ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ «ТРУД» И «РАБОТА»

Известно, что успешное развитие производства в современных условиях в немалой степени зависит от конкурентоспособности персонала. А она достигается постоянной подготовкой рабочей силы, повышением ее квалификации, стратегическим определением количества работников и профессиональной ориентацией в данный момент и на данном производстве. Традиционно в отечественной экономической литературе под термином «рабочая сила» понимается способность к труду определенного качества.

Рабочая сила - это физические и духовные способности человека, которые используются им в процессе труда при создании товаров или оказании услуг. Рабочая сила представляет потенциальную способность к труду, а сам труд - это функционирующая рабочая сила (функционирующая способность).

Содержание труда во многом определяет степень удовлетворенности человека своей работой и, как следствие этого, нередко выступает одним из ведущих факторов стабильности производственных коллективов. Изучение функций труда с точки зрения их содержательности, творческой насыщенности, разнообразия решаемых задач предполагает, что носителем информации выступает работник как участник трудового процесса.

Непрерывное развитие производства, внедрение достижений современной науки вызывают быстрые темпы роста потребности в квалифицированных работниках, повышают требования к качеству подготовки рабочих кадров, требуют дополнительных затрат. Именно сейчас наступает время, когда необходимо уделять более пристальное внимание планомерной подготовке, и особенно переподготовке квалифицированных специалистов. Это позволит быстрее и эффективнее реагировать на социально-экономические изменения в стране.

Без сомнения, вопрос о кадровом потенциале носит стратегический характер как для крупных преуспевающих, так и для мелких фирм. Вместе с тем система управления персоналом на большинстве предприятий не соответствует стратегии рыночных реформ, что в значительной степени сдерживает возможности реализации программ устойчивой стабилизации, оживления производства и структурной перестройки экономики, повышения качества и конкурентоспособности российской продукции. Отечественным предпринимателям необходимо усвоить, что персонал организации представляет собой главную ценность, а это главное в понимании процесса управления организацией.

Проанализируем основные аспекты содержания понятия «деловая организация». Понятие «организация» можно определить как «систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей» . Организация не может существовать сама по себе, так как ее существование зависит от окружающей внешней среды, которая оказывает влияние на все, что происходит внутри организации.

Деловая организация - это организация, деятельность которой направлена на созидание добавочной стоимости посредством производства и реализации необходимого на рынке продукта. Успех и финансовое состояние организации зависят от качества работы каждого человека, входящего в организацию, поскольку совокупность полученных в работе результатов образует тот продукт, который предоставляет организация во внешнюю среду и от качества которого зависит эффективное существование всей организации в целом. Ни одна организация не сможет сформироваться и тем более существовать, если не будет определена ее цель - то, ради чего она существует.

Определение цели может быть дано двояким образом - для внешних наблюдателей, пользователей продукции организации и для сотрудников, включенных в процесс функционирования. Основной задачей управления человеческими ресурсами является наиболее эффективное использование способностей сотрудников в соответствии с целями предприятия и общества. Роль человеческих ресурсов в обеспечении успешной деятельности, конкурентоспособности предприятия и продукции чрезвычайно высока. Так, качество продукта напрямую зависит как от персонала, так и от управления. Качество продукции сегодня является важнейшим условием конкурентоспособности предприятия. Под качеством работы авторы понимают деятельность, направленную на получение качественного результата. Следовательно, качество работы - это процесс, происходящий на индивидуальном уровне, т.е. выполняемые человеком действия по достижению целей в организации.

Для лучшего понимания сущности качества работы в организации рассмотрим ее содержание, организацию и выполнение. Следует отметить, что данное исследование ограничено изучением содержания качества работы как совокупности задач и действий, выполняемых работником для достижения качественного результата в своей работе.

Получение организацией определенного продукта (результата деятельности) зависит от многих условий. Одним из главных является выполнение каждым человеком в организации определенной работы как деятельности, направленной на получение результата. Кроме того, многое зависит от выбранной системы управления персоналом и личных качеств, опыта и знаний руководителей. Если управление осуществляется неэффективно, то даже самый квалифицированный персонал не будет работать с полной отдачей, он будет использоваться неэффективно.

Авторы считают, что понятие «качество работы» следует отделять от понятия «функция». Функция описывает в основном содержательную сторону выполняемой деятельности. Работа, в свою очередь, включает в себя не только содержательную, но и исполнительную сторону деятельности, а также организационную. Действия, в зависимости от вида ресурса, можно объединить понятием «функция». Функция - это определенный вид деятельности, необходимый для преобразования отдельного ресурса в совокупный конечный продукт. Для того чтобы функции выполнялись, их необходимо разделить между людьми в организации. Функция означает определенное действие, выполняемое человеком или организацией в рамках разделения труда в обществе . В зависимости от организации, ее взаимодействия с внешней средой, сложностью и динамизмом внешней среды количество функций может меняться. А. Файоль считал, что для любой деловой организации характерно наличие определенных видов деятельности - функций. Всего он выделял шесть функций: коммерческая, техническая, охранная, финансовая, учетная и административная .

Действия по созданию конкретного продукта можно объединить понятием «процесс». Существует и другое понимание процесса: совокупность видов деятельности, в рамках которой на входе используется один или более видов ресурсов, а в результате этой деятельности создается продукт, представляющий ценность для потребителя . Кроме того, процесс определяется совокупностью действий и операций, направленных на получение результата, и поддерживается информационной системой организации. Работа в организации объединяет понятия «функция» и «процесс»; ее можно представить как совокупность задач и операций, которые необходимо выполнить человеку для преобразования имеющихся ресурсов в создаваемый продукт. Для создания этого продукта организация должна преобразовать имеющиеся ресурсы. Действия по преобразованию ресурсов - функции - можно разделить на задачи в зависимости от создаваемого продукта. В свою очередь, процесс создания продукта делится на операции в зависимости от используемых ресурсов. Совокупность задач и операций, выполняемых в организации, составляет работу всей организации, которая делится между работниками с учетом горизонтального и вертикального разделения работы. Таким образом, содержательная сторона работы отдельного работника в организации представляет определенный набор задач и операций. Рассмотрим принципиальные различия между трудом и работой.

  • 1. Работа направлена на получение результата. Результат работы измеряем, имеет объективный характер. Ценность выполненной работы определяется людьми в рыночных отношениях. Труд связан с приложенными усилиями в процессе деятельности человека. Оценка этих усилий субъективна.
  • 2. Работа имеет различные характеристики (по содержанию) начала и конца цикла. Помимо исполнителей в работе существуют источник работы и получатели результата. Работа делится по целям, задачам, операциям, выполнение которых приводит к результату. Труд как процесс однороден, имеет детальное деление на операции, приемы и движения. Источник труда - деятельность человека, а получателем труда является исполнитель.
  • 3. Процесс выполнения работы предполагает использование техники и технологии для выполнения операций, решения задач и достижения целей. Труд связан с действиями человека по имеющейся технологии, точным и четким описаниям того, что и где делать, действия подчинены технологическому процессу и требуют умственного и физического напряжения.
  • 4. Необходимые в работе качества человека определяются спецификой решаемых задач и поставленных целей. Для выполнения работы действия работника должны содержать усилия, настойчивость, старание, добросовестность, направленность, инициативу. Труд связан с точными действиями, движениями и приемами во времени.
  • 5. Отношения между работником и организацией основываются на обмене полученных в работе результатов - заработной плате и произведенной продукции.
  • 6. Управление работой включает в себя проектирование работ, построение взаимосвязей по работе, разделение полномочий и ответственности. Управление трудом связано с затратами, необходимостью компенсации усилий и добросовестностью деятельности работников. Управление трудом на уровне организации сводится к его разделению и нормированию, созданию условий труда. Организация труда позволяет экономить человеческие и сырьевые ресурсы, устранить потери времени.

Управление трудом малоприменимо в деловой организации из-за проблемы его объективного измерения и отсутствия прямой зависимости между трудом и конкретным результатом. Но некоторые результаты исследований труда, например приемы и методы, могут быть полезны отдельным работникам, так как использование их позволит повысить индивидуальную производительность.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа - это объективно измеряемые действия, направленные на достижение поставленной цели. Понятие «труд» связано с субъективными суждениями по поводу усилий, затрачиваемых индивидом в том или ином направлении. Работа в организации очень разнообразна по своему содержанию. В этой связи целесообразно рассмотреть различные виды работ и их классификацию по регламенту выполнения, на правленности и сопоставимости результата, по взаимодействию работников.

1. По регламенту выполнения работы . В регламентированных работах действия работника определены инструкцией, заданной технологией. Работник при выполнении регламентированной работы не вносит в нее элементов новизны и личностного вклада. Результаты регламентированной работы измеряются в количественных показателях и зависят не столько от индивидуальных способностей работника, сколько от возможности реализации этих способностей в существующем регламенте.

В инновационных работах действия работника направлены на создание нового продукта, изделия, ранее неизвестного, или на разработку нового метода производства. В этом случае полученный результат работы зависит от личности и профессионального потенциала работника и проявляется при его использовании в деятельности организации. Получение результата новаторской работы определяется творческими способностями и зависит от самого работника.

  • 2. По направленности результата . Результаты работы направлены на создание организацией продукта, предназначенного для потребителя или клиента вне организации. В создании продукта участвуют линейные подразделения: снабжение, производство, сбыт, маркетинг, НИОКР. Результаты работы направлены на создание продукта, необходимого внутри организации, и оцениваются по изменениям деятельности организации. Результаты, связанные с администрированием, организационным развитием, направлены на обеспечение деятельности организации.
  • 3. По сопоставимости и повторяемости результата. Функциональная работа связана с решением однородных по содержанию задач, достижением одинаковых целей и выполнением аналогичных действий. Получаемые в работе результаты имеют временную периодичность и сравнимы друг с другом. Проектная работа связана с выполнением и осуществлением разных по содержанию действий и задач, направленных на достижение результата. Содержание работы существенно меняется после каждого ее выполнения, нет четкой временной периодичности, и результаты трудно сопоставимы.
  • 4. По взаимодействию работников при выполнении работ. Индивидуальная работа выполняется при минимальной степени взаимодействия работников и высокой автономности их деятельности. Автономия характеризует, насколько работа обеспечивает свободу и независимость служащего при выработке графика выполнения работы и действий, используемых для достижения нужного результата. Величина уровня автономности зависит от человека.

Групповая работа выполняется с максимальной степенью взаимозависимости между работниками. Получение результата зависит от взаимодействия работников в процессе работы.

Очевидно, что признаки классификации раскрывают содержательную сторону работы. Содержание работы - это совокупность задач и действий, которые необходимо выполнить для получения результата в работе. Различия между видами работ показывают ее качественные характеристики и накладывают отпечаток на процесс выполнения. Из сказанного выше следует, что понятие «работа» содержит в себе некоторую двойственность. С одной стороны, работа имеет содержательную сторону - совокупность задач и действий. С другой стороны, работа как деятельность, направленная на получение результата, представляет собой процесс, в котором создается этот результат и проявляются индивидуально-личностные способности и умения работника.

Рассмотрим работу как процесс по созданию продукта. Весь процесс выполнения работы можно разложить на отдельные этапы, выполняемые каждым работником, но при этом каждый этап работы должен сохранить вид процесса. Это означает, что работник получает работу, выполняет и передает ее дальше по цепочке. Выполнение работы в организации отдельным работником представляет собой процесс по преобразованию ресурса в продукт путем осуществления определенных действий, использования технологии и необходимых методов.

Работу можно представить и как действие, которое нужно совершить работнику для ее выполнения. В любой работе, даже монотонной и ручной, можно выявить цикл действий, во время которого совершается действие и выполняется работа.

Таким образом, действия по выполнению работы имеют начало, непосредственно выполнение работы и завершение работы. Процесс выполнения работы, как правило, наблюдаем, а действия по ее начинанию и завершению скрыты от наблюдения, но, как и процесс выполнения, требуют от работника внутренних усилий и внимания. Кроме того, работу можно рассмотреть как действия по созданию результата.

Для создания в работе результата от работника требуются действия, различные по своему содержанию и направленности: подготовка к работе, выполнение работы и сохранение результата. Ошибочно сводить работу только к функциональной деятельности, поскольку организационные действия не менее важны. На подготовительном этапе закладывается качество работы и производительность, а пренебрежение к сохранению и передаче результата работы приводит к его потере.

Работа каждого работника в организации должна включать в себя организационные механизмы, способствующие координации и взаимодействию работников. В содержании работы можно отметить три взаимосвязанных вида построения отношений: полномочия, ответственность и подконтрольность.

Полномочия состоят в праве работника требовать для выполнения работы всех необходимых ресурсов. Ответственность заключается в действиях, которые работник осуществляет для выполнения работы. Контроль выражается в отчетности по результатам деятельности и достижении намеченных целей. Работа как объект управления является местом приложения объединенных и скоординированных усилий трех категорий работников: исполнителя, специалиста и менеджера.

Исполнитель - это непосредственно работник, обеспечивающий выполнение конкретной работы и получение результата. Специалист обеспечивает работоспособность и использование технологий, связанность работ в единый процесс. Менеджер осуществляет разделение работ между работниками и координацию процессов при их выполнении.

Работа является результатом разделения имеющихся в организации задач. По характеру действий и требуемым качествам задачи в организации делятся на три группы:

  • 1) задачи, выполнение которых требует действий по плану;
  • 2) задачи, связанные с решением проблем и действиями по предупреждению их появления;
  • 3) задачи, направленные на развитие и улучшение процесса выполнения работы и получаемого результата.

Для системного понимания работы и ее содержания необходимо рассмотреть место работы в организации. На основании представления работы как процесса авторами предложены схемы взаимосвязей между работниками в организации. Процесс выполнения работы происходит при взаимодействии работников и менеджеров, которые его обеспечивают. Работа в организации представляет собой направленный процесс от получаемых ресурсов до конечного продукта. Для работника это означает наличие двух потоков:

  • входящего (ресурсы, необходимые для выполнения работы);
  • выходящего (полученные результаты работы).

Действия, необходимые для выполнения работы, становятся основанием для требований к работнику. Основным документом, регламентирующим полномочия и действия работника, его отношения на работе, служит должностная инструкция. Отношения на работе, в свою очередь, являются необходимым инструментом для решения проблем, возникающих при выполнении работы, а также элементом организационного развития.

Менеджер выполняет следующий набор управленческих функций:

  • обеспечивает выполнение работы управленческим взаимодействием с работником;
  • устанавливает правила и нормы поведения;
  • предоставляет работнику полномочия и контролирует выполнение работы.

Работа включает в себя действия работника, используемые инструменты и применяемые методы. С точки зрения содержания работы действия определяют ее исполнительную сторону, инструмент отражает техническую, а методы - организационную.

С позиции выполнения работы действия работника являются отражением его мотивации, применяемый инструмент отражает его умения, а методы - имеющиеся знания. При выполнении работы важно отличать изделие от результата. Результат работы - это, как правило, сам факт изменения состояния какой-либо вещи или группы предметов, а под изделием следует понимать всякий предмет, изменение состояния которого было обусловлено действиями работника. Полученный в работе результат является мерилом достижения поставленной в работе цели. Другой важный аспект деятельности работника заключается в том, что всякая работа, деятельность и поведение вообще слагаются из конкретных действий, которые приводят к получению результата. Причиной же самих импульсов и действий работника является задуманная и поставленная им цель, его заинтересованность в выполнении своей работы.

В связи с развитием технологии, области знаний, повышением темпа изменений во внешней среде становится особенно актуальным управление работой. Для того чтобы организация достигала поставленных целей, выпускала продукт, конкурентоспособный на рынке, каждый работник должен иметь и выполнять определенную работу. Чтобы выполнение работы приводило организацию к поставленным целям, руководство должно управлять работой в организации.

Для управления работой применяется определенный набор методов, которые позволяют:

  • создавать новые работы;
  • знать, измерять и оценивать существующее состояние работ;
  • воздействовать на содержательную и организационную сторону работ;
  • контролировать процесс выполнения работы;
  • получать представление о деятельности каждого работника;
  • иметь документ, регламентирующий выполнение работы;
  • знать, какие качества необходимы для выполнения работы. Основатель научного управления Ф. Тейлор в начале XX в. указывал на разделение труда и проектирование работы как на элементы функции администрирования наряду с составлением планов и распределением обязанностей. Работа у Тейлора представляет собой задание, которое должно быть выполнено работником или объединенными усилиями работников и администрации. Задание подробно объясняет, что должно быть сделано и как, указывает точное время выполнения работы. Планы заданий составляются с тем расчетом, чтобы обеспечить хорошую и тщательную работу .

Среди зарубежных исследователей работы необходимо отметить Ф. Гилберта и Л. Гилберт, которые расширили изучение работы до исполнителя, его движений и затрачиваемого времени. Это позволило проектировать рациональные методы выполнения работы и устанавливать нормы затрат рабочего времени. Первым, кто поставил вопрос об эффективном выполнении работы в организации, был Г. Эмерсон. Для повышения производительности он предложил двенадцать принципов организации работы, часть которых непосредственно относится к выполнению работы работником. Одним из основателей изучения работы в нашей стране был А. К. Гастев. Работа рассматривалась им с позиции проектирования и организации рабочего места, обучения использованию новых методов выполнения работы.

Революционным взглядом на работу как на результат деятельности явилась концепция управления по целям П. Друкера. Работа представлена в виде действий, направленных на достижение целей, а «...цель - это не что иное, как декларация о требуемом результате» . Логика управления по целям требует:

  • четкого определения целей или желаемых результатов работ;
  • формирования реальных программ их достижения;
  • системы оценки параметров работ путем измерения конкретных

результатов по этапам достижения поставленных целей.

Тем не менее в данной концепции сами действия по достижению целей и мотивация работника при выполнении работы не раскрывались.

Современный способ представления работы в виде проекта является концентрацией передовых концепций и теорий менеджмента, а наличие основных атрибутов работы - цели, действий и результата - показывает справедливость такого сравнения. Финансовая самостоятельность, зависимость от времени, оценка качества клиентом, гибкость делают представление работы в виде проекта перспективным направлением проектирования работы в современных организациях . Управление работой является одной из важных функций управления и учитывает не только необходимость выполнения работы, но и возможности работников. К основным инструментам управления работой относятся следующие: анализ, проектирование, описание, спецификация, перепроектирование, оценка ценности работы и должностная инструкция.

Анализ работы - это процедура объективного описания работы, ее содержания, обязанностей работника и условий работы. Анализ работы позволяет получить информацию об имеющейся работе, оценить ее адекватность целям и задачам организации, выявить причины низкого уровня выполнения работы и потенциал. Анализ работы основывается на следующей информации:

  • описание выполнения работы;
  • требования к действиям и поведению в работе;
  • используемое оборудование и технологии;
  • условия работы, финансовые и нефинансовые стимулы;
  • знания, умения, личные качества, необходимые для выполнения работы.

При анализе работ необходимо:

  • 1) учитывать организационный уровень выполнения работы;
  • 2) сопоставлять работы между собой, с другими работами и их местом в организационной структуре;
  • 3) сравнивать данные с организационными аспектами по вопросам подчинения и взаимодействия в процессе работы;
  • 4) следить по технологической карте за неразрывностью технологического процесса рассматриваемой работы.

Результат анализа работы является основанием для следующих действий:

  • составление требований к работнику;
  • обоснование должностных обязанностей;
  • определение компенсаций, заработной платы и бонусов;
  • выявление организационных проблем выполнения работы;
  • обоснование необходимости перепроектирования работы. Проектирование работы - это процесс создания спецификации

задач для конкретного работника в организации, включающий последовательность их решения с учетом отношений по работе, взаимозависимости с другими задачами и требуемого результата. Проектирование работы является одной из управленческих задач, назначение которой заключается в том, чтобы построить работу таким образом, чтобы ее выполнение привело к достижению организацией своих целей. Проектирование направлено на формирование работы из совокупности задач и операций, решение и выполнение которых необходимо для организации.

Существуют два основных подхода к проектированию работы в организации. Первый, наиболее распространенный, состоит в том, что исходя из целей и функций организации сначала проектируется работа, а человек подбирается для уже известной и определенной работы. При втором подходе человек, его личностные качества и способности являются основой для проектирования работы. В зависимости от подхода к проектированию работы разным будет содер жание и организационная сторона работы, но структура работы сохранит принципиальные моменты.

Оценка работы имеет относительный характер, поскольку работа оценивается в сравнении с другими видами работ в организации. Результатом данного процесса является четкое определение иерархии оплаты за выполненную работу. Формальная систематическая оценка работы позволяет определить ее относительную ценность в организации и соответствующее вознаграждение. Оценка работы персонала была и остается одним из важнейших направлений кадрового менеджмента. Она призвана способствовать выявлению путей повышения отдачи от людей, работающих в организации.

В настоящее время единого системного подхода к толкованию понятия оценки персонала, ее сущности и значения не существует. Оценку работы персонала можно определить так же, как процесс сбора и анализа информации о том, как работники выполняют порученные им функции, и выяснения того, в какой степени их рабочее поведение, трудовые показатели и индивидуальные характеристики отвечают требованиям организации и руководства. Оценка работы персонала, кроме того, представляет собой процесс, который включает выявление и доведение до сведения работника информации о том, как он выполняет свои функции, и в идеале разработку плана улучшения его работы.

Как показывают исследования, регулярная и систематическая оценка персонала положительно сказывается на мотивации сотрудников, их профессиональном развитии и росте. Одновременно результаты оценки являются важным элементом управления человеческими ресурсами, поскольку предоставляют возможность принимать обоснованные решения в отношении вознаграждения, продвижения, увольнения сотрудников, их обучения и развития. Существует несколько методов оценки работ. Например, факторный метод: объективная оценка работы идет по каждому фактору, и проводимая далее суммарная оценка факторов дает общий рейтинг работы, что позволяет выбрать соответствующий тариф, приемлемый и справедливый размер оплаты за выполненную работу.

Должностная инструкция - это основной документ, регламентирующий отношения работника и организации. Она предназначена для информирования лица, занимающего должность, о задачах, распределении прав и обязанностей, взаимодействии с другими людьми по работе в организации и т.д. Таким образом, должностная инструкция служит вспомогательным средством управления людьми в организации и регламентирует не только действия, связанные с выполнением работы, но и отношение к работе. Должностная инструкция должна учитывать организационную структуру, определять предназначение работника в организации и тем самым способствовать построению управленческих отношений в организации.

Таким образом, существуют определенные методы управления работой в организации, с помощью которых можно менять не только содержание работы, но и ее организационную сторону, а значит, действия, обязанности и взаимодействия работников по работе. Это позволит добиваться лучшего соответствия выполняемой в организации работы поставленным целям.

Наличие правильно спроектированной работы и отбора работников с соответствующим уровнем знаний и умений, подобранных согласно требованиям работы, не гарантирует организации успеха в достижении целей. Необходимо обеспечить выполнение работы и получение должных результатов каждым работником в организации. Добиться выполнения работы можно экономическим путем, т.е. обменом результата работы на денежное вознаграждение (сдельная форма оплаты). Другим способом обеспечения выполнения работы является получение работником денежного вознаграждения за затраченное на работу время. Такая форма обеспечения выполнения работы является переменной формой оплаты.

Существуют определенные стандарты выполнения работы и получения результата. Выполнение работы и получение результата складываются целиком и полностью из действий работника, а характер и последовательность этих действий зависят от человека, его замыслов и мотивации. Процесс получения результата начинается с желаний и потребностей работника, поскольку инструмент и используемые технологии только направляют его деятельность и позволяют добиться больших успехов в работе.

Согласно теории ожидания В. Врума, работа для человека является средством, инструментом удовлетворения потребностей. С позиции обеспечения выполнения работы в организации и получения высоких результатов работа должна быть целью для работника, что требует мотивации работника самой работой, тем более что характеристики поведения, которые ему необходимо проявить, определяются работой и ее содержанием.

Роль менеджера по обеспечению выполнения работы в этом случае заключается не только в наборе необходимых людей, их стимулировании, но и в том, чтобы сделать работу интересной для работника и развить важные для ее выполнения качества. Для этого необходимо знать и понимать потребности и желания работника, то, что побуждает его к действиям и к чему он стремится.

В отношении деятельности работника в организации важными становятся характеристики действий, но не сами по себе, а в связи с получаемым в работе результатом. Другими словами, необходима заинтересованность работника в самом результате. При этом работу можно построить таким образом, что сотрудник будет стараться выполнить ее лучше и достичь более высоких результатов, применяя имеющиеся знания, умения, индивидуальные способности.

Непосредственная заинтересованность работника в результате способствует достижению лучшего результата, а умение выполнять работу сформирует необходимое отношение и интерес к ней. Как правило, в процессе работы используется только часть возможностей работника, при этом меняются не только навыки и опыт, но и потребности сотрудника. По мере развития технологии изменяется характер работы, что требует от работника большого личного вклада в работу. Личный вклад в работу - это не только использование знаний и умений, но и решение возникающих проблем, предупреждение их появления, это также создание нового в работе, развитие продукта и межличностное взаимодействие по работе. Несмотря на развитие современной технологии, выполнение работы и достижение результата непосредственно зависят от работника, а для личного вклада и получения высоких результатов в нерегламентированной работе необходима мотивация как внутренняя движущая сила повышения качества рабочей силы.

Рофе А.И. Научная организация труда. - М.: МИК, 1998.

  • Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарики, 1998.
  • Тейлор Ф. Научная организация труда // Управление - это наука и искусство. - М.: Республика, 1992.
  • Моррисей Дж. Целевое управление организацией / Пер. с англ.; Под ред.И.М. Верещагина. - М.: Сов. радио, 1979.
  • Питерс Т. Вау проект // Искусство управления. 2000. № 3. С. 44-57.
  • Это разные понятия! Вот бы сменить работу на ТРУД! Смотрите сами:
    Труд - облагораживает.
    Труд сделал из обезьяны человека (спорно, но так говорят!).
    Терпенье и труд - всё перетрут.
    Без труда не вынешь рыбку из пруда. (согласитесь, труд чаще всего - в удовольствие!).
    А как звучала фраза Пушкина: "Не пропадёт наш скорбный труд..."!
    ...
    А теперь... о работе. Почувствуйте разницу:

    Работа не волк - в лес не убежит!
    От работы кони дохнут!
    Работа дураков любит.
    В концлагерях немцы вешали плакаты:"Работа - делает свободными"

    Видимо, потому мы так плохо, скучно и как-то нервно живём сейчас в России, что вынуждены работать, а не трудиться. Вот эта вся фигня с бумажками, отчётностями, прочей бюрократической волокитой... Разве это труд? Труд - это созидание! Вспомните фразу "созидательный труд"!
    А слышали ли Вы фразу "созидательная работа"? Нет? А что слышали? Вот что: монотононная, рутинная... работа... мерзкая работёнка. А "монотонный труд" и "рутинный труд" - тоже как-то не звучит? Зато есть понятия "кропотливый труд", "тяжёлый труд", но... "Без труда..."
    Вот ещё сравните: "труженник села" и "комсомольский работник"... К кому из них Вы проникнитесь большим уважением?
    Я вот... когда-то жил в Тбилиси. Проблемы в этой, тогда ещё союзной республике - Грузии, возникли, когда слово "трудящиеся" заменили на "общественность".
    "Общественность", потому, что не трудящиеся, а праздные бездельники, считавшие себя элитой и затеяли тогда смуту в 1989-м году...
    А теперь сравните: Баку, где - трудящиеся, и Тбилиси, где "общественность"! Баку - красивейший город с весёлыми людьми... Тбилиси - тоже красивый город, но народ мрачноватый... Если не лень, гляньте в Интернете телевизионные каналы этих городов.
    И ещё... "работяга" - звучит уважительно, но с лёгкой долей насмешки... "Трудяга" - звучит гораздо уважительней!
    Заметьте: раньше учёные писали труды. Это было чем-то фундаментальным, выстраданным и полезным.
    А сможет ли, к примеру, Анатолий Чубайс, написать труд (о нанотехнологиях, к примеру... или о своей родной псевдонауке - экономике)? Не-а. Только - работу, в несколько страничек, но с большим гонораром...
    И ещё фразы: "умственный труд", "физический труд"... Есть зато фраза "работа мозга", но это скорее, о функционировании... Зато понятия "дурная работа", "бесполезная работа" - на слуху. И ещё я не понимаю... Почему на работе - Охрана труда, хотя по сути это сейчас - "охрана работы". Введь в инструкциях про труд ничего не сказано, а только про работу.

    Механическая работа есть физическая величина, численно равная произведению силы на перемещение в направлении действия этой силы и ей же вызванное... а работа электрического тока равна произведению силы тока на напряжение
    и на время протекания тока в цепи. Понимаете? Работа - это то, что считает ваш электросчётчик в киловатт-часах!
    Это - мощность, действующая определённое время или сила, тяни-толкающая нечто на определённое расстояние! И всё!
    Так что, счаслив тот, кто трудится, отдыхает, меняет умственный труд на физический, созидает...
    В слове "труд" заложено нечто человеческое, а "работу" - надо уступить роботам!

    Рецензии

    Ну, ты, Сашок, и выдал иследованьеце!
    Забыл ещё, что некоторые считают, что "работа" произошла от слова "раб"! Думается, что это не так, но спорить, которое из этих слов первично - то же самое, что спорить о первичности яйца или курицы.
    :-)
    Да, творения учёных называют трудами, а вот художники так никогда не делают! Свои произведения они предпочитают называть РАБОТАМИ! Ни один нормальный художник о своей деятельности не скажет, что я, мол тружусь, а только работаю. Нет "забронзовевшие" и "непризнанные гении" могут ещё сказать, что они "созидают" или "творят"...
    Но это уже мания величия, явная попытка поднять себя на один уровень с всевышним!
    :-)

    Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

    Почти 200 лет назад учеными впервые было введено в экономическую терминологию понятие "живой труд", рассматриваемое как чисто субъективное существование труда, т.е. труд не как предмет, а как вид деятельности человека (рис. 1.3).

    Деятельность человека – это активный процесс, в котором реализуется его физический и умственный потенциал, воздействующий средствами труда на предмет труда для создания материальных и духовных благ (товаров и услуг), удовлетворяющих личные и общественные потребности.

    В каждый момент жизни человек находится в одной из двух фаз (состояний) –деятельности или бездеятельности.

    Бездействие – пассивный процесс, связанный с периодами восстановления работоспособности (сон, пассивный отдых), а также с периодами вынужденного (время тяжелой болезни, заключения под стражу и др.) или добровольного бездействия (рис. 1.4).

    Термин "деятельность" имеет широкое значение. Так, в английском языке понятию "деятельность" соответствует слово "activity", которым называется любой вид практической или познавательной активности. Однако не все проявления человеческой жизненной активности могут быть отнесены к деятельности, представляющей собой высшую форму проявления активности человека, которая регулируется сознанием и находится в прямой зависимости от его (субъекта) состояния. Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью... Подавляющая часть деятельности людей осуществляется осознанно, на основе внутренне аргументированных побуждений.

    Рис. 1.3. Соотношение понятий "труд" и "деятельность"

    Рис. 1.4.

    Труд – это деятельность, направленная на производство определенных общественно полезных (или, по крайней мере, потребляемых обществом) продуктов: материальных или духовных , т.е. понятие "деятельность" шире понятия "труд", так как не всякая деятельность может быть трудом.

    По своей сути деятельность выступает как одна из форм существования людей, процесс проявления внутренней (психической) и внешней (физической) активности, направленный на удовлетворение каких-либо потребностей. Ее элементами являются:

    • субъект, проявляющий свою активность (это отдельный человек или любая общность людей, которая представляет собой целостное образование);
    • объект, на который направлена активность (предмет, человек, явление, на которое направлена деятельность);
    • активность как состояние, которое является динамической образующей деятельности.

    Деятельность как социальная категория отражает материальное и предметное преобразование объекта, сопряженное с его духовным осмыслением в виде цели, плана, замысла, что и позволяет активизировать ее. Через деятельность человек определяет свое место в жизни и утверждает свою общественную природу. Таким образом, подлинная деятельность, как правило, связана с преобразованием действительности и охватывает труд физический, умственный, другие формы (психическую деятельность и т.д.).

    В экономике труда трудовая деятельность анализируется главным образом с точки зрения выполнения функциональной роли работника и нередко отождествляется только с производственной деятельностью. Под ней подразумевают прежде всего целесообразный ряд операций и функций, который в определенных условиях приводит к заранее заданному результату. Трудовая деятельность в этом плане характеризуется тем, что она:

    • связана с технологическим процессом;
    • в большей степени с профессиональными качествами, должностными обязанностями работника, чем с личностными характеристиками;
    • относительно жестко регламентирована во времени и пространстве, алгоритмизирована;
    • задана конкретными параметрами, конечной целью (создание материальных благ, оказание различных услуг, производство научных идей, накопление и передача информации и т.д.), заранее определена.

    Деятельность в психологическом и социальном смысле представляет собой форму взаимосвязи личности с окружающей социальной и природной средой, форму конкретного бытия людей в конкретных социальных условиях.

    Изменения в трудовой деятельности, наличие которых экономисты признают более или менее единодушно, следующие: снижение занятости в производственном секторе, феминизация, рост временной занятости, увеличение доли квалифицированных работников. Остановимся на последнем более детально.

    В мире наблюдается рост роли умственного труда и уменьшение физического. За последние 100 лет доля физического труда в экономически развитых странах снизилась с 90 до 10%, а в ближайшие годы, по прогнозам специалистов, она снизится до 5% . В 1990 г. работники профессий преимущественно творческого типа (специалисты, административно-управленческий персонал, рабочие высшей квалификации и др.) в США, Японии, Великобритании, ФРГ составляли от 40 до 50% общей численности занятых, а к 2020 г. эти показатели уже составят 55–60% , что характерно для индустриального типа развития.

    Процесс кризисного финансово-экономического развития мировой экономики в XXI в. на базе информационно-компьютерной технологии приведет к созданию качественно новой цивилизации, движущей силой которой станут не просто труд и промышленность, а "знание – информация – высокие технологии – человеческие ресурсы" (knowledge economy – экономика знаний) и переход к обслуживанию в самом широком смысле . Наука и высокие технологии больше не рассматриваются как враждебные человеку и его естественному окружению, а направлены на формирование ресурсосберегающей (экоразумной) экономики, трудосберегающего производства и электронно-информационной культуры.

    Сегодня наука и ее результат – знания – уже стали непосредственной производительной силой. Знания все увереннее оттесняют на второй план традиционные факторы экономического развития (капитал, труд, землю) и становятся главным источником общественного богатства. Но знания не могут быть оторваны от своего носителя – человека. Вполне обоснованно можно утверждать, что сегодня должны усиливаться гуманизация и социализация и экономики, и общества в целом. Первое место в стратегии устойчивого развития современного общества должны занимать целевые установки, связанные с укреплением здоровья населения, увеличением активной продолжительности жизни, повышением уровня образования, развитием науки, повышением качества жизни в целом .

    Меняется само понятие "производство" как форма проявления трудовой деятельности, ассоциируемое в традиционном представлении с созданием материальных благ. В постиндустриальном обществе к производству следует относить:

    • 1) духовное производство (построение идеологий, образование, искусство, наука...);
    • 2) производство упорядоченности социальных процессов (законотворчество, СМИ, планирование – экономика, управление крупными социально-экономическими системами и т.д.);
    • 3) производство полезных действий обслуживания и самообслуживания (жизнеобеспечение субъектов труда, организация трудовой деятельности, медицинское обслуживание, ремонтное обслуживание, совершенствование эргатических систем ...);
    • 4) материальное производство (оперативно-гностическое – обработка информации, принятие решения; оперативно-практическое – организация рабочего места, организация социальной среды; оперативная самоорганизация субъекта труда – транспортирование, управление средствами труда, воздействие на предметы труда и т.д.) .

    В постиндустриальном обществе информация и знание как видоизмененные формы труда, доступные массовому потреблению, становятся системообразующим фактором новой социаль-

    Рис. 1.5. Информационная эпоха

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    Содержание труда отражает распределение функций (исполнительских, регистрации, контроля, наблюдения, наладки и др.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. В показатели Содержание Труда чаще всего включаются разнообразие, монотонность, самостоятельность, квалифицированность, физич. и нервно-психич. нагрузки, продолжительность рабочего цикла и т. д. Содержание Труда показывает уровень развития производительных сил, технич. способ соединения личного и вещественного элементов производства, поэтому Содержание Труда раскрывает труд прежде всего как взаимодействие человека с природой (орудиями и предметом труда). Х.т. выражает степень развитости производственных отношений, соц.-экономич. способ соединения работников со средствами труда. С.т. по отношению к Х.т. носит более частный характер. Х.т. представляет не организационно-технич., а соц. форму труда и определяется господствующими в данном об-ве производственными отношениями и поэтому отражает соц.-экономич. положение трудящихся в обществ. производстве. К показателям Х.т. относят форму собственности, отношение работников к средствам производства и своему труду, отношения распределения продуктов и степень соц. различий в процессе труда и др. Труд приобретает человеческую характеристику, становясь целесообразной деятельностью. В процессе взаимодействия с природой, вещественные компоненты к-рой человек преобразует по своему плану, он прежде всего осуществляет свою сознательную цель, к-рая определяет способ и характер его действия. Труд нельзя понимать только антропологически-натуралистически и отождествлять его с проявлением нервно-физиологич. структур мозга или деятельности мышц. Такая ошибка свойственна нек-рым социологам, в частности Ф. Тейлору. Он сводил труд лишь к физиологич. затратам, измерял напряжение, скорость реакций, рассчитывал законы нагрузки человеческого организма. С.т. (job content) трактуется узкоутилитарно как совокупность выполняемых операций и предписанных задач. На этом строится вся практика профессионального отбора, в основе к-рой лежит метод "анализа работы" (job analysis), включающий описание круга обязанностей, функциональные характеристики рабочего места, условия труда, форму заработка и требования, предъявляемые к работнику. A.M. Кравченко.

    Содержание Труда - совокупность его элементов, которые определяются профессиональной принадлежностью работ, их последовательностью, составом, сложностью, структурой, целью.
    Содержание Труда - выражает распределение функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения, наладки и др.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Оно отражает производственно-техническую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, т.е. раскрывает труд прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, средствами труда в процессе трудовой деятельности.
    Содержание Труда - совокупность определенных трудовых функций, обусловленных предметом и средствами труда, технологией производства, его организацией и мастерством работника. Оно отражает особенности соединения работника со средствами производства, определенные уровнем развития производственных сил, главным звеном которых является человек, совершающий трудовую деятельность.

    Наукой доказано, что сущность и эволюция человека связана с деятельностью. Деятельность – это универсальный способ удовлетворения потребностей путем активного, преобразующего отношения к миру. Деятельность, направленная на нормальное функционирование организма человека в окружающей природе называется жизнедеятельностью.

    Жизнедеятельность человека изучается самыми различными науками. Однако основу жизни людей составляет хозяйственная деятельность, которая проходит четыре стадии: производство – распределение – обмен – потребление благ и услуг.

    Производство – это процесс создания материальных и других благ, т.е. воздействие человека на предметы и силы природы с целью приспособления их к удовлетворению тех или иных потребностей.

    Мы изучаем 4 фактора производства: труд, капитал, земля, предпринимательская способность, важнейшим из которых является труд. Труд – один из видов деятельности. По мнению К. Маркса, труд – это процесс создания потребительских стоимостей, т.е. благ, удовлетворяющих конкретную потребность человека.

    Мудрецы всех времен и народов пели гимны труду и человеку труда.

    Аристотель: «Назначение человека в разумной деятельности».

    Эзоп: «Истинное сокровище для людей – умение трудиться».

    Вольтер: «Работа избавляет нас от трех зол: скуки, порока и нужды».

    Леонардо да Винчи: «Слава в руках труда».

    Бальзак: «Постоянный труд – есть закон, как искусства, так и жизни».

    К основным целям деятельности человека относятся:

    Материальные блага;

    Власть и слава;

    Духовное совершенство.

    Набор качественных свойств личности, влияющих на результат деятельности, отражает понятие «трудовой потенциал», его компоненты:

    Умение создавать социальные контакты;

    Способности и задачи;

    Рациональность трудового поведения;

    Наличие знаний, навыков;

    Предложение на рынке труда.

    К факторам трудового потенциала личности относят: здоровье, нравственность (трудовую этику), творческий потенциал, активность, образование, профессионализм, ресурсы рабочего времени и т. д.

    Данные научных исследований свидетельствуют о том, что показатели, отражающие состояние основных компонентов трудовой активности российского общества, за годы рыночных реформ снизились. Наблюдается ухудшение здоровья нации, падение нравственного стержня общества, отсутствие трудовой этики. Существенно снизился творческий потенциал. По количеству изобретений, публикаций, ссылок в научной литературе и, наконец, по числу Нобелевских лауреатов ситуация не в пользу России. Из общего числа отечественных изобретений, патентуется за рубежом менее 1%, в США этот показатель достиг 30%, в Швейцарии – 40%. Доля разных стран в мировом фонде патентов составляет: США – 30%, ФРГ – 20%, Япония – 10%, Франция – 8%, Россия – 1,5%.


    Уровень творческого потенциала России в значительной степени определяется низкой активностью рабочей силы. Интересно, что наиболее глубоко и последовательно природу активности исследовал Л. Н. Гумилев. Стремление человека к новому, к изменению привычного, традиционного, «нарушение инерции» ученый назвал пассионарностью (лат. passio – страсть). Л. Н. Гумилев подчеркивал, что пассионарность как особое энергетическое состояние человека относится не только к отдельно взятым личностям, но и к большим коллективам. По признакам пассионирности и направленности интересов автор данной концепции предложил классификацию людей. Он выделил такие типы, как «обыватели, бродяги, преступники, деловые люди, ученые, авантюристы, пророки…».

    Сегодня падение активности населения страны объясняется многими причинами, в том числе – отсутствием национальной идей, смещением ценностных ориентиров, растерянностью людей в новых условиях, разочарование реформами и многое другое.

    Отмечаются проблемы и противоречия в образовании. По этому показателю мы существенно отстаем от мирового уровня. Особенно впечатляют изменения в образовательном уровне американской рабочей силы. К началу 2000 г. около 83% всего взрослого населения США в возрасте 25 лет и старше имели законченное среднее образование, 24% – законченное высшее образование. В 1996 г. в США было присвоено 45 тыс. докторских степеней и 406 тыс. степеней магистра наук. Среднее число лет обучения трудоспособного населения достиг к 2000 г. 13 лет, что на год превосходит уровень средней школы. Таким образом, по агрегированным показателям образовательного уровня американская рабочая сила является одной из наиболее подготовленных в мире. Что касается профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, то к 2000 г. доля занятых преимущественно умственным трудом («белых воротничков») достигла в США почти 60% экономически активного населения. Доля же лиц преимущественно физического труда, к которым относят рабочих всех уровней квалификации и так называемых «работников обслуживания» (поваров, официантов, медицинский персонал и т.д.), медленно, но неуклонно, сокращается.

    В специальной литературе чаще всего отражается количественный аспект нашего отставания. Но есть и другая сторона – различия в степени использования полученных знаний на производстве. До последнего времени лишь 10% выпускников технических вузов работают по инженерным специальностям, а остальные – где придется. Это снижает изначально эффективность образования.

    Таким образом, факты свидетельствуют о том, что необходимо проводить целенаправленные реформы, усиливающие трудовой потенциал России. Это касается всех форм проявления трудового потенциала.

    Достичь этого можно только путем усилия трудовой мотивации и стимулирования активного, творческого, высококвалифицированного труда.

    Акт деятельности человека включает элементы:

    Субъект (индивид либо группа);

    Средства достижения цели (орудия труда, опыт и т.д.);

    Предмет (на что направлена деятельность);

    Результат

    Таким образом, деятельность является формой проявления человеческого существа и активности личности. Деятельность имеет смысл, если она приносит результат или удовлетворяет ту или иную потребность людей.