В отечественной научной литературе имеются различные подхо­ды к определению структуры социальной сферы.

В од­ном случае анализ внутреннего строения социальной сферы произво­дится в зависимости от содержания, в другом - по ос­новным функциям, в третьем - по категориальному аппарату, характеризующему социальную сферу.

Так, ее можно представить как совокупность систем обра­зования и здравоохранения, сферы бытовых и куль­турных услуг, транспортного обслуживания и тому по­добное или как исторически достигнутое распределение и закрепление функций социальной сферы в ви­де конкретных условий, обязанностей и возможнос­тей общества и его членов по удовлетворению и обога­щению их потребностей. В данном случае структура социальной сферы выражает взаимосвязь и положе­ние организационно оформленных функций социаль­ной сферы как ее собственных элементов.

С.А. Шавель представляет структуру социальной сферы как сумму четырех взаимосвязанных частей , выступающих вместе с тем и эмпирическими индика­торами при ее предметной идентификации.

Первая- это социальная структура общества , исторически представленной определенными классами и соци­альными группами (социально-демографически­ми, этническими, территориальными и др.) и отно­шениями между ними.

Вторую часть представляет социальной инфраструктура .

Социальная инфраструктура - это устойчивая совокупность материально-вещест­венных элементов, создающих условия для удовлетво­рения всего комплекса потребностей в целях воспроизводст­ва человека и общества.

Социальная инфраструктура является причиной взаимодействия материально-ве­щественной среды и социальных субъектов и обеспе­чивает условия для рациональной организации их жизни и деятельности. По своей внутренней организа­ции инфраструктура социальной сферы представляет собой систему учреждений, предприятий и органов управления, обеспечивающих эффективность функ­ционирования всех институтов социальной сферы. При этом многообразные потребности индивидов, се­мей и общества в целом удовлетворяются широким и многообразным набором товаров и услуг.

Социальная инфраструктура дифференцируется по видам и направлениям деятельности социальных субъ­ектов (например, трудовая, культурная, досуговая и т. п.) и по зве­ньям в каждом из видов (например, дошкольная, внешкольного образования и т. д.). Она может рассматриваться как на уровне общества, отрасли, так и региона, предприятия. Отдельные элементы социальной инфраструктуры не взаимозаменяемы. Только при целостном подходе, обеспечивающем рациональную жизнедеятельность людей, можно говорить об эффективности воспроиз­водства населения.

Социальная инфраструктура может характеризо­ваться числом учреждений , организаций, обеспечива­ющих процессы образования, медицинского, бытово­го и транспортного обслуживания, а также числом мест в них, объемом услуг. В анализе функционирова­ния социальной инфраструктуры важны субъектив­ные оценки людей достаточности реально существую­щей социальной инфраструктуры в конкретном реги­оне или на конкретном предприятии.

Третью часть формируют социальные интересы, потребности , ожидания и стимулы, т.

е. все то, что обеспечивает связь индивида (групп) с социумом, включенность лич­ности в общественный процесс.

поня­тие «потребность индивида, группы » - то наиболее простое, элементарное образование, которое сохраня­ет свою подчиненность общему закону социальной сферы, ее главной функции. Первичность данного эле­мента обусловлена тем, что ему присуще характерное для социальной сферы основное противоречие между растущими потребностями субъектов и возможностя­ми их удовлетворения. Именно потребность и есть концентрация присущих социальной сфере противоречий, которые обусловливают ее специфику. Потребность служит источником самодвижения, саморазвития системы.

Материальные и духовные потребности личности, группы формируются под воздействием экономичес­ких условий, социокультурных факторов и характери­зуются, с одной стороны, их минимально приемлемым и гарантированным обществом уровнем, с другой - уровнем возможностей и притязаний самих социаль­ных субъектов.

Важной детерминантой социальной деятельности личности, группы являются ценностные ориентации . Они воплощаются в идеалах, интересах, устремлениях людей и определяют поведение субъектов социальной сферы. Ценностные ориентации формируются в ходе социализации, закрепляются всей совокупностью жиз­ненного опыта. Именно поэтому они являются одной из стабильных их характеристик. Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру, кото­рая включает в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Ее вершину составляют ценности, приближенные к идеалу.

К четвертой относятся принципы и требования социальной справедливости, условий и гарантий ее осуществления.

Компоненты социальной сферы обладают различ­ной степенью сложности, находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являются производными от социальной сферы как целостной системы. Их специфика, возникновение и существо­вание обусловливаются главной функцией социаль­ной сферы - функцией социального воспроизводства людей, как субъектов жизнедеятельности и воссозда­ния структур, социальных институтов, ресурсов жиз­необеспечения социальных субъектов.

Под структурой социальной сферы подразумевается соотношение и взаимосвязи входящих в нее секторов и отраслей.

Отраслевая структура социальной сферы отличается многообразием входящих в нее отраслей и подотраслей. Имеется несколько подходов к определению состава отраслей, входящих в социальную сферу.

В соответствии с экономическим подходом к социальной сфере относятся отрасли, которые непосредственно удовлетворяют социальные и духовные потребности человека путем предоставления услуг, как правило, не принимающих материальную, вещественную форму (хотя и здесь могут быть исключения типа услуг общественного питания и бытового обслуживания).

Социальная сфера по своему составу близка к сфере, ранее называвшейся непроизводственной, однако не равнозначна ей. В непроизводственную сферу входили и такие отрасли, которые не относятся к социальной сфере: наука и научное обслуживание, связь и информационные услуги для организаций и учреждений; охрана общественного порядка и безопасности. Поскольку непроизводственная сфера представляла собой сферу экономики, непосредственно не связанную с созданием материального продукта, в нее не входили некоторые отрасли, относимые к социальной сфере, например, общественное питание и торговля, так как в этих отраслях материальный продукт либо, создается либо доводится до потребителя.

Бурное развитие в нашей стране в последние годы финансово-кредитной сферы экономики привело к созданию большого числа организаций, предоставляющих населению различные услуги финансового характера. Причем, некоторые из этих услуг, например, такие как социальное и пенсионное страхование, жилищное и потребительское кредитование имеют четкую социальную направленность. Однако, на наш взгляд, организации, предоставляющие подобные услуги (внебюджетные фонды, негосударственные страховые и пенсионные фонды, общества взаимного кредитования и т.п.) не могут быть прямо отнесены к социальной сфере, так как они лишь создают финансовые условия для удовлетворения социальных потребностей населения.

В социальную сферу входят также организации, находящиеся в ведении непрофильных, в основном производственных министерств и ведомств, но оказывающие услуги населению.

В настоящее время значительное число негосударственных организаций и учреждений в соответствии со своими уставами ведет различные виды деятельности, в том числе, оказывая социальные услуги населению. Причем часто в государственных органах статистики эти организации зарегистрированы лишь по основному виду деятельности и поэтому их дополнительные услуги не могут быть учтены должным образом. В результате о вхождении негосударственных структур в социальную сферу можно говорить лишь на основании их основной, профильной деятельности.

Для экономики и управления социальной сферой принципиальное значение имеет ее секторальная структура, предусматривающая, что все входящие в нее организации и учреждения могут относиться к одному из трех секторов: государственному, коммерческому и неприбыльному.

Государственный сектор включает в себя государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. При этом государственные организации могут в качестве основной цели своей деятельности иметь извлечение прибыли (унитарные предприятия) или не иметь такой цели и не распределять полученную прибыль между участниками (государственные учреждения).

Коммерческий сектор включает в себя организации, созданные в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, находящихся в частной собственности, и преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Неприбыльный сектор состоит из организаций, создаваемых в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, ассоциаций, союзов, партнерств. Отличительной особенностью данных организаций является то, что они, также как и государственные учреждения, не преследуют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, а в случае ее наличия не распределяют ее между участниками.

Коммерческий сектор в нашей стране формировался двумя путями. Во-первых, в процессе разгосударствления социальной сферы часть организаций таких отраслей как торговля, бытовое обслуживание, туризм, гостиничное хозяйство и некоторых других перешла в частную форму собственности, а во-вторых, образовалось большое количество абсолютно новых предпринимательских структур. Эти два пути формирования коммерческого сектора обусловили различные “стартовые возможности” развития входящих в него организаций социальной сферы. Многие организации коммерческого сектора имеют многопрофильный характер и предоставляют услуги самого различного вида. Это приводит к тому, что в коммерческом секторе как бы “размываются” границы традиционных отраслей, оказывающих социальные услуги.

Неприбыльный сектор экономики образовывался в нашей стране в последние годы либо на базе общественных организаций, существовавших еще в условиях директивной экономики (например, таких как общества инвалидов, Фонд культуры, Общество Красного Креста и Красного Полумесяца), либо в виде вновь созданных благотворительных фондов, общественных организаций и других благотворительных структур.

Рассматривая отраслевую и секторальную структуру социальной сферы, можно отметить, что в таких отраслях как образование, социальное обеспечение, здравоохранение, в некоторых подотраслях культуры, преобладают государственные учреждения; в розничной торговле, бытовом обслуживании, общественном питании, частично в физической культуре большинство организаций относится к коммерческому сектору, а позиции организаций неприбыльного сектора особенно сильны в социальном обеспечении, в культуре и в образовании.

Многообразие организаций социальной сферы обуславливает наличие различных подходов к определению ее состава. Длительное время в России действовал традиционный подход к понятию “социальная сфера”, основанный на отраслевом принципе.

Отраслевой состав был зафиксирован в Общероссийском классификаторе “Отрасли народного хозяйства”, утвержденном в 1992 году. В соответствии с ним все отрасли экономики были подразделены на две сферы: производственную и непроизводственную, которая часто отождествлялась с социальной.

В дальнейшем были попытки выделения социальной сферы из состава непроизводственной сферы и сферы материального производства. В результате в 80-е годы в соответствии с методическими подходами того времени сфера обслуживания населения включала следующие отрасли: розничная торговля и общественное питание; бытовое обслуживание; жилищно-коммунальное хозяйство; пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населения и непроизводственной сферы; здравоохранение; физическая культура; социальное обеспечение; народное образование; культура и искусство.

Информационная интеграция России в мировое сообщество, вызвала необходимость пересмотра целого ряда классификаций и создание нового поколения классификаций, ориентированных на перспективы развития национальной экономики. К ним относится группировка хозяйствующих единиц в соответствии с типами экономического поведения по секторам экономики (организации по производству товаров и услуг; финансовые учреждения; государственные (муниципальные) учреждения; общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства; домашние хозяйства).

Современным подходом к выделению социальной сферы, следует считать Общероссийский классификатор видов деятельности, продукции и услуг, утвержденный в 1994 году. В основу этой классификации было положено понятие вида деятельности или “чистой отрасли”, то есть однородного технологического процесса по оказанию социальной услуги.

В соответствии с этим классификатором к социальной сфере относятся следующие виды деятельности:

Оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, бытовых приборов;

Гостиницы и рестораны;

Транспортное, складское хозяйство и связь;

Финансовое посредничество - страхование, пенсионное обеспечение, кроме обязательного социального страхования;

Государственное управление и социальные услуги;

Образование;

Здравоохранение;

Деятельность по предоставлению коммунальных и персональных услуг;

Деятельность по распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений;

Деятельность по ведению частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием.

Здесь впервые в состав социальной сферы включены производственные виды бытовых услуг, которые ранее относились к производственному сектору в качестве самостоятельного вида деятельности были выделены, услуги гостиниц и ресторанов. Собственно социальные отрасли, такие как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и искусство, туризм были включены, как и ранее, в качестве самостоятельных видов деятельности.

Вопросы для самопроверки.

1. В чем состоят особенности отраслевой и секторальной структуры социальной сферы?

2. В какие сектора входят коммерческие организации?

3. В чем состоит традиционный подход к определению состава социальной сферы?

4. Почему стал необходим новый, более современный подход к определению состава социальной сферы?

Вопросы для обсуждения.

2. Чем обусловлена несостоятельность применения чисто рыночного механизма в социальной сфере?

3. Каковы преимущества и недостатки отдельных моделей социальной политики?

4. В чем состоит роль государства в функционировании социальной сферы?

5. Какие факторы определяют масштабы государственного, коммерческого и неприбыльного секторов социальной сферы?

Литература:

1. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник / Пер. с англ. Под ред. Л.Л.Любимова.  М.: Аспект-Пресс, 1995.

2. Антология экономической классики. Предисловие И.А.Столярова.  М.: МП “ЭКОНОВ” - “КЛЮЧ” , 1993.

3. Бабич А.М., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы.  Казань, 1996.

4. Гордин В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг.  СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.

5. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика /Общая редакция Л.С.Тарасевича.  СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.

6. Жильцов Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг.  М.: 1991.

7. Механизмы защиты социальной сферы (на примере развитых стран Запада и Японии).  М., Наука, 1995.

8. Розанваллон П. Новый социальный вопрос. Переосмысливая государство всеобщего благосостояния.: Пер. с фр.  М.: Изд.фирма “Ad Marginem”, 1997.

9. Трейер В. Перспективы развития экономических классификаций в России.  Вопросы статистики, 1996, №5.

10. Флекснер Ф. Просвещенное общество. Экономика с человеческим лицом: Пер. с англ.  М.: Международные отношения, 1994.

11. Шумплер И.А. Капитализм, Социализма и Демократия: Пер. с англ. /Предисл. и общ. ред. В.С.Автономова.  М.: Экономика, 1995.

12. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов: Учебник для вузов.  М.: Аспект Пресс, 1996.

1 Корнаи Я. Дефицит. Пер. с венгер.  М.: Наука, 1990.  С.586.

1 Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель.  М.: Наука, 1991.  С.7.

Социальная сфера – это совокупность отраслей и организаций, выполняющих функцию удовлетворения потребностей населения в различных социальных благах и услугах.

Социальная сфера включает в себя различные отрасли народного хозяйства, относящиеся к непроизводственной сфере и частично – к материальной сфере производства. Данная сфера представляет свои блага преимущественно в виде услуг. В развитых странах в этой сфере занято более 50% трудовых ресурсов. Она является важным составным элементом экономики любой страны, т.к. обладает значительным мультипликативным эффектом, благодаря которому ее функционирование воздействует на деятельность многих отраслей экономики.

Рынок услуг специфичен, он обладает следующими особенностями:

    высокий динамизм, территориальная сегментация и локальный характер;

    высокая скорость оборота капитала вследствие более короткого производственного цикла;

    высокая чувствительность услуг к рыночной конъюнктуре в связи с невозможностью их складировать, транспортировать, изготавливать впрок, осязать;

    индивидуальность и нестандартность оказываемых услуг, их невзаимозаменяемый характер;

    высокая дифференциация продукта в одной и той же отрасли;

    неопределенность результата при оказании социальных услуг и др.

К социальной сфере относятся следующие виды деятельности :

    оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, бытовых приборов;

    гостиничный и ресторанный бизнес;

    транспортное, складское хозяйство и связь;

    финансовое посредничество – страхование, пенсионное обеспечение, кроме обязательного социального страхования;

    государственное управление и социальные услуги;

    образование;

    здравоохранение;

    деятельность по предоставлению коммунальных и персональных услуг;

    деятельность по распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений;

    деятельность по ведению частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием.

Структура социальной сферы – это соотношение и взаимосвязи отдельных входящих в нее секторов и отраслей.

Различают отраслевую и секториальную структуры социальной сфеы. Отраслевая структура характеризуется многообразием входящих в нее отраслей и подотраслей. Секториальная – предусматривает, что входящие в состав социальной сферы организации и учреждения могут относиться к одному из трех секторов: государственному, коммерческому и неприбыльному.

Тема 2. Понятие территориальной организации. Социальная сфера, факторы ее формирования. Вопросы

    Сущность территориальной организации социальной сферы, факторы ее формирования.

    Территориальные социальные комплексы, их классификация.

1. Сущность территориальной организации социальной сферы, факторы ее формирования.

Территориальная организация социальной сферы – это совокупность процессов или действий по размещению ее объектов.

Развитие производства и развитие социальной сферы в общем идут взаимосвязано, однако в разных регионах по-разному. Развитие социальной сферы обычно протекает адекватно развитию производства, отстает от развития последнего, несколько опережает его.

Современное размещение социальной сферы в различных государствах представлено тремя вариантами :

1. В высокоразвитых странах развиты практически все отрасли социальной сферы. При этом они размещены так, чтобы все районы и города этих государств были в достаточной мере обеспечены предприятиями социальной сферы.

2. В развивающихся странах, взятых в целом, социальная сфера развита относительно слабо. Исключения составляют ее отдельные отрасли, в частности туризм, который обслуживает, в основном, иностранцев, а также мелкорозничная торговля. В отдельных государствах, в силу их специфики и традиций, развиты и иные отрасли социальной, сферы. Размещение предприятий последней отличается крайней неравномерностью. Можно говорить даже об очаговом их размещении в отдельных странах и регионах. Основная часть предприятий социальной сферы сосредоточена в. городах, преимущественно крупных, в первую очередь - столичных или портовых.

3. Постсоциалистические страны, чья экономика переживает переходный период, обладают и социальной сферой переходного типа. В них сохранились многие черты социального развития стран социалистического типа:

а) равное обеспечение социальной сферой, хотя бы на очень невысоком уровне, всего населения страны (с учетом региональных различий);

б) государственная собственность в социальной инфраструктуре;

в) жесткое государственное регулирование отраслей социальной сферы.

Однако это наследие недавнего прошлого все более дополняется (и в большой мере вытесняется) элементами рыночных отношений в социальной сфере. А это приводит к важным территориальным сдвигам в ее развитии, размещение предприятий социальной сферы все более сдвигается в ионы инвестиционной активности. Можно полагать, что эта модель развития и размещения социальной сферы представляет собой не какое-то временное, конъюнктурное явление, а довольно устойчивую закономерность. По-видимому, на длительную перспективу должно быть рассчитано и государственное регулирование всех трех секторов социальной сферы.

На размещение социальной сферы оказывают влияние большое количество факторов, которые сформированы в три группы:

1. Природные фактор – место расположения территории, его климатическая зона, рельеф местности, красота природного ландшафта, его привлекательность, наличие минеральных источников и т.п.

2. Населенческие факторы – плотность расселения населения по территории страны, половозрастной, национальной, религиозный состав населения, его социальная структура.

3. Экономические факторы – налоговые поступления в республиканский и местный бюджет, размер отчислений на финансирований социальной сферы и др.

Говоря об экономическом фаткоре нельзя забывать о финансировании развития социальной сферы. О масштабах и источниках этого финансирования. От этого прямо зависят и масштабы развития социальной сферы, ее отдельных отраслей.

Все перечисленные факторы – природные, населенческие, экономические – оказывают различное влияние на развитие и размещение социальной сферы в различные исторические эпохи, на разных этапах развития общества. Более того, сам спектр отраслей социальной сферы, специализация последней меняются в ходе развития общества, меняются и приоритеты, хотя практически все отрасли социальной сферы в той или иной форме существовали еще в глубокой древности.

Можно выявить несколько основных исторических этапов развития социальной сферы и ее отдельных отраслей:

    Античное общество, когда в городах развивалась наука, культура. Зарождалось образование, медицина, туризм (в частности его такой специфический вид, как поездка на олимпийские игры).

    Средневековье, когда в развитии социальной сферы произошла стагнация, а в ряде случаев – и отступление. Резко сократился обмен социальными достижениями между отдельными странами и народами.

    Эпоха Возрождения, когда вместе с развитием общества начался новый этап развития социальной сферы, обмена ее достижениями. В связи с Великими географическими открытиями начался перенос европейских достижений в развитии социальной сферы на другие материки. Шел и обратный процесс - проникновение социальных ценностей других земель в Европу. В этом плане особенно важным было знакомство с духовными ценностями Востока, с техническими достижениями китайской цивилизации.

    Эпоха капитализма дала новый толчок развитию социальной сферы в странах Европы, а затем и других частей света. Социальная сфера из «служанки избранных» превращается в феномен, обеспечивающий развитие всего общества. И это – не случайно: все более совершенствующееся машинное производство с обслуживающим его персоналом уже не могло функционировать без развитой, диверсифицированной социальной сферы. При капитализме социальная сфера развивалась в условиях рыночных отношений и господства частного предпринимательства в ее основных отраслях.

В постсоциалистических государствах, к числу которых относится и Беларусь, развитие социальной сферы находится в переходной стадии, что отражается и на многообразии форм собственности в отраслях этой сферы, и на снижающейся, но все еще большой роли государства в регулировании их развития и размещения.

Социальная сфера представляет собой самобытное, сложноорганизованное, упорядоченное целое, единое в своей сущности, в своем качестве, назначении и многофункциональное в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства социальных субъектов с их способностями, потребностями, многообразием интересов.

Процессы ее жизнедеятельности обусловлены объективными закономерностями и основываются на определенных принципах социального управления.

Важное теоретическое и практическое значение для социологического анализа социальной сферы, совершенствования управления социальной жизнью общества имеют познание и детальное рассмотрение составляющих ее основных компонентов.

В научной литературе имеются различные подходы к определению структуры социальной сферы. В одном случае расчленение социальной сферы производится в зависимости от содержания, в другом - по основным функциям, в третьем - по категориальному аппарату, характеризующему социальную сферу. Так, ее можно представить как совокупность систем образования и здравоохранения, сферы бытовых и культурных услуг, транспортного обслуживания и тому подобное или как исторически достигнутое распределение и закрепление функций социальной сферы в виде конкретных условий, обязанностей и возможностей общества и его членов по удовлетворению и обогащению их потребностей. В данном случае структура социальной сферы выражает взаимосвязь и положение организационно оформленных функций социальной сферы как ее собственных элементов.

С.А. Шавель представляет структуру социальной сферы как сумму четырех взаимосвязанных частей, выступающих вместе с тем и эмпирическими индикаторами при ее предметной идентификации:

1. Социальной структуры общества, исторически представленной определенными классами и социальными группами (социально-демографическими, этническими, территориальными и др.) и отношениями между ними.

2. Социальной инфраструктуры как совокупности отраслей народного хозяйства и видов общественно полезной деятельности (кооперативной и индивидуальной, общественных фондов и социальных инициатив и т.д.), направленных на оказание услуг непосредственно человеку.

3. Социальных интересов, потребностей, ожиданий и стимулов, т.е. всего того, что обеспечивает связь индивида (групп) с социумом, включенность личности в общественный процесс.

4. Принципов и требований социальной справедливости, условий и гарантий ее осуществления.

Можно привести и другие системы классификаций элементов данной системы.

Ряд исследователей полагают, что есть смысл говорить об общих элементах сфер общественной жизни, из которых строится любая из них. Предполагается, что элементы всех общественных структур взаимосвязаны, они как бы пронизывают друг друга. Но эта взаимосвязь отнюдь не означает ликвидации качественной определенности сфер. Например, классы, другие социальные общности пронизывают своей деятельностью и отношениями все сферы общественной жизни. Однако законы воспроизводства, на основе которых складывается социальная сфера, функционируют и развиваются данные общности, которые связывают сложную социальную жизнь в целостную систему, не растворяются в законах других сфер. Большинство ученых склоняется к выделению в сферах таких элементов, как деятельность, отношения, субъекты. Причем на первый план анализа выдвигается фактор социальной деятельности.

Каждый из таких подходов имеет свои достоинства, поскольку позволяет анализировать содержание и сущностные характеристики социальной сферы под определенным углом зрения. Вместе с тем ни один из них не раскрывает всего богатства, сложности и многоплановости социальной сферы в ее реальном и предметном воплощении. Мы предлагаем принцип структуризации социальной сферы, исходя из особенностей ее социологического анализа. Вначале уточним, какие объекты и процессы, на наш взгляд, можно отнести к социальной сфере, а какие - к внешней среде.

Социальная сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности. С другой стороны, условием развития социальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом. Таким образом, социальная сфера как бы "перекрывается" другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы.

Представляется, что в качестве критерия, позволяющего отграничить системные элементы от среды, следует принять функцию каждого из них в создании системообразующих свойств социальной сферы. В таком случае к социальной сфере относятся все объекты и процессы, которые принимают прямое, непосредственное участие в формировании свойств системы, связанных с воспроизводством и совершенствованием личности (группы), удовлетворением ее витальных и высших потребностей. Их взаимодействие и создает социальную сферу как систему с ее качественными отличиями. Материально-производственная, политическая и культурно-духовная сферы, опосредованно участвуя в формировании интегративных качеств, влияя на социальную сферу через отдельные компоненты, в целом остаются внешними по отношению к системе и потому относятся к среде. Они связаны с ней сетью коммуникаций, каждая из которых имеет неодинаковое значение для функционирования социальной сферы. К среде следует отнести и природно-климатические условия, в которых функционирует социальная сфера.

Опираясь на эти рассуждения и учитывая, что в социальной сфере складываются и удовлетворяются потребности во благах, необходимых для самореализации творческого потенциала человека, группы, рассмотрим эту сферу как систему, обладающую необходимым набором компонентов вещного, процессуального, идейного и человеческого характера. Взаимодействие этих структурных единиц должно порождать присущие данной системе качественные особенности. Отнесем к таковым социальную инфраструктуру и производимые ею продукты потребления, процессы образования, медицинского, социального и бытового обслуживания, органы и институты управления социальной сферой, механизмы и нормативную базу регулирования потребительского поведения населения, человека,группы.

Отметим, что каждый компонент социальной сферы не может быть понят сам по себе. Его функция реализуется через деятельность людей, удовлетворяющих тем самым свои потребности. Субстанциональной основой социальной сферы являются совместная деятельность людей по воспроизводству своей действительной жизни и возникающие при этом социальные отношения между субъектами данной деятельности.

Компоненты социальной сферы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являются производными от социальной сферы как целостной системы. Их специфика, возникновение и существование обусловливаются главной функцией социальной сферы - функцией социального воспроизводства людей, как субъектов жизнедеятельности и воссоздания структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов.

Каждый компонент социальной сферы выполняет определенную функцию, носящую целенаправленный характер. В противном случае компонент выпадает из системы, становится ненужным. Функции обусловливают элементы целостной структуры и материализуются в рамках присущей социальной сфере внутренней организации.

Пределом анализа социальной сферы, с нашей точки зрения, ее первичным элементом является понятие "потребность индивида, группы" -то наиболее простое, элементарное образование, которое сохраняет свою подчиненность общему закону социальной сферы, ее главной функции. Первичность данного элемента обусловлена тем, что ему присуще характерное для социальной сферы основное противоречие между растущими потребностями субъектов и возможностями их удовлетворения. Это противоречие, на наш взгляд, является основным в процессе саморазвития, самореализации каждого социального субъекта. Его характер и направленность детерминируют возможности, реальный уровень развития социальной сферы в целом. Именно потребность и есть концентрация присущих социальной сфере противоречий, которые обусловливают ее специфику. Потребность служит источником самодвижения, саморазвития системы. Выделение и изучение основного компонента системы позволяет нам проанализировать источники, движущие силы ее развития, выяснить главное направление движения, тенденции, которые ей присущи.

Материальные и духовные потребности личности, группы формируются под воздействием экономических условий, социокультурных факторов и характеризуются, с одной стороны, их минимально приемлемым и гарантированным обществом уровнем, с другой - уровнем возможностей и притязаний самих социальных субъектов.

Экономический кризис, приведший к снижению уровня жизни большинства россиян, существенно скорректировал структуру потребления населения, причем в худшую сторону. Однако уровень запросов людей, сформировавшаяся в обществе ранее, структура потребностей различных групп населения, по своему характеру, в целом сохранились. Образовавшийся разрыв между потребностями и возможностью их удовлетворения не только морально травмирует сознание людей, но и приводит к их физической и психической деградации. Деморализация населения подогревается средствами массовой информации, пропагандирующими завышенные потребительские стандарты, доступные лишь "новым русским". Представляется, что все социальные силы, имеющие возможность влиять на формирование социальных стандартов населения, должны руководствоваться чувством социальной ответственности за несоответствие средних доходов населения предлагаемым стандартам потребления.

Важной детерминантой социальной деятельности личности, группы являются ценностные ориентации. Они воплощаются в идеалах, интересах, устремлениях людей и определяют поведение субъектов социальной сферы. Ценностные ориентации формируются в ходе социализации, закрепляются всей совокупностью жизненного опыта. Именно поэтому они являются одной из стабильных их характеристик. Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру, которая включает в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Ее вершину составляют ценности, приближенные к идеалу.

Отказ в последние годы от ранее существовавших ценностей, в центре которых стояла официальная доктирина и неофициальная установка на приоритетную ценность труда, привнесение западных нравственных установок, распространение социально привлекательной мифологемы быстрого обогащения и "красивой жизни" привели к разрушению у многих людей привычных социальных и нравственных. ориентиров в результате - непоследовательность в поведении и сознании, нестабильность в обществе на макро-, и микроуровне.

Размытая система ценностей и норм, неподкрепленная зачастую соответствующими санкциями, но выступающая реальной основой макросоциального процесса смены моделей и регуляторов социальной деятельности, является одним из факторов противоречивости современного трансформирующегося общества. Очевидно, что дальнейшие общественные преобразования, если мы хотим утверждения позитивной логики социального, развития общества, расширения пространства социальной активности, связаны с реморализацией, формированием в обществе системы общезначимых для большинства населения социальных ценностей.

Полагаем, что одним из ведущих условий этого может стать опора на систему базисных ценностных ориентации, которые включили бы в себя такие ценности, как хорошее образование и высокая профессиональная квалификация, самореализация и самоотдача в деловой жизни и, только на этой основе, зажиточная и комфортная жизнь. Важнейшим компонентом социальной сферы является социальная инфраструктура. Под ней мы понимаем устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей (витальных и социально-деятельностных) в целях воспроизводства человека и общества. Социальная инфраструктура является причиной взаимодействия материально-вещественной среды и социальных субъектов и обеспечивает условия для рациональной организации их жизни и деятельности. По своей внутренней организации инфраструктура социальной сферы представляет собой систему учреждений, предприятий и органов управления, обеспечивающих эффективность функционирования всех институтов социальной сферы. При этом многообразные потребности индивидов, семей и общества в целом удовлетворяются широким и многообразным набором товаров и услуг.

Социальная инфраструктура характеризуется по видам и направлениям деятельности социальных субъектов (трудовая, культурная, досуговая и т.п.) и по звеньям в каждом из видов (дошкольная, внешкольного образования и т.д.). Она может рассматриваться как на уровне общества, отрасли, так и региона, предприятия. Отдельные элементы социальной инфраструктуры не взаимозаменяемы. Только при целостном подходе, обеспечивающем рациональную жизнедеятельность людей, можно говорить об эффективности воспроизводства населения.

Социальная инфраструктура может характеризоваться числом учреждений, организаций, обеспечивающих процессы образования, медицинского, бытового и транспортного обслуживания, а также числом мест в них, объемом услуг. В анализе функционирования социальной инфраструктуры важны субъективные оценки людей достаточности реально существующей социальной инфраструктуры в конкретном регионе или на конкретном предприятии.

По уровню развития социальной инфраструктуры, который определяется с помощью социологического анализа, можно судить о степени удовлетворения потребностей населения, качестве и количестве в их соотнесении с уровнем дореформенной (1991) России или развитых стран, требованиями современной цивилизации.

Последнее десятилетие отмечено стремительным разрушением социальной инфраструктуры. В условиях бюджетного дефицита ухудшается состояние материальной базы для обучения школьников и студентов, лечебной деятельности врачей. Сократилось число дошкольных и внешкольных учреждений, учреждений физкультуры и спорта. В кризисной ситуации находится автомобильное и железнодорожное сообщение, особенно пригородное. Наиболее тяжелое положение финансирование осуществлялось ранее из бюджетов производственных предприятий (заводские детские сады, пионерские лагеря, столовые, поликлиники, дома отдыха и санатории). В последние годы все меньше и меньше вводится в строй новых объектов социально-культурного назначения.

Бесконтрольный рост платности обучения, медицинского, бытового обслуживания населения привел к невостребованности мощностей образовательных и оздоровительных учреждений, обеспечивавших прежде потребности населения. Снижение- доступности различных товаров и услуг деформировало сложившийся образ жизни, увеличило нагрузку в домашнем хозяйстве, сократив свободное время, прежде всего женщины.

Как показывают наши исследования, лишь небольшое число населения пользуется услугами бытовых учреждений. Так, услугами парикмахерских, прачечных, химчистки, пошивочных ателье регулярно пользуется лишь каждая пятая из опрошенных семей, изредка - около половины, около трети - вовсе не пользуются.

Радикальные перемены коснулись государственной системы жилищного обеспечения. В условиях острого дефицита жнлья, с одной стороны, сокращается объем строительства жилья, с другой - растет объем продаж. Практически происходит рыночное перераспределение построенного в прежние годы жилищного фонда, и зачастую это происходит путем ущемления интересов слабо защищенных слоев населения, проживающих в муниципальном фонде. Отсутствие социальной защиты тех семей, которые особо остро нуждаются в жилье, ведет к усилению имущественной дифференциации населения.

Процессы образования, медицинского, бытового, транспортного обслуживания, социальной защиты и т.д. представляют собой совокупность статистически устойчивых актов социального взаимодействия людей, детерминирующего их образ жизни, условия социального воспроизводства. Как и всякий процесс, это взаимодействие характеризуется протяженностыо в пространстве и времени, последовательностью, непрерывностью. Оно призвано служить двум взаимосвязанным целям: сохранению ранее накопленного человеческого потенциала, обеспечению доступности услуг и созданию новых институциональных предпосылок совершенствования качественных характеристик социального воспроизводства будущих поколений, обеспечению роста потенциала социальной сферы.

Услуги социальных учреждений формируют социальную экологию.

Система индикаторов, фиксирующих эти процессы, может быть представлена показателями, характеризующими:

Потенциал отрасли (обеспеченность кадрами различных отраслей социальной сферы, количественные и качественные характеристикии результатов образовательной деятельности, состояние здоровья граждан, жилищного обеспечения, социальной защиты, социального обслуживания и т.п.);

Субъективную оценку степени удовлетворенности потребностей индивидов, социальных групп в жилье, медицинском и бытовом обслуживании, образовании, культурно-духовном общении, политическом участии;

Соотношение платности и бесплатности услуг, государственной и частной принадлежности производящих их предприятий, степень доступности платных услуг различным группам и слоям населения.

Оценивая ситуацию в отраслях социальной сферы, отметим, что в них происходит серьезный спад. Результатом проводимых реформ стало ухудшение социальных показателей, характеризующих вышеперечисленные процессы, лишение основной группы населения возможности получения большой части услуг. Резкая дифференциация обеспеченности населения социально-культурными услугами связана с поляризацией доходов населения, ростом цен на товары и услуги и в результате - с сужением платежеспособного спроса широких слоев населения, а также отвлечением наиболее качественных ресурсов на удовлетворение запросов небольшой высокодоходной группы общества. Следует отметить также дифференциацию региональных социокультурных условий жизнедеятельности, что сказывается на возможностях социального воспроизводства населения и может породить конфликты между различными территориями.

Одной из острых остается проблема социального обеспечения уязвимых слоев и групп населения. Рост в последние годы почти вдвое численности пенсионеров по старости, бездомный (по разным оценкам их насчитывается сейчас от 1,5 до 2 млн. человек), беспризорников требует от государства в целях обеспечения нравственного здоровья общества, его динамичного развития в перспективе мобилизации человеческого потенциала, организации эффективной социальной поддержки этих слоев.

В условиях катастрофически ухудшающейся социально-экономической ситуации в стране, усиливающегося бюджетного дефицита, непрерывного роста цен, видимо, этот спад будет продолжаться и впредь, поскольку для тех кто планирует социальное развитие страны оказывается невыгодным вкладывать средства в отрасли, которые дают эффект не сразу, а в далекой перспективе. Сложившееся кризисное состояние может еще более усугубиться в связи с ростом цен на товары и услуги, энергоресурсы, ужесточением налоговой политики. Возможно наиболее острыми будут проблемы коммунального и транспортного обслуживания.

Однако, как нам представляется, законодательно должен быть установлен минимум бесплатных услуг, гарантирующих социальное выживание население и будущее нашей страны. В их состав должны войти образовательные, медицинские и транспортные услуги.

Важнейшим компонентом социальной сферы являются люди. Они могут быть представлены или описаны как популяция - количественными и качественными харакхеристиками населения страны, а их социальная дифференциация - через причастность людей к тем или иным Группам или слоям общества. При этом состояние здоровья населения, его интеллектуальный потенциал, культурно-нравственные ценности и девиации будут оценкой функционирования социальной сферы, а место человека, группы в социальной структуре - показателем потенциальных возможностей их социального воспроизводства. Отметим, что все социальные группы и слои, а также индивид выступают в качестве субъектов социальной сферы. Каждый их них по-своему в нее включен.

В первой главе мы уже дали характеристику народонаселения, обратимся к характеристике социальной стратификации нашего общества в условиях перехода к рынку. Следует отметить, что российские исследователи, выстраивая социальную структуру, используют различные критерии:

разделение труда, отношения собственности; власть, престиж, доход, уровень образования. Так, по мнениют Н.М.Римашевской и И.А.Дискина, контуры новой социальной структуры общества задает степень адаптированности людей к новым экономическим и социальным реалиям, осознание различными группами и слоями своих интересов. С точки зрения этих авторов, социальная структура" в первом приближенни" выглядит следующим образом:

1) "элитно-олигархические группы", обладающие собственностью в размерах, сопоставимых с крупнейшими западными корпорациями, и средствами властного влияния на общероссийском уровне;

2) "региональные и корпоративыне элиты, обладающие значительными по российским масштабам состоянием и влиянием на уровне регионов и секторов экономики;

3) "российский верхний класс", обладающий собственностью и доходами, обеспечивающими высокие западные стандарты потребления, а также притязаниями на повышение своего социального статуса и ориентациями на сложившуюся практику и этические нормы хозяйственных взаимоотношении;

4) "российский средний класс, обладающий доходами, обеспечивающими удовлетворение среднероссийских и более высоких стандартов потребления; относительно высокой адаптированностью, значительными социальными притязаниями и мотивацией; социальной активностью и ориентацией на легальные способы ее проявления;

5) "аутсайдеры", характеризующиеся низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы их получения;

6) "маргиналы", характеризующиеся низкой адаптацией, асоциальными и антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности;

7) "криминалитет", обладающий высокой социальной активностью и адаптацией, и вполне рационально действующий вопреки легальным, сложившимся нормам хозяйственной и социально-экономической деятельности. Академик Г.В.Осипов полагает, что в россии к 1994 году "в основном сформировалась качественно новая, предельно поляризованная социально-классовая структура с полюсами в виде буржуазии, с одной стороны. и полудеклассированных наемных работников, с другой, при весьма неустоявшемся среднем классе, который точнее было бы назвать средним социальным слоем".

Примерно такого же подхода придерживается Н.Е. Тихонова. В своем выступлении на Международной теоретической конференции социологов она отмечает, что "социальная структура складывающегося общества пока будет тяготеть скорее к архаическим формам социальной структуры раннеиндустриального типа с достаточно жесткой классовой дифференциацией, чем к социальной структуре общества позднеиндустриально типа.западного образца". Автор также указывает на возможность реанимирования идеи классовой борьбы, "поскольку положение России в обозримом будущем вряд ли заметно улучшится".

С нашей точки зрения,становление рынка рождает принципиально новые общественные отношения, в том числе производственные, и новые формы собственности: частную, акционерную, общественных организаций, кооперативную, концессионную, смешанную и т.п. Это означает появление в общественной жизни новых социальных групп людей, которые характеризуются более сложным и пока не привычным сочетанием признаков, требующих осмысления. Но совершенно очевидно, что реанимация частной собственности порождает класс собственников и обостряет его отношение с наемными работниками, а имущественная дифференциация возрождает слои нищих, бедных, богатых, отличающихся друг от друга доходами и источниками его получения, а также качеством жизни.

При этом с позиций нашего анализа наиболее значимым, при построении матрицы социальной стратификации, общества, является критерий социального расслоения, когда в основу ее построения берется показатель среднедушевого дохода, В условиях рынка именно этот признак во многом определяет эффективность социального воспроизводства человека или группы. Хотя необходимо признать, что даже значительный уровень дохода, определяя потенциальные возможности саморазвития, реализации творческого потенциала, не всегда и не сразу меняет поведенческие реакции конкретных людей.

Большинство исследователей социальной структуры общества сходится на важности (в целях обеспечения политической стабильности в обществе) скорейшего формирования так называемого "среднего класса" и в то же время нереалистичности быстрого выполнения этой задачи.

Следует отметить, что четкого, единого определения категории "средний класс" нет. Главным образом это обусловлено методологическими трудностями фиксации границ данной социальной категории. В мировой практике принадлежность к "среднему классу" принято устанавливать на основе обладания личностью средним статусом и престижем. При этом основным методологическим критерием выступает размер дохода индивида, позволяющий ему иметь и поддерживать определенный средний стандарт потребления. Если взять этот критерий за основу оценки, то можно утверждать, что к началу радикальных общественных трансформаций в России "средний класс" был вполне сложившимся. В середине 80-х годов квалифицированные рабочие, интеллигенция, управленческий персонал занимали весьма весомые позиции в социальной структуре страны. Мировоззренческие установки, нравственные ценности, связанные с получением стабильного высокого дохода на основе высококвалифицированной профессионально-трудовой деятельности, отличали эти группы населения от других его категорий.

Реформы, с их серьезнейшими социальными издержками, привели к размыванию этого слоя. Цена реформ оказалась чрезмерно высокой и она превысила запас прочности этого слоя населения России. За последние годы заметно снизился уровень доходов на душу населения. Происходит процесс обнищания широких слоев населения. В зоне бедности находится почти половина россиян. Государство не гарантирует каждому члену общества прожиточный минимум. Поэтому растет число семей, которым начинает угрожать "необратимая бедность. К этой категории относятся семьи, чей душевой доход в течение трех лет не поднимается выше отметки прожиточного минимума. Кроме того, наши исследования показывают, что сравнительно быстро увеличивается число "потенциально бедных": В эту зону риска попадают в основном лица, чьи доходы превышают официально установленный прожиточный минимум не более чем на 25%. Их положение характеризуется крайней степенью неустойчивости: любое изменение обстоятельств выталкивает этих людей за черту бедности.

Расслоение общества превысило допустимые (по мировым стандартам) нормы. У 10% наиболее высокодоходного населения сосредоточилось 34% денежных доходов, у 20% - 46% денежной массы страны, а у 20% россиян лишь 4,6%.

В этих условиях крайне привлекательной выглядит идея форсированного формирования массовидного "среднего класса", который с точки зрения поддержания себя и воспроизводства будущих поколений, характеризовался бы высокой стабильностью, большими возможностями самовоспроизводства и установками на достижение более высокого уровня развития своих социальных качеств. Решение, этой стратегической задачи лежит на пути вывода из под непосредственного влияния рынка образования, культуры, управления, повышения статуса интеллигенции, обеспечения достойного уровня жизни.

Управление - непременное внутренне присущее социальной сфере свойство на любой ступени ее развития. Это свойство имеет всеобщий характер и вытекает из признания, что человек есть явление социальное, всегда принадлежит к определенной общественной системе, классу, социальной группе, которые предъявляют к нему определенные этические, правовые и другие требования, ставят его поступки в известные рамки господствующих в нем экономических и общественных отношений.

В социальной сфере действуют два типа механизмов регулятивных воздействий - спонтанный и сознательный. Причем на какой бы стадии развития ни находилось общество, оно не в состоянии абсолютно освободиться от стихийной силы случая, но соотношение сознательного и стихийного в управлении бывает различным.

Спонтанный механизм управления социальной сферой проявляется в неупорядоченном воздействии сложной и противоречивой совокупности факторов, условий на процессы воспроизводства населения, их переплетения, столкновения. Эти воздействия пробивают себе дорогу как общая тенденция, имеющая вероятностный, стохастический, характер (например, демографические процессы рождаемости, смертности, брачности и т.д.).

Сознательные факторы управления связаны с целенаправленной социальной деятельностью людей, которая осуществляется через специфические общественные институты (субъекты управления) - систему органов и организаций, обеспечивающих сознательное воздействие на социальную сферу с целью достижения определенных результатов. На федеральном уровне это министерства социального профиля (здравоохранения, образования, социальной защиты, труда и др.), на региональном уровне - соответствующие органы управления, на местном - городские и районные комитеты, отделы, департаменты, различные учреждения и службы социальной помощи на местах. Так, например, в префектурах округов города Москвы управление социальными процессами осуществляется Префектом и его заместителем через посредство Управления социального развития, ведающее вопросами образования, охраны здоровья населения, социального обеспечения и социальной защиты населения, культуры, досуга и спорта, молодежи и развития семьи, профилактики правонарушений, охраны окружающей среды, занятости и помощи безработным, поддержки и развития общественной активности различных социальных групп. Каждое из направлений социального развития в любом округе Москвы непосредственно обеспечивается специализированными управлениями и отделами.

На социальные процессы в обществе на всех его уровнях оказывают свое влияние также политические, общественные и религиозные организации.

Степень эмансипации каждого конкретного общества от стихийного воздействия случая, равно как и сила, эффективность его противодействия стихийным факторам носят конкретно-исторический характер. Границы целенаправленного воздействия на социальную среду, его содержание, цели и принципы зависят от сущности общества, господствующих в нем экономических отношений, политических институтов. Сознательное управление осуществляется в интересах класса или социальной группы, господствующих экономически. В соответствии со своими интересами господствующая общность создает систему общественных институтов, органов и организаций, призванных осуществлять управленческие, регулятивные воздействия на общество. Субъективные факторы таких воздействий в процессе общественного прогресса претерпели глубокие изменения - от управления посредством эмпирических, из непосредственного опыта получаемых и передаваемых из поколения в поколение, традиций, обычаев в первобытном обществе до сознательного управления социальными отношениями и процессами. При этом остается настоятельной необходимостью совершенствование управления социальным воспроизводством действительной жизни, что, в свою очередь, обусловливает требования к социальному познанию существенных, устойчивых связей, выражающих инвариантный способ организации социальной сферы в определенную целостность, характеризующих способы сохранения ее стабильности и развития, учету в управлении социальной сферой уникального и случайного.

Социальная сфера заключает в себе сложный клубок переплетений причинных связей, взаимодействий. Например, такой компонент, как социальная инфраструктура, причинно связан с другими компонентами социальной сферы и более или менее прямо "отвечает" за те или иные характеристики системы в целом. Его функции обусловлены конкретными особенностями структуры населения, его психологическими и национально-этническими традициями, ценностными ориентациями и установками. Компоненты социальной сферы неравноценны с точки зрения их места и роли в целостном жизнесуществовании населения, самореализации целей и интересов той или другой группы. Вместе с тем структурные элементы социальной сферы не взаимозаменяемы. Поэтому исследование социальной сферы предполагает не только изучение структурных характеристик, но и раскрытие функциональной динамики, перспектив развития социальной сферы. Отсюда перед социологом нередко возникает необходимость идти в своем поиске не от компонентов к социальной сфере, а от социальной сферы к компонентам и на этой основе раскрывать их природу, функции, назначение.

  • Социальная система

    Особенностью социальных систем является их сложность, которая обусловлена тем, что основной элемент системы — человек — имеет собственную субъективность и большой диапазон выбора поведения.

    Для социальной системы характерны неопределенность функционирования и существование границ управляемости.

    Определяющим признаком социальной организации является цель.

    Выбор понятия «организация» зависит от конкретной цели социального управления. Наиболее часто понятие подразумевает как объединение людей для достижения общей цели на основе разделения труда.

    Организационные структуры социальной сферы распределяются по отраслям:

    • образование;
    • культура и искусство;
    • здравоохранение;
    • туризм;
    • отдых;
    • физическая культура и спорт;
    • наука и инновации;
    • жилищный фонд;
    • коммунальное хозяйство.

    Организации социальной сферы могут создаваться государственными органами Российской Федерации, субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

    Задачи организаций социальной сферы

    Организации социальной сферы осуществляют управленческие, социально-культурные и иные функции некоммерческого характера и финансируются из соответствующего на основе сметы доходов и расходов.

    Организации социальной сферы создаются для достижения целей : социальных, благотворительных, культурных, образовательных и др.

    Организации социальной сферы могут осуществлять , но не в ущерб основной деятельности, а для достижения целей организации с помощью доходов от предпринимательской деятельности.

    Несмотря на все различия, структуры социальной сферы являются сложными системами, имеющими вход и выход и связанными с внешней средой.

    Жизнедеятельность организаций социальной сферы состоит из трех взаимосвязанных процессов:

    • получение ресурсов из внешней среды;
    • использование ресурсов для достижения цели организации;
    • передача результата во внешнюю среду.

    Организации социальной сферы не всегда могут рассчитывать на финансирование из бюджета.

    Задача менеджеров — поиск дополнительных или альтернативных источников финансирования.

    В ряде отраслей социальной сферы все большее развитие получают . Это касается образования, спорта, туризма.

    Социальная сфера вбирает в себя систему и населения , установленных законами государства и опирающихся на традиции жителей страны. Социальная сфера характеризуется своим ресурсным потенциалом, под которым понимают размеры материальных средств, вовлекаемых в ее развитие, состояние и возможности совершенствования объектов социальной инфраструктуры, количество занятых работников, качество их профессиональной подготовки.

    В настоящее время разработаны Национальные проекты , призванные улучшить положение в социальной сфере. Так, на Национальный проект «Здравоохранение» в 2006 — 2007 годах будет потрачено более 145 млрд рублей.

    В соответствии с рекомендациями приемлемая доля расходов на социальные нужды должна быть не меньше 20% национального бюджета. США и Япония тратят на социальные цели 19 — 21% , Германия, Англия и некоторые другие страны — несколько больше.

    Необходимо также отметить, что здоровье населения существенным образом зависит от объема ВВП. В мире прослеживается закономерность: продолжительность жизни в стране тем выше, чем выше ВВП . Россия по объему ВВП и продолжительности жизни сейчас находится в средней группе стран (в 2006 г. — 65 место).

    Вышеприведенная зависимость имеет место и в регионах России. Такое исследование было проведено по регионам Приволжского федерального округа.

    Как и любая другая организация, организация социальной сферы занимается проблемами — это весь комплекс вопросов по подбору, отбору, расстановке кадров, их эффективному использованию. При этом организации социальной сферы сталкиваются с проблемами закрепления кадров, что обусловлено относительно низким уровнем оплаты труда. Здесь гораздо большую роль играют другие стимулы работы, например, моральное удовлетворение результатами работы.