Происхождение социальных рисков и их соотношение с социальным положением

Социальный риск может выражаться в риске конфликтов с общественностью и риске, связанного с работниками предприятия (отдельным работником или группой). Риски конфликтов с общественностью имеют место тогда, когда эффективная для предприятия стратегия идет вразрез с интересами любых социальных групп, которые могут быть выражены в законах, активной реакции протестующих от этих групп. Данный вид риска вредит конкурентоспособности фирмы, нанося вред торговой марке, привлекательности предприятия и его продукции, усложняет отношения фирмы с органами государственной власти (невозможность получения государственного заказа (контракта), получение субсидий, налоговых льгот и т.п.). Возникновение такой ситуации может вызвать конфликты с отдельными работниками, рабочим коллективом предприятия в целом (забастовки, невыходы на работу, блокирование вывоза готовой продукции из территории предприятия и т.п.). Социальные риски можно предусматривать, а при условии эффективной организации работы службы предприятия со связью с общественностью - значительно снизить степень их влияния. Отдельное проявление социальных рисков представляют собой риски, связанные с заболеванием, смертью отдельного работника (в основном это касается той части персонала, который является носителем ноу-хау данной фирмы или занимает ключевые позиции в управлении); нерадивостью, нечестностью и безответственностью любого участника бизнеса. Управление этими рисками усложнено ввиду трудностей относительно прогнозирования их возникновения. Как частный случай социальных рисков можно рассматривать и демографические риски, специфика которых заключается в том, что они могут вызвать возникновение других видов рисков (например, рисков, связанных с реализацией продукции).

Административно-законодательные риски - риски, которые оказывают влияние на деятельность субъектов хозяйствования и возникают вследствие административных и законодательных изменений. Источники данной группы рисков:

Введение отсрочки (моратория) на разные виды платежей. Неблагоприятные изменения в налоговом законодательстве; ограничение в конвертации национальной валюты (обмене ее на иностранную). Проблемы, связанные с ограничением прав собственности относительно продукции, создаваемой предприятием, Вероятность возникновения конфликтов предприятия с законодательством.

Введение отсрочки, или моратория, на разные виды платежей, с внешними платежами включительно, является причиной возникновения целой группы рисков практически для всех субъектов хозяйствования, которые работают как на внутреннем рынке, так и на внешнем рынках. Установление подобных ограничений может проявляться в разных формах (запрет бартерных операций, временный мораторий на перевод денег у страны партнера и т.п.). Как свидетельствует практика, неблагоприятные изменения в налоговом законодательстве особенно характерные для нестабильных экономик и экономик, которые развиваются, и представляют собой следствие макроэкономической нестабильности. Группа этих рисков может быть реализована в двух основных формах: увеличение имеющихся налоговых ставок на деятельность субъектов хозяйствования и имущество, которое используется ими при этом; расширение базы налогообложения.



Риски, источником происхождения которых являются ограничения, которые вводятся государством на конвертацию национальной валюты в иностранную, могут быть реализованные через целый ряд причин. Суть, которых заключается в установлении ограничений для поддержки паритета внутренней денежной единицы. Данная группа рисков особенно актуальна, когда предприятие занимается внешнеэкономической деятельностью или значительная часть его партнеров находится за пределами государства его функционирование.

Ольга Сенова, консультант по экономике ООО «Альт-Инвест». Журнал « Финансовый директор » №3, 2012. Допечатный вариант статьи.

Инвестиционный риск – поддающаяся измерению вероятность понести убытки или упустить выгоду от инвестиций. Риски можно разделить на систематические и несистематические.

Систематические риски – риски, не поддающиеся влиянию воздействием со стороны управления объектом. Присутствуют всегда. К ним относятся:

  • Политические риски (политическая нестабильность, социально-экономические изменения)
  • Природные и экологические риски (стихийные бедствия);
  • Правовые риски (нестабильность и несовершенство законодательства);
  • Экономические риски (резкие колебания курсов валют, меры государства в сфере налогообложения, ограничения или расширения экспорта-импорта, валютного законодательства и др.).

Величина систематического (рыночного) риска определяется не спецификой отдельного проекта, а общей ситуацией на рынке. В странах с развитым фондовым рынком для определения степени влияния данных рисков на проект чаще всего используется коэффициент?, который определяется на основании статистики фондового рынка для конкретной отрасли или компании. В России такая статистика очень ограничена, поэтому, как правило, используются только экспертные оценки. При высокой вероятности реализации того или иного риска по возможности предусматриваются дополнительные меры для нивелирования негативных последствий по отношению к проекту. Возможна также разработка сценариев реализации проекта при различном развитии внешних условий.

Несистематические риски – риски, которые можно устранить частично или полностью в результате воздействия со стороны управления объектом:

  • Производственные риски (риск невыполнения запланированных работ, недостижение плановых объемов производства и др.);
  • Финансовые риски (риск неполучения ожидаемого дохода от реализации проекта, риск недостаточной ликвидности);
  • Рыночные риски (изменение конъюнктуры рынка, потеря позиций на рынке, изменение цен).

Несистематические риски

Они в большей мере поддаются управлению. По влиянию на проект их можно разделить на несколько групп:

Риск неполучения ожидаемого дохода от реализации проекта

Проявление: отрицательное значение NPV (проект не эффективен) или чрезмерное увеличение срока окупаемости проекта.

К данной группе рисков можно отнести все, что связано с прогнозом денежных потоков на эксплуатационной фазе. Это:

    Маркетинговый риск – риск недополучения выручки в результате недостижения планового объема продаж или снижения цены реализации относительно запланированной.Поскольку прибыль проекта (а в наибольшей степени прибыль определяется выручкой) определяет его эффективность, то маркетинговые риски являются ключевыми проектными рисками. Для снижения данного риска необходимо тщательное изучение рынка, выявление ключевых факторов, могущих повлиять на проект, прогноз их возникновения или усиления, способы нейтрализации негативного влияния данных факторов. Возможные факторы: изменение конъюнктуры рынка, усиление конкуренции, потеря позиций на рынке, снижение или отсутствие спроса на продукцию проекта, снижение емкости рынка, снижение цен на продукцию и др. Оценка маркетинговых рисков особенно актуальна для проектов создания нового производства или расширения существующего производства. Для проектов сокращения затрат на действующем производстве данные риски изучаются, как правило, в меньшей степени.

Пример: При строительстве гостиницы маркетинговые риски касаются двух характеристик: цены за номер и заполняемости. Предположим, что инвестор определил для гостиницы цену, опираясь на ее расположение и класс. Тогда главным фактором неопределенности будет заполняемость. Анализ рисков такого проекта должен строиться на изучении его способности «выжить» при разных значениях заполняемости. А разброс возможных значений следует взять из статистики рынка по другим подобным объектам (или, если статистику не удалось собрать, границы разброса заполняемости придется установить аналитически).

  • Риск превышения производственной себестоимости продукции – затраты на производство превышают запланированные, тем самым снижая прибыль проекта. Необходим анализ затрат, построенный на сравнении с затратами аналогичных предприятий, анализ выбранных поставщиков сырья (надежность, доступность, возможность альтернативы), прогноза стоимости сырья.

Пример: Если среди сырья, потребляемого проектом, есть сельскохозяйственная продукция или, например, значительную долю себестоимости занимают нефтепродукты, то придется учесть, что цены на это сырье зависят не только от инфляции, но и от специфических факторов (урожай, конъюнктура на рынке энергоносителей и т.п.). Часто колебания затрат на сырье нельзя целиком перенести на цену продукции (например, производство кондитерских изделий или работа котельной). В этом случае особенно важно изучить зависимость результатов проекта от колебаний себестоимости.

  • Технологические риски – риски недополучения прибыли в результате недостижения планового объема производства или роста себестоимости производства в связи с выбранной технологией производства.
    Факторы риска:
    Особенности применяемой технологии – отработанность технологии, особенности, связанные с технологическим процессом и его применимостью в заданных условиях, соответствие сырья выбранному оборудованию и др.
    Недобросовестность поставщика оборудования – срывы сроков поставок оборудования, поставка некачественного оборудования и др.
    Отсутствием доступного сервиса по обслуживанию приобретенного оборудования – удаленность сервисных служб может приводить к значительным простоям производственного процесса.

Пример: Технологические риски строительства кирпичного завода в условиях, когда здание для размещения оборудования уже есть, источники сырья изучены, а оборудование поставляет в виде единой производственной линии «под ключ» известный производитель, будут минимальными. С другой стороны, проект строительства завода в условиях, когда только намечено место для размещения карьеров, где будет добываться сырье, требуется построить здание завода, а оборудование будет закупаться и монтироваться своими силами от разных поставщиков, огромны. В последнем случае внешний инвестор, скорее всего, потребует дополнительных гарантий или снятия рисковых факторов (изучения ситуации с сырьем, привлечения генподрядчика и т.п.

  • Административные риски – риски недополучения прибыли в результате влияния административного фактора. Заинтересованность в проекте административной власти, его поддержка ею существенно снижает данные риски.

Пример: Самый типичный административный риск связан с получением разрешения на строительство. Обычно, банки не финансируют проекты в сфере коммерческой недвижимости до получения разрешения, слишком велики риски.

Риск недостаточной ликвидности

Проявление: отрицательные остатки денежных средств на конец периода в прогнозном бюджете.

Данный тип рисков может возникать как на инвестиционной, так и на эксплуатационной фазе:

  • Риск превышения бюджета проекта . Причина: инвестиций потребовалось больше, чем было запланировано. Уровень риска можно существенно снизить тщательным анализом инвестиций на этапе планирования проекта. (Сравнение с аналогичными проектами или производствами, анализ технологической цепочки, анализ полной схемы реализации проекта, планирование величины оборотного капитала). Желательно предусмотреть финансирование непредвиденных расходов. Даже при самом тщательном планировании инвестиций превышение бюджета на 10% считается нормой. Поэтому, в частности, при привлечении кредита, предусматривается увеличение лимита доступных для заемщика средств, выбираемых при необходимости.
  • Риск расхождения графика инвестиций и графика финансирования . Финансирование поступает с задержкой или в недостаточном объеме, или наличие жесткого графика кредитования, не допускающего отклонений в любую сторону. В данном случае необходимо для собственных средств – заблаговременное резервирование денег; для кредитной линии – предусмотреть в договоре возможность колебаний сроков выборки денежных средств по кредитной линии.
  • Риск нехватки денежных средств на этапе выхода на проектную мощность . Приводит к задержке эксплуатационной фазы, замедлению темпов выхода на плановую мощность. Причина: на этапе планирования не рассмотрено финансирование оборотного капитала.
  • Риск нехватки денежных средств на эксплуатационной фазе . Влияние внутренних и внешних факторов приводит к снижению прибыли и нехватке средств для погашения обязательств перед кредиторами или поставщиками. При привлечении кредитных средств для реализации проекта один из основных способ снижения данного риска – использование коэффициента покрытия долга при построении графика погашения кредита. Суть метода: возможное колебание зарабатываемых компанией денежных средств в периоде устанавливается в соответствии с ожиданиями рыночной и экономической ситуации. Например, при коэффициенте покрытия 1,3 прибыль компании может снизиться на 30% при сохранении ее способности погашения обязательств по кредитному договору.

Пример: Строительство бизнес-центра может показаться не очень рискованным проектом, если изучать только ценовые колебания. В среднем за период его существования колебания цен будут не так уж велики. Однако совсем другая картина складывается, если учесть темпы сдачи в аренду и сочетание доходов с выплатами. Построенный на кредитные средства бизнес-центр может легко обанкротиться из-за относительно кратковременного (по сравнению со сроком его эксплуатации) кризиса. Именно так случилось со многими объектами, начало работы которых пришлось на конец 2008 года и 2009 год.

Риск невыполнения запланированных работ на инвестиционной фазе по организационным или иным причинам

Проявление: задержка или неполный старт эксплуатационной фазы.

Чем сложнее рассматриваемый проект, тем больше требований предъявляется к качеству управления проектом – к опыту и специализации команды, реализующей данный проект.

Способы сокращения данного типа риска: подбор квалифицированной команды управления проектом, выбор поставщиков оборудования, выбор подрядных организаций, заказ проекта «под ключ» и др.

Мы рассмотрели основные типы рисков, присутствующие в инвестиционных проектах. Необходимо отметить, что существует множество классификаций риска. Применение конкретной классификации в бизнес-плане определяется особенностями проекта. Не следует увлекаться научным подходом и давать многочисленные сложные квалификации. Целесообразнее указать именно те виды рисков, которые наиболее значимы для данного инвестиционного проекта.

Для всех выделенных видов риска в бизнес-плане дается оценка их величины для данного инвестиционного проекта. Наиболее удобно такую оценку давать не по балльной шкале риска и через его вероятности, а через оценку «высокий», «средний» или «низкий». Связано это с тем, что такую вербальную, а не числовую оценку, гораздо легче доказать и обосновать, чем, например, вероятность наступления риска в 0,6 (сразу возникает вопрос, почему именно 0,6, а не 0,5 или 0,7).

Основные риски, описываемые в инвестиционном проекте

Макроэкономические риски:

  • колебания рыночной конъюнктуры
  • изменение валютного и налогового законодательства
  • снижение деловой активности (замедление темпов роста экономики)
  • непредсказуемые меры регулирования в сферах законодательства
  • неблагоприятные социально-политические изменения в стране или регионе

Риски непосредственно проекта:

  • изменение спроса на продукцию, работы, услуги, являющиеся источником доходов проекта
  • изменение условий ценообразования;изменение состава и стоимости ресурсов, включая материальные и трудовые
  • состояние основных производственных фондов
  • структура и стоимость капитала, финансирующего проект
  • ошибки в построении логистики
  • слабое управление производственным процессом;повышение активности конкурентов
  • неадекватная система планирования, учета, контроля и анализа
  • неэффективное использование имущества;зависимость от основного поставщика материальных ресурсов
  • неэффективность кадрового состава
  • отсутствие системы мотивации персонала

Данный список можно продолжать в зависимости от специфики осуществления конкретного инвестиционного проекта.

Как сообщил "Известиям" командир взвода комендантской роты Шалинской военной комендатуры лейтенант Бислан Генжибаев, Лечи Апкаева убили в тот момент, когда он ехал на работу на собственной машине по улице Грозненская. Дорогу убийцы преградили своей машиной и выпустили в Апкаева две обоймы. Замглавы, сидевший за рулем, был доставлен в больницу, где от полученных ранений скончался через три часа. На месте преступления было обнаружено 57 гильз от автомата Калашникова, отметили в комендатуре. - У Апкаева не было ни охраны, ни оружия. У нас еще многие не вооружены, - заявил Генжибаев. - Если бы у него был хотя бы "Макаров", то он бы успел выстрелить в ответ, ранить или убить кого-нибудь из нападавших. Тогда следствию было бы проще работать. А вообще бандиты всегда знают, вооружен ли тот, на кого они готовят покушение. В последнее время они заметно активизировались во всей Чечне - к боевикам поступили деньги, которые они теперь отрабатывают. Генжибаев рассказал также, что в понедельник готовились встречать тело убитого 6 августа заместителя Шалинской районной администрации Руслана Дабуева. Он курировал силовые структуры и был тяжело ранен неизвестными. Дабуева сразу отвезли в военный госпиталь на Ханкале, затем перевели в Моздок, а потом в Ростов. Но врачи оказались бессильны. Ответственность за убийства всех чеченских чиновников, сотрудничающих с федеральными властями, практически всегда берут на себя лидеры незаконных вооруженных формирований. В этот раз на информационном сайте боевиков "Кавказ" появилось сообщение "о приведении в исполнение очередного приговора Верховного шариатского суда". На фоне практической безнаказанности преступников, уничтожающих глав администраций и их заместителей, федеральные силовые органы, призванные обеспечить их безопасность, выглядят довольно беспомощно. Недавно сам начальник УВД по Чечне генерал-майор милиции Сергей Аренин заявлял, что вопрос о выдаче оружия представителям администраций районов законодательно все еще не решен. Против Аренина в Ингушетии даже возбуждалось уголовное дело за то, что он выдал оружие заместителю главы одного из районов. Кстати Сергей КИЗЮМ, генерал-майор, военный комендант Чечни: - Эта тенденция началась не сегодня и не вчера, она уже идет давно. И направление боевики выбрали в принципе логичное для себя - не дать создать в Чечне структуры власти. - Есть ли сложности с выдачей главам оружия для самозащиты? - Оружие мы выдали всем желающим районным главам и обеспечили им охрану. Но в основном погибают вторые лица. Только что закончилось заседание правительства, на котором принято решение расширять круг охраняемых лиц, укрепляем вневедомственную охрану для того, чтобы защитить членов правительства республики, представителей федеральных структур. И будем, конечно, принимать адекватные меры. - Как вы считаете, эти убийства не оттолкнут людей от работы в органах гражданской власти? - Я думаю, что в Чечне достаточно мужественных людей, которые займут места убитых. Наша справка В Веденском районе Чечни боевики две ночи подряд пытались захватить военную комендатуру в райцентре. По зданию велся продолжительный огонь из автоматов и гранатометов. По неподтвержденным данным, в результате обстрела погибли военнослужащий и милиционер. Источник "Известий" в штабе объединенной группировки в Чечне заявил, что "некоторые места райцентра Ведено контролируют боевики. По разведданным, в селении их от 30 до 50 человек. Туда выдвигается подкрепление". Официальные источники о событиях в Ведено ничего не сообщают. В комендатуру и администрацию Ведено дозвонится не удается. Также нарушена телефонная связь с селением Гикаловское в Грозненском сельском районе. В понедельник утром там также велся обстрел административных зданий и пунктов дислокации милицейских подразделений.

  • 11. Соотношение доходности и риска
  • 12. Основы количественного анализа инвестиционного риска
  • 13.Риск инвестиционного портфеля
  • 14. Модель оценки доходности финансовых активов
  • 15.Понятие и сущность финансового риска
  • 16. Возможные причины возникновения финансового риска
  • 17. Деловые риски предприятия
  • 18. Основные подходы к управлению деловыми рисками
  • 19. Методы управления рисками
  • 20. Юридические методы управления рисками
  • 21. Административные методы управления рисками
  • 22.Экономические методы управления рисками
  • 23. Социальные методы управления рисками
  • 24. Методы финансирования рисков и их особенности
  • 25. Технология управления рисками
  • 26. Планирование в системе риск- менеджмента
  • 27. Организационные функции управления рисками
  • 28. Оценка эффективности управления рисками
  • 29. Выбор методов управления рисками
  • 30. Управление риском собственного капитала
  • 31.Понятие и роль инвестиционной стратегии в эффективном управлении «портфелем» рисков предприятия
  • 32. Этапы анализа инвестиционных возможностей в условиях неопределенности и их влияние на инвестиционную деятельность предприятия.
  • 33. Соотношение и взаимосвязь банковских и финансовых рисков в финансовой деятельности предприятия
  • 34. Производственные и финансовые рычаги.
  • 35. Производственный и финансовый риски.
  • 37.Использование валютных фьючерсных контрактов на пути снижения уровня финансового риска.
  • 38.Базовые концепции и принципы управления финансовыми рисками в хозяйствующих субъектах.
  • 39. Сущность ссп как инструмента стратегического планирования в риск-менеджменте.
  • 40.Сущность модели Дюпона и скрытые риски в расчетах.
  • 41. Способы оценки инвестиционных рисков: npv, irr, pp
  • 42. Риски, возникающие из-за внешних ограничений в процессе ориентации на увеличение стоимости хозяйствующего субъекта.
  • 44. Рыночный риск: сущность, виды, методы оценки.
  • 45. Кредитный риск: сущность, виды, методы оценки.
  • 46. Мотивации в управлении рисками
  • 47. Учет и контроль в системе управления рисками
  • 48. Идентификация и анализ рисков
  • 40. Концепции в управлении рисками
  • 50. Структура финансового плана
  • 51. Структурв «бизнес-плана»
  • 52. Финансовые показатели предприятия
  • 53. Коэффициенты ликвидности предприятия
  • 54. Коэффициенты устойчивости предприятия
  • 55. Коэффициенты деловой активности
  • 56. Коэффициенты прибыльности
  • 57. Коэффициенты рентабельности предприятия
  • 58. Международные стандарты в области финансового менеджмента
  • 59. Риск-менеджмент как инструмент принятия стратегических решений
  • 60. Макроэкономические риски, складывающиеся на финансовом рынке казахстана
  • 61.Тенденции развития международного риск-менеджмента по управлению финансами хозяйствующих субъектов.
  • 62. Основные направления влияния корпоративного риск-менеджмента на экономику казахстана
  • 63. Аудит рисков и составление карты рисков корпорации
  • 64.Сущность концепции рентабельности капитала с учетом риска и ее разновидности
  • 65. Причины внедрения финансового риск-менеджмента в корпорациях и банках
  • 66. Система управления интегрированным фр
  • 67. Применение системы сбалансированных показателей в системе фрм
  • 68. Сравнительные характеристики методов расчета денежных потоков
  • 69. Риски и методы оценки производных экономической прибыли
  • 70. Практическое применение «налогового щита» казахстанскими предприятиями
  • 71. Методы расчета минимально-приемлемой нормы доходности для финансовых инструментов, работающих на казахстанском и зарубежном рынках капитала.
  • 72. Практическое применение банками концепции рисковой стоимости (var) и ее разновидностей.
  • 73. Процедура оценки кредитного риска при помощи метода edf.
  • 74. Информационно -аналитические системы финансового риск-менеджмента для банка.
  • 75. Основные показатели чувствительнсти для рынка производных финансовых инструментов
  • 77. Отличия метода исторического моделирования от метода стрессового тестирования.
  • 78.Методы оценки кредитного риска, используемые рейтинговыми агентствами
  • 80.Применение концепции рисковой стоимости (var) при управлении финансовыми рисками корпорации
  • 81.Разработка политики корпорации для управления операционными рисками
  • 83.Опишите методы оценки финансовых рисков корпораций, используемые кредитными рейтинговыми агентствами
  • 84.Сравните классификацию финансовых рисков банков в соответствии с требованиями нбрк и базельского комитета по банковскому надзору.
  • 85.Требования нбрк по управлению финансовыми рисками кредитной организации
  • 21. Административные методы управления рисками

    Группа административных методов управления рисками основана на силовом принуждении и включает в себя организационные, распорядительные и дисциплинарные методы.

    Сущность организационных методов состоит в том, что любая совместная деятельность людей должна быть должным образом организована, в том числе и рисковая деятельность. Подбор, расстановка и работа с кадрами в условиях риск-менеджмента должна быть ориентированы на таких работников, которые могли бы работать в рисковых условиях; были бы защищены от негативных последствий рисков.

    Организационное нормирование направлено на создание системы норм, правил, инструкций, служащих базой для проектирования процессов в организации и управления ими. Рисковое управление должно иметь свою собственную регламентирующую базу с концепцией поведения организации в условиях риска. Такая документация должна быть доведена до всех руководителей различного уровня, чтобы знать основы поведения в рисковой ситуации.

    Делегирование полномочий и распределение ответственности в случае рискового управления значимы, поскольку ответственность каждого работника связана с осознанием важности и сложности ситуации и важности своевременности и со ответственности действий. Рациональное распределение полномочий и ответственности позволяет осуществлять проверку возможностей выполнения работниками производственных заданий и обеспеченности их необходимыми ресурсами; а также установление четких, не допускающих различных толкований заданий исполнителям.

    Организационное распорядительство включает в себя: своевременную выдачу распоряжений основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениям экономической системы организации; постановку конкретных задач всем исполнителям в управляющей системе; помощь исполнителям в устранении возникающих трудностей в процессе исполнения управленческих решений.

    Организационный контроль в ситуации рискового управления важен тем, что позволяет постоянно отслеживать течение рисковой ситуации и своевременно принимать меры по ее коррекции. Организационный анализ осуществляется в процессе исследования систем управления и служит информационной базой для организационного проектирования в системе управления рисками. Проанализировав структуру и процесс управления, вскрыв все минусы и плюсы, можно выявить организационные резервы и на этой основе запроектировать такую комбинацию всех факторов работы, которая обеспечит наилучший результат и позволить снизить возможные потери в случае рисковой ситуации.

    Распорядительные методы занимают особое место в системе управления риском, что вытекает из большого значения организационных факторов в обеспечении эффективной деятельности экономической системы любого уровня.

    22.Экономические методы управления рисками

    Экономическими методами управления с точки зрения риск-менеджмента, можно считать методы управления,основанные на рациональном распределении финансовых ресурсов организации с целью минимизации потенциальных потерь и максимизации возможных доходов, возникающих в ситуациях риска. Он включает в себя методы: компенсации, спекулирования,

    стимулирования, сдерживания. Действие компенсационных методов основано на страховании и резервировании.

    Сущность страхования состоит в том, что организация направляет часть своих финансовых ресурсов на страхование рисков, прибегая к услугам страховых компаний. Это дает возможность частично или полностью компенсировать возможные потери и убытки, понесенные в случае неудачной реализации проекта. В ходе резервирования организация аккумулирует определенную долю своих финансовых ресурсов во внутренних резервных фондах. Средства из этих фондов могут быть мобилизованы в случае возникновения непредвиденных расходов, связанных с реализацией проектов (рост цен на энергоносители, увеличение темпов инфляции и т.д.).

    В случае резервирования денежные средства остаются внутри компании, и могут быть использованы в любом случае, если это признано необходимым руководством. Страховые же компании четко оговаривают причины использования, более того, может и не возникнуть условий для компенсации, а средства перечислены и не возвращаются. С другой стороны, в случае больших потерь они в значительной степени могут быть возмещены страховой компанией, а внутреннего резервирования может быть просто недостаточно.

    Особую роль в системе экономических методов управления рисками играют методы спекуляции. В отличие от страхования и резервирования, которые носят оборонительный характер, спекулирование представляет собой наступательный инструмент. Спекулятивный риск в полной мере определяется управленческим решением. Прибегая к спекулированию, руководство организации может добиться существенного повышения рентабельности проекта за счет увеличения его общей стоимости. Причем чем выше степень риска планируемого к реализации проекта, тем большие дивиденды может получить организация.

    Наиболее важным элементом системы экономических методов управления рисками является материальное стимулирование. Вся совокупность материальных стимулов условно подразделяется на две основные группы.

    Первая группа – материальные стимулы прямого воздействия. К ним относятся заработная плата и премии. В условиях рискового управления руководством может быть введена доплата работнику за степень. Ко второй группе относятся материальные стимулы косвенного воздействия. Сюда относятся целевые кредиты, беспроцентные займы, оплата санаторно-курортного лечения, бесплатные обеды и т.д.

    По мнению автора статьи, на сегодняшний день офшоры рассматриваются, прежде всего, как один из правовых и организационных инструментов для ведения предпринимательской деятельности или структурирования личных активов. Участникам офшорных правоотношений необходимо постоянно отслеживать и оценивать потенциальные риски, методика анализа которых предложена в настоящей статье. Данная методика строится на выделении основных уровней (групп) рисков и основных субъектов (участников) офшорных правоотношений.

    Публикация

    Отношение официальных властей большинства государств к офшорным юрисдикциям во все времена сложно было назвать положительным. Претензии к офшорам высказываются и отдельными государствами, и международными организациями (в первую очередь, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также Межправительственной комиссией по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ)) с заметным постоянством.

    Судя по заголовкам российских СМИ за последний год («Президент ужесточит борьбу с офшорами »; «Владимир Путин предлагает усилить контроль над сделками с офшорными компаниями »; «Генпрокуратура уже дотянулась до офшоров »; «Таможня заставит отказаться от офшоров » ; «Кудрин объявил войну офшорам »), на офшоры оказывается постоянное давление. Между тем, офшор остается инструментом достижения предпринимательских и частных целей и задач, причем зачастую не связанных с налоговым планированием и вообще с какими-либо потенциальными налоговыми преимуществами.

    Риски участников офшорных отношений

    Предлагается выделить следующие уровни рисков участников офшорных правоотношений:

      финансовые риски ,или вероятность несения имущественных потерь в рамках гражданско-правовых, а также связанных с ними правоотношений;

      административные риски , или вероятность привлечения к административной (налоговой) ответственности и наступления иных неблагоприятных последствий административных ограничений (в частности, установленные валютным и «антиотмывочным» законодательством);

      уголовно-правовые риски , или вероятность привлечения к уголовной ответственности и применению мер уголовно-процессуального характера. В настоящей статье они не рассматриваются.

    Указанные риски приведены в порядке возрастания потенциальных неблагоприятных последствий и по мере усложнения процедур, необходимых для их реального наступления в отношении конкретных лиц. Они могут возникать как по отдельности, так и в совокупности.

    Субъектный состав участников офшорных правоотношений

    Предлагаем выделить следующих участников офшорных правоотношений.

    1. Офшорная компания . Может выполнять различные функции в рамках предпринимательской деятельности (холдинг, финансирующая компания, торговая компания, компания-услугодатель и т. д.) либо использоваться в частных целях (накопление личных активов, владение недвижимым имуществом и т. д.). В ряде случаев офшорная компания взаимодействует с российскими контрагентами (поставляет товар в Российскую Федерацию, приобретает имущество, предоставляет займы и т. д.). Обычно несет риски, связанные с налоговыми и «анитотмывочными» претензиями. Возможны претензии к «офшорному происхождению» со стороны банков и таможенных органов.

    2. Российский контрагент офшорной компании . Компания (физическое лицо), которое имеет договорные отношения с офшорной компанией либо по каким-либо основаниям получает от нее денежные средства и имущество (например, в виде дивидендов). Обычно несет налоговые, «антиотмывочные» и валютные риски, во многом обусловленные «офшорным происхождением» иностранного партнера.

    3. Бенефициар (выгодоприобретатель) офшорной компании – ее фактический владелец. В большинстве случаев данное понятие используется тогда, когда он не является непосредственным акционером офшорной компании. В первую очередь несет финансовые риски. Иные риски зависят от его фактической роли в управлении компанией.

    4. Акционер (участник) офшорной компании. Таковым может быть как «номинальное лицо», так и реальный владелец компании. Если акционер одновременно является реальным владельцем компании, то он несет в первую очередь финансовые риски. Возможна субсидиарная ответственность по долгам компании в ограниченном количестве случаев (обычно при банкротстве). Иные риски акционера зависят от его фактической роли в управлении компанией.

    5. Директор офшорной компании . Таковым может быть как «номинальное лицо», так и реально управляющее компанией физическое или юридическое лицо. Директор офшорной компании является основным лицом, отвечающим за результаты деятельности компании, в связи с чем несет как административные, так и уголовно-правовые риски. Также он несет финансовые риски в части возможной субсидиарной ответственности по долгам компании в ограниченном количестве случаев (обычно при банкротстве).

    6. Поверенный офшорной компании (лицо, действующее по доверенности). Как правило, это физическое лицо, которое наделено полномочиями заключать сделки, совершать иные юридически значимые действия от имени и в интересах офшорной компании, местом постоянного пребывания которого является страна, не совпадающая с юрисдикцией компании. Риски поверенного зависят от его роли в управлении компании (т. е. использует ли он свои полномочия и насколько активно) и схожи с рисками директора офшорной компании.

    7. Иное лицо . Таковым может быть, например, сотрудник российской компании, использующей офшор в своей бизнес-модели, бухгалтер, налоговый консультант, которые юридически не состоят в отношениях с офшорной компанией, но фактически участвуют в организации или обеспечении ее деятельности. Риски указанных лиц зависят от их фактической роли в управлении компанией и обычно ограничиваются уголовно-правовыми.

    8. Налоговый агент (его должностные лица).В ряде случаев российский контрагент офшорной компании выступает в качестве налогового агента, если на него возложена обязанность удержать из дохода офшорной компании сумму налога и уплатить ее в бюджет. В связи с этим налоговый агент несет административные риски, а его должностные лица при определенных условиях могут быть привлечены к уголовной ответственности.

    Основные финансовые риски

    Можно выделить ряд финансовых рисков участников оффшорных отношений.

    1. Непредвиденные налоговые обязательства офшорной компании. Как правило, возникают при недостаточной проработке вопросов налогообложения офшорной компании. Дело в том, что, несмотря на отсутствие налогообложения по месту регистрации офшорной компании, большинство государств устанавливает способы налогообложения иностранных компаний, такие, как постоянное представительство, доход от источника и др. Также необходимо учитывать территориальный характер налога на добавленную стоимость (или его аналогов), что может привести к налогообложению операций офшорной компании, если местом реализации в соответствии с нормами того или иного государства будет признана территория данного государства.

    Таким образом, участие офшорной компании в правоотношениях с участием компании неофшорного государства (либо при наличии имущества, работ, услуг на территории данного государства) может повлечь ее налогообложение в силу установленных в этом государстве норм налогового законодательства. В качестве классического примера можно привести финансирование российской компании со стороны офшора путем предоставления процентного займа. Согласно положениям Налогового кодекса РФ выплачиваемые в пользу офшорной компании проценты подлежат обложению налогом источника в Российской Федерации по ставке 20%.

    2. Недействительность сделки либо запрет распоряжения полученным по сделке . Как правило, связана с нарушением обязательных правил раскрытия информации о структуре собственности (управления) участника сделки. Так, п. 3 ст. ст. 84.1. Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах) в рамках процедуры приобретения 30, 50, 75% общего количества голосующих акций открытого акционерного общества и более предусматривает необходимость раскрытия в обязательном (добровольном) предложении информации обо всех лицах, которые имеют 10% голосов и более в высшем органе управления юридического лица – приобретателя акций и зарегистрированы в офшорных зонах, а также о лицах, в интересах которых осуществляется владение акциями юридического лица, зарегистрированного на территории офшорной зоны. При этом п. 6 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах устанавливает запрет на распоряжение акциями, превышающими 30, 50 и 75%, до момента направления предложения, соответствующего требованиям закона.

    Статьи 27–32 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусматривают необходимость получения согласия антимонопольного органа на совершение ряда сделок и иных юридически значимых действий либо последующего уведомления о них антимонопольного органа. Согласно подп. 15 п. 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции в антимонопольный орган представляются сведения о лицах, в интересах которых осуществляется владение более чем 5% акций заявителя их номинальными держателями, в т. ч. о таких лицах, зарегистрированных в офшорных зонах. Согласно ст. 34 Закона о защите конкуренции сделки, осуществленные с нарушением указанного порядка уведомления, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа .

    3. Непредвиденные субъекты налоговой обязанности . Как правило, возникают при взаимодействии офшорной компании с физическими или юридическими лицами из высоконалоговых юрисдикций (например, США или Великобритания). Законодательство указанных, а также ряда иных государств предусматривает рассмотрение для целей налогообложения доходов офшорных компаний в качестве доходов резидентов указанных государств, прямо или косвенно контролирующих офшорную компанию (например, правила CFC, или контролируемых иностранных копаний). Соответственно, налоговая обязанность, а значит, и ответственность за ее несоблюдение, возникнет не у офшорной компании, а у резидента соответствующего государства.

    К субъектам финансовых рисков могут быть отнесеныофшорная компания, ее бенефициар, акционер, директор и поверенный.

    Основные административные риски

    Можно выделить следующие административные риски участников оффшорных отношений.

    1. Привлечение к административной ответственности . Обычно данные риски возникают тогда, когда офшорная компания фактически присутствует на территории РФ, что вынуждает ее подчиняться нормам российского законодательства. Под фактическим присутствием следует понимать наличие на российской территории персонала, офиса, производственных мощностей и поверенного офшорной компании.

    Потенциальные административные риски в основном связаны с нарушением положений налогового и валютного законодательства, в частности:

      если деятельность офшорной компании приводит к возникновению постоянного представительства в Российской Федерации с нарушением срока постановки на учет (ст. 15.3 КоАП РФ);

      деятельность офшорной компании приводит к возникновению постоянного представительства Российской Федерации, и при этом компания не подает налоговую декларацию (ст. 15.5 КоАП);

      офшорная компания не представляет сведения, необходимые для осуществления налогового контроля (ст. 15.6 КоАП);

      в ходе исполнения контрактов с офшорной компанией нарушается валютное законодательство РФ (ст. 15.25 КоАП).

    Срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории составляет один год со дня совершения (ст. 4.5. КоАП), а по длящимся правонарушениям – с момента их обнаружения.

    К субъектам административных рисков могут быть отнесены:должностные лица офшорной компании (обычно только директор), а по ряду составов (например, ст. 15.25 КоАП) – также офшорная компания.

    2. Привлечение к налоговой ответственности (Налоговый кодекс РФ) . Данные риски возникают, когда у офшорной компании в соответствии с требованиями российского налогового законодательства возникают налоговые обязанности, в частности:

      деятельность компании приводит к возникновению постоянного представительства в Российской Федерации, при этом компания не уплачивает налоги в России (чему обычно сопутствует отсутствие постановки на налоговый учет и отсутствие налогового и бухгалтерского учета) – ст. 120 или 122 НК РФ. Субъекты – офшорная компания;

      акционер или бенефициар получают доходы от офшорной компании и не декларируют их либо декларируют не полностью и не уплачивают налог в полном объеме – ст. 120 или 122 НК РФ. Субъекты – акционеры, бенефициары оффшорной компании;

      налоговый агент, выплачивая доход в пользу оффшорной компании, не удерживает и не перечисляет в бюджет налог у источника – ст. 123 НК РФ.Субъекты – российская организация (индивидуальный предприниматель) и иностранная организация, на которые возложены обязанности налогового агента. Срок давности – 3 года со дня совершения правонарушения, а для правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ, – со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода – п. 1 ст. 113 НК РФ.

    3. Административные запреты и ограничения . Данные риски могут возникать в связи с наличием положений внутреннего законодательства конкретных стран в отношении офшорных компаний либо в связи с фактически сложившейся ситуацией, когда при отсутствии формальных ограничений офшоры, тем не менее, фактически ущемляются по сравнению с неофшорными компаниями.

    Среди формальных ограничений можно выделить:

      общие запреты в отношении любых иностранных компаний – так, в РФ права иностранных компаний, в т. ч. офшоров, ограничены в ряде сфер (например, в сфере приобретения земельных участков (см. Земельный кодекс РФ); участия в предприятиях ряда стратегических отраслей (см. Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и др.);

      специальные запреты и ограничения в отношении офшорных компаний – в Российской Федерации таковые установлены рядом федеральных законов (например, Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» установлен особый порядок банковских операций с банками офшорных зон; Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» и Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» установлено, что управляющий активами не может быть зарегистрирован в офшорной зоне, и т. д.);

      одни государства (например, Казахстан, Узбекистан) ввели прямой запрет для местных предприятий на заключение контрактов с офшорными компаниями в соответствии с утвержденными списками офшорных юрисдикций, другие (например, Украина и Белоруссия) установили налог, который удерживается местной компанией у источника при любой выплате в пользу офшорной компании.

    Что касается фактических ограничений , то можно выделить таможенные и банковские:

      практика показывает, что в результате борьбы с «серым» импортом в ряде случаев таможенные органы фактически отказываются оформлять товар, ввезенный на территорию Российской Федерации, от оффшорного поставщика, либо оформление такого товара затягивается на длительное время;

      операции с участием офшорных компаний вызывают пристальное внимание со стороны банков (во многом под давлением Центрального Банка РФ, выпустившего ряд писем на офшорную тематику), которые могут затребовать дополнительные документы для осуществления валютных операций.

    К субъектам административных ограничений относятся в первую очередь офшорные компании и их контрагенты.

    Риски, связанные с раскрытием информации об участниках офшорных правоотношений

    Конфиденциальность информации о владельцах офшорной компании является одной из важных составляющих «офшорного статуса», а зачастую даже более важной, нежели отсутствие налогообложения.

    В настоящее время согласно международным стандартам требуется обязательное предоставление информации о бенефициаре профессиональным участникам офшорного и финансового рынка в ряде случаев (при регистрации компании и открытии банковского счета). Одновременно международные стандарты требуют, чтобы информация о бенефициаре хранилась профессиональными участниками на условиях строгой конфиденциальности и не могла быть раскрыта третьим лицам без наличия серьезных оснований, перечень которых также строго ограничен.

    В самом общем виде правило раскрытия информации о владельцах офшорной компании и ее деятельности можно сформулировать следующим образом. Никакие частные лица не могут получить доступ к такой информации; она может быть раскрыта только правоохранительным, налоговым и иным специально уполномоченным на то органам (например, правом получения информации о компаниях Британских Виргинских островов наделены финансовая комиссия и губернатор Британских Виргинских островов), а также судам по их запросам. При этом международный запрос может быть исполнен только при наличии международного договора либо на основании принципа взаимности. Процедура направления и исполнения международных запросов достаточно сложна и трудоемка. В качестве иллюстрации можно привести высказывание заместителя Генерального прокурора РФ Александра Звягинцева о том, что офшорные зоны (были озвучены Белиз, Теркс, Кайкос и ряд других) отказываются сотрудничать с российскими правоохранительными органами со ссылкой на отсутствие договора.

    Несмотря на противоречивое отношение к офшорам со стороны мирового сообщества и отдельных государств, физические и юридические лица могут владеть офшорными компаниями и участвовать в управлении ими. И хотя суверенитет государств позволяет ввести практически любые ограничения вплоть до полного запрета своим гражданам и юридическим лицам, в большинстве случаев государства устанавливают лишь специальные правила налогообложения доходов офшорных компаний и их владельцев, правила сбора, хранения и раскрытия соответствующей информации, а также иные правила и нормы, часть которых была рассмотрена в настоящей статье.

    Все это свидетельствует о том, что фактически офшоры продолжают рассматриваться как один из правовых и организационных инструментов ведения предпринимательской деятельности или структурирования личных активов. В процессе использования офшорных компаний, безусловно, возникает необходимость соблюдения норм законодательства различных государств, нарушение или игнорирование которых может повлечь за собой те или иные неблагоприятные последствия. Как уже отмечалось, офшорные компании являются одним из правовых инструментов ведения предпринимательской и непредпринимательской деятельности, и их правовой статус урегулирован официальными правовыми установлениями, поэтому владельцы офшорных компаний и иные участники офшорных правоотношений имеют возможность добиваться необходимых целей и задач, оставаясь в правовом поле и тем самым минимизируя потенциальные риски.