Меркурий - автоматизированная система (федеральная государственная информационная система, ФГИС), предназначена для электронной сертификации поднадзорных госветнадзору грузов, отслеживания пути их перемещения по территории Российской Федерации для создания единой информационной среды ветеринарии, повышения биологической и пищевой безопасности.

Система ориентирована на использование сотрудниками:

  • хозяйствующих субъектов (ХС);
  • ветеринарных управлений субъектов РФ (ВУ);
  • станций по борьбе с болезнями животных (СББЖ);
  • центрального аппарата Россельхознадзора (ЦА);
  • территориальных управлений Россельхознадзора (ТУ);
  • складов временного хранения (СВХ),
  • зон таможенного контроля (ЗТК).

Цели создания:

  • Сокращение времени на оформление ветеринарной сопроводительной документации за счёт автоматизации данного процесса.
  • Автоматический учёт поступившего и убывшего объёма продукции на предприятии (холодильнике, складе, МПП и т. д.).
  • Ввод и хранение информации об отобранных пробах для исследования ввозимой продукции.
  • Возможность отслеживания перемещения партии груза по территории Российской Федерации с учётом её дробления.
  • Снижение трудовых, материальных и финансовых затрат на оформление ВСД за счёт замены защищённых бумажных бланков ВСД электронными версиями.
  • Минимизация человеческих ошибок, благодаря наличию готовых форм для ввода информации, а также проверки вводимых пользователем данных.
  • Создание единой централизованной базы данных для быстрого доступа к актуальной информации, для формирования отчетов, поиска и анализа информации.

В составе ФГИС "Меркурий" действуют подсистемы:

  • Подсистема Склада временного хранения (Меркурий.СВХ)
  • Подсистема Государственной ветеринарной экспертизы (Меркурий.ГВЭ)
  • Подсистема Хозяйствующего субъекта (Меркурий.ХС)
  • Подсистема Территориального управления (Меркурий.ТУ)
  • Подсистема Уведомлений (Меркурий.Уведомления)
  • Подсистема проверки подлинности выданных ВСД
  • Универсальный шлюз (Ветис.API)
  • Подсистема предварительных уведомлений от зарубежный стран (Mercury.Notice)

Система "Меркурий" выполнена в виде веб-приложения, т.е. пользователи взаимодействуют с системой через Интернет . Все пользователи всегда имеют доступ к актуальной информации. Работа ведется посредством веб-браузера.

"Меркурий" размещен на центральном сервере, подключенном к сети Интернет . Поскольку центральный сервер может быть недоступен (например, в случае отключения его от Интернета или отсутствии электропитания), то предусмотрен территориально удаленный резервный сервер, который автоматически реплицирует сведения с центральным и, при его отключении, обрабатывает запросы пользователей до восстановления работы основного сервера.

Создатели рекомендуют использовать для работы с "Меркурием" браузер Google Chrome или Mozilla Firefox версии 3.0 или выше. Поддерживается работа в браузере Internet Explorer версии 7.0 и выше, он входит в состав ОС

С 1 июля 2018 года в России ветеринарно-сопроводительные документы необходимо оформлять с помощью Государственной информационной системы «Меркурий». Она создана Россельхознадзором с целью уменьшения времени на оформление ВСД, которое происходит за счет автоматизации процесса выписки. Входящие и исходящие грузы подлежат автоматическому учету, их перемещение также будет автоматически отслеживаться на территории всей страны. При этом снижаются издержки и трудовые затраты на оформление ВСД, поскольку бумажные бланки полностью заменяются на электронные. В результате создается единая база всех произведённых продовольственных товаров, из которой любой пользователь может получить информацию.

Ранее предполагался старт обязательной работы в ФГИС «Меркурий» c 1 января 2018 года. Но в связи с тем, что многие предприятия не успели зарегистрироваться и автоматизироваться в системе «Меркурий» Минсельхоз РФ обратился в Госдуму с просьбой перенести срок. В конце прошлого года Государственная Дума и Совет Федерации России одобрили перенос до 1 июля 2018 года. Данные послабления для участников продовольственного рынка многие восприняли как возможность тщательнее подготовится к работе в новой системе. Но наверняка есть те, кто думают, что и 1 июля работа в ГИС «Меркурий» не станет обязательной, а возможно ее даже отменят. Есть ли дорога назад?

Сторонники отмены «Меркурия» – это те, кто не готовы работать в прозрачных условиях, открыто, качественно. Но таких производителей меньшинство, и именно на борьбу с ними направлена данная государственная система.

Высказывают свои опасения и те, кто не хотят что-то менять, те, кто привыкли к бумажной системе оформления документов. В качестве своих аргументов они выдвигают отсутствие качественного интернета в их небольших населенных пунктах, в нехватке специалистов, которые могли бы заниматься работой в ГИС «Меркурий». Для тех, в чьи населенные пункты не дошла глобальная сеть, закон позволяет использовать и дальше документы в бумажном формате. Переживать же по поводу отсутствия на своих предприятиях обученных специалистов не стоит. Эти проблемы надуманные, ведь производители могут привлечь специалистов госветслужбы, которые будут проводить электронную сертификацию. Или же можно обучить своих сотрудников работать в «Меркурии». На сайте Россельхознадзора есть демоверсия обучающей программы, там можно записаться на онлайн-видеокурсы. Так же там есть рубрика IT-партнеры, в которой приведен перечень компаний-интеграторов, являющихся официальными партнерами Россельхознадзора: Группа компаний «Абсолют-Софт корпоративные проекты», ЗАО «АСП», Фирма «1С», Группа компаний «Сервис-Софт» и ряд других.

Все действия Россельхознадзора говорят только одно, что обратной дороги нет. На проект ФГИС «Меркурий» государством потрачено слишком много времени, сил и денег. Ситуация, которая сложилась в системе ветеринарного контроля за последние годы, была достаточно плачевна, требовалось что-то менять. И вот перемены уже не за горами. Производителям продовольственной продукции стоит приложить немного усилий, чтобы облегчить свою работу в «Меркурии». В этом вопросе всем участникам данного сегмента рынка рекомендуется скорее интегрировать свою учетную систему с ФГИС «Меркурий», а не тратить время на надежды переноса или отмены последнего.

Подготовил законопроект о переносе обязательной электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) на полгода. Как следует из проекта, опубликованного на портале нормативно-правовых документов, действующий порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов предлагается продлить до 1 июля 2018 года, за исключением уловов водных биологических ресурсов и продукции из них. Законопроект также устанавливает случаи, когда и после июля документы могут использоваться в бумажном виде — в случаях ЧС (наводнения, диверсии, забастовки и т. д.), а также при отсутствии в населенных пунктах интернета.

Закон «О ветеринарии» предполагает введение системы электронной ветсертификации с 1 января 2018 года. Электронный ветеринарный сопроводительный документ оформляется в системе «Меркурий» и позволяет отследить происхождение, местоположение, маршрут движения продукции. До 1 января 2018 года оформление сертификатов производится на бумажном носителе или в электронной форме по желанию собственника товара.

18 сентября под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича прошло совещание, на котором обсуждалась степень готовности регионов к внедрению ЭВС. Как сообщал тогда Молочный союз России, представители которого присутствовали на совещании, о полной готовности заявили представители рыбной и мясной отраслей, в то время как молочная отрасль «имеет в регионах разную степень готовности». А председатель правления «» Андрей Даниленко доложил, что молочная отрасль к ЭВС не готова. «» по-прежнему наблюдает все те же проблемы как юридически-правового, так и технического характера, которые стояли перед сектором еще в феврале этого года», — говорится на сайте союза. «» предлагает отложить переход на электронную ветсертификацию на сырое молоко до 1 января 2019 года, а дополнительный ввод ЭВС для готовой молочной продукции считает нецелесообразным. Если же будет принято решение сертифицировать и ее, то союз считает необходимым установить переходный период до 1 января 2023 года.

«Мы с самого начала стоим на том, чтобы вообще исключить готовую продукцию из ветеринарной сертификации, оставив только оформление ветсертификатов при импорте и экспорте. Так как это не соответствует ни международной практике, ни практике внутри Таможенного союза и ведет к существенным дополнительным затратам для производителей молочной продукции», — ранее говорил «Агроинвестору » Даниленко. По его оценке, включение в систему готовой молочной продукции обойдется перерабатывающей отрасли в миллиарды рублей, которые придется потратить на оплату труда новых специалистов, переоборудование заводов и прочие расходы.

За перенос внедрения ЭВС высказывался и бизнес-омбудсмен Борис Титов. Выступая на агробизнесфоруме «Лидерство российского АПК: как обеспечить качественный рост», который проходил в рамках выставки «Золотая осень», он заявил, что электронная сертификация продукции — это огромная задача, по сложности не сравнимая даже с введением ЕГАИС. «У нас есть опасения, прежде всего, со стороны производителей молочной продукции, что мы еще не готовы к ней, — сказал он. — Может быть, есть смысл отсрочить переход на ЭВС или для начала опробовать ее в отдельных регионах». В сентябре Минсельхоз на основании отчета региональных аграрных ведомств проинформировал правительство о трудностях с внедрением ЭВС. Как сообщал «Коммерсантъ», в частности, ведомство указывало на низкое финансирование процессов внедрения ЭВС, отсутствие доступа к интернету и нехватку персонала у небольших предприятий для работы с системой «Меркурий».

По данным Россельхознадзора (является оператором «Меркурия»), в сентябре было оформлено 9,1 млн электронных ветеринарных сопроводительных документов, из которых 2,8 млн было выдано на мясо и мясопродукты, 1,6 млн — мясо птицы, 187 тыс. — на сырое молоко и 110 тыс. — на молочную продукцию. Ведомство считает неудовлетворительной ситуацию с оформлением электронных сертификатов на готовую пищевую продукцию: за сентябрь было выдано 4,7 млн документов, при том что общий объем перемещающихся продовольственных партий оценивается в 1,5-3 млрд в год. «Сейчас сертифицируется примерно 48 млн перемещаемых партий в годовом исчислении. Это означает, что в данном секторе уровень перехода составляет всего лишь 3,2%», — подсчитал Россельхознадзор . Существенно различается ситуация с внедрением ЭВС не только по видам продукции, но и по регионам. Так, если в 29 регионах в месяц оформляется более 100 тыс. электронных сертификатов, то в четырех субъектах (Калмыкии, Ингушетии, Чукотском округе и Чечне) получают менее тысячи таких документов.

В том стратегическом повороте, который проходят отрасли свино- и птицеводства, когда повышается необходимость выхода на внешние рынки, само наличие ЭВС и национальной системы прослеживаемости продукции уже является фактором роста экспортного потенциала, отмечал в конце июня замглавы Россельхознадзора Николай Власов в ходе годового собрания Национального союза свиноводов . «Отсутствие этих систем — это существенное препятствие для экспорта», — акцентировал он. Тогда Власов говорил, что для того, чтобы без проблем перейти на ЭВС с 1 января 2018 года, к концу 2017-го нужно выйти на уровень оформления примерно 30 млн электронных сертификатов в месяц.

В течение 2017 года Россельхознадзор неоднократно предлагал, чтобы внедрение электронной системы сертификации «Меркурий» перенесли на 2019 год. Изначально ее запуск был запланирован на 1 января 2018 года. Но в связи с тем, что многие крупные продуктовые компании так и не успели в ней зарегистрироваться, 26 декабря в закон «О ветеринарии» были приняты поправки, касающиеся сроков внедрения.

Почему «Меркурий» перенесли на 2019 год

Разработкой системы ЭВС в России занимался Россельхознадзор. Предполагалось, что ее основным назначением станет борьба с контрабандой и контроль происхождения продуктов. Согласно ранее принятому закону с 1 января 2018 года на электронную документацию должны были перейти все производители молочной и мясной продукции, а также кормов для животных.

Проблемы с внедрением ЭВС начали возникать в первую очередь у крупных производителей молокопродуктов. У них в одну партия сырья может входить продукция сразу от нескольких десятков производителей и даже больше. Согласно же новой системе, в сопроводительном документе готовой продукции должны отображаться все производители. Фактически получалось, что, например, одна банка сметаны должна сопровождаться огромным списком.

После тестирования «Меркурия» в компании Danone, ее представители заявили, что система не смогла справиться с обработкой даже одной партии. Вместо заявленного часа, ей потребовалось больше 10. По их мнению, такая существенная задержка способна практически парализовать производство.

До 1 января 2018 года система электронной ветсертификации использовалась на добровольной основе. Однако среди

производителей ей пользовались только единицы. Связано это в первую очередь с несовершенной работой самой системы, а также с многочисленными законодательными пробелами.

Новые сроки внедрения

Сроки внедрения электронной сертификации обсуждаются не впервые. В мае 2017 года уже предлагался перенос «Меркурия» на 2019 год, но тогда решение так и не приняли. Осенью эта проблема обсуждалась повторно на Консультативном совете по иностранным инвестициям. В результате было принято решение о переносе сроков внедрения.

Согласно новым поправкам переход на электронную ветсертификацию отложили до 1 июля 2018 года. В этот период можно будет оформлять как бумажные, так и электронные свидетельства. Следующие полгода к нарушителям не будет применяться строгих штрафных санкций. А вот с 1 января 2019 года система должна заработать по полной.

Повторного переноса сроков теперь тоже вряд ли стоит ожидать. Как отметил замглавы Россельхознадзора Николай Власов, перенос и так был компромиссным решением. Тот, кто готовился, уже готов, а тот, кто до сих пор не предпринял никаких действий, не будет готов ни к 1 июля, ни после.

Кроме сроков в закон внесли и другие изменения. Касаются они бумажных ветеринарных свидетельств. Их можно будет выписывать и после 1 июля, но только в следующих случаях:

  1. Если вследствие чрезвычайных обстоятельств будет отсутствовать доступ к системе. В этом случае бумажные свидетельства будут выдаваться до тех пор, пока не будет решена проблема.
  2. Свидетельства на бумажном носителе также будет разрешено выдавать в населенных пунктах, где отсутствует доступ к сети интернет. Их перечень будет утверждаться отдельно властями на месте, но по предварительному согласованию с Россельхознадзором.
  3. Бумажное ветеринарное свидетельство будет разрешено использовать и в тех случаях, когда содержащиеся в нем сведения составляют государственную тайну.

На какие виды продукции нужен электронный ветсертификат

Согласно принятому законодательству электронными ветеринарными сертификатами должны сопровождаться следующие виды продукции:

  1. Яйца.
  2. Мед и другие продукты пчеловодства.
  3. Корма для животных.
  4. Все виды зерна.
  5. Все виды мясного сырья и субпродуктов.
  6. Полуфабрикаты и готовые продукты из мяса.
  7. Все виды рыбы, в том числе консервированная.
  8. Морепродукты.
  9. Все виды молочной продукции.

За несоблюдение требований по получению ветеринарного свидетельства предусмотрены следующие штрафы:

  1. От 3000 руб. на водителя, перевозящего груз.
  2. От 10000 до 20000 руб. на юридическое лицо. Или приостановление деятельности на срок до 3 месяцев.

При проведении проверки ответственный за груз обязан предоставить информацию об электронном ветеринарном свидетельстве. Это могут быть как уникальные идентификаторы, так и QR-коды. Их проверка осуществляется в специальном сервисе системы.

Видео об электронной сертификации:

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет крупнейших ритейлеров) предлагает перенести срок перехода на работу с электронной системой прослеживаемости "Меркурий" для поставщиков готовой продукции.

"Для того чтобы снять какие-то риски и этот негатив по поводу внедрения "Меркурия", АКОРТ направляет в определенные ведомства по зонам ответственности свои предложения, которые касаются неких изменений в законодательной части. Недавно от АКОРТа было направлено предложение, чтобы снизить риски и не ввести бизнес в потери, о том, чтобы государство позволило и перенесло сроки внедрения для готовой продукции, включая готовую молочную продукцию, на 2019 или 2020 год", - сказала руководитель службы по обеспечению взаимодействия с органами государственной власти департамента логистики "Магнита" (MOEX: MGNT) Ольга Фабрикантова на пресс-конференции АКОРТ во вторник.

"То есть позиция наша такая: мы против переноса сроков с 1 июля 2018 года, но мы за то, чтобы дать возможность производителям готовой продукции, которая раньше не сопровождалась ветеринарными документами, дать время еще для подготовки, чтобы не тормозить процесс", - подчеркнула она.
В целом, по оценке АКОРТ, к переходу на "Меркурий" готовы от 20% до 50% поставщиков - в зависимости от сети. "На текущий момент ситуация по готовности поставщиков у всех сетей разная. Но в среднем она в интервале от 20 до 50%. Причины такого разбега по сетям разные, потому что сама схема внедрения и интеграция баз данных сетей и "Меркурия" достаточно различная. У каждой сети свой подход к реализации этого проекта", - отметила О.Фабрикантова.

По словам представителя Х5 Retail Group, у компании около 1,5 тыс. поставщиков продукции, подлежащей ветеринарной сертификации с 1 июля. "Из них порядка 40% не подтвердили готовность к работе в ФГИС "Меркурий", не провели или не успевают в срок до 1 июля провести комплекс мероприятий по внедрению ФГИС "Меркурий" в собственные бизнес-процессы", - сказал представитель ритейлера.

Из ста крупнейших федеральных поставщиков Х5 почти 30% до сих пор не завершили интеграцию с системой "Меркурий" и не начали совместного с ритейлером тестирования - они находятся в зоне риска невозможности осуществлять поставки с 1 июля 2018 года. И только 5% из ста крупнейших поставщиков Х5 работают стабильно и без ошибок. "Компания готова передать соответствующим органам власти детальную информацию о статусе готовности поставщиков к началу работы с ФГИС "Меркурий" для принятия совместных усилий по нормализации ситуации по специальному запросу", - добавил представитель Х5.

По словам О.Фабрикантовой, сети, входящие в АКОРТ, на текущий момент готовы к переходу на "Меркурий" - и помогают поставщикам адаптироваться к новым требованиям. "Чтобы как-то помочь поставщикам и ускорить этот процесс и все-таки с 1 июля внедрить "Меркурий" - потому что АКОРТ против переноса сроков на более поздний период, потому что сети имеют достаточно высокую степень готовности, - мы проводим достаточно большую, объемную работу с поставщиками. Она проходит по-разному: иногда это индивидуальные консультации по звонку поставщика, АКОРТ проводит совещания, собрания, вебинары. Для поставщиков готовятся разъяснительные материалы в виде образцов заполнения электронных ветеринарных документов, готовятся методические рекомендации, и в принципе сети очень лояльно относятся к тем отклонениям, которые сейчас возникают на этапах внедрения "Меркурия" со стороны поставщиков", - сообщила она.

С 1 июля 2018 года для поставок в торговые сети продукции животного происхождения будет необходимо оформление электронных ветеринарных сертификатов в ФГИС "Меркурий". Добровольная ветсертификация в электронном виде доступна для следующих категорий продукции: мясо, птица, яйца, рыба, морепродукты, икра, колбасные изделия, мёд, корма для животных. Предполагается, что с 1 июля она станет обязательной как для перечисленных категорий, так и для молочных продуктов всех видов, сыров, рыбной гастрономии, консервации рыбной, мясной и молочной, полуфабрикатов замороженных и охлаждённых, а также детского питания, которое содержит компоненты животного происхождения.

Электронная ветеринарная сертификация продукции животноводства введена изменениями в закон "О ветеринарии", который был подписан президентом РФ 14 июля 2015 года. До 1 января 2018 года был предусмотрен переходный период, в течение которого можно было сертифицировать продукцию как на бумажных носителях, так и в электронном виде. С 1 января 2018 года планировался переход на полную электронную сертификацию. Однако в конце 2017 года было принято решение перенести этот срок на 1 июля 2018 года.