Актуальность:

К сожалению, в современном мире, наши дети очень много времени проводят за компьютерами, планшетами и другими современными гаджетами. Родители мало общаются с детьми, не гуляют и практически не читают им. Взрослые подчас не осознают силу воздействия художественно - познавательной литературы на интеллектуальное развитие и воспитание ребёнка. А именно детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес ко всему живому. Очень важно

Своевременно показать ребёнку, что природа вокруг нас требует внимания и ухода. Отличным примером этого может стать забота о птицах. Ребёнку очень интересно понаблюдать за миром птиц, узнать их повадки, выучить названия. Судьба многих птиц во многом зависит от доброты, щедрости и милосердия человека. Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения. Поэтому мы решили с детьми и их и родителями принять участие в проекте «Наши друзья - пернатые!». При тесном взаимодействии с родителями, их помощи и участии, у детей сформируется бережное отношение к природе, повысится уровень экологической культуры и знаний. А художественное слово усилит

впечатление от непосредственных наблюдений, разовьет мышление и воображение.

Цель проекта: формирование у детей знаний о птицах Воронежского края, их образе жизни, повадках, особенностяхчерез восприятие художественно - познавательной литературы.

Задачи проекта:

1.Развивать любознательность детей в процессе наблюдения за птицами.

2.Развивать познавательные способности детей (внимание, мышление, память, воображение) через художественное слово.

3.Развивать у детей умение реализовать свои впечатления в художественно - творческой деятельности.

4.Совершенствовать у детей умения оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.

5.Повысить интерес родителей и детей к художественной и познавательной литературе.

6.Воспитывать гуманное отношение, чувство сопереживания и желание помочь птицам.

Тип проекта: среднесрочный

Формы реализации проекта: Непосредственно образовательная деятельность (НОД), беседы, игры, сотрудничество с родителями.

Участники: воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшей группы «Колобок» и их родители.

Сроки реализации: 1 месяц

Ожидаемые результаты:

· расширился кругозор детей;

· повысился процент детей с высоким и средним уровнем знаний об окружающем по теме «Птицы»;

· повысился интерес родителей и воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию;

· повысилась читательская культура в семьях воспитанников.

Итоговое мероприятие : экологическое развлечение «День птиц».

Работа с родителями:

1. Консультация: «Как научить ребенка любить природу».

2. Папка - передвижка по теме.

3. Привлечь родителей к участию в оформлении фотоальбома «Птицы».

4. Изготовление костюмов для развлечения «День птиц».

Реализация проекта:

I этап: Подготовительный

Разработка плана реализации проекта;

Подбор методической литературы для реализации проекта;

Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций; организация развивающей среды в группе.

II этап: Основной

1. Беседа «Почему перелетные птицы прилетают к нам только весной?» 2. Беседа «Для чего нужна Красная книга?»

3. Беседа «Птицы нашего края»

4. Решение проблемной ситуации: «Почему птицы летают, а люди нет?»

5. НОД «Каждой птице нужен дом» (аппликация)

6. НОД «О чем поют птицы?» (природный мир)

7. НОД «Птицы прилетели» (рисование)

Цикл наблюдения за птицами во время прогулок.

Целевая прогулка «Где повесить домик для скворца?»

Игровая деятельность:

Театрализованная игра - имитация «Мы - птички-невелички», инсценировка стихотворения В. Кремнёва «Друзья птиц».

Сюжетно-ролевые игры : «В зоопарке», «Птичья семья», «Ветеринар», «Мы - защитники птиц».

Д/и «Птичьи гнезда», «Чей клюв?», «Прилетели птицы», «А вы знаете?».

П/и «Гуси, гуси, га га га…», «Грачи летят», «Вороны», «Собачка и воробьи», «Гуси - лебеди», «Совы», «Птички и кошка», «Коршун», игра м/п «Синичка», «Птички в гнёздышках», «Перелётные птицы».

- Пальчиковая гимнастика: «Кормушка для птиц», «Птенчики в гнезде».

Игры - эстафета: «Накорми птенцов».

Речевые игры: «Птицы и птенчики», «Назови ласково», «Чьё перо?», «Один - много», «Как сказать иначе?», «Что делает птица?», «Чья картинка?».

Чтение природоведческой литературы: Г.Снегирева “Про птиц”; В.Зотова “Клест”, “О птицах”; В.Бианки “Кто в скворечник прилетел?”; Н.Сладков. Синичий запас; пословицы, поговорки, стихи о весне. Разучивание стихов Ф. Тютчев “Весна”, “Весенние воды”, С. Есенин “Черемуха”. Чтение словацкой народной сказки «У солнышка в гостях».

Музыкальная деятельность:

Слушание песен: «Скворушка», «Весенняя песенка», «На дворе сосульки капали…» и др.

Музыкально - ритмическая композиция: «Весна красная идёт…». Экспериментирование: исследование пера голубя, рассматривание птичьих следов, посев овса для птиц.

III этап - Заключительный

Выставка детских работ на тему: «Наш птичий вернисаж». Оформление папки-передвижки «Птицы - верные друзья»

МТР «День птиц».

Приложение

Беседа «Почему перелетные птицы прилетают к нам весной?»

Задачи: Определить с ребятами особенности весеннего времени года, Оборудование: фото птиц (грача)

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций природы весной.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Что об этом говорит?

Дети: тает снег, так как солнце греет сильнее, просыпаются насекомые, прилетают птицы и т.д.

Воспитатель: правильно. А какая же птица прилетает самая первая? Отгадайте загадку: Прилетает весной эта птица

Поле вспашут, там любит кормиться.

Дети: грач (воспитатель показывает картинку)

Воспитатель: ребята, а какие еще птицы прилетают весной? (воспитатель загадывает загадки о скворцах, жаворонках, ласточках и показывает картинки птиц).

Воспитатель: давайте поиграем в игру «Прилетели птицы».

Воспитатель: ребята, а почему птицы прилетают именно весной?

Дети: потому что просыпаются насекомые, которые служат пищей птицам.

Воспитатель: чем заняты птицы весной?

Дети: вьют гнезда, чтобы вывести птенцов.

Воспитатель: а почему зимой птицы не высиживают птенцов?

Дети: зимой холодно и мало корма.

Воспитатель: почему же птицы прилетают именно весной?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Угадай и назови»

У какой птицы самая длинная шея? (у лебедя)

Какая птица подражает пению других птиц? (скворец)

У какой птицы красный длинный клюв? (у аиста)

Какая птица не вьет гнезда? (кукушка)

Какая птица пьет и питается на лету? (ласточка).

НОД «Каждой птице нужен дом» (аппликация)

Задачи: Закрепить знания детей о необходимости для птицы иметь свой домик, вить гнездо, заботиться о своем потомстве. Закрепить знания о разнообразии птиц, продолжить формировать умение передавать точность композиции. Воспитывать аккуратность.

Предварительная работа: чтение х\л: В.Бианки «Чей нос лучше», Г.Снегирев «Птицы наших лесов», М.Горький «Воробьишко». А.Куприн «Скворцы»; наблюдение за птицами на участке детского сада (воробьями, голубями, грачами, воронами); рассматривание иллюстраций «Перелетные птицы»; п\и «Птицелов».

Оборудование: презентация «Птицы нашего края», картинки птиц в гнездах, цветная бумага, листы белой бумаги, клей, салфетки, ножницы.

Ход занятия:

Педагог предлагает детям отправиться в весенний лес (включаются презентацию, дети видят и слышат шум леса, разговоры птиц).

Воспитатель: Что вы услышали?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Каких птиц вы знаете?

Дети: грачей, воробьев, голубей, ласточек…

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в гости (воспитатель показывает картинки птиц), им негде остановиться и жить. А где должны жить птицы?

Дети: в скворечниках, в гнездах?

Воспитатель: зачем птицам гнезда?

Дети: предположительные ответы детей.

Воспитатель: ребята, поможем нашим гостям построить жилье? Выполняется работа по вырезанию и наклеиванию скворечников на белый лист бумаги, потом наклеивается птицы.

Физкультминутка «Перелетные птицы»

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают.(«клюют»)

Пёрышки почистили, Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Завершение аппликации наклеиванием листьев и цветов на ветку дерева.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые домики теперь у наших

птиц, они вам очень благодарны.

Д/и «А вы знаете»

1. У кого самый красивый хвост? (павлин)

2. У кого самая длинная шея? (фламинго)

3. У кого самые длинные ноги? (страус)

4. У кого самые большие глаза? (сова)

5. Кто лучше всех поет? (соловей)

6. Кто выше всех летает? (Стриж)

7. У кого самый зоркий глаз? (орел)

8. А какая птичка спит на облаках? (стриж)

Д/и Назови птицу.

Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.

Материал: картинки птиц (домашние птицы, воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).

Ход игры:

Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет.

Д/и Кто чей?

Цель: развивать умственные способности, определять, чей птенец, активизация словаря детей.

Материал: картинки домашних птиц и их птенцов.

Ход игры:

Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им подобрать детенышей. Ребенок называет птицу и детеныша.

Надежда Кононова
Проект в старшей группе «Птицы - наши друзья»

I. Информационная карта проекта

Полное название проекта «Птицы – наши друзья »

Кононова Н. В. воспитатель

Продолжительность проекта : среднесрочный (январь - март)

Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий

Участники проекта дети , педагоги, родители

Возраст детей 5-6 лет

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект , можем ли мы помочь птицам в зимнее время года ?

Цель проекта . Расширение знаний детей о птицах родного края , их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям .

Задачи проекта

Для детей

1. Использовать новые знания, умения, стремиться наблюдать, исследовать.

2. Упражнять в установлении связей : внешний вид птиц и среда обитания .

3. Выяснить, где птицам живется лучше

4. Использовать представления об образе жизни птиц при составлении сказок, рассказов, фантазировании.

5. Совершенствовать коммуникативные навыки.

Для педагогов

1. Продолжать формировать представления о понятии «птицы » , зимующие птицы .

2. Систематизировать представления о месте обитания птиц , способах добывания пищи, выращивания детенышей, способах защиты, повадках, зимовки в зависимости от окружающей среды

3. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между жизнью птиц и окружающей средой (изменение условий обитания ведет к изменению жизни птиц )

4. Развивать речь-доказательство, применяя конкретные знания о поведении и повадках птиц

5. Развивать эмоциональную сферу детей, творческое фантазирование

6. Воспитывать экологически-правильное отношение к природе (птицы – часть природы , существуют сами по себе, а не для потребности человека; они неповторимы, птицы чувствуют боль , радость, испытывают привязанность, и воспринимают отношение людей к ним)

Для родителей

1. Привлечь родителей к ознакомлению детей с жизнью зимующих птиц в разных условиях жизни

2. Совершенствовать навыки общения с детьми

Форма проведения итогового мероприятия проекта

викторина

Название итогового мероприятия проекта

«Что? Где? Когда?»

Продукты проекта

- для детей : рисунки, поделки, придуманные детьми сказки, рассказы

- для педагогов : презентация

- для родителей : папка-передвижка

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей

Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами , помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших , сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека. Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами .

Для педагогов

Обобщение опыта работы с детьми по теме : «Птицы – наши друзья »

Для родителей

Развитие навыков взаимодействия с ребенком

Планирование (системная паутинка) по проекту

Птицы – наши друзья .

Познавательно-исследовательская деятельность

(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

Наблюдение за зимующими птицами .

Наблюдение «Кто прилетает на участок и на кормушку»

Наблюдение, «Какие воробьи, и какие вороны»

Наблюдение за вороной.

Наблюдение за синицей.

Наблюдение «Птичьи следы»

Наблюдение «О чем поют воробышки»

Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и альбомах.

Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (на прогулках) .

Решение проблемной ситуации : «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой

Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если…»

Наблюдение из окна за птицами .

Обучающий цикл : ФЭМП

Тема : «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»

Дидактическая игра «Сосчитай птиц »

Проблемная ситуация «Что было бы, если переселить.»

Тема : «Зимующие птицы »

Просмотр презентаций «Зимующие птицы »

Экспериментирование :

«Исследование птичьего пера»

«Рассматривание птичьих следов»

Просмотр презентации «Зимующие птицы Сибири »

Просмотр учебного познавательного фильма о зимующих птицах .

Чтение художественной литературы (восприятие художественной литературы и фольклора)

Чтение художественной литературы :

В. Звягиной «Воробей»

Т. Евдошенко «Берегите птиц »

Ю. Никонова «Зимние гости»

О. Воронкова «Птичьи кормушки»

В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»

О. Григорьева «Синица»

А. Яшин «Покормите птиц зимой » ;

Чтение познавательной сказки «Как воробей Африку искал»

Чтение сказок о птицах (Дятел)

Коммуникативная деятельность

(Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Беседа «Что ты знаешь о птицах

Беседа «Трудно птицам зимовать » .

Беседа «Польза, приносимая птицами »

Беседа «Почему зимующие птицы не улетели в тёплые края?»

Заучивание считалок о птицах .

Пальчиковая гимнастика “Кормушка”

Составление детьми описательных рассказов о зимующих птицах (по плану)

Пальчиковая игра «Дятел»

Разгадывание загадок о зимующих птицах нашего края .

Подвижная игра с речевым сопровождением «Птички» , «Весёлый воробей»

Защита сообщений детьми о птицах .

Составление рассказов по сюжетным картинкам.

Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»

Разучивание поговорок : «Всякая птица своим пером гордится» , «У каждой пташки свои замашки» .

Игровая деятельность

(сюжетно-ролевые игры, игру с правилами и другие виды игры)

Дидактические игры :

«Птички на кормушках»

«Каких птиц зимой не увидишь » .

«Четвёртый лишний»

«Один – много»

«Назови ласково»

Игра малой подвижности «Где спрятался воробей?»

«Угадай птицу по описанию "

Раздели птиц на перелётных и зимующих».

«Кто как разговаривает»

Изобразительная деятельность

(рисование, лепка, аппликация)

Рисование «Снегири на ветке рябины»

Лепка «Учимся лепить птиц »

Пластилинография «Снегирь»

Аппликация «Птицы на ветке »

Конструирование из конструктора лего. «Кормушка для птиц »

раскраски по теме Двигательная деятельность

(овладение основными движениями)

Подвижные игры «Перелёт птиц »

«Птички в гнёздышках»

«Воробышки и кот»

«Птички в гнёздышках»

«Воробышки и автомобиль»

Подвижная русская народная игра «Дятел»

Продуктивная деятельность (конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

Оформление альбома : «Зимующие птицы » .

Оформление картотеки загадок, стихов о птицах .

Выставка коллективной работы «Птицы нашего края » (оригами)

Коллективная работа «Птицы на кормушке » (лепка)

Выставка детских работ пластилин графия «Покормите птиц зимой » »

Выставка детских работ аппликация «Зимующая птица- Ворона »

Оформление выставки «Кормушки для зимующих птиц »

Выпуск экологической газеты «Берегите птиц »

Викторина «Что? Где? Когда?»

Трудовая деятельность

самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице,

Подкормка зимующих птиц .

Музыкальная деятельность

(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

Передача образов птиц в движениях под музыку.

Интерактивная дидактическая игра «Четвёртый лишний» , «Угадай, какая птица поёт » , «Кто как кричит»

Театрализация : «Где обедал воробей» .

Режимные моменты

(интеграция разных видов деятельности)

Пальчиковая гимнастика «Мы кормушку смастерили»

Пальчиковая игра «Кормушка»

И г р а «Дятел» .

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

Акция «Будем добрее» совместное изготовление кормушек для птиц и размещение их на территории детского сада.

Дети совместно с родителями подготовили сообщения о птицах

Консультация для родителей «Покормите птиц зимой »

Памятки для родителей по кормлению птиц зимой .

Проект «Птицы — наши друзья!»

Цель: Формирование первичных представлений об окружающем мире. Познакомить детей с тем, как живут птицы зимой. Вызвать к ним добрые чувства.

Задачи:

    Формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах

    Способствовать формированию навыков разумного поведения

    Учить узнавать птиц, называть части их тела

    Воспитывать социально – активную личность, способную понимать и любить окружающий мир

    Расширять словарный запас на тему «Птицы»

    Развивать желание узнать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра, о том, как вести себя.

    Развивать желание разговаривать о прочитанном.

    Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов

Вид проекта: познавательный

Срок проекта: краткосрочный

Участники проекта : воспитатели, дети младшей группы, родители.

Краткое содержание проекта:

    Беседы:

    «Воробушек – пташка, серая рубашка » — заучивание считалки; познакомить детей с тем, как живут птицы зимой; вызвать к ним добрые чувства; формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах

    «Зимующие птицы » — знать названия птиц, их отличительные особенности, появление на свет, образ жизни, чем питаются, дать представления о количестве ног у птиц и их назначении.

    «Какие птицы прилетают на участок?» учить детей различать птиц по 2-3 характерным признакам, находить следы птиц на снегу и по размеру следа узнать большая это была птица или маленькая; развивать у детей интерес и наблюдательность

    Рассматривание картин:

    «Дети кормят птиц» идет рассматривание картины и беседа о жизни птиц зимой (птичкам холодно, голодно, корма нет, им нужна помощь). Воспитатель говорит детям, что люди должны подкармливать их, заботиться о них.

    «У кормушки» дать детям элементарные представления о кормушках для птиц. Из чего сделана (дерево, пластмасса). Есть дно (куда кладут корм). Крыша (она укрывает корм от снега и дождя). Есть веревочки (за которые ее подвешивают на дерево). Формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них.

    Чтение художественной литературы:

    «Как появляется птица» И.Гурина – рассматривание иллюстраций в книге. Беседа по содержанию. Демонстрация гнезда птички.

    «Чем дятел кормится» — Н.Сладков

    «Птичья елка» — З.Александрова

    Подвижные игры:

    «Птички в гнездышках» дети – птицы размещаются в гнездах. По сигналу воспитателя они вылетают из гнезд (перешагивая через препятствие) и разлетаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то на одной стороне, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки. Ударяя кончиками пальцев по земле (клюют корм). После этого они еще немного бегают, а потом воспитатель говорит «Птички в гнезда». Дети бегут и снова перешагивают через препятствие, занимают свои гнезда.

    «Наседка и цыплята» дети изображают цыплят, а воспитатель наседку. На одной стороне комнаты огорожено место (это дом). В доме помещается наседка с цыплятами. Наседка отправляется на поиск корма. Через некоторое время она зовет цыплят: «Ко-ко-ко». По этому сигналу цыплята побежали по площадке. Воспитатель говорит: «Большая птица!» Все цыплята бегут домой.

    «Скворечники» — на площадке чертятся кружки, на одно меньше числа игроков. Это – скворечники. Все дети – скворцы. Они свободно бегают – летают по площадке. На сигнал «По домам» — все бегут к скворечникам. Кто – то из детей остается без скворечника. Игра повторяется несколько раз. Заканчивая игру, воспитатель (пока дети бегают) чертит еще один кружочек. Когда дети возвращаются, у каждого оказывается скворечник.

    «Ворона и собачка » — научить подражать движениям и звукам птиц, двигаться не мешая друг другу. Выбирается «собачка», а остальные все дети вороны.

Возле елочки зеленой (прыгают, изображая ворону)

Скачут, каркают вороны:

«Кар! Кар! Кар!»

Тут собачка прибежала (убегают от «собачки»)

И ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!»

    «Воробушки и автомобиль » — воспитатель говорит детям, что он будет автомобилем, а дети птичками. Вы будете летать и прыгать на полянке.

Прилетели птички, птички – невелички,

Весело скакали, зернышки клевали.

Дети летают, прыгают, садятся на корточки, стучат пальцами об пол. На сигнал воспитателя «Автомобиль по улице бежит, спешит, гудит «тра – та – та», посторонись.

    Пальчиковая гимнастика:

«Птенчики в гнезде» (все пальцы правой руки обхватить левой ладонью – получается «гнездо»; шевеленье пальцами правой руки создается впечатление живых птенцов в гнезде)

Улетела птица — мать

Малышам жучков искать.

Ждут малютки – птицы

Мамины гостинцы.

«Птички» (пальцами обеих рук производить движения вверх – вниз)

Птички прилетали,

Крыльями махали.

Сели. Посидели.

«Сел на ветку снегирёк»

Сел на ветку снегирёк (кисти рук положить на плечи)

Брызнул дождик, (сжимание и разжимание кистей рук)

Он промок (руки на груди, сжать в кулачки, съежиться)

Ветерок, подуй слегка, (руки подняты вверх, движение руками

влево — вправо)

Обсуши нам снегирька. (имитация взмахов руками, как крыльями)

    Чтение и заучивание стихотворений: (побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов и эмоциональному рассказыванию стихов )

Голодно, холодно, галки, воробьи?

Голодно, голуби, гуленьки мои?

Прилетайте в гости, полны у нас горсти!

Клюйте, гостюйте, не пугайтесь, клюйте!

Гуль – гуль – гуль!

Е.Благинина

«Синица»

Все тропинки занесло,

Снег блестит, искрится.

Клювиком в мое стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

«Маленькая птичка»

Маленькая птичка прилетела к нам.

Маленькой птичке зернышек я дам.

Маленькая птичка зернышки клюет.

Маленькая птичка песенки поет.

Н.Найденова

    На прогулке: рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма; объяснить, как им голодно зимой; предложить детям покормить их и понаблюдать как клюют корм; учить различать птиц, прилетевших на участок; послушать как они переговариваются, перелетают с места на место и что им в этом помогает. Кормушки подвешены так, чтобы было удобно наблюдать за птицами. Это важно для осознания детьми пользы своих трудовых усилий, гуманного отношения к пернатым.

    Физкультминутки:

«Две птички»- воспитатель предлагает детям изобразить этих птичек, как они летали, садились.

Летали две птички

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились.

«Воробьишка»

Шустро скачет воробьишка, (прыгают по кругу на обеих ногах)

Птичка – серая малышка.

По двору шныряет, (делают по 2 поворота головы влево —

Крошки собирает. вправо в каждую сторону)

«Птички» — Красный – дети сидят

Зеленый – летают

Желтый – прыгают на месте

    Бодрящая гимнастика:

Воспитатель негромко стучит по окну. Дети, посмотрите, к нам в гости прилетели веселые воробьи. Поскорее просыпайтесь, веселее поднимайтесь (дети видят на окне заранее вырезанных и повешенных птиц). Давайте поиграем. Мы с вами сегодня воробьи, маленькие добрые птички.

    Ходьба обычная друг за другом

    Ходьба на носочках

    Медленный бег

    Построение в круг

    Дыхательное упражнение «Ах! И.п. – стоя, руки вниз. Вдох, задержать дыхание, выдыхая, произнести «а-ах-х-х».

    «Воробушки машут крыльями». И.п. – ноги слегка расставлены, руки — за спиной. Руки в стороны, помахать всей рукой и кистью. Спрятать руки за спину.

    «Спрятались воробушки» И.п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть, спустить голову, обхватить голову руками. Вернуться в и.п.

    «Воробушки дышат». И.п. – ноги расставлены, руки опущены. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть «ч-и-и-и-р-и-и-к», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

    «Воробушки греются на солнышке» И. п. – лежа на спине, руки – вверх. Поворот на живот. Вернуться в и.п.

    «Воробушки радуются». И.п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. Восемь – десять подпрыгиваний на месте, чередуя с ходьбой на месте.

    Ходьба врассыпную в медленном темпе. Дыхательное упражнение «Дуем на крылышки». Вдох – на 1,2 счета; выдох – на 1,2,3,4 счета.

    Ходьба по ребристым дорожкам

    Одевание

    Настольно – печатные и дидактические игры:

    «Что забыл художник нарисовать? » – детям предлагается рассмотреть картинки с птицами с недостающими частями тела (без клюва, нет хвоста, крыла и т.д.)

    «Сложи картинки» — разрезные картинки на 3-4 части

    «Чем похожи» — игра на сходство и отличие (домашние + дикие; домашние)

    Художественное творчество:

    в аппликации : формировать умения детей из готовых форм создавать изображения предметов, передавая их форму и строение

    в рисовании: раскрашивать готовые картинки, используя разные цвета средство выразительности, стараться не выходить за контур; учить рисовать птиц по показу воспитателя, подмечая особенности окраски каждой птички и размер частей тела.

    в лепке : создать у детей радостное настроение, вызвать желание вылепить маленьких птичек, самостоятельно использовать полученные ранее умения.

    Загадки:

    В зимний день среди ветвей

Стол накрыли для гостей (кормушка)

    На суку сижу. «Кар! Кар!» — кричу (ворона )

    Чик – чирик! С ветки прыг.

Клюй, не робей! Кто это… (воробей)

    И другие

МБДОУ Детский сад комбинированного вида №19

«Лесная сказка»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Птицы – наши друзья»

Дяглева С.А- воспитатель МБДОУ №19 комбинированного вида

«Лесная сказка»

Паспорт проекта

Наименование

проекта

Проект «Птицы-наши друзья » старшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.Детский сад комбинированного вида №19 «Лесная сказка»
Назначение

проекта

Проект старшей группы МБДОУ №19 детский сад «Лесная сказка» (далее Проект) разработан на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы», Программа воспитания и обучения в детском саду/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Сроки реализации проекта 2 недели.
Разработчик

проекта

Воспитатель Дяглева С.А,
Направление

проекта

Проект определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста 5 лет и направлен на формирование общей экологической культуры,
Вид проекта: Краткосрочный, групповой, творческий
Продолжительность проекта : 2 недели
Участники проекта: дети старшей группы, родите­ли воспитанников, воспитатели ДОУ,
Возраст детей 5 лет.
Образовательная область: «Познание» экологическое воспитание.
Характеристика проекта:
По продолжительности: краткосрочный.
По содержанию экологический;
По доминиру-ющей деятельности: смешанный, практико – ориентированный (присутствуют элементы информационного, творчески-игрового, познавательного проектов);
По характеру содержания: ребенок + семья + природа;
По количеству участников: коллективный, групповой (участвуют дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, узкие специалисты).
По характеру участию ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;
По характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей;

Данный проект разработан в соответствии

со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании
  • Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г.).
  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу, 1989 г. для СССР 15.09.1990).
  • Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 №65/23 -16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения».
  • СанПиН 2.4.1.3049 -13 « «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и зарегистрированном в Минюсте России от 29.05.2013 № 28564 утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г №26
  • Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы », Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Актуальность проекта:

* «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
* Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование — актуальная и главная задача.
* В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
* Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
* Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.
* Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
* Приоритетное направление в работе нашего детского сада: познавательно-речевое развитие дошкольников. В рамках проекта решается задача познавательно-речевого развития детей через экологическое воспитание.

Тема проекта «Птицы-наши друзья» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться, ведь доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме И мы, взрослые должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Проблема: Как привлечь птиц на территорию детского сада; развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазии.

Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы -птицам. Изучение детьми объектов живой природы зимующих птиц во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Целеполагание: Только при совместном взаимодействии с семьей и разных форм, методов и приемов работы: наблюдений, бесед, экологических игр, чтение художественной литературы экологического содержания, включения труда в природе в повседневную жизнь, мы можем говорить о формировании общей экологической культуры у детей дошкольного возраста, и бережного отношения к представителям животного мира –птицам.

Задачи:

Формировать у детей элементарные представления о птицах (характеристика, внешние признаки птиц способы передвижения, особенности внешнего строения, позволяющие летать)

уточнить,

Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.

Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.

Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.

Ознакомление с художественной литературой, участие детей в драматизациях небольших отрывков произведений. Упражнять в подборе существительных к прилагательным.

Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.

Придумывать небольшие истории про птиц, составление концовок к хорошо известным народным сказкам «Заяц-хвастун», «Кукушка», составление рассказов из личного опыта.

Развивать и стимулировать познавательную активность детей.

Воспитывать желание заботиться о птицах ближайшего окружения.

Повышать степень участия родителей в формировании экологической культуры детей

Принципы реализации проекта:

  • Плановость, систематичность, последовательность формирования знаний у детей.
  • Тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретными практическими действиями.
  • Воспитательная ценность знаний и умений.
  • Поиск согласия в ре­шении главных вопросов.
  • Осоз­нанная деятельность всех участников педагогического проекта.

Методическая работа по проекту : формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста;

Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию.

Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.

Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс в условиях освоения умений реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Условия реализации проекта:

Заинтересованность педагогов ДОУ, детей, родителей воспитанников.

Регулярность, системность организации работы

Создание материально-технических условий, использование электронных ресурсов и мультимедийного оборудования.

Критерии эффективно­сти проекта

Рост мотивации к изучению проблемы у всех участников проекта. Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников ДОУ на основе откры­тости, взаимообогащения, установления и расширения дело­вых и творческих контактов.

Предполагаемые результаты:

  1. Воспитать любовь к Природе (через прямое общение с ней, восприятие её красоты и

многообразия мира птиц).

  1. Научить детей сопереживать её бедам (через восприятие отрицательной человеческой

деятельности).

  1. Научить грамотно защищать природу и бороться за её сохранение (через практическую

общественную деятельность)

  1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы- птицам, должны знать и на

зывать птиц, обитающих в Московской области

  1. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному

поведению по отношению к живым объектам природы.

  1. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся

с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.

  1. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы-(птиц), они

научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года.

Смогут объяснить причины смены времен года.

  1. Ребята узнают значение птиц в жизни человека.
  2. Ребята узнают значение птиц в жизни природы.
  3. Ребята узнают много интересного из жизни птиц (домашние, лесные, птицы разных

континентов), научатся правильно ухаживать за комнатными птицами –канарейкой, волнистыми попугайчиками.

  1. Дети закрепят представления о птицах: условия жизни домашних и лесных

птиц и их детенышей-птенчиков, птиц полярных районов Земли, птиц жарких стран, зимующих и перелетных. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить птиц на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

  1. У детей будут сформированы навыки ухода за птицами в уголке природы.
  2. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой природы-птицами,

объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
* Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
* В природе все взаимосвязано.
* В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

  1. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблю

дать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

  1. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое

просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Возможные риски:

Взрослые будут на мероприятиях соблюдать правила поведения в природе, а в жизни как привыкли. У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных ситуациях поступать, по отношению к природе, хорошо, а в других плохо.

Ресурсное обеспечение проекта

Материально-техническое

  • мультимедийные презентации, выполненные педагогами ДОУ,
  • информация в СМИ
  • уголки природы в груп­повых помещениях;
  • игротека;
  • видеотека;
  • методические и дидактичес­кие пособия, картотека.
  • зеленая зона на участке детского сада (общий цветник, уголок сада, уголок леса со скворечниками, и др).

Учебно-методическое.

  • Пособия и оборудование в методическом кабинете ДОУ: иллюстрации,

коллекции открыток, картины художников с изображением птиц.

  • Парциальные программы по экологическому воспитанию Николаева С.Н.

«Юный эколог»,

  • методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ,

Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду,

Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.

И.М.Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.

М.В.Трофимова. И учёба и игра…Н.В.Новоторцева. Развитие речи детей.О.В.Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир., О.В.Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года,

Н. А. Никифорова. Сборник программно- методических материалов по изучению родного края,

В.Н.Волчкова. Экология. Конспекты занятий.

Система работы по проекту включает:

  • создание предметной среды — художественная литература, иллюстрации, атрибуты, игрушки, настольно – печатные и дидактические игры, самодельные альбомы родителей и детей.
  • совместную деятельность педагога и детей – наблюдение, беседы, опыты, дидактические

игры, игры – занятия, вечера досуга, тренинги, конкурсы, рисунков

  • работу с родителями – создание наглядного и письменного материалов-презентаций, самодельных альбомов, организация совместных досугов;

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

II этап – основной (практический).

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах-

перспективно -тематический план

III этап – заключительный.

  • Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».

Содержание и формы работы с детьми в процессе реализации проекта.

  1. Игровая деятельность:
  2. Дидактические игры.
  3. Настольно-печатные игры.
  4. Театрализация.
  5. Подвижные игры.
  6. Упражнения на дыхание.
  7. Моделирование игровых ситуаций;
  8. Познавательная деятельность:
  9. Формирование целостной картины мира.

III. Беседы.

  1. Решение проблемной ситуации.
  2. Наблюдение за птицами.

1.Экскурсии

  1. Труд.

VII. Коммуникация.

VIII.Творческое рассказывание.

  1. Художественное творчество:
  2. Рисование.
  3. Лепка из пластилина.
  4. Аппликация.
  5. Музыка.
  6. Работа с родителями.
  7. выставки рисунков и поделок;
  8. беседы, консультации, родительские собрания
  9. привлечение родителей к книжным выставкам по теме;
  10. открытые просмотры для родителей НОД с детьми по данной тематике;
  11. участие в выставках совместных рисунков детей и родителей по теме;
  12. участие в экскурсиях;
  13. размещение в уголке для родителей статей, материалов, папок – передвижек
  14. участие в создании детской книжки-малышки.
  15. участие в изготовлении кормушек для птиц.
  16. участие в акции «Птичья столовая» , «Накормите птиц зимой»

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

  • Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Перспективное планирование проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
  • Составление паспорта проекта
  • Подбор детской художественной литературы для чтения
  • Подбор презентации для просмотра
  • Подбор сюжетных картинок и иллюстраций

II этап – Выполнение проекта- основной (практический).

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах-перспективно-тематический план

Проведение с детьми бесед, игр

Чтение художественной литературы детям

Рассматривание картин, рисование рисунков, просмотр видеофильмов и презентаций

III этап – Результаты заключительный.

  • Оформление результата проекта в виде презентации.
  • Организация и участие родителей выставке рисунков «Птицы-наши друзья»
  • Проведение итоговое мероприятия конкурс «Лучшая кормушка для птиц».

Накануне выходных родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:

  1. Рекомендации на совместные прогулки.
  • Совместно с ребенком сделать кормушку.
  • Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
  1. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.
  2. Отгадывать загадки про зимующих птиц.
  3. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
  4. Рассматривая с детьми книги, поставила цель, что всю неделю будем говорить о зимующих птицах. С помощью детей составили план реализации проекта. Дети запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т.д.

Перспективно-тематический план по проекту

Дни

недели

Формы, темы Программное содержание Словарная работа Работа с родителями
Понедельник Познание / Коммуникация.

Беседа «Птицы РТ»

Совместная деятельность с педагогом.

Художественное творчество — рисование. «Птицы — наши друзья»

Чтение худ. Литературы

Углубить и расширить знания детей о птицах нашего края, обогащать и активизировать речь детей, воспитывать заботливое отношение к птицам.

Учить передавать характерные особенности птиц, самостоятельно придумывать композицию рисунка. Воспитывать художественно — эстетический вкус.

В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова

Класс птицы Привлечь родителей к изготовлению скворечников.
Вторник Социализация / Коммуникация.

Дидактическая игра «Расскажи о птице»

Презентация «Перелетные птицы».

Самостоятельная

Художественная

деятельность

рисование-

«Снегири на ветке рябины»

Развивать связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем.

Закрепить названия перелетных птиц.

учить передавать внешний вид снегирей.

Перелетные.

«Перелетные птицы»,

«Зимующие птицы».

Среда Чтение художественной литературы.

Чтение сказки «Сорока»

Художественное творчество — рисование.

Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, правильно воспринимать содержание произведения. Развивать умение высказывать свое мнение поступкам героев.

Продолжать учить детей передавать в рисунке образ птицы доступными средствами. развивать умение делать набросок простым карандашом. воспитывать художественно — эстетический вкус.

Сорока — белобока,

синичка,

Сорочата,

Привлечь к подборке иллюстраций и материала о птиц.

Изготовление книжки — малышки с поговорками, пословицами и потешками про птиц.

Четверг Социализация / Коммуникация.

Подвижная игра «Птичьи стайки»

Презентация книжки — малышки с пословицами, поговорками и потешками про птиц.

Закреплять знания о внешнем виде птиц, развивать наблюдательность. Создать эмоционально радостное настроение в ходе игры. Воспитывать уважение к своим сверстникам.

Знакомить с народным творчеством. Развивать память, внимание, слуховое восприятие.

Стая птиц Изготовление мини альбомов про птиц.

«Птицы

Красной книги РТ»,

Заучивание стихотворений «Воробей» Н. Рубцов.
Пятница Социализация/ Коммуникация. Сюжетно — дидактическая игра «Птицы прилетели на кормушку».

Презентация «Птицы Красной книги РТ»

Формировать представление детей о птицах, о том, как они приспосабливаются к жизни в зимний период. Выяснить представление детей о том, чем питаются птицы зимой. Развивать воображение детей в игре, мышление при решение проблемных вопросов.

Познакомить детей с птицами, занесенные в Красную книгу РТ.

Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

Гагара чернозобая,

цапля,

Беркут,

Дятел

Оформление уголка книги подбор книг о птицах,
Понедельник Социализация / Коммуникация.

Дидактическая игра «Знай и назови».

Самостоятельная деятельность детей.

Художественное творчество — лепка.

Закреплять знания детей названий птиц по описанию. развивать внимание, память, речь.

Закреплять умение передавать в лепке характерные особенности разных птиц, их относительную величину. Учить добиваться более точной передачи формы и пропорций частей, используя усвоенные приемы лепки.

Подборка стихов и загадок про птиц.
Чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин.
Вторник Чтение художественной литературы.

чтение стихов и загадок про птиц.

Социализация / Коммуникация.

Настольно — печатная игра

«Знаешь ли ты зимующих птиц»

Продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение, понимать образные содержания стихов и загадок.

Совершенствовать знания названий птиц. Развивать память, речь, внимание.

Совместные рисунки детей с родителями «Птицы — наши друзья»
Оформление альбома: Зимующие птицы,
Подвижные игры «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова».
Среда Непосредственная образовательная деятельность. Художественное творчество — аппликация. «Сказочные птицы.»

Презентация рисунков детей нарисованные совместно с родителями.

Учить детей соотносить реальные и сказочные образы. Воспитывать любовь к художественному творчеству.

Продолжать формировать навыки творческого рассказывания. Развивать память, речь, воображение.

Жар — птица
Музыка — прослушивание грамзаписи с голосами птиц
Четверг Познание / Коммуникация.

Беседа «Зимующие птицы нашего края»

Презентация «Зимующие птицы»

Развивать внимание, память. обогащать словарный запас. Воспитывать любовь к живым существам.

Закрепить названия зимующих птиц, отмечать их характерные особенности.

Филин, тетерева, овсянка, зимующие, корм. Изготовление кормушек для птиц

акции «Птичья столовая» , «Накормите птиц зимой»

Пятница Выставка совместных рисунков детей и родителей Птицы –наши друзья Участие родителей в развлечении
Конкурс на лучшую кормушку для птиц Лучшая кормушка для птиц. Участие родителей в исзготовлении кормушек для птиц.

Итоговое мероприятие- Конкурс на лучшую кормушку для птиц среди родителей.

Презентация проекта «Птицы – наши друзья» на педагогическом часе в ДОУ.

Рефлексия деятельности.

Работа в рамках проекта позволит раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.

В реализации проектной деятельности дети научатся:

— видеть проблемы;

— задавать вопросы;

— выдвигать гипотезы;

— давать определения понятиям;

— классифицировать;

— наблюдать;

— проводить эксперимент;

— делать выводы и умозаключения;

— доказывать и защищать свои идеи.

— сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять

Проблему дети решают путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам

Показатели сформированности экологической культуры ребенка.

100% детей показывают высокий уровень развития познавательной деятельности. практических навыков помощи птицам зимой; приобрели потребность в общении с представителями мира птиц; в проявлении доброты и чуткости, милосердия и бережного отношения ко всему окружающему.

Дети проявляют инициативу в решении экологических проблем ближнего окружения; проявляют интерес к условиям жизни птиц, оценивают их состояние с позиций «хорошо — плохо;

С желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагируют при встрече с птицами, пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества.

Проявляют готовность оказать помощь, нуждающимся в ней. Контролируют свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Список литературы :

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.
  2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002 г.
  4. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
  5. Иванова А.И. «Живая экология» М., 2006 г.
  6. Кондратьева Н.Н. «Мы»: Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, 2000 г.
  7. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
  8. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки» М., 2002 г.

Приложение

Правила поведения в природе

КАК ПОДКАРМЛИВАТЬ ПТИЦ

  • Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки.
  • Не прибивайте кормушку к стволу дерева.
  • Сметайте с кормушки снег.
  • Не кладите в кормушку куски хлеба, корки мандаринов, макароны. Птицы это не едят! Им нужны семечки подсолнуха, арбуза, тыквы. Можно добавлять к семенам крошки белого хлеба, кусочки не соленого сала.

КАК ОХРАНЯТЬ ПТИЦ.

  • Не бегайте, не шумите в лесу, не беспокойте птиц и зверей.
  • Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда.
  • Не прикасайтесь к гнездам, иначе птицы-родители могут его покинуть
  • Весной вначале лета не берите в лес собаку. Она может поймать плохо летающих птенцов.
  • Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов.
  • Подкармливайте птиц зимой.
  • В начале весны стройте домики для птиц и развешивайте их в садах и парках.
  • Берегите пернатых! Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых давно погубили бы нашу планету.

Продолжительность: три недели (краткосрочный)

Тип: творческо - познавательный

Образовательная область: «Познавательное развитие» , «Художественно- эстетическое развитие» , «Физическое развитие» .

Участники: воспитатели, родители, дети младшей группы.

Актуальность: во время прогулки на участке детского сада, при наблюдении за птицами, дети обнаружили, что птицы зимой не могут добывать корм с земли, из- под коры деревьев (семена, червячки и т.п.) . Они стали задавать вопросы – как им помочь? Чем же они будут питаться зимой?

Кроме этих вопросов у них возникали новые: Как появилась птица? Какие птицы живут у нас в городе?

В связи с этим нами было решено создать в группе проект «Птицы – наши друзья!!!» , чтобы показать и рассказать детям многое о птицах, в том числе, как помочь птицам в зимнее время года.

Цель проекта:

Углублять знания детей о птицах, обитающих в нашем городе; жизни птиц зимой.

Задачи проекта:

  • расширять представление о птицах
  • закреплять знания о птичьих повадках
  • учить различать их по внешнему виду
  • повышать двигательную активность на прогулке
  • развивать наблюдательность, фантазию, творческие способности
  • воспитывать любовь и бережное к окружающей природе
  • обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности
  • создавать партнёрскую, эмоционально благоприятную атмосферу
  • вовлекать родителей воспитанников в педагогический процесс.

Продукты проекта:

  • изготовление кормушек совместно с родителями и детьми, воспитателями
  • выставка книжек – малышек «Птицы» , «Птицы – наши друзья!!!»
  • выставка «Каждой птичке по кормушке» - оформление участка совместно с родителями
  • изготовление плаката «Птицы, окружающие нас!» .

Ожидаемый результат:

  • формирование знаний о птицах, их повадках, отличительных особенностях
  • формировать знания о том, какие птицы чаще всего прилетают к кормушке, чем их надо подкармливать
  • формирование знаний о том, какие птицы обитают в нашем городе
  • реализация партнерских отношений в соответствии с ФГОС
  • создание выставки мини- книжек «Птицы» , «Птицы - наши друзья!»
  • вызывать радость от прогулок и наблюдений за птицами, участия в уходе за ними.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный - чтение, рассматривание сюжетных картинок, наблюдение, разукрашивание картинок птиц нашего города, подвижные игры.
  2. Практический - изготовление кормушек, подготовка корма для птиц; изготовление книжек – малышек «Птицы» , «Птицы- наши друзья!» , создание плаката «Птицы, окружающие нас!»
  3. Итоговый - оформление выставки книжек – малышек и участка (развешивание кормушек, вместе с родителями)

Результаты проекты:

  • Расширили представления о птицах
  • Изготовили кормушки для птиц
  • Создали интересную выставку книжек – малышек «Птицы» , «Птицы – наши друзья!»
  • Создали плакат «Птицы, окружающие нас!»
  • Совместно с родителями потрудились над оформлением участка.

Реализация проекта.

1 ЭТАП (5. 02. – 9.02.) - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

  • Беседа с детьми о птицах.
  • Рассматривание сюжетных картинок на тему «Птицы» .
  • Разукрашивание картинок – птиц нашего города.
  • Чтение произведения Л.Толстого «Птица свила гнездо…» , стихотворения А.Майкова «Ласточка примчалась…» , С.Маршака «Где обедал воробей…»
  • Наблюдение за птицами на прогулке. Беседа о характерных признаках внешнего вида птиц.
  • Подвижная игра «Голуби- воробьи» , «Воробушки и кот» , «Воробушки и автомобиль»

2 ЭТАП (12. 02. - 20. 02.) - ПРАКТИЧЕСКИЙ

  • Изготовление кормушек с родителями и детьми, подготовка корма для птиц
  • Изготовление книжек – малышек «Птицы» , «Птицы- наши друзья!» с помощью родителей
  • Создание плаката «Птицы, окружающие нас!» совместно воспитатели, родители, дети.

3 ЭТАП (21. 02. - 22. 02.) – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

  • Оформление выставки книжек – малышек
  • Оформление участка (развешивание кормушек, вместе с родителями и детьми)
  • Выставка плаката «Птицы, окружающие нас!»