Экономика/2.Экономика предприятия

Анохина М.Г.

Липецкий филиал Воронежского института менеджмента, маркетинга и финансов, Россия

Риски в системе бюджетирования

Понятие риска охватывает практически всю деятельность хозяйствующего субъекта. Существует много рисков, возникающих в работе предприятия, вопросы классификации этих рисков представляют собой достаточно сложную проблему. Поиском оптимальных критериев классификации занимаются многие экономисты. Одна из первых классификаций была дана Дж. М Кейнсом. Он подошел к этому вопросу со стороны субъекта, осуществляющего инвестиционную деятельность, и выделил три основных вида рисков:

1. Предпринимательский риск - неопределенность получения ожидаемого дохода от вложения средств.

2. Риск «заимодавца» - риск невозврата кредита.

3. Риск изменения ценности денежной единицы - вероятность потери средств в результате изменения курса национальной денежной единицы (рыночный риск).

В настоящее время практически в каждой работе, посвященной вопросам риска, приводится один из вариантов классификации. Так подавляющее большинство авторов выделяют операционный,рыночный икредитныйриски. К этим основным рискам добавляется деловой риск, риск ликвидности, риск, связанный с регулирующими органами.

Четко разработанной классификации рисков не существует. Насчитывается более 40 критериев рисков и более 220 видов рисков. Так что в экономической литературе нет единого мнения по этому вопросу.

Можно построить градацию рисков в зависимости от того, в какой области деятельности они проявляются. Например, в единой системе планирования, контроля и анализа денежных потоков предприятия (бюджетировании) целесообразно классифицировать риски в соответствии с блоками бюджетного процесса.

Первым этапом в системе бюджетирования является сбор и обработка информации. На этом этапе риск состоит в ограниченности информации, что создает неопределенность в бизнесе и становится серьезной проблемой при отсутствии оптимизации производственных, бюджетных, управленческих процессов и приводит в конечном итоге к значительному и необоснованному росту затрат и производственных простоев, влияющих на результаты хозяйственной деятельности.

В современной экономике одним из наиболее достоверных источников для формирования информационной базы, которая служит основой для классификации рисков на предприятии в процессе бюджетирования и принятия управленческих решений, является бухгалтерская и управленческая отчетность.

Недостаток информации или ее некорректность провоцируют возникновение рисков промежуточного управления, выражающихся в ошибках, допущенных менеджерами в процессе подготовки бюджетного процесса и его реализации. Здесь также следует отметить риск лица, принимающего решения. Названные выше риски по степени предсказуемости являются прогнозируемыми либо труднопрогнозируемыми. Например, объективно оценивая имеющуюся информацию можно с большей долей уверенности предсказать появление информационного риска и определить степень его влияния, а изменения в законодательной базе могут спровоцировать трансформацию риска из прогнозируемого в труднопрогнозируемый.

Вторым этапом в системе бюджетирования является планирование. Возникает риск методологии, который следует идентифицировать с точки зрения расходов, продаж и прибыли.

В теории и практике плановой деятельности накоплен большой набор различных методов разработки планов,по оценкам ученых насчитывается более 200 различных методов, на практике используется 15-20. С целью разработки оптимальной методологии планирования в мире проводятся десятки научных конференций и симпозиумов по прогнозированию. За последние 20 лет проблемы прогнозирования обсуждались более чем на 80 международных конференциях и симпозиумах, и по этим проблемам было опубликовано свыше 10 000 работ.

В условиях неопределенности и нестабильности, спада производства ученые-экономисты считают целесообразным использовать нормативное прогнозирование. В плане перспектив развития прогнозирования предлагаются комбинированные методы, а именно сочетание эконометрических и институциональных методов, а также ведется поиск методов и способов минимизации ошибок в прогнозных параметрах. На указанном этапе высока вероятность риска, связанного с некорректным выделением в процессе постановки системы бюджетирования центров ответственности, учета и распределения обязанностей.

После формирования планируемых показателей и доведения установленных лимитов до сведения ответственных лиц наступает этап их реализации. Элемент риска на этом этапе возникает при неверном распределении функциональных обязанностей по выполнению бюджетных показателей. На данном этапе вероятно появление риска персонала, риска управления, характеризующихся ошибками в управленческой политике.

Производственная деятельность экономических субъектов предполагает постоянное участие в разнообразных гражданско-правовых отношениях, которые оформляются посредством подписания сторонами договоров, снижающих как налоговые, так и гражданские риски участников договорного процесса.

На предприятиях может возникнуть риск усиления конкуренции по причине утечки конфиденциальной информации, появления на рынке однотипных товаров-заменителей, способных удовлетворить спрос потребителей, более низкой стоимости уже существующих на рынке товаров.

На этапе анализа и контроля показателей бюджетирования возникают риски, связанные с отсутствием разработанных аналитических методик. Должны быть разработаны формы и методы аналитики, описан алгоритм анализа, сформированы базовые данные с указанием измерителей и элементами анализа.

Причинами возникновения рисков системы контроля могут быть: отсутствие размера нормативных отклонений факта от плана, неконкретизированная ответственность за формирование, исполнение и контроль бюджета в рамках должностных полномочий специалистов и руководителей.

При проведении процедуры корректировки бюджетных показателей наиболее вероятно воздействие рисков, возникающих в процессе анализа и контроля, т.к. нарушения и допущения на предыдущем этапе могут существенно повлиять на процесс корректировки. На любом из выделенных этапов бюджетирования могут быть следующие риски:

1) политические – связаны с политической обстановкой в стране и деятельностью органов государственной власти (революции, военные действия и т.д.);

2) законодательные – изменения действующих норм и нормативов, например, введение новых налогов, повышение налоговых ставок, отмена налоговых льгот.

3) природные – связаны с возможными стихийными бедствиями и загрязнением окружающей среды (наводнения, пожары, землетрясения);

4) региональные – обусловлены законодательством регионов;

5) отраслевые – зависят от тенденций развития отрасли;

6) макроэкономические – обусловлены экономическими процессами в стране (инфляционные, валютные, структурные риски и т.д.)

Предложенная классификация рисков в системе бюджетирования может быть дополнена частными классификациями исходя из экономической, финансовой, производственной целесообразности и специфики деятельности хозяйствующих субъектов.

Важным свойством любой системы является ее способность к самоорганизации. Процессы, происходящие внутри и вне ее генерируют и накапливают необходимость изменений и постоянной адаптации. Знание текущего состояния системы рисков, тенденций и особенностей их развития дает более широкие возможности воздействовать на систему рисков и управлять ими в процессе формирования, исполнения и анализа бюджетных показателей.

Литература:

1. Гончарова Л. Управление торгово-производственной сферой России: научный подход // Л. Гончарова. Проблемы теории производственного управления.- №6. – 2008. – С. 123

2. Ефремов А. Проблемы организации торговли // А. Ефремов. Экономист. - №2. – 2007. – С. 57

3. Медведева Т. Прогностические методы в управлении экономическими процессами // Т. Медведева. Экономические науки. - №11. – 2007. – С. 257

4. Чеснокова С.Ю. Классификация рисков в системе бюджетирования // С.Ю. Чеснокова. Экономист. - №3. – 2009. – С. 26-37



В системе методов управления рисками предприятия основная роль принадлежит внутренним механизмам их нейтрализации (методам защиты от рисков, методам снижения рисков).

Внутренние механизмы нейтрализации финансовых рисков представляют собой методы минимизации их негативных последствий, выбираемых и осуществляемых в рамках самого предприятия.

Объекты использования внутренних механизмов нейтрализации — это все виды допустимых рисков, значительная часть рисков критической группы, а также нестрахуемые катастрофические риски, если они принимаются предприятием в силу объективной необходимости.

Преимуществом использования внутренних механизмов нейтрализации рисков является высокая степень альтернативности принимаемых управленческих решений, не зависящих от других субъектов хозяйствования. Они исходят из конкретных условий осуществления деятельности предприятия и его возможностей, позволяют в наибольшей степени учесть влияние внутренних факторов на уровень рисков в процессе нейтрализации их негативных последствий.

Все мероприятия по снижению рисков могут быть разделены на дособытийные (планируются и осуществляются заблаговременно) и послесобытийные (планируются и осуществляются после того, как непредвиденное событие уже произошло).

В целом методы защиты от рисков могут быть классифицированы в зависимости от объекта воздействия на два вида: физическая защита, экономическая защита.

Физическая защита заключается в использовании таких средств, как сигнализация, приобретение сейфов, системы контроля качества продукции, защита данных от несанкционированного доступа, наём охраны и т.д.

Экономическая защита заключается в прогнозировании уровня дополнительных затрат, оценке тяжести возможного ущерба, использовании всего финансового механизма для ликвидации угрозы риска или его последствий.

Методы экономической защиты включают:

  • избежание риска;
  • лимитирование концентрации риска;
  • хеджирование;
  • диверсификацию;
  • создание специальных резервных фондов (фонды самострахования или фонд риска);

Избежание риска

Избежание риска — это метод, который заключается в разработке таких мероприятий, которые полностью исключают конкретный вид. К числу основных из таких мер относятся:

  • отказ от осуществления операций, уровень риска по которым чрезмерно высок. Использование этой меры носит ограниченный характер, так как большинство операций предприятия связано с осуществлением основной производственно- коммерческой деятельности, обеспечивающей регулярное поступление доходов и формирование прибыли;
  • отказ от использования в высоких объёмах заёмного капитала. Снижение доли заёмных финансовых средств в хозяйственном обороте позволяет избежать потери финансовой устойчивости предприятия. Вместе с тем такое избежание риска влечёт за собой снижение возможности получения дополнительной суммы прибыли на вложенный капитал;
  • отказ от чрезмерного использования оборотных активов в низколиквидных формах. Повышение уровня ликвидности активов позволяет избежать риска неплатёжеспособности предприятия в будущем периоде. Однако это лишает предприятие дополнительных доходов от расширения объёмов продажи продукции в кредит и порождает новые риски, связанные с нарушением ритмичности операционного процесса из-за снижения размера страховых запасов сырья, материалов, готовой продукции;
  • отказ от использования временно свободных денежных активов в краткосрочных финансовых вложениях. Эта мера позволяет избежать депозитного и процентного риска, однако порождает инфляционный риск, а также риск упущенной выгоды.

Формы избежания риска лишают предприятие дополнительных источников формирования прибыли, а соответственно отрицательно влияют на темпы его экономического развития и эффективность использования собственного капитала. Поэтому в системе внутренних механизмов нейтрализации рисков их избежание должно осуществляться очень взвешенно при следующих основных условиях:

  • если отказ от одного риска не влечёт возникновения другого риска более высокого или однозначного уровня;
  • если уровень риска несопоставим с уровнем доходности операции по шкале «доходность-риск»;
  • если потери по данному виду риска превышают возможности их возмещения за счёт собственных финансовых средств предприятия;
  • если размер дохода от операции, генерирующей определённые виды риска, несущественен, т.е. занимает неощутимый удельный вес в формируемом положительном денежном потоке предприятия;
  • если операции не характерны для деятельности предприятия, носят инновационный характер и по ним отсутствует информационная база, необходимая для определения уровня рисков и принятия соответствующих управленческих решений.

Лимитирование концентрации риска

Лимитирование концентрации риска — это установление лимита. Этот метод используется обычно по тем видам рисков, которые выходят за пределы их допустимого уровня, т.е. по операциям, осуществляемым в зоне критического или катастрофического риска.

Лимитирование реализуется путём установления на предприятии соответствующих внутренних нормативов в процессе разработки финансовой политики. Эта система нормативов может включать:

  • предельный размер (удельный вес) заёмных средств, используемых в хозяйственной деятельности. Этот лимит устанавливается раздельно для операционной и инвестиционной деятельности предприятия, а в ряде случаев — и для отдельных операций (финансирования реального инвестиционного проекта; финансирования формирования оборотных активов и т.п.);
  • минимальный размер (удельный вес) активов в высоколиквидной форме. Этот лимит обеспечивает формирование «ликвидной подушки», характеризующей размер резервирования высоколиквидных активов с целью предстоящего погашения неотложных финансовых обязательств предприятия. В качестве «ликвидной подушки» в первую очередь выступают краткосрочные финансовые вложения предприятия, а также его краткосрочная дебиторская задолженность;
  • максимальный размер товарного (коммерческого) или потребительского кредита, предоставляемого одному покупателю. Размер кредитного лимита устанавливается при формировании кредитной политики предприятия;
  • максимальный размер депозитного вклада, размещаемого в одном банке. Лимитирование депозитного риска осуществляется в процессе использования данного финансового инструмента инвестирования капитала предприятия;
  • максимальный размер вложения средств в ценные бумаги одного эмитента. Эта форма лимитирования направлена на снижение концентрации несистематического (специфического) риска при формировании портфеля ценных бумаг;
  • максимальный период отвлечения средств в дебиторскую задолженность. За счёт этого норматива обеспечивается лимитирование риска неплатёжеспособности, инфляционного риска, а также кредитного риска.

Хеджирование

Методом снижения финансовых рисков является хеджирование. Хеджирование — это система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятностные в будущем изменения обменных и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений.

В широком толковании «хеджирование» характеризует процесс использования любых механизмов уменьшения риска возможных финансовых потерь — как внутренних (осуществляемых самим предприятием), так и внешних (передачу рисков другим хозяйствующим субъектам — страховщикам). В узком значении термин «хеджирование» характеризует внутренний механизм нейтрализации финансовых рисков, основанный на страховании рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущем (как правило, производных ценных бумаг — деривативов).

Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), носит название «хедж», а хозяйствующий субъект, осуществляющий хеджирование, — «хеджер». Этот метод даёт возможность зафиксировать цену и сделать доходы или расходы более предсказуемыми. При этом риск, связанный с хеджированием, не исчезает. Его берут на себя спекулянты, т.е. предприниматели, идущие на определённый, заранее рассчитанный риск.

Существует две операции хеджирования: хеджирование на повышение и хеджирование на понижение.

Хеджирование на повышение (хеджирование покупкой) представляет собой операцию по покупке срочных контрактов или опционов. Хедж на повышение применяется в тех случаях, когда необходимо застраховаться от возможного повышения цен (курсов) в будущем. Он позволяет установить покупную цену намного раньше, чем был приобретён реальный товар. Хеджер, осуществляющий хеджирование на повышение, страхует себя от возможного повышения цен в будущем.

Хеджирование на понижение (хеджирование продажей) — это биржевая операция с продажей срочного контракта. Хеджер, осуществляющий хеджирование на понижение, предполагает совершить в будущем продажу товара, и поэтому, продавая на бирже срочный контракт или опцион, он страхует себя от возможного снижения цен в будущем. Хедж на понижение применяется в тех случаях, когда товар необходимо продать позднее.

В зависимости от используемых видов производных ценных бумаг различают следующие механизмы хеджирования финансовых рисков.

1. Хеджирование с использованием фьючерсных контрактов — это механизм нейтрализации рисков по операциям на товарной или фондовой биржах путём проведения противоположных сделок с различными видами биржевых контрактов.

Принцип механизма хеджирования с использованием фьючерсных контрактов основан на том, что если предприятие несёт финансовые потери из-за изменения цен к моменту поставки как продавец реального актива или ценных бумаг, то оно выигрывает в тех же размерах как покупатель фьючерсных контрактов на такое же количество активов или ценных бумаг и наоборот.

2. Хеджирование с использованием опционов — характеризует механизм нейтрализации рисков по операциям с ценными бумагами, валютой, реальными активами или другими видами деривативов. В основе этой формы хеджирования лежит сделка с премией (опционом), уплачиваемой за право (но не обязательство) продать или купить в течение предусмотренного опционным контрактом срока ценную бумагу, валюту, реальный актив или дериватив в обусловленном количестве и по заранее оговорённой цене.

3. Хеджирование с использованием операции СВОП — характеризует механизм нейтрализации рисков по операциям с валютой, ценными бумагами, долговыми финансовыми обязательствами предприятия. В основе операции «своп» лежит обмен (покупка-продажа) соответствующими финансовыми активами или финансовыми обязательствами с целью улучшения их структуры и снижения возможных потерь.

Диверсификация

Диверсификация представляет собой процесс распределения капитала между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Она является наиболее обоснованным и относительно менее затратным способом снижения степени риска. Используется для нейтрализации негативных последствий несистематических (специфических) видов рисков. Она позволяет минимизировать в определённой степени и отдельные виды систематических (специфических) рисков — валютного, процентного и некоторых других. Принцип действия диверсификации основан на разделении рисков, чтобы препятствовать их концентрации.

В качестве основных форм диверсификации рисков используются:

  • диверсификация видов финансовой деятельности — предусматривает использование альтернативных возможностей получения дохода от различных финансовых операций — краткосрочных финансовых вложений, формирования кредитного портфеля, осуществления реального инвестирования, формирования портфеля долгосрочных финансовых вложений и т.п.;
  • диверсификация валютного портфеля («валютной корзины») предприятия — предусматривает выбор для проведения внешнеэкономических операций нескольких видов валют (обеспечивается снижение потерь по валютному риску предприятия);
  • диверсификация депозитного портфеля — предусматривает размещение крупных сумм временно свободных денежных средств на хранение в нескольких банках. Так как условия размещения денежных активов при этом существенно не меняются, это направление диверсификации обеспечивает снижение уровня депозитного риска портфеля без изменения уровня его доходности;
  • диверсификация кредитного портфеля — предусматривает разнообразие покупателей продукции предприятия и направлена на уменьшение его кредитного риска. Обычно диверсификация кредитного портфеля осуществляется совместно с лимитированием концентрации кредитных операций путём установления дифференцированного по группам покупателей кредитного лимита;
  • диверсификация портфеля ценных бумаг — позволяет снижать уровень несистематического риска портфеля, не уменьшая при этом уровень его доходности;
  • диверсификация программы реального инвестирования — предусматривает включение в программу инвестирования различных инвестиционных проектов с альтернативной отраслевой и региональной направленностью, что позволяет снизить общий инвестиционный риск по программе.

Страхование рисков

Достаточно часто предприятия в своей деятельности используют такой метод, как страхование рисков. Страхование рисков - это защита имущественных интересов предприятия при наступлении страхового события (страхового случая) специальными страховыми компаниями (страховщиками). Страхование происходит за счёт денежных фондов, формируемых ими путём получения от страхователей страховых премий (страховых взносов).

В процессе страхования предприятию обеспечивается страховая защита по всем основным видам его рисков (и систематических, и несистематических). При этом объём возмещения негативных последствий рисков страховщиками не ограничивается — он определяется стоимостью объекта страхования (размером его страховой оценки), страховой суммы и размером уплачиваемой страховой премии.

Прибегая к услугам страховщиков, предприятие должно в первую очередь определить объект страхования — виды рисков, по которым оно намерено обеспечить внешнюю страховую защиту.

Состав таких рисков определяется рядом условий:

  • страхуемость риска. Определяя возможности страхования своих рисков, предприятие должно выяснить возможность их страхования с учётом страховых продуктов, предлагаемых рынком;
  • обязательность страхования рисков. Ряд рисков в соответствии с условиями государственного регулирования хозяйственной деятельности предприятий подлежит обязательному страхованию;
  • существование у предприятия страхового интереса. Оно характеризуется заинтересованностью предприятия в страховании отдельных видов своих рисков. Такой интерес определяется составом рисков предприятия, возможностью их нейтрализации за счёт внутренних механизмов, уровнем вероятности возникновения рискового события, размером возможного ущерба по отдельным рискам и рядом других факторов;
  • невозможность полностью восполнить потери по риску за счёт собственных ресурсов. Предприятие должно обеспечивать полное или частичное страхование по всем видам страхуемых катастрофических рисков, присущих его деятельности;
  • высокая вероятность возникновения риска. Это условие определяет необходимость страховой защиты по отдельным рискам допустимой и критической их групп, если возможности их нейтрализации не обеспечиваются полностью за счёт внутренних её механизмов;
  • непрогнозируемость и нерегулируемость риска предприятием. Отсутствие опыта или достаточной информационной базы иногда не позволяют в рамках предприятия определить степень вероятности наступления рискового события по отдельным рискам или рассчитать возможный размер ущерба по ним. В этом случае лучше воспользоваться системой страхования рисков;
  • приемлемая стоимость страховой защиты по риску. Если стоимость страховой защиты не соответствует уровню риска или финансовым возможностям предприятия, от неё следует отказаться, усилив соответствующие меры его нейтрализации за счёт внутренних механизмов.

Предлагаемые на рынке страховые услуги, обеспечивающие страхование рисков предприятия, классифицируются по формам, объектам, объ-ёмам, видам.

По формам подразделяют обязательное и добровольное страхование.

Обязательное страхование — это форма страхования, основанная на законодательной обязательности его осуществления как для страхователя, так и для страховщика.

Основным объектом обязательного страхования на предприятиях являются его активы (имущество), входящие в состав операционных основных средств. Это связано с тем, что потеря незастрахованных операционных основных средств, которые формируются в основном за счёт собственного капитала, может вызвать существенное снижение финансовой устойчивости предприятия. Поэтому в более расширенном трактовании оно представляет собой страхование риска снижения уровня финансовой устойчивости предприятия, связанное с возможным уменьшением доли собственного капитала.

Добровольное страхование — это форма страхования, основанная лишь на добровольно заключаемом договоре между страхователем и страховщиком исходя из страхового интереса каждого из них. Принцип добровольности распространяется и на предприятие, и на страховщика, позволяя последнему уклоняться от страхования опасных или невыгодных для него рисков.

По объектам различают имущественное страхование, страхование ответственности и страхование персонала.

Охватывает все основные виды материальных и нематериальных активов предприятия.

— страхование, объектом которого является ответственность предприятия и его персонала перед третьими лицами, которые могут понести убытки в результате какого-либо действия или бездеятельности страхователя. Это страхование обеспечивает страховую защиту предприятия от рисков потерь, которые могут быть возложены на него в законодательном порядке в связи с причинённым им ущербом третьим лицам — как физическим, так и юридическим.

Страхование персонала охватывает страхование предприятием жизни своих сотрудников, а также возможные случаи потери ими трудоспособности и др. Конкретные виды этого страхования осуществляются предприятием в добровольном порядке за счёт его прибыли в соответствии с коллективным трудовым соглашением и индивидуальными трудовыми контрактами.

По объёмам страхование делят на полное и частичное.

Полное страхование обеспечивает страховую защиту предприятия от негативных последствий рисков при наступлении страхового события.

Частичное страхование ограничивает страховую защиту предприятия от негативных последствий рисков как определёнными страховыми суммами, так и системой конкретных условий наступления страхового события.

По видам выделяют страхование имущества, страхование кредитных рисков, депозитных рисков, инвестиционных рисков, косвенных рисков, финансовых гарантий и прочие виды рисков.

Страхование имущества (активов) охватывает все материальные и нематериальные активы предприятия. Оно может быть осуществлено в размере реальной рыночной их стоимости при наличии соответствующей экспертной оценки. Страхование различных видов этих активов может быть осуществлено у нескольких (а не у одного) страховщиков, что гарантирует более прочную степень надёжности страховой защиты.

Страхование кредитных рисков (или риска расчётов) — это страхование, при котором объектом является риск неплатежа (несвоевременного платежа) со стороны покупателей продукции при предоставлении им товарного (коммерческого) кредита или при поставке им продукции на условиях последующей оплаты.

Страхование депозитных рисков производится в процессе осуществления предприятием краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений с использованием различных депозитных инструментов. Объектом страхования является риск невозврата банком суммы основного долга и процентов по депозитным вкладам и депозитным сертификатам в случае его банкротства.

Страхование инвестиционных рисков — это страхование, объектом которого являются различные риски реального инвестирования (риски несвоевременного завершения проектно-конструкторских работ по инвестиционному проекту, несвоевременного завершения строительно-монтажных работ по нему, невыхода на запланированную проектную производственную мощность и др.).

Страхование косвенных рисков — это страхование, к которому относятся страхование расчётной прибыли, страхование упущенной выгоды, страхование превышения установленного бюджета капитальных или текущих затрат, страхование лизинговых платежей и др.

Страхование финансовых гарантий — объектом страхования является риск невозврата (несвоевременного возврата) суммы основного долга и неуплаты (несвоевременной уплаты установленной суммы процентов). Страхование финансовых гарантий предполагает, что определённые обязательства предприятия, связанные с привлечением заёмного капитала, будут выполнены в соответствии с условиями кредитного договора.

Прочие виды страхования рисков — объектом являются иные виды рисков, не вошедшие в состав традиционных видов страхования.

По используемым системам страхования выделяют страхование по действительной стоимости имущества, страхование по системе пропорциональной ответственности, страхование по системе «первого риска», страхование с использованием франшизы.

Страхование по действительной стоимости имущества используется в имущественном страховании и обеспечивает страховую защиту в полном объёме ущерба, нанесённого застрахованным видам активов предприятия (в размере страховой суммы по договору, соответствующей размеру страховой оценки имущества). Таким образом, при этой системе страхования страховое возмещение может быть выплачено в полной сумме понесённого финансового ущерба.

Страхование по системе пропорциональной ответственности обеспечивает частичную страховую защиту по отдельным видам рисков. В этом случае страховое возмещение суммы понесённого ущерба осуществляется пропорционально коэффициенту страхования (соотношение страховой суммы, определённой договором страхования, и размера страховой оценки объекта страхования).

Страхование по системе «первого риска». Под «первым риском» понимается ущерб, понесённый страхователем при наступлении страхового события, заранее оценённый при составлении договора страхования как размер указанной в нём страховой суммы. Если фактический ущерб превысил предусмотренную страховую сумму (застрахованный первый риск), он возмещается при этой системе страхования только в пределах согласованной ранее сторонами страховой суммы.

Страхование с использованием безусловной франшизы. Франшиза — это минимальная некомпенсируемая страховщиком часть ущерба, понесённого страхователем. При страховании с использованием безусловной франшизы страховщик во всех страховых случаях выплачивает страхователю сумму страхового возмещения за минусом размера франшизы, оставляя её у себя.

Страхование с использованием условной франшизы. При этой системе страхования страховщик не несёт ответственности за ущерб, понесённый предприятием в результате наступления страхового события, если размер этого ущерба не превышает размера согласованной франшизы. Если же сумма ущерба превысила размер франшизы, то она возмещается предприятию полностью в составе выплачиваемого ему страхового возмещения (т. е. без вычета в этом случае размера франшизы).

Создание специальных резервных фондов

Самострахование (внутреннее страхование, резервирование) — это метод снижения рисков, основанный на резервировании предприятием части своих ресурсов и позволяющий преодолеть негативные последствия, как правило, по однотипным рискам.

При самостраховании предприятия создают фонды (фонды рисков), которые в зависимости от цели назначения могут быть в натуральной или денежной форме. Например, фермеры и другие субъекты сельского хозяйства создают натуральные страховые фонды: семенной, фуражный и др. Их создание вызвано вероятностью наступления неблагоприятных климатических и природных условий.

Самострахование становится необходимым в следующих случаях:

  • очевидна экономическая выгода от его использования по сравнению с другими методами снижения рисков;
  • невозможно обеспечить требуемое снижение или покрытие рисков предприятия в рамках других методов управления риском.

Основными формами самострахования являются:

  • формирование резервного (страхового) фонда предприятия. Он создаётся в соответствии с требованиями законодательства и устава предприятия. Цель его создания — покрытие непредвиденных расходов, кредиторской задолженности, расходов по ликвидации хозяйствующего субъекта; на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности прибыли для этих целей. На его формирование направляется не менее 5% суммы прибыли, полученной предприятием в отчётном периоде;
  • формирование целевых резервных фондов. Например, фонд страхования ценового риска (на период временного ухудшения конъюнктуры рынка); фонд уценки товаров на предприятиях торговли; фонд погашения безнадёжной дебиторской задолженности по кредитным операциям предприятия и т. п. Перечень таких фондов, источники их формирования и размеры отчислений в них определяются уставом предприятия и другими внутренними нормативами;
  • формирование резервных сумм финансовых ресурсов в системе бюджетов, доводимых различным центрам ответственности. Такие резервы предусматриваются обычно во всех видах капитальных бюджетов и в ряде гибких текущих бюджетов;
  • формирование системы страховых запасов материальных и финансовых ресурсов по отдельным элементам оборотных активов предприятия. Страховые запасы создаются по денежным активам, сырью, материалам, готовой продукции. Размер потребности в страховых запасах по отдельным элементам оборотных активов устанавливается в процессе их нормирования;
  • нераспределённый остаток прибыли, полученной в отчётном периоде. До его распределения он рассматривается как резерв финансовых ресурсов, направляемых в необходимом случае на ликвидацию негативных последствий отдельных рисков.

Аннотация.

Предметом исследования являются проблемы оценки бюджетных рисков и способы минимизации их воздействия на социально-экономическое состояние публично-правовых образований России.Объектом исследования является федеральный бюджет РФ. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как: методы оценки вероятности и интенсивности негативного влияния рисков на устойчивость бюджета; создание резервов, которые позволят выполнять бюджету стабилизирующую и стимулирующую функции. Особое внимание уделено недостаточной разработанности важных элементов механизма управления бюджетными рисками. Методы исследования - анализ данных официальных интернет-сайтов (Министерства финансов РФ), синтеза теоретического и прикладного материала. Основными выводами исследования являются: выявлены ключевые проблемы в исследуемой сфере: 1. отсутствие четкого понятийного аппарата; 2. слабая институциональная структура управления бюджетными рисками; 3. отсутствие эффективного кадрового обеспечения.Вклад автора и новизна исследования заключается в предложении мер по устранению выявленных проблем.


Ключевые слова: бюджетные риски, оценка, метод, федеральный бюджет, виды бюджетных рисков, управление рисками, эффективность, балансирование бюджета, регулирование, бюджетный процесс

10.25136/2409-7802.2017.3.23501


Дата направления в редакцию:

04-07-2017

Дата рецензирования:

13-07-2017

Дата публикации:

20-07-2017

Abstract.

The subject of the research is the problems related to the analysis of budgetary risks and the ways to minimize the impact of above described risks on the social and economic situation in Russia. The object of the research is the federal budget of the Russian Federation. The author of the article examine such aspects of the topic as methods to evaluate probability and intensity of the negative influence that risks may hvae on the budget stability; and creation of the reserves that allow to influence the quality budget functions, in particular, stabilising and stimulating functions. The author pays special attention to the insufficient elaboration of the important elements of a complete system of the budget risk management mechanism. The research methods include analysis of data from official Internet sites (Ministry of Finance of the Russian Federation), and methods of synthesis of theoretical and practical aspects. The main findings of the research are as follows. The author of the article has analyzed the following key problems: 1. undeveloped categorical apparatus; 2. weak institutional structure of the budget risk management; 3. staff deficiency. The author"s contribution and novelty of the research are caused by the fact that the author offers ways to solving the aforesaid problems.

Keywords:

Balancing of the budget, effectiveness, risk management, types of the budgetary risks, federal budget, method, assessment, budgetary risks, regulation, budgetary process

Введение

Бюджетные риски заключаются в вероятности недостижения запланированных параметров бюджета в процессе его исполнения. Наступление вероятности бюджетных рисков способно привести к значительным финансовым потерям, уменьшению устойчивости бюджетов и экономической безопасности страны, социальным и прочим негативным потерям. Несомненна актуальность исследования бюджетных рисков, методологии их оценки и путей снижения. Однако в настоящее время в отечественных научных публикациях и нормативно-правовых актах отсутствует единая трактовка как данного понятия, так и единых подходов к классификации бюджетных рисков и методам управления ими. Исследования в данной сфере проводятся, так, учеными РЭУ им. Г.В. Плеханова: проф. Слеповым В.А. и доц. Чаловой А.Ю. определены элементы бюджетного менеджмента в субъектах РФ, позволяющей воздействовать на бюджетные риски . Также отметим труды Губина Б.В., Гамукина В.B., Тимошенко К. А., Морозкина М.С., др. .

Оценка существующих проблем в системе управления бюджетными рисками

Подчеркнем недостаточную разработанность важных элементов механизма управления бюджетными рисками. К сожалению, отсутствует и определенная концепция министерства финансов РФ в сфере управления бюджетными рисками. В Основных направлениях бюджетной политики выделены рискообразующие факторы, основные из которых представим схематично на рис. 1.

Рисунок 1. Риски федерального бюджета

Известен достаточно оптимистический прогноз социально-экономического развития России в 2017-2019 гг., подготовленный Правительством РФ. По нашему убеждению, реализация прогноза будет зависеть в значительной степени от активизации внутренних факторов, в т.ч. эффективности расходования бюджетных средств и эффективности осуществления государственного финансового контроля. Известно, что бюджетные деньги - это мощный инструмент контроля за эффективным использованием бюджетных ресурсов, инструмент борьбы с коррупцией.

Стоит отметить, что в «Основных направлениях бюджетной политики РФ 2017 г. и на плановый период 2018-2019 гг.» отсутствует оценка каждого бюджетного риска (например, по стандартным показателям - вероятности проявления и тяжести последствий). Отсутствуют цифры, результаты расчетов и возможных сценариев развития экономической ситуации при реализации определенного риска.

И в целом на данный момент отсутствует единая система борьбы с комплексом бюджетных рисков. Единой стратегии с обозначенными приоритетами и просчитанными детально сценариями развития действий пока не существует. В сфере бюджетного риск-менеджмента России множество нерешенных проблем. По нашему убеждению, следует обратить внимание на три ключевые проблемы:

1. отсутствие четкого понятийного аппарата;

2. слабая институциональная структура управления бюджетными рисками;

3. кадровое обеспечение мониторинга и управления бюджетными рисками.

Первая проблема. Государство, определяя задачи реформирования бюджетного процесса, не дает базовых понятий бюджетного риска. Отсутствует единая методологическая база и единый подход к оценке бюджетных рисков.

Вторая. Не сформирована институциональная структура управления бюджетными рисками.

Третья проблема - это кадры для системы государственного управления бюджетными рисками.

Управление рисками в современных условиях требует создания комплексного механизма, и, хотя задача его создания является весьма непростой, она все же представляется оправданной.

Отметим существующие и применяемые на уровне субъектов РФ незначительные методы, с помощью которых оценивают бюджетные риски. В качестве наиболее известных можно отметить статистические методы оценки бюджетных рисков. Плановые показатели расходов и доходов являются исходной базой, по сравнению с которой и определяется размер риска. Следующим методом оценки бюджетных рисков является метод анализа дерева решений, предполагающий наличие сложных вычислений результата исполнения бюджета. Наибольшее распространение получила оценка бюджетных рисков региона на основе математических моделей.

Переход к управлению бюджетным процессом на основе принципов, применяемых в сфере корпоративных финансов, необходим для восстановления баланса в региональных финансах и результативного их использования для вывода экономики регионов на новый уровень развития.

Основные риски федерального бюджета РФ

Попытаемся раскрыть основные риски федерального бюджета РФ. Во-первых, это риски, связанные непосредственно с процессом планирования и формирования бюджета. Самым ярким и показательным примером подобного риска является риск неточного прогнозирования. Вторую группу рисков можно назвать внутренними рисками, поскольку они связаны с экономической ситуацией и экономическими процессами внутри страны. В третью группу можно объединить все те риски, которые по природе своего происхождения являются внешними к стране. Ключевым фактором реализации бюджетных рисков в области доходов федерального бюджета служат колебания цены на нефть.

Рассмотрим три основных внутренних риска, выделенных министерством финансов РФ. Инфляционный риск. Несмотря на то, что показатели РФ по уровню бюджетного дефицита и внешнего долга намного лучше, чем у многих развитых стран Запада, в нашей стране по-прежнему уровень инфляции в несколько раз выше, чем на Западе. Также отметим связь темпа инфляции с валютным курсом рубля, что в условиях такого внешнего риска как волатильность цен на нефть лишь усугубляет ситуацию с инфляцией. Данный риск очень сложно минимизировать и выработать схему действий на случай его осуществления. Меры денежно-кредитной политики ЦБ РФ, применяемые для борьбы с инфляцией, в нынешних условиях могут оказаться неприменимы в связи с тем вредом, который они могут принести экономике. Один из самых очевидных рычагов работы с инфляцией - повышение ключевой процентной ставки и сокращение таким образом объемов кредитования. Экономическая политика должна быть стимулирующей, а не стерилизующей денежную массу, в этой связи использование подобного инструмента крайне негативно скажется на экономике страны и вполне может привести к снижению темпов экономического роста.

Риск невыполнения программы импортозамещения в случае своей не реализации также приведет к падению темпов экономического роста. Сейчас наличие данного риска связывают прежде всего с инфраструктурными ограничениями и снижением уровня инвестиций. С финансовой точки зрения главным стимулом для развития национальной экономики является доступ к инвестициям и кредитованию. С этой позиции простым решением по минимизации данного риска было бы выделение большего количества средств на кредитование или же повышение объема государственных закупок, однако такой подход является слишком узким для столь объемной задачи. В рамках комплексного решения данного вопроса государство непременно должно улучшать инвестиционный и предпринимательский климат в стране, в последние несколько лет были предприняты серьезные шаги в этом направлении. Однако примеры многих зарубежных стран показывают, что этого недостаточно, и для дальнейшего стимулирования национальной экономики нужны комплексные изменения на уровне инфраструктуры целой страны. Данный процесс, целью которого является облегчение условий ведения бизнеса, является очень продолжительным, трудоемким и затратным, потому положительных результатов и их отражения в годовом бюджете в скором времени ждать не придется. Однако изменение такого плана в долгосрочной перспективе позволит сильно укрепить национальную экономику и минимизировать многие риски, связанные с нею. Ко всему перечисленному, в самой конструкции бюджета на 2016 г. заложен ряд серьезных рисков, которые за относительно небольшой период могут снизить объем средств Резервного фонда. Следовательно, источники финансирования дефицита бюджета будут трансформироваться.

Демографический риск. Старение населения в России уже приводит к увеличению нагрузки на бюджет в связи с выделением средств на социальные программы. Однако более значимая проблема связана с уменьшением количества экономически активного населения, что несет прямой ущерб как национальной экономике, так и бюджету. Согласно данным Росстата, в 2016 г. в нашей стране естественный прирост населения на 1000 человек составил всего 0,3 человека. По сравнению с предыдущими годами, это хороший показатель, но он явно недостаточен для того, чтобы обеспечить увеличение в перспективе экономически активного населения. Министерством финансов рассматривается вариант увеличения пенсионного возраста. Однако существует ряд оснований не согласиться целиком с подобным мнением. Дальнейшее стимулирование рождаемости могло бы быть верным решением.

Помимо перечисленного, к группе внутренних рисков для бюджета хотелось бы также добавить коррупционный риск. В 2016 г., например, Счетная палата РФ выявила нарушений при использовании бюджетных средств на сумму в 516,5 млрд рублей. Для сравнения на тот же самый год, общий объем расходов бюджета составлял 15513,079294 млрд рублей. То есть от общей суммы расходов нарушения в бюджете составили примерно 3,3%. Минимизация подобного риска лежит в усилении мер контроля за исполнением бюджета.

Внешними рисками для бюджета РФ являются геополитическая напряженность и волатильность цен на нефть. Несмотря на попытки снижения доли нефтегазовых доходов в бюджете, на данный момент по-прежнему данная статья доходов федерального бюджета весьма значительна. Потому волатильность цен на углеводороды имеет непосредственное влияние на формирование доходов федерального бюджета. В долгосрочной перспективе стоит диверсифицировать национальную экономику, чтобы и дальше сокращать относительно высокую долю нефтегазовых доходов в государственном бюджете и сократить таким образом риски, связанные с влиянием этой отрасли.

Предложения по решению ключевых проблем

На рис.2 представлена расширенная трактовка видов рисков федерального бюджета и обозначены основные пути минимизации бюджетных рисков.

Рисунок 2. Меры по минимизации рисков федерального бюджета РФ

Не менее важным в условиях отсутствия единого государственного подхода считаем предусмотреть меры, позволяющие минимизировать влияние рисков на уровень и структуру доходов федерального бюджета. Мероприятия по управлению бюджетными рисками можно условно поделить на два вида: превентивные и действия, которые проводятся как реакция на последствия реализовавшегося риска. Вероятно, основная проблема неустойчивого состояния федерального бюджета заключается в том, что все меры, предлагаемые и внедряемые на государственном уровне с целью минимизировать влияние рисков, являются реактивными, а не предупредительными.

В текущих условиях необходима активная позиция в управлении рисками, главное место в оценке бюджетного риска и управлении риском занимают анализ и прогнозирование вероятности наступления риска и его интенсивности.

Для обеспечения эффективного устранения бюджетных рисков и снижения вероятности их наступления, управление рисками должно строиться на следующих принципах: комплексность; адаптация к постоянно возникающим изменениям событий, происходящих во внешней среде. Представим пути решения выявленных ключевых проблем (рис. 4).

Рисунок 3. Пути решения ключевых проблем

Выводы

Появление новых тенденций в развитии национальной финансовой системе требуют внесения конкретных изменений в разработку и реализацию финансовой политики. Модернизация финансовой политики, в первую очередь, должна охватывать все элементы финансовой политики, включая бюджетную, денежно-кредитную, долговую, инвестиционную. Весьма важным является обеспечение координации элементов финансовой политики; сведение к минимуму влияния на систему финансов внутренних и внешних рисков . Бюджетная политика государства должна учитывать вероятность негативного влияния реализации рисков на устойчивость бюджетов, предусматривать резервы бюджетов, которые позволят выполнять бюджету стабилизирующую и стимулирующую функции, а не являться дополнительным источником рисков для экономики. Особое значение управление бюджетными рисками имеет в современный период, отличающийся макроэкономической и геополитической нестабильностью, появлением новых рисков, усилением коррупции.

Библиография

.

Слепов В.А., Чалова А.Ю. Возможности применения современных финансовых технологий в бюджетном процессе субъектов РФ. // В сборнике: Подъем экономики регионов-стратегический приоритет для России Материалы VI международной научной конференции. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. 2016. С. 58-64.

.

Губин Б.В. Бюджет 2016 – бюджет ожидания позитивной динамики и нейтрализации современных рисков. //Вестник ИЭ РАН. №2. 2016 С. 154–164.

.

Гамукин В.B. Бюджетные риски: варианты траекторий. // Вопросы регулирования экономики. 2015.Т. 6, №4. с. 120-130.

.

Слепов В.А., Киреева Е.В. Государственный финансовый контроль: проблемы организации и взаимодействия в современных российских условиях. Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2015. № 6 (84). С. 71-77.

.

Киреева Е.В. Особенности современного состояния системы региональных финансов России. Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2017. № 1-3 (49). С. 359-368.

Риск - это неотъемлемая часть деятельности любой компании. Именно поэтому одним из важнейших условий функционирования эффективной системы бюджетирования является ее глобальное использование в совокупности с элементами и процедурами риск-менеджмента.

Среди современных инструментов эффективного управления компанией одно из ведущих мест занимает бюджетирование. В качестве системного инструментария бюджетирование представляет собой совокупность методов и алгоритмов, позволяющих осуществлять аккумуляцию, планирование и управление ресурсами и процессами, необходимых для достижения намеченных целей компании, и механизма контроля и анализа результатов фактической деятельности. Как прикладное средство, бюджетирование призвано служить повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности посредством адаптации и оптимизации процессов управления. Внутри бюджетного процесса реализуется возможность описания будущих и фактически произошедших событий во взаимосвязи с технологическими и бизнес-процессами на предприятии в целом и отдельных его подразделениях. Это дает возможность определить, каким образом получился именно такой результат, а не другой, а также необходимую последовательность действий для достижения намеченных целей. Разумеется, все перечисленное требует качественно формализованной методологии, количественного и стоимостного описания ресурсов, процессов и целей.
В общем виде замкнутый цикл бюджетирования можно представить в виде линейного процесса (рис. 1).

Схема линейного цикла бюджетного процесса

Хотелось бы акцентировать внимание, что в случае отсутствия в реально сложившейся практике на предприятии последнего этапа (контроль и корректировка), в рамках которого принимаются и реализуются решения о необходимости коррекции планов на будущие периоды, уровнях ответственности и, связанной с этим системой мотивации сотрудников и менеджеров, бюджетирование теряет свою реальную ценность как бизнес-инструмент.
Важным условием принятия рациональных решений в ходе бюджетного процесса является обладание как можно более полной информацией о предмете решения. Однако информация, как правило, ограничена. Одним из последствий принятия решений в условиях неполной информации является то, что приходится осознанно рисковать. Риск - это неотъемлемая часть деятельности любой компании, и потому вполне естественно, что будущее не всегда развивается в соответствии с нашими прогнозами. Планы часто приходится корректировать в авральном порядке, а от реализации некоторых действий вообще отказываться ввиду недостаточности ресурсов. Как следствие, выгоды оказываются скромнее, а затраты больше, чем первоначально планировалось. Неопределенность становится серьезным барьером на пути к оптимизации работы, приводит к значительным затратам сил, средств, времени и энергии, неоптимальному распределению товаров и ресурсов.
Отмечу, что в общем случае сущность риска не сводится исключительно к экономическому ущербу или убыткам, наносимым внешними и внутренними факторами, а представляет собой возможность отклонения от цели, первоначально запланированного развития событий, что, в конечном счете, способно повлечь деструктивные изменения процессов и результатов отдельных направлений, участков, этапов или в целом финансово-хозяйственной деятельности компании. Сужение смыслового понятия риска только до учета возможного ущерба ограничило бы его правильное использование в экономической деятельности. Среди многообразия рисков можно выделить следующие: страновой, политический, кредитный, инвестиционный, валютный, риск процентной ставки, несбалансированной ликвидности, риск концентрации вложений, риск концентрации пассивов, платежеспособности или банкротства, операционный, производственный, правовой, рыночный, риск репутации и т. д.
Для адекватной оценки важности риска и управления им, а также для расчета возможной величины убытка в случае наступления рискового случая, необходим, прежде всего, комплексный взвешенный подход к классификации риска. Наиболее распространенными классификациями рисков в среде теоретиков и практиков управления рисками являются следующие:

  • по типу субъекта - специализированные, отраслевые, универсальные;
  • по локализации источника - внешние и внутренние;
  • по составу контрагентов - мелкие, крупные, сопряженные, отраслевые;
  • по методам расчета - комплексные, частные;
  • по степени концентрации рисков - плотные, умеренные, низкие;
  • по принадлежности к временному измерению - прошедшие, текущие, будущие;
  • по характеру учета - балансовые, внебалансовые;
  • по возможностям управления - открытые, закрытые;
  • по юридическому статусу контрагента - юридическое лицо, физическое лицо, общественные организации, органы исполнительной, законодательной, судебной власти и т. д.

Вопрос о риске неотделим от хозяйственного механизма, от различных влияний на деятельность предприятия, т. е. от той хозяйственной среды, в которой риск проявляется и которая способствует или препятствует учету риска со стороны предприятий. В общем виде схема воздействия рисков на бюджетную систему компании представлена на рис. 2.

Схема функционирования бюджетной системы компании в риск-факторной среде


Одно из важнейших условий функционирования эффективной системы бюджетирования - ее глобальное использование в совокупности с элементами и процедурами риск-менеджмента на всех уровнях организационной структуры компании. Вовлечение в процесс бюджетирования и управления рисками исчерпывающего и достаточного количества конкретных сотрудников с четко определенными «зонами ответственности» в рамках бюджетного процесса позволяет решить несколько важных задач:

  • снижение сложности процесса внедрения и сопровождения бюджетирования его децентрализацией (чрезмерно централизованный бюджет сложно разрабатывать, корректировать и отслеживать его исполнение);
  • увеличение количества направлений и участков выявления, мониторинга и первичной идентификации рисков, влияющих прямо или опосредованно на деятельность компании;
  • повышение ответственности конкретных исполнителей, делегируя им полномочия и ответственность за выполнение определенных показателей бюджета;
  • усовершенствование системы мотивации элементами, связанными с оценкой результатов выполнения плановых показателей деятельности компании.

Важно понимать, что бюджетирование - это коллективный процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней управления компании. Бюджетирование нужно воспринимать как своеобразный договор между участниками бюджетного процесса о согласованных действиях, направленных на достижение целей компании и персональной или коллективной ответственности в случае отклонения или нарушения условий такого соглашения - де-факто отклонения фактических бюджетных показателей от плановых.
Возникает закономерный вопрос: какие именно процедуры управления рисками необходимо включить в бюджетный механизм компании? Для того чтобы ответить на него и получить целостную картину процесса, остановимся отдельно на каждом его этапе.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ НА ЭТАПЕ ПЛАНИРОВАНИЯ

Схематично порядок осуществления операций с использованием процедур риск-менеджмента на данном первом этапе изображен на рис. 3.

Интеграция процедур риск-менеджмента на этапе планирования бюджетов


Из приведенной схемы и из логики самого процесса следует, что уже на стадии разработки стратегии развития компании и определения узловых бюджетных показателей целесообразно использовать первичные процедуры риск-менеджмента. Использование методов управления рисками на этой стадии бюджетного процесса направлено на получение качественного бюджетного продукта - финансового плана. Он отражает в стоимостных или натуральных показателях намеченную акционерами и топ-менеджерами стратегию развития компании на будущий бюджетный период, составлен и скорректирован с учетом возможного воздействия неблагоприятных факторов как внешнего, так и внутреннего характера. В частности, для учета факторов риска при составлении финансовых планов можно в качестве «черновых» рабочих вариантов использовать так называемые «сценарные» бюджеты. То есть составить несколько вариантов бюджетов с учетом различного влияния рисков на результаты работы компании (оптимистический 1, оптимистический 2, скептический 1, скептический 2 и т. д.). Затем либо выбирать наиболее приближенный к реальности, либо провести дополнительный анализ по минимизации воздействия негативных факторов и составить окончательный вариант бюджета.
Еще одним подходом может быть метод разработки «сверху вниз», когда топ-менеджерами определяются стратегические показатели (величина чистой прибыли, дохода от продаж, уровень рентабельности инвестиций и т. д.), и далее происходит планирование по направлениям деятельности, структурным и региональным подразделениям с детализацией в рамках четко сформулированных и определенных ключевых бюджетных показателей. При таком методе составления бюджетов анализ рисков и разработка методов по их управлению происходят обособленно внутри подразделений предприятия. Поэтому существует опасность, что системные риски, способные воздействовать на компанию в целом, обнаружены не будут. Функцию контроля над такими рисками можно возложить либо на бюджетный комитет, либо на финансовую службу компании, непосредственно занимающуюся сведением бюджетов отдельных подразделений в сводный бюджет компании.
Следует также отметить, что именно на этом этапе происходит первичное ознакомление персонала с корпоративной методологией управления рисками. И одной из основных задач для топ-менеджмента является доведение до сознания сотрудников и менеджеров необходимости и полезности использования процедур риск-менеджмента. Ведь именно «критический» всесторонний взгляд как на стратегические цели компании, так и на показатели системы финансовых планов, создадут условия для составления наиболее приближенных к реальности и следовательно, максимально доступных для исполнения бюджетов.
Думаю, многие практикующие финансовые менеджеры согласятся, что большинство проблем, связанных с достижением намеченных компанией целей, формализованных в виде бюджетов, возникает по причине «это не запланировали», «об этом забыли», «упустили из вида необходимость такой детализации», «у нас было мало времени для составления бюджета». Нельзя говорить однозначно о том, что такие доводы указывают на нерадивое, безответственное или даже халатное отношение конкретных исполнителей к своим служебным обязанностям. Я рекомендовал бы топ-менеджерам воздержаться от таких резких оценок. Подобные «узкие места» бюджетного процесса можно объяснить несовершенством самой бюджетной «философии» компании, сложившимися стандартами внутрикорпоративной бюджетной этики и, разумеется, ошибками непосредственно топ-менеджмента и идейных архитекторов бюджетной системы компании (проблемы разработки архитектуры и внедрения систем бюджетирования, в том числе крупных финансово-промышленных холдингов, будут подробнее рассмотрены в следующих статьях).

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТОВ

На этом этапе для обеспечения максимально приближенных результатов фактической деятельности предприятия к плановым показателям важно соблюдение следующих принципов работы:

  • перманентный оперативный мониторинг, который заключается в непрерывном осуществлении контроля над всеми либо ключевыми (в зависимости от масштабов и специфики деятельности компании) показателями. Тут важна незамедлительная ответная реакция сотрудников и менеджеров в случае отклонения от плана либо выявления негативной динамики каких-либо показателей или процессов;
  • тотальность охвата зонами контроля и мониторинга всех направлений деятельности позволит получать наиболее полную и достоверную картину о финансово-хозяйственных аспектах работы предприятия;
  • коллегиальность принятия решений - один из основополагающих постулатов как системы бюджетирования, так и, в данном случае, подсистемы - управления рисками. Именно этот принцип позволяет давать объективную оценку процессов и показателей и продуцировать всесторонне взвешенные, компетентные и адекватные решения по управлению бизнесом компании.

В случае выявления значительных отклонений от плановых показателей может потребоваться корректировка и пересмотр в оперативном режиме финансового плана компании в целом или отдельных бюджетов ЦФО (центров финансовой ответственности). Это могут быть причины, обусловленные воздействием как внутренних, так и внешних рисков. Пересмотр необходим для того, чтобы бюджет был адекватным и достижимым, чтобы он постоянно оставался действенным инструментом управления деятельностью компании.
Для формализации процесса и документального закрепления порядка пересмотра бюджета на этапе разработки бюджетной стратегии компании необходимо обозначить уровень отклонений, при которых инициируется дополнительное внесение изменений в параметры бюджетных статей или в целом сводного бюджета компании (как правило, устанавливается относительное превышение фактического значения показателя бюджета в размере 3-5% от планового значения). Рекомендую в случае отклонения фактических данных от плановых, вызванного несвоевременным выявлением негативных факторов или бездействия при управлении ими, вводить ответственность менеджеров, в том числе и финансовую, в рамках зон контроля, закрепленных за ними. Также следует жестко регламентировать возможную частоту пересмотра бюджетов, иначе существует большая вероятность, что руководители ЦФО будут перманентно пытаться дорабатывать бюджеты с указанием сугубо субъективных причин (что-то забыли учесть, неправильно посчитали, механические ошибки и т. д.). В результате руководству будет предоставляться недостоверная, постоянно меняющаяся управленческая информация. Устанавливать регламентные сроки корректировки бюджета, разумеется, следует с учетом специфики ведения бизнеса в конкретной компании, однако, основываясь на собственном опыте, рекомендую не допускать корректировку, например, бюджетов с детализацией планирования на месяц чаще двух раз. То есть установить сроки внесения корректировок в бюджеты 10 - и 20-го числа месяца. При этом такая частота уместна при функционировании бюджетной системы в компании менее 1-2 лет. В других случаях, при практическом опыте работы в бюджетной системе свыше этого срока и де-факто выработавшегося уровня ответственности и сознательности сотрудников и менеджеров, частоту корректировок следует сократить до 1. Такой жесткий подход сам по себе будет повышать уровень дисциплинированности всех участников бюджетирования. Следующим шагом в направлении совершенствования процесса корректировки бюджетов должно быть установление лимита на максимальную возможную величину изменения показателя для каждой конкретной группы бюджетных статей. Таким образом, определив максимальные уровни отклонений, частоту пересмотра и причины отклонений, система пересмотра и корректировки бюджета будет работать эффективно, предоставляя руководству достоверные плановые показатели деятельности компании. В рамках пересмотра финансового плана необходимо отдельно остановиться на секвестре бюджета.

Секвестр бюджета - это результат пересмотра бюджетных статей в сторону сокращения расходной части вследствие оперативно выявленного невыполнения плана по доходной части.

Особенностью секвестра является то, что пропорциональному сокращению подвергаются не все расходные статьи, а только незащищенные. Защищенные статьи расходов - это те расходы, которые априори необходимы для осуществления компанией своей деятельности и выполнения договорных обязательств, т. е. тех платежей, которые обязательны независимо от уровня активности деятельности компании. Так, к защищенным расходам можно отнести оплату налогов, сборов, пошлин и прочих обязательных платежей, арендную плату, оплату услуг телефонной, сотовой связей, услуг каналов связи, оплату охранных услуг и т. д. Применяя технологию децентрализации рисков, рекомендую провести дополнительную группировку защищенных статей бюджета по критичности или «серьезности последствий неуплаты платежей». То есть создать иерархию защищенных статей бюджетов. Доступ к секвестрованию каждой группы открывается при превышении определенной максимальной величины общей корректировки бюджета. В данном случае необходимо осуществить сортировку бюджетных статей, учитывая штрафные санкции договорных обязательств, критичность получения услуг или ресурсов от поставщика, максимально возможные отсрочки по осуществлению оплаты. То есть вначале следует сократить расходы по незащищенным статьям бюджета, далее по защищенным статьям низшего уровня иерархии и т. д.
Особо замечу, что секвестр не панацея для решения всех возникших проблем или кассовых разрывов у компании и, разумеется, он является далеко не самым оптимальным инструментом финансового управления. Вместо него можно применить изыскание дополнительных источников покрытия дефицита за счет привлечения краткосрочных кредитов, продажи части активов, оптимизации работы с дебиторско-креди-торской задолженностью и т. д. Задача поиска альтернативных источников покрытия дефицита бюджета возлагается, прежде всего, на бюджетный комитет.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ХОДЕ АНАЛИЗА

В ходе анализа выполнения бюджета проводится агрегация всех выявленных рисков за прошедший бюджетный период, анализ причин возникновения рисков, анализ слабых звеньев в деятельности компании, наиболее подверженных воздействию рисков, разработка методов защиты и минимизации негативного воздействия. Вырабатываются и вносятся изменения в методологические документы бюджетного процесса. Алгоритмизация расчетов бюджетных показателей дополняется необходимыми коррелирующими коэффициентами, зависимостями с целью нивелирования или сведения к минимуму воздействия факторов риска на процесс и результаты исполнения бюджета. Конечным продуктом этой стадии бюджетирования будут рекомендации методического и неформальные советы эмпирического характера для внесения изменений в институциональную документацию бюджетной системы холдинга и совершенствования механизмов прогнозирования и планирования на будущие бюджетные периоды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основным мотивом интеграции риск-менеджмента в систему бюджетирования является повышение качества управления ресурсами и процессами компании. Нельзя сказать, что процесс постановки подобной бюджетной системы будет проходить одинаково или по схожему сценарию на разных предприятиях. Ведь уникальность каждой компании начинается уже с ее финансовой структуры, которая должна отражать, прежде всего, структуру видов деятельности, которыми она занимается. Если компания является многопрофильной и ведет несколько направлений, являющихся относительно самостоятельными источниками прибыли, или же речь идет о многопрофильных производственно-финансовых холдингах, то бюджетная система должна иметь соответствующую иерархию и методологию управления рисками, характерными для данного вида бизнеса или отрасли. Это необходимо для того, чтобы правильно оценить результаты деятельности по каждому направлению, обеспечить эффективное управление каждым из них. Можно, конечно, формально составить единый бюджет компании, не занимаясь построением правильной структуры бюджетов с учетом особенностей финансовой структуры. Но польза от такого бюджета будет ничтожна. По нему невозможно четко определить локализованные источники возникновения прибыли и направления неэффективного расходования средств, риски, вызвавшие невыполнение ключевых параметров бюджета за отчетный период. Затрудняется определение целевых показателей для различных направлений деятельности и внутрипроцессных составляющих, и в какой мере они достигнуты. Другими словами, такая бюджетная система, как инструмент управления, в известной степени бесполезна.