Если промышленность СССР поставляла Советской Армии боевую технику, то сельское хозяйство обеспечивало фронт и тыл продовольствием, а промышленность - сырьём. Проблема продовольствия решалась на совершенно различных основах в период военной экономики 1914–1917 годов в дореволюционной России, в период военной экономики 1918–1921 годов в Советской России и в период военной экономики СССР 1941–1945 годов в современной Отечественной войне.

Коренным образом изменилась общественная структура производства хлеба в СССР по сравнению с дореволюционным периодом, когда 72% всего товарного хлеба было сосредоточено в руках помещиков и кулаков. В СССР, как известно, производство товарного хлеба в основном сосредоточено в социалистических предприятиях - совхозах и колхозах.

Особенно велико различие трёх периодов в уровне производства товарной продукции зерна. Заготовка и закупка хлеба дала в 1914–1917 годах в дореволюционной России 1 399 млн. пудов, в 1918–1921 годах, в первый период Советской России, - 920 млн. пудов, а в СССР в 1941–1944 годах - 4264 млн. пудов, несмотря на немецкую оккупацию богатейшей житницы Советского Союза - Украины и Северного Кавказа. Такой рост товарности сельского хозяйства стал возможен только на основе крупного механизированного социалистического земледелия.

Первая мировая империалистическая война исключительно тяжело отразилась на положении сельского хозяйства России. Посевные площади зерновых культур сократились с 94 млн. га в 1913 году до 85 млн. га в 1917 году, а производство зерна за эти годы уменьшилось почти на 1,5 млрд. пудов.

К началу первой мировой войны в России 25% всех ресурсов зерна давала Украина, 12,6% - районы Северного Кавказа и 12% - районы Поволжья. На долю Сибири, Урала и Казахстана приходилось только 18% всех ресурсов зерна. Поэтому, когда в ходе первой мировой войны Украина оказалась прифронтовой зоной, а затем и полем военных действий, продовольственное положение России чрезвычайно обострилось.

В годы гражданской войны, после первой мировой войны, Советская Россия оказалась перед настоящей продовольственной катастрофой. Величайшими усилиями социалистического государства эта катастрофа была предотвращена. Если заготовки хлеба из урожая 1917 года составили в Советской России всего лишь 73,4 млн. пудов, то в 1918 году они выросли до 107,9 млн. пудов, в 1919 году - до 212,5 млн. пудов и в 1920 году - уже до 367 млн. пудов. Однако в результате первой мировой войны, а также интервенции к 1921 году деревня пришла с резко сократившимися посевными площадями и урожаями зерна.

В период военной экономики 1941–1945 годов в СССР неизмеримо выросла потребность в товарном хлебе. Выросло и городское и армейское потребление хлеба. Тем не менее проблема продовольствия, несмотря на временное выпадение плодородной Украины и Северного Кавказа, в СССР была разрешена успешно. Решение продовольственной проблемы в СССР в период Отечественной войны стало возможно:

во-первых, благодаря колхозному строю, обеспечившему высокую товарность и валовой урожай хлеба;

во-вторых, благодаря сосредоточению основной массы товарного хлеба в руках государства, организовавшего правильный учёт и распределение продовольствия;

в-третьих, в силу нового размещения производства хлеба в стране, увеличившего долю восточных районов СССР.

Изменение в размещении зернового производства на территории СССР в сравнении с дореволюционным 1913 годом видно из следующих данных. Удельный вес Украины в валовом производстве зерна снизился с 25% в 1913 году до 23% в 1940 году; удельный вес Северного Кавказа уменьшился за те же годы с 12,6% до 10,6%; удельный вес районов Поволжья сохранился на уровне 12%. В то же время Урал увеличил свою долю в производстве зерна с 8,4% до 9,7%; Сибирь увеличила свою долю с 7,0% до 11,7% и Казахстан увеличил свою долю в производстве хлеба с 2,8% до 3,4%.

В результате роста социалистического земледелия производство зерна в восточных районах СССР увеличилось в 1940 году до 1 838 млн. пудов против 1 034 млн. пудов, произведённых в 1913 году в восточных районах дореволюционной России. Это означало создание на востоке СССР мощной зерновой базы, обеспечившей страну хлебом в период Отечественной войны.

Успехи социалистического земледелия обеспечили в СССР к началу Отечественной войны накопление значительных государственных резервов хлеба. Это создало устойчивость в снабжении Советской Армии и населения продовольствием, несмотря на исключив тельные трудности военного времени и уменьшение заготовок хлеба в 1942 и 1943 военных годах по сравнению с 1940 годом за счёт временно оккупированных районов. Несмотря на сокращение расхода зерна в 1942 году по сравнению с 1940 годом более чем вдвое благодаря строжайшему учёту и распределению хлебных ресурсов, в СССР было организовано бесперебойное снабжение хлебом Советской Армии и населения.

Колхозное крестьянство в годы великих испытаний нашей родины обеспечило население страны и Советскую Армию хлебом и продовольствием. Отечественная война явилась исторической проверкой прочности колхозного строя. В период военной экономики СССР в колхозах укрепилась социалистическая дисциплина, поднялась производительность труда, выросли новые кадры колхозной интеллигенции, которые пришли на смену выбывшим колхозным кадрам в связи с призывом в Советскую Армию. Решающую роль в этом обновлении кадров играли советские женщины.

О росте удельного веса женщин в составе кадров трактористов, комбайнеров, машинистов и бригадиров машинно-тракторных станций, а также в составе руководящих колхозных кадров ярко говорят следующие цифры. Удельный вес женщин в составе трактористов МТС вырос с 4% в начале 1940 года до 45% в 1942 году, удельный вес женщин среди комбайнеров МТС вырос с 6 до 43%, .удельный вес женщин среди шофёров МТС - с 5 до 36 %, удельный вес женщин среди бригадиров тракторных бригад МТС вырос с 1 до 10%.

Укрепилась в колхозах трудовая дисциплина. Советское правительство в период военной экономики рекомендовало колхозам повысить обязательный минимум трудодней, который должен выработать каждый трудоспособный колхозник и колхозница в течение года; было установлено количество трудодней, подлежащих выработке в течение весеннего сева, периода прополки, обработки посевов и уборки урожая. Общая выработка трудодней на одного трудоспособного колхозника поднялась с 254 трудодней в 1940 году до 352 трудодней в 1942 военном году. Появились не только отдельные колхозы, но и целые районы, где не было трудоспособных колхозников, не выработавших установленного минимума трудодней.

Одновременно увеличилась производительность колхозного труда, что нашло своё выражение в росте посевных площадей, приходящихся на колхозный двор и на трудоспособного колхозника, а также на тяговую силу. За время войны посевные площади на один колхозный двор выросли на сопоставимой территории с 6,3 га в 1940 году до 7 га в 1942 году; на одного трудоспособного колхозника посевные площади выросли с 3,3 га в 1940 году до 4,3 га в 1942 году; на одну тяговую силу в колхозе и МТС посевные площади выросли с 7,3 га до 8,8 га.

Однако этот рост производительности и дисциплины труда не мог полностью восполнить ослабление технической базы сельского хозяйства, главным образом в освобождённых районах, в связи с уменьшением парка тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин и автомобилей, что поставило сельское хозяйство перед серьёзными трудностями. Преодоление этих трудностей происходило путём ограничения мобилизации рабочей силы из деревни, всемерного увеличения производства запасных частей и восстановления производства тракторов и сельскохозяйственных машин, выпуск которых в первый период военной экономики был прекращён.

Несмотря на серьёзное ослабление технической базы сельского хозяйства и уменьшение рабочей силы, общая посевная площадь районов СССР, не подвергавшихся оккупации, - Центра, Поволжья, Урала, Сибири, Закавказья, Средней Азии, Казахстана, Дальнего Востока и Севера - в колхозах не только не сократилась, «о даже увеличилась. Посевные площади колхозов в указанных районах выросли с 62,6 млн. га в 1940 году до 66,3 млн. га в 1942 году, в том числе зерновые культуры выросли с 51,6 млн. га до 53,9 млн. га. Однако прирост посевных площадей в восточных районах СССР не мог возместить потерь посевных площадей за счёт временно оккупированных немцами богатейших земледельческих районов Украины и Северного Кавказа.

Особенности и трудности военной экономики СССР первого периода Отечественной войны потребовали дальнейшего укрепления и развития зернового хозяйства. Посевы колхозов зерновых культур в 1942 году в восточных районах СССР по сравнению с 1940 годом увеличились на 2,3 млн. га. Если в колхозах районов Центра и Поволжья посевы зерновых культур в 1942 году несколько сократились, то в Сибири, Средней Азии, Казахстане, Закавказье и на Дальнем Востоке они значительно возросли. Наиболее высокий темп прироста имел место в районах Дальнего Востока - на 30% и Средней Азии - на 20%. Наибольшие абсолютные размеры прироста посевных площадей зерновых культур имели место в Средней Азии, Казахстане и Сибири.

В составе посевных площадей зерновых культур значительно увеличились площади озимых культур: в 1942 году по сравнению с 1940 годом они выросли на 18%. Особенно высокий темп прироста озимых посевов в 1942 году против 1940 года имел место в Сибири - на 64% и в Казахстане и Средней Азии - на 44%. Расширение озимых посевов облегчило преодоление трудностей военного времени, связанных с недостатком рабочей силы, тягла и машин. Из отдельных зерновых культур за годы Отечественной войны значительно расширены посевы проса. Просо - основная крупяная культура районов Поволжья, Казахстана и недостаточно увлажнённых районов Сибири. Просо, как засухоустойчивая зерновая культура, имеет страховое значение, облегчает напряжённость трудовых и тяговых ресурсов колхозов в период весеннего сева и уборочных работ.

За годы войны в СССР произведены значительные изменения в размещении посевов технических культур. Расширены посевы масличных культур и сахарной свёклы в Сибири, Казахстане и Средней Азии. Посевные площади технических культур продвинулись на восток СССР. Наиболее высокий темп прироста технических культур в 1942 году по сравнению с 1940 годом имел место в районах Дальнего Востока - на 37% и Сибири - на 27%. За годы войны расширены посевы под сахарной свёклой в районах Центра, Поволжья, Сибири, Средней Азии и Казахстана. Но в целом по СССР посевные площади под сахарную свёклу в 1942 году сократились по сравнению с 1940 годом в связи с временной оккупацией свеклосеющих районов - Украины, Северного Кавказа, Курской области и частично Воронежской области.

В колхозах восточных районов СССР посевные площади под овощными культурами и картофелем в 1942 военном году увеличились по сравнению с 1940 годом на 37%. Овощные культуры и картофель продвинулись на восток СССР: в районы Урала, Сибири, Средней Азии и Казахстана. Увеличился удельный вес овощных культур и картофеля в пригородных зонах вокруг крупных городов и промышленных центров. Наиболее высокие темпы прироста посевных площадей под овощи и картофель в 1942 году по сравнению с 1940 годом дали районы Сибири - на 44%, Урала - на 37%, Дальнего Востока - на 30%, Средней Азии и Казахстана - на 32 %.

Как видно, наибольшие изменения в структуре посевных площадей произошли в Сибири и Средней Азии. Если в Средней Азии эти изменения носят в значительной мере временный характер, то в Сибири они означают более прочное явление. Такие мероприятия, проводимые в Сибири, как увеличение пшеничного зернового клина, восстановление паров, расширение зяблевой пахоты, означают коренное улучшение сельского хозяйства Сибири. На первом месте теперь стоит задача всемерного внедрения передовой агротехники, задача восстановления и укрепления тракторного и машинного парка сельского хозяйства.

В развитии сельского хозяйства военного времени 1943 и 1944 годы во многих отношениях являются переломными годами. Начиная со второй половины 1943 года, быстрыми темпами шло восстановление сельского хозяйства освобождённых районов. В результате прироста посевных площадей и урожайности зерновых культур в 1944 году Советская страна получила на 1,1 млрд. пудов хлеба больше, чем в 1943 году. Наряду с задачей восстановления и развития земледелия на очередь дня были поставлены задачи вое становления поголовья скота и развития животноводства.

За годы войны в численности и размещении поголовья скота произошли серьёзные изменения. По СССР в целом вследствие временной оккупации ряда сельскохозяйственных районов поголовье скота в 1942 и.1943 годах уменьшилось по сравнению с 1941 годом, в том числе уменьшилось поголовье лошадей, крупного рогатого скота, а также поголовье овец, коз и свиней. В то же время колхозы восточных районов СССР в трудных условиях военного времени увеличили поголовье продуктивного скота, в том числе: рогатого скота - с 11,4 млн. голов на начало 1941 года до |2,5 млн. голов на начало 1943 года, поголовье овец и коз увеличили с 28,1 млн. голов до 34,2 млн. голов и лишь поголовье свиней осталось неизменным, что было связано прежде всего с ограниченными ресурсами концентрированных кормов.

В развитии животноводства 1944 год также явился годом перелома. Уменьшение поголовья скота прекратилось. Самый низкий уровень остался позади. На начало 1945 года поголовье скота в СССР по сравнению с началом 1943 года, т. е. за два года, выросло в следующих размерах: крупного рогатого скота - на 15,8 млн. голов, овец и коз - на 8,4 млн. голов, свиней - на 2,8 млн. голов и лошадей - на 1,7 млн. голов. Рост поголовья скота происходил как в освобождённых, так и в тыловых районах, как в колхозах, так и у крестьян в единоличном пользовании. Тем не менее довоенный уровень поголовья скота в 1944 году далеко не был достигнут, причём наиболее низкий уровень восстановления поголовья имел место в коневодстве и свиноводстве.

Восстановление и расширенное воспроизводство поголовья скота, прежде всего в колхозах и совхозах, является наиболее трудной задачей социалистического сельского хозяйства. Основной предпосылкой подъёма животноводства является „решение зерновой и кормовой проблем, без которых расширенное воспроизводство поголовья скота невозможно. Для ускорения роста поголовья скота требуется всемерное развитие высокопродуктивных пород скота, которое бы сочетало общегосударственные потребности и местные крестьянские интересы. Значительную также роль в развитии животноводства играет государственная помощь крестьянам-колхозникам в восстановлении ими поголовья скота, находящегося в личной собственности в соответствии с уставом сельскохозяйственной артели.

Таким образом, несмотря на временное отторжение наиболее богатых в сельскохозяйственном отношении районов СССР, социалистическое сельское хозяйство обеспечило продовольствием Советскую Армию и население СССР в период военной экономики. Значительное повышение товарных ресурсов сельского хозяйства СССР по сравнению с периодом первой империалистической войны стало возможным в результате победы колхозного строя в деревне.

Основные центры сельского хозяйства были перенесены на Восток - в Казахстан и Сибирь. Если промышленность СССР поставляла Советской Армии боевую технику, то сельское хозяйство обеспечивало фронт и тыл продовольствием, а промышленность - сырьём. В период военной экономики 1941-1945 годов в СССР неизмеримо выросла потребность в товарном хлебе. Выросло и городское и армейское потребление хлеба. Тем не менее проблема продовольствия в СССР была разрешена успешно. Решение продовольственной проблемы в СССР в период Отечественной войны стало возможно: во-первых, благодаря колхозному строю, обеспечившему высокую товарность и валовой урожай хлеба; во-вторых, благодаря сосредоточению основной массы товарного хлеба в руках государства, организовавшего правильный учёт и распределение продовольствия; в-третьих, в силу нового размещения производства хлеба в стране, увеличившего долю восточных районов СССР. Успехи социалистического земледелия обеспечили в СССР к началу Отечественной войны накопление значительных государственных резервов хлеба. Это создало устойчивость в снабжении Советской Армии и населения продовольствием, несмотря на исключительные трудности военного времени и уменьшение заготовок хлеба в 1942 и 1943 военных годах по сравнению с 1940 годом за счёт временно оккупированных районов. Было организовано бесперебойное снабжение хлебом Советской Армии и населения. В период военной экономики СССР в колхозах укрепилась социалистическая дисциплина, поднялась производительность труда, выросли новые кадры колхозной интеллигенции, которые пришли на смену выбывшим колхозным кадрам в связи с призывом в Советскую Армию. Решающую роль в этом обновлении кадров играли советские женщины. О росте удельного веса женщин в составе кадров трактористов, комбайнеров, машинистов и бригадиров машинно-тракторных станций, а также в составе руководящих колхозных кадров ярко говорят следующие цифры. Удельный вес женщин в составе трактористов МТС вырос с 4 % в начале 1940 года до 45 % в 1942 году, удельный вес женщин среди комбайнеров МТС вырос с 6 до 43 %, удельный вес женщин среди шофёров МТС - с 5 до 36 %, удельный вес женщин среди бригадиров тракторных бригад МТС вырос с 1 до 10 %. Укрепилась в колхозах трудовая дисциплина. Появились не только отдельные колхозы, но и целые районы, где не было трудоспособных колхозников, не выработавших установленного минимума трудодней. Одновременно увеличилась производительность колхозного труда, что нашло своё выражение в росте посевных площадей, приходящихся на колхозный двор и на трудоспособного колхозника, а также на тяговую силу. Однако этот рост производительности и дисциплины труда не мог полностью восполнить ослабление технической базы сельского хозяйства, главным образом в освобождённых районах, в связи с уменьшением парка тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин и автомобилей, что поставило сельское хозяйство перед серьёзными трудностями. Преодоление этих трудностей происходило путём ограничения мобилизации рабочей силы из деревни, всемерного увеличения производства запасных частей и восстановления производства тракторов и сельскохозяйственных машин, выпуск которых в первый период военной экономики был прекращён. Несмотря на серьёзное ослабление технической базы сельского хозяйства и уменьшение рабочей силы, общая посевная площадь районов СССР, не подвергавшихся оккупации, в колхозах не только не сократилась, но даже увеличилась. Однако прирост посевных площадей в восточных районах СССР не мог возместить потерь посевных площадей за счёт временно оккупированных немцами богатейших земледельческих районов Украины и Северного Кавказа. Особенности и трудности военной экономики СССР первого периода Отечественной войны потребовали дальнейшего укрепления и развития зернового хозяйства. Посевы колхозов зерновых культур в 1942 году в восточных районах СССР по сравнению с 1940 годом увеличились на 2,3 млн. га. Если в колхозах районов Центра и Поволжья посевы зерновых культур в 1942 году несколько сократились, то в Сибири, Средней Азии, Казахстане, Закавказье и на Дальнем Востоке они значительно возросли. Наиболее высокий темп прироста имел место в районах Дальнего Востока - на 30 % и Средней Азии - на 20 %. Наибольшие абсолютные размеры прироста посевных площадей зерновых культур имели место в Средней Азии, Казахстане и Сибири. За годы войны в СССР произведены значительные изменения в размещении посевов технических культур. Расширены посевы масличных культур и сахарной свёклы в Сибири, Казахстане и Средней Азии. Посевные площади технических культур продвинулись на восток СССР. Наиболее высокий темп прироста технических культур в 1942 году по сравнению с 1940 годом имел место в районах Дальнего Востока - на 37 % и Сибири - на 27 %. За годы войны расширены посевы под сахарной свёклой в районах Центра, Поволжья, Сибири, Средней Азии и Казахстана. Но в целом по СССР посевные площади под сахарную свёклу в 1942 году сократились по сравнению с 1940 годом в связи с временной оккупацией свеклосеющих районов - Украины, Северного Кавказа, Курской области и частично Воронежской области. Увеличился удельный вес овощных культур и картофеля в пригородных зонах вокруг крупных городов и промышленных центров. Наиболее высокие темпы прироста посевных площадей под овощи и картофель в 1942 году по сравнению с 1940 годом дали районы Сибири - на 44 %, Урала - на 37 %, Дальнего Востока - на 30 %, Средней Азии и Казахстана - на 32 %. В развитии сельского хозяйства военного времени 1943 и 1944 годы во многих отношениях являются переломными годами. Начиная со второй половины 1943 года, быстрыми темпами шло восстановление сельского хозяйства освобождённых районов. В результате прироста посевных площадей и урожайности зерновых культур в 1944 году Советская страна получила на 1,1 млрд. пудов хлеба больше, чем в 1943 году. Наряду с задачей восстановления и развития земледелия на очередь дня были поставлены задачи восстановления поголовья скота и развития животноводства. За годы войны в численности и размещении поголовья скота произошли серьёзные изменения. По СССР в целом вследствие временной оккупации ряда сельскохозяйственных районов поголовье скота в 1942 и 1943 годах уменьшилось по сравнению с 1941 годом. В то же время колхозы восточных районов СССР увеличили поголовье рогатого скота - с 11,4 млн. голов на начало 1941 года до 2,5 млн. голов на начало 1943 года, поголовье овец и коз увеличили с 28,1 млн. голов до 34,2 млн. голов и лишь поголовье свиней осталось неизменным, что было связано прежде всего с ограниченными ресурсами концентрированных кормов. В развитии животноводства 1944 год также явился годом перелома. Уменьшение поголовья скота прекратилось. Самый низкий уровень остался позади. На начало 1945 года поголовье скота в СССР по сравнению с началом 1943 года, т. е. за два года, выросло в следующих размерах: крупного рогатого скота - на 15,8 млн. голов, овец и коз - на 8,4 млн. голов, свиней - на 2,8 млн. голов и лошадей - на 1,7 млн. голов. Рост поголовья скота происходил как в освобождённых, так и в тыловых районах, как в колхозах, так и у крестьян в единоличном пользовании. промышленность сельское советский война


Первое послевоенное пятилетие – один из наиболее сложных периодов жизни колхозного крестьянства, в истории советской деревни. Восстановление колхозов, МТС, совхозов началось сразу после освобождения от оккупации. По собственной инициативе колхозники восстанавливали разоренные артели.

Колхозный строй успешно выдержал суровые испытания войны. Не смотря на отвлечение в армию значительной части рабочей силы и техники, сельские труженики обеспечивали потребности страны в продовольствии и сырье, внесли огромный вклад в общее дело разгрома врага. Советское государство мобилизовало все силы для разгрома врага и по этому вынуждено было, наряду с промышленностью, максимально использовать экономические и людские ресурсы сельского хозяйства, колхозов. В то же время материальная помощь деревне была предельно сокращена.

Последствия войны сказывались не только на производительности, но и на образе жизни колхозников. Ухудшение их материального положения, большие трудности были с уровнем культурно-бытовых потребностей населения. Вместе с восстановлением колхозного производства предстояло восстанавливать и поднимать на новый уровень культуру, быт колхозной деревни, изменять ее социальный облик.

Таким образом, колхозы вступали в первый послевоенный год значительно ослабленными, с резко сократившимися трудовыми ресурсами, подорванной материально-технической базой, ослабленным животноводством. Это и определило исключительную трудность их восстановления и дальнейшего развития в первые послевоенные годы.

Четвертый пятилетний план.

Основные задачи в области сельского хозяйства были определены в четвертом пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства (1945-1950) принятом Верховным Советом СССР в марте 1946 года.

К концу пятилетки планировалось не только достигнуть довоенного уровня производства продукции сельского хозяйства, но и превзойти его на 27%. Основные задачи пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 – 1950 годы состояли в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти его в значительных размерах.

Важнейшей задачей и особенностью послевоенного пятилетия было первоочередное восстановление и развитие тяжелой промышленности и транспорта, что отвечало и интересам деревни.

Большое место в плане занимает вопрос материально-производственной базы сельского хозяйства, организационно-хозяйственного укрепления колхозов, роста их общественного богатства, доходов, повышение производительности труда, восстановление демократических основ управления колхозами.

Наряду с первоочередным восстановлением и развитием промышленности и транспорта пятилетний план намечал «добиться подъема сельского хозяйства и промышленности, производящей средства потребления для обеспечения материального благополучия народов Советского Союза и создания в стране обилия основных предметов потребления».

Задача увеличения предметов потребления в решающей мере зависело от восстановления и развития сельского хозяйства и прежде всего общественного хозяйства колхозов, следовательно, в пятилетнем плане ставилась задача всемерного укрепления колхозного хозяйства.

Пятилетний план развития и восстановления народного хозяйства СССР охватывал все стороны жизни колхозной деревни: восстановление и развитие производства, организационно-хозяйственное укрепление колхозов, решение ряда важных социальных проблем. В его основе лежали задачи восстановления колхозной экономики, преодоление последствий войны. В то же время план предусматривал и значительный шаг в перед всех отраслей сельского хозяйства, колхозного производства, дальнейшее развитие колхозного строя. Большое внимание уделяется в плане повышению материального благосостояния и культурного уровня населения. Намечается превзойти довоенный уровень народного потребления, отменить карточную систему на продовольственные и промышленные товары. План предусматривал достижение довоенных показателей производства сельского хозяйства. В плане были определены и основные пути достижения этих показателей: рост посевных площадей, а также урожайности на основании повышения культуры земледелия.

Важнейшей задачей сельского хозяйства на пятилетку было повышение урожайности и увеличение сбора всех культур. Пятилетний план предусматривал следующие условия для роста урожайности: намечалось восстановление и введение правильных севооборотов, которые были нарушены в результате войны, увеличение поставок минеральных удобрений.

Пятилетний план предусматривал некоторые, довольно высокие и иногда экономически недостаточно обоснованные показатели в области сельского хозяйства, что во многом объяснялось предельно обострившимися потребностями страны в скором улучшении материального положения населения, обеспечении страны продовольствием при ограниченных возможностях государства и колхозов для их достижения. В этом заключалась основная трудность в осуществлении плана.

Засуха. Ко всем последствиям войны прибавились еще и проблемы, возникшие в связи с засухой, охватившей в 1946 году большую часть сельскохозяйственных районов. Засуха 1946 года охватила почти все зерновые районы страны. В первый послевоенный год государство не могло противопоставить засухе такой комплекс мер, который не допустил бы ее пагубного влияния. Неурожай в южных областях, сокращение возможностей заготовки сельскохозяйственной продукции требовали изменения в заготовительной политике, создания условий повышающих заинтересованность колхозов и колхозников областей не охваченных засухой, в увеличении продажи своих продуктов. Однако таких изменений не произошло.

Принципы заготовительной политики, сложившиеся в довоенные годы и во время войны, сохранились и в первый послевоенный год. Остался без изменений налоговый характер заготовок. Обязательные поставки сельскохозяйственной продукции исчислялись с гектара пашни или с гектара все сельскохозяйственных угодий. При этом не учитывалось, что значительные площади земли колхозов из-за нехватки техники и людей пустовали. не засевались, а с них начислялись государственные поставки. Нормы поставок продукции животноводства с колхозов увеличились в годы войны, остались без изменений и в 1946. Сохранились прежние, по существу символические заготовительные цены на сельскохозяйственную продукцию, далеко не возмещающие стоимость ее производства.

С приближением времени хлебозаготовок колхозы и совхозы охваченные засухой, обращались с просьбами о снижении планов заготовок. Большинство просьб не получило поддержки.

Для того чтобы обеспечить самые необходимые потребности страны в продовольствии от руководителей требовалось выполнение заданий по хлебозаготовкам любой ценой. На места рассылались грозные телеграммы, требующие ускорения заготовок, безусловного выполнения плановых заданий.

Для организации хлебозаготовок, их ускорения в колхозы направлялись уполномоченные районных, областных партийных органов, группы работников ЦК ВКП(б), Министерства сельского хозяйства, Министерства заготовок.

Уполномоченные различных уровней, направлявшиеся для проведения хлебозаготовок, не редко не учитывали то положение, в котором оказывались колхозы после выполнения плана. Для выполнения плана иногда сдавался и семенной фонд.

Попытка местных партийных работников председателей колхозов оставить часть зерна для нужд колхоза, выдать колхозникам на трудодни до выполнения плана нередко рассматривались как саботаж хлебозаготовок, антигосударственная деятельность, виновные привлекались к строгой ответственности. Усилен был нажим заготовителей на кулацко-зажиточную часть крестьянских хозяйств. Критерии для выделения таких хозяйств были довольно неопределенными, нередко обыски проводились и у середников.

Несмотря на все меры, планы заготовок хлеба не выполнялись. Собрано было все что можно было убрать, но на больших территориях страны убирать практически было нечего. Но несмотря на все сложности, целом по стране план хлебозаготовок на начало 1947 года был выполнен на 78,8%.

Сложно проходили и заготовки животноводческой продукции, были сохранены высокие планы заготовок мяса и молока. Большая часть колхозов эти планы за предыдущие годы не выполняла. Недоимки 1945года включались в план 1946года.

Планы заготовок животноводческой продукции вместе с недоимками в некоторых областях иногда превышал выход этой продукции. Количество скота сдаваемого в заготовки, увеличивалось еще и потому, что значительная часть его имела недостаточную упитанность. В районах охваченных засухой, возрос падеж скота.

Известный вклад в мобилизацию продовольственных продуктов внесла потребительская кооперация. С ноября 1946 года разрешалось закупать повсеместно зерно после выполнения областью, краем, республикой государственного плана заготовок и закупок, а продукты животноводства, овощи, фрукты – после выполнения в установленные сроки обязательств по госпоставкам. Закупка продукции разрешалась по ценам, складывающимся на рынке в местах закупки.

Спасти от голода, обеспечить хотя бы минимальные потребности населения в продовольствии можно было при самом экономном, строгом распределении хлебного фонда. Пришлось сохранить карточную систему распределения хлеба, отказаться от свободной торговли им в 1946году, как намечалось в пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР. Но нормы снабжения по карточкам разных категорий городского населения в течение 1946 года и до нового урожая 1947 года несколько раз менялось в сторону их сокращения. Эти нормы для работающих и иждивенцев по месяцам были различны: от 1,2 до 0,4кг в день до 250-150гр (для иждивенцев).

Особенно тяжелыми были последствия засухи для сельского населения. Все городское население получало по карточкам небольшие нормы хлеба плюс то, что удавалось дополнительно приобрести в системе общественного питания своего предприятия или на рынке. Ни один из названных для горожан источников продовольствия не был доступен колхознику. На трудодни во многих колхозах хлеб не выдавался. Не оправдало надежд и личное подсобное хозяйство.

Сельским жителям, колхозникам областей охваченных засухой, была оказана продовольственная помощь, но она была недостаточной. а нередко и опаздывала.

Помощь в разных областях распределялась не одинаково.

Последствия засухи продолжали сказываться и в последующие годы. Засуха замедлила процесс преодоления последствий войны в сельском хозяйстве и способствовала оттоку населения из деревни.

Важным вопросом было максимальное вовлечение в производство всего колхозного населения, полное использование трудовых ресурсов деревни и возможность за счет этого покрыть недостаток рабочей силы.

Формы руководства, каналы и рычаги воздействия государства на колхозы были самыми разнообразными. Центральное звено государственного руководства сельским хозяйством – планирование. В послевоенные годы были осуществлены важные меры по улучшению планирования народного хозяйства. Засуха 1946 и продовольственные трудности 1946-1947 годов потребовали осуществления дополнительных мер по дальнейшей централизации планирования.

Меры по восстановлению сельского хозяйства

Состояние сельского хозяйства требовало принятия незамедлительных мер. Его отставание становилось тормозом развития всей послевоенной экономики страны.

Впервые послевоенные годы правительство разрабатывает конкретные меры по скорейшему восстановлению и развитию сельского хозяйства. В сентябре 1946 Совет Министров СССР в интересах укрепления и развития колхозов принимает постановление «О мерах по ликвидации нарушений устава сельскохозяйственной артели в колхозах». В постановлении резко осуждается факты неправильного расходования трудодней расхищения общественных земель колхозов, колхозного имущества, нарушения демократических основ управления жизнью сельскохозяйственных артелей. Важным условием организационно-хозяйственного укрепления колхозов организации производства было соблюдение «Устава сельскохозяйственной артели.». Условия военного времени не позволили в полной мере соблюдать положения устава. Но и впервые мирные годы сохранились различные нарушения уставных форм: в пользовании землей, имуществом, в реализации демократических принципов управления колхозами, в расходовании трудодней.

В районах и областях в среде партийного аппарата процветала круговая порука, различные виды хищений и поборов колхозного имущества, практически были узаконены все формы кормлений в колхозах местного чиновничьего слоя.

Отмеченные явления после войны стали носить столь массовый характер, что министерство, проводившее проверку в колхозах летом 1946 года, просило высшие партийные и государственные органы принять специальное правительственное решение.

Эти нарушения объясняются объективными и субъективными причинами. Сказываются последствия войны, общие экономические трудности. В этих условиях местные органы власти пытались за счет колхозов проводить некоторые работы, не имеющие непосредственного отношения к колхозному производству.

Партийные и советские органы, земельные органы республик, краев, областей обязывались ликвидировать нарушения Устава и оградить колхозы от посягательств на колхозное имущество, покончить с практикой расхищения в колхозах трудодней и неправильного распределения расходов.

Для установления строгого контроля за соблюдением « Устава сельскохозяйственной артели». и решения вопросов колхозного строительства при правительстве СССР в соответствии с этим постановлением был создан Совет по делам колхозов во главе с А. А Андреевым. В задачи Совета входило: улучшение Устава сельскохозяйственной артели на основании предложений передовиков колхозного строительства, выработка мер по системе расширения общественного хозяйства колхозов, разработка системы поощрений хозяйств, выполняющих обязательства перед государством.

В первый послевоенный год усилия тружеников сельского хозяйства, меры, осуществленные партией и правительством, не дали ожидаемого результата. Во многом помешала засуха. И без того тяжелое продовольственное положение в стране еще более обострилось. Партийно-государственная власть в лице многочисленных уполномоченных при активном участии судебных и милицейских органов, часто для выполнения государственных планов не проводили различий между общественным и личным хозяйством, обязывая последние возмещать недовыполнение колхозных заданий. Одна из важных задач пятилетки заключалась в том, чтобы обеспечить дальнейший технический прогресс во всех областях народного хозяйства, в том числе и в сельском хозяйстве.

Документы свидетельствуют, что подобная практика сохранилась и в последующие годы. Административно-чиновничий слой на местах являлся главной опорой центральной власти в деревне. Он же из-за быстрого роста, многочисленности, ужесточения методов командования деревней стал представлять серьезную опасность стабильности существующего строя. Его интересы вступают в серьезные противоречия с интересами центральной власти. Анализ практических мер государства и изучение крестьянских писем показывают, что основной задачей партийно-государственной администрации являлся постоянный надзор и контроль за выполнением колхозниками, колхозами и единоличниками обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов, а так же контроль за уплатой многочисленных налогов, среди которых особой тяжестью отличался хозналог.

Наряду с отсутствием в колхозе заработка, гарантирующего прожиточный минимум семье крестьянина, действующая система, вынуждавшая колхозников большую часть времени трудиться на государство бесплатно, приводила к повсеместным уклонениям от участия в колхозном производстве, являясь главным тормозом его развития. Ответные меры властей на нежелание крестьян трудиться в колхозах выражались в форме непрерывного ужесточения налогового гнета, в стремлении перекрыть «лазейки» в законе. В послевоенные годы происходит ужесточение личной ответственности крестьян за нежелание трудиться в колхозе. Документы свидетельствуют, что государственная политика в отношении крестьян после войны не претерпела существенных изменений по сравнению с эпохой социалистической реконструкции ни по способам и формам, ни по содержанию – преобладает безудержная эксплуатация и выкачка из деревни продовольственных и людских ресурсов для сверхиндустриализации и зажиточной жизни верхушки.

Налоги. Главным нервом экономической политики в те годы являлись налоги. Крестьянский двор (и колхозный, и единоличный) подлежал обложению государственным, натуральным налогом в форме общих поставок продуктов. Норма сдачи для единоличного хозяйства была выше. Недоимки по поставкам, как правило переходили на следующий год, суды взыскивали по ним штрафы, описывали в пользу государства крестьянское имущество. Проект принимаемых исчислений поставок установилось в 1940 году для колхозов и на крестьянские дворы.

Уже в апреле 1945 года правительство восстановило взимание обязательных поставок животной продукции в районах, освобожденных от немецкой оккупации. Послевоенная система налогообложения состояла из нескольких видов государственных и местных налогов.

К государственным относились два самых крупных вида налогов – сельскохозяйственный и подоходный (для рабочих), а также налог холостяков, одиноких, малосемейных граждан, рыболовный и билетный (разрешение на ловлю рыбы) сборы, налог на лошадей единоличных крестьянских хозяйств. К местным налогам относились: налог со строений, земельная рента, разовый сбор на колхозных рынках и др.

Как самостоятельный платеж действовала государственная пошлина. Почти каждая семья в сельской местности платила самообложение – добровольный сбор, устанавливаемый на собраниях большинством селян.

Важную роль в жизни крестьянского двора играл также сельскохозяйственный налог, введенный еще в 1923 году. После войны оклад сельскохозяйственного налога постоянно повышался, а в 1948 году были отменены льготы многим крестьянским хозяйствам.

Выполняя обязательные поставки, крестьянин «продавал» государству часть произведенной продукции как бы возмещая то, что недодавал колхоз. Уплачивая сельскохозяйственный налог, крестьянин вынужден был из-за недостатка денег продавать необходимые ему продукты. Нормы доходности, с которых начислялся налог, учитывали лишь среднюю урожайность, продуктивность скота и рыночные цены. Реально же доходы большинства крестьянских хозяйств значительно уступали произвольно завышенному финансовыми органами окладу налога.

Сельскохозяйственный налог выполнял важную функцию по созданию и поддержанию рыночных отношений в стране. Эти рыночные отношения вырастали из крестьянской нужды и порождались не избытком сельскохозяйственной продукции у основной массы сельского населения, а ее недостатком. При установленных нормах государство слабо учитывало различные природные условия хозяйства и факторы, способствующие наличию рынков.

Из-за неоднократного снижения государством розничных цен на продукты питания после войны и в связи с проведением денежной реформы в 1947 году рыночные цены также снижались. Если в 1940 году средняя сумма налогов на один колхозный двор составляла 112 рублей, то в 1951 – 523 рубля.

Ежегодно большинство колхозов и совхозов вынуждены под давлением отдавать последнее зерно, не обеспечивали своим работникам натуральную и денежную оплату труда.

По причине крайней дороговизны хлеба и расстроенных личных хозяйств население не могло оплачивать растущие налоги. Многократно возросшие недоимки оказали губительное воздействие на государственный бюджет. Правительство не видело другого выхода, кроме очередного повышения налогообложения и усиления правовой ответственности за несвоевременный расчет.

Важной составляющей частью правительственных мер являлось налоговое давление на крестьян. Налог имел силу закона. Сбор налогов был настолько важным мероприятием, что к работе по обеспечению поступления платежей в помощь налоговым агентам привлекался весь сельский актив.

Налоговое законодательство изменялось в ходе первой пятилетки и, как правило, не в пользу крестьян. В 1948 году от уплаты налогов освобождались хозяйства нетрудоспособных колхозников и единоличников, не имевших трудоспособных членов семьи. После указа 1948 года «Об изменении закона о сельскохозяйственном налоге» такие хозяйства колхозников облагались 50%налогом, единоличники лишались льгот.

Доходы По мере восстановления колхозного и совхозного производства, всего народного хозяйства росло и материальное благосостояние колхозников. В условиях колхозного строя источниками доходов крестьянских семей были оплата труда в общественном хозяйстве и доходы от личного подсобного хозяйства. Размер оплаты труда зависел от состояния общественного хозяйства колхоза и системы распределения доходов. Установленные «Уставом сельскохозяйственной артели» принципы предусматривали распределение на трудодни лишь той части продукции и денежных доходов, которая оставалась после расчетов с государством и отчислений в областные фонды. В условиях мирного времени появилась возможность почти ежегодно увеличивать долю продуктов и денег для распределения по трудодням. Кроме хлеба и денег по трудодням распределяли картофель и остальные продукты – лишь в незначительном количестве и не во всех колхозах.

Вместе с ростом доли продуктов, выделяемых колхозами, постепенно увеличивается и денежная часть оплаты трудодня. Более одной четвертой всех колхозов страны в конце пятилетки выдавали на трудодни свыше 1 рубля.

Для первых послевоенных лет весомость оплаты трудодня определялась не столько размерами денежной части, сколько натуральной частью – некоторые колхозы при низкой денежной оплате трудодня обеспечивали сравнительно высокую натуральную оплату, излишки продуктов реализовывали на колхозном рынке.

Несмотря на то, что среднегодовая выработка трудодней одним трудоспособным колхозником из года в год увеличивалась в целом же в колхозном производстве в 1945 было выработано трудодней почти на четверть меньше чем в 1940году.

Часть этих трудодней ежегодно начислялась колхозникам за участие в лесозаготовках, дорожном строительстве. К тому же надо иметь ввиду, что за годы войны во многих колхозах были снижены нормы выработки, повышены сдельные расценки на ряд работ.

Помимо трудодней доходы крестьянства пополнялись за счет подсобного хозяйства. Сокращение производства продукции сельского хозяйства наблюдалось во всех категориях хозяйства: в колхозах, совхозах, в личном подсобном хозяйстве колхозников. Однако последней категории это сокращение было значительно меньше. Этому способствовал ряд обстоятельств. Ослабление материально-технической базы колхозов не могло серьезно сказаться на личном подсобном хозяйстве, основой производительности которого был ручной труд. Важным фактором сохранения подсобного хозяйства были трудности с продовольствием, сокращение оплаты труда в общественном хозяйстве колхозов.

Демографическая ситуация в колхозной деревне

Впервые послевоенные годы во внутриклассовой демографической структуре колхозного крестьянства произошли заметные демографические изменения соотношения различных возрастных групп, удельный вес трудоспособных и иждивенцев и т. д.

Огромное влияние на состав половозрастной структуры населения оказала война. В первые послевоенные годы численность крестьянства также претерпела значительные изменения, как в целом по СССР, так и по ряду союзных республик.

В послевоенные годы ее последствия проявились также и в снижении уровня рождаемости, и в повышении уровня смертности, и в возрастании миграционной мобильности.

В годы четвертой пятилетки произошли значительные изменения в численности и составе колхозного крестьянства. Сразу после окончания Великой Отечественной Войны наблюдается быстрый рост сельского населения за счет демобилизации воинов.

Численность колхозников за счет демобилизации продолжает увеличиваться и в 1948 году. Особенно быстро увеличивается сельское население в некоторых областях подвергшихся оккупации. Более 8 млн. человек возвратилось к мирному труду в народном хозяйстве, значительная часть в колхозы. Кроме демобилизованных в первые послевоенные годы сюда возвращаются сотни тысяч военнопленных. Около половины всех репатриированных занималось сельским хозяйством. В родные места возвращаются из восточных областей и эвакуированные в годы войны колхозники.

Многие пребывают в оккупированные районы в порядке организованного переселения.

Одновременно с вступлением большого числа крестьянских хозяйств в колхозы шел и другой процесс - отлив населения из колхозов в промышленность, в города. Немало колхозников уходило в промышленность, в совхозы и МТС из экономически слабых колхозов самовольно. За 1941-1945 годы численность наличного населения колхоза уменьшилась с 75,8 млн. до 64,4 млн. человек, а численность трудоспособного населения - с 35,4 млн. до 23,9 млн. человек.

Отвлечение большого числа колхозников в промышленность происходит не только в порядке организованного набора рабочей силы, но и путем стихийного перехода на предприятия и учреждения, в частности расположенные в сельской местности.

Большое число колхозников отвлекается от колхозов по решению и рассмотрению местных органов для выполнения в районе или области различных работ, связанных со строительством, лесозаготовками, и лесосплавом, перевозками грузов, торфоразработками, дорожным строительством.

В целом к концу пятилетки численность наличного населения колхозов была меньше, чем до войны и к началу пятилетки.

За годы пятилетки произошли и некоторые качественные сдвиги в населении колхозной деревни: изменилось соотношение различных возрастных групп, трудоспособного и нетрудоспособного населения.

В послевоенные годы значительно возросла роль деревни как социального источника пополнения рабочей силы городов.

Учитывая важность первоочередного восстановления промышленности для всего народного хозяйства, правительство восстановило систему организованного перераспределения трудовых ресурсов между городом и деревней, действовавшую еще в до военные годы.

Несмотря на принятые меры по закреплению рабочей силы в колхозах, стихийные миграции оставались довольно значительными и основой этого являлись экономические причины, прежде всего недостаточная материальная заинтересованность колхозников, низкая оплата трудодней, нелегкие условия труда и быта, в особенности в экономически слабых колхозах.

Немало сельской и колхозной молодежи уходило на учебу в город. В большинстве случаев после окончания средних и высших учебных заведений молодые колхозники оставались работать в городе, что способствовало «постарению» деревни.

Тяжелое продовольственное положение во многих деревнях в 1946-1947 годах послужило толчком для более активной миграции колхозников, рабочих совхозов в город, на работу в промышленность, строительство.

Усилился и отток колхозников из деревни, правда отсутствие у них паспортов ограничивало возможности для стихийной миграции.

На состояние половозрастной структуры колхозного крестьянства в послевоенные годы решающее воздействие оказала война и продолжающийся процесс перераспределения населения между городом и деревней. Это обусловило сокращение численности и удельного веса младшей возрастной группы и одновременно возрастание роли лиц пенсионного возраста и инвалидов. Вместе с тем за послевоенное пятилетие в половозрастной структуре колхозов наметился важные положительные сдвиги – соотношение мужского и женского населения становится более благоприятным. В колхозной деревне увеличивается удельный вес трудоспособных рабочих, причем этот рост производится в основном за счет мужского населения. Следовательно, к началу 50-х наметилась тенденция к постепенному устранению деформации, причиненной войной половозрастной структуре колхозного населения.

В первой половине пятилетки, до 1948 года происходит пополнение численности колхозов, с 1948 года в условиях прекращения или ослабления действия восстановительных факторов начинается сокращение численности колхозников. Однако за счет коллективизации единоличных крестьянских хозяйств численность колхозного населения в целом по СССР продолжает расти, приблизившись к 1950 году к довоенному уровню. Также восстановлению численности колхозного населения способствовал ряд правительственных постановлений, например ноябрьское постановление 1948 года «О мерах помощи сельскому хозяйству Ленинградской области» одним из первых запретило с1949 года производить дальнейшие наборы рабочей силы из совхозов для работы в промышленности, а так же призыв молодежи в школы ФЗО и ремесленные училища.

Несмотря на все меры предпринятые правительством, довоенная структура колхозного населения и к концу пятилетки не была восстановлена. Спустя пять лет после окончания войны трудоспособное население было на 26,8% меньше чем в 1940 году.




После Великой Отечественной войны началось массовое освобождение советских военнопленных и гражданских лиц, угнанных на принудительные работы в Германию и другие страны. Согласно директиве Ставки № 11 086 от 11 мая 1945 года для приёма репатриируемых советских граждан, освобождаемых войсками союзников, Наркоматом обороны было организовано 100 лагерей. Кроме того действовали 46 сборных пунктов для приёма советских граждан, освобождённых Красной Армией.
22 мая 1945 года ГКО принял постановление, в котором по инициативе Л. П. Берии устанавливался 10 дневный срок регистрации и проверки репатриантов, после чего гражданские лица подлежали отправке к месту постоянного жительства, а военные – в запасные части. Однако в связи с массовым наплывом репатриантов 10 дневный срок оказался нереальным и был увеличен до одного двух месяцев.
Окончательные итоги проверки советских военнопленных и гражданских лиц, освобождённых после войны, выглядят следующим образом. К 1 марта 1946 года было репатриировано 4 199 488 советских граждан (2 660 013 гражданских и 1 539 475 военнопленных), из них 1 846 802 поступило из зон действия советских войск за границей и 2 352 686 принято от англо американцев и прибыло из других стран.
Результаты проверки и фильтрации репатриантов (по состоянию на 1 марта 1946 г.)

Категории репатриантов / гражданские / % / военнопленные / %
Направлено к месту жительства / 2 146 126 / 80,68 / 281 780 / 18,31
Призвано в армию / 141 962 / 5,34 / 659 190 / 14,82
Зачислено в рабочие батальоны НКО / 263 647 / 9,91 / 344 448 / 22,37
Передано в распоряжение НКВД / 46 740 / 1,76 / 226 127 / 14,69
Находилось на сборно0пересыльных пунктах и использовалось на работах при советских воинских частях и учреждениях за границей / 61 538 / 2,31 / 27 930 / 1,81

Таким образом, из военнопленных, освобождённых после окончания войны, репрессиям подверглись лишь 14,69 %. Как правило, это были власовцы и другие пособники оккупантов. Так, согласно инструкциям, имевшимся у начальников проверочных органов, из числа репатриантов подлежали аресту и суду:
– руководящий и командный состав органов полиции, «народной стражи», «народной милиции», «русской освободительной армии», национальных легионов и других подобных организаций;
– рядовые полицейские и рядовые участники перечисленных организаций, принимавшие участие в карательных экспедициях или проявлявшие активность при исполнении обязанностей;
– бывшие военнослужащие Красной Армии, добровольно перешедшие на сторону противника;
– бургомистры, крупные фашистские чиновники, сотрудники гестапо и других немецких карательных и разведывательных органов;
– сельские старосты, являвшиеся активными пособниками оккупантов.
Какой же была дальнейшая судьба этих попавших в руки НКВД «борцов за свободу»? Большинству из них было объявлено, что они заслуживают самого сурового наказания, но в связи с победой над Германией Советское правительство проявило к ним снисхождение, освободив от уголовной ответственности за измену Родине, и ограничилось отправкой на спецпоселение сроком на 6 лет.
Такое проявление гуманизма явилось для пособников фашистов полной неожиданностью. Вот характерный эпизод. 6 ноября 1944 года в Мурманск прибыли два английских корабля, на борту которых находились 9907 бывших советских военнослужащих, сражавшихся в рядах немецкой армии против англо американских войск и взятых ими в плен.
Согласно статье 193 22 тогдашнего Уголовного кодекса РСФСР: «Самовольное оставление поля сражения во время боя, сдача в плен, не вызывавшаяся боевой обстановкой, или отказ во время боя действовать оружием, а равно переход на сторону неприятеля, влекут за собою – высшую меру социальной защиты с конфискацией имущества» . Поэтому многие «пассажиры» ожидали, что их расстреляют сразу же на мурманской пристани. Однако официальные советские представители объяснили, что Советское правительство их простило и что они не только не будут расстреляны, но и вообще освобождаются от привлечения к уголовной ответственности за измену Родине. Больше года эти люди проходили проверку в спецлагере НКВД, а затем были направлены на 6 летнее спецпоселение. В 1952 году большинство из них было освобождено, причем в их анкетах не значилось никакой судимости, а время работы на спецпоселении было зачтено в трудовой стаж.
Вот характерное свидетельство живущего в Пудожском районе Карелии писателя и краеведа Е. Г. Нилова: «Власовцев привезли в наш район вместе с военнопленными немцами и разместили их в тех же лагерных пунктах. Странный был у них статус – и не военнопленные, и не заключённые. Но какая то вина за ними числилась. В частности, в документах одного жителя Пудожа, значилось: “Направлен на спецпоселение сроком на 6 лет за службу в немецкой армии с 1943 го по 1944 й год рядовым…”. Но жили они в своих бараках, за пределами лагерных зон, ходили свободно, без конвоя» .
Всего в 1946–1947 гг. на спецпоселение поступили 148 079 власовцев и других пособников оккупантов. На 1 января 1953 года на спецпоселении оставались 56 746 власовцев, 93 446 были освобождены в 1951–1952 гг. по отбытии срока.
Что же касается пособников оккупантов, запятнавших себя конкретными преступлениями, то они были направлены в лагеря ГУЛАГа, составив там достойную компанию Солженицыну.

«Подвиг» майора Пугачёва
С хрущёвских времён в фольклор обличителей сталинизма прочно вошёл рассказ Варлама Шаламова «Последний бой майора Пугачёва», в котором изложена душещипательная история побега из колымского лагеря и героической гибели 12 бывших офицеров, невинно осуждённых сталинскими палачами.
Как мы уже убедились, основная масса освобождённых из плена советских военнослужащих благополучно проходила проверку. Но даже те из них, кто арестовывался органами НКВД, в большинстве своём отделывались ссылкой. Чтобы попасть на Колыму, надо было совершить что то серьёзное, запятнать себя конкретными преступлениями на службе у гитлеровцев. Не стали исключением из этого правила и прототипы шаламовских «героев».
О том, как выглядел «подвиг майора Пугачёва» на самом деле, рассказал Александр Бирюков в телепередаче «Шаги победы», показанной по Магаданскому телевидению 5 сентября 1995 года. Оказывается, такой факт действительно имел место. Бежали, предварительно задушив вахтенного караульного. В перестрелках с преследующими их солдатами убили ещё несколько человек. И действительно, из 12 «героев» 10 являлись бывшими военными: 7 человек – власовцы, избежавшие высшей меры только потому, что после войны в СССР была отменена смертная казнь. Двое – полицаи, добровольно перешедшие на службу к немцам (один из них дослужился до чина начальника сельской полиции), расстрела или петли избежали по той же причине. И только один – бывший морской офицер, имевший до войны две судимости по уголовным статьям и попавший в лагерь за убийство милиционера при отягчающих обстоятельствах. При этом 11 из 12 имели отношение к лагерной администрации: нарядчик, повар и т. п. Характерная деталь: когда ворота «зоны» оказались широко распахнутыми, из 450 заключённых за беглецами не последовал больше никто.
Ещё один показательный факт. В ходе погони 9 бандитов были убиты, трое же уцелевших возвращены в лагерь, откуда, спустя годы, но ещё до окончания полученного ими срока, вышли на волю. После чего, вполне возможно, рассказывали внукам о том, как безвинно страдали в годы «культа личности». Остаётся лишь в очередной раз посетовать на излишнюю мягкость и гуманность сталинского правосудия.

После капитуляции Германии встал вопрос о передаче перемещённых лиц непосредственно через линию соприкосновения союзных и советских войск. По этому поводу в мае 1945 года состоялись переговоры в германском городе Галле. Как ни артачился возглавлявший делегацию союзников американский генерал Р. В. Баркер, пришлось ему 22 мая подписать документ, согласно которому должна была состояться обязательная репатриация всех советских граждан, как «восточников» (т. е. проживавших в границах СССР до 17 сентября 1939 года), так и «западников» (жителей Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссии).
Но не тут то было. Несмотря на подписанное соглашение, союзники применяли насильственную репатриацию лишь к «восточникам», передавая советским властям летом 1945 года власовцев, казаков атаманов Краснова и Шкуро, «легионеров» из туркестанского, армянского, грузинского легионов и прочих подобных формирований. Однако ни одного бандеровца, ни одного солдата украинской дивизии СС «Галичина», ни одного служившего в немецкой армии и легионах литовца, латыша или эстонца выдано не было.
А на что, собственно, рассчитывали власовцы и другие «борцы за свободу», ища убежища у западных союзников СССР? Как следует из сохранившихся в архивах объяснительных записок репатриантов, большинство власовцев, казаков, «легионеров» и прочих «восточников», служивших немцам, совершенно не предвидело, что англичане и американцы будут насильно передавать их советским властям. Среди них царило убеждение, что скоро Англия и США начнут войну против СССР и в этой войне новым хозяевам понадобятся их услуги.
Однако здесь они просчитались. В то время США и Великобритания всё ещё нуждались в союзе со Сталиным. Чтобы обеспечить вступление СССР в войну против Японии, англичане и американцы готовы были пожертвовать какой то частью своих потенциальных холуёв. Естественно, наименее ценной. «Западников» – будущих «лесных братьев» – следовало поберечь. Вот и выдавали понемногу власовцев да казаков, чтобы усыпить подозрения Советского Союза.
С осени 1945 года западные власти фактически распространили принцип добровольности репатриации и на «восточников». Насильственная передача Советскому Союзу советских граждан за исключением лиц, отнесённых к категории военных преступников, прекратилась. С марта же 1946 года бывшие союзники окончательно перестали оказывать какое либо содействие СССР в репатриации советских граждан.
Однако военных преступников, хотя и далеко не всех, англичане и американцы Советскому Союзу всё таки выдавали. Даже после начала «холодной войны».
Вернёмся теперь к эпизоду с «простыми крестьянами», о трагической судьбе которых стенает Солженицын. В процитированном отрывке ясно сказано, что эти люди пробыли в руках англичан два года. Следовательно, они были переданы советским властям во второй половине 1946 года или же в 1947 году. То есть, уже во время «холодной войны», когда бывшие союзники никого, кроме военных преступников, насильно не выдавали. Значит, официальные представители СССР предъявили доказательства, что эти люди являются военными преступниками. Причем доказательства, неопровержимые для британского правосудия, – в документах Управления Уполномоченного Совмина СССР по делам репатриации постоянно говорится, что бывшие союзники не выдают военных преступников из за недостаточной, по их мнению, обоснованности отнесения этих лиц к такой категории. В данном же случае сомнений в «обоснованности» у англичан не возникло.
Надо полагать, эти граждане вымещали свою «горькую обиду на большевиков», участвуя в карательных операциях, расстреливая семьи партизан и сжигая деревни. Властям Великобритании поневоле пришлось выдать «простых крестьян» Советскому Союзу. Ведь английским обывателям ещё не успели разъяснить, что СССР – «империя зла». «Общественный гнев» у них вызвало бы именно укрывательство лиц, участвовавших в фашистском геноциде, а не их выдача.

В довоенные годы сельские жители составляли большинство населения Советского Союза. Семьи, как правило, были многочисленные, родители и дети жили и трудились в одном колхозе или совхозе. Оккупация во время войны ряда крупных сельскохозяйственных районов, изъятие из сельского хозяйства большого количества техники, уход на фронт почти всех трудоспособных мужчин и, прежде всего, механизаторов, конечно, нанесли серьёзный ущерб сельскому хозяйству. 1941 г. оказался особенно тяжёлым для русской деревни. В СССР на тружеников сельского хозяйства почти не распространялась система бронирования от призыва в Красную Армию, поэтому после мобилизации миллионы семей в миг остались без своих кормильцев.

Многие женщины и девушки – труженицы колхозов, совхозов и МТС тоже были мобилизованы в армию. Кроме этого, сельские жители мобилизовались и на работу в промышленность, на транспорт, а так же заготовку топлива. После всех мобилизаций нелегкий крестьянский труд целиком лег на плечи женщин, стариков, подростков, детей и инвалидов. В годы войны женщины составляли 75% работников сельского хозяйства, 55% механизаторов МТС, 62% комбайнеров, 81% трактористов. Из колхозов изъяли и отправили на фронт все, что могло ездить и ходить, то есть все исправные трактора и здоровых лошадей, оставив крестьян с ржавыми колымагами и слепыми клячами. В то же время, безо всяких скидок на трудности, власти обязали ослабленное ими же крестьянство бесперебойно снабжать город и армию сельскохозяйственной продукцией, а промышленность – сырьем.

Рабочий день во время посевной начинался в четыре часа утра и заканчивался поздно вечером, при этом голодным селянам надо было успеть еще и засадить свой собственный огород. "Из-за отсутствия техники все работы приходилось выполнять вручную. Впрочем, народ у нас находчивый. Колхозницы навострились пахать, запрягая в плуг женщин, что посильнее. И те тащили его не хуже трактора. Особенно в этом преуспели работники колхоза «Маяк Октября» Ковернинского района. Там взяли за почин запрягать в плуг сразу по восемь женщин! Уполномоченный КПК при ЦК ВКП(б) по Горьковской области В.Е. Педьев 31 мая 1944 г. писал секретарю ЦК Г.М. Маленкову: «Имеют место массовые факты, когда колхозницы впрягаются по пять-шесть человек в плуг и на себе пашут приусадебные участки. Местные партийные и советские организации мирятся с этим политически вредным явлением, не пресекают их и не мобилизуют массы колхозников на ручную копку своих приусадебных участков и использование для этой цели крупного рогатого скота". (Зефиров М.В. Дёгтев Д.М. «Всё для фронта? Как на самом деле ковалась победа», «АСТ Москва», 2009 г., с 343).

Конечно, по возможности, труженики сельского хозяйства использовали на пахоте, бороновании и перевозке тяжестей своих личных коров. За свою тяжёлую работу крестьяне получали трудодни. В колхозах, как таковой, зарплаты не было. После выполнения обязательств перед государством по поставкам сельхозпродукции, свои доходы колхозы распределяли среди колхозников, пропорционально выработанным им трудодням. Причём денежная составляющая дохода колхозников на трудодни была незначительной. Обычно на трудодни крестьянин получал сельхозпродукты. Для колхозников, занимающихся выращиванием технических культур, например хлопководством, денежные выплаты были значительно выше. Но в целом по стране перед войной оставался довольно большой разрыв между натуральной и денежной составляющей трудодня.

До войны минимум трудодней еще был довольно гуманным. Для укрепления трудовой дисциплины постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 мая 1939 г. «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания» устанавливался обязательный минимум трудодней для трудоспособных колхозников – 100, 80 и 60 трудодней в год (в зависимости от краев и областей). То есть, получалось, что 305 дней в году крестьянин мог работать на своем участке, а остальные 60 был обязан бесплатно трудиться на государство. Причем приходились они, как правило, на посевную и уборочную. Но одновременно устанавливалась, так называемая, средняя выработка на один колхозный двор, и она составляла к началу войны более 400 трудодней на подворье.

Колхозники, которые не сумели в течение года выработать необходимый минимум трудодней, должны были исключаться из колхоза, лишаться приусадебных участков и преимуществ, установленных для колхозников. Но государству показалось мало получать от колхозов одни лишь сельхозпродукты, и оно не постеснялось ввести еще и продовольственный, и денежный налоги с каждого подворья! Кроме того, колхозников приучили "добровольно" подписываться на всякого рода государственные займы и облигации.

Во время войны произошло сокращение посевных земель и ресурсов для их обработки, что естественно привело к необходимости максимально изымать зерно у колхозов, и в большем объеме прекращению продовольственных оплат на трудодни, особенно в 1941-1942 гг. 13 апреля 1942 г. вышло постановление правительства «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней». Согласно ему, каждый колхозник старше 16 лет должен был теперь отработать для различных краев и областей (по группам) 100, 120 и 150 трудодней, а подростки (от 12 до 16 лет) – 50.

По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1942 г колхозники, не выполнявшие норму, несли уголовную ответственность и могли быть преданы суду, а также карались исправительно-трудовыми работами на срок до 6 месяцев с удержанием из оплаты до 25 процентов трудодней. Но это удержание производилось не в пользу государства, а в пользу колхоза. Такое решение способствовало заинтересованности колхоза в том, чтобы данное преступление не утаивалось, и позволяло ему удержанными фондами лучше обеспечить нуждающихся.

Еще до принятия этого постановления, наказания для граждан были достаточно суровыми. "Типичный пример – судьба колхозниц хозяйства «Красная волна» Кротовой и Лисициной. Не выработав трудодней, они в сентябре 1941 г. отправились рыть картофель на своих личных участках. Их примеру последовали другие «неустойчивые» колхозники в количестве 22 человек. На требование идти работать в колхоз смелые крестьянки ответили отказом. В результате обе женщины были репрессированы и приговорены к пяти годам лишения свободы каждая". (Там же с. 345).

Постановление от 13 апреля 1942 г. не только повысило годовой минимум трудодней, но в интересах обеспечения выполнения различных сельхозработ установило колхозникам определенный минимум трудодней для каждого периода сельскохозяйственных работ. Так в колхозах первой группы с минимумом 150 трудодней в год надо было выработать до 15 мая не менее 30 трудодней, с 15 мая по 1 сентября – 45, с 1 сентября до 1 ноября – 45. Остальные 30 – после 1 ноября.

Если в 1940 г. средняя выдача зерна колхозникам по трудодням в СССР составила 1,6 кг, то в 1943 г. – 0,7 кг, а в 1944 г. – 0,8 кг. В период первых лет восстановления народного хозяйства, в том числе и в связи с засухой и общим падением урожайности выдача зерна и бобовых на трудодни по колхозам еще более уменьшилась: в 1945г. до 100 грамм на трудодень выдавало 8,8 % колхозов; от 100 до 300 – 28,4 %; от 300 до 500 – 20,6 %; от 500 до 700 – 12,2 %; от 700 г до 1 кг – 10,6 %; от 1 кг до 2 кг – 10,4 %; более 2-х кг. – 3,6 %. В некоторых колхозах крестьянам на трудодни сельхозпродукция вообще не выдавалась.

Советская колхозная система сильно напоминала крепостное право, отменённое в 1861 г., во время которого крестьяне жили относительно "свободно", но были обязаны два-три дня в неделю отрабатывать барщину – бесплатно трудиться на помещичьих землях. Советские крестьяне не имели паспортов, поэтому не могли свободно выезжать из деревни, да и выйти из колхоза, в который они ранее "добровольно" вступили, тоже было практически невозможно. Трудодни фактически представляли собой модифицированную барщину. При этом Советская власть вообще стремилась по возможности заставить людей работать именно бесплатно.

Формально должность председателя являлась выборной, и он избирался на собрании колхозников открытым либо тайным голосованием. Однако на деле никакой демократии не существовало. Партийные органы были заинтересованы в жесткой вертикали власти, чтобы председатель отчитывался за свою работу не перед народом, а непосредственно перед вышестоящими инстанциями. Поэтому занять должность председателя колхоза по неформальному правилу мог только член ВКП(б), как правило, их назначением и увольнением занимались райкомы партии. В народе это действо получило прозвище "посадить и высадить". Некоторые распоясавшиеся руководители хозяйств и вовсе относились к колхозникам как к рабам. "Так, председатель колхоза «За сталинский путь» Ардатовского района И. Калаганов за плохую прополку свекольного поля заставил двух работавших на нем подростков прилюдно съесть целую кучу сорняков. Разъезжая верхом в нетрезвом состоянии по своим «фазендам», Калаганов также сек плетью попадавшихся колхозников и заставлял их кланяться ему, словно барину". (Там же с. 347).

Когда сельхозработы наконец заканчивались, и наступала зима, "высвободившуюся" рабочую силу немедленно бросали на заготовку топлива для электростанций, то есть на морозе пилить дрова и выкапывать мерзлый торф, а потом на своем же горбу тащить все это на ближайшую железнодорожную станцию. Помимо этого, сельских жителей часто привлекали к различным другим "временным" работам: строить оборонительные сооружения, восстанавливать разрушенные бомбежками предприятия, строить дороги, очищать от снега аэродромы авиации ПВО и т.п. За весь этот непосильный труд государство вознаграждало их дополнительными трудоднями и почетными грамотами.

"Между тем многие семьи, лишившиеся кормильцев, ушедших на фронт, оказывались в совершенно плачевном состоянии. Так, в конце 1942 г. в колхозе «Им. 12-летия Октября» Безымянского района Саратовской области участились случаи опухания колхозников из-за недоедания. Например, семья эвакуированной Селищевой, у коей четыре сына воевали на фронте, получила за весь год только 36 кг хлеба в качестве «зарплаты» за труд в колхозе. В итоге женщина и другие члены ее семьи опухли… В Салганском районе Горьковской области семья фронтовика Воронова с пятью детьми и престарелыми родителями жила в полной нищете. Опухшие от голода дети защитника Отечества ходили по деревне в рваной одежде и просили милостыню. В семье погибшего фронтовика Осипова трое детей и жена опухли от голода, дети вообще не имели одежды и тоже просили милостыню. И таких примеров были тысячи". (Там же с. 349).

Хлеба, как основного продукта, постоянно не хватало. Из-за нехватки муки его пекли с примесями, добавляя желуди, картошку и даже картофельные очистки. Нехватку сахара граждане научились компенсировать, изготовляя из тыквы и свеклы самодельный мармелад. Кашу, например, варили из семян лебеды, лепёшки пекли из конского щавеля. Вместо чая использовали листья черной смородины, сушеную морковь и прочие травы. Зубы чистили обычным углем. Вообще, выживали, как могли. Лошадей, как и людей, тоже не жалели. Истощенные, изголодавшиеся кобылы бродили по полям и дорогам в поиске пищи, не выдерживали и погибали в "битве за урожай". Из-за отсутствия электричества крестьянам приходилось освещать своё жильё самодельными керосиновыми лампами да лучинами. В результате пожарища выкашивали целые поселки, сотни крестьян оставались без крыши над головой.

Впрочем, крестьяне отвечали на суровые условия жизни по-своему. При отработке трудодней голодные и усталые труженики работали вполсилы или халтурно, через каждые полчаса устраивали перекуры и передыхи. Часто в дело вмешивались погода и прочие условия. Трудодень, проведенный впустую, в народе называли "палочкой". Да и сам колхозный строй был совершенно неэффективным, зачастую огромные усилия тратились совершенно впустую, имеющиеся ресурсы расходовались нерационально. Процветала обезличка, когда было неизвестно, кто и за что отвечает, за кем закреплено то или иное поле. Следовательно, начальству спросить было не с кого, отвечал весь колхоз. Партийные органы же в духе времени объясняли низкую производительность труда отсутствием партийно-массовой работы. Так, высокую себестоимость зерна в колхозе «Память Ленина» объяснили тем, что "доклад великого Сталина до сознания колхозников не доведен".

Тяжело жилось в войну не только колхозникам, но и работавшим на селе бюджетникам, в частности, учителям сельских школ. К тому же зарплата и так называемые "квартирные", положенные сельским учителям по закону, постоянно задерживались государством. Из-за нехватки продовольствия и низкой оплаты труда им зачастую приходилось наниматься в колхозы пастухами.

Самое удивительное заключается в том, что, несмотря на все это, советское сельское хозяйство все же добилось значительных успехов в снабжении армии и городов, пускай и не досыта. Несмотря на столь тяжёлые условия жизни, наши крестьяне упорно ковали Победу над врагом в тылу, налаживая сельскохозяйственное производство, чтобы государство получило в свое распоряжение необходимое количество продовольствия и сырья; проявляли материнскую заботу о фронтовиках, их семьях и детях, помогали эвакуированным. Многие значительно перекрывали нормы по трудодням. Но этот действительно трудовой подвиг дался слишком дорогой ценой. Мероприятия советской власти в отношении сельского хозяйства, с упорством, достойным лучшего применения, проводившиеся в 1930-1940 гг., полностью подорвали генофонд деревни, традиции русских крестьян и разрушили некогда крепкие русские сёла, славившиеся качественной сельскохозяйственной продукцией.