой.


Даже современная техника не решит всех проблем, если бригада путейцев не будет работать, как один организм.

Наибольшим спросом путейцы пользуются в Краснодарском крае – 10%.

На втором месте – Ленинградская обл. – 7%, а на третьем – Свердловская обл. – 6%.

  • Забайкальский край – 50260 ($891);
  • Ямало-Ненецкий АО – 42500 ($754);
  • Республика Саха – 41523 ($736);
  • Пензенская обл. – 40000 ($709);
  • Томская обл. – 38700 ($686);
  • Еврейская АО – 35000 ($621).

Мастер пути 3-го разряда получает минимальный оклад в размере 23383 руб. ($415) .

Средний уровень – 25000 руб. ($443).

Максимальный доход ему платят в Ненецком АО – 55000 руб. ($975) .


Монтер пути 2-го разряда считается учеником.

Он обязан сдать экзамен в ближайшие 2 месяца, и получить 3-й разряд.

Ему платят 20 тыс. руб. ($355) в месяц.

Профессионал, имеющий 4-й разряд, зарабатывает 40 тыс. руб. ($709) , при повышении квалификации до 6-го разряда, его заработок увеличивается до 45000 руб. ($798) .

Бригадир в Московском метрополитене получает прибыль в размере 75 тыс. руб. ($1330).


Жалованье монтера пути 3-го разряда – 35000 руб .

Тарифная сетка оплаты труда путейцев

В таблице видно, как повышается оплата труда железнодорожников в зависимости от квалификации:

По этим тарифам начисляется основной оклад путем умножения часового тарифа на фактически выработанное время.

При подведении итогов работы за месяц, тружеников поощряют премиями в таких случаях:

  1. Не были зафиксированы нарушения безопасного движения поездов.
  2. Пути содержатся в отличном состоянии.
  3. Отсутствуют малейшие дефекты пути, ухудшающие плавность передвижения.
  4. Поезда проходили по участку по расписанию.
  5. Не было случаев травматизма рабочих на производстве.


Путейцев заинтересовывают к повышению квалификации, мастерства и получению смежной специальности.

За это доплачивают:

    • монтерам 3-го разряда – 12%;
    • 4-го – 16%;
    • 5-го – 20%;
    • 6-го и выше – 24% тарифной ставки.

Прибыли коллег из других стран

Нелегкий труд украинских железнодорожников оплачивают довольно скромно:

  • Кировоградская обл. – 16500 грн ($575);
  • Днепропетровская обл. – 7280 грн ($254);
  • Одесская – 6000 грн ($209).


В Минском метрополитене путейцы зарабатывают 200 долларов в месяц.

Их заработок в Канаде начинается от 50 тыс. баксов в год .

Устроиться выходцу из СНГ почти не возможно.

Надо хорошо знать два языка – английский и французский и состоять в обществе железнодорожников, где можно сдать квалификационный экзамен.

Если удастся устроиться, жалованье составляет 20 у.е./час.

Новый год – всегда долгожданное событие. Многие ждут его не только ради праздника, веселья и хорошего настроения, но и потому что к новому году работодатели нередко выплачивают премии. В некоторых организациях вместо премий работники получают так называемую 13 зарплату. Платить ее или нет, каждый работодатель решает самостоятельно. Но в конце 2017 года произошло событие, которое долгое время ждали работники железнодорожного транспорта – Российские железные дороги сообщили о том, что их сотрудники получат за долгое время 13-ую зарплату.

Хронология принятия решения о выплате


Предложение об этом высказывалось профсоюзным органом РЖД достаточно давно, но все это время оставалось без внимания. В декабре 2017 года встретилось руководство Российского профсоюза железнодорожников и ОАО «РЖД». Одним из вопросов встречи стало стимулирование работников железнодорожного транспорта и промышленности. Оказалось, что мнения руководства обеих, по сути, разных организаций совпадают – работников РЖД нужно в этом году поощрить, причем не просто премией, а нормальной денежной суммой. Так и появилось решение о 13 зарплате в РЖД в 2018 году.

Во время встречи единого решения, несмотря на схожую позицию по этому вопросу так и не было принято. Тем не менее руководство ОАО «РЖД» обещало подумать над тем, как правильно выплатить эту сумму своим работникам. Окончательное решение от сотрудников держалось в тайне до последнего момента. Ходило немало слухов, но официальную позицию никто не озвучивал. И вот после новогодних всероссийских каникул решение наконец-то было доведено до сотрудников Российских железных дорог. Они получили документ, в котором рассказывалось о 13 зарплате в ОАО «РЖД» в 2017-2019 годах (зарплата за 2018 и 2019 годы находится пока в стадии проекта).

Сущность тринадцатой зарплаты


Согласно разъяснениям руководства Российских железных дорог, так называемая 13 зарплата – это, по сути, та же самая премия, но в более солидном размере. Ответило руководство и на вопрос по поводу того, кому положена 13-ая зарплата к Новому году. Согласно разъяснениям, ее получат все работники ОАО «российские железные дороги», включая обслуживающий персонал, за исключением отдельных категорий работников. Данная зарплата является стимулирующей выплатой и предназначена не только в качестве премии, но и призвана повысить авторитет работы на железной дороге (никто и не спорит, что данная отрасль является одной из наиболее сложных).

Премиальные выплаты работники РЖД получат в январе 2018 года. Точная дата выплат не называется, но предположительно, это будут последние числа месяца (вполне возможно, что 13-ая зарплата будет выплачена вместе с январскими выплатами).

Правила расчета и категории работников, претендующих на получение 13 зарплаты

Гораздо более сложным вопросом является то, как рассчитывается 13 зарплата. Согласно официальным разъяснениям, полученных от руководства ОАО «РЖД», принцип расчета будет практическим таким же, как расчет среднемесячного заработка. То есть для определения суммы, подлежащей выплате, будут проанализированы данные о заработной плате, полученной работником за последние 12 месяцев. Средняя цифра, полученная в результате расчетов, и будет являться той суммой, которую получит работник.

Те, кто работал менее 12 месяцев на железной дороге, тоже интересовались вопросом относительно того, как им начисляется 13 зарплата. Этот интерес вполне оправдан, поскольку согласно логике, они должны получить меньшую сумму по сравнению с теми, кто трудится в ОАО «РЖД» уже несколько лет. Действительно, для такой категории людей зарплата будет рассчитана все по тому же принципу, что и расчет среднемесячного заработка. То есть, для них будет взят размер заработной платы, которую они получали в ОАО «РЖД» за время их работы, и разделен на 12 месяцев. Заработок с прежних мест работы в расчет браться не будет.

Кому не стоит ждать 13 зарплату


Как уже было сказано, не все категории работников ОАО «РЖД» получат долгожданную 13-ую зарплату. В частности, она не будет выплачена следующим категориям сотрудников:

  • имеющим неснятое дисциплинарное взыскание;
  • работающим в режиме неполного рабочего дня;
  • допустившим большое количество аварийных ситуаций при исполнении должностных обязанностей.

Тем, кто успел его снять до нового года, выплата все же будет осуществлена. Напомним, что любое дисциплинарное взыскание можно снять досрочно. Решение об этом принимается руководителем межрегионального или регионального управления ОАО «РЖД». Как правило, основанием для этого является безупречное выполнение своих должностных обязанностей после наложения дисциплинарного взыскания. Кроме того, нередко его снимают к памятным датам или крупным праздникам (в том числе профессиональным). Однако если досрочно взыскание снято не было, но с момента его объявления прошло не менее года, оно считается снятым автоматически. Соответственно, у кого наложенное дисциплинарное взыскание было снято до 31 декабря 2016 года, те работники могут рассчитывать на выплату.

Чего еще ждать железнодорожникам, кроме 13 зарплаты

Помимо 13 зарплаты, уже весной 2018 года сотрудников ОАО «РЖД» ждет повышение заработной платы. Точнее, речь идет об индексации примерно на 2,2 процента. Эта цифра пока является приблизительной, но уже совершенно точно можно сказать, что до этого события осталось совсем немного. ОАО «Российские железные дороги» является крупнейшим акционерным обществом нашей страны. Профессия железнодорожника всегда считалась престижной и высокооплачиваемой. Однако за последние годы сотрудникам этой сферы зарплаты практически не повышали. Возможно, что на решение как о повышении заработной платы, так и о выплате 13-й зарплаты повлиял экономический кризис. Так или иначе, сотрудники ОАО «РЖД» получат в конце января этого года приятный подарок от своего руководства. Отмечается, что в планах руководства ОАО сделать подобные выплаты ежегодными. Это позволит повысить авторитет профессии железнодорожников и улучшить качество обслуживания на железнодорожном транспорте.

ОАО «Российские железные дороги» – монополист на рынке перевозки грузов и пассажиров по территории Российской Федерации. На нем задействовано свыше 820 тысяч человек: обслуживающие непосредственно пассажиров (проводники и машинисты электропоездов), специалисты по ремонту и обходу путей, начальники и сотрудники станций пригородного и городского сообщения и работники ДЕПО.

Каждый сотрудник получает ежемесячный оклад, который рассчитывается по количеству реально отработанных часов в течение месяца. Месячная норма определена в размере 176 часов. Многие работники, особенно в летний период отпусков, трудятся сверх нормы, что значительно увеличивает размер выплат.

Руководство предприятия в качестве дополнительных льгот предоставляет своим сотрудникам следующие бонусы:

  • право на бесплатный проезд в два конца однократно в году в любую точку России;
  • санаторное и курортное оздоровление на базах, принадлежащих РЖД;
  • право на бесплатный проезд пригородной электричкой до места работы, если человек проживает на большом расстоянии от него;
  • соцпакет, включающий пенсионные отчисления, начисления по больничным листам, премии, расходы на мобильную связь, оплату арендованного жилья и другие;
  • ответственность предприятия за жизнь и безопасность сотрудников с предоставлением помощи в денежном выражении в экстренных случаях.

По отзывам сотрудников железной дороги, их устраивают условия работы и оплаты.

На 2019 год РЖД вошла в число наиболее стабильных и надежных предприятий. Невзирая на усиливающийся кризис, компания стабильно выплачивает сотрудникам заработную плату в полной мере, и по результатам финансового года доплачивает дополнительные премиальные средства.

На ОАО РЖД возможен карьерный рост. Руководство подходит к каждому сотруднику строго индивидуально. И по итогам работы выплачивает премии лучшим из них.

На ОАО действует профсоюзная организация, куда каждый член коллектива может обратиться с личной проблемой, в том числе финансового характера. Таким образом, реально получить существенную скидку на путевки для отдыха членам семей сотрудников. Если оба родителя работают на железной дороге, то дети отдыхают за счет предприятия бесплатно. Даже после выхода на пенсию бывшие сотрудники могут пользоваться правом бесплатного проезда на РЖД.

Размер заработной платы в первую очередь зависит от квалификации работников. По внутреннему распоряжению администрации железной дороги бухгалтерия заполняет ведомости начисления зарплаты по количеству отработанных часов и согласно квалификационному уровню. Аванс выплачивается в полном объеме, а с заработной платы вычитаются суммы удержанных налогов.

Индексация заработных плат администрацией РЖД происходит дважды в году (в марте и октябре). Это условие записано в коллективном договоре, определяющем компенсации для действующих сотрудников корпорации. Минимальный оклад с 1 марта 2019 года был проиндексирован на 2,9% и составил 7 984 рубля. В октябре 2019 года планируется повысить зарплату сотрудникам еще на 3,8%.

Для получения минимального оклада сотрудник должен:

  • предъявить в отдел кадров документ о получении среднего специального или высшего образования;
  • подтвердить приемлемое для работы состояние здоровья путем прохождения медицинской комиссии и предоставлением справки по установленной форме;
  • пройти стажировку на протяжении 3-4 месяцев.

После начала трудовой деятельности новый сотрудник приобретает специальные навыки и опыт для того, чтобы максимально качественно выполнять возложенные на него функции. С течением времени можно пройти курсы повышения квалификации по занимаемой должности либо сдать экзамены, которые подтвердят высокий уровень подготовки. Именно это поможет сотруднику РЖД получить более высокий оклад, дополнительные премиальные средства и надбавку к основной сумме заработной платы.

Размер зарплаты на железной дороге РФ

Распоряжением президента ОАО «Российские железные дороги» Владимиром Ивановичем Якуниным были установлены такие граничные зарплаты на 2019 год (на текущий момент больше не является управляющим компании):

  • проводники в пассажирских локомотивах и ремонтники путей сообщения железной дороги – 20-25 тыс. руб.;
  • монтеры, обходчики, работники ДЕПО – 22,5 тыс. руб.;
  • начальник станции вокзала или пригородного участка – около 50 тыс. руб.;
  • сотрудники дорожно-конструкторского бюро – 24-25 тыс. руб.;

По состоянию на 2019 год, средняя зарплата составляла 55 тысяч рублей. В 2017 году, согласно данным мониторинга, ежемесячные выплаты работающим увеличились до 70,5 тысячи рублей. Достаточно высокие заработные платы предприятие в состоянии выплачивать благодаря резервному фонду, который постоянно пополняется, несмотря на кризис.

С этой статьей также читают:

Перспективы роста заработной платы бюджетников в 2019 году Насколько повысится зарплата воспитателя детсада в Москве и Московской области в 2019 году

В этом списке перечислены основные профессиональные обязанности проводника. Из дополнительных, которые можно назвать минусами, такие:

  1. Работать приходится не только днем, но и выходить в ночные рейсы. Не все легко приспосабливаются к резкой смене сна и бодрствования.
  2. Проводники обязаны заблаговременно разогревать титан.
  3. Документальную отчетность тоже приходится вести им.

Но больше всего нареканий от опытных проводников РЖД поступает в отношении уборки вагона. На это иногда уходит по 6-8 часов, особенно если погода на улице сырая и слякоть. Затраченные на уборки часы не учитывают при подсчете заработной платы.

Из недостатков также отмечают продолжительное отсутствие дома. В РЖД график работы разработан так, чтобы каждый работник мог отдохнуть 15 дней и поработать такое же количество времени. Считается, что поездки крайне изнурительны, да и ответственность немаленькая. Поэтому после выхода в рейс сотруднику выделяется целый день на восстановление сил.


Однако в летний сезон отпусков число выходных резко сокращается. Ежедневно РЖД обслуживает сотни тысяч россиян. Если проводник заболел, это может стать настоящим форс-мажорном. Ведь график работы расписан наперед, а отправиться в путь без ответственного за порядок сотрудника поезд не может, вернее по закону таким действия неправомочны.

При начислении зарплаты сотруднику РЖД немаловажно число отработанных им часов. Существует нормативный показатель, который должен отработать каждый работник. Все, что сверх нормы, обеспечивает надбавку. Существенные надбавки выдают в летний период времени. Но также будьте готовы морально и физически к периодическим переработкам, что в знойную жару нелегко.

Как изменился размер заработной платы проводника в 2018 году

В 2017 году статистические данные обнародовали зарплату проводника Российской железной дороги – она остановилась на уровне 46 800 рублей. В 1-м квартале 2018 года осуществили очередную индексацию. Но это совсем не означает, что все сотрудники ОАО получают одинаковый оклад. Он зависит от многих факторов:

  • сезонность;
  • расстояние, которое преодолевает поезд;
  • сложность пути (в какое время суток едет, пересекает ли границу);
  • число отработанных часов днем и ночью;
  • качество работы, контроля над порядком в вагоне;
  • уровень комфорта поезда.

В России курсируют поезда фирменного типа. Работая в них, зарплата проводника в РЖД большая – до 50 000 рублей. В оставшихся ОАО РЖД оклад составляет 22 500 рублей. Негусто, зато стабильно.