Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

90 лет назад – 1 февраля 1926 года – в составе ТАСС был организован отдел пресс-клише, ставший основой старейшего фотоагентства в России и СНГ.

Архив Фотохроники – это фотографическая история нашей страны с начала ХХ века. В базе агентства насчитывается более 10 млн иллюстраций событий в России и мире.

Фотографы ТАСС неоднократно становились лауреатами престижных профессиональных премий, в том числе World Press Photo, Interpressphoto, Interphoto, Best of Russia, "Золотой глаз России" и Союза журналистов России.

В этом материале собраны истории, рассказанные тассовскими фотокорреспондентами и связанные с их работой, а также самые интересные снимки за 90 лет существования Фотохроники.

"Полезай в бомболюк!"

Борис Лосин (из книги Владимира Никитина):

За годы войны мне пришлось по-всякому полетать, но один полет я запомнил на всю жизнь. Было это в 44 году.

"Вам выпала честь, - передает приказ Верховного главнокомандующего один генерал, - рассказать о вступлении наших войск в Бухарест читателям советских газет, передать по каналам ТАСС для различных информагентств, а, значит, по всему миру о победе Советской Армии, о начале ее победоносного шествия".

Потом сообщают - такие-то летят на "Дугласе", а другие, и я в том числе, - на "Бостоне". Тут же я узнал, что "Бостон" летит быстрее. В общем, лечу и мечтаю, что первым вернусь в Москву и снимки мои первыми увидят свет. В этом был особый шик, особый смысл журналистской работы. Организовано все было - первый класс. Я знай пленку за пленкой меняю, ко времени приезжаю на аэродром и узнаю, что обратно меня отправляют на более медленном "Дугласе". Но я прекрасно понимаю, что упускаю редчайший шанс. Тогда бегу к пилоту и говорю - "Выручай, друг! Мне позарез в Москву нужно, засунь куда-нибудь!" - "Слушай, идея! Полезай в бомболюк!".

Не успел я обрадоваться, как за спиной появились Кригер и Высокоостровский. -"И мы с тобой!". Запихнулись мы в бомболюк. Небольшой такой ящик - как раз одному бы с комфортом, а втроем с трудом поместились. Я первым залез, уселся на пол, ко мне на руки сел Высокоостровский, а Женя над нами согнувшись встал. Минут через 10 надо было меняться местами, иначе все мышцы начинали затекать. В общем, хоть мы и знали, что бомболюк наглухо задраен, вначале все равно как-то не по себе становилось.

Приземлились. Вылезли, в себя прийти не можем. Приехал в редакцию. Там все уже ждут, лаборанты наготове. Две первые пленки я сам проявил, негативы отличные, остальные отдал лаборантам. Вышел в коридор, опустился на диван и мгновенно заснул. Через час с моих пленок отпечатали штук сорок снимков, и Пальгунов - начальник ТАСС - повез их в Кремль. Все остались довольны, но об этом я узнал позже, так как крепко спал, а во сне видел ликующий Бухарест, улыбки, цветы…

Непростой Карандаш

Юрий Белинский:

Это был 76-й год. У меня был хороший знакомый – режиссер нашего Ленинградского цирка Алексей Сонин (прим. ред.: сейчас Цирк на Фонтанке). Я часто снимал там премьеры, мы давали это и на тассовскую витрину, это часто расходилось и по прессе.

Однажды Алексей познакомил меня с легендарным клоуном Карандашом – Михаилом Николаевичем Румянцевым. Я узнал, что через месяц ему исполняется 75 лет. Думаю, хорошая тема, может пойти. Начал снимать и понял, что это будет непросто, Карандаш оказался человеком с очень тяжелым характером.

Сначала он не разрешил мне снимать его в гримерке: "Как! Посмотрите, народный артист - и в таких условиях!". Вечером, только встал возле бортика манежа, чтобы поснимать во время выступления, он ко мне подходит и хвать камеру: "Не снимать!". В общем каждый кадр в этом материале к юбилею давался с неимоверным трудом.

Я пошел ва-банк, прихожу и говорю: "Материал готов, но нет фотографий. Мне нужно с вами пройтись с собачками хотя бы до Летнего сада". Это минут 15 ходьбы от цирка. Договорились. Прихожу и ожидаю услышать очередное "Не снимать". Но все идет нормально. Идем по набережной, и тут я понимаю, что в Летнем саду нельзя выгуливать собак! Сейчас будет скандал! Но, будь что будет. На счастье, нас никто не потревожил, милиционер не подошел.

Я его снимал по ходу. Иду сзади и случайно делаю вот этот самый кадр, который буквально сразу получил "Золотой глаз" на World Press Photo.

Когда возвращались, вдруг он говорит: "Срочно встаньте передо мной, закройте меня". Я ничего не понимаю, встаю перед ним. Оказывается, кто-то из фотолюбителей увидел Карандаша и достал объектив. Я никогда - ни до этого, ни после этого случая - своим коллегам не перекрывал кадр.

У цирка Михаил Николаевич подвел меня к своей "Волге" и с гордостью сказал: "Вот, видите, я в 75 лет сам за рулем приехал из Москвы в Петербург".

Брежнев расчувствовался

Владимир Мусаэльян:

Я ведь занимался космосом, а в 1969 году поехал со своим коллегой Савостяновым делать репортаж с юбилея Казахской ССР.

Там я получил звонок – "Ты летишь с генеральным по Союзу дальше". И мне пришлось еще месяц летать с Брежневым в одном самолете. И так полгода где-то я крутился, потом отчаялся - не люблю бесконтактную журналистику - и попросил оставить мне космос, раз генеральный секретарь меня не видит, не замечает. Однако это оказалось не так, он просто долго присматривался к людям.

Все снимки мне дороги, но те, которые я не сделал, даже снятся. Среди них - сцена на охоте, когда мимо генсека в трех метрах пробежала семья зубров, и ни один мускул не дрогнул на его лице. Потом он надо мной подтрунивал, говорил "Володя увидел зубров и от страха в муравейник спрятался".

Свои снимки Леонид Ильич утверждал только в том случае, если у нашего руководства были сомнения. С этим связана такая история: как-то мне пришлось из-за этого ехать к Брежневу на дачу ближе к полуночи 30 декабря, утверждать новогодние снимки, которые должны были пойти на Дальний Восток. Поднял его, практически, с кровати. В Завидове мы все сидели с ним за одним столом, некоторые члены Политбюро, правда, возмущались - мы разговариваем на темы закрытые, а тут присутствуют врачи, егеря, фотографы. Но генсек на это внимания не обращал. А я до сих пор то, что знаю, стараюсь забыть.

Эта фотография, Брежнева с Луисом Корваланом, сначала в газеты не пошла, потому что Леонид Ильич на ней со слезами на глазах, это была очень теплая встреча, и он расчувствовался. Я очень хотел ее опубликовать. Дали другую фотографию, а эту я послал на World Press Photo и получил "Золотой глаз" (1978 год).

Плащ для президента

Михаил Метцель:

Работа в президентском пуле, наверное, может стать скучной, если заниматься только этим. Хотя ситуация тоже все время меняется. Мы ездим в разные места, не стоим на одном месте, постоянно видим что-то новое, разные страны, города, мероприятия, поэтому соскучиться не удается – даже если только снимать президента. Хотя я снимаю не только президента, но и спортивные мероприятия – футбол, баскетбол, другие виды спорта. Так что эмоций много.

В Белграде был грандиозный парад "Шаг победителя" по случаю 70-летия освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Он длился часа полтора. И тут пошел дождь, правда, организаторы были к нему готовы – подготовили плащи для гостей.

Лидеров охрана сразу начала накрывать плащами, а в тот момент, когда я делал этот снимок, Владимиру Путину с плащом помогал президент Сербии.

Хотя погода была неприятная, народу было очень много, за нашими спинами еще сербы стояли с плакатами "Владимир, спаси Сербию!" и фотографией Путина.

А вот журналисты все, к сожалению, промокли, но кто был готов к этому, естественно, не так промок. У меня, к счастью, был с собой зонт.

Я, конечно, всегда в таких погодных условиях переживаю за технику. У меня был случай, когда в зарядное устройство камеры под сильным дождем попала искра и камера сгорела, ее пришлось ремонтировать. Под дождем, конечно, не очень комфортно снимать.

С верой в коптер

Наталья Гарнелис:

Это было мое первое редакционное задание, раньше я делала некоторую работу для редакции с помощью коптера - например, для проекта "Москва - взгляд сквозь время".

До съемки мы изучали карты, прикидывали, где будет наилучшая точка для съемки. Единственное, так как на празднике могли присутствовать одни мужчины, муж меня одну не отпустил и поехал со мной, а так как ребенка не с кем было оставить, мы выдвинулись и вовсе всей семьей.

Поехали к Соборной мечети заранее, нашли уже на месте точку для запуска коптера и думали, что закончим съемку довольно-таки скоро. Нам хватило двух запусков, чтобы сделать серию кадров. Вообще, это было очень красиво – Соборная мечеть, огни, море людей внизу.

Однако все получилось иначе - оказалось, что весь район с большим запасом оцеплен, и мы еще два часа просидели в машине. Спасибо современным технологиям, благодаря которым я оперативно смогла все отправить в редакцию. Это был момент, когда мы оказались в нужное время в нужном месте, и эти фотографии были очень востребованы.

С марта запрещают запуски коптеров, и надо будет получать специальное разрешение на съемку и даже получать права на управление коптером, как на машину. Хотя многие сейчас с их помощью снимают - и "Вести", и "Москва 24". Надеюсь, ТАСС удастся получить разрешение и мы будем снимать так и дальше.

"Вернулся из ада"

Валерий Матыцин:

Началась вторая чеченская война. Передвигался с войсками, сначала вышли на Терек, штурм Грозного, бои в горах. В апреле 2000 года удалось добраться до горного селения Хатуни в Веденском ущелье. Комбат десантников оказался моим однофамильцем, поэтому он согласился взять меня в рейд до Ведено, хотя командир полка и был против.

Рано утром выехали верхом на БМД. Помню, когда началась стрельба, лежал, уткнувшись носом в придорожную пыль, боясь не то что голову приподнять - пошевелиться боялся.

Когда все-таки решил оглядеться, увидел то, что до сих пор простить себе не могу, что снять не успел: десантник в тельняшке выскочил из-за БМД с пулеметом наперевес, стреляя на бегу и что-то крича. В голове мелькнуло: такое и в кино не увидишь… Тут уж про все забыл, вскочил, добежал до БМД и стал снимать.

Потом на вертолете с ранеными долетел до Моздока. Там проявился, отсканировал негативы и все передал в Москву. Когда появились первые сообщения о нападении на десантников в Веденском ущелье, снимки уже были в редакции. А тот не снятый кадр десантника с пулеметом наперевес до сих пор иногда снится.

Это всего лишь эпизоды из того времени. Порой мне казалось, что в Чечне я нахожусь больше, чем дома. Странные чувства возникают при возвращении домой. Стрельба, кровь, грязь, смерть, час полета, и ты едешь по южному городу в огнях: уличные кафе, гуляющие прохожие, музыка… Комок к горлу подступает. Беспечный таксист, глядя на меня, спрашивает: "Что-то случилось? " - "Нет, нет. Я просто рад, что вернулся домой…", а про себя – "…из ада".

Через 15 лет после штурма Грозного я снова вернулся в этот город. Прошел по местам боев, узнаваемых и совсем непохожих на те, которые снимал тогда, уже так давно.

Пятиэтажки в Старопромысловском районе узнал сразу... Я бежал от дома к дому в тяжелом солдатском бронежилете вместе с бойцами, штурмующими город. Прямо возле дома стоял подбитый танк, рядом лежал сгоревший танкист. Из-за угла этого дома снимал двух бойцов, которые под обстрелом на плащ-палатке выносили с поля боя погибшего товарища. Когда они его дотащили, оказалось, труп без головы. А теперь на этом месте изумрудный газон и отреставрированные, будто только что построенные, новые дома.

Испытания по медведю

Лев Федосеев:

Дважды в год в Мурманской области на охотничьей базе Лотта"проходят испытания по медведю. В них участвует медведица Даша, которую охотники вырастили "со щенков". Ее маму убили браконьеры. Медвежонка нашли и подобрали представители клуба собаководства "Кольский Север".

"По-настоящему агрессивных собак, которые могли бы разозлить Дашу, у нас нет. Так что задача на сегодня - хотя бы познакомить собак с медведем, его запахом", - объяснил нам руководитель клуба Андрей Сотник. Правда, действо уже на старте оказалось под угрозой срыва. Даша никак не хотела выходить из своего сарая. Пришлось руководителю клуба уговаривать медведицу, за банку сгущенки она согласилась на участие в мероприятии. Ее пристегнули к тросу, вдоль которого она могла спокойно гулять и ждать прихода собак.

Некоторые собаки "отважно" скалились на зверя, выглядывая из-за ноги хозяина. Другие, громко лая, носились вокруг медведицы, а она реагировала на них, как слон на Моську, то есть никак. Конечно же, были собаки, которые подтвердили звание лайки-медвежатницы, заставляя Дашу прятать свою пятую точку в болотный мох.

Когда ей надоело отмахиваться от собак, она решила развлекать себя сама. Сначала села и стала разбрасывать листья и траву, потом подобрала большую палку и, как цирковая артистка, стала крутить ее в лапах. В тот момент и было сделано это фото.

Рот в алмазах

Александр Рюмин:

Чем хороша работа в ТАСС, так тем, что каждая съемка получается с какой-то историей. А эта история произошла так. Мне поручили снимать работу предприятия "Кристалл" по огранке алмазов.

Приехал я на съемку, меня поводили сотрудники по комнатам, где за микроскопами сидят люди, ни на секунду одного не оставляли, камни в руки не давали.

Работа была интересна с точки зрения макросъемки – репортерам не часто приходится работать в этом жанре.

В какой-то момент женщина, которая меня сопровождала, предложила мне посмотреть коллекцию ценнейших, крупнейших бриллиантов. Мы зашли в отдельную комнату, и нам принесли коробку, из которой пинцетом начали вынимать камни и раскладывать на черной бархотке. Мне сказали: "Вот сейчас мы вам покажем уникальнейший бриллиант". Его стоимость исчисляется десятками миллионов рублей.

Камень вынимают, мы разговариваем, и вдруг я слышу щелчок, металлический пинцет защелкивается, бриллиант из него в этот момент вылетает. Женщина в полупаническом состоянии, она смотрит на меня глазами, полными ужаса.

Я спрашиваю у нее, что произошло, и на слове "произошло" чувствую, что уникальный камень-то у меня во рту буквально за два сантиметра до того, чтобы я его проглотил. Вы не представляете, какие это были соблазн и искушение – проглотить, поехать в Москву, уволиться и жить безбедно. Но я победил свое искушение, достал бриллиант изо рта и вернул.

Погодный "коридор"

Сергей Фадеичев:

Во время Великой Отечественной войны русские морские пехотинцы штурмовали остров Шумшу, где у японцев был мощный укрепрайон. Недавно там велись военно-исторические раскопки, и мы приехали к их окончанию.

Вообще, командировка у меня заняла пять дней, а сама съемка - 4 часа. Можно сказать, что пробыли мы там совсем недолго. Дело в том, что на Шумшу трудно попасть, но еще сложнее улететь из-за меняющейся каждые пять минут погоды, так что можно прилететь на день, а застрять на две недели.

Так как группа журналистов была большая, решили не рисковать и при первой возможности использовали погодный "коридор". Обратно мы летели на военном почтовом самолете и останавливались через каждые два часа - Хабаровск, Чита, Новосибирск, Екатеринбург - как на маршрутном такси.

Жизнь на льдине

Артем Геодакян:

В августе мы забирали полярников с дрейфовавшей с мая станции. Дальше ждать было нельзя, лед бы встал такой толщины, что пробраться к ним можно было бы только на атомном ледоколе.

До станции мы плыли пять дней, пейзажи были невероятные вокруг, где-то был голубой лед, встречались и торосы. На станции работали 17 мужчин, каждый был занят своим делом - там были и врач, и тракторист, и повар - молодой парень из Карелии. Кстати, кормили нас очень хорошо, по 4 раза в день.

Познакомиться с полярниками поближе не удалось, после четырех месяцев нахождения на станции они были не особенно разговорчивые. В лагерь постоянно приходили медведи, но их отпугивали и не кормили, в отличие от недавней печально известной истории с белой медведицей. Берегли природу.

Вообще-то рейтинги – вещь не благодарная и очень субъективная. Подводя лучших из лучших в рейтинговые списки, мы все равно пользуемся каким-то своим внутренним камертоном. Мы тоже решили сделать свой собственный рейтинговый список 10 величайших советских фотографов, по версии сайта .

Сразу отметим, что в списке будут присутствовать несколько фотографов, которые работали задолго до образования Союза Советов, однако, их влияние на развитие фотографии, как советской, так и мировой, настолько велико, что ни сказать о них было просто нельзя. И еще, учитывая субъективность данного списка, мы постарались отразить в нем ярчайших представителей в каждом отдельном фотографическом жанре.

Первое место нашего рейтинга, бесспорно, принадлежит . Это величайший деятель культуры и искусства. Его влияние на развитие советского искусства невозможно переоценить. Он сконцентрировал на себе все изобразительное искусство молодой страны советов – был и скульптором, и художником, и графическим дизайнером, и фотографом. Считается одним из основателей конструктивизма. Родченко – фигура универсальная и многогранная. Он стал действенным импульсом для развития фотографии и дизайна. Его приемами конструктивного построения фотографии пользуются, как канонами.

На второй позиции разместился русский фотограф начала 20-го века – Георгий Гойнинген-Гюне. Не смотря на то, что всю свою профессиональную жизнь и деятельность Георгий провел во Франции, Англии и США, но все-таки, по происхождению он русский. И в данном случае он служит примером, того, как выходцы из России добивались признания и успеха за рубежом. Георгий является одним из величайших модных фотографов 20-30-х годов. К 1925 году становиться главным фотографом французского Vogue. В 1935 – американского Harper `s Bazaar. В 1943 – выходят две его книги, после чего все его фотографическое внимание концентрируется на Голливудских знаменитостях.

Вклад Сергея Прокудин-Горского в развитие фотографического искусства – велик. Прокудин-Горский был химиком и фотографом, и занятие одни помогало усовершенствовать – второе. Вошел в историю, как первый экспериментатор, предложивший возможность создания цветной фотографии в России. Метод обретения фотографии цвета, которым пользовался Прокудин-Горский, был не нов. Его еще в 1855 году предложил Джеймс Максвелл, он включал в себя наложение трех негативов, где каждый пропускается через фильтр определенного цвета – красный, зеленый и синий. Три эти негатива накладываясь друг на друга, в проекции дают цветное изображение. Сегодня, благодаря Прокудину-Горскому у нас есть возможность увидеть Россию начала 20-го века в цвете.



Продолжает нашу десятку великих – советский военный фотограф, автор двух величайших, знаковых фотографии Великой отечественной войны – «Первый день войны» и «Знамя над Рейхстагом» – Евгений Халдей. Как военный фотограф, Халдей прошел всю Великую отечественную, и наиболее значимые его работы были сделаны в период с 1941 по 1946 года. Фотографии Халдея переполнены чувством исторической важности. Не секрет, что многие работы фотографа, в том числе и работа «Знамя над Рейхстагом» были постановочными. Халдей считал, что фотография должна максимально полно передать дух времени и события, потому, спешка была ни к чему. К созданию каждый работы автор подходил ответственно и основательно.


Продолжает наш список классик фотографической публицистики – Борис Игнатович. Игнатович был близким другом и соратником Александра Родченко, вместе с которым в конце 20-х годов организовал фотографическое объединение Группа «Октябрь». Это было время стремлений и поиска новых форм. Творческие люди, как правило, плодотворно занимались в нескольких направлениях одновременно. Вот и Игнатович – был и фотографом, и фотокорреспондентом, и документалистом в кино, и журналистом, и иллюстратором.



Далее следует величайший советский фотопортретист – . Наппельбаум вошел в историю фотографии, как непревзойденный студийный фотограф-портретист. Наппельбаум – мастер композиционного решения, удивительно и самобытно подходил к световой композиции, при которой, всё внимание зрителя аккумулируется на портретируемом. Как и в случае с , через студию которого прошли все зарубежные знаменитости 20 века, так и сквозь объектив Наппельбаума прошли величайшие представители страны советов, вплоть до Владимира Ильича Ленина. Наппельбаум пользовался огромной успехом и популярностью хорошего фотографа. Примечательно, что именно его пригласи сфотографировать место смерти великого русского поэта – Сергея Есенина.

Продолжает нашу десятку великих советских фотографов первый русский фотограф-пейзажист – Василий Сокорнов. Один из первых пейзажистов, который на фотоаппарат запечатлел красоту Русской природы, и в первую очередь Крыма, был художник, по образования, и фотограф, по призванию – Василий Сокорнов. Работы Сокорнова пользовались огромной популярностью уже при жизни фотографа. Так же как и работы , который всю свою жизнь фотографировал природу Виржинии, работы Сокорнова, в основной своей массе, посвящены Крыму. Они печатались в журналах и открытками разлетались по всей России. Сегодня считается, основным летописцем Крымской природы первых десятилетий 20-го века.

Основоположник Русской, советской публицистической, социальной фотографии – Максим Дмитриев, занимает восьмую позицию нашего рейтинга. Жизнь и творчество Дмитриева – это история невероятного взлета и такого же невероятного падения. Выходец из Тамбовской губернии, ученик церковно-приходской школы, к началу 1900-х годов, Дмитриев становиться ведущим фотографом Москвы. Основатель фотоателье, через которое проходят ведущие люди времени – Иван Бунин, Федр Шаляпин, Максим Горький. Но мы любим и помним Дмитриева за его летописные фотографии Поволжья. В них сосредоточена самобытная и жизнь и уклад России, умело подмеченный гениальным фотографом. Падением Дмитриева стал приход к власти большевиков и повсеместное раскулачивание. К началу 30-х годов, фотоателье художника была отобрано, вместе с более чем семью тысячами великолепных краеведческих фотографий.




В своем рейтинге мы не могли не написать о единственном советском представителе в фотографическом агентстве – . Уже само нахождение Пинхасова в агентстве, говорит само за себя. Знаковый фотограф-документалист, Пинхасов в совершенстве владеет жанром репортажной уличной съемки, камерой, композицией, светом и цветом.




Завершает нашу десятку, если можно так сказать, гламурный советский фотограф – Валерий Плотников. Плотников – автор портретов советских икон 20-го века, таких как – Владимир Высоцкий, Анастасия Вертинская, Сергей Параджанов. Ни один советский журнал, не выходил без авторских работа Плотникова.



Их имена прочно вошли в историю не только отечественной фотографии, но и в историю советской журналистики. Смелость, непоколебимая вера в победу и самоотверженность, - вот что отличало каждого из них, когда они добровольцами шли на фронт и под пулями создавали фотолетопись страны. Представляем обзор самых известных советских фотокорреспондентов времен Великой Отечественной войны.

Макс Альперт (1899-1980)

Макс Владимирович Альперт родился в Симферополе. Вместе с братом, Михаилом Альпериным, учился фотографии в Одессе. После Гражданской войны работал фотокорреспондентом в «Рабочей газете» в Москве. В 1920-е годы состоял в ассоциации фоторепортёров при московском доме печати.

В 1930-е годы работал в иллюстрированном журнале «СССР на стройке», где подготовил около 50 фотоочерков. Наиболее важные работы этого периода сделаны на строительстве завода в Магнитогорске (Магнитка), на прокладке Турксиба, на сооружении Большого Ферганского канала.

Во время Великой Отечественной войны, будучи корреспондентом Фотохроники ТАСС и Совинформбюро, Альперт работал как в тылу, так и на фронте, в боевой обстановке. Альперт - автор знаменитой на весь мир работы «Комбат», ставшей одним из символов войны. В конце войны побывал в Праге и Берлине, снимал Парад Победы 24 июня 1945 года в Москве. В послевоенные годы сотрудничал в разных изданиях. Был ведущим фотокорреспондентом агентства печати «Новости».

Многие выполненные им работы хранятся в коллекции негативов Государственного центрального музея современной истории России. Считается одним из родоначальников советской серийной репортажной фотографии. Заслуженный работник культуры РСФСР (1966).

Анатолий Архипов (1913-1950)

Анатолий Архипович Архипов родом из Харькова, с 1939 года работал фотокором редакции «Советской Украины», затем переведен в Москву в «Иллюстрированную газету». Первые снимки Великой Отечественной войны Анатолий Архипов сделал в мае 1942 года на Юго-Западном фронте. Впервые его фотографии были опубликованы в 1942 году в агитационном журнале «Фронтовая иллюстрация».

Потом были Сталинград, в боях за который Архипов был ранен в ноябре 1942-го, Ленинградский фронт, освобождение Восточной Украины, Курская битва, освобождение Киева, Белоруссии, Польши, наступление в Германии. Снимал он и простых солдат, и военачальников.

Дмитрий Бальтерманц (1912-1990)

После окончания в 1939 году механико-математического факультета Московского государственного университета, Дмитрий Бальтерманц был принят преподавателем математики в Высшую военную академию в звании капитана. В этом же году он выполнил свой первый профессиональный фоторепортаж. По заданию газеты «Известия» он запечатлел ввод частей РККА на территорию Западной Украины. В результате он был зачислен в штат «Известий» и стал профессиональным фотожурналистом. По воспоминаниям дочери фотографа Татьяны Бальтерманц, перед принятием судьбоносного решения Дмитрий Бальтерманц почти не колебался и легко отказался от перспектив научной академической карьеры: «На размышления ушло немного времени - душа уже была отравлена фотографией, осталось взять в руки фотоаппарат».

Дмитрий Николаевич Бальтерманц был фотокорреспондентом газеты «Известия», снимал для нее репортажи о строительстве противотанковых укреплений под Москвой, обороне Крыма, Сталинградской битве. В 1942 году из-за ошибки редактора (опубликовали фотографию подбитых не немецких, а английских танков, бывших на вооружении Красной Армии), ответственность за которую была возложена именно на автора фото, Бальтерманц был разжалован в рядовые и направлен в штрафной батальон. В результате ранения ему ампутировали ногу. Пролежав в госпиталях до 1944 года, Дмитрий вернулся на фронт фотокорреспондентом армейской газеты «На разгром врага». За бои в городе Бреслау 16 мая 1945 года подполковник И. Волков снова представил старшего лейтенанта Бальтерманца к награде - ордену Отечественной войны II степени.

Вернувшись с фронта, Дмитрий Бальтерманц не сразу нашёл работу. Не побоялся взять Бальтерманца на работу только поэт Алексей Сурков, главный редактор журнала «Огонек». В этом журнале, с 1965 года возглавив его фотоотдел, Дмитрий Бальтерманц работал до своей смерти.

В годы хрущевской «оттепели» Дмитрий Бальтерманц пережил пик своей популярности. В это время советские фотолюбители смогли увидеть многие «архивные», ненапечатанные в своё время фронтовые работы мастера, запечатлевшие не только подвиг, но смерть, горе и тяготы войны. Фотограф стал известен за границей - персональные выставки Дмитрия Бальтерманца в Лондоне (1964) и Нью-Йорке (1965) сделали его мировой знаменитостью.

Наталья Боде (1914-1996)

Родилась 17 (30 декабря) 1914 года в Киеве в семье преподавателя техникума. В 1934 году работала фотокорреспондентом в газете ЩКПУ «Коммунист». В 1938 году перешла в Фотохронику ТАСС по Украине. В 1941 году поступила добровольцем на работу во фронтовую газету Юго-Западного фронта «Красная Армия» и прошла с ней до конца войны. Снимала на Юго-Западном, Центральном, 1-м Белорусском фронтах. Постоянно печаталась в центральных газетах «Правда», «Красная Звезда», журнале «Огонёк» и зарубежной печати (через Совинформбюро). Войну закончила в звании старшего лейтенанта.

После войны в 1945 году в «Детиздате» вышла книга фотографий «Дорогами войны», получившая премию. Участвовала во многих всесоюзных и международных фотовыставках. С 1945 года жила в Москве. Работала московским корреспондентом украинской газеты «Радянска Культура».

Роберт Диамент (1907-1987)

Роберт (Иосиф-Рафаил) Львович Диамент во время Великой Отечественной войны служил на Северном флоте в должности фотокорреспондента, начальника фотобюро Политуправления флота. После демобилизации работал по договорам на ВСХВ, выполнял задания Антифашистского Комитета Советских женщин, редакции журнала «Клуб и художественная самодеятельность», журналов «Профтехобразование» и «Производственное обучение», его фотоснимки публиковались в журналах: «Огонёк», «Советский Союз», «Советское фото», «Здоровье», «Работница», «За рулём» и др., на страницах фотоальбомов, экспонировались в военных музеях Москвы, Киева, Ленинграда, Мурманска, Полярного, Североморска и т.д.

Ради выполнения работы фоторепортера пожертвовал здоровьем - при съемке залпа главного калибра крейсера, на котором он находился, Диамент не закрыл ухо, так как палец находился на спуске камеры. В результате был контужен и почти оглох на левое ухо.

Его фотографии - наиболее подробная летопись жизни воинов-североморцев: моряков, морских пехотинцев, летчиков. Выходил с подводниками на торпедирование кораблей противника, на эсминцах обеспечивать безопасность союзных конвоев, принимал участие в десанте и в боях Петсамо-Киркенесской операции, вылетал с летчиками-торпедоносцами. Член Союза журналистов СССР с 1967 года.

Эммануил Евзерихин ( 1911–1984)

Известнейший на весь мир классик советской фотографии.

Родился в 1911 году в Ростове-на-Дону. В конце 30-х годов работал внештатным корреспондентом в «Пресс-клише ТАСС». С 1933 года работает в Фотохронике ТАСС. В 1934 году переезжает в Москву, где получает возможность снимать главные события эпохи: Конгресс Коминтерна и съезд Советов, на котором была принята Конституция; строительство, арктические экспедиции и спортивные парады. Он фотографировал Максима Горького, Михаила Ивановича Калинина; знаменитых летчиков - В. Чкалова, М. Громова, выдающихся деятелей культуры и искусства.

В годы войны снимал на многих фронтах. Наибольшую известность получили фотографии, сделанные в Сталинграде. Участвовал в освобождении городов: Минска, Варшавы, Кенигсберга, закончил войну в Праге, был награждён двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени и медалями СССР. Снимал освобождение Донбасса, Минска, Варшавы, Кенигсберга, Праги. Особую известность получил сталинградский цикл его фотографий.

После войны, работая в ТАСС, Э. Евзерихин преподавал основы искусства фотографии в Заочном Народном Университете искусств, выступал с лекциями по стране.

Эммануил Евзерихин умер в 1984 году.

Георгий Зельма (1906-1984)

Георгий Анатольевич Зельма (настоящая фамилия Зельманович) hодился в 1906 году в Ташкенте. В 1921 году переехал в Москву, где он начал фотографировать старой камерой «Kodak» 9×12. Получил первый опыт фотографирования в студии «Пролеткино» и во время театральных репетиций для журнала «Театр». Продолжил работать в агентстве «Руссфото», куда он пришел учеником фотографа и вскоре начал работать самостоятельно.

Фотокорреспондент «Известий», «Огонька», «Красной Звезды» и других изданий в 1920-30-х годах, военный фотокорреспондент газеты «Известия». Работал на передовых в Молдавии, Одессе и на Украине.

Его самые известные фотографии сделаны во время битвы за Сталинград, где фотограф создал хронику боев за город. После войны Георгий Зельма работал в журнале «Огонек», а с 1962 года - в агентстве «Новости».

Борис Игнатович (1899-1979)

Борис Всеволодович Игнатович родился в Луцке. Журналист с 1918 года. В 1921 году переехал в Москву, где возглавил газету «Горняк». В 1922–1925 в Петрограде увлёкся фотографией. После возвращения в Москву стал одним из руководителей Ассоциации фоторепортёров при Доме печати, с 1927 бильдредактором и фотокорреспондентом газеты «Беднота», сотрудничал в журналах «Нарпит», «Прожектор», «Огонёк», «Советское фото» и «СССР на стройке».

Вместе с Александром Родченко - один из организаторов и руководитель Группы «Октябрь».

В 1930-х гг. увлёкся кинорепортажем, снял несколько документальных фильмов (киноочерк «Сегодня» и фильм о Кукрыниксах и др.). Одновременно руководил отделом иллюстраций газеты «Вечерняя Москва».

В годы Великой Отечественной войны работал фотокорреспондентом в газете 30-й армии «Боевое знамя». Работал в тылу врага, снимая партизанское движение.

После войны работал во многих журналах и издательствах, возглавлял клуб «Новатор». Создал портреты деятелей культуры и искусства (Корнея Чуковского, Михаила Зощенко, Бориса Пастернака и др.). Награждён медалями СССР. Автор знаменитого фото Сталина с Наханговой.


Освобождение советскими солдатами уцелевших узников концлагеря Освенцим (Аушвиц). Над воротами лагеря видна знаменитая вывеска-лозунг «Арбайт махт фрай» (Arbeit macht frei), что означает - «Труд освобождает». Концлагерь освобожден 27 января 1945 года частями 100-й стрелковой дивизии генерала Федора Красавина. 1-й Украинский фронт. Фото: Борис Игнатович​ Партизан Кузьма Захаров. 1943 год. Фото: Борис Игнатович

Борис Кудояров (1898-1973)

Борис Павлович Кудояров родился в 1898 году в Ташкенте. Окончил дореволюционную гимназию. В 1917-1920 годах служил в Красной Армии. Будучи фотолюбителем, стал активно снимать спортивные соревнования. В 1925 году начал работать фоторепортером в журнале «Физкультура и спорт», с 1926 года трудился в агентстве Руссфото, впоследствии - Унионфото, с 1931 года - фотокорреспондент агентства Союзфото. Специализировался на спортивных сюжетах, а также создавал «фотолетопись индустриализации и коллективизации страны». В 1932 во время празднования Первого мая с самолёта П-5 фотографировал Красную площадь с колоннами демонстрантов, оформление Метростроя, Дворец труда, Свердловскую площадь с портретами-гигантами посередине. В том же году в служебной поездке по предприятиям Нижегородского края сделал фотографии Нижегородского автомобильного завода, Сормова, Выксинского завода, порта и других объектов.

В годы Великой Отечественной войны был фотокорреспондентом «Комсомольской правды» в блокадном Ленинграде, сделал за это время около 3000 кадров, многие из которых вошли в золотой фонд советской журналистики и фотоискусства. Ленинградский цикл Б. Кудоярова вошел в классику военного фоторепортажа. В послевоенные годы трудился фотокорреспондентом «Комсомольской правды». Погиб в творческой командировке в Среднюю Азию в 1973 году в автокатастрофе.

Марк Марков-Гринберг (1907-2006)

Марк Борисович Марков-Гринберг в 1925 году стал фотокорреспондентом Ростовской газеты «Советский Юг» и внештатным корреспондентом журнала «Огонёк». И в 1926 переехал в Москву. Работал для журнала «Смена». С 1930 года работал в ТАСС, а в сентябре 1941 года был отправлен на фронт просто рядовым. Только в июле 1943 года был направлен политотделом армии корреспондентом в армейскую газету «Слово бойца».

После войны служил в звании капитана фотокорреспондентом в газете «Красноармейская иллюстрированная газета». После войны служил в звании капитана фотокорреспондентом в «Красноармейской иллюстрированной газете».

Почётный член Союза фотохудожников России. М. Марков-Гринберг не дожил всего год до своего столетия.

Марк Редькин ( 1908-1987)

Марк Степанович Редькин родился в городе Астрахани в 1908 году в семье моряка. В юности работал на судоремонтном заводе сварщиком. В 1932 году окончил Ленинградский кинофототехникум. В 1933 году был призван на военную службу. С 1934 года начал заниматься снятием фотографий для газет. С 1934 по 1941 год работал в газете «Красная звезда». Во время войны был фотокорреспондент ТАСС, а также газеты «Фронтовая иллюстрация». Был знаком с А. С. Шайхетом и Я. Н. Халипом.

В 1934–1941 годах был фотокорреспондентом газеты Ленинградского военного округа и Балтийского флота «Красная звезда», фотохроники ТАСС. Снимал на многих фронтах. После победы над Германией снимал войну с Японией. В послевоенное время - корреспондент фотохроники ТАСС, журнала «Советский Союз», издательства «Планета».

Яков Рюмкин (1913-1986)

Родился в 1913 году в Харькове. Окончил рабочий факультет Харьковского университета; сотрудничал с харьковской газетой «Вечернее радио». С 1936 года - фотокорреспондент республиканской газеты «Коммунист», органа ЦК Компартии Украины.

С начала Великой Отечественной войны являлся фотокорреспондентом газеты «Правда» на Юго-Западном фронте. В дальнейшем снимал на разных фронтах, наиболее известны его фотографии, сделанные в битве за Сталинград. Участвовал в качестве фоторепортера в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии. Снимал боевые действия в Берлине.

В послевоенные годы работал в газетах «Правда», «Советская Россия», в журнале «Огонек», издательстве «Колос». Издал несколько авторских фотоальбомов. Награжден орденами и медалями.

Умер в Москве в 1986 году.

Михаил Савин (1915-2006)

Михаил Иванович Савин родился в 1915 году. С 1939 года работал в Фотохронике ТАСС. В действующей армии с июня 1941 года. Военный фотокорреспондент, старший лейтенант. В качестве фронтового фотокорреспондента прошел всю войну с первого до последнего дня. Во время войны награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией». С 1946 по 1992 год один из ведущих фотокорреспондентов журнала «Огонек».

Автор фотоальбомов, участник многих выставок фотографий, особенно посвященных Великой Отечественной войне. Увлекался живописью. Живет в Москве. с марта 1941 года работал в газете Западного военного округа «Красноармейская правда».

Снимал отступление в Белоруссии, бои под Смоленском, битву за Москву, на Курской дуге, освобождение Литвы, наступление в Восточной Пруссии. Снимал капитуляцию немецких войск в Восточной Пруссии и на Балтике. С 1945 года Михаил Савин работал фотокорреспондентом в журнале «Огонек».

Сергей Струнников (1907-1944)

Сергей Николаевич Струнников родился в 1907 году в Москве в семье художника. В 1926 году окончил среднюю школу и начал работать расклейщиком афиш в московском кинотеатре. Через год поступил в Государственный кинотехникум (в дальнейшем - Всесоюзный государственный институт кинематографии). Будучи студентом, в 1929 году самостоятельно снял документальный фильм о работе геолого-разведочной партии «Разведка горючего». Весной 1930 года закончил курс техникума и приступил к работе на студии «Межрабпомфильм» в группе известного режиссера В. Пудовкина. Тогда же начал публиковать снимки в центральной печати.

Добровольно вступил в ряды Красной Армии и год проработал в армейской газете. С 1932 года - фотокорреспондент газеты «Правда».

В 1933 году участвовал в составе полярной экспедиции на ледоколе «Красин» в качестве фотокорреспондента «Главсевморпути». Вел репортажи со строек пятилетки в Сред-ней Азии и Закавказье.

В 1940 году 10-летие его фоторепортерской работы было отмечено персональной выставкой в Центральном Доме журналиста. С 1941 года - военный фотокорреспондент «Правды». Всемирную известность получил его снимок «Зоя», сделанный под Москвой в январе 1942 года. Снимал под Одессой, Тулой, в блокадном Ленинграде, на Харьковском направлении, в Сталинграде. Погиб в июне 1944 года во время налета вражеской авиации на аэродром под Полтавой.

Всеволод Тарасевич (1919-1998)

Всеволод Сергеевич Тарасевич начал публиковать снимки в газетах «Смена» и «Ленинградская правда», ещё учась в Ленинградском электротехническом институте. С 1940 года - фотокорреспондент фотохроники ЛенТАСС. С начала войны - фотокорреспондент политического управления Северо-Западного, а затем Ленинградского фронтов.

Наиболее значительная работа военного периода - серия снимков «Ленинград в блокаде»(1941–1943 гг).

После окончания войны три года сотрудничал в газете «Вечерний Ленинград». После переезда в Москву - фотокорреспондент ВДНХ, журналов «Советский Союз», «Советская женщина», «Огонек». С 1961 года - фотокорреспондент агентства печати «Новости». Один из первых советских фотографов, кто начинает снимать на цвет (1954–1955 гг.), работы именно этого периода попали на выставку «Первоцвет» (Фотобиеннале 2008).

В 70-е декан факультета фотожурналистики Института журналистского мастерства при Московской организации Союза журналистов.

Виктор Темин (1908-1987)

Виктор Антонович Темин родился 21 октября (3 ноября) 1903 года в Царевококшайске (ныне Йошкар-Ола, Республика Марий-Эл) в семье священнослужителя. Свой первый фотоснимок сделал в Мензелинске, когда был ещё школьником.

В 1922 году начал работать корреспондентом газеты «Известия ТатЦИКа». В 1929 году по заданию редакции «Красной Татарии» Виктор Антонович фотографировал приехавшего в Казань Максима Горького. При встрече писатель подарил корреспонденту портативный фотоаппарат «Лейка».

В 1930-е годы В. А. Тёмин снял ряд значимых событий: первую экспедицию на Северный полюс, эпопею спасения челюскинцев, перелёты В. П. Чкалова, А. В. Белякова и Г. Ф. Байдукова, первый перелёт женщин-летчиц на самолете «Родина», экспедиции в Арктику на ледоколах «Таймыр», «Мурманск», «Ермак», «Садко». Участвовал в боях на озере Хасан, Халхин-Голе, в советско-финской войне (1939–1940).

В годы Великой Отечественной войны В. А. Тёмин как фронтовой корреспондент бывал на разных фронтах. В полдень 1 мая 1945 года с борта самолёта По-2 сфотографировал Знамя Победы. Этот снимок был оперативно доставлен им в редакцию «Правды». Фото «Знамя Победы над Рейхстагом» было напечатано газетами и журналами десятков стран мира.

Награжден тремя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями. Заслуженный работник культуры РСФСР.

Михаил Трахман (1918 - 1976)

Михаил Анатольевич Трахман родился в Москве и увлекся фотографией еще в школьные годы. Первые снимки опубликовал в московских газетах в конце 30-х годов.

В 1938 году он стал фотокорреспондентом «Учительской газеты». В 1939 году был призван в Красную Армию, участвовал в советско-финской войне.

В годы Великой Отечественной войны Михаил Анатольевич являлся фотокорреспондентом Совинформбюро, работал в газете «Красная звезда». Наиболее известны его военные фотографии из партизанской серии. После войны работал в журнале «Огонек» и фотокорреспондентом на ВДНХ. Награжден Орденом Красной Звезды.

Давид Трахтенберг (1906–1980)

Давид Михайлович Трахтенберг начал работать в Ленинграде; по образованию он был художником и в своей работе часто использовал фотографию, затем начал снимать сам. В конце 1930-х годов он стал фотокорреспондентом «Ленинградской правды». В годы войны вел подробную фотолетопись блокады родного города. Он - автор уникальной фотосерии «Прорыв Ленинградской блокады».

После войны вышли в свет книги Давида Трахтенберга о той великой трагедии, очевидцем, свидетелем и участником которой он оказался, став ее летописцем. В послевоенное время продолжал работать в газете «Ленинградская правда», по заданию ряда издательств Москвы и Ленинграда выполнял съемки для книг и альбомов.

Георгий Угринович (1910-1989)

Александр Устинов (1909-1995)

Родился в 1909 году в Москве. Выпускник операторского факультета Института кинематографии, сотрудничал с газетами «Гудок», «Машиностроение», «Красная звезда», «Иллюстрированная газета», журналом «Огонек». В 1938 году по заданию «Огонька» снимал свой знаменитый фоторепортаж о подготовке перелета экипажа самолета «Родина», совершившего беспосадочный перелет Москва - Дальний Восток.

Александр Васильевич с середины тридцатых годов работал фотокорреспондентом в газетах «Красный воин» и Красная звезда«. В годы войны был фронтовым фотокорреспондентом газеты «Правда». Фотографировал в знаменитый парад 7 ноября 1941 года Москве, бои на Волховском, Западном, Юго-Западном, Ленинградском, Сталинградском, Брянском, 1, 2, 4-м Украинских фронтах.

Снимал действия партизанских соединений в тылу врага, встречу советских и американских войск на Эльбе 25 апреля 1945 года. После войны продолжил работать корреспондентом газеты «Правда».

Василий Федосеев (1913-1973)

Евгений Халдей (1917-1997)

Евгений Ананьевич Халдей родился в Юзовке (теперь Донецке). Во время еврейского погрома 13 марта 1918 года были убиты его мать и дед, а сам годовалый ребёнок получил пулевое ранение в грудь.

С 13 лет начал работать на заводе. Первый снимок сделал в 13 лет самодельным фотоаппаратом. С 16 лет начал работать фотокорреспондентом. С 1939 года он корреспондент «Фотохроники ТАСС». Снимал Днепрострой, репортажи об Алексее Стаханове. Представлял редакцию ТАСС на военно-морском фронте во время Великой Отечественной Войны. Все 1418 дней войны он прошёл с камерой «Leica» от Мурманска до Берлина.

Снял Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, водружение флага над Рейхстагом, подписание акта капитуляции Германии. с 18 лет стал работать фотокорреспондентом, с 1939 года представлял «Фотохронику ТАСС». Снимал Днепрострой, репортажи о Алексее Стаханове. Великую Отечественную войну прошел от первого до последнего дня, сделав огромное количество фотографий, многие из которых стали знаменитыми (в том числе и один из символов Победы - фото «Знамя Победы над Рейхстагом»).

Участвовал в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии. Снял циклы фотографий о жизни североморцев и моряков Черноморского флота, Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, водружение флага над Рейстагом, подписание акта капитуляции Германии, Нюрнбергский процесс.

В 2014 его «Лейка» была продана на аукционе «Bonhams» за 200 тыс.долларов.

Николай Хандогин (1909-1989)

Иван Шагин (1904-1982)

Иван Шагин родился в Ярославской области в 1904 году. Когда будущему фотографу было 12 лет, его отец умер, а многодетная крестьянская семья осталась с весьма скудными средствами к существованию. Мать устроила сына «мальчиком» в лавку московского купца. Здесь, бегая «на посылках», Иван Шагин между делом обучился грамоте и приобрел житейский опыт. Вновь вернулся в деревню он лишь в 1919 году, когда после революции лавка, как и многие другие, закрылась.

17-летний юноша был вынужден отправиться на заработки и устроился матросом в волжское речное пароходство. Спустя недолгое время будущий фотограф вновь сменил работу. На этот раз его приняли подсобным рабочим в «нэпманский» магазин - то есть практически по специальности. Здесь юноша задержался и за два года «вырос» до помощника директора магазина, а затем и инструктора показательного государственного магазина-школы.

В 1920-е годы вступил в кружок при газете «Наша жизнь», где и освоил азы фоторепортажа. Вскоре его первые снимки уже публиковались в изданиях, выходивших под эгидой концерна «Сельхозгиз», а Шагин оставил работу продавца для карьеры фотографа. В 1930 году Иван Шагин начал сотрудничество с газетами «Наша жизнь» и «Кооперативная жизнь» издательства Сельхозгиз.

Фотокорреспондент газеты «Комсомольская правда», во время Великой Отечественной войны Шагин работал военным фотокорреспондентом, снимал от первого до последнего дня - от объявления о нападении Германии на Советский Союз и работы в тылу до подписания капитуляции в Берлине в мае 1945 года.

Аркадий Шайхет (1898-1959)

Аркадий Самойлович Шайхет родился 28 августа (9 сентября) 1898 года в Николаеве (ныне Украина) в еврейской семье. В 1922–1924 годах работал ретушёром в частной фотографии в Москве. С 1924 года сотрудничал в журналах («Огонёк», «СССР на стройке», «Наши достижения»), создав в своих репортажах фотолетопись первых пятилеток.

Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 много снимал на фронте как корреспондент газеты «Фронтовая иллюстрация». Фотографировал военные действия на разных фронтах, в том числе под Москвой, под Сталинградом, на Курской Дуге, при взятии Берлина.

В послевоенные годы снова работал в журнале «Огонёк»

Май 9, 2015 Александр

70 лет назад в Берлине сержант Михаил Егоров, младший сержант Мелитон Кантария и лейтенант Алексей Берест водрузили на крышу здания рейхстага Знамя Победы. Это было запечетлено на снимке знаменитого тассовского фотографа Евгения Халдея.

В годы Великой Отечественной войны в фотохронике ТАСС также работали такие известные впоследствии фоторепортеры, как Григорий Липскеров, Марк Редькин, Леонид Великжанин, Сергей Лоскутов, Наум Грановский, Эммануил Евзерихин, Николай Ситников. Их фотоснимки вошли в историю и составляют золотой фонд отечественной фотографии.

В галерее ТАСС - Великая Отечественная война глазами фотокорреспондентов.

Фотокорреспонденты ТАСС

Наум Грановский

Заслуженный работник культуры РФ, член Союза архитекторов СССР и Союза журналистов СССР.

Фотографии Грановского периода Отечественной войны, ставшие уникальными свиде-тельствами истории, хранятся в Москве в Центральном Музее Вооруженных Сил.

Особое место в фотоархиве Грановского занимает Москва 1941- 1945гг. Работа в военное время была очень напряженная - воздушные атаки фашистских самолетов не прекращались в течение нескольких месяцев. Его фотографии регулярно печатались в центральных газетах и миллионы читателей воочию могли видеть Москву, которая защищалась как крепость. В один из выездов на передовую линию фронта Грановский был ранен.

Фотографии Грановского интересны и с художественной точки зрения. Они не являются технической репродукцией городской архитектуры, а через людей и детали городского быта отражают стиль времени: Советская (Тверская) площадь в облаке летающих голубей, помпезные фонтаны ВДНХ, широкие улицы и оживленные проспекты.

Марк Редькин

Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-ой степени, медалями.Член Союза журналистов СССР, заслуженный работник культуры РСФСР.

К началу Великой Отечественной войны Марк Редькин - фотокорреспондент ТАСС с богатым опытом военного журналиста, хорошо разбирающийся в особенностях воинской службы.

Фотограф прошел войну "от" и "до". Он побывал на всех фронтах, едва не погиб, около двух месяцев провел в госпитале, вылечился и снова ушел на фронт.

В Берлине перед самым концом войны Редькин разослал во все фронтовые корпункты распоряжения журналистам явиться 5 мая к 13 часам по московскому времени к южной стороне Рейхстага для фотографирования на память. Явились все, хотя и недоумевали – ведь Рейхстаг еще не был взят, но интуиция Редькина не подвела. В назначенное время собрались все. Фотографировались победители.

Ровно через 30 лет 5 мая 1975 года Редькин созвал прежних участников памятной встречи, уже в Москве, чтобы сфотографировать их у Триумфальной арки на площади Победы. Но не все дожили до этой даты.

Эммануил Евзерихин

Награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями СССР.

С началом Великой Отечественной войны Евзерихин – специальный военный фотокорреспондент ТАСС. Во время обороны Сталинграда он героически все 200 дней, рискуя жизнью, снимал бои и ежедневно отправлял отснятый материал в редакцию. Пленки проявлялись и сушились в полевых условиях, а затем передавались самолетом в Москву, чтобы фотографии могли появиться в газетах одновременно со сводками Совинформбюро.

Евзерихин снимал на многих фронтах, в том числе бои за освобождение Минска, городов Польши и Чехословакии, участвовал в операции по взятию Кенигсберга. Он организовывал обучение солдат ведению фоторазведки огневых точек противника, приспособив для этого "лейку" к артиллерийской стереотрубе. Многие его военные кадры стали хрестоматийными.

Вернувшись с фронта, Евзерихин продолжил свою работу в Фотохронике ТАСС. Одновременно он преподавал в Заочном Народном Университете искусств, выступая с лекциями по стране об основах искусства фотографии. Это была важная работа, потому что не существовало никаких специализированных учебных заведений подготовки фотокорреспондентов.

Евгений Халдей

Заслуженный работник культуры РСФСР, член Союза журналистов, награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями.

Единственный в советской фотожурналистике военный фотокорреспондент, в архиве которого великая Отечественная война 1941-45гг представлена хрестоматийно, от самого начала до последнего дня.

В прямом смысле "с лейкой и блокнотом" он прошел все 1418 дней войны. Первый военный снимок «Москвичи слушают сообщение Молотова" был сделан в 12 часов дня 22 июня в Москве на Улице 25-го Октября, последний - во время парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. В первые дни войны Халдей был командирован на Северный флот, где вместе с моряками защищал полуостров Рыбачий, штурмовал с десантниками Керчь и Севастополь, участвовал в освобождении Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии, поднял флаг Победы в Берлине и снимал парад Победы на Красной площади.

Военный фотокорреспондент – это особое ощущение жизни, особый взгляд на трагедию людей и человеческое достоинство, это особая обостренная память человека, рискующего своей жизнью. На вопрос, что его больше всего поражало на войне, Халдей отвечал: "Количество потерянных жизней и сидящие в клетках тюремного подвала нацистские руководители - люди, которые вершили миром".

После войны Евгений Халдей разыскивал тех, кого снимал в годы войны и многие его снимки оживали, они уже не были безымянными.

Николай Ситников

Награжден орденом Красной Звезды и медалями.

В начале Великой Отечественной войны Ситников вступил добровольцем в отряд, формировавшийся для боевых действий в тылу немецко-фашистских захватчиков под Москвой. Партизан и политрук Ситников, вооруженный фотоаппаратом, стал летописцем боевых операций отряда Особого назначения против немецких оккупантов. Однажды фотоаппарат ФЭД, висевший на груди, спас ему жизнь, не пропустив вражескую пулю. Но во время другого боя Ситников получил тяжелое ранение, и врачам пришлось ампутировать ногу.

Сразу после демобилизации он поступил работать в Фотохронику ТАСС. Война была еще не окончена, и Николай Михайлович продолжал быть самоотверженным бойцом. Он работал не только в Москве, но со своей камерой ездил в Сибирь, на Урал, чтобы своими фотографиями рассказать о трудовом героизме советских людей, объединенных одним стремлением: сделать все для фронта, для победы. Документальные кадры без намека на приукрашивание показывают затемненные производственные цеха военного времени, строгих сосредоточенных людей, чаще женщин, которые изготавливают оружие, собирают танки, самолеты. Со свойственным Ситникову патриотизмом и мастерством он умел найти и передать зрительное выражение патриотического настроения в сердцах людей. Такова фотография "Дадим больше танков фронту". Два цеховых плаката – не казенный агитационный материал, а ежедневное и ежечасное напоминание о безусловной победе над врагом, которую приближают своим самоотверженным трудом именно они, рабочие этого цеха.

В качестве корреспондента ТАСС Николай Ситников был командирован в освобожденный Сталинград. Здесь, снимая героев – участников битвы за Сталинград, он старался шире и подробнее показать возвращение в город мирной жизни: разгрузка поезда со строительным материалом для восстановления тракторного завода, группа идущих с воспитательницей детей, заботы мирных жителей, солдаты во время беседы… Николай Ситников был убежден, что, напечатанные в газетах, эти простые и зримые доказательства возвращения страны к мирной жизни необходимы читателям.

Макс Альперт

Макс Альперт прошел всю Великую Отечественную войну от начала до конца, работая и в тылу, и на фронтах. В съемках военной обыденности Альперт раскрывает беспощадную правду войны. Вот что писал о фотографе Константин Симонов: "Мне как военному корреспонденту, работнику "Красной звезды" немало пришлось находиться в самых различных обстоятельствах на фронтах Великой Отечественной войны рядом с военным фотокорреспондентом ТАСС Максом Альпертом. Его военные снимки бесчисленны и хорошо известны. Но мне доставляет радость лишний раз засвидетельствовать, что многие из этих снимков делались в трудной и опасной обстановке, и для того, чтобы, не отступая, выполнять там, на фронте, свой долг, этот человек неизменно проявлял свойственное ему спокойное и молчаливое мужество".

По окончании войны Макс Альперт продолжал активно трудиться.

Цепкость глаза и умение проникнуть в суть явления, характеризующие его снимки, проявлялось и в его отношениях с людьми. О нем говорили: фотограф от Бога. Высокий, статный, вызывающий уважение к себе уже внешним видом, с добрыми внимательными глазами он всегда умел поддержать разговор, дать нужный совет. Несмотря на почтенный возраст, он не уступал молодым коллегам ни в энергии, ни в умении видеть материал и воплощать его в зримые образы.

В последние годы жизни свою трудовую деятельность Макс Альперт увенчал фотоочерком "Мысли и сердце" о прославленном хирурге-кардиологе академике Николае Амосове. Фотоочерк был отмечен несколькими международными премиями.

Аэростаты ПВО на Москворецком мосту, 1941 год

Многие снимки вошли в историю и составляют золотой фонд отечественной фотографии.

70 лет назад в Берлине сержант Михаил Егоров, младший сержант Мелитон Кантария и лейтенант Алексей Берест водрузили на крышу здания рейхстага Знамя Победы. Это было запечатлено на снимке знаменитого тассовского фотографа Евгения Халдея.

В годы Великой Отечественной войны в фотохронике ТАСС также работали такие известные впоследствии фоторепортеры, как Григорий Липскеров, Марк Редькин, Леонид Великжанин, Сергей Лоскутов, Наум Грановский, Эммануил Евзерихин, Николай Ситников. Их фотоснимки вошли в историю и составляют золотой фонд отечественной фотографии.

В галерее ТАСС - Великая Отечественная война глазами фотокорреспондентов.


Истребители патрулируют московское небо, 1941 год
© Наум Грановский/Фотохроника ТАСС


Писатель Алексей Толстой во время встречи с летчиками одного из полков авиации, 1941 год


Разведчики морской пехоты в боях под Туапсе, 1942 год
© Алексей Межуев/Фотохроники ТАСС


Сталинград. На вокзальной площади после налета фашистской авиации, 1942 год
© Эммануил Евзерихин/Фотохроника ТАСС


Комбат, 1942 год


Батарея 5-го отдельного Краснознаменного зенитного артиллерийского дивизиона ПВО ведет стрельбу по противнику прямой наводкой, 1943 год
© Роберт Диамент/Фотохроника ТАСС


Солдаты стрелковой дивизии занимают боевую позицию, 1943 год
© Сергей Лоскутов/Фотохроника ТАСС


Рабочие восстанавливают оборудование на одном из заводов Сталинграда, 1943 год


Противотанковые орудия меняют огневые позиции юго-западнее города Клайпеда, 1944 год
© Леонид Великжанин/ Фотохроника ТАСС


Советские войска двигаются на Берлин, 1945 год


Мост между Будой и Пештом, разрушенный фашистами, 1945 год
© Ольга Ландер/Фотохроника ТАСС


Один из самых известных снимков времен Великой Отечественной войны - Знамя Победы над зданием Рейхстага в Берлине, 1945 год
© Евгений Халдей/Фотохроника ТАСС


Встреча воинов-победителей на Белорусском вокзале, Москва, 1945 год
© Николай Ситников/Фотохроника ТАСС


Советские танкисты у колонны Победы в Берлине. Ликование по поводу подписания Акта о безоговорочной капитуляции, 1945 год
© Марк Редькин /Фотохроника ТАСС


Праздничный салют по случаю Дня Победы в Великой Отечественной войне, Москва, 9 мая 1945 года
© Николай Ситников/Фотохроника ТАСС


Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года
© Макс Альперт/Фотохроника ТАСС

Фотокорреспонденты ТАСС

Наум Грановский


Заслуженный работник культуры РФ, член Союза архитекторов СССР и Союза журналистов СССР.

Фотографии Грановского периода Отечественной войны, ставшие уникальными свидетельствами истории, хранятся в Москве в Центральном Музее Вооруженных Сил.

Особое место в фотоархиве Грановского занимает Москва 1941-1945гг. Работа в военное время была очень напряженная - воздушные атаки фашистских самолетов не прекращались в течение нескольких месяцев. Его фотографии регулярно печатались в центральных газетах и миллионы читателей воочию могли видеть Москву, которая защищалась как крепость. В один из выездов на передовую линию фронта Грановский был ранен.

Фотографии Грановского интересны и с художественной точки зрения. Они не являются технической репродукцией городской архитектуры, а через людей и детали городского быта отражают стиль времени: Советская (Тверская) площадь в облаке летающих голубей, помпезные фонтаны ВДНХ, широкие улицы и оживленные проспекты.

Марк Редькин


Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-ой степени, медалями. Член Союза журналистов СССР, заслуженный работник культуры РСФСР.

К началу Великой Отечественной войны Марк Редькин - фотокорреспондент ТАСС с богатым опытом военного журналиста, хорошо разбирающийся в особенностях воинской службы.

Фотограф прошел войну "от" и "до". Он побывал на всех фронтах, едва не погиб, около двух месяцев провел в госпитале, вылечился и снова ушел на фронт.

В Берлине перед самым концом войны Редькин разослал во все фронтовые корпункты распоряжения журналистам явиться 5 мая к 13 часам по московскому времени к южной стороне Рейхстага для фотографирования на память. Явились все, хотя и недоумевали – ведь Рейхстаг еще не был взят, но интуиция Редькина не подвела. В назначенное время собрались все. Фотографировались победители.

Ровно через 30 лет 5 мая 1975 года Редькин созвал прежних участников памятной встречи, уже в Москве, чтобы сфотографировать их у Триумфальной арки на площади Победы. Но не все дожили до этой даты.

Эммануил Евзерихин


Награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями СССР.

С началом Великой Отечественной войны Евзерихин – специальный военный фотокорреспондент ТАСС. Во время обороны Сталинграда он героически все 200 дней, рискуя жизнью, снимал бои и ежедневно отправлял отснятый материал в редакцию. Пленки проявлялись и сушились в полевых условиях, а затем передавались самолетом в Москву, чтобы фотографии могли появиться в газетах одновременно со сводками Совинформбюро.

Евзерихин снимал на многих фронтах, в том числе бои за освобождение Минска, городов Польши и Чехословакии, участвовал в операции по взятию Кенигсберга. Он организовывал обучение солдат ведению фоторазведки огневых точек противника, приспособив для этого "лейку" к артиллерийской стереотрубе. Многие его военные кадры стали хрестоматийными.

Вернувшись с фронта, Евзерихин продолжил свою работу в Фотохронике ТАСС. Одновременно он преподавал в Заочном Народном Университете искусств, выступая с лекциями по стране об основах искусства фотографии. Это была важная работа, потому что не существовало никаких специализированных учебных заведений подготовки фотокорреспондентов.

Евгений Халдей


Заслуженный работник культуры РСФСР, член Союза журналистов, награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями.

Единственный в советской фотожурналистике военный фотокорреспондент, в архиве которого великая Отечественная война 1941-45гг представлена хрестоматийно, от самого начала до последнего дня.

В прямом смысле "с лейкой и блокнотом" он прошел все 1418 дней войны. Первый военный снимок «Москвичи слушают сообщение Молотова" был сделан в 12 часов дня 22 июня в Москве на Улице 25-го Октября, последний - во время парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. В первые дни войны Халдей был командирован на Северный флот, где вместе с моряками защищал полуостров Рыбачий, штурмовал с десантниками Керчь и Севастополь, участвовал в освобождении Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии, поднял флаг Победы в Берлине и снимал парад Победы на Красной площади.

Военный фотокорреспондент – это особое ощущение жизни, особый взгляд на трагедию людей и человеческое достоинство, это особая обостренная память человека, рискующего своей жизнью. На вопрос, что его больше всего поражало на войне, Халдей отвечал: "Количество потерянных жизней и сидящие в клетках тюремного подвала нацистские руководители - люди, которые вершили миром".

После войны Евгений Халдей разыскивал тех, кого снимал в годы войны и многие его снимки оживали, они уже не были безымянными.

Николай Ситников


Награжден орденом Красной Звезды и медалями.

В начале Великой Отечественной войны Ситников вступил добровольцем в отряд, формировавшийся для боевых действий в тылу немецко-фашистских захватчиков под Москвой. Партизан и политрук Ситников, вооруженный фотоаппаратом, стал летописцем боевых операций отряда Особого назначения против немецких оккупантов. Однажды фотоаппарат ФЭД, висевший на груди, спас ему жизнь, не пропустив вражескую пулю. Но во время другого боя Ситников получил тяжелое ранение, и врачам пришлось ампутировать ногу.

Сразу после демобилизации он поступил работать в Фотохронику ТАСС. Война была еще не окончена, и Николай Михайлович продолжал быть самоотверженным бойцом. Он работал не только в Москве, но со своей камерой ездил в Сибирь, на Урал, чтобы своими фотографиями рассказать о трудовом героизме советских людей, объединенных одним стремлением: сделать все для фронта, для победы. Документальные кадры без намека на приукрашивание показывают затемненные производственные цеха военного времени, строгих сосредоточенных людей, чаще женщин, которые изготавливают оружие, собирают танки, самолеты. Со свойственным Ситникову патриотизмом и мастерством он умел найти и передать зрительное выражение патриотического настроения в сердцах людей. Такова фотография "Дадим больше танков фронту". Два цеховых плаката – не казенный агитационный материал, а ежедневное и ежечасное напоминание о безусловной победе над врагом, которую приближают своим самоотверженным трудом именно они, рабочие этого цеха.

В качестве корреспондента ТАСС Николай Ситников был командирован в освобожденный Сталинград. Здесь, снимая героев – участников битвы за Сталинград, он старался шире и подробнее показать возвращение в город мирной жизни: разгрузка поезда со строительным материалом для восстановления тракторного завода, группа идущих с воспитательницей детей, заботы мирных жителей, солдаты во время беседы… Николай Ситников был убежден, что, напечатанные в газетах, эти простые и зримые доказательства возвращения страны к мирной жизни необходимы читателям.

Макс Альперт


Макс Альперт прошел всю Великую Отечественную войну от начала до конца, работая и в тылу, и на фронтах. В съемках военной обыденности Альперт раскрывает беспощадную правду войны. Вот что писал о фотографе Константин Симонов: "Мне как военному корреспонденту, работнику "Красной звезды" немало пришлось находиться в самых различных обстоятельствах на фронтах Великой Отечественной войны рядом с военным фотокорреспондентом ТАСС Максом Альпертом. Его военные снимки бесчисленны и хорошо известны. Но мне доставляет радость лишний раз засвидетельствовать, что многие из этих снимков делались в трудной и опасной обстановке, и для того, чтобы, не отступая, выполнять там, на фронте, свой долг, этот человек неизменно проявлял свойственное ему спокойное и молчаливое мужество".

По окончании войны Макс Альперт продолжал активно трудиться.

Цепкость глаза и умение проникнуть в суть явления, характеризующие его снимки, проявлялось и в его отношениях с людьми. О нем говорили: фотограф от Бога. Высокий, статный, вызывающий уважение к себе уже внешним видом, с добрыми внимательными глазами он всегда умел поддержать разговор, дать нужный совет. Несмотря на почтенный возраст, он не уступал молодым коллегам ни в энергии, ни в умении видеть материал и воплощать его в зримые образы.

В последние годы жизни свою трудовую деятельность Макс Альперт увенчал фотоочерком "Мысли и сердце" о прославленном хирурге-кардиологе академике Николае Амосове. Фотоочерк был отмечен несколькими международными премиями.

Вконтакте

Одноклассники

Постоянный адрес публикации на нашем сайте:

QR-код адреса страницы: