1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически проникать во внутренний мир другого человека – клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения.

2. Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внутренний мир, психолог-консультант откровенно сообщает ему о своих собственных чувствах, вызывая с его стороны эмпатическую реакцию и тем самым делая его открытым для себя.

3. Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия ему, а также жестов, мимики, пантомимики.

4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально положительное отношение к клиенту, личная заинтересованность и участие в решении его проблем.

5. Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому консультанту не нравится.

6. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.

7. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой.

8. Готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от своих переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло.

9. Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом.

10. Умение вселять в клиента уверенность и желание переделать себя.

Кроме общих требований есть еще и ряд специальных, особых требований, касающихся практики проведения психологического консультирования и в особенности проведения психологического консультирования по деловым вопросам. Здесь, как и во всех других случаях психологического консультирования, психолог для того, чтобы быть в состоянии дать разумные и эффективные рекомендации клиенту, сам должен хорошо знать то дело, по поводу которого он консультирует клиента.

Что касается вопросов профессионального консультирования психолог должен хорошо знать психологию труда, формы и методы профориентации и отбора лиц на основе профессиограммы и психограммы.

Если у психолога-консультанта нет собственного жизненного опыта участия в соответствующем деле, то такой опыт необходимо приобрести до того, как приступить к проведению психологического консультирования.

Иногда, правда, это условие не удается полностью соблюсти, так как одному человеку практически невозможно быть хорошим знатоком всех возможных профессий и дел, в связи с которыми в психологическую консультацию могут обращаться клиенты. В данном случае для того, чтобы не оказаться дилетантом в соответствующем деле, психологу-консультанту рекомендуется вначале подробно расспросить клиента о том, какие виды деятельности или профессии его интересуют, ну, а если он уже работает, то чем профессионально занимается; узнать о характере его работы и о тех проблемах, которые возникают в ее процессе. Делать это надо, не стесняясь и открыто, с самого начала консультации честно признавшись клиенту в том, что в его профессии психолог-консультант разбирается недостаточно хорошо, а потому и не в состоянии дать сразу максимально эффективные и полезные советы.

Для делового консультирования больше всего подходит деловая обстановка, в которой проводится работа психолога-консультанта с клиентом, а также деловой характер взаимоотношений между ними. Это, в частности, означает следующее.

Во-первых, такое консультирование лучше всего проводить непосредственно на рабочем месте клиента и в привычной для него деловой обстановке. Тогда ему легче будет понять и практически выполнить, рекомендации, полученные от психолога-консультанта. Самому же консультанту нахождение в обычной деловой атмосфере вместе с клиентом поможет лучше разобраться в сути проблемы, волнующей клиента, и найти наиболее правильное ее решение.

Во-вторых, в практике проведения делового консультирования сам психолог-консультант должен вести себя как деловой человек. Тогда клиент сможет многому научиться на его личном примере.

В-третьих, деловое поведение психолога-консультанта, несомненно, повысит доверие к нему со стороны клиента, который сам является деловым человеком и ценит соответствующие качества у других людей.

Наконец, в-четвертых, деловой подход к проведению психологического консультирования означает, что еще до начала консультации с клиентом должны быть полностью оговорены ее условия: время, место, ожидаемые результаты, стоимость и т.п.

Профессиональная консультация выполняет ряд функций , которые, с одной стороны, являются отражением основной ее цели, а с другой – указывают основные направления ее деятельности. Выделяют три основных функции профессиональной консультации:

- информационную, предполагающую сообщение школьнику информации о конкретных особенностях профессии, путях и способах реализации своих профессиональных планов;

- диагностическую – обследование состояния здоровья и степени развития психологических характеристик личности в соответствии с требованиями профессии. В психологическом консультировании психодиагностика в начале работы с клиентом должна быть сведена к минимуму и в основном должна опираться на результаты непосредственного наблюдения консультанта за поведением клиента, когда консультант общается с ним в психологической консультации. Психодиагностика включает в себя анализ и обобщение данных, непосредственно получаемых от клиента без применения специальных психологических тестов.

- коррекционную, заключающуюся в рекомендации оптанту (человеку, выбирающему профессию) соответствующей сферы профессиональной деятельности и конкретных профессий в ней, а также коррекции профессиональных планов в случае рассогласования требований профессии и особенностей личности.

Профессионально важные качества психолога подразумевают специфическую направленность, гибкую концепцию личности и мотив деятельности. Профессиональный психолог обладает высокой наблюдательностью и способностью верно воспроизводить объективность ситуации, анализировать социальное мировоззрение, а также всеми качествами, необходимыми для общения.

Гуманистическая направленность

Гуманистическая направленность проявляется в выдержке, чуткости, оптимизме, интересе к внутреннему миру человека. Таким образом, психолог – это человек, имеющий положительное восприятие себя и окружающих, а кроме всего, стремится к самосовершенствованию и профессиональному росту.

Качество внимания и восприятия

Эти качества необходимы психологам для выявления значимых характеристик личности по малоприметным, на первый взгляд, признакам и явлениям. Наблюдательный специалист, анализируя незначительное изменение в поведении пациента, за ограниченный период времени способен обнаружить симптомы неблагополучия, дать подробную характеристику личности, выявить скрытые проблемы с последующим подходом к их решению. Наблюдение – это психический процесс, составляющими которого являются мыслительные способности, включая воображение, интересы и другие качества наблюдателя.

Самообладание, толерантность

Эмоционально-волевые качества являются неотъемлимыми в работе специалиста: выдержка, самообладание, уверенность, смелость, инициативность, сдержанность, непринужденность, энергичность, приспособленность. Пессимизм, скованность, импульсивность, непредсказуемость – такие качества могут стать существенным препятствием для реализации практических навыков специалиста и его профпригодности.

Авторитетные мнения

По мнению опытных психологов, будущему специалисту необходимо обладать неподдельной заинтересованностью человеком и иметь уважение к личности. Подобный интерес невозможно развить, как и любопытство к устройству внутреннего мира. Не обойтись и без толерантности – терпимости к личностным особенностям человека, готовности принять его недостатки без негативных оценок и раздражения. Дополните эти качества гибкостью, открытостью и чувствительностью, и тогда вы будете способны проникнуться настроением человека, ощутить его боль, как собственную.

Сложность работы психологом состоит в том, чтобы услышать человека, понять его, включиться в его судьбу и пропустить проблемы обратившегося за помощью сквозь себя, т.е. полностью оказать ему психологическую помощь. В этом таится риск эмоциональной перегрузки, поэтому нельзя недооценивать сложности профессиональных обязанностей, учитывая интенсивное взаимодействие с разнообразными людьми. Для того, чтобы понять, имеются ли у вас вышеуказанные качества, не нужно обращаться к другим. Настоящий психолог прежде всего, осознает потенциал внутри себя, необходимый для работы в режиме повседневного оказания помощи.

Выбор профессии – ответственный шаг в жизни любого человека, который не только определяет успех в жизни и карьере, но и влияет на окружающих нас людей. Если человек выбирает профессию, связанную с постоянным общением и встречами с другими людьми, то его ответственность возрастает в несколько раз.

Одной из таких профессий является работа психолога. Каждый человек, приходя на консультацию, предъявляет свои требования к специалисту, хочет быть услышанным и понятым, нуждается в чуткости и внимании.

Работа психолога предполагает целый набор качеств, необходимых для успешной и плодотворной деятельности. Некоторые качества являются врожденными. Другие качества нужно развивать в процессе обучения или с началом частной практики. Также существует ряд общих качеств, которыми должен обладать любой профессионал.

  • Позитивное принятие человека. Клиент приходит на консультацию психолога с определенным набором проблем, ошибок, тревог и волнений. И психолог должен принять клиента со всеми его психологическими особенностями и потребностями. Профессионал не станет осуждать и заставлять человека чувствовать себя виновным в своих решениях и ошибках. Кроме того, психолог сумеет принять клиентов, не желающих видеть свои проблемы и работать над ними.
  • Сочувствие и сострадание. Психолог каждый день сталкивается с болями и страданиям человека. Умение сочувствовать и открыто принять подобные чувства поможет психологу не только облегчить душевный груз клиента, но и понять трудности сложившейся ситуации.
  • Хорошие навыки общения. Работа психолога – это бесконечный диалог с разными типами людей. При общении с клиентами психолог не просто выслушивает и дает советы по преодолению трудностей. Правильный тембр, интонации и такт психолога также вселяют веру в клиента, придают ему сил и уверенности. Иногда психологу требуется четко объяснить, что перемены в жизни не наступают мгновенно, что для этого должен пройти определенный промежуток времени.
  • Держаться наравне с клиентом. Психолог, являясь ведущим звеном в общении с клиентом, старается проявить осторожность, скрыть свою главенствующую позицию. Клиент и его проблемы всегда находятся в центре внимания психолога.
  • Постоянное совершенствование. Мир меняется, и наука не стоит на месте. Также и психолог интересуется новыми исследованиями и способами работы в области психологии, расширяет базу данных, проходит курсы повышения квалификации, посещает тренинги и семинары. Он постоянно развивается, обогащается, создает индивидуальный стиль работы.
  • Наконец, психолог – это юридически подкованный человек, который различает понятия этики и морали, знает постановления и законы своей сферы деятельности.

Что нужно учитывать?

В жизни психолога, как и у любого другого человека, могут возникнуть проблемы и затруднения. Их нужно признавать и решать. Поэтому, хороший психолог не позволит своим трудностям стать причиной проблем других людей. Психолог будет в состоянии самостоятельно справиться со стрессом.

Психолог общается с людьми разных национальностей и верований, которые откладывают свой отпечаток на моральные устои и взгляды человека. Хороший психолог сумеет учесть такие факторы и создать непринужденную, комфортную обстановку, не рассматривая проблему с позиции собственных убеждений.

Если Вы обладаете подобными качествами и учитываете все трудности профессии психолога, дерзайте. Пусть желание помочь другим людям, постоянное самосовершенствование и вера в собственные силы непременно помогут вашей профессиональной деятельности.


08.02.2011

Чтобы быть хорошим психологом, мало пройти качественную школу по теоретической и практической психологии. Человек, решивший посвятить себя этой науке, должен обладать определенными личностными свойствами. Часть из них можно приобрести в ходе учебы, а часть - нужно иметь с момента определения будущей профессии.
Если обратиться к практикующим психологам, результаты опроса покажут, что самых необходимых качеств всего несколько. А все остальные можно приобрести в процессе изучения выбранной специализации и получения практического опыта.

Итак, важнейшим качеством будущего психолога должны стать уважение к человеку и неподдельный интерес . Изучающим стоит проявлять искреннее желание разобраться во внутреннем мире человека, особенностях его психики, мотивации его поступков и образе мыслей. Этот интерес нельзя привить: он либо есть, либо его нет совсем.

В числе остальных важных качеств хорошего психолога и толерантность – проявление терпимости к другим людям, желание воспринимать чужие проявления без раздражения и агрессии. Такое качество можно и развить, но это достаточно трудно и долго, а также чревато появлением скрытой агрессии у психолога. Поэтому важно, чтобы толерантность уже была развита априори.
Следующим важным качеством стоит назвать гибкость и приспосабливаемость . Это означает, что вы должны уметь быстро признавать свои ошибки, менять поведение по ситуации, легко привыкать к новым условиям – жизни и труда. Если такое качество у вас есть, значит есть все шансы стать отличным психологом.

Как любое гуманитарное требует от студента сензитивности, или чувствительности . Человека, проблемы которого вам нужно будет рассматривать, в идеале надо уметь почувствовать, догадываться о его тревогах. Это качество можно развить, но хоть в каком-то виде оно должно у вас присутствовать.

Вот главные особенности личности, которые отличают профессионального психолога от новичка. Среди важных стоит отметить также и умение психолога ясно выражать свои мысли; умение понимать другого человека, а также управлять своими чувствами и их проявлениями. Это все можно при желании развить.

Важно, что психолог не должен уставать от обильного общения с другими людьми. Если вам будет тяжело от интенсивных бесед с людьми, у которых есть проблемы, вы рискуете быстро «сгореть» на работе. Вам не нужно обращаться к другим людям, чтобы понять, насколько вы подходите для работы психологом и есть ли у вас все перечисленные качества? Это большой плюс, ведь психолог должен в первую очередь знать себя и свои возможности.