1. Духовное состояние общества

2. Просвещение

3. Наука

4. Литература

5. Живопись

6. Скульптура. Архитектура

7. Музыка, балет, театр, кинематограф


Духовное состояние общества

Серебряный век - период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна.

Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX в.) На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский

«Серебряный век» протекал

с 1880 до 1920х годов


Просвещение

  • городские и сельские

начальные школы постепенно

вытесняли

церковно-приходское

образование;

  • росло число гимназий

и реальных училищ;

  • возросло количество

средних специальных

учебных учреждений;

  • к 1914 году в России действовало

более 100 высших учебных

заведений

Сельская школа начала XX века



Пётр Николаевич Лебедев

выдающийся русский физик-экспериментатор, первым подтвердивший на опыте вывод Максвелла о наличии светового давления. Создатель первой в России научной физической школы

Константин Эдуардович Циолковский

русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики

Николай Егорович Жуковский

(1847-1921 гг.)русский механик, создатель аэродинамики как науки

Чертеж первого космического корабля Циолковского


Иван Петрович Павлов

русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения» . Всю совокупность рефлексов разделил на две группы: условные и безусловные.

Владимир Иванович Вернадский российский и советский учёный естествоиспытатель. Создатель научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии.

В круг его интересов входили многие науки: геология, почвоведение, кристаллография, минералогия, геохимия, радиогеология, биология, палеонтология, биогеохимия, метеоритика, философия и история.

Собака Павлова, Музей Павлова, 2005


Историки

С.Ф. Платонов

В.О. Ключевский

А.А. Корнилов

Философы

П.А. Флоренский

В.С. Соловьев

Н.А. Бердяев

С.Н. Булгаков


Литература

Горький М. Куприн А.И.

Толстой Л.Н.

Его письма-обращения к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой за судьбу страны, стремлением воздействовать на власть, преградить дорогу злу и защитить всех притесняемых. Он верил, что насилие насилием устранить невозможно

Есенин С.А. Бунин И.А.


Литературные направления

СИМВОЛИЗМ

  • ставил глубокие философские вопросы, символисты пытались проникнуть в глубины души народа и в русской народной жизни увидели возможность обновления, второго рождения России
  • Блок А.А., Бальмонт К.Д., Брюсов В.Я., Белый А.

АКМЕИЗМ

  • акмеисты отстаивали самоценность реальной жизни. Главным в поэзии они считали красоту и отточенность художественного слова
  • Ахматова А.А., Гумилев Н.С., МандельштамО.Э.

ФУТУРИЗМ

  • направление в авангардизме. Футуристы придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката, афиши.
  • Северянин И.В., Хлебников В.В., Бурлюк Д.Д., Маяковский В.В.

Живопись

Реализм

Модерн

Направления

Авангард

Символизм


Реализм

Задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности

Представители: Репин И.Е., Суриков В.И.,

Нестеров М.В., Васнецовы В.М. и А.М.

Суриков. Автопортрет. 1902




Модерн

Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий.

Представители: Бенуа А.Н., Бакст Л.С., Лансере Е.Е., Рерих Н.К

Бенуа. Свадебная прогулка, 1906



Символизм

Главная задача символизма в живописи – создать мостик между миром идей

и миром вещей

Представители: Врубель М.А., Петров-Водкин К.С., Сомов К.А.

Врубель. Демон сидящий, 1890


Врубель. Жемчужина, 1904

Врубель. Автопортрет, 1904-1905


Авангард

Объединяет целый ряд школ и направлений; особенность – использование оригинальных, новаторских средств выражения, экспериментальный подход к художественному творчеству

Представители: Кандинский В.В., Лентулов А.В., Шагал М.З., Филонов П.Н


Шагал.

Ворота еврейского кладбища, 1917 Прогулка, 1917-1918


Скульптура

Импрессионизм – направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

Трубецкой П.П. Портрет С.Ю. Витте, 1901

Коненков Т.С. Мыслитель, после 1915

(модерн)


Архитектура

Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).

Гостиница «Метрополь», Москва. Валькотт В.Ф. (неоклассицизм)


Ярославский вокзал. Шехтель Ф.О. (Модерн)

Особняк Рябушинского А.Н. Шехтель Ф.О. (Модерн)


Композиторы: Скрябин А.Н., Стравинский И.Ф., Танеев С.И., Рахманинов С.В.

Певцы: Шаляпин Ф.И., Нежданова А.В., Собинов Л.В., Ершов И.В.

Рахманинов С.В. Композитор

Шаляпин Ф.И. Певец


Мейерхольд В.Э. Режиссер

Станиславский К.С. Режиссер

Вахтангов В.Э. Актер


Представители: балетмейстеры Горский А.А., Петипа М.И. и артисты балета Павлова А.Т., Карсавина Т.П., Нижинский В.Ф.

Балерина А.Т. Павлова


Кинематограф

1903 г. – открылись первые «электротеатры» и иллюзионы

1908 г. – снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна»

1911 г. – первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя»

Режиссер Протазанов Я.А., актеры Мозжухин И.И., Холодная В.В., Коонен А.Г.

Мозжухин И.И.


Культура начала XX века переживала необычайный расцвет.

Это был Серебряный век русского искусства.

Спасибо за внимание!!!

Cлайд 1

Cлайд 2

План изучения Состояние духовной жизни российского общества. Образование, просвещение, наука. Литература Скульптура Живопись Архитектура Театр и музыка

Cлайд 3

Серебряный век- небывалый культурный подъем, в результате которого русская культура создала собственные варианты «нового искусства».

Cлайд 4

Образование Система образования в России на рубеже XIX--XX вв. включала три ступени обучения: Начальная школа (церковно-приходские школы, народные училища); Средняя школа (классические гимназии, реальные и коммерческие училища); Высшая школа (университеты, институты)

Cлайд 5

Образование 1897 год – Всероссийская перепись населения Средний уровень грамотности 21% Мужчины-29,3% Женщины- 13,1% высш. сред. обр- 1% 16 высших технических учебных заведений Рост числа студентов Сер.90-х г. – 14 тыс.чел. 1907 г. 35,3 тыс. чел 1911 год – право женщин на образование

Cлайд 6

Просвещение Новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых Рабочие курсы Просветительские рабочие Народные дома общества Развитие периодической печати Конец XIXвека Начало XX века 1860 г.-7 газет 300 типограф. 1913 г. – 1263 газеты 1,2 тыс. типогр. 1890 г.-100 газет 1000 типогр. 500 публичных библиотек 1914 г. – 76 тыс. общественных 3 тыс. земских читален библиотек

Cлайд 7

Суворин Алексей Сергеевич 1834-1912 Российский журналист, издатель, публицист, театральный критик. В 1895 Суворин открыл свой театр. Он был одним из учредителей «Литературно-художественного кружка» (1895).

Cлайд 8

Сытин Иван Дмитриевич 1851-1934 Российский издатель-просветитель. К началу 20 в. издательство Сытина стало крупнейшим в России.

Cлайд 9

«Иллюзион» - кино 1914 г. – 400 кинотеатров 1908-1917 г. Снято 2 тыс. новых фильмов 1911-1913 – В.А. Старевич создал объемные мультипликации

Cлайд 10

НАУКА Достижения Д.И. Менделеев 1869 г. В.И. Вернадский - биохимия, Периодич. система хим. элем. биогеохимия, радиогеология А.Г. Столетов 1888-1889 И.И. Мечников – микробиология, законы фотоэффекта иммунология И.П. Павлов – иссл. нервной сист И.М. Сеченов – «Рефлексы П.Н. Лебедев - исследования головного мозга» ультразвука К.А. Тимирязев – основал К.Э. Циолковский - космонавтика русскую школу физиологии А.Ф. Можайский, Н.Е. Жуковский- растений основы авиации П.Н. Яблочков – дуговая электрическая лампочка А.Н. Лодыгин – лампочка накаливания

Cлайд 11

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В.О. Ключевский С.Ф. Платонов С.А. Венгеров история экономика литературоведение В.С. Соловьев Основы религиозного философского Ренессанса Н.А. Бердяев С.Н. Булгаков Д.С. Мережковский Г.П. Федотов П.А. Флоренский развитие культуры философии этики

Cлайд 12

Литература Толстой Лев Николаевич 1828-1910 Наиболее известные произведения «Война и мир» «Анна Каренина» «После балла» «Воскресенье»

Cлайд 13

Чехов Антон Павлович 1860-1904 Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара..

Cлайд 14

Бунин Иван Алексеевич 1870-1953 В лирике продолжал классические традиции. В рассказах и повестях показал оскудение дворянских усадьб, жестокий лик деревни, гибельное забвение нравственных основ жизни.

Cлайд 15

Литература. Символизм - Если образ выражает единичное явление, то символ таит в себе целый ряд значений - подчас противоположных, разнонаправленных Лучшими представителями этого течения в эпоху серебряного века стали: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов

Cлайд 16

Литература. Акмеизм - провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова. Представители этого направления С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам Футуризм - Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать "раковую опухоль" старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Представители этого направления В. Маяковский Б.Пастернак, Елена Гуро, Бенедикт Лифшиц

Cлайд 17

Скульптура Трубецкой Павел Петрович (1866-1938) Князь, русский скульптор, Представитель импрессионизма Самое замечательное произведение Трубецкого – памятник Александру III в Петербурге (1909, бронза).

Cлайд 18

Андреев Николай Андреевич (1873- 1932) Российский скульптор и график, заслуженный деятель искусств России.

Cлайд 19

Живопись Художников Серебряного века интересовали не глобальные исторические события, а эстетика русского быта XVII в., утонченная красота древнерусского узорочья.. Проникновенным лиризмом, глубоким пониманием своеобразия жизненного уклада отмечены лучшие полотна художников. В живописи импрессионизма - мир движущийся, эфемерный, ускользающий, поэтому акцент - на это уходящее мгновение, на настоящее. Импрессионизм предпочитает свет, прикосновение, цветную вибрацию.

Cлайд 20

Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933) В исторических полотнах А. В. Васнецова находим развитие пейзажного начала

Cлайд 21

Исаак Ильич Левитан 1860-1900 Современники оставили немало признаний в том, что именно благодаря Левитану родная природа "представала перед нами как нечто новое и вместе с тем очень близкое...дорогое и родное".

Cлайд 22

Константин Алексеевич Коровин 1861-1939 К.А. Коровин – самый яркий представитель русского импрессионизма. Полотна Коровина – это «пиршество для глаз».

Cлайд 23

Объединения художников «Мир искусства» А.Н.Бенуа, В.Ф.Нувель Д.В.ФилософовЛ.С.Бакст, Е.Е.Лансере, К.А.Сомов С.П. Дягилев «Союз русских художников» А.Е.Архипов, А.М.Васнецов, С.В.Иванов, С.А.Коровин, Н.П.Крымов, С.В.Малютин, Ф.А.Малявин Н.А.Тархов, Л.В.Туржанский

Cлайд 24

Объединения художников «Бубновый валет» П.П. Кончаловский, А.В. Куприн, А.В. Лентулов,И.И.Машков, А.А.Осмеркин, В.В.Рождественский «Лирический кубизм» Р.Р. Фальк

Cлайд 25

Казимир Северинович Малевич 1878-1935 Малевич Казимир Северинович (1878-1935), российский художник. Основоположник одного из видов абстрактного искусства- супрематизма..

















1 из 16

Презентация на тему: Духовная жизнь Серебряного века (9 класс)

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Просвещение Модернизация страны требовала грамотных специалистов. Расходы на образование выросли в 5 раз. В школах обучалось ок.6 млн человек. Выросло число гимназий и реальных училищ. Появились коммерческие училища и др.профессиональные заведения. Новые технические ВУЗы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове открылся университет. В столицах открылись пединституты.60% всех студентов не являлись дворянами.

№ слайда 3

Описание слайда:

Наука В начале 20 в.в России быстрыми темпами развивалась наука. Физик П.Лебедев разработал единую волновую теорию. Н.Жуковский и С.Чаплыгин создали в стране самолетостроение. К.Э.Циолковский в 1903 г. обосновал возможность космических полетов и определил пути достижения этой цели. В.Вернадский разработал учение о ноосфере.

№ слайда 4

Описание слайда:

В исторической науке работали такие светила как В.Ключевский, С.Платонов, Р.Виппер, Е.Тарле. Философия развивалась усилиями Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Соловьева, П.Флоренского. В стране действовало около двадцати научно-технических обществ, которые являлись центрами научных работ, широко пропагандировали их среди населения. В исторической науке работали такие светила как В.Ключевский, С.Платонов, Р.Виппер, Е.Тарле. Философия развивалась усилиями Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Соловьева, П.Флоренского. В стране действовало около двадцати научно-технических обществ, которые являлись центрами научных работ, широко пропагандировали их среди населения.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Литература Образ «серебряного века» наиболее отчетливо проявился в литературе. Критический реализм сохранился в творчестве Л.Н.Толстого, а его письма к царю вызвали широкий отклик в обществе. А.Чехов в своем творчестве отразил изменения в структуре общества. И.Бунин исследовал жизнь крестьянства, а А.Куприн армейские будни. М.Горький впервые описал жизнь пролетариата. В русскую поэзию пришли С.Есенин, Н.Клюев и др.

№ слайда 8

Описание слайда:

Стремление не только отображать но и изменять мир привело к появлению новых направлений. Символисты(К.Бальмонт,А.Блок,В.Брюсов) начав с упаднических идей, после 1909г. пропагандируют гибель западной цивилизации и возрождение России на основе «русской души». Им противостояли акмеисты. Они провозгласили самоценность реальной жизни. В творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой и др. наблюдается эстетический вкус и отточенность художественного слова. Стремление не только отображать но и изменять мир привело к появлению новых направлений. Символисты(К.Бальмонт,А.Блок,В.Брюсов) начав с упаднических идей, после 1909г. пропагандируют гибель западной цивилизации и возрождение России на основе «русской души». Им противостояли акмеисты. Они провозгласили самоценность реальной жизни. В творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой и др. наблюдается эстетический вкус и отточенность художественного слова.

№ слайда 9

Описание слайда:

Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия- «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др. Наиболее яркие представители направления В.Маяковский, В.Хлебников и др, объединились в группу «Гилея». Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия- «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др. Наиболее яркие представители направления В.Маяковский, В.Хлебников и др, объединились в группу «Гилея».

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая роза». Н.Сапунов, М.Сарьян пытались обрести индивидуальность, сочетая, западный опыт и национальные традиции. Они были тесно связаны с символистами. Символизм в живописи не был единым направлением и включал в себя таких разных художников как М.Врубель, К.Петров-Водкин и др. В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая роза». Н.Сапунов, М.Сарьян пытались обрести индивидуальность, сочетая, западный опыт и национальные традиции. Они были тесно связаны с символистами. Символизм в живописи не был единым направлением и включал в себя таких разных художников как М.Врубель, К.Петров-Водкин и др.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

В архитектуре популярностью пользовался модерн и его разновидность неорусский стиль. Ф.Шехтель построил здание Ярославского вокзала, особняк С. Рябушинского. Затем он переходит к «рационалистическому модерну(Банк Рябушинского. В.Валькотт используя эклектику построил в Москве здание гостиницы «Метрополь».Многие здания в столицах возводились в стиле неоклассицизма. В архитектуре популярностью пользовался модерн и его разновидность неорусский стиль. Ф.Шехтель построил здание Ярославского вокзала, особняк С. Рябушинского. Затем он переходит к «рационалистическому модерну(Банк Рябушинского. В.Валькотт используя эклектику построил в Москве здание гостиницы «Метрополь».Многие здания в столицах возводились в стиле неоклассицизма.

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов. В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Другим выдающимся постановщиков был А.Горский. Для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др. В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов. В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Другим выдающимся постановщиков был А.Горский. Для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др.

№ слайда 16

Описание слайда:

В 1908-9г. С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны». В России в начале века появился кинематограф.В 1908 г. вышла 1-я русская картина- «Степан Разин» в 1911- «Оборона Севастополя».Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской культуры В 1908-9г. С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны». В России в начале века появился кинематограф.В 1908 г. вышла 1-я русская картина- «Степан Разин» в 1911- «Оборона Севастополя».Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской культуры

Серебрянный век занимает почетное место в истории России. Наступив после "Золотого века", "Серебрянный век" насчитывает менее половины столетия, всего лишь сорок лет: с 1880 по 1920 года. Но эти сорок дали так много, что их приравнивали к целому веку!

В этот период времени активно развивается система образования. Прежде всего, большое внимание уделяется образованию детей и получению начального образования не только в городах, но и в селах. Люди, которые ничего не слышали кроме Библии, вдруг окунаются в мир математики, литературы, науки. Изголодавшиеся по новым знаниям, люди впитывали полученные знания, как глоток холодной воды в пустыне.

Увеличивается количество гимназий, училищ, высших учебных заведений. Стремительно растет количество преподавателей, людей науки, людей воспитывающих новое поколение, новую Россию.

В стране происходит реальный просветительский бум и прямо на глазах рождаются новые ученые и авангарды духовной культуры и жизни народа.

Зажигаются новые имена, работы которых продвинули человечество настолько вперед, что всего лишь сорок лет, стали называть "Серебрянным веком".

Результаты работы и достижения были такими ошеломляющими и бурными во всех направлениях духовной жизни страны, что до сих пор восхищают. И это притом, что не было тогда современных инструментов исследований. Насколько велика сила познания, насколько необъятен ум человека!

К примеру, Вернадский В.И. (учение о биосфере и ноосфере, которое стало основой современной экологии), Циолковский К.Э. - смоделировал чертеж первого космического корабля, Павлов И.П. - о котором, когда говорят, всегда начинают со слов "собака Павлова". Он создал науку о высшей нервной деятельности и процессах регуляции пищеварения. И много других умнейших людей.

Образование дало толчок к развитию всех ветвей духовной жизни страны: литература, живопись, архитектура, скульптура, музыка, балет, театр, кинематограф.

В литературе появляются такие имена, которых сегодня мы считаем нашими классиками: Толстой Л.Н., Куприн А.И., Горький М., Бунин И.А., Есенин С.А. Они боролись за новую, просвещенную Россию, в своих работах защищали притесняемых и бедных, воспевали и насаждали свободу и права человека, красоту нашего края и верили, что только добро может победить зло.

Появляются новые литературные направления: символизм (искали в глубинах русской души возможность нового рождения и обновления - Блок А.А., Белый А., Брюсов В.Я.), акмеизм (берегли кратосу и отточенность художественного слова, в выражении реальной жизни - Ахматова А.А., Гумилев Н.С.), футуризм (придумывали новые слова, использовали профессиональную лексику - Северянин И.В., Хлебников В.В., Маяковский В.В.).

В живописи настало время отказа от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных линий. Главной идеей живописцев стало отражение реальной действительности, в точном и правдивом свете реальной жизни.

Представителями живописцев "Серебрянного века" в разных направлениях (реализм, модерн, символизм, авангад) были: Репин И.Е., Васнецовы, Рерих Н.К., Врубель М.А., Шагал М.З.

Скульптура в стремлении запечатлеть подвижность и изменчивость реального мира (Трубецкой П.П., Коненков С.Т.) и архитектурные стили: неоклассицизм (Валькотт В.Ф.), модерн (Шехтель Ф.О.) были признаны актуальными и заняли почетное место среди архитектурных памятников.

Конечно же, в такую бурную эпоху расцвета научной и творческой мысли, душа требовала только самых изысканных и шедевральных мотивов. И потому на мировую сцену вышли Рахманинов С.В. и Шаляпин Ф.И., а в театральном искусстве: Станиславский К.С. и Мейерхоль В.Э.

Балет, во всей гамме новой, свободной техники танца и выражения чувств без слов, возвышенной эстетики был представлен Горским А.А., Павловой А.Т., Карсавиной Т.П. и др.

О людях "Серебрянного века" мы и наши современники говорят всегда только с приставкой Великий. Это были великие люди! Люди, творившие историю и собирающие золотые зерна в хранилищницу мировой культуры.