«Части речи 2 класс» - Бодрый прил. Варить гл. Зелёная прил. Достану гл. Ждёшь гл. Зарос гл. Ответный прил. Жалеем гл. Высь сущ. Ослику сущ. Смеётесь гл. Проходил гл. Деловая прил. Стоят гл. Определи части речи: Поранился гл. Ножной прил. Обошли гл. Ручки сущ. Отметим гл. Отметина сущ. Долгая прил. Мастера сущ. Жадный прил.

«Части речи урок» - Чувство 3. Какие слова не являются глаголами? а). К какой части речи относятся названные слова? Распределите слова в три колонки: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Распределение по частям речи. Глагол 2. Выберите имена существительные а). Солнце Дед Мороз Снеговик Морковка. Подготовка к изучению нового материала.

«Наша русская речь» - «Великий могучий русский язык!». Разберемся что к чему! А ведь ребенок впитывает в себя все, как губка! На возрождение нравственного(любовно-преданного) отношения к языку. А вот, что думаем мы… Дыдычкин М. (ученик 9 класса): Почему мы должны писать без ошибок? Коля только знал актеров Зарубежного кино.

«Самостоятельные части речи» - Основной вопрос нашего проекта: Глагол Прилагательное Причастие. Продолжительность проекта: Мы будем изучать следующие самостоятельные части речи: Может ли самостоятельное быть без служебного? Методические задачи: Самостоятельные части речи. Представление результатов исследования: Распределение по группа:

«Служебные части речи» - Части речи делятся на: - Предлоги - Союзы - Частицы. - Не имеют самостоятельного ударения; - фонетически примыкают к знаменательным частям речи. Служебные части речи – это… Членами предложения; - используются как формально-грамматические средства языка. Основные признаки служебных частей речи: Отличие служебных частей речи от самостоятельных:

«Проекты по развитию речи» - Язык и речь, функции языка. Рекламный текст. И скоро я снова обрету все, что имел. Рекламный образ. Скилеф. Основные виды языковых норм: орфоэпическая, лексическая, грамматическая. Слоган как часть рекламного текста. Этикет делового телефонного разговора. Критерии языковой нормы. Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство.

Речеведческая культура учителя


  • Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Она свидетельствует об
  • Эрудиции
  • Интеллекте
  • Этике
  • Воспитании

  • Профессор Л.И.Скворцов дает следующее определение:»Культура речи - это владение устными и письменными нормами литературного языка.»
  • Владение культурой речи -это успех в обществе, авторитет, перспективы в карьере.

  • Орфоэпические(произношение)
  • Акцентологические(ударение)
  • Лексические
  • Словообразования
  • Синтаксические
  • Стилистические
  • Нормы письменной речи

  • Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, живым примером для ученика является сам учитель.
  • И перед ним стоит важнейшая задача: разглядеть личность будущего человека, которую он создает при помощи языка.

  • С помощью этого сильнейшего орудия педагог развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры.

  • Голос- важнейший элемент техники речи.
  • 1.Он не должен вызывать неприятных ощущений, а обладать благозвучностью.
  • 2.Уметь управлять своим голосом в общении с детьми.
  • 3.Уметь голосом внушать требования и добиваться их выполнения.

  • Это четкое и ясное произнесение звуков речи.
  • Она важна для учителя, поскольку его речь является образцом.

  • Речь должна быть наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, а здесь особое значение приобретают
  • Интонация, жесты, мимика.

  • Досуг, звонит, включим,
  • Каталог, августовское,
  • Феномен, подростковый,
  • Жалюзи, ходатайство,
  • Торты, вручит, принудить,
  • Баловаться, послала, банты
  • Генезис, рефлексия.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учитель-логопед Головина Е.М. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №77»

Техника речи - это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией. Техника речи – это, прежде всего, правильно поставленная дикция, речевое дыхание, артикуляция, поставленный голос.

Правильное дыхание – это основа красивой речи. От правильного дыхания зависит чистота, правильность и красота голоса.

1. Упражнение «Ладошки» - одно из упражнений системы оздоровления А.Н. Стрельниковой. И.п.: встать (сесть) прямо, показать ладошки, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем. Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха. 2. Поднять руки над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) – вдох, опустить руки – выдох. - Развести руки в стороны – вдох, руки перед собой – выдох и т. д.

3. Произнести слоги на одном выдохе (СПА – СПО – СПУ – СПЫ – СПЭ); 4. Произносить слова на одном выдохе (дни недели, счёт до 10, названия месяцев); 5. Фразы на одном выдохе. Пословицы: Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Любишь кататься – люби и саночки возить. Загадки: «Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает». 6. Прочитать стихотворения на одном выдохе под мяч (каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол). Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч.

Правильная дикция Дикция – это произношение звуков. Человек, который наделён от природы грамотной речью редкость. Само понятие «дикция» представляет набор из звуков и слов, входящих в речевой аппарат каждого человека. Проблемы с дикцией, как правило, бывают из-за неправильного произношения некоторых звуков (шипение, подсвистывание, проглатывание, произношение одного звука вместо другого). Обычно это происходит из-за неправильной постановки артикуляционного аппарата, и необходимо развивать мышцы губ, языка. Но даже если дикционные дефекты связаны с такими недостатками, как неправильный прикус, щербинка между передними зубами и др., добиться четкой, внятной, выразительной речи возможно.

Для четкого произнесения звуков существует множество различных упражнений из дикционной гимнастики. 1. Опустить нижнюю челюсть, вниз медленно подвигав в разные стороны. 2. Не меняя положение, челюсть осторожно подвигать вперёд и назад. 3. В положении стоя наклониться вперёд, держа руки на груди и протяжно произнести предельно низким голосом на выдохе звуки [у], [о]. 4. Напрячь кончик языка и поочерёдно упираться им то в левую, то в правую щёку, далее проделать тоже самое, но уже открытым ртом. 5. Растянуть губы в улыбке с открытым ртом, двигая язык влево и вправо к уголкам рта. При выполнении упражнения губы и челюсти остаются в неподвижном состоянии, а язык не скользит по нижней губе. 6. Провести языком по нижнему и верхнему ряду зубов, пересчитывая каждый из них, челюсти неподвижны, рот открыт в улыбке.

Для того, чтобы добиться улучшения дикции, необходимо научиться правильно проговаривать звуки, создавая красивое течение речи. Подойдет вот такое упражнение: на протяжении некоторого времени проговаривайте вслух - рлы-рлы-рлы, рлу-рлу-рлу, рло-рло-рло, рла-рла-рла, рлэ-рлэ-рлэ, рли-рли-рли. Скороговорки, чистоговорки также помогут сделать вашу речь чистой, внятной и четкой. Каждая скороговорка, чистоговока уникальна и создана так, что в ней сочетаются сложные по совместимости звуки. И чтобы полностью избавиться от дефектов, надо в своём арсенале иметь около 5 скороговорок или чистоговорок с различными сочетаниями несовместимых звуков. Вот самые популярные: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». «В огороде у Федоры – помидоры, за забором у Федоры – мухоморы». «Корабли лавировали-лавировали, да не вылавировали» и другие.

Темп – скорость нашей речи, то время, за которое произносим текст. Норма темпа речи 120 слов в минуту. Могут наблюдаться две крайности темпа речи: - слишком быстрый темп («строчит как из пулемёта»), - замедленная речь («как воду цедит»). Обе крайности утомляют аудиторию. Говорящему нужно менять темп: если требуется что-то подчеркнуть – темп замедлить, если речь произносится с пафосом, то наоборот – темп ускорить.

Тембр голоса – это такой звуковой «цвет» голоса. Его используют наряду с понятиями: громкость, высота, длительность. Тембр голоса играет важную роль в общении с людьми. Красивый приятный тембр располагает к себе, а если голос с придыханием, резкий голос вызывает раздражение. Повышать голос и тем более срываться на визг нельзя ни в коем случае: это сделает вас совсем неубедительным. Вот такая несправедливость: «Чем больше мы стараемся докричаться, тем меньше нас слышат».

Гигиена и профилактика голоса 1. Самое лучшее средство для сохранения профессионального звучания голоса – это зарядка, которая включает в себя дыхательную и артикуляционную гимнастику. 2 . Не переутомляйте голосовой аппарат. Норма голосовой нагрузки для педагогов не более четырёх академических часов подряд в день. 3. Перед выступлением желательно выпить стакан тёплого (но не горячего) чая или боржоми. Дайте мышцам отдохнуть, приведя их в расслабленное состояние, сделать 5-10 медленных, спокойных вдохов и выдохов, после чего настройтесь на рабочий лад. 4. Состояние и сила голоса непосредственно связаны со всеми физиологическими процессами, происходящими в организме. Гимнастика, водные процедуры, сон по потребности, чередование труда и отдыха, правильное полноценное питание повышают защитные силы организма, благотворно влияют на голосовой аппарат. Пища должна быть разнообразной, богата витаминами, употребление острых приправ ограничить. От горячей пищи кровеносные сосуды глотки расширяются, от холодной – суживаются, и то и другое, вредно сказывается на голосовых связках.

5. Закаливайте нервную систему, ибо нервно-психические травмы, переживания, страх непосредственно сказываются на голосе, он начинает срываться, теряется чистота, выносливость, интонационная подвижность. Заболевания верхних дыхательных путей, такие, как хронический насморк, воспаление носоглотки, зева, связок, непременно сказываются на голосе. Поэтому необходима профилактика. При неприятных ощущениях горло можно полоскать настоем ромашки. Для этого 1-2 столовые ложки сухой ромашки заваривают стаканом крутого кипятка, настаивают около часа и процеживают. Этот же настой применяют и при ощущении сухости в носу, закапывая по 5-6 капель в каждую ноздрю. Можно закапывать в рот или нос по 5-6 капель персикового, абрикосового или оливкового масла. Для закаливания носоглотки полезны ежедневные полоскания холодной водой с постепенным понижением температуры от +20 до +12.

6. Помните, что курение и употребление спиртных напитков отрицательно сказываются на голосе. Алкоголь приводит к расширению кровеносных сосудов, нарушая тем самым функции желез слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Голосовые связки «сушатся», голос становится низким, хриплым, менее выносливым. Курение вызывает спазмы гладкой мускулатуры трахеи и бронхов, нарушается естественный процесс дыхания. Частый сухой кашель курильщиков постоянно травмирует голосовые связки, они теряют эластичность, в голосе появляется сипота, исчезает лёгкость и мягкость звучания.

Интонация Кроме того, речь не должна быть монотонной. Она обязательно должна быть окрашена интонациями. Но не забывайте, что визгливые интонации очень раздражают окружающих. От них нужно избавляться. Вообще высокий голос привлекает только в случае, когда он достаточно ровный, без перепадов. В ряде экспериментов было выявлено, что низкие голоса обладают большей привлекательностью. Поэтому, чтобы научиться, красиво говорить, необходимо поработать над высотой звучания. Этому способствует простое упражнение – чтение вслух стихов, сказок, рассказов с различной интонацией, «по ролям» - меняя голос, в зависимости от того, чьи реплики читаете.

Положение тела Правильная осанка также способствует формированию уверенного, свободного голоса. Поэтому, сидя на рабочем месте, старайтесь держать спину ровно, прямо, не горбитесь, опирайтесь на спинку стула. Держите голову прямо, смотрите перед собой во время разговора (поворот головы, наклон головы вниз зажимает, сдавливает голос). Улыбайтесь. Улыбка поможет Вам не только расслабить мышцы, освободить голос, но и сделает речь эмоционально-выразительной, создаст хорошее настроение Вам и Вашим детям.

Орфоэпические нормы. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться у дикторов радио, телевидения, у мастеров художественного слова, у окружающих людей, имеющих образцовую культурную речь. Педагог должен придерживаться литературных норм произношения. 1. Гласные звуки, находящиеся под ударением, всегда звучат четко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой. Сравните произношение звука О в таких словах: молодость (произносится как молъдъсть – слабый, неясный звук, произносимы как средний звук между А и Ы, условно обозначается знаком Ъ); договор (произносится: дъгавор); сороконожка (произносится: съръканожкъ)

2. Безударные гласные А и О в произношении ослабевают (звук О заменяется и произносится как звук А или как средний звук между А и Ы: вада (вода), акно (окно), мълако (молоко) и т.д. гласные звуки У, Ю, Ы, Э и в некоторых случаях звук И и в безударном положении не изменяются (утюг, юла, рыбак, экзамен, игра). 3. В разговорной речи при произнесении отчеств, при сочетании имен и отчеств иногда выпадают некоторые звуки и окончания: Алексан Иваныч (Александр Иванович), Михал Палыч (Михаил Павлович), Марь Иванна (Мария Ивановна). 4. К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (вместо щастье) и т.д.

5. Отклонение от нормы литературного произношения является речь с национальном акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем (вясна вместо весна), цоканьем (цто вместо што и др.), известно, что ребенок впитывает особенности речи той местности, где он растет. Если он слышит так называемый «окающий» говор (с подчеркнутым звуком «о»), или «якающий» («нямного» вместо «немного»), то и сам станет так же говорить. Поэтому воспитателю необходимо следить за собственной речью и не отступать от норм литературного произношения. Образцом правильного произношения считается так называемая «московская» речь, для которой характерно «аканье». Например, слова Москва, пойду, вода, окно, волна произносятся Масква, пайду, вада, акно, вална.

Речь воспитателя, чтение детям произведений художественной литературы должны быть безукоризненными. Неверно усвоенная произносительная форма речи с трудом поддаётся исправлению. Из этого следует, что правильная речь педагога должна соответствовать нормам русского языка. Чтобы насытить речь новыми словами, старайтесь каждый день запоминать хотя бы одно новое слово. Русский язык так богат, что за этим занятием можно провести всю жизнь. Поэтому не бойтесь заглядывать в словари толковые, этимологические и фразеологические.

Игра «Произнеси правильно» (слова наиболее часто нами употребляемые) ТОРТЫ ПОЗВОНИШЬ ДОСУГ КУХОННЫЙ ВЗЯЛА ДАЛА ПО СРЕДАМ (день недели) КРАСИВЕЕ ЖАЛЮЗИ ЩАВЕЛЬ ДОКУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СВЕКЛА КАТАЛОГ ОДНОВРЕМЕННО БАЛОВАТЬ СЛИВОВЫЙ СОСИСКИ НАДЕТЬ, ОДЕТЬ СРЕДСТВА ТАНЦОВЩИЦА УПРОЧЕНИЕ ЦЕПОЧКА ИХ

Умение говорить правильно и красиво – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть. Все мы живем в обществе, и наши успехи во многом зависят от того, насколько убедительно мы можем донести свои мысли до других людей. Излагать свои мысли последовательно и убедительно - это не какой-нибудь врожденный талант. Этому можно научиться. В заключение, хотелось бы зачитать несколько рекомендаций по данному вопросу.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее: 1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи. 2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию. 3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм. 4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания. 5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса. 6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей). 7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

«Самое важное в искусстве речи – это во-первых, произношение, во – вторых, произношение, и, в-третьих, произношение» Демосфен.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: http://technics-speech.ru (© 2007 – 2012 «Техника речи»). http:// mirsovetov.ru (© 2006 – 2012 «МирСоветов. Ru »).


Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Презентацию на тему "Культура речи педагога" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Педагогика. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 23 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Культура речи педагога- образец для подражания

Подготовила учитель-логопед: Селиванова С.А.

Слайд 2

Слайд 3

В успешной организации педагогического процесса многое зависит от культуры общения воспитателя. Культура – это духовный запасник общества. Внешняя культура представляет собой совокупность положительно оцениваемых целей и норм. Воспитанность человека следует определять через осознание нормативно-целостной системы и реализацию их знания в жизни и передачу той Н.Ц.С., носителем которой он является.

Слайд 4

Культура речи - это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения, владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Слайд 7

«Норма -это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологи­ческих, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов» (С.И. Ожегов).

Слайд 8

Строго обязательные Нарушение данных норм расценивается как слабое владение русским языком

Не строго обязательные: .т.е. возможны варианты.

Слайд 9

примеры вариантного использования норм языка 1) по месту ударения: родИлся - родилсЯ, ржАветь -ржавЕть, хАос – хаОс; 2)связанные с произношением отдельных звуков или их сочетаний: було[чн]ая - бу-ло[шн]ая, д[е]кан - д[э]кан; 3) фонематичес­кие, различающиеся по составу фонем: ноль - нуль, галоша - калоша, тоннель - туннель; 4) морфологические: заусеница - заусенец.

Слайд 10

Надеть - одеть Глагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом на) по отношению к другому лицу либо предмету: надеть пальто, туфли, перчатки, очки, кольцо; надеть шубу на ребенка, надеть чехол на кресло, надеть наволочку на подушку. Глагол ОДЕТЬ обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т.е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога): одеть ребенка, одеть куклу.

Слайд 11

ОБУТЬ, обую, обуешь; обутый; обут, -а, -о; св. кого-что. Формы побудительного наклонения: обуть - обуй, обувать - обувай. Обуть (глагол совершенного вида)- 1) надеть обувь на себя или кого-то еще; 2) снабдить обувью кого-то (Всю семью надо одеть-обуть). Обувать - глагол несовершенного вида с тем же значением. Глаголы сов. вида обозначают законченное или ограниченное во времени действие, глаголы несов. вида - неограниченное во времени. Таким образом, когда Вы говорите: "Обуй ботинки," - то ожидаете немедленного исполнения действия, а когда говорите: "Обувай," - то ожидаете начала "длительного" процесса. В принципе, разница в значении очень невелика.

Слайд 12

Есть - кушать Глагол КУШАТЬ стилистически ограничен в своем употреблении. В современной литературной норме слово кушать не употребляется в форме 1 лица (нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем; надо: я ем, мы едим. В 3-м лице этот глагол обычно употребляет­ся только по отношению к ребенку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде (кушай, кушайте, пожалуйста), где формы ешь, ешьте, звучат несколько фамильярно.

Слайд 13

Подсказать -сказать

Глагол ПОДСКАЗАТЬ используется в прямом значении: шепнуть или незаметно сказать ко­му-нибудь забытое им или неизвестное ему: подсказать стихотворение, подсказать ход решения, а также в переносном значении: навести на мысль: опыт подсказывает иное реше­ние. Поэтому нельзя говорить: подскажите, пожалуйста, как пройти... Надо: скажите, по­жалуйста, как пройти...

Слайд 14

Оплатить - заплатить.

Глагол ОПЛАТИТЬ (вносить плату, отдавая деньги за что-нибудь, в возмещение чего-ни­будь) употребляется в тех случаях, когда говорится о возмещении расхода, стоимости, кредита, о получении денежного документа (чека) и т.п. Этот глагол употребляется только в конструкциях с винительным падежом без предлога (оплатить покупку, проезд...). Глагол ЗАПЛАТИТЬ употребляется при указании на отдачу денег (или других ценностей) за покупку, а также в качестве штрафа или вознаграждения. Надо говорить: заплатить премию, заплатить штраф, но: оплатить работу, оплатить проезд.

Слайд 15

«класть» и «ложить».

нормой является употребление слова «класть», в то время как «ложить» является просторечием. ...Глагол «класть» употребляется без приставок. Но это касается только глаголов несовершенного вида, с совершенным же видом ситуация полностью противоположная -говорить и писать «положить» считается правильным, «покласть» - просторечием. Эти нормы закреплены во всевозможных словарях и справочниках, а потому считаются единственно правильными.

Слайд 16

Глаголы ПЕЧЬ, ЖЕЧЬ, СТРИЧЬ При употреблении этих глаголов трудность создают разные чередования согласных в корне: К/Ч и Г/Ж НОРМА: ПЕКУ, ПЕЧЕМ,ПЕЧЕШЬ, ПЕЧЕТЕ, ПЕЧЕТ, ПЕКУТ. Но НЕ! Пекешь, пекет, пекем, пекете НОРМА: ЖГУ, ЖЖЕМ, ЖЖЕШЬ, ЖЖЕТЕ, ЖЖЕТ,ЖГУТ. Частая ошибка - без чередования. НЕПРАВИЛЬНО: жгешь, жгет, жгем, жгете. Аналогичные ошибки – при употреблении глагола СТРИЧЬ. НОРМА: СТРИГУ, СТРИЖЕМ, СТРИЖЕШЬ СТРИЖЕТЕ,СТРИЖЕТ, СТРИГУТ. НО НЕ! стригем, стригешь, стригете.

Слайд 17

т`орты, б`анты, л`ифты

В словах под ударением должен быть первый гласный звук во всех формах (т`ортов, б`антов, л`ифтов; в т`ортах, в б`антах, в л`ифтах; на т`ортах, на б`антах, на л`ифтах; л`ифт, л`ифта, л`ифту, л`ифтом, на л`ифте).

Слайд 18

Глаголы, образованные от глагола звон`ить с разными приставками (позвонить, перезвонить, созвониться), во всех формах произносятся с таким же ударением, как и в глаголе звонить (позвон`ишь, перезвон`ит, созвон`имся и т. д.).

Слайд 19

вКЛЮЧИТЬ

Глаголы с тем же корнем, что и в глаголе включить, но с другими приставками (подключить, переключить, подключиться, заключить) во всех формах произносятся с тем же ударением, что и в глаголе включить (подключ`ит, заключ`им, подключ`ишься и т. д.).

Слайд 20

Давайте вместе ПОВТОРИМ

ПРАВИЛЬНО Избал`ованный новорождённый мусоропров`од нефтепров`од газопров`од медикам`енты стол`яр катал`ог парт`ер к`ухонный доб`ыча ц`ентнр изобрет`ение ход`атайствовать лом`оть прид`анное приобрет`ение прир`ост разведённый укра`инский усугуб`ить на в`ыборах

НЕПРАВИЛЬНО изб`алованный новор`ожденный мусоропр`овод нефтепр`овод газопр`овод медик`аменты ст`оляр кат`алог п`артер ух`онный `арест д`обыча центн`ер Ф`арфор изобрет`ение хода`атайствовать л`омоть пр`иданное приобр`етение пр`иост разв`еденный укр`аинский усу`губить на выбор`ах

Наречия – слова неизменяемые, поэтому морфологических ошибок не возникает. Но есть ошибочные варианты состава слова наречия. НОРМА: Сзади (НЕ взади, назаду) Назад (НЕ взад) Позади (НЕ взаду) Взад вперед (НЕ взад назад) Внутрь (НЕ вовнутрь) Куда (НЕ куды) Туда (НЕ туды) Сюда (НЕ сюды). В норме нет слов тудой, сюдой Там (НЕ тама) Здесь (не здеся) Т ут (НЕ тута) Около (НЕ коло) Зря (НЕ зазря) Сразу (НЕ зараз) Сначала (НЕ сперва, перво-наперво) Потом (НЕ опосля) Впервые (НЕ впервой) Снова (НЕ по-новой) Глубоко (НЕ глЫбоко) Безразлично (НЕ без разницы) По правде (НЕ взаправду) Нарочно (НЕ понарошке) Зря (НЕ зазря) Нарочно (НЕ понарошке, но вполне допустимо у детей) Шире (НЕ ширше) Длиннее (НЕ длиньше) Пополам (НЕ напополам) Один за другим (НЕ один за одним)

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Слово является одним из самых мощных коммуникативных орудий человека. Живет слово, устная речь является чрезвычайно важным элементом профессиональной мастерства современного педагога и служит не только для решения учебных задач. Выразительное речи - это подлинное выражение культуры, оно помогает учителю создать атмосферу коллективного эстетического переживания. Слуховые впечатления, как известно, часто является самыми действенными, сильно влияют на сердце, ум и поступки воспитанников. А слушать урок, рассказ, объяснение педагога - это большая умственная работа, которую значительно облегчает выразительный, искусный изложение.

К сожалению, речь неопытного педагога часто бывает сухим, монотонным, невыразительным. В нем отсутствует четкое группирование слов вокруг логических центров. Непроизвольные паузы, обусловленные не логикой содержания, а неумением правильно распределить дыхания, отсутствие интонационной связи между отдельными частями фразы мешают воспринимать суть устного рассказа.

Процесс успешного осознание школьниками учебного материала в значительной степени зависит от совершенства речи учителя. к техническим показателей выразительной речи относятся: дыхание, голос, дикция (произношение), интонация (тонн), темп.

Лишь хорошо овладение каждой составляющей техники речь может гарантировать его высокое качество.

Итак, техника речи - это совокупность элементарных приемов фонационные дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до степени автоматизированных навыков, позволяет учителю с максимальной эффективностью осуществлять речевое воздействие.

Это навыки, умение реализовать язык в конкретной речевой ситуации так, чтобы она производила на слушателей эвристическое (интеллектуальное), эмоционально-эстетическое, побудительное впечатление.

Развитое речевое дыхание, поставленный голос, совершенная дикция придают слову педагога яркую интонационную выразительность, позволяет передавать в речи тончайшие оттенки (нюансы) мыслей и чувств.

Для формирования речевых навыков необходимо понимание сущности языка и речи как средства общения, знание особенностей восприятия устной речи, а также построения речевого аппарата, средств его развития.

Сегодня в педагогике существует разработанная система упражнений по технике речи, которая, опираясь, главным образом, на опыт театральной педагогики, выглядит как комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, позволяет учителю донести до учащихся все богатство содержания своего слова.

Для развития и совершенствования техники речи необходимо знать строение речевого аппарата и возможные способы его развития, поможет учителю искусно использовать возможности своего дыхания, голоса, дикции в педагогической работе.

Дыхание - один из главных жизнедеятельных актов человеческого организма, который человек выполняет постоянно, в определенном ритме. Одновременно дыхания является основой произносимого речи. Речевое дыхание называется фонационным (от греч. phono - звук). В процессе дыхания активно участвуют: носоглотка, бронхи, легкие, грудная клетка, диафрагма. Чтобы их работа была правильной и эффективной, они должны быть физически здоровыми, развитыми. Качество дыхания зависит от возраста говорящего. В зависимости от того, какие мышцы участвуют в процессе дыхания, различают 4 его типа:

1) Верхнее или ключичное дыхания осуществляется за счет сокращения мышц, которые поднимают и опускают плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это поверхностное дыхание, во время которого работает только верхняя часть легких.

2) Грудное дыхание осуществляется межреберные мышцы. при этом диафрагма малоподвижная, поэтому выдох недостаточно энергичен.

3) Диафрагматичне дыхания происходит вследствие сокращения мышц диафрагмы (сокращение межреберных дыхательных мышц очень незначительное).

Обычно, человек использует все три типа дыхания, но у каждого преобладает какой-то определенный тип. Так, женское дыхания в процессе эволюции сложилось как преимущественно грудное, а мужчины дышат в основном с помощью диафрагмы.

Эффективным - полным и правильным - считается четвертый, смешанный, тип дыхания:

4) Реберно-диафрагменное, то есть, когда в процессе дыхания двигаются и ребра, и диафрагма. Убедиться в этом можно так: положить правую руку на диафрагму, а левую - на левый бок грудной клетки; набрав воздух через нос, слегка задержав его, сказать фразу (выдыхая воздух во время ее проговаривания мы должны почувствовать движение ребер и диафрагмы). В таком случае происходит полное расширение грудной полости, максимальная вентиляция всех участков легких. Напряжение нижних межреберных мышц позволяет удерживать диафрагму в сокращенном состоянии, способствует спокойному, равномерном выдохе, незаметном для окружающих.

Дыхание имеет два основных акты: вдох и выдох, качество которых тоже соответственно окрашивает звуковое вещание, а пауза между ними является показателем характера дыхания. Так, последовательность обычного физиологического дыхания - вдох, выдох, пауза, где вдох и выдох короткие и одинаковые по продолжительности. В повседневной жизни, когда речь человека основном диалогическое, дыхание не вызывает труда. Но для монологической речи физиологического (или непреднамеренного) дыхание, как правило, не хватает. Речи и чтения вслух требуют большого количества воздуха, его экономного расхода и своевременного обновления. На уроке, особенно когда учителю приходится говорить длительное время, объясняя материал, читая лекцию, нетренированное дыхания дает о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появится одышка.

Однако, дыханием тоже можно управлять: умышленное (фонационное) дыхание, в отличие от физиологического, осуществляется в другой последовательности: короткий вдох, пауза, длинный звуковой выдох. Если при обычном физиологическом дыхании соотношение вдоха и выдоха было 1: 1, то при фонационное оно меняется в соотношении 1:10, 1:15. На начальном этапе освоения речевым дыханием осуществляется с помощью воли и сознания. Впоследствии преднамеренное (произвольное) речевое дыхание превращается в неумышленное (Непроизвольное).

Важной особенностью регуляции дыхания у человека есть способность произвольно, в зависимости от цели, в том числе и речевой, менять темп, ритм, активность, амплитуду дыхательных движений.

В процессе развития навыков фонационные дыхания следует руководствоваться такими условиями правильного дыхания.

1. Вдыхать воздух через нос следует свободно, бесшумно.

2. Начинать говорить можно тогда, когда в легкие взято незначительный избыток воздуха, необходимого для вынесения структурно-логической части текста: это избавит от "внеочередного" вдохе, который нарушает плавность и ритм речи, вызывает прерывистость, поверхностность дыхания.

3. Не допускать, чтобы воздух был затраченное полностью (т.е. не допускать полного освобождения легких от воздуха) - это приведет к аритмии, фальцет и др. Тратить воздуха следует экономно и равномерно.

Следует воспользоваться каждой естественной остановкой в ​​речи для подбора запаса воздуха в легкие. (Добирание воздуха во время природных остановок осуществляется так называемым нижним дыханием; движется диафрагма, а верхняя часть грудной клетки и ребра подняты и неподвижные).

Пополнять запас надо своевременно и незаметно.

4. Помнить, что от глубины вдоха зависит сила выдоха, а значит - сила

5. Вдыхать и выдыхать следует бесшумно, незаметно для слушателя, ведь качественный звук образуется спокойным струей воздуха, выходящего во время равномерного вдоха и выдоха (речь не идет о эффективное речи).

Систематическая работа над собой и выполнения специальных упражнений способствовать совершенствованию дыхательной системы будущего учителя.

Вдыхая и выдыхая воздух в процессе говорения, человек заставляет голосовые связки смыкаться и размыкаться. В результате появляется голос.

Он стимулируется интеллектом говорящего, его эмоциями (желанием говорить), волей. Сам голос - слабый. Чтобы он зазвучал, необходимо усиление звуков голоса. Оно осуществляется резонаторами (усилителями): грудной клеткой, небом, зубами, носовой полостью, костями лица, лобными пазухами. Различают верхний резонатор (ротовая полость, нос) и нижний, грудной резонатор (дыхательное горло, бронхи, легкие). Итак, звучание голоса, его основные свойства в значительной степени зависят от построения резонаторов, от того, в каком они состоянии и правильно направляются звуки голоса в резонаторы.

Рассмотрим основные свойства голоса учителя.

Сила (объемность, звучность) голоса зависит не от физических усилий, которые приводят к напряжению мышц гортани и голосовых связок, а от правильного, активного речевого дыхания, от активности работы органов речевого аппарата, умение пользоваться резонаторами. Сила - это в большей степени полноценность, компактность, чем громкость звука, и определяется тем пространством, звук должен заполнить.

К. С. Станиславский подчеркивал, что когда нужна настоящая сила речи, необходимо забыть о громкость. Учитель в классе стоит выбирать среднюю силу голоса и никогда не обращаться к повышенной громкости (крика), поскольку крик перенапрягает голосовые связки и очень быстро перестает служить привлечению внимания слушателей.

Полетность - способность "посылать" свой голос на расстояние и регулировать силу голоса; способность голоса выделяться на фоне других звуков.

Она вместе с силой обеспечивает нормальную слышимость в различных точках аудитории.

Обязательным предварительным условием, что обеспечивает полетность голоса, является психологическая установка учителя на общение. Полетность зависит от того, насколько правильно оценил педагог особенности акустики данной аудитории, смог "отдать" звук, обеспечить его ссылки. Большую роль в обеспечении полетности играет и четкость артикуляции, поскольку нечеткая работа органов речи не позволяет сформироваться полноценному звука.

Гибкость (подвижность) голоса связана с умением выбирать такие его характеристики, которые соответствуют конкретным условиям общения: это и изменение голоса в пределах существующего диапазона, и адаптивность (то есть приспособляемость голоса в акустических условий, в которых учитель вынужден говорить), и умение преодолевать голосом звуковые помехи (разговоры, посторонние шумы). Гибкость речи заключается в легкости, разнообразия повышений или понижений от основного тона, в изменениях тембра соответствии с требованиями - логических и художественных - определенного текста. В основном гибкость голоса касается его изменений по высоте.

Диапазон - это объем голоса. Его границы определяются высшим и низким тоном. Сужение диапазона голоса приводит к появлению монотонности, обеднение звуковой палитры. Однообразие звучания, в свою очередь, притупляет восприятие, ослабляет педагогическое воздействие речи.

Тембр - окраска звука, его яркость, мягкость, теплота, индивидуальность, то есть то, что отличает голос одного человека от другого.

Благозвучие - это чистота и свежесть тембра (без посторонних призвуков: хрип, сипения, скованности и др.), врожденная красота голоса, не вызывает негативных ощущений у слушателей. Благозвучие, а особенно такие ее составляющие, как чистота и ясность тембра, во многом определяются природными данными.

Однако, существует возможность совершенствовать такие "составляющие" благозвучия, как темп и высота.

Внушаемость - способность голосом воздействовать на слушателя, транслировать, внушать ему необходимое эмоциональное состояние даже безотносительно к содержанию речи. Внушаемость во многом зависит от тембра, а тренируется в процессе совершенствования выразительной стороны речи, прежде всего, интонационной гибкости и диапазона.

Выносливость - способность выдерживать определенную нагрузку.

Выносливость голоса обеспечивается правильным речевым дыханием, четкостью артикуляции, качеством резонирования и соблюдением ряда требований, наиболее важными из которых являются гигиена голосовых связок. После рабочего дня необходимо в течение нескольких часов воздержаться от разговоров или пытаться общаться очень короткими фразами при минимальной их звучности.

Исследования показывают, что заболеваемость голосового аппарата у учителей составляет 40,2%. Основные причины нарушения голоса: повышенное ежедневное нагрузки, неумелое пользование голосовым аппаратом, несоблюдение правил гигиены, врожденная слабость голосового аппарата. Поэтому перед долговременным речью необходимо с самого начала выбрать такую ​​силу и громкость, которые не приводили к перенапряжению голосовых связок.

Дикция - это ясность и четкость в произношении слов, слогов и звуков. Она есть профессиональной необходимостью для учителя, поскольку способствует правильному восприятию учениками речи педагога. Небрежность в произношении делает вещания нечетким и неразборчивым. Это проявляется в "еде" конечной согласной или звуков внутри слова, звучании "сквозь зубы".

Дикция зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата. К артикуляционного или речевого аппарата принадлежат губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки, голосовые связки. Одни из них пассивны в речи, а другие (язык, губы, мягкое небо, маленький язычок и нижняя челюсть) активно участвуют, поэтому их можно тренировать.

Если недостатки в речи органического происхождения, то помочь может

только хирургическое вмешательство. Неорганические недостатки (картавость, сюсюканье, шепелявость, вялость и неясность речи) можно исправить с помощью специальной артикуляционной гимнастики. Она содержит упражнения для разминки речевого аппарата, а также для правильного отработки артикуляции каждого громкого и согласного звука.

К примеру, неподвижная верхняя и дряблая нижняя губа мешают четкой произношении многих свистящих и шипящих согласных. Если человек слишком сильно прижимает язык к внутренней стороне верхних зубов или кладет его на зубы, - возникает "сюсюканье". В таком случае нужно учиться прятать язык за зубы. Полезны упражнения с спичкой в ​​зубах. Существуют несложные логопедические упражнения по ликвидации шепелявости, картавости, гнусавости и т.п.

В общем говорить нужно плавно, приучиться хорошо открывать рот, что является важным условием формирования звука. Хорошая дикция готовит речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает выразительности речи.

Неправильные навыки, недостатки речи, которые закрепились за много лет, не смогут быстро исчезнуть. Только последовательные тренировки, непрерывная труд и выдержка помогут избавиться привычных неправильных движений некоторых частей речевого аппарата, заменив их другими, еще не привычными, но правильными движениями, и сделать эти движения непринужденными.

Темпоритм - это скорость в целом и продолжительность звучания отдельных слов, слогов, а также пауз в сочетании с ритмической организованностью, размеренностью речи.

Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания его речи и ситуации общения. Продолжительность звучания отдельных слов зависит не только от их длины, но и от значимости их в данном контексте. Сложную часть материала учитель преподает в медленном темпе, далее может говорить быстрее. обязательно замедляется речи, когда нужно сформулировать тот или иной вывод - определение, правило, принцип, закон. Следует учитывать и степень возбуждения учащихся. Чем больше возбужден ученик, тем медленнее и тише нужно говорить учителю.

Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться паузами: логическими и психологическими. Без логических пауз речи безграмотное, а без психологических - мертвое. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию. Интонация - это видоизменения высоты звучания, силы, тембра голоса, членение речи паузами в процессе его развертывания.

Интонационная выразительность речи может подчеркнуть, усилить творческий замысел автора или видоизменить, исказить его. речь учителя должно привлекать своей естественностью, разговорным мелодичным рисунком и, в отличие от обычной беседы, быть контрастным, выразительным.

Акцент, темп и мелодия организуют вещание и отчетливо проявляются в интонирования не отдельных слов, а группы слов, то есть в речевом потоке, в устной речи. Темп не самостоятелен - он повторяет позицию акцентирования, то есть обусловлено динамикой слова, фразы. Мелодия же создается контрастированием ударных и безударных слогов, ударных и безударных слов.

Итак, темпоритм, интонационная выразительность речи - очень сложный механизм, который приводится в действие физиологическими, интеллектуально логическими и психологическими рычагами. Этот механизм безотказно работать, если говорящий будет иметь тренированный на сказанное слово слух, если будет психологически настроен на восприятие этого слова, не останется в нему равнодушным и если будет обладать разнообразными и точными языковыми средствами, необходимыми для смысловой, логической и эмоционально-экспрессивной выразительности.

После объективной оценки собственных речевых данных следует начать регулярные занятия для исправления выявленных недостатков, слабых сторон речи (тренировать дыхание, отрабатывать дикцию, темпоритм, укреплять голосовые связки). Ведь голос учителя должен быть ярким, звучным, четким, привлекать внимание. Хорошее речи учителя пробуждает в учеников желание слушать, способствует решению учебно-воспитательных задач.