Военно-воздушные силы давно стали основой вооруженных сил любой армии. Самолеты становятся не просто средством доставки бомб и ракет в стан врага, современная авиация это многофункциональные боевые комплексы с крыльями. Новейшие истребители Ф-22 и Ф-35, а атк же их модификации, уже поставлены на вооружение армии США, и здесь имеется ввиду «армия» как сухопутные войска. Это означает что пехота теперь на ровне с танками и БМП имеют в своем составе истребители. Это подчеркивает роль авиации в современной войне. Подобное смещение в сторону многофункциональности сделали возможным новые разработки в области самолетостроения и изменению принципов войны. Современный истребитель может вести бой не приближаясь к цели ближе чем на 400км, запустить ракеты по 30и целям и в ту же секунду развернуться и лететь на базу. Случай конечно частный, но он описывает картину более чем. Не совсем то что мы привыкли видеть в голливудских блокбастерах в которых, на сколько бы далеко вы не смотрели в будущее, истребители в воздухе и в космосе ведут классические «дог файты» времен Великой Отечественной. Некоторое время назад пару новостных сайтов пестрили новостями о том что в симуляции боя «сушки» и Ф-22, отечественная машина вышла победителем за счет превосходства в маневренности, само собой речь здесь шла о превосходстве в ближнем бою. Все статьи отмечали что в дальнем бою «Раптор» превосходит Су-35 за счет более совершенного вооружения и систем наведения. Что и отличает 4++ и 5 поколения.

На данный момент ВВС России имеют на вооружении боевые самолеты так называемого 4++ поколения, те самые Су-35. Это продукт глубокой модернизации имеющихся еще с 80ых Су-27, Миг-29, в скором времени планируется начать схожую модернизацию Ту-160. 4++ означает максимально близко к пятому поколению, в целом современная «сушка» отличается от ПАК ФА отсутствием «стелса» и АФАР. Тем не менее возможности для модернизации этой конструкции в принципе исчерпаны, поэтому вопрос создания нового поколения истребителей стоит уже давно.

Пятое поколение

Пятое поколение истребителей. Этот термин мы часто слышим в новостях о современном вооружении и на авиационных салонах. Что же это такое? «Поколение» это в общих чертах список требований которые предъявляет современная военная доктрина к боевой машине. Машина 5 поколения должна быть малозаметной, обладать сверхзвуковой крейсерской скоростью, продвинутыми системы обнаружения целей и средствами электронной борьбы, но самое главное это многофункциональность. Не зря проекты носят слово «комплекс» в название. Возможность одинаково хорошо вести бой в воздухе и поражать наземные цели во многом определяет облик пятого поколения. Именно такие задачи были поставленны перед будущими конструкторами нового символа отечественной авиации.

Разработка нового поколения началась в СССР и США почти одновременно, еще в 80ых, а в Штатах в 90ых уже выбрали прототип. Из за известных на весь мир событий Советская программа оказалась в стагнации на долгие годы, этим обусловлено отставание в наши дни. Как известно истребитель 5 поколения Ф-22 «Раптор» и Ф-35 «Лайтнинг» уже стоят на вооружении у США и ряда других стран. Что примечательно «Рапторы» пока что не поставляют даже союзникам, обладая заметными преимуществами перед «Лайтнгами», экслюзивное наличие «Рапторов» в армии США делает их ВВС самыми продвинутыми в мире.

Наш ответ «Рапторам» все еще готовится, сроки неоднократно переносились, с 2016 на 2017-2018, теперь это 2020 год, но эксперты говорят что возможен еще один перенос, хотя и отмечают что новый российский истребитель с каждым днем все больше обретает форму продукта готового к серийному производству.

Су-47 «Беркут»

В России у пятого поколения достаточно многострадальная история. Как известно ПАК ФА, он же Т-50, а с совсем недавних пор Су-57, не первая попытка получить на вооружение сверхсовременный многоцелевой истребитель. Одной из таких попыток был Су-47, он же «Беркут». Испытание нового самолета с обратной стреловидностью крыла прошло еще в 90ых. Машина очень запоминающаяся и долгое время была на виду и на слуху. «Обратные» крылья отчасти сыграли с ним злую шутку. Подобная конструкция выводила самолет на новый уровень маневренности, однако для решения всех проблем подобной конструкции сил так и не нашлось, ни в России, ни в Штатах, где в 80ые годы был проект Х-29, истребителя со схожей стреловидностью крыла. Так же данный прототип не отвечал всем требованиям пятого поколения, например сверхзвук он мог преодолевать только на форсаже.

Был построен всего один истребитель и сейчас он используется только как опытный образец. Возможно Су-47 станет последней попыткой создать летательный аппарат с обратной стреловидностью крыла.

Су-57 (ПАК ФА)

ПАК ФА (Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации) - новый российский самолет. Стал первой удачной попыткой воплотить в жизнь пятое поколение летательных аппаратов. На данный момент в общем доступе достаточно мало информации о его характеристиках. Из очевидного он обладает всеми характеристиками пятого поколения, а именно сверхзвуковой крейсерской скоростью, «стелс» технологиями, активной фазированной антенной решеткой (АФАР) и так далее. Внешне он похож на Ф-22 «Раптор». И сейчас все кому не лень уже начинают сопоставлять эти машины, не мудрено, ведь Су-57 станет главным «протагонистом» в борьбе с «Рапторами» и «Лайтнингами». Стоит отметить что в новых реалиях особое место будет занимать и усовершенствование ракет, как уже было сказано, вступление в бой происходит на гигантских расстояниях, поэтому то на сколько истребитель будет маневренным и как хорошо он себя чувствует в ближнем бою, это дело десятое.

В России «стрелами» для новейшей авиационной техники является ракета Р-73 и ее модификации, по праву носящей славу грозного оружия. Но конструкторы по доброй русской традиции «на всякий случай» предусмотрели установку 30-мм авиапушки на Су-57.

В разработке

Еще один переход в «пятерку» запланирован и для другого 4++ самолета - Миг-35. Уже были показаны наброски «лица» будущего перехватчика, но пока не ясно будет ли в нем нужда или же с его функциями будет справляться Су-57. Мало того, что бы лёгкий истребитель соответствовал всем требованиям нового поколения нужно разработать принципиально новый двигатель и решить проблему с установкой «стелс». Которая невозможна для машин подобного класса в современных реалиях. Как и говорилось ранее, пятое поколение предполагает многофункциональность, которой по идее должен обладать Су-57, поэтому какие задачи будут возлагаться на Миг до сих пор не ясно.

Еще одной перспективной машиной для сил авиации РФ является ПАК ДА, разрабатываемый в стенах конструкторского бюро «Туполев». Из аббревиатуры понятно что речь идет о дальней авиации. По плану в 2025 - первый полет, но учитывая тягу к переносу сроков выпуска чего угодно, сразу можно накинуть пару тройку, а то и пяток лет. Поэтому скорее всего мы не скоро увидим как новый «туполев» взлетает в небо, очевидно дальняя авиация будет обходиться Ту-160 и в ближайшем будущем его модификацией.

Шестое поколение

В интернетах нет нет, да проскакивает желтая статейка о шестом поколении истребителей. Что вот уже полным ходом где-то ведется разработка. Это конечно не так, ведь напомним, новейшее пятое поколение стоит на вооружении только у США. Поэтому говорить о «разработке полным ходом» пока рано. Тут бы с пятым закончить. Что же до спекуляций о том как будет выглядеть оружие будущего, то здесь есть почва для дискуссии. Какими же будут самолеты нового поколения?

От шестого поколения стоит ожидать что увеличатся все стандартные характеристики. Скорость, маневренность. Скорее всего уменьшится вес, благодаря новым материалам будущего, электроника выйдет на новый уровень. В ближайшие десятилетия возможно стоит ожидать прорывов в создании квантовых компьютеров, это позволит перейти на невиданный уровень скорости вычислений, что в свою очередь позволит серьезно модернизировать современный ИИ самолета, который в будущем возможно по праву будет носить имя «второй пилот». Предположительно произойдет полный отказ от вертикального оперения, которое абсолютно бесполезно уже в современных реалиях, так как истребители работают в основном на предельном и запредельном углах атаки. Отсюда могут вытекать интересные формы планера, возможно снова попытка изменить стреловидность крыла.

Самый главный вопрос который будут решать конструкторы будущего - а нужен ли вообще пилот? То есть будет ли истребитель управляться ИИ или пилотом, а если пилотом то будет ли пилот управлять самолетом дистанционно или же всё же по старинке из кабины. Вообразите самолет без пилота. Это огромное «облегчение» для машины, ведь помимо веса самого пилота и его экипировки, приличную нагрузку создаёт кресло пилота, которое должно спасать жизнь, что делает его сложно машиной, напичканной электроникой и механизмами для катапультации пилота. Не говоря уже об изменении дизайна планера, в котором не надо выделять огромное пространство для человека и ломать голову над эргономичным дизайном кабины для облегчения управления машиной в воздухе. Отсутствие пилота ведет к тому что больше не надо заботиться о перегрузках, а значит машину можно будет разгонять до любой скорости которую потянет конструкция, то же самое и о маневрах в небе. Так же это позволит облегчить курс подготовки пилотов. И речь идет не только о снижении требований к здоровью пилота. Сейчас пилот это самое ценное что есть в истребители. На подготовку тратится колоссальное количеств времени и ресурсов, потеря пилота невосполнима. Если же пилот будет управлять истребителем из комфортного кресла глубоко в бункере на военной базе, то это изменит облик войны не меньше чем «пересадка» с лошадей на танки и БМП.

Перспектива полного отказа от пилота все же выглядит как задача для более далекого будущего. О последствиях использования ИИ предупреждают ученые и сама философско-этическая составляющая замены человека роботом в войне все еще изучается. Вычислительных мощностей для создания полноценной замены пилоту все же пока мы не имеем, но в ближайшие десятилетия возможна технологическая революция в этой области. С другой стороны чутье и воинская смекалка пилота не смогут быть воссозданы нулями и единицами. Пока все это гипотезы, поэтому облик современной авиации и военно-воздушных сил ближайшего будущего все же будет иметь человеческое лицо.

(Япония). В разработке находятся ещё несколько.

Требования к истребителю пятого поколения

Новые самолёты должны были иметь значительно более высокий боевой потенциал, чем их предшественники.

Основные характеристики истребителей пятого поколения:

  • кардинальное уменьшение заметности самолёта в радиолокационном и инфракрасном диапазонах в сочетании с переходом бортовых датчиков на пассивные методы получения информации, а также на режимы повышенной скрытности;
  • многофункциональность, то есть высокая боевая эффективность при поражении воздушных, наземных и надводных целей;
  • наличие круговой информационной системы;
  • полёт на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа ;
  • способность осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя на большой дальности;
  • автоматизация управления бортовыми информационными системами и системами помех;
  • повышенная боевая автономность за счёт установки в кабине одноместного самолёта индикатора тактической обстановки с возможностью микширования информации (то есть одновременного вывода и взаимного наложения в едином масштабе «картинок» от различных датчиков), а также использования систем телекодового обмена информацией с внешними источниками;
  • аэродинамика и бортовые системы должны обеспечивать возможность изменения угловой ориентации и траектории движения самолёта без сколько-нибудь ощутимых запаздываний, не требуя при этом строгой координации и согласования движений управляющих органов;
  • самолёт должен «прощать» грубые погрешности пилотирования в широком диапазоне условий полёта;
  • самолёт должен быть оснащён автоматизированной системой управления на уровне решения тактических задач , имеющей экспертный режим «в помощь лётчику».

Различия российских и американских концепций

Одним из важнейших требований к российскому истребителю пятого поколения является сверхманёвренность - способность самолёта сохранять устойчивость и управляемость на закритических углах атаки с высокими перегрузками, обеспечивающая безопасность боевого маневрирования, а также способность самолёта к изменению положения относительно потока, позволяющая наводить оружие на цель вне вектора текущей траектории.

Сверхманёвренность первоначально фигурировала и в требованиях к американскому истребителю пятого поколения. Однако в дальнейшем, после ряда экспериментальных исследований, американцы предпочли сконцентрировать внимание на общей динамичности боевой системы истребителя . Отказ ВВС США от достижения сверхманёвренности в абсолютной мере мотивировался, в том числе, быстрым совершенствованием авиационного вооружения: появление высокоманёвренных всеракурсных ракет , нашлемных систем целеуказания и новых головок самонаведения позволяло отказаться от обязательного захода в заднюю полусферу противника. Предполагалось, что воздушный бой теперь будет вестись на средних дальностях с переходом в манёвренную стадию лишь в крайнем случае, «если что-то сделано не так». Сниженная радиолокационная заметность позволяет реализовать задуманную цель - «первым увидел - первым сбил», что также делает отказ от сверхманёвренности вполне оправданным. С другой стороны, постепенное исчезновение американской «монополии» на истребители пятого поколения указывает на важность сверхманёвренности для истребителей пятого поколения, так как при встрече двух малозаметных истребителей (считая возможности их радиолокационных станций одинаковыми) тактика ведения боя будет возвращаться к прошлым поколениям [ ] .

Американские самолёты

Китайские самолёты

В июне 2015 года на авиасалоне в Ле-Бурже гендиректор Российской самолётостроительной корпорации (РСК) «МиГ» Сергей Коротков сообщил о том, что РСК «МиГ» продолжает работать над лёгким истребителем пятого поколения, хотя не имеет соответствующего заказа. В качестве платформы для лёгкого истребителя пятого поколения «МиГ» рассматривается модель МиГ-35 .

На данный момент выполнением проекта заказанного истребителя пятого поколения занимается ОКБ Сухого, проект имеет полное название «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации » (ПАК ФА) , его платформа получила название «Т-50». Первый полёт новый истребитель совершил 29 января 2010 года на Дальнем Востоке, где расположено предприятие-производитель - КнААПО . Опытный образец провёл в воздухе 47 минут и совершил посадку на взлётно-посадочной полосе заводского аэродрома, сообщила пресс-служба «Сухого». Истребитель пилотировал заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан . Всего в КнААПО было выполнено 6 полётов, после чего истребитель был транспортирован в ЛИИ им. Громова , где было выполнено ещё два испытательных полёта. Длительные задержки между каждым испытательным полётом можно объяснить тем, что в лётных испытаниях на начальном этапе участвовала только одна машина. 3 марта 2011 года к первому лётному образцу (б/н 51) присоединился второй лётный экземпляр (б/н 52), имеющий некоторые доработки относительно первого прототипа. Полёт продолжался 44 минуты, пилотировал самолёт Сергей Богдан . 14 марта 2011 года в ходе испытаний самолёт впервые преодолел звуковой барьер . 3 ноября 2011 года состоялся сотый полёт по программе испытаний. 22 ноября 2011 года в Комсомольске-на-Амуре первый полёт совершил третий самолёт Т-50. Всего перед началом серийного производства планируется выполнить не менее 2000 испытательных полётов.

30 июня 2017 года было объявлено, что Минобороны России ожидает первую партию из 2 серийных самолётов Су-57 в 2019 году .

Японский самолёт

Как ожидается, в Shinshin будет использовано несколько технологий малозаметности, включая рассеивающую геометрическую форму, радиопоглощающие материалы и широкое применение композитов . В перспективном истребителе будет реализована технология оптико-волоконной системы дистанционного управления с многократным дублированием каналов обмена данными. Такое решение позволит сохранить управление самолётом в случае повреждения одной из подсистем, а также в условиях радиоэлектронного подавления . В середине 2000-х годов сообщалось, что в ATD-X планируется реализовать технологию самовосстановления управления полётом (SRFCC, Self Repairing Flight Control Capability). Это означает, что бортовой компьютер истребителя будет автоматически определять полученные повреждения и перенастраивать работу системы управления полётом за счёт включения в цепь резервных исправных подсистем. Кроме того, предполагается, что компьютер также будет определять степень повреждения различных элементов конструкции самолёта - элероны , рули высоты , рули направления , поверхность крыльев - и корректировать работу оставшихся целых элементов, чтобы практически полностью восстановить управляемость истребителем.

8 марта 2011 года генерал-лейтенант Хидеюки Есиоки, руководитель отдела развития перспективных систем ВВС самообороны министерства обороны Японии, заявил, что испытания первого прототипа ATD-X запланированы на 2014 год . По оценке западных экспертов, в случае, если Япония не откажется от реализации программы Shinshin, новый самолёт сможет поступить в войска в 2018-2020 году .

Правительство Японии официально объявило 20 декабря 2011 года, что в качестве нового основного боевого самолёта своих ВВС выбрало истребитель пятого поколения F-35 . Такое решение принято на состоявшемся в Токио заседании Совета национальной безопасности под председательством премьер-министра страны Есихико Ноды. В бюджет на 2012 финансовый год заложены предварительные расходы на закупку первых четырёх F-35. Всего Япония намерена приобрести не менее сорока таких самолётов. В дальнейшем речь может идти и о более крупной партии, поскольку Токио придется постепенно полностью заменять на новые машины все 200 имеющихся у Японии F-15.

Самолёты других стран

Турция также занимается разработкой собственного такого истребителя

Истребители 5-го поколения - последние самолеты с пилотом

Реактивные истребители - элита вооружения. Они сложны во всем, от аэродинамики до бортовой электроники и вооружения. Истребители пятого поколения - вершина авиастроения на основе нынешних технологий.

Они стали «модными» из-за своих характеристик. Малозаметный и сверхманевренный истребитель. Летает на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа. Умная электроника решает отдельные тактические задачи и облегчает пилотирование.

Самолет, который превращает в пепел цели в воздухе, на суше и воде. Почти совершенная машина.

Последний недостаток, наличие пилота, исправят в следующем поколении: истребители научат летать самостоятельно. Перегрузки, которые испытывают пилоты, создают границы маневренности. Истребители пятого поколения - последняя ступень к беспилотной авиации.

Америка первой вооружилась истребителями 5-го поколения

«Хищники» на военной базе на Гавайях. / Фото: U.S. Air Force photo by Tech. Sgt. Shane A. Cuomo

СССР и Америка инициировали проекты истребителей пятого поколения в середине 1970-х. При этом в то время только появились Су-27 и F-15 из поколения № 4, а во многих странах летали лишь самолеты третьего поколения.

Две сверхдержавы вошли во вкус, предвкушая столкновение в очередном конфликте периода Холодной войны. Гонка прекратилась в 1990-е вместе с распадом Советского Союза. На продолжение разработок у России не было ни денег, ни ресурсов.

Америка свой проект довела до ума и в 2005 году первой в мире вооружилась истребителями пятого поколения F-22 Raptor («Хищник»). «Это, вероятно, лучший самолет в мире, - убежден специалист в области обороны и национальной безопасности Кайл Мизоками. - F-22 сочетает в себе хитрость, маневренность и мощность двигателя. Но все устаревает, и “идеальный боец” движется вперед по мере развития техники».

В 2005 году «Хищник» отвечал всем требованиям к «пятеркам», но популяция остановилась на отметке 187 самолетов. Выпуск остановили в 2011 году. Слишком дорогое удовольствие.

Только на конструирование Штаты потратили 66,7 млрд долл., а каждый самолет обошелся бюджету еще в 146 млн. Легендарный F-16 из четвертого поколения даже в поздней модификации F-16D Block 52 стоил 34 млн долл.

Тогда авиастроитель Lockheed Martin показал альтернативу - F-35 Lightning II. Ирония в том, что самолет породило сотрудничество Lockheed Martin и ОКБ им. Яковлева. В 1995 году американцы изучили опыт разработки советского истребителя Як-141, который умел вертикально взлетать и садиться. Разбирались так подробно, что первые модели F-35 даже походили на советский истребитель.

F-35 Lightning II противопоставлялся F-22 Raptor: универсальный легкий истребитель пятого поколения для ВВС и ВМФ. Скрытный и маневренный, способный на вертикальный взлет и укороченную посадку. Самое важное - Lockheed Martin обещала сделать «Хищника» дешевым.

F-35 Lightning II – самолет, который много критикуют даже в США. / Фото: MSgt John Nimmo Sr.

Разработки и самолеты - безумно дорогие

Два года назад Корпус морской пехоты США получил первые F-35. Пока выпущено около 250 самолетов, в том числе на продажу. Первые три отправили в Израиль.

Однако F-35 поразила та же проблема, которая присуща F-22. Разработка продолжается, а стоимость уже перевалила за 55 млрд долларов. На истребители повесили ценники со стоимостью плюс-минус сотня миллионов, в зависимости от модификации.

США планируют закупить 2443 самолета. Этот парк и его эксплуатация обойдутся Америке до 2030 года в 380 млрд долл. За эту цифру зацепился Дональд Трамп. Он еще в декабре припугнул авиастроителя Lockheed Martin.

Программа F-35 вышла далеко за рамки бюджета. Миллиарды долларов должны быть и будут сэкономлены на военных закупках.

Дональд Трамп

Президент США

Россия опоздала с проектом истребителя 5-го поколения на 20 лет

Ориентировочная стоимость российского истребителя ПАК ФА пока составляет 100 млн долларов. Самый крупный заказ собиралась сделать Индия - на 200-250 машин. В Индии на базе нашего истребителя создадут собственные – FGFA. Однако пока готовых машин нет даже у ВВС России.

Отечественный проект истребителя пятого поколения реанимировали только в начале нулевых. Подняли наработки по СУ-47 и МиГ 1.44, но те устарели. Наскребли всю более-менее ценную информацию и затеяли новый проект - «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА).

Модель ПАК ФА на авиасалоне МАКС-2011. / Фото: Wikimedia

На старте в проект вложили 30 млрд рублей. В 2010 году тестовый самолет показали Владимиру Путину. Позже выяснилось, что этот вариант ПАК ФА не дотягивает до пятого поколения: старый двигатель и иностранная электроника. Путину, тогда премьер-министру, все равно понравились перспективы, и на завершение проекта выделили еще 30 млрд руб.

На весь проект ПАК ФА требуется около 3 млрд долларов. Копейки по сравнению со стоимостью F-22 и F-35. Однако эти самолеты уже служат в армиях разных стран, а ПАК ФА лишь проектируется.

Показательный полет на МАКС-2013. / Фото: Виталий Кузьмин

Потенциально ПАК ФА сильнее F-35

Опоздание иногда можно конвертировать в преимущество. «F-35 создали, когда возможные противники [США] летали на самолетах вроде Су-30 и МиГ-29. ПАК ФА разработан с учетом спецификаций F-35, в частности, чтобы противостоять его преимуществам», - объясняет Кайл Мизоками.

ПАК ФА должен летать быстрее, чем F-22 и F-35: 2600 км/ч на максимуме против, соответственно, 2410 и 1930 км/ч.

Максимальное расстояние полета без дозаправки - тоже внушительное: оно составляет 2700 км, тогда как F-22 пролетит 1900 км, а F-35 - 2200 км.

Преимущества обеспечит новый двигатель, который создают под кодовым наименованием «Изделие 30». Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) обещала принципиально новую авионику с функцией «электронного пилота» и беспрецедентно низкий уровень заметности.

ПАК ФА снабдят универсальными ракетами Х-35УЭ. Из-за этого самолет пафосно называют «убийцей кораблей», однако пока никто не видел ПАК ФА даже в демонстрационном бою. Только летные испытания.

На вооружение ПАК ФА поступит не раньше 2020 года

Во время загрузки произошла ошибка.

Сначала истребитель планировалось поставить в 2015 году, затем срок дважды переносили на год. Теперь Минобороны лишь задумывается о закупках в рамках программы вооружения на 2018-2025 годы.

Замминистра обороны Юрий Борисов успокаивает: «Самолет проходит плановые испытания. Три новых самолета ПАК ФА, которые Комсомольский-на-Амуре авиазавод поставит в 2017 году, дополнительно подключат к испытаниям первого этапа».

Проверка предсерийной партии означает, что ПАК ФА могут появиться в армии лишь в 2020 году. Слишком многое не готово.

Тестовые самолеты летают на старых двигателях АЛ-41Ф1. Генеральный конструктор ОАК Сергей Коротков рассказал, что испытания нового двигателя «Изделие 30» начнутся в этом году. Первые тесты авионики в воздухе прошли в апреле, теперь система дорабатывается.

Есть сложности и с вооружением. Загвоздка в том, что конструкторы хотят разместить ракеты внутри фюзеляжа. «Это требует поиска дополнительных технических решений», - объяснил глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов.

Россия покупает истребители 4-го поколения, Китай торопится конкурировать с США

Сравнивать ПАК ФА с другими моделями истребителей пятого поколения - пиар. Характеристики готового к бою ПАК ФА пока можно только предполагать.

Ситуацию понимают в Министерстве обороны, поэтому покупают самолеты предыдушего поколения Су-30СМ, Су-35С и штурмовики Су-25. «У ВКС есть истребители, полностью удовлетворяющие потребностям Вооруженных сил. Нет необходимости тратить деньги на закупку новой дорогостоящей техники», - подчеркнул замминистра обороны Юрий Борисов.

Маркетинговая гонка тем временем продолжается. Штаты хотят сделать F-35 самым массовым истребителем в мире. По несколько десятков машин планируют купить 11 стран.

На экспорт модель F-35A могут переделать в любой формат. Израиль направит в Пентагон своих инженеров, чтобы создать модель F-35I. В марте 2015 года F-35 начали собирать на конвейере в Северной Италии.

Современная ситуация в мире заставляет задуматься о способности России противостоять современным военным угрозам. Не секрет что главная и многолетняя угроза России это США. Так как их политика с продвижением свой концепции уклада мира и глобализации идет в разрез с некоторыми странами арабского мира, а так-же Китая и в частности России.

Постепенный захват всё больших территорий Североатлантическим альянсом заставляет задуматься о том, что рано или поздно, когда США наведут свой порядок в мелких странах арабского мира, придёт черёд и более крупных стран таких как Китай, Индия, и Россия.

Понятно что если мы всерьез не объединимся с Китаем и Индией, и не попытаемся остановить США и глобализацию, то нам в будущем придётся существовать при однополярном мире, который мы не примем, и будет вселенская партизанская война против США и альянса. Но на практике об объединении России, Китая и Индии не может быть и речи. По этому России как всегда придётся надеяться только на себя, и на свои вооруженные силы, боеспособность которых мягко говоря вызывает тревогу.

Современная крупномасштабная война в корне отличается от всех известных войн прошлого, в будущей войне обычное вооружение не играет ни какой роли, так как все армады бронетехники за пару часов уничтожаются парой тактических бомбардировщиков. В будущей войне всё решают высокие технологии и высокоточное оружие, в виде сверх технологичной тактической авиации, а наземную завершающую часть завершают уже спецподразделения, но не о них речь.

Речь о самолётах 5-го поколения, которые превосходят в разы все самолеты прошлых поколений и недосягаемы для обычных средств ПВО, и при этом несут на себе высокоточное вооружение. Которое с легкостью уничтожает стратегические объекты противника и парализует всю оборонную промышленность, ложа противника на "лопатки". Тут понятно что при возможном нападении США на Россию будет применена именно тактическая авиация, которая разбомбит всю инфраструктуру России, которой и так не много.

Например достаточно уничтожить Основные ГЭС и АЭС и вся промышленность тут-же остановится, а дополнительные удары по крупным оборонным заводам полностью парализуют оборонку. И можно пускать сухопутные войска при поддержке штурмовой авиации, которая будет уничтожать бронетехнику противника, тем самым не давая никаких шансов на ответные удары.

Многие скажут а как-же ядерный потенциал, да сейчас средства доставки ядерной боеголовки стали очень уязвимы. Да если мы решимся в первые часы наступления применить ядерное оружие, то будьте уверены что американцы будут к этому готовы, и наши ракеты будут встречать несколько поясов обороны США, оснащённых самыми передовыми средствами поражения межконтинентальных ракет, так что шансы что хоть одна наша межконтинентальная ядерная ракета пройдёт многоуровневую ПРО ничтожны.

Сейчас авиация играет основную роль и в частности самолёты 5-го поколения. Так как только они смогут эффективно противостоять стратегической авиации противника. Об этом знает и Китай, который тоже готовится к педстоящей агрессии США.

Начало испытаний в Китае собственного истребителя пятого поколения заставило российских разработчиков сосредоточить еще большее внимание на создании отечественного перспективного аналога 5-го поколения, который носит название Т-50 (ПАК ФА). Кроме Китая на создание собственного самолёта 5-го поколения поверг тот факт, что на вооружении ВВС США уже 7 лет находится такой самолет - F-22 "Раптор". О том, как идет разработка комплекса пятого поколения специальному корреспонденту рассказал главнокомандующий ВВС России, генерал-полковник Александр Зелин.

На вопросы о том как идут испытания нового Российского самолёта 5-го поколения, сколько сейчас испытательных единиц, и как скоро он появится в ВВС России, и будут ли соблюдены сроки поставки самолётов обещанные в 2015 году. - На данный момент испытания истребителя пятого поколения проходят в назначенные сроки в соответствии с принятыми решениями. По программе испытаний выполнено более 100 полетов. Все полученные на испытаниях характеристики в основном подтверждают требования, выдвигаемые к данному образцу.

В настоящее время в испытаниях используется 3 опытных единицы, в ближайшее время ожидается подключение к испытаниям еще трех самолетов. Общее количество самолетов, планируемое для проведения испытаний 14 единиц.

Так-же были заданы и другие вопросы, такие как: - в чем преимущества российского истребителя пятого поколения Т-50 по сравнению с американским F-22 "Раптор" и китайским Chengdu J-20 "Черный орёл" - Проведя анализ сравнительный анализ характеристик российского истребителя пятого поколения Т-50 с американским F-22 и китайским J-20, можно сделать вывод, что опытный образец Т-50 превосходит зарубежные аналоги основным показателям таким, как максимальная скорость полета (как форсажная, так и бесфорсажная), максимальная дальность полета, тяговооруженность, величина максимально реализуемой перегрузки.Несмотря на свои сравнимые с зарубежными аналогами габаритно-массовые характеристики, Т-50 имеет существенно меньшую величину разбега и пробега. К тому же по характеристикам бортового оборудования ПАК ФА выглядит лучше, чем зарубежные аналоги.

>

>

Основные сравнительные характеристики Т-50, американского F-22 и китайского J-20.


Максимальная взлетная масса

Тяговооруженность при нормальной взлетной массе

Максимальная скорость полета

Истребители пятого поколения.

Обзорная статья.

Признаки 5-го поколения

Малая заметность в радиолокационном диапазоне - специально подобранные аэродинамические профили крыла, форма плоскостей и фюзеляжа (не всегда выгодные с точки зрения аэродинамики). Отсутствие больших вертикальных поверхностей. Смещенные относительно воздухозаборников двигатели - для того, чтобы спереди не были видны лопатки компрессора. Специальные покрытия фонаря кабины и поверхностей. Малая заметность в инфракрасном диапазоне. Размещение оружия внутри фюзеляжа.

Мощные средства обнаружения противника и слежения за ним - радар с фазированной решеткой, длинноволновый радар, оптический или тепловой пеленгатор.

Сверхманевренность - способность совершать маневры на закритических углах атаки. Позволяет заходит в хвост в ближнем воздушном бою и уходить от ракет в дальнем. Аэродинамическая сверхманевренность, управление вектором тяги.

Интегрированный борт (включая автоматический обмен информацией с землей и другими аппаратами).

Крейсерский сверхзвук - мощный двигатель, хорошая аэродинамика. Размещение оружия внутри фюзеляжа.

Часто эти требования противоречат друг другу.

Некоторые из них по отдельности появились на самолетах 4-го поколения.

Поколение 4 и 4+

Рассмотрим истребители с точки зрения появления на них признаков 5-го поколения

SR-71 (YF-12)

Стратегический разведчик со сверхзвуковой крейсерской скоростью и элементами малой заметности. Прямоточно-турбореактивный двигатель позволял разогаться до 3,5 тыс. км/ч.

Существовал вариант использования в качестве истребителя. Ракеты размещались внутри фюзеляжа. Проводились пуски ракет, цели успешно поражались. Но пуски на сверхзвуковой скорости сопровождались тряской и перебоями в работе двигателя.


Сверхманевренность. Для исходного самолета - аэродинамическая, обеспеченная, в частности, интегрированной компоновкой и наплывами в корневой части крыла. Развитие - Су-30МКИ с управляемым вектором тяги и возможностью дифференцированного отклонения тяги двигателей. В ВВС России - более 300 Су-27.

МиГ-31


Руководитель независимого австралийского аналитического центра «Air Power Australia» доктор Карло Копп сравнив возможности ЗРК С-400 «Триумф» и F-35, сделал вывод, что он не может составить достойную конкуренцию новейшим российским средствам ПВО и станет для них лёгкой добычей.

Поводом для критики стали виртуальные поединки американских и российских истребителей в рамках секретных учений Pacific Vision-2008, которые были проведены в августе 2008 года на авиабазе ВВС США Хикэм на Гавайских островах. Информация об убедительной победе Су-35 просочилась в прессу через австралийское военное ведомство, представители которого присутствовали на учениях. В данной связи руководитель программы F-35 генерал-майор Чарльз Дэвис (Charles Davis) выступил с категорическим опровержением критических публикаций и заявил, что в ходе учений решались совершенно иные задачи.

Предполагается выпустить более 3000 самолетов для США и союзников.

Как ожидается, первый истребитель будет принят на вооружение в 2016 году, однако, по последним оценкам, этот срок может быть перенесен на более позднее время.

Российские проработки 5-го поколения

МиГ 1.44


Самолет для проверки решений по теме истребителя 5-го поколения МиГ 1.42.

Строился на тех же подходах, которые первоначально были у американцев: сверхманевренность, крейсерский сверхзвук, радар и лишь в последнюю очередь - малая заметность. Полетел, но к тому времени стало понятно, что концепция не годится.


Удалось реально решить проблемы обратной стреловидности. Самолет использовался для обкатки технологий и решений 5-го поколения. Например, на нем испытывался внутренний отсек вооружения для Т-50.

Российский самолет 5-го поколения Т-50


Весь перечень свойств 5-го поколения. Двигатели смещены в вертикальной плоскости, как у F-23. Большой отсек вооружения. Радар с фазированной решеткой, оптический пеленгатор, длинноволновые радары.

На Т-50 применен весь спектр последних достижений аэродинамики и динамики полета для достижения сверхманевренности:

  • Управляемые воздухозаборники с пространственным сжатием потока, хорошо работающие как на больших углах атаки, так и при больших углах скольжения.
  • Маленькие цельноповоротные кили.
  • Подвижные части наплыва крыла
  • Оригинальная схему горизонтального оперения, которая гарантирует безотрывное его обтекание на больших углах атаки за счет перетекания воздуха из зоны под крылом, на верхнюю поверхность стабилизатора.
  • Оптимальное разнесение двигателей со всеракурсным соплом и большое количество поверхностей управления, что обеспечивает непосредственное управление аэродинамическими силами по всем координатам.

В скором времени должен полететь второй, а затем и третий опытный экземпляры. Затем предполагается выпуск 6 предсерийных самолетов для войсковых испытаний.

Китайский самолет J-20


Слабое сторона китайских истребителей - отсутствие собственных достаточно мощных двигателей. Ресурс китайского двигателя WS-10, скопированного с АЛ-31Ф в 2009 составлял 30 часов. Мощность его мала для бесфрсажного сверхзвукового полета, тем более такого крупнного самолета, как J-20. На нем нет УВТ. Соответственно, нет вклада УВТ в маневренность. Сомнения существуют и в возможности достижения аэродинамической сверхманевренности.

Заметны усилия по достижению малой заметности, однако некоторые решения сводят их на нет. Схема самолета во многом напоминает варианты проектов МиГ 1.42 - переднее горизонтальное оперение, верхние и нижние кили на выносных балках. Нижние кили, например, иногда называют "эротической мечтой локаторщика".

"Попытка скрестить «ужа с ежом», т.е. носовую часть, воздухозаборники и схему высокоплана от F-22 с хвостовой частью 1.42, а также желание выделить побольше места под отсек вооружений, размещенный между каналами воздухозаборников, привело к продольной балансировочной схеме «утка» с сильно разнесенными ПГО и крылом, которая вряд ли может быть применена на высокоманевренном истребителе 5-ого поколения.

С другой стороны, увеличение отношения длины фюзеляжа к его миделю примерно на 20% по сравнению с Т-50 и F-22 непосредственно указывает на желание улучшить аэродинамические характеристики самолета на небольших сверхзвуковых скоростях и одновременно увеличить транспортную эффективность. Это еще один довод в пользу того, что мы имеем дело с перехватчиком, второй функцией которого, судя по всему, является атака авианосных соединений"

Японский самолет Mitsubishi ATD-X Shinshin


Первый полет предполагается в 2014 году.

Самолет построен с применением стелс-технологий и использует композиционные материалы. Истребитель будет иметь два турбореактивных двигателя и сможет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. ATD-X будет использовать РЛС с АФАР.

Проработки 6-го поколения


18 октября, 2002 года в США был представлен новый летательный аппарат - прототип фирмы Boeing "Bird of Prey". Самолет произвел впечатление, однако помня как менялась концепция 5-го поколения, нельзя утверждать, что 6-е будет выглядеть так, как представляется в настоящее время.

Появилась информация о еще одном проекте самолета 6-го поколения фирмы Boeing.


Это ударный самолет F/A-XX.

В целях снижения радиолокационной заметности самолета предполагается плавное сопряжение крыла с фюзеляжем, а также отсутствие горизонтального оперения.


Создан 13 июл 2012