Композиция и золотое сечение

Для определения точки золотого сечения у фотографа есть единственный компас - собственный глазомер.

Анри Картье-Брессон

В рекомендациях по компоновке кадра часто встречаются понятия “золотое сечение” и “правило третей”. Эти вещи иногда путают, и хотя считается, что второе происходит от первого, это все же не одно и то же. Поэтому для начала давайте разберемся, что есть что.

Золотое сечение – это “гармоничное” деление (сечение) чего-то целого, например отрезка прямой, на две неравные части – большую и меньшую.

Такое деление должно подчиняться правилу:

В числах это выражается примерно так:


Золотое сечение в искусстве

В фотографии и живописи часто стараются избегать строгой симметрии правого/левого, верха/низа. Говорят, что центральное расположение линии горизонта “режет” кадр и ставит зрителя в ситуацию ложного выбора: что важнее – небо или земля. Центральное расположение главного героя делает изображение статичным, а авторское высказывание слишком прямолинейным. Одним словом, не любят фотографы центральных композиций . Как и художники.

Смещение линии горизонта вверх или вниз, а главного героя вправо или влево, ставит вопрос о гармоничности, пропорциональности такого деления – как сильно смещать? Тут и приходит на помощь золотое сечение.

Если мы соединим эти четыре сечения в рамках одного кадра, то получим такую сетку:

В произведениях архитектуры мы имеем огромное количество больших и малых форм – фасады, купола, арки, проёмы, двери, окна, колонны. Ясно, что все эти формы должны находиться в гармоническом соотношении друг с другом. И тут тоже приходит на помощь золотое сечение, причем не однократно, а многократно.

Золотое сечение в пропорциях Парфенона

Кстати, в классических произведениях живописи мы также иногда находим не одно, а несколько золотых сечений. В фотографии такого не бывает.

«Не ждали» - картина Ильи Репина

Само понятие золотого сечения восходит к временам Евклида, или даже Пифагора, хотя тогда оно и не носило этого названия. Название возникло уже в XIX веке.


Правило третей

Применительно к фотографии и кино, мы чаще всего сталкиваемся упрощенным и весьма ограниченным применением золотого сечения, а именно с правилом третей . Попросту говоря, рассмотренная выше сетка заменяется равномерной сеткой:

Формулируется правило третей чаще всего так:

Деление кадра воображаемыми линиями в соотношении 1/3: 2/3 = 0,333: 0,667 считается разумным упрощением, примерно соответствующим золотому сечению, то есть делению в отношении 0,382: 0,618.

Трафальгарская площадь. Лондон. Фото Сергея Хритова

Иногда можно услышать более узкую формулировку.

Именно в этом, узком ключе понимал правило третей Джон Томас Смит, английский художник, который и ввел этот термин в 1797 в своей книге «Заметки о сельских пейзажах». Там он утверждал, что 1/3 картины должна отводиться земле и воде, а верхние 2/3 – воздуху и небу.

И первая, и вторая формулировка часто преподносятся в качестве закона композиции. Соответственно, любое отступление от правила третей трактуется как композиционная ошибка. Это, разумеется, не верно.

Прежде всего, это неверно в отношении второй формулировки. Рассматривая самые известные фотографии самых знаменитых фотографов, в том числе пейзажистов, мы понимаем, что линия горизонта может делить кадр в соотношении 1: 2, 2:3, 9:10, 4:5 или вообще отсутствовать, располагаясь выше верхней или ниже нижней границы кадра. Т.е. вторая формулировка вообще не работает.

Фотография Ансела Адамса

Что касается первой формулировки, то ее применение гораздо белее характерно для кино, чем для фотографии. Да и то, главным образом в отношении горизонтальных линий, при съемке людей, в крупных и средних планах.


Правило третей в кино

В значительной степени это объясняется спецификой кино и видеосъемки по сравнению с фотографией – необходимостью обеспечить плавность стыковки кадров в рамках эпизода и динамичностью самого кадра, в частности, возможностью перемещения персонажей, в том числе по глубине, на протяжении одного кадра.

Типичные для фотографа резкие перемещения – то он присядет, то он приляжет, то заберется на дерево – и постоянные рысканья камерой - справа налево и сверху вниз – в поисках необычной композиции, не характерны для оператора. Да, можно снимать снизу вверх, можно сверху вниз… иногда. Но каждый такой прием должен быть оправдан. Чаще же всего, особенно в сценах с людьми, съемка ведется приблизительно “на уровне глаз”. Кроме всего прочего, это делает зрителя участником событий, вовлекает его в происходящее.

Но когда мы переходим к общим и сверхкрупным планам, то и это правило перестает работать.

Кадр из фильтра. “Кин-дза-дза”

Кадр из фильма “Гарри Поттер и философский камень”

Горизонтальное же положение главного героя в кадре очень часто центральное, за исключением тех случаев, когда герой поворачивает голову, или начинается движение, или в кадре оказывается второй герой.

Кадр из фильма “Гарри Поттер и философский камень”

Кадр из фильтра. “Кин-дза-дза”


Правило третей в фотографии

Если уж в кино правило третей является, мягко говоря, не вполне обязательным, то уж в фотографии, где автор изначально должен чувствовать себя гораздо более свободно и не ограничивать творчество лишними запретами, тем более. И действительно, в каких-то фотографиях оно присутствует, в других его использование можно обнаружить только с большой натяжкой, в третьих его нет совсем.

Это наводит нас на мысль, что золотое сечение и правило третей – ни какой-то закон композиции, по крайней мере в фотографии, а лишь один из сотен композиционных приемов и находок. Который можно использовать, а можно и не использовать. Это не то, что должно нас ограничивать, а то, что может нам помочь.

В завершении этой статьи попробуем сформулируем реальные, а не надуманные правила компоновки кадра

Спасибо за внимание, всегда ваш,
Виктор Володин


tagPlaceholder Tags: фотошкола

  • #1

    land_driver (Wednesday, 06 January 2016 20:27 )

    Золотое сечение - это же классика! Вот интересно было бы почитать, как это правило лучше всего нарушать

  • #2

    Нарушать его можно как угодно!

  • #3

    land_driver (Friday, 08 January 2016 11:58 )

    Для кино еще важны правильные стыковки кадров, иначе смотреть будет невозможно

  • #4

    Ну да, я так и пишу.

  • #5

    land_driver (Friday, 08 January 2016 18:19 )

    Монтаж в кино - это целая наука. У нас в школе монтажеров два года учат

  • #6

    На операторском факультете ВГИК-а учат пять лет

  • #7

    land_driver (Monday, 11 January 2016 17:05 )

    Операторы и монтажеры - разные люди. А во ВГИКе, судя по отзывам тех, кто там учился, учат чему угодно, только не снимать кино. Хотя думаю, что они лукавят

  • #8

    Операторы и монтажеры - разные люди. Но я ничего не писал про монтажеров. Я писал о том, что более жесткие требования к компоновке кадра в кино могут объясняться спецификой кино, в частности требованиями монтажа. Это имеет место не только в кино, но и в создании серии фотографий, и в макетировании журнальной полосы, и в макетировании фотоальбома. Когда мы пытаемся разместить несколько фотографий на одном развороте, возникают более жесткие требования к самим этим фотографиям. А иногда они могут просто не стыковаться.

  • #9

    Татьяна Сова (Wednesday, 13 January 2016 10:23 )

    С пейзажами и линией горизонта я уже знала давно, так и фотографирую и так же пейзаж, при случае, пишу на природе... А вот про остальное много нового узнала. Спасибо большое, очень интересно, как всегда!

  • #10

    Татьяне: Заходите, будет еще продолжение.

  • #11

    Раньше только слышала о золотом сечении. Спасибо за подробную и интересную статью! Не знала, что золотое сечение используют в картинах и фильмах... надо же. Думала, в кино и фотографии все проще...

  • #12

    Ну кем-то используется, а кем-то не используется. Но знают все.

  • #13

    land_driver (Saturday, 16 January 2016 14:19 )

    Где-то мне еще интересное правило попадалось, косвенно связанное с золотым сечением - линии должны идти по направлению взгляда, типа, слева снизу по направлению вправо вверх. Или наоборот. Только никак не вспомню, как правильно

  • #14

    Здесь два правила.
    Первое - про направление взгляда и движения. Как правило больше свободного пространства нужно оставлять с той стороны, куда направлен взгляд или движение. Намеренное несоблюдение данного правила порой дает тоже очень сильный, но непривычный эффект.
    Второе правило касается диагоналей. Самое быстрое движение происходит по диагонали слева-направо сверху-вниз. Такое движение воспринимается как неконтролируемое, спонтанное, "сломя голову". Эта диагональ называется падающей. Самое быстрое восходящее движение происходит по диагонали слева-направо снизу-вверх. Такое движение воспринимается как победоносное. Эта диагональ называется восходящей.

  • #15

    land_driver (Monday, 18 January 2016 14:31 )

  • #16

14.02.2011 18227 Тематические статьи 0

Как сделать фотографию интересной, выразительной, притягивающей взгляды зрителей?
Для создания фотографии недостаточно только снять изображение. Необходимо гармонично разместить объекты на снимке, наполнив его смыслом. Существуют разные способы и правила для создания гармоничной композиции. Иногда достаточно разместить объекты съемки в определенных местах. В других случаях для этого достаточно правильно выбрать точку съемки. Небольшое смещение положения фотоаппарата может внести существенные изменения в композицию.

Для придания выразительности вашим фотографиям, применяйте правила построения композиции.

Правило третей

Делим кадр на три равные части по горизонтали и по вертикали. Получилась сетка, которую вы видите на изображении. Правило основано на том, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Таким образом, значимо важный объект съемки следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий:

При съемке природных пейзажей наиболее интересными получаются те фотографии, на которых горизонт расположен по правилу третей. На какой из линий расположить горизонт? Это зависит от того, на чем вы хотите сконцентрировать внимание зрителя. На фото ниже - горизонт расположен на две трети ниже от верха снимка:

Правило золотого сечения

На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники пользуются понятием "Золотого сечения". Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий. Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.

Правило диагоналей

Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.

Линейные элементы, например, дороги, водные пути, береговая черта, ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально.

Композиция - это распределение предметов и фигур в пространстве, установление соотношения объёмов, света и тени, цвета и т. п. Существуют разные способы и правила для создания гармоничной композиции. Когда мы смотрим вокруг невооруженным глазом, наш мозг быстро выхватывает интересные сюжеты, объекты. Камера же фиксирует все подряд. Поэтому это ваша задача выбрать основной объект, сделать центром внимания в кадре, а окружающие его другие объекты превратить в фон или сделать частью истории, которую Вы хотите «рассказать» своим снимком.

Фотографии с правильно выбранной композицией заставляют задержать на них взгляд и рассмотреть детали. Они рассказывают историю, создают настроение и заставляют задуматься.

Золотое сечение в фотографии - основной и мощный инструмент для получения динамичных, интересных снимков. Правило золотого сечения встречается и в природе, причем повсеместно. О нем знали еще в древнем Египте. Пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого сечения при их создании. В фасаде древнегреческого храма Парфенона также присутствуют золотые пропорции. Этот феномен изучил и стал применять на практике известный ученый, художник и скульптор Леонардо Да Винчи .

Для желающих узнать больше - видео:

Мы затронем только практическую часть применения золотого сечения в фотографии. Кадр условно делиться на три части по горизонтали и вертикали:

При пересечении горизонтальной и вертикальной линии образуется особая точка - «точка силы» или «узел внимания» . Их четыре - именно в этих точках лучше располагать главные объекты кадра, именно на них останавливается взгляд в независимости от формата кадра или картины.

Практические советы:

  • Если расположитьлинию горизонта по одной из горизонтальных линий, то кадр будет смотреться гармоничней. Но на какой из линий, на верхней или нижней ?
  • Если вы хотите сконцентрировать внимание зрителя на земле или воде - то лучше на верхней .
  • Если же вы делаете акцент на интересном, выразительном небе - то на нижней .
  • Если вы снимаете портрет, то лучше размещать глаза на верхней горизонтальной линии.
  • Если вы снимаете человека в полный рост, то лучше размещать его на правой или левой вертикальной линии.
  • Очень важно следить за тем, в какую сторону направляется человек, или куда направлен его взгляд. Например, если человек смотрит влево , то его соответственно необходимо разместить на правой горизонтальной линии, что бы перед ним оставалось пространство.

В современных фотоаппаратах уже есть функция-подсказка, которая отображает линии правила третей на мониторе или в видоискателе.

Размещайте важные части композиции вдоль линий, а самое главное — на их пересечении .

Золотое сечение может прослеживаться не только в прямоугольной сетке, но и в диагоналях или спирали. Принцип расположения предметов - тот же, по основным линиям и в точках их пересечений.



ДИАГОНАЛЬНОЕ ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Применяя правило золотого сечения проводим диагонали и получаем прямоугольник состоящий из трех секторов. Этот прямоугольник можно поворачивать как угодно Если скомпонуете свой кадр так, чтобы три разных объекта примерно располагались в этих секторах, а главные объекты в более крупных секциях - то композиция будет выглядеть очень гармонично.

Это правило используется, если у вас в кадре есть несколько областей, различающихся по смыслу.

СПИРАЛЬНОЕ ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Спирали очень распространены в природе. Форма спирально завитой раковины привлекла внимание Архимеда. Он изучал ее и вывел уравнение спирали. Спираль, вычерченная по этому уравнению, называется его именем. Увеличение ее шага всегда равномерно. В настоящее время спираль Архимеда широко применяется в технике. Гёте называл спираль - «кривой жизни».

Используя эту спираль при построении композиции в кадре (ее можно перевернуть вверх ногами или в другую сторону), мы получим кадр с четко выраженным предметом в центре спирали.

Фото: Джона Лемьё (John Lemieux)

Больше фотографируйте и экспериментируйте. Удачи!

Золотое сечение и правило третей в фотографии

Правила композиции в фотографии

  • Правило третей
  • Правило золотого сечения
  • Правило диагоналей
  • Правило диагонального золотого сечения
  • Советы для начинающих

Правила композиции

Как сделать фотографию интересной, выразительной, притягивающей взгляды зрителей?
Для создания фотографии недостаточно только снять изображение. Необходимо гармонично разместить объекты на снимке, наполнив его смыслом. Существуют разные способы и правила для создания гармоничной композиции. Иногда достаточно разместить объекты съемки в определенных местах. В других случаях для этого достаточно правильно выбрать точку съемки. Небольшое смещение положения фотоаппарата может внести существенные изменения в композицию.

Для придания выразительности вашим фотографиям, применяйте правила построения композиции.

Правило третей

Делим кадр на три равные части по горизонтали и по вертикали. Получилась сетка, которую вы видите на изображении. Правило основано на том, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Таким образом, значимо важный объект съемки следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий:

При съемке природных пейзажей наиболее интересными получаются те фотографии, на которых горизонт расположен по правилу третей. На какой из линий расположить горизонт? Это зависит от того, на чем вы хотите сконцентрировать внимание зрителя. В первом случае это красивый пейзаж на земле. Во втором случае делаем акцент на интересном, выразительном небе:

Правило золотого сечения

На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники пользуются понятием "Золотого сечения". Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий. Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.

Правило диагоналей

Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий, показанных на примерах. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.

Линейные элементы, например, дороги, водные пути, и ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально:

Правило диагонального золотого сечения

Еще одно применение правила "золотого сечения". Наложим диагональную сетку на изображение таким образом, как показано на фотографии ниже. Главные объекты изображения должны быть расположены в полученных секциях.

Советы для начинающих:

1. Держите камеру на уровне объекта съемки. Не фотографируйте прямо снизу вверх или с высоты вашего роста вниз, кроме случаев, когда вы хотите добиться особого эффекта. Например, если Вы снимаете детей, опуститесь до уровня их глаз, иначе у вас получатся искаженные пропорции.

2. Следите, чтобы главный объект снимка не сливался с фоном. Если вы снимаете какой-то один объект, то старайтесь выбирать простой фон, детали которого не будут отвлекать зрителя. В некоторых случаях имеет смысл сделать так, чтобы объект занимал подавляющее большинство площади самого кадра.

3. Используйте ветки, деревья и т.п. для создания эффекта рамки. Таким образом вы подчеркнете главный объект. Рамка также может помочь в создании более объемного кадра (не надо делать рамку главным смысловым элементом).

4. Если вы снимаете движущийся объект, то оставляйте на фотографии пространство перед объектом, то есть по ходу его движения. Другими словами, располагайте объект, как будто он только зашёл на фотографию, а не покидает её.

5. Старайтесь добиться того, чтобы источник света был сзади вас. А также избегайте ярких огней или пестрых цветных пятен в стороне от главного сюжета. Это отвлекает зрителя.

6. Попробуйте сделать сбалансированную композицию, так чтобы верхняя часть фотографии не выглядела "тяжелее", чем нижняя. Данное правило относится и к сторонам изображения.

7. Включайте в кадр нечетное число одинаковых предметов. Один или три цветка выглядят лучше, чем два или четыре.

8. Если вы снимаете здание, то выберите ракурс, при котором видны и его фасад и боковая сторона. Это будет смотреться намного объемнее, чем просто фасад.

9. Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передатчика мысли, композиция служит лишь средством для выражения авторской мысли.

« Никогда не берись за карандаш или кисть, пока ты как следует не обдумал, что тебе предстоит сделать и как это должно быть выполнено, ибо по истине, проще исправлять ошибки в уме, чем соскабливать их с картины.»

Леон Батист Альберти

Фотография во многом схожа с рисунком. Только художник в руках держит кисть, а фотограф камеру. Любой рисунок начинается с выбора объекта и расположения его на бумаге. В природе, архитектуре, в человеке уже все скомпоновано, все пропорционально и фотографу остается только нажать на кнопку. Но когда он смотрит на снимок, оказывается что ту красоту, которую он видит глазами, он не отобразил на фотографии. Почему так происходит? И что нужно делать для того чтобы получить красивую фотографию?

Когда мы смотрим на красивый пейзаж, мы взглядом охватываем все вокруг, потом по отдельности рассматриваем речку, деревья, как падают лучики солнца, рассматриваем, как играют тени, какие присутствуют цвета, и все вместе создает впечатление красивой картинки. Помимо зрительного восприятия, мы чувствуем тепло, запах воздуха, слышим пение птиц, все это усиливает наше восприятие картинки.

Зрение человека бинокулярное, мы смотрим на один объект одновременно с двух разных точек (правым и левым глазом), это позволяет нам видеть изображение трехмерным (то есть видеть глубину пространства).

Фотография же изображает только высоту и ширину, так как мы снимаем только с одной точки. Задача фотографа показать объём объектов, глубину пространства, передать атмосферу, движение, эмоции с помощью различных инструментов. Посмотрев в видоискатель, мы понимаем, что не все что мы видим глазами попадает в рамки кадра, нам приходится выбирать интересные объекты, кадрировать то, что видим в реальности, выбирать и размещать объекты в рамках видоискателя. Для того что бы получить красивую фотографию не достаточно просто нажать на кнопку, необходимо подумать о композиции картинки, чем мы заполним кадр, как и где будут размещаться объекты.

И так что же такое композиция?

Композиция с латинского означает «составлять, сочинять, располагать» .

Композиция – это набор правил и приемов о правильном расположении объектов в единое гармоничное целое, в рамках одной плоскости (фото снимка или листа бумаги). Знание и соблюдение правил композиции, делает снимок более выразительным, помогает фотографу сделать акценты на главных объектах, и привлечь внимание зрителя.

Основные составляющие композиции:

Правило третей и правило золотого сечения

Правило диагоналей и диагонального золотого сечения.

Движение и ритм в фотографии

Правило золотого сечения и числа Фибоначчи.

Использование правила золотого сечения , позволяет нам достичь гармонии в композиции с помощью определенных пропорций и чисел. Считается, что первым вывел это понятие Пифагор (VI в. до н.э.) позаимствовав знания у египтян и вавилонян. Это правило применяли математики, архитекторы, художники, биологи.

Если говорить точнее, золотое сечение - это деление целого на две не равные части, в соотношении что меньшая часть относится к большей, как большая часть ко всему целому и наоборот.
В математеке это легко продемонстрировать на отрезке, тогда становится понятнее о чем речь.

А:B=B:C и C:B=B:A
Это соотношение обозначается буквой φ =0,618= 5/8. Меньший отрезок соответственно = 0,382 = 3/8, а весь отрезок принимаем за единицу.

Когда мы говорим о фотографии, то мы плоскость нашей картинки делим на части по принципу золотого сечения. То есть от края каждой плоскости на расстоянии 5/8 и 3/8 проводим линии. Точки пересечения линий зачастую называют - "зрительным центром", так как взгляд человека задерживается именно в этих точках, и там мы стараемся размещать главные объекты композиции.
В своей камере вы можете включить сетку в видоискателе и расчитать где находятся эти точки, таким образом во время сьемки вы будете подготовлены и будете знать где лучше размещать объекты сьемки.

Можно изготовить вот такой циркуль. Его использовали древнегреческие архитекторы при постоении храмов, используя золотое сечение.

Арифметическим выражением золотого сечения является ряд Фибоначчи .
Фибоначчи итальянский математик, изучая природные явления открыл золотую пропорцию чисел.
Ряд чисел 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т.д. известен как ряд Фибоначчи. Числа стоят в особенной последовательности так, что каждое число, начиная с третьего, равно сумме двух предыдущих 2 + 3= 5; 3 + 5= 8; 5 + 8= 13, 8 + 13= 21 а отношение чисел, которые расположены рядом, приближается к отношению золотого деления. Например, 21: 34= 0,617, а 34: 55= 0,618.
Применение золотого сечения и чисел Фибоначчи наблюдается в природе, в анатомии человека. Например количественное соотношение частей тела соответствует числам из ряда Фибоначчи. Если сопоставить длины фаланг пальцев и кисть руки, то можно заметить что это соотношение равно золотому делению.

Посмотрим несколько фотографий, с применением правила золотого сечения.

Правило третей
Это "упрощенный" вариант «золотого сечения». Во время сьемки зачастую применяется правило третей. Суть заключается в следующем: мы делим изображение на 3 равных части по горизонтали, и на 3 равных части по вертикали. Таким образом, мы получаем 9 равных частей.

Основные объекты размещаются вдоль линий либо в точках пересечений линий.
Рассмотрим на примере фотографии ночного Киева. На изображение мы накладываем сетку с линиями делящими на трети. С мотрим как лучше разместить объект сьемки, и чем заполнить кадр. Это лучше делать сражу же в видоискателе, нежели потом кадрировать, тем самым ухудшая качество изображения. Главный объект церковь, мы размещаем ее находится вдоль вертикальной линии. Купол церкви находится в точке пересечения. Линия горизонта лежит вдоль линии третей.

Применив правило третей, мы кардинально не изменили фотографию, мы просто придали больше значимости объекту сьемки.
Очень удобно использовать это правило для размещения горизонта (на верхней или нижней линии).


Если вы снимаете портрет, то лучше размещать глаза на верхней горизонтальной линии.

Если вы снимаете человека в полный рост, то лучше размещать его на правой или левой вертикальной линии. Очень важно следить за тем, в какую сторону направляется человек, или куда направлен его взгляд. Например, если человек смотрит влево, то его соответственно необходимо разместить на правой горизонтальной линии, что бы перед ним оставалось пространство.

И последний совет. Правая нижняя точка имеет самое сильное воздействие, нижняя левая точка имеет наименьшее воздействие. Таким образом, когда у нас в кадре есть несколько объектов, главный мы разместим в нижнем правом углу.

Люблю это видео. Оно напоминает о том, как все в этом мире пропорционально, красиво гармонично и прекрасно. Красивое знакомство с правилом золотого сечения и числами Фибоначчи.

И маленькое домашнее задание.
Проверить свои фотографии, использовали вы в них правило золотого сечения или правило третей. Поможет вам в этом прозрачная сетка, которую можно наложить на фотографию. В архиве есть несколько вариантов пересечения.
Не стоит сразу же выбрасывать снимки, которые не укладываются под сетку золотого сечения или третей. Это правило как и все остальные очень относительно, ведь в композиции есть множество других составляющих, которые помогут удержать взгляд зрителя.
О других правилах мы поговорим в следующих статьях.

Одна из самых дорогостоящих фотографий.

Фотограф: Gustave Le Gray
Название: "Tree" (1855)
Стоимость: $ 513 150

Желаю удачных снимков.