После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети: сыновья и дочери.

Первого сына они назвали Каином, а второго Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель занимался разведением домашнего скота.

Однажды они приносили жертву Богу в знак любви, покорности и благодарения. Каин - плоды земные, а Авель - лучшее животное из своего стада. Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верой в обещанного Спасителя, с молитвой о помиловании и надеждой на милость Божью; и Бог принял жертву Авеля, - дым от нее вознесся к небу.

Каин же был нрава злого и жестокого. Он приносил жертву только по обычаю, без любви и страха Божьего. Господь не принял его жертвы, - дым от нее стелился по земле.

Сделал Господь это в наставление о том, что жертва Богу должна соединяться с внутренней жертвой доброго сердца и добродетельной жизнью.

Увидев, что жертва его не принята, Каин разгневался на брата и стал завидовать ему. Лицо его помрачнело. Господь, видя озлобление Каина, обращается к нему, как к родному, но стоящему на краю пропасти сыну, предостерегая от уже замышленного братоубийства.

Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица, а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит. Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

Быт. 4 - 11 Этими словами Господь показывает, что всякий человек, даже с такими задатками, как у Каина, может стать праведником.

Но не внял Каин Божьему увещеванию и, зазвав Авеля в поле, убил его. Тогда Господь обратился к Каину, желая, чтобы он покаялся, и спросил его: “Где брат твой Авель?” Но диавол окончательно овладел сердцем Каина, и тот дерзко ответил: "Не знаю; разве я сторож брату моему?". Это отрицание вины уже не давало надежды на исправление.

Тогда Бог сказал ему: "Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли. За это ты будешь проклят, и земля не будет плодоносить тебе, и будешь ты скитаться по земле".

Тяжкое наказание сломило упорство Каина. Он стал просить, чтобы кто-нибудь, встретившись с ним, убил его. Но это желание, вызванное отчаянием, было преступно и потому не могло быть исполнено. Как наказанный убийца, Каин должен был служить предостерегающим примером для других. Поникшее, искаженное злодейством лицо его служило знаком, чтобы никто не убил его, ни дикий зверь, ни человек.

Велико было его преступление и оскорбление, нанесенное чистоте и святости любви. Но, несмотря на это, нашлись люди, которые решились последовать за Каином в изгнание.

Это повествование открывает перед нами два пути: путь с Богом и путь без Бога, путь добра и любви и путь зла, гордости и произвола. Один приводит к вечной жизни - другой к смерти…

Жизнь человека есть дар Божий, поэтому человек не имеет права ни сам себя лишать жизни, ни отнимать ее у других. Отнятие жизни у ближнего называется убийством и является одним из самых тяжких грехов.

…А Адаму и Еве Бог дал другого сына. Безмерна была их радость. В надежде, что он не будет таким, как Каин, а заменит Авеля, его назвали Сиф, что значит “основание” - основание новому человечеству, мирному, благочестивому, в котором не будет братоубийства и злобы, которое веками будет шаг за шагом возвращаться на дорогу праведных, ведущую человека через преодоление греха к Богу.

КАИН И АВЕЛЬ
в Библии, два брата, сыновья Адама и Евы. Согласно Книге Бытия, Каин был первым в истории убийцей, а Авель - первой жертвой убийства. Еврейское имя Каин обнаруживает сходство с глаголом "кана" (производить на свет), употребленным Евой, сказавшей: "произвела я человека" (Быт 4:1), а также со словами "каин" (кузнец) и "кана" (ревнивый). Имя Авель (по-еврейски Хевель) возможно восходит к еврейскому слову "хевель" (дыхание). Рассказ о Каине и Авеле приводится в 4 главе Книги Бытия и больше нигде в еврейской Библии не упоминается. Авель был скотоводом, Каин - земледельцем. Каин принес в дар Богу от плодов земли, Авель же принес в жертву первородных животных своего стада. Каин, рассердившись, что Бог отдал предпочтение жертве Авеля, убил своего брата. Когда Бог спросил его: "где Авель, брат твой?" - он ответил: "разве я сторож брату моему?" (Быт 4:9). Бог наказывает Каина проклятием: "ты будешь изгнанником и скитальцем на земле" (Быт 4:12), но при этом метит его "Каиновой печатью", чтобы никто его не убил. Каин уходит в "землю Нод" (страну скитания), к востоку от Эдема. Через всю Библию проходит мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшим братьям, например Иакову, Иосифу или Давиду; Авель - первый в этом ряду. Некоторые исследователи видят в библейском рассказе отражение конфликта между двумя укладами жизни, скотоводческим и земледельческим. Однако более существенно, что дары, принесенные Каином и Авелем, - это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии. Поэтому высказывалось предположение, что в этом предании отразилась вера в то, что Богу более угодны приношения животных, а не растений. Особенно важно, что в этом рассказе получает дальнейшее развитие тема моральной ответственности, впервые прозвучавшая в предшествующем рассказе об Адаме и Еве. Когда Каин начинает завидовать брату, Бог говорит ему: "Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним" (Быт 4:7). Это первое появление слова "грех" ("хет") в Библии. Грех Каина особенно поражает воображение, потому что это не просто убийство, но братоубийство. Согласно раввинской традиции, Каин раскаялся в своем грехе и впоследствии был нечаянно убит своим потомком, слепым Ламехом. Если Каин в Новом Завете упоминается как образец злодейства (1 Ин 3:12), то Авель - как первый праведник, претерпевший насильственную смерть (Мф 23:35), и как пример веры (Евр 11:4). В христианской экзегетической традиции Авель - это typos (прообраз) Христа. С другой стороны, существуют свидетельства, что некоторые гностики поклонялись Каину как противнику израильского Бога-Творца, почитание которого они отвергали. В Библии говорится, что Каин женился, имел потомство и построил первый город (Быт 4:17-24). По-видимому, женой Каина стала одна из его сестер (Быт 5:4). Потомки Каина по мужской линии не пережили потопа, однако "кенеи", племя кузнецов и металлургов, упоминающихся как современники Авраама (Быт 15:19), Моисея (Суд 1:16), Деворы (Суд 4:11) и Саула (1 Цар 15:6), возможно, вели свое происхождение от Каина. В англосаксонском эпосе Беовульф чудовище Грендель - потомок Каина.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "КАИН И АВЕЛЬ" в других словарях:

    Каин и Авель: Каин и Авель Каин и Авель (комиксы) (англ.) персонажи комиксов DC Comics. Каин и Авель (фильм) (англ.) американская малобюджетная кинокомедия. Каин и Авель (сериал, Аргентина) (англ.) аргентинская… … Википедия

    Каин и Авель - >). Ок. 1145. /> Каин и Авель. Фрагмент рельефа на фасаде кафедрального собора в Линкольне (). Ок. 1145. Каин и Авель. Фрагмент рельефа на фасаде кафедрального собора в Линкольне (). Ок. 1145. Каин и Авель в Библии сыновья первой человеческой… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    В Библии сыновья первой человеческой пары Адама и Евы. Каин земледелец и Авель пастух совершили каждый приношение Богу. Он призрел дары Авеля и пренебрёг жертвами Каина. Обиженный Каин восстал на своего брата Авеля и убил его. За это он был… … Исторический словарь

    Каин и Авель - согл. ветхозавет. преданию, сыновья первой человеч. пары Адама и Евы. «И был Авель пастырем овец, а Каин был земледельцем. И было по прошествии дней, принес Каин из плодов земли дар богу. И Авель принес также из первород. стада своего и… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Каин и Авель - Ка/ина и А/веля, м. В библейской мифологии: сыновья Адама и Евы, старший из которых Каин земледелец, младший Авель пастырь овец. Пока Земля еще вертится, господи, твоя власть! дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть, дай передышку щедрому … Популярный словарь русского языка

    - (др. евр. קין) Пол: Мужской Толкование имени: «Создавать» Занятие: Земледелие, Градостроительство Отец: 1) Адам, или 2) Самаэль, или 3) лукавый (дьявол) М … Википедия

    И Авель (Каин, евр. qajin, от арамейского и арабского корня qjn, «ковать», греческое Κάιν; Авель, евр. hebel, этимология неясна; греч. Άβελ), согласно ветхозаветному преданию (Быт. 4, 1 17), сыновья первой человеческой пары Адама и Евы: «И… … Энциклопедия мифологии

    Каин и Авель, картина Дж. Тиссо Каин (ивр. קין‎, от корня ק.נ.ה кана, имеющего также значение «создавать»), в Пятикнижии старший сын Адама. Убил своего брата Авеля из зависти за то, что жертва Авеля была принята Богом более благосклонно (Быт.4).… … Википедия

    Каин убивает Авеля, мозаика в Монреале У этого термина существуют и другие значения, см. Авель (значения). В Библии А … Википедия

История первого среди людей братоубийства известна всем - даже неверующим и не читавшим Библию. Однако до сих пор ведутся споры, за что Каин убил Авеля. В большинстве своем люди сходятся во мнении, что движущей силой была зависть; на втором - что Каин возревновал. Но, как и все библейские истории, эта имеет более широкой толкование.

Прежде, чем разбираться, за что Каин убил Авеля, вспомним саму историю. Было два брата: Авель - скотовод и Каин - земледелец. Оба принесли Богу жертву: Авель - первое потомство от своих стад, Каин - плоды своих земель. Принят был только дар Авеля, который вознесся в пламени к небу, а земледельческий дар отвергнут. Каин «сильно огорчился» и убил брата. Мало того, когда Бог спросил его об Авеле, он ему соврал, сказав, что не знает, что с ним произошло. Более подробно эту и другие библейские притчи можно изучить в статье .

Христианское толкование

Прежде всего, конечно, бросается в глаза отвержение Богом дара земледельца, за что вроде бы Каин и убил Авеля - позавидовал его успеху. И ревность, без сомнения, тоже здесь присутствует. Однако преподобный Сирин считает, что дело не столько в ревности и в зависти, а в том, почему Господь не принял дара. Сирин говорит, что у Каина были стада и другое добро, но он в своем жертвоприношении ограничился менее ценным. Бог это понял, потому и не принял. Так что вина Каина глубже и началась раньше, чем он позавидовал и убил брата.

Иудаистское толкование

Есть более широкое мнение по поводу причин, за что Каин убил Авеля: Аггада (сборник притч и легенд в иудаизме) указывает, что между братьями была драка. Авель победил, но простил и отпустил Каина; тот же счел себя оскорбленным проигрышем и подло убил брата.

Символическое значение образа Каина

За что бы Каин ни убил Авеля, он остался в мировой культуре образом подлеца, лжеца и первого грешника - до истории братьев в Библии слово «грех» не упоминалось. Каинова печать - знак, оставленный Богом на лбу братоубийцы - до сих пор обозначает в отношении человека «печать преступника», причем не обязательно убийцы. Именно потому, что убийство - не единственный грех (или преступление), совершенный Каином.