«Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно;
живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра»

Сэмюэл Смайлс.

Шотландский журналист, лектор и писатель.

«Некоторое время занимался медициной, но затем интерес Смайлса переместился в область политики, что привело к его назначению редактором радикальной газеты «Лидс Таймс», где он и работал до 1842 года. На него оказали влияние утилитаристы Иеремия Бентам и Джеймс Милль (отец Джона Стюарта Милля ), и он начал добиваться свободы торговли, расширения избирательных прав и улучшения условий труда рабочих на фабриках. Со временем Смайлс разочаровался в политических реформах и занялся личным развитием , в то же самое время он начал работать управляющим на железой дороге, читая курс лекций, на основе которого впоследствии была создана книга «Помоги себе сам».

Том Батлер-Боудон, 50 книг и великих идей, которые помогут вам изменить свою жизнь, М., «Аст», 2009 г., с. 335.

В 1845 году Сэмюэл Смайлс начал читать лекции группе молодых рабочих Лидса, создавших собственную вечернюю школу для совершенствования знаний.

Основная идея лекций и книги: человек, стремящиеся к самосовершенствованию, сможет добиться этого собственными силами.

«Смелая и необычная жизнь одного человека зажигает огонь в умах остальных, способности и стремления которых схожи, а если есть мужественное стремление к достижению цели, то результат всегда обязательно последует. Такая цепочка примеров успеха тянется сквозь историю бесконечной линией - восхищение порождает имитацию и воспитывает подлинную аристократию гениев».

«Существует много противоположных характеров, но в гениальности трудно ошибиться. Некоторые, зная этому цену, сочтут отвратительной цель жить во имя необдуманных идей. Колонел Картерс сказал человеку, отличавшемуся своей честностью: «Я отдал бы тысячу фунтов за твоё доброе имя». «Почему?» - спросил тот. «Потому что с его помощью я смог бы сделать десять тысяч», - последовал честный ответ».

«Никакие законы, насколько бы они строго ни исполнялись, не смогут сделать ленивого человека предприимчивым, расточительного - бережливым, а пьяного - трезвым. Такие реформы могут проводиться лишь при помощи индивидуальных действий, экономии и самоотречения; лучших привычек, а не при помощи более хороших законов».

Цитируется по: Том Батлер-Боудон, 50 книг и великих идей, которые помогут вам изменить свою жизнь, М., «Аст», 2009 г., с. 328.

«Во времена Сэмюэла Смайлса Британия правила примерно четвертью планеты. Как и во всякой империи, её благополучие было основано на плачевном положении тех, кто обеспечивал процветание страны. Её хорошие качества - социальные реформы, просветительские принципы в политике, энергия и изобретательность людей - поддерживались и объединялись верой в прогресс.
Одним из воздействий работы Джона Стюарта Милля «О свободе» стало относительное понимание таких ценностей. Восставая против политического подавления, она также незаметно закладывает основы социалистического понимания общества, которое подняло представления о нём на такой уровень, что индивидуум был защищен от возможности выйти за пределы собственных границ. Но Смайлс напоминает нам, что Милль в действительности сказал: «Благополучие государства относительно большого промежутка времени заключается в благополучии людей, из которых оно состоит».
Если в XX веке идея прогресса вновь завладела умами людей, то на этот раз она была воспринята по-другому: не как задача правительства, а как смысл жизни отдельного человека. Если принцип политической свободы Милля являлся основным условием человеческого прогресса, то именно книга Сэмюэля Смайлса помогла человеку сделать что-то со своей свободой.
Интересно, что в ранний период своей жизни Смайлс был политическим реформатором, однако впоследствии он отказался от этой идеи, осознав, что реформы невозможны без изменения психологии индивида».

Том Батлер-Боудон, 50 книг и великих идей, которые помогут вам изменить свою жизнь, М., «Аст», 2009 г., с. 333-334.

Общая идея книги: значительные результаты достигаются личной энергий, трудолюбием, преданностью делу и настойчивостью в преследовании цели.
Скачать PDF
Другие переводы книги: «Помоги себе сам»; Саморазвитие; Самопомощь; Самодеятельность; Self help; «Саморазвитие умственное, нравственное и практическое».

Книга является первоисточником по теме саморазвития. Издана в 1859 году .
На книжных полках сложно найти принципиально новое – по мнению Викентьева И.Л. , и редкий тренер по саморазвитию читал/слышал об этой книге.

Предисловие

«Начало трудовой жизни должно быть трудным – благополучие развращает». Борис Комраков. Страница 6

«Главное зло, мешающее человеческому усовершенствованию, заключается в непонимании значения собственных сил, в недостатке самоуверенности». Владимир Вольфсон (переводчик). 9

«Люди, пренебрежительно относящиеся к скромному труду, не достигнут ничего, какое бы дело им не предоставить». Владимир Вольфсон. 10

Глава 1

Самопомощь является основным началом в развитии личности. Помощь, оказанная нам другими, часто лишает нас энергии, самопомощь же, безусловно, укрепляет наши силы. 14

Никакой закон, как бы строг он не был, не может сделать лентяя трудолюбивым, расточителя – бережливым, пьющего – трезвым. Подобные перемены могут совершаться лишь личной волей и деятельностью человека – изменением образа жизни, а не расширением прав. 15

Законы, управляющие человеком извне, имеют сравнительно небольшое значение: гораздо важнее то, каким образом человек управляет сам собой. 16

Вековым же опытом установлено, что человек совершенствуется больше работой, чем чтением, что обновление человеческого рода больше обусловливается жизнью, чем литературой, больше действиями, чем наукой, и больше характером, чем изучением биографий знаменитостей. 17

Изучив жизнь самый замечательных [героев книги], придём к заключению, что нужда и неблагоприятные обстоятельства были неизбежными условиями их жизни. 24

Леность и превосходство – понятия не совместимые. Только трудолюбие может обогатить человека как в самообразовании, так и в материальном отношении. 24

Бедность ещё далеко не несчастье. При энергичной деятельности она даже может превратиться в источник благополучия, так как человек, обладающий здравым смыслом и силой воли, всегда выйдет из житейской борьбы победителем. 24-25

Человеческая личность формируется под влиянием бесчисленного множества условий: примера и наставлений, жизни и литературы, друзей и знакомых, настоящего и прошлого. Но, как бы ни было велико значение этих влияний, человек должен сам быть руководителем своей жизни и, не отвергая содействия других, рассчитывать лишь на самого себя. 28

Глава 2

Школа труда является лучшей практической школой человеческой мудрости; самое простое ремесло отнюдь не несовместимо с высокой степенью умственного развития. 30

Глава 3

«Глубоко ошибаются те, которые полагают, что, будь они поставлены в хорошие условия, они достигли бы почести и известности; такая известность достигается не сном, но непрерывным бодрствованием и неутомимым трудом». Вазари 60

Глава 4

Величайшие успехи в жизни обычно достигаются простыми способами и применением к делу самых обыкновенных способностей.
Человеческое счастье достигается тяжёлым шествием по давно проторенной дороге, называемой честным трудом; и те, которые шли по этой дороге без устали, вернее и лучше достигали цели. 81

Нередко судьбу называют слепой. Но судьба не так слепа, как люди. Если всмотреться в жизнь повнимательнее, то неизбежно нужно прийти к заключению, что судьба обычно благоприятствует людям наиболее трудолюбивым.
Даже в высших отраслях умственной деятельности человека наиболее полезными оказываются самые обыкновенные качества, как: здравый смысл, внимание, прилежание и настойчивость. 81-82

Гениальность вовсе не составляет необходимости. Величайшие люди сомневались в силе гения и ставили гениальность на одну доску с житейской мудростью и стойкостью в преследовании намеченной цели. 82

Люди, наиболее содействовавшие прогрессу человечества, были не столько людьми гениальными в собственном смысле слова, сколько людьми с развитыми средними способностями и непреодолимой настойчивостью.
Люди, которым недостаёт настойчивости, как бы способны они не были, весьма часто отстают от людей, даже ограниченных, но прилежных. 83

Самой важной задачей воспитания является выработка в человеке умения трудиться; если это достигнуто, успех в жизни достигается сравнительно легко.
Всё в жизни достигается трудом. Самое простое дело нельзя осуществить иначе, как посредством упорного труда; и чего только нельзя преодолеть им! 84

Джиардини сказал молодому человеку, спросившему его, сколько лет нужно для того, чтобы научиться хорошо играть на скрипке: «Двадцать лет по 12 часов в день» . 84

Наибольший успех достигается сравнительно медленно; он завоёвывается, так сказать, шаг за шагом, де Местер замечает, что «Великая тайна успеха заключается в умении ждать». [В отличие от Гандапаса: успех от слова «успеть»] 84

Трудолюбие и прилежание являются основами успеха, как и основами счастья; быть может, высшее наслаждение жизни состоит в добровольном, сознательном и плодотворном труде; подобный труд развивает в нас энергию, веру в свои силы и многие другие добрые качества. 85

Не столько случай содействует преуспеванию человека в жизни, сколько неослабное трудолюбие и настойчивость в преследовании намеченной цели. Слабохарактерному, шаткому, беспечному человеку самые счастливые случайности не приносят никакой пользы.
Но поразительно, как много может совершить человек, умеющий пользоваться счастливым случаем, если только его усилия уже раньше были направленны к достижению известной цели. 111

Достаточно уделить один свободный час ежедневно , и человек самых обыкновенных способностей будет в состоянии овладеть каким-либо полезным знанием. В течении каких-нибудь десяти лет круглый невежда может сделаться в высшей степени сведущим человеком . Не нужно допускать, чтобы время проходило совершенно бесплодно; необходимо или укреплять те знания и привычки, которыми человек уже обладает, или совершенствовать их, или же, наконец, стараться приобретать новые знания и умения, безразлично, к какой бы отрасли они не относились. Любая наука, любое искусство могут быть изучены, и изучение это может быть доведено до высокой степени совершенства, если посвящать ему ежедневно хотя бы немного времени, но систематически, не пропуская ни одного дня. 111-112

Подобно всем истинным труженикам, [Гентер] заслужил лучшую из всех наград – награду, которая гораздо меньше зависит от других, чем от самого себя, а именно – осознание, что совершил в жизни всё то, что мог совершить, энергично применив к делу все природные способности, и не щадя сил для достижения общеполезных целей. 115-116

Вычислено, что [Маршаль Галль] провёл в течение своей жизни не менее 25 000 часов над своими химическими и физиологическими исследованиями. 123

«Терпением – этой столь обыкновенной способностью – можно преодолеть всё и достигнуть в науке большего, чем даже гениальностью, если только развить и направить её должным образом». Миллер в своей автобиографии. 131

Глава 6

«Те, кто поставил себе целью достигнуть превосходства, должны работать, охотно и неохотно – безразлично, утром, днём, вечером, ночью; успех даётся не шутя, а лишь серьёзным, тяжёлым трудом». Барри 135

— Вы просите с меня , – сказал один венецианский дворянин скульптору, – за бюст, которые вы сработаете в 10 дней.
— Да, – отвечал скульптор, – но вы забываете, что я учился 30 лет для того, чтобы быть в состоянии сделать этот бюст в 10 дней.

Глава 7

Собственные усилия человека – вещь самая важная; ни книги, ни учителя, ни посторонняя помощь, никакие уроки не могут заменить самостоятельный умственный труд. 273

Никакое дело не может быть совершено одним желанием совершить его. Все великие дела требовали обширных, продолжительных приготовлений. На свете нет ничего лёгкого: научиться ходить и то трудно. 278

Самым полезным изучением является то, которое преследует строго определённую цель. 279

Недостаток самоуверенности, ложное представление о собственных силах и способностях, а в силу этого и отсутствие энергии, являются крупными недостатками характера, мешающие человеку продвигаться вперёд и преуспевать; в большинстве случаев человек достигает малого только потому, что он к малому и стремился. 280

Знания, усвоенные без серьёзного умственного труда, не могут быть основательными. Поверхностное изучение забавляет ум, но не обогащает его. Высокая степень умственного развития достигается только значительными усилиями, трудом вполне самостоятельным и упорным, потому что нельзя упрощать то, что сложно по самому существу своему. 280

Труд – единственная цена, которой можно приобрести что-либо существенное в жизни. 281

Каждый человек, на какой бы низкой ступени он ни стоял, имеет право сказать: «Моей первой обязанностью в жизни является самоусовершенствование, служащее основой самоуважения. Я представляю собой составную часть великого целого, называемого обществом, и потому не имею права разрушать свои силы и опускаться в нравственном отношении. Наоборот, я обязан развивать их и насколько возможно совершенствовать свои способности». 285

Только человек легкомысленный и ленивый говорит: «Мне уже поздно учиться – я слишком стар». 304

Глава 12

Нравственные свойства в молодых людях вырабатываются исключительно под влиянием окружающей среды; значение примера, подаваемого родителями детям, столь громадно, что вся система воспитания, которую родители должны давать детям, может быть сформулирована двумя словами: «Совершенствуйтесь сами». 310

Самое верное условие успешного труда состоит в том, чтобы трудиться охотно. 318

Глава 13

Каждый человек обязан стремиться выработать в себе хороший характер – это должно быть его главной задачей в жизни. Уже самое стремление является залогом личного усовершенствования и возвышает душу. 327

Привычка – могучая сила, на которую одинаково рассчитывают как законодатели, так и школьные учителя; в силу привычки всё становится лёгким; трудным делается только то, что не вошло в привычку. Если человек привык к трезвости, то пьянство для него невыносимо; если человек привык к осторожности, то всякий легкомысленный поступок тотчас же вызывает в нём внутренний протест. 329

Не жалуйся – «Сделай шаг вперёд»

© Соколова В. Д., перевод на русский язык, 2013

© Tom Butler-Bowdon 2003.This edition published by arrangement with Nicholas Brealey Publishing and The Van Lear Agency

* * *


Любовь к себе как путь к здоровью

Эта книга – продолжение мирового бестселлера Луизы Хей «Ты можешь исцелить свою жизнь». Она приглашает вас прислушаться к своему телу и настроиться на личную неповторимую мудрость. Перед вами – не только история о здоровом образе жизни, но и более 50 вкуснейших рецептов, которые позволят вам чувствовать себя бодрой и счастливой на протяжении всей жизни.


Лайфхаки уверенных людей. 50 способов повысить самооценку

«Лайфхаки уверенных людей» – это 50 советов, которые помогут вам повысить самооценку, развить уверенность в себе, научиться самообладанию и умению контролировать ситуацию.


Стивен Кови является почетным доктором нескольких университетов и вошел в список 25 самых влиятельных людей Америки по версии журнала Time.

Подлинная эффективность основывается на ясности. Изменение становится реальным, только если оно приобретает характер привычки.


Автобиография

Бенджамин Франклин является известной всему миру исторической фигурой благодаря своей роли в американской революции и опытам с электричеством.

В своей книге он говорит, что постоянная работа над собой и любовь к обучению – вот билет в жизнь, полную небывалого успеха.


От хорошего к великому

Не удовлетворяйтесь тем, что вы хороший или отличный. Узнайте, что такое быть великим. Автор книги Джим Коллинз возглавляет Лабораторию менеджмента в Боулдере и работает на факультете магистратуры Школы бизнеса Стенфордского университета.

1859

Самопомощь

«Смелая и необычная жизнь одного человека зажигает огонь в умах других людей со схожими способностями и стремлениями; и если есть мужественное стремление к достижению цели, результат не заставит себя долго ждать. Цепь примеров достижения успеха тянется сквозь историю бесконечной линией – восхищение порождает подражание и увековечивает элиту гениев».

«Никакие законы, насколько бы строги они ни были, не смогут сделать ленивого человека трудолюбивым, расточительного – бережливым, а пьяного – трезвым. Такие перемены могут стать лишь итогом внутренней работы над собой, экономии и самоотречения; результатом изменений собственных привычек, а не расширения прав».

В двух словах

История знает огромное количество людей, добившихся великих результатов благодаря элементарной воле и настойчивости.

В схожем ключе

Стивен Кови. Семь навыков высокоэффективных людей

Бенджамин Франклин. Автобиография

Сэмюэл Смайлс (англ. Samuel Smiles, 23 декабря 1812, Хаддингтон — 16 апреля 1904, Кенсингтон) — шотландский писатель и реформатор. Автор книг нравственно-философского характера, изобилующих фактами из биографий великих людей. Родился в Хаддингтоне, Восточный Лотиан (Шотландия) в семье Сэмюэля Смайлса Хаддингтона и Джанет Вилсон Далкеиз.

Самюэль был одним из одиннадцати детей, который выжил. Оставил школу в возрасте 14 лет и был отдан в учение доктору, благодаря чему в конечном счете Смайлс смог позднее изучить медицину в университет Эдинбурга. Его отец умер во время эпидемии холеры в 1832 году, но Сэмюэль продолжил обучение, получив поддержку матери, которая продолжала управлять семейным магазином, твердо веря, что «Бог обеспечит».

Её пример работать непрерывно, чтобы содержать себя и девять младших братьев, оказал сильное влияние на его будущую жизнь.

Книги Сэмуэля Смайлса, «Помощь себе», «Бережливость», «Жизнь и труд» и др., достаточно просто и ясно обозначают нравственные идеалы, к которым следует стремиться каждому человеку. Его произведения были популярны в России до революции. Главная книга Смайлса «Self-help» (в русском переводе «Самодеятельность») издавалась с 1866 до 1903 года десять раз.

Сегодня Сэмюэль Смайлс больше известен как автор книг, расхваливающих достоинства самопомощи, и биографий, в которых говорится о достижениях «героических» инженеров.

********************************************

ЦИТАТЫ:

Распущенность в манерах всегда влечет за собой распущенность принципов.

Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра.

Счастье по большей части бывает на стороне человека трудолюбивого, как волны и ветер бывают на стороне лучших пловцов.

Очень часто книга, производящая глубокое впечатление на юный ум, составляет эпоху в жизни человека.

Ложь находит себе обвинителя в самом лжеце: говоря неправду, он уверяет, однако, что говорит правду, ибо знает, что правда всеми и всюду уважается, тогда как ложь всеми и всюду презирается.

Красноречие в поступках несравненно лучше красноречия на словах.

Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности; человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли.

Всякий дурно исполненный труд есть та же ложь. Он бесчестен.

Верьте человеку — и вы сделаете для завоевания его сердца гораздо больше, чем всевозможные постановления закона и власти.

Бодрое и веселое расположение духа — не только богатый источник жизненного наслаждения, но в то же время и сильная охрана характера.

Самюэл Смайлс , получивший известность в качестве автора сочинений философско-нравственного характера, родился 23 декабря 1812 г. в шотландском Гаддингтоне (Берквикшир). Самюэл учился в школе, а 14-летним подростком его отдали в ученики врачу. Это во многом обусловило шаг, определивший его дальнейшую биографию, - поступление в 1832 г. в Эдинбургский университет на медицинский факультет. В этом же году умер от холеры его отец, мать помогла ему продолжить образование.

В студенческую пору он, ратуя за реформирование парламентской системы, пробовал себя в журналистике. Его заметки печатали «Эдинбургская Еженедельная Хроника» и другие периодические издания. На протяжении 1838-1845 гг. Смайлс редактировал «Leeds Times». Кроме работы врачом, в его послужном списке была должность секретаря на железной дороге. Общение с пациентами, наблюдение за их поведением, жизнью послужили прекрасным фактическим материалом для последующих работ, в которых он говорил о нравственности и этике. В 1866 г. Смайлс - президент Национального предусмотрительного учреждения. Случившийся в 1871 г. инсульт вынудил его заново осваивать науку чтения и письма. Тем не менее после этого события он прожил долго, скончавшись в 91-летним стариком 16 апреля 1904 г. в Лондоне.

Смайлс являлся автором около трех десятков книг. Большую известность ему принесли сочинения, в которых он рассказывает о том, как нужно жить, чтобы быть успешным и счастливым. Такие его работы, как «Самодеятельность» (1860), «Характер» (1871), «Долг» (1876), «Жизнь и труд, или Характеристики великих людей» (1887), освещали обоснованность существования нравственных категорий. Анализируя их в своих сочинениях, Самюэл Смайлс не только рассказывал о правилах, но и давал практические подсказки, помогающие людям становиться экономическими независимыми, приносить пользу себе и тем, кто находится рядом. В основе идей Смайлса лежала протестантская этика, он говорил о средствах достижения успеха вне зависимости от статуса, который человек имеет в обществе. Выступал за вечные ценности и лучшие человеческие качества, такие как честность, мужество, терпение, ответственность, гуманность и др., которые, с его точки зрения, невозможно развить без силы воли, работы над собой.

Еще одним популярным сочинением этого философа, моралиста и просветителя была книга «Герои труда. История четырех английских работников», в которой он рассказывал о биографиях обычных тружеников, ставших гордостью нации. Очень востребованными книги Смайлса были у молодого поколения - во многом благодаря отсутствию морализаторства, откровенной назидательности. Автор не только предлагал определенные поведенческие стратегии, но и подкреплял их примерами из жизненного пути известных людей. Большим успехом пользовались его труды и в России в конце XIX – начале ХХ вв.

Биография из Википедии

Сэмюэл Смайлс (англ. Samuel Smiles, 23 декабря 1812, Хаддингтон - 16 апреля 1904, Кенсингтон, Лондон) - шотландский писатель и реформатор. Автор книг нравственно-философского характера, изобилующих фактами из биографий великих людей.

Родился в Хаддингтоне, Восточный Лотиан (Шотландия) в семье Сэмюэля Смайлса Хаддингтона и Джанет Вилсон Далкеиз. Самюэль был одним из одиннадцати детей, который выжил. Оставил школу в возрасте 14 лет и был отдан в учение доктору, благодаря чему в конечном счете Смайлс смог позднее изучить медицину в университет Эдинбурга. Его отец умер во время эпидемии холеры в 1832 году, но Сэмюэль продолжил обучение, получив поддержку матери, которая продолжала управлять семейным магазином, твердо веря, что «Бог обеспечит». Её пример работать непрерывно, чтобы содержать себя и девять младших братьев, оказал сильное влияние на его будущую жизнь. Ещё во время обучения и после получения высшего образования, он выступал за реформы парламентаризма, печатаясь в «Эдинбургской Еженедельной Хронике» и «Leeds Times».

Карьера

В 1838 году Смайлса приглашают работать редактором в «Leeds Times». На этой должности он оставался вплоть до 1845 года. Как редактор «Leeds Times» Смайлс защищал радикальное направление парламентских реформ: от женского избирательного права до свободной торговли. В мае 1840 года Смайлс становится секретарём Лидской парламентской ассоциации реформ, организации, которая придерживалась шести целей Чартизма: универсальное избирательное право для всех мужчин по возрасту 21; избирательные округи равного размера; тайное голосование; плата за членство в парламенте; ежегодное переизбрание парламента.

В 1845 году Сэмюэль Смайлс покинул «Leeds Times» и стал секретарем Лидской и Сирской дороги и затем, девять лет спустя, Юго-Восточной Железной дороги. В 1850-х он, кажется, полностью разочаровался в парламентской реформе и других структурных изменениях как средстве социального прогресса. В 1866 году Смайлс становится президентом Национального предусмотрительного учреждения. В 1871 году у него случился удар. Во время выздоровления Смайлсу пришлось учиться читать и писать заново.

Умер в Кенсингтоне (Лондон) 16 апреля 1904 года на 92-м году жизни. Похоронен на Бромптонском кладбище в Лондоне.

Труды и наследие

Книги Сэмуэля Смайлса, «Помощь себе», «Бережливость», «Жизнь и труд» и др., достаточно просто и ясно обозначают нравственные идеалы, к которым следует стремиться каждому человеку. Его произведения были популярны в России до революции. Главная книга Смайлса «Self-help» («Помощь себе», «Самопомощь», в русском переводе - «Самодеятельность») издавалась с 1866 до 1903 года десять раз.

Цитаты из книг самоусовершенствования Смайлса оказали влияние на представителей движения «Новое мышление» (New Thought ) в конце 19-го столетия Америки и Англии, и, в частности на Орисона Светта Мардена, говорившего, что его раннее желание состояло в том, чтобы стать «Сэмюэлем Смайлсом Америки». Ценили книги Смайлса известный либеральный политик и депутат парламента Артур Робак, а также англиканский епископ Рипона и Лидса Уильям Бойд Карпентер.

Сегодня Сэмюэль Смайлс больше известен как автор книг, расхваливающих достоинства самопомощи, и биографий, в которых говорится о достижениях «героических» инженеров.