Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

8 декабря в Москве в гостинице "Рэдиссон Славянская" состоялось празднование Дня саморегулирования в строительстве, организованное НОСТРОЙ. В мероприятии приняли участие представители саморегулируемых организаций, строительных Национальных объединений, Министерства экономического развития РФ, НИУ МГСУ и экспертного сообщества.

Одной из наиболее обсуждаемых тем, актуальных для профсообщества, стала Концепция инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года. Именно ей было посвящено заседание круглого стола, в котором приняли участие все титулованные спикеры.

В частности, заместитель руководителя Аппарата НОПРИЗ Чернов Сергей Александрович , выступая на круглом столе, критично рассмотрел Концепцию:

" Следует отметить, что у рассматриваемого документа нелегкая судьба. В 2014 году была нанята команда молодых экспертов, которая выдала в качестве результата толстый том страниц на 400, в который вошло много правильных мыслей, но в котором отсутствовала внятная структура, и который не соответствовал требованиям, предъявляемым к стратегическим документам.

Представленный документ в свою очередь является некоторым плодом компромисса. В августе этого года Комиссией РСПП по строительному комплексу рассматривалась концепция Стратегии развития отрасли, разработанная специалистами НОПРИЗ. Предлагавшаяся концепция была представлена также Минстрою России, но в результате Минстрой поручил разработку документа МГСУ.

Документ получился компромиссным. Структура документа примерно соответствует предложенной в концепции стратегии НОПРИЗ. Ряд разделов представленного документа подготовлены на основании материалов НОПРИЗ, в частности это касается разделов инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и частично - строительных материалов. К этим материалам вопросов нет. В целом мы поддерживаем обсуждение данного документа, вместе с тем имеются замечания и предложения.

Резюмируем основные идеи представленного документа:

Документом провозглашается необходимость разработки государственной программы «Инновационное развитие строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года», предполагается, что в рамках программы будет предусмотрен некий перечень мероприятий, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

Одной из целей документа является обеспечение постоянной бюджетной поддержки научным и образовательным организациям строительной отрасли для выполнения не определенных инновационных мероприятий;

Введение дополнительного налога на строительную отрасль в виде целевых отчислений на инновационное развитие отрасли в размере 0,4% от сметной стоимости объектов капитального строительства;

Формирование некоего Центра управления инновационным развитием (не понятно – вместо Минстроя или вместо Минэкономразвития).

В тексте документа делается акцент на внедрение в строительную отрасль инноваций, тем не менее в документе отсутствуют конкретные предложения по механизмам, стимулирующим их внедрение. По сравнению с концепцией стратегии НОПРИЗ в документе МГСУ не рассмотрены проблемы развития градостроительства и жилищного строительства, которые в настоящий период являются локомотивом экономического развития не только строительной отрасли, но и экономики в целом. Часть материалов, касающихся собственно инновационной деятельности, плохо структурирована, содержит неоднократные повторы. Разделы «Формирование компетенций инновационного развития» и «Академические» искусственно раздуты и, в основном, посвящены изложению состояния дел и теоретизированию, фактически не несут конкретной информации.

Следует отметить, что предложенное авторами введение дополнительного сбора со стоимости противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации и Конституции Российской Федерации, так как представляет собой новый налог на отдельный вид деятельности.

В документе не учитывается, что в соответствии со Стратегией инновационного развития России, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, предполагается прямая взаимосвязь между общим экономическим ростом и темпами инновационного развития. Следовательно, отраслевое инновационное развитие без такой увязки, когда предполагается увеличение налоговой нагрузки на строительную отрасль без конкретного обоснования экономических преимуществ, выглядит утопически.

Не понятно появление в тексте документа 2-х разделов, посвященных состоянию строительства в ОЭСР и Китае, причем в этих разделах не приводится качественный анализ состояния инновационного развития.

Анализ отечественного рынка приводится в основном с точки зрения количества инноваций, факт кратного роста объемов игнорируется. Еще одним из анализируемых аспектов является количество банкротств в отрасли. При этом не учитывается сложившаяся практика одноразового использования юридических лиц, существование которых связано с завершением работ по конкретному объекту.

Вызывает сомнение качество предложенных задач инновационного развития. Нигде по тексту не анализируются условия или препятствия к внедрению инноваций. Нигде не предлагаются и не анализируются конкретные меры по увеличению доли инновационных продуктов, не оговорены способы регулирования рынков строительной продукции и услуг, системы технического регулирования отрасли. То есть практически все задачи, изложенные в документе (стратегии) выглядят как лозунги, причем не всегда корректно сформулированные. Например, задача: «внедрение в деятельность СРО современных инновационных технологий». Это что – внедрение новых средств ведения реестра членов? Или новых методов рассмотрения жалоб граждан?

Предложенные целевые показатели выглядит искусственно и не отражает основных показателей деятельности отрасли. Вот, например:

«- увеличение удельного веса организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в строительной отрасли, в общем числе организаций отрасли до 15%;» К какой категории организаций это положение относится? К микро и малым, доля которых в отрасли составляет 88-90%, или к средним и крупным, которых не более 125? К изыскателям или проектировщикам, а может к строителям? Какие организации из упомянутых будут наполнять показатели:

«- увеличение затрат на технологические инновации в строительной отрасли за счет собственных средств организаций отрасли до 20%;

Обеспечение темпа роста инвестиций в основной капитал отрасли за счет всех источников финансирования до 10% в год»?

Возвращаясь к идеологии документа – в нем отсутствует анализ и целеполагание таких направлений как градостроительная деятельность и жилищное строительство, отсутствует анализ по формам собственности как структуры инвестиций, так и объемов выполняемых работ. А именно игнорирование фактов государственной статистики о фактическом уходе государства из рынка жилищного строительства (7%) и снижении доли государства в инвестициях в основной капитал до 14% позволяют разработчикам зачем-то надеяться на государственную поддержку отраслевой науки и образования, в то время как основными операторами строительного рынка давно являются частные компании и частные инвесторы!

В документ дополнительно формально включены и не раскрыты разделы по технологии и технике строительства, инженерным системам, интеллектуальным технологиям и управлению строительством. Такой подход к структуре и наполнению документа соответствует тематике предметов обучения студентов, но, к сожалению, не отвечает задачам стратегического планирования.

Непонимание текущего состояния строительного рынка и его сегментации по формам собственности повлекло к некорректным выводам по вопросам государственного регулирования. Никто не возражает против ведущей роли государства в определении политики. Именно государство должно принимать политические решения, устанавливать и заставлять соблюдать обязательные процедуры. Но технические и профессиональные вопросы должны решаться профессиональным сообществом. Эта идеология совершенно не просматривается в представленном документе. Профессиональное сообщество готово разрабатывать, реализовывать, контролировать и отвечать за технические вопросы, при том, что основные направления развития должны устанавливать органы государственного управления.

В документе не раскрыта роль и место нормативно-правового и нормативно-технического регулирования. Отсутствует стратегическое видение существующих проблем, не предложены способы и пути их решения. Совершенно формальный подход к развитию саморегулирования. Во всем мире возрастает роль профессиональных сообществ, особенно в отношении разработки документов технического регулирования, развития систем оценки соответствия, систем допуска на рынок и в профессию, но об этом в документе, который по иронии назван «стратегией» ничего не сказано.

По факту представленный документ предлагает вернуть строительную отрасль в плановую экономику с государственным финансированием. Особенно это заметно по содержанию разделов об инновационной деятельности и подготовке кадров. Вместо задач развития повторно излагается состояние дел. Не обозначены конкретные цели, на которые предполагается расходовать средства нового сбора (налога) на строительство.

Задачи по формированию и развитию инновационной инфраструктуры не формулируются, изложено снова только состояние дел. По направлению международного сотрудничества обоснование ограничено необходимостью поездок ученых за рубеж на деньги профессионалов. Полезнее ездить туда самим профессионалам.

Описание мероприятий никакой конкретики не содержит.

Несколько абсурдных предположений включено в раздел финансово-экономических показателей. Как можно оценивать показатели увеличения налогооблагаемой базы предприятий строительной отрасли? А ведь цель ставится на ее увеличение на 50%. От какой величины, извините? Где такие данные в анализе текущего состояний отрасли?

Интересный показатель прогнозируемое увеличение количества занятых в строительной отрасли на 1 млн. человек. Это предлагается увеличить долю ручного труда на стройке? Или учесть теневой сектор? Правильно, можно учесть работников, занятых в индивидуальном жилищном строительстве, а также на отделке готовых квартир – и это будет тот самый миллион!

Представленная критика не означает полного неприятия документа. НОПРИЗ и профессиональное сообщество в целом готовы подключиться к его доработке. Мы остаемся открытыми для сотрудничества с коллегами из Минстроя и МГСУ".

Король Светлана Павловна
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры технологии, организации, экономики строительства и управления недвижимостью
Кубанский государственный технологический университет
[email protected]

Аннотация

В современных условиях в России инновации выступают одним из ключевых факторов развития экономики. Координации действий разных участников инновационной деятельности в силу того, что их мотивы и интересы в большинстве случаев не совпадают, является одной из фундаментальных проблем. Строительство это одна из наиболее сложных, вероятностных и открытых отраслей экономики. Участники инновационной деятельности затрагивают во многих случаях интересы и иерархию управления не только одной отрасли экономии, в которой будет получена инновационная продукция, но и отрасли, потребляющие продукцию, поставляющие ресурсы, обеспечивающие техникой, энергетикой и др. Необходимо прогнозировать экономическую эффективность каждого инновационного мероприятия уже на этапе планирования. Исследование инновации в системе функционирования строительной отрасли позволяет исключить многие экономические риски.

Ключевые слова

инновационная деятельность, экономические отношения, строительная отрасль, прогнозирование, информационная модель, экономическая оценка

Рекомендуемая ссылка

Король Светлана Павловна

Инновационное развитие строительной отрасли как экономическая категория объекта управления// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал . ISSN 1999-2645 . — . Номер статьи: 4501. Дата публикации: 2016-02-06 . Режим доступа: https://сайт/article/4501/

Korol Svetlana Pavlovna
Doctor of Economics, Associate Professor, Department of Technology, organization, economy, and property management
Kuban State University of Technology
[email protected]

Abstract

In modern conditions in Russia, innovation is one of the key factors of economic development. Coordination of different innovators due to the fact that their motives and interests in most cases are not the same, is one of the fundamental problems. Construction is one of the most complex probabilistic and public sectors of the economy. Participants innovation affect the interests of many cases management hierarchy is not only one branch of the economy, which will be available innovative products, but also the industry, consuming products, providing the resources to ensure the technology, energy and others. It is necessary to predict the cost-effectiveness of each innovation activities at the stage planning. Research innovations in the functioning of the construction industry eliminates many economic risks.

Keywords

innovation activity, economic relations, the construction industry, forecasting, information model, economic evaluation

Suggested Citation

Korol Svetlana Pavlovna

Innovative development of the construction industry as an economic category of the control object. Regional economy and management: electronic scientific journal. . Art. #4501. Date issued: 2016-02-06. Available at: https://сайт/article/4501/


Инновационная деятельность в государственной экономике неизбежно способствует формированию между участниками этого процесса новых экономических отношений. Такое положение относится ко всем уровням управления, включая государственный, региональный, комплексы организаций и каждую организацию различной производственной мощности. Попытки формирования национальной инновационной политики в России относятся к концу прошлого века, когда в целом были сформированы законодательные основы инновационной политики, регулирующие отношения в сфере научно-технической деятельности, защиты интеллектуальной собственности, создания инновационной инфраструктуры, подготовки специалистов, формирование условий способствующих ведению предпринимательской деятельности. Однако в настоящее время еще отсутствует единый государственный научно-методологический подход к разработке инновационной политики, требуется дальнейшая проработка и модернизация действующего законодательства.

В современных условиях в России инновации выступают одним из ключевых факторов развития экономики. Они воплощаются в экономическую жизнь как в материализованном виде (новые или улучшенные изделия, технологии, оборудование, материалы, источники энергии и т.п.), так и в не материализованном виде (улучшение организации труда и управления экономикой, повышение квалификации работников). Рассматривая управление инновационным развитием России как комплекс взаимосвязанных проблем, выделяют ряд фундаментальных проблем, возникающих при осуществлении инновационной деятельности и управлении ею. К ним относят и необходимость координации действий разных участников инновационной деятельности в силу того, что мотивы и интересы в большинстве случаев не совпадают. Если учесть, что участники инновационной деятельности затрагивают интересы во многих случаях иерархию управления не только одной отрасли экономии, в которой будет получена инновационная продукция, но и отрасли, потребляющие продукцию, поставляющие ресурсы, обеспечивающие техникой, энергетикой и др., то становится понятно, что эти вопросы необходимо решать системно. В современном мире любая инновация принимается только тогда, когда дает стоимостной прирост экономике. С этой точки зрения финансовая инновация – интегральный показатель, имеющий в своей основе факторы самой различной природы и порядка, но неизменно реализующие себя в оценке экономической эффективности. Инновацию с точки зрения финансов можно определить как нововведение, обеспечивающее качественный рост первоначальной стоимости . Решение проблемы видится не столько в справедливом дележе дохода между участниками, сколько в согласовании и преобразовании интересов участников.

Формирование инновационной политики реализуется государственными структурами, отвечающими за стратегию развития экономики. В настоящее время государственная политика в сфере инноваций определена документом Стратегия инновационного развития РФ до 2020 года, а в регионах соответствующими региональными Стратегиями также до 2020 года. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1062-р) предусматривает переход экономики России на инновационный тип развития. Основой формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы явится комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни.

Органы государственного и регионального управления инновационной деятельностью не только формируют инновационную политику, но и обеспечивают ее реализацию. Для обеспечения условий, необходимых для осуществления инновационной деятельности, развиваются объекты информационной структуры, включающие особые экономические зоны технико-внедренческого типа, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, центры коммерциализации, центры трансфера технологий, венчурные фонды. Организации – потребители инновационной продукции также участвуют в инновационных процессах в форме корпораций, холдингов, предприятий, организаций, учреждений различных видов экономической деятельности.

Каждая отрасль экономики представляет сложную социально-экономическую систему, имеющую определенную структуру управления. Развитие всех отраслей, в том числе и инновационное, неразрывно связано с инновационным развитием строительной отрасли. Инновационное развитие строительной отрасли направлено на улучшение основных технико-экономических показателей создания строительной продукции, к которым относятся снижение стоимости объектов, сокращение нормативных сроков строительства и улучшение качества объектов. В результате создается возможность более эффективного использования инвестиций других отраслей экономики в свое развитие в целом, в тои числе и инновационное.

Строительство это одна из наиболее сложных, вероятностных и открытых материально-производственных социальных систем экономики. Сложность системы определяется необходимостью создания объектов, начиная от выбора площадки строительства. Выбранная площадка должна отвечать многим оценочным критериям. Основными критериями служат геологические и экологические условия, подверженность природным и техногенным воздействиям, состояние сырьевых и материально-технических ресурсов и способы их доставки, инфраструктура района строительства, возможные для строительства и эксплуатации объекта энергетические мощности, наличие строительных организаций необходимой специализации и мощности. Далее следует процесс проектирование объекта, при котором принимаются решения по функциональному назначению объекта, архитектурно-планировочные и конструктивные решения, решения по технологии строительного производства, организации, планирования и управления строительством, рассчитывается стоимость объекта. Следующий не менее сложный основной этап — возведение объекта. Весь цикл создания строительной продукции сопровождается взаимодействием участников строительства: инвесторов, заказчика, подрядчика, финансирующих организаций, проектировщиков, поставщиков материально-технических и энергетических ресурсов, обслуживающих организаций, надзорных органов, отслеживающих качество строительства и соблюдение нормативных актов.

Очевидно, что каждый объект или группа объектов (комплекс объектов определенного назначения, например жилого, учебного, спортивного, промышленного, сельскохозяйственного и др.), а тем более строительная организация или региональный строительный комплекс должны уметь или методически быть подготовлены к оптимальному реагированию на вероятностные ситуации. Каждая вероятностная ситуация несет риск определенного характера, который надо прогнозировать и предотвращать его последствия не только там, где он проявился, но и в той системе производства, которая взаимодействует с рассматриваемой ситуацией . Так если по причине плохой погоды изменились сроки выполнения работ, то возможны сценарии развития дальнейших событий: срыв графика выхода на объект субподрядных организаций выполняющих инженерное оборудование объекта, изменение графика поставки ресурсов или потребность в дополнительных площадках складирования и хранения, оплачиваемый простой бригады рабочих и т.п.

Открытость системы строительной отрасли характеризуется необходимостью уметь сотрудничать практически со всеми отраслями экономики страны. Строительная продукция востребована всеми отраслями экономики и регионами. В качестве примера можно назвать некоторые отрасли, такие как легкая промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, лесопереработка, металлургия, нефтехимия и т.д. Ведется жилищное строительство и объектов социальной инфраструктуры. Региональная составляющая характеризуется климатическими условиями, социально-экономическим развитием регионов и их строительных комплексов, производственной базы, обеспечивающей строительное производство. В тоже время строители потребляют материально-технические ресурсы почти семидесяти отраслей экономики. Сотрудничество требует высокой организации при принятии логистических решений, установлении требований к качеству и объемам поставляемых материальных ресурсов и проверки этого качества, а также обеспечение взаимодействия отдельных предприятий и отраслей в целом. Инновационное развитие строительной отрасли невозможно без участия предприятий этих отраслей на взаимно экономически выгодных условиях.

Сложность системы строительной отрасли существенно отражается на ее разностороннем инновационном развитии. Управление инновационным развитием регионального строительного комплекса представляет собой деятельность, требующую стратегических решений на высшем уровне управления не только страны, но и региона. Недостаточность научных исследований, посвященных инновационному развитию основной деятельности строительных организаций, как элементу регионального строительного комплекса в целом, приводит к ведению инновационной деятельности без необходимой координации на основе коммуникационных связей и инфраструктурного окружения, что может привести к дублированию принимаемых решений, а также проявлению дополнительных рисковых ситуаций.

Инновационное развитие регионального строительного комплекса включает инновационное развитие непосредственно строительного производства и управления этим производством на основе инновационного развития элементов системы, которые представлены участниками создания строительной продукции, а именно зданий и сооружений и их комплексов различного назначения. Основные участники создания строительной продукции, названные ранее в статье, инвесторы, заказчики-застройщики, проектные организации, строительные подразделения, предприятия материально-технической базы, ресурсного обеспечения, внутреннего инженерного оборудование объектов могут взаимодействовать на различных условиях кооперации и интеграции. Ряд участников создания строительной продукции вступают во взаимодействие в определенные периоды, например субподрядные организации, выполняющие работы по внутреннему инженерному оборудованию объектов, монтажу технологического оборудования, благоустройству территорий и другие виды работ, а некоторые из участников не влияют на строительное производство непосредственно, например финансирующие организации. Инновационное развитие каждой организации в разной степени отражается на ходе строительного производства, но обязательно должно учитываться в текущем (годовом) планировании и отражаться во всех видах организационно-технологической документации, предусмотренной нормативными документами, а именно проектах организации строительства (ПОС) и проектах производства работ (ППР), и даже в необходимых случаях в технологических картах (ТК) на отдельные виды работ или части зданий (сооружений). Взаимодействие элементов системы строительного комплекса с учетом внешних и внутренних условий функционирования и стратегии развитии определяет направление инновационного развития регионального строительного комплекса на этапе современного состояния развития строительной отрасли.

Инновация предполагает перевод системы из существующего состояния в целевое с учетом отраслевых особенностей в целом строительного комплекса. Основываясь на положении, что инновационный процесс может возникать и распространяться комплексно или по отдельным направлениям в рамках отрасли или экономики, а также в рамках одного проекта или программы возникает необходимость сформировать для каждого уровня управления строительным комплексом и его организациями план инновационного развития. Такой план необходим на каждый временной период (от стратегического плана до оперативного плана). В план следует включать инновационные мероприятия, которые могут обеспечить экономическую эффективность, а все виды рисков были бы сведены к минимуму. Генерирование новых идей мало что дает, если они не обобщены, не классифицированы и не систематизированы с выделением приоритетов, а затем не перешли в стадию внедрения . Каждое инновационное мероприятие можно рассмотреть сначала по направлениям внедрения, таким как технические решения, организационно-управленческие или изменение ресурсной базы. Каждое из мероприятий может обеспечить экономическую эффективность, участвуя во всех или только в части уровней функционирования отрасли. Определение участия в инновационном процессе различных уровней управления и выявляет область использования. Характеристика инноваций и области их использования в свою очередь позволят прогнозировать необходимость и объемы проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Полученные результаты прогнозов по НИОКР помогут выявить способы внедрения в строительное производство через проектирование и создание необходимой производственной базы.

Период внедрения также является характеристикой приоритетности инновационных мероприятий и во многом связан с прогнозируемой областью использования мероприятия. Этапом внедрения можно считать либо этап подготовки, например, НИОКР, проектирование и создание производственных мощностей, проектирование объектов с использованием инновационных решений, подготовка ресурсной базы, либо этап выпуска продукции, готовой к реализации и возвращающей инвестиционные затраты (окупаемость). В качестве окончательного критерия выбора инновационных мероприятий будут источники финансирования или инвестиции и распределение их во времени соответствующему периоду планирования.

Предлагаемый подход может быть представлен в виде плановых мероприятий развития строительной отрасли на всех уровнях управления государственном, региональном, строительных комплексов и отдельных строительных организаций, как процесс поэтапного планирования от стратегического, до производственного (оперативного), с промежуточным уточнением в среднесрочных (тактических) планах .

Планирование инновационного развития на каждом уровне управления и выбранном временном периоде опирается на определенный объем информации о соответствующей внешней и внутренней среде на момент разработки плана социально-экономического развития региона, строительного комплекса или строительных организаций. Выбор методологических подходов планирования, плановых показателей и критериев оценки также определяются видом планов, и изменяется от прогнозных планов или программ к производственным заданиям. Информация о реализации производственных плановых заданий позволяет корректировать планы развития более высокого уровня и уточняться в планах нижнего уровня в зависимости от принятых изменений (корректировок). Кроме того значительный перспективный период планирования (2008-2020 г.г.) по разным причинам может изменить приоритеты регионального развития, направления инновационного развития строительной отрасли, инвестиционные возможности инновационного развития строительного комплекса и каждой организации в основном в зависимости от состояния внешней среды, ресурсной и энергетической обеспеченности.

Методологически видится оптимальным когнитивное моделирование при стратегическом планировании и бальная экспертная оценка мероприятий, включаемых в планы . Среднесрочное (тактическое) планирование может использовать экспертную оценку для ряда мероприятий, а для ряда других мероприятий экономико-математические модели. Годовое и оперативное планирование в строительных организациях учитывает производственную мощность и объем работ по договорам с заказчиками, специализацию, ресурсное обеспечение. Такая информация является основой составления собственных годовых планов (текущих) строительной организации, включающих планы организационно-технического развития и календарных графиков внедрения инновационных мероприятий, влияющих на технико-экономические показатели организации. Выбор технико-экономических показателей для планирования органами высшего уровня управления и конкретными строительными организациями может значительно отличаться, например, для региона приоритетным может оказаться развитие материально-технической базы строительного комплекса или ресурсной базы, а для организации повышение производительности труда. Такое положение не является противоречивым в виду того, что и те и другие инновационные мероприятия в результате направлены на общий положительный экономический результат деятельности строительного комплекса.

Принимая во внимание необходимость снижения экономических рисков в долгосрочной перспективе целесообразно прогнозировать область влияния каждого инновационного мероприятия в отрасли на элементы системы . Исследование системы от появления идеи до ее реализации на протяжении выбранного периода времени может показать в одних элементах положительный эффект, а в других дать отрицательный результат. Различие результатов связано с состоянием внешней и внутренней окружающей среды как отраслевой, так и региональной и в целом регионального строительного комплекса, а также каждой строительной организации различной производственной мощности и специализации. С этой целью предлагаем предварительно на этапе подготовки планов различного уровня управления провести прогнозирование экономической эффективности группы однотипных мероприятий или непосредственно отдельного мероприятия, исходя из объема внедрения, сроков выполнения и возможности совмещения во времени, стоимости затрат и источников финансирования.

Инновационное мероприятие, будучи экономически эффективным в ряде областей применения, в других случаях экономически не приемлемо. Неподготовленность производственной базы, недостаточность материально-технических ресурсов, малый объем регионального внедрения и неподготовленность рынка за пределами региона могут стать причиной не включения таких мероприятий в план. Примером технологических причин ограниченного использования монолитного домостроения в климатической зоне длительного периода времени года с отрицательными температурами является усложнение процессов укладки и уплотнения бетонных смесей и повышение энергетических затрат на сокращение сроков твердения бетона или повышение энергопотребления. В таблице 1 представлена матрица в виде информационной модели прогнозирования основных этапов и результатов инновационного развития строительного производства на каждом уровне иерархии. Каждое мероприятие в соответствии с характеристиками, такими как их направленность на решение технических проблем, организационно-управленческих или ресурсных проходит ряд этапов: подготовительный, внедренческий и инвестиционный. Эти этапы различны по составу, продолжительности и финансированию отдельных мероприятий, а также влиянию на строительное производство. Уровень управления в строительной отрасли, формирующей план инновационного развития при прогнозировании, выделяет только те этапы и мероприятия, выполнение которых необходимо непосредственно на данном уровне управления.

Оценка экономической эффективности инновационного мероприятия проводится с учетом затрат по выбранным критериям. Критерии оценки во многом диктуются горизонтом планирования, уровнем управления и наличием исходной информации. Критерии оценки планов различного уровня управления и различного временного периода должны учитывать и природно-климатические условия региона, его ресурсную базу, привлекаемую в строительный комплекс, и соотношение объектов разного назначения, потребляющие эти ресурсы. Принцип планирования «от достигнутого» поможет определять объемы внедрения инновационного мероприятия, избегая рисков получения в дальнейшем невостребованных объемов внедрения или принять решения о поэтапном внедрении инновации. Особое внимание необходимо уделять при планировании мероприятий, касающихся создания или реконструкции производственных мощностей для инновационных мероприятий, так как дополнительные объемы внедрения увеличивает инвестиционные вложения в неиспользуемые производственные мощности.

Таблица 1 — Информационная модель прогнозирования этапов и результатов инновационного развития: строительство Источник: автор

Каждое инновационное мероприятие имеет определенную направленность (техническое, организационное, ресурсное). Направленность мероприятия влияет на инновационное развитие строительной отрасли в целом, региона и отдельной организации различной производственной мощности, либо на часть из них. Во всех случаях экономическая эффективность инновационного развития определяется значительным количеством взаимосвязанных факторов, прогнозировать которые необходимо на этапе планирования для снижения технических, организационных и инвестиционных рисков . Строительная отрасль, являясь слабоструктурированной системой, как и непосредственно строительное производство, требует не только системного подхода, но и локализации частей системы, встраиваемые в дальнейшем в системы, частью которых они являются. Такой подход позволит результаты, полученные в ходе когнитивного планирования, переводить в экономико-математические модели. Когнитивное моделирование наиболее результативно при стратегическом (долгосрочном) планировании или разработке стратегических программ развития. В свою очередь экономико-математические модели позволяют конкретизировать прогнозируемые результаты в ходе когнитивного планирования по выбранным критериям в тактических (среднесрочных) программах и далее эти результаты в виде исходной информации используются в технико-экономических расчетах в годовом производственном планировании строительных организаций .

Переход от когнитивного моделирования к экономико-математическим моделям может быть также поэтапным. Первоначально рассматриваемые мероприятия оцениваются исполнителем по принятой им для определенных мероприятий бальной характеристике. Далее выбирается наиболее эффективный вариант мероприятия или группы мероприятий по уже принятым критериям. В качестве критериев могут приниматься объем внедрения, изменение трудоемкости, себестоимость укрупненного измерителя объекта, продолжительность строительства, материалоемкость, ресурсообеспеченность, условия логистики, необходимые инвестиции, время внедрения и др. Принятые оценочные критерии должны иметь натуральные измерители или их финансовая оценка. На выбор критериев влияют приоритетные задачи, ставящиеся в ходе инновационного развития, например, связанные с недостатком определенных ресурсов, инженерной инфраструктуры и т.п. Возможна оценка вариантных решений с учетом объемов инновационных мероприятий, их направленности, инвестиций или разной производственной мощности организаций.

Рассмотрим в качестве примера информационную модель прогнозирования этапов и результатов инновационного развития в строительной отрасли для случая получения в результате НИОКР нового вяжущего материала используемого взамен цемента при приготовлении бетонных и растворных смесей и формованию несущих конструктивных элементов зданий и сооружений. Данное инновационное мероприятие относится к числу технических решений, а именно является изобретением. Область использования инновационного мероприятия определяем «повсеместно», что можно применить к таким изобретениям, которые практически меняют основные технологические процессы, технологию и организацию строительства объектов различного назначения. По основным характеристикам появление нового вяжущего материала заменяет один из основных применяемых в строительстве цементов – портландцемент. Несущие и многие другие конструктивные элементы зданий и сооружений используют цемент в составе бетонных и растворных смесей, обеспечивающих их прочностные характеристики. Однако технологические процессы на основе бетонных и растворных смесей при строительстве объектов требуют время на укладку этих смесей в формы (опалубку). Цементы обеспечивают это время без влияния на качество работ. В то же время последующий период времени, необходимый на набор прочности на основе такого вяжущего как цемент, не только продолжителен (28 дней), но и требует определенный температурно-влажностный режим, который строители могут обеспечить в летний период. В остальное время года для ускорения твердения используются мероприятия, требующие дополнительных затрат на тепловую энергию и специальное оборудование. Вывод напрашивается, что новое вяжущее должно обладать целым рядом новых свойств, а именно существенно сокращать сроки твердения, но обязательно сохранять период времени без твердения, необходимый для технологических операций, таких как укладка и уплотнение смесей до начала твердения.

Если обратиться к матрице (см. табл.1), то техническое решение получения нового вида вяжущего, будет уровнем изобретения, которое необходимо рассматривать в двух направлениях на уровне НИОКР, как непосредственно создания вяжущего с новыми дополнительными характеристиками и как изменения в строительном производстве. На этапе внедрения потребуется проектирование и создание производственных мощностей для выпуска нового вяжущего или решить вопрос использования существующей производственной базы путем ее реконструкции, появится потребность внесения изменений в технологические процессы строительного производства и его организацию, подготовку кадров, оборудование, транспорт и т.п. Период внедрения должен определяться стратегическими, среднесрочными и далее оперативными планами. Внедрение такого инновационного мероприятия возможно на уровне строительной отрасли, региона или строительного комплекса, а поэтому потребуются и различные инвестиции как государственные, так и частные. Период времени, уровень управления и инвестиции для внедрения во многом определятся сложностью предложенного технического решения и объемом внедрения. В свою очередь появилась бы реальная возможность изменить скорость возведения объектов, за счет сокращения продолжительности технологических процессов, уменьшить потребность в энергетических ресурсах и дополнительные эффекты, позволяющие в целом снизить себестоимость строительств.

Заключение . В современных условиях в России инновации выступают одним из ключевых факторов экономического развития. Инновационное развитие России это комплекс взаимосвязанных проблем, среди которых выделяют ряд фундаментальных проблем, возникающих при осуществлении инновационной деятельности и управлении ею. К ним относят и необходимость координации действий разных участников инновационной деятельности в силу того, что мотивы и интересы их в большинстве случаев не совпадают.

Формирование инновационной политики реализуется государственными структурами, отвечающими за стратегию развития экономики в целом. Органы государственного и регионального управления инновационной деятельностью не только формируют инновационную политику, но и обеспечивают ее реализацию.

Каждая отрасль экономики представляет сложную социально-экономическую систему, имеющую определенную структуру управления. Развитие всех отраслей, в том числе и инновационное, неразрывно связано с инновационным развитием строительной отрасли. Инновационное развитие строительной отрасли создает возможность более эффективного использования инвестиций других отраслей экономики в свое развитие в целом, в тои числе и инновационное.

Строительство это одна из наиболее сложных, вероятностных и открытых отраслей экономики. Создание строительной продукции сопровождается взаимодействием участников строительства: инвесторов, заказчика, подрядчика, финансирующих организаций, проектировщиков, поставщиков материально-технических и энергетических ресурсов, обслуживающих организаций, надзорных органов, отслеживающих качество строительства и соблюдение нормативных актов.

Каждая вероятностная ситуация несет риск определенного характера, который надо прогнозировать и предотвращать его последствия не только там, где он проявился, но и в той системе управления, которая взаимодействует с рассматриваемой ситуацией. Принимая во внимание необходимость снижения экономических рисков в долгосрочной перспективе целесообразно прогнозировать область влияния каждого инновационного мероприятия в отрасли на элементы системы .

Исследование отраслевой системы от появления идеи до ее реализации на протяжении выбранного периода времени может показать в одних элементах положительный эффект, а в других дать отрицательный результат. Необходимо прогнозировать экономическую эффективность, как результат внедрения каждого инновационного мероприятия на этапе планирования.

Информационные модели прогнозирования основных этапов и результатов инновационного развития строительного производства помогают выявить многие характеристики мероприятий в соответствии с их направленностью на решение технических, организационно-управленческих или ресурсных проблем на этапах: подготовки, инвестирования и внедрения. Эти этапы различны по составу мероприятий, продолжительности их выполнения и объему финансирования, а также влиянию на строительное производство. В планы включают мероприятия, выполнение которых необходимо непосредственно на данном уровне управления. Оценка эффективности инновационного мероприятия проводится с учетом затрат по выбранным критериям. Критерии оценки во многом диктуются уровнем управления, горизонтом планирования и наличием исходной информации.

Список литературы

  1. Абрамов С.И. Организация инвестиционно-строительной деятельности. –М.:Центр экономики и маркетинга, 1999. – 240 с. (с. 109-141)
  2. Баркалов С.А., Мещерякова О.К., Курочка П.Н., Колпачев В.Н. Основы научных исследований по организации и управлению строительным производством: Учеб пособие. В 2-х ч. Ч. 1 – Воронеж, 2002. – 416 с.
  3. Брюс, Энди. Инновации: Пер.с анг. / Э. Брюс, Д. Берчелл. – М.: Дело и Сервис, 2010. – 240 с. – Доп. лит. Л. Англ. – (серия «Секреты успеха»).
  4. Васильев В.П. Управление инновациями: учеб пособие. – М.: Дело и Сервис, 2011. – 400 с.
  5. Гладилин А.В. Эконометрика: учебник / А.В. Гладилин, А.Н. Герасимов, Е.И. Громов. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 297 с. (Высшее образование)
  6. Король С.П, Шувалов А.А., Бабенко Е.В. Инновационная деятельность в региональном строительном комплексе как объект управления //Региональная экономика: теория и практика, 2013, № 16 (295). С. 2-10.
  7. Левчаев П.А. // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - . Номер статьи: 3808. Дата публикации: 2014-05-29 . Режим доступа: https://сайт/article/3808/
  8. Орлов А.И. Эконометрика: учебник для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 572 с.
  9. «О Программе социально-экономического развития Краснодарского края на 2013-2017 годы». Закон Краснодарского края от 09 июля 2013 года N 2767-кз С.440. URL: http://docs.cntd.ru/document/460150569
  10. Стратегия развития строительного комплекса Краснодарского края до 2020 года // http://www.depstroi.ru/files/strategdskk.pdf.
  11. Хрусталев Е.Ю., Макаренко Д.И. Когнитивные технологии в теории и практике стратегического управления // Проблемы теории и практики управления, 2007, № 4. – С. 25-33 с.
  12. Charman, Projekt Risk Management/John Willile, Jnc., 1997/ — 322 p.

References

  1. Abramov S.I. Organization of investment and construction activities . Moscow. Centre for Economics and Marketing, 1999. 240 p. (pp. 109-141).
  2. Barkalov S.A., Meshherjakova O.K., Kurochka P.N., Kolpachev V.N. Basic research on the organization and management of building production . Textbook allowance. In 2 hours. Part 1 Voronezh, 2002. 416 p.
  3. Brjus, Jendi. Innovation . Per.s Eng. Business and Services, 2010. 240 p.
  4. Vasil’ev V.P. Management of innovation . study guide. M . Business and Services, 2011. 400 p.
  5. Gladilin A.V. Econometrics, the textbook . Phoenix, 2011. 297 p.
  6. Korol’ S.P, Shuvalov A.A., Babenko E.V. Innovatsionnaya activities in the regional construction complex as a control object . 2013, № 16 (295), pp. 2-10.
  7. Levchaev P.A. On the construction of an innovative model of development of the Regions . № 2 (38). Article ID: 3808 Date: 05/29/2014. Access: https://сайт/article/3808/
  8. Orlov A.I. Econometrics, a textbook for high schools . Rostov n / D: Phoenix, 2009. 572 p.
  9. On the Program of socio-economic development of Krasnodar region for 2013- 2017 . Krasnodar Kray Law of July. 9, 2013 N 2767-CP P.440 URL: http://docs.cntd.ru/document/460150569 .
  10. The development strategy of building complex of Krasnodar territory till 2020 . http://www.depstroi.ru/files/strategdskk.pdf. 11.
  11. Khrustalev EY, Makarenko D. Cognitive technology in theory and practice of strategic management . 2007, № 4. pp 25-33.
  12. Charman, Projekt Risk Managemen,. Jnc., 1997. 322 p.

Строительная отрасль России требует постоянной работы над ее развитием, устранением существующих преград и проблем. Вполне логично, что для решения таких задач составляется подробный план действий, в котором прописывается стратегия развития строительного сектора. На сегодня в таком документе учтены все планируемые мероприятия в области строительства до 2030 года. При этом упор делается на постепенное достижение целей, в небольших промежутках — до 2020 и 2025 годов.

Создание стратегии инновационного развития вызвано появлением новых вызовов, с которыми приходится сталкиваться строительной отрасли. Среди них:

  • Повышение общей конкурентоспособности на рынке.
  • Активное внесение изменений в технологическую сферу. При этом инновации выходят на первые роли, создается мощная технологическая база, основанная на применении инновационного оборудования. Последние годы внедряются нанотехнологии, информатика и биотехнологии.
  • Повышение роли человеческих инвестиций как главного аспекта развития.
  • Постепенное снижение влияния экспортно-сырьевой базы в сфере экономического развития по причине колебаний на энергорынке. Как следствие, для развития строительной области важно успеть переориентироваться с бюджетного финансирования на инвестиции извне. При этом главная цель — привлечение денег от населения.
  • Проблемы, связанные с появлением большого числа преград административного характера. Появляются реальные сложности с получением земельных наделов, в упадке находится инженерная и транспортная инфраструктура.

Упомянутые выше вызовы требует оперативного решения. Наличие стратегии развития гарантирует решение многих проблем в отрасли уже к 2020 году.

Цели и прогнозы

В составленном документе выделены главные приоритеты, которых будет придерживаться государство вплоть до 2030 года. Определен вектор в государственной политике, ключевые задачи, а также показатели, которых необходимо достигнуть до подведения итогов. При этом главной целью руководства и правительства страны был и остается упор на сектор инновационного развития с сохранением высокого уровня безопасности и комфортабельности строительных объектов. Отдельное внимание уделяется финансовым, экономическим, техническим и правовым механизмам.

Как и в любой стратегии, правительством рассматривается два варианта развития событий. Первый из них подразумевает базовый сценарий, когда реальные показатели проекта будут достигнуты к 2020 и последующим годам. Существует и оптимистичный вариант. Он подразумевает достижение более высоких результатов в следующих областях:

  • производительность труда;
  • объем выполняемых работ;
  • увеличение объема основных фондов;
  • повышение доли строительного сектора в общем ВВП;
  • снижение уровня износа ключевых фондов;
  • изготовление и рост импорта главных продуктов строительного сектора;
  • рост численности людей, которые будут заняты в строительных работах;
  • повышение уровня комфортабельности недвижимости для жителей РФ.

Где планируются изменения?

До 2030 года планируется проведение большой работы в наиболее проблемных направлениях:

  • жилищное строительство;
  • инженерные изыскания;
  • градостроительство;
  • проектирование в архитектурно-строительном секторе;
  • производство стройматериалов, строительного оборудования и техники;
  • техническое и государственное регулирование;
  • кадровое регулирование;
  • саморегулирование;
  • отраслевая наука;
  • ведение статистического учета.

Решение всех поставленных задач реально. Все, что требуется — слаженная работа государственных институтов.

В Минстрое России обсудили проект Стратегии инновационного развития строительной отрасли до 2030 года (далее – Стратегия) . Об этом сообщается на официальном сайте ведомства.

Стратегия определяет приоритеты и основные направления госполитики в строительной сфере (инженерные изыскания, проектирование и строительство), задачи, мероприятия и целевые показатели развития строительной отрасли в России на период до 2030 года. Так, целью госполитики в этой сфере определено формирование безопасной и комфортной среды жизнедеятельности, обеспеченной высокими стандартами проживания, эффективными финансово-экономическими, техническими, организационными и правовыми механизмами в рамках совершенствования программ социально-экономического развития, укрепления национальной безопасности и пространственного развития РФ.

Необходимость разработки Стратегии ее авторы обосновывают рядом факторов, в числе которых: усиление глобальной конкуренции; новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций; возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития; необходимость переориентации финансирования с бюджетного на инвестиционное; наличие высоких административных барьеров, искусственный дефицит земельных участков, недостаточное развитие транспортной и инженерной инфраструктур, а также дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров.

В составе Стратегии предполагается выделить несколько функциональных блоков, включая: жилищное строительство, градостроительство, инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, техническое регулирование и госрегулирование, кадровую политику, отраслевую науку и т. д. Впоследствии для каждой из этих подотраслей Минстрой России намерен разработать локальную стратегию.

Также Стратегия будет включать оценку состояния отрасли строительства, приоритеты и задачи и целевые показатели развития по разным вариантам долгосрочных прогнозов. В нее планируется включить и план мероприятий ("дорожную карту") по достижению целей инновационного развития.

Ожидается, что реализация основных мероприятий, предусмотренных Стратегией, будет способствовать:

  • созданию безопасной и комфортной среды жизнедеятельности граждан РФ, обеспеченной высокими стандартами проживания, эффективными финансово-экономическими, техническими, организационными и правовыми механизмами;
  • сохранению или увеличению доли строительной отрасли в ВВП, федеральном и региональном выпусках товаров и услуг;
  • увеличению производительности труда в строительной отрасли в два раза к 2030 году;
  • повышению интегрального индикатора результатов развития строительной отрасли – индекса качества градостроительной среды до среднеевропейского уровня;
  • достижению всех целевых показателей развития строительной отрасли в России на долгосрочный период.

Участники заседания высказали свои замечания и предложения по подходам к разработке Стратегии. Предполагается, что профессиональное и экспертное сообщество примет активное участие в доработке проекта документа.