Семь лет назад, 5 декабря 2008 года, покинул этот мир Патриарх Алексий II

Патриарх – всегда историческая фигура, и помнят о нем как о Первосвятителе, так же и оценивают его дела. Для многих сам титул заслоняет обычного человека. Это понятно, ведь близкий круг Святейшего очень невелик. Сегодня «Православная Москва» дает слово тем, кому посчастливилось знать Патриарха Алексия именно с этой – человеческой – стороны.

Если бы не Березовский…

Протоиерей Владимир Вигилянский ,
настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова, в 2005–2012 гг. руководитель Пресс-службы Московской Патриархии (в 2009 г. преобразована в Пресс-службу Патриарха Московского и всея Руси)

Поздней осенью 2000 года мне позвонили из Патриархии:
– Вам надлежит быть у Патриарха Алексия в четверг в 14.00.
С волнением спросил:
– Не знаете – по какому вопросу?
Ответили:
– Сейчас уточню… Да-да, именно в 14.00
Долго ломал голову – зачем я понадобился Святейшему? Почему-то казалось, что вызов этот не к добру. До этого я никогда не общался с Патриархом. Вернее, служить с ним служил – и не раз, но говорить ни разу не доводилось.

В назначенное время прибыл, полчасика подождал. Вхожу в кабинет. Патриарх встает, идет, улыбаясь, навстречу, усаживает в кресло напротив, предлагает:
– Расскажите о себе.

Я опешил. Стал говорить о родителях. Когда рассказывал, что по линии матери мои предки были жившими и работавшими в России французами, Святейший оживился, стал задавать уточняющие вопросы. Затем заговорил о своих предках-немцах. Рассказал, как его воспитывали монархистом, что один из дедушек был расстрелянным большевиками белогвардейцем. Мельком я упомянул, что живу там же, где и он – в Переделкине.

Через час Патриарх перешел к делу:
– Борис Абрамович Березовский предложил мне стать одним из акционеров Общественного Российского Телевидения, войти в некий Телетраст. Я, конечно, ничего не хочу иметь общего с этим господином, но мне советуют не уклоняться от предложения ради церковной пользы. Однако я сам не смогу этим заниматься. Нужно доверенное лицо, которое бы представляло наши интересы в управлении каналом. Согласны ли вы быть этим лицом?

Я ответил так, как у нас заведено:
– Как благословите, ваше Святейшество.
Патриарх записал мой телефон и дал номер своего. Сказал, что мне позвонят для оформления доверенности, и что я могу звонить ему в любое время.

Как через некоторое время я узнал из прессы, Борис Березовский продал 49% своих акций ОРТ Роману Абрамовичу чуть ли не за 150 млн. долларов (потом выяснилось, что «всего лишь» за 10 млн). И теперь я думаю: если бы не Березовский, не было бы этого доверительного разговора между Святейшим и мной, этого «секрета» между нами. Впоследствии он называл меня в шутку «земляком» (из-за того, что мы жили в Переделкине), отмечал, проезжая мимо моего дома, что я «сменил штакетник», и в конце концов предложил стать его пресс-секретарем.

Говорящий хронометр

Диакон Сергий Правдолюбов ,
клирик храма святителя Иннокентия Московского в Бескудникове, в 2001–2007 гг. – иподиакон Святейшего Патриарха Алексия II

В сентябре 2002 года за всенощным бдением в Богоявленском соборе в Елохове старший иподиакон и келейник Святейшего Сергей Куксов оставил меня на некоторое время вместо себя. В тот момент кто-то из нас обязательно должен был находиться рядом с Патриархом на случай, если ему что-то понадобится. Стою и смотрю на Святейшего, как он благословляет, с кем-то разговаривает. Все подошли, благословились, Патриарх стоит один. Вдруг делает знак мне, я подхожу:
– Сколько времени? – спрашивает Святейший.
Дело в том, что Патриарх всегда носил часы в тонком корпусе, чтобы под поручами они не давили на руку. Поэтому, когда он был в облачении, часто спрашивал у ближайшего иподиакона, который час.
– Ваше Святейшество, не знаю! У меня нет часов, но я сейчас пойду и спрошу.
За колонной на табуретке сидит настоятель собора протопресвитер Матфей Стаднюк и протягивает мне свою руку: «На, посмотри, сколько времени». Я возвращаюсь к Патриарху:
– Без двадцати шесть, Ваше Святейшество.
– Счастливые часов не наблюдают!

До сих пор не знаю, просто так Святейший это сказал, или имел ввиду мою недавнюю свадьбу, на которую я весной испрашивал у него благословение.

Аристократ духа

Игумения Викторина (Перминова) ,
настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря

Патриарх Алексий родился в глубоко верующей семье и унаследовал от родителей любовь к Богу, а также аристократизм в лучшем смысле этого слова… Не раз наблюдала, как Святейший Патриарх общался с самыми разными людьми. Он мог, вопреки протоколу, посвятить время обыкновенному, ничем не примечательному человеку, выслушать его со вниманием и уважением, видя в нем Образ Божий. И собеседник чувствовал тепло и участие и понимал, что он услышан.

По-настоящему слышать другого может только любящий, духовно чуткий человек, который живет не для себя. Истинные подвижники обладали такой чуткостью. Это потрясло мальчика Алешу на Валааме, где он увидел старцев высокой жизни, поддержавших в нем духовный настрой и тепло отвечавших на его детские письма. И он всю жизнь старался следовать их примеру.

Приснопамятный Патриарх Алексий мог в деловой беседе или же просто в общении с людьми сказать простую и, казалось бы, незначительную фразу, но сделать это с такой любовью и добротой и настолько вовремя, что сказанное ободряло, вселяло надежду.

Фото Владимира Ходакова

Цитата сообщения Счастливые часов не наблюдают

О чём поют старинные часы

Часы и скульптурная композиция -балкон гостиницы "Нобилис" - Львов

Клеман Филибер Лео Делиб -
"Вальс часов" из балета "Коппелия"

Счастливые часов не замечают
Живут вне времени, пространства и границ
Вы никогда в толпе не отличали
Их радостных и просветлённых лиц?

Балет "Коппелия"
Композитор - Клеман Филибер Лео Делиб
Постановка Ninette de Valois, опираясь на хореографию Льва Иванова и Энрико Чекетти
Прямая трансляция из Королевского оперного театра Ковент Гарден - Лондон (2000)
Главные партии исполняли:
Сванильда - Леанн Бенджамин
Франц - Карлос Акоста
Доктор Коппелиус - Люк Хейдон
Коппелия - Лиана Палмер

Клеман Филибер Лео Делиб - французский композитор, создатель балетов, опер, оперетт, родился 21 февраля 1836 в Сен-Жермен-дю-Валь.
Делиб учился музыке у своей матери и дяди, органиста церкви Сент-Эсташ и преподавателя пения в Парижской консерватории, учился в Парижской консерватории.
Был хористом в церкви Мадлен в Париже.
С 1853 по 1871 занимал место органиста при церкви Сен-Пьер-де-Шайо. В это же время в качестве аккомпаниатора и репетитора сотрудничал с парижским "Лирическим театром".
В 1871 году Делиб отказался от должности органиста, женился и полностью посвятил себя композиции.
Тринадцать первых небольших опер не принесли Делибу большой славы. Настоящая его известность началась с 1865 года, после написания кантаты "Alger" и, особенно, после написания балета "Источник", поставленного в 1866 году в Большой парижской опере.
Делиб внес большой вклад в музыку для балетов - придал этой музыке изящество и симфонизм.
Среди балетов Делиба особое место занимает балет "Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами".
Сюжет этого балета основан на новелле Эрнста Теодора Амадея Гофмана "Песочный человек", которая повествует о старом мастере - докторе Коппелиусе и его кукле Коппелии необыкновенной красоты, в которую влюбляются молодые парни, принимая её за живую. А девушки этих парней, как водится, ревнуют их до тех пор, пока не узнают секрет этой волшебной красавицы.
В 1884 году Делиб был избран членом французской Академии изящных искусств.
Лео Делиб написал много музыкальных произведений различных форм, среди которых наиболее известные и примечательные, помимо балета "Коппелия", балет "Сильвия, или Нимфа Дианы" и оперы "Так сказал король" и "Лакме".
Умер композитор в Париже 16 января 1891 года.

Коломбина - кинетическая скульптура из Театрального музея в Санкт-Петербурге

Ну, чем не Коппелия?! Эта замечательная Коломбина, сделанная специально для Театрального музея в Санкт-Петербурге, - плод творческих усилий целого коллектива мастеров:
Александра Гецой (Мастерские Александра Гецой - "МАГ");
Сергея Васильева и Кирилла Башкирова ("Бутафорские мастерские");
Виктора Григорьева и Веры Марининой ("Арт-механика");
Алексея Лимберга.


Фотография Коломбины-циркачки сделана
в московском Манеже на выставке "Искусство куклы"


Фотография сделана в Театральном музее,
где "живёт" эта Коломбина

Кинематическую скульптуру, фотография которой расположена сверху, тоже зовут Коломбиной.

На фото она изображена с одним из своих авторов - Виктором Григорьевым. Сделал он эту Коломбину вместе с Верой Марининой.

Эта Коломбина циркачка - она ходит по проволоке.
У неё есть пара - Арлекин, который жонглирует, сидя на цирковом колесе.


Парные кинематические скульптуры Коломбина и Арлекин
Авторы - Вера Маринина и Виктор Григорьев ("Арт-механика")
Оба видео сняты в московском Манеже

В наше время в подобных игрушках есть возможность использовать электричество для подсветки, что делает их ещё более эффектными.
Ниже приведено видео с одной из таких довольно сложных игрушек.

А это замечательный музыкальный автомат - сколько выдумки и умения приложил к нему неизвестный мастер!

Кинетизм (от греческого kinetikos - движение, приводящий в движение) - направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих.
Элементы кинетизма издревле существовали в виде разного рода трюков, оживлявших скульптуры, в прикладных искусствах, театральной сценографии.

Кинетические фигуры или скульптуры, представленные выше, как по мне, правильней было бы назвать механическими игрушками, похожими на те, которыми человечество увлекается уже давно.
Собственно, одной из первых механических игрушек, имеющих прикладное назначение, стали механические часы.
Принцип действия часов с двигателем в виде пружины, с гирями противовесами, передаточными зубчатыми колёсиками использовался для создания игрушек, выполнявших простые движения, для музыкальных автоматов: всех этих играющих шарманок, шкатулок, табакерок.

В городе Утрехте (Нидерланды) даже есть Музей часов и шкатулок, в котором собраны механические музыкальные инструменты, созданные с XVII по XX век: музыкальные шкатулки, часы, играющие мелодии, уличные органы, механические пианино и шарманки. Среди экспонатов музея есть и музыкальный сувенир советского производства - модель первого искусственного спутника Земли, исполняющая мелодию песни Исаака Осиповича Дунаевского "Широка страна моя родная".
Большинство экспонатов находится в рабочем состоянии.
Музей этот создан в 1956 году и расположен в старом церковном здании.


ЭКСПОНАТЫ МУЗЕЯ

Подборка мини-видеофрагментов об этом музее и его замечательных экспонатах

В экспозиции музея много музыкальных автоматов - от очень маленьких до очень больших и всевозможные музыкальные игрушки. Всё это можно увидеть и услышать, если просмотреть видео, приведенное выше.
Смотрите и, я вам обещаю, вы не пожалеете.

Есть замечательный советский мультфильм по сказке Владимира Фёдоровича Одоевского "Городок в табакерке", в котором рассказывается о механической игрушке - музыкальной табакерке. Думаю, он понравится всем, кто его ещё не видел, а те, кто с ним знаком, могут посмотреть его повторно, надеюсь, с большим удовольствием.

Сейчас все дети смотрят фильмы и мультфильмы по телевизору и очень многие из них пользуются всеми преимуществами, которые дают компьютеры. Правда, теперь детскую передачу днём с огнём не найдёшь в телевизионных программах. А вот во времена моего детства телевидение ещё не пришло во все города, поэтому очень популярными были радиопередачи, сделанные специально для детей. Одной из таких была радиопостановка "Городок в табакерке". До сих пор помню магическую фразу из этой радиосказки:
"Я мальчик-колокольчик из города Динь-Динь".

Радиопостановка "Городок в табакерке"


Лядов Анатолий Константинович - Вальс-шутка "Музыкальная табакерка"

Часы сопровождают нас всегда и везде: дома, на улице, на работе. Они незаменимые наши помощники. Но, случается, что часы становятся нашими врагами - когда мы опаздываем куда-то или не успеваем сделать что-то необходимое к определённому времени. Но разве в этом виноваты часы?
А ещё часы неумолимо отсчитывают самые счастливые мгновения нашей жизни и их остаётся всё меньше и меньше. Но в этом часы винить тоже не стоит, ведь они просто делают то, что должны.

Пускай счастливые часов не наблюдают
Поёт Наталья Валевская

Часы счастливым не помеха -
Им слышен только сердца стук
Ему чуть слышно вторит эхо:
Тик-так, тук-тук, тик-так, тук-тук...

Часы человек изобрёл очень давно - водяные часы (клепсидры) встречались в Вавилоне и в Египте ещё в XVI веке до нашей эры. Некоторые письменные источники утверждают, что на территории Китая и Индии водяные часы встречались ещё раньше - в IV тысячелетии до нашей эры, но подтверждений этому, к сожалению, до сих пор не найдено.
Кроме водяных существовали солнечные часы, огненные, песочные. Последние используются и поныне.

Прообраз современных механических часов появился во II веке до нашей эры в Греции. Первые же механические часы с анкерным механизмом были изготовлены в Китае в 725 году нашей эры. Из Китая секрет устройства попал к арабам, а оттуда распространился по всему свету. Уже в наше время появились электронные и особо точные атомные часы. Но всё же механические часы, особенно, известных марок, своей популярности не потеряли. Напротив, к примеру, в среде деловых людей дорогие механические часы являются предметом престижа и подтверждения статуса их хозяина.

Часы во все времена, помимо своего утилитарного назначения, были предметом искусства. Знаменитые ювелиры и скульпторы занимались и продолжают заниматься изготовлением уникальных корпусов для часовых механизмов.


Амур и Психея - часы из собрания "Эрмитажа" - Санкт-Петербург


Микаэл Таривердиев -"Старинные часы" из цикла "Воспоминание о Венеции"


Для всех счастливых безразлично,
Идут часы или стоят -
В их измереньи необычном
Года плывут, а дни летят.





Раймонд Паулс на стихи Ильи Резника - "Старинные часы"
Поёт - Алла Пугачёва

Но, если счастье убежало,
Часы назад его не ждут -
Их заведи, им горя мало:
Знай, мерно тикая идут...

О том, что время, проведенное в радости и удовольствии, проходит незаметно и очень быстро, знает каждый. А вот тягостное ожидание или трудная работа, напротив, тянутся бесконечно, и кажется, что никогда не будет им конца. Эту мысль литераторы, прозаики и поэты формулировали по-разному и многократно. У ученых также есть свои мнения по этому вопросу.

Поэты о времени

Немецкий поэт Иоганн Шиллер был одним из тех, кто сказал: «Счастливые часов не наблюдают». Он выразил свою мысль, впрочем, несколько иначе. В драме «Пикколомини», написанной им в 1800 году, есть фраза, которая в вольном переводе звучит так: «Для тех, кто счастлив, бой часов не слышен».

«Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» - в этих строках Гете слышится сожаление о том, что все хорошее в жизни проходит слишком быстро, и одновременно выражается страстное желание расширить временные границы этого радостного состояния.

Что же хотел выразить тот, кто сказал: «Счастливые часов не наблюдают»? Неуловимость счастья, невозможность ощутить его мгновенно, и лишь последующее его понимание всегда волновало и философов, и обычных людей, размышляющих о жизни. «Счастье - это то, что когда-то было», - так думают многие. «Вот вспоминаю, и понимаю, что именно тогда был счастлив», - говорят другие. И все сходятся на том, что «хорошо, но мало…»

Грибоедов и его афоризмы

На вопрос о том, кто сказал: «Счастливые часов не наблюдают», есть однозначный ответ. Это грибоедовская Софья из комедии «Горе от ума», увидевшей свет в 1824 году.

В современном русском языке есть множество пословиц и поговорок, заимствованных из литературных произведений. Они настолько широко распространены, что их употребление давно не свидетельствует о начитанности. Не каждый, кто говорит слова «служить бы рад, прислуживаться тошно», непременно прочитал бессмертную комедию и знает, что это Чацкий сказал. Это же касается и выражения «счастливые часов не наблюдают». Грибоедов писал афористично, он стал автором многих крылатых фраз. Всего четыре слова, одно из которых предлог, передают глубокую Для каждого, кто разбирается в литературе, понятно, что умение в лаконичной форме передавать сложную картину бытия является признаком высокого искусства, а иногда и гениальности автора.

Александр Сергеевич Грибоедов был разносторонне одаренным человеком. Поэт, композитор и дипломат, он ушел из жизни при трагических обстоятельствах, отстаивая интересы родины. Ему было всего 34 года. Поэма «Горе от ума» и Грибоедовскй вальс навсегда вошли в сокровищницу русской культуры.

Эйнштейн, любовь, часы и сковородка

Ученые тоже к вопросу времени относились не безразлично. Одним из тех, кто сказал: «Счастливые часов не наблюдают», был никто иной, как Альберт Эйнштейн. Он вообще считал, что если исследователь не может пятилетнему ребенку за пять минут объяснить суть своей работы, то его смело можно назвать шарлатаном. Когда некий корреспондент, не разбирающийся в физике, спросил Эйнштейна о том, что значит «относительность времени», он нашел образный пример. Если молодой человек беседует с милой его сердцу девушкой, то для него и многие часы покажутся одним мигом. А вот если того же юношу усадить на раскаленную сковородку, то каждая секунда для него будет равнозначна веку. Вот такую трактовку дал фразе «счастливые часов не наблюдают» автор теории относительности.

В нашей речи много так называемых крылатых фраз. Хочется понять их истоки и происхождение. Например, кто сказал "счастливые часы не наблюдают?"

Мы эту фразу слышим часто. Ее произносят и серьезно, и с иронией, и даже с гневом. Все зависит от ситуации, в которой она говорится.

История появления

Это выражение в русский обиход ввел А. С. Грибоедов. В комедии "Горе от ума" такие слова говорит Софья горничной Лизе про свое свидание с Молчалиным. (действ. 1, явл. 4).

"Счастливые часов не наблюдают!"

Но с некоторыми вариантами такие выражения встречались в литературе и раньше.

В сатирической поэме Мэтью Приора "Альма", написанной в 1715 году, говорится:

Счастливые часов не знают!

А в драме Фридриха Шиллера "Пикколомино" (вторая часть трилогии про Валленштейна) Марко Пикколомино говорит:

Счастливому часы не бьют!

Время относительно?

То, что течение времени в разных ситуациях и в разном эмоциональном состоянии ощущается по-разному, ни для кого не секрет. И это можно, наверное, назвать эмоциональной теорией относительности.

Во время ожидания время тянется очень долго. Мы каждую минуту смотрим на часы, но время будто застывает!

Владимир Маяковский в своей поэме "Облако в штанах" пишет, как он ждет Марию, которая обещала придти в четыре часа, но ее все нет и нет. Каждый час, как удар топора.

Упал двенадцатый час, как с плахи голова казненного!

Или Фазиль Искандер пишет, что в абхазском языке есть устойчивое выражение: "Время, в которое мы стоим". Оно обозначает неизменность, постоянство, отсутствие событий. Это время, как правило, мрачное, лишенное радости.

В жизни Нины Чавчавадзе, любимой женщины Грибоедова, время жизни тоже разделилось на две неравные части. В 1828 г. Александр Сергеевич приехал в Тбилиси и влюбился в грузинскую княжну Нину Чавчавадзе. Осенью того же года они поженились и уехали в Персию, куда Грибоедов был назначен послом. Жену он оставил в Тавризе. А в январе 1829 г. озверевшая толпа фанатиков, напавшая на российское посольство, растерзала его.

Только несколько месяцев Нина была счастлива и более 30 лет носила траур.

Почему пережила тебя любовь моя?

Написано на ее могиле.

После его смерти Нина более 30 лет носила траур. И месяцы, проведенные с Грибоедовым были ее главной жизнью.

Музыка тоже влияет на наше восприятие времени. Разные мелодии или ускоряют или замедляют наше восприятие действительности. Это физиологи доказали, измеряя частоту сердцебиения и дыхания при прослушивании разных мелодий. Например, при исполнении произведения "Время вперед" Георгия Свиридова пульс испытуемых учащался на 17 %. А "Лунная соната" Бетховена замедляла пульс на 8 %

Крылатая фраза в нашей жизни

Современные писатели тоже частенько обыгрывают выражение: "Счастливые часов не наблюдают" в разных вариантах. Игорь Губерман в своих "Гариках" пишет например:

Счастливые потом всегда рыдают, что вовремя часов не наблюдают!

Понятно, что речь идет не только о потере бдительности во время любовного свидания. За счастьем всегда следует расплата.

Ты никогда не говорил, что все проходит.
Кто пожалел, что потерял, тот не находит.

И все само собой идет!

Припев:



Судьба для всех приберегла счастливый случай.
А упустил, так не грусти - найдется лучше!
Тому везет, кто круглый год в удачу верит, чуда ждет -
И все само собой идет.

Припев:
Пускай счастливые часов не наблюдают!
И разливают свои трели в сонных рощах соловьи!
На небе звезды, словно астры расцветают,
А сердцу вновь и вновь, так хочется любви!

Пускай счастливые часов не наблюдают!
И разливают свои трели в сонных рощах соловьи!
На небе звезды, словно астры расцветают,
А сердцу вновь и вновь, так хочется любви!

Пускай счастливые часов не наблюдают!
И разливают свои трели в сонных рощах соловьи!
На небе звезды, словно астры расцветают,
А сердцу вновь и вновь, так хочется любви!

Пускай счастливые часов не наблюдают!
И разливают свои трели в сонных рощах соловьи!
На небе звезды, словно астры расцветают,
А сердцу вновь и вновь, так хочется любви!

Слова этой песни являются собственностью её автора, взяты из открытых источников и предназначены лишь для ознакомления.



Расскажите друзьям

Транслитерация /транскрипция :
Ty nikogda ne govoril, chto vse proxodit.
Kto pozhalel, chto poteryal, tot ne naxodit.

I vse samo soboj idet!

Pripev:



Sud"ba dlya vsex priberegla schastlivyj sluchaj.
A upustil, tak ne grusti - najdetsya luchshe!
Tomu vezet, kto kruglyj god v udachu verit, chuda zhdet -
I vse samo soboj idet.

Pripev:
Puskaj schastlivye chasov ne nablyudayut!
I razlivayut svoi treli v sonnyx roshhax solov"i!
Na nebe zvezdy, slovno astry rascvetayut,
A serdcu vnov" i vnov", tak xochetsya lyubvi!

Puskaj schastlivye chasov ne nablyudayut!
I razlivayut svoi treli v sonnyx roshhax solov"i!
Na nebe zvezdy, slovno astry rascvetayut,
A serdcu vnov" i vnov", tak xochetsya lyubvi!

Puskaj schastlivye chasov ne nablyudayut!
I razlivayut svoi treli v sonnyx roshhax solov"i!
Na nebe zvezdy, slovno astry rascvetayut,
A serdcu vnov" i vnov", tak xochetsya lyubvi!

Puskaj schastlivye chasov ne nablyudayut!
I razlivayut svoi treli v sonnyx roshhax solov"i!
Na nebe zvezdy, slovno astry rascvetayut,
A serdcu vnov" i vnov", tak xochetsya lyubvi!