Любовь Петровна Сапожкова
Консультация для педагогов «Этика профессионального поведения в ДОУ»

«Этика профессионального поведения в ДОУ»

старший воспитатель: Сапожкова Л. П.

Воспитатель – это не только профессия, но и социальный статус, которому нужно соответствовать. А для этого педагог должен обладать педагогической культурой. Все требования к культуре педагога записаны в педагогической этике. Этика – наука о нравственности. Самое важное требование педагогической этики – любовь к детям. Однако любить детей – это не просто проявлять чувство, но и умение педагога принять воспитанника таким, какой он есть, сопереживать ему и помогать в развитии.

У педагога любовь к детям должна быть на уровне нравственных отношений. Дети в педагоге ценят прежде всего доброту, отзывчивость, понимание. Если педагог не любит детей, то он не сможет вызвать ответную любовь и доверие детей.

Важным качеством педагога является педагогический оптимизм. Это вера в ребёнка, в его возможности, способность видеть хорошее и опираться на это хорошее в процессе обучения.

Педагогическим тактом называется чувство меры в выборе средств педагогического воздействия. Тактичность совсем не предполагает то, что педагог будет всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки детей. Педагогический такт заключается в сочетании уважения к личности ребёнка и с разумной требовательность к нему.

Педагог может быть возмущённым, даже гневаться, но это должно выражаться способами, адекватными требованиям педагогической культуры и этики. Действия педагога не должны унижать достоинство личности. По мнению А. С. Макаренко педагогический такт представляет собой умение «нигде не переборщить».

Обычно педагогический такт нужен педагогу в сложных и неоднозначных ситуациях педагогического воздействия, в которых, кроме нравственной стороны отношений, от него требуется проявить свою находчивость, интуицию, уравновешенность, чувство юмора. Добрый юмор, а не злая ирония и насмешка, даёт возможность иногда найти наиболее эффективный и тактичный способ педагогического воздействия. Иногда хватает улыбки педагога, которая пронизана любовь: улыбка одобрения, понимания, успокоения, сожаления, сочувствия. И ни в коем случае это не должна быть улыбка злорадная, ехидная, насмешливая.

Признаки и элементы педагогического такта.

Основными элементами педагогического такта являются:

Требовательность и уважительность к воспитаннику;

Умение видеть и слышать ребёнка, сопереживать ему;

Внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

Во внешнем облике педагога;

В умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанника;

В умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

В сочетании разумной требовательности с чутким отношением к детям;

В хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей детей;

В самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог вовремя приходит на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одолжил у коллег; не повторяет слухов непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести вред окружающим. Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного педагога – высокая требовательность и искреннее уважение к воспитанникам. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о маленьком человеке, с внимательным и чутким отношением к нему.

Проведение теста «Этика – логика».

Цель: определение доминирующей сферы личности (эмоционально-этическия или мыслительная)

Игра «Путешествие на самолёте»

Все игроки делятся на четыре команды: Индия, Россия, Чукотка, Япония.

Каждой стране соответствуют определённые восклицания и движения.

Индия – «Джимми, Джимми, ача-ача!» (проговаривая эти слова поднять кисти рук, имитируя движения индийского танца) ;

Россия – «У-уух, ты, ёлы – палы!» (нужно почесать затылок) ;

Чукотка – «Хайя – хайя – хайя – хо!» (нужно поднять согнутые в локтях руки с открытыми ладошками и сделать покачивающиеся движения влево-вправо – наподобие танца из мультфильма «Чунга – чанга») ;

Япония – «Канитива» (нужно сложить ладошки у груди и сделать полупоклон, наподобие того, какой делают японцы при приветствии) .

Задача команд заключается в том, чтобы хором выкрикнуть свою фразу, когда будет произнесено название «их» страны.

Пример:

Мы летим на самолёте над Россией. Росcия – большая страна; мы пролетаем над Чукоткой. Чукотка – большая и красивая земля. А мы поворачиваем на юг, летим дальше и видим Японию. В Японии много японцев. Японию называют страной восходящего солнца. А вот теперь на горизонте мы заметили Индию. В Индии много слонов и обезьян. А священным животным в Индии считают корову. У нас уже заканчивается топливо и мы решаем дозаправиться в Японии. Мы залили полные баки и вылетаем из Японии и возвращаемся домой. Перед посадкой мы поднялись высоко – высоко в небо и увидели все страны вместе.

Как преодолеть стресс или 12 шагов навстречу себе

Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Поэтому очень важно уметь противостоять стрессу. Я надеюсь что, эти простые советы помогут вам достичь психологического равновесия, укрепят чувство уверенности в собственных силах.

1. Из любой ситуации есть выход!

2. Если ты не видишь выхода – ложись спать. Выход тебе может присниться.

3. Если у тебя заноза, ее нужно удалить, иначе будет нарыв. Если у тебя есть проблема, ее нужно решить. Мы не страусы, чтобы прятать голову в песок! Главное – определи свою проблему словами. Это уже половина решения ее.

4. Если не получается смело посмотреть в глаза проблеме, можно поплакать. Наступит облегчение, тогда смотри п. 3.

6. Можно рассказать о пережитом тобой не человеку, а животному. Кошка или собака всегда поймут тебя, приласкают. Они – сама природа. Поэтому чутко улавливают твое состояние и берут твою боль на себя. Нет животных? Пожалуйста, используй цветы для того же.

7. Есть один способ «убежать от проблем» - надеть кроссовки и бежать, бежать, бежать, пока не откроется второе дыхание.

8. Многим для большей устойчивости к стрессам помогает ежедневное закаливание.

9. Всегда поможет в сложной ситуации нестандартный к ней подход. Дай себе отдых, посмотри мультфильм и вернись к пункту 3.

10. Уж кого-кого, а себя ты не обманешь. Не старайся этого делать. Попробуй писать стихи, детективы, где с твоей ситуацией справляются придуманные герои.

11. Если не придумаешь ничего лучше, можно хлопать дверьми, рвать бумагу, громить пластиковые бутылки. Занимаясь утомительной уборкой после всего этого, над предыдущими травмирующими ситуациями ты только посмеешься, это и будет твоим излечением.

12. Если ты застрял в лифте, смотри, не наломай дров. Иногда, чтобы не навредить себе, лучше обратиться к специалистам (психологам, психоаналитикам, завучу по воспитательной работе, врачу). Не всякая самодеятельность – творчество. Есть ученые люди, и они тебе помогут. Не стесняйся, представь, что ты – Герой в маске и вперед!

Игра «Пингвины»

Игроки встают в два круга – внешний и внутренний. Задача ироков из внешнего круга занять место во внутреннем круге и наоборот – игроки из внутреннего круга стараются занять место во внешнем круге.

В конце игры делается вывод: чтобы решить поставленную задачу, достаточно было попросить или договориться об этом.

Мария Костина
«Педагогическая этика, профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества дошкольного работника»

Консультация для педагогов

"Педагогическая этика ,профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества дошкольного образования "

«Только тот, кто владеет собой может повелевать миром» .

Говоря иными словами, только человек с высокими моральными

качествами может добиться многого. Мы должны быть более

совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает

выбранная нами профессия – Педагог .

Великий мудрец Эзоп, попавший в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.

«Почему это блюдо самое лучшее?» - спросил удивленный царь.

«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства!

Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания!

Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви!» – ответил Эзоп.

Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.

«Но почему!» , - воскликнул Крез.

«Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета!» – ответил мудрец.

Эта мудрость, говорит о том, что общение бывает как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Каждый знает, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может лечить или убить.

Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в установлении взаимоотношений между педагогом и другими участниками образовательного процесса : детьми, родителями, коллегами и администрацией.

Педагог должен соответствовать требованиям времени, поколению детей, перспективам развития общества, страны. У педагога появились новые профессиональные компетенции , базовые функции тоже изменяются в связи с современными условиями. Воспитателю сложно всему соответствовать. Но мне кажется, что главным умением педагога во все времена является умение слушать и слышать ребенка. Педагог должен строить отношения с современным ребенком с позиции уважения его интересов, учета уровня развития его коммуникационных умений, индивидуальных особенностей развития, индивидуальных потребностей и многого другого.

Профессиональный стандарт должен , на мой взгляд, установить формальные , внешние, измеряемые (наблюдаемые) функции и действия и не предполагать выявление внутренних нравственных взаимоотношений, позиций воспитателя. Профессия педагога особенная , и никто с этим не спорит. Но это не означает, что все документы должны прописывать содержание «духовно-нравственного внутреннего мира педагога » . Для этого должны быть другие механизмы : общественное мнение, открытость и публичность деятельности педагога , мнение родителей, атмосфера жизненного уклада детского сада, правила профессиональной этики . Я понимаю, что сейчас ситуация с введением профессионального стандарта не изменится , но сейчас важно выработать свои решения на основе анализа документа с позиции его практической реализации.

Педагогическая этика - это правила , которые позволяют :

Регулировать отношения между педагогами и их воспитанниками ,а также другими участниками образовательного процесса;

Защищающие их человеческую ценность и достоинство ;

Поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии ;

Создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога . Он регламентирует такие области – требования к личности педагога , общение педагога в воспитанниками , коллегами и администрацией, авторитет, честь и репутацию

Личность педагога

Педагог приходит в профессию по призванию , предан своей работе и ответственно исполненяет свои обязанности.

Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию, самоопределению и самовоспитанию.

Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания .

Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и психологическую защиту своих воспитанников.

Своим поведением педагог поддерживает и защищает профессиональную честь педагога .

Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает участие в процессе культурного развития.

Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.

В общении педагог уважителен , вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета .

Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.

Педагог воспитывает на своем положительном примере.

Общение педагога с воспитанниками

Педагог сам выбирает стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

В первую очередь педагог требователен к себе . Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения .

Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем воспитанникам.

При оценке достижений воспитанников педагог стремится к объективности и справедливости.

Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, грубых и оскорбительных фраз.

Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Общение между педагогами

Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.

Педагоги избегают конфликты во взаимоотношениях.

Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться между педагогами , а не за пределами ДОУ. Высказывать ее следует на едине. Места сплетням нет.

Критика, направленная на работу , решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать человеческое достоинство . Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях .

Взаимоотношения с администрацией

В коллективе соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык.

Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы их учреждения .

Интриги, конфликты, детение на группы в педагогическом сообществе мешают образовательному учреждению выполнять свои непосредственные функции.

Учреждение дорожит своей репутацией. В случае выявления преступной деятельности педагогов и других сотрудников, администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики руководитель имеет право на воздействия в соответствии с законодательством.

Отношения с родителями и лицами их заменяющими

Педагог при общении с родителями (законными представителями)

постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.

Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам родителей.

Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение .

Педагог не обсуждает с родителями (законными представителями)

проблемы детского сада, личные проблемы и проблемы своих коллег, а также не участвуют в обсуждении и оценке других родителей воспитанников.

Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями.

Правила «Педагогического общения »

Памятка для педагогов ДОУ

1. Входи в группу детей с улыбкой.

2. Сначала научи своих воспитанников, потом спрашивай.

3. Никогда не обманывай детей, крепко держись данного детям слова.

4. Никогда не оскорбляй ребёнка, защити его от всех видов насилия.

5. Как бы ни было трудно, будь сдержанным и терпеливым.

6. Будь ребёнку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.

7. В любой ситуации попробуй поставить себя на место ребёнка.

8. Помни, что по-настоящему понять ребёнка ты сможешь, если полюбишь его.

9. Учись у своих коллег, родителей, детей.

10. Никогда не жалуйся на своих воспитанников родителям, коллегам, помни, что хороший педагог бывает недовольным только самим собой.

11. Когда ты не прав в какой-либо ситуации, попроси у ребёнка прощения, это не принизит твой авторитет.

12. Живи интересами детей и их надеждами.

13. Будь великодушным к тому, кто случайно оступился.

14. Научись видеть зону ближайшего развития ребёнка и оптимизировать его будущее.

15. Никогда не говори при ребёнке о его ограниченных возможностях.

16. Родителям сообщай хорошие вести об успехах и достижениях ребёнка.

Литература :

Гусева Н. В. О нравственно-педагогическом климате в педагогическом коллективе// Молодой ученый. -2011.-No11

Давыдова О. С. Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность

Мишаткина Т. В. Педагогическая этика : Учебное пособие. Издательство : Феникс,2007

Наумчик В. Н. и др. Этика педагога . - М : Изд-во «Университетское» , 2009

Этика : Уч. пос. / Сост. С. Г. Колбовская; Под ред. Т. А. Степановой. Ярославль : Ин-т разв. образов., 2011.

Кодекс профессиональной этики воспитателя обязывает сотрудника уважительно относиться к каждому воспитаннику, способствовать его личностному росту и развитию творческого потенциала, вовлекая ребенка в познавательный процесс. В основе Кодекса - статьи Конституции РФ, Законы и Указы образовательной сферы. Знать назначение и содержание документа полезно всем участникам образовательного процесса.

Кодекс профессиональной этики воспитателя введен с целью повышения корпоративной культуры, улучшения управления дошкольными заведениями и оптимизации внутренних и внешних взаимодействий. Каждое учреждение обязано собственными силами организовать условия и возможности для реализации положений Кодекса. Документ доступен к ознакомлению, поэтому каждый желающий может изучить его. В статье описаны принципы Кодекса и обосновывается необходимость придерживаться положений документа.

Этический кодекс сотрудников ДОО неизменно включает внимание к молодым коллегам. Создайте в вашем учреждении позитивную среду, в которой начинающим педагогам будет легко адаптироваться к устоявшимся профессиональным и нравственным принципам - изучите инструкцию и проверьте готовность по электронному-чек-листу

Что означает понятие этического кодекса в педагогической деятельности

Профессионально-этический кодекс воспитателя устанавливает единый образец поведения сотрудников ДОУ и систематизирует принципы, благодаря которым удается сформировать данный тип поведения. Документ определяет права и обязанности педагогов при взаимодействии с детьми и помогает разрешать многие конфликтные ситуации. Свод правил, разработанный Минобрнауки, также ставит перед собой ряд серьезных задач:

    создание солидного имиджа педагога;

    повышение престижа и уважения к воспитателю в обществе;

    формирование уютного микроклимата в заведениях дошкольного образования;

    прогрессивное развитие детсада в условиях современных реалий.

Для изучения основных положений документа предлагаем скачать модельный этический Кодекс по ссылке:

Важно донести до сведения каждого работника ДОУ цели, миссию и задачи Кодекса. Ознакомлению с Кодексом можно посвятить несколько общих собраний для того, чтобы весь персонал учреждения понимал принципы и требования документа. Основное назначение профессионального кодекса воспитателя детского сада заключается в создании таких условий для каждого малыша, в которых раскрывалась бы его индивидуальность, и происходило всестороннее развитие личности через воспитателя, прививающего подрастающему поколению общекультурные, социальные, нравственные ценности. При этом в процесс должны быть вовлечены и родители воспитанника.

Повсеместному внедрению и принятию документа способствует организация семинаров, разъяснительных бесед, конференций, включение в программу повышения квалификации. Принятие Кодекса как основополагающего документа в заведении можно организовать, как торжественное мероприятие, повышая, таким образом, значимость документа. Это должно стать началом дальнейших преобразований, в результате которых будут созданы оптимальные условия для воплощения всех принципов и положений норматива, возврата авторитета и достоинства профессии педагога.

Обсуждая свод этических правил, следует обращать внимание сотрудников детского сада на важные моменты, которые предшествовали разработке документа и лежат в его основе.

    Образование и воспитание должны рассматриваться как две части единого процесса, основой которого являются гуманизм, культура и нравственность. Для гармоничного развития малышей необходимо создавать комфортные условия, и большая роль в этом принадлежит педагогу. Профессионализм и качество деятельности воспитателя во многом зависит от его этической культуры.

    Следование этическим нормам поведения сотрудников детских садов положительно влияет на взаимоотношения участников образовательно-воспитательного процесса.

    Одна из важнейших задач педагогической этики – формирование продуктивных отношений воспитатель-ребенок. А в задачу воспитателя, в рамках этических норм, входит формирование и укрепление чувства самоценности и достоинства личности каждого малыша при равноправии участников общения.

Педагог детского сада является примером для каждого ребенка. Именно поэтому профессиональный Кодекс воспитателя детского сада не допускает аморального поведения или противокультурных действий. Важно уметь правильно и красиво говорить, ведь дети впитывают культуру речи с самых ранних лет. Очень ценные качества, которые должны быть присущи каждому воспитателю, – это беспрерывное самосовершенствование, честность, бережное отношение к ценностям заведения, природе, культуре. Все это способствует формированию правильного восприятия мира взрослых детьми и их начальной подготовке к самостоятельной жизни.

Основные принципы Кодекса профессиональной этики воспитателя

Выделяют восемь принципов, на которые опирается этический Кодекс.

    Выстраивание доверительных, добропорядочных отношений.

    Соблюдение конфиденциальности и секретности.

    Осведомленность персонала.

    Грамотность сотрудников, осуществляющих образовательную деятельность.

    Серьезность педагогов.

    Обязательства перед детьми, родителями, заведением и собой.

    Этическая правомочность.

    Взаимоуважение между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

Свод этических правил должен быть внедрен в каждом заведении. Вы можете скачать образец такого документа, утвержденного в дошкольном учреждении.

Этические нормы для сотрудников ДОУ затрагивают как профессиональные, межличностные, так и социальные аспекты педагогической деятельности. В документе подробно расписаны значения, права и обязанности, взаимодействие и многие другие составляющие этической сферы профессии педагога. На каждой из них следует остановиться подробнее.

Особенности личности. Профессионально-этический Кодекс воспитателя установил, что человек, являющийся педагогом в первую очередь сам должен обладать такими качествами, как ответственность, самоанализ, тактичность, самосовершенствование, самовоспитание. Сотрудник в должности воспитателя должен постоянно повышать свою компетентность, быть открытым для принятия новых методов, идей и понятий.

Обязанности воспитателя и степень его серьезности. Педагог ДОУ отвечает за

    качество своей работы, которая оценивается по результатам, достигнутым воспитанниками;

    состояние вверенных ему детей, как физическое, так и психоэмоциональное;

    успехи в развитии подрастающих малышей;

    сохранность материальных ценностей заведения.

Все это требует серьезного отношения к выполняемой работе, строгого соблюдения правил, установленных в организации и прописанных в Кодексе.

Авторитет и репутация педагога. Нравственное поведение педагогического работника служит защитой и поддержкой его профессионального достоинства. В каждодневной работе воспитатель должен прививать детям моральные и общечеловеческие культурные ценности, национальные особенности, при этом обязательно подкрепляя слова собственным примером поведения. Общение с детьми, родителями, коллегами должно быть предельно уважительным и корректным, ведь от этого напрямую зависит авторитет сотрудника. Справедливость и объективность в суждениях, забота о воспитанниках, бережное отношение к каждой личности формируют репутацию воспитателя, которая дорога каждому сотруднику, заинтересованному в собственном профессионализме. При этом никто не может лишить педагога права на личное пространство и жизнь, которые, в то же время, не должны отрицательно сказываться на престиже профессии и отношениях с участниками воспитатательно-образовательного процесса.

Взаимоотношения с воспитанниками, родителями, коллегами, руководителем заведения и социумом. Одна из особенностей профессии педагога заключается в том, что все свое рабочее время он проводит во взаимодействии с различными группами людей. Согласно Кодексу профессиональной этики воспитателя ДОУ, сотрудник должен постоянно оказывать консультативно-поддерживающую помощь воспитанникам и их семьям при возникновении конфликтов или непониманий. При этом педагог должен соблюдать тактичность, никого не осуждать и не оценивать личность, основываясь на мнении других. Коллеги в заведении должны строго соблюдать принципы взаимоуважения и партнерства, защищая репутацию и честь профессии, сохранять конфиденциальную информацию, полученную из любых источников. При взаимодействии руководителя организации с подчиненными должны соблюдаться права на свободу слова, справедливость, терпимость и демократия. Настоящий педагог – это образованный, порядочный, культурный человек, способный предвидеть и предотвращать конфликты, понимающий и выполняющий свой гражданский долг перед социумом.

Свобода слова и доступность информационных ресурсов. В современном информационно наполненном мире педагог должен четко понимать, какие материалы он может использовать в работе. Информация для детей должна быть объективной, актуальной, пристойной. Следует соблюдать авторские права при использовании материалов. Введение новых методов в работу должно быть продумано и оценено на предмет их пригодности для детей. Информационные данные и материалы, принадлежащие организации, должны использоваться бережно и целенаправленно. Воспитатель имеет право высказывать мнение и идеи относительно системы и программ, утвержденных в заведении. Они могут быть откорректированы с учетом обоснованности предложений.

Личные интересы и благотворительность. Данный аспект также является составляющей Кодекса профессиональной этики воспитателя детского сада. Личные интересы руководителя, педагогов или их семей не должны учитываться при принятии решений. Сотрудники ДОУ, входящие в составы комиссий, групп, должны быть беспристрастными, справедливыми и независимыми от влияния коллег или родственников. Организации имеют право участвовать в благотворительных мероприятиях в качестве принимающей стороны. Информация о полученных ценностях должны быть доведена до сведения общественности, а спонсорам выражена благодарность.

Рассмотрев данные аспекты, каждый воспитатель может составить для себя краткий список, в котором будут отражены главные принципы этических норм. Предлагаем скачать образец готового документа «Мой профессиональный кодекс», который станет помощником воспитателю во внедрении профессиональных этических правил в свою работу. От индивидуального понимания и принятия ценностей, описанных в Кодексе, зависит успешное его введение в деятельность организации.

Педагог – это не только профессия, но и социальный статус, которому нужно соответствовать. А для этого педагог должен обладать педагогической культурой. Все требования к культуре педагога представлены в Положении о нормах профессиональной этики педагогических работников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 общеразвивающего вида»

города Магнитогорска

Консультация для педагогов на тему:

« Этика профессионального поведения в ДОУ»

Подготовила и провела: педагог – психолог

МДОУ «Д/с № 9 о.в.» г. Магнитогорска

Кулягина Анастасия Геннадьевна

на педагогическом совете

(протокол от 26.12. 2016)

Магнитогорск, 2016

Педагог – это не только профессия , но и социальный статус, которому нужно соответствовать. А для этого педагог должен обладать педагогической культурой . Все требования к культуре педагога представлены в Положении о нормах профессиональной этики педагогических работников. Согласно данному Положению, в процессе своей профессиональной деятельности, педагогические работники должны соблюдать следующие этические принципы:

Законность

Объективность

Компетентность

Независимость

Тщательность

Справедливость

Честность

Гуманность

Профессионализм

Взаимоуважение

Конфиденциальность

Этика – наука о нравственности. Самое важное требование педагогической этики – любовь и уважение к детям.

Однако любить детей – это не просто проявлять чувство, но и умение педагога принять воспитанника таким, какой он есть, сопереживать ему и помогать в развитии.

У педагога любовь к детям должна быть на уровне нравственных отношений. Дети ценят в педагоге прежде всего доброту, отзывчивость, понимание. Если педагог не любит детей, то он не сможет вызвать ответную любовь и доверие детей.

Важным качеством педагога является педагогический оптимизм . Это вера в ребёнка, в его возможности, способность видеть хорошее и опираться на это хорошее в процессе обучения.

Педагогическим тактом называется чувство меры в выборе средств педагогического воздействия. Тактичность совсем не предполагает то, что педагог будет всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки детей. Педагогический такт заключается в сочетании уважения к личности ребёнка и с разумной требовательность к нему.

Педагог может быть возмущённым, даже гневаться, но это должно выражаться способами, адекватными требованиям педагогической культуры и этики. Действия педагога не должны унижать достоинство личности. По мнению А. С. Макаренко педагогический такт представляет собой умение «нигде не переборщить» .

Обычно педагогический такт нужен педагогу в сложных и неоднозначных ситуациях педагогического воздействия, в которых, кроме нравственной стороны отношений, от него требуется проявить свою находчивость, интуицию, уравновешенность, чувство юмора. Добрый юмор, а не злая ирония и насмешка, даёт возможность иногда найти наиболее эффективный и тактичный способ педагогического воздействия. Иногда хватает улыбки педагога, которая пронизана любовью: улыбка одобрения, понимания, успокоения, сожаления, сочувствия. И ни в коем случае это не должна быть улыбка злорадная, ехидная, насмешливая.

Признаки и элементы педагогического такта:

Основными элементами педагогического такта являются:

Требовательность и уважительность к воспитаннику;

Умение видеть и слышать ребёнка, сопереживать ему;

Внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется :

Во внешнем облике педагога;

В умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанника;

В умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

В сочетании разумной требовательности с чутким отношением к детям;

В хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей детей;

В самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог вовремя приходит на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одолжил у коллег; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести вред окружающим. Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога.

Главная отличительная черта тактичного педагога – высокая требовательность и искреннее уважение к воспитанникам. Понятие « такт » включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о маленьком человеке, с внимательным и чутким отношением к нему.


Лесосибирский педагогический институт

филиал федерального государственного автономного учреждения

«Сибирского федерального университета»

Этический кодекс педагога – воспитателя дошкольного образования

Выполнили: студентки ПиП 1 курса

Группы ЛФ – ФПП15 – 01 БН Студентка:

Руководитель:

2015 г.

Кодекс педагога – воспитателя.

Кодекс представляет собой свод общих принципов служебной этики и правил поведения, а так же определенных требований к личности педагога, сотрудничества с другими людьми, которыми должны руководиться педагоги – воспитатели.

Воспитатель – это педагог, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры и жизненных ценностей организации, систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающей условия для индивидуального выражения каждого ребенка и осуществляющий влияние на развитие каждой личности.

Этический кодекс педагога определяет основные нормы профессиональной этики:

Регулирующие отношения между педагогами и их воспитанниками, а также другими членами общественности образовательного учреждения;

Защищающие их человеческую ценность и достоинство;

С целью создания благоприятного психологического климата и улучшения взаимодействия в работе с воспитанниками, педагог должен учитывать правила управления детским коллективом:

1. Не начинать рабочий день с замечания или наказания (обещания наказания).

2. Не оценивать ребенка по целому ряду положительных или отрицательных качеств, не приклеивать ярлык – «Плохой», «Драчун», «Грубиян», «Неряха».

3. Ровно относится ко всем воспитанникам, не выделять ребёнка из коллектива, т. к. это формирует у него эгоизм, эгоцентризм, преувеличение своих возможностей, своенравность, капризность.


4. Стремится оценивать отрицательно какое-либо действие ребенка, а не личность в целом. Замечание должно касаться только проступка, а не самого ребёнка. Избегать суждений и негативных оценок, ущемляющих достоинство воспитанника, пренебрежительных высказываний в его адрес.

5. Реально оценивать возможности воспитанников.

6. Помнить, что личный пример педагога оказывает большее влияние, чем указания, советы, убеждения.

7. Не ограничивать естественные желания и потребности ребёнка (движение, активную деятельность).

8. Предупреждать детские конфликты на ранней стадии. Помнить о признаках зарождения конфликтов: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребёнка от группы, затянувшееся выяснение отношений и т. д.

9. Использовать оптимальную тактику – вовремя заметить нежелательные поведенческие тенденции воспитанников и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путём, используя совместные занятия и игры.

10. Использовать преимущественно активный досуг (игры, эстафеты, трудовые поручения, спорт, КТД), а не пассивный (ТВ, музыка, компьютерные игры)

Раздел 2

Взаимоотношения педагога с родителями воспитанника.

1. Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями воспитанников.

2. Педагог консультирует родителей по вопросам воспитания, образования и развития воспитанников.

3. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или родителей о детях.

4. Педагог предлагает родителям участие в жизнедеятельности ДОУ (Детских праздниках, конкурсах, утренниках).

5. Сознание и нравственная ответственность перед родителями детей за результаты обучения и воспитания.

ü Общие родительские собрания.

ü Открытые занятия с детьми.

ü Групповые родительские собрания.

ü Участие в подготовке детских праздников, соревнований.

ü Анкетирование, тестирование, опросы.

ü Совместные проекты, акции.

Раздел 3.

Взаимоотношения педагога с педагогическим коллективом.

1. Уважительное взаимоотношение между всеми сотрудниками.

2. Делиться с коллегами новыми технологиями , методами, программами.

3. Педагог имеет право на поощрение от администрации ДОУ. Личные заслуги педагога не должны оставаться в стороне

Формы взаимоотношения педагога с педагогическим коллективом.

ü Создание атмосферы доверия, взаимопомощи , психологического комфорта, творческого самовыражения.

ü Применение разнообразных форм образовательно-формирующего взаимодействия.

ü Определение, уточнение целей совместной деятельности педагогов образовательного учреждения, ориентация на освоение компетентностного подхода в педагогической деятельности.

Вывод: Ознакомившись с разными этическими кодексами, поняв их смысл, структуру, его значимость мы смогли составить свой этический кодекс, педагога дошкольного образования, которым вполне можем пользоваться в будущем. Еще можно сказать о том, что изучение профессиональной позиции педагога-воспитателя имеет важное значение. Оно позволяет выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязанность, то есть попросту отбывает повинность);какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют и педагог осуществляет свою работу формально, равнодушно).