Состава земной коры, ее строения, а также истории ее формирования. Выделяется три основных направления геологии: динамическая, историческая и описательная. Динамическая исследует изменения земной коры в результате различных процессов, таких как эрозия, разрушение, землетрясения, вулканическая активность. Геологи-историки сосредоточены на том, чтобы представить себе те процессы и изменения, которые происходили с планетой в прошлом. Больше всего привычному образу геолога соответствуют специалисты описательной геологии, так как именно эта отрасль науки занимается изучением состава земной коры, содержания в ней тех или иных ископаемых, или пород.

Геология стала востребованной наукой в эпоху научно-технической революции, когда человечеству потребовалось множество новых ресурсов и энергии.

Исследования недр для описательной геологии включают в себя не только экспедиции со сбором образцов или разведывательное бурение, но и анализ данных, составление геологических карт, оценку перспективности разработки, построение компьютерных моделей. Работа «в поле», то есть непосредственные изыскания на местности, занимают лишь несколько месяцев сезона, а остальное время геолог проводит . Естественно, основным объектом поиска являются полезные ископаемые.

Именно геология занимается, в частности, выяснением точного возраста планеты Земля. Благодаря развитию научных методов, известно, что планете около 4,5 миллиарда лет.

Задачи прикладной геологии

Специалисты геологии полезных ископаемых традиционно делятся на две основные группы: те, кто ищет рудные месторождения, и те, кто нерудные полезные ископаемые. Такое деление обусловлено тем, что принципы и закономерности формирования для и нерудных ископаемых различны, поэтому геологи, как правило, специализируются на чем-то одном. К полезным рудным относится большинство металлов, например, железо, никель, золото, а также некоторые виды минералов. Нерудные ископаемые включают в себя горючие материалы (нефть, газ, каменный ), различные строительные материалы (глина, мрамор, щебень), химические ингредиенты и, наконец, драгоценные и полудрагоценные камни, такие как алмазы, рубины, изумруды, яшма, сердолик и многие другие.

Работа геолога заключается в том, чтобы на основании аналитических данных спрогнозировать залегание в том или ином районе полезных ископаемых, провести исследование в экспедиции с целью подтвердить или опровергнуть свои предположения, а затем, опираясь на полученные сведения, сделать заключение о перспективности промышленной разработки месторождения. При этом геолог исходит из предполагаемого количества ископаемых, их процентного содержания в земной коре, коммерческой оправданности добычи. Поэтому геолог должен быть не только физически выносливым, но и иметь способность к аналитическому мышлению, знать основы экономики, геодезии, постоянно совершенствовать свои знания и навыки.

54.0

Для друзей!

Справка

Слово геология пришло к нам из греческого языка и дословно переводилось как «слово о земле». Сегодня этим термином именуется наука о составе, строении, истории развития земной коры и размещённых в ней полезных ископаемых. Геология состоит из множества разделов, углублённо изучающих каждый компонент науки. Поэтому спектр работы геолога довольно широк. Не зря их называют исследователями недр. Кто, как не геолог сможет в любых погодных условиях провести исследование горных пород, при этом не побоясь подняться высоко в горы или спуститься на самое дно водоёма. Самые мужественные профессионалы удостаиваются звания "Заслуженный геолог Российской Федерации", а 5 апреля все исследователи недр отмечают профессиональный день геолога.

Востребованность профессии

Достаточно востребована

Представители профессии Геолога являются достаточно востребованными на рынке труда. Несмотря на то, что вузы выпускают большое количество специалистов в этой области, многим компаниям и на многих предприятиях требуются квалифицированные Геологи .

Вся статистика

Описание деятельности

Чтобы стать хорошим геологом, необходимо освоить целый комплекс как инженерных, так и гуманитарных наук. Это физика и математика, информатика и механика, история и культурология, иностранный язык и политология. Деятельность геолога - это не только постоянные экспедиции и командировки, но и работа в лаборатории и составление карт. Геолог может уйти в науку и работать в научно-исследовательских учреждениях и отраслевых научных институтах или стать хорошим специалистом в строительных фирмах и частных нефтяных компаниях и концернах.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Уникальность профессии

Довольно распространенная

Большинство опрошенных считает, что профессию Геолога нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Геолога , несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Высшее профессиональное образование

Данные анкетирования показывают, что для работы по профессии Геолога обязательно нужно иметь диплом о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности или по такой специальности, которая позволяет работать Геологом (смежная или похожая специальность). Среднего профессионального образования не достаточно для того, чтобы стать Геологом .

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

Какую работу необходимо выполнять человеку, получившему профессию геолога? Этот специалист разрабатывает программы научно-исследовательских работ. Занимается изучением полученных данных, а результаты оформляет в документационной форме. Каждый год он участвует в геологической экспедиции. По приезде занимается составлением информационного отчёта о проделанной работе.

Вид труда

Преимущественно умственный труд

Профессия Геолога - это профессия преимущественно умственного труда, которая в большей степени связна с приемом и переработкой информации. В работе Геолога важны результаты его интеллектуальных размышлений. Но, при этом, физический труд не исключается.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

Многие геологи под понятием карьерного роста подразумевают успешные научные экспедиции, в результате которых произошло открытие того или иного месторождения полезных ископаемых. Также построить карьеру можно в сфере науки. Например, получить должность руководителя лаборатории или стать заведующим кафедрой.

Возможности карьерного роста

Возможностей достаточно

Значительное большинство представителей профессии Геолога считают, что у них достаточно возможностей для продвижения по карьерной лестнице. Если такая цель у рядового специалиста есть, то ему вполне реально занять руководящую должность в этой сфере.

Как пользователи оценивали этот критерий:

Песни у костра, горячий чай, суп из консервов, чистый воздух, захватывающие пейзажи и преодоление опасных (но не фатальных) трудностей. Так обыватель представляет себе работу геолога.

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

«…Когда я на почте служил ямщиком, ко мне постучался косматый геолог…» - в этой строчке из песни известной рок-группы, бросается в глаза стереотип, касающийся внешнего вида типичного геолога. Можно предположить, что геолог выглядит, как полярник: длинная борода, «вросшая» в растянутый шерстяной свитер и давно нестриженые волосы, беспорядочно лежащие на голове, как у шаманов северных народов. Разумеется, это всего лишь штампы. Хотя, в Сибири и в тайге, в свое время, работало множество геологов, занимавшихся разведкой месторождений различных полезных ископаемых.

История

Неизвестна точная дата появления этой славной профессии. Но первые упоминания о ней найдены в работах Плиния Старшего, Аристотеля, Страбона и Пифагора. Кроме того, Аль-Бируни и Авиценна, уже в 9-10 веках нашей эры пытались подробно описывать и классифицировать геологические тела. После, в 14-16 веке, великие ученые Эпохи Возрождения проводили схожие исследования, развивая общее представление человечества о геологии. Но только в 17-18 веках возникла общая теория этой науки; это было обусловлено тем, что в тогдашнем мире резко возросла потребность в полезных ископаемых, в связи с развитием промышленности.

Описание

Наука геология получила свое название в результате слияния двух древнегреческих слов: «геос» (земля) и «логос» (учение, слово). Фактически, «учение о земле» либо «слово о земле». Профессия геолога сопряжена с многочисленными командировками, рабочими поездками. Кроме того, геологи часто "засиживаются" в рабочих кабинетах и лабораториях - проводя анализы геологических материалов, составляя карты. Некоторые геологи строят свою карьеру в частных нефтяных, газовых, угольных, металлургических и других компаниях, связанных с разработкой и добычей полезных ископаемых. Другие специалисты из этой сферы занимаются научной деятельностью в НИИ или преподавательской, в ВУЗах. Востребованы геологи и при строительстве любого масштаба - от жилых домов, до линий метро, от фабрик и шахт, до любых других подземных, наземных, наводных или подводных сооружений. Без проведения геологического исследования, а также без постоянного контроля со стороны специалиста-геолога, велика вероятность не только не довести строительные работы до конца, но и выстроить объект, который, либо разрушится впоследствии, либо не сможет полноценно функционировать.

Разумеется, данная профессия не лишена романтики. Но любой человек, задумавший избрать этот путь для себя лично, должен понимать, что романтика в чистом виде возможна только в кинематографе и выпусках новостей. Некоторым геологам приходится работать в условиях тотального дискомфорта: спать у костра в палатках и спальных мешках в условиях минусовой температуры не так уж и приятно и легко. Что уж говорить об отсутствии человеческого общества на бескрайних просторах дикой природы и о вопросах гигиены и питания в режиме ограниченности взятых припасов.

Образование

Полностью специальность называется так: «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых». Есть ряд ВУЗов, в которых можно обучиться этой специальности:

  1. В Москве - МГУ, МГГРА, МГУП, МГГУ, РГУНГ им. И.М. Губкина.
  2. В Казани - КФУЕиГН.
  3. В Санкт-Петербурге - СПГУ, СПГГИ.

Кому подходит профессия, каковы обязанности?

По первому зову сердца, профессию эту выбирают романтичные натуры гуманитарного склада ума. Но, учитывая, что такая работа требует знания точных наук, а также умения проводить сложные расчеты и лабораторные анализы, следует заметить, что лучше с ней справятся рациональные личности. Между тем, работа геолога, зачастую, слишком тяжела физически и морально, грязна и груба для женщин. Поэтому, в тяжелых походах им, конечно найдется место (дамское общество всегда приятно), но при плохом уровне физподготовки, в затяжных походах, женщина-геолог является обузой для своих коллег. Между тем, основу деятельности геолога, составляет, все-таки, умственный труд, а не обыкновенный скаутинг и развлекательный survival в лоне дикой природы.

Ежегодно, геологи участвуют в экспедициях. По возвращению из экспедиции, составляют отчеты. Подробнее, обязанности геолога следующие:

  1. Разведка, а после и оценка месторождений на суше и в условиях моря.
  2. Поисковые, геолого-съемочные работы на перспективных участках.
  3. Выявление площадей, на которых располагаются буровые скважины и горные выработки.
  4. На горнодобывающих предприятиях, проведение геологического обслуживания.
  5. Анализ месторождений, их геологического строения.
  6. Разработка планов эксплуатационной разведки, планов горных работ.
  7. Геологический контроль разведочных и горно-эксплуатационных работ, состояния разработки газа и нефти.
  8. Составление подробного отчета, включающего классифицированные сведения по геофизическим, промысловым исследованиям.

Зарплата, карьера, трудоустройство

Зарплата геолога состоит из твердого оклада и бонусов. Надбавки состоят из регионального коэффициента, коэффициента за работу в сложных и опасных для здоровья и жизни условиях. Также, в надбавки включается полевое довольствие. Средние доходы геологов по Москве, в зависимости от квалификации и должности, составляют от 40 000 до 150 000 рублей.

Три основные ступени карьерной иерархии:

  • геолог,
  • геолог ведущий,
  • главный геолог.

Карьера геолога растет вместе с его репутацией: чем больше успешно проведенных экспедиций на счету той или иной команды, тем более популярны и востребованы её участники. При наличии выдающихся практических и теоретических знаний, геолог может построить себе научную карьеру, став работником НИИ или доцентом ВУЗа.

Несмотря на прекрасную официальную статистику по з/п в Москве, начинающий специалист, «свежеиспеченный» выпускник ВУЗа, в основном, может рассчитывать на должность с очень маленькой оплатой, если ему удастся-таки где-то втиснуться работать по специальности. И ваша зарплата, первые годы, вряд ли будет превышать зарплату грузчика или дворника. Реалии идут вразрез официальным данным: ВУЗы выпускают очень много специалистов, а рабочих мест нет. Вопрос квалифицированности этих выпускников, аспект качества образования это уже другая тема. Но очевидно, что если бы у бизнеса или государственных структур был реальный спрос на большое количество качественных "спецов", было бы сделано все, чтобы все "недоросли" отсеивались на первом курсе, а достойные получали образование за счет компаний, в которых, в последствии, им предстояло бы работать.

Если все же остались хоть малейшие сомнения, что профессия "Геолог" ваше призвание - не спешите. Ведь потом всю жизнь можно жалеть о потеряных годах на обучение и работу по специальности, которая вам просто не подходит. Чтобы подобрать профессию, в которой вы сможете максимально раскрыть свои таланты, пройдите онлайн-тест на профориентацию или закажите консультацию "Карьерный вектор" .

Геолог - специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. В профессии геолога тесно сочетаются решение производственных задач и разработка теоретических проблем, изучение природных объектов и закономерностей и оценка возможностей практического их использования.

Геология (с греческого «geo» - земля и «logos» — учение) — комплекс наук о составе, строении земной коры и истории развития земли. Термин «геология» ввел норвежский ученый М. Эшольт в 1657 году. Соответственно, геолог — специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. В профессии геолога тесно сочетаются решение производственных задач и разработка теоретических проблем, изучение природных объектов и закономерностей и оценка возможностей практического их использования. Профессия подходит тем, кого интересует физика и география (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Минеральные и энергетические ресурсы страны - основа экономики любого государства. Социально-экономическое значение труда геологов невероятно велико. Их героический и самоотверженный труд обеспечивает развитие экономики страны. Россия — богатейшая страна в мире, на территории которой в огромном количестве расположены месторождения самых разных полезных ископаемых.

Особенности профессии

Конечная цель любой геологической работы — выявление и оценка месторождений полезных ископаемых, которые осуществляются в процессе съемки, поиска и разведки. Для этого предстоит решение следующих задач:
. проведение геолого-съемочных, поисковых работ на перспективных площадях;
. разведка и оценка выявленных месторождений на суше и в морских условиях;
. обеспечение геологического обслуживания горнодобывающих предприятий;
. установление мест заложения горных выработок и буровых скважин;
. разработка планов горных работ и эксплуатационной разведки;
. изучение геологического строения месторождений;
. осуществление геологического контроля за горно-эксплуатационными и разведочными работами, состоянием разработки нефти и газа;
. обобщение геологического материала и результатов промысловых и геофизических исследований.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы профессии: работа нешаблонная, аналитическая и творческая; высокая оплата труда. В природе не бывает двух совершенно одинаковых месторождений. Поэтому геологу приходится учитывать многие факторы, по существу, проводить каждый раз научные исследования.
Профессия геолога принадлежит к числу тех немногих профессий, которые считаются романтическими и имеет свои привлекательные стороны для людей разных интересов. Для любителей путешествий — романтика работы в таежных, полярных, пустынных, высокогорных условиях, возможность побывать в разных регионах России. Для любителей экстрима — полевые работы в трудных условиях на суше, на море и в воздухе: нестерпимая жара пустынь или морозы севера в десятки градусов, мириады комаров в тайге и в заболоченных районах требуют героической выносливости. Жизнь в палатке, ежедневные многокилометровые маршруты в течение всего полевого сезона дают возможность испытать себя на прочность.
Минусы профессии: вахтовый метод — геологи на несколько недель уезжают в экспедицию, где работают в очень интенсивном режиме без выходных.Недостаток бытовых удобств, трудности походной жизни, ограниченный коллектив можно отнести к минусам профессии.

Место работы

Геолого-разведочные экспедиции;
. геофизические и буровые партии;
. научно-исследовательские учреждения геологического профиля;
. независимые геологические организации, выполняющие геологические работы;
. горнодобывающие промышленные организации;
. нефтегазодобывающие промышленные организации.

Важные качества

Отличное здоровье и физическая выносливость;
. умение глобально мыслить;
. развитое логическое мышление;
. хорошо развитая память;
. аналитическое мышление;
. самостоятельность и гибкость мышления (способность изменять планы и способы решения задач в соответствии с меняющимися условиями);
. способность переносить длительное физическое и психическое напряжение в различных погодных условиях и в различной местности;
. умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке;
. высокий уровень концентрации внимания;
. способность работать в условиях ненормированного рабочего дня;
. оперативность (быстрое реагирование и принятие решения в различных ситуациях);
. наблюдательность;
. ответственность;
. упорство;
. эмоционально-волевая устойчивость;
. способность прогнозирования;
. умение работать в команде.

Противопоказания для профессии геолога :

  • заболевания сердца или нарушения артериального давления
  • нервно-психические расстройства
  • судороги,
  • потери сознания
  • употребление наркотиков
  • зависимость от алкоголя
  • некорректируемое снижение остроты зрения
  • нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения;
  • расстройства слуха;
  • вестибулярные расстройства,
  • нарушение чувства равновесия
  • расстройства координации движений
  • дрожание рук
  • расстройства речи
  • боязнь высоты
  • заболевания позвоночника, суставов или нижних конечностей
  • заболевания органов пищеварения и выделения
  • сахарный диабет
  • выраженные физические недостатки.

Обучение на Геолога

Приглашает на обучение в рамках программы дополнительного образования дипломированных специалистов, занятых в индустрии горного дела и добычи полезных ископаемых. В Академии можно пройти курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации по специальности в удобном и современном дистанционном формате.

На этом курсе вы можете получить профессию геолога дистанционно за 1-3 месяца. Диплом о профессиональной переподготовке установленного государством образца. Обучение в полностью дистанционном формате. Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.

Оплата труда

Зарплата на 19.03.2019

Россия 40000—120000 ₽

Москва 50000—70000 ₽

Заработная плата геолога зависит от профессионального уровня, занимаемой должности и состоит, как правило, из твердого оклада и надбавок к нему: районный коэффициент, полевое довольствие, коэффициент за работу в высокогорных, безводных и др. сложных условиях.

Ступеньки карьеры и перспективы

Понятие карьерного роста в геологии подразумевает успешные научные экспедиции, в результате которых произошло открытие того или иного месторождения полезных ископаемых. Построить карьеру можно и в сфере науки. Например, получить должность руководителя лаборатории или стать заведующим кафедрой.Карьерный рост возможен при наличии отличных знаний, диплома о высшем образовании и нестандартном или инновационном подходе к решению поставленных задач.

Знаменитые и великие геологи:
Губкин Иван Михайлович
Ферсман Александр Евгеньевич (1883-1945), чл. През. (с 1929 г.) АН СССР.
Вернадский Владимир Иванович (1863-1945)
Зонов Валентин Иванович (1932-1996)

Портрет современного геолога:

Около 100 лет назад у международных геологических конгрессов был девиз «Умом и молотком». Некоторые дополняли:«Глазами и ногами». В настоящее время в распоряжении геолога космические снимки, электронный микроскоп, буровой станок, разнообразная геофизическая аппаратура, компьютеры. Современный геолог должен в совершенстве владеть этими средствами труда. Однако глаза и ноги, молоток и ум сохраняют свое значение.
Интересные факты
Всем известная первая древнейшая профессия таковой не является. Самой древней является профессия геолога. Ведь с чего вообще началась человеческая цивилизация? С того, что человек начал отличать камень, который годится для изготовления каменного топора от негодного для этой цели камня. А это уже основы геологии. Таким образом, неорганизованная, непромышленная добыча полезных ископаемых началась еще с древних времен. Позднее рудокопы стали добывать глину и уголь. С началом эпохи Великих географических открытий началось изучение Земли. Люди стали интересоваться, как возникают пустыни, горы и т. д., и пытаться научно обосновать свои догадки. В это время и появляются первые геологи-мыслители, которые пытались предположить, где могут находиться полезные ископаемые.

Профессиональный праздник

День геолога — профессиональный праздник геологов, традиционно отмечаемый в первое воскресенье апреля. Этот праздник учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1966 г. в ознаменование заслуг советских геологов в создании минерально-сырьевой базы страны. Поводом для учреждения стало открытие в 1966 г. первых месторождений Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Время проведения праздника — первое воскресенье апреля — было выбрано потому, что окончание зимы знаменует начало подготовки летних полевых работ и экспедиций.
День геолога отмечается практически во всех геологических и добывающих организациях. Кроме геологов его считают своим профессиональным праздником маркшейдеры, взрывники, проходчики шахт и люди тех профессий, которые занимаются поиском и добычей полезных ископаемых.

ПРОФЕССИЯ - ГЕОЛОГ.

Описание профессии и деятельности

Презентация «Геологи»

Конспект прогулки «Мы - геологи».


МОЯ ПРОФЕССИЯ - ГЕОЛОГ.

Описание профессии

Слово геология пришло к нам из греческого языка и дословно переводилось как «слово о земле». Сегодня этим термином именуется наука о составе, строении, истории развития земной коры и размещённых в ней полезных ископаемых. Геология состоит из множества разделов, углублённо изучающих каждый компонент науки. Поэтому спектр работы геолога довольно широк. Не зря их называют исследователями недр. Кто, как не геолог сможет в любых погодных условиях провести исследование горных пород, при этом не побоясь подняться высоко в горы или спуститься на самое дно водоёма. Самые мужественные профессионалы удостаиваются звания «Заслуженный геолог Российской Федерациий, а 5 апреля все исследователи недр отмечают профессиональный день геолога.

Описание деятельности

Чтобы стать хорошим геологом не обойтись без высшего образования по геологической специальности, так как он занимается почвоведением - т.е. изучением состава, структуры и видов почв, необходимо освоить целый комплекс как инженерных, так и гуманитарных наук. Это физика и математика, информатика и механика, история и культурология, иностранный язык и политология.

Деятельность геолога – это не только постоянные экспедиции и командировки, но и работа в лаборатории и составление карт, месторождений ценных полезных ископаемых, но и при освоении новых территорий для строительства зданий, мостов, линий метрополитена и т.д. Геолог может уйти в науку и работать в научно-исследовательских учреждениях и отраслевых научных институтах или стать хорошим специалистом в строительных фирмах и частных нефтяных компаниях и концернах.

Виды деятельности

  • взятие разнообразных почвенных проб;
  • проведение лабораторных анализов;
  • изучение происхождения почв, определение наличия тех или иных веществ;
  • вынесение вердикта о целесообразности сооружения рудников, скважин, строительства тех или иных архитектурных или коммуникационных объектов;
  • произведение отчетности о проделанной работе

Профессиональные навыки

  • знание особенностей видов почв разной местности;
  • способность определять состав почв и, в соответствии с этим, их физические характеристики;
  • умение работать с аппаратурой для произведения исследований на местах, лабораторными приборами;
  • владение такими научными дисциплинами как физика, химия, биология, экология;
  • умение составлять специальные планы, чертежи и диаграммы;
  • знание профессиональной техники безопасности.

Характеристика сотрудника

Это работа для физически выносливых, крепких и неприхотливых людей. Геолог должен не только любить природу и экстрим, но и быть хорошим аналитиком, наблюдательным и находчивым человеком. Геологи всегда работают в команде, поэтому специалисту понадобится умение ладить с людьми, обладать коммуникабельностью и отзывчивостью. Преодолевать препятствия и трудности будет легче в дружном и дисциплинированном коллективе.

Места работы:

  • отраслевые научно-исследовательские институты;
  • строительные фирмы;
  • нефтяные концерны;
  • нефтегазодобывающие компании

Первое воскресенье апреля

День геолога
Геолог! Странник наш земной,
Разведчик недр земли родной!
Спешишь вперед, и в праздник свой -
Рюкзак тяжелый за спиной.

Но и за труд ценна награда.-
Вдруг обнаружить блеск алмаза
Иль меди, олова и злата,
Но чаще - место нефти, газа.

Отметил точки ты на карте -
И снова в путь - вновь в авангарде!
И вот в скале крутой раскрыл,
Поток блестящих рудных жил!

Стихи о геологе

Когда мы молодыми были,

То всю державу исходили,

Месторождения ища.

Так почему же ты, Россия,

Ресурсные теряешь силы

И до сих пор еще нища?

Но верю, что наступит время –

Геологов младое племя

Заявит мощно о себе.

И будет Родина богата,

И крикнем мы тогда, ребята,

За вечный путь в своей судьбе.

Несгибаемым скитальцам (А. Зиллинг)

Он к палатке пришел усталый,

Снял винтовку и сбросил рюкзак,

Свет костра желтовато-алый

Разгонял на поляне мрак.

Колебались, плясали тени,

Тихо чайник на углях пел.

Котелок себе на колени

Он поставил и молча ел.

Обжигаясь тянул горячий,

Ароматный и терпкий чай.

Это, братцы, и есть бродячий,

Хорошо нам знакомый рай.

Собрались у костра бродяги,

Этот слушал, другой дремал-

Небольшой родничок в распадке

Мелодично во тьме журчал-

Временами ночные птицы

Вдалеке поднимали плач- Завтра снова нас ждет дорога,

И рассказывал небылицы Снова тучи слепней, мошки,

Для рябин вековой кедрач. Обнаженья на дальнем отроге

И весом в пуды рюкзаки-

Пусть до неба восстанут скалы,

Пусть встречает сурово тайга,

Пусть грохочут в горах обвалы,

Пусть хохочет в лицо пурга.

В испытаниях крепнет воля.

Крепнет вера в себя и в друзей.

Нам, геологам, наша доля

Других всех на свете милей.

Новый марш Геологов Владимир МоровНоябрь 2002
Друзьям-геологам посвящается
Кто сказал – Геолог канул в Лету,
На уют романтику сменял?
Вне сомнений, это всё – наветы,
Зависть и пустая болтовня!
Липарит наук некабинетных
Мы грызем отнюдь не за столом:
На маршрутных длинных километрах
Ложен килограмма эталон.

Все мы полю преданы безмерно
И стратифицировали жизнь,
Лишь на стенках штолен и карьеров
Практикуем злостный карьеризм.
Приведу завал опровержений
На того, кто сути не объял:
Тут такие видишь обнаженья,
Где стриптиз и рядом не стоял!
Мир – сплошные тайны и загадки,
Местность открывается внове,
В эти опрокинутые складки
Я влюбился сразу и навек.
У меня кругом познаний бездна,
Практикантке всюду – тёмный лес.
С ней мы под эрозионным срезом
Изучали надвига процесс.
Вновь на несогласном залеганьи –
Залп адреналина в кровоток...
И дробит ещё осколок знанья
Вросший насмерть в руку молоток.
Поскольку нельзя по-другому ... Анатолий Цепин

Мы первыми их пролагаем.

Мы каждое лето сбегаем.

Пасемся на воле у синей воды,

Шагаем таежною далью,

Не ищем награды за наши труды,

И нас не заманишь в Анталью.
Нам печь и камин заменяет костер,
А ложе из хвои - перины,
Но сердце - кусочек живой, не мотор,
Тоскует порой без причины
По шумным усталым большим городам,

По лицам любимых и дому,

И мы отступаем по нашим следам,

Поскольку нельзя по другому.
На наших дорогах не встретишь следов -
Мы первыми их пролагаем.
Из шумных, усталых, больших городов
Мы каждое лето сбегаем.

Буду геологом

Стать геологом хочу –

Камни разные учу.

Вот руда, в ней есть металлы.

Вот различные кристаллы.

Камень здесь – морской коралл,

Рядом жемчуг засверкал.

Самый крепки, знай, алмаз,

Я найду его не раз.

ЗАГАДКИ

В находке геолога много железа,

И тем она людям, конечно, полезна.

Среди ископаемых ценной всегда

Считалась добытая в шахте …. (Руда)

Путь его тяжёл и долог,
Ищет залежи... (Геолог)

Конспект прогулки «Мы - геологи».

Задачи . Расширить знания о профессии геолога. Формировать представление о камнях, как части неживой природе. Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, делать элементарные выводы. Пополнить лексический запас словами, обозначающие предметы, действия, признаки. Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выносливость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание. Воспитывать любовь к природе и тому, что нас окружает.

Оборудование . Камни разные по размеру, по форме, по цвету; ведерко; лупа, монета на каждого ребенка; корзина с мячами малого размера.

На кануне дети рассматривают энциклопедическую литературу на тему: «Горные породы» Скалы и ископаемые. А что у земли внутри? Вулканы и землетрясения. Горы. Формирование почвы. Рассматривание коллекции «Горные породы».

Ход занятия.

Воспитатель рассказывает детям о том, кто такие геологи.

Дети, вы знаете кто такие геологи? (Выслушивает ответы детей.) Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они уголь, нефть, золото, алмазы, железную и медную руду, строительный камень, соль и воду. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, карабкаться на горные кручи с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая это работа!

Ребята, давайте представим, что мы геологи. И мы сейчас отправляемся в экспедицию (дети самостоятельно и быстро одеваются на прогулку). Наша задача добраться до определенного места (участок группы), найти камни- «самоцветы». Путь будет трудный, прошу не отставать.

Дети строятся в одну колону и движутся вперед друг за другом выполняя различные упражнения

  • Ходьба на носках, в приседе, полуприседе, приставным шагом, спиной вперед;
  • Бег змейкой, на носках, широким шагом, галопом;
  • Преодоление препятствий: забраться на горку, спуститься с нее, перешагивание через дугу, подлезание под дугу прямо и боком, не касаясь руками земли, перепрыгнуть канавку;
  • Ходьба, упражнение на восстановление дыхания. (Воспитатель напоминает, как правильно дышать, вдыхаем воздух носом, выдыхаем ртом.)

Игра «Найди камни – «самоцветы» (Готовясь к игре, воспитатель заранее прячет камешки на участке. Предварительно сам «находит» такой камень). Воспитатель: Ребята посмотрите, какой я нашла красивый камень. Значит, мы не зря сюда пришли. Давайте разойдемся по всему участку и будем искать камни. Кто найдет камень, подойдет ко мне. (Дети расходятся по всему участку, ищут камни.) Ребята, к какой природе мы отнесем камни? (Ответы детей.)

Исследовательская деятельность. Воспитатель. Ребята давайте внимательно рассмотрим камни (дети рассматривают с помощью лупы друг у друга камешки). Все ли камешки одинаковые? Чем они отличаются друг от друга? Попробуйте найти абсолютно одинаковые камни. Что у них одинаковое? Они чем-нибудь отличаются? Можно сказать, что они одинаковые?

Вывод : камни разные по размеру, форме; встречаются одинаковые по цвету, рисунку, качеству.

Можно ли сломать камень? Как это можно сделать? Попытайтесь. Можно ли камень поцарапать? Чем? Можно ли поцарапать ногтем? Давайте проверим, правильно ли мы предположили. Попробуйте сломать камень. Легко ли это было сделать? Давайте попробуем поцарапать камень монеткой. Остается ли след от монетки? Попробуйте поцарапать камень ногтем. Остался ли след?

Вывод : камни прочные, их не поцарапаешь ногтем.

Д/упражнение. «Подбери к предмету признаки, действия». Воспитатель. Ребята что мы можем сказать о камне. Камень какой? (ответы детей) Камень что делает? (ответы детей).

Игра «Польза – вред» . Дети, давайте вместе с вами подумаем, какую пользу приносят человеку камни (строят дороги, здания, мосты и др.) Какой вред принести могут камни (навредить человеку, поранить его, перегородить проезжую часть и др.)

ОБЖ . Нельзя бросать камни, там, где играют дети, потому что можно навредить здоровью других людей, не желая этого. Запомните это правило.

Воспитатель . Мы продолжаем нашу экспедицию. В колонну по одному стройся! На первый, второй рассчитайся! (Дети делятся на две команды.)

Эстафеты:

1. «Попади в цель». (Из каждой команды дети по очереди бросают мяч стараясь попасть в колесо, колеса лежат на земле).

2. «Кто быстрее?» (первый ребенок бежит, берет камень, лежащий на песке, кладет в ведро, бежит, передает ведро следующему ребенку, сам становиться позади).

3. «Чья команда быстро и правильно выложит букву» (одна команда выкладывает из камней букву А, другая У).

Воспитатель дает оценку каждой команде. Молодцы, ребята, вы все сильные, смелые, выносливые юные геологи. Посмотрите, как много камешков и все они разные. Давайте их соберем в ведро.

Труд. Дети собирают на участке камешки для коллективной работы.

Строительство домов из разного природного материала (песок, ветки, солома, камни), подвести детей к тому, что самый прочный дом из камня.

Воспитатель. Дети пора нам возвращаться в детский сад.

Последующая работа:

В группе оформить выставку «Наши находки».

Рисование на тему «Камни бывают разные».

Проведение сюжетной игры «Геологи».