Что такое проект и что такое метод Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Слово «метод» (греч. methodos): meta - вне, за пределами и hodos - путь. Потому метод - это путь в определенной деятельности, следование которому приводит к получению необходимого результата. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Под методом проектов мы подразумеваем технологию организации образовательных ситуаций, в которых воспитанник ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности ребенка.


Классификация проектов Проекты классифицируют по следующим признакам: По тематике (творческие, информационные, игровые, исследовательские) По составу участников(групповые, индивидуальные, фронтальные), (в контакте с другой возрастной группой, внутри Доу, в контакте с семьей, с учреждением культуры и т.д.) По срокам реализации(краткосрочные, долгосрочные, средней продолжительности)


Виды проектов Творческие - после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника Исследовательские – дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок Игровые – это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные задачи и проблемы Информационные – дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и т.д.)


Схема процесса планирования 1.Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей; 2.вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели через беседу); 3.наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей); 4.обсудить план с семьями воспитанников (устные беседы, информационные стенды, сайт (форум)); 5.обратиться за рекомендациями к специалистам детского сада музыкальный руководитель, руководитель физкультуры и др. (творческий поиск); 6.осуществить поиск возможных парнеров (школа, библиотека, театр и др.) 7.нарисовать вместе с родителями и детьми план-схему проведения проекта (можно использовать модель трех вопросов), вывесить ее на видном месте;


Схема планирования 8.собрать информацию, материал (изучение плана-схемы с детьми); 9.провести совместную деятельность, игры, наблюдения, поездки- экскурсии все мероприятия основной части проекта; 10.предложить домашние задания родителям и детям (при желании семьи); 11.перейти к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения) родителей и детей, партнеров; 12.организовать презентацию проекта (праздник, открытое мероприятие, акция, КВН); составляем книгу, альбом, коллекцию и т. п.; 13.организовать рефлексию (самоанализ, сравнение результата с целями, оценка перспектив развития проекта)


Схема планирования 14.составить портфолио проекта вместе с детьми (фото-, видеоматериалы, продукты проекта, смешные истории, «зарисовки» процесса работы над проектом); 15.подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе, провести обобщение опыта.


Распределение деятельности педагога и детей в проекте Этапы проекта Деятельность педагогаДеятельность детей 1 этап 1. Формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта (см. структуру проекта). 2. Вводит в игровую (сюжетную ситуацию) 3. Формулирует задачи (нежестко). 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. 2 этап 1. Помогает в решении задачи. 2. Помогает спланировать деятельность. 3.Организует деятельность. 1. Объединение детей в рабочие группы. 2. Распределение ролей. 3 этап 1. Практическая помощь (по необходимости, в зависимости от возраста детей) 2. Направляет и контролирует осуществление проекта Формирование специфических ЗУН. 4 этап1 Подготовка к презентации проекта. 2. Презентация. 1. Продукт деятельности готовят к презентации. 2. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности




Памятка по составлению плана – схемы реализации проекта I этап подготовительный (разработка проекта). Создаём игровую мотивацию. Основой мотивации должен стать продукт. Входим в проблемную ситуацию. Формулируем проблемы, цели, определяем продукт проекта. Формулируем задачи, позволяющие достичь желаемой цели. Планируем деятельность и возможные мероприятия. Выбираем участников проекта, и тех, к кому обратиться за помощью. Подбираем средства реализации проекта. Определяемся, чему научиться для достижения цели. Приступаем к непосредственным действиям и приобретаем необходимые навыки.


Памятка II этап основной. Проводим мероприятия по созданию исходного продукта. Ищем необходимую информацию. Налаживаем взаимодействие между участниками проекта. Организуем поисковую, творческую деятельность. III этап заключительный. Презентация продукта деятельности. Подведение итогов (Что получилось или не получилось? Почему?


Памятка Раздел Практические материалы может включать собранную информацию по теме, разнообразные рабочие материалы, ис¬пользуемые в ходе реализации основных направлений проекта (схемы, планы, конспекты проведения бесед, наблюдений, занятий, игр, игровых упражнений с детьми; продукты детской деятельности; фотоматериалы и др.). В разделе Выводы могут быть отражены особенности непосредственной реализации проекта; анализ успехов и неудач; значимость достигнутых результатов и т.п.



«Проектная деятельность в ДОУ»

Воспитатель I КК

МКОУ Ясенковская СОШ

структурное подразделение – детский сад

Цыганова Галина Алексеевна


Проектная система обучения

  • «…Дети любят искать, сами находить. В этом их сила» (А. Эйнштейн)
  • «…творчество – разновидность поисковой активности» (В.С. Ройтенберг)
  • «На ребенка надо смотреть как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания»

(К.Н. Вентцель)



«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования » №1155 ОТ 17. 10. 2013г. Вступил в действие с 01.01 2014года


содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

сотрудничество Организации с семьёй

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

Основные принципы ФГОС дошкольного образования


Основные понятия

Проект – заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». В современной трактовке этот термин связывается с понятием «проблема»

Метод проектов совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.


ТИПЫ ПРОЕКТОВ В ДОУ (по Л.В.Киселёвой)

Тип проекта

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ

Возраст детей

ДЕТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРУЮТ, А ЗАТЕМ ОФОРМЛЯЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ В ВИДЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РОЛЕВО-ИГРОВОЙ

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ ИГР

СТАРШАЯ ГРУППА

МЛАДШАЯ ГРУППА

СБОР ИНФОРМАЦИИ, ЕЁ РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

ТВОРЧЕСКИЙ

(ДИЗАЙН ГРУППЫ)

СРЕДНЯЯ ГРУППА

РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ- ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК, КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА, ДИЗАЙН

МЛАДШАЯ ГРУППА (ранний возраст)


Основные требования к использованию метода проектов в детском саду

в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск

проект – это «игра всерьёз»; результаты её значимы для детей и взрослых

обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков; применение дошкольниками полученных знаний на практике


Этапы разработки и проведения проекта (последовательность работы воспитателей )

1. Ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей

2. Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской» цели)

3. Намечаем план движения к цели (поддерживаем интерес детей и родителей)

4. Обсуждаем план с семьями

6. Вместе с детьми и родителями рисуем план-схему проведения проекта и вывешиваем её на видном месте


Последовательность работы воспитателей

7. Собираем информацию, материал (изучаем с детьми план-схему)

8. Проводим занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта

9. Даём домашние задания родителям и детям

10. Переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения)родителей и детей

11. Организуем презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН), составляем альбом и т.п.

12. Подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», проводим обобщение опыта


ПРОЕКТ – это «пять П»

1 - П роблема;

2 - П роектирование

(планирование);

3 - П оиск информации;

4 - П родукт;

5 - П резентация.

Шестое « П » проекта- это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.



Проект

«Будь природе

другом»

Цель : ознакомление с природой родного края, воспитание любви и бережного отношения к природе.



Продукт проекта :

выставка поделок из природного материала.


Проект «Знаменитые люди нашего поселка»

Цель : приобщить детей, родителей, педагогов к истории и культуре родного края, к его духовным и материальным ценностям, тем самым вызвать у них желание больше узнать о знаменитых людях своего края.



Продукт проекта : альбом «Знаменитые люди нашего поселка»


Проект «Папа, мама, я – дружная семья»

Цель : формирование у детей понятия « семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.



Продукт проекта : выставка стенгазет «Я и моя семья»


Проект «Фольклорный ансамбль «Прялица»

Цель : познакомить детей с творчеством фольклорного ансамбля «Прялица», приобщать детей к народному песенному творчеству.



Продукт проекта : концерт с участием детей и ансамбля «Прялица»


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Семинар- практикум для воспитателей Костромского муниципального района «Проектная деятельность ДОУ» Составитель: Старший воспитатель Борисова Е.А. ноябрь 2015 г.

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность Интенсивное обновление модернизации всех компонентов образовательного процесса ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса, требует адекватного восприятия педагогических новшеств, осознания их необходимости. В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приёмов преподнесения содержания детям. Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития ребёнка. Актуальность

3 слайд

Описание слайда:

«Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью». «Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий по решению значимой для детей проблемы, завершающийся созданием творческих работ». «Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению». ПРОЕКТ – ЧТО ЭТО?

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Е. С. Полат современное определение метода проекта

8 слайд

Описание слайда:

По доминирующей деятельности (Исследовательские, информационные, творческие, игровые, практико-ориентированные) По характеру содержания (Ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности По характеру участия ребенка в проекте (Заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения до получения результатов) По характеру контактов (Внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями) По количеству участников (Индивидуальный, парный, групповой, фронтальный) По продолжительности (Краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный) П Р О Е К Т Типология проектов в доу (по Е.С. Евдокимовой)

9 слайд

Описание слайда:

Типы проектов в ДОУ (Л.С. Киселева) Типы проекта Содержание Возраст детей Исследовательско-творческий Детиэкспериментируют, а затем оформляют результаты в виде продуктивной деятельности. Старшая группа Ролево-игровой Использованиеэлементов творческих игр. Младшаягруппа Информационно-практическо-ориентированный Сбор информации, её реализация посредством социальных интересов (дизайн группы). Средняя группа Творческий Результат работы- детский праздник, дизайн и т.д. Младшая группа Типы проекта Содержание Возраст детей Исследовательско-творческий Детиэкспериментируют, а затем оформляют результаты в виде продуктивной деятельности. Старшая группа Ролево-игровой Использованиеэлементов творческих игр. Младшаягруппа Информационно-практическо-ориентированный Сбор информации, её реализация посредством социальных интересов (дизайн группы). Средняя группа Творческий Результат работы- детский праздник, дизайн и т.д. Младшая группа

10 слайд

Описание слайда:

Структура проекта: Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей 1 этап (организационный) Формулируетпроблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта) 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу. Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. 3.Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. 2 этап (планирование работы) 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность. 6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. 3 этап (реализация проекта) 7. Практическая помощь (по необходимости) 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений,навыков. 4 этап (презентация проекта) 9. Подготовка к презентации. Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

11 слайд

Описание слайда:

5.Презентация результатов 3.Поиск информации 2.Проектирование, планирование 1.Проблема 4.Продукт Проект это пять «П»

12 слайд

Консультация на тему:

«Проектная деятельность в детском саду»

Сообщение - презентация

Тлепшукова Фатимет Мосовна

Проектная деятельность в детском саду

1. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше,чем их сверстники 15 – 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагоговявляется выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

2. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать

позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов

на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные

знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую

возможность дает метод проектов (проектное обучение), позволяющий

расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать

возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.

3. Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это

детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение

к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды;

это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

4. Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа

явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы,

творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной

познавательно-поисковой и исследовательской деятельности,

коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является

составляющими успешной личности.

5. В настоящее время проекты в ДОУ классифицируются по следующим

признакам: По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно

или несколько занятий – 1 – 2 недели), средней продолжительности и

долгосрочные (на учебный год).

По составу участников (индивидуальные, групповые, фронтальные)

По тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские)

и способам реализации результатов

6. В практике работы современных дошкольных учреждений в настоящее

время используют следующие виды проектов

1. Исследовательско– творческий . Дети экспериментируют, а результаты

оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна.

2. Ролево– игровые. С элементами творческих игр, когда дети входят в

образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

3. Информационно-практико-ориентированные . Дети собирают

информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.

(Оформление группы и ее дизайн, витражи и др.)

4. Творческие . (Оформление результата в виде детского праздника,

детских дизайнерских решений.)

7. В основу метода проектов заложена идея о направленности

познавательной деятельности дошкольников на результат, который

достигается в процессе совместной работы педагога и детей над

определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или

работать над проектов в данном случае означает – применить необходимые

знания и умения из различных разделов образовательной программы

дошкольников и получить ощутимый результат. В дошкольном образовании

метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования

является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем. Сформулировать проблему, определить цель (замысел).

Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная

деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие

дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании,

помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит

в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать

обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение,

вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не

переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.

Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной

программы. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и

должно найти поддержку со стороны взрослых.

8. В практике выделяют следующие этапы работы над проектами.

9. 1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную

и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. На первом

этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чегоопределяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную

ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта является: вхождение в

проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей проекта.

Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога

является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны

уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи вокруг себя.

10. 2. Разработка проекта, план деятельности по достижению цели:

К кому обратиться за помощью (педагогу, родителям);

В каких источниках можно найти информацию;

Какие предметы (оборудование, пособия) использовать;

С какими предметами научиться работать.

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям

грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных

задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение

11. 3. Выполнение проекта (практическая часть). Воспитатель оказывает

ребятам практическую помощь, а так же направляет и контролирует

осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных

знаний, умений и навыков.

12. 4. Подведение итогов: публичное представление продукта проектной

деятельности. Дети помогают в подготовке презентации, после чего они

представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной

деятельности.

13. К оценке конечного продукта и рефлексии промежуточных результатов

привлекаются дети. Рефлексия способствует осознанному выполнению

деятельности, развитию таких личностных качеств, как ответственность,

настойчивость, инициативность и др. совместный проект обязательно должен

быть доведен до конца (игра, книжка-малютка, макет, выставка, альбом,

праздник и т.д.). ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды

своего труда.14. Проектная деятельность может быть зафиксирована в виде

традиционного плана непосредственно образовательной деятельности с

пометкой «Проект».

В образовательной практике используется матрица проекта.

Структура проекта

1. Тема.

2. Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).

3. Возраст детей.

4. Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).

5. Методологическая база проекта (указать методики, основную

литературу, которая использовалась при составлении проекта).

6. Цель проекта.

7. Задачи проекта.

8. Этапы реализации.

9. Подготовительный этап. Сбор информации, подготовка оборудования.

Указать список литературы, выделив методическую литературу и

литературу для детей, а так же оборудование, которое необходимо

изготовить или прибрести до начала реализации проекта.

10. Основной этап. Описать последовательность организации:

Работа с родителями;

Работа с детьми;

Оснащение предметно-развивающей среды.

11. Завершающий этап. Систематизация материалов. Подведение итогов.

12. Ожидаемый результат.

Развивающая среда Методическое обеспечение

Детская и семейная продуктивная деятельность.

15. В нашем ДОУ проектный метод используется в работе с детьми и

используются разные виды проектов:

Комплексные;

Межгрупповые;

Групповые;

Индивидуальные;

Творческие;- исследовательские

Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Начиная с младшего

возраста используются ролево- игровые и творческие проекты, что не

противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с

дошкольниками. Например: «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки». В

старшем возрасте появляются соответствующие виды проектной

деятельности.

Комплексные: выставка творческих работ и праздники: «Моя родина –

Россия», «Космонавты живут на земле». «День птиц;. «Осенняя пора»,

«Книжкина неделя»

Индивидуальные: «Зверье мое», «»Моя семья»

Межгрупповые: («Если хочешь быть здоров», «Разноцветная клумба»,

«Вместе с папой», «Мир-это главное слово на свете» и др

Групповые: «Нам на улице не страшно», «В стране математики», «Мы

любим спорт»

Творческие: спектакль для малышей, вернисаж «Красивое своими руками»,

«Мама - слово-то какое!».

Практико-ориентированные: благоустройство группы, оформление и уход за

Исследовательские: «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде?», «День

и ночь», «Здоровое питание», «Как растет горох?» и др.

16 – 18. Проект «Откуда хлеб пришел» (исследовательский, творческий,

среднесрочный). Цель: показать значимость сельского труда, воспитать

бережное отношение к хлебу

19 – 20. Проект «Разноцветная клумба» (долгосрочный, межгрупповой,

экологический, познавательно – творческий) Цель: решать задачи

экологического образования детей через трудовое воспитание)

21, 22, 23. Проект «Если хочешь быть здоров» (долгосрочный,

межгрупповой, исследовательский). Цель: воспитание навыков здорового

образа жизни.

24. Проект «Нам на улице не страшно» (среднесрочный, групповой,

информационно- практико – ориентированный). Цель: формирование знаний

о правилах безопасного поведения на улице, правилах дорожного движения.25. Проект «Мама – слово-то какое!» (среднесрочный, творческий,

групповой) цель: формировать уважительное отношение к семейным

ценностям, воспитывать любовь к маме; развитие творческих способностей.

26, 27. Проект «Осень золото роняет» (среднесрочный, творческий,

межгрупповой). Цель: развитие художественного восприятия, эстетического

вкуса; привлечение родителей к совместной деятельности.

28, 29. Проект «Космонавты живут на Земле» (среднесрочный,

комплексный, познавательно – творческий, межгрупповой). Цель:

воспитание нравственных и патриотических чувств через ознакомление с

историей Отечества; развитие художественно-творческих способностей.

30, 31. Проект «Мир - это главное слово на свете…» (среднесрочный,

межгрупповой, познавательно- творческий). Цель: формирование у детей

представлений о событиях истории Отечества, героизме его народа,

воспитание патриотических чувств

32. Использование в работе с детьми данной технологии позволяет

обеспечить взаимосвязь в работе воспитателей, родителей, специалистов

ДОУ, детей. Усвоить с высокой прочностью материал программы,

приобрести детьми необходимые знания, навыки, умения.

Литература.

1. О.И.Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. Проекты в работе с детьми.

Сфера М.2012

2. Л.Д. Морозова. Педагогическое проектирование В ДОУ. Сфера М2010

3. Л. Д. Морозова Метод проектов в деятельности ДОУ // детский сад от А до

4. Е.С. Евдокимова. Технологии проектирования в ДОУ. М., 2008

Светлана Цыганкова
Презентация на тему «Проектная деятельность в ДОУ»

Проектная деятельность в ДОУ

Составитель : Цыганкова Светлана викторовна

воспитатель

ГБДОУ «Детский сад № 11»

г. Снкт-Петербург

1. Проекты в дошкольном образовательном учреждении

Этапы работы над проектом . Классификация проектов… . 2-3

2. Основные этапы метода проекта . Виды проектов в ДОУ…3-4

3. Задачи развития детей в проектной деятельности… . 4-5

4. Алгоритм проведения проектов … .5-7

5. Литература по проектной деятельности… . 7-8

1. Проекты в дошкольном образовательном учреждении.

Этапы работы над проектом . Классификация проектов .

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые : солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками» . Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения : вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность , решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

Полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием)

Частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности ).

Интеграция на основе единого проекта , в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности , как правило, осуществляется по следующим этапам :

Первый этап :

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта , после чего определяется продукт проекта . Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта . Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Второй этап :

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности ) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

Третий этап :

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта .

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап :

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её .

Дети активно помогают в подготовке презентации , после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности .

Классификация проектов :

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам :

По тематике и способам реализации результатов : творческие, информационные, игровые или исследовательские

По составу участников : индивидуальные, групповые и фронтальные.

По срокам реализации : краткосрочные (1-3 занятий, средней продолжительности (1-2 месяца) и долгосрочными (весь учебный год) .

2. Основные этапы метода проектов . Виды проектов .

Выделяются несколько этапов :

1. Выбор цели проекта .

Педагог помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.

2. Разработка проекта .

Составление плана деятельности по достижению цели : к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта

Выполняется практическая часть проекта .

4. Подведение итогов

Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов .

По видам проекты подразделяются на следующие :

1. Творческие.

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Исследовательские.

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Информационные.

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.) .

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности.

3. Задачи развития детей в проектной деятельности .

В педагогике выделяются следующие задачи определяющие развитие детей в проектной деятельности :

Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

Развитие познавательных способностей;

Развитие творческого воображения;

Развитие творческого мышления;

Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это :

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) ;

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) ;

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты) .

В старшем дошкольном возрасте – это :

формирование предпосылок поисковой деятельности , интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности .

4. Алгоритм проведения проектной деятельности в ДОУ

Этапы реализации проекта

Участники

Подготовительный этап

Обдумывание идеи проекта , сбор информации, материала для реализации идеи.

Педагоги ДОУ, специалисты, родители, воспитанники ДОУ.

Организационный этап

Формирующий этап

Составление плана проекта , определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта . Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач .

Разработка положений смотров, конкурсов, конспектов занятий, сценария итогового мероприятия.

Педагоги, специалисты ДОУ.

Проведение занятий с детьми специалистами и педагогами ДОУ (комплексные, тематические, бинарные, посещение выставок в экспоцентре, музее и т. д.

Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта . Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта .

Педагоги, специалисты ДОУ, родители.

Педагоги, специалисты ДОУ, родители, воспитанники ДОУ.

Итоговый этап

Проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения) . Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности . Обобщение опыта.

Педагоги и специалисты ДОУ, родители.

Правила проведения круглых столов с родителями.

1* Каждое заседание требует своего «сценария» и предельно четких установок, рекомендаций и советов в реализации этапов проекта .

2* Главным методом работы «круглого стола» является диалог, определение путей взаимодействия родителей, детей и педагогов в рамках проекта .

3* Родители приглашаются на заседание «круглого стола» и оповещаются о повестке не позднее, чем за 5 дней до даты его проведения.

4* На заседание приглашаются специалисты ДОУ, воспитатели возрастных групп.

5* Дается познавательная информация для родителей, раскрывающая подходы к реализации данного проекта .

6* По итогам заседания определяются пути взаимодействия между родителями, детьми и педагогическим коллективом, определяется содержание работы и сроки реализации.

Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ . Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

1. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду . Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников . Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

3. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.

4. Пенькова Л. С. Под парусом Лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 288 с.

5. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками» . – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс» , 2011. – 80 с.

6. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением.