Су-25К после взлёта с палубы, рисунок

Разработка и производство

История эксплуатации

Общие проектные данные

Двигатель

Лётно-тактические характеристики

Вооружение

подвесное

  • ракеты «воздух-воздух»: 2 х Р-60
  • ракеты «воздух-земля»: 4 х Х-27ПС, 2 х Х-31, 2 х Х-29Л
  • неуправляемые ракеты, бомбы (до 1265 кг)

встроенное

  • 1 х 30-мм пушка ГШ-30-2

Силовая установка

На самолёте установлены два бесфорсажных турбореактивных двигателя Р-95Ш с нерегулируемым соплом. Воздух в двигатели поступает по двум цилиндрическим каналам с овальными дозвуковыми нерегулируемыми воздухозаборниками.

Внизу на двигателях расположены коробки самолётных агрегатов, отбирающие часть мощности турбин на вращение электрогенераторов, питающих бортовую сеть самолёта. Эти же генераторы служат стартёрами, раскручивающими компрессор при запуске.

Вооружение и оборудование

Прицельное оборудование палубного штурмовика должно было включать в себя авиационный стрелково-бомбардировочный прицел АСП-17БМЦ и лазерную станцию подсвета и дальнометрирования «Клён-ПС», которые обеспечивали поражение целей при их визуальной видимости. Система управления оружием обеспечивала использование в одной атаке как однотипных, так и смешанных вариантов вооружения.

Вооружение самолёта включало в себя мощную 30-мм двухствольную пушку ГШ-30-2 в фюзеляже, при необходимости её можно было дополнить подвесными контейнерами СППУ-22 с 23-мм пушками ГШ-23Л. Широкая номенклатура бомбового и ракетного вооружения также размещалась на внешней подвеске. Всего пилонов под крылом было восемь, но с подвеской на них многозамковых балочных держателей количество точек подвески могло быть увеличено.

Штурмовик мог нести как неуправляемые бомбы и ракеты, так и управляемые с лазерным наведением (подсветку целей обеспечивала бортовая лазерная станция «Клён-ПС»); в случае подвески на один из пилонов контейнера с системой управления «Вьюга» самолёт мог применять также противорадиолокационные ракеты типов Х-31 и Х-27ПС. Для самообороны предусматривалась подвеска ракет Р-60 класса «воздух-воздух» с тепловым наведением.

Модификации

Варианты палубного штурмовика Су-25К, оснащённые бортовой РЛС

Помимо основного, одноместного варианта, в проекте прорабатывалась также учебно-боевая двухместная версия штурмовика (Су-25УБК ). Эскизный проект этого самолёта предполагал, что на нём будет проходить обучение палубных летчиков технике пилотирования при взлётах и посадках на авианосец, а также самолётовождению в условиях открытого моря и боевому применению. В отличие от реально построенного учебного Су-25УТГ , который при взлёте с трамплина нести боевую нагрузку не может, учебно-боевой Су-25УБК рассчитывался на взлёт с катапульты, поэтому должен был сохранить часть вооружения штурмовика и полноценный прицельно-навигационный комплекс.

На уровне эскизного проектирования разрабатывались также улучшенные модификации одноместного штурмовика - Су-25К-1 и Су-25К-2 . Они должны были нести более совершенный прицельно-навигационный комплекс, включающий в себя бортовую РЛС.

  • Подборка материалов о проектах отечественных авианосцев и палубных самолётов на сайте paralay.com

Примечания

Галерея изображений

Практически всю вторую половину прошлого столетия Советская армия не имела на своем вооружении специализированного самолета, который бы занимался непосредственной поддержкой своих войск на поле боя. То есть, штурмовика. Это кажется довольно странным, ведь легендарный «летающий танк» Ил-2 , внес весомый вклад в победу над гитлеровской Германией. Тем не менее, в 1956 году было принято решение о расформировании штурмовой авиации. По замыслу тогдашнего военного руководства, ее функции должны были взять на себя истребители-бомбардировщики.

Данное решение было ошибкой, но чтобы понять это потребовалось несколько десятилетий. В то время военные доктрины супердержав предусматривали широкое применение ядерного оружия, в том числе и тактического. Естественно, при таком подходе заниматься тихоходными самолетами, которые бы уничтожали вражескую бронетехнику и живую силу с помощью обычных бомб и пушечно-пулеметного вооружения, было не очень интересно.

Однако, в середине 60-х концепции военных меняются. Ядерная война становится менее вероятной, войска должны воевать и уничтожать противника с помощью обычных вооружений. В 1967 году были проведены масштабные учения «Днепр», которые четко показали необходимость создания нового штурмовика. Су-7Б, МиГ-21 , Миг-19 и Як-28 были не способны выполнять эту функцию: они имели высокие скорости полета и просто не могли эффективно работать по малоразмерным и маневренным наземным целям. Кроме того, эти самолеты не имели достаточной защиты и были уязвимы для зенитной артиллерии или просто огня стрелкового оружия с земли.

Советской армии нужен был аналог Ил-2, сделанный на современном технологическом уровне. Этот самолет должен был иметь невысокую дозвуковую скорость полета, быть маневренным и хорошо защищенным, уметь работать на малых высотах.

История создания и применения Су-25

В 1969 году был объявлен конкурс, в котором приняли участие четыре конструкторских бюро: Яковлева, Микояна, Ильюшина и Сухого. Все конструкторские бюро, кроме КБ Сухого предложили модификации серийных самолетов. Самолет Ил-102, представленный КБ Ильюшина, соответствовал требованиям конкурса, но отличался излишней простотой и имел ряд недостатков. КБ Сухого выставило на конкурс прототип штурмовика Т-8, который по собственной инициативе уже несколько лет разрабатывали специалисты бюро.

Т-8 был объявлен победителем конкурса. История появления на свет этой машины также довольно любопытна. В 1968 году к конструкторам КБ Сухого обратилась группа преподавателей Военно-воздушной академии с предложением разработать новый штурмовик. Началась работа, первоначально о ней не знал даже генеральный конструктор КБ. Лишь только после того, как была готова концепция нового самолета, о работах сообщили Сухому. Он одобрил это начинание и внес в проект свои коррективы.

Конструкторы изначально задумывали «самолет поля боя», который должен был поддерживать сухопутные войска в условиях сильного противодействия ПВО. Особое внимание было уделено маневренности и живучести самолета. Также самолет должен быть простым в производстве, неприхотливым в обслуживании и не предъявлять высоких требований к аэродромам базирования.

Т-8 впервые поднялся в воздух в феврале 1975 года. В 1978 году доработанная машина была передана для государственных испытаний. В 1980 году началась война в Афганистане, и новый штурмовик сразу принял участие в боевых действиях, хотя на тот момент машина еще даже не прошла этап государственных испытаний. Конструкторы самолета указывали на то, что самолет еще не готов, но военные хотели испытать его в боевых условиях.

Самолет прекрасно показал себя в тяжелых условиях Афганистана и получил наивысшие оценки военных. Сразу после официального окончания испытаний была создана особая авиационная эскадрилья, вооруженная Су-25, которая была отправлена в Афганистан. Именно там этот самолет получил свое прозвище «Грач».

Самолет приспосабливался к тяжелым условиям войны. В 1984 году у моджахедов появились ПЗРК, в ответ на это, на Су-25 были установлены дополнительные кассеты с ИК-ловушками. Через два года у противника появился новейший американский ПЗРК «Стингер», который стал серьезной проблемой для советской авиации. Этот комплекс был оборудован совершенной системой наведения, поэтому разработчики штурмовика занялись увеличением живучести самолета. Была изменена система прокладки трубопроводов, усилена их защита. В хвостовой части самолета была установлена система пожаротушения.

Штурмовик Су-25 воевал в Афганистане на протяжении восьми лет, и этот период показал высокую надежность и эффективность машины. «Грачи» совершили 60 тысяч вылетов, потеряв при этом всего лишь 23 машины. Были случаи, когда Су-25 возвращался на аэродром, имея до 150 пробоин. Ни один из самолетов не был потерян из-за взрыва топливных баков или гибели пилота.

Кроме Афганистана штурмовик Су-25 принимали участие в гражданском конфликте в Анголе. Эти самолеты участвовали в ирано-иракской войне, правда, информации об их боевом применении нет. Они были задействованы в конфликтах, которые происходили в бывших советских республиках. Эти машины воевали в Африке, активно применялись в ходе первой и второй чеченской войны. Сегодня Су-25 применяются в Ираке против боевиков организации ИГИЛ .

Самолет Су-25 перестал серийно выпускаться в 1992 году. Он является основным штурмовиком российской армии . Летчики очень любят эту машину.

Общее описание самолета

Компоновка самолета Су-25 максимально подходит для решения задач, которые стоят перед ним, а именно: эффективное уничтожение наземных целей на дозвуковых скоростях полета. Самолет прекрасно работает на малых высотах, его практический потолок составляет 10 тысяч метров.

Самолет имеет стандартную схему, с высоко расположенными крыльями. Крыло имеет трапециевидную форму с небольшой стреловидностью. Оно оснащено мощной и надежной механизацией, состоящей из закрылков, элеронов, предкрылков и тормозных щитков. Все это делает самолет очень маневренным.

Самолет имеет два двигателя, которые расположены в гондолах ниже крыльев, в месте соединения крыла и фюзеляжа.

Воздухозаборники нерегулируемые с косым входом. Хвостовое оперение – однокилевое. Самолет оборудован тормозным парашютом.

Первые машины были оборудованы двигателями Р-95Ш, затем была проведена модернизация: на самолете стали устанавливать другой двигатель – Р-195, который имел более высокие технические характеристики. Кроме того, Р-195 имеет более высокую живучесть (выдерживает попадание 12-мм снаряда) и меньшую заметность в инфракрасном диапазоне. Конструкция сделана таким образом, чтобы свести к минимуму возможность выведение из строя обоих двигателей сразу. Су-25 имеет четыре встроенных бака, большое внимание разработчики уделили повышению их безопасности. Предусмотрена возможность подвески дополнительных топливных баков.

На концах крыльев расположены особые гондолы, на которых установлены тормозные щитки.

При разработке Су-25 особое внимание было уделено защищенности самолета, системам обеспечения живучести и спасения летчиков. Все важные системы штурмовика дублированы. Особенно большое внимание было уделено защите кабины пилота. Летчика прикрывает титановая броня толщиной до 30 мм, она надежно защищает от обстрелов из оружия калибром 12 мм, а по особо опасным направлениям – до 30 мм. Сверху кабина защищена бронестеклом. Для спасения летчика в кабине установлено катапультное кресло К-36Л, которое обеспечивает спасение пилота на скоростях до 1000 км/ч, на всем диапазоне высот, включая взлет и посадку.

Штурмовик Су-25 имеет мощный комплекс вооружения. В него входят авиационные пушки, управляемые и неуправляемые ракеты, авиабомбы различных видов. Всего на машину можно установить 32 вида различных вооружений. На Су-25 установлена автоматическая авиационная 30-мм пушка, а остальные виды вооружений можно устанавливать в зависимости от боевого применения. Штурмовик имеет десять точек подвески – по пять под каждым крылом.

Самолет может использовать более десяти видов неуправляемых авиабомб, весом до 500 килограмм, неуправляемые авиационные ракеты и три вида управляемых ракет. Для использования этого вооружения самолет оснащен лазерным дальномером-целеуказателем. Пилот должен подсвечивать им цель вплоть до ее поражения.

Самолет имеет трехопорное шасси, которое позволяет штурмовику производить посадку и взлет даже на плохо оборудованных аэродромах.

Практика использования Су-25 в Афганистане показала необходимость модернизации навигационного оборудования самолета. Визуальная разведка и навигация уже недостаточны для современной войны. На последних модификациях самолета установлено современное радиоэлектронное оборудование.

Технические характеристики Су-25

Ниже указаны тактико-технические характеристики самолета Су-25.

Модификация
Размах крыла, м 14,36
Длина самолета, м 15,36
Высота самолета, м 4,80
Площадь крыла 33,70
Масса, кг
пустого самолета 9500
нормальная взлетная 14600
максимальная взлетная 17600
Топливо, кг 5000

Отличаясь высокой живучестью и мощным вооружением, штурмовик Су 25 «Грач» эффективно осуществлял поддержку операций сухопутных войск с воздуха. Этот самолёт предназначался с самого начала для боевых действий в дневное время, но в настоящее время он прекрасно работает на поле боя в сложных метеоусловиях и любое время суток.


История возрождения штурмовика «Грач»

После окончания Второй мировой войны во второй половине 1960-х в Советском Союзе не существовало самолёта для воздушной поддержки сухопутных войск и только благодаря генералу армии И.Г. Павловскому, тогдашнему Главнокомандующему Сухопутными войсками и протекции Маршала Советского Союза А.А. Гречко объявлен конкурс на создание нового штурмовика.

Проект ОКБ Сухого машины Т8 стал самым удачным, хотя и требовал существенных доработок. Разработчики старались сочетать и воплотить в самолёте три цели. Первая – это разработать простую и высокотехнологичную конструкцию, где нашли бы применение уже существующие системы реальных самолётов. Вторая цель – сделать машину, обладающую высокой маневренностью и способной продолжать полёт со значительными боевыми повреждениями. Третья – создать самолёт, для эксплуатации которого не требуется бетонных ВПП и способного взлетать с полевых аэродромов с полной боевой нагрузкой в непосредственной близости от линии боевого соприкосновения.

Назначенный главным конструктором П.О Сухим, руководитель проекта М.П. Симонов построил прототип для испытаний на прочность уже к 7 ноября 1974 года. В феврале 1975 года, перед днём Советской Армии, лётчик-испытатель В.С. Ильюшин впервые совершил ознакомительный полёт на опытном образце. В сентябре 1978 года, после утверждения требований к штурмовику и представления эскизного проекта, машина проходила государственные лётные испытания.

Летом 1979 года был опробован в воздухе предсерийный образец Т-8-3. На этом прототипе самолёта были воплощены все решения, которым изначально должен соответствовать перспективный штурмовик. С апреля по июнь 1980 года два предсерийных прототипа участвовали в боевых действиях на афганской войне и в марте 1981 года подписали акт о завершении госиспытаний.

В подразделения воинских частей в Афганистане новые машины приходили уже в апреле 1981 года, в строю же официально числились лишь с 1987 года.

Особенности конструкции самолёта Су 25

Для штурмовика Су 25 «Грач» хорошо подошла традиционная аэродинамическая схема – это моноплан с высокорасположенным крылом и однокилевым хвостовым оперением. Две силовые установки размещены на сопряжении крыла с корпусом, шасси трёхопорное, убирающееся в фюзеляж.

Основная задача конструктора была живучесть самолёта, поэтому лётчик размещался в своеобразной титановой капсуле с толстым бронестеклом. Важные агрегаты имели надёжную защиту из брони, наполнитель из полиуретана защищал топливные баки, которые по мере выработки наполнялись ещё и инертным газом.

Опыт войны в Афгане показал, что двигатели Р-95Ш расположены слишком близко по отношению друг к другу, снаряд из ПЗРК, попав в один двигатель, разрушал и второй. Недостаток устранили, поставив между силовыми установками перегородку из брони длиною 1,5 метра и оснастив систему пожаротушения четырьмя шарообразными баллонами с фреоном.

После этих доработок, ПЗРК не сбили ни одного , хотя повреждения получило большое количество штурмовиков.
Более поздние варианты штурмовика и имеют несколько «горбатый» вид, который им придал отсек, размещённый за кабиной пилота, а каркас фонаря конструктивно усилили. ЭЛТ-экран выводит ТВ-изображение на лобовое стекло, в новых кабинах отказались от перископа заднего вида. Система покидания оборудована катапультным креслом К 36Л и обеспечивает катапультирование на нулевой скорости и нулевой высоте.

Восемь универсальных пилонов особой прочности расположены под крылом, из которых внутренние и средние несут топливные сбрасываемые баки, другие предназначены для авиабомб и ракет, включая Х-29Т. Два наружных пилона оборудованы держателями для ракет класса «воздух- воздух». Ещё один узел подвески располагается по оси фюзеляжа, он предназначен для контейнеров с системами наведения ПТУР и многофункциональных РЛС.

Нельзя не сказать о варианте Су 25УТГ , разработанным специально для подготовки пилотов палубной авиации. Этот штурмовик проходил испытания на борту ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Так как постоянным местом для дислокации палубного штурмовика определили береговые аэродромы, складываемые крылья были ему не нужны.

Лётно-технические характеристики самолёта Су 25 «Грач»

  • Размах крыла – 14,36 м
  • Площадь крыла – 30,1 м2
  • Силовая установка – 2 х Р-195
  • Взлётная тяга – 44,13 кН
  • Вес пустого самолёта – 9315 кг
  • Максимальный взлётный вес – 17600 кг
  • Максимальная скорость – 950 км/ча
  • Практический потолок – 7 тыс.м
  • Боевой радиус – 300 км
  • Дальность без ПТБ – 640 км
  • Дальность с четырьмя ПТБ – 1250 км
  • Длина разбега бетон/грунт – 550/600 м
  • Длина пробега бетон/грунт – 600/700 м
  • Вооружение – двуствольная пушка ГШ-30-2
  • Точек подвески – 10

Курьёзный случай произошёл 30 марта 2016 года в Приморье. Самолёт заходил на посадку, на военный аэродром Черниговка, и неожиданно упал не долетев до полосы, пилот успел катапультироваться. Машина рухнула на хозяйственные постройки во дворе частного дома, пострадал гараж, погибли 50 кур. Самолёт попал на погреб, уничтожив припасы хозяина дома. Военные, по словам пострадавшего, обещали возместить нанесённый ущерб.

Во время войны в Афганистане 24 октября 1987 года, при атаке целей у кишлака Кобай в первом заходе в лейтенанта П.Н. Голубцова попал снаряд ПЗРК и оторвал половину хвостового оперения. Начался пожар в двигателе, который удалось частично погасить, пилот принял решение посадить самолёт на своём аэродроме.

Дотянув на одном двигателе до полосы, лейтенант Голубцов произвёл посадку, но система торможения не сработала и пришлось направить самолёт на грунт, чтобы затормозить машину.
Лейтенант Пётр Голубцов награждён орденом Боевого Красного Знамени.
За время войны в Афганистане потеряны лишь 23 машины. Живучесть «Грачей»(так лётчики называли ) феноменальная. Своеобразный рекорд поставил самолёт, на котором после посадки насчитали 165 пробоин.

Всего за время боевых действий в Афгане было произведено 139 пусков управляемых ракет и 137 из них поразили цель.
Правительство Ирака сняло с вооружения в 2003 году, а в 2014 году вновь закупила эти машины в РФ и Иране, поняв, что этот штурмовик как нельзя лучше подходит для ведения боевых действий против боевиков ИГИЛ.

Россия предполагает оставить на вооружении ВКС самолёты до 2020 года. Так, спустя десятилетия подтвердился конструкторский талант инженеров фирмы «Сухой», создавших такой незаменимый штурмовик.

Грачи Су 25 видео

ТАСС-ДОСЬЕ. 3 февраля 2018 года в Минобороны РФ сообщили, что при выполнении облета зоны деэскалации "Идлиб" в Сирии потерпел крушение штурмовик Су-25 Воздушно-космических сил (ВКС) России. Летчик успел доложить о катапультировании в районе, подконтрольном боевикам террористической организации "Джебхат ан-Нусра" (запрещена в РФ). При ведении боя с террористами пилот погиб. По предварительной информации российского военного ведомства, самолет был сбит из переносного зенитно-ракетного комплекса.

В Минобороны уточнили, что российским Центром примирения враждующих сторон в Сирии совместно с турецкой стороной, ответственной за зону деэскалации "Идлиб", принимаются меры по возвращению тела летчика.

Су-25 (по классификации НАТО - Frogfoot) - бронированный дозвуковой всепогодный турбореактивный штурмовик. Предназначен для поддержки сухопутных войск над полем боя, уничтожения наземных объектов и малоскоростных воздушных целей. Разработан в первой половине 1970-х годах в опытном конструкторском бюро (ОКБ) П.О. Сухого (Москва). Генеральный конструктор - Павел Сухой, главный конструктор - Олег Самойлович. Рабочий шифр самолета - Т-8.

Опытный образец впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975 года, его пилотировал заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза Владимир Ильюшин. Самолет серийно строился на Тбилисском (1978-2008 годы), а также Улан-Удэнском авиационных заводах (1978 год - н. в.). Всего предприятиями выпущено более 1 тыс. 300 машин этого типа. В ВВС СССР находился в эксплуатации с 1981 года, официально был принят на вооружение только в 1987 году Минобороны России планирует использовать самолет в модернизированных вариантах Су-25СМ и Су-25СМ3 как минимум до 2020 года.

Летно-технические характеристики

Экипаж - 1 человек (2 в учебных модификациях). Аэродинамическая схема самолета - двухдвигательный высокоплан с трапециевидным крылом, однокилевым хвостовым оперением и трехопорным убираемым шасси с носовым колесом. Бесфорсажные турбореактивные двигатели размещаются в мотогондолах в месте сопряжения крыла с фюзеляжем. Кабина пилота и двигательные отсеки бронированы. Длина Су-25 - 15,53 м, высота - 4,8 м, размах крыла - 14,36 м. Максимальная взлетная масса - 16 тыс. 500 кг., максимальная боевая нагрузка - 4 тыс. 340 кг. Радиус действия с боевой нагрузкой 2 т - 400 км (у земли) и 700 км (на высоте). Максимальная дальность полета с максимальной боевой нагрузкой - 1 тыс. 250 км, практический потолок - 7 тыс. м.

Вооружение

Двухствольная пушка калибра 30 мм (боезапас 250 снарядов), на 10 точках подвески могут размещаться управляемые ракеты типа "воздух-поверхность" или "воздух- воздух", неуправляемые ракеты, авиационные бомбы, также штурмовик может нести стрелково-пушечные контейнеры с двухствольным пушками калибра 23 мм (боезапас 260 снарядов).

Модификации

Су-25 - базовый серийный; Су-25К ("коммерческий") - экспортный вариант базового; Су-25УБ и Су-25УБК - двухместные учебно-боевые; Су-25УТ и Су-28 - двухместные учебные; Су-25Т (Су-39), Су-25ТМ, Су-25ТК - противотанковые штурмовики; Су-25БМ - буксировщик мишеней; Су-25УТГ - учебно-тренировочный самолет для отработки посадки с использованием наземных и палубных аэрофинишеров (эксплуатируется Морской авиацией ВМФ России); Су-25КМ "Скорпион"- модернизация для ВВС Грузии, выполненная совместно с Израилем.

Боевой опыт

Су-25 в разное время состояли на вооружении порядка 30 государств, в настоящее время этими самолетами располагают армии РФ, Белоруссии, Украины, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Азербайджана, Армении, Анголы, Ирака, Ирана, КНДР, Перу, Чада и др. Применялись в ходе военных действий в Афганистане (1981-1989 год), ирано-иракской войне (1985-1988 год), войне в Персидском заливе (1990-1991 год), вооруженных конфликтах на территории Таджикистана (1992-1997 год), Абхазии (1992-1993 год), Нагорного Карабаха (1991-1994 год), Чеченской Республики (1994-1996 год, контртеррористическая операция 1999-2009 год), ДР Конго (1998-2000 год), Македонии (2001 год), Южной Осетии (2008 год), на Украине (в 2014 году), на севере Ирака (с 2014 года), в Сирии (с 2015 года).

Аварии и катастрофы

Точное число серьезных авиационных происшествий с участием Су-25 неизвестно. В открытых источниках приводится информация о 12 катастрофах самолетов этого типа (исключая боевые потери) в СССР и РФ, в результате которых погибли в общей сложности 13 человек.

Самолет модели Су-25 является штурмовиком советского, а потом и российского производства. Данный бронированный аппарат создан специально для обеспечения поддержки наших военных формирований на земле. Данная машина может проводить активные боевые действия независимо от времени суток. Кроме того, она имеет возможность проводить прицельный огонь по объектам по заданным координатам. Данный аппарат имеет прозвище в рядах ВВС РФ − «Грач».

Краткая хронология создания самолета-штурмовика Су-25

Проектированием самолета Су-25 занималось конструкторское бюро имени Сухого с 70-х годов прошлого века. Данный проект был запущен за счет того, что признали ошибочным решение 56 года о том, что нужно создавать истребители-бомбардировщики. При создании самолета Су-25 главным конструктором был назначен О.С. Самойлович.

Конструкторы проводили массу исследований и опытов, которые позволили подобрать оптимальную компоновку нового самолета. По итогам всех исследований и разработок было представлено более 600 образцов. Впервые рабочий прототип машины Су-25 был поднят в воздух в начале 75 года. После конструкторских испытаний и доработок систем самолет был представлен государственной комиссии, которая дала добро на изготовление и подтвердила высокие летные характеристики аппарата.

С 1980 года данная машина была принята на вооружение в армию СССР. А еще через год 12 таких машин выполняли военные операции на территории Афганистана. Самолет тип Су-25 является актуальной и востребованной боевой единицей, поскольку Министерство обороны РФ продолжает заказ данных аппаратов. Данная машина в ВВС нашей страны будет еще служить до 2020 года.

Особенности конструкции Су-25

Данный аппарат создан по схеме высокоплана, который оснащен двумя двигателями, при этом машиной управляет один пилот. Крыло стреловидной формы оснащено надежной механизацией, в состав которой входят закрылки, тормозные щитки, маневренные предкрылки и элероны. Самолет имеет великолепные качества как в полете, так и в боевых условиях. Этого удалось достичь за счет того, что конструкторы первоначально знали конкретное назначение данной машины. В боевых условиях самолет имеет возможность летать на очень низких высотах, что позволяет ему проводить качественную работу по целям и при этом быть неуязвимым для противника.

Данный самолет имеет большое количество титановых сплавов в основе своей конструкции, что позволяет снизить общую массу и при этом предоставить прочность и отличную броневую защиту. Кабина пилотов является цельносварной, что повышает безопасность летчика при обстреле. Для повышения живучести машины конструкторами была продумана система баков, которые не будут взрываться даже при попадании в них пуль и осколков.

Кроме этого, все системы самолета продуманы очень хорошо и надежно, поскольку они полностью дублированы, что позволяет продолжать эффективный полет и бой при отказе одного из оборудований. Примером живучести может послужить даже тяга управления, которая имеет диаметр в 4 см, а это означает, что при прямом попадании пуля калибром в 12 мм не сможет ее перебить.

Штурмовик Су-25 оснащен силовой установкой, которая состоит из двух двигателей, которые расположены по бокам фюзеляжа и защищены броней, что в свою очередь закрывает и топливные баки. Кроме пассивной защиты, самолет имеет целый комплекс активных приемов, которые работают на безопасность машины. К активной защите относится система радиоэлектронного противодействия, дипольные отражатели, а также система тепловых ловушек. Все эти комплексы и системы позволяют поднять живучесть машины на качественно высший уровень при боевых операциях.

Первые машины типа Су-25 имели силовую установку, которая была представлена двумя турбореактивными двигателями типа Р-25. Данная силовая установка позволяла достичь тяги в 4100 кгс. Но вскоре эти двигатели были заменены на более новые и мощные. Двигатель нового класса имел маркировку Р-195 и давал самолету тягу в 4500 кгс. Новые двигатели давали не только больше мощности, но и были менее заметны в инфракрасном спектре, что позволяло лучше укрыть его от радаров противника.

Что касается шасси, то оно состоит из трех опор, которые оснащены пневматическими амортизаторами гашения колебаний, в которых находится низкое давление. За счет качественного шасси и мощной силовой установки самолет может производить взлет и посадку с грунтовых аэродромов.

Первоначально Су-25 был создан как дешевая, но надежная машина. Как показала практика, в афганской войне мало полагаться только на визуальную работу пилотов, поскольку они не могут всего видеть и заметить. Даже данные разведки не дают максимального эффекта для выполнения операции. Именно поэтому на самолет типа Су-25 начали устанавливать более современное навигационное оборудование, которое давало возможность использовать машину более эффективно и при этом наносить больше урона войскам противника.

Что касается вооружения самолета, то оно достаточно мощное, поскольку в перечень оружия аппарата входит двойная 30-миллиметровая пушка, которая заряжается 250 патронами. Но самое сильное оружие навешивается на консоли крыльев. Общая масса вооружения может составлять 4 тонны. На крыльях можно расположить разнообразные бомбы и ракеты, которые наиболее подходят для выполнения поставленных задач.

Характеристики самолета Су-25

Модификация Су-25
Размах крыла, м 14.36
Длина самолета, м 15.36
Высота самолета, м 4.80
Площадь крыла, м2 33.70
Масса, кг пустого самолета 9500
Масса, кг нормальная взлетная 14600
Масса, кг максимальная взлетная 17600
Топливо: внутренние топливо, кг 5000
Топливо ПТБ 2
Тип двигателя 2 ТРД Р-195 (на первых - Р95Ш)
Тяга, кН 2 х 44.13 (40.20)
Максимальная скорость, км/ч у земли 975
Максимальная скорость, км/ч на высоте М=0.82
Практическая дальность, км 1850
Боевой радиус действия, км
на высоте 1250
у земли 750
Практический потолок, м 7000-10000
Макс. высота боевого применения 5000
Макс. эксплуатационная перегрузка 6.5
Экипаж, чел 1

Вооружение Су-25:

Вооружение:
  • Одна 30-мм двуствольная пушка ГШ-30-2 в нижней носовой части с 250 патронами.
  • Боевая нагрузка - 4340 кг на 8(10) узлах подвески, нормальная нагрузка - 1340 кг
  • Бомбовая нагрузка: До 8 бомб с лазерным наведением, 8-10 500-,250-кг бомбы, 32 100-кг бомбы, бронебойные бомбы, напалмовые баки
  • НУР: 8-10 ПУ УБ-32-57 (320(252) х 57-мм) или 8-10 240-мм, блоки НАР типа С-5 (57 мм), С-8 (80 мм), С-24 (240 мм) и С-25 (340 мм).
  • УР: воздух-воздух Р-3(АА-2) или Р-60(АА-8) воздух-поверхность Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л
  • Контейнеры СППУ-22 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л с 260 патронами.