Выполнила

Кравченко Ирина Анатольевна

Воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ Веселовский детский сад


Во время введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования воспитатели детских садов часто стали использовать в своей работе метод проектирования. Это позволяет успешно спланировать как воспитательно-образовательный процесс, так и его результаты. Проектная деятельность стала ярким, развивающим, интересным методом в работе педагогов. Если применять этот метод систематически, то можно отследить результативность.

Умение педагога проанализировать результат своего труда, развитие ребенка как личности, умеющей думать, планировать, воплощать, уметь применять полученный продукт своего труда в жизни, на практике – это важные качества современного образования.







1 этап. Воспитатель вместе с детьми формулирует проблему, ищет пути решения, собирается совместно с детьми информация, привлекается родительская общественность. Создаются схемы, приготавливаются шаблоны, картотеки, атрибуты и другой необходимый материал.

Решается где, в каком месте, будет внедряться выбранный проект, оговариваются сроки, которые будут затрачены для его проведения.


2 этап . Определяется план работы. Выбираются системообразующие факторы. Устанавливаются сроки. Воспитатель принимает активное участие в разработке проекта, оказывает помощь при необходимости, направляет детей, но ни в коем случае не делает ту работу, которую дети сами могут выполнить. В процессе у детей должны выработаться и сформироваться определенные навыки, приобрести новые полезные знания и умения.


3 этап. Идет самопроверка, мысленное оценивание своей деятельности, своего труда. При проверки проекта предполагают как его можно будет использовать на практике, как работа над проектом повлияет на участников данного проекта.

Развивается чувство ответственности за качество своего проекта.

После этого действия начинается применение проекта на практике.


4 этап. Организуем презентацию проекта (праздник, развлечение, КВН) или составляем альбом и т.п. Подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», проводим обобщение опыта.


Показатели эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-образовательную работу ДОУ:

Высокая степень развития любознательности детей, их познавательная активность, коммуникативность, самостоятельность;

- повышение готовности детей к обучению в школе;

- развитие компетенций детей;

- положительная динамика посещаемости детьми ДОУ;

- активное участие родителей в проектах.

Приоритетный характер для нас носит

решение следующих проблем:

- обеспечение комфортности пребывания ребёнка в детском саду;

- формирование здорового образа жизни;

- повышение качества дошкольного образования.




Применяя проектный метод в работе с дошкольниками, мною были реализованы такие проекты:

В младше-средней группе:

- «Моя игрушка(Дымковская игрушка)»

  • «Домашние животные и их детеныши»
  • «Признаки весны»
  • «Неделя безопасности»

В старшей группе:

  • «Осень золотая»
  • «Моя семья».
  • «Профессии и инструменты»

В подготовительной группе

- «Подводный мир»


Проектом заниматься нам не сложно,

Он увлекает и завет вперед!

Сдружиться помогает и сплотиться,

И новые идеи нам дает!


Спасибо

Консультация на тему:

«Проектная деятельность в детском саду»

Сообщение - презентация

Тлепшукова Фатимет Мосовна

Проектная деятельность в детском саду

1. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше,чем их сверстники 15 – 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагоговявляется выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

2. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать

позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов

на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные

знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую

возможность дает метод проектов (проектное обучение), позволяющий

расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать

возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.

3. Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это

детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение

к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды;

это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

4. Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа

явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы,

творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной

познавательно-поисковой и исследовательской деятельности,

коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является

составляющими успешной личности.

5. В настоящее время проекты в ДОУ классифицируются по следующим

признакам: По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно

или несколько занятий – 1 – 2 недели), средней продолжительности и

долгосрочные (на учебный год).

По составу участников (индивидуальные, групповые, фронтальные)

По тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские)

и способам реализации результатов

6. В практике работы современных дошкольных учреждений в настоящее

время используют следующие виды проектов

1. Исследовательско– творческий . Дети экспериментируют, а результаты

оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна.

2. Ролево– игровые. С элементами творческих игр, когда дети входят в

образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

3. Информационно-практико-ориентированные . Дети собирают

информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.

(Оформление группы и ее дизайн, витражи и др.)

4. Творческие . (Оформление результата в виде детского праздника,

детских дизайнерских решений.)

7. В основу метода проектов заложена идея о направленности

познавательной деятельности дошкольников на результат, который

достигается в процессе совместной работы педагога и детей над

определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или

работать над проектов в данном случае означает – применить необходимые

знания и умения из различных разделов образовательной программы

дошкольников и получить ощутимый результат. В дошкольном образовании

метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования

является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем. Сформулировать проблему, определить цель (замысел).

Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная

деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие

дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании,

помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит

в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать

обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение,

вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не

переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.

Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной

программы. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и

должно найти поддержку со стороны взрослых.

8. В практике выделяют следующие этапы работы над проектами.

9. 1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную

и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. На первом

этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чегоопределяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную

ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта является: вхождение в

проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей проекта.

Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога

является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны

уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи вокруг себя.

10. 2. Разработка проекта, план деятельности по достижению цели:

К кому обратиться за помощью (педагогу, родителям);

В каких источниках можно найти информацию;

Какие предметы (оборудование, пособия) использовать;

С какими предметами научиться работать.

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям

грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных

задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение

11. 3. Выполнение проекта (практическая часть). Воспитатель оказывает

ребятам практическую помощь, а так же направляет и контролирует

осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных

знаний, умений и навыков.

12. 4. Подведение итогов: публичное представление продукта проектной

деятельности. Дети помогают в подготовке презентации, после чего они

представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной

деятельности.

13. К оценке конечного продукта и рефлексии промежуточных результатов

привлекаются дети. Рефлексия способствует осознанному выполнению

деятельности, развитию таких личностных качеств, как ответственность,

настойчивость, инициативность и др. совместный проект обязательно должен

быть доведен до конца (игра, книжка-малютка, макет, выставка, альбом,

праздник и т.д.). ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды

своего труда.14. Проектная деятельность может быть зафиксирована в виде

традиционного плана непосредственно образовательной деятельности с

пометкой «Проект».

В образовательной практике используется матрица проекта.

Структура проекта

1. Тема.

2. Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).

3. Возраст детей.

4. Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).

5. Методологическая база проекта (указать методики, основную

литературу, которая использовалась при составлении проекта).

6. Цель проекта.

7. Задачи проекта.

8. Этапы реализации.

9. Подготовительный этап. Сбор информации, подготовка оборудования.

Указать список литературы, выделив методическую литературу и

литературу для детей, а так же оборудование, которое необходимо

изготовить или прибрести до начала реализации проекта.

10. Основной этап. Описать последовательность организации:

Работа с родителями;

Работа с детьми;

Оснащение предметно-развивающей среды.

11. Завершающий этап. Систематизация материалов. Подведение итогов.

12. Ожидаемый результат.

Развивающая среда Методическое обеспечение

Детская и семейная продуктивная деятельность.

15. В нашем ДОУ проектный метод используется в работе с детьми и

используются разные виды проектов:

Комплексные;

Межгрупповые;

Групповые;

Индивидуальные;

Творческие;- исследовательские

Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Начиная с младшего

возраста используются ролево- игровые и творческие проекты, что не

противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с

дошкольниками. Например: «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки». В

старшем возрасте появляются соответствующие виды проектной

деятельности.

Комплексные: выставка творческих работ и праздники: «Моя родина –

Россия», «Космонавты живут на земле». «День птиц;. «Осенняя пора»,

«Книжкина неделя»

Индивидуальные: «Зверье мое», «»Моя семья»

Межгрупповые: («Если хочешь быть здоров», «Разноцветная клумба»,

«Вместе с папой», «Мир-это главное слово на свете» и др

Групповые: «Нам на улице не страшно», «В стране математики», «Мы

любим спорт»

Творческие: спектакль для малышей, вернисаж «Красивое своими руками»,

«Мама - слово-то какое!».

Практико-ориентированные: благоустройство группы, оформление и уход за

Исследовательские: «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде?», «День

и ночь», «Здоровое питание», «Как растет горох?» и др.

16 – 18. Проект «Откуда хлеб пришел» (исследовательский, творческий,

среднесрочный). Цель: показать значимость сельского труда, воспитать

бережное отношение к хлебу

19 – 20. Проект «Разноцветная клумба» (долгосрочный, межгрупповой,

экологический, познавательно – творческий) Цель: решать задачи

экологического образования детей через трудовое воспитание)

21, 22, 23. Проект «Если хочешь быть здоров» (долгосрочный,

межгрупповой, исследовательский). Цель: воспитание навыков здорового

образа жизни.

24. Проект «Нам на улице не страшно» (среднесрочный, групповой,

информационно- практико – ориентированный). Цель: формирование знаний

о правилах безопасного поведения на улице, правилах дорожного движения.25. Проект «Мама – слово-то какое!» (среднесрочный, творческий,

групповой) цель: формировать уважительное отношение к семейным

ценностям, воспитывать любовь к маме; развитие творческих способностей.

26, 27. Проект «Осень золото роняет» (среднесрочный, творческий,

межгрупповой). Цель: развитие художественного восприятия, эстетического

вкуса; привлечение родителей к совместной деятельности.

28, 29. Проект «Космонавты живут на Земле» (среднесрочный,

комплексный, познавательно – творческий, межгрупповой). Цель:

воспитание нравственных и патриотических чувств через ознакомление с

историей Отечества; развитие художественно-творческих способностей.

30, 31. Проект «Мир - это главное слово на свете…» (среднесрочный,

межгрупповой, познавательно- творческий). Цель: формирование у детей

представлений о событиях истории Отечества, героизме его народа,

воспитание патриотических чувств

32. Использование в работе с детьми данной технологии позволяет

обеспечить взаимосвязь в работе воспитателей, родителей, специалистов

ДОУ, детей. Усвоить с высокой прочностью материал программы,

приобрести детьми необходимые знания, навыки, умения.

Литература.

1. О.И.Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. Проекты в работе с детьми.

Сфера М.2012

2. Л.Д. Морозова. Педагогическое проектирование В ДОУ. Сфера М2010

3. Л. Д. Морозова Метод проектов в деятельности ДОУ // детский сад от А до

4. Е.С. Евдокимова. Технологии проектирования в ДОУ. М., 2008


Что такое проект и что такое метод Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Слово «метод» (греч. methodos): meta - вне, за пределами и hodos - путь. Потому метод - это путь в определенной деятельности, следование которому приводит к получению необходимого результата. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Под методом проектов мы подразумеваем технологию организации образовательных ситуаций, в которых воспитанник ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности ребенка.


Классификация проектов Проекты классифицируют по следующим признакам: По тематике (творческие, информационные, игровые, исследовательские) По составу участников(групповые, индивидуальные, фронтальные), (в контакте с другой возрастной группой, внутри Доу, в контакте с семьей, с учреждением культуры и т.д.) По срокам реализации(краткосрочные, долгосрочные, средней продолжительности)


Виды проектов Творческие - после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника Исследовательские – дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок Игровые – это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные задачи и проблемы Информационные – дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и т.д.)


Схема процесса планирования 1.Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей; 2.вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели через беседу); 3.наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей); 4.обсудить план с семьями воспитанников (устные беседы, информационные стенды, сайт (форум)); 5.обратиться за рекомендациями к специалистам детского сада музыкальный руководитель, руководитель физкультуры и др. (творческий поиск); 6.осуществить поиск возможных парнеров (школа, библиотека, театр и др.) 7.нарисовать вместе с родителями и детьми план-схему проведения проекта (можно использовать модель трех вопросов), вывесить ее на видном месте;


Схема планирования 8.собрать информацию, материал (изучение плана-схемы с детьми); 9.провести совместную деятельность, игры, наблюдения, поездки- экскурсии все мероприятия основной части проекта; 10.предложить домашние задания родителям и детям (при желании семьи); 11.перейти к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения) родителей и детей, партнеров; 12.организовать презентацию проекта (праздник, открытое мероприятие, акция, КВН); составляем книгу, альбом, коллекцию и т. п.; 13.организовать рефлексию (самоанализ, сравнение результата с целями, оценка перспектив развития проекта)


Схема планирования 14.составить портфолио проекта вместе с детьми (фото-, видеоматериалы, продукты проекта, смешные истории, «зарисовки» процесса работы над проектом); 15.подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе, провести обобщение опыта.


Распределение деятельности педагога и детей в проекте Этапы проекта Деятельность педагогаДеятельность детей 1 этап 1. Формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта (см. структуру проекта). 2. Вводит в игровую (сюжетную ситуацию) 3. Формулирует задачи (нежестко). 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. 2 этап 1. Помогает в решении задачи. 2. Помогает спланировать деятельность. 3.Организует деятельность. 1. Объединение детей в рабочие группы. 2. Распределение ролей. 3 этап 1. Практическая помощь (по необходимости, в зависимости от возраста детей) 2. Направляет и контролирует осуществление проекта Формирование специфических ЗУН. 4 этап1 Подготовка к презентации проекта. 2. Презентация. 1. Продукт деятельности готовят к презентации. 2. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности




Памятка по составлению плана – схемы реализации проекта I этап подготовительный (разработка проекта). Создаём игровую мотивацию. Основой мотивации должен стать продукт. Входим в проблемную ситуацию. Формулируем проблемы, цели, определяем продукт проекта. Формулируем задачи, позволяющие достичь желаемой цели. Планируем деятельность и возможные мероприятия. Выбираем участников проекта, и тех, к кому обратиться за помощью. Подбираем средства реализации проекта. Определяемся, чему научиться для достижения цели. Приступаем к непосредственным действиям и приобретаем необходимые навыки.


Памятка II этап основной. Проводим мероприятия по созданию исходного продукта. Ищем необходимую информацию. Налаживаем взаимодействие между участниками проекта. Организуем поисковую, творческую деятельность. III этап заключительный. Презентация продукта деятельности. Подведение итогов (Что получилось или не получилось? Почему?


Памятка Раздел Практические материалы может включать собранную информацию по теме, разнообразные рабочие материалы, ис¬пользуемые в ходе реализации основных направлений проекта (схемы, планы, конспекты проведения бесед, наблюдений, занятий, игр, игровых упражнений с детьми; продукты детской деятельности; фотоматериалы и др.). В разделе Выводы могут быть отражены особенности непосредственной реализации проекта; анализ успехов и неудач; значимость достигнутых результатов и т.п.



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Семинар- практикум для воспитателей Костромского муниципального района «Проектная деятельность ДОУ» Составитель: Старший воспитатель Борисова Е.А. ноябрь 2015 г.

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность Интенсивное обновление модернизации всех компонентов образовательного процесса ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса, требует адекватного восприятия педагогических новшеств, осознания их необходимости. В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приёмов преподнесения содержания детям. Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития ребёнка. Актуальность

3 слайд

Описание слайда:

«Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью». «Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий по решению значимой для детей проблемы, завершающийся созданием творческих работ». «Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению». ПРОЕКТ – ЧТО ЭТО?

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Е. С. Полат современное определение метода проекта

8 слайд

Описание слайда:

По доминирующей деятельности (Исследовательские, информационные, творческие, игровые, практико-ориентированные) По характеру содержания (Ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности По характеру участия ребенка в проекте (Заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения до получения результатов) По характеру контактов (Внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями) По количеству участников (Индивидуальный, парный, групповой, фронтальный) По продолжительности (Краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный) П Р О Е К Т Типология проектов в доу (по Е.С. Евдокимовой)

9 слайд

Описание слайда:

Типы проектов в ДОУ (Л.С. Киселева) Типы проекта Содержание Возраст детей Исследовательско-творческий Детиэкспериментируют, а затем оформляют результаты в виде продуктивной деятельности. Старшая группа Ролево-игровой Использованиеэлементов творческих игр. Младшаягруппа Информационно-практическо-ориентированный Сбор информации, её реализация посредством социальных интересов (дизайн группы). Средняя группа Творческий Результат работы- детский праздник, дизайн и т.д. Младшая группа Типы проекта Содержание Возраст детей Исследовательско-творческий Детиэкспериментируют, а затем оформляют результаты в виде продуктивной деятельности. Старшая группа Ролево-игровой Использованиеэлементов творческих игр. Младшаягруппа Информационно-практическо-ориентированный Сбор информации, её реализация посредством социальных интересов (дизайн группы). Средняя группа Творческий Результат работы- детский праздник, дизайн и т.д. Младшая группа

10 слайд

Описание слайда:

Структура проекта: Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей 1 этап (организационный) Формулируетпроблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта) 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу. Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. 3.Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. 2 этап (планирование работы) 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность. 6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. 3 этап (реализация проекта) 7. Практическая помощь (по необходимости) 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений,навыков. 4 этап (презентация проекта) 9. Подготовка к презентации. Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

11 слайд

Описание слайда:

5.Презентация результатов 3.Поиск информации 2.Проектирование, планирование 1.Проблема 4.Продукт Проект это пять «П»

12 слайд