Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

Сценарий праздника в начальной школе

Встреча Весны

Подготовила: Митина

Людмила Валерьевна,

учитель начальных классов

Липецк 2015 год

Цель: Познакомить учащихся с тремя встречами весны по народному календарю.

1. Дать понятие о старинном весеннем новом годе.

2. Показать, что любимым украшением весенних праздников является образ птицы.

Дети-ведущие, Весна одеты в народные костюмы. Родители организуют выпечку жаворонков.

Ход праздника.

Учитель:

Сегодня к нам на праздник придёт гостья.

Отгадайте, кто она: «Была белая да седая, пришла зелёная, молодая» (Весна)

Выходят дети в народных костюмах.

1 ведущий

Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет, и елей ветки шевелит.

Ещё природа не проснулась, но сквозь редеющего сна

Весну послышала она и ей невольно улыбнулась. (Ф.Фет)

2 ведущий

Тропами неторёными – что волнами зелёными –

Идёт Весна, идёт; куда ни глянет красная –

Жизнь ясная, согласная вослед за ней растёт. (А.А. Коринфский)

Учитель:

– Весна – утро года. Дни становятся заметно длиннее, а ночи короче.

Март, мартиус, первый месяц весны, назван так по имени бога войны Марса, который первоначально был богом полей, урожая и скотоводства, мирного труда.

3 ведущий

– Наши предки назвали этот метод сухый (сухий) – в это время года мало осадков, сухо в лесу.

4 ведущий

Протальником звали его из-за быстрого таяния снегов и появление проталин.

В этом месяце сыреет под ногами снег, в тени – ещё зима, а на солнышке – капель, лужи, потому называют март ещё и капельником.

5 ведущий

– Ярче свет, выше солнце, длиннее дни в первом весеннем месяце. 21 марта – день весеннего равноденствия. И в этой нарастающей светлыни дня, слух всё чаще улавливает разноголосые «птичьи разговоры». Март – время прилёта птиц – грачевник.

Учитель:

А ещё март – зимобор, наследник февраля, ветронос, берёзозол, водотёк, дорогорушитель, свистун, позимник, весновей, весновка, огородник, излом весны. Вот сколько! Названия-то все радостные: так и слышится в них весёлый говорок весенних ручьёв, щебет птиц, нежный шелест молодой листвы.

После долгой, вьюжной зимы, с каким нетерпением и взрослые, и дети ждали тёплую Весну-красну! На Руси по народному обычаю первая встреча весны приходилась на христианский праздник Сретения Господня, 15 февраля.

Это важный погодоуказатель:

Дети:

– На Сретенье небо звёздное – зима не скоро начнёт плакать.

– На Сретенье снежок – весной дожжок.

– На Сретенье капель – урожай на пшеницу.

– На Сретенье впервой весна встречается с зимой.

Учитель:

В стародавние времена, когда человек одушевлял не только всё живое вокруг, но и времена года, зародился обычай в конце зимы звать, кликать весну. Дети сажали фигурки птиц на шесты, подбрасывали вверх и пели песенки – заклички. В них они просили птиц принести ключи – замкнуть зиму и отомкнуть весну.

Дети-ведущие поют заклички:

1.Грачи-кулички, из-за моря летите, весну красную несите.

Лютая зима пристоялась, по полям, по лесам разгулялась.

Холод-стужу напустила, ручки, ножки познобила.

Белый снег натрясла, всё тепло унесла!

2. Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит,

3.Прощай, саночки, конёчки,
Наши зимние дружочки!
4.Снег и холод прочь уходят,
Весну красную приводят,

5.Прощай, зимушка-старушка,
Ты, седая холодушка!
Учитель:

– Когда-то, давным-давно, март был не просто первым весенним месяцем, а первым месяцем нового года.

– Есть особый день в марте – старинное весеннее новогодие.

– Это 14 марта – день святой Евдокии, или Евдокия-Весновка. В этот день погоду на весну и лето загадывают.

Дети-ведущие:

–С Евдокии погоже – всё лето погоже.

–На Евдокию каплет с крыш – тёплое лето.

– Если курочка на Евдокию напьётся, то овечка на Егорья наестся.

Учитель:

– С Евдокии-Весновки в старину ребятишки начинали кликать долгожданную красавицу-весну. Забирались на пригорки, на крыши, чтобы голос далеко летел, и звали: «Ой, весна-весна, что нам вынесла?»

Дети-ведущие:

– Короб житушка, два – пшеничушки,

– Малым детушкам – по яичушку,

– Красным девушкам – по перстенёчку,

– Молодым молодушкам – по детёнышку,

– Старикам да старушкам по внучоночку!

Учитель:

– Давайте-ка, ребята, зиму провожать, а весну закликать. Повторяйте за мной такие слова:
Солнышко, покажись, Красное, снарядись,
Выйди поскорее, будь к нам подобрее!
Сядь на пенек, посвети весь денек!

Выходит Весна с корзиной бумажных цветов

Я – Весна-красна, бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки, на лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речек лёд, светлым делаю восход.

Всюду в поле и в лесу людям радость я несу.

Ведущий:

Вот пришла весна, золотые ключи,

Ты замкни, Весна, Зиму лютую,

Отомкни, Весна, тепло летечко.

Ведущие и Весна поют песню и водят хоровод

Выпал вешний денёк, на бугре солнцепёк.

Собирайся, собирайся, народ, в хоровод!

Станем кругом ходить да весну веселить,

Хоровод заведём, запоём:

«Здравствуй, здравствуй, весна!

Прилетела весна впопыхах. Разносила красу, зеленила в лесу, на полях.

Вешний воздух, как хмель, и пьянит, веселит, и зовёт в хоровод.

Будем кругом идти, ты весна, заходи в тесный круг.

Улыбнись, озари и цветами весь луг (класс) одари!

Весна стоит в центре хоровода и в конце песни осыпает всех цветами.

Дети становятся друг за другом по одну сторону ручья, обхватывают один другого руками за пояс и поют:

– Разлился родничок, золотой рожок. Ух!

– Разлился ключевой, ледяной, снеговой. Ух!

– По мхам, по болотам, по гнилым колодам. Ух!

При каждом уханье ребята боком перепрыгивают через ручей на другую сторону.

Кто коснётся воды, тот из игры выбывает. Оставшиеся, самые ловкие игроки, припевая «Ух!», прыгают вместе.

Весна:

– Поиграли, а теперь отгадайте мои загадки:

– Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.)

– Вёрст не считал, по дорогам не езжал, а за морем бывал (Птица, грач)

– Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег.)

– Волшебной палочкой взмахнёт – в лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Учитель:

– А 22 марта весну встречают второй раз. Эта встреча приурочена ко дню весеннего равноденствия, который отмечают 21марта и дню памяти Сорока мучеников. Праздник второй встречи весны называют Сороки.

– В русском народе повсюду существовала вера в то, что 22 марта, в день Сорока мучеников, из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. Сколько проталинок – столько и жаворонков.

– На Руси большой любовью народа всегда пользовался жаворонок. Весной люди с нетерпеньем ждали его прилёта. К этому дню пекли жаворонков из теста. Дети бежали с ними на улицу, в поле, подбрасывали к небу и кричали: «Жаворонок, жаворонок, на тебе зиму, а нам дай лето!»

Есть легенда о том, откуда взялась эта птица. Бог подбросил вверх кусочек земли, который превратился в жаворонка - серенького, невзрачного, как и сама земля, но с прекрасной, неповторимой песней (Звучит фонограмма песни жаворонка).

В старину, с раннего утра, на Сороки матери обычно пекли для ребятишек печенье в виде птичек, “жаворонков”, в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, сорок штук. Дети крепили их на прутики, забирались на высокие взгорочки, крыши, заборы и закликали птиц.

Дети-ведущие с бумажными птичками на палочках поют заклички:

1.Жавороночки-невелички, из-за моря летите, весну красную несите.

Лютая зима пристоялась, по лесам, по полям разгулялась.

Холод-стужу напустила, ручки-ножки познобила,

белый снег натрясла, всё тепло унесла!

2. Жаворонки, прилетите, студёну Зиму унесите,

Красну - Весну принесите: зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

И дрова все пожгла, и солому всю пожгла, молоко всё унесла.

3. Жаворонушки! Прилетите к нам да принесите нам,

Жаворонушки! Нам Весну-красну, да красно летеце.

Нам зима-то надоела, много хлебушка поела,

А воды-то попила, да три колодезя.

4. Жавороночек, принеси весну на своём хвосту.

На сохе, бороне, на ржаной полосе, на овсяном снопе.

5. Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам – лето!
На тебе сани, а нам – телегу!

6.Ой вы жавороночки, жаворонушки

Летите в поле, несите здоровье.

Первое – коровье, второе – овечье

А третье – человечье.

7. Приди Весна – Весна – красна!

Со льном высоким, с корнем глубоким

Хлебом обильным!

Весна раздаёт детям испечённых жаворонков.

Учитель:

–Третьей встречей весны считают день 7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В старину в этот день выпускали певчих птиц из клеток на волю. Радуются люди:

–На Благовещение весна зиму поборола.

–На Благовещение дождь – родится рожь.

Учитель:

– Весной обновляется жизнь растений, животных и людей. Именно поэтому с давних пор многие народы России и мира празднуют наступление нового года весной. Наши предки встречали весну 3 раза. А связаны эти встречи с православными праздниками. Любимым украшением весенних праздников стал образ птицы.

Литература

    Окружающий мир. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1/ А.А.Плешаков,

М.Ю.Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.: ил.

2. Круглый год. Русский земледельческий календарь. Состав. Некрылова А.Ф. – Челябинск,1996.

3. Русский национальный календарь. 2006/Сост. Н.Е. Екимчева, И.О. Иофина. – М: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 368с.

Действующие лица: ведущая. Весна. Лесовичок, птицы зимующие и перелетные (ворона, кукушка, грач, воробей, ласточка, соловей, сорока, скворчиха, скворец, синица,зяблик, филин); муха, бабочка, гесеница1, гусеница2, жук1, жук2, ёж, лиса, волк, медведь, тля,; мальчик Вася, мальчик Егор; дуб, верба.

Ход праздника:

Ведущая: Почему все изменилось,

Почему все заискрилось,

Засмеялось и запело,

Ну, скажите, в чём тут дело?

Это так легко понять.

К нам весна пришла опять!!!

1 ученик: Воздух сладок и могуч,

Словно мёд столетний.

И прохладный чистый ключ

Ивам моет ветви.

2 ученик: И звучит он по корням

С развесёлым смехом,

За собою вдаль маня

Туда, где вторит эхо.

3 ученик: Солнце, словно янтарь, засияло

Вновь укутало землю теплом,

Из – под снежного одеяла

Ручейки побежали кругом.

4 ученик: Лёгким шагом пройдя по тропинкам,

К лесу мрачному вышла весна,

И своею зелёной косынкой

Все деревья покрыла она.

5 ученик: На ветвях, где снежинки лежали,

Изумрудом блеснула листва.

А внизу на земле появилась

Молодая трава – мурава.

6 ученик: Все вокруг так красиво, так звонко,

Ветерок нам поет допоздна,

А в тени под сосною тихонько

Облегчённо вздыхает весна.

Весна: Здравствуйте, ребята!

Я – волшебница Весна. Я Весна – красна,

Я луга и лес, и поле Бужу землю ото сна.

Пробудила ото сна. Наполняю соком почки,

Растопила лед и снег, На лугах ращу цветочки.

Подарила людям свет. Прогоняю с речек лед.

Светлым делаю восход.

Всюду в поле и в лесу

Людям радость я несу.

— А скажите – ка, друзья, как вы зимовали? Все ль здоровы, веселы? А весну вы ждали?

Дети: Ждали!

Весна: А галки, вороны – все ли здоровы?

Весна: А синички, воробьи? Все ли живы? Веселы?

Весна: Отгадайте- кА, ребятки, вы мои загадки!. О каких зимующих птицах я сейчас буду говорить?

Загадка1. Чик – чирик!

За зернышком прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (воробей)

Воробей: Забыл я и голод и стужу,

Забыл как поземка мела.

И рад нынче солнечной луже,

И жду я весною тепла.

Загадка 2: Черный, темноты темней,

Нету птиц его умней.

На высокой ели – вон он.

Это – старый, мудрый … (ворон)

Ворона: Я особа всем известная,

Я – крикунья наша местная.

Лишь увижу тучку темную,

Я взлечу на ель зеленую.

И смотрю я словно с трона

Чернокрылая ворона.

Загадка 3: На кормушку возле нашей форточки

Села удивительная птица:

В черной шапочке она, в зеленой кофточке

Птица называется …. (синица)

Синица: Я шустрая птичка,

Желтогрудая синичка.

Только сала мне дадут –

Появлюсь я тут, как тут.

Хлебных крошек поклюю,

Вас за все благодарю.

Загадка 4: Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.

«Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу!» (дятел)

Дятел: Я без молотка, без рук

По стволу стучу: тук- тук,

Вылечу деревья – ели,

Чтоб росли и не болели!

Вытащу за спинку

Всякую личинку!

Загадка 5: Непоседа птица эта,

Одного с берёзой цвета:

Верещунья, белобока,

А зовут её … (сорока)

Сорока: Не люблю сидеть на месте,

На хвосте несу я вести.

Может в них и мало прока,

Но горда собой сорока.

Весна: Рада я очень, ведь все веселы

Вместе дождались вы теплой весны.

Но к нам из – за моря летят вереницы,

На крыльях лучей перелетные птицы.

Загадка 6: Ты его узнаешьсразу:

Черноклювый, черноглазый,

Он за плугом важно ходит,

Червячков, жуков находит. (грач)

Грач: Я хожу по полю важно,

Грач я смелый и отважный,

Червячков, жуков ловлю,

Очень я вену люблю.

Загадка 7: Гнездо под крышей – ловко строит,

Птенцов своих постоянно выводит,

Перед дождем очень низко летает,

Эту птичку каждый ребенок знает,

За ней все любят наблюдать?

Как эту птичку звать? (ласточка)

Ласточка: Милая певунья, ласточка родная.

Я домой вернулась из чужого края.

Лечу как самолётик, изящна и легка,

С выемкою хвостик, собой невелика.

Загадка 8: Кто эта птица?

Никогда не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает (кукушка)

Кукушка: Белые полоски на моей груди,

В лес меня послушать летом приходи.

Всем одно и тоже я твержу,

Беззаботно время провожу.

Загадка 9:Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет. (соловей)

Соловей: Среди веточек ветвей

Соловушка – соловей.

Маленький певец лесной,

Лучше всех поет весной.

Загадка 10: На шесте дворец,

Во дворце певец.

А зовут его … (скворец)

Скворец: Прилетел и я, Скворец.

Молодой весны гонец.

Смело червяков клюю

И играю, и пою.

7 ученик: Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое,

Доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

Песня: Солнечные лучики.

Заходит Лесовичок. — Здравствуйте, ребята. Я — лесовичок. Недавно я прошелся по весеннему лесу и вот какой разговор подслушал.

СЦЕНА 1. Филин и зяблик.

Филин: Сиди, сиди, не бойся! Я тебя, зяблик, не трону. Я тебя спросить хочу.

Зяблик: О чем?

Филин: Обида у меня. Ну, понимаешь, весна пришла. Радостно! Все птицы петь взялись. И всем эти песни по душе. И синиц хвалят за пение, и овсянок, и тебя.

Зяблик: А что! У меня песенка хорошая!

Филин: Пускай хороая. Но ведь и я запел, и я стараюсь. А меня слушать не хотят. Бегут, понимаешь, кто куда.

Зяблик: А какая у тебя песенка?

Филин: Замечательная! Вот послушай: пу-гу, пу-гу,пу-гу,пу-гу. Стой! Куда ты? И этот удрал. И чем моя песенка не нравится?

Лесовичок: Не огорчайся, Филин, и твоя песенка хорошая. Она тоже о весне говорит. Да! Весна — время тающего снега, говорливой воды, птичьих запевок, время новых перелетных птиц, их хлопот и песен.

Появляются двое девочек со скворечниками.

1 дев. Мы сегодня рано встали,

Ждали птиц еще вчера.

2 дев. Ходит по двору охрана,

Гонит кошек со двора.

1 дев. Из заморских стран далеких

Мчится по небу отряд.

2 дев. Наконец — то из — за леса

Птицы быстрые летят.

1 дев. Они летят, чтоб хлопотливо

Сады родные охранять.

Я двум скворцам приют счастливый

Хочу до осени создать.

2 дев. Весною щедро светит солнце,

Сбегая с гор, ручей звенит.

И на рассвете за скворечник

Скворец ребят благодарит.

Лесовичок: Первыми прилетели к нам жаворонки, грачи, скворцы и сразу весело захлопотали. Вот какие объявления расклеяны везде:

Ищем на лето одноэтажный особняк — скворечник. Желательно с оконцами на солнечную сторону. Ванная, центральное отопление и мусоропровод не обязательны. Главное, чтобы не протекала крыша.

Срочно требуется строительный материал — солома, конский волос, пух, перья. Звоните. Нет! Лучше помогайте! Галкины, Воробьевы, Скворцовы, Синицины.

Весна: А знаете, ребята, какая история произошла в моем весеннем саду? Пот посмотрите и послушайте.

СЦЕНКА » Птицы, помогите!»

ВЕСНА: Потеплело, снег растаял,

Птицы с юга прилетят.

Расцветет, зазеленеет

Скоро наш весенний сад!

(Появляется кот, осторожно ступает, заглядывает в старый скворечник)

Егор: Я старался, что есть сил,

Птицам домик мастерил.

Прилетайте хоть сейчас,

Хватит места в нем для вас!

(Подбегает Вася, взлохмаченный, шапка набекрень)

Вася: Привет, Егор, куда идешь?

что на плече своем несешь?

Егор: Привет. Работал, что есть сил,

Скворечник новый смастерил!

Ведь с юга прилетят друзья!

Им без жилья никак нельзя!

Вася: Не понял я?

Что за друзья?

Егор: Ты что, не заметил?

Настала весна!

Скоро птицы вернутся в наш сад,

В саду прилажу я домик для них,

Пусть выводят птенцов в нем своих.

Вася: И я приготовлюсь к прилету друзей.

Побегу за рогаткой своей поскорей!

(убегает)

(Летят Скворец, Скворчиха, подлетают к старой скворечне).

Скворец: Поселимся в старой скворечне с тобой,

Счастливой, веселой и дружной семьей.

И вырастим вместе ребят,

Наших чудесных скворчат!

Скворчиха: Скворчат своих милых

Я всех расцелую!

Может, поищем

Скворечню другую?

Скворец: Но в этой жила моя семья,

Родился и вырос в ней я!

И родители заботой

окружали здесь меня.

Этот домик мне родной!

Скворчиха: Я согласна, дорогой!

(летят соседи — птицы Синица и Ласточка)

Синица: Поздравляем, поздравляем,

Поздравляем молодых!

Ласточка: Пусть счастливые скворчата

Вырастают здесь у них.

(выбегает Вася, в руках рогатка)

Вася: Ну и орут Оглохнуть можно!

Тишины найти здесь сложно!

Ну — ка,Кот, сюда иди!

Коготки им покажи!

(выбегает Кот, с криком:»Мяу!», разгоняет птиц, Скворец и скворчиха прячутся в скворечнике)

Кот: Мяу! Мяу! Как я удал!

Всех скворцов поразогнал!

(к коту подбегает Егор)

Егор: Ах, злодей, ты что надумал?

Прочь отсюда убегай!

Не позволю птиц тревожить!

В раз устрою нагоняй!

(Кот убегает, а за ним Егор)

Вася: Это мы еще посмотрим,

Заступаться вздумал он.

Жизнь веселую покажем

Этим птицам мы с Котом!

(стреляет из рогатки по домику, птицы вылетают)

Скворец: Не рад нам Вася — это факт,

Раз у него рогатка

Скворчиха: Покинуть нужно этот сад,

Не будет здесь порядка!

(Скворцы улетают) ВАСЯ садится в саду под дерево

Весна: Покинули птицы сад поскорей,

А время идет вперед.

Сад зеленеет, сирень цветет,

Но кто же сюда ползет?

(под музыку появляются вредители)

Тля: Какой чудесный уголок!

Нет ни единой птицы!

А зелени сколько,

Ну просто рай!

Тут жить да веселиться!

1 жук: Мы — хрущи, мы — жуки!

Мы — жуки! Мы — толстяки!

2 жук: Мы захватим этот сад,

Не вернем его назад!

Зелень любим поедать,

Нас отсюда не прогнать!

1 гусеница: Мы гусеницы славные,

Вредим садам исправно мы!

2 гусеница: Зубастые, лохматые,

Как тигры полосатые!

Вредители хором: Все на пути своем источим, изгрызем!

(Вася спрятавшись за дерево) : Со всех сторон ползут, летят

Шуршат, жужжат, грызут, едят!

И гусеницы, и жуки!

Егорка — а — а, помоги!

Кот: Со всех сторон ползут, летят,

Так нас самих они съедят!

Вася: Их тысяч может двести!

Не сладить нам и вместе!

Я ничему уже не рад,

Погибнет наш зеленый сад!

(Выбегает Егор)

Егор: Как такое могло случиться?

Ведь в нашем саду живут птицы!

Вася: Да нет, не живут.

Я вел себя гадко.

В скворцов я стрелял

Из вот этой рогатки.

Егор: Эх ты, стрелок!

Нужно птиц возвращать

Скорее в весенний наш сад

Всех позвать!

Мои добрые друзья!

Прилетайте все сюда!

Нужно сад скорей спасать,

Прилетайте помогать!

(Летят скворцы)

Скворец: Погибнуть можно в этом саду,

Недавно из рогатки

В наш домик и в мою семью

Стрелял мальчишка гадкий!

Вася, бросая рогатку: Мне очень стыдно перед вами,

И извиниться я хочу!

Моими станьте вы друзьямит,

Спасите сад, я вас прощу!

Теперь я понял, наконец,

Что сада лучший друг — скворец!

Скворчиха: Ну если нет рогатки,

Тогда вперед, скворчатки!

(Налетают на вредителей и пргоняют их)

Весна: Без устали клюют скворцы

И гусениц и мушек,

Чтоб вдовль ели с вами мы

И яблоки, и груши!

Скворец: Фью — фью, так — так!

Отбой, отбой!

Закончен бой!

Закончен бой!

(Выходит кот, медленно, виновато)

Кот: Я тоже не буду птиц обижать,

Иначе враги нападут опять!

А вы меня не забывайте кормить,

И птичек в саду я не буду ловить!

Егор: А что скворцы скажут?

Скворец: Ну что ж, мы согласны остаться!

И гусениц больше не стоит бояться!

Егор: Чтобы от вредных несекомых

Сады цветущие не гибли зря

Вася: Всегда, в любое время года

Берегите птиц, друзья!

Весна: Вот такая история произошла. И я думаю, что все сделали вывод о том, как надо относится к братьям нашим меньшим. А я пойду посмотрю как поживают мои зверушки лесные. Как они зиму провели.

(Выходят Еж, Белка, Волк, Лиса, Медведь)

Еж: Я спал. Похудел.

Белка: У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы.

Лиса: А я голодала. Одними мышками питалась. Ну да изредка кур посчитывала в соседней деревне. А что ты, кум, такой худой?

Волк: Будешь худ с такой едой.

Я не ел четыре дня.

Увидал обед у пня.

А обед во все лопатки

Припустился от меня.

Вот несчастье, вот беда!

Быстроногая еда!

Лиса: Миша, а расскажи как ты весну чуть не проспал?

Медведь: Без забот и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге.

Спал всю зиму до весны.

Еж: И, наверно, видел сны?

Медведь: Вдруг проснулся косолапый,

Слышит: каплет —

Вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил — кругом вода!

Еж: Заспешил медведь наружу.

Медведь: Заливает — не до сна.

Еж: Вылез он и видит лужи,

Тает снег … Пришла весна.

Лесовичок: В апреле выходят из берлог медведи, вылезают из нор барсуки. И я, гуляя по лесу, вот еще что подслушал.

СЦЕНКА 2. ВЕРБА И ДУБ.

Верба: Послушай, дубочек! Я проснулась и не пойму — сейчас весна?

Дуб: Конечно, Вербочка, весна!

Верба: А почему ты стоишь в желтых листьях? Как осенью?

Дуб:Ты еще махонькая и не знаешь. Я не просто дуб, я — зимний. На зиму листья не сбрасываю, в золотой шубе красуюсь. А листопад у меня весной. Сброшу я прошлогоднюю шубу и всежей зеленью оденусь. Хоть я и зимний, а весну тоже не пропущу!

СЦЕНА 3. БАБОЧКА — КРАПИВНИЦА И МУХА.

Крапивница: Пусти, Муха, пусти негодная. Тут на бревнышке мой место, я сама хочу на солнышке погреться.

Муха: Кто ты такая, чтобы тебя пустить?

Крапивница: Бабочка я, крапивница. Не тебе, муха, чета!

Муха: Ну и лети себе в крапиву!

Крапивница: Где крапива — то?

Муха: А мне какое дело? Это мой дом, моя стенка, моё теплое бревнышко! Я еще осенью сюда забралась, всю зиму проспала в щелочке под окошком!

Крапивница: И я спала в щелочке под окошком. Ты с какой стороны спала?

Муха: С левой.

Крапивница: А я с правой! Я тоже здешняя!

Муха: Ну тогда садись рядышком. Вместе зиму коротали, вместе и под весенним солнышком погреемся.

ВЕСНА: Пришел сегодня день чудес

Пришел он не напрасно.

В лесной глуши раздался треск,

И ожил день ненастный.

И лес проснулся на заре.

Очнулся от печали,

Прислушайтесь: в лесной тиши

Вдруг птицы зазвучали.

Поют лесные песни:

«Весна идет, весна идет,

И нет ее чудесней!»

ПЕСНЯ «ПРИШЛА ВЕСНА»

Ведущая: Весна вступила в свои права. И весной есть праздник Светлой Пасхи.

ВЕсна: Солнышко, солнышко. Выйди поскорее. Будь к нам подобрее!

Солнышко: Я солнце ясное! Я солнце красное!

Землю я обогреваю

С Пасхой всех поздравляю!

Счастья всем желаю

И яйцом пасхальным угощаю!

Вот оно какое: большое-пребольшое!

Ведущая: Вот и подошел к концу наш праздник. И мы поздравляем вас всех с весной, со Светлым празником Пасхи и желаем Вам весеннего неастроения.

(дети вручают родителям свои поделки)

Каменская О.С.,методист по фольклору Волховского МУ «Межпоселенческое социально-культурное объединение районный дом культуры»

ВСТРЕЧА ВЕСНЫ. ПТИЧИЙ ПЕРЕПОЛОХ

Познавательно — развлекательная программа для детей

Действующие лица:
Сказительница,
Вссна-Красна,
6 девочек.

Атрибутика: Жаворонки 6 штук, веревка, шарики из поролона, 2 коробки, 2 обруча.

Сказительница . Долго длится зимняя пора в России. Уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы. Все мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую. И со светлой надеждой ожидаем мы прихода весны. С какого месяца начинается весна? (с марта). А в старину март называли зимобор, протальник, сухий, берёзозол. Весна наступает в марте робко, делает первые шаги неуверенно. Чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали ещё один обряд — закликания весны. О весне складывали стихи, пели песни, посвящали ей хороводные гуляния, призывая сё поскорее растопить зимний снег. Этот обряд проводили 22 марта. Какое явление приходится на этот день по природному календарю? (День весеннего равноденствия). С весной просыпаются первые цветы. Какие весенние цветы вы знаете? (подснежники, тюльпаны, мимоза). И к вам пришли девицы-красавицы как весенние цветочки, чтобы с песнями-веснянками весну закликать, зиму провожать.

Выбегают девочки.

1 девочка. Благослови, мати, зиму провожати,
Зиму провожати, весну закликати.
2 девочка. Пусть зима уходит впрок,
Весну пустит на порог!
3 девочка . Весна, весна, проснись со сна!
А ты, зима, ступай за моря.
4 девочка . Надоела ты нам и наскучила,
Наши рученьки приморозила.
5 девочка . Нам, зима, ты надоела,
И весь хлеб у нас поела.
6 девочка. Все дрова у нас пожгла.
С крыш солому унесла.
1 девочка. Нет ни хлеба, ни картошки,
Самовар стоит на окошке.
2 девочка . Чай я выпила, сахар съела,
Самовар на кол надела.
Сказительница. Давайте, ребята, поможем зиме уйти до следующего года. Девочки песню споют «Весняночку», а вы подпевайте.

Девочки (танцуют и поют).

А уж солнце красное припекло, припекло,
А повсюду золото разлило, разлило.
Ручейки весенние все журчат, все журчат,
Журавли курлыкают, все летят, все летя г.
Скоро всей земелюшке быть в венке, быть в венке.
Расцвели подснежники да в леске, да в леске,
Ой, солнышко-батюшко, угоди, угоди.
А землица-матушка уроди, уроди.

Входит Весна.

Весна. Здравствуйте! Так хорошо вы меня звали, что я не могла пройти мимо. Сказительница. Ребятишки старались поговорить с весной как с добрым и щедрым другом.
1 девочка . Весна-красна, где ты бывала?
Весна . В лесу зимовала, огород городила,
Капусту садила, цветы заводила.
2 девочка. Весна-красна, на чём пришла?
Весна. На сохе, на бороне, на жердочке, на бороздочке.
На ржаном колоске, на пшеничном пирожке.
3 девочка . Весна-красна, что ты нам принесла?
Весна. Соху, борону и кобылку ворону,
Солнца клочок и соломки пучок.
Хлебушка краюшку и водицы кружку.
Грачи летят, на всю Русь трубят:
«Чу-чу, чу-чу, мы несём весну!»
Сказительница. В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной или овсяной муки маленькие шарики, и затем каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, уговаривая мороз отведать угощение.
Девочки. Мороз-Красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся подобру-поздорову.
Весна. И мы вам предлагаем поиграть, зиму задобрить. Цветочки вам помогут, покажут, как играть.

Игра «Угощенье для зимы».

Две команды добегают до корзины с шариками и кидают по одному в обруч
или коробку. Выигрывает та команда, которая больше закинет шариков.
Весна. Молодцы! Мороз наелся, до будущего года теперь уйдёт и зиму уведёт.

Сказительница. О приближении весны мы догадываемся по тому, что день становится длиннее, птицы возвращаются из дальних стран к себе на родину. Каких птиц — вестников весны, вы знаете? (Грач, скворец, ласточка, жаворонок, зяблик, журавль).
Весна . Сбирались птицы,
Сбирались певчи Стадами, стадами.
Садились птицы,
Садились певчи Рядами, рядами.

Угадайте, что это за птииы были?

1 девочка . Чёрный, проворный, кричит «крак!», червякам враг (грач).
2 девочка. Спереди у птички шпильце, позади у птички вильце.
Сама птичка мала, а за морем была (ласточка).
3 девочка . Села птичка на суку и поёт: «Ку-ку, ку-ку» (кукушка).
Сказительница. Больше всего крестьяне любили звонкого певца жаворонка, который своими трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна. А 22 марта в каждом доме пекли из теста птичек-жаворонков, мазали их сладким душистым мёдом. Также жаворонков делали из глины, тряпок и бумаги, украшали позолотой. Празднично одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывали вверх свои фигурки птиц, и пели песенки-заклички: закликали, то есть звали, зазывали весну красную поскорее прийти на землю.
Весна. Давайте и мы разделимся на две команды и сделаем жаворонков.

Игра «Сделай жаворонка».

Две команды рисуют жаворонка, раскрашивают, вырезают.

А теперь возьмем своих жаворонков в ладони, будем слегка подбрасывать их вверх, а девочки петь песенки-заклички. (Ребята берут жаворонков в руки и подбрасывают под песни девочек).
1 девочка . Чувиль, чувиль, жавороночек,
Прилети к огням, принеси ты нам
2 девочка Весну-красну, красно солнышко,
Тепло летушко, зелёный покос!
3 девочка . Жаворонки, прилетите,
Красну весну принесите.
4 девочка . Принесите весну на своём хвосту,
На сохе, бороне, на овсяном снопе.
5 девочка . Жаворонушек на проталинке распевает,
Он зовет весну красную, вызывает.
6 девочка . Не летать снегам в чистом поле, растопились,
Буйной реченькой в сине море укатились.
Весна . И весна откликалась, на зов людей пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях водили первые хороводы.
Сказительница. В старину хоровод был связан с обрядами в честь главного божества
— солнца, символизировал собой движение солнца. Отсюда главный рисунок хоровода- круг.
Весна . Собирайся, детвора, хоровод водить пора! (все становятся в хоровод).

Хоровод «Земелюшка-чернозём»

1. Земелюшка-чернозём, земелюшка-чернозём,
Чернозём, чернозём, земелюшка-чернозём.

2. Тут берёзка выросла, гут берёзка выросла,
Выросла, выросла, тут берёзка выросла.

3. Под берёзкой травушка, под берёзкой травушка.
Травушка, травушка, под берёзкой травушка.

4. На травушке цветики, на травушке цветики,
Цветики, цветики, на травушке цветики.

5. Тут ребята гуляли, тут ребята гуляли.
Гуляли, гуляли, тут ребята гуляли.

6. Рвали цветы со травы, рвали цветы со травы,
Со травы, со травы, рвали цветы со травы.

7. Плели венки из цветов, плели венки из цветов,
Из цветов, из цветов, плели венки из цветов.

Сказительница. Апрель, апрель, на дворе звенит капель. В апреле просыпаются могучие силы природы — расцветают они первыми нежными цветами, поднимаются они сладким берёзовым соком. Есть у апреля и другие названия — цветень, березень. День в апреле заметно прибавляется, солнечное тепло землю балует. А 2 апреля празднуется день птиц.
Весна. Матушка, сказительница, жаворонков мы позвали, а про остальных птиц забыли. Сейчас мы с ребятами споём такие заклички. Разделимся на 10 групп. Девочки помогут каждой группе разучить куплет заклички.

1. Кулик из-за моря лети, лети на поле.

2. Журавль-длинношейка, курлычь ты хорошенько.

3. Ты зяблик-свистелка, лесная свирестелка.

4. Галки, галки, принесите по палке!

5. Голубочки, голубочки, принесите по клубочку!

6. Кукушки, кукушки, принесите по мотушке!

7. Синицы, синицы, принесите по спице!

8. Канарейки, канарейки, принесите по швейке!

9. Чечетки, чечетки, принесите по щетке!

10.Утки, утки, дуйте в дудки.

И все вместе скажем: «Неси весну на волю, неси весну в подоле» (Дети повторяют). Весна. А сейчас мы поиграем в игру «Каркуша».

Игра «Каркуша».

Все разделитесь на два круга. Правую руку в центр круга. Двигаемся по кругу и говорим такие слова:
«Каркуша, каркуша, каркуша, дорогой! Каркуша, каркуша, каркуша, милый мой!». Один человек у нас КАРКУША. Он может в любой момент крикнуть «КАР», после чего все быстро должны найти себе пару из другого круга. КАРКУША тоже ищет себе пару. Кто остался без пары, тот становится КАРКУШЕИ.

Сказительница. Молодцы! А весной приходило время выгонять на пастбища коров, коней, овец, коз. И первый раз выгоняли скот с помощью веточки пушистой вербы. А хозяйка пекла особые пряники - в виде лошадок, которые полагалось прикреплять над воротами крестьянского двора. Считалось, что такие пряники оберегают животных. Девочки. Пряничный дружок, сбереги нашу кормилицу В поле и за полем, в лесу и за лесом,
Под светлым месяцем, под красным солнышком,
От волка хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого.
Сказительница . Что ещё принимались делать люди весной?
Весна. Главное — ладить соху да борону, пахать землю, чтобы хлеб сеять. Сказительница. Это сейчас людям на помощь пришли умные машины. А раньше землю пахали плугом да сохой.
Весна. Девочки вам загадки загадают, а вы попытайтесь разгадать.
1 девочка . Бабушка Андревна, сгорбившись, стоит.
Ноженьки в земелюшке, рученьки раскинула — всё хочет схватить (соха).
2 девочка . Железный нос в землю врос,
Роет, копает, землю разрыхляет (плуг).
3 девочка . Кривой растрепал, а зубастый причесал (плуг и борона).
4 девочка . Отгадайте мою загадку: что за действия в ней описаны?
Кину за грядку я мою загадку.
Лето пройдет — калачом взойдет (посев зерна).
Сказительница . А когда зерна взойдут, про это другая загадка есть:
Зелёная грамотка лежит на черном бархате (всходы на поле).
Весна . Когда сев окончен, то люди ждали, чтобы длинный Митрошка постучался в окошко. Что это? (дождь).
Сказительница . Да, дождь был необходим и желанен. После дождя солнышко должно было осушить и согреть засеянные нивы. А вестником перемены погоды было что? Угадайте, разноцветное коромысло над речкой повисло (Радуга).
Весна . А сейчас мы с вами и начнем просо сеять.

Игра «А мы просо сеяли».

Играющие делятся на две команды и затем, взявшись за руки,
становятся в два ряда, один ряд против другого.
Первая половина поёт:

1. А мы просо сеяли, сеяли,
Ой, Дид Ладо, сеяли, сеяли.

На первой строке куплета первая половина подступает ко второй половине, на второй строке отступают. Вторая половина отвечает с такими же движениями:

2. А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ой, Дид Ладо, вытопчем, вытопчем.

1. А чем же вам вытоптать, вытоптать?
Ой, Дид Ладо, вытоптать, вытоптать.
2. А мы коней выпустим, выпустим,
Ой, Дид Ладо, выпустим, выпустим.
1. А мы коней выловим, выловим,
Ой, Дид Ладо, выловим, выловим.

Первая половина ловит вторую. Когда всех переловят, игра начинается сначала.

Сказительница . Весной надо всё успевать: и пахать, и сеять, и скот пасти, и дом вести. Вот люди и сложили пословицы да поговорки о труде!

Труд человека кормит, а лень портит.
Была бы охота — наладится всякая работа.

Весна. С трудовыми руками нигде не пропадёшь.
Девочки, а давайте проверим, как ребята знают пословицы о труде.

1 девочка. Без труда… (не выловишь рыбку из пруда).

2 девочка . Маленькое дело лучше …(большого безделья).

3 девочка . Делу — время… (потехе час).

4 девочка. Добрый конец — всему делу… (венец).

5 девочка . Откладывай безделье, да не откладывай… (дела).

6 девочка . Дело мастера… (боится).

Сказительница. А ещё говорили так: «Коли в апреле дождь - будет к осени и рожь. Солнышко пригреет - всё поспеет. Вовремя вспашешь — веселей запляшешь».
Весна. Давайте поиграем в русскую народную игру «Ручеек».

Дети выстраиваются в колонну по одному. Каждый из ребят кладёт руки на талию стоящего впереди. Сбоку на расстоянии 0,7-0,8 метра кладут веревку. В ходе игры на слове «Ух!» надо всем вместе перепрыгнуть за веревку - «на другой берег ручейка». Тот, кто не перепрыгнет, «наступит в воду и промокнет», выбывает из игры.

Разлился ручеёк, золотой рожок — ух!
Разлился водой, холодной, снеговой — ух!
Разлился водой, прозрачной, ключевой-ух!
По мхам, по болотам, по лесным колодам — ух!

Сказительница. Пусть весна набирает силу, пусть растут светлые дни, а мы им в этом поможем!
Весна. Хоровод заведём, дружно все запоём.
Станем хором ходить да весну веселить!

Хоровод «Золотые ворота».

Post Views: 6 404

Праздник встречи Весны для детей начальных классов, 1-4 классы

(Творческая мастерская для первоклассников. Это мероприятие по встрече весны желательно провести в начале четвёртой четверти, интегрировав уроки физкультуры, ИЗО, окружающего мира и классного часа)

Действующие лица: Заяц, Ёж, Медведь, Лиса, Сорока, Волк, ведущая.

Оборудование: письмо-загадка, дидактический материал, предметные картинки, плоскостные геометрические фигуры, альбомные листы, на которые наклеены «лужи» из бумаги голубого цвета, кузовок с музыкальными инструментами, оправа для зеркала, 2 листа ватмана, 2 набора маркеров, 2 обруча, наборы цветных карандашей, атрибуты костюмов лесных обитателей, ширма.

Ведущая: Сколько времён года вы знаете? Послушайте и отгадайте загадку и тогда узнаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить.

Я раскрываю почки

В зелёные листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна.

Зовут меня... (весна).

Правильно! К нам пришла весна. А что происходит весной? Какие приметы весны вы знаете?

1-й ученик:

Снова к нам пришла весна,

Сколько света и тепла!

Тает снег, журчат ручьи,

Скачут в лужах воробьи.

Потеплело на дворе,

И раздолье детворе.

2-й ученик:

Зовут меня весною я девочка — Весна.

Иду тропой лесною без отдыха и сна.

Хочу я, чтоб согрели всех солнышка лучи.

Чтоб с юга прилетели весёлые грачи.

(Девочки поют песню «Подснежник», муз. Вересокиной. Звучит фрагмент из пьесы «Подснежник» П. И. Чайковского)

Ведущий:

Ну, Весна, как дела?

Для чего тебе метла?

Для чего тебе ручьи?

И лучи, что горячи?

Весна:

У меня уборка,

Снег смести с пригорка,

Мусор смыть с дорожек.

Я лужайки просушу,

Вас на праздник приглашу.

Ведущий: Я знаю, что вы знаете немало примет, пословиц, загадок о весне. Весна хотела бы вас послушать.

1-й ученик: Пришел Федул — тёплый ветер подул.

2-й ученик : Апрель с весною - май с травою.

3-й ученик : На дереве дворец, во дворце певец. Кто это?

4-й ученик: Без рук, без топорёнка построена избёнка. Что это?

5-й ученик:

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?... (Май)

6-й ученик:

Опять пришла к нам весна золотая,

Опять проснулись леса и поля,

И звенит, и поёт, расцветая.

Под вешним солнцем родная земля.

Пойдём навстречу весне долгожданной.

Она лучами растопит снега,

Она развеет седые туманы И разбросает цветы на лугах.

Ведущая: Но не везде, ребята, наступила Весна. Сегодня я яполучи- ла письмо — загадку. Прочитаем его вместе?

(Читают ученики: «Помогите! Пропало Солнышко!Лес спит! Весна»)

Ведущая: Ребята, надо помочь? Вы согласны? Надо Солнышко найти! Давайте отправимся в лес. Но я думаю, что впереди нас жцут приключения и испытания. Поэтому в путешествии мы должны быть дружными, смелыми и вежливыми. Итак, отправляемся в путь!

(Учитель физкультуры строит детей и предлагает им преодолеть полосу препятствий: узкая тропинка, прочерченная мелом, прыгание по кочкам на болоте, пролезают под канатом, перепрыгивают через ручей. Останавливаются перед подснежником, изготовленным из бумаги и проволоки)

Ведущая: Какой красивый цветок! Сорви его, Машенька!

Машенька:

Я подснежник рвать не стану!

Он один на всю поляну,

Пусть растёт, красуется,

Ясным днём любуется!

(В зале появляется Заяц)

Ведущая : Здравствуй, Зайка! Помоги, подскажи, где нам Солнышко найти?

Заяц: Ничего не знаю. Я Зайчишка-трусишка. Под кустом сижу. Солнышко жду. А это кто с вами такая красавица?

Весна:

Я Весна - весна красна,

Бужу Землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На полях ращу цветочки,

Прогоняю с речки лёд,

Светлым делаю восход

Всюду: в поле и в лесу

Людям радость я несу.

Заяц:

Ты Весна, Весна-красна,

Что же нам ты принесла?

Весна:

Принесла я для лугов

Покрывало из цветов,

Принесла для ёлки

Новые иголки,

Для осин и для берёз

Свежих листьев целый воз.

Ведущая: Вот только случилось несчастье, куда-то пропало Солнышко. Зайчик, что же нам делать, где Солнышко искать? Без него Весне не обойтись.

Заяц: Сам-то я не знаю, где Солнышко живёт. А вот Ёж тот точно знает. Он у нас в лесу самый рассудительный. По этой тропинке пойдёте и до Ёжика дойдёте.

Ведущая: Спасибо тебе, Зайчик. Ребята, пойдём к Ёжику?

(Дети вновь пробираются через препятствия. Перед ними появляется из-за ширмы Волк)

Ведущая: Ой, Волк! Какой ты разбойник. Испугал нас с ребятами.

Ведущая : Волк, ребята предлагают тебе вместе с ними сказать чисто- говорки, если ты скажешь всё так же правильно, как ребята, то отпустишь нас. Хорошо?

Волк: Согласен.

Дети : Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж. (Волк пытается повторить, но у него не получается)

Волк: А пусть мне вот эта красивая девочка что-нибудь расскажет, тогда и пропущу.

Ученица:

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить,

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться

И видно всё до дна.

Течёт вода-водица,

Вкусна и холодна. (С. Никитин)

(Волк заслушался и не заметил, как дети уходят)

(5 зале появляется Ёжик. Перед ним на магнитной доске геометрические фигуры. Он на них смотрит растерянно)

Ведущая: Здравствуй, Ёжик! Подскажи нам, пожалуйста, где найти Солнышко.

Ёж : Дорогие ребята, я сам жду Солнышко. Вот и решил составить из геометрических фигур своё солнышко. Но что-то у меня не получается. Помогите, пожалуйста.

(Дети из различных частей геометрических фигур составляют солнышко)

Ведущая : Ёжик, ребята помогли тебе составить солнышко.

Ёжик: Только от этого солнышка не стало теплее. Значит, вам надо продолжить поиски. А можно я с вами пойду?

(С препятствиями через два обруча)

Ведущая: Молодцы, ребята! Мы прошли через бурелом и оказались у берлоги.

Кто в лесу глухом живёт

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу. (Медведь)

Правильно, медведь. Но он не знает, что весна наступила, и спит. Попробуем его разбудить?

(Отодвигают дети ширму, за ней на стуле сидит медведь и спит. Учитель физкультуры проводит с детьми игру «У медведя во бору»)

Медведь: Ох, как долго я спал, ребятишки. А зачем вы меня разбудили?

Ведущая: Беда в лесу, Михаил Потапович — Солнышко пропало. Не поможешь ли ты нам его отыскать?

Медведь: Помогу. Только и вы мне помогите. Угадайте, что у меня в кузовочке лежит?

(Медведь, приоткрыв кузовок, не вынимая из него инструменты, озвучивает их. Дети слушают, узнают и называют их)

Медведь: Молодцы, ребята! Только я не знаю, что мне с этими инструментами делать.

Ведущая: Мы для тебя с ребятами песенку весеннюю споём. А играть нам будет концертмейстер.

(Дети исполняют любую песню о весне, которую разучили заранее на уроке музыки)

Медведь : Ай да ребята! Ай да музыканты! Давненько меня так никто не веселил и не радовал. За это шепну я волшебному ветерку, к кому вас дальше перенести надо, чтобы Солнышко найти.

Ведущая : Спасибо тебе, Михаил Потапович. А мы с вами, ребята, подуем на свои ладошки, закроем глазки и волшебный весенний ветерок нас перенесёт...

(Звучит лёгкая волшебная музыка. Появляется Лиса с разбитым зеркалом и плачет)

Ведущая : Здравствуй, Лисонька. А что у тебя случилось, почему ты плачешь?

Лиса : Разбилось моё любимое зеркало, и я не знаю, как теперь выгляжу. Хороши ли моя шубка, мордочка, хвост? Вот беда, вот беда.

Ведущая : Не волнуйся, Лисонька. Сейчас ребята расскажут тебе, какая ты.

(Дети поют песню «Лиска — лиса»)

Ведущая: А ещё ребята нарисуют тебе рисунок. И ты сможешь оставить их себе на память. (Дети быстро рисуют лису маркерами на листе ватмана: мальчики отдельно от девочек. Каждый член команды рисует по одной детали рисунка)

Ведущая : Лисонька, тебе понравились рисунки ребят? Подскажи нам теперь, где Солнышко живёт.

Лиса : Знаю, знаю, сейчас скажу. Слушайте внимательно. Пойдёте два шага вперёд, затем один шаг налево, два направо, повернётесь кругом и сделаете два шага вперёд. Там Солнышко живёт.

(Дети отсчитывают шаги. Оглядываются)

Ведущая: Ребята, вы видите Солнышко? Нет? Значит Лиса обманула нас. Что же нам теперь делать? Куда дальше идти?

(Неожиданно в зале появляется Сорока)

Сорока : Ой, детки, здравствуйте!

Дети : Здравствуйте!

Сорока : Что?

Дети : Здравствуйте!

Сорока (тараторит): Куда вы идёте? Что делаете в нашем лесу? Где вы были, что делали?..

Ведущая : Идём за Солнышком. А были мы у Зайчика, у Ёжика, с Медведем играли, Лиску рисовали, Волка не испугались...

Сорока : Где купались?

Ведущая: ребята, да она ничего не слышит. Как же нам ей всё рассказать?

(Учитель физкультуры проводит с детьми игру «Что мы видели — не скажем, а что делали — покажем»)

Сорока: Поняла. За Солнышком идёте. Так бы сразу и сказали. Вон там оно живёт. (Показывает на ширму) Только тучки его закрыли. Спит оно.

Ведущая: Как нам Солнышко разбудить? Давайте станцуем для него танец или споём песенку о весне.

(Солнышко встаёт)

1-й ученик:

Весна! Весна!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

2-й ученик:

Весна! Весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

3-й ученик:

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поёт

Заздравный гимн весне. (Е. А. Баратынский)

4-й ученик:

Светит солнце ярче,

Греет солнце жарче,

Пробуждается природа

Постепенно ото сна.

Наступает утро года

Начинается весна.

5-й ученик:

Солнце ласково смеётся.

Светит ярче, горячей,

И с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей.

6-й ученик:

Солнце встало рано-рано,

Посмотри, как хорошо кругом,

Мы выходим на поляну,

Песенку поём.

Девочка:

Мы гуляем спозаранку,

Не страшны нам ни жара, ни гром.

Бросим книжки на полянку,

В школу не пойдём!

7-й ученик:

В школе нынче скучно, душно,

Здесь птенцы поют, послушай!

Девочка:

Здесь кудрявые берёзки И зелёные кусты,

Скачут белочки-подростки И везде растут цветы.

8-й ученик:

Смотрю, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

И в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа. (Ф. И. Тютчев)

Девочка:

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным полянам. (И. Бунин)

9-й ученик : Давай пойдём в класс и расскажем ребятам, как легко и свободно дышится в лесу весной.

Ведущая: Ребята, пока не было Солнышка, лили проливные дожди, кругом остались лужи. (Дети получают листы с наклеенными лужами)

Давайте эти лужи превратим в красивые рисунки. Для этого нам необходимы цветные карандаши.

(По окончании творческой работы устраивается выставка рисунков)

МКОУ Новобелянская СОШ

Кантемировского муниципального района

Воронежской области

Праздник весны

Подготовила учитель начальных классов: Орищенко Татьяна Владимировна

Цель : научить выразительно читать стихи, расширить представления детей о весенних явлениях, воспитать любовь к птицам и растениям.

Задачи:

    Приобщить учащихся к культуре через активную музыкальную, игровую и коммуникативную деятельность.

    Способствовать пониманию ценности фольклора.

    Давать конкретные сведения о сезонных приметах, быте и обычаях русского народа.

    Создать благоприятный музыкальный фон для эстетического развития учащихся.

Ведущий: В природе бывает три весны: весна света, весна травы, весна воды.

Первый ученик : Март, первый месяц весны- весна света. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днем все больше задерживается солнышко. А 22 марта оно светит целых 12 часов, потому что это день весеннего равноденствия.

Второй ученик : солнышко светит ярче, чем в феврале, но зима не хочет уходить. Соберет на небе тучи, да и завьет метелью, а то морозный денек подбросит, но…

Третий ученик : Как февраль ни злись,

Как ты, март, ни хмурься.

Будь хоть снег, хоть дождик,

Все весною пахнет! (А. Майков)

Четвертый ученик : Небо голубеет, по нему проплывают белоснежные кучевые облака.

Ведущий: А что с деревьями?

Первый ученик : Зеленеют по-прежнему ель и сосна. На тяжелых ветках елей еще снег, но он тает на солнышке. Другие деревья стоят еще голые, только орешник да ива зацвели и разукрасились сережками да пушистыми барашками.

Ведущий: Ну, а под деревьями что делается?

Первый ученик: И здесь снег начал таять, вокруг стволов образовались лунки, а на открытых местах прогалины. На солнечных опушках лесов пробились сквозь талую землю жёлтые цветочки мать- и – мачехи, разноцветные медуницы.

Второй ученик: читает стихотворение «Подснежник». Александровой.

Третий ученик : Прилетели голосистые птицы, грач прилетел первым, а за ним скворцы.

Четвёртый ученик : Мы заботимся о птицах - наших друзьях. Дети исполняют песню «Птичий дом» муз. И. Дунаевского, сл. Высотской

Чуть растопит солнце вешнее

На дворе у нас снежок,

Птичьи домики скворечники

Мы сколотим из досок.

Пр-в: Тук-тук молотком

Строим, строим птичий дом!

На дворе тепло и весело,

Лёд ломается в реке

Птичий домик мы повесим

На берёзовом сучке.

Пр-в: Ждём, ждём, птички, ждём

Прилетайте в новый дом!

Пятый ученик:

Весна идёт с капелями

Ручьи журчат.

«Встречайте, прилетели мы!»-

Скворцы кричат.

Один присел на тополе,

Такой смешной,

В ладони мы захлопали:

«А ну-ка, спой!»

Он посмотрел обижено:

«А мы себе и хижины

Здесь не найдём!»

Кричим ему уверенно:

«Дружок, скворец,

Мы подарить намерены

Тебе дворец.
Его вчера повесели

Мы в школьный сад,

Тебе в нём будет весело,

Ты будешь рад.

Будь, скворушка, хозяином-

Твой дом не плох!

Гостей своих встречаем мы

Всегда тепло! (И. Иванов)

( появляется скворец- молодец в черном костюме и в маске скворца )

Скворец- молодец : Здравствуйте, ребята? Вы меня узнаете? А тем, кто не узнал, разрешите представиться.

Я выступаю перед вами

Как молодой весны гонец

Я рад увидеться с друзьями!

Ну а зовут меня ….

Все (хором ): Скворец !

Скворец : Верно! Вы угадали. Я очень полезная птица, с которой надо вам сдружиться. Из года в год, из века в век живу там, где живет человек. Селюсь я с колхозником рядом, слежу за его полем и садом – очищаю от вредных букашек, поедаю бабочек, жучков. И поэтому я не просто скворец, а скворец – молодец.

Дети: Мы рады тебе, скворец-молодец!

Скворец : Давайте, ребята, вызовем весну песней. (« Дети поют «весеннюю песенку» И. Белоусова « музыка Ц. Кюи»)

(Взбегает весна в ярком платье, украшенная цветами, с венком на голове)

Весна: А вот и я, Весна – красна! Кому я здесь была нужна?

Дети : Нам! Нам!

Весна: (входя в круг) Я – Весна – красна, бужу землю ото сна, наполняю соком почки, на полях ращу цветочки, прогоняю с речки лед, светлым делаю восход. Всюду – в поле и в лесу – людям радость я несу. Кто друг весне – спеши ко мне! Только с уговором, чтобы заслужить мое одобрение, надо прочитать обо мне стихотворение. А ну- ка, кто тут самый смелый?

Иди скорее к березке белой!

(Один за другим выходят ученики, читают стихи о весне)

Снег теперь уже не тот, -

Потемнел он в поле

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стежки да дорожки

И на вербах серебром

Светятся серёжки!

С. Маршак

Ведущий : И вот уже настоящая весна. Выплыло солнышко и раздаёт повсюду свои золотые лучи. Первый луч попал в жаворонка. Жаворонок встрепенулся, выпорхнул из гнезда, поднялся высоко, запел свою серебряную песенку. (Дети исполняют песню М. И. Глинки «Жаворонок»)

Первый ученик :

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий.

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

На солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

В.А. Жуковский

Танец «Пастушок» танцуют 8 девочек и 1 мальчик.

Второй ученик: Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Н. А. Некрасов.

Дети исп. песню « До чего же хорошо кругом», муз. Дунаевского, сл. Некрасовой

Ведущий: Апрель – замечательный месяц. В этом месяце на просторах нашей Родины стоят три времени года: на севере бушует зима, на юге – жаркое лето, а на большей участке нашей страны в полном разгаре весна.

Первый ученик:

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей.

И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

Я. Колос.

Ведущий : 12 апреля – День космонавтики. В 1961 году впервые в мире советский космический корабль «Восток» с человеком на борту совершил полёт вокруг земного шара, благополучно вернулся на землю нашей Родины. Первый человек, побывавший в космосе – летчик, космонавт – Юрий Алексеевич Гагарин.

Первый ученик : Ушёл корабль в космические дали. Мир, словно замер на его волне. Советский человек - Майор Гагарин стал первым космонавтом на Земле.

Ведущий : В воздухе веет тёплый, ласковый ветерок, начинают сеять яровые хлеба. Начинается новый месяц чудесным первомайским праздником-праздником весны и труда.

Весна: вновь весна на всем огромном свете

И опять черемуха в цвету

И подходят, улыбаясь, дети,

К белому пушистому кусту

Вновь весна в Москве, в Софии, в Праге

Вновь плывут высоко облака

Первый самолётик из бумаги

Запускает детская рука

Вновь весна и небо голубое

И плывут высоко облака!

Весна: А какие приметы вы знаете о весне?

Приметы весны

1.С неба солнце светит ярко, верба ранняя цветет. Прилетели трясогузки – будет скоро ледоход.

2. Кукушки стали куковать - морозам больше не бывать. Цветы черёмухи цветут, похолодание тут как тут.

3. Низко ласточки летают – о дожде предупреждают. А летают высоко – значит дождик далеко.

4. Дым из труб и из костра кверху поднимается. Значит, ясная погода завтра ожидается.

5.Если больше, чем обычно над цветком вьется пчел, как бы дождик не пошел.

Загадки.

    Где быстрее тает снег – в поле, или в лесу? (в поле, нет тени)

    Почему в марте вокруг деревьев или столбов воронки? (в марте снег тает от нагретых стволов).

    Где лежит зимой прошлогодний снег? (снег, выпавший до нового года, лежит под новогодним снегом)

    Где гнездятся скворцы, когда скворечников нет? (под карнизами крыш, в дуплах, в земляных норках, в обрывах).

    Для чего скворцы садятся на лошадей, коров, овец? (чтобы пощипать линялой шерсти для выстилки гнезд)

    Почему скворцы за трактором перелетают? (много червей)

    Камни тонут в воде – все знают. А почему иногда камни «тонут» и в земле? (черви разрыхляют почву)

Весна: Прощание с ребятами и пожелание весеннего настроения.