Инструкция

Подлинная склонность к определенной профессии подразумевает не только удовольствие от достижений (это приятно в любой карьере), а еще и радость во время процесса ее выполнения. Признание и польза, которую приносит какой-то вид деятельности, может нравиться, но этого недостаточно, если сам процесс не привлекает и не радует вас. Это первое, что следует запомнить при выборе профессии. Именно поэтому, как только вы составите предварительный список из нескольких специальностей, следует постараться попробовать заняться ими на практике, хотя бы в роли стажера.

Чтобы , можно вспомнить, что нравилось вам, когда вы были еще ребенком. Даже маленькие дети хорошо чувствуют свои предпочтения. Если вспомнить, в какие игры вы были склонны играть и где проявляли способности, можно уже примерно наметить направления деятельности во взрослой жизни. Например, один ребенок начинает читать раньше, чем все остальные, другой расспрашивает об устройстве мира, третий умеет концентрироваться, четвертый отлично рисует, а пятый любит разбирать и собирать конструктор, порой удивляя всех своими решениями. Все это свидетельствует об определенных склонностях.

Тесты на профориентацию могут помочь выявить свои склонности к конкретной профессии. Обычно в них включены не только те вопросы, которые демонстрируют явный интерес к нужной области знания, но и те, которые показывают, достаточно у человека ли нужных качеств для определенной профессии. Могут задаваться вопросы об одном и том же занятии, описанном с разных сторон. Если испытуемый демонстрирует постоянное желание заниматься чем-то, вне зависимости от того, с какой стороны это описано, такое явно говорит о склонности к конкретной профессии. Бывает так, что сам школьник не может определиться со своими склонностями, но тесты показывают их очень явно.

Полезно обратить внимание на свои личностные качества. Если вы легко вступаете в контакт с другими людьми и быстро становитесь своим в любой компании, то вы можете очень успешно работать с людьми. Те, кто умеет, помимо прочего, выявлять тенденции в поведении окружающих и управлять своими чувствами, может проявить себя на лидирующих позициях.

Такие качества, как склонность к концентрации, развитое воображение и умение выстраивать логические связи обычно очень полезны для занятия техническими науками, они нужны во всех компьютерных специальностях. А вот для исследователей и ученых очень пригодится способность предвидеть на основе образного и логического мышления развитие интересующих событий, умение работать над проектом даже в трудных условиях.

Существуют распространенные ошибки, из-за которых немало людей неправильно выбирает профессию. Во-первых, это специальность, которую навязывает окружение, например, семейная профессия. Исследования показывают, что склонности не передаются по наследству, это просто бытовое заблуждение. Вторая ошибка – выбирать ту же специальность, что и друзья или окружение. Нужно определить, что получается именно у вас, а не выбирать успешные для других направления.

Еще одна ошибка, которая нередко делает людей несчастными – это выбор «денежной» профессии. Без нужного старания, способностей и усилий больших денег обычно не бывает, но и удовольствие от работы тоже не появляется. Также не стоит выбирать профессию, овеянную романтическим ореолом, о действительности в которой вы ничего не знаете.


Выбор профессии, по сути, сводится к ответу на вопрос: «Как сделать счастливыми 1/3 суток моей жизни?». Еще в XVI в. Френсис Бэкон говорил, что счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятиями. Если же Вы будете заниматься нелюбимым делом, то будете несчастны как минимум 8 часов в день.

Как отмечает К. М. Гуревич (1974), каждый человек может овладеть любой профессией, но все дело в том, сколько на это понадобится времени и сил.

Период трудовой активности в жизни субъекта ограничен, а непродуктивная безрадостная деятельность оборачивается не только личным несчастьем, она отражается и на всем обществе. Поэтому задача профессионального самоопределения найти кратчайшие и наиболее эффективные пути формирования профессионального мастерства, а также предотвратить возможные ошибки в выборе профессионального занятия.

Неправильные выборы являются следствием недостаточной осведомленности по трем направлениям: I) Незнание мира профессий - профессий существующих и актуальных в перспективе; II) Незнание правил выбора профессий, то есть то, каким образом соотнести себя с существующими профессиями; III) Незнание самого себя - с точки зрения своего здоровья, своих способностей, «чего я хочу добиться» и «от чего я получаю удовольствие».

I. Мир профессий

Согласно «Единому тарифно - квалификационному справочнику» в мире более 50 000 профессий. В России насчитывается более 7 000 профессий. Это означает, что около 43 000 профессий в России пока не существует. Это может быть связанно с климатическими, общественно-экономическими условиями или с отсутствием востребованности в каком-то виде деятельности или же просто это еще не стало для нас актуальным.

Это говорит о том, что решения по выбору профессии не должен быть тривиальными, все зависит от ваших пожеланий, способностей и идей.

Таким образом, знание мира профессий сводится к постоянной аналитике и способности прогнозировать ситуацию развития экономики и технического процесса.

II. Правила выбора профессии

Неверное представление о характере деятельности приводит к выбору, не соответствующему имеющимся у человека задаткам и типологическим особенностям.

Четыре ошибки выбора профессии

  1. 1. Романтичная или интеллигентная профессия. Например: кинорежиссер, актер, геолог.
  2. 2. Модная профессия. Например: менеджер, юрист.
  3. 3. Профессия, обещающая большие деньги. Например: риэлтор, моряк, работа на бирже.
  4. 4. Профессия по наследству или «трудовые династии». На сегодняшний день отсутствуют научные подтверждения того, что профессиональная направленность передается генами.

Следование правилам выбора профессии, позволит этот выбор сделать более осознанным и аргументированным.

Правила выбора профессии

  1. 1. Выявить какие профессии сегодня нужны для того чтобы правильно спланировать что будет через 2-3 года.
  2. 2. Узнать какие заведения осуществляют подготовку по данным специальностям.
  3. 3. Найти возможность практически попробовать свои силы в этой среде, обсудить свой выбор с близкими.
  4. 4. Оценить реальную возможность трудоустройства.
  5. 5. Не поддаваться косвенному или прямому влиянию друзей.

III. Незнание самого себя

Склонности и предпочтения

Работа является притягательной лишь тогда, которая встречает внутренний отклик, а значит, отвечает нашим склонностям. Нередко деятельность может нравиться своими результатами, приносимой пользой, признанием в обществе, социальным статусом и другими благами, которые она дает.

Но подлинная склонность всегда означает расположенность и к самому процессу деятельности, когда работа не просто средство достижения каких-нибудь целей, но и сама по себе становится привлекательной.

Склонность выступает как безотчетное стремление к занятиям того или иного рода, как потребности в активности определенного вида, т.е. как латентное состояния напряжения, нуждающееся в соответствующей разрядке.

На первых порах, «тяга» к чему – либо вызывает безотчетное стремление - человек до конца не понимают истинную причину своего положительного отношения к деятельности, мотивируя свой выбор фразой «Мне нравится».

Затем, по мере получения удовлетворения (удовольствия) от процесса выполнения избранной деятельности, она становится более осознаваемой, и обрастает другими мотиваторами, которые в сознании человека превращаются в действующие мотивы и объяснениями, почему он выбрал для занятий именно данный вид деятельности.

При этом, не значит, что деятельность по склонности всегда легка и приятна. Часто человек вынужден проявлять силу воли, готовность пожертвовать чем-нибудь ради успеха деятельности и самой возможности заниматься ею. Деятельность по склонности – это тот же труд, но труд в удовольствие себе и другим.

Нередко склонность отождествляется с предпочтением определенного рода занятий. Может показаться, что профессия выбрана по склонности, но быстро наступающее разочарование говорит об обратном. Предпочтение - это социально обусловленный выбор профессии, который может основываться на том, что модно, престижно, гарантирует высокий доход или статусность.

Если процесс обучения неправильно построен (вследствие например его монотонности, чрезмерных требований, предъявляемых к ученику) или предпочтение социально-желательной деятельности перевешивает факт природных склонностей, то происходит утрата склонности и предназначения.

Некоторые профессии требуют совпадения нескольких видов склонностей, т. е. направленности личности. Это создает трудности в определении своего истинного призвания. Например, профессия врача-педиатра требует склонности к медицине и к работе с маленькими детьми. Профессия учителя требует склонности к преподаванию и профильному предмету.

Поэтому при выборе профессии должны учитываться все факторы: склонности, умения, желания, особенности выбранной сферы деятельности ее востребованность и актуальность.

Методы определения профессиональной склонности

Чтобы познать самого себя необходимо изучать:

  1. 1. Свое здоровье - например, сможете ли вы работать полицейским в уголовном розыске или вам лучше подойдет работа с документами без лишнего риска.
  2. 2. Интересы и склонности – то к чему лежит душа.
  3. 3. Способности, знания и умения.

Одним из методов познания себя и своих способностей является психологическая диагностика с помощью тестовых методик.

Наиболее известная методика, предназначенная для выявления склонности человека к определенным типам профессий является Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова. Автор выделил 5 типов профессиональной направленности ():

  1. 1. Человек – природа (профессии связанные с участием человека в процессах, протекающих в живой и неживой природе: биофизики, химики, экологи и т.д.)
  2. 2. Человек – техника (инженеры, крановщики, автослесари)
  3. 3. Человек – знаковая система (операционисты, бухгалтеры – то есть профессии, требующие разнообразных форм обработки информации)
  4. 4. Человек – художественный образ (актеры, дизайнеры, искусствоведы)
  5. 5. Человек – человек (юристы, психологи, переводчики – профессии, где необходимо устанавливать и поддерживать контакт).

Не менее известна и психологическая теория профессионального выбора психолога Дж. Холланда . Автор полагает, что все люди делятся на шесть типов, каждый из который характеризируется: определенными чертами характера и складом ума, способностями к определенным видам деятельности, предпочтениями определенного рода занятий, содержанием увлечений и профессиональными возможностями. Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий:

    1. Реалистический тип (Р-тип) - несоциальный, стабильный, ориентированный на настоящее, занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием.

    Профессии Р-типа : механик, электрик, плотник, картограф, фермер, инженер, пилот, ветеринар, водитель, сварщик.

    2. Исследовательский тип - отсутствие направленности на общение, интерес к абстрактным проблемам и интеллектуальной деятельности, исследовательской работе, познанию нового.

    Профессии И-типа: профессиональный выбор обычно касается математических и естественно-научных дисциплин - физик, астроном, программист.

    3. Артистический тип (А-тип) - женственный, чувствительный, испытывающий потребность в самовыражении, избегающий однообразной и физической работы.

    Профессии А-типа: профессиональный выбор ориентирован на деятельность в области искусства и культуры - музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т. д.

    4. Социальный тип (С-тип) - социально активный, испытывающий потребность во взаимодействии с другими людьми, социально ответственный, обладающий вербальными способностями.

    Профессии С-типа: в профессиональном выборе ориентирован на работу с людьми - врач, педагог, психолог, социальный работник.

    5. Предпринимательский тип (П-тип) - уверенный в себе, конкурентный, избегающий однозначных ситуаций и монотонной умственной работы, стремящийся руководить и организовывать.

    Профессии П-типа: разные виды предпринимательской деятельности, бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т. д.

    6. Конвенциональный тип (К-тип) - предпочитающий структурированную деятельность, работу со знаками, избегающий неопределенных и напряженных ситуаций, ценит материальное положение, общественный статус, предпочитает традиционные, консервативные ценности.

    Профессии К-типа: банковские служащие, бухгалтеры, финансисты, экономисты.

Другим методом является аудит своих способностей, целей и желаний. Данную услугу предоставляют специалисты по профессиональному консультированию.

Практическое задание

  1. 1. Выпишите 5 профессий, с которыми вы себя ассоциируете, и которые вам нравятся. Отметьте в каждой профессии то, что вас наиболее привлекает.
  2. 2. Оцените свои сильные стороны (способности) на основе выбранных профессий по 5-ти балльной шкале (1-невыраженность, 5-яркая выраженность, средние значения - соответственно).

Не бывает людей , не обладающих талантами, бывают люди, таланты которых не раскрыты. На самом деле, у каждого из нас есть предрасположенность к тому или иному виду деятельности. Но как ее обнаружить? Как определить талант ребенка? Врачи говорят, что уже в два-три года можно выявить склонность к какому-либо виду деятельности, это поможет малышу осуществить выбор будущей профессии. Буквально все действия ребенка: манера поведения, речь, движения, любимые игры - все говорит о его склонностях. Давайте все-таки попробуем ответить на вопрос: как определить талант ребенка?

Существует огромное количество различных психологических тестов и методик, обычно подобные тестирования проводят в школе, то есть в более позднем возрасте. На самом деле, как мы уже заметили, склонности можно выявить значительно раньше. В первую очередь они зависят от того, какое полушарие мозга ребенка является доминирующим: правое полушарие отвечает за творческую деятельность, левое - за аналитические способности. Теперь давайте попробуем определить ведущее полушарие у вашего ребенка. Для этого большинство психологов советует обращать внимание на деятельность ребенка. Например, американские психологи Хаан и Каф разработали специальную методику: исходя из поведения ребенка, они делают выводы о его предрасположенности и таланте. Итак, вооружайтесь ручкой и бумагой, для того, чтобы все фиксировать, и начинайте наблюдать за своим ребенком.

Если у вашего малыша доминирует правое полушарие, и он склонен к художественной деятельности , то он больше всего любит заниматься прикладным творчеством, не только рисовать, но и лепить, чертить, что-то делать руками. При этом его творения часто не просто копируют то, что он видел ранее, как правило, они представляют собой что-то новое, оригинальное. Такие дети не всегда разговорчивы, бывает, что им легче выразить мысль с помощью рисунка.

При доминирующем правом полушарии, ребенок может быть склонен и к музыкальной деятельности . Обращайте внимание на то, любит ли он слушать музыку, насколько ритмичны его движения, насколько точно он воспроизводит мелодию, когда пытается ее напевать. Обязательно купите ему какую-нибудь музыкальную игрушку и посмотрите на реакцию: нравится ли ему с ней играть или нет?

Еще одним видом творческой деятельности является работа актера , детей с подобным талантом видно невооруженным глазом. Они очень яркие, являются центром внимания, не боятся публики, могут общаться с взрослыми на равных. Кроме того, они обладают неплохой мышечной памятью. То есть умеют подражать, копировать манеры людей, иногда и голоса. Но если ваш ребенок застенчив, это не значит, что у него нет актерских данных, очень часто данный талант проявляется в более взрослом возрасте.

Талант литератора . Конечно, в два-три года этот талант выявить сложно, но в младшем дошкольном и школьном возрасте можно. В первую очередь обратите внимание на то, насколько развита у ребенка фантазия, любит ли он сочинять какие-то истории (или даже привирать в каких-то ситуациях), любит ли что-то рассказывать, любит ли читать. Когда ребенок пойдет в школу, почитайте его сочинения, спросите мнение педагогов, как правило, они всегда отмечают подобные склонности у детей.

Ну вот, с творческими профессиями мы более ли менее разобрались, и теперь частично уже можем ответить на вопрос: как определить талант ребенка. Но это еще не все, давайте рассмотрим профессии, связанные с умственной деятельностью.

Итак, если ваш ребенок (в первую очередь это стоит отнести к мальчикам) не просто любит машинки, но и сам стремится собирать и разбирать их, ему интересно, как они устроены, то, возможно, у вас в семье растет будущий инженер, конструктор или механик . Таким малышам нравятся конструкторы, например, Lego, иногда пазлы, они любят непросто рисовать, они любят чертить, им нравятся прямые четкие линии, предметы, которые они изображают, как правило, неискаженны, то есть обладают правильными пропорциями. Уже в школьном возрасте эти дети начинают интересоваться устройством сложных механизмов, техникой, технической литературой.

Умственная деятельность, работа аналитика, программиста, бухгалтера . Если вы видите, что ребенок очень легко усваивает информацию, запоминает стихи, склонен к мыслительной, аналитической деятельности, не оставляйте это без внимания, обязательно больше занимайтесь с ним. В детстве информация усваивается легче, чем во взрослом возрасте, и даже если ваш ребенок не станет, например, аналитиком, он все равно будет вам благодарен за эти занятия. Дети с доминирующим левым полушарием, как правило, спокойны, рассудительны, часто они опережают своих сверстников в развитии.

Особняком стоит спортивный талант . Если ваш малыш очень подвижен, если ему нравятся активные виды деятельности, он с радостью будет посещать спортивную секцию. Главное, дайте ребенку выбрать вид спорта самостоятельно. Кроме того, дети-спортсмены обладают сильным характером и лидерскими качествами. Немаловажную роль в выборе вида спорта играет и темперамент ребенка, вы можете прочитать об этом подробно .

Теперь то вы точно знаете , как определить талант ребенка! На самом деле все очень просто: главное, обращайте внимание на то, что ребенок любит, что ему интересно, что нравится, и уже исходя из этого, выбирайте ведущую деятельность. Это нужно главным образом для того, чтобы как можно раньше начать развивать талант ребенка, чтобы помочь ему максимально раскрыться, чтобы малышу было проще осуществить выбор будущей профессии. Если ребенок любит рисовать, старайтесь не ограничивать его, больше рисуйте, купите разнообразные краски, кисти, карандаши, мелки и фломастеры. Если ему нравится разгадывать загадки, играть в логические игры, головоломки - также предоставьте ему такую возможность. Но никогда не заставляйте заниматься ребенка тем, что ему неинтересно. А также не переживайте, если его склонности не очень очевидны, со временем они обязательно проявятся.

ПРИЗВАНИЕ

ПРИЗВАНИЕ

ПРИЗВА́НИЕ , призвания, ср. (книжн.).

2. Склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-нибудь профессии (при обладании или при убеждении, что обладаешь нужными для того способностями). Чувствовать призвание к науке. Призвание к музыке. Следовать своему призванию. Художник по призванию.

|| Роль, задача, предназначение. «Ты благородно поняла призвание актрисы.» Некрасов . «О, кто ж теперь напомнит человеку высокое призвание его?» Некрасов . Историческое призвание пролетариата - построить социалистическое общество.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПРИЗВАНИЕ" в других словарях:

    Количество славянизмов, испытавших семантическое воздействие западноевропейских языков, очень велико. Семантическая история слова призвание может служить ярким примером органического объединения народно русских, старославянских и… … История слов

    См. обязанность … Словарь синонимов

    ПРИЗВАНИЕ, я, ср. 1. Склонность к тому или иному делу, профессии. П. к науке. Врач по призванию. 2. Дело жизни, назначение. Воспитывать детей стало её призванием. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    См. Специальность (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

    Англ. vocation/ colling/mission; нем. Berufung. Склонность к тому или иному делу; предназначение. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    ПРИЗВАНИЕ - (англ. vocation) см. Склонность. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

    Сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? призвания, чему? призванию, (вижу) что? призвание, чем? призванием, о чём? о призвании; мн. что? призвания, (нет) чего? призваний, чему? призваниям, (вижу) что? призвания, чем? призваниями, о… … Толковый словарь Дмитриева

    Призвание - (нем. – призыв Бога) – высокие профессиональные способности, обеспечивающие радостный и эффективный труд человека. Когда то слово «призвание» обозначало «призыв Бога к людям». В христианстве призвание трактуется как проявление Божией благодати,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    призвание - ▲ одаренность в (направлении), некоторый, поприще призвание склонность к тому или иному делу, профессии (у него #. его # музыка). находить призвание в чем. в нем умер [пропадает] кто л (# артист). попробовать себя в к л. области. искать себя.… … Идеографический словарь русского языка

    Призвание - 1) ♦ (ENG vocation) (лат. зов; от vocare звать) Божественный призыв к людям стать христианами. В более узком смысле воззрение, согласно к рому Бог призывает людей выполнять определенные профессиональные обязанности или следовать образу… … Вестминстерский словарь теологических терминов

Книги

  • Призвание , Антон Дельвиг. Антон Антонович Дельвиг принадлежал к кругу самых близких Пушкину людей, был почитаем гением российской словесности за своеобразие поэтического языка. В сборникепредставлены все стихотворные…