Согласно китайским картам, весь Дальний Восток России - территория КНР, а в официальных учебниках истории в Китае утверждается, что «Сибирь - временно утраченная территория Поднебесной».

Китайские древние территории

Конечно, официальная китайская карта мира, никак не отражает претензий Китая на Сибирь и весь Дальний Восток России. Точно так же, как официальные карты России и официальная позиция России никак не отражали претензий России на Крым и Новороссию еще в 2013 году. Референдум в Крыму и «воссоединение» его с Россией провернули всего за 2 недели. Китай готов потратить на возвращение «временно утраченных территорий Поднебесной» чуть-чуть побольше времени.

В историографии Китая существуют отдельные направления, большое внимание уделяющие территориальным вопросам и проблемам эволюции границ Китая. В разные периоды истории эти научные школы, то приобретают, то теряют свою популярность. Так, некоторые исследователи считают, что территориальный вопрос с Россией не улажен до сих пор, а часть территорий, ныне входящих в состав Российской Федерации и Казахстана были в свое время захвачены Российской империей у Китая.

Уже вскоре после провозглашения Китайской Республики - в 1916 и 1932 гг. появились книги, основной идеей которых стало «возвращение утраченных территорий»: Дальнего Востока от Камчатки до Сингапура, Бутана, частей Афганистана, Индии и т. д. Это было связано с тем, что руководство Китая, являвшегося частью империи Цин (1644-1912гг.), предъявило претензии на всю территорию этой империи после её развала и на все земли, господство над которыми декларировали императоры согласно древнекитайской геополитической концепции. «Утраченные территории» составляют более 10 млн кв. км. Это превышает территорию КНР (9,6 млн кв. км).

Мао Цзэдун также придавал большое значение этому вопросу. Мао выдвинул глобальную цель: «Мы должны покорить земной шар… По-моему, важнее всего наш земной шар, где мы создадим мощную державу». Это привело к пограничным конфликтам - Китайско-Индийский пограничный конфликт 1962 года, Китайско-Индийский пограничный конфликт 1967 года, Китайско-Советские пограничные конфликты на о. Даманский, Китайско-Вьетнамская война 1979 года, инциденты у японских островов Рюкю (архипелаг Сенкаку).

В наше время эти претензии на внешнеполитической арене не декларируются, но озвучиваются внутри КНР, а в истории этот подход сохранился.

Китайская народная республика форсированными темпами строит дороги на границе с Россией. Коммуникации понадобятся Поднебесной для быстрой переброски войск в случае вооруженного конфликта с РФ. Наша страна, по мнению экспертов, не способна дать отпор страдающему от перенаселения южному соседу и может потерять Дальний Восток и Сибирь. Тем не менее, как полагают специалисты, на данном этапе приоритетными направлениями внешней политики КНР в среднесрочном периоде останутся Тайвань, Юго-Восточная Азия и Внешняя Монголия. Кроме того, авантюрная внешняя политика Путина, направленная на конфронтацию с Западом, создает благоприятные для Китая условия для мирного «освоения» этих территорий китайцами.

В последнее время в российском сообществе все активнее обсуждается тема китайской экспансии, вплоть до сценариев военного конфликта. С одной стороны, наблюдается перенаселенность северокитайских территорий, с другой – полупустые территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. В связи с малонаселенностью этих регионов и заселением их легальными, а во многих случаях, нелегальными китайскими мигрантами, Россия может оказаться перед тем фактом, что китайцев в Сибири и на Дальнем Востоке будет больше, чем россиян. Не исключено, что потом, когда китайцев здесь будет больше, чем россиян, фактически эти территории будут контролироваться Китаем, юридически оставаясь за Россией.

Речь здесь идет, в первую очередь, о демографической экспансии. В РФ не налажен точный статистический учет китайских мигрантов, между данными разных ведомств имеются расхождения. По сведениям Федеральной миграционной службы в Россию ежегодно въезжает не менее 300 тыс. китайцев, по сведениям ФСБ – в 2 раза больше. Возвращается обратно лишь половина. Согласно данным УФМС России, на 2009 г. имели временную регистрацию 235 тыс. граждан КНР, еще 103 тыс. китайцев временно работали по трудовым квотам на российских предприятиях. Если к ним прибавить китайцев, получивших российское гражданство, и находящихся в РФ нелегально, то численность их составит более полумиллиона человек.

Пяти династий и десяти царств

В связи с нарастанием темпов экономического роста в Китае, потребность Китая в сырье будет только нарастать. Таким образом, Россия все теснее и теснее привязывая свою экономику к гигантскому восточному соседу, постепенно окажется его сырьевым придатком. Россия рассматривается Китаем, прежде всего, как огромный источник сырьевых ресурсов. Так, в 2009 г. была утверждена программа регионального сотрудничества между Восточной Сибирью и Дальним Востоком со стороны РФ и северо-восточных провинций КНР, предусматривающая реализацию совместных проектов в инфраструктуре и экономике обеих стран. По принятой программе на территории России будет создано множество предприятий с привлечением китайской рабочей силы. При этом большая часть продукция будет уходить в Китай. На ближайшие годы запланирована масса совместных проектов в гидроэнергетике, лесной, горнодобывающей, нефтегазовой отраслях, выгодных, прежде всего Китаю. Следовательно, все идет к тому, что азиатская часть России будет постепенно переходить в собственность КНР.

После визита президента Владимира Путина в Китай в конце мая 2014 года, в ходе которого был подписан 30-летний контракт на поставку газа из РФ в Китай на 400 миллиардов долларов, ожидается резкий всплеск китайской экспансии в Россию. Путин в ходе этого визита заявлял, что Россия заинтересована в участии китайского бизнеса в развитии Дальнего Востока. При этом он подчеркивал, что для двух стран важно не только торговать, а «формировать прочные технологические, индустриальные альянсы, привлекать инвестиции в инфраструктуру и энергетику, совместно продвигать научные исследования, гуманитарные связи, закладывать прочный фундамент устойчивого развития наших торгово-экономических связей на перспективу».

После этого визита Путина в Пекин российское правительство фактически одобрило дальнейшую экспансию Китая на Дальний Восток. В кабмине готовы закрыть глаза на массовое переселение граждан КНР в этот российский регион, если они там будут заниматься созданием производств, пишет «Московский комсомолец» . Об этом шла речь на совещании у премьера Дмитрия Медведева 2 июня 2014 года, посвященном развитию Дальнего Востока. Подборку статьей в российской прессе на эту тему публикуют «Заголовки».

Глава Минвостокразвития Александр Галушка доложил на совещании, что законопроект о территориях опережающего развития предусматривает возможность привлечения в них иностранной силы в обход установленных квот. При этом Галушка отметил, что Китай заинтересован в экспорте трудовых ресурсов, иными словами — рабочей силы на Дальний Восток. В нынешнем году квота для входящих в ДФО Хабаровского и Камчатского краев составила немногим более 27 тысяч человек. По планам ведомства Галушки, через 10 лет население Дальнего Востока должно увеличиться на миллион человек, и в него войдут как российские работники, так и иностранцы.

ЧИСТОКРОВНЫЕ РУССКИЕ ГЕНЫ

В мифе о «славянских корнях русских» учеными России поставлена жирная точка: ничего от славян в русских нет.
Западная граница, до которой еще сохраняются истинно русские гены, совпадает с восточной границей Европы в средние века между Великим Княжеством Литовским и Русским с Московией.
Эта граница совпадает как с изотермой средней зимней температуры -6 градусов по Цельсию, так и с западной границей 4-й зоны морозостойкости USDA-зон.

ТРИЕДИНСТВО РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Три источника и три составных части современной русской культуры:
1. Европеизированная культура русского дворянства, берущая начало в Золотой Орде и Великой Империи монголов.
2. Еврейская культура ашкенази - восточно-европейских евреев.
3. Культура малограмотных русских крестьян и мещан.

Постсоветская русская культура начала XXI века формируется из советской культуры, в которую возвращаются элементы культуры Российской империи. Это связано с предсказанным еще в 1936 году Львом Троцким выделением и формированием из люмпенизированного населения уничтоженных большевиками сословий: дворян, буржуа, рантье, предпринимателей, чиновничества и самодостаточной интеллигенции.

Китайская экспансия неизбежна

В КНР считают, что лучше ядерная война,
чем коллапс изнутри

Монгольская династия Юань была свергнута в результате крестьянского восстания Красных Повязок. В 1368 году Чжу Юань-чжан провозгласил создание империи Мин и стал её первым императором. Новых владык Китая интересовала лишь Поднебесная и только она. Земли за поднебесной интереса не вызывали. Чжу Юань-чжан распустил доставшуюся ему в наследство Империю с мотивировкой, подобной той, которая через 623 года подвигла Ельцина распустить Советский Союз, созданный русскими на территории трех улусов империи Монголов, которые китайцы эпохи империи Мин добровольно контролировать перестали но которая во времена династии Юань подчинялась Пекину. И в Пекине это прекрасно помнят сегодня и ни на минуту не забывают! Называя Россию не иначе, как младшей сестрой и считая младшей сестрой Китая. Не братом, не старшей сестрой, не сестренкой-ровесницей, а младшей сестрой. За которой старший брат (Китай) должен строго приглядывать и управлять ее жизнью. Поэтому действия Путина по переносу партнерства России из Европы в Пекин в Китае воспринимаются как возвращение отпущенных китайцами добровольно «в свободное плавание» территорий под материнское лоно. Младшая сестра вернулась в свою семью на Востоке. Младшая сестренки Китайцев Великая Степь, простирающаяся от Владивостока до Карпат, погуляв и набедокурив, добровольно вернулась под патронаж и строгий контроль Старшего Китайского брата. Который будет с не строг - как и положено в китайской традиции Старшему Брату. Чтоб не гуляла, голову не теряла и дурью не маялась не только пожурить, но и вздуть можно…

Делая Китай стратегическим (как ему кажется) партнером России, Путин превращает Россию не просто в сырьевой придаток Китая, а в китайскую провинцию или провинции - частью одной из которых во времена Золотой Орды Россия являлась. Полной подчинение младшей сестренки России Китаем будет идти быстро и неотвратимо. Какие именно формы будут при этом использоватся? Самые разнообразные от заселения пустующих регионов китайцами и постройки суперсовременных городов с населением милллион и более человек (русские Сибирь и Дальний восток за пятьсот лет после «покорения Ермаком» так и не заселили и не освоили, а китайцы освоят-заселят) до политической и экономической зависимости, которая будет полная. Да говоря объективно, иначе и быть не может с любым сырьевым придатком и вообще продавцом любого товара, для сбыта сырья имеющим лишь одного покупателя…

Зависимость младшей сестренки России от Старшего Брата Китая, благодаря деяниям Путина, после неизбежного в течение нескольких лет коллапса цен на газ и нефть, индуцируемого Западам, будет полной и всеобъемлющей.

Коллапса России не будет - Китай не допустит. Произойдет совершенно иное растворение России в полуторамиллиардном Китае.

Таким образом, захват Крыма резко меняет геополитическую карту мира. Границы Европы, которые Татищевым были передвинуты на Урал, вернулись к Днепру и Дону - туда, где их проводил еще Геродот. Мир белого (или, выражаясь политкорректнически, бледнолицего) человека, в Евразии считавшийся простиравшимся от Чукотки до Франции, с присоединеним Крыма к России УМЕНЬШИЛСЯ в много раз. Азия (в китайском обличье) разом распространилась до Северного Ледовитого Океана и Урала, а спустя недолгое время придет в Москву. Думая, что восстанавливает Советский Союз, Путин восстанавливает территорию, подчинявшуюся монгольским императорам империи Юань. Которые окитаились настолько, что Марко Поло, проживший при дворе Кубилай-хана десятиления, ни разу не упомянул, что владыки были монголами а называл их китайцами. Из Пекина московские власти вскоре будут получать ярлыки на правление, как при Орде. Уже с следующего года китайский язык следует вводить в качестве обязательного для обучения в Российских университетах. Китайский язык станет сначала вторым госдуарственным языком на территории бывшего Сибирского Ханства, потом в качестве второго государственного по всей русской провинции, ну а затем и единственным государственным языком. Присоединение России к Китаю, путем референдума, который проведен будет под оком вежливых желтеньких человечков, подобного крымскому, или без референдума - вопрос 15-ти, максимум 20 лет. На какое-то время Путин (который из коммунистической партии, согласно его биографии не выходил никогда) станет руководителем Китайской Компартии провинции Русь - не будем забывать, что правит в современном Китае компартия. Коммунисты России под руководством Зюганова объединение с Китайскими коммунистами будут приветствовать потому, что они снова станут в стране единственной партией. Партией Мао и Ленина!

Каким образом начнется заселение России китайцами? Например, Китай может потребовать от России безвизового режима. Того самого, сохранение которого Россия требует от Украины. Поскольку Федерация с начала конфликта с Западам полностью зависит от Китайских закупок сырья, от такого предложения, от которого нельзя отказаться, она отказаться не сможет. В результате уже через год в России может жить двадцать-пятьдесят-сто миллионов китайцев. Которые будут трудолюбиво работать: Превращать в поля тайгу и болота, строить суперсовременные города, прокладывать сверхскоростные железные дороги и автострады…. Предоставление работающим в России китайцам гражданства в ускоренном режиме (подобном устроенному для Депардье) - следующее легитимное требование. После чего поступит требование проведения референдумов во всех регионах России, которые будут один за другим отходить к Китаю. Мирно и просто, в соответствии с прецедентом приссоединения Крыма. Вариантов немало, но итог всех вариантов будет один. Россия растворится в Китае…

Описанный ход событий в том случае, если Путин не пойдет на попятный, представляется неизбежным, естественным. Хорошо это или плохо с точки зрения Федерации? Ответы могут быть разные, в зависимости о взглядов того или иного читателя. Хорошо это или плохо с точки зрения Бога и человечества? С точки зрения Цивилизации Белого Человека это колоссальное усиление Азии. Если считать русских славянами а не народом степей и стало быть гуннами (они же и фино-угры) предательство Путина славянских народов, и белой расы и созданной людьми с белым цветом кожи цивилизации является одним из самых подлых предательств которые когда-либо бывали (хотя сам Путин, который на исторический факультет на лекции не ходил, этого не подозревает - так же как и ликующий от приссоединения Крыма русский «славянский» а в действительности многонациональный народ). Компартия России (руководство которой Путиным и Зюгановым в провинции русских Китайские руководители, возможно, сохранят на какое-то время) станет компартией одной из провинций, чем то вроде компартии Украины в бытность Союза. Россия превращается в придаток Китая, площадь которого сожмется до Московского Княжества времен Ивана Великого Третьего, а может быть даже всего лишь и до границ Калиты. Русский народ в Сибири и на дальнем Востоке растворится в китайцах, в Московии же станет одним из малых ничего не производящих этносов, влияния на мировые события и даже на Поднебесную (маленькой неотъемлемой частью которой станет) не оказывающим никакого.

Однако с точки зрения сохранения человечества и с точки зрения Господа Бога ничего страшного от перехода России под китайский протекторат не произойдет. Наоборот - Апокалипсис, к которому ведет человечество Путин, не состоится. За свою пятитысячелетнюю историю Китай никогда не был агрессором, территория Монгольской Империи ему досталась как добровольный подарок монголов, очарованных китайской культурой. Китай заинтересован в сотрудничестве а не в территориальной экспансии. А значит - установится новый баланс. Гармония между Азией от Пекина до Дона, и Европой от Днепра до Ламанша.

Процесс поглощения России Китаем после того, как он избран Россией, как кажется Путину, Генеральным Партнером, а в действительности Повелителем, может происходить медленно (в течение лет пятнадцати), а могут и намного быстрее. Если, сделав Россию младшей сестрой Китая, Путин попробует продолжить военные шалости, ему из Пекина строго погрозят пальцем. А если Путин и его окружение продолжат традицию воровства, лжи, лицемерия (пороков согласно, Конфукцианской традиции наихудших, обнаружив которые чиновников в Китае беспощадно расстреливает) Путин и сотоварищи кончит жизнь публично казненными площади Тяньаньмынь. Или на Красной… Не за преступления перед человечеством (к которым конфуцианский Китай относится философски), а за расхищение достояния ворами и жуликами, которым по китайским законам полагается смертная казнь.

Сказанное не фантазия и не краткое содержание сериала из жизни пришельцев, а будущее Федерации, если Путин не изменит выбранную им для России дорогу, которое произойдет неминуемо. А чтобы этого не было, Путину сотоварищи еще не совсем поздно задуматься. Поконсультироватся не только с паханами-генералами и подельниками, но и с учеными, с историками, с независимыми от него аналитиками. И прекратить экспансионискую паранойю.

ГРАЧИКОВ Е.Н. кандидат политических наук, социологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова ([email protected])

Термин “национальные интересы” в китайском языке имеет двойное содержание: государственные интересы в контексте международной политической структуры, т.е. интересы государства-нации, что в английском языке передается термином «National Interests», который имеет антипод в виде интересов организации, международных или мировых интересов. Другим значением является внутриполитическое содержание государственных интересов, которое отражает интересы правительства или представляемые правительством интересы всего государства.

После провозглашения Дэн Сяопином политики реформ и открытости (1978) Народно-освободительная армия Китая (НОАК) одна из первых приступила к изучению глобальных трансформаций, происходящих в мире, и формулированию национально-государственных интересов страны в 21 веке. При разработке новых, отвечающих современным требованиям, стратегий и теорий военные ученые КНР столкнулись с проблемой отсутствия в Китае на общегосударственном уровне какой-либо концепции национальной безопасности, утвержденной верховной политической властью в лице Всекитайского собрания народных представителей или съезда КПК, где были бы четко сформулированы государственные и национальные интересы КНР.

Вопросы государственных интересов в научном сообществе Китая впервые были поставлены в 1987 году на шанхайской научной конференции по теории международных отношений. Тогда многие считали, что у Китая не может быть других государственных интересов, как кроме классовых. Но и в середине «нулевых» годов уже 21 века некоторые ученые не признавали, что за пределами границ Китая могут быть ее интересы. Они считали, что все интересы страны находятся на собственной территории. Такой взгляд тесно связан с историей. «В новое время Китай подвергался жестоким унижениям со стороны Запада. Империалистические державы действовали в ущерб национальным интересам Китая, растоптали ее суверенитет, на территории Китая преследовали национальные интересы своих стран. Вследствие этого, на протяжении длительного времени в нашем сознании преследование каких-либо интересов за рубежом имело смысл нарушения прав и даже агрессии, экспансии и попрание суверенитета других стран. Хотя большинство китайских ученых признают двойное содержание национальных интересов, но под ним они понимают только интересы нации и классовые интересы. Такое содержание, как особые интересы или обычные интересы все еще не включалось ими в понятие внутренних или внешних национальных интересов Китая».

Одной из первых теоретических исследований проблем государственных интересов стала монография научного сотрудника Академии военных наук Китая Хун Бина. Он рассматривает интересы страны c точки зрения удовлетворения потребностей экономического развития, политической стабильности, обороны и безопасности, единства и повышения международного авторитета. Понятие «государственные интересы», по мнению ученого, достаточно абстрактное, объемное и представляет определенные трудности для описания его полного содержания. В целях упрощения анализа Хун Бин, наряду с другими китайскими учеными, выделяет только два наиболее существенных государственных интереса: выживания и развития, которым подчиняются все остальные второстепенные интересы.

Китайские специалисты отмечают шесть факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование государственных интересов: территория государства, его безопасность, суверенитет, развитие, стабильность и достоинство. Ряд ученых формулируют семь видов государственных интересов: сохранение политической системы, экономическое развитие и процветание общества, научно-техническое развитие, государственная безопасность и стабильность общества, образовательная система и культурные традиции, ресурсная и территориальная полнота, внешняя независимость и самостоятельность.

Особым элементом государственных интересов является достоинство государства – guojia zunyan 国家尊严, которое означает твердое отстаивание в международном сообществе занимаемого страной положения и защита ее престижа за рубежом. Оно означает признание другими странами международного положения, международного влияния и международного образа страны. Достоинство государства относится к так называемым «невидимым» (wuxing 无形) государственным интересам и означает весомость занимаемого положения в глазах других участников международного процесса. Это необходимое любому государству «почтительное отношение» (liyu礼遇) и «национальный престиж» (guoge国格). В каком-то смысле достоинство государства сравнимо со своего рода силой, возможно, «мягкой силой» государства на мировой арене. Утрата достоинства означает потерю «чувства государства» (qinggan情感) и «субстанции государства» (wuzhi物质), что прямым образом влияет на безопасность и развитие государства. Защита достоинства является делом жизни и смерти государства. Чувство собственного достоинства каждого человека выражается в достоинстве и величии страны.

Иерархия государственных интересов (здесь должна быть таблица)

Возрастание интересов государства по значимости.

Основные интересы по возможным угрозам: интересы выживания, важные интересы, главные интересы, второстепенные интересы.

Защита территории (интересы нац.безопас.), защита экономических интересов, борьба за благоприятную мировую обстановку, интересы роста.

Данное разделение является весьма условным. Например, «интересы выживания» так же, в свою очередь, можно разделить на «важные» и «главные», а разница между последними представляется достаточно условной.

Основные особенности государственных интересов

Особенности государственных интересов определяются их отличительными чертами и характерными свойствами, среди которых выделяют шесть главных.

1) Политичность — zhengzhixing 政治性. Основные потребности государства, как политической субстанции. Эти потребности соотносятся с понятиями «все государство» (zhengge guojia整个国家) и «весь народ» (quanti guojia全体民众). На Западе государственные интересы понимаются и определяются исходя из интересов индивидуума. На Востоке – интересы человека формируются исходя из интересов государства, личные интересы подчиняются государственным.

2) Национальность — minzuxing 民族性. Означает, что потребности государства рассматриваются с точки зрения нации, т.е. одной или нескольких этнических общностей, составляющих единое целостное культурное образование.

3) Многообразие — duoyangxing 多样性. Указывает на множественность основных составляющих элементов. Каждый интерес не является чем-то простым по структуре, а соотносится с различными сферами общественной жизни и сложными социальными связями и отношениями и представляет собой органическое целое. Многообразие несет в себе такие смыслы, как «комплексность» (zonghexing 综合性) и «целостность» (zhengtixing 整体性) или одним словом «совокупность» (zonghexing总和性).

4) Уровневость, градация — cengcixing 层次性. Данное свойство означает, что кроме горизонтальных связей 横向联系 между составляющими государственный интерес элементами, еще имеются и вертикальные纵向联系 (вспомним стратегию Цзунхэн 纵横 – союз по горизонтали и вертикали). В системе интересов представлены «верхние слои интересов» biaoceng liyi 表层利益и «нижние слои интересов» shenceng liyi 深层利益, которые между собой взаимосвязаны.

5) Верховенство — zhishangxing 至上性. Верховенство государственных интересов – это высший принцип, которым должно руководствоваться государство при регулировании отношений с другими странами и, в соответствии с которым, никому не разрешается присваивать эти интересы, разделять и попирать их. Любое государство в вопросах отстаивания своих интересов должно проявлять особую бдительность (jingtixing警惕性) и даже “враждебность” (diyi敌意). Вне зависимости от того, кто занимает пост главы государства или правительства, сфера национальных интересов всегда рассматривается, как «запретная зона» (jinqu禁区), где никому из руководителей не позволено идти на уступки. В противном случае при определенных исторических условиях руководитель может стать «предателем» maiguozei卖国贼. Такими примерами могут служить подписание Ли Хунчжаном «Договора Магуань» 马关条约 и «21 статьи» 二十一条 бэйянским (пекинским) правительством.

6) Компенсационность — buchangxing 补偿性. В процессе международных контактов можно видеть, как какое-либо государство, исходя из своих потребностей, идет на уступки в вопросах государственных интересов. Например, уступает часть своей территории, идя против совести, подписывает не выгодные для себя условия, временно отказывается от союзников, на короткое время откладывает осуществление некоторых необходимых для государства программ развития. Государство жертвует какими-либо интересами для защиты или получения взамен более интересных и важных выгод.

Таким образом, данное качество государственных интересов проявляется в ситуациях, когда государство заключает объективно не выгодные в настоящее время соглашения, твердо рассчитывая получить больше выгод в будущем. Такие действия соответствуют древней китайской мудрости, которая звучит так: “пожертвовать пешкой, чтобы сохранить ладью” diuzu baoju丢卒保车, или другой её вариант: “пожертвовать ладьей, чтобы защитить короля” diuzu baoshuai丢卒保帅. Оба означают: поступиться малым ради сохранения большего. В международной практике многие рассматривают «компенсационность» как «терпеливость, сдержанность» 自制性 в том смысле, что у партнера имеются свои законные государственные интересы, которые он вправе отстаивать.

Причины возникновения необходимости применения принципа компенсации.

1. Существует многообразие и категории государственных интересов, которые структурируются в единое целое исходя из баланса ценностей – jiazhi quanheng 价值权衡 (ценностного веса каждого интереса), где одним из критериев выступает возможность компенсации.

2. Одна из причин применения компенсационности заключается в том, что основная часть государственных интересов представлена во многих областях и проявляется в своем разнообразии в различных ситуациях. Одни и те же интересы в одних случаях будут реализовываться успешно, в других – не могут быть достигнуты. Возможность компенсации одних интересов другими является важным фактором определения приоритетности интересов.

3. Благоприятным условием для учета необходимости применения компенсации при формировании государственных интересов является увеличение числа и активизация на международной арене таких негосударственных акторов, как транснациональные корпорации и международные организации, которые способствуют появлению у многих стран новых видов интересов, которые представляют возможность разнообразить неформальные отношения государств. В итоге, они создают медиа пространство для стимулирования «контактов» или «трансформаций» по компенсации межгосударственных интересов.

4. Развитие мировой интеграции увеличило степень взаимозависимости между государствами. Различные интересы государств стали взаимно перекрещиваться и взаимопроникать, «ты стал частью меня» 你中有我, «я — частью тебя» 我中有你, поэтому кратно возросло число взаимно компенсированных «областей» и «интерфейсов» (互相补偿的“领域”和“接口”) для реализации государственных интересов в международной сфере.

Способы и формы компенсации.

1. Жертвовать частью второстепенных интересов взамен на более важные общие интересы (牺牲局部的次要利益,换取全局的重大利益).

2. Взаимное компенсирование различных типов государственных интересов (不同类型利益之间相互补偿).

3. Для реализации компенсации прибегать к обмену интересами, используя третью сторону (通过“第三者”进行利益交换,完成利益补偿).

4. Жертвуя внутренними интересами добиваться достижения общих (государственных) интересов в международных делах (牺牲国内利益作为其国际方面共同利益的补偿).

Современные проблемы государственных интересов Китая

Достаточно широкая дискуссия по вопросам национальных интересов страны была проведена только в 2006 году по инициативе и при финансовой поддержке НОАК (Проект 2110). Результаты обсуждения были опубликованы в виде сборника статей под общей редакцией Сюй Цзя. Ученые обратили внимание на некоторые особенности современного состояния в определении и формулировании интересов страны. Изменение иерархии интересов. Янь Сюетун считает, что на протяжении последних тридцати лет приоритет в развитии Китая отдавался интересам экономического развития страны. Интересы безопасности, политики и культуры были подчинены экономическим. Содержание экономических интересов за это время претерпело существенное изменение. Если раньше ставилась задача привлечения капиталов, то потом — его вложение за рубежом. Расширялось и пространство действия этих интересов. Если сначала они концентрировались на приграничных странах, то потом стали включать Африку и Латинскую Америку. Чем дальше, тем больше расширялась география государственных интересов, которые, в конце концов, приобрели глобальный характер. Встал вопрос об определении характера государственных интересов, т.е. речь идет об обычном развитии страны или об ускоренном подъеме. Простое развитие не требует перенапряжения сил, не ставит перед собой задачу превзойти развитые страны. Когда Китай обошел по уровню ВВП Японию, встал вопрос о «структуре» 结构性национальных интересов. Интересы превосходства超越性利益 и интересы расширения扩展利益 – это национальные интересы поднимающейся страны, то есть Китая.

Смена последовательности реализации государственных интересов.

Янь Сюетун также отмечает, что за небольшой, с исторической точки зрения, период после «холодной» войны Китай был вынужден уже несколько раз менять иерархию своих интересов. В 80-х годах главными были экономические интересы. В начале 90-х годов на первое место резко вышли политические интересы. Это было связано с «событием на площади Тяньаньмэнь» в 1989 году и последовавшей за ним международной изоляцией страны. К 1994 году Китай смог восстановить свой авторитет и преодолеть последствия изоляции, хотя эмбарго на продажу Китаю военной техники западными странами действует и по сегодняшний день и вряд — ли когда-либо будет отменено. В 1996 году разразился тайваньский кризис. Политика “двух Китаев” и “независимости Тайваня”, проводимая президентом Тайваня Ли Дэнхуэем получила большой международный резонанс и стала угрожать политике единого Китая, которую проводил Пекин. Теперь на первый план вышли интересы национальной безопасности страны. К середине «нулевых» стала складываться ситуация, при которой расширялись экономические интересы страны и при этом не гарантировались интересы безопасности. Комплексная мощь Китая увеличивалась не так стабильно, как планировалось. Экономическая сила росла быстрее военной, а политическая – «застыла на месте». Эта неравномерность развития вела к ухудшению безопасности страны.

Иерархия национальных интересов Китая на 2006 год выглядела следующим образом: интересы безопасности, политические интересы, экономические и только потом культурные. Экономические интересы по сравнению с периодом 80-х годов 20 столетия с первого места переместились на третье.

Пространство действия государственных интересов.

За последние три десятилетия границы национальных интересов Китая претерпели существенные изменения. Пространство действия интересов Китая расширилось далеко от собственных границ. Сегодня безопасность жизни и интересов граждан КНР за рубежом, по мнению китайских ученых, не гарантируется. Способность вооруженных сил КНР обеспечить эту безопасность все еще не достаточно. С политической точки зрения Китай уже стал частью мировой системы, что полностью признается другими странами. В 90-е годы 20 столетия Китай вступил в большинство международных организаций. Сейчас уже не стоит вопрос о признании прав Китая в этих организациях. Китай «борется за право определения и установление новых международных правил». В области экономических интересов Китай концентрировал свое внимание на приток зарубежных капиталов и технологий, а сегодня — ставит задачу по выходу за рубеж, расширению вывоза китайского капитала и получение доступа к зарубежным природным ресурсам. В прошлом это был упор на экспорт и расширение товарного рынка, сейчас – увеличение активов в транснациональных компаниях, через которые осуществляется вывоз капитала. В области культуры Китай ставил задачу сохранения традиционной культуры, то теперь – продвижение китайской культуры за рубеж.

Государственные интересы КНР в ближайшие десять лет.

Проблема национальных интересов полностью относится к сфере «великой стратегии». Это выражается в том, что в современной международной политике существует своя «логика силы», предполагающая борьбу за «руководящее место» и вытекающую отсюда первостепенность проблем безопасности для многих стран, в том числе и для Китая. Важно отметить два момента: комплексность и стратегические возможности. Международная обстановка характеризуется весьма тесным переплетением межгосударственных отношений, которые усложняют структуру национальных интересов, делают их по-настоящему комплексными. В связи с этим, формируются группы совсем новых государственных интересов: интересов вызова, взаимосвязи, пересекающихся интересов. Проблема комплексности постепенно превращается в отдельную «дисциплину по изучению философии и искусства стратегического планирования». Рост экономической и военной мощи резко увеличили стратегические возможности Китая и, в первую очередь, возможности по «структурированию международной системы». Однако сейчас «относительный недостаток возможностей структурирования – это ключевой фактор, ограничивающий будущее развитие Китая, который нельзя преодолеть в короткое время». Поэтому, считает Тан Юншэн, в целях гарантирования выживания и развития Китая необходимо ускорить создание «сети безопасности», повысить качество экономики и привлекательность культуры. Повышение «структурных возможностей» на международном и региональном уровне позволит Китаю успешно осуществлять свои национальные интересы.

Иерархия национальных интересов Китая на ближайшую перспективу выглядит следующим образом: интересы социально-экономического развития и увеличения комплексной мощи; интересы государственного суверенитета, территориальной целостности и морских прав; интересы обеспечения благоприятной международной и приграничной обстановки; интересы ответственной державы международного сообщества.

Ван Вэнь: Крах «Теории коллапса Китая». Впервые Китай начали критиковать после 1989 года, и эта тенденция стала широко известна как «теория политического коллапса Китая» Экономика Китая.

1. Ван Вэнь: Крах «Теории коллапса Китая». Впервые Китай начали критиковать после 1989 года, и эта тенденция стала широко известна как «теория политического коллапса Китая». В то время, в отношениях между СССР и Европой происходили изменения, и эксперты западного мира были убеждены, что Китай будет следующей страной, система которой претерпит коллапс. Однако прошло уже 20 лет, Китай нашел собственный, подходящий для него путь подъема страны. Второй раз Китай подвергся критике после азиатского финансового кризиса 1997 года. Речь шла о так называемой «теории коллапса китайской экономики». В опубликованной в 2001 году книге «Грядущий коллапс Китая» (The Coming Collapse of China) есть такие утверждения: «Существующая экономическая система Китая продержится не более 5 лет», «Экономика Китая чахнет и начинает рушиться, коллапс произойдет до Олимпийских игр 2008 года в Пекине». Однако факты говорят сами за себя: китайская экономика не только выдержала удар финансового кризиса, материковый Китай также пришел на помощь Сянгану, сыграв роль стабилизатора азиатской экономики. В третий раз Китай подвергся критике после международного финансового кризиса 2008 года, когда логический акцент делался на «коллапсе китайского общества». Находясь под тройным ударом международного давления, экономического спада и общественной паники, Китай сумел пережить эти трудности и реализовать свою цель «сохранения экономического роста», достигнув не только устойчивого роста внутри страны, но и сыграв важную роль стабилизатора глобальной финансовой системы. «Теория коллапса китайского общества» была признана необоснованной после плавного перехода 18-ого съезда ЦК КПК.

Каким видится четвертый цикл «теории китайского финансового коллапса»? Рассуждения о коллапсе Китая пока продолжаются. С замедлением роста китайской экономики в 2012 и 2013 годах, накоплением рисков, связанных с этим фактором, пошел новый раунд высказываний о пессимистических прогнозах китайской экономики. Незаметно развивается идея «теории финансового коллапса Китая», обоснованная в основном спадом рынка недвижимости, долговыми проблемами местных правительств и беспокойством о системном финансовом кризисе.

2. Патриотизм - это нормально. В действительности подъем националистических и патриотических настроений в Китае - процесс неизбежный. И, что еще важнее, это часть естественного процесса развития, характерного для всего мира. Во-первых, распространение национализма и патриотизма - неизбежный результат развития государственности. До начала современной эпохи в мире, будь то Китай или Европа, не существовало четкой концепции государства, а о «патриотизме» и речи не шло. Во-вторых, без патриотизма государство развиваться не может. Если жизнь в стране далека от совершенства, ее народ все больше отходит от нее духовно и морально, а в обществе царит полный разлад, то о каком развитии может быть речь? Естественно, что развивающиеся страны нуждаются в патриотизме, который стал бы для них объединяющей, скрепляющей силой. В-третьих, патриотизм вовсе не подразумевает слепой или притворной любви к своей стране. Следует признать, что с самого момента своего появления концепция патриотизма вызывала немало споров.

Тогда в чем же заключается истинный смысл патриотизма? Это самое базовое чувство, чувство привязанности к Родине и родной земле. Особенно хорошо это видно на примере китайцев, живущих за границей. Любовь к Китаю не приносит им никаких благ или преимуществ, это в чистом виде нежная привязанность к родному краю и домашнему очагу. Даже если его страна будет прозябать в слабости и нищете, этот человек все равно будет любить ее.

3. Китай приветствует старого друга Мугабе, игнорируя недовольство Запада. Почему Китай семимильными шагами развивает сотрудничество со странами Африки? Да потому, что возможности китайского технического обеспечения и правила сотрудничества, за которые выступает Китай, подходят континенту больше чем то, что предлагают другие страны. Больше всего Африка нуждается в создании инфраструктуры, а прокладка инфраструктуры - сильная сторона КНР. Африке также необходимы партнеры, которые будут относиться к ней, как к равной. Китай подходит и по этому пункту. А Запад любит показать норов, то и дело сваливая на африканцев вину за проблемы в сотрудничестве и выставляя себя своего рода аристократами из-за моря.

Сотрудничество Китая и стран африканского континента проистекает из того, что оно напрямую отвечает китайским национальным интересам. Конкуренция с Западом никогда не была для Китая основным фактором во время определения нашей африканской политики. По правде говоря, мы и понятия не имели, что Запад столь мало верит в свои силы и возможности в Африке. Китай не заключал эксклюзивных соглашений с Африкой, и никогда не планировал «брать ее без боя». А Западу все равно неспокойно, но это его проблемы.

Китай и Россия

4. ШОС проведет самые масштабные военные учения за последние 10 лет. Как и раньше, китайские солдаты составят большинство участников учений. Россия сообщила, что пришлет 900 солдат, четыре истребителя Су-24 и восемь вертолетов Ми-8MT. Казахстан будут представлять 300 десантников. Из Таджикистана прибудут 200 солдат, включая военнослужащих неназванного подразделения быстрого реагирования (тут возникает вопрос: а не то ли это подразделение, что проходило обучение под руководством американских инструкторов?). Узбекистан, как обычно, вообще не собирается принимать участие. Кыргызстан пришлет 500 солдат. Итак, если всего в маневрах примут участие 7 тысяч человек, то около 5 тысяч из них будут военнослужащими китайской армии. В последние месяцы наблюдается рост интереса к ШОС, особенно в русскоязычной прессе, по-видимому, связанный с тем, что, на фоне введения западными странами и Россией санкций в отношении друг друга, Москва заявила, что будет больше опираться на Китай. Кроме того, пошли слухи, что вскоре в ШОС примут Индию, Пакистан, Иран и Монголию.

5. Китай разыгрывает российскую карту. Санкции ЕС и США способствуют экспансии китайской платёжной системы UnionPay: на нее переходят российские банки. В настоящий момент UnionPay с огромной радостью заполняет брешь, которая появилась из-за санкций, введённых ЕС и США против России. UnionPay вытесняет Visa и Mastercard из российского рынка. 20 августа на центральном телевидении Китая CCTV заявили, что UnionPay стала партнёром 30-ти российских банков. Российский нефтяной магнат Геннадий Николаевич Тимченко хвастается тем, что пользуется картой UnionPay. Но факт остаётся фактом: до сих пор России не хватает своей собственной платёжной системы.

До сих пор в России в обращении находилось всего 45 пять тысяч карт UnionPay. Ещё одним препятствием станет количество мест, где будут приниматься китайские карты. В России с помощью этих карт можно платить только в 100 тысячах магазинов, и это мизерные цифры. Но тем не менее, держатели карт UnionPay могут снять наличные деньги в 30-ти тысячах банкоматов. Штаб-квартира UnionPay расположена в Шанхае. В 90-ые годы китайское правительство форсировало создание национальной платёжной карты. С одной стороны, Китай хотел сделать свою экономику независимой от американских поставщиков финансовых услуг. С другой стороны, речь идёт об оказании услуг клиентам - трансакции проходят быстро и почти бесплатно. Источник

Северо-запад Китая
Династия Юань (1279 - 1368гг.)

Династия Сун (960 - 1279)

Династия Северная Сун (960 - 1127)

Пяти династий и десяти царств (907 - 979)

Династия Тан 669 год (618 — 907)

Полный период Суй (581 - 618)

Династии Восточная Цзинь (317 - 420 н.э.)

Период Троецарствия (220 - 280 н.э.)

Это карты из атласов по истории Китая, по которым учатся сотни миллионов китайских школьников. Посмотрев на эти карты исконных китайских земель Вы легко ответите на несколько очень простых вопросов:
— Почему все любимые блюда "сибирской" кухни, например пельмени, являются на самом деле блюдами традиционной китайской кухни и их можно заказать в любом ресторане в Китае?
— Почему все коренные народы Сибири и проживающие восточнее Урала коренные народы Севера больше похожи на китайцев, чем на русских?
— Почему китайцы легко переносят морозы и без проблем могут жить и работать в зоне вечной мерзлоты и на крайнем Севере?

«После Второй опиумной войны Российская империя, воспользовавшись захватом Китая армией Великобритании и Франции, оккупировала китайские территории с помощью силы оружия, подлым способом присвоила земли северо-востока и северо-запада Китая площадью более 1,5 миллиона квадратных километров» — это выдержка из китайского учебника по истории для восьмого класса из пункта под названием «Воровское поведение России», в нем также отмечены «китайские Северные территории», среди которых Приморский и Хабаровский край Дальнего Востока России, которые Россия украла у Китая.

Под эгидой региональной организации "Наш общий дом Алтай" регулярно проводятся международные студенческие встречи, на которые съезжаются студенты из России, Китая, Казахстана и Монголии. Преподаватель, участвующий в проведении международных студенческих конференций в Республике Алтай, профессор Алтайского государственного аграрного университета, доктор философских наук Андрей Иванов 9 июня 2006 года сообщил , что в китайских учебниках по истории Западная Сибирь вплоть до Томской области рассматривается в качестве "утраченных земель" Китая.

По словам профессора Иванова, российская студентка поделилась опасениями относительно возможной экспансии китайцев в Россию, в частности, на территорию Сибири. В ответ на это китайская студентка сказала, что к этой перспективе нужно относиться спокойней: "Мы растущая нация, и мы действительно рано или поздно придем сюда". "Позже выяснилось, — сказал Иванов, — что в китайских учебниках истории сказано, что Западная Сибирь по Томскую область включительно — временно утраченные китайские территории".

Китай признает, что территории, отошедшие к Цинскому Китаю по договору с Российской империей 17 века, позднее вошли в состав России, воспользовавшейся ослаблением Цинской империи, по двум «неравным договорам»: Айгунскому договору 1858 года и Пекинскому договору 1860 года. Российско-китайская граница была окончательно установлена в 2008 году, но в России продолжают беспокоиться о скрытых территориальных притязаниях Китая.

Конечно, официальная китайская карта мира, никак не отражает претензий Китая на Сибирь и весь Дальний Восток России. Точно так же, как официальные карты России и официальная позиция России никак не отражали претензий России на Крым и Новороссию еще в 2013 году. Референдум в Крыму и "воссоединение" его с Россией провернули всего за 2-3 недели. Китай готов потратить на возвращение «временно утраченных территорий Поднебесной» чуть-чуть побольше времени.

После присоединения Крыма к России и введения западных санкций в марте 2014 года, когда Россия была исключена из группы G8, 81% россиян, согласно опросу ВЦИОМ, заявили, что руководство Китая дружелюбно относится к России, поставив китайский режим на первое место среди остальных стран по уровню благосклонности. Даже лидер прошлых лет Беларусь оказалась позади КНР. На деле же — Китай инвестиции в Россию сократил, посчитав сотрудничество с нынешней Россией непредсказуемым. В начале декабря 2015 года глава НП ГЛОНАСС Александр Гурко пожаловался, что после закрытия для России западных рынков китайцы подняли цены на электронные компоненты для системы ГЛОНАСС в 3-4 раза. Китай разрешил России экспортировать зерно из ограниченного числа областей, но только в мешках, а не насыпью. Это сделало экспорт из России малорентабельным и поставило Россию в неравные условия по сравнению с другими поставщиками Пекина. Россия является всего лишь 15-м по величине торговым партнером Китая. Торговый оборот между Китаем и Россией по итогам 2015 года сократился на 27,8% — до 422,7 млрд юаней ($64,2 млрд). Объем экспорта китайских товаров в Россию в 2015 году упал на 34,4% — до 216,2 млрд юаней ($32,9 млрд), а импорт российской продукции в Китай снизился на 19,1% — до 206,5 млрд юаней ($31,4 млрд). Российская доля во внешней торговле КНР упала с 2,2% до 1,65%.

Из-за ослабления рубля был хороший момент для инвестиций, поскольку в результате подешевела рабочая сила и объекты недвижимости. "Очевидно, что Россия не была в центре внимания китайцев, - отмечает главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик. - Из $27 млрд прямых инвестиций Китая в страны СНГ в 2015 году на долю России пришлось только $3,4 млрд - против $23,6 млрд для Казахстана". В Казахстане китайцев интересуют прежде всего добыча сырья и создание инфраструктуры для собственного транспорта. То же самое относится и к России, что подтверждает пример Леонида Михельсона. Cовладелец "Сибура" и "Новатэка" Леонид Михельсон в декабре 2015 года продал китайскому Sinopec 10% крупнейшего российского нефтехимического концерна "Сибур" за $1,3 млрд. Китайский Фонд "Шелкового пути" купил 9,9% акций принадлежащего Михельсону проекта "Ямал СПГ". Однако пример Михельсона не стал типичным для всей России, как того хотелось Кремлю, написала немецкая газета Die Welt .

Никто в Пекине не собирается делать судьбоносную ставку на российско-китайский союз. Отсюда — разочарование россиян тем, что Китай не признал вхождение Крыма в состав России, заявил об уважении суверенитета Украины и даже выделил ей 3,6 млрд долларов кредита на проекты по замещению природного газа, помогая тем самым избавиться от газовой пуповины, связывающей эту страну с Россией. Притом что китайские инвестиции в Россию с начала 2015 года уменьшились на 8,2%. И если сокращение прямых иностранных инвестиций в Россию за 2014 год на 70% еще как-то можно объяснить происками Запада, то угасающий интерес Китая выглядит в глазах «продвинутого» обывателя по меньшей мере предательством.

«Не секрет, что Россия переживает нелегкий период. Нефтедоллары, как раньше, так и сейчас, являются важной составляющей экономики РФ. Минэкономразвития РФ рассчитало, что при цене нефти в 40 долларов за баррель ВВП России упадет на 5%. При этом, по оценкам Минфина РФ, бюджет России не досчитается более 3 трлн рублей. Однако самые серьезные вызовы заключаются не в этом. По мнению китайских аналитиков, одна из главных причин финансово-экономической нестабильности 2014-2015 годов в России — это структурный кризис экономики, который начался еще в 2012 году. Его суть состоит в деиндустриализации экономики и упадке сельского хозяйства, а после его окончания, как правило, наблюдается невозможность быстрого восстановления обрабатывающей промышленности и аграрного сектора», — пишет «Синьхуа» в аналитическом материале "Сможет ли Россия выдержать испытание на прочность на фоне сложного кризиса?".

Директор Института России при Китайской академии современных международных отношений Фэн Юйцзюнь считает, что из-за украинского кризиса Россия зашла в серьезнейший с начала века стратегический тупик. По причине резкого спада цен на нефть и суровых санкций западных стран экономика России вступила в период депрессии. +

Интерес Китая к России ничем не отличается от интереса КНР к африканским или южноамериканским странам, богатым природными ресурсами. Сейчас в Россию идет всего 0,7% зарубежных инвестиций КНР — меньше, чем из ЕС, в 15 раз. Эта доля может несколько измениться, если контрольные пакеты акций российских стратегических нефтегазовых месторождений будут проданы китайцам. Но тогда мы, во-первых, рискуем стать полноценным сырьевым придатком Китая, а во-вторых, мало чем отличаемся от Африки, где в добычу полезных ископаемых китайцами вложено, по разным оценкам, от 9 до 12 млрд долларов, или от Латинской Америки (20-25 млрд долларов китайских инвестиций в отрасль).

Фантазии о лидерстве России в гипотетическом российско-китайском союзе разбиваются о первые же сравнения двух экономик. Китай уже стал первой экономикой в мире по паритету покупательной способности, обогнав США. Доля Китая в мировой экономике, согласно последним данным Международного валютного фонда, достигла 16,48% и второе место 16,28% у экономики США. Для понимания масштабов нашего отставания: доля России, когда нефть стоила более $100 за баррель, составляла 3,3% (из которых половину составляет сырье). Кроме того, Китай вышел на первое место в мире по количеству технических лабораторий на душу населения и по экспорту технологий; мы здесь, опять же, являемся заинтересованным импортером. Если вы посмотрите цифры, то содрогнетесь, потому что торговый оборот России с Китаем до падения цен на нефть составлял $95 миллиардов, а Китая с США — $650 миллиардов. Еще раз: $650 млрд и $95 млрд. Вот где производятся материальные и нематериальные блага. Это очевидно, как дважды два — четыре. Никакое увеличение товарооборота России с Китаем не изменит приоритета американского вектора развития Китая.

Активно инвестировать в Россию у Китая особенных причин нет. Пекин руководствуется жесткой экономической логикой и обычно инвестирует либо в страны первого мира, способные дать технологии и практики управления (США), либо в страны третьего мира, относительно дешево и без лишней мороки с трудовым законодательством расстающиеся с ресурсами и посевными площадями (Судан, Зимбабве). Россия не принадлежит ни к первой, ни ко второй категории. Если судить по рейтингу простоты ведения бизнеса Doing Business, где Россия в октябре 2015 года поднялась до 51-й позиции, Китай окружают Сингапур (1-е место), Гонконг (5-е место), Южная Корея (4-е место), Тайвань (11-е место) и Малайзия (18-е место). В рейтинге Global Opportunity Index, измеряющем инвестиционную привлекательность государства, Россия занимала в 2015 году 81-ю позицию, Сингапур — 1-ю, Гонконг — 2-ю, Малайзия — 10-ю, Южная Корея — 28-ю, Япония — 17-ю. При этом по показателю "верховенство права" Россия откатилась сразу на 119-ю позицию, в компанию с Нигерией и Мозамбиком.

В историографии Китая существуют отдельные направления, большое внимание уделяющие территориальным вопросам и проблемам эволюции границ Китая. В разные периоды истории эти научные школы, то приобретают, то теряют свою популярность. Так, некоторые исследователи считают, что территориальный вопрос с Россией не улажен до сих пор, а часть территорий, ныне входящих в состав Российской Федерации и Казахстана были в свое время захвачены Российской империей у Китая.

Уже вскоре после провозглашения Китайской Республики — в 1916 и 1932 гг. появились книги, основной идеей которых стало «возвращение утраченных территорий»: Дальнего Востока от Камчатки до Сингапура, Бутана, частей Афганистана, Индии и т. д. Это было связано с тем, что руководство Китая, являвшегося частью империи Цин (1644—1912гг.), предъявило претензии на всю территорию этой империи после её развала и на все земли, господство над которыми декларировали императоры согласно древнекитайской геополитической концепции. «Утраченные территории» составляют более 10 млн кв. км. Это превышает территорию КНР (9,6 млн кв. км).

Мао Цзэдун также придавал большое значение этому вопросу. Мао выдвинул глобальную цель: «Мы должны покорить земной шар… По-моему, важнее всего наш земной шар, где мы создадим мощную державу». Это привело к пограничным конфликтам — Китайско-Индийский пограничный конфликт 1962 года, Китайско-Индийский пограничный конфликт 1967 года, Китайско-Советские пограничные конфликты на о. Даманский, Китайско-Вьетнамская война 1979 года, инциденты у японских островов Рюкю (архипелаг Сенкаку). +

В наше время эти претензии на внешнеполитической арене не декларируются, но озвучиваются внутри КНР, а в истории этот подход сохранился

P/S.

Разногласия Китая и России по нефтегазовым проектам

Россия готова делиться с Китаем все большими долями в гигантских нефтегазовых проектах в обмен на столь нужное финансирование, но китайские партнеры не торопятся, стремясь сбить цену в условиях западных санкций и сохраняющегося взаимного недоверия, написала 5 мая 2015 года газета Financial Times. Продажа 10% в Ванкорском проекте «Роснефти» китайской CNPC затянулась, потому что стороны не смогли согласовать условия, главным образом по цене, сообщили FT два человека, хорошо знакомые с ходом переговоров. «Газпром» рассчитывал на китайский аванс или кредит в размере $25 млрд на строительство газопровода «Сила Сибири», но китайцы потребовали слишком высокую процентную ставку, и переговоры провалились, сообщил другой источник.

Перспективы энергетических проектов будут в центре внимания на переговорах 10 мая 2015 года, когда лидер КНР Си Цзиньпин посетит Москву. FT ожидает «неизбежные по такому случаю улыбки и рукопожатия», но за ними скрываются деловые разногласия. «При низких ценах на нефть китайцы смотрят на другие места с меньшими рисками. Россия воспринимается как головная боль», — заявил на условиях анонимности юрист, консультировавший китайские энергетические компании в нескольких российских сделках.

В ноябре 2014 года «Роснефть» и CNPC подписали рамочное соглашение о продаже 10% акций «Ванкорнефти», которая разрабатывает одно из крупнейших месторождений «Роснефти» (Ванкор, Восточная Сибирь). Около 70% ванкорской нефти транспортируется по ВСТО в направлении Китая. Аналитик UBS Максим Мошков оценивает стоимость 10% «Ванкорнефти» в $1-1,5 млрд. По данным FT, китайцев не устроила запрошенная «Роснефтью» цена, а осложняющим фактором являются санкции ЕС и США, запрещающие долгосрочное кредитование «Роснефти».

В мае 2014 года «Газпром» торжественно подписал с CNPC 30-летний контракт на поставки газа в Китай оценочной стоимостью $400 млрд. Газ планируется поставлять по трубопроводу «Сила Сибири», строительство которого уже началось. «Газпром» изначально надеялся на $25-миллиардный аванс или кредит на финансирование стройки, но китайцы запросили слишком высокую процентную ставку. Второй газотранспортный проект «Газпрома» — «Алтай», по которому компания хочет поставлять газ в Китай из Западной Сибири, — тоже задерживается. Кремль ранее предполагал, что сделка будет заключена во время майского визита Си Цзиньпина, но теперь ясно, что придется подождать по меньшей мере несколько месяцев, сообщил FT источник, близкий к «Газпрому». +

Издание передает со ссылкой на неназванных китайских и российских менеджеров и консультантов, что, помимо ценовых разногласий, партнерство в энергетической сфере осложняется взаимным недоверием и беспокойством китайцев, что они могут настроить против себя Соединенные Штаты. «Русские ненадежны. Они все время смотрят на вещи только со стороны собственных интересов», — цитирует FT китайского топ-менеджера из нефтяной отрасли, не называя его по имени.

Интересы Китая в мире охватывают Азию, Европу, Африку, обе Америки, даже Антарктиду, где, как считают, скрыты огромные запасы углеводородов и где у Китая уже сейчас есть четыре научные станции: «Чанчэн», «Чжуншань», «Кунлунь» и «Тайшань».

В минувший понедельник председатель КНР Си Цзиньпин и избранный президент США Дональд Трамп договорились в телефонном разговоре встретиться как можно раньше, чтобы обменяться взглядами по вопросам двусторонних отношений. «Как можно раньше» — не признак вежливости, а установка на то, что все остальные могут и подождать. Как замечает Би-би-си, там, «где соперничают великие нации, слоган президентской кампании Трампа «Сделать Америку великой снова» точно совпадает с любимой фразой китайцев о возрождении китайской нации и китайской мечты. Ровно в тот момент, когда Трамп произносил свою победную речь, китайские телеканалы передавали новости об освоении космоса, а президент Си выбрал день выборов в США, чтобы поговорить с китайскими космонавтами через спутник… Это… напоминание китайскому обществу, что где бы и что бы в мире ни происходило, рассказ о восходящем китайском могуществе важнее».

И уже совсем прямолинейно: «Это не случайность, что слоган, выражающий мечту Си Цзиньпина, созвучен американской мечте».

Однако «созвучия» здесь, может быть, и не так много, как хотелось бы комментатору Би-би-си. До сих пор Америка утверждала своё величие с помощью доллара и войн. Нет достаточных оснований ожидать, что этот курс подвергнется решительным переменам. Потому и нет ничего общего между трамповским величием Америки и возрождением Китая – одной из древнейших наций на планете, которая на наших глазах, не меняя в угоду Западу политической природы государства, стала ведущей экономикой мира и потеснила США. При этом главной целью экономического роста оставался в Китае рост благосостояния народа, а не финансово-промышленных элит.

«Дел, по которым могут сотрудничать Китай и США, очень много, — сказал Дональду Трампу Си Цзиньпин. — Я высоко ценю китайско-американские отношения и хотел бы вместе с американской стороной прилагать усилия для их продвижения в интересах процветания народов двух наших стран, народов всех стран. Факты подтверждают, что сотрудничество — это единственный правильный выбор Китая и США». «Китай — великая страна, благоприятные перспективы развития Китая очевидны для всех народов», — ответил председателю КНР избранный президент США.

Однако вернёмся в Европу. Несколько дней назад в Риге закончился 6-й торгово-экономический форум Китая и стран Центральной и Восточной Европы, на котором премьер Госсовета КНР Ли Кэцян уверенно заявил, что китайская экономика сможет преодолеть всевозможные трудности, сохранить стабильный рост и ускорить трансформацию с собственной модели развития, опираясь на адекватное наращивание совокупного спроса – внешнего и внутреннего. В Китае сознают, что только благодаря росту внутреннего спроса на основе благосостояния главного покупателя — народа, страна вышла из кризиса 2008 года победителем.

15 ноября в Марракеше открылось заседание высокого уровня в рамках конференции ООН по изменению климата. Спецпредставитель КНР по вопросам изменения климата Се Чжэньхуа заявил на этом заседании, что, создавая систему глобального управления климатом, все страны должны укрепить фундамент взаимодоверия, осуществлять взаимный обмен преимуществами, наводить мосты для общения. Китай рассчитывает, что все страны будут рука об руку создавать большой и сильный «круг друзей» по сотрудничеству «Юг — Юг» в сфере климатических изменений. Красиво! Однако это не всё. За счёт Китайского фонда сотрудничества «Юг — Юг», располагающего 20 миллиардами юаней, Китай будет строить в развивающихся странах «низкоуглеродные» пилотные зоны, организовывать подготовку персонала, передавать в дар энергосберегающее оборудование и оборудование для мониторинга и предупреждения о климатических изменениях, предоставлять финансовые средства, технологии и развивать потенциал для противодействия климатическим изменениям в развивающихся странах, включая наименее развитые страны, малые островные государства и африканские государства. Все это – за свой счёт.

За свой счёт Банк Китая организовал, например, научно-исследовательские группы на Филиппинах, работающие по теме «Один пояс, один путь». Группы налаживают взаимодействие с филиппинскими властями и представителями деловых кругов. В их работе приняли участие и провели мастер-классы председатель совета директоров компанииAlibaba (крупнейшая в мире компания электронной торговли) Ма Юнь, бывший заместитель директора-распорядителя МВФ Чжу Минь, президент Азиатского банка инфраструктурных инвестиций Цзинь Лицюнь, профессор института экономического управления при Университете Цинхуа Ли Таокуй.

Год назад такой же внушительный десант финансовые институты Китая высаживали в Камбодже. А сейчас председатель КНР Си Цзиньпин едет с государственным визитом в Эквадор, Перу и Чили и примет участие в 24-й неформальной встрече лидеров стран АТЭС, которая пройдёт в Лиме 19-20 ноября. Это уже третья поездка Си Цзиньпина в Латинскую Америку. Что ищет Китай в этой части света? То, что потеряли там США, превратив в своё время латиноамериканские страны в «банановые республики». Пекин предлагает странам Латинской Америки и Карибского бассейна План сотрудничества с Китаем на 2015-2019 годы в областях торговли, инвестиций и финансового сотрудничества, предлагает развивать энергетические ресурсы, инфраструктурное строительство, сельское хозяйство, производство, научно-технические инновации и информационные технологии. А за счёт трансконтинентальной железной дороги через Россию предполагает проложить путь между Тихим и Атлантическим океанами, способствовать присоединению Латинской Америки к экономическому поясу АТР.

Уже сейчас Китай для Латинской Америки — второй по обороту торговый партнёр и третий по величине источник инвестиций. И есть ещё достаточно возможностей, чтобы «одним поясом, одним путём» привязать Латиноамериканский континент к экономике КНР.

Продвижение интересов Китая на всех континентах по-американски глобально, но и по-китайски мудро. Как подмечает Би-би-си, учитывая главный тезис нового президента США о том, что он больше склонен заниматься Америкой и американцами, «геостратеги в Китае будут надеяться, что президентство Трампа сыграет на их амбициозные надежды на сокращение американского влияния и изменение карты Азии. Они могут быть правы».

Не думаю, чтобы Пекин стремился перекраивать карту Азии так, как это прежде делали американцы, где бы они ни появлялись. Просто Китай не боится твёрдо отстаивать свои национальные интересы. Как Россия. И обе эти страны – да и не только они — вздохнут свободнее, если новый президент США займется благоустройством собственного дома.

Елена Пустовойтова