Подводная фотография - это весело. Это отличный способ объединить свою страсть к дайвингу с любовью к фотографии. Точно также, как и изучение "наземной" фотографии, подводная съемка - это путешествие, которое включает в себя обучение и эксперименты. В современном цифровом мире у нас есть множество ресурсов и мощных инструментов для этого жанра.

Изучайте и экспериментируйте

В подводной фотографии нет ярлыков. Вам нужно посвятить себя процессу обучения и действительно потратить время на практику и совершенствование своих навыков, если вы хотите развиваться в направлении подводной фотографии. Все начинается со съемки технически правильных изображений; с правильной экспозицией, резких и с хорошей композицией. Помимо техники нужно научиться проявлять себя, показывая творческую сторону и то, как вы видите мир через .

Композиция

Используйте старое доброе правило третей, чтобы добиться баланса в снятых кадрах, но не бойтесь попробовать что-то еще. Диагонали также сильны и динамичны! При съемке морской жизни старайтесь находиться на уровне глаз с предметом съемки, делайте кадры наиболее привлекательными для зрителя. Не бойтесь негативного пространства, оно хорошо работает в условиях подводной съемки.



Цвета

Съемка под водой является сложной задачей, когда дело доходит до передачи цвета. Если вы снимаете только JPEG, изначально правильно настраивайте баланс белого на своей камере. Если же вы снимаете RAW, постобработка даст больше свободы для настройки цветов. Расстояние до объекта съемки убивает цвета под водой, поэтому подходите ближе! Использование собственного источника света также поможет вернуть все краски к жизни.

Внутренняя вспышка вашей камеры ограничена в использовании под водой, так как она просто недостаточно мощная, а фронтальное освещение - не самый лучший вариант (он выравнивает изображение и вводит обратное рассеяние). Позиция и угол источника света могут выявить различные формы и текстуры, поэтому, если вы не готовы вкладывать средства в специальную вспышку, всегда можете для начала просто поэкспериментировать с фонарем.


Правильные настройки камеры, угол съемки и положение позволят вам создать черный фон в дневное время.

Выбор предмета съемки

Способность выбрать предмет съемки - важный навык для фотографа. Помимо поиска интересного объекта, вы также можете выбрать тот, к которому у вас есть доступ. Предмет съемки не всегда должен быть редкой рыбой, чтобы вызывать интерес; это может быть даже что-то очень простое, однако показанное через фотографию каким-то интересным способом.


Морской биолог, выпускник МГУ. Занимается подводной фотографией. Снимает и пишет для National Geographic, BBC, Discovery и других крупных изданий. В рамках проекта «Акватилис» создаёт фильм о подводном мире холодных морей. Спикер TED, читает лекции для детей и взрослых, пишет книгу. Цель - популяризация науки.

Чем вы занимаетесь в своей работе?

Меня зовут Александр Семёнов. Я морской биолог и подводный фотограф . Занимаюсь изучением и съёмками всякой необычной и крутой живности в самых интересных морях Мирового океана.

Весь материал, который мне удаётся получить (фотографии, истории и видео), я стараюсь доносить до максимально большого числа людей. Для этого выкладываю посты у себя на сайте и в соцсетях, читаю лекции детям и взрослым, пишу книгу.


Александр Семёнов: «Мы рассчитываем стать русской командой Кусто»

Сейчас со своей командой снимаю первый фильм про подводный мир холодных морей. Мы рассчитываем стать «русской командой Кусто» и вдохновлять детей и подростков своим примером, а заодно образовывать и расширять кругозор каждого, кому любопытно, как устроен мир и кто в нём живёт. Придумали себе название и даже целый огромный проект - «Акватилис ». В рамках него сейчас и работаем.

Кто вы по профессии?

В 2007 году я окончил биологический факультет МГУ, где на кафедре зоологии беспозвоночных кромсал мозги кальмаров и изучал строение их вестибулярного аппарата. Не самое ценное знание, конечно, но было весело и интересно. Сразу после университета я устроился работать на Беломорскую биологическую станцию МГУ на самой границе полярного круга, где с удовольствием сижу до сих пор.


Северное сияние на станции
Пирс биостанции
Лодки для погружений водолазов

Официально моя ставка называется «ведущий инженер». Но на деле я являюсь начальником водолазной службы биостанции, руковожу группой водолазов, организую и планирую все погружения, достаю живой материал для студентов и научных сотрудников, работаю со специалистами, приезжающими со всего света, и, конечно, постоянно погружаюсь с камерой для съёмок очередных медуз или гребневиков.


Почти каждый день Александр погружается в морские глубины

На самом деле у меня не было никаких планов заниматься подводной фотографией или популяризацией науки. Я с девяти лет увлекался трёхмерной графикой и в 14 уже заработал первую приличную сумму. К окончанию университета меня пригласили на работу аж три крутейшие студии, занимавшиеся спецэффектами для кино и рекламы. Ну не вышло, и ладно! Вместо ночных рендеров у меня теперь поездки по миру и погружения в местах, где не нырял ни один человек. Вроде тоже неплохое занятие. :)

Я нигде не учился фотографировать, работать в Photoshop, нырять в суровых условиях. Всё как-то само собой получилось, со временем и опытом. Когда я оказался на станции сотрудником (до этого приезжал, будучи студентом), притащил туда старую камеру, одну из первых цифровых зеркалок на 6 Мп, и стал снимать в лаборатории разных червячков и моллюсков, которых вытаскивал из-под воды. За три месяца нащёлкал несколько кадров, которыми гордился. Сейчас, правда, без улыбки на них не взглянешь. Пока тыкался в камеру и пробовал всё подряд, понял, что означают буковки и крутилки на ней, как зависит картинка от настроек и что нужно от фотографа, чтобы получалось нормально. Потом приехал в Москву весь такой гордый, в снимках и новых знаниях, открыл в интернете (на станции связи тогда не было) статью по макросъёмке для начинающих и прочитал обо всех своих знаниях в первых двух абзацах. Зато всё сам!


Работа Александра: крылоногий моллюск клион, или морской ангел
Работа Александра: полосатая зубатка
Работа Александра: усоногий рачок балянус
Работа Александра: асцидия мольгула, или морской виноград

С подводной съёмкой было вообще непросто. Снимать учился года три, прежде чем стало получаться что-то нормальное.

Каковы ваши сильные и слабые стороны?

Из сильных - упрямство, гибкость и полное отсутствие страха начинать что-то новое, большое или невозможное. Я постоянно стараюсь повышать себе планку качества. Это не даёт топтаться на месте. Ещё я очень люблю учить людей чему-нибудь и буду страшно рад, если меня кто-нибудь из ребят обгонит в скором времени. Тогда придётся с ним бороться и делать ещё лучше. :)

Я мечтаю стать примером.

Со слабыми сторонами сложнее. Я самоуверенный и наглый, но это мне, скорее, помогает, хотя раздражает некоторых людей вокруг. Местами ленивый - не умею работать «от» и «до». Почти любая моя активность - приходящая, но довольно эффективная. Но, пока ждёшь этого прихода, можно протупить пару дней в интернете и пускать бессмысленно слюни.

Как выглядит ваше рабочее место?

Рабочих мест у меня несколько. Когда я в Москве, сижу за компом почти безвылазно: организую следующую поездку, обрабатываю фотографии, разгребаю почту с перерывом на киношки и выходы погулять.


Рабочее место в Москве

На биостанции я построил себе рабочее место сам. Когда я попал на станцию впервые, увидел двух водолазов около маленького сарая, вросшего в землю на четверть, - это был их рабочий «домик». Его построили 40 лет назад как времянку со словами: «На следующий год что-нибудь нормальное сделаем!». Нет ничего более постоянного, чем временное. :)

Став начальником водолазов, первое, чем я начал заниматься, - искал возможность снести этот сарай и построить нормальный водолазный домик. Три года разговаривал со всеми начальниками в университете, пытался как-то вклиниться в планы ремонта или строительства на станции, но ничего не вышло.

Пока сам не начнёшь шевелиться, ничего не будет. Поэтому я спросил разрешения всё сделать своими силами. Получил добро, и за год мы общими усилиями сваяли очень добротное здание «водолазки» с обогреваемыми комнатами, собственным интернетом, пятью рабочими местами на втором этаже, проветриваемой сушилкой под крышей и так далее.


Было и стало

Сейчас, чтобы пойти нырять, мне нужно спуститься вниз, собрать снаряжение, сесть в лодку в 50 метрах от «водолазки», и всё! Хорошо организованное рабочее пространство очень помогает работать. На фоточках можно посмотреть, как всё это выглядит.


Беломорская биологическая станция МГУ
Здесь теперь обитают водолазы
Шкиперская и «водолазка»
В здании пять рабочих мест

Что касается техники, тут всё серьёзно. Я профессионально занимаюсь фотографией и работаю с медийными монстрами, такими как National Geographic, BBC, Discovery и многими другими.

Сейчас всё снимаю на Nikon D810 и D750, обрабатываю в CaptureOne Pro и Photoshop на Mac Pro (чёрное ведро), который собираюсь прокачать ещё немного, а именно подзабить памятью с 16 ГБ до 64 или 128 ГБ. Для видео нужно будет брать машину помощнее.

Очень важная и любимая штука в работе - это монитор. Я разорился на Eizo ColorEdge CG276 27”, и сейчас это мой любимый кусок оборудования. Пожалуй, Eizo - это вообще лучшее, что можно купить. На станции у меня монитор другой - новый Dell P2715Q на 4K. Так себе экранчик, не посоветую никому.

Для обработки фотографий обязателен планшет. У меня Wacom Intuos4 M, но думаю приобрести Intuos Pro L в ближайшем будущем, он поудобнее будет, а старый оставлю на станции.

Поскольку я довольно много пишу текстов, в том числе для книги, клавиатуру я тоже использую специальную - Das Keyboard Model S Professional. Очень её люблю. Фоном всегда идёт какая-нибудь приятная музыка из Harman Kardon SoundSticks II, которые осенью сменятся на Audioengine 5+ или KEF X300A: лень тащить SoundSticks обратно со станции, а приятную систему хочется.


Процесс подводной съёмки

С гаджетами всё просто: в одном кармане iPhone 5s (это мой основной телефон), в другом Lumia какая-то с 41-мегапиксельной камерой зачем-то (это местный рабочий, не пользуюсь им как смартфоном, просто оказался случайно в руках). iPad ещё был, но я его продал за ненадобностью.

Единственное приложение, которым я пользуюсь с толком и на Mac, и на iPhone, - это Clear, очень приятный список to-do. Ну и ещё, пожалуй, Simplenote, тоже штука полезная и с синхронизацией. На самом iPhone из нужного есть Documents и «Сбербанк.Онлайн», всё остальное для баловства. «Змейку» вот поставил недавно, радуюсь. :)

Всякое водолазное и подводное не буду перечислять, наверное. Мало кому интересно, какие у нас лодки и моторы и какие подводные фонари с боксами мы юзаем в холодных водах. Если кратко, то всё самое лучшее, без компромиссов.


Здесь готовятся к погружениям
Оборудование для погружения
Снаряжение
Ещё снаряжение

Но если кому-то всё же станет интересно, то задавайте вопросы в комментариях - отвечу.

Есть ли место бумаге в вашей работе?

На бумаге мне приносят заявки на добычу материала. У меня сейчас вот целая стопка выполненных под боком лежит, а с другой стороны - новые, на ближайшие дни. Любой учёный, аспирант или студент на станции может притащить мне заявку и попросить достать из-под воды 20 голожаберных моллюсков определённого вида. Я загружу этим кого-то из своих водолазов или достану сам.


Добыча материала для научных исследований

Пока не пользовался планировщиком Clear, писал себе списки дел на бумаге - это очень помогало в работе, да и чисто механическая память срабатывает лучше. Сейчас рисую раскадровку для видео - наши задания для подводных съёмок.

Какой у вас режим дня?

Режим дня и организация времени - это всегда проблема. Я не считаю себя творческим человеком, для которого режима вообще не существует. Но и графика у меня как такового нет, нет дедлайнов. Даже серьёзных клиентов всегда можно попросить подождать, пока допишу историю или дообработаю серию кадров. Пусть лучше будет хорошая история в следующем номере, чем нечто второпях сляпанное в последний день перед вёрсткой. У крупных журналов всегда есть материал для экстренной подстановки, это нормальный рабочий момент. В экспедициях и поездках режим устанавливается с привязкой к условиям: приливы-отливы, течения, погода, первоочередные задачи. Нужно каждый раз подстраивать происходящее под себя максимально удобным образом и подстраиваться самому под то, что от тебя не зависит.

Как правило, я встаю в 9–10 утра, спать ложусь поздно, после 2–3 часов. Идеально работается утром, с 9 до 12 часов. Если только не лёг пьяным, конечно, - тут случается. На станции белые ночи, костры, ночная жизнь и постоянная движуха. Тут спокойно можно просидеть до 5 часов утра у костра, а в 10 часов уже идти на погружение.

Я счастлив, когда вижу людей с горящими глазами и северное сияние.


Северное сияние

Обычно в день одно погружение, привязанное к стоячей воде (это время между приливом и отливом, когда нет течений), и один выход в море для страховки (когда кто-то ныряет, его должен отвезти на точку, снарядить и страховать человек в лодке на поверхности). Мы меняемся, все страхуют всех. Между выходами в море - обед, полдник, почта, обработка фоток, сборка или ремонт лодок, моторов, водолазного оборудования, забивка баллонов и прочая суета.


Александр и Ко
Каждый день одно погружение и один выход в море для страховки

После восьми вечера активная часть рабочего дня заканчивается, начинается активно-отдыхательная. Практически каждый день ужин я готовлю в казане перед домом, потом волейбол со студентами и научными сотрудниками, если погода позволяет. Затем, часов в 11 вечера, гиревая тренировка у всей моей команды. После этого душ, кино, фотки, костры - что угодно.

Какое место в вашей жизни занимает спорт?

Спорт - это хобби, но обязательное. Я всё детство чем-то занимался, у меня довольно спортивная семья. Поэтому было всё: лыжи, коньки, велосипеды, гантели, турники, плавание, бег.

В сознательном возрасте стал заниматься боевыми искусствами: капоэйрой, тайским боксом, просто боксом, арнисом, немного бразильским джиу-джитсу. В общей сложности лет семь, наверное.

Сейчас у меня есть любимый снаряд - гиря, которая заменяет мне тренажёрный зал. Особенно весело тренироваться в компании. Для моих активностей спорт нужен очень - не просто поддерживать себя в тонусе, но быть сильным, чтобы, например, не сорвать себе спину в холоде. Моё водолазное оборудование в полном сборе весит порядка 50–60 кг, ныряем мы в воду от −1,5 °C. Риск что-то потянуть и сорвать есть постоянно, но чем ты крепче физически, тем он меньше. Да и просто хорошо выглядеть приятно.

Какое у вас хобби?

Путешествия, наверное. Я много катаюсь и летаю. Когда-то придумал себе классное правило: не больше двух недель в Москве. Мне этого времени хватало, чтобы немного заработать, получить нужные визы, сделать все важные дела и укатить куда-нибудь, хоть в деревню, хоть в другую страну. Не всегда есть деньги на большие путешествия, но маленькие могут быть и интереснее, и душевнее.


Александр - спикер TED

Вообще, мне повезло с основным хобби - это моя работа. Я начинал снимать чисто для себя, на энтузиазме, а выросло всё это в мировую известность и серьёзные проекты экспедиций и кругосветных путешествий.

Сейчас можно сказать, что моё хобби - это популяризация науки.


Александр Семёнов: «Моё хобби - это популяризация науки»

Стараюсь делать максимально интересные лекции и впечатлять детей. Никто не захочет заниматься наукой и открывать новые миры, полистав научные статьи с последовательностями ДНК и статистическими исследованиями.

Меня вдохновляют люди, которые меняют привычный нам мир.

Но на фантастических и приключенческих книгах, фильмах Кусто, рассказах Дэвида Аттенборо выросло не одно поколение астрофизиков, морских биологов и путешественников. Я хочу делать то же самое.

Лайфхакерство от Александра Семёнова

  1. Книги : «Последняя лекция », Рэнди Пауш. Мою жизнь эта книга поменяла. Это единственная книга, которую я насильно подсунул всем своим друзьям и родным. Благодаря ей перестаёшь заморачиваться лишний раз и можешь по-другому посмотреть на свою жизнь, а если захочешь - поменяешь её, пока есть такая возможность.Каково ваше жизненное кредо?

    Всегда доводить задуманное до конца. Ни один серьёзный проект не получается с первого раза, а любой путь к большой цели - это целая череда проблем и демотивирующих неудач. Я это всё люблю страшно, ведь без проблем нет развития, без «нерешаемых» задач не будет гибкости, а без невозможно сложных целей не получится мечтать по-настоящему.

    Мне кажется, если каждый придумает для себя что-то действительно крутое, пусть очень маленькое, но крутое, и добьётся этого, несмотря ни на что, мир сделает огромный шаг вперёд.

    И да, самое важное: занимайтесь любимым делом и любите то, что делаете.

В Британии названы победители конкурса «Underwater Photographer of the Year 2017». В этом году главный приз достался французу Габриэлю Баратью, запечатлевшему охоту осьминога в мелкой лагуне. Знакомим читателей с наиболее эффектными работами лауреатов.

В список победителей попали 104 подводных снимка, в том числе от фотографов из СНГ. Главный приз - сертификат номиналом 5 тысяч долларов на технику для подводной съёмки получил французский фотограф Гэбриел Баратью (Gabriel Barathieu): его снимок «Танец осьминога» (Dancing Octopus) назвали лучшим. Судьи отметили чёткость мелких деталей, яркие цвета, выбор объектива и самого героя фотографии.

В общей сложности за различные призы от спонсоров конкурса боролись фотографы из 67 стран. Среди победителей оказались граждане России и Казахстана.

Итоги конкурса подводили онлайн в прямой трансляции на YouTube, чтобы получить награды могли все фотографы, а не только те, кто сможет добраться до места вручения.

Ник Блейк (Nick Blake) не сразу стал фотографом. До того, как заняться подводной съемкой, он несколько лет был дайвером. Подводная часть пещеры Кукулькан на мексиканском полуострове Юкатан привлекла его впечатляющими световыми эффектами. Чтобы запечатлеть световое шоу, он привлек к постановке снимка знакомого инструктора по дайвингу.

Французский фотограф Грег Лекёр (Greg Lecoeur) провел несколько дней в южноафриканском порту Сент-Джонс, чтобы запечатлеть, как дельфины, акулы, морские львы и другие хищники охотятся на сардин в Индийском океане.

Хотя личинки креветок очень малы, хищники все равно их замечают. Снимок сделан при глубоководном погружении в Анилао - излюбленном месте дайверов на Филиппинах.

Канадский фотограф, прибывший на остров Тао в Таиланд, сразу приметил это место неподалеку от берега. Ему непременно хотелось привезти оттуда интересный кадр, но съемке мешали муссонные дожди. Как только погода наладилась, он прыгнул в воду и заставил случайного прохожего застыть на месте ради красивого снимка.

Фотограф Дженни Стромволл (Jenny Stromvoll) - любительница поснимать в морских перьях. Вместе с мужем-дайвером она выискивает интересные кадры в гуще этих разноцветных полипов, где водятся бычки и креветки.

Затонувшее судно в окрестностях Синайского полуострова, Египет. Фотографу понравилось, что якорные цепи по форме очень напоминают кита.

Эдвар Эрреньо (Edwar Herreño) считает, что ему повезло присоединиться к экспедиции на судне MV ONDINA, направлявшемуся к индонезийскому архипелагу Раджа Ампат. Фотограф рассказывает, что корабли обходят это место стороной. В одно из погружений он обнаружил бескрайние коралловые поля, буквально кишащие рыбой.

Рыба-клоун в окружении актиний. Круглый зеркальный эффект возник благодаря алюминиевой трубке, через которую снимал фотограф.

Победить конкурса в номинации «Самый многообещающий фотограф года»: Орасио Мартинес из Аргентины, снимок «Океаническое небо».

Фотограф Николай Георгиу за снимок «Стая касаток» был назван «Самым перспективным британским подводным фотографом года».

Благодарность от жюри конкурса фотограф из Франции Грег Лекёр получил за снимок «Зеленые черепахи в лучах света». Категория «Портрет».

Работа фотографа из Великобритании Демиана Маурика «Нечисть из тьмы» стала призером конкурса в категории «Портрет».

Подводный мир не может не привлекать людей. Но вот погрузиться с аквалангом под воду могут не все: у кого-то нет времени или возможностей, а кому-то это кажется слишком опасным. Так или иначе, но потому-то так и востребованы подводные фотографы, способные показать реалии этого загадочного мира даже тем, кто никогда и близко не подойдет к берегу океана. В этой статье мы подобрали для вас 15 лучших подводных фотографов России, у каждого из которых за спиной немалый опыт и коллекция выдающихся снимков, неизменно радующих зрителя.

Андрей Нарчук, один из самых известных российских фотографов, твердо убежден в том, что и для общества в целом, и для каждого человека в отдельности очень важно любить природу и наблюдать за ней. Андрей знает об этом не понаслышке, поскольку, еще будучи студентом, со своей первой камерой оказался на Красном море, где впервые увидел подводный мир. «Это было потрясение. И первое, что я сделал по возвращении, - купил подводный бокс к своей камере. Через пару месяцев я снова плавал в Красном море, но теперь уже мог снимать всю эту красоту, чтобы привезти домой в заснеженную Москву. В ту поездку мне повезло поплавать наедине с огромным скатом мантой. Можно сказать, что эти полчаса, проведенные под водой, окончательно изменили мою жизнь».

С тех пор море стало неотъемлемой частью жизни и творчества Андрея Нарчука. Он много путешествует, много снимает - не только подводные пейзажи или макро, но и просто огромный и многообразный мир вокруг себя: «Жизнь не дает зациклиться на ежедневной рутине, а в природе не бывает наигранности и фальши. Видя разнообразие видов, начинаешь верить, что границ для творчества не существует. И у нас всегда есть возможность двигаться дальше...»

Виктор Лягушкин

Путь Виктора Лягушкина к подводной фотосъемке был отнюдь не прямолинеен: выпускник Санкт-Петербургской театральной академии, художник-декоратор по образованию, с 1993 года он работал графическим дизайнером. И лишь в 1998 году Виктор начал по-настоящему увлекаться фотографией. На его хобби огромное влияние оказала поездка в Мексику, где он впервые познакомился с подводными пещерами.

Через несколько лет съемка в них стала его главным увлечением и любимой работой. Сегодня он автор книг, победитель многих международных конкурсов и лауреат национальной премии «Подводный мир», но все так же увлечен подводными пещерами: «В своих фотографиях я стараюсь отразить сказочность и архетипичность этих мест, волшебный мир, который, несомненно, существует. Люди потеряли ключ к восприятию природы как чего-то удивительного. Осталось лишь восхищение технической стороной работы фотографа».

Дмитрий Мирошников - один из известных российских подводных фотографов, сайт которого наполнен множеством чудесных снимков. И трудно поверить, что работать в жанре подводной фотосъемки он начал всего порядка пяти лет тому назад! «Мир фотографии я открыл для себя в одной из поездок, так называемых дайв-сафари, когда живешь на корабле одну-две недели и каждый день погружаешься; я познакомился с известным подводным фотографом Александром Сафоновым, призером конкурса BBC Wildlife Photographer of the Year. Его увлечение этим жанром буквально заразило меня».

Сегодня Дмитрий не просто профессионально занимается подводной съемкой: для него это и отдых, и творческий вызов, и просто любимое дело. «Я стараюсь показать то, что для себя называю „нереальной реальностью“ - отображение другого, сюрреалистического, мира, который находится совсем рядом с нами, но очень не похож на наш. Я весьма ценю художественность снимка, цвет и композицию; ценю больше, чем документальность кадра и биологическую редкость увиденного».

Александр Сафонов

Александр Сафонов родился в Воронеже, но в силу профессии и увлечений предпочитает большую часть времени проводить в Юго-Восточной Азии, прежде всего в Японии и Гонконге. Большую часть времени Александр работает программистом, хотя вот уже более десяти лет он профессионально занимается дайвингом и подводной съемкой.

Начав с компактных мыльниц, он быстро перешел к профессиональной фототехнике и сегодня является одним из признанных мастеров своего жанра и победителем различных конкурсов, включая авторитетный Wildlife Photographer of the Year.

Виталий Сокол

Виталий Сокол - не совсем типичный для данного обзора фотограф. Подводная фотография не является его основным направлением, более того, подводный мир для него - в большей степени способ показать на его фоне нечто совсем другое, скажем, фэшн-съемку.

Снимать Виталий начал еще в школе, пленочным фотоаппаратом, и испробовал, по его словам, весь жанровый арсенал, доступный мальчишке с развитым воображением - «от фотомонтажа и мультиэкспозиционных фотоиллюзий на черном фоне до макро и репортажей с соревнований по боксу». Возможно, именно благодаря этому у Виталия сложилось не совсем привычное представление о фотоискусстве - он не считает его чем-то уникальным и обособленным, а рассматривает лишь как один из приемов изобразительного искусства в целом.

Дмитрий Виноградов

Как и многие, Дмитрий Виноградов увлекся фотосъемкой еще в детстве, будучи школьником. Сегодня он профессиональный фотограф, заслуженно считающийся одним из лучших мастеров в стране, путешественник, председатель Московского открытого фотоклуба, член Союза журналистов России, член Российского географического общества. Кроме того, с 2003 года он профессионально занимается дайвингом и после первой же поездки на Красное море, по его словам, понял, что «дайвинг - это болезнь, и теперь придется снимать еще и под водой».

Всю подводную фотографию Дмитрий условно разделяет на широкоугольную и макро. При этом, как он считает, характер съемки в большей степени зависит не от творческих идей фотографа, а от места погружения: «Есть так называемые макросайты, где в изобилии представлена подводная макрожизнь. Туда берем камеру с макрообъективом. А есть подводные сайты с великолепными морскими пейзажами, и значит, надо ставить на камеру фишай». Ну а больше всего Дмитрий любит снимать затонувшие корабли.

Андрей Некрасов

Сегодня Андрей Некрасов - один из самых увлеченных и награждаемых авторов на постсоветском пространстве, несмотря на молодость и не самый большой стаж подводной фотосъемки, всего чуть больше десяти лет. А начинал он подростком, будучи с детства увлечен морем. К слову, Андрей окончил морскую школу ДОСААФ по специальности «легкий водолаз», имеет звание инструктора подводного спорта.

В подводной съемке Андрей Некрасов придерживается своего, вполне обособленного, стиля: «Большинство подводных фотографов избегают снимать с задержкой дыхания, и напрасно - в этом я убедился за пять дней подводной съемки у берегов Египта. Чуть задержав дыхание, можно приблизиться к самым недоверчивым морским обитателям, которые, пугаясь шума и пузырьков, остаются невидимыми для большинства. К таким осторожным и пугливым относится и морская щука - сарган. На этот редкий экземпляр я потратил почти целую пленку», - рассказывает Андрей.

Алексей Зайцев

Алексей Зайцев, возможно, наиболее профессиональный российский подводный фотограф. Он не только снимает, но и является автором известной книги «Школа подводной фотографии. Практическое руководство для начинающих», был редактором журналов «Подводный клуб», «Дайв тек» и «Предельная глубина», наставник многих фотографов из этого списка. Кроме того, он высококлассный дайвер, имеющий степень инструктора PADI MSDT и CMAS One Star.

Дыхало-отверстие в мантии моллюска, тридакны. Красное море, сафари на дальний юг.

А началось все очень давно, еще в 1986 году, когда Алексей сделал свои первые подводные снимки. С тех пор он стал лауреатом многих конкурсов, но по-прежнему восторгается подводным миром - и совершенно необязательно это должна быть красочная глубина южных морей: «Меня вдохновляет подводный мир как таковой, и мне одинаково интересно нырять и снимать как в подмосковном озере, так и в тропиках. Ведь практически в любом водоеме можно, неожиданно для себя, найти нечто удивительное, а лучшей наградой для фотографа являются интересные снимки», - утверждает Алексей.

Ольга Каменская

Ольга Каменская по образованию учитель химии. Но так случилось, что она всерьез увлеклась дайвингом и даже дошла до уровня инструктора CMAS. Профессией это, впрочем, не стало, хотя по-прежнему остается заметной частью ее жизни.

А с 2003 года Ольга Каменская является еще и подводным фотографом. И не просто фотографом, а профессионалом и инструктором по подводной съемке. За прошедшие годы она побывала практически во всех основных дайверских регионах - в странах Америки, Европы, Азии и Океании. Не забывает Ольга и о подводном мире российских водоемов. К слову, она является автором прекрасного альбома «Байкал. Царство воды и льда», который был презентован в Марселе во время Всемирного фестиваля подводных изображений.

Оксана Истратова

Оксана Истратова - один из крупнейших в России специалистов по затонувшим кораблям. Она автор книги «Загадки затонувших кораблей. Черное море. Крым». С 2004 года занимается техническим дайвингом, который предполагает глубоководные и затяжные погружения в ограниченном пространстве.

И практически всегда Оксана Истратова берет с собой камеру. За годы работы она создала огромную коллекцию фотографий затонувших кораблей и подводных лодок, но по-прежнему каждое погружение для нее - событие и всплеск эмоций. «Опуститься на корабль, где, ты точно знаешь, погибли люди, - как прийти на мемориал. Я ощущаю некое почтение к умершим. Естественно, ни о каких поисках наживы и речи не идет. Ты словно приходишь отдать дань памяти этих людей», - рассказывает Оксана.

Сергей Шанин

Сергей Шанин - один из самых нестандартных и талантливых современных российских фотографов. Он сумел совместить этот вид творчества с техническим и даже в чем-то научным процессом.

Подводной фотографией Сергей занимается вот уже 20 лет и, как он сам уверяет, в своих снимках пытается показать красоту и многообразие подводного мира. Сергей Шанин - признанный автор, победитель и лауреат многих конкурсов, в том числе он дважды побеждал в «Золотой черепахе».

Надежда Кулагина

Надежда Кулагина подводной фотографией занимается очень недолго, всего с 2010 года, но уже добилась признания и известности. По собственным словам, ее всегда интересовало, каково это - нырять на немалую глубину с аквалангом за плечами и пытаться снять нечто такое, что было бы достойно внимания и восхищения. Впрочем, для нее фотография - скорее, хобби, приложение к основной работе переводчика и многочисленным путешествиям по всему миру.

Работы Надежды Кулагиной всегда проникнуты каким-то оптимизмом и вызывают доверие к обитателям морских глубин. Возможно, все дело в ее отношении к жителям моря: «Находиться среди морских обитателей вовсе не страшно. В эти моменты меня больше заботит выбор правильного ракурса, настройки камеры и положение вспышек. А еще я боюсь, что в самый ответственный момент, когда я нажму кнопку спуска, моя модель уплывет».

Константин Новиков

Константин Новиков в подводную фотосъемку пришел благодаря своей любви к природе. Кстати сказать, она привела его не только в фотографию, но и на биологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Более всего Константина интересовали биомедицина и иммунология, так что он даже стал лейтенантом медицинской службы и кандидатом биологических наук. После защиты диссертации Константин продолжил работу в качестве старшего научного сотрудника на том же биофаке, на кафедре физиологии микроорганизмов.

Подводной съемкой Константин Новиков увлекся в 1997 году, впервые оказавшись под водой с аквалангом. Сегодня же он - инструктор по дайвингу PADI, а также имеет звание ER Instructor TDI. Также он занимается фридайвингом, то есть погружается под воду без запаса воздуха, исключительно за счет возможностей организма, являясь инструктором AIDA.

Такой немалый запас профессионализма позволяет Константину Новикову делать впечатляющие снимки из морских глубин. И хотя фотосъемка является лишь увлечением, результаты, регулярно демонстрируемые Константином, не позволяют усомниться в том, что и к этому занятию он подходит предельно серьезно.

Тарас Скидоненко

Тарас Скидоненко относится к тому типу подводных фотографов, которые до первых погружений и камеру-то в руках не держали. И лишь оказавшись на глубине, впечатлившись ее пейзажами и обитателями, ощущали в себе потребность как-то зафиксировать свои эмоции и передать их другим людям.

По словам самого Тараса, нырять он начал случайно - в 1995 году в Турции, будучи в отпуске, решил попробовать любительское погружение с аквалангом. Что интересно, первые погружения в мутную воду у берегов Антальи не оставили особенных впечатлений, но зародили интерес. И вот уже почти 20 лет Тарас Скидоненко погружается в самые разные водоемы самых разных регионов мира, отовсюду привозя чудесные фотоснимки.

Вадим Зверев

Вадим Зверев - состоявшийся бизнесмен, немалого добившийся на почве коммерции и предпочитающий осваивать новые направления бизнеса, которые соответствовали бы его увлечениям. Как говорит он сам: «Мне нравится фотографировать - я открываю профессиональную фотостудию; мне нравится нырять - я открываю дайв-центр „Барракуда“; мне нравится путешествовать - я открываю туристическое агентство и ныряю по всему миру».

И пусть фотография и дайвинг - лишь увлечения для Вадима, он все равно многого достиг и в том и в другом. Его снимки, быть может, не несут в себе какой-либо философии или глобальной идеи, но зато они честно и восторженно показывают мир, скрытый от нас толщей воды.

«В первую очередь мне хочется показать и раскрыть образы „коренных обитателей“ моря, потому что они - его естественная и гармоничная составляющая, и все мы ныряем прежде всего, чтобы познакомиться с ними и узнать их поближе. Да и, честно говоря, мне легче входить в контакт с морскими обитателями. Я просто разговариваю с ними на их языке» - рассказывает Вадим Зверев.

Более 2500 фотографий из 40-ка стран мира были представлены на конкурсе «Underwater Photographer of the Year 2015». Звание «Подводный фотограф 2015 года» получил португальский фотограф Нуно Са за снимок морского конька. Смотрите лучшие подводные фотографии, которые были отмечены жюри конкурса.

15 ФОТО

1. Фотография «50 Tons of Me» или «50 тонн меня» португальского фотографа Нуно Са стала победителем конкурса «Подводный фотограф 2015 года» и заняла 1-е место в категории International Macro.

Нуно Са — автор снимка, который произвел самое большое впечатление на жюри конкурса, является специалистом по подводным фото- и киносъемкам с многолетним опытом работы. Интересно, что Нуно по профессии юрист, он окончил один из португальских университетов, но никогда не работал по специальности. После окончания университета он, не раздумывая ни минуты, уехал на Азорские острова — он решил посвятить себя двум самым большим увлечениям своей жизни — фотографии и дайвингу. Затем он создал собственную компанию, которая предоставляет услуги фото- и киносъемки под водой. Нуно Са — это единственный португальский фотограф природы, который выиграл множество призов на международных фотоконкурсах. Его работы постоянно публикуются в National Geographic и десятках других изданий.

«Для меня важным является распространение информации о океанской жизни и угрозах, с которыми сталкиваются многие виды», — говорит победитель конкурса. «85% видов морских коньков уже вымерли, а мы до сих пор каждый год вылавливаем 50 тонн этих животных, чтобы держать их в аквариумах». (Фото: Nuno Sá).


2. Победитель в категории «International Wide Angle» — «Из низин». (Фото: Raffaele Livornese).
3. Второе место в категории «International Wide Angle» — «Сокотранский баклан». (Фото: Hani Bader).
4. Третье место в категории «International Wide Angle» — «Вверх дном». (Фото: Morten Bjorn Larsen).
5. Второе место в категории «International Macro» — «Танец креветки в формации». (Фото: Theresa A. Guise).
6. Третье место в категории «International Macro» — «Пассажир». (Фото: Filippo Borghi).
7. Победитель в категории «British Waters Macro» — «Амфипод приземлился». (Фото: Trevor Rees).
8. Победитель в международной категории «Затонувшие корабли» — «Eelastic». (Фото: Tobias Friedrich).
9. Победитель в международной категории «Поведение» — «Выживание». (Фото: Montse Grillo).
10. Третье место в международной категории «Поведение» — «Специалист по услугам». (Фото: Cathy Lewis).
11. Победитель в категории «Up and Coming Worldwide» — «Angelita». (Фото: Fabrice Guerin).
12. Звание «Британского подводного фотографа 2015 года» получил Мэтт Доггет за снимок «Празднество бакланов». (Фото: Matt Dogget).