Сегодня государство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры. Все финансовые меры правительства направлены не только на прямое увеличение финансовых возможностей субъектов предпринимательской деятельности, но также имеют стимулирующий характер и призваны направить их развитие с учётом общенациональных интересов. Государство поддерживает малые и средние предприятия, как правило, в таких сферах, как инвестиции, занятость, нововведения, экспорт, региональное размещение производства и опирается на разнообразный арсенал финансовых рычагов. Необходимо отметить, что данный вид финансирования является очень существенным и важным. Так же необходимо отметить и то, что данный вид финансирования в нашей стране развит пока слабо, хотя определенные шаги в этом направлении все-таки делаются, что дает надежду на то, что данный вопрос в скором будущем будет развит в совершенстве.

Конкретные методы государственного влияния на увеличение финансовых возможностей малого и среднего предпринимательства можно разделить на три группы: прямые, непрямые и финансирование через товарищества рискованного капитала.

Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета иди бюджета субъекта Российской Федерации.

Данный вид финансирования предпринимательской деятельности носит строго целевой характер, получающий закрепление в актах государственных органов. Расходование средств не по целевому назначению следует рассматривать в качестве нарушения обязательства со стороны получателя ассигнований и может служить основанием для применения мер ответственности.

В целях обеспечения контроля за целевым использованием государственных средств они отражаются на отдельных субсчетах по кредиту счета 96 «Целевые финансирование и поступления». Для организаций, выполняющих государственный заказ за счет средств федерального бюджета, предусмотрена обязанность вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному заказу1.

Государственное финансирование осуществляется в нескольких формах.

Так, финансирование государством может осуществляться прямыми и непрямыми методами.

Итак, что же относится к прямым методам финансирования?

Во-первых, это субсидии. Что же такое субсидии? Это вид неоплачиваемой помощи, которая предоставляется в основном крупным фирмам.

Субсидии для малых предприятий имеют региональный характер. Они выдаются местными властями и имеют целевое назначение. Наиболее распространённые из них:

  • - предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам;
  • - предоставление дотации, субсидии, субвенции физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации:
  • - предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям, в случае недостаточности собственных средств на выполнение плана-заказа:
  • - предоставление бюджетных кредитов юридическим лицам (и том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек но уплате налогов и других обязательств).

Далее хотелось бы сказать о том, что одним из наиболее важных направлений государственного финансирования является обеспечение денежными средствами государственных нужд. Общие правовые и экономические принципы и порядок финансирования государственных нужд установлены рядом законов. Это Федеральный закон от 13 декабря 1994 г., 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и другие законы.

Так что же такое государственные нужды? Дадим им определение. Итак, Государственные нужды - это потребности Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.

Целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Порядок разработки и реализации федеральных целевых и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, а также формы иных необходимых документов (календарный план выполнения работ по государственному контракту, протокол соглашения о контрактной цене (смете) по государственному контракту, бюджетные заявки и рекомендации по их заполнению и др.) утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 584 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

В целях организации работы по выполнению целевых программ и иных государственных нужд устанавливаются государственные заказчики. Их роль немного специфична, а выражается это в следующем. Дело в том, что государственные заказчики не выступают в роли самостоятельных хозяйствующих субъектов, они лишь выполняют функцию по обеспечению реализации программ, иных государственных нужд, действуя от имени и в интересах государства в пределах предоставленной им компетенции. Исходя их этого можно сделать вывод о том, что государственные заказчики являются главными распорядителями бюджетных средств. В заключении хотелось бы добавить, что целевые программы и государственные заказчики утверждаются Правительством Российской Федерации.

Для выполнения целевых программ и обеспечения иных государственных нужд заключаются государственные контракты. Государственный контракт представляет собой такой договор, заключенный органом государственной власти или государственным заказчиком от имени РФ, субъекта РФ с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд1.

Совокупность заключенных государственных контрактов представляет собой государственный заказ.

Утвержденные целевые программы и иные государственные нужды финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также привлекаемых для выполнения программ внебюджетных источников: взносов участников реализации программ, целевых отчислений от прибыли организаций, заинтересованных в осуществлении программ, средств внебюджетных фондов и других поступлений.

Перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, представляется Правительством Российской Федерации на утверждение в Федеральное Собрание в составе федерального бюджета на очередной финансовый год. Так, Перечень федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 1999 год приведен в Приложении № 3 к Федеральному закону от 22 февраля 1999 г. № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год».

Финансирование закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, а также с учетом реального поступления в бюджет финансовых ресурсов. Финансирование осуществляется Министерством финансов РФ путем перечисления денежных средств государственным заказчикам в пределах бюджетных назначений.

Для определения объемов бюджетного финансирования государственный заказчик ежемесячно, не позднее 20 числа месяца, предшествующего планируемому, представляет в соответствующий департамент отраслевого финансирования Министерства финансов РФ информацию (заявку) о потребности в средствах, необходимых для финансирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд.

Полученные из бюджета средства должны расходоваться главными распорядителями средств строго по целевому назначению. Средства, направленные не по целевому назначению, засчитываются Минфином РФ в счет текущего финансирования и в дальнейшем не компенсируются. Контроль за строго целевым расходованием указанных средств осуществляется Главным управлением федерального казначейства и Контрольно-ревизионным управлением Минфина РФ.

Отношения между государственным заказчиком и исполнителем (поставщиком, подрядчиком) регулируются договором, в котором предусматривается и порядок финансирования. Например, в договоре подряда на строительство объектов для государственных нужд необходимые финансовые средства определяются в контракте с разбивкой по годам в соответствии с календарным планом строительства и сроками ввода в действие мощностей и объектов. В случаях уменьшения размера финансовых ресурсов на очередной год или нарушения непрерывности финансирования срок строительства уточняется сторонами. При этом государственный заказчик возмещает подрядчику убытки.

Кроме финансирования целевых программ и иных государственных нужд государство осуществляет мероприятия по оказанию финансовой помощи и поддержки хозяйствующих субъектов и отраслей, деятельность которых, с одной стороны, является жизненно необходимой для удовлетворения публичных интересов общества, а с другой - не может осуществляться без притока денежных средств извне. Финансовая помощь и поддержка может осуществляться путем финансирования определенных затрат организаций (селективное санирование) или отраслей в целом, потребностей субъектов Российской Федерации путем предоставления дотаций, субсидий, субвенций. Дадим им определения.

Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Например, в бюджете 1998 года было предусмотрено выделение дотаций субъектам Российской Федерации на содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования.

Субсидии - что бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Государством, например, субсидируются программы и мероприятия по развитию животноводства, растениеводства и другие затраты.

Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Правовые основы выделения субвенций устанавливает Закон РФ от 15 июля 1992 года № 3303-1 «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу».

Субвенционное финансирование хозяйственной деятельности осуществляется путем выделения инвестиционных субвенций, направленных на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширенным воспроизводством. Условием предоставления инвестиционных субвенций из федерального бюджета является недостаточность дохода бюджетов региона для обеспечения денежными средствами инвестиционной и инновационной деятельности, что подтверждается заключением Министерства финансов РФ.

Субвениионное финансирование осуществляется только в отношении инвестиционных проектов и программ, прошедших экспертизу и получивших одобрение Министерства экономики РФ. Субвенционное финансирование осуществляется в форме долевого участия федерального и регионального бюджетов и не ведет к изменению форм собственности на финансируемые с их помощью объекты.

Порядок предоставления субвенций определен законодательством.

Инициатива п получении субвенции должна исходить от самого адресата, то есть органов представительной власти субъекта Российской Федерации.

Инициатива реализуется путем представления запроса, включающею экспертное заключение, в Министерство финансов РФ до 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году. В срок до 15 сентября Министерство финансов РФ выносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ одобренные в соответствующих комиссиях и комитетах предложения о предоставлении субвенций по конкретным программам. Сводное заключение о предоставлении инвестиционных субвенций из федерального бюджета выносится на рассмотрение и утверждение Федерального Собрания в составе федерального бюджета.

Основанием возникновения конкретного обязательства о предоставлении субвенции следует считать Федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год, а также договор, заключаемый между органом, предоставившим субвенцию, и ее получателем. В роли органа, предоставляющего субвенции из федерального бюджета, выступает от имени Российской Федерации Министерство финансов РФ. Действия государства при этом следует рассматривать как деятельность собственника средств федерального бюджета (государственной казны) по распоряжению собственностью в публичных интересах. В качестве получателя денежных средств, а следовательно, и стороны обязательства выступает высший орган власти субъекта Российской Федерации. Анализируемое правоотношение представляет собой хозяйственно-управленческое обязательство.

В договоре о предоставлении конкретной субвенции должны быть зафиксированы ее назначение, объем, получатель, порядок и условия предоставления. Праву органа, предоставившего субвенцию, контролировать се использование, корреспондирует обязанность получателя субвенции отчитаться об ее использовании в течение месяца после утверждения отчета об исполнении соответствующего бюджета.

Ответственность за неисполнение условий предоставления и использования субвенций во многом предопределяется целевым характером их выделения. В соответствии со ст. 3 Закона субвенция, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается. Решение о возврате субвенции или досрочном Прекращении субвенционного финансирования оформляется решением органа, ее предоставившего. Оно должно быть принято не позднее трех месяцев после получения отчетности об использовании субвенции или по истечении срока отчетности. Предоставление субвенций из федерального бюджета может быть также прекращено в случае нарушения органами представительной власти субъектов РФ норм налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации.

Особенностью ответственности в отношениях субвенционного финансирования следует считать бесспорный порядок ее реализации. В соответствии с действующим законодательством, возврат субвенции осуществляется в бесспорном порядке за счет средств получателя субвенции в трехмесячный срок после принятия соответствующего решения.

Определенные особенности имеет финансирование казенных предприятий.

Правовые основы такого финансирования закреплены в Постановлении Правительства РФ от 6 октября 1994 г. N5 1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)».

В основном финансирование деятельности казенных предприятий осуществляется за счет доходов от реализации продукции (работ, услуг). При их недостаточности заводу выделяются средства из федерального бюджета на:

  • - реализацию плана развития завода (в том числе осуществление государственных инвестиционных программ, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ);
  • - содержание объектов социальной инфраструктуры;
  • - компенсацию убытков от выполнения плана-заказа.

Указанные средства на финансирование казенных предприятий предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой.

Решение о выделении предприятию средств из федерального бюджета принимается Правительством РФ по представлению Министерства экономики РФ и Министерства финансов РФ. Выделение предприятию бюджетных средств производится только после представления уполномоченным органом указанным министерствам сведений об их расходовании и общих результатах хозяйственной деятельности предприятия за предыдущий период.

Не использованные казенным предприятием по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет. Предприятие представляет уполномоченному органу отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ассигнований.

Порядок осуществления государственного кредитования предпринимательской деятельности зависит от субъекта, которому предоставляются денежные средства.

Государственным и муниципальным унитарным предприятиям могут предоставляться процентные и беспроцентные бюджетные кредиты на условиях и в порядке лимитов, которые предусмотрены соответствующим бюджетом.

Получатели обязаны вернуть бюджетный кредит, а также предоставить информацию и отчет о его использовании в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов. Органы, исполняющие бюджет, ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов.

Хозяйствующему субъекту, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, бюджетный кредит предоставляется на основании договора на условиях возмездности и обеспеченности. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя.

Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита, а также на проверку его целевого использования в любое время действия кредита. Кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.

Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Осуществление операций и платежей за счет средств бюджетного кредита осуществляется заемщиком самостоятельно в соответствии с целями кредита и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Одной из форм государственного кредитования является изменение срока уплаты налогов и сборов (глава 9 Налогового кодекса РФ), Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, регулируется Приказом Минфина РФ от 30 сентября 1999 г. № 64н.

Нормами Бюджетного кодекса РФ предусмотрена ответственность за нарушения, связанные с предоставлением (на возвратной и безвозвратной основе) и использованием государственных денежных средств.

Мерами ответственности являются предупреждение, наложение штрафов, взыскание пени, процентов за пользование бюджетными средствами, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств.

Кредитование предприятий представляет собой одну из форм финансового обеспечения предпринимательской деятельности, связанного с привлечением среднего капитала.

Кредитование предприятий осуществляется на основании принципов срочности, возвратности, платности, материально обеспеченности.

Принцип срочности означает, что все кредиты делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные в зависимости от срока на который они предоставляются. В российской финансовой практике разграничиваются лишь краткосрочные ссуды до одного года, а среднесрочные и долгосрочные рассматриваются как ссуды на срок более одного года.

Принцип возвратности означает, что кредит подлежит возврату или погашению заемщикам в полном объеме.

Принцип платности означает, что кредит предоставляется заемщику с условием его возврата с процентами, которые формируют прибыль кредитной организации.

Принцип материальной обеспеченности означает, что заемщик гарантирует кредитору возврат кредита, а при отказе в выполнении этого требования кредитор должен иметь основание для изъятия из оборота заемщика незаконно удерживаемых средств в размере займа. Кредит может не иметь материального обеспечения, если кредитор абсолютно уверен в платежеспособности и обязательности заемщика.

Предоставлению кредита предшествует проверка банком кредитоспособности предприятия (возможности возвращения размера кредита и оплаты ссудных процентов).

Оценка кредитоспособности предполагает использование показателей, характеризующих деятельность заемщика с точки зрения возможности погашения кредита.

Оценка кредитоспособности происходит с помощью следующих источников информации: материалов, полученных непосредственно от клиента; материалов о клиенте, имеющихся в архиве банка; сведений, сообщенных теми, кто имел деловые контакты с клиентом; отчетов и других материалов частных и государственных учреждений.

Получая информацию об изучении банком материалов и сведений, полученных непосредственно от клиентов, эксперты кредитного отдела обращаются к архивам своего банка. Если клиент уже получал ранее кредит в банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга и других нарушениях.

Анализ условий кредитования предполагает изучение следующих моментов.

  • 1. Характер заемщика. Он включает репутацию заемщика, степень ответственности и желание погасить долг. Эти факторы имеют самое большое значение при определении кредитоспособности. Поэтому кредитные инспектора очень тщательно изучают кредитную историю заемщика, его поведение в тех или иных ситуациях, используя всевозможные источники информации.
  • 2. Платежеспособность. О платежеспособности клиента судят на основе анализа развития его бизнеса и финансовых возможностей заемщика, которые определяют его способность погасить долг. Платежеспособность определяется с помощью тщательного анализа доходов, расходов и перспектив их изменения в будущем.
  • 3.Капитал. Изучение капитала хозяйства также играет важную роль в определении кредитоспособности заемщика. Особенно важно кредитному инспектору выяснить соотношение суммы долга с размерами активов клиента, его оборотным капиталом, выяснить состояние дебиторской задолженности.
  • 4.Обеспечение представлено активами, которые клиенты могут предложить в залог, чтобы получить кредит. Кредитные работники изучают все возможные способы обеспечения, его количество, качество и возможность реализации в случае непогашения кредита.
  • 5. Условия. При изучении кредитоспособности заемщика принимаются во внимание также общие экономические условия, определяющие экономическое положение в стране, особенности развития бизнеса в различных секторах и регионах и оказывающие влияние на положение, как банка, так и заемщика. Инструкция ЦБ РФ от 1.октября 1997г. №1 «О порядке регулирования деятельности банков»

Оценка финансовой устойчивости в отличие от понятий «платежеспособность» и «кредитоспособность», понятие «финансовая устойчивость» -- более широкое, так как включает в себя оценку разных сторон деятельности предприятия.

Надежным заемщикам могут открыть кредитную линию, кредитовать контокоррентному счету. Кредитование неустойчивых заемщиков осуществляется при, наличии соответствующих форм обеспечительных обязательств. Предоставление кредита ненадежным клиентам связано для банка с серьезными рисками. Таким хозяйствам банки стараются кредиты не выдавать, если же выдают, то размер ссуды не должен превышать размера уставного капитала и процентная ставка за кредит устанавливается на высоком уровне.

Банк, прежде чем предоставить кредит, определяет степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, который может быть предоставлен Новикова Н.А. 100 вопросов о кредите: теряем или преобретаем?/Н.А. Новикова, Н.В. Орлова.- Ростов н/Д: Феникс, 2006. С.184..

Для получения кредита предприятие заключает с кредитной организацией кредитный договор.

Кредитная документация - это составляемые клиентом и банком документы, которые сопровождают кредитную сделку с момента обращения клиента в банк и до погашения ссуды.

К кредитным документам, составляемым клиентом, относятся: кредитная заявка; технико-экономическое обоснование; заявление на получение ссуды; финансовый отчет; отчет о движении кассовых поступлений; внутренние финансовые отчеты; внутренние управленческие отчеты; прогноз финансирования; налоговые декларации; бизнес-планы; срочные обязательства; договор о залоге (гарантийные письма, страховые полисы); сведения о заложенном имуществе.

К документам, носящим двусторонний характер, относится кредитный договор.

Для оценки риска сделки банку важно также иметь представление о таких характеристиках ссуды, как вид, срок, порядок выдачи и погашения, способ обеспечения возвратности, а также кредитоспособность клиента (уровень его основных финансовых показателей, объемы реализации, прибыли, собственных средств), его организационно-правовая форма, характер взаимоотношений с банком (наличие расчетного счета в данном или в другом банке, ссудной задолженности). Полнота освещения указанных пунктов в кредитной заявке зависит как от объема и срока ссуды, так и от степени информированности банка о клиенте Типенко Н. Г., Соловьев Ю. П., Панич В. Б. Оценка лимитов риска при кредитовании корпоративных клиентов//Банковское дело, 2008, №10, С.28..

В отличие от кредитной заявки заявление на получение ссуды оформляется клиентом после принятия банком положительного решения по запрашиваемому кредиту.

Заявление - это юридический документ, содержащий просьбу клиента предоставить ему кредит в определенной сумме и на определенный срок. Для банка заявление служит мемориальным ордером, оформляющим предоставление ссуды со ссудного счета клиента. Заявление подшивается в документы дня.

Финансовый отчет включает баланс банка и счет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.).

Отчет о движении кассовых поступлений основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т. д.

Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).

Внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании. Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.

Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).

Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.

Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д. В частности, документ должен включать:

  • - описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая патенты, лицензии); планы исследований и разработок и т. д.;
  • - отраслевой и рыночный прогнозы (описание рынков, других компаний, которые предлагают аналогичный продукт, государственное регулирование соответствующих отраслей, преимущества и слабые стороны конкурентов);
  • - планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению продукта на рынок и т. д.);
  • - план производства (потребность в производственных мощностях и рабочей силе, имеющееся оборудование и т. д.);
  • - план менеджмента (структура компании, руководящие органы, консультанты и т. п.);
  • - финансовый план (прогноз операционного и инвестиционного бюджетов, прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).

Заключение на кредитную заявку представляет собой типовой бланк, заполняемый кредитным работником на основании изучения просьбы клиента. В нем содержится положение и показатели, характеризующие оценку банком юридического статуса и финансового положения заемщика. В числе общих положений указывается: организационно-правовая форма клиента; наименование банка, где открыт его расчетный счет; наличие задолженности по ссудам, в т.ч. выданным другими банками.

Финансовое состояние клиента выражается в показателях его кредитоспособности: уровни коэффициента покрытия, коэффициента ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными средствами; объемы реализации, прибыли, активов, просроченных платежей. В своем заключении кредитный работник дает также оценку управления и состояния учета, отмечает соответствие целевой направленности ссуды приоритетам кредитной политики банка, предлагает целесообразные для данного случая способы обеспечения возвратности кредита. Завершается документ проектом решения: выдать ссуду (отказать в выдаче ссуды).

Особое место среди кредитных документов принадлежит кредитному договору, регулирующему весь комплекс взаимоотношений банка с клиентом. Как правовой документ кредитный договор должен соответствовать весьма жестким требованиям по оформлению, структуре, четкости формулировок. Именно поэтому оправданно существование типовых форм кредитных договоров применительно к различным видам кредитов. В выработке наиболее приемлемых структур кредитного договора и формулировок всех его пунктов активное участие должны принимать юристы. Их участие необходимо также при внесении изменений или дополнений в договор.

Основываясь на типовой форме, банки обычно разрабатывают собственные варианты кредитных договоров. Их может быть несколько, причем основное их отличие друг от друга сводится, как правило, к тому или иному механизму обеспечения погашения кредита.

Договоры подобного рода обычно относятся к коммерческой тайне банка.

Российские банки уже накопили определенный опыт составления кредитных договоров. Однако эта сторона их деятельности еще далека от совершенства, при чем как в правовой, так и в экономической части. В одном и том же банке для однородных ссуд нередко используются разные по форме кредитные договоры; многие их пункты неконкретны, а взаимные обязательства сторон сформулированы нечетко. Часто допускаются небрежности в оформлении (отсутствуют то печать одной из сторон, то указание должностного положения лиц, подписавших договор; отдельные пункты не заполнены и не прочеркнуты, название документа различно в разных случаях и т.д.).

В экономическом плане кредитные договоры отличаются повышенным формализмом: не отражают специфики взаимоотношений банка с клиентом в зависимости от качества ссуды (за исключением уровня процентной ставки); не содержат набора эффективных мер по обеспечению целевой направленности и возвратности ссуд; практически не предусматривают обязательств клиентов по поддержанию каких-либо финансовых коэффициентов на определенном уровне; в них отсутствуют нормы, регулирующие формы и методы контроля банком финансового положения и иных характеристик заемщика.

К кредитной документации относятся также договоры о залоге, договор поручительства гарантийные письма, страховые полисы.

Договор о залоге должен соответствовать требованиям закона "О залоге". В документе должны быть отражены: вид залога (остается во владении залогодателя или передается во владение залогодержателя), состав и стоимость заложенного имущества; права и обязанности сторон применительно к разным видам залога (в т.ч. право распоряжения заложенным имуществом); виды контроля со стороны банка за сохранностью заложенного имущества (при владении им залогодателем); момент возникновения права банка обратить взыскание на предмет залога; порядок обращения взыскания. Содержание договора о залоге дифференцируется по видам залога: заклад, залог товарно-материальных ценностей без права их расходования; залог товаров в обороте или переработке.Федеральный закон «О залоге» от 29.05.92 г. № 2872 - 1 (в ред. от 19.07.2007 г.) // СПС «Консультант плюс»

Гарантийные письма и страховые полисы также должны соответствовать определенным требованиям правового и экономического характера. В правовом аспекте они должны четко определять отношения сторон, что позволяет защитить их интересы. В этой связи положительно должна быть оценена практика заключения трехсторонних договоров поручительства и договоров страхования. Включение банка в число участников таких договоров повышает их эффективность, поскольку не позволяет изменять условия взаимоотношений заемщика и поручителя (гаранта, страховщика) без ведома банка. Важное значение имеет правильное оформление гарантийных писем, договоров страхования или поручительства (наличие печати, указание должностного положения лиц, подписавших документы, подписи этих лиц и т.д.). При использовании банковских гарантий необходимо заключение соответствующих межбанковских договоров (соглашений).

В экономическом аспекте эффективность гарантий (поручительств) и страхования кредитного риска зависит от кредитоспособности организаций, гарантирующих возврат ссуд. Поэтому банкам необходимо обладать навыками анализа кредитоспособности гаранта (поручителя) или страховой организации. В зарубежной практике гарантии часто сопровождаются залогом имущества гаранта. Одновременно банк до выдачи ссуды организует встречи с представителями гарантов для выяснения их готовности выполнить свои обязательства в случае непогашения ссуды заемщиком Деньги. Кредиты. Банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина, - 2-изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - С.146 с..

Основываясь на общепринятой документации, предоставляемой клиентом для получения кредита, каждый банк сам определяет для заемщика пакет документов, наиболее отвечающий требованиям банка.

Финансирование и кредитование представляют собой способы обеспечения денежными средствами предпринимательской деятельности.

Финансирование - это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления какой-либо деятельности. Принципами безвозвратности и безвозмездности финансирование отличается от кредитования, предусматривающего предоставление средств на условиях возвратности и возмездное(tm) (платности).

Правовой режим инвестирования отличается от финансирования главным образом тем, что инвестор приобретает право собственности на объект инвестиционной деятельности. При финансировании право собственности у субъекта, предоставившего денежные средства, не возникает. Кроме того, инвестициями могут быть любые материальные и нематериальные ценности, финансирование же осуществляется денежными средствами. Можно проследить различия и по целям деятельности (инвестиционная, как правило, ориентирована на получение прибыли), по субъектам этой деятельности.

Классификацию видов финансирования можно провести по ряду оснований. Так, в зависимости oт источника финансирования, под которым следует понимать источник получения денежных, финансирование делится на государственное; самофинансирование; банковское; коммерческое .

В рыночных условиях хозяйствования государство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры. Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Рассматриваемый вид финансирования носит строго целевой характер. Расходование средств не по целевому назначению может служить основанием для применения мер ответственности.

Государственное финансирование осуществляется в следующих формах:

· предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам;

· предоставление дотаций, субсидий, субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

· предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям на выполнение плана-заказа в случае недостаточности для этого их собственных средств

Финансовая помощь и поддержка со стороны государства может заключаться в финансировании определенных затрат организаций или отраслей в целом путем предоставления дотаций, субсидий, субвенций . Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.

Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств ю/л или другому бюджету на возвратной и возмездной основе .П орядок осуществления государственного кредитования предпринимательской деятельности зависит от субъекта, которому предоставляются денежные средства. Государственным и муниципальным унитарным предприятиям могут предоставляться процентные и беспроцентные бюджетные кредиты на условиях и в порядке лимитов, которые предусмотрены соответствующим бюджетом. Получатели обязаны вернуть бюджетный кредит, а также предоставить информацию и отчет о его использовании в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов. Органы, исполняющие бюджет, ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов.

Хозяйствующему субъекту, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, бюджетный кредит предоставляется на основании договора на условиях возмездности и обеспеченности . Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Обязательным условием выделения бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя. Кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее выделенным на возвратной основе бюджетным средствам. Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Осуществление операций и платежей за счет средств бюджетного кредита осуществляется заемщиком самостоятельно в соответствии с целями кредита и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Организациям определенных видов деятельности государственные средства предоставляются на льготных условиях.

Иной порядок выделения государственных средств на возвратной, срочной и платной основе предусмотрен для реализации высокоэффективных контрактов на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт . Его особенности заключаются в следующем:

· отбор претендентов для получения государственных средств в данном случае происходит на конкурсной основе;

· предоставление бюджетных ссуд осуществляется под поручительство исполнительного органа соответствующего субъекта Российской Федерации.

Условиями предоставления на конкурсной основе государственных средств под высокоэффективные контракты являются: возвратность, платность, срочность, целевое предоставление средств и обеспеченность. Средства могут расходоваться заемщиком только на цели, указанные в соглашении (где указываются номера контрактов, перечисляются виды продукции и т.п.).

За несвоевременный возврат государственных средств наступает финансовая санкция - Министерство финансов РФ имеет право сократить или прекратить предоставление заемщику всех форм государственной поддержки. При обнаружении фактов нецелевого использования средств Минфин имеет право приостановить выдачу средств заемщику.

Одной из форм государственного кредитования является изменение срока уплаты налогов и сборов. Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, регулируется налоговым законодательством.31. имущественная основа предпринимательской деятельности

Имущественную основу хозяйствования составляет право собственности. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом . Раскрывая содержание права собственности, законодатель в ст. 209 ГК РФ отмечает, что "собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом ". Общие положения о праве собственности, основания приобретения, прекращения права собственности закреплены в ГК РФ. Положения о реализации права собственности при осуществлении субъектами предпринимательской деятельности развиты и детализированы в многочисленных законодательных и подзаконных актах.

В соответствии со ст. 8 Конституции в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности . Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, а также владения, пользования и распоряжения им в зависимости от формы собственности устанавливаются лишь законом. Закон также определяет виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Субъектами частной собственности являются граждане и юридические лица. Применительно к сфере предпринимательства следует отметить, что граждане-предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, на базе которого они осуществляют хозяйствование. Используемое в предпринимательской деятельности имущество, принадлежащее гражданам-предпринимателям и организациям, обособляется от имущества иных лиц. Юридической формой обособления имущества юридических лиц выступает закрепление его на самостоятельном балансе у коммерческих организаций или в смете у некоммерческих. Создавая филиалы и представительства, организации передают им часть имущества, которое отражается на отдельном балансе структурного подразделения; при этом имущество остается собственностью юридического лица.

Имеющееся у субъектов предпринимательской деятельности имущество подлежит оценке. Существуют различные способы проведения оценки и разные виды стоимости. Так, оценка имущества может проводиться в целях статистического наблюдения, для формирования бухгалтерской отчетности, при инвентаризации, для целей налогообложения, при переоценке, при выявлении ущерба, при страховании. Оценка имущества субъектом осуществляется на различных стадиях предпринимательской деятельности: при передаче на баланс, при продаже, при ликвидации организации.

Имущество граждан-предпринимателей и организаций служит основой реализации ответственности по их обязательствам. Действующее законодательство установило правило полной имущественной ответственности. Согласно ст. 56 ГК РФ юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Правила об имущественной ответственности граждан, в том числе предпринимателей, закреплены ст. 24 ГК РФ: "Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством".

Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты РФ, а муниципальной собственности - муниципальные образования. Действующее законодательство восприняло теорию множественности субъектов государственной собственности, а также ее деления на два уровня: федеральную собственность и собственность субъекта РФ. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Право хозяйственного ведения представляет собой производное от права собственности вещное право юридических лиц-несобственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия. Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. Закрепляя имущество за предприятиями, собственник передает им часть своих правомочий. Правомочие пользования осуществляется предприятием в соответствии с целями деятельности и назначением имущества. Реализация правомочия распоряжения закрепленным имуществом имеет следующие особенности. В соответствии со ст. 295 ГК РФ предприятие вправе самостоятельно, без согласия собственника, распоряжаться движимым имуществом, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Что же касается недвижимого имущества, то предприятие вправе его продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться им только с согласия собственника.

Право оперативного управления представляет собой производное от права собственности вещное право. В соответствии со ст. 296 ГК РФ субъектами права оперативного управления могут быть только казенные предприятия и учреждения . Казенное предприятие вправе распоряжаться имуществом, как движимым, так и недвижимым, лишь с согласия собственника. Самостоятельно предприятие вправе реализовать только производимую им готовую продукцию, если иное не установлено федеральным законом или иными правовыми актами.

Понятие и виды финансирования предпринимательской деятельности

Обеспечение предпринимательской деятельности необходимыми финансовыми ресурсами возможно в следующих правовых формах: финансирование и кредитование предпринимательской деятельности, самофинансирование, а также использование добровольных взносов от иных субъектов.

Рыночные механизмы осуществления предпринимательской деятельности основной акцент переносят на такие формы, как кредитование и самофинансирование.

Обеспечение потребности в финансовых ресурсах посредством кредитования представляется возможным для организаций, имеющих определенную финансовую устойчивость, занимающих стабильное положение на рынке товаров, работ и услуг. Для иных субъектов предпринимательской деятельности основной формой обеспечения остается самофинансирование за счет собственных финансовых ресурсов, а также за счет привлеченных денежных средств по иным основаниям. Основным источником самофинансирования организации является чистая прибыль, оставшаяся после уплаты налога на прибыль с валовой прибыли организации, и направляемая в соответствии с действующим законодательством, учредительными документами юридического лица, учетной политикой организации на различные цели. В настоящее время не установлены нормативы распределения чистой прибыли организации, что предполагает произвольную форму распределения прибыли, из которой формируются фонды накопления, фонды потребления, а также резервные (страховые) и иные фонды. Если же фонды не создаются, то в целях обеспечения планового расходования средств составляются сметы расходов на развитие производства, социальные нужды работников, материального поощрения и т.д.



Вместе с тем определенный интерес с позиции финансового обеспечения представляет и система бюджетного финансирования, которая в последние годы претерпела существенные изменения. В современных условиях осуществления предпринимательской деятельности субъекты могут использовать различные источники для финансового обеспечения расширенного воспроизводства, в том числе средства бюджетов различного уровня бюджетной системы. Использование бюджетных средств в форме финансирования осуществляется в основном в рамках приоритетных государственных программ развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта и иных сфер, связанных с удовлетворением социальных потребностей. В основе финансирования заложены публичные интересы государства. Вместе с тем бюджетное финансирование предпринимательской деятельности необходимо субъектам, которые находятся на начальном этапе осуществления предпринимательской деятельности и нуждаются в поддержке государства, а также тем, чья деятельность является заведомо убыточной.

Понятие "финансирование" не получило нормативного определения, хотя наукой финансового права данное понятие подвергается анализу с позиции правового регулирования государственных расходов. Финансирование - безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной деятельности*(843).

Финансирование предпринимательской деятельности - это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в различных формах для осуществления предпринимательской деятельности.

С позиции предпринимательского права понятие "финансирование" тесно связано с понятием "инвестирование". Понятие "инвестиции", в отличие от понятия "финансирование", закреплено в действующем законодательстве (ст. 1 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-I "Об инвестиционной деятельности в РСФСР"*(844) и другие акты).

Правовой режим инвестирования следует отличать от финансирования по следующим основным критериям. Во-первых, инвестор приобретает право собственности на объект инвестиционной деятельности. При финансировании право собственности у субъекта, предоставившего денежные средства, не возникает. Во-вторых, целью инвестиционной деятельности является получение прибыли и (или) достижение иного полезного эффекта. Целью финансирования является обеспечение нормального функционирования субъекта предпринимательской деятельности. В-третьих, в качестве инвестиций могут выступать материальные и нематериальные объекты, не изъятые из гражданского оборота. Финансирование осуществляется только денежными средствами.

В зависимости от источника финансирования, под которым следует понимать источник получения денежных средств, финансирование делится:

На государственное (за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ);

Муниципальное (за счет средств муниципального бюджета);

Самофинансирование (за счет собственных средств хозяйствующего субъекта);

Благотворительное (за счет взносов частных собственников).

Анализируя соотношение понятий "финансирование" и "кредитование", приходится признать, что нередко термин "финансирование" применяется, в том числе и в законодательстве, в широком смысле, включая банковское кредитование, когда имеется в виду не правовой режим получения средств, а их общий объем независимо от источников. В этом случае кредитование можно рассматривать как часть финансирования. Вместе с тем кредитование выступает как самостоятельное звено в финансовой системе и имеет особые специфические признаки.

В соответствии с БК РФ можно выделить основные направления получения и использования бюджетных средств:

Получение бюджетных средств в счет оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам (ст. 70-73 БК РФ);

Получение финансовой помощи из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в форме субвенций и субсидий (ст. 78 БК РФ);

Получение бюджетных средств на возмездной и возвратной основе в форме бюджетных кредитов (ст. 76-77 БК РФ).

Правовые основы бюджетного финансирования предпринимательской деятельности

Государственные или муниципальные денежные средства, аккумулированные в бюджетах соответствующего уровня, в основном направляются на финансирование государственных или муниципальных расходов. Спецификой финансирования является его безвозмездный и безвозвратный характер.

Бюджетные средства могут использоваться для финансирования мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов.

Бюджетное финансирование предпринимательской деятельности носит целевой характер и осуществляется в следующих формах:

Предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

Предоставление субсидий и субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Предпринимательская деятельность в процессе осуществления своих целей использует большое количество разных видов ресурсов. Одним из важнейших ресурсов являются финансовые ресурсы, обладание которыми позволяет предпринимателю реализовать свои планы, производить продукцию, выстраивать свои взаимоотношения с поставщиками оборудования, сырья, материалов, а также кредиторами, налоговыми органами и другими контрагентами.

Учитывая, что возможности предприятия по сравнению с его желаниями более ограничены, необходимо разобраться, откуда же оно в принципе может получать финансовые ресурсы. В целом предприятие может генерировать финансовые ресурсы за счет своей хозяйственной деятельности, а также привлекать внешние источники финансовых ресурсов. В первом случае это будет прибыль и амортизационные отчисления, которые обязаны своим происхождением умению, навыкам и опыту предпринимательской деятельности руководителей предприятия.

В качестве источников привлеченных финансовых ресурсов могут выступать:

    дополнительная эмиссия акций;

    взносы учредителей предприятия в уставный капитал предприятия;

    дотации и гранты, полученные предприятием от государства;

    «благотворительные взносы» конкурентов данного предприятия.

Как правило, структура источников финансирования предприятия меняется в зависимости от фазы делового цикла, а также этапа жизненного цикла наиболее важных видов продукции предприятия. Доля внутренних источников снижается в периоды оживления и подъема, когда повышается инвестиционная активность, и растет в периоды экономического спада, что связано с сокращением масштабов инвестирования, сокращением предложения денег, удорожанием кредита. Это вполне объяснимо, так как в случае ухудшения деловой конъюнктуры кредитные учреждения начинают переливать свой капитал в более выгодные сферы и соответственно снижают объемы финансирования промышленных предприятий. Ярким подтверждением этого могут служить также сроки предоставления кредитов в условиях инфляции, не превышающие трех лет.

В качестве внешних заемных финансовых ресурсов предприятия следует выделить следующие:

    выпуск облигаций;

    кредиты банков;

    целевой государственный кредит;

Выпуск предприятием облигаций и размещение их на финансовом рынке дает возможность привлечь дополнительные средства без потери контроля за управлением проектами предприятия, а также на приемлемых для предприятия условиях. Владельцы облигаций имеют право на фиксированный и гарантированный доход по данным ценным бумагам взамен отказа от вмешательства в дела предприятия. Доход по облигациям не зависит от дивидендной политики менеджеров предприятия, поэтому в случае неэффективных действий предприятия заемщик финансовых ресурсов не теряет доход. Для предприятия же удобно самому определить безопасные условии привлечения заемных средств, учитывая деловую конъюнктуру рынка и свои финансовые возможности. При этом предприятие само диктует плату за заемные средства, а не соглашается на условия, предлагаемые финансово-кредитными учреждениями. Конечно, предприятие должно иметь положительный имидж в глазах потенциальных покупателей облигаций, убедить их в том, что облигации являются надежным и ликвидным средством вложения средств, в противном случае ценные бумаги предприятия не будут пользоваться спросом.

Привлечение средств за счет коммерческих кредитов является наиболее распространенным способом мобилизации финансовых ресурсов предприятия. В этом случае предприятие получает возможность расширить масштабы своей деятельности, при этом отсрочив возврат средств на определенный срок за установленную плату. Характерной чертой данного способа является необходимость наличия ликвидного обеспечения или надежных гарантий для банка. Правда, необходимо учитывать, что российские банки располагают дешевыми ресурсами в ограниченном количестве, которые они могут представить предприятиям на относительно длительный срок 5-7 лет.

Рассматривая государственный кредит, следует отметить следующие его основные черты:

-Во-первых, это достаточно традиционный источник финансирования, и, следовательно, попытка получить финансирование в областной администрации или в правительстве более привычна и не требует от менеджмента новых знаний и навыков.

-Во-вторых, подготовить проект для частного инвестора на порядок сложнее, чем для государства: требования государства к раскрытию информации и подготовке инвестиционных проектов скорее формальные, чем профессиональные.

-В-третьих, государство - самый лояльный кредитор, и многие предприятия не возвращают полученные от него займы в срок без опасения быть объявленными банкротами. Если предприятие действительно располагает возможностями получить прямое государственное финансирование, гарантии или налоговый кредит, то этим необходимо воспользоваться. Наибольшие шансы на получение финансирования из государственного бюджета имеют инфраструктурные, социальные, оборонные и научные проекты предприятий, которые вследствие объективных причин не в состоянии получить доступ к финансированию из коммерческих источников.

В настоящее время широкое распространение получило также лизинговое финансирование предприятия. Суть данного метода заключается в том, что предприятие использует какое-либо оборудование в предпринимательских целях, не обладая полным правом собственности на него. В качестве платы за использование данного источника финансовых ресурсов предприятие уплачивает лизинговые платежи, а в роли обеспечения выступает само оборудование, которое остается в собственности предприятия-лизингодателя. Характерной чертой данного метода является также возможность переноса риска морального износа оборудования на владельца данного оборудования, что снижает финансовый риск предприятия в случае неблагоприятной конъюнктуры рынка или появления на рынке более совершенного оборудования. О привлекательности данного метода говорит также тот факт, что темпы роста рынка лизинговых услуг составляют около 36 % в год, а также отмена лицензирования лизинговой деятельности.

Также широкое применение имеет финансирование предприятиями поставщиками материально-технических ресурсов. Суть данного источника заключается в предоставлении отсрочки по платежам за приобретенные ресурсы, что позволяет предприятию начать использование оборудования, получить доход и расплатиться за поставленное оборудование из полученного дохода. В свою очередь, поставщик имеет возможность расширить объемы продаж своего оборудования за счет рационального управления дебиторской задолженностью своих контрагентов.