В последнее время коллеги и знакомые все чаще интересуются моим подходом к созданию тренингов. В итоге я решил рассказать об этом процессе. Одновременно покажу пример создания однодневного тренинга по Scrum для команды и дам готовую структуру, которую сможет использовать каждый из вас.

Скажу сразу, что я не претендую на звание мега «тренера тренеров». Я начал проводить тренинги еще в 2007 году. Но с тех пор я многому научился, в том числе и сам прошел «тренинг для тренеров». Как показывает практика, если что-то долго делать, опыт и знания все-таки появятся 🙂

Работая с коллегами-консультантами, приходилось не раз обучать начинающих тренеров. Я уверен: даже если мои ученики не ведут тренинги регулярно, то полученные навыки не раз им пригодились.

Несмотря на то, что я часто предлагаю готовые программы (описание которых есть на сайте), в ходе работы с клиентами мне приходилось создавать тренинги под конкретные нужды, и этот путь мы с вами пройдем в этой серии статей .

Этап 1. Хочу создать тренинг. С чего начать?
Я убежден: тренинг – продукт. А для продуктов я рекомендую создавать «Видение Продукта », которое помогает ответить на простые вопросы и держать в фокусе конечный результат.

Первый вопрос: «Для кого этот тренинг? »

Для команды, которая только думает о внедрении Agile-методов? Для команды, которая их уже практикует, но хочет переосмыслить, что и как они делают? Для группы менеджеров компании, которые хотят побольше узнать, как работать по Scrum-методологии? Для отдела DevOps, который внедряет Kanban? А может для HR-отдела, который хочет узнать новые слова или, наоборот, внедрить некие легковесные процессы, чтобы лучше делать свое дело? 🙂

Второй вопрос: «Зачем ИМ этот тренинг? »
Частично он выходит из ответа на первый вопрос, добавляя фокус и цели тренинга. Тренинг может быть направлен на ознакомление с широким кругом принципов и методов или на практические навыки в одной узкой области. Особенно хорошо, если участники соберутся уже на следующий день, чтобы использовать полученные знания и навыки.

Вопрос третий: «Какие у нас ограничения? »
Первое и самое распространенное ограничение – время. Если у меня есть один день, тогда можно рассчитывать на раскрытие 3-4-х тем, с учетом теории и практических упражнений. Два и больше дней, а это, можно сказать, уже роскошь, дают возможность глубоко погрузиться в разные темы, которые вместе создают целостное понимание отдельных частей общей картины. Но иногда время строго лимитировано и есть только полдня (примерно 4 часа) или мастер-класс на два часа. В таком случае нужно выбрать более узкий фокус и отказаться от многих интересных тем, которые вы не успеете рассмотреть.

Другое, не такое критическое ограничение – материалы. Флипчарт, стикеры и распечатки вы можете найти в любом офисе. Отлично, если есть возможность заранее собрать дополнительные материалы для упражнений – монеты, карточки для упражнений и прочие домашние заготовки. Поэтому, несмотря на мою безграничную любовь к Lego, я предпочитаю не использовать его для тренинга: нужно таскать с собой огромную коробку. А так я готов провести тренинг почти в любое время и в любом месте с минимальной подготовкой.

Конечно, на фоне всего этого у вас должна проскочить мысль о месте для тренинга. Где вы его проведете? Какое помещение вам доступно? Есть ли там столы для работы в группах и другие материалы? Об этом поговорим позже, когда приступим к упражнениям.

Дополнительные вопросы: «Какие критические атрибуты?» и «На что может быть похож этот тренинг?».

Частично они уже понятны из всех предыдущих ответов. Но стоит обратить внимание на один важный аспект: количество участников. Я сторонник концепции «Training from the back of the room» (тренинг из дальнего конца комнаты). Другими словами, я считаю, что в тренинге должно быть больше интерактива между участниками и меньше «монопольных» рассказов тренера. Лучше всего тренинг проходит в относительно небольших группах от 8 до 16 человек. При максимуме в 20 человек еще можно рассчитывать на внимание тренера к каждой группе участников. Если же у вас больше участников, то нужно будет думать о помощниках или об упражнениях, которые не требуют особого внимания тренера.

В зависимости от количества людей на тренинге, вам придется продумать, какие использовать методы, чтобы вовлечь всех и сбалансировать динамику тренинга, чтобы никто не сидел в сторонке.

Еще Сократ сказал, что вовлечение в обучение способствует запоминанию. Это знают все, кто так или иначе знаком с проблемой обучения практическим навыкам (а гибкие методы работы – тоже навык).

Хорошая новость: в арсенале тренера множество способов интерактива. Например: обдумывание вопроса самостоятельно, обсуждение в парах или группах до 5 человек, участие в упражнении (serious play), разбор кейсов или просто общее интерактивное обсуждение с тренером и многое другое. Обо всем этом мы поговорим в следующих статьях, когда будем наполнять наш тренинг.

Итак, давайте посмотрим, что у вас может получиться и создадим тренинг вместе, как я и обещал в самом начале.

Создаем тренинг для участников, которые пока еще мало знакомы с Agile-принципами разработки и в частности Scrum-методом. Это может быть отдельная команда или сборная группа в компании. Цель тренинга – раскрытие основных тем, таких как понимание идеи Agile, знание практик работы по Scrum-методологии, методы командной оценки и планирования итераций и проектов. Также обязательно получение практических навыков, чтобы начать их применять сразу после тренинга. По времени мы можем рассчитывать на однодневный тренинг при оптимальном количестве в 15 человек.

Прежде всего, нужно понимать, что тренинг - это средство повышения эффективности деятельности. Кстати, с помощью тренинга можно повысить эффективность далеко не каждой деятельности.

В контексте обучения персонала под деятельностью понимается должностная обязанность. И опять-таки нужно понимать, что тренинг применим для повышения эффективности исполнения далеко не каждой должностной обязанности. Например, ведение бухучета явно с помощью тренинга не освоить.

Поскольку тренинг нужен, чтобы повысить эффективность определенной деятельности, постольку создание тренинга начинается с исследования этой деятельности.

А как исследовать деятельность? Начать нужно с выявления структуры деятельности.

Всякая деятельность имеет свою структуру, т.е. представляет собой последовательность действий, которые необходимо совершить, для достижения цели этой деятельности. Достижение этой цели и то, с какими затратами (например, времени) эта цель достигается, и определяет эффективность деятельности. Другими словами, если цель деятельности систематически достигается, причем на приемлемом уровне затрат, то деятельность эффективна, т.е. повышать ее эффективность не требуется.

Таким образом, первый шаг в создании тренинга - это исследование деятельности для выявления структуры этой деятельности. В результате такого исследования должны быть получены четкие описания каждого действия, последовательность которых и составляет исследуемую деятельность.

Затем каждое действие, последовательность которых составляет исследуемую деятельность, анализируется на предмет выявления его эффективности. Действия, которые совершаются эффективным способом, из рассмотрения исключаются. Действия, неэффективные, но эффективность которых определяется не факторами, на которые можно повлиять тренингом (навыки исполнителя), а факторами, на которые повлиять тренингом нельзя (например, эффективность инструментов деятельности, программного обеспечения и пр.) из рассмотрения также исключаются. Слишком простые действия и действия, вклад которых в эффективность деятельности мал, тоже исключаются из рассмотрения.

Кстати, при совсем грамотном подходе нужно вообще сравнить совокупный вклад в эффективность деятельности действий, исключенных из рассмотрения, и вклад действий, эффективность которых можно повысить с помощью тренинга. Если вклад последних в эффективность деятельности слишком мал, то тренинг не нужен, и следует искать другие средства повышения эффективности деятельности (реструктуризация организационной структуры, бизнес-процессов, изменение системы мотивации персонала и пр.)

Описанные выше этапы создания тренинга обычно объединяются и называются термином "предтренинговая диагностика".

Затем ищутся такие способы совершения неэффективно выполняемых действий, которые позволят повысить эффективность последних. Тренер как бы отвечает на вопрос: "как можно совершать это действие более эффективно?" В ряде случаев ответ на этот вопрос становится очевидным уже во время диагностики, например, если сотрудники допускают при выполнении действия явные ошибки.

Затем выбирается те методы и средства обучения, которыми можно научить исполнителя (участника тренинга) каждому из найденных тренером эффективных способов действия.

Тренинг в итоге будет представлять собой последовательность тренинговых сессий, каждая из которых посвящена освоению эффективного способа выполнения конкретного действия.

Заметим, что структура деятельности, ради повышения эффективности которой создается тренинг, практически совпадает со структурой тренинга, а последовательность тренинговых сессий - с последовательностью действий(за исключением действий, исключенных в процессе исследования деятельности), позволяющих осуществить деятельность, достичь ее цели.

Тренинговая сессия тоже в свою очередь имеет структуру. Определяется эта структура тем, какие шаги нужно сделать, чтобы научить участников тренинга данному конкретному эффективному способу выполнения действия. Лучший путь тут - идти от проблемы к решению .

Соответственно, в начале тренинговой сессии необходимо объяснить и наглядно продемонстрировать участникам тренинга, в чем заключается неэффективность способа действия, к которому они привыкли, в чем его неоптимальность, и как он снижает эффективность деятельности.

Конечно, неэффективные способы действия, нужно отделять от личностей участников тренинга (детальнее этот момент разбирается ).

Затем описывается эффективный способ действия и обоснованно объясняется, почему он более эффективен. Участники тренинга должны поверить в способ совершения действия, предлагаемый тренером, а в идеале должны сильно захотеть этот способ освоить.

После этого эффективный способ действия подробно разбирается, чтобы участники четко поняли, как именно совершать действие этим способом: что нужно делать, и в каком порядке.

Затем же переходят к практической отработке. И задача практики - не просто дать участникам общее представление об эффективном способе действия, а сформировать навык, причем навык устойчивый.

Формирование навыка тоже происходит в несколько стадий: сначала участник путается, сбивается, делает ошибки, затем он совершает действие правильно, но медленно, обдумывая каждый шаг, а затем наступает автоматизация - участник тренинга совершает действие эффективным способом четко, быстро, практически не подключая сознательный контроль (простейший пример автоматизированного навыка - ходьба).

Навык формируется на тренинге в упражнениях. Подробнее об этом средстве обучения я писал в статье .

Тренинг обязательно подробно описывается - создается детальная программа тренинга, разрабатывается так называемый раздаточный материал, создается обучающая презентация. Одновременно производится хронометраж тренинга (определяется, сколько часов в день и сколько дней будет продолжаться тренинг), осуществляется анализ необходимых тренеру ресурсов (сколько листов должно быть на флип-чарте, каковы затраты на распечатку раздаточного материала, на аренду помещения для тренинга и пр.). Наконец, на основе хронометража и анализа ресурсов определяется (уточняется) цена тренинга. Кстати, бывает, что после предъявления хронометража и/или озвучивания получившейся суммы заказчику тренинга, программу тренинга приходится переделывать.

И в заключение я хочу обратить внимание читателя на следующий важный момент. Одна из основных проблем начинающего тренера - это найти эффективные способы действий. Находить эти способы нужно, конечно, не в своих или чужих фантазиях, не в лженауках типа НЛП, не в книжках из серии "помоги себе сам". Искать эффективные способы действий нужно в научной литературе: в статьях, монографиях, в крайнем случае - в учебниках и обзорах. Конечно, приоритет в этом плане нужно отдавать источникам зарубежным.

Еще один путь - подключать профессионалов и высоко результативных сотрудников. Но подход тут должен быть тоже научным, который позволит отделить кажимости, случайности и субъективизм от реальных фактов, а мнимо эффективные способы выполнения действий от способов действительно эффективных.

Наконец, тренер сам может провести научное исследование, чтобы выяснить, какой способ действия более эффективен. Это может быть исследование, сопровождающееся публикацией, или просто прикладное исследование, данные которого останутся в границах компании.

Невеев А.Б. Тренинг в организации: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2012. - 256 с.

Вы можете

Допустим, у вас уже есть тема, по которой вам нужно составить, написать тренинг. С чего же начать? Как собрать всю информацию воедино, сделать логичными переходы от темы к теме, наполнить тренинг упражнениями, играми, практикой?

План написания тренинга:

1. Определите вашу целевую аудиторию и ее проблемы . Т.е. вам надо ответить на вопросы: Кто придет на мой тренинг? Почему (или зачем) люди придут ко мне на этот тренинг? Т.е. какие проблемы перед ними сейчас стоят и какая информация им понадобится, чтобы их решить.

Например , вы решили организовать тренинг — Как успешно пройти интервью. С какими сложностями в данной области сталкиваются люди, которые придут к вам на тренинг? Скорее всего, это: неумение презентовать себя, неуверенность в себе и т.д. Это и есть их проблемы.

2. Проблемы переводите в задачи. Так, если проблема — неумение презентовать себя, то задача будет — научить делать эффективную самопрезентацию. И так с каждой проблемой по теме.

Итак, у вас получится список задач, которые вам нужно рассмотреть на тренинге. Желательно, чтобы задач было не менее 3-х и не более 5-ти, в зависимости от смежности тем и их сложности.

3.»Выгружаете мозг». Берете лист А3 и стикеры (можно А4, но тогда стикеры должны быть маленькие 3х2, например), на каждом стикере пишете одну идею по теме. Это могут быть теоретические блоки, которые вы хотите дать по теме, игры, упражнения, обсуждения, мозговой штурм и т.д.

Так, например, для нашей задачи — научить себя презентовать, стикеры могут быть следующие: обсуждение — из чего складывается первое впечатление, теория — невербальное и вербальное общение, практика — расскажи о себе, игра — первое впечатление и т.д.

ВАЖНО для каждой темы (идеи) свой отдельный стикер! Так, у вас получится лист, обклеенный множеством стикеров.

4. Сгруппируйте стикеры по темам. Посмотрите на свой лист, проанализируйте информацию, распределите ее по темам, задачам. Можно исходить из того, что каждый блок (задача) должен быть рассчитан на 1 час 20 мин.

Также, будет хорошо видно, если по каким-то задачам недостаточно информации, игр, упражнений. Тогда по этой теме стоит поискать дополнительную информацию.

5. Составьте план Тренинга. После того, как вы сгруппировали стикеры по блокам (а мы работали со стикерами именно потому, что их очень удобно перегруппировывать, переклеить, поменять местами), нужно перенести полученную информацию на бумагу, т.е. составить план. План на бумаге может выглядеть следующим образом:

Пример, программы Тренинга на сплочение для подростков.

Время План Тренинга Упражнения Примечания
15 мин Знакомство. Ожидания. Добрый день. Меня зовут Ольга. Я буду вести тренинг – командообразование. Вы все знакомы, а мне бы хотелось познакомиться с вами поближе. Давайте это сделаем следующим образом. Напишите на бейджах ваши имена. По кругу, называйте свое имя, должность, в 2-х словах, то, в чем заключается ваша работа и ваши ожидания от тренинга – чему хотели бы научиться или что нового хотели бы узнать. Бейджи
5 мин Правила Взаимоуважение и активное участие. Каждый имеет право на свое мнение и это чем-то обусловлено. 10% мы усваиваем из того, что слышим, 30% из того, что видим и 90% из того, что делаем. Нет правильного и неправильного.
15 мин Дискуссия

Флип чарт

Групповое обсуждение понятия команда.

Как выглядит идеальная команда?

К. – это люди, работающие вместе, чтобы сделать больше, чем они могли бы сделать поотдельности. Кроме того, их работа приносит радость и удовлетворение. Добиваются результата на основе гармонизации индивид, групп целей и интересов.

Тренинг командообразование – целенаправленное формирование эффективного взаимодействия людей в к, через улучшение соц окружения, позволяющего членам к реализовать их потенциал согласно существующим стратегическим целям.

К – это один механизм , если выходит из строя 1 деталь, то это приводит к сбою в раб всей системы. Каждый выполняет свою фун-ию но др без др механизм работать не будет. (общие цели)

Обсуждение – что есть у вашей к, а чего не хватает?

К. должна иметь

· Развитую систему коммуникаций

· Понимать причины поведения товарищей

· Конструктивную критику

· Достигать согласия – концепцию

· Собрания для обсуждения – целей, ролей, способов, ожиданий

· Доверие

· Общие цели

30 мин Ролевая игра. РЕКЛАМА Мы сейчас выполним упражнение на умение увидеть положительные качества др др. На установление позитивного настроя. Также чтобы я смогла с вами получше познакомиться. Правила игры . Теперь о самой игре. В наше время нас окружает реклама, она повсюду. Рекламируют всевозможные товары, услуги. Вот мы сейчас представим, что нам надо сделать рекламу, только рекламу не товара, а конкретного человека чье имя вы вытащили. Если вам попалась свое имя, делайте рекламу про себя. Понятно?

Как мы будем это делать? Имя чел называть нельзя. Надо представить чел в виде какого-то товара или услуги, например, телевизора или загородного дома и рассказать, почему покупатель должен захотеть купить именно этот телевизор или дом, какими особенными качествами он обладает т.е. прорекламировать его. Отражать надо самые истинные и важные достоинства. Длительность рекламного ролика должна составлять 1 мин.

Потом участники должны будут догадаться, о ком идет речь. Время 3 мин.

Карточки с именами. Ручка, бумага

Обсуждение Что вы чувствовали, когда вас сравнили с? Вызвало ли у кого –то затруднения? Почему у вас возникли такие ассоциации?

15 мин Тест КТО Я ?

Мы только что узнали о качествах, приписываемых вам др людьми. Давайте теперь посмотрим, что вы думаете о самих себе. Это важно для более глубокого понимания себя и “знакомства” с другими участниками.

На листе бумаги напишите 20 ответов на вопрос – кто я. Время 10 мин.

Поставьте напротив каждого +,-,?

Чего больше?

Если зачеркнуть общие фразы, что останется?

Бумага, ручки

Обсуждение Кто сколько определений написал. Положительные они или отрицательные? Что общего в ответах?

10 мин Игра БАШНЯ.

После сложных и глубоких игр, давайте немного поиграем и расслабимся.

На умение договариваться, взаимодействовать в коллективе. Умение общаться. Достигать общих целей.

Правила Делимся на группы 3-5 чел. Перед вами листы бумаги. Каждая команда должна попробовать построить самую высокую башню. С бумагой можно делать все – что хотите, а другие инструменты, вещи применять нельзя. Время у вас ограничено. Около 3х мин. Я сама скажу, когда стоп. За 30 сек я предупрежу. Бумага Обсуждение легко ли было договориться. Кто был какие роли занимал – кто был лидер и тд.. Всели чувствовали себя комфортно?
10 мин Подведение итогов. Просим участников поделиться своими впечатлениями. Что было для них самого ценного?

Как написать программу тренинга: урок первый - структура


Большинство тренинг-менеджеров сталкиваются с трудностями при самостоятельном написании программы тренинга. Еще бы - одно дело проводить уже готовые небольшие программы, или обучение по продукту, и совершенно другое - с «0» написать качественный тренинг. Да так написать, чтобы участникам понравилось, чтобы руководству не стыдно было показать, чтобы, в конце концов, его провести без проблем.

По опыту компании «Провокация РОСТА», за девять лет работы, были написаны сотни тренинговых программ разной тематики. Поэтому, сегодня, подумав, я решила: «А почему бы не рассказать немного о нашем опыте написания тренинговых программ, ведь кому-то это может оказаться действительно полезным!»

Давайте на первом уроке поговорим о структуре тренинга и сделаем 7 шагов по пути создания программы.

Шаг 1: Чего изволите? - ставим цели тренинга.
Самое первое, что должен сделать тренер - заложить основу программы, которая в дальнейшем определит его успех или неудачу. Для этого необходимо выполнить три задачи:

  1. оценить разрыв между актуальным и требуемым уровнем эффективности сотрудников;
  2. уточнить для себя, решается ли поставленная задача обучением;
  3. решить, будет ли тренинговая форма обучения эффективной в данном случае?
Важно так же собрать информацию: кого учить, чему учить, где учить. После этих, на первый взгляд, не хитрых действий у вас появится достаточно материала для постановки целей тренинга.

Шаг 2: Создаем концепцию тренинга.
Это, можно сказать, наша фирменная мулька. Вторым шагом при разработке программы тренинга является создание концепции тренинга. Это самая творческая часть всего процесса, здесь нужно точно определить основную идею, мысль и подход. Будьте уверены - нет концепции, нет органики. Про создание концепции можно много говорить, но главное для себя понять необходимость и пользу такого мероприятия. Концепция должна быть сформулирована кратко и емко: «карнавал», «совещание экспертов», «детский утренник» или «выставка тщеславия», да мало ли еще идей может прийти в голову профессионалу. Главное это придаст целостность тренингу и не даст вам возможности разбрасываться. Уверенна, что у вас есть свои рецепты, тогда поделитесь, будем признательны.

Шаг 3: Составляем план тренинга.
Теперь уже можно составить предварительный план тренинга, в котором важно соединить цели тренинга с его концепцией, в результате чего станет возможным выделить тематические модули.

Шаг 4: Создаем технологии работы.
Тренинг как метод позволяет использовать множество технологий и в рабочем арсенале каждого тренер есть набор готовых, рабочих (в смысле реально работающих, адаптированных под специфику деятельности компании) алгоритмов, технологий и схем.

Если не хочется использовать старые технологии, а новые придумать не получается, то есть отличный вариант - выработка технологии силами участников в процессе тренинга. Тогда создается и испытывается на эффективность инструмент, «заточенный» под специфику работы непосредственных участников.

Шаг 5: Подбираем методы обучения
Арсенал методов обучения в тренинге очень широк. Я использую около 21 метода, о них достаточно много написано в профессиональной литературе. Сейчас же хотелось обратить ваше внимание на простые, но не всегда очевидные истины.

Выбирайте методы в зависимости от цели тренинга:
Если цель тренинга - новые знания, значит, в ходе тренинга усильте информационный блок (мини-лекция, видеопросмотр материалов, модерация, групповая дискуссия).

Выбирайте методы в зависимости от темы тренинга:
Если тренинг направлен на формирование практических навыков продаж, то основными методами будут ролевая игра, видеоанализ, метод кейсов, анализ и решение практических ситуаций.

Выбирайте методы в зависимости от особенностей группы:
Если группа открыта, участники доброжелательны и позитивно настроены на обучение, то уместны будут методы, направленные на межличностное взаимодействие, самоанализ и самораскрытие участников (рисуночная методика, визуализация, ролевые и деловые игры, метод «Do it wrong»).

Выбирайте методы в зависимости от временных ресурсов:
Помните, что наиболее предсказуемы по временным затратам методы: мини-лекция, выполнение практического задания, ролевая игра (с ограничением времени), видеопросмотр. А значительных временных затрат требуют такие методы как модерация, групповая дискуссия, деловая игра, мозговой штурм, ролевая игра со свободным сюжетом.

Шаг 6: Пишем программу тренинга
Процесс усвоения нового материала в тренинге, выработка умений, изменение установок базируется на групповых процессах. За счет управления этими процессами, возрастает и эффективность обучения. Таким образом, структура программы тренинга основывается на закономерностях групповой динамики. Программа формируется из описания содержания знаний, умений, инструментов, методов и технологий.

Шаг 7: Разрабатываем стимульный материал
Возможно, вы никогда не разрабатываете подобный материал, считая это лишней тратой времени и сил и, тем не менее, вы уверенны, что у вас получаются хорошие тренинги. Наберитесь терпения, сделайте это качественно, и вы будете эффективнее, чем ваши 99,9% коллег.

Конечно, это не единственная структура создания программы тренинга. Какой-нибудь тренер, который ведет тренинги с конца 80-х годов, скажет: «А я это по-другому делаю». («А я этот салат вкуснее готовлю, чем твоя жена, я туда еще яблочко тру») Но большинство из вас это недавние практики и в написании тренинговых программ вы новички, не правда ли? Поэтому старайтесь избегать тех ошибок, которые допускают большинство тренеров на первом этапе:

  • Непродуманная концепция: то ли праздник, то ли лекция, то ли театр одного актера;
  • Предоставление неадекватного теоретического материала (включая нерабочие технологии - не эффективные, громоздкие);
  • Ориентация не на результат тренинга, а на свой профессиональный багаж (расскажу, что знаю);
  • Предоставление материала без учета уровня и потребностей группы;
  • Отсутствие четкой структуры материала;
  • Раздаточный и стимульный материал не соответствует заявленным целям тренинга или вообще от другой программы;
  • Некачественное оформление (общая неопрятность, смешение стилей, обилие картинок).

P.S. Готова поспорить, что у вас есть свое мнение по этому вопросу. Напишите его в комментарии, чуть ниже, и мы с удовольствием его обсудим.

И этот простой и универсальный способ обмена информацией вскружил голову не одному юзеру… Многие отчаянные головы уже примерили на себя тренерский костюм “властителей дум” – интернет-тренеров … и стали стали… богатыми и популярными!

В свою очередь, это спровоцировало инфобизнес-бум, который как гигантская океанская волна растет и поднимается прямо на наших с вами глазах…

Каждый день в океане Рунета стартуют новые он-лайн тренеры, для которых вопрос: Как создать тренинг” становится вопросом старта многих благ, в том числе, и материальных.

Давайте рассмотрим общие правила и технику безопасности при создании интернет-тренингов

Тренинги в интернете: плавание вслепую

Первое, что шокировало даже маститых тренеров-первопроходцев, перекочевавших из оф-лайна в интернет – было ощущение… беспомощности от отсутствия связи с он-лайн группой.

Да, именно в этом кроется самое большое различие оф-лайн и он-лайн тренингов.

В оф-лайне тренер ощущает живую связь с группой. Может легко проверить выполнение заданий. И подкорректировать техники, что называется, по ходу пьесы.

В он-лайне нет возможности оценить работают ли ваши техники, принесут ли они пользу, будут ли ваши ученики пользоваться ими в дальнейшем.

Главная тайна интернет-тренера состоит в том, что он работает по внутренним маякам. И на первых порах выплывает только за счет чувства внезапно разбухшей эмпатии. Его ориентирами становятся скупые плюсики, минусики и циферки слушателей. Ну, в крайнем случае, короткие реплики.

С опытом чувство беспомощности проходит. Открывается, как бы, дистанционное видение. В принципе, это те же внутренние маяки. Только это уже маяки человека, ощущающего аудиторию кожей.

Курс на успех: необходимые и достаточные действия для запуска успешного тренинга

Создание интернет-тренинга – дело и простое, и сложное одновременно. Проекты, сотворенные в одну ночь и игнорирующие простую логику событий, предшествующих старту, обречены на фиаско… Чему тоже немало интернет-подтверждений. Наверняка, вы, как и я, имели возможность наблюдать за подобными старт-апами. Кроме головной боли и разочарования – они не приносили ничего своим создателям…

Итак, какие действия должны предшествовать запуску успешного тренинга:

1. Определитесь с целевой аудиторией.

Для кого вы будете вещать. Не пытайтесь осчастливить всех и вся на этой планете .

  1. Найдите тему, которая будет интересна вашей аудитории.

Тему, которая поможет решить какие-то насущные житейские проблемы

  1. Пропишите свои тренерские цели на этот тренинг

В какой мере вы можете и хотите помочь решению данной проблемы.

  1. Если вы новичок, подумайте о своем тренерском имидже.

Кем вы являетесь для данной аудитории. О каких ваших качествах, решенных и нерешенных проблемах аудитория должна непременно узнать.

  1. Пропишите конечный результат тренинга (пункт Б).

Какой результат от тренинга для вас, как для тренера, был бы необходимым и достаточным. Куда вы намерены привести вашу аудиторию. Что будет с её насущной проблемой после тренинга.

  1. Определите точку начала движения аудитории к заданной цели: откуда она начнет двигаться (пункт А)

Этот пункт находится в прямой взаимосвязи с пунктом 1 – целевой аудиторией. Точка А – отправная точка начала движения очень зависит от того, кого и с какими нерешенными проблемами вы намерены тренировать.

Ответы на эти вопросы помогут продумать идею создания тренинга, сузить аудиторию и круг решаемых тренингом проблем.

Если это вас подбодрит, то можете сравнить процесс обдумывания идеи тренинга с глыбой мрамора Микеланджело: берем идею и отсекаем все лишнее.

  1. Опишите, какие внутренние процессы должны ощутить участники тренинга, чтобы прийти из пункта А в пункт Б
  2. Составьте план техник и упражнений, выполняя которые, можно достичь желаемого результата.

Имея точку входа и конечного результата тренинга, продумайте какими конкретными упражнениями можно достичь желаемого результата

Выполняя ваши техники и упражнения человек должен явственно ощущать, что он последовательно приближается к желанной цели!

Стоимость вас, как тренера, будет зависеть от того, насколько эффективно вы сможете обдумать круг этих вопросов, составить логические цепочки, выстроить методику преподавания.

Статистика знает все!

Или небольшой спасательный круг для особо впечатлительных тренеров

Результативность он-лайн тренингов (как, в принципе, и живых тренингов) очень зависит от состава группы. И, естественно, от личности самого тренера.

Статистика, приводимая Андреем Парабеллумом, гласит, что до конца тренинга доходит примерно? – ? часть аудитории. И только половина из них выполнит все ваши задания.

БОльшая часть аудитории приходит только послушать и никогда не будет применять на практике ваши техники.

Отличные результаты будут у…2%-3% слушателей!

Эту информацию полезно держать в голове – особенно начинающим тренерам. Чтобы избежать комплексов и разочарований.

Чем еще вам может помочь эта инфа ?

Она поможет составить программу и сформировать пакеты тренинга таким образом, чтобы насытить все категории аудитории тренинга.

БОльшей части аудитории (80%-90%), которая придет вас послушать, вполне хватит услышанной информации и обратная связь с тренером ей ни к чему.

10%-20% аудитории, возможно, захочется уточнить у вас рабочие моменты. Этот сегмент аудитории, в целом, задания, предложенные тренером, выполняет. С единственной оговоркой: частично.

И, конечно, в любой группе есть фанатики и максималисты, которые выполнят абсолютно все задания – и получат результат! К сожалению, их всего 2%-3%… И именно они часто становятся клиентами ВИП… Со всеми вытекающими последствиями, в виде вашей личной помощи. И участия в их судьбе.

А для уже “нюхнувших пороху”, юных и даже состоявшихся инфобизнесменов – Юлия Пряхина предлагает провести . Загляните на страничку – и стратегия развития именно вашего проекта станет простой и понятной. А вскоре превратится в конкретные шаги реализации!

Основные правила техники безопасности при глубоком заныривании в интернет-тренинг

Хотелось бы предостеречь тренеров-новичков от желаний осчастливить своим тренингом все оставшееся человечество и поведать миру все сакральные тайны, пока еще сокрытые от его, человечества, глаз!

Нет, и еще раз, нет! …Человечество может оказаться пока не готовым к таким щедрым подаркам…

А если серьезно, то основные принципы техники безопасности при планировании тренингов таковы:

  • Один тренинг – одна тема

Всегда возникает соблазн рассказать попутно еще о чем-то. Особенно если темы близки и взаимосвязаны.

Однако, прошу вас, удержитесь от этого! В противном случае, основным результатом тренинга может стать… отсутствие результатов у вашей аудитории… Большое количество инфы ведет только к перегрузу. А перегруженный слушатель будет уже не в состоянии отчалить от вашей пристани…

В результате, ни вы, ни он так никуда и не прибудете: вы – как тренер, он – как слушатель…

  • И еще раз: не перегружайте теорией!

Грамотно выстроенный тренинг включает в себя теоретические выкладки и практические упражнения. Но, в целом, практики должно быть гораздо больше! Скажу так: минимум теории при максимуме практики!

  • И еще раз: больше практики!

Чем больше результатов человек получит во время тренинга , тем ценнее ваши тренерские качества.

То, что случится с ним после тренинга – это уже его личная история, в которой, возможно, он позабудет о вас..

Для того, чтобы результат был явственным, ощутимым и связанным именно с вами – давайте человеку много заданий на отработку навыков именно во время тренинга!

  • Уточните – для кого этот тренинг

Опишите, каких именно людей вы хотите тренировать, кого ждете на тренинг

  • Расскажите честно и откровенно, кого вы не хотите видеть на тренинге. Кому не скажете: “Добро пожаловать!”

Это очень важный пункт. Он сбережет нервы и время и вам, и вашим клиентам.

К тому же, он работает дополнительным магнитом для вашей потенциальной аудитории.

Человек может рассуждать так: “Она не хочет меня видеть? А я пойду и проверю, насколько она не хочет меня видеть!”

  • Говорите понятным языком!

Возможно, вы и сами отслеживаете: самые дорогие тренеры – тренеры, которые даже о сложных вещах могут поведать аудитории.. простым и доступным языком!

Говорите с аудиторией на ее языке. В ваши задачи входит не блеснуть интеллектом, а научить.

  • Юмор – это здорово!

Тренинг, проведенный живым, выразительным языком надолго запомнится вашим слушателям. Не забудьте о тренерских байках, анекдотах, метафорах!

Выводите народ из зоны комфорта!

Давая практические упражнения, помните, что результат тем ценнее человеку, чем дальше он отбежал от зоны комфорта.

Подарите человеку ощущение того, свою победу он добыл в трудах. Ведь делать что-то в первый раз так интересно!

Поощряйте максимальную отдачу процессу обучения!

  • План тренинга – это ваш маяк. Который не даст сбиться с намеченного курса.

Не стартуйте без плана!

Создание хорошего тренинга – это прекрасно решенная тактическая задача. А для того, чтобы разобраться со стратегией развития своего интернет-проекта – пройдите – и узнайте что можно улучшить в вашем проекте, чтобы он приносил прибыли, как минимум, в 3 раза больше!

После прочтения этой статьи, возможно, проблема Как создать тренинг в интернете” становится более понятной и решаемой: курс намечен, маяки обозначены. И если вам есть, что поведать этому миру – дерзайте! Можете стартовать! Добро пожаловать в инфобизнес!