Разделы: Начальная школа
Цели:
- Учить учащихся определять спряжение глагола с безударным окончанием через решение проблемной ситуации на основе исследования;
- Развивать умение обосновывать написание окончаний глаголов;
- Воспитание умения прислушиваться к мнению других; самостоятельности в принятии решения.
Оборудование: сигнальные карточки «Да – Нет», рисунки с изображением Почемучки (3шт.), карточки для схемы - вывода.
Ход урока:
I.Организационный момент:
- Приветствие.
- Запись числа, классной работы.
II. Объяснение темы урока.
На этом уроке, ребята, мы научимся определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием и откроем новые знания.
III. Повторение изученного о глаголе.
Работа с сигнальными карточками. Игра «Внимание».
- Если высказывание верное, то вы показываете карточку с зелёным кругом, если оно ложное, то вы показываете карточку с красным кругом и исправляете ошибку.
- Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? (нет).
- Глаголы изменяются по временам (да).
- В предложении глагол чаще всего является сказуемым (да).
- Мягкий знак в глаголах 2 лица единственного числа обозначает мягкость предыдущего согласного (нет).
- Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? (да).
- Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам (да).
- Изменение глаголов по лицам и числам называется склонением (нет).
- Глаголы имеют 3 спряжения (нет).
IV. Задания на развитие:
1. Образуйте неопределённую форму от данных глаголов. Докажите:
решит -
решает -
2. У какого из этих глаголов формы настоящего времени образуются не совсем так, как у остальных:
(А) клеветать
(Б) бормотать
(В) стрекотать
(Г) щебетать
(Д) хлопотать
V. Актуализация новых знаний.
А теперь вопрос от Почемучки. Вспомните, какие безударные окончания имеют глаголы I и II спряжения?
Запись на доске: I спр. -у, -ю, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.
II спр.-у, -ю, -ишь, - ит, -им, -ите, -ат, -ят.
Я называю окончание, а вы определяете лицо и число глагола с таким окончанием.
(-ите – 2л., мн.ч., -ет – 3л., ед.ч., -ишь – 2л., ед.ч., -ут, -ют – 3л., мн.ч., -ат, -ят – 3л., мн.ч.)
А теперь обратимся к глагольным словосочетаниям, записанным на доске. Я прочитаю, а вы скажите, что вы заметили? (Окончания безударные).
кол…те дрова
подход…шь к школе
среж…м цветы
VI . Работа над темой урока:
Как вы думаете, что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?
Это вопрос Почемучки. Сможем ли мы ответить на него? (Нет).
- Значит, какая цель нашего урока?
(Правильно писать безударные личные окончания глаголов).
- Почему это так важно? (Не зная, как правильно писать эти окончания, будем допускать ошибки).
- А как доказывать написание безударного окончания, как вы думаете? Может быть, для проверки использовать другой глагол с ударным окончанием? (Например: иду, молчу).
(Нет, так как спряжение первого глагола нам неизвестно).
Значит, главное – узнать спряжение глагола, а затем мы легко определим, какое окончание пишется в нужном лице и числе. Это и есть ответ на второй вопрос Почемучки.
- Как определить спряжение глагола с безударным окончанием? (Дети высказываются).
- Вспомните, по начальной или по косвенной форме можно было определить тип окончаний существительного?
(По начальной форме).
- Давайте и с глаголами попробуем поступить таким же образом.
- Прочитайте про себя следующие глаголы.
(На доске: светлеют , подкормят , мечтают , сия ют , полют , лечат ,посадя т , потянут , роют , строят ).
В какой форме даны эти глаголы? (3лицо, мн.ч., настоящее и будущее время,I и II спр.)
- Почему среди них нет глаголов прошедшего времени?
(Не спрягаются).
- Уточняется лексическое значение незнакомых слов.
- Поставим глаголы в их начальную форму и запишем в 2 столбика по спряжениям:
Что заметили? (Во 2 столбике глаголы в неопределённой форме имеют суффикс -и-, оканчиваются на -ить).
(Учащиеся выделяют суффиксы -и-, -ть-, подчёркивают -ить). Далее делается вывод, что в 1 столбике глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть. Суффиксы выделяют и подчёркивают.
VII. Составление схемы-вывода по теме.
Дети у магнитной доски с использованием карточек составляют схему-вывод.
Схема имеет следующий вид:
Вы, наверное, догадались с какой буквой в окончании будут спрягаться глаголы на -ить? (С буквой и).
- Почему? (Потому что они относятся ко
II
спряжению).
Аналогично делается вывод о том, что глаголы
I
спряжения спрягаются с буквой е).
Схема дополняется карточками е
, и
.
Вывод:
по третьему вопросу Почемучки с опорой на схему-вывод.
-
На следующих уроках мы будем дополнять эту схему новыми сведениями.
-
А теперь давайте вернёмся к нашим примерам. Воспользуемся полученными знаниями. Объясним написание безударных окончаний глаголов.
колете дрова (колоть )
срежем цветы (срезать )
подходишь к школе (подходить )
Дети объясняют написание окончаний глаголов. Составление алгоритма рассуждения.
Алгоритм:
- Ставлю в начальную форму.
- Определяю спряжение.
- Пишу букву.
Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
VIII. Закрепление изученного.
Выполнение упр. 455 (Рамзаева Т.Г. «Русский язык», 4 класс, ч.2) – проверка выполненного.
IX. Подведение итогов урока.
Что надо знать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола? (Спряжение).
- Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями? (По неопределённой форме).
- Какие глаголы неопределённой формы относятся ко II спряжению? (Оканчивающиеся на -ить).
- К I спряжению? (Все остальные).
X. Выставление оценок.
Слайд 1
История
Древнего мира
5 класс
Появление
неравенства
и знати.
Слайд 2
Домашнее задание:
Готовиться к контрольной работе (параграфы 1-5)
Учить понятия в тетради
Слайд 3
Проверь себя
Из какого занятия людей возникло скотоводство?
Из скотоводства; 3. Из собирательства;
Из бортничества; 4. Из охоты.
Как называется древнее орудие труда из кости или дерева, используемое для срезания (сжатия) растений?
Мотыга; 3. Серп;
Топор; 4. Гарпун.
Слайд 4
Проверь себя
Кто занимался изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий?
Охотник;
Земледелец;
Ремесленник;
Ткач.
Из какого занятия людей возникло земледелие?
Из скотоводства; 3. Из собирательства;
Из бортничества; 4. Из охоты.
Деревянная палка с сучком на конце, используемая для возделывания земли, это
Мотыга; 3. Грабли;
Серп; 4. Коса.
Слайд 5
План:
1. Развитие ремёсел.
2. Изобретение плуга.
3. У каждой семьи – своё хозяйство.
4. Выделение знати.
Слайд 6
Развитие ремёсел.
Древние люди освоили довольно сложные для того уровня технологии – прядение, плетение, шлифовка и сверление. Около девяти тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда.
Слайд 7
Не отвлекаясь на другие виды деятельности, ремесленник занимался либо гончарным делом, либо обработкой металлов, либо каким – то другим. Так постепенно ремесло отделилось от земледелия и скотоводства. Ремесленник теперь обменивал свои изделия на продукты питания сельского хозяйства. Ремесленники селились в городах, а земледельцы и скотоводы – в деревнях. Так между городом и деревней, сельхоз. работниками и ремесленниками складывался обмен.
Слайд 8
Ремесленник
Ремесло
человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.
изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.
Слайд 9
Изобретение плуга.
Изобретение деревянного плуга положило начало плужному земледелию. Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость о совместном труде всей общины на полях.
Слайд 10
У каждой семьи – своё хозяйство.
Теперь каждая семья могла вести хозяйство самостоятельно, что неизбежно вело к распаду родовых общин. Скот, орудие труда, жилище становятся собственностью отдельной семьи. На смену родственным отношениям пришли соседские. Сложилась соседская община.
Слайд 11
Выделение знати.
Но все семьи разные: более умелые собирали больше урожая и быстрее увеличивали поголовье скота. Некоторые семьи со временем могли стать зажиточными. Внутри племён возникло неравенство: одни были знатные, а другие незнатные; одни были богаче, а другие беднее.
Слайд 12
Неравенство – появление богатых и бедных людей
Слайд 14
Государство – это такая организация общества, в которой существуют граница, власть, законы и сбор налогов
Слайд 15
Найдите в учебнике понятия и выпишите их в тетрадь:
Вождь, знать, святилища, царь.
Слайд 16
Соедините термины и их определения.
Слайд 17
Проверь себя:
Родовая община
Соседская община
Племя
Вождь
Неравенство
Религия
Вера в сверхъестественные существа.
Глава воинов племени.
Объединение нескольких родов.
Коллектив родственников, который жил и трудился сообща, имел общее имущество.
Община, где семьи были связаны между собой не родственными, а соседскими отношениями.
Выделение богатых и бедных людей.
Слайд 18
Установите соответствие между событиями и датами. К каждой букве подберите соответст- вующую цифру.Слайд 21
Установите соответствие между определениями и понятиями. К каждой букве подберите соответствующую цифру.
Определения Понятия
А) правитель государства; Б) передача власти от отца к сыну; В) глава племени; Г) член племени.
1) вождь; 2) соплеменник; 3) наследование; 4) царь; 5) знать.