Валентина Валерьевна Саясова

Проект «Раз снежинка , два снежинка » .

Образовательная область. Познание , ознакомление с окружающим, чтение, худ. творчество.

проекта : познавательно-исследовательский .

Участники проекта : дети старшей группы , воспитатель.

Сроки реализации проекта : краткосрочный.

Проблема. Дети не имеют представление о том, что снежинки могут иметь разную форму.

Цель проекта . Познакомить детей с составом снега, с разнообразием форм снежинок .

Обучающие : учить детей видеть что-то новое, неоткрытое для себя в окружающем мире;

закреплять умение пользоваться лупой, осторожно обращаться с предметами, которые состоят из стекла, делать зарисовки.

Воспитывающие : воспитывать интерес к исследовательской работе, самостоятельность.

Развивающие : развивать интерес к явлениям природы, к состоянию воды в природе; наблюдательность.

Предполагаемые итоги реализации проекта :

Знание детей о строении снега, о разновидностях форм снежинок ; умение пользоваться увеличительными приборами, зарисовывать увиденное; рассказывать о необычном строении воды; вызвать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Мероприятия.

1 Беседы о состоянии воды в природе.

2 Чтение брошюры «Из чего состоит снег?» из детской газеты «Солнечный зайчик» .

3 Опыт «Почему снег не прозрачный?»

4 Лепка построек из снега на участке.

5 Рисование «Моя снежинка » .

Результат.

1 Заинтересованность детей темой, активное участие в исследовательской деятельности.

2 Имеют представление о строении снега, о разных формах снежинок .

3 Умеют пользоваться лупой, зарисовывать свои наблюдения.

Ход мероприятия:

Воспитатель. Сегодня прекрасная погода, на улице лёгкий морозец, падает тихий снег. А что такое снег, ребята? Из чего он состоит? (Ответы детей : из снежинок ) . А из чего состоят снежинки ? (Ответ : из воды) . Совершенно верно, испаряясь, вода попадает на небо к облакам, там пары воды остывают и превращаются в кристаллы, которые соединяясь, образуют снежинки . Сами снежинки прозрачные , а вот снег нет. Как вы думаете, почему;?

(Предположения детей : они слипаются). Они не слипаются, а наслаиваются друг на друга, накладываются друг на друга. Чтобы понять, как это происходит, проведём опыт с салафановым пакетом.

Опыт «Почему снег не прозрачный?»

Берём салафановый пакет, видим, что он прозрачный, представим, что это снежинка . Приложим его к тексту – он просвечивает.

Теперь берём много пакетов и кладём их друг на друга. Что мы видим- текст не видно, а пакеты приобрели белый цвет.

В тёплые зимние дни снежинки слипаются друг с другом, чему мы очень рады- можно слепить снеговика!


Воспитатель. Все всегда изображают снежинку одинаково в форме звезды с шестью лучами. А на самом деле снежинки имеют очень много других форм. Вот послушайте : звезда, ёж, пластинка, крупа, игла, столбик-это всё название форм снежинок . Давайте рассмотрим их на рисунке.

Дети рассматривают картинку.


Воспитатель продолжает рассказ. На картинке нарисованы не все разновидности снежинок . К примеру, снежинки -звёзды могут иметь и три, и двенадцать лучей. Столбики бывают сплошные и полые (то есть пустые внутри) . Разной формы бывают снежинки- ежи .

Вспомните, что иногда с неба падает снег, как манка –это крупа, иногда снег очень больно колит нам лицо-это снежинки- иглы или пластинки .

А чтобы в этом убедиться мы сами рассмотрим снежинки . С помощью какого прибора мы будем рассматривать мелкие предметы? (Ответы детей : с помощью лупы) . Из каких материалов состоит лупа? (Ответы детей. Из пластмассы и стекла) . Давайте вспомним, как нужно обращаться с предметами, которые содержат стеклянные части. (Ответы детей) .

Затем дети собирают всё необходимое для исследования : лупы, фломастеры, листочки бумаги. Выходят на улицу и проделывают работу.


Рассматриваем снежинки в разные дни : когда падает снег, после снегопада, в солнечные и пасмурные дни.



Потом в группе они перерисовывают снежинки с набросков ,

ещё раз рассматривают свои работы, рассказывают остальным, что увидели, какую форму снежинки разглядели ; делятся впечатлениями.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №46»

ПРОЕКТ

«Лети, моя снежинка»

воспитатели

средней группы

Пилатова А.В

Заднепрянова Н.В.

2016 г.

Тип проекта: исследовательский

Участники проекта: дети, родители, воспитатели средней группы.

По количеству участников: групповой

По продолжительности: краткосрочный (5дней)

Проблема, её актуальность:

Проблема: Недостаточное количество знаний о том, что такое снежинки, как они появляются, какие свойства имеют.

«Когда снежинка тает, на ладошке остается капелька, значит, снежинка состоит из воды. Снежинки падают на землю из тучки, а как они попадают в тучку?» Такие вопросы возникли у детей во время беседы о снежинках. Так мы решили узнать как можно больше о чудесном явлении природы во время проектной деятельности.

Актуальность темы:

Проект позволит расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания полученные детьми в ходе реализации данного проекта. Дети получат возможность удовлетворить свой интерес к исследовательской деятельности.

Проект «Лети, снежинка…» охватывает все образовательные области (речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие), что даёт всем участникам проекта возможность творчески реализоваться. Преимущество данного проекта в том, что его реализация неразрывно связана с повседневной жизнью: сама природа предоставляет материалы для наблюдений, исследований, опытов и творчества.

Цель:

Создать условия для формирования у детей средней группы знаний о снеге и его свойствах посредством исследовательской деятельности . Изучение природного явления – снежинки.

Задачи:

    развивать у детей познавательную активность;

    формировать предпосылки поисковой деятельности , Обеспечить включение детей в исследовательскую деятельность;

    закреплять и расширять знания об окружающем мире;

    развивать творческие способности, воображение, речь;

    расширять кругозор, стимулировать познавательный интерес;

    вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово и музыку.

Предполагаемый результат:

Для детей:

расширение и обогащение знаний об окружающем мире: таком природном явлении, как снежинка;

дальнейшее развитие связной речи, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями;

сформированность устойчивых знаний и интереса к поисково-исследовательской деятельности.

Для родителей:

оптимизация сотрудничества с педагогами детского сада.

Для педагогов:

повышение уровня профессионального мастерства; закладывание основы партнёрских отношений с родителями.

Этапы реализации проекта:

Проектирование:

I этап Подготовительный

Содержание деятельности:

    постановка цели и задач проекта;

    составление плана работы по проекту;

    подбор методической литературы, аудиозаписей, художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок, иллюстраций;

    подготовка материалов для художественного творчества;

    аналитическая беседа с детьми для выяснения объёма знаний по данному вопросу;

    создание соответствующей развивающей среды (оборудование для экспериментирования в мини-лаборатории);

    создание картотеки опытов со снегом.

Ответственные: Воспитатели, РОДИТЕЛИ

Результат: Создание методической базы для реализации проекта и обеспечение необходимой информацией родителей.

Формы работы:

    опыты - эксперименты

    чтение художественной литературы

    беседы

    создание картотек

    проведение образовательной деятельности

    просмотр фильмов, презентаций

    создание интерактивных игр, д/игр

    взаимодействие с родителями (подбор литературы, иллюстраций, фотографий)

Карта детских идей:

(модель трёх вопросов)

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?

КАК УЗНАТЬ?

Настя Ч. – снежинки летят с неба,

Кирилл П. – они падают на землю,

Алёша М. – снег падает на землю с тучки, потому что зима,

Кирилл Р. – снежинки это снег,

Полина К.– с неба падают снежинки,

Алина Г. - снежинки кружатся, потому что они падают.

Андрей К.– откуда они берутся

Света С.– какими они узорами

Лера А . – куда они улетают, когда ветер

Саша К. – какого они цвета

Женя Ш. – откуда они берутся в небе

В компьютере посмотреть

Спросить у родителей

Посмотреть по телевизору

II этап – Деятельностный

Сетевая паутинка по проекту по направлениям развития (образовательным областям)

Образовательная область «Речевое развитие»

    Беседы: «Почему хрустит снег?», «Многообразие форм снежинок», «Для чего нужен снег?», «Откуда прилетели снежинки».

    Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Танец снежинок»;

С.Козлов «Снежинки»; В.Архангельский «Летят снежные пушинки»; К.Бальмонт «Снежинка», А. Суриков «Белый снег пушистый» .

Разгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок на зимнюю тематику.

РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТ

ОГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК

Р/И

Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»

    Дидактические игры: «Сложи снежинку» (из палочек); «Найди похожие снежинки»…………..

Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»

    Рисование: «Летят снежинки» , «Весёлый снеговик» , «Волшебные снежинки » . Рисование снежных узоров на манке (индивидуальная работа).

    Ручной труд: изготовление цветных льдинок.

    Аппликация: «Путешествие снежинок»

    Лепка: «Снеговик», «Разноцветные снежинки».

Образовательная область
«Физическое развитие»

    Физминутка: «С неба падают снежинки».

    Физминутка для глаз: «Мы снежинки увидали».

    Пальчиковые игры: «Снег – снежок»; «Снежинка»; Шнуровка «Снежный домик».

    Подвижные игры: «Снежки», «Снежная баба».

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Исследовательская деятельность: изучение строения снежинок; рассматривание снежинок через лупу.

    Проведение опытов со снегом и водой:

Опыт: Дети кладут в снег игрушку, игрушку не видно. Вывод: Снег не прозрачный.

Опыт: Дети держат снег в руке. Что происходит со снегом? Вывод: Снег тает, превращается в воду.

Опыт: Дети рассматривают снег через лупу. (Что вы видите, какой снег) Вывод: Снег состоит из снежинок, белого цвета.

    Ежедневные наблюдения за снежинками, снегом: предложить детям поймать на варежку снежинки и рассмотреть их, обратить внимание на то, что они бывают разными.

Работа с родителями:

    Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников

    Привлечь родителей к организации познавательно-поисковой деятельности детей

    Активизировать мышление детей и родителей в процессе решения проблемных ситуаций

    С помощью родителей совершенствовать уровень исследовательских умений детей

    Формирование партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми.

Формы работы:

    мастер – класс «Раз - снежинка, два – снежинка» (совместное изготовление объёмных снежинок);

    разработка эскиза и совместное изготовление атрибутов для украшения группы к Новому году;

    совместное изготовление ледяных фигур для украшения участка и участия в конкурсе «Лучший зимний участок».

III этап Завершающий

Результат работы проекта :

    дети узнали, что в природе все взаимосвязано, что снег является одним из состояний воды;

    дети узнали, какой бывает снег, увидели разнообразие снежинок ;

    научились самостоятельно проводить лабораторные опыты со снегом, определяя его свойства;

    дети узнали, что у снежинки МНОГО лучиков, снежинки образуются из пара, чтобы получились снежинки, нужен сильный мороз, чтобы получился снег, нужно много пара, для снежинок нужно, чтобы на улице было холодно, из воды снежинки не получаются, из воды получается только лед.

Презентация проекта:

    Выставка работ и поделок, сделанных совместно с родителями «Такие разные снежинки».

    Оформление альбома «Снежинки».

    Лэпбук «Лети, снежинка»

Выводы:

Работа по проекту предоставила возможность узнать много интересного, и увлекательного, пополнить знания дошкольников удивительными фактами о снежинках. Самым занимательным и увлекательным было изучение снежинок под лупой. Дети испытали огромное удивление и радость, когда увидели, что лупой снежинки такие же, как на фото.

ПЕРСПЕКТИВА

Информационные ресурсы:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 112 с.

2. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.

3. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.

4. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

5. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

7. Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.

6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения.

7.Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

8. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.

Приложение:

Физминутка:

С неба падают снежинки, Руки вверх, подтягиваемся и
Как на сказочной картинке. Ловим снежинки.
Будем их ловить руками,
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, Повороты вправо-влево
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, Колени высоко поднимаем.
Поднимаем выше ноги.
Вон лисица в поле скачет Прыжки.
Словно мягкий, рыжий мячик.
Ну а мы идем, идем, Шагаем.
И к себе приходим в дом.

Физминутка для глаз.

Мы снежинки увидали

Со снежинками играли

Вот снежинки полетели

И на них мы посмотрели

Ветер вверх их поднимал

И немного опускал

Тут снежинки покружились

И на землю опустились

Загадки:

Что за звездочки резные,
На пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь вода в руке (снежинка).

Кто вяжет снежинки и с неба бросает?
Узоров таких даже мама не знает.
И пряжи нигде не встречали такой -
Наш город весь белый, слегка голубой.
А, может быть, их вырезают из ситца.
И тихо спускают ко мне на ресницы?
Слезой на щеках они медленно тают...
Откуда снежинки? Хоть кто-нибудь знает?

«Снежинка».

Константин Бальмонт

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную -

На землю просится.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нем, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Крутится бешено.

В лучах блистающих

Скользит умелая

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда хрустальная.

Лежит пушистая

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!

Падал снег, сыпал снег, а потом устал…

Чем же снег, снег-снежок, на земле ты стал?

Для озимых стал я тёплою периною,

Для осинок – кружевною пелериною,

Для зайчишек стал подушкою пуховою,

Для детишек – их любимою игрой.

Мы снежинки , мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки ,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок-

Получается снежок .

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

М. Лесна-Раунио

Педагогический проект «Снежинки» в 1 младшей группе .

Тип проекта : групповой, творческий, познавательный, краткосрочный (13.01.2015г.-20.01.2015г).

Интеграция областей : познание, чтение художественной литературы, рисование, развитие речи.

Участники : воспитатель 1 младшей группы Абдрахманова Светлана Евгеньевна, дети-14 человек.

Цель : Учить эмоционально реагировать на природное явление снегопад, на отдельные частички снега-снежинки;

Учить наблюдать за падающим снегом;

Вызывать при этом положительные эмоции.

Знакомить детей с качествами снега: белый, холодный;

Знакомить детей с теплой зимней одеждой и зимними развлечениями.

Оборудование и материалы : бумажные снежинки, фланелеграф и карточки к нему (туча, снежинки), иллюстрации на зимнюю тему.

Словарь : снежинки, кружатся, летают,

Этапы:

  1. Наблюдение снегопада на улице во время прогулке.
  2. Занятие «Ветер и снежинки»
  3. Чтение стихотворений.
  4. Рассматривание картины «Зимние забавы».
  5. Игры.

- «Подбери картинку»

Игра «Найди предмет»

Музыкальная игра «Зимняя пляска»

Пальчиковая игра «Снег-снежок»

6. Коллективное рисование «Много снега намело»

Ход проекта:

  • Наблюдение снегопада на улице во время прогулке.

Цель: дать представление малышам о снеге, снежинках. Пополнить активный словарь.

Методика проведения: предложить детям во время прогулки протянуть руки и проследить, как на них падает снег. Обратить внимание детей на то, что он – белый.

Посмотрите, дети, падает снег!

(«Как много снега нападало», «На скамейке тоже снег!», «На нашей площадке сколько снега!», У меня на шапке снег», итд). Дети прыгают, ловят снег, то есть они активно наблюдают за падением снега и радостно переживают свои наблюдения.

В конце прогулки можно разрешить деткам снять варежки, поймать снег голой рукой и почувствовать, что он - холодный и от тепла он тает.

  • Занятие «Ветер и снежинки»

Цель: дать представление малышам о снеге, снежинках. При помощи дыхательной гимнастики, продолжить формирование дыхательного аппарата, отрабатывание длинного выдоха.

Ход занятия: Дети сидят полукругом возле фланелеграфа, на котором «висит» облачко-снеговая туча. Воспитатель показывает детям эту тучу и спрашивает: «Что это?» (туча, облако) Посмотрите, какая большая туча.

Ребята, посмотрите внимательно, наши снежинки спокойно лежат сверху, на тучке. А теперь? (Воспитатель дует на снежинки) Что случилось со снежинками? (Упали, кружатся, летят) Почему? (на них подул ветер). Затем дети сами «делают ветер» , учимся делать длительный выдох (по возможности бесшумно). Выдыхая, малыши не должны добирать воздух. Упражнение выполняется 2-3 раза (следить, чтобы малыши не переутомлялись).

Молодцы, ребята, все снежинки сдули. Ветер такой сильный сделали, замерзли? Давайте погреемся. (Дети встают со стульчиков, Песня «Зимняя пляска» (Музыка М. Старокадомского. Слова О. Высотской).

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки.

Хлоп, хлоп, хлоп.

Рукавицы мы надели,

Не боимся мы метели.

Да, да, да.

Ножки тоже мы погреем,

Мы попрыгаем скорее,

Да, да, да.

Ножки тоже мы погреем,

Мы попрыгаем скорее.

Прыг, прыг, прыг.

Мы с морозом подружились,

Как снежинки закружились.

Так, так, так.

  • Чтение стихов о снежинках, снеге, снегопаде . (http://deti-online.com/stihi/stihi-pro-snezhinki/)

Цель: Закрепить знания детей о зиме, снеге, снежинках через художественные произведения. Запоминать небольшое по объему стихотворение, четко проговаривать слова.

Предварительная работа: воспитатель показывает тучу на фланелеграфе, снежинки на ней.

Ход занятия: воспитатель загадывает загадку о снежинке

Хлопья белые летят,

Тихо падают, кружат.

Стало всё кругом бело.

Чем дорожки замело? (снег, снежинки)

Затем показывает ещё раз снежинки из бумаги, дети их трогают, рассматривают.

После этого читает стихотворения.

Снежинка на ладошке

Снежинка упала ко мне на ладошку,

Её я согрею дыханьем немножко.

Снежинка, ты в прятки решила играть?

Тебя на ладошке моей не видать.

Мы снежинки

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок -

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

Это что за чудеса?

Смотрит ежик в небеса:

Это что за чудеса?

В небе ежики летают,

А возьмешь в ладошки - тают.

Ежики-ежинки

Белые снежинки.

Снегопад (Валентин Берестов)

День настал.

И вдруг стемнело.

Свет зажгли. Глядим в окно.

  • Рассматривание картины «Зимние забавы»
  • Цель: Учить детей рассматривать сюжетную картину, называть предметы на ней, устанавливать взаимосвязь между объектами. Помочь ребенку увидеть «картину в целом». Учит детей слушать рассказ воспитателя, составленный по картине, при повторном рассказывании активно договаривать слова. Вызвать желание детей рассматривать картину после занятия.

Ход занятия: Рассказ воспитателя по картине.

Посмотрите, дети, на эту картину, а я расскажу о ней.

«Наступила зима, выпало много, много снега. Белый снег лежит на земле. На улице холодно. Видите, как тепло одеты дети на улице: в шубах, шапках, валенках, варежках.

Весело детям на улице зимой: они катаются на санках, на лыжах».

Вопросы воспитателя:

«Что лежит на земле?», «Где ещё лежит снег?», «Что делают дети на снежной горе?», Во что одета девочка?», «Во что одет мальчик?», «Почему дети тепло одеты?», «А что вы надеваете, когда идете на прогулку?», «Что мы делали со снегом, когда гуляли?», «Какой был снег?».

  • Игры.

Игра «Подбери картинку»

Цель: закреплять названия предметов и явлений, которые характерны для зимы.

Игровой материал. Картинки с изображением зимних явлений: снег, снежинка, снегопад, снеговик, зимней одежды: шуба, шапка, варежки, валенки.

Ход игры: воспитатель называет явление или предмет, дети выбирают из предложенных картинок нужную.

Игра «Найди предмет»

Цель: развитие внимания, умение слушать и на слух отгадывать предмет (по описанию)

Ход игры: воспитатель по очереди прячет в группе предметы: снежинку из бумаги, шапка, варежка итд. И описывает то, что он спрятал. Дети ищут.

Музыкальная игра

«Зимняя пляска» Музыка М. Старокадомского. Слова О. Высотской.

1. Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем а ладошки.

Хлоп! (10 раз)

2. Рукавицы мы надели,

Не боимся мы метели

Да! (10 раз)

3. Ножки тоже мы погреем,

Мы попрыгаем скорее.

Прыг! (10 раз)

4. Мы с морозом подружились,

Как снежинки закружились.

Так! (10 раз)

Пальчиковая игра «Снег-снежок» (сл. Е. Макшанцевой).

Белая метелица,

Снег - снежок, снег - снежок Качают руками влево – вправо.

По дорожке стелется.

Снег - снежок, снег - снежок, Плавно поднимают и опускают ручки.

Замело дорожки,

Снег - снежок, снег – снежок Вытягивают ручки вперёд.

Тает на ладошке.

Мы налепим снежков, «Лепят снежки».

Вместе поиграем

И друг в друга снежки «Бросают снежки».

Весело бросаем.

  • Коллективное рисование «Много снега намело»

Цель: учиться изображать снег нетрадиционным способом рисования - пальцами.

Ход занятия: Воспитатель предлагает детям сделать в группе большой сугроб. Для этого на синем фоне предлагает пальцем изобразить много - много снежинок, которые летят и падают на землю.

В конце занятия воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Танец снежинок». Во время игры воспитатель все свои слова изображает действиями, дети ориентируются на его действия. Воспитатель раздает снежинки и говорит:

Я буду ветром, а вы – снежинки! Маленькие снежинки сидят на тучке. (Дети и воспитатель сидят на корточках). Вдруг подул сильный ветер. Как дунет-фу-фу-фу! Снежинки проснулись, глазки открыли и полетели! (Кто кружится, кто бегает, кто просто идет).

Ветер улетел, снежинки успокоились, опустились. (Дети и воспитатель останавливаются и приседают).

Воспитатель может повторить игру по желанию детей.

Завершающий этап:

  • Картотека стихотворений о снеге, снегопаде, снежинках.
  • Выставка коллективной работы «Много снега намело».

Мы с ребятами из моего класса вышли на улицу когда шел снег. Мы стали рассматривать снежинки на рукавах куртки и на шапках друг у друга. Мы увидели, что все снежинки, которые мы поймали, были очень красивыми и не похожими друг на друга, одна половинка снежинки была похожа на свою вторую половинку. Снег падал на землю целыми хлопьями, покрывая всё пространство вокруг. Такое зрелище поднимало настроение и мы радовались белоснежной красоте.

Снегопад, снегопад,
длился два часа подряд!
Был увидеть каждый рад
белый сказочный наряд!
Занесло, замело,
стало все белым-бело,
словно ангела крыло
постучалось к нам в стекло!
Лепит снег детвора,
весело кричит: "Ура!"
Не кончается игра,
хоть домой давно пора!
(И. Миролюбова)

Актуальность
Всем ребятам захотелось узнать:
Где рождается снег?
Что такое снежинки? Как они образуются?
Снежинки бывают только белыми?

Мы задавали друг другу эти вопросы, но ясного ответа никто не дал. Я выяснил, что из 10 учеников нашего класса никто не смог ответить ни на один из двух вопросов. А на третий уверенно ответили «Да» - 9 человек. Это все ребята, кроме меня.
Всем было интересно наблюдать за снегом. И поэтому, возвращаясь после прогулки в класс, я набрал немного снега в ёмкость. В классе мы продолжили рассматривать снежинки через лупу. А когда они растаяли, то по краям ёмкости образовались маленькие капельки воды. И тут я придумал как доказать ребятам, что снежинки могут быть не только белыми. Но и разноцветными.

Проблема: Как сделать снежинки разноцветными?

Гипотеза
Я предположил, что если растаявшие снежинки вынести снова на мороз, то замерзнув, капли воды превратятся в снежинки. А если я покрашу эту воду гуашевыми красками, то и снежинки получатся разноцветными.

Цель моей работы - выяснить, могут ли снежинки быть разноцветными.

Задачи:
1. Найти информацию о том, что такое снежинка?
2. Выяснить, можно ли путем замораживания из капельки воды получить снежинку?
3. Провести эксперимент.

Этапы основной части исследования
1.
1. Опыт с лупой. Выяснить сколько лучей у снежинок.
2. Чтение текстов о снежинках по книге: Куколевская Г.И., Курапова И.И.
3.Работа с информацией в энциклопедии и в Интернете. Поиск ответа на вопрос “Какие существуют формы снежинок?”

2.
1.Окрашивание талой воды.
2.Замораживание.
3.Анализ результата эксперимента.

3.
1. Познакомиться с научной информацией о том, как рождаются снежинки.
2. Познакомить ребят с результатами исследования и новыми знаниями о снежинках.

“Какие существуют формы снежинок?”
Какие же формы у снежинки? Чтобы ответить на этот вопрос я несколько дней выходил на улицу и наблюдал через лупу за падающими снежинками. Они были все совершенно разные, но все шестиконечные. Я их сравнивал, но найти одинаковые, или с другим количеством лучиков не смог.
Тогда я решил поискать подтверждение своих наблюдений в энциклопедии и Интернете.

Важное открытие
В энциклопедии я прочитал, что водяные пары в морозном воздухе, поднимаясь высоко в небо с земли превращаются в ледяные кристаллики. В воздушном океане кристаллики сталкиваются друг с другом, соединяются - получается снежинка. Какой бы формы ни были снежинки - лучей в них всегда ровно шесть. Снежинка может быть только шестилучевой - таково строение кристаллов снега. Очень интересные сведения, описанные немецким астрономом Иоганном Кеплером. В своей книге «Новогодний подарок, или о шестиугольных снежинках» в 1611году он впервые пришел к выводу, что водяной пар при охлаждении может превращаться в шестилучевые кристаллики-снежинки. Форма снежинок похожа на кристаллы некоторых минералов.

Такие разные снежинки
Я прочитал о снежинках в книге: Куколевская Г.И., Курапова И.И. Там дано подробное и красивое описание снежинок. Мне захотелось узнать об их разнообразии форм и я занялся поиском изображений снежинок в интернете. Чтобы познакомить ребят с результатами моих поисков, некоторые картинки я разместил в фотоколлаж.

Эксперимент
Мне казалось, что теперь я всё знаю о снежинках. И поэтому настало время провести эксперимент. Конечно, мне помогали ребята.
1.Я взял талую воду, разлил по разным стаканчикам и окрасил в разные цвета при помощи гуаши.
2. Затем стаканчики вынес на мороз.
3. На другой день я ждал чуда - талая вода должна была превратиться в разноцветный снег. Но к моему удивлению я увидел разноцветный лёд.

Анализ результата эксперимента
Я решил найти объяснение результата моего эксперимента.
Я прочитал в Википедии и в энциклопедии о том, что раньше думали так, как и я, что снег-это замерзшие капельки воды. Что идет он из тех же туч, что и дождь. Но теперь я узнал, что снег никогда не родится из капелек воды. Я прочитал, что капельки воды могут стать только градинками или комочками льда. Они никогда не превращаются в снежинки. Ребятам я рассказал, что всё бывает совсем по-другому. Водяной пар поднимается высоко над землей. Вверху очень холодно, и из него образуются льдинки - кристаллики. Они очень маленькие. Но это еще не снежинки. Падая вниз, кристаллики быстро увеличиваются. Это происходит потому, что в воздухе много водяного пара, который оседает на их поверхность и замерзает. Так льдинка-кристаллик становится красивой снежинкой. Существуют тысячи видов снежинок. Основная их форма - шестиугольная. На землю они опускаются уже в виде звездочек. Если нет ветра и сильного мороза, то они сохраняют свою форму. Снежинки начинают падать из тучки тогда, когда температура воздуха ниже нуля градусов по Цельсию. Итак, снежинка — это мельчайший ледяной кристалл. Ее рождение начинается с роста маленького кристалла.
Ребята обрадовались новому открытию! А мой эксперимент мы использовали для новой идеи. Мы снова покрасили талую воду разноцветной гуашью. Наполнили ей формочки для песочницы. Вынесли их на мороз. А когда вода замерзла, то получились цветные фигурные льдинки. Это было очень красиво. Мы украсили ими дерево в нашем школьном дворе. Ледяные игрушки блестели и переливались на солнце всеми цветами радуги. Они радовали не только взрослых и детей в интернате, но и прохожих.

«Моя снежинка не растает» Авторы проекта: Герасимова Ольга Николаевна Петрова Анастасия Юрьевна Петрова Анастасия Юрьевна г. Куровское 2012 год Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 44» ОАО «РЖД» Проектная деятельность для детей старшей группы


Проблема: «Когда снежинка тает, на ладошке остается капелька, значит снежинка состоит из воды. Снежинки падают на землю из тучки, а как они попадают в тучку?» Такие вопросы возникли у детей во время беседы о снежинках. Так мы решили узнать как можно больше о чудесном явлении природы во время проектной деятельности. Ожидаемые результаты: расширить знания детей о снежинках. Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатели группы. Длительность проекта: 4 недели. Тип проекта: детско-взрослый, исследовательский, творческий.


Задачи: Дать детям представление о том, как образуется снежинка; Дать детям представление о том, как образуется снежинка; Научить детей разными художественными способами изображать снежинку, вырезать ее ножницами, изготовлять ее из подручного материала; Научить детей разными художественными способами изображать снежинку, вырезать ее ножницами, изготовлять ее из подручного материала; Развивать у детей воображение и творческую активность; Развивать у детей воображение и творческую активность; Создавать условия поддержания интереса для успешного выполнения задания; Создавать условия поддержания интереса для успешного выполнения задания; Развивать познавательно-поисковую активность детей; Развивать познавательно-поисковую активность детей; Обогащать детско-родительские отношения опытом творческой деятельности; Обогащать детско-родительские отношения опытом творческой деятельности; Развивать речевую активность детей, учить придумывать небольшой рассказ. Развивать речевую активность детей, учить придумывать небольшой рассказ. Цель: научиться замечать маленькую снежинку в огромном количестве снега.


Начальный этап – определение знаний о снежинке Что мы знаем?Что мы хотим узнать? Егор А. – снежинки летят с неба Ульяна П. – они падают на землю, бывает ледяной дождь Катя М. – снег падает на землю с тучки, потому что зима и покрывает землю Даша Ч. – снежинки образуются из снега, в небе они делаются Даша М. – с неба падают снежинки Дима К. – снежинки берутся из холодной воды, снежинки кружатся, потому что они падают Полина Е. – откуда они беруться Дима К. – какими они узорами Катя М. – какие они красивые Саша С. – какого они цвета Ульяна П. – откуда они берутся в небе


Содержание работы с детьми во время реализации проекта Рассматривание снежинок на прогулке с помощью лупы; Игры со снегом на прогулке; Экспериментальная деятельность: получение снежинок из воды Продуктивная деятельность: рисование снежинок красками, карандашами, воском, мелом, приемом набрызгивания; вырезание снежинок; Беседы с детьми; Чтение художественной литературы; Разучивание стихов и песен на зимнюю тематику; Составление рассказа совместно с детьми. Организация деятельности родителей Подбор стихов, рассказов, сказок о снежинках и оформление их наглядно; Изготовление снежинок из подручного материала; Закрепление с детьми навыков вырезывания снежинок из бумаги.






















Заключительный этап – определение новых знаний о снежинке Что мы узнали? Даша М. – все снежинки разные Полина Е. – у снежинки 6 лучиков Даша А. – снежинки образуются из пара Дима К. – чтобы получились снежинки, нужен сильный мороз Даша Ч. – чтобы получился снег, нужно много пара Ульяна П. – для снежинок нужно, чтобы на улице было холодно Егор Л. – мы провели эксперимент, из воды снежинки не получаются Катя М. – снег растаял, из его воды получается только лед