Актуальность проблемы: во время беседы с детьми выяснила, что не все дети знают о зимующих и перелетных птицах, какую пользу они приносят. Зимующим птицам холодно и голодно зимой. Таким образом, возникла проблема: почему одни птицы остаются зимовать, а другие улетают на юг?

Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.

Задачи проекта:

— уточнить и систематизировать представления детей о зимующих и перелетных птицах;
— воспитывать бережное и заботливое отношение к пернатым;
— приучать выражать заботу о птицах;
— развивать эмоциональную отзывчивость, творческие навыки, познавательные способности.

Участники проекта:

Дети средней группы, воспитатели, родители.
Дети вместе с родителями составляют небольшой рассказ о каком-либо пернатом.


Предварительная работа:
— наблюдение за птицами (где живут, чем питаются)
— поисковая работа по подбору иллюстраций, книг по теме «птицы».
— изображение птичьих следов;
— знакомство с литературными произведениями: «Где чей дом» Т. Волжанина, «Разговор птиц весной» Б. Бианки.
— разучивание стихов о птицах: «Синичка» С.Маршак, «Где обедал воробей»
— чтение пословиц, поговорок
— загадывание загадок о птицах.

Рабочий план реализации проекта:

Вид проекта: краткосрочный, итоги представлены в виде творческих работ.
Продолжительность: 2 недели.

Предполагаемый результат:

— дети имеют представление о зимующих и прилетных птицах (почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются зимовать);
— имеют представления о том, какую пользу приносят птицы;
— узнали о том, что с помощью клюва птицы строят гнезда;
— рассказать о том, что птицам трудно найти пищу зимой;
— помогать птицам зимой делать кормушки (насыпать корм);
— умеют устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы.

Сотрудничество с семьями: консультация на тему: «что мы знаем о птицах», оформление детских рисунков.

Продукт проектной деятельности: альбом с рисунками и записанный родителями совместно с детьми рассказ о каком-либо пернатом.

Дальнейшее развитие проекта: по окончании проекта детям было предложено задание на весеннее время года пронаблюдать за перелетными птицами.

Разновозрастная группа

Цель проекта : закрепить ранее полученные знания детей о перелётных птицах; способствовать развитию познавательной активности, любознательности; расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; укреплять отношения между родителями и детьми.

Задачи: расширять и обогащать знания детей о перелетных птицах; учить детей составлять описательный рассказ по картинкам; развивать монологическую и диалогическую речь; развивать мелкую моторику рук; научить выделять и называть их характерные особенности: оперение, размер, голос; развивать наблюдательность, память; формировать доброе отношение к птицам.

Вид проекта : групповой, семейный, краткосрочный.

Сроки реализации : 1 неделя.

Участники проекта : дети от 4 до 6 лет, родители воспитанников и воспитатель.

Актуальность проекта : в современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Проблема:

Недостаточное знание детей о перелётных птицах.

Утрата нравственных форм современных родителей.

Ожидаемые результаты :

1. Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о перелётных птицах;

2. Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им (изготовление скворечников), конкурс- выставка скворечников « Самый лучший скворечник»;

3. Совместная деятельность будет способствовать укреплению отношений между родителями и детьми;

4. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;

5. Активное участие родителей в реализации проекта.

Идеи проекта :

  1. Развитие познавательных способностей дошкольника и родителя.
  2. Проявление интереса детей.
  3. Подготовка родителя к сотрудничеству с воспитателем и ребёнком.

Проект опирается на научные принципы её построения (в соответствии с ФГОС).

Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

Опора на внутреннюю мотивацию: с учётом опыта ребёнка, создание эмоциональной вовлечённости его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха.

Погружение каждого ребёнка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путём использования в работе активных методов и форм обучения.

1 этап: Подготовительный.

Чтение рассказов и стихов о птицах. Рассматривание картинок и иллюстраций с изображениями птиц. Приобщение родителей к совместной деятельности. Дидактические игры.

2 этап: Основной.

Беседа на тему «Берегите птиц!». Чтение художественной литературы о птицах. «Вечер загадок». Узнавание птиц по описанию, по повадкам (клюёт, летает, вьёт гнездо).

Познавательное развитие.

Птицы, которые прилетают весной. (Грач, скворец, ласточка, жаворонок.)

Закрепить знания детей о перелетных птицах и их названиях: грач, скворец, жаворонок, ласточка. (Дети слушают рассказы и стихи о птицах, рассматривают картинки и иллюстрации, находящиеся в группе на доске.)

Художественно-эстетическое развитие. Конструирование

Домики для птиц (из конструктора, имеющегося в группе).

Учить делать несложные постройки и обыгрывать их. Развивать навыки анализа и сравнения, сравнивать по виду, месту обитания, особенностями жилища, питания, выведения птенцов.

Речевое развитие.

Заучивание и чтение стихотворений о перелётных птицах, обсуждение пословиц и поговорок, примет о птицах. Отгадывание загадок о птицах. Чтение художественных произведений о птицах

К.Д. Ушинский «Ласточка»; Н.Сладков «Грачи прилетели»; В. Жуковский «Жаворонок»; А.Плещеев «Сельская песенка»; О.Высотская «Журавли»; А.Майков «Ласточка примчалась»; Н. Сладков «Ласточка».

Художественно-эстетическое развитие. Рисование.

Прилет птиц.

Учить сравнивать и передавать в рисунке характерные черты строения птиц; показать красоту перелетных птиц и их птенцов.

Художественно-эстетическое развитие. Лепка.

Показать красоту природных объектов: перелетных птиц и их птенцов; создавать декоративные композиции из фигурок птиц, деревьев, гнезд, «Птичий двор»; развивать мелкую моторику.

3 этап: Заключительный.

Подведение итогов по реализации проекта «Перелетные птицы».

Выставка рисунков детей, поделок. Выставка скворечников.

Вывод .

Дети в результате проведённой работы получили много новой информации о перелётных птицах. Узнали о их жизни, о повадках и различиях птиц. С большим удовольствием лепили и раскрашивали птиц. Принимали участие в изготовлении скворечников, что помогло укрепить взаимоотношения родителей и детей. Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами, сообщениями о птицах, приготовленными родителями. Главный результат проекта - это усвоение детьми, что все: и дети, и взрослые должны помогать птицам. Дети с гордостью показывают свои скворечники, которые находятся на участке, всем гостям. Они стали более отзывчивыми и добрыми.

Экологический проект «Перелётные птицы». Участники - страница №1/1

Экологический проект

«Перелётные птицы».
Участники: дети средней группы (4-5лет).

По доминирующей деятельности: игровой, познавательный, творческий.

По количеству участников: групповой.

Характер контактов: среди детей одной группы.

По продолжительности: среднесрочный (2 недели).

Участники: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.

Актуальность проекта: На нашей планете в последнее время всё чаще наблюдаются серьёзные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого - деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесию. Поэтому, чтобы человек задумывался над своим отношением к окружающему миру, мы - педагоги ДОУ, должны с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т. е. осознать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа, мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя. Одним словом, мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая каким образом, жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга.

Проведенная предварительно диагностика показала, прежде всего, ребенок не знает всех птиц, какую пользу приносят птицы, что для птиц вредно, а что полезно.

Для достижения цели и реализации задач, поставленных в проекте, было проведено анкетирование родителей по теме: «Перелётные птицы». Анкета позволила сделать следующие выводы: в большинстве семей нашей группы домашних животных и птиц нет (из 25 семьей только в трёх есть птицы попугаи). Следовательно, не созданы условия для воспитания и любви к птицам, общения с ними. Также было выяснено, что дети желали бы завести дома какое-нибудь домашнее животное или птицу, но дети получали отказ. Не следует забывать, что домашнее животное в семье - это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится заботиться, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества.
Цель проекта: Формирование у детей представлений об особенностях жизни перелётных птиц, развитие познавательного интереса к родной природе, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:


  1. Расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелётных птиц.

  2. Расширить и закрепить представления о жизни перелётных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после перелёта.

  3. Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».

  4. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы.

  5. Воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность.

  6. Активизировать совместную деятельность родителей и детей.

  7. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, физическая культура.

Предполагаемый результат:


  • У детей сформируются знания о жизни перелётных птиц в природных условиях.

  • У детей сформируется устойчивый интерес к живой природе.

  • Дети смогут применять полученные знания в продуктивной деятельности.
Этапы проекта.

1 этап. Организационный


Проектная деятельность

Задачи

Сроки реализации

Изучение уровня знаний по теме

Определить актуальные знания детей о перелётных птицах

За неделю до начала проекта

Подбор методической литературы

Методическое обеспечение проекта



Подбор художественной литературы

Информационное обеспечение проекта

В течение недели до начала проекта

Изготовление дидактических пособий по теме

Обеспечение проекта наглядными материалами

В течение недели до начала проекта

Написание конспектов занятий

Планирование предстоящей работы

В течение недели до начала проекта

2 этап. Планирование деятельности.

Проектная деятельность

Задачи

Сроки реализации

Д/и «Назови перелётных птиц», «Назови птенцов перелётных птиц»

Активизировать в речи названия перелётных птиц и их птенцов.

1 день

Чтение рассказов Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Г. Снегирёв «Птицы наших лесов».

Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову.

2 день

П/и «Птицы, гнёзда, птенцы», «Стайка», «Птица раз, птица два»

Учить детей подражать голосу птицы.

2 день

Рисование «Скворца».

Учить рисовать птиц, передавая их характерные особенности их внешнего вида. Развивать воображение.

3 день

Загадки о перелётных птицах.

Учить детей отгадывать загадки о птицах, построенные на описании и сравнении.

3 день

Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Развивать связную речь, активизировать глагольный словарь и словарь признаков.

4 день

Лепка «Птица».

Учить детей лепить птицу, передавая овальную форму её туловища, передавая форму головы, клюва. Развивать образные представления.

4 день

Консультация для родителей «Хочу всё знать»

Познакомить родителей с требованиями программы по теме «Перелётные птицы».

4 день

Прослушивание музыки, подражающая голосам птиц.

Учить воспринимать и подражать голосам птиц с помощью музыкальных произведений.

5 день

Аппликация «Скворечник».

Учить создавать изображение скворечника, с помощью аппликации.

5 день

Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков «Перелётные птицы»

Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Учить применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.

5-8 день

Выставка книг по теме «Перелётные птицы» с иллюстрациями.

Формировать интерес к книге. Объяснить, как важны в книге рисунки, показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.

6 день

Беседа о жизни перелётных птиц, чем питаются птицы, где выводят потомство, зачем птицам перелёт в тёплые края.

Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

6 день

Д/и «Кто как говорит?»

Активизировать глагольный словарь. Развивать способность к подражанию голосам птиц.

7 день

Заучивание потешки «Птички - невелички...», пальчиковая гимнастика «Птицы»

Развивать выразительность речи, развитие моторики рук.

7 день

Рисование «Лебедя».

Продолжать учить в процессе рисования передавать характерные особенности внешнего вида птиц

8 день

Д/и «Кто где живет?».

Учить детей называть, где какая птица живёт.

8 день

Создание альбома для рассматривания «Перелётные птицы».

Обобщить представления детей о характерных особенностях внешнего вида перелётных птиц.

8-9 день

Чтение стихов о птицах и разучивание стихотворения.

Развивать выразительность речи

9 день

Лепка «Почему у цапли длинные ноги?».

Закрепить умение лепить птиц, передавать особенности их внешнего вида. Учить объединять работы в композицию.

9 день

Д/и «Чей хвост?», «Чей клюв?»

Расширить словарь прилагательных и существительных по теме «Перелётные птицы».

9 день

3 этап. Заключительный

Проектная деятельность

Задачи

Сроки реализации

Развлечение «Перелётные птицы».

Обобщить и систематизировать знания о птицах. Формировать устойчивый интерес к живой природе.

10 день

Выставка детских работ.

Представить результаты совместного творчества детей и родителей.

6-10 день

Презентация диска для рассматривания «Перелётные птицы нашего леса» для детей группы раннего возраста.

Способствовать желанию рассказывать о птицах, выражать свои эмоции.

10 день

Литература

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

  2. Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада / под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

  3. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

  4. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

  5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

  6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. - М.: Просвещение, 1987.

  7. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение, 1982.

  8. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

  9. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

  10. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

  11. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

  12. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Просвещение, 1981.

  13. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения (Основы коммуникации): Программа развития личности ребёнка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками. СПб.: ЛОИУУ, 1996.

  14. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Владос, 2000.

  15. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. - М.: Баласс, 2001

  16. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет [Текст]: Воронеж: издательство «Учитель», 2002.

  17. Воронкевич О.А Добро пожаловать в экологию [Текст]: Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2004.

  18. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом [Текст]: Москва - ТЦ Сфера, 2001

  19. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду [Текст]: Москва – «ТЦ Сфера», 2004

  20. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе [Текст]: Москва – издательство АРКТИ, 2005.

  21. Коллектив авторов: Прохорова Л.Н., Кузнецова Н.В., Скрипченко Л.С., Балакшина Т.А., Тукмакова Е.В., Степанова Л.М. Экологическое воспитание дошкольников [Текст]: - АРКТИ – М., 2003.

  22. Коллектив авторов: Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А. [Текст]: Санкт-Петербург – «Детство-Пресс», 2002.

  23. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст]: Москва – «ЦГЛ», 2003.

  24. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст]: Москва – «Издательство Гном и Д», 2005

  25. Скоролупова О.А. Весна. Насекомые. Перелетные птицы [Текст]: Москва- «Издательство Скрипторий 2003», 2004.

  26. Скоролупова О.А. Лето [Текст]: Москва- «Издательство Скрипторий 2000», 2004.

  27. Скоролупова О.А. Домашние животные и дикие животные средней полосы России [Текст]: Москва- «Издательство Скрипторий 2003», 2004.

  28. Скоролупова О.А. Вода [Текст]: Москва- «Издательство Скрипторий 2000», 2003.

Интегративный блок: формирование целостной картины мира, аппликация.

  • учить детей составлять описательный рассказ по картинам;
  • учить правильно составлять изображение из частей.

Задачи: познакомить детей с перелетными птицами средней полосы России; развивать монологическую и диалогическую речь; учить образовывать приставочные глаголы; развивать мелкую моторику; учить правильно составлять изображение из частей; находить место той или иной части в аппликации, аккуратно наклеивать.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением весенних пейзажей, фотографии перелетных птиц: грачи, скворцы, соловей, жаворонок; бумага, ножницы, клей.

Ход занятия

Педагог: Ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами побеседуем о перелетных птицах – птицах, которые улетают от нас осенью в теплые края и весной возвращаются к нам обратно. Сейчас я расскажу вам интересную историю, которая произошла в начале весны. Называется она “Весенняя песня”. Послушайте, пожалуйста, внимательно.

Весенняя песня

Это случилось давным-давно. Прилетела с юга в наши края весна-красна. Собралась она леса в зеленую листву нарядить, на лугах пестрый ковер из трав и цветов раскинуть. Да только никак зима уходить не хочет, понравилось ей у нас гостить.

  • Когда ты к себе на север уйдешь? – спрашивает ее весна.
  • Подожди, - отвечает зима, - твое время еще не пришло.

Ждала, ждала весна и ждать устала. А тут еще все птицы, звери и насекомые стали просить ее:

Прогони зиму, заморозила она нас совсем, дай погреться на солнышке, поиграть в зеленой траве.

Вновь весна спрашивает зиму:

Скоро ты уйдешь?

А зима хитра; вот что придумала.

Старая стала, - отвечает весне, - все месяцы перепутала, не помню, когда мой срок наступает в дальний путь собираться. Давай так договоримся: как запоет по-весеннему первая перелетная птица, так я и отправлюсь на север.

Согласилась весна и стала с нетерпением ждать птиц, которые прилетают к нам весной.

Первые стаей прилетели грачи . Грач – это птица крупных размеров, с большими сильными лапами и изогнутым книзу клювом; с черным оперением. Грачи прилетели на родину, несмотря на то, что еще холодно, сыро и мало корма. Распустили они крылья, кричат, шумят, зовут весну.

Слышишь, как грозно грачи кричат? – говорит весна зиме. Но зима и слушать не стала.

Да разве это пение? – ответила она. У меня снегири и клесты с утра до ночи в лесу кричат. Я это за пение не считаю.

Загрустила весна, но скоро стая скворцов прилетела. Окраска перьев у них черная с фиолетовым отливом, клюв у скворца мощный, а на голове черный хохолок.

Скворцы, узнав про хитрую зиму, взлетели на дерево и запели. Далеко по лесу разнеслась веселая весенняя песня скворцов.

Слышишь, как радостно поют скворцы? Пора тебе уходить, - говорит весна зиме.

А зима только рукой махнула.

Послушай, - отвечает она, - когда в метель скрипят старые сосны и ели, еще забавнее получается. Скворцы твои плохо поют. Какая же это песня? Вздохнула весна. Пришлось ей другого певца искать.

А тут, откуда ни возьмись, соловей прилетел. Соловей – маленькая птичка, перья серенькие, клюв несильный, но какой хороший лесной артист.

Долго мы тебя ждали! – говорит весна соловью. – Надеемся, ты нам поможешь зиму прогнать.

Раздалась весенняя песня соловья, которую было слышно не только в лесу, но и в полях, и во всей округе.

Ой, как звонко и красиво соловей распелся, - говорят люди в соседней деревне, - значит, скоро тепло настанет.

Полетела весна к зиме.

Слышишь, как громко поет в лесу соловей? Люди в деревне говорят, что это к теплу он так распелся; значит, пора тебе улетать домой – на север.

А какое тебе дело до людей? – отвечает зима. Ты заставь всех птиц петь радостно, по-весеннему, тогда я и уйду.

Ничего не ответила ей весна. Загрустила сильно, думает, какого певца найти, чтоб зима не сумела отговориться.

Так ничего и не смогла придумать весна за целый день. Опять наступила ночь, а за нею утро. Из-за дальнего леса медленно взошло солнышко. Оно осветило леса и поля, еще покрытые снегом. Вдруг с ветки одного из деревьев взлетел жаворонок. Жаворонок – серая птичка, немного крупнее воробья. Благодаря серой окраске он умеет затаиваться на земле так, что становится совершенно незаметным. На лапках у него задние пальцы имеют длинные прямые когти, которые дают устойчивость птице.

Жаворонок затрепетал крылышками и стал медленно подниматься все выше и выше. И вот с голубой высоты полилась на землю его радостная звенящая песня.

В этой песне слышался и тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка, и весеннее пробуждение природы, и еще что-то такое светлое, радостное, что словами и передать нельзя.

Далеко-далеко разнеслась песня жаворонка по полям, по лугам и даже глухим местам трущобам.

Заслышав эту весеннюю песню, торопливо вылезли из своих норок, из щелок, из трещинок все, кто скрывался от зимнего холода. Жучки, паучки, букашки выбирались на солнышко, грелись, расправляли крылышки, усики, ножки. Вылез из норки худой и голодный еж; даже огромный медведь заворочался с боку на бок в своей берлоге.

Все звери, птицы, насекомые слушали долгожданную песню жаворонка и думали об одном: что сейчас уже не страшен зимний холод, что нечего его бояться, потому что наступают светлые весенние дни.

А жаворонок все пел, поднимаясь выше и выше. Яркое солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звездочкой, вторым крохотным солнышком.

Что же, и это не песня? – Спросила весна зиму.

Но зима ничего ей не ответила: она собиралась в дальний путь – на север.

Вопросы педагога.

  1. Ребята, вам понравился рассказ? Как он называется?
  2. О каких временах года говорилось в рассказе?
  3. Хотела зима уходить? Какое условие поставила зима весне?
  4. Какие птицы прилетели первыми?
  5. Какие птицы прилетели вторыми?
  6. Какая птица прилетела третьей?
  7. Какая птичка спасла все живое от суровой и долгой зимы?

Физкультминутка “Скворечники”

Распилю пилой дощечки:
Вжик-вжик, вжик-вжик.
(Пилим дощечки).
Сколочу из них скворечник:
Тук-тук, тук-тук.
(Работаем молоточком).
Прилетайте, птицы, в гости
К нам, к нам.
(Обеими руками зовем птиц к себе).
Я скворечники развешу
Тут и там (движение вправо),
Тут и там (движение влево).

Педагог: Ребята, вы любите путешествовать? Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие в весенний лес. Давайте вспомним правила поведения в лесу: лес – дом животных и птиц, мы с вами гости леса. В лесу нельзя шуметь, оставлять мусор, ломать ветки деревьев, рвать охапками цветы. И тогда лес встретит нас как гостеприимный хозяин: порадует полевыми цветами, сочными ягодами, радостным щебетанием птиц. Нельзя шуметь возле птичьих гнезд: птица может испугаться, улететь и не вернуться в гнездо, а ее птенчики погибнут с голоду.

Итак, мы с вами решили понаблюдать за птицей и остановились немного подальше от гнезда.

Птица из гнезда вы летела и дальше по летела. Гнездо вокруг об летела и от гнезда от летела. За дерево за летела, из-за дерева вы летела и вдаль у летела. Потом при летела и в гнездо за летела.

Речевая игра “Чего не бывает”

  1. Птенцы
  2. высиживают яйца.
  3. Из яиц птиц вылупились крокодильчики .
  4. Дети сделали для аистов скворечники.
  5. Тело птиц покрыто шерстью .
  6. Животные
  7. строят гнезда.
  8. Скворец живет в будке .

Речевая игра “Скажи наоборот”

(подбор антонимов)

  1. Зимой холодно, а весной … тепло.
  2. Птицы могут летать высоко и … низко.
  3. Перелетные птицы осенью улетают, а весной … прилетают.
  4. Зима ушла, а весна … пришла.
  5. Зимой дни короткие, весной … длинные.
  6. Птицы поют утром громко, а вечером … тихо.
  7. Зимой солнце тусклое, а весной … яркое.
  8. Зимой погода часто пасмурная, а весной … солнечная.

Ребята, сейчас мы отправимся в наши творческие мастерские, превратимся в маленьких волшебников и сделаем аппликацию “Перелетная птичка”.

Давайте подготовим наши руки к работе и проведем пальчиковую гимнастику. Большой палец “здоровается” с каждым поочередно, начиная с мизинца:

Птичка крылышками машет,
Птичка зернышки клюет,
Птичка ветки собирает,
Птичка гнездышко совьет.

Сейчас мы вместе вспомним части тела птицы: голова, клюв, шея, туловище, лапы, крылья.

В конвертах у каждого из вас находятся вырезанные из бумаги части тела птички. Сначала вам нужно будет расположить изображение птицы на бумаге (демонстрация образца).

Итак, отправляемся в творческую мастерскую: сначала – девочки, потом – мальчики.

Открываем конверты, располагаем изображение на бумаге. Открываем клей-карандаш, аккуратно наклеиваем сначала туловище, потом – голову и клюв. Прижимаем изображение салфеткой.

После занятия мы разместим все работы на доске и посмотрим, какая замечательная стая птиц у нас получилась.

Педагог: О чем мы с вами беседовали на сегодняшнем занятии?

Что вам запомнилось из нашего занятия?

Молодцы, ребята, вы хорошо занимались!

Список литературы

  1. Веракса Н.Е. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
  2. Вахрушев А.А. Здравствуй, мир! М.: Баланс, 2006 г.
  3. Лифц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. М.: Айрис-Пресс, 2010 г.
  4. Агронович З.Е. Времена года. М.: Детство-Пресс, 2004 г.
  5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 2010 г.

Прогулка на участке детского сада
“Наблюдение за птицами”

Цель: расширить представления детей о перелётных птицах.

Ход наблюдения/

  1. Рассказать детям о том, что птицам стало тепло, но земля ещё холодная, им нечего есть: нет ни травинок, ни червячков, ни мошек.
  2. Нам надо ещё подкармливать птиц.
  3. Насыпать в кормушки зёрен, крошек, семечек.
  4. Учить детей заботиться о птицах.

Возвращаются скворцы -
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.

Т. Ладонщиков

Какие птицы прилетают к нам на участок?

А скворцы - зимующие или перелётные птицы?

Где живут скворцы, когда прилетают из тёплых стран?

А есть ли у нас такой домик?

Для чего скворцам нужен скворечник?

Давайте сейчас понаблюдаем за нашими скворушками. Что они делают?

Рассказать о заботе птиц о своём потомстве.

Отметить строение тела птиц, их повадки.

Если во время прогулки в парке вы увидели скворцов, знайте, что весна наступила. Эти птицы прилетают к нам, когда снег ещё лежит на земле. Обратите внимание детей на пёстренькие пёрышки скворцов, на то, как суетятся они, устраивая гнёзда в своих домиках-скворечниках: носят былинки, делают мягкую подстилку.

На шесте – весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец -
Он и лётчик, и певец. (Скворец)

Учимся наблюдать за изменениями в природе

Расскажите детям, что скворцы, грачи, зяблики не только радуют нас своими песнями и украшают наши парки и леса, но и охраняют зелёные насаждения от вредителей, сберегают урожай на полях, в садах и огородах. Покажите детям скворечники, которые развешены для птиц, расскажите о том, что никогда нельзя трогать птичьи яйца и птенцов, если гнездо с ними устроено в траве.

Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают “стайками”, все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются “клином” в виде треугольника; другие выстраиваются “цепочкой”, в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Игры

Игровое упражнение “У кого кто?”

У грача – грачонок - грачата.

У утки – утёнок - утята

У лебедя – лебедёнок - лебедята

У соловья – соловьёнок - соловьята

У журавля – журавленок - журавлята

У дрозда – дроздёнок - дроздята

У чижа – чижонок - чижата.

У аиста – аистёнок - аистята

У скворца – скворчонок - скворчата.

Игровое упражнение “Кто о ком заботится?”

Аист заботится об аистятах.

Грач заботится о грачатах.

Журавль заботится о журавлятах.

Лебедь заботится о лебедятах.

Чиж заботится о чижатах.

Соловей заботится о соловьятах.

Дрозд заботится о дроздятах.

Утка заботится об утятах.

Скворец заботится о скворчатах.

Гусь заботится о гусятах.

Игровое упражнение “Чей хвост у кого?”

Журавлиный хвост у кого? (Журавлиный хвост у журавля)

Грачиный хвост у кого? (Грачиный хвост у грача)

Лебединый хвост у кого? (Лебединый хвост у лебедя)

Утиный хвост у кого? (Утиный хвост у утки)

Гусиный хвост у кого? (Гусиный хвост у гуся)

Аистиный хвост у кого? (Аистиный хвост у аиста)

Соловьиный хвост у кого? (Соловьиный хвост у аиста)

Игровое упражнение “Кто кем станет?”

Грачонок станет грачом.

Соловьёнок станет соловьём.

Скворчонок станет скворцом.

Лебедёнок станет лебедем.

Утёнок станет уткой.

Аистёнок станет аистом.

Журавлёнок станет журавлём.

Упражнение “Отгадай и присядь”

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.

Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение “Скажи одним словом”

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

Упражнение “Продолжи предложение, найди причину”

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.

Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Приложение 1 (загадки для перелетных птиц)

Приложение 2 (стихи про птиц)

Приложение 3 (народные приметы про перелетных птиц)

Приложение 4 (описание птиц)

Приложение 5 (музыкальный досуг "Прилетайте, жаворонки")

Приложение 6 (план реализации подпроекта "Перелетные птицы")

Приложение 7 (экологическая газета "Прикоснись к природе сердцем")

Птицы

Возраст детей: 5-6 лет.

Тип проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: с 20.03.14- 01.04.14г.

Актуальность проекта:

Экологическое воспитание дошкольников возможно при определённых условиях:

Формирование элементарных экологических представлений о природе (о животных и растениях как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы);

Воспитании гуманно- деятельного отношения к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определённых норм поведения.

Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами,выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.

Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.

Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицей. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.

Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых мы никогда не слышали, да, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти,- с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Я глубоко убеждена, что прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Цель проекта:

Способствовать расширению и углублению представлений детей о разновидностях птиц,формированию бережного отношения к ним.

Задачи:

Сформировать представления:

О жизни птиц,их разновидностях;

О строении разных птиц;

О развитии птиц;

Об изменении жизнедеятельности птиц в разные времена года;

Развивать познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания,умения, навыки.

Вызвать интерес у детей к птицам, желание оберегать, заботиться о них.

Расширять представление о том как описывают птиц поэты и писатели.

Активизировать совместную деятельность родителей и детей.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы;

Предполагаемый результат:

Выставка детских работ (лепка, аппликация, рисование, поделки…)

Совместные работы родителей и детей

Речевое творчество детей

Дидактические игры и пособия

Досуг «День птиц»

Образовательные области

Цели

Познание

Способствовать расширению у детей знаний и представлений об разнообразии птиц, особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, повадках и приспособлениях к среде обитания.

Активизация внимания,памяти детей, развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщения.

Подвести детей к пониманию того,что в природе всё взаимосвязано и нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения.

Поддерживать стремление детей расширять способы наблюдения за птицами,

Создание альбома для рассматривания «Перелетные птицы»

Дидактические игры:

Сюжетно-ролевые игры:

«Птичий двор».

Театрализация:

«Где обедал воробей».

Речевое развитие

Содействовать:

Расширению и активизации словаря детей старшего дошкольного возраста по данной теме;

развитию речевого творчества;

развитию связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Заучивание потешки «птички-невелички», закличек «жаворонушки», «Весна-весна красная», пальчиковая гимнастика «птицы»,

Социально-коммуникативное развитие

Обогащать игровой опыт и способы игрового сотрудничества;

Умение детей соблюдать правила связанные с ролью;

Воспитывать творческую самостоятельность;

Способствовать:

становлению самостоятельности, целенаправленности, и саморегуляции собственных действий;

развитию эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формированию основ безопасного поведения в природе;

формированию эмоционального,чуткого отношения к птицам через произведения художественной литературы;

Дидактические игры:

«Один-много», «Назови ласково», «Счет птиц» , «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», « Узнай по голосу», «Что едят птицы».

Н/и «Разрезные картинки». «Лабиринт «Зимующие птицы».

Сюжетно-ролевые игры:

«Птичий двор».

Театрализация:

«Где обедал воробей».

Художественно-эстетическое развитие

Способствовать:

Развитию продуктивной деятельности детей;

(использовать широкий спектр материалов и приёмов)

развитию детского творчества;

развитию эстетического восприятия;

Аппликация нетрадиционной формы для выставки в детском саду «Грач», «Ласточка», «Лебеди», «Орёл».

- конструирование из бумаги «Грачи прилетели»

Лепка «Птица»

Ручной труд «Птенчики в гнёздышке»

Физическое развитие

Обогащать двигательный опыт детей и умение самостоятельно его использовать;

Способствовать формированию умения самостоятельно организовывать подвижные игры;

Развитию координации движений, крупной и мелкой моторики;

Комплекс утренней гимнастики «Прилетели птицы»

- П/и «Птицы, гнезда, птенцы», «Стайка», «Птица раз, птица два», «Птички в гнездышках», «Жаворонок», «Утица», «Сова».

Физминутка: «Воробей.»

Пальчиковая гимнастика

Итог проекта:

Дети начнут проявлять интерес к окружающей нас природе, замечать ее красоту, и не только в отношении птиц, станут более бережно относиться ко всему живому и друг другу, повысится уровень знаний детей, обогатится словарный запас.

Методы проекта:

Наблюдение,беседа, проблемные вопросы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, технология моделирования, слушание аудиозаписи.

Формы реализации проекта:

Познавательная деятельность

Продуктивная деятельность

Экскурсии

Дидактические игры

Экологические викторины

Предварительная работа:

Беседы о птицах «Что мы знаем о птицах»

Чтение художественной литературы

Этапы проекта

Этапы

Действия педагогов

Действия детей

Действия членов

семьи

Подготовительный

(формулировка проблемы,планирование, прогнозирование результатов,продуктов проекта.)

Задачи:

Определить актуальные знания детей о птицах. ,вызвать интерес к решению поставленной задачи.

Методическое обеспечение проекта.

Информационное обеспечение проекта.

Обеспечение проекта наглядными материалами.

Планирование предстоящей работы.

Выявить уровень знаний по данной теме с помощью бесед,опросов.

Демонстрация иллюстраций по теме.

Подбор художественной литературы

Изготовление, подбор дидактических пособий по теме

консультации.

Рассматривают иллюстрации. Обсуждают,

Высказываются по данной теме. Наблюдают за птицами на прогулке и в выходные дни вместе с родителями. Под руководством педагогов принимают решение проверить правильность своих ответов.

Вместе с детьми рассматривают иллюстративный материал и наблюдают за объектом исследований –птицами. Читают предложенную художественную литературу.

Деятельностный

(непосредственная

Деятельность по проекту, поэтапная оценка)

Задачи: Обобщить представления детей о характерных особенностях птиц.

Развивать выразительность речи, моторику рук.

Формировать представление о том, что птицы приспосабливаются к изменениям погодных условий. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Проведение занятий,бесед о птицах;

Приморья;

Обсуждение рассказов о птицах. Определение игрового пространства, игровой мотивации;

Подбор игр;

Участие в играх вместе с детьми.

Организация конкурса рисунков;

Подготовка и проведение конкурса чтецов.

Знакомство с птицами;

Экскурсия в парк и по территории детского сада.

Обсуждение иллюстраций, открыток о птицах;

Чтение и заучивание наизусть стихотворений о птицах;

Сочинение рассказов,загадок детьми о птицах. Участие в игре: «Угадай, что за птица?» (теневые изображения);

Участие в дидактических, развивающих, речевых, подвижных играх. Конкурс чтецов: «Поэтические строки о птицах.

Участие в экскурсии;

Помощь в изготовлении фигурок, теневых изображений птиц. Чтение стихов о птицах. Загадывание загадок о птицах. Участие в играх;

Помощь в изготовлении пособий к играм Участие в конкурсе рисунков;

Помощь в изготовлении декораций;

Участие в конкурсе чтецов: «Поэтические строки о птицах.

Завершающий

(подведение итогов)

Задачи:

Развивать творческие способности. Воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности. Повышать степень социализации личности

Размещает информацию о проекте и его результатах. Организует презентацию детских работ для родителей и детей. После презентации помещают детские работы в развивающую среду. Досуг «день птиц» Организуют обсуждение новых знаний и умений. Принимают решение о перспективах проекта.

Показывают свои работы родителям. Под руководством педагога закрепляют новые знания о птицах. Участие в досуге «День птиц»

Знакомятся с продуктами детской деятельности.

Приложение

Вечер загадок

Верст не считали

По дорогам разъезжали,

А за морем бывали... (перелетные птицы)

Эту птицу знает всякий

На месте его дворец

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день... (скворец)

Кто без нот и свирели

Лучше всех заводит трели? (соловей)

Гости приходят весной,

А уходят осенью... (перелетные птицы)

Шея тонкая и ноги,

Не боясь воды и капли,

Рыб, лягушек ловят много

Клювом длинным. Это... (цапли)

Начинает песни в мае,

Трели льются средь ветвей,

Всё вокруг ему внимает!

А певец тот... (соловей)

Весной и летом

За пахарем ходит,

А под зиму

С криком уходит... (грач)

Будто крошечный звонок... (жаворонок)

По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон птица.

Для деревьев наших врач-

Насекомых ест всех... (грач)

Окраской - серовата,

Повадкой - воровата,

Крикунья хрипловатая.

Известная персона

По имени... (ворона)

Эта птица желтого цвета,

Ярким солнцем она согрета.

Песнь красива ее и долга-

Флейтой свищет в лесу..(иволга)

Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счет годам ведут... (кукушки)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится

Не орел, но все, же птица... (воробей)

Всех приметных птиц черней,

Чистит землю от червей

Вдоль по пашням мчится вскачь

А зовется птица... (грач)

На месте - дворец,

Маленький мальчишка,

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

В поле ночует,

Коноплю ворует... (воробей)

Это хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекозится белобока

А зовут её... (сорока)

Черный, кричит: «Кра»

Червякам враг... (грач)

Конспект занятия по конструированию из бумаги «Грачи прилетели»

Цели:

Развивать навыки конструированию из бумаги по схеме.

Учить придерживаться предложенной в схеме последовательности выполнения поделки.

Учить украшать поделку « оживлять» ее с помощью рисования или аппликации.

Развивать интерес к искусству оригами.

Материал: квадратные листы бумаги (от 10 до 15 см) черного или темно-синего,темно-фиолетового цвета. Схема, на которой указана последовательность изготовления грача.Ножницы, клей, цветная бумага.Краска и кисти для рисования.

1 часть. Рассказ воспитателя.

Воспитатель:

Мы с вами уже не раз убеждались, что один и тот же предмет, или животное, или явление природы можно изобразить разными способами и получить очень выразительное, красивое изображение.

Я сегодня предлагаю вам сделать грачей из бумаги в хорошо вам известной технике оригами.

2 часть. Воспитатель.

Давайте внимательно рассмотрим схему, которую я вам приготовила. Какую базовую модель мы будем использовать? Верно, «простой треугольник» . Это одна из самых простых моделей, вы умеете ее делать правильно и аккуратно.

1.Сгибаем квадрат по диагонали, аккуратно совмещая углы; придерживая их пальцами левой руки, правой делаем четкий, аккуратный сгиб. Получается базовая модель « простой треугольник».

2.Получившийся треугольник располагаем большой стороной вниз. Мысленно намечаем линию сгиба недалеко от большой стороны. Линия сгиба идет в том же направлении, что и большая сторона. Отгибаем верхний внешний угол треугольника по направлению к себе вниз по намеченной линии сгиба. Результат показан на рисунке.

3.Серым цветом обозначен отогнутый угол.

4.Образовавшиеся при большей стороне уголки сгибаем пополам кверху. Намеченные линии сгиба показаны пунктиром.

5.Делаем вертикальный сгиб по диагонали. Разворачиваем фигурку так, чтобы она « встала на ножки».

6.Верхний левый угол отгибаем сначала вперед, потом назад, потом заправляем внутрь.

7.Вот такой получился грач!

3 часть. Предлагает детям самостоятельно выполнить поделку. Задача воспитателя не показывать последовательность работы ребенку, а учить его работать со схемой, учить читать чертеж: «Посмотрите внимательно на схему: что ты сделал неправильно? Подумай. А что ты должен сделать дальше?»

После выполнения поделки дети могут украсить ее, приклеив глаза, сделав клюв желтым с помощью аппликации или красок, вырезать из бумаги червячка.

Физминутка : ВОРОБЕЙ

Пальчиковая гимнастика:

«Синички»

«Кормушка»

« Птички»

Комплекс утренней гимнастики «Прилетели птицы» (без предметов)

I Ходьба. Бег. Ходьба на носках (руки в стороны), на пятках (руки за головой), приставным шагом в правую сторону (руки на поясе). Бег, подскоком. Ходьба. Построение в звенья.

II Комплекс общеразвивающих упражнений «Прилетели птицы»

1. «Проба крыла». Исходное положение - основная стойка, руки, вдоль туловища. Размахивать руками вверх-вниз, после нескольких движений вернуться в исходное положение. Повторить 8 раз.

2. «Хлопки крыльями впереди». Исходное положение - стоя, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. Раскачивать руки вперед-назад с хлопками впереди. Во время хлопка говорить «Хлоп!» Упражнение повторить 8 раз.

3. «Хлопки крыльями». Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. 1 - повернуться вправо, хлопнуть прямыми руками, сказать «Хлоп!» - вернуться в исходное положение. 3 - повернуться влево и тоже хлопнуть. Упражнение повторить 6 раз.

4. «Размах крыльев». Исходное положение- ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1-2 - скрестить прямые руки перед собой, сказать. 3-4 - развести руки в стороны. Повторить упражнение 6 раз.

5. «Чистим ножки». Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки опущены. 1-2 - наклониться вперед, отвести руки назад. 3-4 - вернуться в исходное положение. Упражнение повторить 6 раз.

6. «Разминаем ножки». Исходное положение- основная стойка, руки на поясе. 1-2 - присесть, вытянуть руки вперед, сказать «сели». 3-4 - вернуться в исходное положение. Повторить 8 раз.

7. «Хлопки крыльями под ногой». Исходное положение - лежа на спине. 1 - поднять прямую ногу вверх, хлопнуть под ногой, сказать «Хлоп!» - вернуться в исходное положение; 3, 4 - так же хлопнуть под другой ногой. Повторить 6-8 раз.

8. «Прыжки» Исходное положение – ноги параллельно, руки на поясе. Сделать 8 прыжков, ходьба на месте, вновь 8 прыжков. Повторить 2 раза

III Ходьба. «Петух» 1 – поднять руки в стороны (вдох), 2 – хлопнуть руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох). Ходьба.

Усложнение на вторую неделю.

Усложнить упражнение 3. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. 1 – наклон вперед - вниз, хлопнуть за правой ногой, 2 – исходное положение 3,4 - так же хлопнуть за левой ногой. Повторить 6 – 8 раз.

Кроссворд с загадками (номер загадки соответствует номеру строки кроссворда, в которую нужно вписать ответ):

1.У меня ходули - не страшит болото.

Лягушат найду ли - вот моя забота... (цапля)

2.Чёрен конь за морем бывал;

Спереди шильце, сзади вильце,

На груди белое полотенце…(ласточка)

3.Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу,

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой... (снегирь)

4.На месте - дворец,

Во дворе - певец... (скворец)

5.Всех прилетных птиц черней, Чистит пашню от червей...(грач)

Поэтические строки о птицах

СВИРИСТЕЛИ

Прилетели свиристели, заиграли на свирелях,

Засвистели: «Свир-свир! Мы в лесу устроим пир!

Пусть опали с веток листья, шелестит осенний дождь,

Мы клюем рябины кисти - лучше ягод не найдешь!»

СОЛОВЕЙ ТРЯСОГУЗКА

В зелени ветвей Трясогузка, трясогузка -

Соловушка-соловей Полосатенькая блузка!

Ночи на пролет Я тебя всю зиму жду,

Песни нам поет. Поселись в моем саду

Льются песни без конца, И за ставенкой резной

Лучше нет в лесу певца! Свей гнездо свое весной.

СКВОРЦЫ

Прилетели Скворцы –

Молодой весны гонцы,

Червяков они клюют

И поют, поют, поют!

КУКУШКА

На лесной опушке слышится «Ку-ку!»

Кукует кукушка где-то наверху.

В лес густой зеленый нас зовет она.

Там березки, клены, свежесть, тишина.

Солнечные блики по траве скользят,

Алой земляники капельки горят.

Там сплетают ветки кружевной навес,

Приходите, детки, на прогулку в лес.

СИНИЦА

Все тропинки занесло,

Снег блестит, искрится, Клювиком в мое стекло Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

СОРОКА

Всюду я летаю, все на свете знаю,

Знаю каждый куст в лесу,

Новость на хвосте несу.

Может быть, меня за это и зовут

«лесной газетой»?

СОВА

Сова бесшумной тенью.

Крылья распластав,

Скользит во тьме осенней

Над зарослями трав.

Спасайтесь бегством, мыши!

С совой нельзя шутить –

Она ваш писк услышит

И может вас схватить!

КЛЕСТЫ

Кружат снежные метели,

По ночам трещит мороз,

На вершине пышной ели

Лущит шишку яркий клест.

Он мороза не боится,

Не страшна ему зима!

Сосны, ели дарят птице

Золотые семена.

СНЕГИРИ

Стынут лапы на морозе у сосны и ели.

Что за чудо? - На березе яблоки поспели.

Подойду поближе к ней - и глазам не верится:

Стайка алых снегирей облепила деревце!

ЖУРАВУШКА

Е.Благинина

Прилетел журавушка на старые места

Травушка - муравушка густым - густа,

Ивушка над заводью грустным - грустна!

А водица в заводи чистым - чиста!

А заря над ивушкой ясным - ясна!

Весело журавушке весным - весна!

ИВОЛГА

А.Барто

Прилетает иволга в рощи позже всех,

И гнездится иволга в рощах выше всех.

С ветром повстречается: «Как бы не унес!»

На гнезде качается в зелени берез...

Золотая иволга флейтой отвечай!

Ярким оперением, украшая лес,

Переливным пением, оглашая лес,

Иволга торопится вывести птенцов

И на юг воротится раньше всех певцов...

Иволга, иволга, песней нас встречай,

Золотая иволга. Флейтой отвечай!

НА ПРУДЕ

И.Бунин

Ясным утром на тихом пруде резво ласточки реют кругом,

Опускаются к самой воде, чуть касаются влаги крылом

И на лету они звонко поют, а вокруг зеленеют луга,

И стоит словно зеркало пруд, отражая свои берега.

ПОДСКАЗАЛ

С.Кацубо

Плачет чайка на рассвете: - где мои скажите дети?

Обыскала все луга, все кусты и все стога

Может, хитрый ястребенок из гнезда их уволок?

Может быть, их подстерег, утащил в нору хорек?

Чайку выручил дергач! Успокоил, ты не плачь!

Видел я твоих детей: ловят в речке пескарей.

* * *

Воздух воробьиный и синичий,

Говор, гомон, свист и щебет птичий,

В легоньком пушке березы крона.

На верхушке - смелая ворона.

Первой травки выглянувший стебель,

Белый голубь в синем-синем небе.

Ручеек, бегущий по канавке

Две сороки у крыльца на лавке.

Одуванчики лежат ковром

И скворцы щебечут все кругом!

ВОРОБЕЙ

В канаве с водою талой

Плещется воробей,

У темной ольхи я встала,

Смотрю из-за голых ветвей.

Как беззаботный мальчишка,

С головкой он хочет нырнуть..

Задорный, лихой воробьишка –

Боюсь я его спугнуть.

Забыл он и голод, и стужу,

Забыл как поземка мела.

Он рад нынче солнечной луже

И каплям скупого тепла!

ВОРОНА

Хромая старая ворона

Давно живет в саду моем.

В густых, зеленых ветках клена

Она построила свой дом.

Несу обед собаке в миске –

Она внимательно следит,

Бочком, бочком подходит близко,

Хватает кость и прочь летит.

Лохматый сторож не в обиде

К хромой соседке он привык.

Все понимает пес, все видит,

Но у животных - свой язык!

Пословицы и ПОГОВОРКИ

Воробей мал, да удал.

Съел кусочек с птичий носочек.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того на

зеленой ветке.

И журавль тепла ищет.

Старого воробья на мякине не обманешь.

Старый ворон не каркнет мимо.

Молодость пташкой, а старость черепашкой.

Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя глаза

продирает.

Всякая птица своим носом сыта.

Цыплят по осени считают.

Смолоду ворона по поднебесью не летала, не

полетит и под старость.

Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

Далеко кулику до Петрова дня.

Одна ласточка весны не делает.

Добрая наседка одним глазом зерно видит,

другим коршуна.

Каждая курица свой насест хвалит.

Курица по зернышку клюет, да сыта живет.

Голодная птаха и зоб на стороне.

Прилетел гусь на Русь -- погостит да улетит.

Птице крылья, человеку - разум.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Басни соловья не кормят.

Наделала синица славы, а моря не зажгла.

Сорока на хвосте весть принесла.

Птицу кормом, а человека лестью обманывают.

Красна птица перьем, а человек - ученьем.

Яйца курицу не учат.

У вороны искал петух обороны.

Из пушки по воробьям не стреляют.

Всяк кулик в своем болоте велик.

Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.

Наряд соколий, а походка воронья.

Птичка невеличка, да коготок остер.

Хорош павлин, да ногами худ.

Ворону знать и по перью.

Всякая птичка свои песенки поет.

Воробей сидит на тыне - надеется на крылья.

Воробей под кровлю, а сова на ловлю.

Ворон ворону глаз не выклюнет.

Был коршун да выпорхнул.

Пуганая ворона и куста боится.

Знать сокола по полету.

Журавль высоко летает, а от реки не отбывает.

Журавль межи не знает, а через ступает.

Жаворонок к теплу, а зяблица к - стуже.

Выше солнца сокол не летит.

Ждала сова галку, да выждала палку.

Коготок увяз - всей птичке пропасть.

Пешего сокола ворона бьет.

Плох сокол, что ворона с места сбила.

Гусь свинье не товарищ.

От ворон отстал, а к павам не пристал. ,

У драчливого кочета гребень всегда в крови.

Высоко летает, да где-то сядет.

Сорока стрекочет - гостей пророчит.

Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.

СКОРОГОВОРКИ, ЧИСТОГОВОРКИ

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Усядемся на пригорке

Расскажем про птиц скороговорки!

Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Ныне волчата галдят как галчата.

И, как волчата, галчата молчат.

Дрозд, дрозд, прост, прост

Кованый нос, железный хвост.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон.

Хорошо иметь чижа,

Слушать пенье, не дыша.

Не шумите, помолчите:

Очень песня хороша.

Пестренькая сойка,

О весне мне спой-ка. –

Просит заинька косой. –

«Спой мне песню сойка, спой!»

Пел перепел за деревней.

Пел тетерев средь деревьев.

Перепел пел, пел.

Тетерева перепел.

Скок сорока, скок сорока,

Слепа с ока, крива с бока.

Скворец скроил сороконожке

Из кожи красные сапожки.

Сошьет скворец исправно в срок

Все сорок скроенных сапог.

Сова советует сове:

«Спи соседка на софе.

На софе так сладко спится,

О совятах сон приснится.»

Разодрались петухи,

Закачались лопухи,

Громко лает пес Трезор...

Во дворе у нас раздор.

Откуда на проселке просо?

Просыпали просо здесь просто.

Про просо просянки прознали.

Без спроса все просо склевали.

Консультация для родителей

«Зимующие птицы»

пойти вместе с ребёнком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребёнку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребёнка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать

рассмотреть с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их;

обратить внимание на характерные внешние признаки (окраска перьев, величина, клюв, хвост);

рассказать где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;

во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть увиденных зимующих птиц;

провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;

изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить на улице, понаблюдать, какие птицы прилетают к кормушке. Желательно покормить птиц вместе с ребёнком.

Задайте ребенку вопросы:

Каких зимующих птиц ты знаешь?

Почему они называются зимующими?

Чем птицы питаются зимой?

Что для птицы страшнее зимой: холод или голод?

Как можно помочь птицам?

Загадайте загадки о зимующих птицах

Плотник с острым долотом

строит дом с одним окном… (дятел).

Кто красуется на ветке

В желтой праздничной жилетке?

Это маленькая птичка,

А зовут её …(синичка)

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки –

Ведь это... (снегири)

Эта птица так болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

а зовут её …(сорока).

Озорной мальчишка в сером армячишке. (Воробей)

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива

Стрекотунья, белобока, а зовут ее … (сорока)

Сыграйте с ребенком в следующие игры:

«Один – много» (образование множественного числа)

Взрослый говорит: «Синица», ребенок отвечает: «Синицы»(ворона – вороны, галка – галки и т.д.)

«Назови ласково» (образование новых слов при помощи суффиксов)

Взрослый говорит: «Голубь», ребенок отвечает: «Голубок» (воробей – воробушек, галка – галочка, голова – головушка, крыло – крылышко, нога – ноженька и т.д.)

«Сосчитай-ка» (согласование числительных и существительных)

Взрослый начинает счет: «Один голубь», ребенок продолжает: «Два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.)

«Четвертый лишний» (на классификацию)

Взрослый называет три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок должен определить какая птица лишняя.

«Ворона, ласточка, сорока, голубь»;

«Снегирь, кукушка, галка, сорока»;

«Жаворонок, ворона, синица, воробей» и т.д.

«Подбери признак» (согласование имен существительных с прилагательными)

Взрослый спрашивает: Синица (какая?) – Ребёнок отвечает: быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая...

Голубь (какой?) - сизый, неуклюжий, важный...

Снегирь (какой?) - нарядный, красногрудый, медлительный…

Ворона – каркает, воробей -…

«Угадай птицу по описанию».

Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)

“Вороны и воробьи”.

(Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт воспитатель. “Вороны” - важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи” - резво прыгают по дорожке

"Чей, чья, чьё, чьи?" на образование притяжательных прилагательных.

Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от

кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки.

Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке.

Закончи предложения.

Перья вороны (чьи?)..., перья воробья (чьи?)..., перья снегиря (чьи?)...,перья голубя (чьи?)...

Выполните с ребенком следующие упражнения:

Составьте описательные загадки о зимующих птицах

Взрослый описывает любую зимующую птицу, чтобы ребенок мог догадаться. Следующую птицу описывает ребенок. Чтобы ребенку легче было справиться с заданием, покажите ему картинку с изображением птицы.

Эта птица маленькая. У неё короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Целый день прыгает и чирикает… (воробей)

Учить подбирать однокоренные слова.

Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).

Связная речь. Пересказ с опорой на вопросы.

Послушай рассказ и ответь на вопросы полным предложением.

Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму

Вопросы:

Какое было время года?

Кого нашли дети на снегу в парке?

Какой был воробышек?

Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?

Когда дети выпустили воробья на волю?

Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?

Пересказ без опоры на вопросы.

Кормушка.

Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

Составьте сравнительный рассказ о снегире и синице.

Взрослый говорит: «Как называются эти птицы?»

Ребенок отвечает: «Эта птица называется снегирь, а эта – синица»

Какие они по размеру? (Синица маленькая, а снегирь чуть больше)

Какой у них клюв? (У синицы маленький острый клюв, а у снегиря - короткий толстый)

Какого цвета оперение?

Какие лапки?

Чем они питаются?

Выучите стихотворения

Снегирь

Побелело за окошком:

Все в снегу. Какая ширь!

Как румяная матрешка –

На крыльце живой снегирь.

Снегиря в окно увидишь:

Здравствуй милый зимний гость!

На крыльцо скорее выйди,

Брось им спелых зерен горсть. А.Барто

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну. А.Барто

Воробей

Чуть живой,

Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней,

И дрожит он над зернышком, бедный,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему…

Н. Рубцов

Ворона

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы,

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.

Горе ей. Настоящее горе!

Ведь не зернышка нет у вороны.

И от холода нет обороны.

Н. Рубцов

Синица

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку

И с дорожки на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень. А.Барто

Упражнения для пальчиков:

«Птицы в кормушке»

Птицы к дому подлетели

Два больших пальца обхватывают друг друга,

Остальные делают взмахи, как птица крыльями

На кормушку птички сели

Держим одну ладонь параллельно груди

Стали зернышки клевать

Другой рукой, большим и указательным пальчиками,

соединенными вместе, ударяем по ладони

И головками кивать

Соединяем пальчики вместе, изображая голову

птицы и делаем наклоны кистями рук

«Кормушка»(Ритмично сжимать и разжимать кулачки)

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?

(На каждое название птицы загибать по одному пальчику)

Две синицы, воробей, шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках. (опять сжимать и разжимать кулачки)

Всем хватило зернышек!