Цель: Закрепление знания о зимующих птицах в наших краях.

Обучающие и развивающие задачи:

Область «Познание»
1. Закрепить и расширить знания о зимующих птицах;
Закрепление умения различать по внешнему виду и называть их.

Область «Коммуникация»
1. Совершенствование речи детей как средства общения.
2. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы».
3. Обучать умению отгадывать загадки, развивать образное мышление.

Область «Здоровье»
1. Развитие общей моторики. Развитие интереса к подвижным играм и потребностей в двигательной активности.
2.Развитие мелкой моторики рук.
3. Развитие зрительного восприятия.

Область «Социализация»
Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактической игре.

Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

Оборудование и материалы:
Предметные картинки с изображением зимующих птиц.
Изображение зимующих птиц в формате «Презентации».
Мультимедийный экран и проектор.
Кормушка.
Текст рассказа, загадки.
Мисочки с различными видами корма для птиц /семечки, крупа, хлебные крошки, кусочки сала/.
Картинки- пазлы разных птиц.

Предварительная работа:
1. Рассматривание с детьми на иллюстрациях, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), о бережном отношении к птицам зимой.
2. Беседы
3. Чтение энциклопедической и художественной литературы.
4. Детская мастерская: рисование и лепка зимующих птиц.

Формы организации совместной деятельности
1. Наблюдение.
2. Беседа.
3. Чтение художественной и энциклопедической литературы.
4. Игровой метод.
5. Рисование.

Планируемый результат: активное участие детей, умение формулирования ответов на вопросы воспитателя, владение диалогической речью, доброжелательное проявление в процессе коллективной деятельности.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент.
Встали. Друг к другу
лицом повернулись.
Руку пожали и улыбнулись.
Давайте друзей своих обнимать!
Ну что – же готовы ли вы поиграть?
Дети: Да, готовы.
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра.
(слайд №2)
В.: К нам сегодня пришла интересная посылка. Угадайте, кто нам её прислал?
Живет она в мультфильме…
сиреневого цвета,
готовить очень любит,
хозяйки лучше нет.
На лыжах любит бегать,
Друзьям дает советы
И, как они, вся круглая…
узнали? Жду ответы!
Дети отгадывают /Совунья/(слайд №3)

В.: Молодцы, вы правильно угадали. Давайте посмотрим, что же нам приготовила Совунья. Тут, оказывается, и письмо есть.
Письмо Совуньи.
Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень любите птиц и очень много знаете о них. Я для вас приготовила интересные загадки, скороговорки, рассказ и игры. Вы хотите с ними познакомиться? Если вам все понравится, то я тоже за вас порадуюсь. С уважением. Совунья.
В: Ребята, а в посылке ещё что-то есть!
(Достать из посылки конверт с загадками)
В: Здесь находятся интересные загадки про птиц. Давайте их отгадаем.
В: Слушайте внимательно:
1. Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом,
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимою покормите. Дети, кто мы? Назовите. /Птицы/(слайд№4)
2. Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков,
В теплый край не улетаю, здесь под крышей обитаю.
Чик – чирик! и не робей! Я бывалый…. /воробей/ (слайд№5)
3. Трещала с самого утра: «По-р-ра! По-р-ра!» А что пора?
Такая с ней морока. Когда трещит….. /Сорока/ (слайд №6)
4. Вокруг ствола большой сосны шишки на снегу видны.
Здесь на кузнице затратил много сил проворный …. /Дятел/ (слайд№7)
5. Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей.
Прыгает она у дома, а зовут её…. /Ворона/ (слайд№8)
В: Молодцы! Хорошо справились с ними.
В: А кто мне скажет, на какие две группы делятся живущие у нас птицы? /зимующие и перелетные/. Сейчас я вам покажу их, а вы скажите как они называются.
Показ слайдов снегирь (слайд №9)
Клест (слайд №10)
Свиристель (слайд №11)
Синица (слайд №12)
В.: Вы отлично справились.
В: Ребята давайте вспомним стихи о птицах. Кто хочет и может их рассказать.
/Дети читают стихи/
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
С. Есенин

Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе -
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.
Н. Рубцов

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
А. Барто

Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.
А. Прокофьев

В.: Вы хорошо читали стихи. Пора немного и поиграть.
/физкультминутка/
Вот на ветках, посмотри /4 хлопка по бокам и коленям/
В красных майках снегири /4 наклона головы в стороны/
Распушили перышки, /махи кистями рук/
Греются на солнышке, /хлопки по бокам/
Головой вертят, /повороты головы/
Улететь хотят. Кыш! Кыш! /дети разбегаются по группе/

В: Ой ребята, а в посылке есть еще один конверт. Давайте посмотрим, что в нем. Здесь интересная история, которая произошла с Машей и Витей. Вы хотите послушать? (да)

Зимой Маша и Витя гуляли в парке. На снегу ребята увидели замерзающего воробышка. Маша взяла в руки пташку и стала согревать его своим дыханием. Ребята решили спасти воробья. Они посадили птичку в рукавичку и поспешили домой. Дома воробей согрелся, стал клевать семечки. Вечером Витя смастерил кормушку. На следующий день ребята выпустили воробья на волю, а кормушку птицам повесили в парке на березу. Каждый день дети приносили в кормушку хлебные крошки, семена. Так ребята помогали птицам пережить лютую зиму.
– Вам понравился рассказ? (да)
– Как звали девочку и мальчика? (Маша и Витя)
-Кого они нашли? (воробья)
– как они помогли воробью? (положили в рукавичку и отнесли домой)
– Что сделал Витя?(кормушку)
-А зачем птицам кормушка? (чтобы есть птичкам)
– А скажите, что птицам на самом деле страшнее всего голод или холод? (голод)
-Конечно, ребята, страшен голод, ведь птиц согревают перышки, а под снегом птицам трудно отыскать корм.
– А как вы думаете, ребята совершили хороший поступок? (да)

В.: Ребята, Совунья спрашивает, знаете ли вы, что такое скороговорки. А умеете ли вы их проговаривать?

Проворонила ворона воронёнка.

Галка села на палку, палка ударила галку.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

В.: Ребята, оказывается мы с вами очень много знаем о птицах: читали книжки, рисовали их, наблюдали за ними на прогулках, заучивали стихи.
А теперь я предлагаю вам сыграть в игру «Четвертый лишний». Я буду называть группу птиц, а вы угадайте, какая лишняя.
Слушайте внимательно:
Воробей, синица, ласточка, голубь; (слайд № 16, 17)
Снегирь, гусь, сорока, ворона; (слайд № 18, 19)
Клест, жаворонок, снегирь, воробей; (слайд №20,21)

В: Дети сегодня мы много говорили о птицах. А кто мне может сказать чем они отличаются от животных.(слайд № 22)

В: Кто еще хочет заглянуть в посылку. Здесь игра «Собери целое из отдельных частей». Совунья предлагает собрать птицу из частей.
На столе разрезные картины птиц. Ребята должны их собрать.

В: Вы отлично справились. Посмотрите как рада за вас наша гостья – Совунья.
(слайд № 23)

В: Ребята, а в посылке есть ещё что-то.
/достает мисочки с кормом для птиц/

В: Что это? Для чего может пригодиться? Каким птицам может понравиться этот корм? Как мы можем использовать этот подарок Совуньи? (Слайд №24)
/ дети отвечают, рассматривают, сравнивают/

В: Вы правильно сказали, что мы можем угостить птиц.
Ребята, посмотрите, что это такое? А кто ее сделал? Вот в нее мы и насыпим корм и угостим птиц на нашем участке.

В: А вам понравилась посылка Совуньи?
Давайте вспомним названия зимующих птиц.
И чем люди могут им помочь в холода.

В: А теперь дети
Встали. Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.
Руку правую подали, руку левую пожали
И сказали на конец
Вы друг другу «Молодец».

Конспект НОД « П Т И Ц Ы »

(подготовительная группа, конец года)

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Программное содержание:

  1. Уточнить и систематизировать имеющиеся у детей знания о птицах.
  2. Расширять представления об особенностях поведения птиц весной.
  3. Развивать познавательный интерес при установлении причинно-

следственных связей между внешним видом, местом обитания, и особенностями питания птиц.

  1. Закреплять умение в составлении описательных рассказов и

классификации птиц.

  1. Упражнять детей в словообразовании, чётко и правильно произносить

все звуки речи.

  1. Развивать умение логически мыслить, делать выводы и умозаключения.
  2. Развивать знаково-символическую функцию сознания.
  3. Формировать основы экологических знаний и экологического сознания.
  4. Воспитывать у детей гуманное отношение к природе и её обитателям.

Оборудование :

Карта – схема, загадки о птицах, аудиокассеты с записями голосов птиц и глухариным токовищем. Знаки-символы о правилах поведения в лесу, модель - схема с обозначениями признаков птицы.

Дидактические игры «Чье гнездо?», «Что можно есть этим клювом?», «Помоги птицам найти друзей».

Оборудование для опыта: вода, пульверизатор, вазелин, салфетки, перья.

Карточки с изображениями водоплавающих, зимующих и хищных птиц.

Словарная работа : Токовище, сокодвижение, сальные железы, вазелин, пульверизатор. Орнамент, народные приметы.

Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята, скажите, а вы любите путешествовать? Куда можно отправиться в путешествие?

Дети: - …в лес, на озеро, в другой город, другую страну, горы...

Воспитатель: - Я вам предлагаю отправиться в удивительное путешествие в мир природы. Хотите? У нашей матушки природу есть несколько царств. Назовите их

Ответы детей: - …растительный мир, животный мир, мир микробов... Воспитатель: - Давайте заглянем в царство животного мира, где есть

такие королевства, о названии которых вы догадаетесь по картинкам (подводный мир, мир насекомых, мир животных, мир птиц).

Изменяются времена года и происходят изменения в жизни животного и растительного мира. Скажите, какое сейчас время года?

Дети: - Весна!

Воспитатель: - Назовите мне весенние месяцы? Какой сейчас идёт месяц? (ответы детей)

Воспитатель: - Саша, расскажи стихотворение об апреле:

Ребенок: - Хорошо в лесу в апреле пахнет лиственною прелью,

Птицы разные поют, на деревьях гнёзда вьют.

На полянке медуница выйти к солнышку стремится.

Набухают веток почки, пробиваются листочки.

Воспитатель: - О каком периоде весны в нём говорится?

Воспитатель: - Куда мы с вами попали? (в царство птиц). Чтобы не заблудиться у меня есть карта. Давайте рассмотрим её!

Дети рассматривают карту.

Воспитатель: - В каком направлении нам идти? Сколько у нас будет стоянок? Назовите их

Дети: - … лиственный лес, ..озеро, ..сосновый бор.

Воспитатель: - Ребята, в лесу мы гости и должны правильно себя вести.

Давайте вспомним правила поведения в лесу .

Дети называют их по знакам-символам. Ответы детей:

1. Нельзя забирать животных из леса. Это их дом. Они разучатся самостоятельно добывать себе пищу и могут погибнуть в неволе.

2. Охраняйте цветы! Ландыши занесены в Красную книгу. Это лекарственное растение.

3. Не топчите грибы мухоморы, ими лечатся разные животные.

4. Нельзя ломать ветки деревьев. Дерево - живое и может погибнуть. На деревьях вьют гнезда птицы.

5. Сохраняйте паутину - это дом паука.

6. Берегите бабочек! Они опыляют растения и могут погибнуть в неволе.

7. Кора дерева - это как кожа у человека. Дерево живое, без коры оно погибнет.

8. Охраняйте муравейники! Муравьи - санитары леса.

9. Нельзя дотрагиваться до птичьих яиц и птенцов. Птица-мать может бросить это гнездо.

10. Костер в лесу может привести к лесному пожару и гибели всего леса.

11. Громкая музыка, шум, крик может распугать птиц, зверей, и они бросят свои гнезда и норы. Ведь звери привыкли жить в тишине.

12. Лес - это дом для животных и растений, в котором всегда должно быть чисто.

Ребенок читает стишок:

Гнездо на ветке птичий дом вчера птенцы родились в нём

Ты птичий дом не птичий дом не разоряй и никому не позволяй.

Воспитатель: - Правила поведения в лесу вы знаете. Мы пришли в гости, а значит надо поздороваться. Но помните, что в лесу шуметь нельзя.

Дети: - Здравствуй, здравствуй, добрый лес, полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи, мы никого здесь не обидим.

Дыхательная гимнастика

Воспитатель: - Глубоко вдохните полной грудью весенний воздух. Почувствовали, какой он?

Дети: - …душистый, чистый, ароматный, лесной, свежий, тёплый.

Воспитатель: - Почему же всё так красиво вокруг? Весна пришла в лес. Давайте вспомним признаки весны .

Ответы детей:

Весной день стал длиннее, …солнце светит ярче;

Стало теплее, прилетели перелётные птицы;

Тает снег, …много влаги и тепла;

Набухают почки, …проснулись насекомые;

После зимней спячки пробудились медведи;

Началось сокодвижение у деревьев;

Люди одеваются легко...

Воспитатель: - Молодцы! Присаживайтесь на пенёчки и давайте прислушаемся к лесным звукам леса (поют птицы, стучит дятел, хрустят ветки под ногами, шелест...) (релаксация )

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете загадки про птиц ? Сейчас проверим! (на фланелеграф выставляются карточки отгадки).

  • Всех перелётных птиц черней, чистит пашню от червей.

Целый день по полю вскачь, а зовётся птица... (грач).

  • Днём спит, ночью летает и прохожих пугает… (сова).
  • Птица – санитар леса …(дятел)
  • Кто высоко летает, а от воды не отлетает? …(журавль).
  • Кто на хвосте новости приносит? …(сорока).
  • Его узнаем мы по двум простым приметам,

Он в белой шубке лишь зимой, а в серой шубке летом…. (заяц).

  • Кто на ветке на суку, счёт ведёт ку-ку, ку-ку….. (кукушка).

Воспитатель: - Кто здесь лишний? (на фланелеграфе).

Дети: - Заяц!

Воспитатель: - Почему вы так решили?

Дети: - Это не птица, у него нет перьев и клюва.

Воспитатель: - Покажите мне модель-карточку, обозначающую птиц (тело покрыто перьями, имеет клюв, крылья, две ноги).

Слышится стук дятла (аудиокассета).

Воспитатель: - Что за звуки раздаются в лесу? Что это за птица?

Дети: - Это дятел.

Воспитатель: - Что вы знаете об этой птице? Почему дятла называют санитаром леса?

Дети: - Дятел – лесной доктор. Он лечит старые больные деревья, истребляя вредных насекомых. Вот какая умная птица дятел!

Воспитатель: - Ребята, смотрите! Там, на ветке дерева, сидит, не шевелясь, какая-то птица!

Дети: - Сова.

Воспитатель: - А что вы знаете про сову?

Ответы детей: - Сова днем спит, ночью охотится.

Даже ночью с большой высоты видит она затаившуюся в траве мышь.

Сова - птица хищная. У неё очень хорошее зрение и слух.

Она услышит даже, как жук ползёт по дереву.

Сову считают мудрой птицей, потому что она долго живёт.

Воспитатель: Весной у птиц появляются новые заботы. Какие?

Дети: - Им нужно строить гнёзда.

Воспитатель: - Где птицы строят свои гнёзда?

Ответы детей: - Птицы строят гнезда на земле, в траве, в кустарниках, на верхушках деревьев, в дуплах.

Воспитатель: - А из чего птицы строят свои гнёзда?

Ответы детей: - Птицы строят гнезда из веток, прутиков, соломы, перьев, мха, пуха и меха животных.

Дидактическая игра "Чьё гнездо?"

На столах лежат карточки. Дети с помощью стрелок должны показать какая птица и где стоит гнезда.

Дети имитируют ходьбу по кочкам.

Воспитатель: - Вот мы с вами и пришли на небольшую полянку между озером и болотом. Кто же это?

На одной ноге стоит в воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат.

Дети: - Цапля.

Воспитатель: - Что вы можете сказать об этой птице?

Ответы детей: У цапли длинные ноги, чтоб не провалиться, острый длинный клюв, на голове хохолок, она питается лягушками.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что это за красавица плывёт?!?

Дети: - Это лебедь. (Составление описательного рассказа о лебеде).

Воспитатель: - Вы знаете главное отличие водоплавающих птиц от лесных?

Дети: - Водоплавающие птицы не намокают и не замерзают в воде.

Опыт "Одежда водоплавающих птиц"

Оборудование: вазелин, бутылочка воды с пульверизатором, перья, салфетки).

Цель: выяснить почему водоплавающие птицы не намокают.

Ход: нанести вазелин на часть руки, сбрызнуть покрытый вазелином участок кожи водой. Понаблюдать, как вода собирается в капельки и скатывается с кожи.

Воспитатель: - Водоплавающие птицы не смогли бы плавать, если бы их перья не покрывал жир. У птиц есть специальные сальные железы. Утки, лебеди, гуси, чайки, клювом смазывают свои перья жиром. Он защищает птиц от намокания и замерзания. Вода не может проникнуть сквозь оперение и скатывается с тела.

Пальчиковая гимнастика «Птичка»

Птичка крылышки сложила, пёрышки помыла, клювом помела, зёрнышки нашла, зёрнышки поела, песенку запела, крылышки раскрыла и полетела, полетела (дети имитируют движения по тексту)

Дидактическая игра "Что можно есть этим клювом?"

Выбрать и определить чем питается птица. Почему ты выбрал лягушку? (потому что клюв длинный, им удобно ловить лягушек и рыб в воде). Почему ты выбрал мышь и зайца? (у хищных птиц клюв мощный, загнутый).

Звучит кассета с записью пения птиц.

Воспитатель: - Ребята мы с вами попали на глухариное токовище. Где глухари живут зимой, а где летом?

Ответы детей:

Зимой - в хвойном лесу, питаются хвоинками.

Весной - перелетают в лиственный лес, где будут кормиться до поздней осени).

Воспитатель: - Фигурку глухаря ханты ставили за спинку детской колыбели, чтобы маленькие дети лучше спали. Глухарь как бы охраняет их сон. Помните, как мы с вами рассматривали орнамент на колыбели? Орнамент похож на живого глухаря: голова, лапы, хвост форма туловища, крылья.

Воспитатель: - Кто знает, что это за птица?

Дети: - Эта птица называется тетерев.

Воспитатель: - На что похож её хвост?

Дети: - Хвост тетерева похож на музыкальный инструмент - лиру.

Воспитатель: - Давайте вспомним народные приметы о птицах .

Дети: - Ласточка низко летает - к дождю;

Воробьи купаются в луже - к жаре;

Вороны собрались в стаи и кричат - к изменению погоды.

Воспитатель: - Коренные жители ханты очень бережно относятся к природе и её обитателям, охраняя птиц и животных. Посмотрите, орнаменты на одежде и посуде напоминают животных, птиц и рыб.

Рассаживайтесь на лесной полянке. Сегодня мы много увидели, много узнали о птицах, их поведении, местообитании, чем питаются.

Воспитатель: - Ребята, вспомните и назовите пословицы о птицах .

Ответы детей:

* Лес без птиц не лес.

* Всякая птица своим пером гордится.

* Всякая птица по-своему поет.

* У каждой пташки - свои замашки.

* Не бывать вороне соколом.

* Немного синица ест, пьет да весело живет.

* Сорока без причины не стрекочет.

* Сорока на хвосте новости приносит.

* Соловей берёт пением, а человек – умением.

* Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

* Кукушка кукует - по дому горюет.

* Журавль прилетел и тепло принес.

* Журавль высоко летает, а от реки не отлетает.

* Сколько кукушке не куковать, а к зиме все равно улетать.

Дидактическая игра « Помоги птицам найти друзей»

Воспитатель: - Возьмите конверты и поделите птиц на три группы зимующие, водоплавающие, хищные.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: - Молодцы, быстро справились с заданием.

Ребенок: Если утки перестанут крякать, а вороны престанут каркать,

Дятел дерево долбить в лесу, а кукушка плакать на суку. Что случится? Что произойдёт?

Воспитатель: - Ребята, что может случиться, если птиц не станет?

Ответы детей:

Случится беда: умолкнут поля, леса и луга;

Расплодятся вредные насекомые, грызуны - они съедят все листья, хвою на деревьях;

Погибнут леса и сады.

Воспитатель: - Что мы должны делать, чтобы этого не случилось?

Дети: Мы должны охранять и беречь птиц.

Воспитатель: - Да, лес это большой дом, где у каждого растения, зверя и птицы есть своё место. Все они нужны друг другу и зависят друг от друга.

На этом наше путешествие в царство животных подошло к концу.

Давайте попрощаемся с лесом:

Дети: До свидания, добрый лес! Полный сказок и чудес!

Мы к тебе ещё придём и подарки принесём!


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ "ПТИЦЫ"

Цель: развивать экологическое мышление и творческое воображение, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности, и на совместный опыт детей и взрослых; по участию в природных акциях и природоохранительных мероприятиях.

Уточнить и расширить знание детей о перелетных птицах Красноярского края;

Формировать умения и навыки наблюдения за птицами;

Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц

воспитывать доброжелательное отношение к природе родного края, птицам;

Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;

Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

Совершенствовать монологическую речь с опорой на предметно-схематические модели;

Совершенствовать диалогическую речь, как средство общения;

Формирование словаря:

Обогащение природоведческого словаря: стриж, кедровка, чайка, клест, дрозд, жаворонок, глухарь.

Введение в речь эмоционально-оценочной лексики.

Активизация словаря: согласование существительного с прилагательным.

Предшествующая работа:

Сюжетное рисование "Как я помогаю птицам зимой";

Выставка семейного рисунка: "Птицы, живущие в моем дворе";

Участие в литературном празднике "Книжкина неделя в детском саду". Просмотр видеофильмов "Перелетные птицы ";

Разучивание песни "Журавушка" (слова А.Вольского, муз. Е.Зарицкой);

Создание в группе музейной экспозиции "Птицы нашего края";

Прогулка-наблюдение с детьми за птицами в зимнее время и их фотографирование;

Создание передвижного фото-стенда "После воскресных прогулок с родителями"

Оборудование к занятию:

Предметный ряд:

Краски, кисти, бумага

Разрезные картинки с изображением птиц

Символы мест обитания птиц

Проектор

Медали для награждения

Музыкальный ряд:

Песня "Журавушка" (слова А.Вольского, муз. E.3арицкой)

Вальс Ф.Шопена

Изобразительный ряд:

Иллюстрации с изображением птиц

Ход викторины

Дети входят в зал под музыку (звучит вальс Шопена), делятся на команды, взяв цветовые фишки.

Воспитатель:

Сегодня у нас с вами веселый праздник. Я знаю, что вы любите птиц, охраняете их гнезда, много о них знаете. Вот сегодня вы и покажете свои знания.

Я хочу вам представить наших уважаемых "Мудрецов", которые будут оценивать ваши ответы (ведущий представляет "Мудрецов" родителей и педагогов МДОУ)

На викторинах всегда команды выполняют задание и получают за это флажок. Чья команда соберет большее количество флажков - выигрывает.

Узнать название вашей команды, можно собрав разрезные картинки (раздаю конверты обеим командам).

Чья команда первая справиться с заданием - возьмитесь за руки и поднимите их вверх - это будет сигнал готовности.

Команда, первая выполнившая задание, получает флажок от

"Мудрецов".

Дети надевают эмблемы с изображением "Ласточек" -название первой команды, "Скворушек" - название второй команды.

Второе задание - выбор капитанов

Воспитатель:

А теперь командам нужно выбрать капитана. Посовещайтесь все вместе и решите, кто будет возглавлять вашу команду

Воспитатель:

Внимание, следующее задание: Перед вами на доске зашифрованы названия птиц - они состоят из первых букв предметов, изображенных на картинках.

Утюг Танк Кот Аист

Гриб Рак Акула Часы

Дети совещаются друг с другом в командах, и капитаны объявляют результат.

Воспитатель:

Для того, чтобы проверить правильность ответа - переверните картинки обратной стороной

Капитаны проверяют правильность выполнения задания у команды соперников.

Следующее задание: блиц-опрос

(быстрый вопрос - быстрый ответ)

Воспитатель:

Что общего в названии этих птиц?

Они перелетные!

Воспитатель:

Какие птицы называются перелетными?

Которые улетают на зиму в теплые края.

Воспитатель:

А почему они улетают?

Им становится холодно, и трудно добывать корм!

Воспитатель:

Какие птицы улетают последними? Почему?

Водоплавающие, т.к. замерзают водоемы.

"Мудрецы" оценивают ответы детей, дают очередной флажок.

Воспитатель:

А, что, у нас зимой не остается не одной птицы?

Остаются!

Воспитатель:

Как они называются?

Зимующие.

Воспитатель:

Сейчас мы посмотрим, как хорошо вы различаете зимующих и перелетных птиц.

Команда "Ласточки" выберет все картинки с изображением перелетных птиц, и с помощью магнитов, прикрепит их на магнитную доску. А команда "Скворушки" поместит на другую доску птиц, которые остаются с нами зимовать. Будьте внимательными и взаимно вежливыми, старайтесь доброжелательно решить все возникающие проблемы.

Воспитатель:

Предлагаю поиграть в веселую игру: "Узнай меня"

Пока звучит музыка, дети изображают летающих птиц. После того как музыка прекращается, участникам игры нужно в позе, жесте, изобразить какую- либо птицу.

Воспитатель:

Задание для капитанов

Мы с вами много читали книг, ходили в музей, где знакомились с птицами, живущими в нашем Сибирском крае. Следующее наше задание покажет, чья команда лучше ориентируется в знании места обитания птиц.

На столах схематичное изображение:

КРЫША ДОМА

Капитаны выбирают картинки с изображением птиц и "расселяют" по "домам"

После окончания задания "Мудрецы" вручают флажок выигравшей команде.

Воспитатель:

Очередное задание викторины.

Я раздам каждой команде ребусы - в них зашифрованы названия птиц.

Чья команда первая отгадает все три ребуса, как обычно возьмутся за руки и поднимут их вверх - это будет сигнал готовности, а на нашем волшебном экране появятся отгадки.

После окончания задания "мудрецы" вручают флажок выигравшей команде.

Теперь заключительное задание:

Рассказать о добрых делах, которые помогают зимовать птицам (дети составляют рассказы)

Воспитатель:

Да ребята, вы знакомы с названиями птиц, вы их любите, много знаете о повадках, местах обитания. Но самое главное, что вы рассказали о добрых делах, которые совершили сами, или вместе с родителями, в своих дворах, на дачах (развешивали зимой кормушки, весной делали скворечники и др.). Я рада, что у птиц есть такие заботливые и верные друзья, как вы ребята.

На этом я предлагаю закончить нашу викторину

Уважаемые "Мудрецы" я попрошу объявить результаты викторины.

Награждение

Воспитатель:

Я предлагаю обеим командам объединиться и всем вместе попрощаться с перелетными птицами.

Споем им песню "Журавушка" (включаю видеопроектор с записью перелетных птиц - летящий клин журавлей)

Цель : продолжать развивать представления у детей о жизни и особенностях птиц.

Задачи:

  1. Образовательные задачи:

— закреплять и расширять знания детей о зимующих птицах (почему птицы летают, почему зимующие птицы не мерзнут зимой);

— обогащать активный и пассивный словарь, развивать связную речь детей;

2. Развивающие задачи:

— развивать познавательную активность детей в процессе поисковой деятельности (умение выделять проблему, умение планировать этапы своих действий и вести исследование);

— развивать умение формулировать выводы при установлении причинно-следственных связей и по итогам исследований с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

— закреплять навык работы в микрогруппах;

3. Воспитательные задачи:

— воспитывать доброе отношение к живой природе и её обитателям.

— формировать желание помогать птицам зимой;

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»,

Оборудование и материалы:

Набор перьев, лупы, листы бумаги, мультимедийная установка (презентация).

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы.

Беседа с детьми, как зимуют звери и птицы.

Заучивание стихотворений.

Наблюдение в природе.

Изготовление кормушек вместе с детьми.

Чтение пословиц, поговорок, народных примет.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент

Игра «Спаси птенца»

— Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте к себе. Медленно, по одному пальчику сложите ладони. Сделайте гнездышко. Сейчас я вам положу маленького беспомощного птенца. Подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием.

— Теперь раскройте ладони, вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.

Мотивационно — ориентировочный этап.

— Ребята, нам вчера в детский сад на электронную почту пришло очень интересное письмо от Незнайки. Я бы хотела вас с ним познакомить.

«Дорогие ребята, я вчера гулял по улице и увидел необычную птичку. У неё чёрный жилет, красный берет, нос как топор, а хвост как упор.

Подолбила птичка по дереву и так красиво полетела, что мне тоже захотелось. Влез я на дерево, сел на ветку и только полетел, … как больно ударился о землю. Ничего не понимаю!

Не могли бы вы мне подсказать, что за необычная птичка встретилась мне на прогулке?

Почему птицы летают, а человек нет?

И почему зимующие птицы не улетают в тёплые края, неужели им не холодно зимой?»

Поисковый этап.

— Дети, поможем Незнайке? (Ответы детей)

— На какие вопросы нам надо найти ответы? (Ответы детей)

(Педагог демонстрирует карточки)

— Ребята, как вы думаете, что за необычная птичка встретилась Незнайке?

— Правильно. Как вы догадались? (Ответы детей)

— Кто может рассказать о дятле? (Ответы детей)

— Ребята, а каких зимующих птиц вы ещё знаете? (Ответы детей)

К зимующим птицам также относятся: тетерев, глухарь.

(Педагог демонстрирует названных птиц на слайдах)

— А может кто-нибудь из вас помнит загадки о зимующих птицах?

(Ответы детей)

Практический этап (опытно-экспериментальная деятельность).

Опыт №1

— Ребята, Незнайка в своём письме говорит, что птицы умеют летать. Правильно?

— А человек может взлететь? Почему? (Ответы детей)

Дети: Нет. У человека нет крыльев.

— Ребята, проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Листы одинаковые? Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло? (Упал)

Возьмите другой лист и осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? (Полетел)

— Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по–разному?

(Ответы детей)

Вывод: Не скомканный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит.

— Вот и птицы: расправят крылья – летят, сложат крылья – упадут вниз камнем.

Крылья птиц лёгкие, сильные и гибкие.

Физкультминутка «Хочу быть птичкой».

Я по улице гулял, (дети выполняют ходьбу на месте )

Галок и ворон считал: (скрещивают перед собой кисти рук, делают ими плавные движения, обозначающие полет)

Раз, два, три, четыре, пять,

Рот открыл, смотрю я в небо, (поднимают голову вверх ).

Вправо, влево. Я там не был. (выполняют повороты головой ).

Птичкой захотел я стать

И руками стал махать. (часто взмахивают руками через стороны вверх, вниз, кисти напряжены)

Крылья вверх и крылья вниз, (плавно взмахивают руками )

Только слышен ветра свист. (вращают указательными паль­цами рук, поднятых вверх)

Я подпрыгнул, чтоб взлететь, (подпрыгивают)

Но пришлось на землю сесть. (приседают)

Опыт №2

— Дети, мы с вами ответили на два вопроса Незнайки. Какой был третий вопрос?

(Ответы детей)

— Скажите, пожалуйста, чем покрыто тело птиц? (Ответы детей)

— Предлагаю вам пройти к столам (в лабораторию), где мы будем исследовать перья птиц через лупу. Но для начала мы разделимся с вами на две микрогруппы.

Первая микрогруппа – будет исследовать размер, цвет и строение пера.

Вторая микрогруппа – будет исследовать, что внутри пера, если его разрезать. (Детям даются карточки с заданиями)

Работа в микрогруппах.

— Ребята, расскажите, чем перья отличаются?

Дети: Размером, цветом, строением.

1) — Ребята, рассмотрим, как устроены перья у птиц. Что можно сказать про него?

Дети: Оно плотное, жесткое, большое.

— Молодцы, правильно. Посмотрите внимательно на основание между волосками – это стержень – основа пера.

2) – Ребята, расскажите, что внутри этого стержня?

Дети: Плотный и пустой.

Правильно. А как вы думаете почему?

Дети: Чтобы птица была легче и могла летать.

— Попробуйте выпустить перо из рук. Что вы видите?

Дети: Оно падает медленно, плавно кружась.

Почему?

Дети: Перо легкое, так как внутри стержня пустота.

— Правильно. Оперение птицы состоит из огромного количества перьев.

Длинные перья крыльев называют маховыми. Они предназначены для полета, поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти крылья поднимают птицу вверх.

Хвостовые перья называются рулевыми. Они тоже прочные и длинные и предназначены для поворотов в полете.

Мелкие перья – пуховые – они вырастают к зиме у зимующих птиц под пёрышками и согревают их.

— Дети, мы исследовали перья и теперь знаем — какие они бывают и почему зимующие птицы не мёрзнут зимой.

— Самое страшное для птиц зимой – не холод, а самое ужасное – голод.

— Как вы думаете, где птицы добывают корм зимой? (Ответы детей)

— Верно. Но когда корма мало, для птиц наступают тяжелые времена. Если им не помочь, они погибнут. А как люди могут помочь птицам?

(Дети предлагают варианты, приходят к выводу, что необходимо делать кормушки)

Рефлексивно – оценочный этап.

— Какие вы молодцы, ребята!

— Дети, теперь мы можем ответить на все вопросы Незнайки?

— Что за необычная птичка встретилась Незнайке на прогулке? (Ответы детей)

— Почему птицы летают, а человек нет? (Ответы детей)

— Почему зимующие птицы не мёрзнут зимой? (Ответы детей)

— Когда мы вернёмся в группу, мы обязательно с вами напишем письмо Незнайке и ответим на все его вопросы.

— Что вам больше всего понравилось?

— Что нового узнали, проводя свои исследования?

(Ответы детей)

— Все мы молодцы! Скажите себе:

«Я – молодец,

я – думал,

я – старался,

я делал открытия ».

Благодарю вас за работу!

— Мы сегодня с вами выйдем на прогулку и покормим птиц.

Стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц»

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных друзей.

Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Перелетные птицы»

Цель:
1.Знакомство детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у детей познавательных интересов
2.Продолжать учить детей образовывать уменьшительно – ласкательные имена существительные; звукоподражательные глаголы.
3.Формировать навыки составления описательного рассказа с опорой на схему. Закреплять умение подбирать определения к предметам, действия к предметам. Активизировать словарь по теме. Развивать внимание, память, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Предварительная работа: наблюдение в природе за птицами, слушание музыкальных композиций с голосами птиц, беседа с детьми, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, «Кто к кормушке прилетел?» Бианки, «О птицах» Зотова.

Оборудование:
-плакат с изображением природы, перелетных птиц,
- схема для составления описательного рассказа о перелётных птицах:
- предметные картинки, карточки с изображением перелетных и зимующих птиц,

Организационный момент. Введение в тему

Воспитатель расставляет перед детьми иллюстрации с различными видами перелетных птиц.

Ребята утром, когда шла на работу, я, кого – то встретила. А кого, вы узнаете, если отгадаете мои загадки.

Спрятавшись среди ветвей,
Поёт славно…соловей

Важно по земле шагает,
Клювом почву протыкает,
Вредных - съест, он молодец!
А зовут его…скворец

Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)

Ребята в какой сказке ласточка помогла девочке? Как называется это сказка? Почему ласточка помогла? В какие края она летела?

2. Сообщение темы.

Сегодня мы будем говорить о перелетных птицах.Каких вы перелетных птиц знаете? Ласточка это перелетная птица.

Ласточка в сказке Дюймовочка замерзла и не могла взлететь,ребята давайте поможем ласточке. А как мы сможем помочь? Правильно надо отогреть.

Игра на дыхание

Ребята, давайте подуем на ласточку и отогреем ее.

3. Введение в тему.

Как вы думаете, почему их так называют? Правильно, потому что птицы улетают в теплые края.

А в какое время года это происходит? (Осенью)

Ребята, а почему перелетные птицы улетают? (Становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм)

4. Основная часть.

Воспитатель:

Какое сейчас время года? (Сейчас время года осень)

Назовите признаки осени? (День становится короче, ночь длиннее. Листья опадают. Часто идут дожди. Перелетные птицы улетают в теплые края) Каких перелетных птиц вы знаете? (Грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди, трясогузка…

Утка – крякает (кря –кря кря)

Гусь- гогочет (га –га –га)

Кукушка –кукует (ку – ку, ку-ку)

Ласточка – щебечет

Журавль – курлыкает

Молодцы ребята,а теперь отгадайте кто лишний?

Игра «Четвертый лишний?»(на развитие логического мышления.)

Грач, ласточка, воробей скворец. Кто лишний? – воробей, так как он зимующая птица.

Голубь, ласточка, скворец, гусь. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Кукушка, лебедь, снегирь, утка.

Ворона, воробей, голубь, скворец.

Скворец, грач, утка, синица.

Журавль, аист, снегирь, лебедь.

Гусь, ворона, грач, кукушка.

Физическая минутка «Птички летают»

Птицы высоко летали (дети бегают),

Птицы крыльями махали (дети машут руками),

А теперь они спустились (приседают),

У них крылышки сложились (прячут руки за спину)

Дидактическая игра « Закончи предложение»

У соловья глазки маленькие, как бусинки, а у грача? (большие глазищи)

У грача клюв большой, клювище, а у соловья? (маленький клювик)

У жаворонка маленькие лапки, а у журавля? (большие лапищи)

У трясогуски хвост длинный, хвостище, а у соловья? (маленький хвостик)

Игровое упражнение "У кого кто?” (игра с мячом)

У грача – грачонок - грачата.

У утки – утёнок - утята

У лебедя – лебедёнок - лебедята

У соловья – соловьёнок - соловьята

У журавля – журавленок - журавлята

У дрозда – дроздёнок – дроздята

У чижа – чижонок - чижата.

У аиста – аистёнок - аистята

У скворца – скворчонок - скворчата.

Игра “Собери картинку”. [Развитие мелкой моторики, внимания.]

Ребята, у нас в конвертах разрезные картинки.

Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.

Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки.

Расскажите, чьи изображения вы сложили.

– Это грач. (перелетных птиц)

Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой. И т.д

Художественно-продуктивная деятельность. (Образование притяжательных прилагательных)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку.

Ребята, посмотрите, на этих птиц. Что не так?

Это ласточка. Не дорисован хвост

Это журавль. Не дорисованы журавлиные ноги.

Это соловей. Не дорисовано соловинное крыло.

Это лебедь. Не дорисована лебединая шея.

Я думаю, что у художника не хватило красок и он не закончил свои рисунки? Предлагаю вам закончить рисунки.

Итог занятия.

Вспомнить о чём говорили?

Что интересного вы узнали о перелетных птицах?

Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. А теперь ребята мы с вами послушаем и выучим стих о наших пернатых друзьях

Берегите птиц. Стих для детей

Виктор Корболеев

Я начал птичку рисовать

С душой, ни как попало

Ведь птичек нужно охранять,

Их так на свете мало

Внизу хочу я написать:

По птицам не стреляйте

Не надо птичек убивать

И гнёзд не разоряйте!

Они не только ведь поют

И просто так летают,

Они ведь гусениц клюют

И мух уничтожают

Они для нас поют весной

Поможем им, ребятки

Чтоб сад сиял наш чистотой

И зеленели грядки!!!