Данный урок фотографии мы начнем с важного первоначального условия: при съемке группы людей фотограф должен обращать внимание на то, что каждый индивид визуально подключается к другому человеку на фотографии. При этом следует соблюдать правило фотографирования группы людей: лица должны располагаться достаточно равномерно друг от друга, но люди соединяются между собой перекрытием корпусов тел.


Обратите внимание на отсутствие "пробелов" между отдельными членами семьи на этом семейном портрете.

Другой популярный метод для группового портрета заключается в том, чтобы сфотографировать людей, образуя так называемую пирамиду, когда позирующие расположены таким образом, что снизу снимка формируется более широкое основание, а вся композиция как бы стремится к единой вершине. Это, конечно, не настоящая форма египетской пирамиды, но можно заметить, что широкое основание, базовая часть фотографии уравновешивает и удерживает верхнюю.

Пробуйте расположить людей так, чтобы объекты в снимке взаимодействовали друг с другом, вместо того, чтобы просто смотреть прямо в камеру.

Но не следует забывать, что используя данный способ, в дополнение нужно обязательно следить за тем, чтобы все лица, которые повернуты в сторону от камеры, все-таки были хорошо видны и различимы. Просите всегда слегка разворачивать головы в направлении объектива.

Еще одним дельным предложением будет служить следующее: используйте геометрические фигуры в расположении значимых точек на ваших групповых или семейных снимках.

Например, вы можете создать свой семейный портрет с помощью треугольников. Это не должны быть визуальные равносторонние треугольники, они могут различаться и формой, и размером, но создавать для глаз зрителей такую возможность, чтобы переходить от одного лица к другому.

Руки - одна из важнейших частей в портретной фотографии. Никогда нельзя забывать о них - ни тогда, когда создаете одиночный образ, ни даже тогда, когда фотографируете групповой портрет. Большой ошибкой считается, если все люди на вашем снимки располагают руки одинаково. Меняйте положение рук своих моделей, чтобы улучшить общую позу портретируемых.

Лучшее настроение для семейного портрета - когда показывается любовь и привязанность членов семьи друг к другу. Выстраивайте композицию таким образом, чтобы лица ваших моделей располагались близко друг к другу. Очень часто такое расположение приводит к тому, что члены семьи начинают естественно улыбаться, потому что видят перед собой любимые лица и наслаждаются близостью и ощущают как никогда тесноту связи.

И вы как фотограф обязательно почувствуете как семья делится радостью от общения друг с другом, а это непременно отразится на общем настроении снимка.

Старайтесь оценивать фотографии с точки зрения профессионального фотографа - критичный подход всегда помогает сосредотачиваться на достоинствах и недостатках того или иного портрета. Набирайтесь опыта и "критической массы восприятия", когда рассматриваете снимки других фотографов, чтобы автоматически ловить наиболее удачные спонтанные моменты на фотосессиях, ведь ваши фотографии должны радовать людей не один день.

И о технических деталях групповой фотографии...

Конечно, в идеале необходимо творчески и индивидуально подходить к каждой фотосессии. Но никогда не помешает действенный и уже наработанный опыт других фотографов. Например, семейный портрет, где есть двое детей, может быть "круговым". Расположите своих моделей голова к голове на траве по кругу, чтобы они держались за руки.

Групповой портрет отличается тем, что допускает использование стандартного широкоугольного объектива. Фотографу вполне может хватить собственного роста, чтобы захватить полностью в кадр все семейство, в ином случае придется воспользоваться лестницей или какой-нибудь приступочкой.

Фокус выбирайте по центру изображения и используйте среднюю глубину резкости (Напоминаем, что использование диафрагмы 2,8 и шире не годится для съемки групповых портретов, так как все лица должны находиться в зоне резкости и если нет задумки размыть или размылить кого-то, то вне конкуренции будет открытие диафрагмы от f/8 до f/16.)

При работе с большими семьями старайтесь располагать людей вместе таким образом, чтобы они образовывали группы: рослые и молодые люди на заднем плане, пожилые в центре и дети спереди. Также помните о нюансе - самые высокие люди находятся по краям фотографий, как бы замыкая всю групповую композицию.

Не полагайтесь на волю случая и на произвольное правильное размещение людей в кадре, а также избегайте распределения "высокий-низкий-высокий-низкий".

Не бойтесь пользоваться , чтобы подсветить тени и "заморозить" лица для проработки большей глубины резкости, чтобы все абсолютно попали в зону резкости в кадре.

Отличная идея - подсказать моделям, чтобы они обнялись. Это покажет эмоциональную близость семьи. Хороший снимок можно получить, если наглядно продемонстрировать очевидные возрастные различия, например, бабушки с внучкой.

Правильными в настройках камеры для подобных моментов в портретных фотосессиях будут короткие выдержки. Нельзя заставлять моделей "держать улыбку", она получится искусственной и придаст неестественный эффект фотографии.

Напомните своим подопечным перед съемкой, чтобы подобрали одежду похожих оттенков и одинаковую по стилю. Не бойтесь экспериментов с расцветками, но избегайте яркого красного, он может испортить вам все кадры.

Параметры для семейных портретов разнообразны. Фотографу всегда необходимо стремиться к тому, чтобы получить сбалансированное и четкое изображение, поэтому используйте вспышку при необходимости для получения оптимальной выдержки (не менее 1/125). Рабочей должна быть диафрагма f/11-f/22, если имеете дело с большой группой, чтобы все находились в фокусе. Однако, если в фотосессии участвует три модели или меньше, используйте малую глубину резкости (f/2-f/5,6), чтобы сохранить фон размытым.

Еще одна небольшая профессиональная хитрость - любой групповой портрет стоит снимать с помощью серийной съемки. Делайте сразу несколько кадров, так потом будет проще выбрать фото, где никто не моргает. Когда фотограф снимает одну модель, то вероятность моргания невелика, и если моргнет - можно тут же заметить и переснять. Чем больше группа людей, тем выше вероятность, что кто-то не вовремя закроет глаза.

В случае, когда вы снимаете против солнца очень пригодится один из дельных советов, о которых мы писали в статье . Попросите всех закрыть глаза и открыть их только по вашей команде. Первое время люди не будут ничего видеть, так как глаза привыкли уже к темноте, и пока не адаптируются, щуриться не будут.

Не бойтесь творчески подходить к делу. Ключевой вопрос в семейных фотосессиях заключается в количестве людей, которых вы будете фотографировать. Большое количество народа всегда можно разбить на небольшие группы, а затем даже смонтировать при постобработке в один кадр. Самое главное, чтобы на снимке чувствовалась атмосфера единения между людьми. Тогда фотосессия может считаться удавшейся.

С моими знаниями в классическом студийном портрете (иначе говоря «скучном») и 25-летним опытом портретной и свадебной съёмки, у меня есть несколько советов для вас. Если вы ещё не снимали семейные и групповые портреты - не пугайтесь. Будьте честны с заказчиками и скажите им, что вы только учитесь. Я уверена, что они помогут вам в съёмке чтобы получить в обмен несколько хороших фотографий.

При несложном планировании, создание семейных портретов будет веселым занятием и для вас и для снимаемой семьи. Вот 10 простых советов, которые помогут вам провести удачную и веселую фотосессию.

  1. Используйте штатив, когда это возможно
  2. Снимайте в режиме ручной экспозиции
  3. Зафиксируйте фокус или используйте ручную фокусировку
  4. Не выстраивайте людей по росту
  5. Позвольте детям быть детьми и дурачьтесь с ними
  6. Если гнется - гните. Помогайте людям позировать
  7. Помогите выбрать наиболее выгодное позирование
  8. Свет: пусть он будет у них в глазах
  9. Эмоции - это всё!
  10. Получайте удовольствие и дайте всему произойти

Давайте рассмотрим каждый из советов более подробно.

1. Используйте штатив всегда когда это возможно

Ух, я уже представляю, что вы подумали. Штатив не соответствует вашему стилю. Он слишком тяжелый и громоздкий. Ваш стиль более свободный. Это всё, конечно, так и в некоторых случаях (например при съемке бегающих детей или более репортажном стиле съемки) может быть лучше снимать с рук. Однако рассмотрим другую сторону медали.

Многие если не все люди нервничают когда их фотографируют. Да, нервничают! Многие испытывают настоящую панику, а некоторые заходят так далеко, что открыто говорят «ненавижу это». Так что это часть нашей работы - помочь людям почувствовать себя комфортнее и расслабиться. Это может быть непросто, когда фотограф сам нервничает, особенно если он новичок. Но вы получите большое преимущество, поставив камеру на штатив. На самом деле - даже два преимущества.

Во-первых, это автоматически успокаивает вас. Это уже хорошо. Вы можете проверить настройки, выстроить композицию и экспозицию и убедиться, что всё правильно. Кроме прочего легко увлечься, поднеся камеру к глазам и забыть проверить настройки, а потом уже увидеть, что ошиблись с балансом белого, или снимали на ISO 6400, или в жпег низкого разрешения. Успокаиваясь вы избежите этих неожиданностей.

Во-вторых, это позволит вам оторвать глаза от камеры, так что у вас будет зрительный контакт с объектами съёмки. Они люди и им гораздо более комфортно смотреть не в стекло объектива, а вам в глаза. Вы можете жестикулировать чтобы привлечь внимание детей, или корчить рожицы. В любом случае вы получите гораздо более яркие эмоции, чем если будете глядеть через видоискатель. Попробуйте!

2. Снимайте в режиме ручной экспозиции

Если вы выстраиваете композицию снимка, выбираете время и место съёмки, то вы можете контролировать все эти элементы. И вы можете, настроив экспозицию, уже не менять её. Но если вы выставите режим приоритета выдержки или диафрагмы, камера сама сможет выбирать несколько различные параметры для разных кадров. А это НЕ то, что вам нужно! Постоянство очень важно.

Непостоянство экспозиции создает дополнительную работу при постобработке, чтобы выровнять разные кадры. Это также может привести к небольшому сдвигу цветов, усилению шумов (в случае недоэкспонирования) и другим нежелательным последствиям. Чтобы сохранить постоянство экспозиции в течение съёмки - используйте ручной режим. Просто помните, что если вы сменили позу, место съёмки или что-то ещё - нужно проверить параметры экспозиции. Я просто делаю пробный снимок, проверяю гистограмму, подстраиваю параметры если нужно и продолжаю съёмку.

3. Блокируйте фокус

Так же как вам нежелательно изменение экспозиции от кадра к кадру - вам не нужен автофокус в каждом кадре. Предполагая, что вы послушались совета №1 и используете штатив - камера не будет двигаться. Если вы поставили группу в сравнительно статичную позицию - они также не будут двигаться. Во всяком случае не значительно. Речь идет только о движении дальше или ближе относительно камеры. Так что…

Настройте камеру одним из способов: используйте блокировку фокуса или ручную фокусировку. С любым из этих вариантов фокусировка не будет сама меняться по время съемки. Если вы будете фокусироваться в помощью кнопки спуска - то чьё-нибудь движение может вызвать промах фокусировки или фокусировку по фону. Если вы не уверены, как это настроить - посмотрите в инструкции к камере.

Бонусный совет: если ваша камера имеет режим проверки фокуса по экрану - у вас есть возможность удобнее фокусироваться вручную. Включите Live View чтобы видеть изображение на экране. Нажмите кнопку зума (она может иметь пиктограмму лупы или «+»), раз или два. Картинка на экране увеличится без зуммирования объектива, так что вы сможете осуществить более точную ручную фокусировку. Нажмите кнопку зума еще раз чтобы вернуться к обычному режиму Live View.

4. Выстраивайте людей не по росту

Возможно вы слышали или не слышали об этом ранее или были не вполне уверены, как это делается. Что нам требуется - это избежать скучных прямых линий, рядов и колонн из голов. Диагонали более динамичны и интересны в кадре, так что попытайтесь создать их из людей, которых снимаете.

Представьте себе линии, соединяющие каждое лицо с последующим. Попробуйте расположить их так, чтобы ни одно лицо не было строго над или рядом (на одном уровне) с предыдущим. Делайте диагонали, а не тотемные столбы. Используйте реквизит чтобы усадить некоторых людей или принесите на съёмку небольшие складные стулья. Пусть одни люди присядут, а другие встанут на что-то. Используйте элементы окружающей обстановки чтобы расположить их или, если совсем ничего нет - хотя бы просто расположите их вразнобой по росту.

5. Если гнётся - гните

Это общее правило при любой съёмке людей и это хорошее правило. Люди как правило стоят прямо и напряженно когда вы выстраиваете их, так что вам требуется их в нескольких местах согнуть чтобы они выглядели более естественно. Никто в жизни не стоит прямо как палка. Вот несколько идей:

  • Пусть они перенесут вес на одну ногу и повернут одно бедро от камеры.
  • Пусть они положат руку в карман. Я обычно рекомендую оставить большой палец снаружи, иначе они пытаются засунуть руку как можно глубже, что тоже не выглядит естественно.
  • Или зацепите палец за ремень или шлёвку для ремня.
  • Если они сидят - можно наклониться вперед и перенести вес на одно бедро.
  • Если они стоят, прислонившись к чему-то - пусть скрестят ноги.
  • Если мужчина сидит - пусть положит ногу на ногу и повернется чтобы в кадре не было шагового шва.

Итак, вы что-то придумали. Лучший способ передать это - сделать самой, чтобы за вами зеркально повторили. Встаньте перед ними, примите нужное положение и предложите его точно повторить.

Пример сгибания частей тела. Девушки сделали это гораздо лучше, чем ребята, но даже согнутые в локтях руки - уже неплохо. Некоторые люди настолько зажатые, что это становится проблемой… Просто делайте всё что в ваших силах.

6. Позвольте детям быть детьми

Я обнаружила, что обычно родители говорят своим детям перед фотосессией что-то типа «ты должен хорошо себя вести и улыбаться». Для большинства детей это слишком сложное задание. Я обычно предлагаю своим клиентам сказать детям вместо этого:

Мы пойдем в парк чтобы пофотографироваться. Будет весело.

Вот и всё! Нет других поручений кроме веселья. Затем подготовьтесь сами. Возьмите с собой реквизит, пусть родители возьмут с собой одну из любимых игрушек или книг. Я обычно ношу с собой пальчиковые куклы и мыльные пузыри вместе со своим оборудованием. Если дети не хотя сидеть и улыбаться - не заставляйте их. Пусть они побегают вокруг, побудут детьми - снимайте это. Играйте с ними, пусть будет весело. Тогда они некоторое время спустя смогут сотрудничая с вами некоторое время сидеть.

Когда я фотографирую детей - я выставляю себя полной идиоткой. Я издаю смешные звуки, пою песни (получается у меня плохо, но это никого не заботит), я делаю рыбье лицо, играю в «ку-ку» за камерой. Я бегаю туда и обратно с куклой-мариронеткой. Я лежу на земле, оттопыривая попу. Только дети живут правильной жизнью, а мы взрослые так не умеем. Так не мешайте детям оставаться детьми, пусть веселятся. И будьте готовы подстраивать съёмку под них.

Это была игра в «ку-ку» вокруг дерева. Посмотрите на эти искренние улыбки! Их невозможно подделать .

7. Помогите людям выбрать наиболее выигрышные позы

Суть в том, что если мама считает, что она выглядит толстой - не важно насколько замечательные получились свет и эмоции (смотри пункты 8 и 9 ниже). Так что запомните это правило.

Знайте о человеческих «недостатках» и работайте с ними. Вот несколько простых советов.

  • Если у кого-то большая нижняя половина тела - не располагайте его близко к краю кадра при съёмке широкоугольным объективом.
  • Для борьбы с двойными подбородками выберите чуть более высокую точку съёмки - выше уровня глаз объекта. Заставляя его смотреть вверх вы растяните шею и минимизируете этот эффект.
  • Шишка на носу обычно бывает лучше видна с какой-то одной стороны, чем с другой, так что следует изучить лицо чтобы определить с какой стороны лучше снимать.
  • Если вы снимаете пару, имеющую большую разницу в росте, попросите мужчину (обычно они выше) расставить ноги. Это сделает его несколько ниже и сократит разрыв.
  • Для очень полных людей (или тех, которые очень стесняются своего веса) хорошо подойдут съёмки лёжа на траве с детьми сверху. Это всегда выходит красиво. Скрываем животики, подтягиваем подбородки и приближаем детские лица.

Лёжа горкой на траве. Отлично для семей с маленькими детьми. Этой семье не нужно было что-либо корректировать, было просто весело с детьми прыгающими по папе с мамой.

8. Свет очень важен - пусть он будет у них в глазах

Свет может создать или испортить любую фотографию и портрет не является исключением. Сама фотография по сути является «рисованием светом». Самое важное, за чем следует следить в портретной съёмке - это за правильным освещением глаз объектов. Есть много способов это сделать и это отдельная большая тема, но я дам несколько простых советов, которые помогут вам в работе с освещением.

  • Выбирайте правильно время дня для съёмки портретов! Идеальным будет поздний вечер, около часа перед закатом. Потому что солнце низко над горизонтом и отсутствует жесткий полуденный свет над головой. В это время свет лучше направлен и более рассеянный, особенно если есть дымка на горизонте.
  • Если вы не можете снимать на закате - найдите тень. Уведите семью с яркого солнечного места, но убедитесь, что у вас не слишком светлый фон. Светлые участки фона отвлекут внимание от объектов съёмки. Ищите места в тени больших зданий или под большими деревьями.
  • Не стоит использовать пасмурные дни только потому, что свет менее жесткий, чем на ярком солнце. Хотя свет действительно мягче и не такой жесткий, но его направление не самое лучшее. В пасмурные дни свет все равно падает сверху и затемняет глаза, особенно если они глубоко посажены.
  • Добавляйте света с помощью отражателя или вспышки если потребуется. Конечно, это совсем другой тип освещения, но научитесь им пользоваться, чтобы лучше освещать лица. Если вы не видите бликов в глазах - значит света на лицах недостаточно.

Не менее важным, чем дополнительное освещение лиц является то, откуда исходит этот свет. Мы помним, что верхний свет не является самым лучшим, так же, как и свет от камеры. Так что использование встроенной вспышки не даст вам хорошего света. Так же, как и установленная на камеру внешняя вспышка. Свет, направленный от камеры, делает объекты плоскими, а это не то, что нам нужно.

Нам следует стремиться получить свет исходящий из источника, находящегося под углом 30-45 градусов от камеры. Больше об этом написано в моей статье ».

Это было снято прямо перед закатом. Солнце находится слева позади них. Я использовала вспышку, отраженную зонтом, также слева, чтобы добавить света на лица, без которого они были бы в тени.

9. Эмоции - это всё

Если во главе всего - свет, то получение правильных эмоций - это всё! Вы можете испортить освещение, позы, но если вы снимете их смеющимися или с «тем самым» лицом - это будет успех! Как это сделать?

Смотрите пункт 1 в первую очередь. Затем - пункт 6. Быть фотографом означает иногда становиться комиком или клоуном. Умение сказать или сделать что-то, что заставит людей улыбаться приходит с опытом. Иногда удается затронуть и взрослых. Папа у кирпичной стены на фото выше практически все время имеет такое же выражение на лице. Я знакома с этой семьей и фотографирую их уже 13 лет. И я знаю, что могу немного подоставать его или изобразить уточку чтобы подшутить над ним.

Если в съёмке участвуют маленькие или грудные дети - не забудьте привлечь их внимание. Тут может потребоваться помощь, так что попросите привести с собой бабушку или друга. Но что обычно происходит когда дети смотрят на вас и смеются, что делают родители? Поворачиваются к ребенку! Снова упс! Я всегда говорю родителям: «Несмотря ни на что, продолжайте смотреть на меня пока я дурачусь. НЕ смотрите на ребенка».

Ребенок смеётся, а все остальные выполняют инструкцию и смотрят на меня, повезло!

10. Подурачьтесь немного вместе

Последний совет - не относится к съемке слишком серьёзно. Сделайте несколько действительно дурацких фотографий в конце фотосессии (или даже в середине, если начнёт становиться скучно). Попросите их всех вместе сделать глупость и пусть они действительно это сделают. Обычно они начинают хохотать и когда они развеселятся - вы сделаете снимок. Пусть сваляться друг на друга в кучу на траве. Попросите их вместе подпрыгнуть или сделать глупое лицо (и вы изобразите такое же). Это снимает напряжение и заряжает настроение.

Я делала такое же лицо!

Моя внешняя вспышка перестала работать, так что тут пришлось использовать встроенную. Но в этот момент мы все устали и я подумала, что это будет весело, так что мы легко пошли на это. Обратите внимание на новое выражение лица папы!

Бонусный совет

Пусть семья подумает, что надеть на съёмку. Некоторые люди не соглашаются с моим взглядом на данный момент, но если хотите можете почитать больше в материале «Одежда для портретов» .

Выходите на улицу, фотографируйте семьи и получайте удовольствие!

Об авторе: Дарлин Хильдебрандт (Darlene Hildebrandt) - профессиональный фотограф и преподаватель, обучающий начинающих, любителей и профессионалов, через виртуальные уроки, мастерклассы и фототуры. На сайте Дарлин вы можете скачать бесплатную книгу «10 уроков для совершенствования фотосъёмки» (на английском).

Амбассадор Nikon Ляля Гарбуз выбрала для профессиональной и творческой реализации тему семейной фотографии. И к этому вопросу она подходит очень основательно. Семейной фотографии посвящен и ее диплом, который Ляля защитила на журфаке МГУ. По мотивам этой работы представляем вашему вниманию познавательную экскурсию в историю появления и развития жанра.

Для дипломной работы мне пришлось докопаться до самого начала фотографии как таковой. Я нырнула в историю с головой, словно Алиса в кроличью нору. Сегодня семейная фотография – это не только домашний архив конкретной семьи, она активно используется в фотожурналистике в качестве инструмента для достижения сильнейшего воздействия на зрителя и отражает социальные проблемы общества. А когда-то желание запечатлеть портрет человека и его семьи было одной из первых функций фотографии.

Мне посчастливилось изучить массу бесценной для фотографа литературы: книги Джульет Хэкинг, Владимира Левашова, Александра Лапина, Сьюзен Сонтаг, Ролана Барта, Вальтера Беньямина. Наибольшую помощь оказали альбомы Анни Лейбовиц, Салли Манн, Стэнли Третика, Павла Кривцова, коллекция королевских и императорских фотографий на сайте Royal Collection Trust , фотографии World Press Photo и International Photography Awards.

Семейная фотография, в отличие от живописи, это наиболее простой и легкий способ удовлетворить естественное желание человека – увековечить память о себе и своих близких. Продолжая традиции живописных портретов и позаимствовав у художников основы композиции, изобразительный стиль и варианты позирования, фотография имела главную отличительную особенность, в которой выразились ее историческая и документальная функции – реалистичность. По сути она была документом, доказательством жизни того или иного человека, дающим самое точное представление о том, как он выглядел.

На стиль и развитие семейной фотографии долгие годы оказывали влияние живопись, у которой она многое позаимствовала, а также проблема длительной экспозиции. Все первые семейные портреты были постановочными. Причем портреты детей, особенно маленьких, вообще были редкостью. Чаще всего лица и фигуры детей получались смазанными, особенно на групповых портретах, как например, на фотографиях Вильяма Эдварда Килбурна, первого фотографа, которому была оказана честь называться Фотографом Ее Величества и Его Королевского Высочества Принца Альберта.

Королева Виктория со своими детьми. Фотограф Вильям Эдвард Килбурн, 1852 г.

Иногда детей фотографировали спящими, поскольку в этот момент они были неподвижны. Но с появлением посмертной фотографии, когда усопшим придавали естественные позы спящих, появилось негласное правило, переродившееся в примету - чтобы зрители не приняли случайно живого человека за мертвого, спящих людей фотографировать нельзя.

Фотографы Альберт С. Саутворт и Джосайя Джонсон Хоус. Мать и дитя, 1844-1850.

Фотографы Альберт С. Саутворт и Джосайя Джонсон Хоус. Посмертная фотография, 1850.


Посмертная фотография, 1895.


Посмертная фотография, 1900.

Другой уловкой при фотографировании маленьких детей был метод, получивший название «скрытая мать». Женщину прятали под тканями, так что она выполняла роль кресла или фона, на колени сажали ребенка, которого мать должна была успокаивать и удерживать в неподвижном положении.


Рассматривая семейные фотографии Королевы Виктории и российских императорских семей, можно выделить одну отличительную
деталь. Практически
на всех фотографиях, сделанных на
продажу, Королева Виктория
не смотрит прямо в камеру, а смотрит вдаль – в будущее своей страны. Это заметно на одном из первых семейных снимков королевы, дошедших до нас,
работы Генри Коллена, первого
профессионального калотиписта. Тем
интереснее кадры Роджера Фентона, известного военного фотографа, прославившегося благодаря серии снимков о Крымской войне – которые не предназначались для публичного показа и на которых Королева запечатлена в неформальном, домашнем стиле, в простой клетчатой шали и смотрит она прямо в камеру.


Королева Виктория и принцесса Виктория. Фотограф Генри Коллен, 1844 год.


Королева Виктория со своими детьми. Фотограф Роджер Фентон, 1854 год.

В 1854 году, во Франции, Андре Адольф-Эжен Диздери запатентовал первую фотокамеру с четырьмя объективами, позволяющую одновременно получать до 8 небольших фотографий (визитных карточек – carte de visite) на одной крупной пластине. Процесс съемки и печати стал гораздо быстрее, проще и дешевле. Широкое распространение этот метод получил в 1859 году, когда Диздери выставил на показ фотографию Наполеона III с императрицей Евгенией и их сыном Александром-Луи-Эженом, что в несколько раз повысило спрос на услуги фотографа.


Наполеон III с семьей. Фотограф Диздери, 1859 год.

Еще одна мастерская прославилась снимком The Prince Imperial on Pony Beneath a Window авторства Пьера-Луи Пирсона. Сегодня фрагменты, которые должны были быть обрезаны на снимке – слуга, держащий поводья, император с собакой, установленный фон - представляют не меньший интерес, чем сам маленький принц.

Принц Империи верхом на пони. Фотограф Пьер-Луи Пирсон, 1859 год.

Королева Виктория с внучкой Александрой Федоровной, Николаем II и правнучкой. Фотограф Роберт Милн, Белморал, 1896 год.

Королева Виктория была большой поклонницей нового искусства – фотографии. Благодаря ее финансовой поддержке и введению моды на коллекционирование carte de visite, фотография получила стремительное развитие и бешенную популярность среди знати, а впоследствии и среди обычных людей. Королевская традиция посещения фотосалонов очень скоро стала всеобщей семейной традицией. Для таких фотосессий наряжались, делали прически и макияж, а фотографиями дорожили и хранили в альбомах. Большинство таких кадров не несут художественной ценности. В настоящее время часть из них используется для антропологических, социальных и исторических исследований. Некоторые члены королевских семей любили не только фотографироваться, но и фотографировать. До нас дошли снимки авторства Принца Альфреда (сына Королевы Виктории и Принца Альберта), Императора Николая II, его супруги Императрицы Александры.

Актерская семья Терри. Фотограф Льюис Кэрролл, 1865 год.

Первым фотографом, привнесшим непринужденность и естественность в постановочную фотографию, был знаменитый писатель Льюис Кэрролл. По мере сокращения времени экспозиции появляются более разнообразные сюжеты, жанровые сценки, рассказывающие о повседневной жизни членов королевской семьи, как на фотографиях Мэри Стин.

Королева Виктория с внуками за обеденным столом. Фотограф Мэри Стин, 1895 год.

В России наиболее известными и уважаемыми были фотографы императорского величества: Сергей Львович Левицкий, Карл Иванович Бергамаско, Карл Карлович Булла, Фёдор Генрихович Боассон, Карл Андреевич Ягельский – владелец фотоателье CE von Hahn & Co. Их фотографии жизни российских императорских семей представляют историческую, культурную и художественную ценность. Эти снимки и фотографии зарубежных королевских семей являлись и являются эталонами копирования коммерческими фотографами, специализирующимися на семейной и портретной фотографии.


Фотограф Сергей Левицкий, 1873.


Фотограф Сергей Левицкий, 1878.


Фотограф Карл Бергамаско, 1876-1877.


Фотограф Карл Булла, 1908.


Фотограф Федор Боассон, 1913.


Фотограф Федор Боассон, 1910.


Фотограф Карл Ягельский, 1909.

В 1900 году Истмен Кодак выпускает дешевую и простую в использовании камеру Brownie, благодаря которой появилась любительская фотография. И самое широкое применение она нашла именно в семейной съемке. Любительские фотографии, в отличие от профессиональных студийных портретов, содержали больше исторической и социальной информации, являясь своеобразными зарисовками семейной жизни.

В начале XX века вводится понятие документальная фотография, под которой прежде всего понимается социальная фотография, посвященная проблемам и изменениям, происходящим в обществе. Эти проблемы и изменения показываются через человека и его окружение. В 1925 году в продажу поступает знаменитая камера Leica – маленькая и легкая, позволяющая делать снимки с короткой выдержкой при естественном освещении – она открыла новые возможности и оказала огромное влияние на развитие фотожурналистики.

В Советском Союзе фотографию использовали главным образом в системе пропаганды, целью которой было достижение социальной гармонии, воспитание людей в соответствии с новыми ценностями, стимулирование к труду. Поэтому в функции фотожурналистики 30-х годов не входило освещение социальных проблем общества. Наиболее ярким примером документально-пропагандистской фотографии того времени, главными героями которой являются члены большой советской семьи, служит серия «24 часа из жизни Филипповых», снятая за 5 дней репортерами Аркадием Шайхетом, Максом Альпертом и Соломоном Тулесом и опубликованная в 1931 году в зарубежной и советской прессе. Вот эти кадры:




Зарубежная документальная фотография в послевоенные годы тоже чаще была позитивна, чем негативна. Общество было измотано войной и ужасами, ее сопровождавшими. Фотография обращает внимание на общечеловеческие ценности, вводится понятие гуманистической фотографии, стремящейся к межчеловеческому пониманию. Эпическая фотовыставка гуманистической фотографии, организованная в 1955 году в Нью-Йорке Эдвардом Стайхеном - The Family of Man, также известна под названием «Род человеческий» -
представила на суд зрителя коллекцию из 503 фотографий, в том числе и семейных, в которую вошли работы Юджина Смита «Прогулка по райскому саду», на которой изображены его собственные дети, и Эллиотта Эрвитта «Мать и дитя», фотография его жены и ребенка, а также фотографии Льюиса Кэрролла, Джулии Маргарет Камерон и других фотографов того времени.


Прогулка по райскому саду. Фотограф Юджин Смит, 1946 год.


Мать и дитя. Фотограф Эллиотт Эрвитт, 1953 год.

Во все времена семейные фотографии политических деятелей, королевских и императорских семей и знаменитостей, показывающие образцовую личную жизнь, с одной стороны создавали положительный образ правителей и звезд, с другой – формировали в обществе систему традиционных семейных ценностей, с третьей – являлись образцами для подражания со стороны коммерческих фотографов.

Интересен архив фотографий американского фотожурналиста Стэнли Третика, несколько лет снимавшего семью президента США Джона Ф. Кеннеди. В альбоме «Capturing Camelot» официальные фотографии президента сменяются неформальными. И эти семейные снимки характеризуют и полнее раскрывают личность самого Кеннеди. Другим известным фотографом, снимавшим семью Кеннеди в 1960-м году, был Альфред Эйзенштадт.

Фотограф Альфред Эйзенштадт, 1960 год:

Фотографии из альбома «Capturing Camelot», фотограф Стэнли Третик, 1963 год:

Семейные фотографии известных актеров Сержа Генсбура и Джейн Биркин, снятые фотографом Клодом Азуле, выглядят очень естественно, словно приоткрывают дверь в их частную жизнь:

С изменениями, происходящими в обществе, меняется и фотография. Она становится более откровенной, интимной, как фотография с обложки журнала Vanity Fair 1991 года, на которой Анни Лейбовиц запечатлела обнаженную Деми Мур на девятом месяце беременности.

В настоящее время, когда техника практически не ограничивает фотографа в творчестве, мы наблюдаем огромное разнообразие проектов и альбомов, посвященных теме семьи. Одной из самых скандальных в истории семейной фотографии стало исследование периода взросления собственных детей, фиксируемое их матерями.



Фотограф Салли Манн, 1992 год.

Например, альбом американской фотохудожницы Салли Манн «Ближайшие родственники» («Immediate Family», 1992), снятый в стиле пиктореализма, героями которого стали ее сын и две дочери от 7 до 13 лет, наделал много шума. Главным образом, из-за откровенных фотографий обнаженных детей. Благодаря этому альбому и скандалу, сопровождавшему его выход, Салли получила фотографическое признание.

Стоит упомянуть альбом «A Photographer’s Life 1990-2005» известного американского фотографа Анни Лейбовиц, который собрал лучшие фотографии за 15 лет ее творческой жизни. Семейные снимки соседствуют в нем с фотожурналистикой: рекламными, репортажными, снимками знаменитостей и политиков. Этот альбом показывает, насколько разнообразной может быть семейная фотография. В работах Анни подробно отражена жизнь ее семьи: рождение детей, фрагменты их детства, празднование юбилея ее матери, поездки к морю, отношения ее родителей, их болезнь и смерть. В них просматривается бережное и уважительное отношение к жизни своей семьи.



Снимки из альбома «A Photographer’s Life, 1990-2005». Фотограф Анни Лейбовиц, 1992 год.

Возвращаясь к теме фотосессий знаменитостей и их семей для известных глянцевых журналов, таких как Vanity Fair и Vogue, невозможно не упомянуть фотографов Тима Уолкера, Анни Лейбовиц и Джейсона Белла. Их современные постановочные фотографии сильно отличаются от постановочных портретов Викторианской эпохи разнообразием сюжетов и поз, естественностью и эмоциональностью. Тщательно продумываются цветовая гамма, образы, наряды.


Певица Мадонна с детьми. Фотограф Тим Уолкер, 2005 год.



Актриса Анжелина Джоли с приемным сыном. Фотограф Анни Лейбовиц, 2013 год.



Принц Уильям и Кэтрин Миддлтон. Фотограф Джейсон Белл, 2013 год.

Интересен цикл «Сестры Браун» американского фотографа Николаса Никсона, состоящий из ежегодных семейных портретов, прослеживает внешние и внутренние изменения, происходящие с четырьмя сестрами в течение 36 лет.



«Сестры Браун». Фотограф Николас Никсон, 1975-2011 год.

В современной российской фотографии можно отметить Владимира Вяткина и Павла Кривцова. Их работы отличаются особой душевностью, теплотой и любовью.


Фотограф Павел Кривцов.


Фотограф Владимир Вяткин.

Сравнительная доступность современной профессиональной фототехники создала огромный пласт фотолюбителей, снимающих свои семьи. Казалось бы, тема раскрыта. Тем парадоксальнее непроходящий успех фотовыставки «Семья человеческая». С 1955 года она гостила более чем в 150 музеях мира, сейчас ее постоянная экспозиция «прописана» в замке Клерво в Люксембурге. С 2002 года внесена ЮНЕСКО в список мирового наследия. Экспонаты сгруппированы по темам: рождение, любовь, труд, радость, смерть. Снимки одинаково близки всем культурам, всем людям. Как написал Карл Зандбург: «В мире есть только один мужчина, и имя ему Все Мужчины. В мире есть только одна женщина, и имя ей Все Женщины. В мире есть только один ребенок, и имя ему Все Дети».

Семья является основополагающей составляющей в жизни любого человека. Ведь никто так не ценит и не понимает вас, как это делают близкие. Они помогут и подскажут, утешат и подставят свое надежное плечо. Относиться к ним можно по-разному, но по-настоящему запомнить их и навсегда сохранить в своем сердце можно, создав семейный портрет. Как это сделать и какую технику выбрать, расскажем в этой статье.

Обобщенная информация о портрете

Портрет семейного типа представляет собой одну из разновидностей классических картин с изображением двух и более членов семьи. В нем как можно детальнее передаются силуэты, черты лица, а главное, характер тех людей, которые нарисованы на картине.

При работе над эскизом художник использует самые различные инструменты, стили и поверхности. Так, рисунок вашей семьи может быть перенесенным на бумагу при помощи простого карандаша, красок, специального уголька, мелков, карандашей и т. д.

Как обычно рисуется с натуры

Семейный портрет, как и одиночный, может изображаться с натуры. В этом случае все коих планируется запечатлеть на картине, приходят к художнику. Они рассаживаются так, как им скажет мастер, а затем некоторое время сидят неподвижно, ожидая окончания его работы. При этом время, в течение которого художник сможет полностью закончить свой рисунок, напрямую зависит от выбранной техники и сложности работы. Например, самый простой портрет можно нарисовать всего за 10-15 минут.

В некоторых же случаях посещение художника не ограничивается одним днем, следовательно, семейный подряд вынужден будет приходить к нему снова и снова. Такие картины, как правило, содержат большое количество мелких деталей, для обработки которых портретисту нужно больше времени.

Перенос изображения с фото на поверхность

Как вариант сделать семейный портрет можно, перенеся изображение членов вашей семьи с обычной фотографии на бумагу или холст. Иногда это делается вручную. То есть художник просто перерисовывает образы ваших детей, родителей или братьев с сестрами. Либо перенос изображение выполняется в автоматическом режиме, например, с помощью особого сканера и принтера.

Изображение семейного подряда в технике пастель

Картина такого плана обычно выполняется всего в один слой и представляет собой портрет, нарисованный с помощью цветных мелков. Такие изображения рисуются довольно быстро. Причем само изображение изначально перенесится на особую тонированную бумагу.

Портреты акварелью

Семейный портрет (фото и его вариации можно увидеть в нашей статье), нарисованный обладает особой экспрессивностью. Это реалистичные и яркие картины, с легкостью передающие характер всех членов вашей семьи. Цвета на данной картине обычно получаются яркими, а мазки — четкими.

Портреты масляными красками

Портреты, рисованные маслом, считаются классикой жанра. Они очень красочные и насыщенные. Главный плюс таких красок заключается в возможности передать мельчайшие детали мимики лица, одежды, жестов и т. д. Картины, рисованные маслом, — это отличная возможность подчеркнуть все достоинства и особенности всех членов вашей семьи.

Портреты в стиле поп-арт

Такие портреты, как правило, выполняются при помощи масляных красок или путем принтерного переноса фотографии на полотно. Главное отличие данной техники от других заключается в использовании всего трех цветов при создании семейного изображения. К примеру, это могут быть: темно-синий, нежно-голубой и иссиня-черный цвет.

Где можно взять портрет?

Портрет при желании и должном умении можно нарисовать самостоятельно. Для этого понадобится лишь выбрать предпочитаемую технику и необходимые материалы. Однако такая работа требует определенного таланта и опыта. Поэтому гораздо проще будет воспользоваться помощью профессиональных художников, других арт-специалистов.

Семейные портреты карандашом: как нарисовать?

Если вы вдруг решили нарисовать портрет самостоятельно, запаситесь следующими инструментами и материалами:

  • семейной фотографией;
  • несколькими простыми карандашами разной твердости;
  • листом бумаги;
  • теркой;
  • мелками, цветными карандашами, красками и прочими материалами на выбор.

Далее, возьмите лист бумаги и положите рядом с ним фото. Теперь определите вверх, низ и середину рисунка. Возьмите мягкий карандаш, и почти не надавливая на него, нарисуйте овалы - это будут лица людей. На следующем этапе сделайте легкую зарисовку остальных частей тела. И только после того как эскиз будет готов, можно будет навести его более твердым карандашом. При этом лишние линии рекомендуется сразу же стереть. После этого останется лишь раскрасить полученное изображение или оставить его таким, какое оно есть, добавив блики, свет и тень.

Альтернативное рисование семейного портрета

Как вариант, семейный портрет может быть изображен в юмористическом стиле. В данном случае это будет дружественный шарж на всех членов вашей семьи.

Кроме того, изображения на картине всех представителей вашего семейного подряда могут иметь чисто символический характер и вид некой аллегории. Например, вас и вашу семью представят в образе животных, птиц, насекомых, мифологических персонажей и т. д.

Какие самые известные портреты существуют?

Много лет назад портреты пользовались огромной популярностью как среди вельмож, так и людей более низкого сословия. На них изображались следующие семьи:

  • королей;
  • крестьян;
  • животных;
  • слуг и т. д.

К примеру, пересматривая самые известные семейные портреты, нельзя не упомянуть «Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми». На этом полотне русского художника Владимира Боровиковского изображен сам граф и двое его сыновей. Вторая самая известная картина - «Портрет великой княжны Елены Павловны с дочерью Марией». Она была написана Карлом Брюлловом в 1830 году. Этому же автору принадлежат права на картину «Портрет детей Волконских с арапом» и «Портрет графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией Владимировной».

Прекрасный портрет написал и Его картина основана на повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» и, соответственно, имеет одноименное с ней название. На ней изображен Тарас с его двумя сыновьями - Остапом и Андрием. Еще один известный семейный портрет был написан художником Богданом Виллевальде в 1854 году. Картина называется «Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника». А на картине ДОУ Джорджа изображена княгиня Александра Федоровна со своими отпрысками.

Однако помимо известных и высокопоставленных личностей многие живописцы предпочитали изображать обычных людей, включая членов своей семьи. Например, Иван Глазунов в картине «Семья художника» изобразил свою супругу с двумя дочерями. Прекрасно отображает все тягости семейной жизни, касающихся многодетных семей, и Николай Кошелев в своей картине «Утро в деревне». На ней можно увидеть четверых маленьких детей из простой рабочей семьи.

19.10.2016

Семейный фотопортрет - это классический портрет семьи, сделанный в студии или каком-то другом помещении, интерьере. Этот вид портрета призван запечатлеть значимое семейное событие.

Семейный фотопортрет - хорошая и интересная традиция, пользующаяся большой популярностью в обществе. Сама традиция уходит своими корнями в далекое прошлое, в те время, когда человек начал понимать свою значимость в обществе, ощущать себя неотъемлемой частью этого общества и видеть ценность семьи, рода, клана.

До наших дней дошло очень много различных предметов искусства, которые подчеркивают важную роль семьи для человека на всех этапах развития общества. Наиболее интересными тут можно считать картины великих художников, которые уделяли много времени и внимания семейным портретам.

Фотограф: Дашаева Екатерина

История появления семейного фотопортрета

Давайте перенесемся на несколько веков назад, во времена, когда появились первые фотоаппараты. Это изобретение совершило настоящую революцию в обществе. Любое изображение создавалось гораздо быстрее и менее трудозатратно, чем картина. Стало возможным запечатлеть не только пейзажи, но и любимых людей. Сначала фотокамеры могли себе позволить лишь единицы людей, но довольно быстро фотостудии стали появляться в различных городах.

В течение короткого периода времени стало популярным посещать фотосалоны и делать семейные портреты. Фотографии, большие и маленькие, заняли свое место в красивых рамках на комодах, письменных столах и на стенах гостиных и спален. В то же время начали появляться семейные фотоальбомы.

Семейный портрет стал доступным не только богатым и знатным, но и вполне обычным людям благодаря фотографии.

Особенности процесса фотосъемки семейного портрета

Интересно, почему же старые фотографии порой берут нас за живое, вызывают столько приятных эмоций? Люди, которые имели фотоаппараты, очень любили свое занятие и работу. Они готовились к фотосъемке с особой тщательностью: выставляли свет, изучали вспышки, подборку фона и объектива, а также удели время самим моделям для фотографии. Очень часто была одна единственная возможность сделать кадр. Люди, которые шли фотографироваться, тратили также много времени на подготовку к этому процессу, поэтому на многих фотографиях присутствует торжественность, ощущение праздника.

Помимо этого, мы видим красивую игру света и теней, постановку и тщательную работу фотографа: все выверено и продумано. Каждая фотография захватывает зрителей не только продуманностью, но и необычной атмосферой, которой наполнена каждая фотография.

Семейное фото удивительным образом передает гармонию и отношения: от отца семейства веет решительностью и уверенностью, от матери - нежностью, женственностью, заботой, а дети добавляют кадру беззаботности и радости, играя на коленях родителей в своих нарядных костюмах. Гармония и идиллия - именно это удивляет нас на многих старых фотографиях.

Когда фотоаппараты стали доступными и привычными в каждой семье - фотосессии на природе, днях рождениях, прогулках или совместных поездках стали нормальным и обыденным явлением.

Каждый человек может создать свою фотоисторию. Фотоальбомы и жесткие диски компьютеров полны самыми разными снимками - качественными и не очень, красивыми и обычными. Это создает впечатление, что люди уже утратили вкус и интерес к настоящей фотографии, трогательной, памятной, значимой. Но так только кажется, семейный портрет - всегда был и остается интересным людям разных поколений.

Семейный портрет имеет много вариаций, у него очень много разнообразных стилей, возможностей показать характер, передать задуманный образ. Качественную семейную фотографию захочется повесить на видном месте в своей квартире и это хорошая возможность гордиться собой и своей семьей.

Интересные публикации на сайте