Установление дипломатических и торговых отношений с СССР

Италия - традиционный деловой партнер России. Развитие внешней торговли между Россией и Италией строится на объективных экономических предпосылках для взаимовыгодного товарооборота, прежде всего на взаимной дополняемости экономик обеих стран. Италия не имеет достаточного количества сырьевых ресурсов, необходимых для промышленного производства, а ее внутренний рынок достаточно узок, что ставит экономику Италии в тесную зависимость от внешнего рынка, где и реализуется большая часть ее промышленных и сельскохозяйственных товаров. Россия же заинтересована в получении этих товаров.

В 1900–1914 гг. внешняя торговля России с Италией развивалась быстрыми темпами, а товарооборот характеризовался резко активным торговым балансом в пользу России. Импорт России из Италии составлял всего 15–35 % от российского экспорта в Италию. Так, в 1913 г. экспорт в Италию составил 257 млн рублей, а импорт - 59 млн рублей. Удельный вес российского экспорта в Италию в общем импорте Италии в 1913 г. составил около 6,5 %, в то время как доля экспорта в Россию в общем экспорте Италии не превышала 2,4 %.

В этот период Россия ввозила в Италию в основном зерновые (пшеницу твердых сортов, рожь, ячмень), что составляло свыше 90 % всего экспорта России в эту страну, а также лесоматериалы, нефтепродукты, шелковичные коконы и другие товары.

Италия экспортировала в Россию в основном шелк, цитрусовые (апельсины и лимоны), овощи и растительное масло, в небольших количествах товары химической промышленности и серу. Итальянские машины и оборудование Россия почти не закупала.

Поскольку внешняя торговля для экономики России приобретала все большее значение, в 1912 г. у нас на государственном уровне приступили к организации представительства экономических интересов страны за рубежом. 28 мая 1912 г. был принят закон об учреждении должности четырнадцати агентов Министерства торговли и промышленности за границей, в том числе и в Италии, в городе Генуя.

16 января 1920 г. Верховный совет Антанты снял блокаду с Советской России. Этот день можно считать днем начала легальной торговли между нашими странами. 29 марта того же года в Копенгагене между делегацией Центросоюза (находившейся там проездом в Великобританию), и итальянской Лигой кооперативов было заключено первое в истории советско-итальянских торговых отношений соглашение о коммерческом обмене. Делегацию Центросоюза возглавлял нарком внешней торговли РСФСР Леонид Борисович Красин. Соглашение это носило межправительственный характер, поскольку подлежало ратификации соответствующими властями. Сделки, заключенные на основе этого соглашения, подписанного в июне 1920 г., а также дополнения к нему и стали началом товарооборота между Советской Россией и Италией.

В декабре 1920 г. была сформирована Торговая делегация Народного комиссариата внешней торговли (НКВТ), целью которой являлось установление и развитие торговых отношений между РСФСР и Италией. А уже на базе этой делегации в феврале 1921 г. было образовано Торговое представительство НКВТ в Италии.

26 декабря 1921 г. представитель правительства РСФСР В.В. Боровский и министр иностранных дел Италии Торретта подписали предварительное соглашение, которое носило полуполитический, полуторговый характер и стало первым шагом к установлению между нашими странами нормальных дипломатических отношений. Италия признавала правительство РСФСР де-факто. Обе стороны обязывались «не вводить и не поддерживать ни в какой форме блокады друг против друга; устранить все препятствия, мешавшие до сих пор восстановлению торговли между Италией и Россией…, воздерживаться от всякого акта или инициативы, враждебных по отношению к другой стороне…, воздерживаться от прямой или косвенной пропаганды вне своих границ против учреждений Королевства Италии и Российской Советской Республики». Стороны обменялись «агентами», имевшими дипломатический иммунитет.

Благодаря этим соглашениям торговые отношения были восстановлены. Но в 1920–1922 гг. из-за большого дефицита продовольствия и сырья в России советские организации в основном ограничивались импортом из Италии товаров широкого потребления. И только в 1922–1923 гг. Советская России начала экспортировать в Италию марганцевую руду, рожь, ячмень, жмых и другие товары. С августа 1923 г. Торгпредство НКВТ стало называться «Торгпредство СССР в Италии». 30 ноября 1923 г. Муссолини заявил в парламенте, что Италия не должна игнорировать роль и значение возрождающейся России и что «для признания Советской России де-юре у фашистского правительства нет никаких препятствий».

В свою очередь 18 июня 1924 г. в докладе об итогах XIII съезда РКП(б) И.В. Сталин сказал: «Обратили ли вы внимание на то, что некоторые правители в Европе стараются строить карьеру на дружбе с Советским Союзом, что даже такие из них, как Муссолини, не прочь иногда „заработать“ на этой „дружбе“. Это прямой показатель того, что советская власть стала действительно популярной в широких массах капиталистических государств».

7 февраля 1924 г. в Риме Муссолини (он был еще и министром иностранных дел) подписал вместе с полпредом СССР Н.И. Иорданским договор «О торговле и мореплавании между СССР и Италией». Этот договор аннулировал соглашение 1921 г. Италия юридически признавала Советский Союз и устанавливала с ним нормальные дипломатические и консульские отношения.

Заключение этого договора Италией шло вразрез с решением западных стран на Генуэзской конференции не устанавливать дипломатических отношений с Советской Россией до тех пор, пока советское правительство официально не признает долгов царского и Временного правительств. Но итальянское правительство пошло на этот шаг, чтобы в обмен на признание де-юре получить от Советского Союза особые экономические льготы.

Поскольку Италия не желала до определенного момента раскрывать факт нарушения генуэзского решения, переговоры до 1923 г. велись секретно и затянулись до того, что первой о дипломатическом признании СССР 2 февраля 1924 г. заявила Англия.

Советско-итальянский договор не удовлетворял притязаний Италии на получение долгов царского и Временного правительств и собственности итальянских граждан, так как советское правительство выдвинуло встречное требование о возмещении убытков, причиненных вооруженной интервенцией итальянских войск. Стороны договорились о сохранении взаимных претензий и о разрешении их на условиях, не менее благоприятных, чем те, которые будут применены к другим государствам. К договору были приложены протоколы о концессиях и об условиях сдачи в концессию или аренду бывшей итальянской собственности в России.

8 февраля 1924 г. итальянский представитель в Москве Патерно сообщил замнаркому по иностранным делам о том, что правительство Италии признало советское правительство де-юре. Патерно прислал в Наркомат иностранных дел ноту Муссолини, датированную 7 февраля 1924 г., где говорилось о подписании договора и восстановлении дипломатических отношений, торговле и мореплавании. Муссолини писал: «Господин народный комиссар! Вы знаете, что со дня, когда я возглавил правительство, моим желанием было осуществить возобновление политических сношений между двумя странами, считая таковые полезными для их собственных интересов, а также в общих интересах всей Европы. Поэтому я удовлетворен, что сегодня итало-русский торговый договор подписан».

В 1924 г. в Москве Италии под посольство был передан особняк Берга в Денежном переулке. Первым итальянским послом стал граф Манцони.

Заключение Договора о торговле и мореплавании и Таможенной конвенции создало благоприятные условия для расширения советско-итальянской торговли. В ноябре 1924 г. центр работы советского Торгпредства был сосредоточен в Генуе, так как именно там находилась крупнейшая хлебная биржа Италии, и именно через Геную проходил основной поток грузов. В июле 1925 г. открылось отделение Торгпредства в Милане.

Товарооборот между СССР и Италией неуклонно возрастал, в него вовлекались все новые товары. Поэтому были приняты решения о создании в Торгпредстве лесного отдела, специального отдела по углю, инженерного отдела. В ноябре 1925 г. при Торгпредстве была организована Концессионная комиссия.

После подписания первого Соглашения о коммерческом обмене между Советской Россией и Италией внешнеторговый оборот между нашими странами развивался довольно быстро и возрос с 4,4 млн рублей в 1920 г. до 141,2 млн рублей в 1929 г., при этом экспорт значительно, в 3–10 раз (в разные годы), превышал импорт. Основными товарами, поставляемыми в Италию в 1920–1930 гг., были нефтепродукты, зерновые, шелк-сырец, каменный уголь, антрацит, марганцевая руда, мясо, лесоматериалы.

Уже в 1927 г. в Милане было открыто отделение советского Нефтесиндиката. В 1927/1928 финансовом году Италия стала самым крупным потребителем советской нефти. Ей было поставлено 494 тысячи тонн. На втором месте была Англия - 387 тыс. т, за ней - Франция (355 тыс. т) и на 4-м месте - Германия (344 тыс. т).

Объем импорта из Италии увеличивался гораздо медленнее, чем объем советского экспорта в эту страну. В соответствии с общей импортной политикой, проводившейся в Советской России в годы индустриализации, удельный вес машин и оборудования в общем импорте из Италии неуклонно возрастал и в 1929 г. составил более 40 %. Другими крупными статьями советского импорта из Италии были сера, ткани, фрукты и химические товары. В Италии для СССР была построена серия грузопассажирских судов.

«Мировой экономический кризис, разразившийся в 1929 году, вызвал резкое падение промышленного производства в Италии, привел к сокращению ее внешней торговли. В этих условиях повышение заинтересованности Италии в торговле с СССР выразилось в том, что 2 августа 1930 года итальянское правительство заключило с СССР кредитное соглашение, в силу которого итальянские экспортеры получали правительственные гарантии своих кредитов по продажам в СССР в размере 75 % общей суммы годового экспорта в 200 млн лир. Со своей стороны, СССР соглашался разместить заказы на итальянские промышленные товары в период с 1 июля 1930 года по 30 июня 1931 года на сумму 200 млн лир при наличии приемлемых коммерческих и технических условий.

Предоставление итальянским правительством гарантий экспортных кредитов по сделкам с советскими организациями привели в 1930–1932 годах к значительному увеличению объема импорта машин и оборудования из Италии, причем их удельный вес в импорте возрос до 90 процентов.

К началу 30-х годов товарооборот между странами достиг максимального уровня в довоенный период. Экспорт в Италию составил более 5 % всего советского экспорта, импорт из Италии - 2,7–2,8 % объема советского импорта. По данным итальянской статистики, удельный вес СССР во внешней торговле Италии достиг в 1931 году 3,8 % (в импорте - 4,8 и в экспорте - 2,7 %)».2 сентября 1933 г. посол СССР в Италии В.П. Потемкин и глава правительства, первый министр и статс-секретарь иностранных дел Италии Бенито Муссолини подписали Советско-итальянский договор «О дружбе, ненападении и нейтралитете».

Любопытно, что переговоры были начаты по инициативе дуче, после провала переговоров о создании «пакта четырех» (Италия, Англия, Германия, Франция) и неудачной попытки воспрепятствовать подписанию Балканского пакта между Турцией, Грецией, Румынией и Югославией.

Статьи договора обязывали стороны не нападать друг на друга, взаимно уважать территориальную неприкосновенность и соблюдать нейтралитет при нападении третьих держав на одну из них в течение всего конфликта. Каждая сторона заявила, что «…она не связана никаким соглашением, налагающим на нее обязательство участвовать в нападении, предпринятом третьим государством». Италия и СССР обязывались не участвовать в соглашениях, наносящих ущерб внешнеторговым и финансовым отношениям друг с другом, «…не входить ни в какое соглашение политического или экономического порядка и ни в какую комбинацию, направленные против одной из них».

Юридически сила договора не была определена каким-либо сроком. Стороны могли его денонсировать, но с условием предупреждения за год и не ранее истечения пятилетнего срока действия. В нарушение условий договора Италия в 1937 г. присоединилась к «Антикоминтерновскому пакту». Советское правительство в связи с этим заявило протест, но не денонсировало договор. Его формальное действие продолжалось до 22 июня 1941 г., когда фашистская Италия объявила войну СССР.

Из книги Россия в войне 1941-1945 автора Верт Александр

Глава X. Некоторые вопросы международных отношений и внешней политики СССР в 1943 г. В октябре 1943 г. министры иностранных дел Большой тройки - Молотов, Корделл Хэлл и Иден - встретились в Москве. Это совещание наряду с решением других задач должно было подготовить почву для

Из книги Серп и молот против самурайского меча автора Черевко Кирилл Евгеньевич

ГЛАВА 4 ПОДХОД СССР, ГЕРМАНИИ И ЯПОНИИ К ПРОБЛЕМЕ СОВЕТСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КАНУН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1940 Г. - ИЮНЬ 1941

Из книги Оглашению подлежит. СССР-Германия, 1939-1941. Документы и материалы автора Фельштинский Юрий Георгиевич

УСТАНОВЛЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СОВЕТСКИМ СОЮЗОМ И ФИНЛЯНДСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ 1 декабря сего года председатель народного правительства и министр иностранных дел Финляндии г. Куусинен обратился в Президиум Верховного Совета СССР с

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

Глава 11. КНДР В 1953-1960 ГОДАХ: ОХЛАЖДЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ С СССР И НАЧАЛО КУРСА НА НЕЗАВИСИМОЕ РАЗВИТИЕ История Корейской Народно-Демократической Республики, в особенности в период после Корейской войны - тема, изложение которой, в настоящее время является наиболее сложной

Из книги Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм автора Костырченко Геннадий Васильевич

СССР-ГЕРМАНИЯ: ПЕРИПЕТИИ ОТНОШЕНИЙ. В течение 30-х годов советско-германские отношения были подвержены существенным колебаниям. До начала 1933 года на них благотворно влиял конструктивный дух договора, заключенного этими странами в 1922 году в Рапалло. Однако сразу же после

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

УСТАНОВЛЕНИЕ ВНЕШНИХ ОТНОШЕНИЙ Представители британского Форин Офис напомнили Берлингейму, что ни один правитель Китая не принял европейца после миссии Макартни в 1794 г. Очевидно, что пекинское правительство должно оказать знаки внимания европейцам, которые те оказали

Из книги Пакт. Гитлер, Сталин и инициатива германской дипломатии. 1938-1939 автора Фляйшхауэр Ингеборг

Новый импульс к оживлению торговых отношений Вопрос о расширении германо-советских торговых отношений опять выдвинулся на передний план интересов посольства. Сразу же после объявления о назначении Анастаса Микояна народным комисса­ром внешней торговли германский

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Регулирование имущественных и торговых отношений Несмотря на высокое развитие торговой экономики, коммерческих связей в афинском обществе, политика демократии (возможно, именно потому, что стремилась удовлетворить социальный интерес большинства) пыталась сдержать

Из книги Сионизм в век диктаторов автора Бреннер Ленни

Установление отношений между Муссолини и Гитлером Если сионисты по меньшей мере колебались и решили отвечать Муссолини, когда в нем пробудится чувство симпатии к ним, то Гитлера не сковывали подобные рефлексы. С самого начала взятия власти фашизмом Гитлер

Из книги Россия и Южная Африка: три века связей автора Филатова Ирина Ивановна

Установление дипломатических отношений с Трансваалем В середине 1890-х в Петербурге обсуждался вопрос о назначении консула в Йоханнесбург. Речь шла о почетном консуле, таком же как в Кейптауне, где русский почетный консул уже несколько десятилетий занимался делами

Из книги Русский Белград автора Танин Сергей Юрьевич

Разрыв отношений Югославии и СССР Поначалу казалось, что ФНРЮ будет тесно сотрудничать с СССР, однако на практике все оказалось не так просто, и между двумя странами начал назревать конфликт. Дело в том, что «крестьянский вождь» (так назвал Иосипа Броз Тито В.М. Молотов),

Из книги Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки автора Острецов Виктор Митрофанович

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

4. СССР в системе международных отношений 4.1. Основные направления внешней политики СССР включали в себя:– укрепление социалистического лагеря;– стремление к международной стабильности и развитию отношений с капиталистическими странами;– поддержку международного

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Разрыв дипломатических отношений России (СССР) с Израилем 1967 год, 10 июня. Россия (СССР) разрывает дипломатические отношения с Израилем. Предъявлен ультиматум: если Израиль не прекратит войну, наши вооружённые силы применят против него силу. В этот же день евреи прекращают

Из книги Москва - Вашингтон: Дипломатические отношения, 1933 - 1936 автора

Итоги трехлетних отношений СССР-США 1933-1936 гг. В связи с президентскими выборами советско-американские отношения во второй половине года отошли на второй план. Американское посольство в Москве тоже не проявляло активности, ожидая результатов выборов президента. 30 июня 1936

Из книги Трагедия и доблесть Афгана автора Ляховский Александр Антонович

Обострение отношений между СССР и США Сразу же после ввода советских войск в Афганистан президент А. Картер обратился к Брежневу и крайне негативно расценил тот акт, предупредил Советский Союз о негативных последствиях такого шага. Руководители КПСС направили

Российско-итальянские отношения строятся на основе Договора о дружбе и сотрудничестве от 14 октября 1994 г. и Плане действий от 10 февраля 1998 г. (рассчитан на период до 2017 г.).

Товарооборот

Италия - один из крупнейших торгово-экономических партнеров России в Европе, находится на четвертом месте по объему товарооборота после Китая, Германии и Голландии (2015 г.).

По данным Министерства экономического развития РФ, в 2015 г. товарооборот между странами составил 30,6 млрд долларов США (российский экспорт - $22,3 млрд, импорт - $8,3 млрд), сократившись по сравнению с 2014 г. на 36,2% (в 2014 г. - $47,9 млрд). Основная доля российских поставок приходится на газ, продукцию химической промышленности, продовольственные товары и сельхозсырье, черные и цветные металлы.

Основу российского импорта составляют машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности, продовольственные товары и сельхозсырье, текстиль и обувь.

Санкции

На снижение товарооборота повлияли санкции, введенные Евросоюзом в отношении России в марте 2014 г., и ответные меры российского правительства в августе 2014 г. В 2015 г. из-за введения санкций Италия потеряла 3,6 млрд евро, а торговое эмбарго, введенное Россией, стоило сельскохозяйственному сектору Италии 240 млн евро.

В декабре 2014 г. на саммите ЕС председатель Совета министров Италии Маттео Ренци поставил вопрос об урегулировании отношений между Европой и Россией в ряд важнейших задач. 9 декабря 2015 г. Италия заблокировала автоматическое продление санкций ЕС против России.

Энергетика

Между Россией и Италией интенсивно развивается сотрудничество в топливно-энергетическом секторе. В 2014 г. "Газпром" поставил в Италию 21,7 млрд кубометров природного газа. При этом "Газпром" имеет право прямой продажи газа итальянским потребителям, а итальянская энергетическая компания Eni участвует в проектах в области разведки и добычи газа в России (по соглашению от 2006 г.).

С 2011 г. "Газпром" владеет 100% компании Promgas, закупающей российский газ и продающей его конечным потребителям в Италии. Страна получает российский газ на австрийском газовом хабе в Баумгартене, на который топливо поступает по газопроводам, проходящим через территорию Украины. В 2007 г. Eni и "Газпром" выступили учредителями проекта по строительству газопровода "Южный поток" для поставок российского газа в Европу через акваторию Черного моря (доля Eni в проекте составляла 20%).

Однако в декабре 2014 г. Россия отказалась от строительства "Южного потока" из-за неконструктивной позиции ЕС по газопроводу. В 2015 г. был подписан меморандум об оценке целесообразности строительства газопровода из России по дну Черного моря через третьи страны в направлении Греции, а потом в Италию. 24 февраля 2016 г. "Газпром", итальянская компания Edison и греческая DEPA подписали меморандум о поставках газа из России в Европу по дну Черного моря.

В 2012 г. Eni подписала соглашения с "Роснефтью" о стратегическом партнерстве в освоении нефтяных месторождений в Баренцевом и Черном морях (месторождения Вал Шатского на черноморском шельфе, Федынский и Центрально-Баренцевский участки в Баренцевом море). Однако из-за введенных против РФ секторальных санкций зарубежные партнеры "Роснефти" были вынуждены прекратить работу на шельфе.

В декабре 2013 г. "Лукойл" стал единоличным владельцем нефтеперерабатывающего комплекса ISAB (расположен в районе г. Приоло, Сицилия), завершив сделку по приобретению у компании ERG оставшихся 20% в совместном предприятии по управлению этим комплексом (соглашение о создании СП было подписано в 2008 г.). Также "Лукойлу" принадлежит 19 АЗС.

Авиационный и железнодорожный транспорт

Развивается сотрудничество в сфере самолето- и вертолетостроения и по модернизации железнодорожного транспорта. Основные партнеры России в этих областях - концерн Finmeccanica и входящие в него компании. В 2006 г. компании "Гражданские самолеты Сухого" и Alenia Aeronautica подписали соглашение о сотрудничестве в создании российского регионального самолета "Суперджет-100" и учредили СП "Суперджет интернэшнл" по продаже и послепродажному обслуживанию самолетов. В 2011 г. первый коммерческий "Суперджет-100" был введен в эксплуатацию. Портфель заказов составляет более 170 лайнеров, 66 самолетов уже находятся в эксплуатации.

В 2012 г. концерны "Вертолеты России" (входит в "Ростех") и "АгустаУэстленд" создали СП "ХелиВерт" (HeliVert) и наладили производство двухмоторного многоцелевого вертолета AW139 на заводе в подмосковном Томилино. В сентябре 2014 г. начал работу в РФ сервисный центр по обслуживанию AW139. В июле 2015 г. Роснефть", "Финмекканика" ("АгустаУэстленд") и "Вертолеты России" подписали соглашение о реорганизации СП "ХелиВерт". "АгустаУэстленд" получит 40% в СП, "Вертолеты России" - 30%, "Роснефть" - 30%.

СП будет заниматься сборкой многоцелевых вертолетов AW189, разработанных для шельфовых проектов, поисково-спасательных операций и других перевозок. "Роснефть" разместила заказ на поставку 150 вертолетов.

В апреле 2007 г. "Российские железные дороги", "Финмекканика" и "Трениталия" (Trenitalia) заключили договор о взаимодействии в области безопасности и управления движением на железных дорогах и о создании железнодорожных инфраструктур. В рамках реализации этих договоренностей в апреле 2009 г. РЖД и "Финмекканика" подписали контракт на оборудование железнодорожного участка Адлер-Красная Поляна системой контроля и безопасности движения "Итарус-АТС".

Автомобилестроение

Между странами реализуется ряд проектов в сфере автомобилестроения. В октябре 2011 г. ЗАО "Центр-Капитал" и лизинговая компания "Рототек" (Rototech) заключили договор о создании в г. Набережные Челны СП "Рототек-Кама" по выпуску пластиковых комплектующих для ПАО "КАМАЗ" и других предприятий автомобилестроительной промышленности. Выпуск серийной продукции начат в 2012 г.

В январе 2013 г. "Ростех" совместно с компанией по производству автомобильных шин Pirelli открыли высокотехнологичную линию по изготовлению автомобильных шин на базе Кировского и Воронежского шинных заводов.

Финансы

В ноябре 2014 г. Сбербанк и итальянский Mediobanca подписали соглашение о развитии долгосрочного сотрудничества в сфере инвестиционных проектов и торгового финансирования. В начале декабря 2014 г. "Газпром" заключил с банком UniCredit кредитное соглашение на сумму 390 млн евро.

Другие проекты

После присоединения Италии к антироссийским санкциям усилилось взаимодействие малого и среднего бизнеса.

В 2014 г. в Челябинске начало работу СП по производству металлоконструкций "СПК-Чимолаи" компаний ЗАО "КОНАР" и Cimolai. СП участвует в проектах по заказам группы "Газпром" и "Транснефть", также принимает участие в строительстве стадионов к чемпионату мира по футболу в России в 2018 г.

В 2015 г. итальянская компания Gruppo Manni запустила в г. Волжский завод по производству сэндвич-панелей, применяемых в строительстве.

В России работает более 400 компаний с итальянским капиталом. На 2015 г. итальянские капиталовложения в России составляют более $1,1 млрд, российские инвестиции в Италии – более $2,3 млрд.​

Посольство Италии в Москве

Отношения между Италией и Россией являются отношениями современных государств Итальянской Республики и Российской Федерации .

Дипломатические отношения между двумя странами были установлены 7-11 февраля 1924 года (прерваны с 22 июня 1941 по 25 октября 1944 гг.) . Современные отношения основываются на Договоре о дружбе и сотрудничестве между двумя странами от 14 октября 1994 года и на «Плане действий в отношениях между Российской Федерацией и Итальянской Республикой». Италия является одним из самых близких партнеров России в Европе .

История

Эпоха возрождения

Торговые города Руси уже в Х-ХIII веках имели тесные связи с Европой, в том числе и с Италией. Эти связи были прерванны в результате монголо-татарского нашествия на русские земли. Только в конце XV века, когда монголо-татары были окончательно разгромленны, торговые отношения с Европой начали восстанавливаться. В то время Италия была раздроблена на отдельные государства, некоторые из которых, а в особенности Венецианская республика и Ватикан , были заинтересованны во включении Руси в сферу своих политических и религиозных интересов. В 1438 году, в целях сближения с Православной церковью , собрался Ферраро-Флорентийский собор , на котором помимо католиков присутствовала русская делегация (один из членов которой является автором «Хождения во Флоренцию 1437-1440») во главе с митрополитом Исидором . Заключённая на этом соборе уния Католической и Православной церквей была отвергнута русским обществом. В результате союз между церквями так и не был установлен, однако благодаря этим событиям произошло сближение родственных друг другу христианских конфессий и Россия вновь появилась на дипломатических картах Европы.

После визита посла Антонио из Ватикана в Москву в 1471 году Россия и итальянские государства стали сближаться. Поддерживались тесные связи с Папой Римским . В мае 1524 года Папа Климент VII отправил в Москву письмо с предложением прислать в Рим своего представителя - аристократа Паоло Чентурионе. После пребывания в Москве Паоло вернулся в Рим в сопровождении русского посла Дмитрия Герасимова . Василий III в ответ на посольство Папы изъявил желание участвовать в Лиге против мусульман. Летом 1525 года Дмитрий был принят при папском дворе и вручил понтифику от своего и великокняжеского имени собольи меха, посетил римский сенат и осмотрел город. В это время в Европе становится известным портрет Василия III, который, возможно, преподнёс папе в качестве подарка Герасимов.

Новое время

ХVІІ - XVIII вв.

Сотрудничество в культурной сфере

Сотрудничество в гуманитарно-культурной сфере является одним из основных компонентов двусторонних отношений. Культурные связи между Россией и Италией осуществляются в настоящее время на основе межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области культуры и образования от 10 февраля 1998 года, а также программ обменов, которые согласовываются в рамках Смешанной российско-итальянской комиссии по сотрудничеству в области культуры и образования и фиксируются в двусторонних Протоколах.

Примечания

Литература

  • Дворкин А. Л. ХІV Ферраро-Флорентийский собор (1438 - 1439 гг.) // Очерки по истории Вселенской Православной церкви: Курс лекций. - Н.-Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2005.

Ссылки

  • История Российско-Итальянских дипломатических отношений . Генеральное консульство России в Милане. Архивировано
  • Неаполитанское королевство в войнах 1793-1815 гг. . Архивировано
  • Павлов В. М. Сардинское королевство в Крымской войне 1853-1857 годов (9 декабря 2007). Архивировано из первоисточника 15 мая 2012. Проверено 21 июля 2011.
  • Российско-итальянское торгово-экономическое сотрудничество . По материалам МИД РФ . Архивировано из первоисточника 15 мая 2012. Проверено 23 июля 2011.
  • Торговое Представительство Российской Федерации в Итальянской Республике . Архивировано из первоисточника 15 мая 2012. Проверено 20 июля 2011.

В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ, особенно после обвального расширения Евросоюза, отношения России с ЕС начали развиваться не столь динамично, как этого хотелось бы. Появились новые антироссийские заходы - дескать, Москва посадила Европу на газовую иглу. Из небытия были призваны, казалось, давно забытые клише типа российского милитаризма и экспансионизма. Причем подобные "пугалки" стали настойчиво вдалбливаться в общественное сознание европейских стран.

Вновь была реанимирована дискуссия о непредсказуемости России и, как следствие, о необходимости проводить в отношении нее политику сдерживания, избегая долгосрочного стратегического сотрудничества. По сути, определенными кругами в Европе предлагается концепция мелких шажков с оглядкой на искусственно придуманные ограничения. Все это не могло не сказаться на общей атмосфере отношений между Россией и Евросоюзом. Если присовокупить к этому и собственные внутриеэсовские разногласия, то картина может показаться удручающей.

Однако далеко не все так мрачно. Перечисленные выше тенденции действительно существуют, но они не имеют необратимого характера. В Европе достаточно здравомыслящих государственных и политических деятелей, которые прекрасно понимают, что в нынешнем глобализирующемся мире будущее нашего континента непосредственно связано с тесным взаимодействием России и стран Евросоюза. И чем прочнее будет эта связка, тем перспективней будут выглядеть позиции всей Европы в мировых и региональных делах. Философия сотрудничества, а не идеология вытеснения и сдерживания является залогом общего успеха.

Но какое отношение к этим рассуждениям имеют российско-итальянские отношения? Как ни странно - прямое.

Италия, как и целый ряд других наших добрых партнеров по Евросоюзу, была среди тех стран, где осознали взаимную выгоду от комплексного развития отношений с Россией. Причем отношений, которые не направлены ни против других партнеров, ни против интеграционных институтов Евросоюза.

Нам совместными усилиями удалось не только сохранить поступательную динамику сотрудничества, но постоянно ее наращивать. В обеих странах сложился общенациональный консенсус в пользу углубления связей. И, что особенно важно, в российско-итальянских отношениях сформировалась атмосфера взаимного доверия, которая не подвержена внутриполитической конъюнктуре. Именно это доверие к партнеру позволило выстроить наши отношения как по политической вертикали, так и по экономической горизонтали.

Ключевым элементом российско-итальянских контактов стало регулярное проведение межгосударственных консультаций под председательством Президента России и председателя Совета министров Италии, в которых принимает участие большая группа министров. На этих консультациях, а также на двусторонних встречах на высшем уровне разрабатывается стратегия двусторонних связей на перспективу. Многие из успешно действующих совместных проектов в экономической и культурной сферах были рождены на этих встречах. Достаточно назвать прорывные договоренности в газовой отрасли между "Газпромом" и итальянским энергетическим концерном ЭНИ, которые охватывают во временном плане почти всю первую половину XXI века. Одним из крупнейших проектов на перспективу должно стать строительство газопровода, так называемый "Южный поток", который не ограничивается только Россией и Италией, так как в его реализации примут участие другие страны Европы. Проектная мощность этого трубопровода составит около 30 млрд. куб. м.

Особая значимость этих договоренностей, помимо чисто экономического аспекта, заключается в том, что их выработка проходила на фоне беспрецедентной антироссийской кампании в западных СМИ в связи с "газовым спором" с Украиной. В каких только грехах не поспешили обвинить Москву, включая энергетический империализм и стремление задушить молодую "оранжевую" революцию.

В этих условиях нашим итальянским партнерам, следует признать, с политической точки зрения было непросто принимать судьбоносные решения, открывающие прямой путь "Газпрому" на свой внутренний рынок. Надо отдать должное руководству Италии и концерна ЭНИ, что они с честью выдержали этот политический прессинг, не имевший ничего общего с реальностью, и твердо продолжили линию на заключение взаимовыгодных экономических соглашений по газу. Появившийся же впоследствии проект "Южный поток" еще раз наглядно подтвердил, какими путями можно и нужно добиваться увеличения поставок голубого топлива и диверсификации маршрутов его доставки в Европу.

В чьих интересах действовала Италия, когда не побоялась не только сохранить, но и нарастить взаимодействие с Россией в газовой сфере? Разумеется, в своих, получив новые значительные квоты на газ и прямой доступ к месторождениям. Но разве только в своих? Давайте представим на минуту, что договоренностей между "Газпромом" и ЭНИ не было бы. В таком случае Европа недополучила бы огромные объемы газа, которые никто бы не смог восполнить. Вряд ли это способствовало бы экономической и энергетической стабильности Евросоюза в целом.

Но и для России соглашения с Италией не были альтруистическим шагом. Сорокалетний опыт работы с ЭНИ убедил нас в том, что концерн - надежный партнер, с которым можно выстраивать отношения на перспективу. А для газовой отрасли, где речь идет о громадных инвестициях на долгие годы вперед, уверенность в партнере дорогого стоит. Пора бы это понять и некоторым другим нашим европейским соседям. Потерять партнера значительно проще, чем его обрести вновь.

Схожие процессы развивались и в сфере электроэнергетики, где шаг за шагом выстраивалось сотрудничество между РАО "ЕЭС России" и концерном ЭНЕЛ, который успешно утвердился на российском рынке. Приобретение крупного пакета акций ОГК-5 - одной из основных отечественных генерирующих компаний - выводит эту итальянскую группу на место стратегического партнера всей российской энергетики. Кстати, многие из договоренностей с ЭНИ и ЭНЕЛ не имеют аналогов либо были первыми в своем роде.

Принципиально важно, что к сырьевым областям взаимодействия в последние годы активно добавляются высокотехнологические отрасли. Это космонавтика, авиация, автомобилестроение, судостроение, связь, нанотехнология и другие. И здесь мы последовательно продвигаемся от простых торговых форм к реальной кооперации, объединению научных и производственных потенциалов.

Уникальные возможности на сегодня открываются в сфере авиастроения. Достаточно упомянуть такие проекты, как учебный самолет Як-130 и гражданский лайнер "Суперджет-100". И это далеко не предел. Россия и Италия, объединив свои усилия, способны занять достойное место в мировом авиапроме. Сможет ли российская сторона добиться этого без кооперации с Римом? Думаю, да, но сделать это будет значительно сложнее. А сколько перспектив для совместной работы на железных дорогах: будь то управление движением или мониторинг за железнодорожным полотном. Весьма востребован будущий региональный электропоезд, который позволит быстро и комфортно связать большое количество российских городов. Ускорить обработку почтовой корреспонденции в Москве поможет использование итальянского опыта и передовых технологий. Все упомянутые проекты находятся в различных стадиях проработки, но объединяет их одно - они готовятся совместно с мощным итальянским производственным концерном "Финмекканика".

Если спросить на улице в любом из российских городов: "А какую итальянскую фирму вы знаете?" - то почти точно последует ответ: "ФИАТ". Вот уже более 40 лет бегают по нашим дорогам автомобили, созданные на ВАЗе на базе моделей "фиата". В последние годы заключены новые контракты с российскими компаниями по сборке машин, автобусов и грузовиков. Однако убежден, что в автомобилестроении мы делаем с Италией ничтожно мало по сравнению с имеющимся у промышленности двух стран потенциалом. Будем надеяться, что, преодолев внутренний затяжной кризис, концерн "ФИАТ" сможет вновь стать стратегическим партнером российского автопрома.

Вот уже многие годы у нас в стране идет дискуссия о возрождении среднего класса, являющегося основой стабильности любого общества. Где, как не у итальянцев, нам стоит поучиться. Ведь экономика Италии фактически выстроена на малом и среднем бизнесе. Все последние годы активно развивается проект по формированию в России - по аналогии с Италией - промышленных округов, позволяющих качественно улучшить условия для создания малых и средних предприятий.

Беря на вооружение итальянский опыт, было важно сделать это не механически, а с привязкой к российским реалиям. Формируясь вокруг мощного головного "ядра", малый и средний бизнес в тесной кооперации со своим зарубежным партнером активно вовлекаются в производство комплектующих и сопутствующих материалов и услуг для "материнского" производства, придавая тем самым мощный импульс развитию всей прилегающей зоны. Первым такой округ начал функционировать на базе вспомогательных производств для заводов холодильников и стиральных машин фирмы "Индезит" в Липецкой области.

О деятельности компании "Индезит" в России надо сказать отдельно. Придя на наш рынок в непростые 1990-е годы, "Индезит" повидал разное. Но руководство концерна проявило выдержку и главное - прозорливость, которые сторицей вознаграждены. Холодильники "Стинол", стиральные машины "Индезит" можно встретить у нас повсюду. Сегодня заводы в Липецке производят в год 1,5 млн. холодильников и почти 1 млн. стиральных машин - цифры говорят сами за себя. Есть и новые проекты - создается производство вытяжек для кухонь проектной мощностью до 1 млн. штук и строится завод электроплит. Особенно важно, что своим позитивным примером "Индезит" открыл путь на российский рынок огромному количеству итальянских малых и средних предприятий, будь то мебельных или обувных фабрик, в том числе из региона Марке, где находится штаб-квартира компании. Когда сейчас кое-кто в Европе сетует, что итальянские товары слишком широко представлены на российском рынке, то, как говорится, думать надо было раньше.

Более того, на Липецкой области эксперимент по итальянским промышленным округам не остановился. Его активно внедряют Татарстан, Московская область, Чувашия, Свердловская и Пермская области, где практически уже созданы прообразы этих структур. Федеральные власти активно поддерживают стремление наших регионов позаимствовать и внедрить на своей земле положительный итальянский опыт. В этих целях создана специальная российско-итальянская рабочая группа, которая, анализируя достигнутые результаты, предлагает российским и итальянским партнерам апробированные схемы возможного взаимодействия.

Ткань экономических связей, несомненно, была бы с прорехами без действенной политической и организационной поддержки подобных инициатив со стороны российских региональных и муниципальных властей, содействия итальянских областных органов. В целом сотрудничество российских регионов с итальянскими областями - важный и динамично развивающийся элемент российско-итальянского взаимодействия. В него вовлечены такие крупнейшие регионы России, как Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Свердловская и Ульяновская области, породненные соответственно с Римом, Миланом, Лацио, Лигурией и Сицилией. Подобное сотрудничество, скрепленное правовыми узами соглашений (а их более 40) субъектов Федерации и крупных городов с административными центрами Италии, как представляется, переносит на более приземленный, но более близкий каждому россиянину и итальянцу уровень отношений те чувства взаимного уважения и симпатии, которые испытывают друг к другу наши народы.

Успешно продвигается и сотрудничество в финансово-инвестиционной сфере. По оценке руководства итальянского банка "Уникредит", его инвестиции в России достигли порядка 4 млрд. евро, а сам он стал серьезным игроком на нашем финансовом рынке, контролируя, в частности, Московский международный банк и компанию "АТОН". Несколько лет в России действует банк ЗАО "Интеза", принадлежащий крупнейшей финансовой группе страны "Интеза-Сан-Пауло". И эта группа также купила один из российских банков.

Совершенно новым явлением, характерным для последних лет, стал приход на итальянский рынок крупных российских компаний. Почин открыли наши металлурги. Так, в частности, ОАО "Северсталь" приобрела одну из старейших итальянских сталелитейных компаний "Луккини", которая переживала непростые времена. Благодаря российским партнерам компания вновь встала на ноги. Есть и другие примеры российских капиталовложений в Италии, скажем компании РУСАЛ.

Одним словом, российско-итальянское торгово-экономическое сотрудничество с каждым днем все больше становится улицей с двусторонним движением. Сам факт, что товарооборот между двумя странами достиг в прошлом году 31 млрд. долларов, а в 2007 году должен превзойти эту цифру, - хорошее тому подтверждение.

Однако экономика - это лишь часть многогранной палитры российско-итальянских отношений. Прежде всего имею в виду насыщенный российско-итальянский диалог по всему спектру международных и европейских проблем, который стал особенно интенсивным после окончательного формирования "Большой восьмерки" и избрания Италии непостоянным членом Совета Безопасности ООН.

Причем можно смело говорить, что принадлежность Рима к западным военным и политико-экономическим структурам не является препятствием для согласования с Россией близких по духу позиций. Чем это объяснить? Думаю, прежде всего тем, что в Москве и Риме четко осознают, в каких параметрах развивается современное международное сообщество. Будь то многополярность, как называем ее мы, или многосторонность, как ее принято определять в Риме, суть этих понятий общая - одномерный мир не состоялся и решение международных проблем необходимо искать на путях сотрудничества и диалога. Есть в таком видении и вполне прагматический подход, так как Москва и Рим заинтересованы в стабильном, экономически развивающемся мире, что открывало бы принципиально новые возможности для укрепления внешнеполитических позиций и экспортных потенциалов двух государств.

Или возьмем иранскую тему. Италия - самый крупный экономический партнер Тегерана в Евросоюзе, значителен товарооборот с ним и у России. Даже с этой точки зрения нам далеко не безразлично, как будут развиваться события вокруг Ирана. Естественно, что мы против обретения Тегераном военно-ядерного потенциала, но мы и против того, чтобы под предлогом борьбы с нераспространением ОМУ реализовались совершенно иные целеустановки. К чему это приводит, мир мог убедиться на примере Ирака. Словом, когда кто-то пытается навязать европейскому общественному мнению тезис о несовместимости подходов России с базовыми ценностями "западной цивилизации" - это все от лукавого. Водораздел проходит отнюдь не в плоскости ценностей. Дело - в отказе слепо следовать навязываемому мировому сообществу диктату, зачастую вразрез с национальными интересами других государств, да и вопреки элементарной внешнеполитической логике. Опять же и здесь в нашей позиции нет ничего конфронтационного, направленного против евроатлантических институтов. Что может быть плохого в нацеленности на решение кризисных ситуаций дипломатическим, переговорным путем при строгом соблюдении Устава ООН?

Этой же логике мы следуем, когда тесно взаимодействуем с Италией в различных международных структурах и на двусторонней основе в борьбе с современными угрозами и вызовами, такими как распространение оружия массового уничтожения, терроризм, незаконный оборот наркотиков и другие.

Сегодня кажутся вполне привычными постоянные связи по линии оборонных ведомств двух стран. Заходы российских военных кораблей, в том числе участвующих в операции "Активные действия", в итальянские порты уже никого не удивляют. А ведь меньше двух лет прошло с того дня, когда в итальянском порту Мессина впервые в истории генеральный секретарь НАТО поднялся на борт флагмана Черноморского флота ракетного крейсера "Москва". Вспомним также, что новая страница во взаимоотношениях нашей страны с Североатлантическим альянсом была открыта в Италии решением пять лет назад о создании Совета Россия - НАТО.

Наблюдая за четким взаимодействием российских и итальянских служб по борьбе с чрезвычайными ситуациями, невольно начинаешь задумываться: а откуда это все взялось? Почему именно итальянцы были первыми из зарубежных партнеров, кто направил сразу после трагедии Беслана два самолета с медицинской помощью, а потом без широкой огласки продолжили помогать в строительстве медицинских учреждений в Северной Осетии и реабилитации пострадавших детей? Почему российские летчики, порой рискуя жизнью, самоотверженно работали на самолете Бе-200 при тушении пожаров в Италии?

Ответ на эти вопросы до банальности прост: несмотря на перипетии истории, на протяжении веков народы наших стран испытывали взаимное уважение, тесно сотрудничали, приходя на помощь друг другу в тяжелые минуты. Кто знает, была бы столь слаженная сегодня работа наших спасателей, если бы у них не было за плечами героизма российских моряков, спасших десятки тысяч жителей Мессины после разрушительного землетрясения 1908 года.

Поэтому вполне закономерно, что фактически без раскачки пошла работа созданного три года назад российско-итальянского Форума диалога по линии гражданских обществ. Нам есть, что сказать и обсудить друг с другом в откровенной и доброжелательной манере. Повестка дня Форума включает культурные, деловые, цивилизационные аспекты. Крепнет диалог в духовной сфере.

Если только начать перечислять те культурные акции, которые ежегодно проводятся в России и Италии, то придется писать книгу, а не статью. Достаточно только назвать соглашение Большого театра и "Ла Скала", ставшие традиционными Российский вечер в Милане, бал Петра Великого в Венеции, серии концертов и кинофестивалей, проводимых под эгидой Россий-ского фонда культуры.

Все крупнейшие музеи России регулярно проводят выставки уникальных коллекций в различных городах Италии. Событием, без преувеличения, общемирового культурного характера стала проходившая под патронатом Президента России В.В.Путина и Президента Италии Дж.Наполитано выставка "Россия - Италия: сквозь века". Качественно новые возможности появляются с открытием в городе Феррара научного и культурного центра "Эрмитаж - Италия".

Вся Италия скорбела вместе с нами, когда ушел из жизни М.Ростропович, а Россия оплакивала Л.Паваротти, который не раз выступал у нас. Можно с уверенностью утверждать, что сейчас нет такой сферы искусства, где не оставлен "русский или итальянский след".

Или возьмем спорт: итальянцы вместе с нами радовались победе Сочи в борьбе за право проведения зимних Олимпийских игр в 2014 году, готовы активно подключиться к строительству олимпийских объектов.

Общественное признание всегда являлось важным стимулом для профессионального и творческого роста. И здесь у нас есть пионерское начинание - совместная награда Президента России и председателя Совета министров Италии, которая вручается за вклад в развитие двусторонних отношений. Ее первыми лауреатами стали директор ГМИИ им. А.С.Пушкина И.А.Антонова и известный итальянский режиссер Ф.Дзефирелли.

Можно и дальше перечислять различные примеры успешного российско-итальянского сотрудничества. Их действительно много. Именно из них складывается прочное здание двусторонних отношений, гарантирующее сейсмоустойчивость при любых глобальных и локальных потрясениях. Когда такие примеры превратятся из уникальных в обычные для взаимоотношений России со всеми странами Евросоюза, то будет значительно легче претворить в жизнь комплексную стратегию связей Москвы и Брюсселя, рассчитанную на долгие годы вперед.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Университет Международного Бизнеса

Кафедра «Журналистика и МО»

По дисциплине: Дипломатия

Тема: Российско-итальянские отношения

Выполнила:

студентка 2 курса

спец.- МО, гр. 12-742

Устименко А.В.

Проверил:

Абуев У.А.

г. Алматы, 2014

Заметное ускорение во внешней торговле России с Италией получила еще в начале прошлого столетия. В этот период товарооборот исчислялся сотнями миллионов рублей. Россия вывозила в Италию в основном зерно, что составляло свыше 90% всего экспорта, лесоматериалы, шелковичные коконы и нефтепродукты, но при этом успешно импортировала - шелк, фрукты, овощи, растительное масло и, в небольших объемах, химические товары, серу.

В начале XX века экономические инициативы получили и серьезное политическое подкрепление. В октябре 1909 года император Николай II впервые посетил объединенную Италию и прибыл в Рим официальным визитом, что явился ответом на визит короля Виктора-Эммануила II. В документах того времени приезд короля в Россию значился как «высочайшее посещение» и имел статус «официальный». А в послереволюционное время экономические контакты между нашими странами были возобновлены еще до восстановления в 1924 году официальных дипотношений с Италией. В марте 1920-го делегация Центросоюза, которую возглавлял нарком внешней торговли РСФСР Леонид Красин, и итальянская Лига кооперативов заключили соглашение о коммерческом обмене. По существу, документ имел межправительственный характер, так как подлежал ратификации. Сделки, заключенные на основе этого соглашения, положили начало товарообороту между Россией и Италией.

Следует отметить, что для истории развития экономических связей России с Италией характерны не только традиции, но и новаторство. Итальянцы нередко выступали своего рода «первопроходцами» среди западных стран в плане принятия достаточно радикальных торгово-политических решений или внедрения в практику «нестандартных» форм сотрудничества. В их активе значатся и первые закупки нефти из СССР в 50-х годах; и поставка газокомпрессорных станций в условиях эмбарго со стороны ведущих западных стран в 80-е годы; а в последнее время - достижение договоренности о возможности реэкспорта при поставках газа из России, создание в регионах РФ «промышленных округов» с использованием итальянского опыта, разработка схем финансирования проектов без суверенной российской гарантии с использованием конверсии госдолга. ЧЕМ ИНТЕРЕСНА ИТАЛИЯ?

Конечно, сегодня Италия представляет для России несомненный интерес в качестве стратегического экономического партнера. По размерам ВВП среди стран «восьмерки» она занимает 6 место (1,44 трлн долларов США). Доля Италии в мировом экспорте приближается к 4%, а в ряде отраслей обрабатывающей промышленности она занимает позиции мирового лидера. Например, суммарный годовой объем производства в машиностроении превышает 60 млрд долларов США, а доля экспорта в производстве приближается к 50%. В производстве деревообрабатывающего и упаковочного оборудования экспортная квота составляет более 80%, оборудования для пищевой, текстильной, полиграфической и стекольной промышленности - более 70%, кожевенно-обувной и обработки резины и пластика - более 60%.

Доля экспорта в итальянском производстве бытовых электроприборов, объем которого приближается к 0,7 млрд долларов США, превышает 60%, кожаной обуви - 80%, готовой мужской одежды - 70%, женской - 60%. При обороте указанных отраслей, достигающих 7 и 10 млрд долларов США соответственно.

Одной из особенностей формирования итальянской экономики в послевоенный период стало бурное развитие автомобилестроения. Со временем монопольное положение в отрасли занял концерн ФИАТ, ставший символом современной итальянской индустрии и, в значительной степени, «локомотивом» промышленного развития страны. Благодаря быстрому и эффективному росту автомобильной промышленности Италия вышла на одно из первых мест в мире по производству автомобилей, особенно спортивного и элитного класса.

Италия добилась значительных успехов и в некоторых секторах, связанных с применением передовых технологий, например, в аэрокосмической сфере, энергетике, строительстве крупных и даже уникальных объектов промышленной и транспортной инфраструктуры.

Лидирующие позиции во многих областях завоевала школа итальянского дизайна. Это и легковые автомобили (итальянские дизайнеры выполняют заказы на создание моделей кузовов ведущих автомобилестроительных компаний мира), мебель, интерьеры жилых и служебных помещений, а также сектор «высокой моды», в котором итальянские модельеры в мире, по общепринятому признанию, прочно удерживают высшую ступень.

Конечно, богатейшая история Италии, ее культурное, историческое и археологическое наследие, не говоря о благоприятном климате в стране, на многие десятилетия вперед определили интенсивное развитие индустрии туризма. По размерам гостиничной сети и качеству туристических услуг Италия занимает одно из первых мест в мире.

Для России Италия является одним из наиболее емких и стабильных рынков сбыта товаров, обеспечивая значительные валютные поступления, она вносит существенный вклад в формирование активного торгового баланса России. В последние годы положительное сальдо для России по Италии составляло 3-5 млрд долларов США в год. Имеются перспективы и дальнейшего роста российского экспорта.

Импортные потребности Италии в значительной степени обусловлены крайне ограниченными запасами собственного сырья и энергоресурсов, поэтому российский энергосырьевой экспорт для Италии имеет большую экономическую значимость.

Обладая развитой промышленностью с диверсифицированной отраслевой структурой и высокой степенью экспортной ориентации, Италия традиционно выступает в торгово-экономических взаимоотношениях с Россией в качестве поставщика широкой номенклатуры потребительских и инвестиционных товаров. Неслучайно многие итальянские товары и бытовая техника имеют устоявшийся благоприятный «имидж» на российском рынке.

Полезен для нас и опыт реформ, которые в последние годы осуществляет итальянское правительство: в Италии продолжается процесс децентрализации власти, состоящий в передаче в первую очередь областям (а по ряду позиций - и провинциям) целого ряда полномочий центра. Реализован комплекс мер, направленный на репатриацию капитала через механизм налоговой амнистии, давший существенный экономический эффект. К этому страна шла почти 20 лет и совсем недавно эта борьба «за возврат отечественного капитала» увенчался успехом Правительства и Парламента Итальянской Республики. Конечно, для России особо заслуживает изучения и итальянской практики проведения приватизации объектов государственной собственности в промышленности…

единство политики и экономики

Важнейшим событием последнего времени в российско-итальянских отношениях стал прошедший 5-6 ноября 2003 года государственный визит в Италию Президента Российской Федерации Владимира Путина. Обсуждение в ходе визита вопросов двустороннего торгово-экономического сотрудничества заняло одно из центральных мест. Это не случайно: ведь именно в этой сфере материализуется та особая степень взаимопонимания и взаимодействия в политической области, достигнутая между нашими странами и, что не менее важно, между их лидерами. А тот факт, что между Владимиром Путиным и Сильвио Берлускони установились не только формальные отношения, подтверждается интенсивностью их контактов - в прошлом году они встречались шесть раз. И уже во второй раз в переговорах на высшем уровне принимали участие ключевые министры двух правительств. «Такой подход, как мы видим, придает нашим отношениям новую динамику и новое качество», - подчеркнул в этой связи президент России.

В ходе визита подчеркивалось: «сегодня среди западных стран Италия, в качестве торгового партнера России, прочно удерживает второе место». В 2002 году товарооборот увеличился на 5,7 % и составил 9,6 млрд долларов США. За 9 месяцев 2003 года он вырос на 12 процентов. В 2002 году фактором, обеспечившим поступательное развитие российско-итальянского товарооборота, стало динамичное увеличение объемов импорта из Италии (+34%), а в 2003 году - высокий уровень цен на энергоносители. Можно ожидать, что за весь 2003 год объем товарооборота превысит 10 млрд долларов США.

Экспорт России включает в себя поставки природного газа, нефти и нефтепродуктов (свыше 70% экспорта), черных и цветных металлов, древесину и изделия из нее, кожевенное сырье, машинно-технические изделия. В российском импорте из Италии основное место занимают различные виды машин и оборудования (34%), товары широкого потребления, химическая продукция и стройматериалы.

Вместе с тем надо отметить, что товарообмен между нашими странами достиг такого этапа, когда экстенсивный путь его развития не сможет дать в долгосрочном плане существенного эффекта. Очевидно, что его рост имеет пределы, обусловленные, главным образом, сырьевой направленностью российского экспорта и международной конъюнктурой цен на энергоносители. Поэтому перенос акцента с чисто торговых операций на инвестиционное взаимодействие стал лейтмотивом бесед по экономической проблематике российского и итальянского руководства. В этом контексте показателен комментарий Владимира Путина на высказывание Сильвио Берлускони о том, что Италия могла бы побороться с Германией за первое место в товарообороте с Россией. При этом, напомнив, что объем торговли России с Германией превышает аналогичный российско-итальянский показатель - более чем в два раза, российский президент подчеркнул: «Экономическое взаимодействие России с Италией может и должно обрести второе дыхание», а резервы количественного роста товарооборота кроются в придании экономическому сотрудничеству «нового качества» через активное инвестирование в реальный сектор экономики.

Разговор на эту тему состоялся и во время встречи Владимира Путина с ведущими итальянскими предпринимателями. Уместно напомнить, что по товарообмену, будучи вторым партнером России, Италия занимает лишь девятое место по объему накопленных инвестиций в российскую экономику (около 1,4 млрд долларов США). Очевидно, такое положение дел не соответствует потенциалу экономических возможностей двух стран. На встрече с представителями деловых кругов Италии российский президент подчеркнул необходимость задействовать имеющиеся резервы, причем не только в традиционных секторах сотрудничества - энергетике, автомобилестроении, нефтехимии - но и в сфере высоких технологий. «Россия ставит перед собой амбициозную цель - удвоить ВВП в ближайшие десять лет, а это значит, что серьезные инвесторы, ориентированные на долгосрочные проекты, могут рассчитывать на результативную работу в России» - сказал президент России.

Важным фактором расширения торговых связей с Италией всегда были масштабные проекты - это строительство Волжского автомобильного завода, участие в сооружении газопровода «Ямал», создание крупных производств в области химии и нефтехимии, черной металлургии. И самый крупный совместный проект нового столетия - строительство газопровода «Голубой поток» (для поставки российского газа в Турцию) с инвестициями в 2 млрд долларов США. Проект введен в эксплуатацию в начале 2003 года, в реализации которого (прокладки труб по дну Черного моря на глубине свыше 2 км) была использована уникальная технология компании «САЙПЕМ».

Как отмечалось на встрече с представителями деловых кругов, в настоящее время важно не допустить «паузы» с точки зрения проработки новых крупных проектов. В этом значительную роль могут сыграть и ряд соглашений, которые были подписаны во время визита государственного визита Владимира Путина в Италию. Среди них - соглашения о поставке оборудования и предоставлении услуг для создания мощностей по производству полипропилена (общая стоимость проекта - 135 млн долларов США), по реализации проектов «Дизельные двигатели» и «Легковые автомобили» и о сотрудничестве по финансированию экспорта в третьи страны мира

Наряду с работой по крупным проектам, можно отметить и заметные позитивные сдвиги в инвестиционной активности итальянского бизнеса в России, произошедшие в течение двух последних лет, касающиеся в первую очередь компаний среднего звена. Убедившись в том, что их продукция пользуется стабильным спросом на российском рынке, итальянские фирмы приняли решения об организации производства товаров в России.

Одновременно имеются и первые попытки освоения российскими автомобилестроителями итальянского рынка. Дело в том, что в настоящее время итальянские компании не производят автомобили-внедорожники, а весь спрос на эти машины в Италии удовлетворяется только за счет импорта. Поэтому фирма «Де Томазо», выпускающая «элитные» малосерийные автомашины, решила исправить сложившееся положение на рынке страны за счет налаживания кооперированного производства таких машин с Ульяновским автомобильным заводом. В настоящее время проведена совместная работа по организации на территории Италии производства модернизированной модели выпускаемого УАЗ серийного внедорожника «Симбир», уже созданы первые экземпляры автомобиля, которые оснащены итальянским дизельным двигателем «Ивеко». Предусматривается, что в перспективе на итальянский и европейский рынок в год будет поставляться около двадцати тысяч таких внедорожников.

экономический двусторонний россия италия

РЕГИОНЫ - ПРОМЫШЛЕННЫМ ОКРУГАМ

Двусторонние экономические связи будут в меньшей степени зависеть от конъюнктурных факторов и приобретут по-настоящему «новое качество» лишь тогда, когда в них будут вовлечены предприятия малого и среднего бизнеса (МСП), когда массовым явлением станут производственно-кооперационные связи между ними. Опыт Италии в этой сфере трудно переоценить. Роль МСП в экономике Италии чрезвычайно велика: на их долю приходится свыше 90% общего числа промышленных предприятий.

Еще в ходе встречи в апреле 2002 года Президент России Владимир Путин и Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони дали поручение - проработать возможности создания подобных «промышленных округов» в России, используя итальянский опыт и привлекая итальянские предприятия малого и среднего бизнеса.

Реализация этой инициативы предполагает расширение взаимодействия в сфере малого и среднего бизнеса в сочетании с межрегиональным сотрудничеством, что нацелено на увеличение объемов итальянских инвестиций в российскую экономику.

Для организации взаимодействия создана и Рабочая группа под эгидой Минэкономразвития России и Министерства производственной деятельности Италии. Ее эксперты пришли к выводу, что с учетом особенностей российской экономики этот процесс должен базироваться на уже работающих в России крупных итальянских компаниях, заинтересованных в расширении своего присутствия на российском рынке. А это позволит им привлечь как своих итальянских субпоставщиков к непосредственной работе в России, так и шире использовать продукцию российских предприятий, особенно малых и средних, для комплектации своих изделий. Что касается преференций при реализации инвестиционных проектов, итальянские участники подобных образований могут воспользоваться региональными налоговыми льготами.

Намерение создать в России «промышленные округа» вызвало живой интерес российских и итальянских регионов и ассоциаций предпринимателей. В настоящее время в эту работу в той или иной степени вовлечены 17 российских регионов. Имеются и первые практические результаты. В качестве примера - «пилотного» проекта, можно привести создание промышленного округа по производству различных видов электробытовой техники в Липецкой области на базе, принадлежащего известной итальянской фирме, завода по производству холодильников. В рамках местного промышленного округа в мае прошлого года началось строительство завода по производству стиральных машин мощностью до 1 млн штук в год. Сейчас идет процесс привлечения для работы в Липецке итальянских и российских фирм, обладающих необходимым промышленным и техническим потенциалом для производства деталей из пластмассы, полистирола, алюминия, резины. По некоторым оценкам, к 2006 году Липецк может стать крупнейшим в Европе промышленным центром по выпуску бытовой электротехники.

В других регионах России также ведется активная работа по созданию «промышленных округов». Например: в Московской области - переработка сельхозпродукции, производство керамической плитки, деревообработка; в Свердловской области - металлургия и приборостроение. В Татарстане - производство и переработка полипропилена; в Чувашской Республике - переработка молока и плодоовощной продукции и производство электротехники и стройматериалов; в Ленинградской области - производство электробытовой техники; в Пермской области - сельскохозяйственное машиностроение, деревообработка; а в Мордовии - производство железнодорожного подвижного состава.

Разумеется, предприятиям, размещаемым на территории «промышленных округов», требуется постоянная «подпитка» современными технологиями и квалифицированной рабочей силой, поэтому они должны иметь тесные связи со специализированными центрами подготовки специалистов, университетами, «технологическими парками» и исследовательскими центрами. Поэтому подключаются к этому вопросу и некоторые российские и итальянские высшие учебные заведения, в частности, университеты Липецка, Владимира, Анконы, Тренто. В частности, университет Тренто, располагающий большим опытом в области разработки схем организации, управления и информационного сопровождения технопарков, и компания «Вальмонт Энтерпрайзис» изучают возможность создания в окрестностях города Троицка Московской области технопарка с участием итальянских компаний и российских научно-производственных структур. С учетом всех этих факторов, в ходе визита российского президента в Италию был подписан Меморандум по вопросам создания «промышленных округов» на территории Российской Федерации, содержащий оценку проделанной работы и задачи на перспективу. Его подписали Сопредседатели российско-итальянского Совета по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству Алексей Кудрин и Франко Фраттини, а также Министр экономического развития и торговли России Герман Греф и Министр производственной деятельности Италии Антонио Марцано. Имеющиеся на сегодняшний день результаты работы по созданию «промышленных округов» в России позволяют сделать вывод: данное направление межгосударственного сотрудничества России и Италии является полезным и перспективным. Поэтому стороны планируют разработать детальную программу дальнейшей работы рабочей группы МПК, направленную на продолжение сотрудничества по уже имеющимся заделам и вовлечение в этот процесс новых российских регионов.

А ЗАТЕМ И КОСМОС

Еще одним направлением, способным придать «новое качество» нашим взаимоотношениям, является сотрудничество в сфере высоких технологий. На встречах в Риме глава российского государства назвал «многообещающими» совместные инициативы в аэрокосмической области, в сфере информационных и коммуникационных технологий, инноваций, военно-технического сотрудничества.

Особенностью российско-итальянского сотрудничества в авиационно-космической области является серьезная заинтересованность Италии к размещению заказов на российских предприятиях. В области самолетостроения «ОКБ имени А.С. Яковлева» и итальянская фирма «Аэрмакки» создали совместную базовую модель учебно-тренировочного самолета «Як/Аэм-130». В настоящее время стороны изучают возможности дальнейшего сотрудничества с использованием имеющихся наработок. Развивается сотрудничество и по созданию и выводу на орбиту спутников связи семейства «ЯМАЛ», созданию полезной нагрузки для спутников связи «Экспресс», системы контроля и управления воздушным движением в приполярных районах России. Особое внимание привлекает сотрудничество российских и итальянских компаний в рамках программы единой европейской системы навигации «ГАЛИЛЕО», конструирование и производство узлов и компонентов грузового корабля ATV (аналог российского «Прогресса»), совместная разработка и производство средств связи, в том числе - в сфере судостроения и в отдельных отраслях оборонной техники.

Во время визита отмечалось, что вскоре будет завершен процесс ратификации межправительственного Соглашения (ноябрь 2000 года) «О сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях». Поэтому для укрепления договорно-правовой базы взаимоотношений в высокотехнологичных сферах в ходе госвизита были подписаны Меморандум «О сотрудничестве в области связи» и Меморандум «О сотрудничестве в области информационных технологий».

ДЕЛО ЗА ФИНАНСАМИ

Не секрет, что ключевой вопрос для успеха любого проекта - поиск источников финансирования. А характерной чертой современного этапа финансового сотрудничества является переход от предоставления кредитов под государственные гарантии к нормальному межбанковскому взаимодействию, предусматривающему использование финансовых инструментов, не оказывающих влияние на внешний государственный долг России. Однако стоит отметить: итальянские банки достаточно осторожно подходят к выделению кредитных ресурсов для работы на Россию и в подавляющем большинстве случаев предоставляют кредиты только при условии их гарантирования со стороны государственного страхового агентства САЧЕ. В свою очередь, агентство рассматривает возможность предоставления страховых гарантий в каждом отдельном случае, под конкретные проекты, тщательно выбирая российского гаранта по кредиту (как правило, ими выступают ведущие российские банки и корпорации) и анализируя возможности погашения кредита непосредственным российским заемщиком-участником проекта.

Тем не менее, за период с 2001 года по настоящее время был создан комплекс финансовых инструментов, позволяющих обеспечить финансирование, как крупных проектов, так и проектов малого бизнеса. Что касается крупных проектов, то речь идет, прежде всего, о трехстороннем Меморандуме «ВНЕШТОРГБАНК», «МЕДИОБАНКА» и Института развития и продвижения итальянского бизнеса за рубежом СИМЕСТ (сумма инвестиционной программы составляет около 1,5 млрд евро) и о генеральном кредитном Соглашении между «ВНЕШТОРГБАНК» и «МЕДИОБАНКА» (на 300 млн евро). В рамках этого соглашения уже реализуется целая серия проектов. Одновременно остается в силе и аналогичная инвестиционная программа по генеральному кредитному Соглашению («ВНЕШЭКОНОМБАНК», «МЕДИОБАНКА» и СИМЕСТ) на сумму 250 млн евро.

Для проектов малого и среднего бизнеса могут использоваться и кредитные линии, предоставленные России итальянскими банками БНЛ (10 млн долларов США), ИНТЕЗА/БКИ (30 млн долларов США) и САН ПАОЛО/ИМИ (20 млн долларов США). В рамках кредитной линии БНЛ приняты к финансированию четыре контракта. В ходе визита этого визита президента России было подписано и еще одно соглашение - «О сотрудничестве по финансированию экспорта в третьи страны».

Новым, интересным направлением сотрудничества в финансовой сфере является и реализация межправительственного Меморандума «По вопросам конверсии части долга бывшего СССР в отношении Италии в инвестиции итальянских предприятий в российскую экономику». Этот механизм не должен заменять собой имеющиеся традиционные формы инвестирования средств и финансирования проектов, а призван стать дополнительным инструментом для их реализации и применяться, главным образом, в отношении проектов, носящим стратегический характер, в том числе и в высокотехнологичной области. Эта работа пока что находится в начальной стадии и финансовым экспертам обеих стран еще предстоит договориться о конкретных параметрах, которые будут применяться в рамках конверсионных схем.

СОВЕТНИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА

Значительную роль в развитии двустороннего экономического сотрудничества играет деятельность межправительственного российско-итальянского Совета по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству (сопредседатели - заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Алексей Кудрин и Министр иностранных дел Итальянской Республики Франко Фраттини).

Совет является оперативно-организационным механизмом межгосударственного диалога в сфере экономического сотрудничества. Он создан в 1996 году с учетом положений Договора «О дружбе и сотрудничестве между Россией и Италией» от 14 октября 1994 года. Под эгидой Совета действует Комитет предпринимателей по деловому сотрудничеству, работа которого призвана обеспечить более тесную увязку деятельности Совета с конкретными проблемами, возникающими в ходе взаимодействия российских и итальянских компаний.

Деятельность Совета на протяжении семи лет его существования оказала весьма позитивное воздействие на развитие двусторонних экономических отношений. Вместе с тем, у обеих сторон созрело понимание необходимости реформирования Совета, оптимизации структуры и наполнения его работы новым содержанием. По итогам VII сессии Совета (декабрь 2002 года) было решено выработать соответствующие предложения с учетом того, что основные импульсы для двусторонних отношений исходят сейчас от высшего руководства России и Италии в рамках государственных визитов с участием ключевых министров. Накануне государственного визита сопредседатели Совета произвели обмен письмами, в которых отражены новый порядок работы Совета и схема новой структуры его органов (рабочих групп). Благодаря этим нововведениям Совет сможет укрепить свою роль основного координирующего органа экономического взаимодействия.

«Свою главную задачу мы с господином Сильвио Берлускони видим в том, чтобы максимально способствовать переводу наших с ним договоренностей в конкретные проекты и дела», - подчеркнул Владимир Путин, подводя итог обсуждению вопросов экономического сотрудничества. Очевидно, что имеющиеся у России и Италии материальные, финансовые и интеллектуальные возможности дают основания рассчитывать на успешное выполнение этой задачи.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Экономическое и политическое сотрудничество. Российско-казахские отношения и внутренняя политика Казахстана. Перспективы экономического и политического сотрудничества. Экономические системы, военно-техническое сотрудничество России и Казахстана.

    реферат , добавлен 21.11.2010

    Развитие сотрудничества в торговой и инвестиционной сферах. Основные подходы к оценке российско-китайских отношений. Сотрудничество в сфере обеспечения безопасности в регионе. Влияние геополитических интересов России на российско-китайские отношения.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2015

    История развития и современное состояние российско-кубинских отношений. Российско-кубинское сотрудничество и Закон "Хелмса-Бертона". Оценка состояния торгово-экономических связей России с Кубой на современном этапе и перспективы их дальнейшего развития.

    курсовая работа , добавлен 27.07.2010

    Российско-германское сотрудничество на уровне государства. Анализ текущего состояния экономических отношений России и Германии, а также всесторонний прогноз возможных перспектив развития торгово-экономических и политических связей между странами.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2014

    Пути преодоления дипломатического кризиса, возникшего в декабре 2001 г. после атаки террористов на здание индийского парламента. Эволюция во внешней политике США. Пути урегулирования кашмирской проблемы. Российско-пакистанские двусторонние отношения.

    реферат , добавлен 06.03.2011

    Политика стратегического партнерства – основа экономических взаимоотношений. Региональное сотрудничество. Демографические диспропорции. Россия - Китай: крупные совместные проекты экономического сотрудничества. Двусторонние отношения.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2003

    Объективные основания и препятствия российско-иранских связей и сотрудничества в 2000-е годы. Основные направления российско-иранского сотрудничества (в политической, военно-технической, экономической, культурной сферах). Перспективы на ближайшее будущее.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

    Роль и место военно-технического сотрудничества в российско-индийских отношениях: предпосылки и этапы развития, договоренности и принципы. Ракетно-космическая сфера сотрудничества. Двустороннее сотрудничество в области авиации и в военно-морской сфере.

    дипломная работа , добавлен 30.04.2012

    Совместные российско-норвежские цели, задачи, проблемы; пути их решения, перспективные направления сотрудничества. Площадки, в рамках которых реализуется международный диалог России и Норвегии, а также выполняется взаимодействие и сотрудничество.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2015

    Политико-правовая база российско-британского сотрудничества. Механизмы реализации и геополитический контекст развития отношений Российской Федерацией и Великобритании. Российско-британское сотрудничество в политической и торгово-экономической сферах.