В данной статье мы расскажем, для чего потребуется рекомендательное письмо, как его правильно составить и на какие моменты обратить внимание при его составлении. Если вам необходимо составить рекомендательное письмо, образец которого вы не можете найти на Интернет-ресурсах, то данная статья поможет вам в этом разобраться.

Юридически рекомендательные письма принадлежат к другой эпохе. На сегодняшний день трудовое законодательство не позволяет работодателям требовать предоставления рекомендательных писем при трудоустройстве работника, и тем более определять его предоставление обязательным условия для приема на работу.

В наше время этот документ может стать дополнительным бонусом для соискателя желающего получить ту или иную должность, и может значительно повысить его шансы при приеме на работу. О наличии письма необходимо указать в резюме. Тем не менее, нужно знать как написать рекомендательное письмо и что оно собой представляет.

Рекомендательное письмо - это документ который представляет собой характеристику на соискателя, составленную в произвольной форме, которая отражает основные его профессиональные качества. Как правило, его составляет предыдущий работодатель.

Он может быть составлен также и по месту учебы или прохождения производственной практики. В этом документе указываются те качества, которые являются важными в профессиональной деятельности соискателя и которые отметил у него предыдущий работодатель или учебное заведение.

Среди таких правил можно выделить:

  • деловой стиль речи (исключение из употребления художественных выражений, не имеющих смысловой нагрузки, применяемых для украшения речи);
  • соблюдение требований делового обращения (коллега, партнер, обращение на Вы и т.д.);
  • указание составителя бумаги;
  • заверение документа, подписью составившего его лица.

Как было отмечено выше, составление таких документов происходит по месту прошлой работы или учебы. Составляя рекомендательное письмо не обязательно придерживаться образца. Однако, составить пример рекомендательного письма, для того, чтобы иметь общее представление о нем можно. Составлять его необходимо приблизительно так:

  1. Правый верхний угол занимают данные работодателя, на устройство к которому претендует соискатель (в том случае если известны эти данные). Если конкретный работодатель еще не определен, то можно указать, что письмо предназначено «для предъявления по месту требования»
  2. Далее посередине строки указывается наименование документа.
  3. После этого следует непосредственно сам текст: «Я Петров В.В. в период с 01.01.2015 года по 31.05.2017 года являлся непосредственным руководителем Кузовкова С.П. В течение указанного периода, Кузовков С.П. занимал должность начальника отдела сбыта. В его непосредственные обязанности входило: _________(перечислить должностные обязанности). Выполняя свои непосредственны трудовые обязанности, находясь на своей должности, Кузовков С.П. показал себя с положительной стороны, о чем свидетельствуют его достижения __________».
  4. Следующая часть содержит причины, по которым он был уволен с занимаемой должности.
  5. В заключительной его части дается оценка профессиональных качеств соискателя, приводится мнение прошлого работодателя о работнике. Если рассуждать об примере рекомендательного письма, то его заключительная часть должна иметь примерно такой вид: «Подводя итог вышеизложенному и учитывая собственное мнение о профессиональных навыках Кузовкова С.П. можно сделать заключение о том что он полностью соответствует той должности, которую ранее занимал, а также способен выполнять на высоком уровне подобные обязанности на другой работе. Желаю Кузовкову С.П. на новом месте работы совершенствования профессиональных навыков».
  6. После окончания текста документа ставится подпись лица, составившего его, дата когда оно было составлено и печать предприятия.

Как правило, их составляет и визирует руководитель того учреждения или предприятия, где работник осуществлял трудовую деятельность. Это же касается отделений, филиалов или структурных подразделений такого предприятия. В последнее время, учитывая расширение штата многих предприятий и учреждений, и предоставления более широких полномочий кадровым службам эти документы и составляют и заверяют именно они.

Когда существует необходимость получения вышеописанного документа с места обучения на подготовительных курсах соискателя, то заверяет его и составляет руководитель этих курсов.

Рекомендательное письмо сотруднику оформляется на фирменном бланке компании-работодателя и, как правило, подписывается непосредственным руководителем (реже — руководителем всей организации). Именно личный руководитель имеет возможность дать объективную оценку трудовым качествам своего подчиненного, рассказать о его положительных и отрицательных сторонах в работе.

В России рекомендательное письмо от работодателя не является обязательным документом при трудоустройстве. Также его ни в коем случае нельзя расценивать как гарантию утверждения своей кандидатуры: рекомендательное письмо лишь подтверждает те личные качества, которые соискатель указал в своем резюме, тем самым предоставляя дополнительные шансы на успех. Также, этот документ дает понять, что при увольнении работник оставил о себе хорошее впечатление, уходя без скандалов и каких-либо склок.

Оценивая все кандидатуры на вакантную должность, руководство новой компании не может не обратить внимание на соискателя, который готов предоставить рекомендательные письма со всех прежних мест работы. Такой человек будет охарактеризован как неконфликтная, но в то же время целеустремленная личность, не стесняющаяся просить у руководства оценить его профессиональные качества на бумаге.

Этот документ не требует заверения в общепринятом смысле: для того, чтобы оно имело правовую силу его достаточно распечатать на фирменном бланке организации и подписать уполномоченным лицом. Также желательно поставить печать. Если бланка у организации нет, то в верхней части листа нужно указать наименование компании и регистрационные сведения (как правило, ОГРН, ИНН/КПП, место нахождения). Можно добавить и банковские реквизиты, но это не обязательно.

Для того, чтобы развеять все сомнения будущего работодателя относительно действительности рекомендательного письма, желательно указать в документе актуальные контактные данные подписанта.

Основная цель рекомендательных писем — произвести благоприятное впечатление на будущее руководство. Написать в резюме огромное количество своих положительных качеств могут многие кандидаты, а вот подтвердить их — задача непростая. Рекомендательные письма способны убедить работодателя принять соискателя хотя бы на испытательный срок.

Составляя этот документ, лучше придерживаться стиля делового письма: не употреблять жаргонные, «обывательские» выражения.

Описывая профессиональные качества сотрудника, можно указать, что он:

  • обладает определенными навыками (например, владеет определенной техникой продаж);
  • прошел дополнительное обучение (посещал семинары, тренинги), имеет подтверждающие дипломы и сертификаты;
  • имеет стаж работы в данной должности;
  • успешно проводит презентации и переговоры;
  • разработал собственную систему выполнения планов;
  • систематически показывал отличные плановые показатели;
  • грамотно анализирует рынок потребления и производства;
  • в срок сдает выполненные задания и проекты.

Личностные качества должны иметь непосредственное отношение к характеру соискателя:

  • инициативный;
  • трудолюбивый;
  • пунктуальный;
  • добросовестный;
  • самостоятельный (или, напротив, исполнительный — в зависимости от желаемой должности);
  • легко обучаем (если вакансия не предполагает опыта работа по данной специальности);
  • педантичный;
  • ответственный.

Следует избегать выражений: «веселый», «компанейский», «с хорошим чувством юмора», «порядочный семьянин» и т.д. Подобные фразы совершенно неуместны в рекомендательном письме, в котором важно отразить качества, которые пригодятся в работе.

рекомендательное письмо . Рассмотрим, что представляет собой этот документ, где и у кого его можно взять, когда его стоит брать, а когда нет, и как рекомендации от предыдущего работодателя могут помочь при трудоустройстве. А также рассмотрим типичный пример (образец) рекомендательного письма.

Рекомендательное письмо – это письменный отзыв о работнике, написанный и заверенный бывшим работодателем после увольнения работника, который используется как преимущество при последующем трудоустройстве в другую организацию.

Этот документ представляет собой перечень положительных профессиональных и личностных качеств сотрудника, его достижений за время работы, других плюсов и сильных сторон. С точки зрения потенциального работодателя, содержание рекомендательного письма психологически дает кандидату на работу больше преимуществ, чем то, что написано у него в , даже если информация схожа. Это логично, ведь одно дело – что человек говорит о себе сам, а другое – что о нем говорят другие. И даже само наличие рекомендательного письма уже однозначно можно рассматривать как преимущество при устройстве на работу.

К слову сказать, в крупных компаниях при приеме на высокие должности рекомендательное письмо вообще является обязательным документом для рассмотрения кандидатуры соискателя.

А вот, чтобы , выпускнику ВУЗа, еще не имеющему опыта, можно заручиться рекомендательным письмом из института, в котором были бы выгодно представлены его личностные качества.

Начнем с того, что заручиться рекомендательным письмом при увольнении можно только в том случае, если увольнение прошло “гладко”, без скандалов и ссор с начальством, а ведь нередко бывает и так. Также нет смысла просить рекомендацию, если вас уволили из-за серьезных нарушений в работе, недовольства вашей работой, несоблюдения рабочей дисциплины и т.п.

Рекомендательное письмо лучше всего просить сразу, непосредственно в момент увольнения, пока между вами и организацией еще есть какие-то взаимные обязательства. Как только вы будете уволены, уже никто никому ничего не будет должен, и вам могут отказать в выдаче рекомендации, хотя бы просто потому, что не захотят тратить время на ее составление.

Однако, в такой ситуации можно пойти на хитрость: предложить работодателю, что вы сами напишете себе рекомендательное письмо от его имени, а он его только подпишет. Подобную практику я наблюдал очень часто, причем, в некоторых случаях работодатели даже сами предлагали именно такой вариант.

В этом случае работник должен знать, как написать рекомендательное письмо. Здесь есть два варианта:

Конечно же, первый вариант кажется более простым, и большинство людей выбирают именно его. В то же время, он имеет один очень существенный недостаток. Представьте себе, что предыдущий кандидат (или кандидаты) на ту вакансию, на которую претендуете вы, тоже скачали тот же образец рекомендательного письма, что и вы, и подставили в него свои данные. Ведь скачивают, как правило, те примеры, которые стоят первыми в поиске. Вы приносите своему потенциальному руководителю рекомендательное письмо, а оно написано теми же словами, что и у предыдущих соискателей. Он это хорошо помнит, ведь ему постоянно приходится читать разные рекомендательные письма. Как отреагирует руководитель? Тото же…

Поэтому лично я склоняюсь к тому, что рекомендательное письмо должно быть составлено либо по образцу, используемому в конкретной организации (у каждой крупной компании есть свои примеры рекомендательных писем, которые они выдают уволившимся сотрудникам), либо написано самостоятельно, без копирования каких-либо имеющихся шаблонов.

Ну и в заключение, рассмотрим пример или образец рекомендательного письма, по которому вы сможете самостоятельно составить его для себя или для своего сотрудника.

1. Заголовок. Ваш документ так и должен называться: “рекомендательное письмо” или “рекомендация”.

2. Обращение. В случае, если рекомендательное письмо адресуется какому-то конкретному работодателю, необходимо обратиться к нему. Справа напишите: “госп. Иванову И.И.” , а текст письма начните словами: “Уважаемый Иван Иванович!” . Если же рекомендация выдается для любых возможных работодателей, этот пункт просто опускаем.

3. Информация о соискателе, его должности, месте и периоде работы. Например: “Госп. Петров Петр Петрович работал в ООО “Радуга” в должности главного с января 2010 по июнь 2015 года” .

4. Обязанности, достижения, успехи, личные и профессиональные навыки. Здесь необходимо указать все то, что может быть важно при рассмотрении кандидата на следующем месте работы. Например: “В должностные обязанности Петрова П.П. входил поиск потенциальных оптовых покупателей и осуществление прямых продаж хлебобулочных изделий, выпускаемых нашей компанией. За период работы им было заключено 150 договоров поставки, в том числе, с такими крупными ритейлерами как ООО “Родник” и ООО “Хлеб”. Во многом благодаря результатам работы Петрова П.П., наша компания смогла увеличить оборот продаж в 7 раз и выйти в ТОП-10 производителей региона. За период работы он проявил себя как инициативный и исполнительный сотрудник, не останавливающийся перед трудностями и работающий на результат” .