Одно из важных отличий фотографа от художника в том, что художник включает в картину то, что хочет там видеть, а фотограф стремится исключить из кадра всё, что он там увидеть не хочет. Поэтому кадрирование редко бывает лишним. Тем более при съёмке портретов. Мы очень, даже те, кто не художники, очень чувствительны к изображению человека (да и вообще животных). Практически в любом кадре где есть человек, он будет рассмотрен в первую очередь. Во вторую очередь люди обратят внимание на зверушек, а уж потом на всё остальное. В человеке мы в первую очередь смотрим на глаза, на эмоциональную мимику, выражение лица. Потом взгляд какое-то время блуждает в треугольнике, образованном лицом и запястьями. Потом мы замечаем обшую позу. Если снято несколько человек, то мы ещё и посмотрим на выражения отношений между ними.

В зависимости от того, как мы скадрируем портрет, мы сделаем акцент на разных аспектах личности.

1. Начнём с фрагмента — «только лицо» . Глаза — зеркало души. Давая крупным планом лицо, мы сосредотачиваемся на внутреннем мире человека, проваливаемся в него и затягиваем туда зрителя. Для этого надо прочуствовать того, кого снимаешь и помочь ему раскрыться, а потом поймать момент истины. Это почти интимный кадр — ведь в нём даже не видно, одет человек или нет. Съёмка таким крупным планом — самая ответственная. Намного легче снять общий план в полный рост, где мелкие огрехи не видны. А на лице будет видно всё — и дефекты кожи, и лёгкая ассиметрия, и усталость во взгляде — даже ваше отражение в глазах может быть видно! Так что лицо снимаем тщательно-тщательно. Фокус также очень важен. Когда лицо во весь кадр, малейший уход фокуса будет очень заметен. Так что фокусируемся по зрачкам и делаем запас по глубине резкости, чтобы если лицо близко к анфасу, оба глаза были резкими, и был резким нос. Уши — ладно, на ваш вкус. Следим за композицией. Например, совершенно замечательный кадр может быть испорчен прядью, режущей глаз посередине. Примеряем все резкие пересекающие линии на себе, представляя, что это царапает нож. Больно? Не надо здесь резать.

0. На самом деле есть ещё более крупный план-фрагмент — отдельно глаза или губы. Такие кадры могут быть очень художественными, но они как правило безликие, не рассказывающие об этом человеке, а скорее выражающие какую-то общую концепцию. Например, губы могут выражать чувственность.

2. Классические «голова и плечи» . Всё ещё внутренний мир, но уже с примесью социальности. Здесь сразу видно, есть ли на человеке одежда. Плечи хорошо выражают отношение человека, поэтому кадрируем так, чтобы сохранить их выразительность. Как правило, линия обреза идёт ниже ключицы. Сверху же кадрирование идёт выше головы — обрезка макушки уже ничем не оправдана. Да, есть хорошие кадры с такой обрезкой: например, женщина, кормящая грудью младенца. Но во-первых всегда бывают исключения, а во-вторых главный в таком кадре — младенец, на него и акцент. Снимаем с уровня глаз. Точнее начинаем съёмку с этого уровня, а дальше смотрим, какая высота камеры лучше для модели в этом случае. Это же касается и всех подобных рекомендаций в последующих пунктах.

3. «Голова и грудь» . Мы уже отошли на безопасную дистанцию от внутреннего мира и в душу не лезем. Глаза для нас по-прежнему важны (они всегда важны), но основная игра у нас — положение головы и рук. Суставы бережём, не режем. Если в кадре появляются кисти рук, удваиваем внимание. Съёмка рук — кистей и пальцев — очень непростая вещь. Не у каждого человека фотогеничные руки. Кроме того, кажущиеся естественными положения кистей на кадре могут выглядеть несколько странно. Например, ладонь, повёрнутая тыльной стороной может казаться очень огромной. Или при каком-то положении руки может возникнуть иллюзия, что у человека не пять, а всего четыре или три пальца. Смотрите на руки! И смотрите на треугольник, образованный кистями и глазами.

4. «Поясной портрет» . Человек в этом ракурсе виден в обычных ситуациях. Например, по телевизору. Он уже общается не только с нами, но и со всеми, кто есть рядом. На первый план выходят жесты. Правила всё те же — избегать обрезания по суставам. Отдельно скажу про тазобедренный сустав. Вообще то по нему обрезать тоже не рекомендуется. Но эта часть тела часто может быть прикрыта одеждой или замаскирована позой. Смотрите по обстоятельствам.

5. «3/4» выше колен. Тоже один из классических вариантов. Ноги добавляют активности, динамики, готовности к действию. Это ещё больше проявится в следующих двух вариантах. Сейчас же пока только намёк. Точка съёмки — как правило с уровня подбородка модели. Колени не трогаем — боже упаси обрезать по ним! Если руки-ноги вытянуты в нашу сторону или от нас, их пропорции исказятся. Хорошие кадры в этом случае очень редки (даже на плакате «ты записался в добровольцы?» использован «телевик» и рука согнута, чтобы палец не слишком далеко ушёл от груди). Опять же смотрим на жесты.

6. Тоже «3/4», но ниже колен . Ещё больше динамики и действия, ещё больше возможности для широких жестов руками. Человек общается с нами уже не глазами, тет-а-тет, а всем телом, фигурой. Поэтому здесь и в варианте «в полный рост» следим за общей игрой линий и контуров. Модель не должна стоять столбом или вытягивать руку, изображая подъёмный кран. Посоветуйте модели представить, что она стоит в дверном проёме раза в два шире модели. И она должна жестами, позой как можно более плотно заполнить этот проём. Цель в том, чтобы прямоугольник кадра был заполнен более-менее равномерно.

Начиная с этого момента многим фотографам не хватает размера студии и они впадают в тяжкий грех — переключаются на широкоугольники. Не делайте этого! В большинстве случаев пропорции тела будут неприятно искажены, какую бы точку съёмки вы не выбрали. Ищите варианты, снимайте на улице — но используйте телевик от 50 мм в 35мм эквиваленте. Начальная точка съёмки — с уровня груди. Впрочем, чем телевиковей будет объектив, тем меньше это будет иметь значение.

7. «Портрет в полный рост» — тоже классика. Их три, «классики» — «голова с плечами», «3/4» и «в полный рост». Здесь мы показываем человека целиком — что-то общее про него, как он живёт в этом суетном мире, как общается с ним. Далеко не все люди хорошо снимаются в этом ракурсе. Наверное потому что не все умеют правильно жить… Здесь важен общий силуэт и настрой позы. Неправильно повёрнутая нога может выглядеть очень комично, особенно стопа. Стопы — очень выразительные части тела. Женщины удлиняют икры засчёт туфель с каблучками — но красиво это будет выглядеть, только если снимать телевиком. Поэтому в большинстве домашних студий редко получаются качественные портреты в полный рост — не хватает места.

Снимая на цифру помните о том, что на большом листе кадры выглядят совсем не так, как в видоискателе или на экранчике камеры. Во-первых размеры очень меняют восприятие. Во-вторых, сильно влияет на восприятие рамка. Которая обчыно не чёрная, как корпус камеры. Сделайте себе из оклеенной белой бумагой картонки рамочку с прямоугольной прорезью. И проверяйте кадр, смотря через эту рамку. Чтобы легко менять размеры, разделите картонку на две «Г»-образные части и двигайте их друг относительно друга.

Единственно правильного варианта кадрирования не бывает. Два художника могут скадрировать один и тот же кадр по разному, и у обоих будет хорошо, только у каждого — свои акценты.

Для съёмки портретов на обложку есть дополнительные правила, о которых я уже писал .

Хочу упомянуть такое соотношение сторон, как 1:1. Это очень выразительный инструмент, добавляющий стабильности, уверенности почти любому кадру. Очень хороший вариант для съёмки ретро, особенно крупных планов. Экспериментируйте. Вообще соотношение 2:3 — не догма. Просто так повелось со времён Leica. Ни одно соотношение — не догма. Кадр может быть сильно вытянутым, может быть вообще круглым или змеиться, как буква «S». Начинайте с классики, потом пробуйте новое.

Если в кадре есть движение, дайте ему места. Взгляд — тоже движение. И он не должен упираться в край кадра. Мысленно продолжите это движение, жест в тех рамках, которые вы задали — не жмёт ли?

С другой стороны движение можно «подпереть» границей кадра. Он станет неуравновешенным и цепляющим.

В рекламе в последнее время в моде жестокая обрезка по пальцам/суставам/глазам . Не знаю, не знаю. Мне кажется, это не самовыражение, а по большей части непрофессионализм, возведённый в ранг культа . Даже у дорогих фотографов. Хотя, справедливости ради, среди этих фото есть хорошие кадры. Как исключения из правил. Такой обрез очень увеличивает дискомфорт при просмотре и иногда это именно то, что нужно. Ведь любая эмоция цепляет, а если не смог зацепить идеей, начинаешь искать утешения в технических средствах — драматизируешь цвета и контраст, режешь по живому, делаешь модели зверскую мимику, адски заваливаешь горизонт и используешь широкоугольник. Всё это — хорошие средства, когда применяешь их уместно. Но они — не замена message.

Всё перечисленное — только отправные точки. Можно снять отдельно ножки в туфельках или сцепленные пальцы рук. Можно снять человека со спины, или в сильно искажённой, свёрнутой позе. Можно всё, что угодно, лишь бы не «приколисьКакЯумею», а была передана идея. Идея должна быть во всём.

Кадрирование – значимая часть обработки изображения… конечно, вы стараетесь правильно кадрировать фотографию еще при съемке, но часто в пылу фотоохоты вы можете немного забыть о кадрировании… или же просто изменилось ваше видение того, что вы хотели сказать своей фотографией, и, обрезав ее по-новому, вы можете придать изображению новую смысловую нагрузку.

Кадрирование в Lightroom очень удобно тем, что оно не изменяет исходное изображение безвозвратно и вы можете создавать (и даже распечатывать) множество виртуальных копий изображения, кадрированного самыми различными способами. То есть у вас есть широчайшие возможности для выбора именно того варианта кадрирования, который будет способен лучше всего подчеркнуть то, что вы хотите рассказать своей фотографией.

Как кадрировать (обрезать) фотографии в Lightroom: Визуальная напряженность

Есть несколько важных моментов, о которых следует помнить при кадрировании фотографии. Прежде всего, мне бы хотелось поговорить о визуальной напряженности или окружающем пространстве и пересечении с границами края кадра, и о том, насколько это важно.

Давайте начнем с простого портрета… на фотографии ниже вы можете заметить полоску скотча, которую вы можете либо удалить при помощи клонирования, либо обрезать. Как вам сделать более правильный выбор?

Оригинальная фотография непосредственно из камеры

Пространство между объектом съемки и краями кадра чрезвычайно важно… обрезав изображение слишком близко к объекту, вы создадите визуальное напряжение. Это означает, что нашему мозгу не нравится такое ограничение пространства, и мы затрачиваем умственную энергию, пытаясь представить себе немного больше пространства между объектом съемки и границами кадра, словно повторяя мысленно снова и снова: «Мне просто хочется немного больше свободного места!». Пожалуй, это не то, на чем вы бы хотели сосредоточить внимание вашего зрителя, но если вы обрежете фотографию слишком близко, то именно это и произойдет, я гарантирую.

Фотография обрезана слишком близко к ногам, что создает напряженность. В то же время над головой модели оставлено слишком много, из-за чего фотография выглядит несбалансированной.

Еще хуже, когда из-за слишком близкой обрезки в верхней части фотографии, создается ощущение, что голова сжата.

Так что вам следует обдумать, сколько место вы оставите между краями кадра и вашим объектом съемки… слишком мало – и объект будет выглядеть зажатым… слишком много – и изображение будет восприниматься незаконченным.

Теперь и вверху и внизу изображения есть достаточное количество пространства. Хотя, честно говоря, думаю, что я обрезал нижнюю часть фотографию слишком близко… еще ощущается немного напряжения.

Сделаю небольшое предупреждение… как только вы начинаете уделять больше внимания тому, как вы кадрируете фотографию, вы открываете ящик Пандоры. Кадрировать в портретной ориентации? В пейзажной? Оставить больше места слева? Ниже мы подробнее рассмотрим некоторые из этих вопросов.

Как кадрировать (обрезать) фотографии в Lightroom: Жесты модели

Итак, визуальную напряженность может создать слишком близкая обрезка не только сверху и снизу, но и по бокам. В большинстве случаев, если у вас есть примерно равное расстояние между объектом съемки и краями кадра, это является хорошей отправной точкой для кадрирования. Но, как мы знаем, все фотографии, так или иначе, визуально о чем-то рассказывают, и они – нечто большее, чем просто построение предметов в пространстве.

Например, у людей, помимо лиц, есть и конечности, которые склонны не просто свисать вдоль тела, а двигаться в тех или иных направлениях, т.е. людям свойственны жесты, и их следует принимать во внимание.

При кадрировании следует думать о жестах и направлении, в котором они направлены.

На фотографии выше, лицо и тело Софии слегка наклонены, что вместе с локтем и рукой создают в этом направлении визуальный толчок. Если вы попытаетесь кадрировать эту фотографию, прибегая к правилу третей, то вам придется обрезать фото с левой стороны ближе к девочке…из-за чего с этой стороны возникнет визуальное напряжение. Создастся впечатление, словно, еще чуть-чуть и она влепится в стену.

Сместить Софию немного из центра – неплохая идея, но из-за ее жеста, с левой стороны изображения создается впечатление тесноты.

Так что, если вы переместите Софию правее, создастся впечатление, что она собралась куда-то идти… Вы дали изображению место для дыхания.

Я намеренно разместил девочку слишком близко к правому краю фотографии, чтобы продемонстрировать, что наши глаза более снисходительны к малому расстоянию между объектом съемки и краем кадра со стороны, от которой движется (или обращен) объект, чем к малому расстоянию от края на той стороне кадра, к которому движется (или обращен) наш объект съемки. При взгляде на правую сторону фотографии ваши глаза будут по-прежнему ощущать некоторую напряженность, но она будет не так ярко выражена.

Об этом очень важно помнить, потому что иногда у вас есть не так много пространства для кадрирования, и вы должны решить, с какой стороны изображение обрезать больше. В таких случаях всегда выбирайте сторону кадра, от которой объект съемки движется или от которой он обращен в другую сторону.

Даже если расстояние справа слишком мало… изображение воспринимается лучше.

Так что, если вы будете обращать внимание на жесты своих моделей, это поможет вам более правильно кадрировать фотографию.

Как кадрировать (обрезать) фотографии в Lightroom: Общие правила обрезки

Общее правило при кадрировании изображений людей заключается в том, что вам следует стараться избегать обрезать руки, ноги, а также суставы. В частности, когда вы кадрируете фотографию по суставам, например, по локтям или коленям, изображение выглядит незаконченным и спонтанным, так что старайтесь кадрировать фотографии людей так, чтобы линия обрезки проходила выше или ниже суставов модели.

Ниже вы найдете примеры обрезки изображения людей (как-то это звучит кровожадно, пожалуй, Ганнибал подавился бы слюной).

Обрезать стопы модели? Нет и еще раз нет!

Обрезать изображение по линии между коленями и стопой – такой вариант выглядит более приемлемым.

Обрезка изображения по линии между бедер и колен, как правило, выглядит очень хорошо. Но обратите внимание, что в этом конкретном примере шорты и полоски на колготках в сочетании с краем кадра создают визуальное напряжение. Не лучший вариант кадрирования.

Обрезка кисти руки – еще один вариант неудачного кадрирования.

Обрезать кисть полностью, оставив другую часть руки нетронутой – более хорошая идея.

В случае, когда вам нужно обрезать локоть… меньше – не значит лучше… это воспринимается, как несуразность

Такой вариант кадрирования с обрезкой локтя по линии, проходящей примерно посередине руки, зрителем воспринимается лучше.

Доброго вечера всем моим читателям. Этот урок я пишу, так как и обещал в своей . И сегодня мы рассмотрим на примерах как же правильно кадрировать фотографии. Будем пользоваться мы , так как он мне нравится в этом деле больше фотошопа. Да и как я уже объяснял Вам.

Возьму я фотографию парня в полный рост и на основе этого фото буду показывать как правильно и не правильно кадрировать, чтобы Вы сами могли заметить разницу и больше не допускали ошибок. А то что толку, что я напишу: “Так делать нельзя”? Вообще, правил кадрирования существует множество, но в данной статье мы рассмотрим только основы.

Для того чтобы Вам лучше воспринималось, я сделал два маленьких коллажика. Но, для начала я расскажу как, вообще, можно кадрировать (основы).

1. Портрет по плечи

Один из самых тяжелых видов портретов. Ведь большинство кадра занимает модель и каждый недочет будет виден. Да и с помощью подобных портретов, фотограф должен показать душу человека, его эмоции. А это, поверьте, не так уж и легко сделать. Но, вернемся к кадрированию. Оставлять в кадре нужно только голову и плечи, а фотографировать нужно на уровне глаз.

2. Портрет по пояс

Один из самых распространённых видов портрета. Главное, в данной ситуации не обрезать части тела по суставам. Особенно не стоит забывать о кистях. Если в кадр попадает кисть, то её нужно показать целиком.

3. Кадрирование выше колен

Главное не обрезать колени и фотографировать с уровня подбородка.

4. Кадрирование ниже колен

Опять же, колени ни в коем случаи не обрезать. И когда фотографируете данные портреты, рекомендую использовать объективы с фокусным расстоянием от 50mm. Иначе жутко искажаются пропорции. Но, честно говоря, я сам не любитель так кадрировать, только в исключительных случаях.

5. В полный рост

Раздолье! Можете показать человека полностью. В чём он одет, что он делает, чем они живет!

Но, опять же, мой Вам совет – не использовать широкоугольные объективы.

Но, я всегда говорил, что правила созданы чтобы их нарушать, но чтобы нарушать, их нужно хотя бы знать. И осознанно нарушать, что многие профессиональные фотографы и делают иногда. И я не зря подчеркнул слово “профессиональные” :)

Как правило начинающие фотографы фотографируют следуя внутреннему подсознательному вдохновению. В итоге получают «обрезанные» краем кадра руки, ступни, края одежды. Очень часто на фотографиях на заднем плане виднеется чьё-то «обрезанное» наполовину лицо или чья-то конечность.

Рассматривая портрет, первым делом мы обращаем внимание на глаза человека, потом на эмоцию изображенную на портрете, а дальше на выражение лица. Дальше мы переводим взгляд на образованный руками и лицом треугольник. А потом уже начинаем рассматривать общую позу. Практически всегда, если в кадре есть животные, то на них мы обратим внимание после того как посмотрим в глаза на портрете. Поэтому очень важно кадрировать правильно в зависимости от того какое впечатление вы хотите произвести от портрета.

1. Лицо . От середины лба до середины шеи.

Фотографируя крупный портрет человека, мы стараемся передать его внутренний мир. Чтобы его понять, его нужно прочувствовать - пообщаться с человеком, раскрыть его и тогда уже нажимать кнопку спуска затвора. Такое кадрирование пожалуй самое ответственное из всех, так как на лице могут быть видны малейшие дефекты кожи-косметики, асимметрия лица, усталость. Важно не упустить любую мелочь, которая грозит испортить портрет. Фокус не на той точке будет очень виден, так что фокусироваться надо всегда по глазам - оба глаза должны быть резкими и нос.

2.Голова и плечи. В кадре голова и линия ниже ключицы.

Обрезание макушки в таком кадрировании плохо смотрится и неоправданно (это правило касается всего ниже описанного). Оставляя в кадре только голову и плечи, мы выражаем отношение человека к чему-либо. Поэтому и кадрировать нужно так чтобы не потерять эту выразительность. Фотографировать нужно с уровня глаз модели.

3.Голова и грудь. В кадре голова и линия ниже груди, где-то посередине рёбер.

Такой портрет уже не настолько интимный как описанные в двух предыдущих пунктах. Но не стоит забывать про глаза, как и прежде фокус должен попадать именно на них. Если в кадре появляются кисти рук, то внимание на них удваивается, так что их обрезать никак нельзя. Так не забывайте обращать внимание на треугольник образованный глазами и кистями рук.

4.Портрет по пояс .

Самый распространённый ракурс, т.к. человека по пояс можно увидеть в любых ситуациях. Снова про обрезку рук, локтей и т.д. - обрезать нельзя. Ещё о линии таза - не всегда благоприятно отражается на фотографии, если кадр обрезается ниже этой линии. Если это место прикрыто одеждой или обработка фотографии позволяет скрыть, то допустимо, но вообще-то не стоит.

5.Три четверти выше колена.

Появляющиеся в кадре ноги добавляют общей фотографии динамики. Но! Нельзя обрезать колени - обрезать или выше или ниже (см. следующий пункт). Руки сильно вытянутые к фотоаппарату или наоборот назад, будут искажены пропорционально телу. Тщательно продумывайте позу и жесты.

Фотографируйте с уровня подбородка.

6.Три четверти ниже колена.

Ещё больше динамики чем в предыдущем пункте. Используя такое кадрирование можно показать линии и изгибы тела. Здесь общение модели и зрителя уже переключается с глаз на тело. Попросите модель развернуться корпусом, поднять руки и согнуть их локтях, расставить ноги и т.д.

Самая большая ошибка при фотографировании этого ракурса, это включение «ширика» на объективе. Т.е. когда не хватает размера студии и модель не помещается в кадр, её приходится «удалять» модель зумом. В этом случае сильно искажаются пропорции. В фотографировании портрета в этом случае нужен телевик от50 мм.

7.Полный рост.

В этом случае можно показать весь характер модели, как она живёт. Но далеко не каждый человек способен показать всего себя в жестах и позах. Женщину лучше поставить на каблуки, так ноги будут казаться длиннее. Вообще лучше всего обувь не снимать в этом случае, если человек одет, конечно, и если это соответствует задумке фотографа.

В этом пункте действует то же правило что и в предыдущем - никаких «шириков», только телевик.

Ещё несколько моментов на которые следует обращать внимание при кадрировании:

Если в кадре есть какое-то движение, то необходимо оставить немного места для него. К взгляду это тоже относится, всегда в направлении взгляда нужно оставить немного пустоты в кадре, взгляд не должен упираться в край кадра.

Не забывайте, что существуют ещё и более крупные планы, чем описанный в самом первом пункте. Например, губы и часть носа или просто глаза. Такой выбор композиции поможет создать не портрет, а выразить какой-то общий замысел - например, если хотят показать чувственность.

Не «обрезайте» тело по суставам, пальцам. Если в кадре появляется кисть, то она должна быть видна вся. Конечно, многие профессиональные фотографы используют такие приёмы и в общем-то делают хорошие кадры. Но тут ключевое слово «профессионал», если не умеете-не знаете-не уверены лучше не надо, риск должен быть оправдан. Нарвётесь на критику, на которую нечего будет ответить.

Ну и напоследок скажу, что конечно эти все кадрирования не являются жёсткими правилами, я просто рассказала несколько наиболее распространённых приёмов. Конечно, можно оставить в кадре только ноги, только руки, только глаза. В каждом кадре важна идея!


Разговоры или рассуждения о правилах кадрирования портретов всегда наталкиваются на несколько непреложных истин, бытующих в головах обывателей и необученных новичков.

Истины противоречат друг другу, и каждая из них имеет преданных фанатов. Они гласят следующее:

  • Нельзя кадрировать портреты так, как хочется. Кадрировать нужно по правилам.
  • Кадрировать нужно так, как считаешь нужным. Правил не существует. Ты художник, ты так видишь.

По мере изучения фотографии и искусства фотографии сторонники каждого из лагерей вызывают все больше смеха.

О правилах кадрирования

Я готов поспорить, что разбираясь с этим вопросом, вы наталкивались на подобные картинки. Рисунок наглядно демонстрирует как нужно кадрировать портрет, чтобы было красиво и правильно.

Это работает и тот результат, что у вас получиться, можно считать портретом. Но возникает резонный вопрос, а зачем так кадрировать? Ради чего? Ради того, чтобы получить правильный и до ужаса статичный снимок?

Именно на это обстоятельство напирают сторонники отрицания общепринятых правил кадрирования. Они правильно указывают на статичность получаемых фотографий. Но то, что в свою очередь демонстрируют фотографы, отрицающие классическое правильное кадрирование, снимками назвать сложно. Этакий композиционный хаос под соусом эмоций, якобы нахлынувших на фотографа.

Несколько разверну мысль. В одной из статей, разъясняющих новичкам за правила кадрирования, я встретил снимок этой чернокожей девочки. Описание к снимку позабавило.


"На снимке - пространство от середины лба до середины шеи. Кадрирование портрета крупным планом - это самая сложная работа для фотографа, ведь нужно передать эмоции человека, прочувствовать его. Перед тем, как делать такие фото, стоит пообщаться с моделью, «раскрыть» ее для себя. Сложность еще заключается в том, что при такой крупной съемке видно все дефекты кожи, и об не стоит забывать. И самое важное - глаза всегда должны быть в фокусе."

Согласитесь, описание практически бессмысленное. Самое забавное заключается в том, что композиционное решение фотографа приняли за свободное от правил кадрирование. Посмотрите, почему Gunnar Salvarsson кадрировал так свою Village Girl:


Фотограф пренебрег правилами кадрирования и заполнения кадра ради усиления эмоциональности взгляда ребенка. Подобный композиционный прием, заключающийся в расположение глаза на центральной оси кадра, давно известен и широко применяется опытными фотографами. Любое иное кадрирование или построение кадра превратит этот великолепный снимок в обычную фотографию.

К чему я веду? Нельзя отрицать правила кадрирования ради отрицания. Вы должны понимать, чем жертвуете и ради чего, как это проделано на вышеописанной фотографии. Если вы пренебрегаете правилами кадрирования портретов и не добавляете никакой художественной или эмоциональной составляющей, то вы получите лишь плохо скадрированный снимок. Иллюстрацию к разделу "ошибки начинающих фотографов". И никакие оправдания в стиле "я художник, я так вижу" приняты не будут.

Плохая фотография остается плохой вне зависимости от личности ее творца.

Позволю себе дать маленький совет: кадрируя портрет, задумайтесь. А что вы видите? Художественный образ? Эмоциональное переживание? Так сделайте все, чтобы усилить эмоциональность и художественность. Не смотрите на то, правильно ли вы обрезали локоть, и осталось ли место для взгляда. Ценность портрета заключается в его эмоциональности и силе воздействия на зрителя.

Во всех остальных случаях, кадрируйте портреты правильно. Не нужно ухудшать тот портрет, что уже выглядит обычным и не представляет художественной ценности.