Подводная фотосъемка – это целое искусство, при правильном подходе, доступное каждому.

История подводной вселенной в снимках

Если ранее, для того, чтобы сделать фото, необходимо было произвести массу манипуляций, выставить громоздкий аппарат, еще и проявлять картинку, то о подводных съемках речь зашла только в середине 20-го века. Что говорить, подводным фотографам тогда было нелегко. Громоздкое оборудование, неподъемный костюм, неудобные боксы для камер и технически сложный процесс самой съемки.

Если бы Вильям Томпсон (который первым сделал подводный снимок в 1856 году) увидел, как сегодня наши туристы камерой (весом 100 г) в два счета делают потрясающие снимки своего в Красном море, - он упал бы в обморок. Трудно поверить, но за 150 лет многое изменилось. Сегодня самая простая «мыльница» делает фотографии, которые и не снились Вильяму Лонгли и Чарльзу Мартину даже в самых красочных снах (в 1923 году эти двое сделали первые цветные снимки под водой).

Что учесть начинающему подводному фотографу

Отправляясь в теплые края на дайвинг, считается просто преступлением не привезти домой фотографии. Снимки с подводного – это фотографии пестрых рыбок, удивительной красоты кораллов, экзотических обитателей морских глубин, и подводных богатств. Фотографии призваны передавать хоть часть волшебства этой подводной вселенной!

Отправляясь в подобное , главное задаваться вопросом, не какие плавки и купальник взять, а чем вы будете фотографировать. Нельзя просто взять ваш домашний цифровик и упаковать его в полиэтиленовый пакет, надеясь, что он не намокнет.

Как выбрать удачный фотоаппарат для подводной фотосъемки

Обратите внимание, хорошая камера:

Выдерживает погружение до 10 м (чем меньше этот параметр, тем выше вероятность того, что при более глубоком погружении камера протечет)

Имеет достаточного размера LCD-дисплей (просматривать получившееся фото лучше на месте, чтобы не рыдать в самолете, обнаружив, что после первых двух кадров «что-то пошло не так»)

Имеет вспышку

Обеспечивает выдержку от 1/125 до 1/500 секунды (рыбка-то не стоит на месте), а также режим диафрагмы на f/11-f/20 (для резкости объектов)

При этом от вас требуется умение плавать, нырять и, собственно, пользоваться камерой.

Основные пункты настройки камеры:

Фотосъемку под водой фотоаппарат понимает, как режим «scene»(«сюжет») – в этом положении камера компенсирует недостающие цвета, делая снимки менее мутными и с присутствием красных оттенков;

Для DSLR (или других, не имеющих подводного режима) – выставите RAW с режимом баланса белого «sunlight»;

Выбор объектива. К вашему счастью, их всего два: сверх-широкоугольный(для съемки подводных ландшафтов и крупных объектов) и макро-объектив (своего рода микроскоп – позволяет фотографировать мельчайшие объекты).

Не забудьте о водонепроницаемом боксе! Стоит учесть, что на этом аксессуаре лучше не экономить. Потом очень грустно будет выливать воду из фотоаппарата и понимать, что рыбка вам все-таки зря позировала. Хорошо зарекомендовали себя производители: Subal,Nexus, Sea&Sea, Ikelite,Sealux. Они располагают широким рядом боксов для моделей практически всех камер.

И научитесь пользоваться камерой в боксе до погружения, в воде это будет сделать крайне трудно. А морским жителям не обязательно слушать вашу ругательную речь.

«Остановись мгновение»: как сделать хорошие подводные фото

Погружаясь под воду, отключайте мозг. Заставить рыбку плыть в нужном направлении или вовсе не двигаться – забудьте, вы не в мультике, такого не бывает.

Запомните: даже то, что должно, по идее «расти смирно», - колыхается! Такова сущность воды, результат течений, волн и даже вашего присутствия. Здесь двигается абсолютно все. Поэтому, правила таковы:

  1. Абсолютная выдержка – ваша и фотоаппарата
  2. Настройка максимального разрешения
  3. Приблизьтесь на как можно меньшее расстояние до объекта – это увеличит шансы на красочное фото
  4. Вспышка – без нее никак!

Техники и ухищрения

Истинно талантливые снимки опытные фотографы тренируются делать годами! Да-да, в том числе и те, которые на National Geographic работают. Не нужно расстраиваться, что с первого раза у вас получились «немножко» не такие фотографии. Займитесь изучением техник и приемов, которые позволят делать хорошие качественные снимки, тренируйтесь и набирайтесь опыта.

Если вам наскучила банальность и заурядные композиции, ищите новые подходы к раскадровке вашего отдыха. Попробуйте сплит-фотографию, или поснимайте ночной дайвинг. Кстати, тоже очень разнообразит ваш отдых. Сможете ли вы фотографировать – вопрос, но пасть запечатлеется в вашей памяти навсегда, это точно.

Подводный мир – это сказка. Доставьте себе удовольствие забрать с собой самые счастливые моменты вашего в нее путешествия. И поделитесь ими с другими!

Первые подводные фотографии September 7th, 2016

Первая и старейшая фотография была сделана в 1826 году.

Жозеф Нисефор Ньепс, французский фотограф, сделал этот снимок, используя восьмичасовую выдержку. Называется он «Вид из окна на Le Gras», последние годы демонстрировался в Harry Ransom Humanities Research Center в Техасском университете в Остине.

Про эту фотографию знают многие, а вот история о том, как начали снимать первый подводные фотографии.

Уильям Томпсон (William Thompson - английский ученый, который был первооткрывателем нескольких новых видов актиний и морских водорослей) со своим другом господином Кеньоном (Mr. Kenyon) выплыл в залив Уэймут, после чего в воду была опущена герметичная коробка размером примерно 13х10 см на шесте. Она и позволила сделать первый подводный кадр на глубине 5.5 метра. Томпсон сделал две попытки в тот день. Первый раз экспозиции в 5 минут было недостаточно – на пластине ничего не проявилось. Во второй раз он удвоил время экспозиции и хотя уже темнело, он получил удовлетворительный негатив из которого сделал отпечаток, на котором можно было слабо разглядеть очертания валунов и водорослей. Вода просочилась в камеру, но к удивлению Томпсона это не повлияло на качество изображения. Он также заметил, что изображение не было перевернутым и пришел к выводу, что толстая стеклянная пластинка перед объективом сработала как реверсивное зеркало.

Позже Томпсон разработал лучший аппарат, но потерял интерес к подводной сьемке и не продолжал работу в этом направлении.

В том же 1856 году немецкий изобретатель, конструктор подводных лодок Вильгельм Бауэр (Wilhelm Bauer) делал снимки с борта своей подводной лодки "Зеетойфель" во время испытаний в Кронштадтском порту. К сожалению, эти снимки не сохранились.

"Отцом подводной фотографии" во всем мире принято считать профессора морской биологии Парижского Университете Луи Бутана (Louis Boutan, 1859 - 1934 гг.). Он интересовался возможностью подводной съемки, поскольку подобный тип наблюдений позволял бы лучше изучить морскую флору и фауну. Его первые, дошедшие до наших дней снимки, были сделаны в 1893 году в заливе Баньюль-сюр-Мэр Средиземного моря. За короткое время Бутан добился неплохих результатов в съемке при естественном освещении.

Огюст - брат Луи, инженер - помог ему сконструировать камеру для подводных съемок. Созданная им модель подводной камеры позволяла управлять диафрагмой и затвором. Бутан поместил камеру в большой герметичный медный футляр с тремя застекленными отверстиями: двумя для видоискателя и одним для объектива. Устойчивость против давления толщи воды достигалось с помощью простого устройства: кожух камеры он соединил шлангом с резиновым баллоном, из которого воздух при повышении давления воды поступал в камеру; таким образом, давление внутри камеры выравнивалось. С наружной стороны футляра находился рычажок, служивший для заводки затвора и замены фотопластинок. Повернешь рычажок в одну сторону - затвор откроется; повернешь в другую - закроется. Одновременно выпадет экспонированная пластинка, освобождая место для следующей. Таким образом, подводный фотограф мог сделать до 6 снимков на стеклянные мокроколлоидные пластинки (9х12) см, не поднимаясь на поверхность для перезарядки. Указанный рычажок был единственным средством управления.

Но поскольку выдержка даже на небольших глубинах, доходила до 10 минут, Луи обнаружил очень серьезную проблему - недостаток освещения под водой. В обычных условиях фотографы для вспышки использовали магний или его смесь, однако под водой этот способ освещения не очень подходил, поскольку для поддержания процесса горения необходим кислород. Чтобы решить эту проблему Луи вместе со знакомым инженером-электриком сконструировал особый тип вспышки, который представлял собой герметичную лампу с лентой магния, заполненную чистым кислородом. Поджиг осуществлялся с помощью электрического заряда. Во время съемок лампы несколько раз взрывались под водой и Бутана отбрасывало в сторону, он не пострадал, но и этот способ не дал желаемого результата.

Позже вместе со своим ассистентом Джозефом Дэвидом (Joseph David) Луи создал новую модель вспышки. Она представляла собой лампу с бочкой, наполненной кислородом. Пламя лампы поддерживалось спиртовым раствором. С помощью специальной груши в лампу вдувался порошок магния, вызывавший вспышку. Нельзя сказать, что эта конструкция была очень удобной (приходилось тащить за собой под воду целую бочку), но в 1893 она позволила создать серию уникальных подводных фотографий.

Эту фотографию Луи Ботана в тяжелом водолазном облачении принято считать первым снимком человека, который был сделан под водой.

Луи Ботан также придумал ряд ухищрений и приемов, облегчающих подводную съемку в условиях плохой видимости. Например, чтобы снять красиво подводную стайку рыб, он использовал отражающий экран, который водолаз должен был держать в момент съемки как отражающий фон.

В 1899 г. одна фирма по производству оптических приборов, заинтересованная в получении подводных фотографий для выставки, предложила ему помощь. По указаниям Бутана были изготовлены две дуговые лампы с угольными электродами, которые однажды темной ночью были спущены на глубину 50 метров. За ними последовала и фотокамера. Ее поместили на одной раме с лампами, расположенными по бокам. Затвор был открыт. Бутан, находившийся на поверхности, включил на десять секунд дуговые лампы. После этого аппаратура была извлечена на поверхность, а пластинка проявлена; получился хороший, контрастный снимок. На проявленной пластинке было четко видно изображение вмонтированной впереди фотоаппарата доски с надписью: "Photographic Sous-Marine ("Подводная фотография"). Эту фотопластинку Бутан выставил для широкого обозрения.

В 1900 году Бутан опубликовал результаты своей работы в книге "Подводные съемки и развитие фотографии", в которой не только описал изобретенную им аппаратуру и методику подводной фотосъемки при естественном и искусственном освещении, но и изложил свои взгляды на значение фотографии для изучения подводной флоры и фауны. Его книга стала первым учебником для подводных фотографов.

Тогда он писал: "Я открыл новую область. Пусть теперь другие вступают в нее, протаптывают новые тропы, добиваются новых успехов".

После 1900 года Луи Бутан больше ни разу не фотографировал под водой. Он открыл свой способ искусственного жемчугообразования и стал крупнейшим специалистом по жемчужницам.

Интересно, что в Аквариуме Барселоны в рамках Выставки «Подводный мир через фотокамеру» воссоздали условия, в которых снимал Луи Бутон в далеком 1893 году. Что у них получилось можно посмотреть тут:

источники

08.01.18 14 543 0

Профессия: Подводный фотограф

Вместо офиса в бассейн

Однажды Михаил Бабкин пошел с трехмесячной дочкой в бассейн. Ему так понравилось плавать и фотографировать детей, что он бросил работу проектировщика и переучился. Теперь он подводный фотограф: снимает людей и вещи в воде.

Елена Евстратова

поговорила с фотографом

Я расспросила его о новой профессии и узнала, в чем удовольствие сидеть в воде по 8 часов, как научиться снимать под водой и сколько можно заработать.


Зачем нужен подводный фотограф

К подводному фотографу приходят за необычными снимками для свадьбы или семейной фотосессии. Иногда с помощью фотосессии люди пытаются бороться со страхами: учатся открывать глаза в воде, смотреть в камеру, нырять на глубину и не стесняться своего тела.

Когда говорят о фотосъемке, все думают о студии, хорошо поставленном свете и дежурных улыбках. Михаил тоже начинал с таких съемок, но быстро переключился на подводную. Ему нравится, что фотографии под водой нетрадиционны. В воде невозможно повторить одну и ту же позу или растянуть дежурную улыбку. На снимках всегда получаются живые эмоции, интересные ракурсы и яркие цвета.


С этим снимком в 2016 году Михаил занял второе место в конкурсе компании «Никон»

Вода искажает пропорции, поэтому визуально девушки выглядят стройнее, чем на суше, - некоторых это особенно привлекает. Предприниматели обращаются за фотографиями для рекламы водонепроницаемых товаров. Бассейны заказывают съемку, когда хотят показать глубину чаши или чистоту воды.


Чаще всего Михаила просят фотографировать в бассейне детей. Родители хотят запомнить, как их ребенок плывет под водой или ныряет с бортика. Такие снимки лучше делать на глубине: на поверхности получатся только брызги и головы.

Обучение

По образованию Михаил инженер-проектировщик. Работал по специальности 10 лет, а потом решил сменить профессию - купил фотоаппарат и начал снимать все подряд. Пробовал фотографировать в студиях, на природе и под водой. Оказалось, что самая низкая конкуренция среди фотографов в бассейнах. Мало кто любит сидеть под водой по 8 часов в день, но благодаря занятиям плаванию с дочерью Михаил понял, что ему нравится именно это.

Репортажная съемка лучше всего подходит, чтобы снимать в воде, где невозможно зафиксировать нужную позу или эмоцию, а правильный ракурс приходится ловить за доли секунды.


Умение фотографировать для подводного фотографа важнее, чем умение плавать. Глубина детского бассейна - от 60 до 150 см, взрослых снимают на глубине до двух метров. Главное - научиться погружаться и чувствовать свое тело: бывает, что нужно залечь на дно или нырнуть так, чтобы не создать волн и брызг. Для этого Михаил взял четыре тренировки по фридайвингу.

Михаил любит снимать детей, поэтому он изучил методику раннего плавания и получил сертификат инструктора по бёртлайту. Это европейская школа, которая учит работать с маленькими детьми в воде. Если понять логику занятий и методы работы с ребенком, проще устанавливать контакт и ловить удачный кадр.

140 000 Р

потратил Михаил на обучение за два года

Всего на обучение за 2 года Михаил потратил 140 000 рублей. Учеба окупилась быстро, потому что после курсов он перешел в категорию высокооплачиваемых мастеров и стал больше зарабатывать.

Оборудование

Камера. Чтобы снимать под водой, не нужен самый навороченный профессиональный фотоаппарат. Михаил начинал с «Никона», модель которого сейчас уже совсем устарела. Удобнее ориентироваться по цене - для начала достаточно полупрофессиональной камеры, которая сейчас стоит около 30 000 рублей.

150 000 Р

стоило все оборудование для подводной съемки

Объектив. К камере понадобится хороший объектив. Объективы обычно покупают отдельно от камер под конкретную задачу - для портретной и репортажной съемки нужны разные объективы. Минимальная сумма, которую надо закладывать на объективы, - 20 000 рублей.

Световое оборудование. Когда в бассейне темно, Михаил ставит подсветку. Комплект лайтбоксов стоил ему 16 000 Р , вспышка - 20 000 Р .

Чехол для подводной съемки. Основное в подводной фотосъемке - чехол для фотоаппарата. Есть чехлы за 4000 Р , а есть за 60 000 Р . Михаил решил, что лучше взять дорогой чехол, чем ремонтировать утопленную камеру.

Гидрокостюм. Понадобится, чтобы не замерзнуть, если вода холодная, а съемки затягиваются. Стоит 3000 Р .

Очки и маска. Понадобятся, если глаза не переносят хлор, 800 Р .

Сумка для оборудования. Помогает все держать в одном месте и ничего не терять, 5000 Р .

Медицинская книжка. Нужна, чтобы работать в детских бассейнах. Собрать справки и оформить книжку - 3000 Р .

Всего на оборудование Михаил потратил 150 000 Р .



Клиенты

Первых клиентов Михаил снимал бесплатно. Учился погружаться, чувствовать моделей, привыкал к технике. После каждой съемки просматривал кадры и отбирал лучшие. Снимал везде, где есть вода: и в бассейне, и на море.

Через полгода набрался опыта, понял, какие кадры нравятся клиентам, и стал фотографировать за деньги.

Чтобы собрать базу клиентов, Михаил отправлял коммерческие предложения в бассейны и фитнес-центры. Руководители бассейнов скептически относились к подводной съемке: им казалось, что фотограф в бассейне не нужен, а люди не купят такую услугу. Приходилось общаться с директорами, показывать им презентацию и убеждать, что люди любят фотографироваться под водой.

Чтобы клиенты находили его сами, Михаил запустил сайт и группы в соцсетях, организовал рекламу в поисковиках по ключевым словам «необычная фотосъемка» и «нестандартная фотосъемка».

На запуск сайта и рекламной кампании потратил 26 000 Р . Сейчас реклама обходится Михаилу в 2000 Р ежемесячно. На рекламные брошюры, листовки и подарочные сертификаты ушло еще 15 000 Р . Раз в квартал заказывает визитки за 3000 Р : они быстро заканчиваются.

Сейчас у Михаила несколько десятков постоянных клиентов и 12 тысяч подписчиков в соцсетях. В месяц он делает 3-4 массовых съемки по 10 часов. Успевает за это время снять 25 человек. В остальное время общается с клиентами и организует съемки на будущее.

Трудности

Михаил всегда готов, что что-то на съемке пойдет не так: заплачет ребенок или отойдет клипса на чехле и вода зальет камеру. К типичным проблемам подводной съемки приходится готовиться заранее.

Высокая скорость съемки. Фотограф на суше смотрит в глазок, перед тем как сделать фото, но в воде так не получится: упустишь кадр. Пришлось научиться чувствовать направление камеры и снимать по наитию. Михаил говорит, что чувствует себя ковбоем, у которого нет времени прицеливаться, а есть только пара секунд, чтобы выхватить пистолет и выстрелить. Замешкаешься - и волосы модели закроют лицо, ребенок зажмурится или кадр испортят пузыри.

Плохой свет. Вспышку в бассейне использовать неудобно: на глубине более 20 см она плохо срабатывает. Поэтому Михаил перешел на ручные настройки на фотоаппарате и светосильный объектив. Дополнительный свет он ставит только для статичных съемок. С детьми пришлось приноровиться к съемке при общем освещении, потому что малыши пугаются вспышки.

Неравномерные доходы. Фотограф - это сезонная работа. Свадебные фотографы работают в летне-осенний период, а подводный фотограф востребован в бассейне с сентября по май. В летний период можно немного работать на море, но в целом летом в работе подводного фотографа простой. Поэтому Михаил отдыхает или учится, а доходы и расходы прогнозирует с учетом летнего спада заказов.

Опасные условия работы. Утопить фотоаппарат - дело секунды и одного неловкого движения, поэтому каждая фотосъемка начинается с осмотра защитного бокса и клипс. Если ослабла прижимная пружина и отошла резинка, вода может затечь в бокс и новую зеркалку придется отнести на помойку.

Физическая усталость. Подводная съемка - тяжелый физический процесс. После 8 часов под водой Михаил валится с ног. Когда начал путаться в фотографиях и перестал успевать их обрабатывать, взял пару помощников и делегировал часть функций.

Борода. В Тайване все дети боялись Михаила. Оказалось, что дело в бороде. У местных мужчин она не растет, поэтому и Михаилу пришлось сбрить. В России его пугался только один ребенок из ста.


Развивать бизнес

Михаил снимал в Тайване, Таиланде и Великобритании и увидел, что бассейны в этих странах удобнее, чем в России. Тапки там выдают на входе и дезинфицируют в специальных жаровых шкафах. В раздевалках есть пеленальные столики, а в душах - стульчики, куда можно посадить ребенка, пока мама моется.

Теперь Михаил нашел партнеров и планирует строить в России собственный бассейн по мировым стандартам: с чашами для маленьких детей, отдельной чашей для фотосъемки взрослых и с удобным общим пространством.

Еще одно направление развития - собственные курсы. Сейчас Михаил - «человек-продукт». Если он заболел или уехал, его некому подменить. Найти напарника оказалось непросто: одним не нравится сидеть часами в бассейне, другие боятся детей, третьи не владеют репортажной съемкой. Чтобы вырастить себе замену, Михаил организовал курсы подводной фотосъемки.

100 000 Р

в среднем подводный фотограф зарабатывает в месяц

Однодневные экспресс-курсы у Михаила покупают часто. Они подходят тем, кто уже умеет снимать на суше. На длинный курс за 15 000 Р для новичков группа еще не набралась: они открылись недавно и работают без рекламы. Зарабатывать на них постоянно Михаил не планирует, ему важно найти единомышленников.

Что нужно, чтобы стать подводным фотографом

    Сейчас у Михаила стабильный бизнес. В месяц он зарабатывает в среднем 100 000 Р и чувствует себя счастливым человеком, который занимается любимым делом. Если вы тоже хотите стать подводным фотографом, вот советы Михаила.

  1. Занимайтесь подводной съемкой, только если вы действительно любите воду, фотографию и людей.
  2. Пройдите курсы репортажной съемки и фридайвинга. Вам надо уметь быстро и ловко нырнуть, занять выгодную позицию и не упустить ни одного хорошего кадра.
  3. Не обязательно покупать самую дорогую фотокамеру, а вот на водонепроницаемом чехле лучше не экономить.
  4. Научитесь вести переговоры с клиентами и работать с детьми.
  5. Если чувствуете, что сил на все не хватает, делегируйте часть работы помощникам.

Если ваш следующий отпуск вас занесет в тропики, с теплыми, чистыми водами, щедрыми на живность, у вас может возникнуть желание привезти обратно фотографии из глубин. Если это так, то это руководство укажет вам верное направление, чтобы получить максимум от проведенного под водой времени!

Мы начнем с предположения, что вы еще не выбрали камеру для своего путешествия, а затем перейдем к рассмотрению техник, которые вы можете практиковать дома и на локации, чтобы гарантировать возвращение домой с незабываемыми и качественными подводными фотографиями.

Параметры камеры

В прошлом подводная фотография была прерогативой людей с очень глубокими карманами. Футляры для дайвинга стоили десятки тысяч долларов. Специально сконструированные камеры, такие как линейка Nikonos от Nikon, были ненамного дешевле. Вдобавок к стоимости, пленочные камеры были ограничены по числу кадров на катушке, доступных до подъема на поверхность для перезаправки камеры.

Но сейчас рынок переполняется множеством цифровых камер для подводной съемки, предназначенных для рядовых пользователей. Эти специальные камеры класса «мыльниц» достаточно маленькие, чтобы поместиться в карман, но все же полезные для съемки под водой.

Существует также ряд спортивных боксов для DSLR камер, но их стоимость все еще слишком высока для обычного отдыхающего. В этой статье мы сосредоточимся на рынке «мыльниц», также упомянув варианты DSLR для тех, кто в этом заинтересован.

Выбирая камеру для съемки под водой, убедитесь, что она может выдерживать погружение как минимум до 10м. Любые камеры с параметрами меньше этого могут начать протекать во время погружения с трубкой. Нередко хорошему пловцу требуется иметь возможность погрузиться дополнительно на 3-6 м в попытке подобраться поближе к коралловым рифам. Хорошие кадры, наиболее вероятно, получатся при погружении на несколько метров под поверхностью воды.

Также убедитесь, что камера располагает большим LCD дисплеем для удобства просмотра и настройки под водой. Большой экран также поможет вам в построении кадра. Вода искажает расстояние, так что чем больше экран, тем лучше. Также камера с возможностью съемки видео под водой подарит вам море удовольствия, и вы будете удивлены тем, как аудио будет работать для фиксации звуков в данных условиях.

Управляйте своими ожиданиями

Делая свои первые попытки снять кадры под водой, вы можете найти определенные расхождения между теми кадрами, которые вы видели, и теми, которые вы можете снять.

Если вы загорелись идеей заняться подводной фотографией, просматривая страницы National Geographic или посетив профессиональную выставку в соседней галерее, поймите, что это люди, которые потратили десятки тысяч долларов на свое ремесло. Они также провели часы и дни в ожидании идеального кадра, порой возвращаясь на одну и ту же локацию десятки раз, пока не нашли идеальные условия для создания фото.

В противоположность этому, вы, вероятно, гораздо сильнее ограничены по времени и ресурсам, в сравнении с профессионалами на задании. Но это не значит, что вы не можете принести из глубин потрясающие фотографии. На самом деле, советы в этой статье направлены на то, чтобы помочь вам в достижении этой цели!

Тем не менее, важно иметь реалистичные ожидания. Вода может оказаться мутнее, чем вы предполагали (даже если она и выглядит кристально чистой и синей с берега), и эти рыбки могут быть гораздо более скоростными пловцами, чем вы! Как и в случае с любым аспектом фотографии, для оттачивания искусства необходима практика, так что совершая свои первые пробы, разрешите себе допустить несколько ошибок в процессе обучения.

Практикуйтесь дома

В этот волнующий день, когда прибывает ваша новая камера для подводной съемки, зарядки аккумулятора, кажется, приходится ждать целую вечность. Используйте это время для чтения инструкции, чтобы понять ограничения по использованию вашей камеры. Что более важно, изучите, как правильно ухаживать за уплотнительными кольцами круглого сечения (O-rings) вашей камеры, если они у нее имеются (они служат для того, чтобы не пропускать внутрь воду).

Если вы работаете с DSLR камерой и используете бокс или чехол для подводной съемки, применяйте то же правило. Вам также придется потратить определенное время, чтобы привыкнуть к большим рычагам управления и возможным ограничениям бокса (не все они позволяют использовать полный набор функций камеры под водой).

Я обнаружил, что размещение камеры в боксе требует определенной практики, чтобы гарантировать правильную установку. Если камера и элементы управления не соединены правильно, вы можете обнаружить себя дрейфующим на волнах и извергающим проклятия через трубку.

Также если по соседству имеется бассейн, возьмите туда свою камеру и добровольца в ассистенты, чтобы помочь вам привыкнуть к работе оборудования под водой. Это отличный способ поиграться с техникой, без необходимости разбираться во всем этом на вашей любимой тропической локации.

Одна вещь, которую вы можете обнаружить, это то что держать камеру в положении для съемки не так просто, как на земле, поскольку вы часто используете свои руки для придания телу устойчивости в воде. И не забудьте ополоснуть камеру по окончании!

Используйте подводные настройки

Теперь, когда вы изучили все стандартные настройки своей камеры, пришло время поиграться с установками для подводной съемки. На ряде мыльниц присутствует режим «сюжет» («scene») для фотосъемки под водой. Он приспособлен под оттенок, свойственный пространству под поверхностью воды.

Вы должны быть знакомы с этими великолепными глубокими синими и светлыми зелеными оттенками воды на тропических картинках, снятых с пляжа. Многие из нас представляют именно этот идеальный вид, думая о тропиках. Цвет на поверхности обычно совпадает с тем, что мы обнаруживаем в воде (за исключением самого темного синего цвета, который идет из самой глубины).

То, что выглядит хорошо снаружи, может выглядеть сомнительно в воде. По своей природе, вода рассеивает свет. В зависимости от состава минералов и солей, растворенных в воде, вода также поглощает определенные цвета больше, чем другие. В довершение всего, жизнь в океане - ее малые представители вроде планктона - влияют на окрас воды.

Говоря проще, обычно вода не такая прозрачная, как воздух над ней!

В этой связи производители камер добавили предустановленные настройки в режиме «сюжет», которые помогают скомпенсировать цвета, обычно видимые под водой. Если вы используете эти настройки над водой, вы увидите, что цвета стремятся к желтому и оранжевому оттенкам. Это сделано для компенсации изменения цвета под водой.

Изучите, как настройки изменяются на вашей камере, чтобы не слишком удивиться тому, что видимое вами под водой и на экране компьютера не совпадает.

Если вы снимаете на DSLR или другую камеру, в которой нет подводного режима, я настоятельно рекомендую снимать в RAW с одной настройкой баланса белого («sunlight» - хороший вариант для начала). Это обеспечит вам большую гибкость настройки по возвращению домой.

Подберитесь ближе

Вода усиливает определенные вещи. Например, ее вес увеличивает давление на ваше тело. Дайверы это знают, и вы тоже это испытывали, если когда-либо погружались на дно бассейна. Погружение на 5 футов под воду ведет к гораздо большей разнице в давлении, чем подъем на 5 футов над поверхностью. Там просто больше вещества на заданный квадратный фут. Все эти свойства воды, включая изменения света, влияют и на вашу фотографию тоже.

Именно поэтому так важно подобраться как можно ближе к вашему объекту съемки (при этом сохраняя безопасную дистанцию до выбранного вами коралла, рыбы или представителя растительной жизни). Чем меньше толща воды между вами и вашим объектом, тем ярче будут цвета. И если вы будете в тропиках, там будет множество цветов. Хотя многие из оттенков, создаваемых водой, могут быть впоследствии удалены на компьютере после съемки, лучше попытаться для начала зафиксировать все возможные цвета и снимать вблизи.

Используйте вспышку

Одна вещь, которая способна выровнять оттенки в воде, это старый добрый строб, или встроенная вспышка. Если вы погрузитесь в этот процесс с головой, на рынке присутствуют высококачественные и дорогие вспышки. Но даже маленькая вспышка на мыльнице будет полезна.

И опять же, чрезвычайно важно подобраться поближе. Если на вашей вспышке есть рассеиватель (как на многих кейсах для камер от Canon), используйте его. Рассеивание света от маленькой вспышки на мыльнице поможет сделать фотографии мягче, не такими жесткими. Просто помните, что под водой дальность рассеивания света вспышки меньше, чем на земле.

Просушите и почистите

Последний шаг наиболее важен для поддержания вашей камеры в хорошем состоянии и съемки потрясающих подводных фотографий на протяжении долгих лет (или пока не выпустят новую модель камеры с функциями, которые всенепременно нужно заполучить!). Если это возможно, ополосните камеру или бокс свежей водой до того, как их открывать: вынимая ли камеру из бокса, или карту памяти из камеры.

На лодках для погружений часто есть бак со свежей водой для камер, но на меньших суднах для погружения с трубкой их не будет. Затем обязательно просушите камеру или бокс перед тем, как открывать их и доставать карту памяти.

В мыльницах для подводной съемки карта памяти обычно расположена рядом с батарейным отсеком - не лучшее место для попадания туда воды. При доставании DLSR из бокса это не так критично, но все же важно максимально тщательно смыть соленую воду перед тем, как открывать кейс.

До того как убирать камеру до следующего приключения, не забудьте хорошенько протереть ее влажной салфеткой, а затем окончательно ее просушить. Нет, я сам не всегда следую этому совету, я признаю это. Но это полезно в долгосрочной перспективе, не позволять соленой воде находиться на вашем оборудовании дольше положенного.

Наконец, проверьте все уплотнители на камере или боксе перед тем, как убрать их на хранение. Большинство боксов не должны храниться с установленными уплотнительными кольцами и закрытыми, поскольку так кольца будут находиться в сжатом положении продолжительное время, и это их ослабит.

Исследуйте все на предмет трещин и отслоений, и обязательно смажьте кольца силиконовой смазкой перед хранением. Это также стоит сделать перед тем, как отправляться с камерой в следующее приключение под водой!

Поделитесь своими кадрами

Есть ли у вас особенные подводные кадры, снятые во время отпуска? Не стесняйтесь делиться ими в комментариях!