Новая постановка

У нас в клубе член правления за

Шиворот ухватил члена клуба и выбросил

Его из фойе.

Письмо рабкора с одной из станций

Донецкой дор. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Городничий.

Земляника - попечитель богоугодных заведений.

Ляпкин-Тяпкин - судья.

Хлопов - смотритель училищ.

Член правления клуба.

Член клуба.

Публика.

Сцена представляет клуб при станции N Донецких железных дорог. Занавес закрыт.

Публика. Вре-мя. Времечко!.. (Топает ногами, гаснет свет, за сценой слышны глухие голоса безбилетных, сражающихся с контролем. Занавес открывается. На освещенной сцене комната в доме городничего.)

Городничий. Я пригласил вас, господа...

Суфлер (из будки сиплым шепотом). С тем, чтоб сообщить вам пренеприятное известие.

Городничий. С тем, чтоб сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор!

Ляпкин-Тяпкин. Как ревизор?

Земляника. Как ревизор?

Суфлер. Мур-мур-мур...

Городничий. Ревизор из Петербурга инкогнито и еще с секретным предписанием.

Ляпкин-Тяпкин. Вот те на!

Земляника. Вот не было заботы, так подай!

Хлопов. Господи боже, еще и с секретным предписанием.

Городничий. Я как будто предчувство... (За сценой страшный гвалт. Дверь на сцену распахивается, и вылетает член клуба. Он во френче с разорванным воротом. Волосы его взъерошены.)

Член клуба. Вы не имеете права пхаться! Я член клуба. (На сцене смятение.)

Публика. Ах!

Суфлер (змеиным шепотом). Выплюнься со сцены. Что ты, сдурел?

Городничий (в остолбенении). Что вы, товарищ, с ума сошли?

Публика. Ги-ги-ги-ги...

Городничий (хочет продолжать роль). Сегодня мне всю ночь снились... Выкинься со сцены, Христом-богом тебя прошу... Какие-то две необыкновенные крысы... В дверь уходи, в дверь, говорю!.. Ну, сукин сын, погубил спектакль...

Земляника (шепотом). В дверь налево... В декорацию лезешь, сволочь.

Член клуба мечется по сцене, не находя выхода.

Публика (постепенно веселея). Бис, Горюшкин! Браво, френч!

Городничий (теряясь). Право, этаких я никогда не видел... Вот мерзавец!

Суфлер (рычит). Черные, неестественной величины... Пошел ты к чертовой матери!.. Хоть от будки отойди...

Публика. Га-га-га-га-га...

Городничий. Я прочту вам письмо... Вот что он пишет. (За сценой шум и голос члена правления: "Где этот негодяй?" Дверь раскрывается, и появляется член правления на сцене. Он в пиджаке и в красном галстуке.)

Член правления (грозно). Ты тут, каналья?

Публика (в восторге). Браво, Хватаев!.. (Слышен пронзительный свист с галереи.) Бей его!!!

Член клуба. Вы не имеете права. Я - член!

Член правления. Я те покажу, какой ты член. Я тебе покажу, как без билета лазить!!!

Земляника. Товарищ Хватаев! Вы не имеете права применять физическую силу при советской власти.

Городничий. Я прекращаю спектакль. (Снимает баки и парик.)

Член правления (в экстазе). Я те покажу!!! (Хватает за шиворот члена клуба, взмахивает им, как тряпкой, и швыряет им в публику.)

Член клуба. Караул!!! (С глухим воплем падает в оркестр.)

Городничий. Пахом, давай занавес!

Земляника. Занавес! Занавес!

Публика. Милицию!!! Милицию!!!

Занавес закрывается.

Как объяснить название сценки? Сценка включает строки из комедии Го­голя “Ревизор”, которую ставит на сцене

клуба самодеятельный коллектив. По­скольку в это время приходится удалять из зала одного из зрителей, то автор и на­звал сценку “Ревизор с вышибанием”.

Какую часть первого явления комедии “Реви­зор” Гоголя удалось исполнить неудачливым участ­никам самодеятельности?

Самодеятельным актерам удалось испол­нить лишь первые реплики комедии Гого­ля. Настойчивый член клуба, которого не пускали в зал, сорвал представление в самом его начале.

Почему только четыре чиновника из пьесы Го­голя участвуют в этой сцене?

В сцене, которую удалось исполнить, принимают участие не все участники пьесы, поскольку действие пьесы только началось в тот момент, когда представле­ние было прервано.

Можно ли в этой крохотной сценке обнару­жить завязку, кульминацию и развязку? Где они? Назовите и подтвердите свою правоту.

В “Ревизоре с вышибанием” завязка отчасти совпадает с завязкой “Ревизора” Гоголя. Это известие о том, что едет

ревизор. И сразу же вслед за фразой го­родничего раздается страшный грохот. И этот грохот - завязка “Ревизора с вы-

шибанием”. Кульминация наступает в тот момент, когда в события включаются все зрители. Развязка - падение члена клуба в оркестр.

Какую роль играет публика?

В сценке “Ревизор с вышибанием” публика играет роль еще одного дейст­вующего лица, которое то выступает “еди­нолично”, то параллельно с отдельными голосами героев из толпы. Эти реплики принадлежат то члену клуба, то члену правления, то голосу из толпы, то просто публике. Во всех случаях это - голос из толпы и одновременно активный участ­ник событий. Именно поэтому в списке действующих лиц числятся “Голоса”.

Зачем в пьесе появился суфлер?

Суфлер является одним из главных дей­ствующих лиц в этой сценке. Он несколь­ко раз включается в общий диалог и игра­ет активную роль в создании той неразбе­рихи, которая возникает на сцене. Без него было бы трудно показать, насколько плохо исполнители освоили свои роли.

Какие приемы, использованные писателем, дают нам право считать произведение сатириче­ским?

Сценка, которую создал Булгаков на ос­нове письма рабкора с одной из станций Донецкой дороги, имеет много примет сатирического произведения. В ней вполне сатирический сюжет, подсказанный пись­мом рабкора. В ней забавен список дейст­вующих лиц, объединивший и героев комедии Гоголя, и толпу жителей полу­станка. В ней забавны все активные участники событий. И в ней использован набор художественных средств, привыч­ных в сатирических произведениях. Эти приемы охватывают реплики героев и да­же ремарки.

Обратим внимание на сочетание реп­лик с ремарками:

“Публика. Время. Времечко!

Топает ногами, гаснет свет, за сценой слышны глухие голоса безбилетных, сра­жающихся с контролем. На освещенной сце­не комната в доме городничего”.

Публика не только кричит, но и “топает ногами”. Она одновременно и действую­щее лицо, и множество действующих лиц.

Наконец, можно вернуться к эпиграфу. Это письмо рабкора, которое и было причиной событий и своеобразной завяз­кой при создании этой сценки.

Автор вслед за рабкором высмеивает конкретный эпизод, о котором написал рабкор из глубинки. Но автор видит этот забавный эпизод на широком бытовом фо­не. Он для него - один из эпизодов, ри­сующих и невежество, и скудость жизни далекого полустанка, и стремление пре­одолеть сложности нищенского быта.

Какую роль играет эпиграф в этой пьеске?

Роль эпиграфа в этой пьеске необычна. Эпиграф, включающий письмо рабко­ра, - это первопричина создания произ­ведения, и в то же время он дает возмож­ность подчеркнуть сатирический ха­рактер изображения событий.

Глоссарий:

  • как объяснить название сценки
  • как объяснить название сценки ревизор с вышибанием
  • ревизор с вышибанием как объяснить название сценки
  • что высмеивает михаил афанасьевич булгаков вслед за рабкором
  • ревизор с вышибанием

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Новизна комедии в необычности общественного конф­ликта, выражающегося в раскрытии внутренней противоречи­вости, нелепости общественного устройства. За видимым кон­фликтом скрывается другой, более широкий конфликт: между высоким положительным...
  2. В чем заключается смысл немой сцены в комедии Н. В. Го­голя “Ревизор”? В чем заключается смысл немой сцены в комедии Н. В. Го­голя “Ревизор”? Подчеркивает...

Краткий пересказ «Ревизора» может быть потребован от учеников на уроках литературы. Он развивает речевую и школьников. Кроме того, грамотный пропуск деталей, не несущих смысловой нагрузки, а лишь свидетельствующих о хорошей памяти учеников, понадобится при или изложений.

Краткий пересказ «Ревизора»: 1-е действие

Городничий сообщает чиновникам новость: в город тайно едет ревизор. Они думают, что цель его прибытия: узнать, нет ли в городе предателей перед войной. Городничий обвиняет чиновников в недостойном поведении, взяточничестве и советует хотя бы для видимости навести порядок. Также он просит почтмейстера вскрывать и читать каждое приходящее письмо. Тот охотно соглашается, так как все равно давно этим занимается. Добчинский и Бобчинский предполагают, что ревизором может быть некий Иван Александрович Хлестаков. Он прибыл из Петербурга, уже больше недели живет в трактире и ни за что не платит, все берет на счет. Городничий приказывает квартальному подмести все улицы, снести старый забор (для создания видимости бурной деятельности), расставить жандармов на перекрестках. Сам же он отправляется в трактир знакомиться с приезжим. Жена и дочь городничего посылают служанку Авдотью разузнать, что представляет собой этот чиновник.

Краткий пересказ «Ревизора»: 2-е действие

Осип, слуга Хлестакова, лежит на кровати барина и вспоминает, как хозяин по дороге из Петербурга домой промотал все деньги, так и жил не по средствам. Приходит городничий. Он посылает Осипа к хозяину трактира за табаком. Слуга говорит, что они должны уже за три недели, и ему ничего не дадут, но все же уходит. Хлестаков вспоминает, как в Пензе его обокрал капитан пехоты, и приходит к выводу, что город вообще плохой, потому что здесь ничего не дают в долг. Он снова требует подать обед в кредит. Он мог бы продать костюм и покрыть какие-то долги, но предпочитает оставить его, чтобы в шикарном виде прибыть домой. Слуга приносит обед.

Хлестаков недоволен его качеством, но все равно съедает. Ему докладывают, что прибыл городничий. Во время разговора между ними за дверью прячется Бобчинский. Хлестаков вдруг начинает кричать и угрожать, что будет жаловаться самому министру. Городничий пытается дать ему взятку. Хлестаков ее не берет, но просит денег в долг. Городничий вместо 200 рублей подсовывает ему 400. Хлестаков честно говорит, что едет в деревню к отцу. Городничий принимает эти слова лишь за маскировку, он приглашает «ревизора» к себе в гости. Оплату проживания решено отложить на потом. Добчинский по просьбе городничего относит записки его жене и Землянике в богоугодное заведение.

Краткий пересказ «Ревизора»: 3-е действие

Дамы получают записку от мужа, в которой сообщается о том, что у них будет гостить молодой петербургский вельможа. Они в волнении обсуждают, какие выбрать туалеты. Осип приносит в дом городничего чемодан своего хозяина. Там слугу хорошо кормят. Хлестаков доволен осмотром города, больницы, плотным завтраком. Он интересуется, где можно поиграть в карты. Его уверяют, что в городе таких заведений не существует. Когда Хлестакова познакомили с женой и дочерью городничего, он начал сочинять, что «на дружеской ноге» и с Пушкиным, и с начальником отделения департамента, что везде он незаменимый человек.

Несмотря на то что Хлестаков сильно заврался, все ему верят. «Ревизор» уходит отдохнуть. Все в панике, страшно даже в том случае, если правдой окажется лишь половина из того, что он наговорил. Осип своими словами еще больше Городничий дает взятку и ему. Затем он ставит на крыльце квартальных, чтобы те не пропускали к Хлестакову никаких просителей.

Краткий пересказ рассказа «Ревизор»: 4-е действие

Ляпкин-Тяпкин выстраивает чиновников по-военному. Они приготовили Хлестакову взятки под предлогом приношения от дворянства. «Ревизор» соглашается взять эти деньги только взаймы. Каждый просит походатайствовать о нем перед государем. Хлестаков догадался, что его приняли за «шишку». Он описывает эту забавную историю в письме другу Тряпичкину, газетному корреспонденту, чтобы тот напечатал ее. Осип советует хозяину убираться поскорее, пока не явился настоящий ревизор. К Хлестакову приходят разные просители. Сам он заигрывает по очереди то с дочерью, то с женой городничего. То у одной, то у другой просит руки. Затем он берет еще денег взаймы у городничего и уезжает к отцу, пообещав при этом вернуться через пару дней, так как сосватал его дочь.

Краткий пересказ: Гоголь, «Ревизор», 5-е действие

Дамы мечтают о том, как переедут в город, как городничий получит повышение. Но пока надо было на месте разобраться с купцами, которые приходили к «ревизору» с жалобой на него. Все поздравляют городничего со счастливыми переменами. Приходит почтмейстер и читает письмо Хлестакова Тряпичкину. Городничий взбешен. И только сейчас все понимают, что в Хлестакове-то и не было ничего, похожего на ревизора. Виновниками происшествия признаны Добчинский и Бобчинский, которые первыми разнесли слух о приезде важного чиновника. Входит в комнату жандарм и сообщает, что в город приехал ревизор и всех требует к себе. Пьеса заканчивается немой сценой.

«„Ревизор“ с вышибанием» - фельетон Михаила Булгакова , основанный на пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» .

Сюжет

В провинциальном клубе ставят «Ревизора». Вдруг, в самом начале спектакля, на сцену врывается безбилетный член клуба. Его начинает ловить член правления, и спектакль проваливается.

Отрывок, характеризующий «Ревизор» с вышибанием

– Аринка, глянь ка, на бочькю сидит! Сама сидит, а подол болтается… Вишь рожок!
– Батюшки светы, ножик то…
– Вишь татарка!
– Как же ты не перекувыркнулась то? – говорила самая смелая, прямо уж обращаясь к Наташе.
Дядюшка слез с лошади у крыльца своего деревянного заросшего садом домика и оглянув своих домочадцев, крикнул повелительно, чтобы лишние отошли и чтобы было сделано всё нужное для приема гостей и охоты.
Всё разбежалось. Дядюшка снял Наташу с лошади и за руку провел ее по шатким досчатым ступеням крыльца. В доме, не отштукатуренном, с бревенчатыми стенами, было не очень чисто, – не видно было, чтобы цель живших людей состояла в том, чтобы не было пятен, но не было заметно запущенности.
В сенях пахло свежими яблоками, и висели волчьи и лисьи шкуры. Через переднюю дядюшка провел своих гостей в маленькую залу с складным столом и красными стульями, потом в гостиную с березовым круглым столом и диваном, потом в кабинет с оборванным диваном, истасканным ковром и с портретами Суворова, отца и матери хозяина и его самого в военном мундире. В кабинете слышался сильный запах табаку и собак. В кабинете дядюшка попросил гостей сесть и расположиться как дома, а сам вышел. Ругай с невычистившейся спиной вошел в кабинет и лег на диван, обчищая себя языком и зубами. Из кабинета шел коридор, в котором виднелись ширмы с прорванными занавесками. Из за ширм слышался женский смех и шопот. Наташа, Николай и Петя разделись и сели на диван. Петя облокотился на руку и тотчас же заснул; Наташа и Николай сидели молча. Лица их горели, они были очень голодны и очень веселы. Они поглядели друг на друга (после охоты, в комнате, Николай уже не считал нужным выказывать свое мужское превосходство перед своей сестрой); Наташа подмигнула брату и оба удерживались недолго и звонко расхохотались, не успев еще придумать предлога для своего смеха.