Должность начальника психологической лаборатории замещается лицом, имеющим высшее психологическое образование, либо прошедшим соответствующую переподготовку в установленном порядке по курсу «Практическая психология» на базе высших образовательных учреждений.

    Начальник психологической лаборатории находится в непосредственном подчинении у заместителя начальника по кадрам и воспитательной работе, в вопросах профессиональной деятельности подчиняется начальнику психологической службы УФСИН России по Республике Карелия.

    Деятельность начальника психологической лаборатории базируется на принципах законности, гуманизма, соблюдения прав человека, уважения к его личности, профессионализма и ответственности за результаты своей работы, а также профессиональной независимости и разумной самостоятельности в принятий решений по вопросам, входящим в компетенцию психологической службы.

    Возложения на начальника психологической лаборатории функциональных обязанностей, не предусмотренных настоящей инструкцией и противоречащих профессиональной этике, запрещается.

    В период отсутствия (отпуска, командировки, болезни) начальника психологической лаборатории исполнение его обязанностей возлагается на психолога психологической лаборатории, Ульянову Алену Николаевну.

II. Права начальника психологической лаборатории:

    Знакомиться с нормативными документами, планами работ, должностными инструкциями иными материалами и служебными документами, запрашивать и получать от должностных лиц и всех служб учреждения необходимую для осуществления профессиональной деятельности информацию.

    Вносить руководству учреждения предложения по совершенствованию воспитательной работы с осужденными, оптимизации морально-психологического климата в подразделении и иным вопросам и совершенствованию материально-технической базы службы.

    На основании результатов психологического обследования лиц из числа персонала учреждения при выявлении у них функциональных дезадаптивных отклонений давать руководству колонии рекомендации по оказанию им помощи реабилитационного, социального и психологического характера (временное изменение функциональных обязанностей, предоставление краткосрочного отпуска, проведение индивидуальной психологической работы).

    Участвовать в работе аттестационных комиссий, выносить заключения о психологическом потенциале аттестуемых сотрудников.

    Участвовать в научно-практических конференциях, семинарах, выезжать в служебные командировки с целью получения опыта работы.

    Применять к сотрудникам меры поощрения и взыскания в пределах своей компетенции, вносить руководству колонии предложения о поощрении сотрудников психологической лаборатории, наложении на них дисциплинарных.

    Запрашивать и получать от должностных лиц учреждения необходимую информацию, характеризующую личность человека.

    Принимать участие в решении вопросов подбора сотрудников психологической службы.

    Вносить руководству предложения о временных изменениях в режим труда и отдыха, а также о предоставлении краткосрочного отпуска сотрудникам по психологическим показаниям.

    При исполнении своих функциональных обязанностей в целях создания условий, способствующих эффективной профессиональной деятельности, начальник психологической лаборатории имеет право находиться в одежде гражданского образца.

    Обязанности начальника психологической лаборатории:

    Осуществлять общее организационно-методическое руководство деятельностью психологической лаборатории, определять функциональные обязанности и утверждать должностные инструкции её сотрудников, контролировать их исполнение.

    По согласованию с начальником учреждения и начальником психологической службы УФСИН определять приоритетные направления деятельности лаборатории и перспективы психологической службы учреждения.

    Вести планирование работы психологической лаборатории. Составлять отчёты и справки о проделанной работе, обеспечивать исполнение приказов, указаний и распоряжений вышестоящих органов и должностных лиц.

    Принимать участие в решении вопросов подбора, расстановки и аттестации кадров психологической службы учреждения, отвечать за обеспечение надлежащих условий работы психологов, соблюдение ими законности, служебной дисциплины и норм профессиональной этики.

    Организовывать изучение и реализацию в практической деятельности психологами учреждения передового опыта в области пенитенциарной психологии, внедрение апробированных методик психодиагностики, современных методов психокоррекционной и психопрофилактической работы, разработку методических рекомендаций, проведение исследовательской и экспериментальной работы по психологической проблематике, принимать личное участие в профессиональном обучении сотрудников лаборатории.

    Организовывать психологическую подготовку и консультирование личного состава учреждения по вопросам, входящим в компетенцию психологической службы.

    Определять объём, характер и содержание предоставляемой для ознакомления персоналу и иным лицам психологической информации, отвечать за сохранность и надлежащее использование сотрудниками лаборатории конфиденциальных сведений.

    Координировать использование результатов работы лаборатории между другими отделами и подразделениями УИС.

    Проводить статистический анализ эффективности работы психологов учреждения.

    Оказывать консультационную помощь руководству учреждения в плане психологии управления.

    Заменять в профессиональной деятельности любого психолога лаборатории.

    Проводить индивидуально-воспитательную работу с закрепленными осужденными и заносить записи об этом в дневнике индивидуально воспитательной работы с осуждёнными.

    Организовывать работу кабинета психологической разгрузки для осужденных и сотрудников.

    Вести рабочую документацию согласно нормативным указаниям.

    Систематически повышать уровень профессионального мастерства.

    Вести просветительскую работу.

    Осуществлять индивидуально-воспитательную работу с сотрудниками психологической лаборатории.

    Соблюдать права и законные интересы осужденных, сотрудников, работников учреждения и других граждан.

    Ответственность начальника психологической лаборатории:

    За объективность, достоверность интерпретаций и выводов по результатам проводимых им исследований и диагностических процедур, за качество составленных характеристик, психологических портретов, заключений, выданных рекомендаций.

    За надлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.

    За нарушение сроков исполнения контрольных и плановых документов.

    За нарушение трудовой или служебной дисциплины в пределах, определенных Трудовым кодексом Российской Федерации, ведомственными нормативными правовыми актами.

    За действие или бездействие, повлекшие за собой причинение материального ущерба имуществу отдела, учреждения.

    За сохранность имущества и документации, используемых им в процессе работы.

    За сохранность конфиденциальной психологической информации.

    Начальник психологической лаборатории несёт персональную ответственность за сроки и качество рассмотрения поставленных в обращении вопросов; объективность и тщательность проверки изложенных в нём сведений; своевременность его разрешения и направления ответа заявителю.

    Несёт личную ответственность за воспитание подчинённых.

Должностная инструкция разработана в соответствии с требованиями

Руководитель, как психологический тип, должен отличаться, например, от «исполнителя», «специалиста», «ответственного сотрудника» самым главным — ответственностью.

Исполнитель выполняет простую задачу, сказали — сделал, его ответственность распространяется только за то действие, которое он произвёл или не произвёл. Специалист может отвечать и за технологию, и за процесс в рамках своей компетенции. С ответственного сотрудника спросят за результат в рамках его полномочий. Руководитель несёт ответственность за всё целиком и за действия подчинённых тоже.

Согласитесь, что такая позиция должна основываться на специфических личностных характеристиках, особом образе мысли, стиле жизни. Разберём некоторые особенности.

Руководитель думает масштабно, нацелен на результат, устремлён в будущее. Тот, кто долго копается в прошлых ошибках, своих или сотрудников, утрачивает позитивный настрой, когда надо идти вперёд — стоит на месте.

Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет. В. Белинский

Устремление на результат в будущем — это одна из важнейших психологических установок эффективного руководителя. В этом контексте полезно рассмотреть тему «разбора полётов», или подведение итогов, что тоже является неотъемлемой функцией руководства.

Когда завершено большое и трудное дело, сотрудники радостно вздохнули и расслабились, а вот руководителю расслабляться рано. Не завершена последняя важная задача — провести «разбор полётов», но так, чтобы все продолжали радоваться своей работе, однако при этом услышали об ошибках, приняли к сведению, а главное, в будущем их не повторили. Привычный вариант — сказать всем спасибо, а некоторым высказать порицания — не очень эффективен. На критику в период радости люди напрягаются, протокольной благодарности не радуются. Но есть полезные общие правила подведения итогов, которые с учётом позитивного настроя на будущее, позволяют закончить работу красиво.

Правило 1. Создайте сотрудникам правильную атмосферу обсуждения

Если работа была не очень успешной, то всё равно общий фон обсуждения надо сделать позитивным. Приём простой: руководитель может предложить всем присутствующим высказать несколько слов благодарности двум или трём коллегам за то, что действительно помогало работать вместе. Будет правильно, если руководитель первый поблагодарит кого-либо, только указав, за что конкретно. Отметить успех сотрудников — это ещё и настроить их на дальнейшую работу. Что поощряете, то люди стараются делать, может быть, не сразу, но к хорошему отношению привыкают и отвечают тем же.

Правило 2. Говоря негативно о прошлом, предлагай решение на будущее

Часто встречающаяся ошибка руководителя — рассказывать о своих упущениях. Зачем? Какой настрой такими рассказами можно вызвать у сотрудников? Нужно перестать говорить о том, что было плохо, а сразу о том, как можно сделать лучше. Можно кратко сформулировать негативный результат, как факт, без эмоций, и сразу предложить варианты решения задачи.

Правило 3. Чёткость, конкретность и ясность формулировок

Например: «Некоторые сотрудники не проявили должного умения, хотя могли бы работать лучше, а не как всегда». О чём речь? Какие сотрудники?

Если такое высказывание было озвучено, необходимо предложить говорящему человеку указать конкретных лиц и событие. Это всего лишь субъективное мнение, за которым пусть последует предложение, отвечающее на вопрос: «А как надо?».

Если прозвучало обвинение против конкретного лица, полезно ему тоже предоставить слово, поинтересоваться его видением, мнением. Задача руководителя — смягчить обвинение, переформулировать его конструктивно, найти за ним позитивное намерение говорящего.

Правило 4. Завершение на позитиве

Хорошо, что мы работаем вместе, понимаем друг друга, готовы выслушать и поддержать.

Об этом руководитель должен обязательно сказать. Пусть о совместно проделанной работе останутся только тёплые чувства и позитивный настрой на будущее, ведь главные свершения ещё впереди!

Такое общение руководителя с подчинёнными формирует у них позитивное восприятие мира в общем, и своей деятельности в частности. Другими словами, установка, транслируемая сотрудникам, приучает видеть за временными трудностями желаемый результат, концентрироваться именно на нём, а не на переживаниях неудачи.

На чем должен акцентировать внимание руководитель?

1. На том, что уже есть, а не на том, чего пока не хватает.

Конечно, полезно помнить — что не достигнуто, упущено, но лишь для того, чтобы проанализировать, сделать правильный вывод, а не для того, чтобы это переживать в негативе.

2. На ресурсах — всём, что помогает достигать успеха, а не на опасностях, угрозах, трудностях.

Если запустить программу переживаний неудач, дополнить её грозящими опасностями, то трудно будет увидеть хоть что-то позитивное, «свет в конце туннеля». Уже придуман термин — кризисное состояние, это когда человек верит, что за облаками солнца больше нет и никогда оно не появится. С таким настроением решать задачи некогда, их приходится переживать.

3. В фокусе внимания должны быть достоинства, а не недостатки.

Достоинства — это как твёрдые кочки на болоте, только на них можно держаться, чтобы не утонуть в зловонной субстанции недостатков. Особенно вредит нормальному рабочему процессу неумелое копание и разбор негативных особенностей личности сотрудника; это всё равно, что копать яму в болоте, смысла от этого занятия никакого, а пахнет дурно.

4. На опыте достижения успеха, а не на тяжёлом грузе неудач и поражений.

Проанализировать успех — это значит закрепить его в сознании; ещё раз мысленно пережить неудачу означает то же самое — прочно зафиксировать её в сознании.

Необходимо учитывать, что позитивное мировосприятие не очень принято в нашей культуре. Сложилось порочное представление о руководителе, хмурящем брови, надувающем щёки — изображающем строгость и крайнюю серьёзность. Так и хочется вспомнить того самого Мюнхгаузена:

Улыбайтесь, господа. Умное лицо ещё не признак ума, все величайшие глупости на земле совершаются именно с этим выражением лица.

Только уместно не впадать в крайности, обязательно учитывать принцип адекватности воздействия позитивом.

Например, если сейчас сотрудники совсем в печальном состоянии, то будет неправильно сразу и моментально поднимать им настроение или как-то активно воздействовать, просто может получиться не совсем адекватно ситуации. Для начала, возможно, принять сигнал — коллектив нездоров. Может быть, уместно будет пообщаться с некоторыми сотрудниками отдельно, подумать, как исправить ситуацию в общем. Но в любом случае, выгоднее и практичней поддерживать стиль жизни и работы — бодрый, активный, энергичный, а те люди, которые всё время делают грустные глаза и оправдывают свои плохие результаты всемирной печалью, вызванной мировым кризисом, пусть это делают в другом месте. Вам нужны результаты дела, а не поражения, вызванные личными чувствами и переживаниями.

Позитивное отношение к жизни — это важная личностная характеристика руководителя, хотя далеко не единственная. Но без неё трудно развивать в себе нацеленность на результат и поддерживать высокий уровень эффективности работы.

Что делать, если уровень вашей зарплаты всецело зависит от одного человека? Когда начальник имеет психопатические наклонности, работа перестает приносить моральное удовлетворение. Вопреки расхожему мнению в действительности далеко не все психопаты являются маньяками или серийными убийцами. Вы никогда не сможете распознать неуравновешенную личность при первой встрече, ведь этот человек знает, что должен произвести на вас правильное первое впечатление. Поэтому он напускает на себя внешнее очарование, ловко пользуется изысканными манерами и даже интересуется вашим здоровьем. Но совсем скоро этому человеку становится скучно под маской добродетели.

Некоторыми особенностями истинного психопата является крайняя степень паранойи, нарциссизм, интенсивная проекция гнева или неуверенности и общая склонность к садизму. В случае если мы говорим о начальнике, он будет злиться на вас за малейшее несоответствие требованиям, предвзято относиться и стараться выжимать от вас максимум эффективности. При этом его мало волнует, можете ли вы все это обеспечить и каково ваше моральное состояние.

Наблюдайте за его поведением

Вы не являетесь клиническим психологом, поэтому не можете диагностировать расстройства личности. Но чтобы убедиться в том, что вы работаете под началом крайне неуравновешенной личности, вам понадобятся глаза и уши. Бывают управленцы, которые по разным причинам предвзято относятся к кому-то из подчиненных, и их нельзя причислить к стану психопатов. Не делайте поспешных выводов, проявляйте осторожность и просто наблюдайте за поведением босса. Посмотрите, как он относится к другим сотрудникам, какие общие условия труда создает.

Борьба за место под солнцем

И если ваш офис больше походит на неблагополучную семью, члены которой открыто ненавидят друг друга, - это может стать тревожным звоночком. Психопатические боссы позволяют злоупотребления на рабочем месте и видят в сотрудниках безликих роботов, а не людей. Если вам приходится бороться с другими членами коллектива за благосклонность начальника, вы будете готовы использовать при этом любые меры, даже если они далеки от морали.

Признайте, что ничего не изменится

Теперь вам придется свыкнуться с мыслью, что отношение этого начальника к подчиненным не изменится никогда. Он никогда не расстанется со своими привычками, которые, скорее всего, и помогли ему продвинуться так далеко по карьерной лестнице. Вы можете изо всех сил стараться удовлетворить прихоти босса, но он все так же будет видеть в вас несовершенства. Он никогда не похвалит вас за хорошую работу, но не откажется в очередной раз "вызвать на ковер" или лишить премии. Подобная рабочая модель является бессмысленной, разрушительной и никогда не принесет вам счастья. Босс-психопат будет толкать вас к краю пропасти, попутно выжимая максимум эффективности. Но как только вы окажетесь над бездной, он без сожаления сбросит вас вниз.

Эта ситуация угнетает

Иногда вы можете думать, что ужасные условия на рабочем месте - это просто новый вызов для вас. Но, как мы уже убедились, все ваши усилия по достижению конечной цели (заслужить признания) оказываются тщетными. Если вы принимаете эти условия, это означает, что вы готовы смириться с уготованной вам ролью винтика в механизме, который работает во благо начальства. Психопаты рассматривают свих подчиненных как "одноразовых" солдат, которых можно без сожаления бросить на амбразуру. Вот почему с каждым разом требования будут все более сложными и трудновыполнимыми. При этом вы будете чувствовать эмоциональное и физическое истощение, а ваш босс продолжит проверку вашей прочности.

Проверьте ваше здоровье

Как только вы примете эту горькую правду, вам придется принять непростое решение. Оценка менеджера и условий труда уже произошла, осталось оценить собственное психическое благополучие. Именно этот фактор должен сыграть ключевую роль в этом решении: остаться или уволиться? И если вы решите продолжать работу под руководством психопатической личности, это указывает на то, что ему удалось подчинить себе вашу волю.

Этот человек получит еще одного раба, из которого можно вить веревки и которым можно манипулировать. Эксперты советуют подчиненным, оказавшимся в этой непростой ситуации проверить свое психическое здоровье. Созависимые люди могут пытаться подстроиться под систему, они будут продолжать угождать, чтобы заслужить любовь или уважение.

Не оправдывайтесь

Если вы не видите смысла продолжать работать в компании под началом босса-психопата, смело начинайте поиски нового рабочего места. Но если вам действительно нужна эта работа, психология сыграет с вами злую шутку. Вы будете продолжать убеждать себя в том, что все не так плохо и нужно лишь немного потерпеть. Каждый из нас сталкивался со своенравными управленцами, однако существует большая разница между суровым начальником и отъявленным психопатом.

Четыре "У"

Суровый босс может вспылить и накричать, но в следующий раз вы можете рассчитывать на благосклонность. Психопатическая личность никогда не меняет гнев на милость, если только это не нужно в целях манипуляции. Этот человек играет в игру под названием четыре "У": унизить, заставить чувствовать себя ущербным, уничтожить, уволить. Если ваш начальник постоянно унижает вас и пытается обесценивать ваши заслуги - это ненормально.

Укрепление границ

Вы можете быть достаточно удачливыми, чтобы иметь некоторое расстояние между собой и нерадивым начальником. И чем крупнее ваша компания, тем больше шансов реже попадаться менеджеру на глаза. Но если с боссом приходится контактировать на регулярной основе, ставится под сомнение ваша способность выжить и процветать. Влияние психопата в течение длительного периода не проходит бесследно.

Это дезориентирует вас на жизненном пути, подрывает основные ценности и моральные устои, основательно разрушает самооценку. Это похоже на токсичные отношения, в которых один из партнеров унижает и оскорбляет другого, поднимает руку и игнорирует его потребности. Если вы не скажете: "С меня хватит", - из психически здоровой личности вы можете превратиться в эмоционально опустошенную жертву, готовую терпеть унижения, потому что ей "некуда пойти".

Психология жертвы

Люди, которые остаются под началом босса-психопата или не могут выйти из разрушительных токсичных отношений, чаще всего заблуждаются относительно собственной роли. Им внушили, что они не достойны лучшей участи, и они свято верят в собственную ничтожность. Задача манипулятора воздействовать на сознание, роняя самооценку жертвы до нуля. Теперь, когда вы уверены, что ни в одном другом месте вас не ждут с распростертыми объятиями, вы будете согласны терпеть унижения и дальше.

Победить начальника-психопата невозможно

Однако существует и вторая категория людей, согласных мириться с существующим положением дел. Они на подсознательном уровне хотят взять верх над начальником, поэтому начинают выстраивать план контрмер. Это не принесет удачи, особенно если ваш манипулятивный опыт слишком мал. У вас нет достаточных ресурсов, чтобы тягаться с человеком, держащим в руках нити управления.

Займитесь поисками нового места работы

Итак, самое оптимальное, что вы можете сделать в данной ситуации, - это заняться поисками нового места работы. Даже если вы проработали в этой компании меньше года, не волнуйтесь за свою подмоченную репутацию. Вы должны понимать, что пребывание в коллективе с комфортной атмосферой стоит намного дороже, чем страхи прослыть "летуном".

Руководство – особая разновидность физической и умственной деятельности, направленная на управление коллективом.
Руководитель – управленческая должность, предполагающая контролирование действий подчиненных, направление их усилий в решении возложенных на него задач. Однако характеристики руководителя не сводимы лишь к должности. Это еще определенный образ жизни, поведения, психологии. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты психологии руководителя а так-же необходимые характеристики для управленца.

Чем отличается руководитель от других людей? Психологов заинтересовал этот вопрос. В одном из исследований они анализировали личность и поведение множества топ-менеджеров. В результате они у них выявили следующие особенности и характеристики руководителей.

Особенности поведения руководителей

  1. Эти люди обладают богатым опытом, который нередко их выручает. Они умеют использовать имеющиеся знания из одной области, применяя их для разрешения сложившейся проблемы в другой области.
  2. Способность к решению нескольких проблем сразу. При этом от исполнителя требуется умение гибко мыслить, и легко переключаются с одного на другое.
  3. Устойчивость в ситуации неоднозначности. Даже при недостатке информации руководитель сохраняет самообладание и предпочитает действовать, нежели занимать пассивную позицию.
  4. Понимание. Они могут молниеносно оценить происходящее, выделить главное, вскрыть корень проблемы, а не размениваться на второстепенные компоненты.
  5. Стремление к лидерству. В коллективе, даже новом для них, они стараются занять главенствующее положение.
  6. Настойчивость. Такие люди готовы придерживаться своего мнения, намеченной линии поведения, даже если она не находит одобрения у окружающих. Следовательно, они не подстраиваются под людей, а, напротив, стараются их подчинить себе.
  7. Сотрудничество. Они налаживают эффективное взаимодействие членов своей группы, стараются подавить возникающую агрессию, конфликты. Их задача состоит в том, чтобы коллектив действовал как единый организм.
  8. Инициативность. Эти индивидуальности очень активны и деятельностны.
  9. Харизма. Они интересны, к ним тянутся, многие хотят им подражать. Общаясь с таким человеком, люди словно, энергетически подпитываются. Подобная личность умеет заряжать собственными идеями, мотивировать на реализацию различных задач и так далее.
  10. Умение и готовность передавать свой опыт. Хороший руководитель не пытается утаить от своей команды секретов успешной работы. Он с радостью делится со своими подчиненными техниками и стратегиями эффективного разрешения проблем и выполнения поставленных задач. Он старается, чтобы они росли в профессиональном плане, раскрывали свой потенциал, повышая тем самым общий уровень компании.
  11. Руководители воспринимают себя в качестве части компании. Они искренне переживают за благосостояние компании, расстраиваются, если ее постигают неудачи. Такие личности, пытаются привнести что-то свое в ход развития организации, надеясь, что это поможет ее совершенствованию.
  12. Стрессоустойчивость. Они не теряются в сложных, неоднозначных, динамически развивающихся ситуациях. Сохраняют самообладание, спокойствие и трезвость при принятии решений.

Итак, хороший руководитель должен быть:

  • управленцем, умело пользующимся имеющимися полномочиями;
  • лидером, способным увлекать за собой;
  • дипломатом, грамотно выстраивающим взаимоотношения с партнерами, коллегами и подчиненными;
  • инноватором, способным, правильно использовать современные веяния и течения;
  • наставником, помогающим справиться со сложными, запутанными ситуациями;
  • мудрой личностью с неординарными способностями, сильной волей, решительностью, рассудительностью и так далее.

От избранного руководителем стиля работы с подчиненными, безусловно, будет зависеть успешность работы всей команды. Скажем, благоприятная обстановка повышает качество и результативность группы. Как правило, те начальники, что сумели выстроить прочные, здоровые отношения в своем коллективе добиваются большего успеха. Какие правила помогут руководителю наладить эффективный рабочий процесс и хорошие отношения со своей командой? Перечислим некоторые.

Правила необходимые для продуктивной работы команды

  1. Обеспечить хорошую, позитивную атмосферу в коллективе позволяет психологическая совместимость всех участников. Между членами группы должны сложиться товарищеские отношения. Важно, чтобы они были готовы выручать и поддерживать друг друга. Задача руководителя будет состоять в том, чтобы межличностные отношения сохранялись на позитивной ноте.
  2. Если удалось создать крепкую, дружную команду, то каждый ее новый член должен четко соответствовать предлагаемой должности, быть способным выполнять тот функционал, который на него возлагается.
  3. В процессе работы руководителю нельзя демонстрировать личное отношение к сотрудникам, проявлять к кому-либо свою благосклонность и антипатию. Он должен ориентироваться в первую очередь на профессиональные качества и способности подчиненного.
  4. Он должен понимать, что отвечает за деятельность вверенной ему группы, но в силу объективных причин не всегда может выполнять свою работу. Скажем, на случай болезни или отпуска нужно заблаговременно подготовить себе замену.
  5. Члены группы также должны быть взаимозаменяемы. Желательно, чтобы они могли подстраховать друг друга и занять место своего коллеги в случае необходимости. Кроме того, это позволит разнообразить их рабочие будни.
  6. Управленец должен уметь точно рассчитывать свои возможности, силы, прежде чем дать то или иное обещание. Поскольку нарушение ранее данного слова влечет за собой ослабление его авторитета.
  7. Нагрузку стоит распределять равномерно. У сотрудников должны быть определены временные рамки выполнения поставленной задачи. После ее реализации перед ними ставится следующее задание, мотивирующее их на достижение общей цели.
  8. Не бойтесь указывать на ошибки и наказывать за проступки. Если ваша реакция будет адекватной происходящему, то это лишь укрепит ваш авторитет. Кроме того, это позволит не допустить дисциплинарного разложения коллектива. В то же время нужно отмечать успехи и самоотверженность в работе. Ведь слова благодарности в повседневности нам приходится слышать крайне редко.

Итак, руководящих должностей обычно добиваются те, кто наделен определенными личностными качествами, навыками и

Image by ratch0013 at FreeDigitalPhotos.net

Сегодня одной из самых популярных является профессия менеджера. По сути менеджер - это руководитель. Он должен обладать знаниями в области психологии управления , иметь лидерские качества и организаторские способности.

Человек, у которого в подчинении находится хотя бы один сотрудник, - уже менеджер. Но низшего звена. Его продвижение по служебной лестнице до управленца среднего и высшего звеньев зависит от того, насколько он справляется со своими задачами.

К задачам руководителя относятся:

  • планирование развития организации: стратегическое, тактическое, оперативное;
  • организация процесса труда: создание комфортных условий труда для всех подразделений и каждого сотрудника;
  • мотивация сотрудников: выявление потребностей сотрудников, которые нужно удовлетворить, для максимальной эффективности их труда и достижения целей организации;
  • организация благоприятного психологического климата в коллективе: разделение и координация труда;
  • контроль соблюдения сотрудниками корпоративной культуры и этики: разработка системы штрафов и поощрений в соответствии с выполнением/невыполнением установленных правил внутри коллектива;
  • ознакомление подчинённых с миссией организации: адекватное донесение до каждого сотрудника целей организации в локальном и глобальном масштабе;
  • деловое общение: контроль соблюдения принципов делового общения внутри коллектива;
  • контроль и оценка эффективности труда сотрудников: прозрачная и объективная система оценок, штрафов и поощрений;
  • доведение до сведения коллег ожиданий и планов вышестоящего руководства: максимально понятное разъяснение ближайших планов и целей;
  • принятие решений: умение самостоятельно оценить ситуацию и взять на себя функции стихийного лидера;
  • делегирование полномочий: адекватное распределение задач и ответственности внутри подразделения;
  • обучение персонала: контроль качества усвоения нового материала сотрудниками;
  • внимание к сотрудникам: чуткость к состоянию здоровья и просьбам работников.

Все эти задачи можно разделить на две подгруппы:

  1. объектно-логические (или административные) - сюда относится всё, что касается процессов труда;
  2. социально-психологические - здесь акцент делается на человека и его эмоциональную составляющую.

Только в сочетании эти компоненты способны обеспечить эффективность управления. Крен в сторону первого приведёт к постоянной «текучке» кадров, потому как он будет способствовать созданию нездоровой атмосферы в коллективе. В таких условиях способны продуктивно работать далеко не все. Крен в сторону второго чреват углублением в сопереживание сотрудникам без выхода на новый уровень развития компании.

Если все перечисленные выше задачи выполняются управленцем на должном уровне, продвижение по службе не заставит себя долго ждать.

В то же время каждый из нас - человек со своим набором личностных характеристик. Исходя из этого, менеджер сам выбирает наиболее близкий для него стиль управления.

Выделяют три стиля руководства:

    1. авторитарный : все решения и инициатива исходят только от руководителя, стиль общения формальный, приветствуются наказания и штрафы, подходит харизматичным людям, склонным к тирании;
    2. демократический : советуется с подчинёнными, позволяет неформальное общение, стимулирует персонал по-разному, подходит жизнерадостным людям, настроенным на конструктив;
    3. либеральный : ждёт инициативы от подчинённых, исполнительно подходит к указаниям вышестоящего начальства, по своей воле практически не общается с коллективом, не имеет авторитета, часто поощряет сотрудников, подходит безвольным людям, не обладающим лидерскими качествами, уверенностью и самоуважением.


Безусловно, каждый мудрый руководитель за годы управленческой деятельности вырабатывает ряд своих техник скрытого воздействия на подчинённых. Мы расскажем лишь о некоторых таких приёмах:

Пронзительный взгляд

Именно он на уровне подсознания даёт понять собеседнику, что с вашим мнением нужно считаться.

Энергетическая пауза

Этим трюком стоит пользоваться, если вас застали врасплох, задав неудобный вопрос или отпустив в ваш адрес двусмысленный комментарий. Он заключается в пристальном взгляде в глаза, оппонент уже готовится услышать ваш ответ, но вы не отвечаете. Тогда он отводит взгляд, а вы начинаете говорить на отвлеченную тему.

Поощрение в ответ на требование

Когда коллега отчаянно требует чего-то от вас, дайте ему поощрение, провоцируя на дальнейшую беседу в более спокойном ключе — он перейдёт к оправданиям и извинениям.

Защита

Бывает, люди сознательно или несознательно начинают использовать технику пронзительного взгляда, чтобы подавить оппонента. Если вы заметили, что кто-то упражняется на вас, поймайте его взгляд, улыбнитесь и сразу же выйдите из игры.

Неприятный человек = маленький ребёнок

В жизни и на работе не всегда приходится общаться только с теми, кто нам приятен. Если во время общения с неприятным человеком представить его в образе маленького ребёнка, злость отойдёт на второй план. Ребёнок просто не воспитан. Что с него взять?

Называть вещи своими именами

Подчинённые часто используют различные способы манипулирования в общении с начальником, проверяя его на вшивость. Это могут быть и бесконечные просьбы, и требования, повторяющиеся сотни раз, или постоянное увиливание от дел. Важно называть вещи своими именами. Это обезоруживает. Просто спросите коллегу: «Вы манипулируете?».

Говорить « нет »

Для руководителя крайне важно это умение, чтобы ему не сели на шею. Именно «нет», а не «не знаю», «возможно» и т.д.

Не оправдываться

Научиться отказывать - это половина дела. Вторая половина заключается в том, чтобы не испытывать за свой отказ вины и не уходить в оправдания своего отказа. Воспитывайте в себе внутренний настрой того, что вы всё делаете правильно, даже если вынуждены отказать.

Не доказывать свою правоту

Доказательства показывают, что вы не слишком уверены в своей правоте. Если же вы ничего никому не доказываете, вашу правоту никто не опровергает.

Вступить в права

Если вас повысили, как можно скорее вступите в свои права. Сделайте что-то, чего вы не могли сделать, занимая нижестоящий пост. Тем самым вы обозначите свои полномочия, и больше ни у кого не возникнет вопросов и сомнений на ваш счёт.
Умение управлять коллективом складывается из эффективного менеджмента, выбора адекватного стиля руководства, приёмов психологии скрытого управления человеком и работы над собой во всех этих направлениях. Задаваясь целью стать начальником, необходимо прокачать свои навыки по всем этим пунктам. В противном случае руководство может оказаться вам не по зубам.