Проверки трудовой инспекции – одни из самых «популярных» среди работодателей и уступают, пожалуй, только налоговым службам. Если в компании задействован даже один наемный сотрудник – рано или поздно ее посетит соответствующая комиссия .

Основания, предметы проверки и ее разновидности

Посещения предприятия могут быть как плановыми, так и носят внезапный характер. В первом случае – это прямой повод к инспектированию абсолютно любой компании или учреждения.

Внеплановая комиссия приходит только при наличии на это весомых аргументов , которыми могут стать:

  • истечение срока выполнения руководством предписания, оформленного в ходе предшествующего посещения;
  • подписание прокурорского распоряжения о необходимости инспектирования конкретного объекта трудовой деятельности;
  • систематические задержки материальных начислений сотрудникам;
  • ниже допустимого законодательно минимума величины заработной платы;
  • несоблюдение норм Трудового кодекса РФ;
  • официальные жалобы трудящихся по поводу несоблюдения или ущемления их прав и свобод.

Плановые проверки проводятся согласно установленного графика . Исключение – новые индивидуальные предприниматели, зарегистрировавшиеся уже после его утверждения.

Порядок проведения и границы дозволенного

Порядок проведения работы комиссии трудовой инспекции имеет следующий алгоритм действий :

  • возможность круглосуточного посещения организации;
  • затребование встречной документации от деловых партнеров компании;
  • забор проб веществ для лабораторного исследования;
  • расследование травматизма и несчастных случаев на предприятии;
  • составление предписания к устранению нарушений и замечаний;
  • в случае неподчинения исковое требование в судебные инстанции с последующим участием в его заседаниях.

За рамки дозволенного выходят :

  • просьбы о разглашении сведений, не имеющих отношения к предмету проверки;
  • изъятие оригиналов документов.

Полный перечень документов на 2018 год

Определен полный список документов , попадающих под проверку исполнительных органов данной службы:

  • трудовые соглашения, учетные карточки штатных единиц;
  • все трудовые книжки работников;
  • внутренние кадровые журналы учета;
  • учетные табеля, по итогам которых начисляется заработная плата;
  • листы временной нетрудоспособности;
  • графики плановых ежегодных отпусков и личные заявления работников по данному поводу;
  • расчетные ведомости;
  • сведения о выплаченных материальных средствах сотрудникам за проверяемый период времени;
  • внутренний устав предприятия или положение о его производственной деятельности и все связанные с этим бумаги;
  • ведомости о премировании, поощрении, льготных компенсациях, надбавках за вредность;
  • листы ознакомления коллектива с внутренними распоряжениями и приказами руководства.

В зависимости от цели посещения этот перечень может быть сокращен. Важно понимать, что администрация обязана предоставить все необходимые документы по первому требованию инспектора. Отказ понимается как нарушение установленных законодательных норм.

Кадровая документация

Основное направление деятельности трудовой инспекции – проверка кадровой документации . В данном случае право доступа к данной категории внутреннего учета регламентировано Постановлением Госкомстата РФ №1 .

Документ имеет юридическую силу, с момента принятия претерпел ряд дополнений . В нем прописан перечень первичного кадрового учета, форма бланков, обязательных к использованию независимо от вида трудовой деятельности. Единственная категория, на которую данное правило не распространяется – бюджетные учреждения .

Локальные внутренние документы

К данной категории причисляют соглашения о труде, бумаги, регламентирующие внутренний режим функционирования организации, положение о материальных начислениях и премировании, приказ о персональной защите личных сведений работников и коммерческой секретности.

Все они обязаны иметь юридическое соответствие и не нести взаимных противоречий.

График отпусков

Инспектору нужно быть уверенным, что за прошедший период времени сотрудники уходили в очередной отпуск ежегодно, их графики при этом не нарушались, а отпускные начисления проводились регулярно и в полном объеме .

Важна также и дата утверждения графика на следующий год. Это нужно сделать не позднее 15 декабря. Документ при этом не должен противоречить нормативным законодательным актам РФ. Если штатная единица идет в отпуск не вовремя, по этому факту должен быть внутренний приказ руководителя .

Выплата зарплаты

Наиболее важный момент в работе проверяющего инспектора. Нарушений не будет выявлено, если выплаты проводились регулярно, дважды в месяц. Сроки и место расчетов с сотрудниками должны быть указаны в коллективном трудовом договоре .

Тщательно проверяется и величина материального вознаграждения за выполненный труд. Тут учитываются все формы доплат, существующие на предприятии. На контроле и ситуация с уволенными сотрудниками – все финансовые взаиморасчеты с ними должны быть проведены своевременно .

Сведения, связанные с охраной труда

Данное направление инспектирования подразумевает проверку условий труда работников, их обучение и своевременное проведение инструктажей, наличие средств индивидуальной защиты, если это необходимо, и соблюдение мер безопасности на производстве.

Проверке подлежат документы , отражающие факты проведения аттестации сотрудников и рабочих мест на предмет соответствия установленным нормам в зависимости от типа деятельности.

Сроки проведения

Нормативно-правовой базой строго регламентированы сроки проведения проверок. В зависимости от рода трудовой деятельности определен следующий максимально допустимый период :

  • для филиалов крупных организаций и производственных центров – не более 60 дней;
  • для малого и среднего индивидуального бизнеса – в пределах 50 часов;
  • для микрокомпаний – не больше 15 часов;
  • для остальных групп организаций – не более 20 календарных дней.

В рамках проведенной инспекции и на основании полученных результатов должен быть оформлен соответствующий акт . Он составляется в двух экземплярах – либо непосредственно на предприятии, либо работодателя вызывают в трудовую инспекцию.

Если в процессе проверки выявлены нарушения, а так происходит практически в 90% случаев, инспектор сначала напишет предписание к устранению замечаний, которое содержит следующую информацию :

  • суть обнаруженных нарушений – с подробным изложением ситуации;
  • ссылка на нормативно-правовую базу и законодательные акты, регулирующие данный процесс;
  • время, отведенное руководству для устранения недостатков и нарушений.

Штрафы и административное расследование

Если по истечении прописанного в инспекционном предписании периоде администрацией так и не были приняты соответствующие меры, к нарушителю может быть применена система штрафов либо проведено внутреннее расследование и наложение административного наказания на лиц, виновных в данных недостатках.

Так, за доказанный факт нарушения действующего законодательства материальное взыскание для физического лица составит до 5000 рублей . Для юридического – от 30000 до 50000 руб .

В случае обнаружения повторных фактов – от 10000 до 100000 руб. соответственно. По данной статье так же предусмотрено лишение виновного сотрудника квалификации сроком на три года .

За серьезные нарушения, например, систематическое уклонение работодателя от заключения трудовых соглашений с наемными работниками либо допуск к труду лиц, не имеющих на это юридических прав, предполагается штраф от 30000 до 200000 рублей .

Административное расследование проводится:

  1. По фактам выявленных нарушений в качестве итогового действия — если требуется более глубокая проверка, опрос свидетелей и причастных сотрудников. Кроме того, собирается информация от потерпевших работников.
  2. Как реагирование на поданную в инспекционные органы, жалобу, либо поступление сведений о наличии административных неправомерных действий с целью проверки их достоверности.

Бумага, которая является основанием к тому, чтобы запустить механизм расследования, называется определением .

Продолжительность мероприятия – в пределах 30 дней с момента его возбуждения.

Дополнительная информация о проверках государственной инспекции по труду представлена на видео.

В январе 2018 года. План проверок находится в открытом доступе. Предприятия и предприниматели могут ознакомиться с его содержанием и в случае необходимости тщательно подготовиться к предстоящему аудиту. Внеплановые же проверки происходят при наличии оснований, в числе которых, например, может быть заявление или обращение от работников по поводу задержки заработной платы, нарушений его трудовых прав: не предоставление отпуска, работа без заключенного трудового договора, не выдача СИЗ, нарушение процедуры увольнения и другие.

Графики проверок формируются инспекторами не позднее 1 сентября года, предшествующего году проверки. Затем они направляются в органы прокуратуры для установления законности включения в график юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. До 1 декабря территориальная прокуратура выдает предварительный график, на основании которого Генеральная прокуратура до 31 декабря формирует окончательный вариант проверок.

В плане проверок включены следующие реквизиты предприятий: название организации или полное наименование индивидуального предпринимателя; цель ее проведения; продолжительность и даты проведения; ответственная за проверку ГИТ.

При формировании плана прокурорами изучены около 412 тысяч предложений органов контроля всех уровней о проведении в 2018 году проверок субъектов предпринимательства.

В результате проделанной работы в Сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год включены плановые проверки в отношении 350 тысяч хозяйствующих субъектов.

Как ГИТ составляет план проверок?

В план проверки Государственной трудовой инспекции на 2018 год включаются предприятия, исходя из периодичности проверок, не чаще 1 раза в 3 года. Если же юридическое лицо существует менее этого срока, то прийти к нему с очередной проверкой не могут.

Существуют сферы деятельности, в которых этот период может быть сокращен, и в течение 3 лет могут проводиться две или даже более проверок. С перечнем таких сфер деятельности можно ознакомится в п.9 ст.9 № 294-ФЗ, к ним относятся: образование; медицина; энергетика и другие.

Что включается в план проверок ГИТ на 2018 год

План проверок Государственной инспекции по труду на 2018 год разделяется на планы для каждого отдельного региона. Оформляется он на типовой форме и представляет собой таблицу, в которой отображаются следующие данные работодателей и информация о проверке: название компании; место регистрации и нахождения; ОГРН; ИНН; цель инспекции; дата начала, дата предыдущей инспекции, дата регистрации ЮЛ (ИП); число дней проверки; вид проверки (документальная, выездная и т.д.); название органа, осуществляющего проверку.

Особенности в проверках ГИТ в 2018 году

С 01 января 2018 года вносятся некоторые изменения в ход проверок, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 № 1080 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов…». С 2018 года при проверке деятельности предприятия проверяющие заполняют проверочные листы. Чек-лист (проверочный лист) представляет собой список контрольных вопросов, которые касаются особо значимых требований трудового законодательства и иных нормативных актов, регулирующих правоотношения, возникающие между работником и работодателем. Выходить за рамки проверочного листа инспектор не может. На сегодняшний день проверочные листы (которых 107), опубликованы на сайте Роструда, ознакомиться с содержанием которых можно, перейдя по ссылке www.rostrud.ru/rostrud/deyatelnost/?ID = 583925

Применение при проверках риск-ориентированного подхода

С 2018 году при проверках будет применяться риск-ориентированный подход в соответствии п. 2 ст. 8.1 ФЗ № 294. Согласно этому принципу, все предприятия делятся на 4 класса опасности. С увеличением класса происходит и сокращение времени между проверками. Если риск на предприятии не высокий, то работодатель освобождается от инспекций на срок до 6 лет. Отнесение компании к тому или иному классу происходит на основании проведенной проверки по шкале рисков, согласно п. 4 ст. 8.1 ФЗ № 294. Если в организации уже была проверка, то она уже отнесена к какой-либо группе. Узнать об этом возможно на сайте Роструда.

Роструд автоматизирует контрольно-надзорную деятельность в сфере труда. Для этого создано две взаимосвязанные информационные системы: «Онлайнинспекция.рф» и «Автоматизированная система управления контрольно-надзорной деятельностью». Первая – для сотрудников и работодателей, вторая – для автоматизации работы инспекторов труда. С сервисом «Электронный инспектор» работодатели знакомы с 2014 года, и за это время прошло 244 000 самопроверок. Расскажем о второй сстеме, которая система, которая позволит контролировать действия инспектора труда, и о том, как они обе повлияют на дальнейшие проверки.

Автоматизированная систему управления контрольно-надзорной деятельностью (АСУ КНД) – это новая информационная система, которая независимо от инспектора труда сможет осуществлять процессы контрольно-надзорной деятельности, отслеживать сроки их реализации, блокировать возможность неправомерных действий инспектора и способствовать защите трудовых прав граждан. Она должна сократить нагрузку на работодателей с низким уровнем возникновения нарушений, повысить эффективность и прозрачность работы территориальных органов и снизить коррупционные риски. В ходе проверки ни инспектор, ни работодатель не смогут проигнорировать нормативные требования.

В качестве примера можно привести вынесение наказаний и величину штрафов. Выведены среднестатистические данные на основе правоприменительной практики инспекторов, которые потом заносятся в автоматизированную систему. Если инспектор труда отклонится от установленных параметров, система оповестит об этом руководство, которое в свою очередь будет оценивать правомерность его действий. Таким образом, все действия инспектора будут контролировать автоматически. Это не позволит ему по собственному усмотрению либо по незнанию не выполнить необходимые процедуры и нарушить их сроки.

Первые пять инспекций подключили к системе в сентябре. С 1 ноября 2017 года в ней работают все территориальные органы Роструда. С текущего года инспекторы при проверках будут применять проверочные листы.

Проверочные листы включают в себя те вопросы, которые непосредственно влияют на права работников, например, трудовой договор, оплата труда, режим труда и отдыха, охрана труда и др. Особое внимание при разработке чек-листов уделили требованиям, несоблюдение которых может привести к несчастным случаям, в том числе смертельным или тяжелым. В настоящее время разработано 107 проверочных листов. Они размещены на сайте Роструда. Всего их будет 154. С 1 января 2018 года ГИТ вводятся чек-листы при плановых проверках организаций с умеренной категорией риска, а с 1 июля 2018 года – при всех плановых проверках. При внеплановых проверках их применять не будут.

Если инспектор будет заносить результаты проверки по чек-листам в АСУ КНД, то их планируют включить в эту систему, уже в январе 2018 года. Благодаря этому будет автоматически формироваться акт проведения проверки и документы для устранения нарушений и привлечения виновных лиц к ответственности.

Рассматривается вариант, что в скором времени работодателей будут проверять дистанционно. Уже в 2018 году планируется объединить систему «Онлайнинспекция.рф» и АСУ КНД, создать личные кабинеты работодателей. Это позволит Роструду организовать полный автоматизированный цикл проверки, в том числе дистанционной.
В настоящее время Роструд совместно со Сбербанком реализует пилотный проект по переходу на электронный кадровый документооборот. Он поможет внедрить технологию дистанционных проверок, что позволит снизить трудозатраты инспектора и проверяющих лиц.
А если объединят две системы, смогут ли в дальнейшем учитывать результаты самопроверок, которые работодатели проходят на сервисе «Электронный инспектор», например, понижать категорию риска компании, применять поощрения в виде сокращения частоты проверок? Сейчас закон не предусматривает возможность использования результатов самопроверок. Однако Минтруд России подготовил законопроект о введении в Трудовой кодекс процедуры внутреннего контроля работодателями соблюдения трудового законодательства. После того как организация ответит на вопросы проверочных листов на сервисе «Электронный инспектор», она сможет отправить результаты самооценки в АСУ КНД. Роструд будет их использовать при определении категории риска или ее перерасчете.

Когда внесут изменения в Трудовой кодекс, Минтруд России совместно с Рострудом подготовит соответствующие изменения в положение о надзоре в сфере труда, которые позволят по результатам самоконтроля определить категорию риска работодателя. Предполагается, что проведение внутреннего контроля будет способствовать снижению риска на одну ступень.

Уже запущен пилотный проект этой системы в 65 субъектах РФ. В ней примут участие 223 предприятия различных отраслей и форм собственности. В числе участников – организации, которые входят в структуры Роснефти, Лукойла, Газпрома, Ростелекома, СУЭК, Русгидро и др. Наибольшую заинтересованность в проведении пилотного проекта проявили крупные организации с численностью свыше 250 работников, то есть 62 % от всех участников.

С 1 января 2018 года при проведении плановых проверок отдельных категорий работодателей контролеры начнут применять чек-листы (списки контрольных вопросов), а с 1 июля 2018 года такие листы будут применяться относительно всех работодателей. Напомним, что с недавнего времени при плановых проверках работодателей применяется риск-ориентированный подход, при котором форма, продолжительность и периодичность проведения контрольных мероприятий определяются категорией риска, к которой отнесен работодатель.

Каким образом устанавливаются категории риска и классы опасности в отношении организаций и ИП? Какие требования предъявляются к содержанию проверочных листов? Какие сервисы рекомендованы работодателям Рострудом для самоконтроля? Ответы на эти и другие вопросы - в представленной статье.

Отнесение работодателя к определенной категории риска

Обратимся к ст. 8.1 «Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)» Федерального закона № 294‑ФЗ (введена Федеральным законом от 13.07.2015 № 246‑ФЗ).

Согласно п. 2 этой статьи риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, ИП или используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

К сведению

Риск-ориентированный подход был распространен на мероприятия по профилактике нарушения обязательных требований Федеральным законом от 03.07.2016 № 277‑ФЗ .

Риск-ориентированный подход применяется контролирующими органами при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством РФ в целях:

оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении контрольных мероприятий;

снижения издержек юридических лиц и ИП;

повышения результативности деятельности органов контроля (надзора).

Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 №  806 (далее - Перечень ). Этим же постановлением утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (далее - Правила ). Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 №  197 (далее - Постановление №  197 ) Перечень был дополнен п. 4 , распространившим действие риск-ориентированного подхода на федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Дата начала действия поправок - 01.03.2017.

Порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулируется Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства (далее - Положение о надзоре ).

В данный документ также были внесены поправки Постановлением №  197 . В частности, были уточнены:

  • правила осуществления надзора с применением риск-ориентированного подхода;
  • критерии отнесения деятельности юридических лиц и ИП к определенной категории риска;
  • перечень значений показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из‑за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности (ПВ). При этом охраняемыми законом ценностями в сфере труда являются жизнь и здоровье работников, трудовые права работников, связанные с невыплатой в установленный срок заработной платы, других сумм в рамках трудовых отношений.

Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска (далее - Критерии ) приведены в приложении к Положению о надзоре .

Оценивать значимость критериев будут чиновники на основании установленных объективных показателей.

Вначале оценивается принадлежность работодателя к определенной отрасли. При этом учитывается количество погибших или пострадавших от несчастных случаев на 1 000 человек, работающих в данной отрасли.

В результате рассчитывается значение показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из‑за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности. Этот показатель должен пересматриваться не реже одного раза в три года.

На данный момент значения такого показателя по отраслям установлены в перечне, приведенном в приложении к Критериям .

Наименование основного вида деятельности в соответствии с ОКВЭД 2

Показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из‑за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ)

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (А)

Добыча полезных ископаемых (B)

Обрабатывающие производства (C)

Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (D)

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (E)

Строительство (F)

Транспортировка и хранение (H)

Деятельность в области информации и связи (J)

Образование (P)

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Q)

Прочие виды экономической деятельности

Коэффициент ПВ корректируется на показатель масштаба распространения потенциальных негативных последствий в случае причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (М), который зависит от среднесписочной численности работников, занятых у юридического лица или индивидуального предпринимателя, и составляет:

0,5 - при среднесписочной численности работников менее 200 человек;

0,7 - при среднесписочной численности работников от 200 до 499 человек;

1 - при среднесписочной численности работников от 500 до 999 человек;

1,5 - при среднесписочной численности работников свыше 1 000 человек.

После того, как определены показатели ПВ и М, можно определить показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами или ИП обязательных требований (Т):

Т

=

ПВ

х

М

Кроме показателя Т, нужно определить Ку - коэффициент устойчивости добросовестного поведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанный с исполнением обязательных требований.

Он представляет собой сумму трех показателей:

  • показателя Кт, который зависит от наличия случаев травматизма, связанных с производством, произошедших за три года, предшествующих текущему. За каждый такой тяжелый несчастный случай начисляется 0,4 балла, а за легкий - 0,1 балла. Но если несчастный случай, признанный связанным с производством, оказался смертельным, то независимо от прочих показателей лицу присваивается категория высокого риска;
  • показателя Кз, зависящего от факта наличия задолженности по заработной плате за предшествующий год. Если есть такой факт, лицу начисляется 0,3 балла;
  • увеличивающего коэффициента в случае, если работодателю назначались административные наказания за нарушение обязательных требований в сфере труда за три года, предшествующих текущему, в размере 0,1 балла. При отсутствии таких нарушений может быть рассмотрен вопрос о снижении класса риска.

К сведению

Коэффициенты определяются на основании данных статистической и ведомственной отчетности. После их подсчета устанавливаются классы (категории) риска.

Показатель потенциального риска

Периодичность проведения плановых проверок (п. 20 Положения о надзоре)

Высокий риск

Один раз в два года

Значительный риск

От 0,99 до 0,75

Один раз в три года

Средний риск

От 0,74 до 0,5

Не чаще одного раза в пять лет

Умеренный риск

От 0,49 до 0,25

Не чаще одного раза в шесть лет

Низкий риск

Не проводятся

Итак, показатели потенциального риска определяются федеральной инспекцией труда. При этом Роструд должен:

до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок, публиковать на своем официальном сайте информацию об отнесении работодателей к категориям высокого и значительного рисков (в настоящее время перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, размещен по адресу https://www.rostrud.ru/rostrud/deyatelnost/?CAT_ID=9517, а перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории значительного риска, - по адресу https://www.rostrud.ru/rostrud/deyatelnost/?CAT_ID=9518);

по запросу работодателя предоставлять информацию о присвоенной его деятельности категории риска, а также сведения, использованные при отнесении его деятельности к определенной категории. Согласно п. 13 Правил на предоставление данной информации у инспекции есть 15 рабочих дней.

Использование чек-листов при плановых проверках

Положения об использовании контролирующими органами при проведении плановых проверок проверочных листов (списков контрольных вопросов) закреплены в ч. 11.1 - 11.5 ст. 9 Федерального закона №  294‑ФЗ (в редакции Федерального закона №  277‑ФЗ ).

Проверочные листы разрабатываются и утверждаются самими органами контроля в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством РФ. Общие требования к содержанию проверочных листов (контрольных вопросов) утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 №  177 .

Форма проверочного листа должна содержать:

Указание вида контроля, вида деятельности организации, производственных объектов, их типов и (или) отдельных характеристик, категорий риска, классов (категорий) опасности, позволяющих однозначно идентифицировать сферу применения формы проверочного листа

Указание на ограничение предмета плановой проверки обязательными требованиями, требованиями, установленными муниципальными правовыми актами, изложенными в форме проверочного листа, если это предусмотрено положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения вида регионального государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля

Наименование органа государственного (муниципального) контроля (надзора) и реквизиты правового акта об утверждении формы проверочного листа

Перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении организацией обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, составляющих предмет проверки

Соотнесенные с перечнем вопросов реквизиты нормативных правовых актов с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования, требования, предусмотренные муниципальными правовыми актами

Поля для внесения следующих данных:

Наименования юридического лица;

Места проведения плановой проверки с заполнением проверочного листа и (или) указания на используемые юридическим лицом производственные объекты;

Реквизитов распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля о проведении проверки;

Учетного номера проверки и даты присвоения учетного номера проверки в едином реестре проверок;

Ответов на вопросы, содержащиеся в перечне вопросов;

Должности, фамилии и инициалов должностного лица органа контроля, проводящего плановую проверку и заполняющего проверочный лист;

Иных необходимых данных

Предмет плановой проверки юридических лиц и ИП должен ограничиваться перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Если при проверке используется проверочный лист, после его заполнения он прилагается к акту проверки. При проведении проверки несколькими контролирующими органами (совместная проверка) могут применяться сводные проверочные листы.

К сведению

Проверочные листы могут быть представлены в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Обязательное применение проверочных листов (списков контрольных вопросов) при осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусмотрено Положением о надзоре (в редакции Постановления Правительства РФ от 08.09.2017 №  1080 ):

  • с 1 января 2018 года - при проведении плановых проверок работодателей, деятельность которых отнесена к категории умеренного риска;
  • с 1 июля 2018 года - при проведении плановых проверок всех работодателей.

К сведению

Проекты проверочных листов размещаются по мере их разработки на сайте Роструда в разделе «Профилактика нарушений» .

В настоящее время в данном разделе содержится 75 проверочных листов. В частности, работодатели и сами могут проверить, соблюдаются ли:

Порядок оформления приема на работу (проверочный лист № 1);

Требования к содержанию трудовых договоров (проверочный лист № 2);

Порядок и условия изменения трудового договора (проверочный лист № 3);

Порядок прекращения трудовых отношений (проверочный лист № 4);

Порядок установления режима работы и учета рабочего времени (проверочный лист № 5);

Порядок предоставления ежегодного основного оплачиваемого отпуска (проверочный лист № 6);

Порядок установления и выплаты зарплаты (проверочный лист № 7);

Порядок регулирования труда несовершеннолетних (проверочный лист № 8);

Порядок и условия увольнения работника в связи с сокращением численности работников или штата (проверочный лист № 14).

Отметим, что отдельные проверочные листы применяются в ситуации, когда работодатель занимается определенным видом деятельности (например, проверочные листы № 104 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по ремонту и техническом обслуживании сельскохозяйственной техники», 106 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах на городском электрическом транспорте», 107 «По проверке соблюдения гарантий медицинских работников»).

Зачем нужен «Электронный инспектор труда»

На официальном сайте Роструда представлен сервис «Электронный инспектор труда» . При помощи этого сервиса работодатели могут самостоятельно пройти предварительную проверку (самопроверку) соблюдения требований трудового законодательства.

К сведению

В системе электронных сервисов онлайнинспекция.рф появилось новое мобильное приложение «Я - инспектор». Оно создано для пресечения нарушений и предупреждения несчастных случаев в одной из самых травмоопасных отраслей производства - строительстве. С помощью приложения работники могут сообщить в государственную инспекцию труда о нарушениях, угрожающих их жизни и здоровью, например, об отсутствии у них касок, проведении работ на высоте без страховки, неогороженных строительных площадках. Предусмотрено, что к обращению должны быть прикреплены фотографии нарушений и информационный щит застройщика.

Пока сервис «Электронный инспектор труда» работает в пилотном режиме. Для проведения самопроверки доступно 125 тематических проверочных листов, первые 10 из которых были опубликованы в конце 2014 года. За 2015 и 2016 годы было разработано и внедрено еще 115 тематических проверочных листов, охватывающих все правоотношения, регулируемые трудовым законодательством, в том числе вопросы охраны труда. До конца 2017 года планируется дополнительно внедрить еще около 50 тематических проверочных листов.

На данный момент предметом проверки на сервисе являются такие темы, как:

  • прием на работу (заключение трудового договора);
  • изменение условий трудового договора;
  • увольнение (прекращение трудовых отношений);
  • защита персональных данных работника;
  • рабочее время;
  • время отдыха;
  • оплата труда;
  • гарантии и компенсации;
  • ответственность работников;
  • подготовка и дополнительное профессиональное образование;
  • охрана труда;
  • особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

К сведению

Если работодателю предстоит инспекторская проверка и он опасается штрафных санкций, электронный инспектор поможет самостоятельно пройти предварительную проверку, выявить нарушения и устранить их до прихода настоящего инспектора труда. Для этого надо выбрать интересующий вопрос, отраженный в названии проверочного листа, и пошагово ответить на предложенные электронным инспектором труда вопросы с учетом реальных документов работодателя и фактических обстоятельств. По окончании проверки электронный инспектор сформирует акт проверки, в котором будут отражены нарушения требований закона, а также предложит способы их устранения.

Итак, результатами обращения к электронному инспектору труда являются:

  • получение заключения об отсутствии или наличии нарушений в организации по тематике проверяемых трудовых отношений;
  • возможность с помощью предоставленных инструментов устранить выявленные нарушения (сервис предлагает инструкции к действию, шаблоны и образцы документов).

Планируется, что работодатель будет регистрироваться через Единую систему идентификации и аутентификации.

Работодатель, не допустивший нарушения при ответе на вопросы проверочных листов, получит декларацию о том, что он соблюдает требования трудового законодательства. При получении декларации работодатель должен будет ее распечатать, подписать и отправить в ГИТ или направить в электронном виде, подписав электронной подписью. Контролеры планируют освобождать таких работодателей от плановых выездных проверок. Кроме того, для них рассматривается возможность снижения тарифов страховых взносов в ФСС.

В случае выявления нарушений при обращении к сервису «Электронный инспектор труда» работодателю сначала надо выполнить рекомендации по их устранению. Санкции на этом этапе к нему не применяются. Устранив нарушения, работодатель должен будет пройти самопроверку еще раз.

К сведению

Дальнейшее развитие сервиса «Электронный инспектор труда» предполагается в рамках реализации Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015 - 2020 годы) , утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 05.06.2015 №  1028‑р .

В зависимости от установленной для работодателя категории риска будет определяться периодичность проведения проверок соблюдения им требований трудового законодательства. Так, если работодатель отнесен к высокой категории риска, его ожидают проверки каждые два года, для работодателей с умеренным риском проверки будут проводиться не чаще одного раза в шесть лет, а если риск низкий, то проверки не проводятся. Показатели риска определяются федеральной инспекцией труда. На сайте Роструда должны публиковаться списки работодателей, чья деятельность отнесена к категориям высокого и значительного рисков. Именно этим работодателям следует ждать плановых проверок. Получить информацию о том, к какой категории риска отнесен работодатель, можно в ГИТ, которая должна ответить на запрос не позднее 15 рабочих дней с даты его поступления.

С 01.01.2018 в отношении отдельных работодателей, а с 01.07.2018 - для всех при проверках в сфере трудовой деятельности будут использоваться проверочные листы, при этом предмет плановой проверки работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов). С проверочными листами можно ознакомиться на сайте Роструда.

На сайте онлайнинспекция.рф работодателям предложен сервис «Электронный инспектор труда», который дает возможность самостоятельно пройти предварительную проверку (самопроверку) соблюдения требований трудового законодательства. Обратившись к такому сервису, работодатель может выявить нарушения, а затем с помощью предоставленных инструментов устранить их.

___________________________________________

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», действует в редакции от 01.05.2017.

Роструд автоматизирует контрольно-надзорную деятельность в сфере труда. Для этого он создал две взаимосвязанные информационные системы: «Онлайнинспекция.рф» и «Автоматизированная система управления контрольно-надзорной деятельностью». Первая – для сотрудников и работодателей, вторая – для автоматизации работы инспекторов труда. С сервисом «Электронный инспектор» работодатели знакомы с 2014 года, и за это время прошло 244 000 самопроверок. Сегодня мы поговорим о второй системе, которая позволит контролировать действия инспектора труда, и о том, как обе системы повлияют на проверки в дальнейшем.

Роструд разработал автоматизированную систему управления контрольно-надзорной деятельностью (АСУ КНД). Что представляет собой эта автоматизированная система? Речь идет о некой нормативной правовой базе с личным кабинетом, с помощью которой работодатели и проверяющие смогут бесконтактно взаимодействовать?

– Это новая информационная система, которая независимо от инспектора труда сможет осуществлять процессы контрольно-надзорной деятельности, отслеживать сроки их реализации, блокировать возможность неправомерных действий инспектора и способствовать защите трудовых прав граждан. Мы рассчитываем на то, что она позволит сократить нагрузку на работодателей с низким уровнем возникновения нарушений, повысит эффективность и прозрачность работы наших территориальных органов и снизит коррупционные риски. В ходе проверки ни инспектор, ни работодатель не смогут проигнорировать нормативные требования.

Получается, что инспектор труда должен заносить данные о проверке в автоматизированную систему. Расскажите, а каким образом она сможет предотвратить неправомерные действия инспектора труда?

– В качестве примера можно привести вынесение наказаний и величину штрафов. Мы вывели среднестатистические данные на основе правоприменительной практики инспекторов, которые потом занесем в автоматизированную систему. Если инспектор труда отклонится от установленных параметров, система оповестит об этом руководство, которое в свою очередь будет оценивать правомерность его действий. Таким образом, все действия инспектора будут контролировать автоматически. Это не позволит ему по собственному усмотрению либо по незнанию не выполнить необходимые процедуры и нарушить их сроки.

Когда планируют внедрить автоматизированную систему в работу ГИТ?

– Первые пять инспекций мы подключили к системе в сентябре. С 1 ноября 2017 года в ней будут работать все территориальные органы Роструда.

С 2018 года инспекторы при проверках будут применять проверочные листы. Каким требованиям при составлении контрольных вопросов уделили особое внимание?

– Проверочные листы включают в себя те вопросы, которые непосредственно влияют на права работников, например, трудовой договор, оплата труда, режим труда и отдыха, охрана труда и др. Особое внимание при разработке чек-листов уделили требованиям, несоблюдение которых может привести к несчастным случаям, в том числе смертельным или тяжелым. В настоящее время мы разработали и разместили на сайте Роструда 107 проверочных листов. Всего их будет 154. С 1 января 2018 года ГИТ начнет применять чек-листы при плановых проверках организаций с умеренной категорией риска, а с 1 июля 2018 года – при всех плановых проверках. При внеплановых проверках чек-листы применять не будут.

Правильно ли я понимаю, что если инспектор будет заносить результаты проверки по чек-листам в АСУ КНД, то их планируют включить в эту систему?

– Да, мы планируем это сделать уже в январе 2018 года. Благодаря этому будет автоматически формироваться акт проведения проверки и документы для устранения нарушений и привлечения виновных лиц к ответственности.

Поскольку система автоматически контролирует проверку, можно ли говорить о том, что в скором времени работодателей будут проверять дистанционно?

– Мы работаем над этой идеей. Уже в 2018 году планируем объединить систему «Онлайнинспекция.рф » и АСУ КНД, создать личные кабинеты работодателей. Это позволит Роструду организовать полный автоматизированный цикл проверки, в том числе дистанционной.

В настоящее время Роструд совместно со Сбербанком реализует пилотный проект по переходу на электронный кадровый документооборот. Он поможет внедрить технологию дистанционных проверок, что позволит снизить трудозатраты инспектора и проверяющих лиц.

Если объединят две системы, смогут ли в дальнейшем учитывать результаты самопроверок, которые работодатели проходят на сервисе «Электронный инспектор», например, понижать категорию риска компании, применять поощрения в виде сокращения частоты проверок?

– Сейчас закон не предусматривает возможность использования результатов самопроверок. Однако Минтруд России подготовил законопроект о введении в Трудовой кодекс процедуры внутреннего контроля работодателями соблюдения трудового законодательства. После того как организация ответит на вопросы проверочных листов на сервисе «Электронный инспектор», она сможет отправить результаты самооценки в АСУ КНД. Роструд будет их использовать при определении категории риска или ее перерасчете.

Когда внесут изменения в Трудовой кодекс, Минтруд России совместно с Рострудом подготовит соответствующие изменения в положение о надзоре в сфере труда, которые позволят по результатам самоконтроля определить категорию риска работодателя. Предполагаем, что проведение внутреннего контроля будет способствовать снижению риска на одну ступень.