Среди известных ученых XX в. особое место принадлежит Зигмунду Фрейду. Ведь именно его работы осветили основы вопрос построения внутреннего мира личности, ее стремлений и переживаний, конфликтов между ее желаниями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих. Главный его труд "Толкование сновидений" вышла в 1899

Известно, что главным регулятором человеческого поведения является сознание. По Фрейду, сознание представляет собой айсберг, и то, что мы можем увидеть, является лишь незначительной его частью; за покровом сознания скрыт глубинный "пласт», не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, влечений, желаний. Фрейд столкнулся с тем, что эти неусви-домлени переживания и мотивы могут серьезно усложнять жизнь и

быть причиной нервно-психических проблем. Именно это направило его к поискам путей избавления от конфликтов между тем, что говорит сознание людей, и таинственными, "слепыми", бессознательными стремлениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом. Его методология познания общественных явлений требовала раскрытия бессознательных механизмов, лежащих в ее основе.

Психодинамическая природа обусловлена постоянными конфликтами разных уровней сознания (сознательного и бессознательного), ее структурных компонентов психики.

Сознание человека, по Фрейду, состоит из трех основных компонентов.

1. Собственно сознание - то есть то, что человек осознает на данный момент времени (что я сейчас вижу, им, читаю).

2. предсознание - то есть то, что человек может вспомнить в течение некоторого промежутка времени (что я видел, хотел бы съесть, читал т.п.).

3. Подсознание.

Фрейд рассматривал организацию психической жизни в виде модели, которая имела своими компонентами психические инстанции:

1. "Ид" (Оно) - наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все врожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия, и такое, что ничего не знает ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна; предусмотрена генетически; ее требованиям должен соответствовать инстанция "эго" (Я).

2. "Эго" (Я) - следует принципу реальности, что производит ряд механизмов, которые позволяют адаптироваться к среде, справляться с его требованиями. Я - понятие, обозначающее субъект преднамеренных действий, в которых личность отдает себе отчет и за которые она несет ответственность. Я - продукт индивидуального опыта.

"Эго" - посредник между стимулами, которые идут как из внешней среды, так и из глубин организма, с одной стороны, а также соответствующими подвижными реакциями - с другой. В функции "эго" принадлежат самосохранения организма, отражение опыта внешних воздействий в памяти, предотвращение угрожающим воздействиям, контроль над требованиями инстинктов (исходящих из "ид").

3. "Супер-эго" (сверх-Я) - является источником моральных и религиозных чувств, которое контролирует и наказывает. "Супер-эго" - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве и остается почти неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который является для него моделью.

Если "эго" примет решение или совершит действие в пользу "ид", но вопреки "супер-эго", тогда "ид" почувствует наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я берет энергию от "ид", сверх-Я часто действует жестоко. От напряжений, которые испытывает под влиянием различных сил, его спасается с помощью специальных "защитных механизмов" - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и т.

Вытеснение - значит не произвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности.

Регрессия - спуск на примитивный уровень поведения или мышления.

Сублимация - единственный положительный защитный механизм, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

Учение Фрейда стало известным благодаря тому, что проникло в тайны бессознательного. Он открыл сложные, конфликтные отношения между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, происходящими вне поверхности сознания, по которой скользит взгляд субъекта во время самонаблюдения. Сам человек не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного механизма собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. Здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом "свободных ассоциаций". Согласно биологического стиля мышления Фрейд выделил два инстинкта, движущие поведение:

1. Инстинкт самосохранения.

2. Сексуальный инстинкт, который обеспечивает хранения не индивида, а всего вида (либидо).

Бессознательное трактуется как сфера, насыщенная энергией слепого инстинкта, либидо, что не знает ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Исследуя свои собственные сновидения, 3. Фрейд пришел к выводу, что "сценарий" сновидений, не что иное, как код тайных желаний, удовлетворяется в образах-символах этой формы ночной жизни.

Идея заключается в том, что на нашу повседневную жизнь влияют никак осознанные мотивы ("Психопатология обыденной жизни", 1901 г.). Различные ошибочные действия, забывание имен, описки обычно принято считать случайностями. Фрейд определил, что в них проявляются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет - все причинно обусловлено. В другой работе ("Гостроум и отношение к бессознательному", 1905) он интерпретирует шутки и каламбуры как разрядку напряжения, созданной ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы.

Значительное внимание Фрейд уделял выявлению подвижных сил, которые изнутри дают направленность человеческого развития. Такими подвижными силами в психоаналитическом учении признаются поезда, влечение человека. На раскрытие их природы направлялись основные усилия.

3. Фрейд считал, что "поезда, а не внешние раздражители являются настоящими двигателями прогресса" и, что "раздражение поездов получаются не из внешнего мира, а изнутри организма" .

Независимо от того, с чем имеет дело человек, или с внешней действительностью, или с какими-то продуктами деятельности, например мышления (фантазии, мечты, иллюзии), - все это может восприниматься им как психическая реальность. Поэтому он высказывал мнение о том, чтобы "не делать различия между фантазией и действительностью» .

Специфика заключается в том, что во внимание принимается только психологическое значение внешнего мира. Другая особенность - основным объектом исследований в 3. Фрейда становится специфическая форма реальности. Изучается не просто внутренний мир человека, а та сфера психического, в рамках которой происходят существенные и значимые для человеческой жизнедеятельности процессы и изменения, которые вызывают влияние на организацию всего человеческого бытия.

3. Фрейд не только рассматривал взаимоотношения между двумя сферами человеческой психики, то есть сознательным и бессознательным, но и стремился раскрыть содержательные характеристики найнесвидомого психического, выявить те глубинные процессы, которые происходят по ту сторону сознания; привлечь внимание сознания к необходимому душевного движения, и тем самым решать внутренние конфликты.

Две группы теорий мотивации

Понятие мотивации

1. В любой данный момент человек испытывает множество разных нужд. Некоторые из них имеют биогенную природу, то есть являются след­ствием таких состояний внутренней физиологической напряженности, как голод, жажда, дискомфорт.

Другие психогенны, то есть являются результатом таких состояний внутренней психологической напряженности, как нужда в признании, ува­жении, духовной близости. Большинство этих нужд оказываются недо­статочно интенсивными, чтобы мотивировать человека на совершение действий в любой данный момент времени. Нужда, достигшая высокого уровня интенсивности, становится мотивом.

Мотив (или побуждение ) - нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения.

2. Человек будет стремиться удовлетворить в первую очередь самые важные по­требности. Как только ему удается удовлетворить какую-либо важную потреб­ность, она на время перестает быть движущим мотивом. Одновременно появ­ляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности.

Теории мотивации к работе можно разделить на две группы:

Теории процесса.

Теории содержания делают упор на исследовании и объяснении того, что мотивируют и каковы мотивы определенного поведения. Теории процесса разъясняют процесс развития мотивации, происходя­щей внутри человека.

Чтобы действительно можно было понять мотивацию как явление, нужны оба понятия, а также персональный подход при рассмотрении.

3. Теория мотивации Фрейда. Фрейд полагал, что люди в основном не осознают тех реальных психологических сил, которые формируют их поведение. Человек растет, подавляя при этом в себе множество влече­ний. Эти влечения никогда полностью не исчезают и никогда не нахо­дятся под полным контролем.

Они проявляются в сновидениях, оговорах, невротическом поведении, навязчивых состояниях, в конце концов, в Психозах, при которых че­ловеческое "это" оказывается не в состоянии сбалансировать мощные импульсы собственного "ид" с гнетом "супер-эго".

В психической структуре.личности Фрейд выделял три компонентах :

Бессознательное "ид" (Оно) - область влечений, слепых инстинктов;

Сознательное "эго" (Я) - воспринимающее информацию об окружаю­щем мире и состоянии организма, сдерживающее импульсы "ид", ре­гулирующее действие индивида;

"супер-эго" (Сверх-Я) - область социальных норм и нравственных ус­тановок.

Таким образом, человек не отдает себе полного отчета в истоках соб­ственной мотивации. Если г-жа Петрова захочет купить дорогую фото­камеру, Она может описать свой мотив в виде желания удовлетворить свое хобби или потребности карьеры. Если же заглянуть глубже, может оказаться, что покупкой такой камеры она хочет произвести впечатле­ние на Окружающих своими творческими способностями. А если загля­нуть еще глубже, она, возможно, покупает камеру, чтобы вновь почувствовать себя молодой и независимой.

ВОПРОС 21. Теория мотиваций Герцберга

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Теория мотивации Фрейда
Рубрика (тематическая категория) Маркетинг

Две группы теорий мотивации

Понятие мотивации

1. В любой данный момент человек испытывает множество разных нужд. Некоторые из них имеют биогенную природу, то есть являются след­ствием таких состояний внутренней физиологической напряженности, как голод, жажда, дискомфорт.

Другие психогенны, то есть являются результатом таких состояний внутренней психологической напряженности, как нужда в признании, ува­жении, духовной близости. Большинство этих нужд оказываются недо­статочно интенсивными, чтобы мотивировать человека на совершение действий в любой данный момент времени. Нужда, достигшая высокого уровня интенсивности, становится мотивом.

Мотив (или побуждение ) - нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения.

2. Человек будет стремиться удовлетворить в первую очередь самые важные по­требности. Как только ему удается удовлетворить какую-либо важную потреб­ность, она на время перестает быть движущим мотивом. Одновременно появ­ляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности.

Теории мотивации к работе можно разделить на две группы:

‣‣‣ теории содержания;

‣‣‣ теории процесса.

Теории содержания делают упор на исследовании и объяснении того, что мотивируют и каковы мотивы определœенного поведения. Теории процесса разъясняют процесс развития мотивации, происходя­щей внутри человека.

Чтобы действительно можно было понять мотивацию как явление, нужны оба понятия, а также персональный подход при рассмотрении.

3. Теория мотивации Фрейда. Фрейд полагал, что люди в основном не осознают тех реальных психологических сил, которые формируют их поведение. Человек растет, подавляя при этом в себе множество влече­ний. Эти влечения никогда полностью не исчезают и никогда не нахо­дятся под полным контролем.

Οʜᴎ проявляются в сновидениях, оговорах, невротическом поведении, навязчивых состояниях, в конце концов, в Психозах, при которых че­ловеческое "это" оказывается не в состоянии сбалансировать мощные импульсы собственного "ид" с гнетом "супер-эго".

В психической структуре.личности Фрейд выделял три компонентах :

‣‣‣ бессознательное "ид" (Оно) - область влечений, слепых инстинктов;

‣‣‣ сознательное "эго" (Я) - воспринимающее информацию об окружаю­щем мире и состоянии организма, сдерживающее импульсы "ид", ре­гулирующее действие индивида;

‣‣‣ "супер-эго" (Сверх-Я) - область социальных норм и нравственных ус­тановок.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, человек не отдает себе полного отчета в истоках соб­ственной мотивации. В случае если г-жа Петрова захочет купить дорогую фото­камеру, Она может описать свой мотив в виде желания удовлетворить свое хобби или потребности карьеры. В случае если же заглянуть глубже, может оказаться, что покупкой такой камеры она хочет произвести впечатле­ние на Окружающих своими творческими способностями. А если загля­нуть еще глубже, она, возможно, покупает камеру, чтобы вновь почувствовать себя молодой и независимой.

ВОПРОС 21. Теория мотиваций Герцберга

Теория мотивации Фрейда - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Теория мотивации Фрейда" 2017, 2018.

Теория Зигмунда Фрейда

Теория австрийского психолога Зигмунда Фрейда основана на том, что психологическая структура личности состоит из трех составляющих:

1) подсознательное "Ид" (Оно) - область двух инстинктов: жизни и смерти;

2) сознательное "Эго" (Я) - область собственного понимания лица;

3) "Супер-эго" (Сверх-Я) - область социокультурных норм.

Сознание "Эго" основываясь на собственном понимании проблемы, фильтрует импульсы "Ид", учитывает требования "Супер-эго" и выбирает модель поведения. Однако, это только один, идеальный, системный вариант принятия решения на основе координации "точек зрения" всех трех составляющих личности Возможны другие нескоординированные варианты принятия решения:

Первый - поведение только под воздействием "Ид", бессознательное доминирует над сознательным и социокультурным;

Второй - поведение только под воздействием "Эго", сознательное доминирует над подсознательным и социокультурным;

Третий - поведение только под воздействием "супер-эго", социокультурное доминирует над подсознательным и сознательным.

Основу мотивации поведения людей Зигмунд Фрейд считал в стремлении удовлетворять основные инстинкты: "либидо" - инстинкт жизни, что побуждает к самосохранению и воспроизведению и инстинкт смерти - воля к разрушению, уничтожению. Люди в процессе жизни в основном не осознают реальных психологических факторов, которые формируют их поведение. Пока человек растет, он получает запреты на множество желаний, которые полностью не исчезают, а "накапливаются" в подсознании Такие желания могут проявляться в сновидениях и стать мотивом во время снижения эмоционально-психологического контроля сознания над поведением.

Научные разработки Зигмунда Фрейда стали весомым основанием в теории маркетинга, поскольку доказывают важность подсознательных мотивов и социокультурных норм в выборе покупок. Практическое значение теории состоит в том, что потребители могут не осознавать своей истинной мотивации при выборе товаров. Фрейдистський взгляд также является научным обоснованием необходимости предоставления товарам роли символов, которые позволят "Эго" найти компромисс между требованиями подсознания и требованиями "Супер-Эго". Лицо направляет свое неприемлемое желание в приемлемые русла с помощью товаров, которые обеспечивают эти основные желания.

Концепция Зигмунда Фрейда в части необходимости отождествления товара с символом начала возникновения семиотики - науки о значении знаков и символов для потребителя. Традиционный семиотический анализ включает анализ объекта - товара, знака - образа товара, потребителя-интерпретатора - трактовка знака (рис. 7.1).

Эффективное внедрение товара на рынок, требует предварительного тестирования на предмет восприятия его потребителями. Такое тестирование предполагает анализ соответствия аудиовизуального восприятия марочного названия вызванным ассоциациям и объективным свойствам товара. Синхронизация эффектов звука, изображения, трактовка знака для формирования необходимого имиджа товара называется симпіптизмом.

Рис. 7.1. в

Американский психолог Уильям Мак-Дугалл внес значительный вклад в развитие теории инстинктов и выделял следующие инстинкты: изобретательства, строительства, любопытства, бегства, стадности, драчливости, репродуктивный (родительский), отвращения, самоунижения, самоутверждения.

Целая плеяда теорий мотивации создана в гуманистической психологии: А. Маслоу, Г. Мюррея, Г. Олпорта, К. Роджерса.

Теория Абрахама Маслоу

Наиболее известная классификация мотивов человеческих потребностей связана с именем американского психолога Абрахама Маслоу, который попытался объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности. Он считал, что потребности можно ранжировать в пять групп в порядке иерархической значимости:

1) физиологические потребности;

2) потребности в безопасности;

3) социальные потребности;

4) потребности в уважении;

5) потребности в самореализации.

Первые две группы потребностей первичные, следующие три вторичные Потребности расположены в иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные (рис. 7.2).

Актуализация ("включения") мотивов зависит от удовлетворенности потребностей более низкого уровня. Потребитель стремится в первую очередь удовлетворить самые важные потребности, когда ему это удается, удовлетворенная потребность перестает быть мотивирующим, и он стремится следующей по значимости потребности. Итак, сначала удовлетворяются потребности низших уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, стимулирующим фактором становятся потребности более высоких уровней.

Практическая значимость теории Абрахама Маслоу для маркетинга заключается в возможности с высокой степенью достоверности прогнозировать готовность потребителя платить деньги за удовлетворение определенных потребностей. При этом один и тот же потребитель может отдавать приоритет различным потребностям в различных ситуациях на разных этапах жизни. Это во-первых. Во-вторых, потребности более высокого уровня воздействуют на потребителя даже тогда, когда его потребности более низкого уровня удовлетворены неполностью. Для маркетолога это означает, что потребитель одновременно имеет широкий спектр потребностей разного уровня. Например, можно ограничить расходы на удовлетворение физиологических потребностей (жилье), и направить сэкономленные средства на удовлетворение потребности в самореализации (обучение).

Рис. 7.2. в

Наиболее существенным недостатком теории Абрахама Маслоу, который единодушно отмечали специалисты, является то, что в ней не учтены индивидуальные характеристики лица. Поэтому были предложены ряд модифицированных теорий, которые пытались устранить этот недостаток. Самыми известными из них являются теории Клейтона Альдерфера и Дэвида д. макклелланда.

Фрейд считал, что люди в основном не осознают тех реальных психологических сил, которые формируют их поведение, что человек растет, подавляя при этом в себе множество влечений. Эти влечения никогда полностью не исчезают и никогда не находятся под полным контролем. Они проявляются в сновидениях, оговорках, невротическом поведении, навязчивых состояниях и, в конце концов, в психозах, при которых человеческое "эго" оказывается не в состоянии сбалансировать мощные импульсы собственного "ид" с гнетом "Супер-эго".

Таким образом, человек не отдает себе полного отчета в истоках собственной мотивации. Если Лена захочется купить дорогую фотокамеру, она может описать свой мотив в виде желания удовлетворить свое хобби или потребности карьеры. Если заглянуть глубже, может оказаться, что покупкой такой камеры она хочет произвести впечатление на окружающих своими творческими способностями. А если заглянуть еще глубже, она, возможно, покупает камеру, чтобы вновь почувствовать себя молодой и независимой.

При изучении камеры Лена будет реагировать не только на ее эксплуатационные свойства, но и на прочие мелкие раздражители. Форма камеры, ее размеры, вес, материал, из которого она сделана, цвет, футляр - все это вызывает определенные эмоции. Камера, производящая впечатление прочности и надежности, может возбудить у Лены желание быть независимой, с которым она либо справится, либо постарается избежать его. При разработке конструкции камеры производитель должен представлять себе влияние ее внешнего вида и фактуры на возбуждение y потребителя эмоций, которые в состоянии либо способствовать, либо препятствовать совершению покупки.

Исследователи мотивации сделали ряд интересных, а подчас и странных заключений относительно того, что может влиять на сознание потребителя при совершении им тех или иных покупок. Так, они считают, что:

    Потребители противятся покупке чернослива, потому что он сморщенный и по своему виду напоминает стариков.

    Мужчины курят сигары в качестве взрослой альтернативы сосанию пальца. Им нравятся сигары с сильным запахом, подчеркивающим их мужское начало.

    Женщины предпочитают растительный комбижир животным жирам, которые пробуждают у них чувство вины перед забитыми животными.

Женщина очень серьезно подходит к процессу выпечки кексов, потому что для нее он подсознательно ассоциируется с процессом родов. Ей не нравятся легкие в употреблении смеси для кексов, поскольку легкая жизнь пробуждает чувство вины.

  • Теория мотивации Маслоу:

Авраам Маслоу попытался объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности. Почему один человек тратит массу времени и энергии на самосохранение, а другой - на завоевание уважения окружающих? Ученый считает, что человеческие потребности располагаются в порядке иерархической значимости от наиболее до наименее необходимых. Разработанная Маслоу иерархия представлена на рис. 4. По степени значимости потребности располагаются в следующем порядке: физиологические потребности, потребности самосохранения, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самоутверждении. Человек будет стремиться удовлетворить в первую очередь самые важные потребности. Как только ему удается удовлетворить какую-то важную потребность, она на время перестает быть движущим мотивом. Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности.

Рисунок 4.

Иерархия потребностей Маслоу.

Например, голодающего человека не интересуют ни события, происходящие в мире искусств, ни то, как на него смотрят и в какой мере уважают окружающие, ни то, чистым ли воздухом он дышит. Но по мере удовлетворения очередной наиболее важной потребности на первый план выходит следующая за ней.

Какой свет проливает теория Маслоу на заинтересованность Петровой Лены в приобретении фотокамеры? Можно догадаться, что Лена уже удовлетворила свои физиологические потребности, потребности самосохранения и социальные потребности, которые не мотивируют ее интереса к камерам. А заинтересованность в фотокамере может проистекать либо из сильной потребности в уважении со стороны других, либо из потребности в самоутверждении. Лене хочется реализовать свой творческий потенциал и выразить себя через занятия фотографией.