Ход урока Организационный этап. - Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию. -Раскрытие общей цели урока и ознакомление учащихся с планом работы. Учитель: С древних времен окружающий мир был человеку враждебен. Жилище стало главным убежищем от врагов и природной стихии.


В настоящее время жилье для человека тоже играет немаловажную роль. Хорошо, если каждая семья имеет свое отдельное жилье, будь то дом, или квартира. Со временем жилье приходится ремонтировать или расширять. Конечно, основные виды работ должны выполнять специалисты- строители, но многое человек может сделать своими руками и так как ему хочется. Это даст солидную экономию во времени и средствах, но для этого необходимо овладеть некоторыми знаниями и умениями в строительных и ремонтных работах. Именно этим мы и будем с вами теперь заниматься.




Учитель: Прошу ответить на вопросы: : Какой самый распространенный и доступный вид ремонтных работ, с которым может справиться и непрофессионал? (Оклейка стен обоями или обойные работы) Какие строительные материалы используются при этом. (Обои, клей) Из чего делают обои? (Из бумаги) Для чего использует бумагу еще? (Для письма, печатания, черчения, рисования, поделок, для бытовых нужд.) Какие еще строительные материалы, которые делают из такого же сырья, вы знаете? (ДВП, гипсокартон)


Усвоение новых знаний и умений. Учитель: Бумага занимает важное место в нашей жизни. Появление ее произвело в человеческом обществе глубокие перемены. Получив бумагу, люди стали активно приобщаться к письменности, знаниям, развивать книжное дело. Бумага прочно вошла в производство и быт. Газеты, журналы, книги, обои, мебель из древесно- стружечных плит с запрессованной на их поверхности бумагой, имитирующей древесину ценных пород, скатерти, полотенца, пеленки и другие предметы домашнего обихода в общем, список этот будет очень велик. Мы не всегда осмысливаем великое значение бумаги, не задумываясь над тем, где, как, из чего и чьим трудом она создается. Сейчас мы с вами совершим путешествие в глубь веков, чтобы узнать об этом много нового и интересного.


Метод сотрудничества (работа проводиться в двух группах по типу игры «Что? Где? Когда?») Учитель: Для начала разобьемся на две команды. Выберете себе подходящую роль, уже сегодня вы можете попробовать себя в будущей профессии: историка, географа, химика-технолога. Главный консультант группы -капитан должен суммировать результаты работы каждого участника группы и дать объективную оценку. От работы каждого зависит общая оценка и оценка каждого. Вам даны заранее заготовленные карточки с новой информацией. Я буду задавать вопрос, а вы должны быстро найти ответ, прочитать его и постараться запомнить эту информацию.


Что служило материалом для письма до изобретения бумаги? У бумаги было немало предшественников. Камень и глина, дерево и кость, кожа и береста, воск и металл, папирус и пергамент все они в разные исторические эпохи служили людям в качестве материалов для письма. Но каждый из них был не вполне пригоден для этого: одни тяжелыми, другие хрупкими, третьи дорогостоящими.




Из чего была сделана первая бумага? Сырьем для нее служили шелковые обрезки, отходы коконов шелкопряда, обрывки старых сетей. Их размачивали и вручную растирали между камнями. Полученную массу-кашицу наливали на гладкую поверхность, например на отшлифованную плиту, и прижимали другим отшлифованным камнем. Кашица сохла и превращалась в лепешку наподобие войлока.


Как китайцы со временем усовершенствовали этот процесс? С распространенного в Китае дерева шелковицы волокнистую часть луб размачивали в воде, толкли до превращения в кашицеобразную волокнистую массу. Затем ее собирали в деревянную бочку и добавляли воды. Ситом вычерпывали из бочки массу, осторожно встряхивая его. В сите оставался ровный и тонкий слой волокнистой массы. Ее опрокидывали на гладкую доску, доски укладывали в стопу и сверху клали груз. Окрепшие под прессом бумажные листы снимали с досок и сушили на солнце. Бумажный лист уже не походил на рыхлую лепешку, а стал материалом более легким, ровным, прочным и удобным для письма.


Основные инструменты, приспособления, которые использовали для производства бумаги. Камни, отшлифованные плиты, каменная ступа, деревянный пест, бочка, гладкие доски, груз. Кустарный способ изготовления бумаги все время совершенствовался, внедрялись новые орудия труда и технологические процессы. В бумажную массу стали вводить животный клей, который улучшал связь волокон в листе.




Когда бумага попала в Европу? Бумага попала в Европу в XII в. Россия познакомилась с бумагой несколько позже. Более двух с половиной веков ее к нам завозили заморские купцы. Что означает слово «картон», «бумага»? Картон –(от итал. фр. karta – бумага) это толстая, тяжелая, рыхлая бумага. Он бывает однослойный, многослойный, гофрированный и т.д. Бумага –(от итал. bambgia –хлопок), состоит из растительных волокон. С 19 века изготавливают из древесины. Известно более 600 видов. Основные характеристики: масса (1кв.м – 4-250г), толщина (4-400мкл), цвет, белизна, гладкость, впитывающая способность.


При каком русском царе было начато собственное производство бумаги и книгопечатание? Во второй половине XVI в. при Иване Грозном. К этому времени относится и начало русского книгопечатания. Из чего делали первую бумагу на Руси? Сырьем для бумаги на Руси служили старые хлопчато-бумажные вещи (тряпье) и отходы хлопкового производства.


Какую роль в развитии производства бумаги сыграл Петр I и как называлось это производство? Мощный импульс развитию бумажного дела в России дал в XVIII в. Петр I. Побывав за границей, он задумал построить отечественные бумажные мануфактуры. Опытных мастеров он пригласил из-за границы, а рабочими становились крепостные.


Когда была создана первая бумажная фабрика в России? В 1872 г. был построен первый в Российской империи завод для выработки древесной массы, а в 1884 г. первый целлюлозный завод. Сырье для бумаги начали делать не из тряпья, а из древесины.. Но бумаги не хватало, государство было вынуждено постоянно закупать ее за рубежом. Учитель: Значительное развитие бумагоделательное производство в стране получило за годы Советской власти. Был построен ряд новых целлюлозно- бумажных комбинатов, а старые реконструированы.


Из какого сырья делают бумагу сегодня? Со времени изобретения бумаги технология ее производства претерпела значительные изменения, но в основе ее осталась химико-механическая переработка растительной ткани - древесины в бумажную массу.. Как получают бумагу? Бумагу получают из бумажной массы. Бумажную массу получают путем смешения в соответствующих пропорциях древесной массы и целлюлозы с красящими и проклеивающими веществами.




Как получают химическую древесную массу? Переработку осуществляют с помощью мощных машин. В них древесина обильно смачивается водой, истирается, превращаясь в жидкую кашицу, которая отводится по трубам. При производстве белых сортов бумаги, древесную массу отбеливают, обрабатывая ее перекисью водорода. Для получения древесной массы из лиственных пород древесину перед истиранием обрабатывают химикатами и пропаривают. Полученный таким способом продукт называют химической древесной массой. При производстве древесной массы расходуется много воды.




Как получают целлюлозу? Вторым основным компонентом для получения бумаги является целлюлоза-(фр. клетка) стенки клетки растения. На целлюлозно-бумажных комбинатах ее получают из древесины путем механической и химической переработки. Щепа по конвейеру поступает в специальную емкость, из которой попадает в котел, где подвергается варке, которая длится до 10 ч. В результате получается продукт, содержащий до 95 % чистой клетчатки, который и называют целлюлозой. Сваренную целлюлозу промывают, очищают от мелких сучков и непроварившихся кусочков щепы, сгущают.




Как работает бумагоделательная машина? Машина состоит из сетчатой части, прессовой, сушильной и отделочной. В машинный бассейн поступают древесная масса и целлюлоза. Их постоянно перемешивают. Готовая смесь поступает в бак. Из бака раствор под сильным давлением через узкую щель непрерывно выливается на всю ширину быстро движущейся сетки. В сеточной части происходит формирование полотна бумаги. Избыточная влага отсасывается через тончайшие отверстия в каждом вале. Бумажное полотно обезвоживается, разглаживается, прессуется, сушится, полируется, проходя через множество горячих полированных валиков, и сматывается в рулон, ширина которого 9м.



Какие способы получения бумаги вы знаете? Традиционный способ изготовления бумаги называют мокрым. На производство 1т бумаги расходуется 500 куб.м воды.. А можно ли обходиться без воды, делать бумагу сухим способом? Оказывается можно. Этот метод позволяет получать бумагу с особыми свойствами, и в первую очередь технические ее виды: фильтровальная, санитарно-гигиеническая и др. Для изготовления бумаги сухим методом пригодны любые волокнистые материалы. Мельчайшие волокна кружатся внутри специальной формующей камеры, подобно снежинкам, оседают на сетке ровным тонким пушистым ковриком. Специальное устройство наносит связующее вещества. Операция заканчивается прессованием и сушкой.



Какие виды бумаги вы знаете? Писчая, печатная, чертежная, рисовальная, мелованная, папиросная, калька, копировальная, гофрированная, фотографическая, бытовая, оберточная, и др. Чтобы получить бумагу с ровной и гладкой поверхностью, бумажную массу наполняют, т. е. добавляют к ней каолин (белую глину), который заполняет промежутки между мельчайшими волокнами древесины и все неровности бумажного слоя. Писчая и печатная бумаги должны обладать минимальной впитывающей способностью, иначе чернила и типографская краска будут расплываться. Для этого бумажную массу проклеивают, вводя в нее канифоль. Для придания бумаге обычного белого цвета массу подсинивают, добавляя в нее соответствующее количество синей краски.


Какие виды картона вы знаете? Переплетный, коробочный, калибровочный, гофрированный, электротехнический и др. Как вы понимаете выражение «утилизация бумаги и картона»? Это значит – сбор, отправка на бумажные предприятие и переработка старой бумаги и картона.


Как называется старая бумага и картон? Макулатура. Как вы можете помочь сохранить живую природу? Необходимо экономно расходовать бумагу и картон, собирать и сдавать макулатуру, а не выбрасывать и не сжигать ее. Из1т макулатуры получают около 750кг новой бумаги. Беречь зеленые насаждения.


Что ожидает нас в будущем? Какая проблема наиболее важная из них? В прогнозах развития целлюлозно-бумажной промышленности называется ряд проблем. Наиболее важная из них проблема сырья. Недостаточно используются низкокачественные виды древесины и древесные отходы. Для воспроизводства древесного сырья необходимо выращивать быстрорастущие породы деревьев, расширять выпуск комбинированных видов картона и бумаги с использованием полимерных продуктов, стекловолокна, металлов.



Какая другая не менее важная задача существует? Другая не менее важная задача сократить использование воды и полностью устранить загрязнение водоемов и воздушной среды производственными отходами. Все это означает разработку и внедрение новейших технологических процессов, создание новых типов оборудования. Осваивать новые технические виды бумаги и картона с различными покрытиями и пропитками, наделенные заданными свойствами, в частности устойчивостью к действию химикатов, жиров, паров, масел, газов, воды. Современному и будущим поколениям не грозит исчезновение бумаги. Вечный спутник прогресса, она, раскрывая все новые и новые свои качества, будет всегда служить людям.




Физкультурная пауза Упражнения для глаз (сидя) 1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. 2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз. 3.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. 4.В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 12 раза




Проверка понимания Чтобы узнать, что вы сегодня запомнили на уроке, попробуйте решить этот кроссворд По горизонтали: 1На чем пишут и рисуют ученики? 2 Мельчайшие частички, из которых состоит бумага. 3 Одна из двух составных частей, из которых делают бумагу. 4 Из чего делают обложки книг? 5 Природное сырье для бумаги и картона. По вертикали: 6 Страна - родина бумаги. 7 Сырье для бумаги, позволяющее сохранить деревья.


Решение кроссворда БУМАГА АК ВОЛОКНОИ УТ ЦЕЛЛЮЛОЗА АЙ КАРТОН У ДРЕВЕСИНА А По горизонтали: 1На чем пишут и рисуют ученики? 2 Мельчайшие частички, из которых состоит бумага. 3 Одна из двух составных частей, из которых делают бумагу. 4 Из чего делают обложки книг? 5 Природное сырье для бумаги и картона. По вертикали: 6 Страна - родина бумаги. 7 Сырье для бумаги, позволяющее сохранить деревья.


Закрепление Лабораторно-практическая работа «Изучение волокнистого строения бумаги ». Учитель: Мы с вами узнали, что сырьем для получения бумаги и картона служит древесина, которая имеет волокнистый состав. Чтобы убедиться в этом, проведем лабораторно-практическую работу. Вводный инструктаж. Инструктаж по правилам безопасной работы


Рекомендации для учителя Раздать учащимся лупы, а также кусочки бумаги и картона для определения их состава. Записать в тетрадь, из каких мельчайших частиц состоит бумага и картон. Раздать учащимся коллекции образцов бумаги и картона для определения их вида и назначения. Записать в тетрадь, по каким признакам определялись виды бумаги и картона. Целевой обход учителя. Текущий инструктаж. (Тетради собрать для проверки в конце урока.)


Лабораторно-практическая работа «Изучение волокнистого строения бумаги». Оборудование: образцы бумаги и картона, лупа. ХОД РАБОТЫ Возьмите образец бумаги, картона оторвите кусочек и посмотрите на его край через лупу. Ответьте на вопрос: «Из чего состоит бумага, картон?» Из предложенных образцов выбирете отдельно образцы бумаги и образцы картона. Ответьте на вопрос: «Чем по внешнему признаку картон отличается от бумаги?» Определите назначение образцов бумаги и картона. Ответьте на вопрос: «П о каким признакам определялись виды бумаги и картона?»


Применение и обобщение знаний. Практическая работа (Задание выполняется устно с опорой на схему) Оборудование: образцы обоев и x/б ткани Учитель: 1. Дать сравнительную характеристику хлопчато-бумажной ткани и бумажных (простых) обоев по схеме. 2.Ответить на вопросы: Что общего, и какие отличия есть у этих материалов? 3.Сделать вывод: Какие отрицательные свойства нужно учитывать при работе с бумажными обоями?


Сравнительная характеристика Признаки сравнения Обои Хлопчато-бумажная ткань ПроисхождениеНАТУРАЛЬНОЕ СырьеРАСТИТЕЛЬНОЕ СоставВОЛОКНИСТЫЙ Свойства: 1 одинаковые 2 отличительные ГИГРОСКОПИЧНОСТЬ ВОЗДУХОПРОНИЦАЕМОСТЬ ВОСПЛАМЕНЯЕМОСТЬ ПРОЧНОСТЬ СМИНАЕМОСТЬ Применение ВЫВОД: мокрая бумага менее прочная, чем сухая, а ткань – наоборот; бумага сильно мнется. В БЫТУ, НА ПРОИЗВОДСТВЕ


Инструктаж домашнего задания Составить коллекцию образцов бумаги и картона: одинаковые кусочки наклеить с одной верхней стороны рядами на лист картона, подписать название каждого вида. (Учащимся демонстрируются лучшие коллекции прошлых лет.) Знать историю и технологию производства бумаги, новые термины и их значения.


Подведение итога, оценки С помощью консультантов-капитанов подводятся итоги и оценивается работа в группе каждой ученицы и работа каждой группы. Лабораторно-практическая работа будет оценена к следующему занятию. Учитель подводит итог, выставляет оценки.





Тип включает более 15 тыс. видов круглых червей. Свободноживущие представители обитают на дне водоемов и в почве. Многие виды являются паразитами животных, человека и растений. Размеры тела большинства видов свободноживущих червей небольшие, даже микроскопические, а среди паразитов есть гиганты, достигающие в длину 8 м (паразит китов).




Круглые черви являются первичнополостными животными. У них развивается первичная полость тела, заполненная жидкостью и выполняющая роль гидроскелета. В первичной полости помещаются все внутренние органы. Круглые черви - это более высокоорганизованная группа животных, обладающая рядом прогрессивных черт организации по сравнению с предыдущими типами. Пищеварительная система имеет более сложное строение (развивается задняя кишка и заднепроходное отверстие - так называемая порошица) и выполняет моторную и железистую функции. Нервная система также более прогрессивного строения. В передней части тела имеется окологлоточное нервное кольцо, от которого отходят нервные стволы. Кроме того, для представителей этого типа характерно отсутствие кольцевой мускулатуры и мезенхимной ткани, постоянство клеточного состава, отсутствие способности восстанавливать (регенерировать) утраченные части тела.




2.Кожно-мускульный мешок состоит из наружной многослойной неимеющей клеточного строения кутикулы, расположенного под ней однослойного эпителия и слоя продольных мышечных волокон, благодаря сокращениям которых тело может змеевидно изгибаться. 3.Полость тела первичная, заполненная жидкостью, находящейся под большим, чем атмосферное, давлением. Полостная жидкость придает телу упругость и благодаря этому выполняет роль гидроскелета. Она также обеспечивает транспорт питательных веществ и продуктов жизнедеятельности


4.Впервые в животном мире пищеварительная система представлена сквозном пищеварительной трубкой, подразделенной на три отдела переднюю, среднюю и заднюю кишки. Передний отдел начинается ротовым отверстием, ведущим в ротовую полость и глотку, способную работать как насос. Глотка отделена от средней кишки клапаном. В средней кишке пища переваривается и всасывается. За средней кишкой следует эк- тодермальнаязадняя кишка, открывающаяся на брюшной стороне тела, анальным отверстием. 5.Выделительная система представлена парой боковых продольных каналов, сливающихся под глоткой в один проток и открывающийся на брюшной стороне тела выделительным отверстием. Конечные продукты Жизнедеятельности накапливаются в полостной жидкости, а из нее поступают в выделительные каналы.


6.Нервная система представлена кольцевым окологлоточным ганглием и отходящими от него несколькими продольными нервными стволами, соединенными между собой полукольцевыми нервными перемычками. Имеются органы вкуса, осязания, а у свободноживущих круглых червей есть светочувствительные глазки. 7.Круглые черви раздельнополые животные, размножающиеся только половым способом. У аскариды самцы и самки внешне различимы (половой диморфизм). Половая система имеет трубчатое строение: у самки парные яичники, яйцеводы, матки и непарное влагалище, у самца непарный семенник, семяпровод, семяизвергательный канал, совокупительный аппарат. Оплодотворение внутреннее, развитие обычно проходит с неполным превращением (со стадией личинки).










Оплодотворенные яйца, покрытые плотными защитными оболочками, из кишечника человека попадают в почву. При наличии кислорода и достаточно высокой температуры в них примерно в течение месяца развивается личинка. Яйцо становится заразным (инвазионным). С загрязненной водой и пищевыми продуктами яйца попадают в тонкий отдел кишечника человека. Здесь личинки освобождаются от оболочки, пробивают своим упругим телом слизистую оболочку кишки и проникают в кровеносные сосуды. С током крови через воротную и нижнюю полую вены они попадают в правое предсердие, правый желудочек и в легкие (по легочным артериям). Из легочной ткани проникают в бронхи, из них в трахею, а затем в глотку. За время миграции личинки развиваются в присутствии кислорода. Из глотки они попадают в кишечник, где и завершают свой цикл развития. Продолжительность жизни около года.






















1 из 22

Презентация на тему: Нематоды

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

№ слайда 3

Описание слайда:

Общая характеристика типа Пищеварительная система состоит из трех отделов: передний, средний и задний отделы кишечника. Передний отдел и задняя кишка имеют эктодермальное происхождение, а средний отдел - энтодермального. Появляется анальное отверстие и пища начинает двигаться в одном направлении. Полость тела. Внутри кожно-мускульного мешка развивается первичная полость тела, схизоцель, которая соответствует первичной полости зародыша – бластоцели. Межклеточная жидкость замещает паренхиму. Внутренние органы находятся в этой первичной полости тела.

№ слайда 4

Описание слайда:

Общая характеристика типа Выделительная система представлена гиподермальными (кожными) одноклеточными железами и "шейными железами". Нервная система состоит из окологлоточного нервного кольца, окружающего глотку, и отходящих вперед и назад 6 нервных стволов, из которых спинной и брюшной развиты наиболее сильно. Размножение. Преимущественно раздельнополые организмы, развитие прямое.

№ слайда 5

Описание слайда:

Общая характеристика типа Появление круглых червей сопровождалось следующими ароморфозами: Образовалась первичная полость, схизоцель, которая сформировалась путем замещения паренхимы жидкостью. Жидкость находится под большим давлением и является гидроскелетом, выполняя опорную функцию; участвует в обмене веществ внутри организма, транспортируя различные вещества; Появилась задняя кишка и заднепроходное отверстие, что позволило сделать процесс пищеварения поэтапным; Произошла дальнейшая концентрация нервных клеток, образуется 6 нервных стволов и формируется окологлоточное нервное кольцо; Произошло разделение полов, что обеспечило комбинативную изменчивость и генетическое разнообразие потомков.

№ слайда 6

Описание слайда:

Строение и жизнедеятельность нематод Форма тела и кожно-мускульный мешок. Тело цельное, несегментированное, веретеновидное или нитевидное, круглое в поперечном сечении, снаружи покрыто кутикулой. Кутикула обычно достигает большой толщины и прочности, во время роста червей она периодически сбрасывается, затем возобновляется. Под кутикулой находится гиподерма, которая представляет собой продукт слияния клеток.

№ слайда 7

Описание слайда:

Строение и жизнедеятельность нематод Под гиподермой расположены продольные мышцы, разделенные валиками гиподермы на 4 ленты. При сокращении спинные и брюшные ленты действуют как антагонисты. Внутри кожно-мускульного мешка имеется первичная полость (схизоцель), она не имеет собственной мезодермальной выстилки, и в ней находятся внутренние органы тела. Полость заполнена жидкостью, которая находится под давлением и играет роль «гидроскелета».

№ слайда 8

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Строение и жизнедеятельность нематод Выделительная система своеобразна. Имеется шейная железа, представленная одной или двумя секреторными клеткой, расположенной снизу передней части тела. От них отходят один или два канала, проходящие в боковых валиках гиподермы. Сзади они слепо замкнуты, спереди соединяются в выводной проток, открывающийся выделительной порой. На стенках выделительных каналов в передней части тела находятся четыре крупные фагоцитарные клетки. Они захватывают и накапливают в цитоплазме остаточные продукты обмена.

№ слайда 11

Описание слайда:

Строение и жизнедеятельность нематод Нервная система состоит из окологлоточного нервного кольца, окружающего глотку и пищевод и отходящих вперед и назад 6 нервных стволов, из которых спинной и брюшной наиболее развиты. Нервная система образована небольшим числом нервных клеток, что свидетельствует о ее примитивности (у аскариды, например, нервная система состоит из 162 клеток). Органы чувств развиты слабо. Имеются органы осязания, органы химического чувства.

№ слайда 12

Описание слайда:

Строение и жизнедеятельность нематод Органы размножения имеют трубчатое строение. Мужские половые органы имеют форму непарной трубки, тонкая часть которой является семенником, средняя часть - семяпроводом, наиболее толстый отдел - семяизвергательным каналом, открывающимся в конечный отдел кишечника - клоаку. У самки парные яичники продолжаются в яйцеводы, которые, расширяясь, переходят в две матки, открывающиеся в непарное влагалище, заканчивающееся половым отверстием на брюшной стороне тела. Оплодотворение яиц происходит в матке.

№ слайда 14

№ слайда 15

№ слайда 17

№ слайда 22

Разработка представляет собой презентацию к уроку биологии 7 класс по теме "Круглые черви". Данная презентация может быть использована как на уроке в качестве сопровождения объяснения учителя, так и для самостоятельного изучения темы учащимися.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1. Выбрать верные утверждения. 1. Белая планария – свободноживущее животное. 2. У планарии есть пищеварительная, дыхательная, выделительная и нервная системы органов. 3. Непереваренные остатки пищи у планарии выбрасываются через рот. 4. Нервная система у планарии узлового типа. 5. Планарии – раздельнополые животные. 6. У плоских червей нет полости тела. 7. У планарии хорошо выражена регенерация. 8. Оплодотворение у планарии наружное.

Тема: Круглые черви и прогресс.

Внешнее строение Размеры тела: от 0,05 мм до нескольких метров. Тело веретенообразной формы, несегментированно, суживающееся к переднему и заднему концам, круглое в поперечнике.

Круглого червя плоского червя

Кутикула Кутикула (от лат. «кутикула» – кожица) – плотное неклеточное образование на поверхности клеток эпителиальной ткани. Функции: защитная и опорная.

Кожно-мускульный мешок Под кутикулой расположен 1 слой продольных мышц. Передвижение за счет боковых изгибов тела. Первичная полость тела, заполненная жидкостью. Функция жидкости: опорная, транспорт веществ.

Общая характеристика 1 . Имеют двустороннюю симметрию 2. Трехслойные 3. Тело длинное, упругое. 4. В поперечном разрезе тело круглое 5. При движении могут лишь изгибаться 6. Тело покрыто кожно-мускульным мешком 7. Внутри – полость тела, заполненная жидкостью 8. Появляется анальное отверстие 9. раздельнополые

Нервная система и органы чувств Окологлоточное нервное кольцо и шесть нервных стволов, соединенных многочисленными перемычками. Органы чувств: осязание (бугорки или щетинки), химическое чувство, зрение (примитивные глазки – пигментные пятна).

Пищеварительная система Рот – глотка – кишка (прямая трубка) – анальное отверстие.

Выделительная система Одноклеточные кожные железы

Половая система Раздельнополые. Половой диморфизм – самцы и самки обладают четкими внешними различиями. Откладывают яйца, есть живородящие формы.

Цикл развития аскариды.

Острица Длина самок до 12 мм, самцов – до 5 мм. Обитает в толстой кишке человека и некоторых обезьян. Заболевание: энтеробиоз.

Трихинелла Длина самцов 1,6мм, самок – 4,4 мм. Обитает в тонком кишечнике человека. Промежуточный хозяин – свинья. Личинки в известковых капсулах оседают в мышцах. Заболевание: трихинеллез

Ришта Ришта, или медицинский струнец. Длина 120см, толщина – 1-1,7мм. Обитает в лимфатических сосудах, лимфатических железах и подкожной клетчатке, преимущественно ног человека. Промежуточный хозяин – циклоп. Заболевание: дракункулез.

Нитчатка (филлярия) Длина 9см. Обитает в лимфатических железах и лимфатических сосудах человека, вызывая их закупорку и воспалительное утолщение тканей. Промежуточный хозяин – комар. Заболевание: слоновья болезнь.

Власоглав Длина самок 3,5-5см, самцов – 3-4см. Обитает в толстом кишечнике человека, «прошивает» его стенку и питается кровью. Заражение происходит при употреблении воды из открытых водоемов.