§ 1 Определение спряжения глагола с ударным окончанием

В этом уроке научимся определять спряжение глагола с ударными и безударными окончаниями.

Вспомним, что глаголы настоящего и будущего времени спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам, при этом происходит изменение их личных окончаний.

Различают I и II тип спряжения глаголов.

Если окончание глагола ударное, то спряжение определяют по его личному окончанию. Глаголы I спряжения имеют окончания: -у(-ю), -ешь(-ёшь), -ете(-ёте), -ем(-ём), -ут(-ют); глаголы II спряжения имеют окончания: -у(-ю), -ишь, -им, -ит, -ите, -ат(-ят).

Например:

Личное окончание этого глагола -ят, находится под ударением.

Следовательно, это глагол II спряжения.

Личное окончание глагола -ёт, находится под ударением.

Значит, это глагол I спряжения.

§ 2 Определение спряжения глагола с безударным окончанием

А как быть в том случае, когда личное окончание глагола безударное?

Спряжение глагола с безударным личным окончанием можно определить двумя способами.

Давайте рассмотрим первый способ.

Если окончание глагола безударное, глагол необходимо поставить в неопределенную форму и выделить суффикс неопределенной формы -ть-. Затем выделяем гласную перед -ть- , которая также является глагольным суффиксом.

Например:

(что делать?) заниматься (суффиксы -а-,-ть-);

(что делать?) любить (суффиксы -и-,-ть);

(что сделать?) выпрямить (суффиксы -и-,-ть-).

Если глагол в неопределенной форме имеет перед -ть- суффикс -и-, значит этот глагол относится ко II спряжению.

В остальных случаях (когда в неопределенной форме глаголы имеют суффиксы -а-, -е-, -я-, о-, -у-, -ы- и т.д. перед -ть-) глаголы относятся к I спряжению.

Например: определим спряжение глагола «радует».

Поставим ударение - ра́дует.

Ударение падает на гласную а в корне слова.

Окончание глагола безударное.

Поставим глагол «радует» в неопределенную форму: (что делать?) радовать.

Выделим суффикс глагола неопределенной формы -ть- и суффикс перед ним -а-.

Суффикс -а- указывает на то, что глагол «радует» относится к I спряжению.

Существует еще один способ определения спряжения у глаголов с безударными личными окончаниями.

Для этого необходимо поставить глагол в форму 3 л. мн. ч.

Если глагол в этой форме имеет окончания -ут(-ют), следовательно, это глагол I спряжения. Если глагол в форме 3 л. мн.ч. имеет окончания -ат(-ят) - это глагол II спряжения.

Например: определим спряжение глагола с безударным окончанием «плаваешь».

Поставим глагол в форму 3 л. мн.ч. - они (что делают?) плавают. Глагол плавают имеет окончание -ют. Следовательно, глагол плаваешь первого спряжения. Глагол строите в 3 л. мн.ч. будет иметь окончание -ят (что делают?) строят. Следовательно, глагол строите - это глагол II спряжения.

В русском языке существует ряд глаголов, чью принадлежность к тому или иному спряжению необходимо просто запомнить. К I спряжению относятся глаголы: брить, стелить, ко II спряжению: гнать, дышать, держать, слышать, вертеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть.

Особо следует выделить глаголы с приставкой вы-: выговорить, выбежать, выстричь и т.д. Эта приставка у глаголов «перетягивает» ударение на себя и окончание при этом у них становится безударным.

Чтобы определить спряжение таких глаголов, необходимо отбросить приставку и рассмотреть глагол без неё.

Например:

выговорить - говорить (глагол II спряжения), выбежать - бежать (глагол I спряжения).

В русском языке существуют также разноспрягаемые глаголы: в одних формах они имеют личные окончания глаголов I спряжения, а в других - II спряжения.

Например:

глагол «хотеть» в ед.ч. имеет окончания глаголов I спряжения - я хочу, ты хочешь, он хочет, во мн.ч. - мы хотим, вы хотите, они хотят - имеет глаголов II спряжения.

Подведём итоги урока:

Когда личное окончание глагола находится под ударением, спряжение глагола определяется по его окончанию.

В случае, когда личное окончание глагола является безударным, спряжение глагола определяют по суффиксу перед -ть в неопределенной форме глагола.

У глаголов-исключений спряжение определяется сразу.

Список использованной литературы:

  1. Справочное пособие по русскому языку. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. ЗАО «Премьера»,1999.
  2. Поурочные разработки по русскому языку. О.Н. Крылова, Л.Ю. Самсонова. Экзамен, М.: 2008.
  3. Учимся играя. В. Волина, Новая школа. М.: 1994.
  4. Учим русский с увлечением. О.Е. Жирейко, Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. « 5 за знания», М.: 2005.

    Для начала глагол ставим в неопределенной форме.

    В 1 спряжении это глаголы с окончаниями

    Остальные глаголы относятся ко 2 спряжению.

    Подробнее в табличке:

    Для начала вспомним, что такое спряжение глаголов. Это изменение по числам и лицам. Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием , понадобится перевести глагол в инфинитив (в неопределенную форму). В глаголах неопределенной формы нет окончания, есть суффикс: -ить, -еть, -ечь, -ять, -ать, -ыть, -оть, -уть. Спряжение определяем по гласной букве, стоящей перед -ть.

    К первому спряжению относятся глаголы с суффиксом —ать , —ять , —оть , —еть , —ыть , —уть .

    Например: работать, гулять, колоть, потеть, ныть, прыгнуть и т.п.

    Кроме того, к I спряжению относятся глаголы: бр ить и стел ить , зижд иться и зыб иться . Это исключение из правил.

    К второму спряжению относятся глаголы с суффиксом -ить . Например: говорить, кормить и т.п.

    Также к II спряжению относятся:

    4 глагола с суффиксом -ать (держать , гнать , дышать , слышать ).

    7 глаголов с суффиксом -еть (ненавидеть , терпеть , видеть , смотреть , зависеть , вертеть , обидеть .

    Эти глаголы исключение из правил. Их нужно запомнить.

    Дополнительно читайте Как определить спряжение глагола.

    В случае с безударным личным окончанием глагола нужно поставить глагол этот в начальную форму и посмотреть, какая гласная стоит перед ТЬ, от нее зависит тип спряжения. При этом не забываем, что есть и глаголы-исключения.

    Смотрим табличку, не буду повторяться:

    У многих глаголов как раз-то и являются безударными личные окончания. И тогда возникают сомнения, как правильно пишутся слова:

    ненавидешь или ненавидишь,

    стреляим или стреляем,

    лелеют или лелеят?

    Чтобы ориентироваться в мире глагольных форм и правильно написать их окончания, которые не под ударением слышатся неясно, определяем по форме инфинитива его спряжение. А чтобы правильно определить спряжение глагола с безударными личными окончаниями, помним, что все глаголы, заканчивающиеся на -ить, кроме брить и стелить , относятся ко второму спряжению. Сюда же добавим глаголы-исключения:

    на -ать — гнать , держать , слышать , дышать ;

    на -еть — смотреть , видеть , ненавидеть , вертеть , терпеть , зависеть и обидеть .

    Все остальные глаголы на -ать, -оть, -уть, -еть, -ять отнесем к первом спряжению.

    Обратим внимание, что в случае ударных суффиксов в инфинитиве, спряжение глагола определяем по

    ударным окончаниям, например:

    глагол лете ть визуально подходит к первому спряжению, так как заканчивается на -еть и не является глаголом-исключением. Но у него ударные личные окончания в формах лети шь, лети м. Значит, все же это глагол второго спряжения.

    Проще всего определить спряжение глагола с безударным окончанием, поставив этот глагол в форму инфинитива (эту форму, в начальной школе, часто называют неопределенной формой).

    Первым спряжением будут все слова, которые НЕ оканчиваются на ИТЬ, кроме исключений.

    А вторым спряжением будут все слова которые оканчиваются на ИТЬ, кроме тех же исключений.

    Для определения спряжения такого глагола необходимо, в первую очередь узнать начальную форму этого самого глагола. Далее, обратить внимание на гласную, которая стоит перед ть. Таким образом не сложно определить тип спряжения.

    Если личное окончание у глагола безударное, то для этого случая есть орфографическое правило. Оно утверждает, что глагол надо поставить в форму инфинитива. 7 глаголов, оканчивающиеся на — еть, 4 на — ать, все на -ить, кроме брить и стелить относятся ко 2 спряжению и имеют соответствующее окончание. Все остальные надо писать с окончаниями как у первого спряжения.

Урок русского языка в 6 классе I вида.

Тема:Как определить спряжение глагола с безударным окончанием.

Цель урока:

Обобщить знания учащихся о способах определения спряжения глаголов;

Закрепить умения учащихся определять вид, число и лицо глагола;

Сформировать алгоритм определения спряжения глагола по неопределённой форме глагола и по форме глагола 3 лица множественного числа;

Развивать умение формировать выводы;

Развивать речь учащихся;

Работать над развитием слухового восприятия и над произносительной стороной речи;

Развивать внимание, память и мышление.


Ход урока.

  1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята.

Как ваше здоровье?

Как ваше настроение?

Спряжение глаголов-?

Спрягать глагол -?

Типы спряжения.
? ?

глаголы на: глаголы на:

Это мы повторили определение спряжения глагола по … (окончанию).


-А сейчас определите спряжение глаголов по окончанию.

Кричат- летишь-

Лежат- спешит-

Стоишь- играешь-

Первый столбик выполняет бригада Сайына, а второй столбик выполняет бригада Кудера.Затем обменяетесь тетрадями и проверите, кто как выполнил задание.

III. Работа по новой теме (целеполагание)

Ребята, на какой вопрос мы должны ответить сегодня?

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное.

Правильно. Прочитайте слова, записанные на доске. (Дети читают)

Садишь - Поливает –

Лечат - Играешь -

Ходят - Гуляешь –

Поставьте ударения к словам.

Безударные окончания.

Что можно сказать о словах 1-го столбика?

Это глаголы, у них окончания безударные.

Нам нужно определить спряжение у этих глаголов . Что нам нужно сделать?

Чтобы определить спряжение глагола с безударным окончанием, надо поставить его в НФ.

Поставьте глаголы в НФ.

Садишь - садить

Лечат -лечить

Ходят –ходить

К какому спряжению относятся эти глаголы?

Ко второму спряжению.

А сейчас эти глаголы поставьте в форме 3-го лица множественного числа.

Садишь- садят.

Что можно сказать о словах 2-го столбика?

Как определить спряжение этих глаголов?

Нужно образовать неопределённую форму глагола из этих глаголов.

Образуйте НФ.

Поливает- поливать

Гуляешь –гулять

Играешь –играть.

Идёшь- идти.- К какому спряжению относятся эти глаголы?

К первому спряжению.

А сейчас эти глаголы поставьте в форму 3-го лица множественного числа.

Поливает- поливают

Гуляешь- гуляют

Играешь -играют.

Давайте, сделаем вывод. Кажык-оол, сделай вывод.

Если в НФ суффикс И, то это второе склонение, а если в НФ не суффикс Е, то это первое склонение.

Если глагол в форме 3-го лица множественного числа имеет окончания- ут, -ют- 1 спряжение.

Если глагол 3-го лица множественного числа имеет окончания –ат,-ят- 2 спряжение.

Правильно. Молодцы, ребята. (по ходу работы учитель помогает учащимся)

Будем выполнять задания и упражнения.

IV. Самостоятельная работа учащихся.


  1. Запиши глаголы в 2 столбика- по спряжениям.
1 спряжение. 2 спряжение.

(бегаешь, шутишь, стреляет, мечтаешь, дружим, рубишь, говорю, едут)


  1. Упражнение 383, стр. 138.
V. Закрепление пройденного.

Как нужно определить спряжение глагола с безударным окончанием? Расскажите на примере этих глаголов:

Следишь, следит, следят -

Спряжение этих глаголов можно определить по окончанию. Глаголы второго спряжения имеют окончания –ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).Значит, эти глаголы 2-го спряжения.

Пекёшь, пекёт, пекут-

Окончания этих глаголов – ёшь, -ёт, -ут. Это глаголы 1-го склонения.

VI. Домашнее задание.


  1. Упражнение 385, стр. 138.

  2. Придумайте лингвистическую сказку о глаголах 1 и 2 спряжения.

Определите ударение. Укажите окончания. Назовите глаголы с безударными окончаниями.

Живёт, ездим, летит, поём, боремся, строит.

Можно ли на слух или по 3-му лицу множественного числа определить спряжение глаголов с безударным окончанием? Далеко не всегда:

Как же поступать в этих случаях?

Если у глагола безударное личное окончание, нужно:

  1. поставить глагол в неопределённой форме. Например: строим - строить;
  2. определить, какая гласная стоит перед -ть.

Ко II спряжению относятся:

  1. все глаголы на -ить (кроме брить, стелить)",
  2. 7 глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;
  3. 4 глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать. Все остальные глаголы (на -еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и др.) относятся к I спряжению.

Образец рассуждения .

1. Ход..м - ставлю глагол в неопределённой форме: ходить . Глагол на -ить , значит, он II спряжения, нужно в окончании писать и - ходим .

2. Уви́д..шь - образую неопределённую форму: увидеть , глагол-исключение II спряжения, нужно писать и - уви́дишь .

669 . Определите спряжение глаголов, поставьте их в 1-м лице множественного числа.

Образец . Трево́житься (на -ить, II спр.) - трево́ж[им]ся.

Ходить, обидеть, доверять, полоть, терпеть, задержать, сеять, отпилить, ездить, бороться, стелить.

670 . Поставьте данные глаголы в неопределённой форме и образуйте 3-е лицо единственного и множественного числа. Учтите, что все формы глагола должны быть одного вида .

Образец . Вскочу - вскочить (на -ить, II спр.) - вско́ч[ит] - вско́ч[ат]; вскакиваю - вскакивать (на -ать, I спр.) - вска́кива[ет] - вска́кива[ют]

Обижаюсь, обижусь; объявляю, объявлю; закручиваю, закручу 2 ; отвечаю, отвечу.

671 . Образуйте глаголы с помощью приставки вы- . Обозначьте их спряжение.

Учтите, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные .

Образец . Гляди́м - выгляд[им], II спр.

Стоишь, сидит, летит, говоришь, шьёте, пьём.

672 . Определите спряжение глаголов. Для этого отбросьте приставку вы- , которая перетягивает на себя ударение. Если глагол с безударным окончанием, определяйте спряжение по неопределённой форме.

Выбь..т, выгляд..шь, выгон..т, выгор..т, выдерж..шь, выжж..т.

673 . Запишите глаголы, которые понадобятся вам для рассказа по картинкам. Обозначте спряжение глаголов.

674 . Расскажите (устно) о том, как Артём прибивал скворечник. Подумайте, как вы будете рассказывать, каким тоном - серьёзно, шутливо или насмешливо. А это зависит от вашей задачи: допустим, вы хотите развлечь, рассмешить аудиторию (может быть, вы и есть этот Артём) или хотите показать, что всё надо делать не спеша, внимательно.

675 . Подберите к данным существительным подходящие по смыслу глаголы, которые обозначают звуки, издаваемые животными. Подчеркните в глаголах чередующиеся согласные.

1. В..робьи 3 , в..рона, лягушка, волк, шмель 1 , филин.

Для справок: каркать, ухать, чирикать, выть, жужжать, квакать .

2. Гусь, кот, кузнечики, курица.

Для справок: мурлыкать, гоготать, стрекотать, кудахтать .

676 . Подберите антонимы. Определите спряжение и вид глаголов. Выделите личные окончания глаголов и приставки по образцу.

Уход..шь, откро..шь, спрашива..шь, прод..ёт, грустим, кончаются.

677 . Диктант с продолжением. Поставьте глаголы в настоящем времени, расставьте недостающие знаки препинания. Продолжите текст на тему «Мой брат (сестра, папа, мама, сосед) до ухода в школу (на работу)». Подчеркните все глаголы в тексте.

Весеннее утро. Будильник (вздрагивать) (щёлкать) слегка и (начинать) звонить. За стенами (просыпаться) другие будильники. Зовут будильники (торопить). 4 Люди (сбрасывать) одеяла (потягиваться).

Для справок: слышать, видеть, вскакивать, проветривать, стелить, умываться, плескаться, причёсываться, одевать, надевать, тренироваться, выбегать, дышать, затеять, завтракать .

678 . Спишите, выделите корни в существительных, прилагательных и глаголах. Обозначьте спряжение глаголов. Составьте 2 предложения, где подлежащим было бы слово берёза (берёзка, берёзонька) . Приготовьтесь выразительно прочитать это стихотворение.

      Всё, что в песне слав..тся,
      Всё, что сердцу помн..тся,
      Всё, что снится-вид..тся
      В стороне 3 лесной, -
      Милая красавица,
      Ласковая скромница,
      Белая берёзонька 2
      Дар..т мне весной.

(Н. Рыленков)

679 . Е или и ? Спишите тексты. Подчеркните в них глаголы.

  1. Вертушинка всё время верт..тся, как егоза, шныря..т, журчит 1 , бормоч..т, звенит и пен..тся около каждого камня или упавшего ствола б..рёзы, тихонько напева..т, разговарива..т сама с собой, пришёптыва..т и н..сёт по хрящеватому дну очень прозрачную воду.

    (К. Паустовский)

    • Тройка мчится, тройка скач..т,
      Вьётся пыль из-под копыт;
      Колокольчик 2 звонко плач..т,
      И хохоч..т, и визжит.

(П. Вяземский)

680 . Составьте 4 предложения с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в настоящем времени. В качестве подлежащих используйте существительные гром, волна, ливень, дождь, ручей .

Образец . Дождь шлёпает по лужам, барабанит по крышам .

Для справок: гр..хотеть, л..петать, журчать, клокотать, гр..меть, хлестать, плескать, б..рабанить, стучать, шуметь, зв..неть, б..рмотать и т. п.

681 . Спишите. Подчеркните глаголы, относящиеся к словам поезд, он . Обозначьте цифрами над вставленными буквами орфограммы №2, 6, 17, 25 (см. форзацы учебника). Составьте предложения со словами, данными в рамке.

Наш дачный поезд отправляется с Рижского во..зала. Вот он в последний раз проход..т под ул..чным 3 мостом и вдруг взлета..т над дерев(?)ями и домами. Потом поезд пересека..т к..нал, мину..т аэр..дром, пронос..тся над ул..цей с грузовиками, троллейбусами, пешеходами и останавливается у пл..тформы пригородной станц.. .

682 . Рассмотрите рисунок. Расскажите, а затем напишите, чем заняты ребята. Подчеркните глаголы, обозначьте их спряжение.

683 . Понаблюдайте за движением транспорта и людей на улице. Напишите, как движутся трамваи, автобусы, грузовики, троллейбусы и т. п.; как передвигаются взрослые, спешащие на работу, малыши, группы школьников, пожилые люди и т. п. Озаглавьте свой текст, например: «На нашей улице утром», «В солнечный (дождливый) день на улице» и т. п. Используйте глаголы, передающие скорость движения и шум, возникающий от него.

Для справок: ехать, тащиться, тянуться, скакать, двигаться, мчаться, шагать, шествовать, ползти, дребезжать, шуршать, грохотать, семенить, плестись, следовать (за кем? за чем? ) и т.д.

684 . Продолжите предложения, используя глаголы (с пояснительными словами) для характеристики человека: 1) сильного, волевого; 2) робкого, неуверенного в себе.

Георгий говорит уб..ждённо, - - .

Возр..жать сп..койно, произносить твёрдо, ск..зать уверенно, невнятно проб..рмотать, настаивать, утв..рждать, тотчас согл..шаться, л..петать.

685 . Устно составьте диалог по рисунку с названием «Нарушитель». Используйте различные глаголы со значением высказывания (говорить, возмущаться, кричать , а также синонимы, помещённые в рамке).

686 . Диктант. Обозначьте спряжение глаголов.

1. Р..бота и муч..т, и корм..т, и уч..т. 4 2. Кто труд люб..т, долго спать (не)буд..т. 3. Человек от лени 3 боле..т, а от труда здорове..т. 4. Напиш..шь пером - не выруб..шь 2 т..пором. 5. Всякая р..бота мастера хвал..т.