Валентина Деревянченко
Сценарий развлечения «Синичкин день» для детей старшей группы

Цель мероприятия : формирование у обучающихся ценностного представления о зимующих птицах родного края.

Задачи :

Познакомить детей с зимующими птицами ;

Расширить представления детей о всероссийских праздниках;

развивать эмоциональную сферу , толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;

Вовлечь детей в творческую и практическую деятельность

по охране и защите зимующих птиц;

Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.

А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день » ? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица» Раньше в старину на нее гадали : бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали : если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невеличка птичка синичка , а свой праздник знает» .

Воспитатель : А как хорошо вы знаете птиц, мы сейчас проверим

Игра «Птицы»

Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то топаете. Начинаем :

Прилетели птицы :

Голуби, синицы ,

Мухи и стрижи …

Дети топают.

Что неправильно?

Дети. Мухи!

А мухи – это кто?

Дети. Насекомые.

Вы правы. Ну что, продолжим :

Прилетели птицы :

Голуби, синицы .

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Дети топают.

Начинаем снова :

Прилетели птицы :

Голуби, куницы.

Куницы – вовсе не птицы.

Игра продолжается.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы ,

Страусы, чижи …

Ведь у страусов крылья почти полностью исчезли, и они летать не могут.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы ,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки …

Дети топают.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы ,

Галки и стрижи,

воробьи, кукушки,

Черные грачи,

Лебеди, скворцы …

Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием

Влетает Сорока, трещит : Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель : Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Сорока : Ой, здравствуйте, ребята!

Воспитатель : Что случилось, Сорока?

Сорока : Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель : Сорока мы тебе сейчас все объясним.

Игра : “Птичий бунт” .

Описание игры : Ведущий каждому ребёнку даёт название или картинку птицы : кому перелётной, кому зимующий. Например : цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д. По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю к снежинке, а перелётные – в другую к солнышку. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.

Сорока : Теперь все понятно. Только птичья стая пролетала. Пёрышки свои потеряла.

Воспитатель : А ребята помогут тебе понять чьи эти пёрышки. Верно ребята?

Игра «Перышки» .

Воспитатель : Пёрышки мы подберём и задания прочтём. Перья с загадками :

Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится – собирает крошки,

а потом на ветку прыг и чирикает : «Чик-чирик!» . (Воробей.)

За что люблю я воробья?

За то, что он такой, как я.

Не улетает никуда.

Когда приходят холода,

А ребята старшей группы знают песню про воробья.

Следующее перышко.

Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (ворона.)

А кто знает стишок про эту птицу?

Высоко на кроне клена

Спеть готовилась ворона,

Показала певчий дар,

Прокричала громко «Кар-кар-кар»

Кто присел на толстый сук и стучит : «Тук-тук, тук-тук!» ? (Дятел.)

Дятел дерево : тук-тук,

А по лесу : стук-стук-стук…

Славный доктор Айболит,

Он на дереве сидит.

Красно-черный, черно-красный,

Доктор из него прекрасный!

Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

Прилетела к нам сорока

Белогруда, Белобока,

Потрещала, поскакала,

Грудку рыхлую примяла,

Клювом кое-где порыла,

Хвостик в луже помочила,

Потом перышки встряхнула,

Разбежалась и вспорхнула!

Что за птица мороза не боится, хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест.)

Клест всегда был дружен с елкой,

Так и скачет по иголкам.

Шишки ловко потрошит,

Семенами их шуршит.

Что за праздничный наряд!

Перышки огнем горят.

Клесты сели на иголки-

Будто кто украсил елки!

Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)

Видно, все-таки не зря

Так назвали Снегиря :

Только выпадет снежок-

Тут как тут и наш дружок.

Нет на яблоне листочков,

Только алые комочки,

Будто яблочки, сидят,

Мы сорвать их захотели-

А они вдруг улетели!

Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,

звонко тенькает : «Тень-тень! Как хорош весенний день . (Синица .)

Эта птица с силой воли,

В день раз сто бывает в поле.

Птичке некогда лениться,

Носит корм птенцам синица .

Влетают синички .

Танец девочек «Синички »

Синичка : Я слышала, вы много знаете о нас –зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.

Воспитатель : Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки)

Выставка кормушек.

(Выходят дети с кормушками) .

Мы кормушку смастерили

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели .

А во вторник - снегири

Ярче утренней зари,

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог,

Прилетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье,

Было общее веселье.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К вашему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма :

Горсть зерна нужна, горсть одна

И не страшна будет им зима.

У нас такой обычай :

Как выпадет снежок,

Удобную кормушку

Повесить на сучок.

Традиционно в «Синичкин день » вывешивались кормушки и небольшие кусочки сала, до которого бойкие птички большие охотницы.

Синичек легко приучить залетать через форточку, вывесив кормушку сначала рядом с форточкой, затем установив её в открытую форточку, а потом и в комнату недалеко от форточки. Стоит учесть, что влетев в форточку, синицы начнут проводить основательную «ревизию» всех мест, где может быть съестное. Привыкшие обедать в тепле, птички даже начинают стучать клювами по стеклу, если застают форточку закрытой.

Часто синицы страдают от своей доверчивости, так как их значительно легче поймать, чем снегирей, чечеток или щеглов, которые к зиме тоже перебираются поближе к жилью. Но неволю синички переносят плохо , часто в кровь разбивают себе головку, пытаясь пробиться сквозь прутья клетки. Поэтому лучше ими любоваться на природе.

Игра на внимание «Синицы » .

Кружки (или кладут обручи) – это гнездо. Все дети – синицы . Они свободно летают по площадке. На сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него , тот проиграл.

Синичка : Ребята, а вы знаете какой корм можно положить для птиц.

А сейчас мы проверим.

Игра : «НАКОРМИ» (на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами – картинки птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите картинку птицы и положите рядом с блюдцем) . Какая птица любит сало? (Выберите картинку этой птицы и положите рядом с блюдцем) . Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать картинку) .

Воспитатель : Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. Нельзя давать птицам жареные семечки и черный хлеб. Охотно птицы едет творог, сливочный маргарин, несоленое мясо, жир. Смешайте эти корма, а птицы сами выберут из смеси любимые семена.

Больше птиц – меньше вредителей – выше урожай.

Подкорми птиц зимой, они тебе отплатят летом

Ведущий : Вы много знаете о птицах, показали, что любите птиц и готовы в трудную минуту прийти им на помощь. А мы пойдём развешивать кормушки .

"СИНИЧКИН ДЕНЬ"
набросок сценария мероприятия для детей

для закрепления знаний по теме занятия о синицах

для детей младшего и среднего школьного возраста

в условиях дополнительного образования

«набросок» СЦЕНАРИЯ «СИНИЧКИН ДЕНЬ»

Действующие лица :

1. Сорока, самоуверенная и несколько наглая.

2. Синичка.

3 Старичок-лесовичок

4. Воробей.

5. Сова.

6. Дятел,

7. Клест,

Необходимые материалы :

1. Силовые кнопки.

2. Маркеры.

3. Картонные карманы для жетонов.

4. Жетоны.

5. Коробки.

6. Стенды для рисунков.

7. Стенды дня портретов зимующих птиц.

8. Столы для кормушек.

9. Таблички к поделкам.

10. Таблички с указанием птицы и подкормки зимой.

11. Рисунки, папье-маше, обруч на голову с изображением действующих лиц, или КОСТЮМЫ.

12. Музыка.

14. Карточки с названиями птиц перелётных и зимующих.

15. Загадки о зимующих птицах.

16. Крупные «портреты» зимующих птиц.

17. Карточки е текстом действующим лицам.

18. Игра Лесовичка (?).

19. Призы за рисунки.

20. Призы за поделки-кормушки.

21. Д/и с изображениями птиц, с контурами птиц.

22. Корзинка.

23. Рисунки детей с изображением синичек (с надписью автора на лицевой стороне).

24. Поделки кормушек с табличками.

На сцене в уголке «дремлет» Старичок-лесовичок.

Вбегает вприпрыжку СОРОКА, напевая: «Праздник! Праздник! Птичий праздник!»

(Возмущённо) «Синичкин день?!» Да что это синичка?! Посмотрите на меня! Какое у меня яркое блестящее оперение! А чем примечательна синичка?

Вы, небось, не знаете, как она и выглядит! ..... Знаете?! Ну-ка, ну-ка, покажите мне её? (Дети выносят рисунки синичек и встают в полукруг)

СОРОКА: Ну, вообще-то, да, симпатичная птичка. Давайте повесим ваши рисунки на стенд. Хм, получилась выставка одной птицы-синицы.

Но вот уж петь, как Я громко и пронзительно так, что на весь лес слышно, никто не умеет! Тем более синичка, всего лишь! чик-чирик! Ни громкости, ни красоты! .... Что не так! И как, но-вашему, она поет? (Тинь-тинь) Ой, ну ладно, убедили.

(Задумчиво) Зима на носу... (С вызовом) Вот, мы - сороки, птицы крупные, всеядные, с клювом крепким. Нам и корм зимой найти легче. А доживет ли до весны какая-то мелочь? А вы знаете, кто с вами зиму коротает? Вот я сейчас это проверю.

Игра «Зимующие и перелётные птицы»

Описание игры: Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующей.. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т.д.

По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные - в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяет.

СОРОКА: О, да у нас немаленькая компания на зимовку остаётся! Скучно не будет! А поконкретнее, кто со мной: я загадываю загадку, а вы попробуйте отгадать. (При отгадке "Птицы" - действующие лица выходят, вешают на стенд «портрет» птицы и усаживаются рядом с Лесовичком (воробей, сова, дятел, клёст....)

1. Чёрный жилет, красный берет, нос, как топор, хвост, как упор. ДЯТЕЛ

2. Днём спит, ночью летает, и прохожих пугает. СОВА

3. Чернее сажи. Белее снега, выше дома, ниже травы. СОРОКА

4. Озорной мальчишка в сером армячишке по двору шныряет, крохи собирает. ВОРОБЕЙ

5. Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт себе УЮТ. Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут. СНЕГИРЬ

6. Кто там прыгает, свистит, клювом шишки потрошит, голоском речистым, чистым "Кле, клее, клее" поёт со свистом. КЛЁСТ

7. Всё лето с нами гулит и зимой никуда не улетит. ГОЛУБЬ

8. Спутник верный снегиря, с хохолком на голове, прилетает он рябину поклевать на холодке. СВИРИСТЕЛЬ

9. Шапочка серенькая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький, а ходит босиком. ВОРОНА

10. Спинкою зеленовата, животиком желтовата, чёрненькая шапочка, и полоска шарфика. СИНИЦА

11. Путают ее с вороной, Хоть и меньшая размером.

В одеяньи скучном, скромном С черным галстучком на сером.
Осенью на юг не мчится, Зим студеных не боится -
Видно, крепкая закалка. А зовется просто:... ГАЛКА.

СОРОКА: птичья галерея получилась! А почему это праздник синичке посвятили? Знаете? И я не знаю! У кого бы спросить?

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК: У меня спроси. Я знаю. С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается СИНИЧКИН ДЕНЬ, т.е., день встречи зимующих птиц . Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица — божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали, если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток.

ВОРОБЕЙ: Летом синички живут в лесах. Это осёдлая птица. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.

СОВА: Синица - очень полезная птица. Круглый, год она очищает леса и сады от «вредных насекомых. За сутки поедает столько корма, сколько весит сама. Живут они стайками по 10-15 штук.

ДЯТЕЛ: Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в порах, в щелях гнилых стволов и пней, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. А живущие в парках и садах селятся в синичниках или подходящих закрытых постройках.

КЛЁСТ: Самка, в гнездо откладывает 10-15 белых яичек с красно-коричневыми пятнами. Высиживает 2 недели. Самец в это время приносит корм самке. Птенцы вылупляются не одновременно. Потомство выкармливают оба родителя. За лето синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК: Ребята, в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с нами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам.

СОРОКА: Конечно, надо нам помочь! Так, у кого печенье, пряники, конфеты, котлеты.. мне в корзинку. (Подходит к зрителям, протягивая корзинку). Не жалейте, я с коллегами по несчастью поделюсь, не сомневайтесь!

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК: Стоп-стоп! Ты, сорока, может быть, и на пряниках проживёшь, а вот другим птицам более подходящий корм нужен.

Ребята, что мы можем предложить? (при звучании ответов детей или после "Птицы" могут показывать карточки с «меню», чтобы дети могли запомнить зрительно)

СНЕГИРЮ... семена ягод рябины, клёна, ясеня, березы;

СИНИЧКЕ... — семена арбуза, тыквы, кабачка, конопли, подсолнечника, несолёное сало;

СВИРИСТЕЛИ... мякоть ягод рябины;

СОЙКЕ... — жёлуди, ягоды, семена трав: одуванчика, чертополоха, крапивы, лебеды, конского щавеля;

ГОЛУБЮ.. зерно разное, семена овощей, фруктов, белый хлеб;

КЛЕСТУ...- шишки сосны и ели;...

Семена одуванчика, чертополоха, конского щавеля, крапивы, лебеды заготавливают в августе, сентябре, связывают снопиками и ставят прямо в снег рядом с кормушками..

СИНИЦА: (обращаясь к «птицам") Посмотрите (показывая на зал) сколько у нас друзей? И все такие милые, жизнерадостные! И все, я уверена, петь любят.

Ребята! А знаете ли вы песни с упоминанием птиц? Давайте попробуем вспомнить! Выходите по-одиночке, парами, группами... Кто-то начинает - поёт куплет песни, следующие поют другой куплет и так по-очереди... Кто больше песен вспомнит - тот и победитель!

СОРОКА: Как с вами тепло и весело! А я предлагаю вам поиграть (игра - ?)

Например:

Гуси

На площадке чертят небольшой круг, в середине его си­дит волк. Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусенята. Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусенят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:

Гуси, вы гуси!

Га-га-га, га-га-га!

Вы, серые гуси!

Га-га-га, га-га-га!

Где, гуси, бывали?

Га-га-га, га-га-га!

Кого, гуси, видали?

Га-га-га, га-га-га!

С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусёнка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк ведет в се­ редину круга — в логово. Гуси встают в круг и отвечают:

Мы видели волка, Унес волк гусенка, Самого лучшего, Самого большого.

А, гуси, вы. гуси!

Га-га-га, га-га-га!

Щиплите-ка волка,

Выручайте гусенка!

Гуси машут крыльями, с криком га-га бегают по кругу, донимая волка. Пойманные гусенята в это время стараются улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка. Игра повторяет­ ся, но играющие в хороводе становятся гусями, а гуси вста­ ют в хоровод. Волка выбирают.

Правила: 1. Хоровод гусей и гусенят идут по кругу в раз­ ные стороны. 2. Проговаривать текст должны все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда кто-то из играющих коснулся рукой волка.

Гуси - лебеди

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой — живет волк под горой. Хо­ зяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки по­ щипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка меж­ ду хозяином и гусями:

Гуси-гуси!

Га - га - га .

Есть хотите?
—Да, да, да.

Гуси-лебеди!Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пой­ маны. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быст­ рый, становится волком.

Правила: 1. Гуси должны «лететь» по всей площадке. 2. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

ЛЕСОВИЧОК: Мы сегодня и поиграли, и попели, и хвалу птичкам вознесли и уменье свое показали (жест в сторону рисунков и поделок), а теперь я предлагаю оценить ваше творчество, положив 1 жетончик у понравившегося рисунка и кормушки, (под музыку дети берут из коробок по жетончику разного цвета для рисунка и поделки).

"Птички" снимают кармашки и считают жетоны, на место кармашка вешают табличку с крупно написанным маркером количеством жетонов. Вo время подсчёта жетонов провести игру с залом, например:

«Покупки бабушки»

(Слова ведущего выделены)

Купила бабушка себе курочку. Купила бабушка себе курочку.

Курочка по зернышку кудах-тах-тах (показывает руками как клюет курочка).

Цели:

  1. Познакомить детей с зимующими птицами.
  2. Закрепить знания о том, какие звуки издают птицы.
  3. Развивать у детей внимание
  4. Закрепить умение распознавать птиц по издаваемым звукам, способам передвижения.
  5. Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам.
  6. Развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц.

Ход праздника

(Звучит музыка в зале “Как прекрасен этот мир”. На стене рисунки синичек, рисунки зимующих птиц, плакаты “Берегите птиц”, “Больше синиц в садах – меньше повреждённых яблок”. Входит Матушка – Природа в русском народном костюме. (далее – М.П.))

М.П. Здравствуйте, дорогие ребята. Мы не зря включили эту музыку “Как прекрасен этот мир, посмотри!”. Именно он призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен, этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы.

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день , т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток.

А сейчас послушайте стихотворение про синиц.

Синицы летали пред избой моей
Словно песни пели о судьбе своей.
Поднимались в небо, будто звали нас
С ними веселится в этот поздний час,
Будто звали вместе звёзды посчитать.
Долго я в окошко, сидя на печи
На небо смотрела, ела калачи!

Ребята, а какой же праздник без синички? Давайте её позовём.

Си-нич-ка

Си-нич-ка

(входит синичка в костюме: футболка жёлтая, синяя юбка, на голове кокошник)

Синица: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы не забыли про меня. А кто из вас видел меня в своих садах и огородах, на улице? А может быть кто-то из вас сможет обо мне рассказать? Я вижу на стене рисунки обо мне, да какие разные, какие хорошие. А не объявить ли мне конкурс на лучший рисунок Синички.

(хозяева рисунков защищают свои произведения).

Синица: Молодцы, ребята! Хорошие рисунки, но мне особо понравились вот эти (показывает самые хорошие и награждает ребят)

М.П. Дорогая Синичка, послушай, что мы про тебя знаем.

(Выходят юннаты, у каждого на голове кокошник Синички)

1 юннат: Я хочу вам описать портрет синички. У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо-зелёная, с металлическим отливом, щечки белые, глаза чёрные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи.

2 юннат: Летом синички живут в лесах. Это оседлая птица. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.

3 юннат: Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в норах, в щелях гнилых стволов и пней, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. А живущие в парках и садах селятся в синичниках или походящих закрытых постройках.

1 юннат: Ребята, я хочу вам показать гнёздо синички. Как вы думаете, из чего оно состоит? (глядя на гнездо)

Дети: Из тонких веточек, сухих стебельков трав, мха, лишайников, лоток устлан конским волосом, шерстинками, пуховыми перьями.

2 юннат: Самка в это гнездо откладывает 10–15 белых яичек с красно-коричневыми пятнами. Высиживает 2 недели. Самец в это время приносит корм самке. Птенцы вылупляются не одновременно. Потомство выкармливают оба родителя. За лето синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза.

3 юннат: Синицы очень полезные птицы. Круглый год они очищают леса и сады от вредных насекомых. За сутки поедает столько корма, сколько весит сама. Живут они стайками по 10 – 15 штук.

М.П. Видишь синичка, как много мы о тебе знаем. Знаем и то, что у тебя есть сестрички. Это: (показывает плакат, где нарисованы разные виды синиц) :

  • Гаичка
  • Московка
  • Лазоревка
  • Хохлатая

На дворе сейчас зима. Кроме синиц с нами зимуют прилетевшие с севера птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:

  • Сероспинный, красногрудый в зимних рощах обитает, не боится он простуды, с первым снегом прилетает. (Снегирь)
  • Верный спутник снегиря, птица с хохолком на голове, очень любит ягоды рябины, ранетки. (Свиристель)

А ещё с нами зимуют и другие птицы.

  • Чик-чирик к зёрнышку – прыг, клюй, не робей кто это? (Воробей)
  • Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я враг, а деревьям – друг. (Дятел)
  • Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)
  • На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я ….(Ворона)

Послушайте стихи про зимующих птиц.

Синицы

Жили-были две синицы
Чем же будем мы кормится?
Ведь кругом белым-бело
Все поляны замело,
Позабыли вы синицы,
Что ваш друг живёт в станице:
Вон мой дом, моё окно
Там отборное зерно.

Мой приятель воробей

За что люблю я воробья?
За то, что он такой, как я.
Когда приходят холода,
Не улетает никуда.

Голуби

Голуби, голуби
Раз, два, три
Прилетели голуби – сизари
Сели и нахохлились у двери
Кто накормит крошками сизарей?

Снегири

Тихо-тихо сидят
На снегу снегири –
На головках бобровые шапочки.
У самца на груди
Отраженье зари,
Скромно – серые перья
На самочке.

Покормите птиц

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Не богаты их корма: горсть зерна нужна
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать улететь могли
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

М.П. Молодцы, ребята, за стихи. Ребята, а вы в приметы верите? (ответы детей)

В старину по приметам определяли погоду.

  1. Если гусь стоит на одной ноге – жди мороза.
  2. Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.
  3. Синички подымают с утра писк – ожидай мороз.
  4. Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу и слякоть.
  5. Ворона кричит зимой – у метели.
  6. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
  7. Зимою вороны летают и кружатся стаями – к морозу.
  8. Галки на вечер собираются гурьбой и кричат - к ясной погоде.
  9. Воробьи прячутся в хворост - на мороз или перед метелью.
  10. Вороны и галки зимою вьются в воздухе – перед снегом; садятся на землю – к оттепели.
  11. Куры стоят на одной ноге – к стуже, вертят хвостами – к метели.

М.П. (Синичка что-то шепчет на ухо М.П.)

Ребята, мне Синичка по секрету сказала, что была в городе, там на площади птичий бунт, и птиц видимо-невидимо: и перелётных и зимующих. Но ведь перелётные птицы должны давно улететь в теплые края. Давайте им поможем улететь.

Игра “Зимующие перелётные птицы”

Описание игры: Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующий. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д.

По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.

М.П. Итак, у нас все перелётные птицы собрались в стаю и готовы к отлёту. (Она считает их по головам)

Ребята, я что-то не вижу ласточки. Где же она? Давайте её поищем.

Игра “Найди птицу”

Картинка ласточки спрятана на стене между синичками. Дети ищут. Кто найдёт, получает приз.

М.П. Хоть зимой и холодно, но наши птицы радуются каждому солнечному деньку и с удовольствием поют песни. Давайте и мы устроим Птичий концерт.

Игра “Птичий концерт” (На внимание)

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы, затем сказать, как они поют:

  • Воробьи – чирик – чирик
  • Синицы – тинь – тинь
  • Ворона – кар – кар
  • Дятел – тррр – тррр
  • Снегирь – дю – дю – дю
  • Клёст – цок – цок – цок
  • Свиристель – тюр –тюр – тюр

Ребята исполняют песню на мотив “ В траве сидел кузнечик”. Каждая птица по строчке.

М. П. Славный у нас получился концерт. Я думаю, что после такого концерта наши птицы сильно проголодались. Надо бы их пригласить в кафе “Синичкино”. Мы специально для них составили праздничное меню и приготовили кормушки.

Ребята вы тоже попробуйте синичкино меню. (Дать детям несколько зёрен семечек подсолнуха).

А чтобы наше кафе всегда работало, я предлагаю создать бюро дежурных по кафе. (Выбирается 3 человека ответственных за наполнение кормушек)

Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам.

Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек. (Ю Синицын)

М. П. Ребята, вот вам семейное задание:

Повесить кормушки у себя во дворе и подкармливать птиц, готовиться к встрече перелётных птиц, весной, изготовить скворечники, продолжать в кругу семьи знакомиться с произведениями детской литературы о жизни птиц.

А сейчас все оденьтесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки, насыпем корм. (когда будем сыпать корм, то говорить надо приговорку: Птичка, птичка вот тебе крошки с моей ладошки).

(Пока дети развешивают кормушки, педагог с дерева снимает письмо от Деда Мороза).

Это письмо мы прочитаем на следующем занятии. До встречи!

Цель: расширить и закрепить знания учащихся о птицах, их поведении и жизни, о роли и месте в природе; развивать интерес, наблюдательность, закрепить их знания о зимующих птицах, прививать любовь к птицам.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Синичкин день» рисунки птиц.

Ход мероприятия

Слайд №1.

Ведущий : Здравствуйте ребята, уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас. Сегодня в нашей школе праздник, отгадав загадку, вы узнаете тему нашего мероприятия.

Ведущий : правильно это птицы, сегодня «Синичкин день». Сегодня мы с вами выявим лучшего знатока птиц среди учащихся нашей школы. Для этого нужно быть активным участником.

Слайд №2.

Ведущий : Несколько лет назад в России появился еще экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября.

В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей.

Слайд №3.

Ведущий : В наших краях обитает не только большая синица, но и другие виды семейства синицевых: лазоревка, московка, длиннохвостая синица, черноголовая, буроголовая гаички.

Слайд №4.

Ведущий : Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о зимующих птицах, которые не улетают в тёплые края.

Многие птицы на юг улетают,

Многие в зиму у нас проживают.

Синица, галка, ворона, снегирь, воробей.

Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!

Ведущий : Птицы везде – над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу и в поле. Но тех, которые живут рядом с нами, которые не улетают в тёплые края- надо знать.

Шумят, галдят кричат с утра до вечера. Разговаривают птицы друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся.

Слайд №5.

Ведущий : А вы ребята, сможете по голосу узнать птицу?

Ведущий: Ребята, скажите, какие птицы остаются у нас зимой?

Конкурс: (по одному представителю от класса)Раскрась по описанию птицу.

Слайд №6.

Ведущий : Поговорим о них подробнее. Отгадайте загадку

Чёрнокрылый, красногрудый

И зимой найдёт приют,

Не боится он простуды

С первым снегом

Тут как тут? (Снегирь)

Ведущий : Правильно это снегирь. Что вы знаете об этой птичке?

Ответы детей.

Ведущий : Название птицы «Снегирь» происходит от слова «Снег».

Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с

первым снегом.

Сообщение ученика о Снегире.

«Снегирь получил своё название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живёт всю зиму, а весной отправляется на север. Снегирь родственник воробью, только имеет ярко-красную грудь, этим и отличается от воробья. Зимой снегирь кормится семенами ольхи, клёна, сирени, поедает семена трав. Особенно любит семена рябины. Зимой, когда снегири усаживаются на ветках деревьев, то очень напоминают красные фонарики»

Ведущий : Народная примета гласит: « Снегири прилетели – значит, скоро снег пойдёт»; - А есть и такая примета «Снегирь под окном чирикает – к теплу»

Ведущий : На территории Ульяновской впервые был зафиксирован серый снегирь, данный вид впервые встречен 15 марта 2013 года на кормушке, расположенной на территории цеха защищённого грунта НИИАР (окраина Димитровграда). Находка представлена Т.Ф. Кежеватовой

Ведущий: Ребята, какие виды снегиря, вам теперь известны?(Обыкновенный снегирь, Серый снегирь)

Слайд №7.

Ведущий : Слушайте следующую загадку.

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит (Дятел)

Ведущий : Ребята вы наблюдали за дятлом? Что он делает, создавая такой звук?

Ответы детей.

Ведущий : Это дятел долбит шишку, достаёт семена и питается ими.

Сообщение ученика о дятле.

« Дятел имеет пёструю окраску. Он хорошо лазает по деревьям, в этом ему помогают короткие ноги с цепкими когтями. Чтобы крепче держаться на стволе во время работы, дятел имеет жесткие пружинистые рулевые перья, заостренные на концах. Клюв у дятла прямой и острый. Дятел очень полезная птица. Он уничтожает многих насекомых. Свои гнёзда дятлы устраивают только в дуплах деревьев. Каждый год дятел делает себе новое дупло, а старое оставляет другим».

Ведущий : Существуют приметы о дятле «Если в марте слышен звук дятла – к поздней весне», «Дятел кричит – к свадьбе».

Ведущий : Ребята, какие виды дятлов вам известны?

Ведущий : К нам пожаловал следующий гость

Непоседа пёстрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая

Самая болтливая

Вещунья белобока

А зовут её..?(Сорока)

Ведущий : Что вы знаете о Сороке? Где можно её увидеть.

Ответы детей.

Ведущий .

Сорока – одна из самых известных птиц. От других видов птиц семейства вороновых, она отличается небольшими размерами, характерной чёрно-белой окраской и длинным ступенчатым хвостом Излюбленные места обитания сороки – открытые пространства, предоставляющие возможность поиска пищи и находящиеся вблизи зарослей кустарников, в которых можно построить большое гнездо. Когда-то сорока была типичным обитателем сельскохозяйственных районов, полей и лугов, окружённых кустарником. Но поскольку многие кустарники между полями были вырублены, сороки переселились в городские парки.

Сороки – неперелётные птицы. Осенью сороки собираются в небольшие стайки и приближаются к поселениям человека, где они кормятся пищевыми остатками и отбросами.

Слайд №10

Кар, кар, кар! Кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома

Как зовут её ? (Ворона)

Конкурс «Кто лучше произнесёт скороговорку»

ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЁНКА

ВАРВАРА КАРАУЛИЛА ЦЫПЛЯТ, А ВОРОНА ВОРОВАЛА

Слайд №11

Ведущий : Отгадав следующую загадку, вы узнаете, о какой птице пойдёт речь.

Выгоняют холода

Птиц из леса в города.

На рябину налетели

Дружной стаей …(Свиристели)

Ответы детей

Ведущий : В древние времена в русском языке существовало слово «Свирест» со значением «Свист», «Визг». Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель – родственные слова.

Сообщение ученика о свиристели.

« Свиристель – очень крупная, очень красивая птица с задорным хохолком на голове и черным пятнышком на горле. И названа она так потому, что слово «свиристеть» - на старорусском языке означает громко кричать, свистеть. В начале весны вьют свиристели очень мощное гнездо, причём дно его выстилают исключительно перьями, а не жесткими ветками. Питаются Свиристели плодами рябины, шиповника, барбариса».

Слайд №12

Ведущий :

Слушайте следующую загадку

Найдёшь её в своем дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

Эта птичка - ….(Воробей)

Ведущий : Эта маленькая птичка с черно-коричневыми пятнышками, которая поедает очень много вредителей – насекомых.

Сообщение ученика о воробье.

« Воробей самая распространённая и многочисленная птица. Небольшая серенькая птица за одно лето трижды выводит своё потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 желторотых птенцов. Выкармливают своих детей воробьи только насекомыми. А аппетит у воробья отменный! Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля сады и огороды от вредных насекомых»

Ведущий : Ребята, а как вы думаете, чем питаются воробьи?

Ответы детей

Ведущий : Любят воробьи и семечки, и зерно, и ягоды. Целые воробьиные стаи собираются в полях, воруя зёрна – « Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя незваных гостей. Отсюда и название - воробей.

Слайд №13

Ведущий :

У нас в гостях следующая птица.

Кто там прыгает, шуршит,

Клее! Клее! Клее – поёт со свистом. (Клёст) Ведущий : Название птицы клёст произошло от старого русского слова «клестить», что значит сжимать, сдавливать. Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как-будто сдавлен, сжат.

Ведущий : Я теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Я буду называть слова, названия птиц, и если вы услышите что появились не только птицы, то хлопаете. Итак, слушайте внимательно:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Воробьи, вороны

Скворцы и макароны…(Дети хлопают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи да сороки (Дети хлопают)

Ведущий : Что, неправильно?

Ведущий : А мухи это кто? (насекомые). И ещё раз:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Снегири, вороны

Сороки и стрижи.

Комары, кукушки(дети хлопают)

Даже совы- сплюшки,

Лебеди и утки-

И спасибо шутке!

Слайд №14

Ведущий : А теперь разминка. Я называю пословицу, а вы продолжаете.

Слово не воробей,(вылетит не поймаешь)

Лучше синица в руках,(чем журавль в небе)

Гусь свинье (не товарищ)

Ворон ворону,(глаз не выклюнет).

Слайд №15

КОНКУРС: разгадай птицу по силуэту.

Ведущий : Я надеюсь что праздник, открыл для вас что-то новое и интересное и крепче станет дружба между людьми и птицами. А сейчас послушайте стихотворение «Покормите птиц зимой! »

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся как домой

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну

МОУ «Основная общеобразовательная Архангельская школа»

«Синичкин праздник»

Подготовили:

учителя начальных классов

Тибекина Е.Н. Джаббарова Л.А.

с.Архангельское

2010 г
Пояснительная записка

С 1958 г. по инициативе Центральной станции юных натуралистов и Всероссийского общества охраны природы в нашей стране проводился осенний День птиц или День встречи зимующих птиц . Позже его постепенно забыли.

Формирование мировоззрения и воспитание бережного отношения к природе в крестьянской общине осуществлялось путем вовлечения детей к почитанию творческих сил природы во время религиозных праздников, торжественных церемоний и обрядов, ритуалов и магических действий в честь богов природы. Эти традиции и в наши дни сохранили свое значение, ибо за их порой видимой наивностью часто скрыты глубины народной экологической мудрости В старину в систему народного экологического воспитания входили: игра, организация наблюдений за природой, убеждение, разъяснение моральных норм и правил поведения в природе, личный пример, разумные требования, поощрение позитивного поведения способами фольклора, контроль поведения, запрет негативных действий по отношению к природе, наказание. Много давал ребенку и фольклор своего народа, благодаря которому раскрывалась эстетическая ценность природы. Он учил детей доброму отношению к природе, соединяя экологическое содержание с соответствующими обрядами и прямыми предостережениями и запретами.

Народный земледельческий календарь дает интересный материал для необычного проведения целого ряда экологических, в т. ч. «птичьих» праздников. В процессе подготовки и проведения массовых мероприятий можно привлечь большое количество детей, многие из которых впервые узнают о красивых народных обрядах, связанных с птицами; это будет поводом, чтобы вспомнить о пернатых. Такие мероприятия являются нестандартной формой экологического образования и позволяют разнообразить воспитательный процесс.

Обучение школьников бережному отношению к природе, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования.

Данная разработка позволяет: расширить знания учащихся о птицах ;прививать любовь к природе, птицам ; расширять кругозор и словарный запас учащихся; развивать творческие способности.

Она может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий , занятий кружков экологической направленности с обучающимися начальных классов.

Цели:

1. Продолжать знакомить детей с датами народного земледельческого календаря (12 ноября - Зиновий – синичник), закреплять знания детей о зимующих птицах.

2. Развивать наблюдательность и внимание, гуманное отношение к птицам, мотивацию и интерес к охране птиц;

3. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Предшествующая работа . Заучивание стихов о птицах, закличек, выполнение рисунков на тему «Зимующие птицы», знакомство с приметами, наблюдения в природе; сбор корма для птиц, изготовление кормушек, подготовка слайдов…
Оборудование: запись «Голоса птиц, слайды, шапочки с изображением птиц.
Ход:

Дети входят в оформленный к празднику зал.

Учитель обращается к детям:

Ребята, сегодня особенный день. По народному календарю это день Зиновия - синичника, Синичкин праздник. По обычаю в этот день было принято встречать зимующих птиц. Наш праздник пройдёт в форме КВН между двумя командами: команда «Синицы» и команда «Свиристели». Обязательно на нашем празднике будет присутствовать главная героиня.

"Невелика птичка - синичка, и та свой праздник помнит".

(в зал входит девочка в костюме синички и поёт: »Зинь-зинь-зинь»

Поэтому в народе эту птичку прозвали "зинькой". К синичке на праздник стаями слетаются зимующие птицы, поют, веселятся. Отгадайте, кто торопится на синичкин праздник?

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится,

Не орел, - а все же птица!

(Воробей)

Не дворник, не плотник,

А первый в бору работник.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири).
- Каких ещё зимующих птиц нашего края и наших лесов вы знаете?

Показ слайда (1-7).


Там, где озеро синеет, чайки нынче не видны.

И зимой суровой веет с той, полярной стороны,

Но не все на юге птицы: рядом шумная семья –

Галки, снегири, синицы. Не забудь про воробья!


- Чтобы птицы быстрей прилетели, в народе было принято птиц закликать. Давайте покличем птиц. (Каждая команда выучила закличку для птиц).

Синички - сестрички,

Чечётки - тётки!

Кулички - мужички!

Скворцы – молодцы,

Из-за моря к нам летите,

Весну красную несите!
- Галки - вороны,

Где ваши хоромы?

Наши хоромы

В лесу на соломе!

Тит солому увозил,

Наши гнёзда разорил.

Одна галка наперед

Всю солому соберет!


(входят дети, с рисунками птиц: воробья, клеста, щеглов)

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зёрнышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему…


Ученик 2:

Я бы мог ещё так много

Про лесных сказать певцов,

Как средь стужи и морозов

Вывел клёст своих птенцов.
Ученик 3:

Как с утра и до заката

На репьях гостят щеглы.

И торопятся куда-то

Ярко-красные щуры.

Учитель: Птиц по щелканью и свисту различают,

Их по гомону и пенью узнают,

И поют они, когда им не мешают,

Ну, а если им мешают - не поют.


Конкурс «Узнай птицу по голосу»

Ворона: «Кар-кар-кар!»

Воробей: «Чив, чив, чив, чик-чирик!»

Синица: «Синь-синь-синь!»

Свиристель: «Свири-свир!»
Учитель: Зимой всё покрыто снегом. Насекомые ещё с осени попрятались кто куда. Многие птицы улетели зимовать на юг, в тёплые края. Но в зимнем лесу жизнь продолжается, здесь остаются не только звери, но и птицы: синицы, дятлы, корольки. Эти птицы - постоянные жители лесов средней полосы (осёдлые). Но есть и птицы, прилетающие только на зиму. Летят они с далёкого Севера, где зимы ещё холоднее. Корма там мало и найти его труднее. Таких птиц мы называем кочующие. К ним относятся снегири, свиристели, клесты.

Просмотр слайда (8-11).


Конкурс «Знатоки родного края»

Каждая команда отвечает на вопросы, записанные на карточках.


Галка снегирь

Ворона поползень

Воробей синица


Клёст оляпка

Воробей свиристель

Снегирь галка

Воробей клёст

Галка глухарь

Голубь клёст
Детям предлагается игра " Птичка":

Летели две птички

(дети идут по кругу и машут руками как крыльями)
Ростом невелички.

(показать, что они маленькие).


Как они летели,

(машут руками)


Люди все глядели.

(показ)
Как они садились,

(дети приседают)
Люди все дивились.

(разводят руками)


Как они вставали,

Крыльями махали.

(дети поднимаются и машут руками)
Учитель : Зимою птицам холодно,

Тоскливо, очень голодно.

Порой терпеть невмочь.

А люди всемогущие,

Всегда в тепле живущие,

Должны ли им помочь?


- Вы как думаете, должны ли мы помогать птицам?
Ученик читает стихотворение:
Морозы жестокие

в этом году…

Тревожно за яблоньку

В нашем саду.

Тревожно за Жучку-

В её конуре

Такой же морозище

Как на дворе.

Но больше всего

Беспокойно за птиц

За наших воробышков,

Галок, синиц;

Ведь очень уж холодно

В воздухе им.

Поможем ли мы

Беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить,

И тогда им будет легко

Пережить холода.

Е.Благинина


Девочка, одетая в костюм синички говорит:

Я прилетела к вам посмотреть, как вы подготовились встречать зимующих птиц, сделали ли вы для них домики? Не забывайте о нас!


Обращается внимание детей на выставку кормушек для птиц, которые дети изготовили дома или на уроках технологии.
Ученики читают стихи.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв-

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел певец весенний-

Путешественник – скворец…

Вот и зимушке конец.

З Александрова

Показ слайда (12-14).
Конкурс «Покормите птиц»


Сало клёст

Еловые шишки воробьи

Хлебные крошки синицы

Семена подсолнечника снегири

Ягоды рябины щеглы
Ребёнок читает стихотворение Ю. Кушака "Слетайтесь, тучи"!

У еле приметной дорожки

В кормушки насыпаны

Зерна и крошки.

Слетайтесь, слетайтесь,

Лесные пичуги!

Теперь не страшны вам

Холодные вьюги,

В холодные вьюги

Мы помнить и думать

Должны друг о друге.
Конкурс «Плакат о бережном отношении к птицам»

(Каждая команда рисует плакат)


Игра "Кто ловкий".

Учитель предлагает детям шапочки птиц. По сигналу дети должны, добежав до кормушки, взять ягоду-рябинку и отнести в гнездо. Побеждает самый быстрый и ловкий.


Подведение итогов КВН.

Учитель:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К вашему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!


Показ слайдов.
Награждение команды – победителя.

Вручение детям грамот по номинациям:

Лучший рисунок о зимующих птицах:

Наиболее оригинальная кормушка;

Самый активный участник праздника;

Учитель : - Ребята, давайте возьмём кормушки, которые вы изготовили и развесим их на деревьях, чтобы птицам не было голодно и холодно зимой. Надо заметить, что если уж вы взялись подкармливать птиц, то делать это надо регулярно - по мере расходования корма. Иначе можно погубить привыкших к подкормке пернатых.

Какие птицы не покидают нас весь год?

Галка снегирь

Ворона поползень

Воробей синица
Какая птица любит зимой купаться?

Клёст оляпка

Воробей свиристель
Какая птица выводит зимой птенцов?

Снегирь галка

Воробей клёст
Какая птица спит, зарывшись в снег?

Галка глухарь

Голубь клёст
Какие птицы не покидают нас весь год?

Галка снегирь

Ворона поползень

Воробей синица


Какая птица любит зимой купаться?

Клёст оляпка

Воробей свиристель
Какая птица выводит зимой птенцов?

Снегирь галка

Воробей клёст
Какая птица спит, зарывшись в снег?

Галка глухарь

Голубь клёст
-Чем питаются птицы? Соедините стрелочками название птицы и корм, которым она питается.
Сало клёст

Еловые шишки воробьи

Хлебные крошки синицы

Семена подсолнечника снегири

Ягоды рябины щеглы

Чем питаются птицы? Соедините стрелочками название птицы и корм, которым она питается.


Сало клёст

Еловые шишки воробьи

Хлебные крошки синицы

Семена подсолнечника снегири

Ягоды рябины щеглы

ЛИТЕРАТУРА


  1. Благосклонов К. Н. Охрана и привлечение птиц. - М.: «Просвещение» - 240 с.

  2. Бондаренко Э. О. Праздники христианской Руси: Русский народный православный календарь. - Калининград, 1998. - 416 с.

  3. Борейко В. Е. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов. - Т. 1. - Серия: природоохранная пропаганда. Вып. 10. - Киев, 2008. - 224 с.

  4. Грошев В. Д. Календарь российского земледельца (народные обычаи и приметы). - М., 1991. - 96 с.

  5. Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост. А. Ф. Некрылова. - М., 2000. - 496 с.

  6. Надель-Червинская М. А., Червинский П. П. Энциклопедический мир Владимира Даля. - Книга первая: Птицы. - Т. 1. - Ростов-на-Дону, 1996. - 512 с.