По нашим экспериментальным данным, в течение пяти лет (от 2 до 7) после возникновения у дошкольников потребности в общении со сверстником их коммуникативная деятельность заметно видоиз­меняется по всем рассматриваемым параметрам. Эти изменения могут протекать плавно, однако порой в них наблюдаются качествен­ные сдвиги, как бы «переломы». Отмечается два таких «перелома» в развитии общения детей с ровесниками. Первый происходит" приблизительно в 4 года, второй - около 6 лет. Внешне первый «перелом» проявляется в резком изменении иерархии потребностей и места общения в цел окуп ной системе жизнедеятельности ребенка. Если к моменту своего возникновения и в течение первых двух лет после этого (2-4 г) она занимает скромное место (четвертое, вслед за потребностью в активном функционировании, общении со взрос­лым и во впечатлениях), то у четырехлетних детей эта потребность выдвигается на первое место (см. главу третью). Теперь уже дети начинают предпочитать всему сверстника (Р. И. Деревянко, 1983). Развитие отдельных параметров этой сферы у дошкольников харак­теризуется тем, что во всех (или почти во всех) из них в это время происходят существенные изменения (см. табл. 24).

Второй «перелом», выраженный менее четко, нежели первый, происходит у шестилетних детей. Его внешние проявления - срав­нительно четко оформившаяся избирательность во взаимоотно­шениях со сверстниками и возникновение дружбы между детьми. Этот момент в развитии общения дошкольников также сопровожда­ется существенными изменениями во всей структуре их коммуника­тивной деятельности.

На основании сказанного мы считаем возможным предположить существование трех этапов в развитии уже ставшей коммуникатив­ной деятельности, вследствие этого обсуждать три формы общения дошкольников со сверстниками, которые последовательно сменяют друг друга на протяжении пяти лет жизни дошкольников" (2-7 лет). Об этом свидетельствуют наши исследования, выявившие, что рас­смотренные выше параметры общения дошкольников со сверстни­ками своеобразно структурируются, образуя три особые формы обще­ния. Кратко остановимся на их характерных чертах (см. табл.25).



Эмоционально-практическая форма общения детей со сверстника­ми (2-4-й годы жизни ребенка). 3-й и 4-й годы жизни детей - время существования самой простой формы их коммуникативного взаимо­действия, этап закрепления и упрочения тех процессов, которые произошли у малышей на 2-м году жизни.


Таблица 25 Генезис форм общения с ровесниками у детей 2-7 лет

Формы общения Параметры форм общения
Примерная дата появления в онтогенезе (возраст детей, лет) Место в системе общей жизнедеятельности Содержание потреб­ности в общении Ведущий мотив в общении Основные средства общения жнут) Значение формы общения в развитии психики
(ведущий компонент подчеркнут)
Эмоциональ­но-практи­ческая Уступает стремле­нию ребенка к предметной дея- тельности, к об щению со взрос­лым, к новым впе­чатлениям и ак­тивному функцио­нированию Соучастиеровес­ника в шалостях и пр. Самовыражение Поиск доброжела­тельноговнимания сверстника Личностно-деловой(эмоцио­нальная раз­рядка) Деловой Экспрессивно-ми­мические Предметные дейст­вия Речь (в начале этапа -.5%, в конце - 75% всех контактов) Развитие представления о своих возможностях р азвитие эмоций, инициативность
Ситуативно-деловая Сверстник стано­вится предпочи­таемым партнером по сравнению со взрослым Вне контактов с ровесником невоз­можно осуществ­ление сюжетно-ролевой игры, ве­дущей деятель­ности Сотрудничество ровесников Признаниесверст­никами успехов ре­бенка Поиск доброжела­тельного внимания Деловой Личностный Познаватель­ный Ситуативная речь (85% контактов) Экспрессивно-ми­мические средства р азвитие самосознания (представления о своих возможностях, возникно­вение относительной са­мооценки) развитие инициативы развитие творческого на­чала Развитие любознатель­ности
Внеситуа­тивно-дело­вая 6-7 » » + игра с пра­вилами Сотрудничество Уважение Доброжелательное внимание Сопереживание, взаимопонимание Деловой Личностный Познаватель­ный речь Развитие самосознания Формирование готовности к школе Овладение правилами и нормами взаимоотноше­ний Формирование избира­тельных взаимоотноше­ний

ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Детей радует сам процесс действий с игрушками.

Главенствующее положение в рамках ранней формы общения со сверстником занимает деловой мотив. Но, так назвать его можно только с большими оговорками. Никакого дела малыши не соверша­ют. Они ценят в товарище готовность вместе развлекаться и шалить. В деловом мотиве описанной формы выделяется еще одна особенность: каждый участник взаимодействия, прежде всего, озабо­чен тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям. Будучи типичной чертой всех ровесников, указанная особенность приводит к тому, что они мало прислушиваются к партне­ру, стремясь демонстрировать себя, друг другу, причем это желание уживается в детях с интересом к делам товарищей.

В 2-3 года и позднее детей привлекает сам процесс совместных действий: манипуляции, сооружение построек, убегание. Процесс заключает для них в себе и главную цель практической деятель­ности. Взаимодействие сводится к Совместному участию в процессе, а результат часто вообще исчезает из виду.

Обнаруженные особенности мотивов общения: сосредоточенность детей на самовыявлении, восприятие другого ребенка без увязывания с собственными делами, поверхностный процессуальный характер совместных занятий - обусловливают нечеткость образа ровесника у ребенка. В сверстнике воспринимается лишь отношение к себе. В образе себя формируется только позитивный диапазон. В образ себя проникает только положительная информация. Первая форма общения детей между собой занимает все еще скромное место в их жизнедеятельности. Они подолгу играют в одиночестве, комментируют свои действия, вслух размышляют о дальнейших планах. Сюжет и роли в играх намечены слабо, фабула строится фрагментарно, интерес сосредоточен главным образом на предметах. Шумные, эмоциональные занятия с ровесниками пред­ставляют недолгие эпизоды, вкрапленные в углубленную и мирную игру рядом. Последняя прерывается короткими, но важными для детей наблюдениями за тем, что делают другие, и проверкой по их отклику ценности собственных дел; после чего дети вновь расходятся и погружаются каждый в свой мир.

Общаясь, дети используют все те средства, которыми овладели, контактируя с взрослыми. В 2-3 года они широко применяют вы­разительные жесты, позы, мимику. Эмоциональная яркость взаимо­действия малышей придает ведущее значение экспрессивно-мими­ческим средствам коммуникации. Эмоциональные экспрессии в сфе­ре общения со сверстниками отличаются повышенной силой, не­редко они просто чрезмерны. Интенсивность экспрессии отражает глубину переживаний детей, общую раскованность их состояния и взаимное влияние. Немалое место занимают и предметно-действен­ные операции, особенно у детей со слаборазвитой речью. Речь мало представлена в контактах 2-3-летних детей и уже заметно 158 у детей 3-4 лет (5 и 75% соответственно). Чаще всего слова детей сопутствуют жестам, мимике, сохраняя высокую степень си­туативное, что вполне соответствует сути первой формы общения сверстников (ситуативной по своему характеру). Дети 2-4 лет не способны договориться друг с другом. Мы не раз наблюдали, как два ребенка, вцепившись в один предмет, тянут его каждый к себе и кричат. Они как будто бы смотрят друг на друга, но не видя и не слыша при этом партнера.

В рамках генетически первой формы общения дошкольников между собой выделяются два периода: 2-3 и 3-4 года. Единая по своим основам (содержание потребности, ведущие мотивы и т. д.) форма общения выступает как бы в двух обличиях в начальном и конечном периодах своего развития. Более непосредственная в начале, она утрачивает эту особенность по мере включения предме­тов во взаимодействие детей и развития их речи. Взаимодействие детей от 2 до 4 лет нуждается в постоянной и тщательной коррекции взрослых.

Самая ранняя генетическая форма общения детей со сверстни­ками (эмоционально-практическая) не повторяет ни одну из форм сферы общения дошкольников с взрослым. Ребенок участвует в нем, владея многими способами, усвоенными им в контактах со старшими, но ищет он особенное, то, что может получить только от ровесников. Однако было бы ошибкой недооценивать общение детей друг с другом. С ровесниками ребенок чувствует и ведет себя сво­бодно и на равных, получая возможность составить представление о своих достоинствах и недостатках путем сопоставления с близким к нему существом. Отсюда его внимание и интерес к сверстнику. Но еще больше привлекает готовность ровесника включиться в заба­вы, где он пробует на все лады свои силы, возможность выразить свое мнение о способностях ребенка.

Особенности первой формы общения со сверстниками способ­ствуют развертыванию инициативы детей; они благоприятствуют резкому расширению диапазона эмоций малыша - и положитель­ных, и отрицательных - за счет включения - самых ярких, крайних экспрессии. Обращение этого рода помогает становлению самосоз­нания малыша и формированию основ его личности.

Ситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (4 -6 лет) наиболее типична для дошкольного детства. Примерно в 4 года у детей, посещающих дневные группы детского сада, сверст­ник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером. Роль общения со сверстника­ми у детей старше 4 лет заметно возрастает среди всех других видов активности ребенка. Это связано с преобразованием ведущей дея­тельности дошкольников - сюжетно-ролевой игры. 4-6 лет - эпоха ее расцвета. Сюжет приобретает четкость, в нем выделяются закон­ченные эпизоды, тесно связанные между собой. Но самое главное состоит в том, что с 4 лет сюжетно-ролевая игра становится 159


по-настоящему коллективной.

Общение сверстников в коллективной игре имеет два вида: это общение персонажей (разыгрываемые отношения) и общение испол­нителей (отношения разыгрывающих). Оба вида переплетаются; их уровень определяет возможности детей развернуть содержательное представление с разнообразными эпизодами; повторение игр упраж­няет детей в налаживании ролевых и реальных отношений. Следова­тельно, общение со сверстниками после 4 лет поднимается в своем значении и занимает более высокое место в иерархии прочих видов деятельности детей, чем это было на предыдущем этапе.

Контактируя со сверстниками в рамках второй генетической формы общения, дошкольники стремятся наладить между собой де­ловое сотрудничество. Эта направленность и составляет основное содержание их коммуникативной потребности. Прежде всего, под­черкнем отличие сотрудничества от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, редко и поверхност­но соприкасаясь между собой. Подобные контакты мы и обозначили термином «соучастие». При ситуативно-деловом общении дошколь­ники заняты общим делом, они тесно кооперированы, и хотя что-то каждый и выполняет индивидуально, дети все же стараются согласовывать действия для достижения единой цели. Эти контакты мы назвали сотрудничеством. Переход от соучастия к сотрудни­честву - заметный прогресс во второй сфере коммуникативной дея­тельности. Конечно, сотрудничество детей друг с другом отлича­ется от такового со взрослым: там участие старшего придавало целе­направленный характер совместной деятельности; тут основное значение сдвигается с результата на процесс, и тем не менее сюжетно-ролевая коллективная игра теряет бесцельность процессуальных манипуляций и потому наполняет контакты детей зримым содержа­нием.

Потребность в игровом сотрудничестве опредмечивается в дело­вых мотивах общения детей. Применительно ко второй генетической форме общения сверстников мы считаем возможным, хотя и с ого­ворками, писать уже о деле. Все основные поводы для обращения друг к другу возникают у детей в процессе их занятий: игры, выпол­нения бытовых работ и пр. Вопросы, ответы, разъяснения, иро­нические реплики, насмешки свидетельствуют о внимании дошколь­ников к умениям и поступкам товарищей и еще более об их желании привлечь внимание к себе.

Деловые качества самого ребенка и его товарищей, служащие причиной их обращений друг к другу, отличаются чрезвычайной ситуативностью. «Сейчас и здесь» - вот что принимает в расчет ребенок. Как и на предыдущем уровне, в рамках ситуативно-делового общения ребенок жадно стремится стать объектом интере­са и оценки своих товарищей. Он чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, не успевая хорошенько всмот­реться в самих партнеров. Это достигает максимальной яркости 160


и приобретает форму специфического феномена «невидимого зерка­ла». Но невидимость сверстника в дошкольном возрасте совершенно особенная - она сочетается с ревнивым и пристрастным интересом ко всему, что тот делает. На 5-м году жизни дети постоянно спраши­вали у нас об успехах своих товарищей; давали советы, кого сле­дующим взять на опыт; просили скрыть от сверстников свои промахи и неудачи.

Обычно дошкольникам свойственна особая манера поведения. Ее иногда называют соревновательностью или склонностью к конку­ренции. Мы видим ее корень в стремлении ребенка узнать о себе лучшее на уровне ситуативно-делового общения. Это связано со вторым по значению для детей этого возраста содержанием потребности в общении со сверстником - в признании и уважении.

Для общения между собой дошкольники используют все три категории средств: выразительные, изобразительные и знаковые. Го­ворят дети между собой много, примерно в полтора раза больше, чем со взрослым, но речь их все еще весьма ситуативная. По-преж­нему преобладает эмоциональная окраска всех контактов, легкость перехода от одних эмоций к другим, часто с противоположным знаком. Разнообразие, богатство и даже само несовершенство средств общения красноречиво свидетельствуют о сохранении той раскрепощенности и непринужденности в отношениях, которая наметилась еще в конце 1-го года жизни детей.

Отставание дошкольников при переходе к ситуативно - деловому общению оказывает заметное неблагоприятное воздействие на их пси­хическое развитие. Дети тяжело переживают свою отверженность от группы. Те, кого «не принимают» в игру, или огорченно замыкают­ся, или пытаются помешать сверстникам. Такое состояние ребенка вызвано невозможностью осуществить ведущую деятельность своего возраста - игру, а потребность в ней на этом возрастом этапе занимает высшее место в иерархии потребностей.

Ситуативно-деловая форма общения сверстников - основная для дошкольного детства разновидность коммуникативного взаимо­действия. Для нее характерна потребность в сотрудничестве и приз­нании, реализуемая в коллективной сюжетно-ролевой игре. Эта потребность опредмечивается в деловых мотивах, имеющих выражен­ный ситуативный характер и нацеленность на самопознание и самооценку. Ситуативно-деловое общение сверстников благоприят­ствует развитию основ личности и самосознания, а также - любо­знательности, смелости, оптимизма, активности, творческого и само­бытного начала в самом широком смысле этого слова. Неблаго­получие в сфере общения со сверстниками мешает этим важнейшим процессам: дети становятся пассивными, замкнутыми, держатся не­доброжелательно. Становление ситуативно-деловой формы общения требует заботы взрослых, и особенно в случаях задержки ее разви­тия, бедности содержания. Воздействуя на группу сверстников, взрослые в состоянии подчас успешнее и быстрее, чем в индивидуаль-

6 Зак. 1045 161


ной работе с ребенком, помочь общему психическому развитию детей.

Внеситуативно - деловая форма общения детей со сверстниками (6 -7 лет). В самом конце дошкольного возраста у некоторых детей складывается новая форма общения, которую мы назвали внеситуа­тивно-деловой. Она наблюдается у немногих детей. Но в то же время тенденция к ее развитию намечается довольно ясно и элементы формирующегося контура вырисовываются отчетливо у всех старших дошкольников. Да и сама логика движения детей от одних форм общения к другим предрекает преобразование контактов сверстни­ков именно в направлении внеситуативно-деловых взаимоотноше­ний. Неуклонно растет у детей число внеситуативным контактов (в 4-6 лет их уже около 50% от всех взаимодействий сверстни­ков). Увеличивается и отделенностью общения со сверстниками от совместной предметно-практической деятельности.

Основное стремление, побуждающее дошкольников к наиболее сложным контактам этого периода детства, - жажда сотрудничества. Как и на предыдущем этапе, сотрудничество носит практический характер - оно развертывается на фоне совместной игровой деятель­ности детей. Но сильно изменяется сама игра. На смену представле­ниям с сюжетом и ролями приходят все более условные схемы. Игры с правилами, согласно Ж. Пиаже и Д. Б. Эльконину, служат для старших дошкольников упражнениями в отношениях с другими людь­ми: они помогают им осознать свои обязанности, выступающие тут в виде всеобщих правил; подойти к пониманию норм морали, всеобъемлющих требований справедливости, обязательств, которые каждый человек имеет перед всеми другими и перед собой. Сохраняя свою непринужденность, необязательность, игры с правилами приобретают целенаправленность и результативность. Стройная архитектоника новых игр создает жесткую необходимость догово­риться, спланировать дела, выявляет способность ребенка к деловому сотрудничеству в усложнившихся обстоятельствах. Во всех этих случаях сотрудничество, оставаясь практическим и сохраняя связь с реальными делами детей, приобретает внеситуативный характер. Именно это и отличает содержание коммуникативной потребности в рамках третьей генетической формы общения.

Свойства, ради которых дошкольник обращается к товарищам,- это в основном их деловые качества. Контакты рождаются в кол­лективной игре и в нее же проецируются. Но ведущий мотив на этом этапе общения сверстников заметно видоизменяется. Его главное преобразование связано с преодолением ситуативности. Занятия детей теряют чрезмерную заземленность - они превраща­ются как бы в конкретный случай более общего правила. Одновре­менно смягчается ситуативность побуждающих ребенка к общению качеств - и своих, и чужих.

Опыт разных, встреч с ровесником нанизывается на единый стержень. Складывается во многом уже внеситуативный устойчи-


вый образ товарища. Между старшими дошкольниками возникает привязанность, появляются первые ростки дружбы между сверстни­ками - умение видеть в партнере его лучшие качества, с горячностью о них рассказывать другим людям, убеждая их в достоинствах своего друга.

Развитие представления детей о сверстниках имеют и вторую. сторону - уяснение образа Я; причем наибольшей точности дети добиваются в осознании своих практических умений (И. Г. Димитров, 1979).

Конечно, контакты между детьми 6-7 лет отнюдь не ограничи­ваются деловыми соображениями. Дошкольники беседуют и на познавательные и на личностные темы; деловые мотивы далеко не единственные поводы для общения. Но наши данные дают основа­ние считать, что деловые мотивы все же сохраняют ведущее положение. Это соображение и обусловило наименование внеситуа­тивно-деловой формы общения старших дошкольников. Внеситуатив­но-деловая форма занимает центральное место в иерархии различ­ных видов активности детей по тем же основаниям, что и предыду­щая: благодаря своему значению для ведущей деятельности детей.

Важнейшая функция социального наследования, или присвоения, общественно-исторического опыта требует общения не только со старшими: дети-ровесники создают ребенку возможность усвоить преподанные старшими образцы человеческих действий и поступков, поупражняться в их воспроизведении, поглядеть со стороны, как v выучил тот же урок другой ребенок. Так выясняется еще одна важнейшая функция контактов сверстников в их общем психи­ческом развитии. Весьма отчетливо высвечивается и потеря, которую испытывают изолированные дети, не имеющие достаточных по ко­личеству и качеству контактов с ровесниками.

В рамках внеситуативно-делового общения дошкольники исполь­зуют все три категории средств, но ведущее место, несомненно, при­надлежит речи. Беседы детей теряют приуроченность к сиюминут­ным делам. - Налаживание внеситуативно-деловых контактов детей составляет, важную часть их подготовки к школе и облегчает грядущие трудности подросткового возраста, когда положение в группе сверстников приобретает доминирующее значение для само­чувствия ребенка.

Основная магистраль формирования товарищеских связей с ро­весниками - становление субъектного отношения к ним, т. ё. умения видеть в них равную себе личность, человека с теми же чувствами и мыслями, и постоянная готовность действовать на благо товарища, задумываясь о своих собственных интересах только во вторую оче­редь.

Высшая форма общения дошкольников внеситуативно-деловая. Тенденции к ее появлению отмечаются у всех воспитанников дет­ского сада. Но она обретает законченность примерно у 10-15% старших дошкольников.

Вопросами особенностей общения детей широко занимались Е.О. Смирнова, М.И. Лисина, А.Г. Рузская и др. Исходя из их исследований, рассмотрим общение дошкольников со сверстниками в онтогенезе.

У малышей к концу первого года жизни уже появляется интерес к сверстнику. Они предпочитают разглядывать картинки, где изображены люди, особенно дети. Дети обращают внимание на сверстника как на интересный объект исследования, в связи с чем они могут:

Толкнуть другого;

Сесть верхом на него;

Дёргать его за волосы;

Действия с игрушкой перевести на сверстника.

Сверстник выступает для ребёнка как интересная игрушка, как некое подобие его самого.

До 1,5 лет у детей появляется форма общения со сверстником «игра рядом»: 1) Малыши могут спокойно заниматься каждый своим делом (своей игрушкой), например, играть в одной песочнице, изредка поглядывая друг на друга. При этом они смотрят обычно на руки сверстника, наблюдают, как он играет.

2) Присутствие поблизости сверстника активизирует ребёнка.

3) Сверстники могут обмениваться игрушками, правда, они с радостью берут чужие и с трудом отдают свои.

К 2-м годам:

1) Интерес к сверстнику ярко выражен. Увидев ровесника, малыш прыгает, кричит, визжит, причём такое «баловство» носит всеобщий характер.

2) Хотя малыши получают больше удовольствие от совместных игр, но появившаяся в поле зрения игрушка или подошедший взрослый отвлекают детей друг от друга.

В возрасте от 2 до 4 лет развивается эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками. В младшем дошкольном возрасте содержание потребности в общении сохраняется в том виде, как оно сложилось к концу раннего возраста: ребёнок ждёт от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнёра. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настроение), как правило, не замечают. Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно - как по своему содержанию, так и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнёра. Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию может разрушить взаимодействие детей: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. На данном этапе общение детей ещё не связано с их предметными действиями и отделено от них. Основные средства общения детей - локомоции или экспрессивно-мимические движения. После 3-х лет общение детей всё больше опосредуется речью, однако, речь пока крайне ситуативна и может быть средством общения только при наличии зрительного контакта и выразительных движений.

Ситуативно-деловая форма общения складывается примерно к 4-м годам и остаётся наиболее типичной до 6-летнего возраста. После 4-х лет у детей (особенно тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать всё большее место в их жизни. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной - дети начинают играть вместе, а не в одиночку. Общение с другими в ролевой игре разворачивается как бы на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений (т.е. от лица взятых ролей: врач - больной, продавец - покупатель, мама - дочка и пр.) и на уровне реальных, т.е. существующих за пределами разыгрываемого сюжета (дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других и пр.). Таким образом, главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнёра для достижения общего результата. Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчётливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребёнок стремится привлечь внимание других. Чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упрёки партнёров. В 4-5-летнем возрасте дети часто спрашивают у об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. Среди средств общения начинают преобладать речевые, но их речь продолжает оставаться ситуативной. Если в сфере общения со взрослым в этом возрасте уже возникают внеситуативные контакты, то общение со сверстниками остаётся преимущественно ситуативным: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации.

Внеситуативно-деловая форма общения развивается в возрасте 6-7 лет: значительно возрастает число внеситуативных контактов. Примерно половина речевым обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте становится возможным «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. Конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим между старшими дошкольниками появляется умение видеть в партнёре не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования - желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и пр. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники «собираются» в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям.

Рассмотрим особенности общения дошкольников со сверстниками выявляя отличия от общения со взрослыми. Первая и наиболее важная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в общении со взрослым. Общаясь со сверстником, ребёнок спорит с ним, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и пр. Именно в общении со сверстником впервые появляются такие формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, нарочито не отвечать партнёру, кокетство, фантазирование и др. Столь широкий диапазон детских контактов определяется богатым функциональным составом общения сверстников, большим разнообразием коммуникативных задач. Если взрослый до конца дошкольного возраста остаётся в основном источником оценки, новой информации и образцов действия, то по отношению к сверстнику уже с 3-4-летнего возраста ребёнок решает значительно более широкий спектр коммуникативных задач: здесь и управление действиями партнёра, и контроль за их выполнением, и оценка конкретных поведенческих актов, и совместная игра, и навязывание собственных образцов, и постоянное сравнение с собой. Такое разнообразии коммуникативных задач требует освоение широкого спектра коммуникативных действий.

Второе отличие общения сверстников от общения со взрослыми заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей аффективной направленностью. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников, по-видимому, связана с тем, что, начиная с 4-летнего возраста, сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнёром по общению. Значимость общения, которая выражает степень напряжённости потребности в общении и меру устремлённости к партнёру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем со взрослым.

Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определённых форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения, которым свойственна особая раскованность, ненормативность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т.п. Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяют предположить, что общество сверстников помогает ребёнку проявить оригинальность и самобытное начало. Если взрослый несёт для ребёнка культурно-нормированные образцы поведения, то сверстник создаёт условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений ребёнка.

Ещё одна отличительная особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнёра. Для ребёнка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнёра существенно меньше в сфере общения со сверстником, чем со взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды.

В теоретической части исследования мы выяснили, что в последние десятилетия психологические проблемы общения детей со сверстниками привлекает пристальное внимание исследователей. Основной вопрос, к которому обращаются учёные разных стран, - роль общения со сверстниками в жизни ребёнка и его психическом развитии. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, Б. Спока, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития ребёнка, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Мы в своей работе придерживаемся концепции М.И. Лисиной, она даёт следующее определение понятию общения - это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение - не просто действие, а взаимодействие: оно осуществляется между участниками, которые одинаково являются носителями активности и предполагает её в своих партнёрах.

Чем раньше ребёнок начинает общаться с другими детьми, тем лучше это сказывается на его развитии и умении адаптироваться к обществу. Неумение малыша налаживать контакты со сверстниками существенно затрудняет привыкание его к новым социальным условиям. Как ребёнок научится ладить со сверстниками в детстве, так и будет поддерживать отношения с родными в семье, со знакомыми, с сослуживцами на работе. Взрослый должен помогать детям в налаживании контактов друг с другом. Правильно организованное общение обогащает детей впечатлениями, учи сопереживать, радоваться, сердиться, помогает преодолеть робость, способствует становлению личности, формирует представление о другом человеке - ровеснике и о самом себе.

Таким образом, становление человека как личности возможно только во взаимодействии с другими людьми, где развитие социальных и индивидуальных тенденций осуществляется параллельно. Следует отметить, что в этом развитии ставится акцент на общение детей друг с другом.

Специфика общения дошкольников со сверстниками во мно­гом отличается от общения со взрослыми. Во-первых, контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровож­даются резкими интонациями, криками, кривляниями, смехом. Во-вторых, контакты детей характеризуются нестандартностью и нерегламентированностью. В контактах с другими детьми отсут­ствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослым. Разговаривая со старшими, ребенок исполь­зует общепринятые высказывания и способы поведения. В обще-


нии со сверстниками дети более раскованны, говорят неожидан­ные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию. «Здравствуйте, Елена Анатольевна! Наташка, привет! У меня жвачка есть! Хочешь?» - говорит Алеша (4 года 11 мес).

В-третьих, в контактах с товарищами преобладают инициа­тивные высказывания над ответными. Ребенку значительно важ­нее высказаться самому, чем выслушать другого. А в итоге беседа с ровесником часто не получается, потому что каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга. В то же время инициати­ву и предложения взрослого дошкольник чаще поддерживает, ста­рается ответить на его вопросы, выполнить задание, внимательно выслушать.

В-четвертых, общение со сверстниками богаче по назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, бо­лее разнообразны. От взрослого он ждет оценки своих действий или информации. У взрослого ребенок учится и постоянно обра­щается к нему с вопросами («А как нарисовать лапы?», «А куда положить тряпочку?»). Взрослый же выступает арбитром разреше­ния возникших между детьми спорных моментов. Общаясь с това­рищами, дошкольник управляет действиями партнера, контро­лирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая соб­ственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой. В среде ровесников малыш демонстрирует свои спо­собности и умения.

Пример. Дети рисуют человека.



Аня (5 лет 4 мес): Ты неправильно сделал, Максим (дергает его за рукав).

Максим (5 лет): Татьяна Сергеевна, я правильно делаю? Воспитатель (подходит и смотрит на рисунок Максима): Правильно. Максим (обращаясь к Ане): Вот так! Поняла?

На протяжении дошкольного возраста развиваются, сменяя друг друга, три формы общения со сверстниками (М.И.Лисина, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова, табл. 5). Рассмотрим их.

У младенца среди разнообразных контактов с ровесниками наиболее часто возникают непосредственные эмоциональные, отражающие широкий спектр переживаний: удовольствие от но­вых впечатлений, доставляемых другим ребенком, заражение об­щим весельем, опасение и досада от неосторожных движений. Интерес детей друг к другу побуждает к познавательным контак­там, к изучению другого. К 12 мес. впервые складываются деловые контакты в форме совместных предметно-практических и игро­вых действий. Здесь закладывается основа последующего полно­ценного общения со сверстниками. Формирование такой потреб­ности начинается с 3 мес. -- с появления ориентировочной актив-


Ности на сверстника. В 5 мес. у ребенка появляются яркие эмоции при восприятии партнера в составе комплекса оживления. Во вто­ром полугодии первого года жизни складываются сложные фор­мы поведения (подражание, совместные игры), выступая как последующие этапы развития потребности в общении с ровес­никами.

Значительная часть контактов с товарищами направлена на знакомство с ними как с интересным объектом. Дети разглядыва­ют друг друга, трогают лицо, одежду, иногда даже пробуют на вкус - берут в рот пальчики другого. Младенцы часто не ограни­чиваются созерцанием ровесника, а стремятся на деле изучить интересующий их объект. Они ведут себя со сверстниками как с интересной игрушкой. В то же время они адресуют им те же дей­ствия, что и взрослому: улыбаются, предлагают игрушку. Однако инициативные проявления в адрес сверстников, стремление при­влечь к себе внимание наблюдаются редко, как и ответная актив­ность. Общение в полном смысле еще отсутствует, закладываются лишь его предпосылки.

В возрасте от одного года до полутора лет содержание контак­тов со сверстниками остается таким же, как и у младенцев. В ро­веснике малыша привлекают прежде всего объектные качества: внешность, поведение. Поэтому совместные действия малышей очень редки и быстро распадаются. Дети не могут согласовать свои желания и не учитывают состояния друг друга.

В полтора года происходит перелом в отношениях с ровесника­ми. Развиваются инициативные действия с целью заинтересовать собой ровесника. Одновременно развивается чувствительность к отношению товарищей.

К двум годам складывается первая форма общения со сверст­никами - эмоционально-практическая. Новая потребность в обще­нии со сверстниками занимает четвертое место, вслед за потреб­ностью в активном функционировании, общении со взрослыми и в новых впечатлениях. Содержание ее состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стре­мится к самовыражению. Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и не­посредственностью.

Детей привлекает сам процесс совместных действий: сооруже­ние построек, убегание и пр. Именно в процессе и заключается для малыша цель деятельности, а результат ее не важен. Мотивы такого общения заключаются в сосредоточенности детей на само­выражении. Хотя малыш стремится подражать ровеснику и возрас­тает интерес детей друг к другу, образ ровесника для ребенка очень нечеткий, потому что их совместные действия поверхностны.

Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни. А для установления контактов широко использу-148


ют все действия, которыми овладели в общении со взрослыми, - жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны. Предметно-действенные операции тоже вносят свой вклад в уста­новление контактов. На четвертом году жизни все большее место в общении занимает речь.

В возрасте с четырех до шести лет у дошкольников наблюдает­ся ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. В 4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем, что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении.

Стремление действовать совместно настолько сильно выраже­но, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д.

Пример. «Ладно, ты будешь капитан, а я твой помощник», - со­глашается Рома М. (5 лет 10 мес).

«Ты бери мишку, а я, так и быть, возьму зайца», - заявляет Таня К. (5 лет).

«Алеша, давай сначала ты меня покатаешь, а потом я тебя», - пред­лагает Гоша Д. (6 лет 11 мес).

У дошкольников возникает интерес к поступкам, способам действий, выступающий в вопросах, насмешках, репликах.

Пример. Максим Р. (5 лет) строит дом из конструктора. Подходит Сережа О. (5 лет 1 мес).

Сережа: А что ты делаешь?

Максим: Дом строю.

С е р е ж а: У тебя вот здесь не так (показывает), и маленький какой-то!

Максим: Не мешай мне, отстань! Я сам строю, какой хочу!

У детей ярко проявляются склонность к конкуренции, сорев­новательность, непримиримость в оценке товарищей. На пятом году жизни дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения, замечают неудачи дру­гих детей и пытаются скрыть свои промахи. Дошкольник стре­мится привлечь внимание к себе. Ребенок не выделяет интере­сов, желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник.

Таким образом, содержание потребности в общении составля­ет стремление к признанию и уважению. Контакты характеризуются яркой эмоциональностью.


Дети используют разнообразные средства общения, и, несмотря на то, что они много говорят, речь остается по-прежнему ситуа­тивной.

Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается довольно редко, у небольшого числа детей шести-семи лет, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию. Услож­нение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основ­ная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудниче­ству с товарищами, которое приобретает внеситуативный харак­тер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчи­вый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, т.е. умения видеть в них равную себе личность, учиты­вать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действи­ями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими. Главное средство общения - речь.

Особенности общения со сверстниками ярко проявляются в темах разговоров. То, о чем говорят дошкольники, позволяет про­следить, что ценят они в сверстнике и за счет чего самоутвержда­ются в его глазах.

А н я (4 года 2 мес): А я сегодня в детский сад саночки принесла! Ксюша (4 года 9 мес): Дай мне, пожалуйста! Аня: Не дам!

Ксюша: Дай, пожалуйста! Аня: А ты мне печенье дала?!

Ксюша: На, возьми {достает из кармана и протягивает печенье). Аня (берет печенье и ест его): Дам тебе покататься. Еще дам Насте, Кате.

Средние дошкольники чаще демонстрируют сверстникам то, что они умеют делать и как это у них получается. В пять-семь лет дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится. Они делятся со сверстниками своими познаниями, «пла­нами на будущее» («кем я буду, когда вырасту»). 150


Несмотря на развитие контактов со сверстниками, в любой период детства наблюдаются конфликты между детьми. Рассмот­рим их типичные причины.

В младенчестве и раннем детстве наиболее распространенными причинами конфликтов со сверстниками выступают обращение с другим ребенком как с неодушевленным объектом и неумение играть рядом даже при наличии достаточного количества игрушек. Иг­рушка для малыша более привлекательна, чем сверстник. Она за­слоняет партнера и тормозит развитие положительных взаимоот­ношений. Дошкольнику особенно важно продемонстрировать себя и хоть в чем-то превзойти товарища. Ему необходимы уверенность в том, что его замечают, и ощущение, что он самый хороший. Среди детей малышу приходится доказывать свое право на уни­кальность. Он сравнивает себя со сверстником. Но сравнение очень субъективно, только в его пользу. Ребенок видит сверстника как предмет сравнения с собой, поэтому сам сверстник и его лич­ность не замечаются. Интересы ровесника чаще игнорируются. Малыш замечает другого, когда тот начинает мешать. И тогда сра­зу же сверстник получает суровую оценку, соответствующую ха­рактеристику. Ребенок ждет от ровесника одобрения и похвалы, но поскольку он не понимает, что и другому требуется то же са­мое, ему трудно похвалить или одобрить товарища. Кроме того, дошкольники плохо осознают причины поведения других. Они не понимают, что сверстник - такая же личность со своими интере­сами и потребностями.

К пяти-шести годам число конфликтов снижается. Ребенку ста­новится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстни­ка. Дети чаще говорят о себе с позиции «мы». Приходит понима­ние того, что у товарища могут быть другие занятия, игры, хотя дошкольники по-прежнему ссорятся, а нередко и дерутся.

Различен вклад каждой формы общения в психическое разви­тие. Ранние, начинающиеся на первом году жизни контакты со сверстниками служат одним из важнейших источников развития способов и мотивов познавательной деятельности. Другие дети выступают как источник подражания, совместной деятельности, дополнительных впечатлений, ярких положительных эмоциональ­ных переживаний. При недостатке общения со взрослыми обще­ние с ровесниками выполняет компенсаторную функцию.

Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоцио­нальных переживаний. Ситуативно-деловая создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательно­сти, смелости, оптимизма, творчества. А внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время она позволяет ребенку уточнить представления о самом себе.


Вопросы и задания

1. Проследите развитие форм общения ребенка со взрослым на протя­жении дошкольного возраста.

2. Раскройте специфику общения младенца со взрослым.

3. Опишите особенности общения ребенка со взрослым в раннем дет­стве.

4. Дайте характеристику общения дошкольника со взрослым.

5. Проследите развитие форм общения со сверстниками на протяже­нии дошкольного возраста.

6. Охарактеризуйте особенности общения со сверстниками в младен­ческом и раннем детстве.

7. Опишите специфику общения с ровесниками в дошкольном возра­сте.

8. Раскройте роль общения со взрослыми и сверстниками в психичес­ком развитии.

9. Какова специфика отношения дошкольников к воспитателю дет­ского сада?

Литература

Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. - М., 1996.

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.

Общение детей в детском саду и семье / под ред. Т.А.Репиной, Р. Б. Стеркиной. - М., 1990.

Отношения между сверстниками в группе детского сада / под ред. Т. А. Репиной. - М, 1978.

Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. - Минск, 1986.

Петровский В.А., Виноградова A.M., Кларина Л.М. и др. Учимся об­щаться с ребенком: руководство для воспитателя дет. сада. - М., 1993.

Развитие общения дошкольников со сверстниками / под ред. А. Г. Руз­ской. - М., 1989.

Развитие общения у дошкольников: характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет / под ред. А. В. Запо­рожца, М.И.Лисиной. - М., 1974.

Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы дет­ского сада. - М., 1988.

Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. - М., 2000.

Формирование взаимоотношений в детском саду и семье / под ред. В. К. Котырло. - М., 1987.


РАЗДЕЛ III

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
У ДОШКОЛЬНИКА _______

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Функции и виды внимания

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других (Н. Ф.Добрынин). Таким образом, этот психический про­цесс является условием успешного осуществления любой дея­тельности, как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение. В своей элементарной форме внимание выступает как ориентировочный рефлекс «что такое?», выполняя биологическую защитную функцию. Так, человек выделяет раз­дражитель и определяет его положительное или отрицательное зна­чение.

Внимание имеет внешние и внутренние проявления. К первым от­носят напряженную позу, сосредоточенный взгляд, ко вторым - изменения в организме, например: учащение сердцебиения, ды­хания, выделение адреналина в крови и пр.

Традиционно виды внимания разделяют по наличию цели быть внимательным и применению волевых усилий для его поддержания. Данная классификация включает непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание вызывается особенностями раздражи­теля, деятельностью с объектом, связано с интересами, потреб­ностями, склонностями человека.

Произвольное внимание предполагает сознательно поставленную цель «быть внимательным» и использование волевых усилий для его поддержания. Например, ребенок успешно противостоит по­пыткам отвлечь его внимание, продолжая готовить домашнее за­дание.

Послепроизвольное внимание наблюдается тогда, когда цель дея­тельности перемещается с результата на процесс выполнения, а необходимость в волевых усилиях для сохранения внимания от­падает.


Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переклю­чения. Концентрация определяется по тому, насколько человек углублен в работу. Показателями устойчивости выступают время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него. Пе­реключение проявляется в переходе от одного объекта или дея­тельности к другому, когда ребенку надо от игры переходить к обеду, от рисования ко сну. Распределение имеет место тогда, когда человек выполняет одновременно несколько действий; напри­мер, ребенок слушает сказку и рассматривает иллюстрацию к ней.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит не­нужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде дея­тельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность по-знавательных процессов. Вниманием определяются точность и де­тализация восприятия, прочность и избирательность памяти, на­правленность и продуктивность мыслительной деятельности.

Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются при­родное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в | виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элемен­ты информационной новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в | результате обучения и воспитания.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того ] объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специаль- 1 ных средств, например жестов, слов и т.д.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произ- 1 вольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизволь- ] ное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то созна- 1 ние, а произвольное обладает всеми этими качествами.

Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное вни- I мание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избира­тельной работой органов чувств, а второе - с сосредоточен- I ностью и направленностью мысли.

валентина шкуропий
Общение дошкольников со сверстниками

Общение дошкольников со сверстниками .

В настоящее время тема общения дошкольников со сверстниками является весьма актуальной, так как в беседе между собой происходит достаточно глубокое и эмоционально насыщенное общение . В общении с ровесниками дети чувствуют себя более расковано, могут кривляться, смеяться, передразнивать друг друга. В тоже время в контактах с товарищами преобладает инициативное высказывание над ответным, каждому ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать собеседника. Данная тема еще актуальна тем, что именно в этот период происходит формирование личности, ведь, насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, зависит его дальнейшая не только учебная, рабочая деятельность, но и судьба и место в жизни. Именно в этот период закладывается умение дисциплинировать себя, брать ответственность за свою речь и правильно ее организовать.

В психолого-педагогической литературе существует много определений понятия общение . Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий, с целью налаживания отношений и достижения общего результата . Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты.

Более простое определение дает М. И. Лисиной : общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение усилий, с целью налаживания отношений и достижения общего результата .

Б. Д. Парыгин отметил, что этот процесс может вступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс и как процесс взаимного переживания и взаимного отношения людей друг к другу. Именно это определение Б. Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения , его деятельностную природу и многофункциональность. А Л. П. Буева, отмечает, что в основном, только благодаря общению человек усваивает формы поведения.

М. С. Каган рассматривает общение как «коммуникативный вид деятельности, который выражает практическую активность субъекта».

Я согласна со всеми кто подчеркивает, что общение – это многогранный процесс, который имеет не просто действие, но и взаимодействие, осуществляемое между участниками, из которых каждый является носителем активности и предполагает эту же активность в своих партнерах. Интерес ученых очень велик к феномену общения дошкольников , и это мы видим из далеко не полного перечня высказываний психологов, социологов и философов, приведенных выше мною.

В дошкольном возрасте мир ребенка ограничивается уже не только семьей. Важные и значимые для него люди теперь не только мама, папа, дедушка и бабушка, но и другие дети, сверстники . По мере взросления для ребенка будут намного важнее конфликты и контакты со сверстниками , которые они будут решать на уровне своего возраста.

В каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Воспитатели и даже родители не подозревают о глубоких чувствах отношений друг к другу, которые переживают их дети и, естественно, не придают никакого внимания значения детским дружбам, обидам и ссорам. По- моему мнению, это является большой ошибкой, так как именно с дошкольного возраста закладывается фундамент формирования личности и взаимоотношения к окружающим его людям. Ведь именно первый опыт, в значительной мере, определяет отношение человека к себе, к миру в целом. У многих детей уже с дошкольного возраста формируется негативное отношение к окружающим, когда ребенок не хочет видеть рядом с собой никого кроме мамы и папы, отвергает всех других его окружающих. Важнейшей задачей родителей является : вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребенку преодолеть их. Взрослый должен проникнуть в эту проблему с пониманием, его помощь должна основываться на понимании психических причин, которые лежат в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины ребенка вызывают конфликт со сверстниками , приводят его к объективной или субъективной изоляции, заставляют малыша переживать и чувствовать себя одиноким. Главное в этот период своевременное вмешательство специалиста.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется. В младшем дошкольном возрасте ребенку хочется получить большое внимание от сверстника , соучастия в своих забавах. Ему достаточно и необходимо, чтобы сверстник присоединился к его шалостям. Это значит, что ребенок, прежде всего, хочет привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик партнера. Для младших дошкольников наиболее характерным является индифферентно-доброжелательное отношение к другому ребенку.

После четырех лет у детей (в особенности у тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Сотрудничество следует отличать от соучастия.

Еще на этом этапе отчетливо проявляется потребность в признании и уважении сверстника . Малыш стремится привлечь к себе внимание других, демонстрирует обиду в ответ на невнимание. В этом возрасте ребенок часто интересуется у взрослых об успехах их товарищей, демонстрирует свои преимущества и пытается скрыть свои неудачи. В процессе игры дети пристально следят за действиями сверстников и оценивают их .

К шести-семи годам значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Но и конкурентное начало сохраняется в общении детей . В этом возрасте общение преобладает деловым содержанием, но так же они беседуют и на познавательные и на личностные темы. Значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников , они стремятся помочь друг другу во время игры, дать свои советы. Дети начинают видеть эмоциональный настрой сверстника , желания. У старшего дошкольника появляется на первом плане, кроме мамы и папы, интерес к сверстнику как к самоценной личности, и родители должны поддерживать у детей такое отношение к одногодкам.

Таким образом, хочется отметить, что общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой, по словам К. Маркса, люди «как физически, так и духовно творят друг друга…» . Вся жизнь человека проходит в общение с другими людьми . Новорожденный не станет человеком в полном смысле этого слова, если он будет расти вне человеческого общения . В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с другими людьми : человек – социальное существо. Рассмотрев нами понятие общения , можно выделить основные характеристики : взаимодействие, целенаправленность с целью достижения общего результата .

На динамику содержания общения обращают особое внимание отечественные исследователи в частности А. Г. Рузская и Н. И. Ганощенко. Общение сверстников существенно меняется на каждом возрастном этапе от потребности в доброжелательности и игровом сотрудничестве до эмоционального переживания друг к другу.

Общим же во взглядах исследований можно отметить следующее неопровержимое и поддержанное в той или иной мере утверждение : дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общение ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

Необходимо отметить, что именно сверстник открывает новые возможности самопознания через сравнение себя с равным партнером, формирует личностные качества, как инициативность. Именно в дошкольном возрасте формируется интерес к сверстнику , стремление привлечь внимание сверстника к своим действиям , желаниям и умение действовать совместно, подражать сверстнику . Взрослым необходимо поощрять эмоциональные контакты малышей, создавать совместные игры, совмещенные с эпизодами общения , которые сформируют у детей желание и умение действовать совместно.

Список используемой литературы

1. Каган, М. С. Мир общения : проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. - М.: Политиздат, 1998, 126с.

2. Леонтьев, А. Н. Психическое развитие в дошкольном возрасте : избранные психологические труды / А. Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1983. - 304с.

3. Психологический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Авт. -сост. Копорулина В. Н., Смирнова М. Н., Гордеева Н. О. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 640 с. (Серия «Словари» ).

4. Петровский, А. В. Введение в психологию / А. В. Петровский. - М.: Изд. Центр «Академия» , 1995. - 209с.

5. Смирнов а Е. О. Детская психология : Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с : ил. - (Серия «Учебник для вузов» ).

Как происходит процесс общения у дошкольников

Интерес к сверстнику у ребенка просыпается гораздо позднее чем ко взрослому, поэтому специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Именно в дошкольном возрасте формируется первая ступень коллектива - «детское общество».
Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляниями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослым. В общении со сверстниками дети более раскованы, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию. В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. А в итоге беседа с ровесником часто не получается, потому что каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга. Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям, чем со взрослыми. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны. Общаясь с товарищами, дошкольник управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой. В среде ровесников малыш демонстрирует свои способности и умения.
По мнению Г.А.Урунтаевой, на протяжении дошкольного возраста развиваются, сменяя друг друга, три формы общения со сверстниками. Рассмотрим их:
У младенца среди разнообразных контактов с ровесниками наиболее часто возникают непосредственные, эмоциональные, отражающие широкий спектр переживания. Во втором полугодии первого года жизни складываются сложные формы поведения (подражание, совместные игры), выступая как последующие этапы развития потребности в общении с ровесниками. К 12 месяцам впервые складываются деловые контакты в форме совместных предметно-практических и игровых действий. Здесь закладывается основа последующего полноценного общения со сверстниками.
Заключительная часть контактов с товарищами направлена на знакомство с ними как с интересным объектом. Младенцы часто не ограничиваются созерцанием ровесника, а стремятся на деле изучить интересующий их объект. Они ведут себя со сверстниками как с интересной игрушкой. Общение в полном смысле еще отсутствует, закладываются лишь его предпосылки.
В возрасте от 1 года до 1,5 лет содержание контактов остается таким же, как и у младенцев. Совместные действия малышей очень редки и быстро распадаются. Дети не могут согласовать свои желания и не учитывают состояние друг друга.
В 1,5 года происходит перелом в отношениях со сверстниками. Развиваются инициативные действия с целью заинтересовать собой ровесника. Одновременно развивается чувствительность к отношению товарищей. Особенностью в общении является то, что с 1,5 до 2 лет ребенок смотрит на(сверстника как на объект. Существует барьер на восприятие. Первая реакция на сверстника - реакция тревоги. Боязнь сверстника длится до 2,3-2,6 года - это является показателем развития общения.
К 2 годам складывается первая форма общения со сверстниками - эмоционально-практическая. Содержание в потребности общения состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Мотивы общения заключаются в сосредоточенности детей на самовыявлении. В этом возрасте ребенок учится отвечать на воздействия другого ребенка, но в общении существует эффект зеркала. Развивается речевое общение, которое приводит к образованию групп. Данные группы ситуативны, кратковременны, возникают по поводу деятельности. Устойчивость групп зависит от внешних качеств партнера.
В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. В 4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и уважению. Дети используют разнообразные средства общения, и не смотря на то, что они много говорят, речь остается^по-прежнему ситуативной.
Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается довольно редко, у небольшого числа детей 6-7 лет, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию.
Особенности общения со сверстниками ярко проявляются в темах разговоров. То, о чем говорят дошкольники, позволяет проследить, что ценят они в сверстнике и за счет чего самоутверждаются в его глазах.
В старшем дошкольном возрасте общение начинает зависеть от личностных качеств. При этом первые группы не дифференцированы, нет статусных положений, и следовательно они легко поддаются манипулированию взрослыми. Как только группы становятся более или менее устойчивы, появляется статусное положение: лидер - человек, организующий деятельность группы; звезда - тот, кто больше нравится; референт - с мнением кого все считаются. Критерии оценки лидера задает взрослый. Лидер обязательно обладает социальным эталоном, который лежит в основе его поведения. Он сводит энергию группы и ведет ее за собой (внутренняя характеристика). К внешним характеристикам, относятся определенный уровень коллективных и поведенческих знаний и умений. Имеет красивую или яркую внешность, общителен, эмоционален, как правило, имеет какие-либо способности, самостоятелен, аккуратен. У него развита мотивация на общение. Он организует общение.
У звезды популярны лишь внешние качества, развита мотивация на общение, существует наличие открытых эмоций. И лидер, и звезда, и референт относятся к группе популярных детей. Популярность определяется по следующим критериям:
1. большое количество обращения к ним;
2. на его предложение всегда отзываются;
3. взаимодействие с ним несет положительные эмоции;
4. его хорошо знают, узнают на фотографии, знают факты из его биографии;
5. его всегда оценивают положительно.
Существую также группы и непопулярных детей . Они могут быть активными и пассивными. Пассивные - это те, у которых нет мотивации на общение, высокая степень тревоги, неуверенность. Они не умеют общаться и не страдают от этого. Активные - это те, у которых есть мотивация на общение, но нет умения общаться. Если они общаются, то ради занятия какого-либо статусного места в группе. Сюда относятся дети с неправильной половой дифференциацией, с внутренней тревогой, дети с незнанием той деятельности, которой занимаются, с низким порогом эмоций (толстые, неопрятные, неуклюжие).
Таким образом, именно в старшем дошкольном возрасте у детей наблюдается острая потребность в общении со сверстниками. Дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится. Они делятся со сверстниками своими познаниями, «планами на будущее».