Таможенные органы – это часть правоохранительных структур, которая осуществляет защиту экономической безопасности и суверенитета, контролирует условия и порядок перемещения товаров и транспорта через границу, взимает и оформляет соответствующие платежи.

Цели

Таможенной границей служат параметры свободных складов и экономических зон. А также все пределы территории РФ. Эта таможенная территория обеспечивается законностью и правопорядком, защитой прав и интересов всех граждан, общества, организаций и государства посредством системы определённых органов. Нарушение законодательства и правил в этой сфере (например, случаи контрабанды) влекут за собой уголовную и административную ответственность.

Таможенные органы существуют в целях как экономических, так и правоохранительных. Последние направлены на поддержание безопасности государства, окружающей среды, здоровья и жизни людей. Экономические цели, которые преследуют таможенные органы, это пополнение доходов госбюджета, защита интересов российских производителей за счёт установления ограничений, квот и тарифов.

Задачи

Конституция РФ предписывает исключительную монополию государства на всю таможенную деятельность. Обеспечивает это ряд факторов:

  • Единая таможенная политика.
  • Единство границы и территории.
  • Единая система и общая регламентация деятельности, которую проводят таможенные органы.

Организация и правовая основа определена Таможенным кодексом РФ, а также отдельными законами и подзаконными актами, международными договорами. Если же другие страны с Россией устанавливают иные правила, не предусмотренные отечественным законодательством, то согласно Конституции можно применять правила международных договоров. Задачи, которые решает система таможенных органов, следующие:

  1. Разработка соответствующей политики РФ, её реализация.
  2. Участие в организации и совершенствовании системы ведомства.
  3. Обеспечение единства таможенной территории и безопасности экономики РФ.
  4. Защита интересов экономики РФ.
  5. Международное сотрудничество в области таможенных вопросов и проблем.

Система таможенных органов

Это единая централизованная система, в которую входят следующие государственные органы:

  • Гос. таможенный комитет Российской Федерации.
  • Управления по таможне в регионах Российской Федерации.
  • Собственно ведомства.
  • Посты.

Есть в этой системе также специальные подразделения: лаборатории, научные, исследовательские и образовательные учреждения, вычислительные центры, другие организации и предприятия. Таможенные органы РФ возглавляются Государственным таможенным комитетом с председателем. Его назначает на должность и освобождает от неё президент России. Коллегия, образованная как совещательный орган при председателе, рассматривает самые важные вопросы. В её составе находится не только председатель с заместителями, но и другие компетентные работники. Также при Комитете функционирует Консультативный совет, контролирующий таможенные органы РФ. Он также рассматривает и анализирует проводимую ведомством политику.

Таможенный комитет

Система таможенных органов возглавляется, как уже было сказано, Государственным таможенным комитетом. Это ведомство руководит всеми нижестоящими структурными подразделениями. Состоит он из многих управлений, распределённых по направлениям деятельности: контроля, доходов, анализа и статистики, правовой и таможенный отделы, центры валютного контроля, безопасности, по борьбе с контрабандой и преступлениями этой сферы. Государственным таможенным комитетом России осуществляются контрольные и организационные функции, определяются соответствующие органы РФ, реорганизуются и ликвидируются профильные управления, определяется правовой статус.

Таможенные управления

Деятельность таможенных органов в регионах осуществляется на основе организации таможенного дела. Сюда также входит руководство постами на этой территории, отнюдь не совпадающей с административным делением России. Они финансируют подчинённые единицы, взаимодействуют с местным самоуправлением и другими органами правопорядка и коммерческими структурами.

Сейчас создано и действуют на территории России десять таможенных управлений в регионах. Это Татарское, Дагестанское, Западно-Сибирское, Московское, Уральское, Поволжское, Восточно-Сибирское, Северо-Кавказское, Дальневосточное и Севоро-Западное. Существуют пограничные таможни и внутренние. То есть те, которые создаются на границе и те, что действуют внутри территории страны. Таможня – лицо юридическое, имеющее свою печать и собственные счета в банках. Это позволяет ей проводить таможенное регулирование самостоятельно.

Таможенный пост

Это полностью уполномоченное подразделение. Объект, способный проводить контроль и оформление на конкретной территории определённого пункта, - это таможенный пост. Юридическим лицом он сам по себе не является, но выполняет следующие функции:

  1. Взимание таможенных пошлин, налогов и прочих таможенных платежей.
  2. Обеспечение соблюдения разрешительного порядка в перемещении транспорта и товаров через границу Российской Федерации.
  3. Борьба с контрабандой и прочими нарушениями правил таможни и налогового законодательства.
  4. Профильная статистика внешней торговли и специальные данные по Российской Федерации.
  5. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.
  6. Контроль за вывозом из страны стратегических и прочих жизненно важных материалов для интересов Российской Федерации.
  7. Валютный контроль в пределах компетенции.
  8. Выполнение всех международных обязательств, касающихся таможни.
  9. Многие другие функции.

Органы таможенного контроля

В них работают уполномоченные лица. Именно они в этой сфере совершают управление. Таможенными органами РФ также проводится контроль посредством проверки сведений и документов. Работники ведомства проводят досмотр транспортных средств, товаров и физических лиц посредством учёта, устного опроса, проверки всех систем отчётности, осмотра территорий и складов хранения, точек беспошлинной торговли и свободных зон. Словом, всех тех мест, где надлежит провести соответствующий контроль.

Поскольку таможенное регулирование является одной из функций государственного аппарата РФ, к компетенции контроля относится и управление всей этой сферой. ФТС РФ имеет право создавать необходимые вспомогательные структуры. Это таможенные учреждения, органы и предприятия, а также представительства за рубежом. Это единая централизованная система, где регулирование осуществляется систематически и непрерывно.

Функции

В свете закона о таможенном регулировании этим органам предписаны следующие функции.

  • Контроль и совершенствование метода необходимых на границе операций.
  • Помощь в развитии внешней торговли России, внешнеэкономических связей всех субъектов, в ускорении товарооборота.
  • Ведение специальной статистики таможни и внешней торговли.
  • Взимание налогов, компенсационных, специальных, антидемпинговых пошлин,. Взимание сборов, а также контроль своевременности уплаты и правильности исчисления.
  • Соблюдение порядка при перемещении транспорта международных перевозок и товаров через границу Таможенного союза.
  • Соблюдение ограничений и запретов относительно товаров, ввозимых и вывозимых из РФ, которые установлены законодательством.
  • Защита прав на интеллектуальную собственность.
  • Выявление, предупреждение, а затем и пресечение административных правонарушений и преступлений, находящихся в компетенции органов.
  • Принятие мер по защите общественного порядка, государственной безопасности, здоровья и жизни человека, его нравственности, по охране окружающей среды, животных и растений, а также защита интересов потребителей тех товаров, что ввозятся в РФ.
  • Контроль валютных операций, которые связаны с перемещением товаров в РФ и из РФ через границу.
  • Содействие в развитии транзитного и экспортного потенциала РФ, оптимизация структуры экспорта и содействие интересам отечественных производителей.
  • Меры противодействия легализации доходов, которые получены преступным путём. А также финансированию терроризма при перемещении через границу валюты, ценных бумаг и дорожных чеков.
  • Информирование и консультирование по таможенному делу, разъяснение прав и обязанностей заинтересованным лицам, содействие участникам внешнеэкономических связей при совершении операций на таможне.
  • Выполнение международных обязательств РФ в области таможенного дела, сотрудничество с компетентными органами других государств, а также организациями, которые занимаются этим делом.
  • Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области деятельности таможни.

Исходя из вышеизложенного, функции таможенных органов можно классифицировать следующим образом. Первая группа – основные, то есть внешние, отраслевые. Их можно реализовать лишь на уровне административных отношений: таможенный контроль, информирование, взимание платежей, предоставление льгот и так далее. Вторая группа обеспечивает управление органами. Это внутренние функции – финансовая, плановая, кадровая, материально-техническая и остальная деятельность, обеспечивающие работу организационного характера.

Права таможенных органов

Выполняя возложенные на них функции, таможенные органы могут использовать следующие права:

  • Требовать сведения и документы.
  • Проверять у должностных лиц и граждан, участвующих в таможенной операции, документ, удостоверяющий личность.
  • Требовать от юридических и физических лиц подтверждение полномочий на деятельность.
  • Осуществлять оперативно-розыскную деятельность, чтобы выявить, предупредить, пресечь и раскрыть преступление в пределах компетенции, которая определена законодательством РФ.
  • Осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах компетенции и в том порядке, что определён законодательством РФ.
  • Привлекать к административной ответственности.
  • Использовать средства связи или транспорт, принадлежащие общественным объединениям или организациям для предотвращения преступлений.
  • Задерживать и доставлять в служебные помещения лиц, которые подозреваются в совершении преступлений, административных правонарушений или тех, что пребывают в границах таможенного дела.
  • Ведение документирования, аудио- и видеозаписи, фото- и киносъёмки событий и фактов, которые связаны с ввозом в РФ и вывозом из РФ товаров, с осуществлением перевозок и хранения, что находятся под контролем таможни, а также совершение грузовых перевозок или иных операций.
  • Другие многочисленные права.

Органам же государственной власти в субъектах РФ, а также местного самоуправления и любым общественным организациям вмешиваться в деятельность таможенных ведомств при осуществлении ними соответствующих функций запрещено.

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центр дополнительного профессионального образования

ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Структура и содержание таможенного дела, таможенная политика в РФ»

Курсовая работа студента

Лагода Владимира Валерьевича

Научный руководитель

Случанко Александр Эдуардович

Дата сдачи: ___________

Дата защиты: ___________

Оценка: __________

Калининград 2006

Введение ……………………………………………..………………….……..…3

Глава 1. Таможенное дело Российской Федерации……..…………….….…...5

1.1. История таможенного дела и таможенной политики России…………....5

1.2. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации…………………………….……………………………………....…..6

1.3. Законодательство о таможенном деле………….……………………….....9

1.4.Понятия, используемые в таможенном деле………………………………10

1.5. Таможенная территория и таможенная граница ……..………………....14

1.6. Таможенная политика……………….………….……………………….....19

Глава 2. Таможенные органы Российской Федерации.……………………….23

2.1. Понятие, компетенция и функции таможенных органов Российской Федерации…………………………………………………………………….....23

2.2. Единая система таможенных органов…………………………………....26

2.3. Федеральная таможенная служба Российской Федерации………….…..28

2.4. Региональное таможенное управление…………………………..…….…33

2.5. Таможни и таможенные посты…………………………………………....36

2.6. Специализируемые таможенные органы………....…….………………..39

Заключение…………………………………………...……………………….....41

Список используемых источников и литературы…….………………….…...43

Приложение………………………………………………………...……….…..44


Введение

Децентрализация внешнеэкономической деятельности и интегрирование экономики в мировое хозяйство, предопределяет необходимость регулирования внешнеторговых отношений. Все эти процессы должны быть обеспечены надлежащим таможенным механизмом, четко урегулированным правовыми нормами. Этого требуют нормальное функционирование экономики и развития гражданского общества. В этом и заключается неотъемлемая функция любого государства, стремящегося обеспечить свою политическую независимость и экономическую безопасность. В связи с чем, актуальным является изучения вопросов регулирования внешнеторговых отношений.

Целью курсовой работы являются изучения структуры и содержания таможенного дела и таможенной политики в Российской Федерации.

В связи с этим основными задачами, предопределившими структуру работы, при раскрытии данного вопроса, являются:

· необходимо определить, когда произошло зарождение таможенного дела и таможенной политики, что явилось предпосылками и каково состояние таможенной системы в настоящее время;

· далее в работе происходит более детальное описание и раскрытие понятий «таможенное дело» и «таможенная политика». Эти два понятия необходимо разграничивать, так как таможенное дело представляет собой сферу деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику страны, а таможенная политика – это система мероприятий, проводимых государством, направленных на всестороннее регулирование таможенных отношений;

· таможенная политика осуществляется на основании законодательных актов, регламентирующих деятельность таможенной системы и поэтому следующим будет рассмотрение этих законодательных актов;

· для более детального рассмотрения таможенной политики и таможенного дела необходимо изучить ряд понятий, касающихся данной сферы деятельности государства;

· таможенное дело и таможенная политика осуществляется на территории России через таможенные органы, которые регулируют правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращаю­щиеся в данной сфере, в связи, с чем в работе будут раскрыты структура, функции, задачи и обязанности таможенных органов.

В качестве литературы, использованной при написании данной работы центральное место занимает Таможенный Кодекс РФ, который постоянно модернизируется в целях эффективного осуществления таможенной политики. Также вместе с Таможенным Кодексом РФ были использованы ряд законов, указов и постановлений, касающихся таможенного дела в России. Существенным изменением законодательной базы явился Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", на основании, которого четко определена структура таможенных органов, во главе которых стоит Федеральная Таможенная Служба РФ (ранее центральным звеном в системе таможенных органов являлся Государственный Таможенный Комитет РФ). Данный указ придал государственным органам статус федерального агентства. Государственный таможенный комитет Российской Федерации преобразовался, в свою очередь, в Федеральную таможенную службу, при этом его по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности передаются Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.

Также для написания работы был изучен ряд учебников, касающихся данной проблематики, в которых очень подробно и четко описываются вопросы, входящие в ведение таможенных органов, структура таможенной системы. Были использованы работы таких специалистов как доцент, кандидат юридических наук – Бакаева О.Ю., кандидат юридических наук – Матвиенко Г.В., доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ – Химичева Н.И. и другие.

Кроме того, в работе будет представлена в качестве приложения структура таможенных органов с сотрудниками, занимающими руководящие должности в данных подразделениях.


Глава 1. Таможенное дело Российской Федерации

1.1. История таможенного дела и таможенной политики России

Таможенное дело берет свое начало от зарождения товарного хозяйства и торгового обмена, от простейших форм налогообложения. Точное время его зарождения определить вряд ли возможно, но доподлинно известно, что уже в III в. до н.э. в г. Тарифе (в нынешней Андалузии) в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносились название товара, его единицы измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров), систематизировавшая порядок и величину пошлины, была названа в честь города - тариф. Таможенный тариф стал для государства важным инструментом пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались или уменьшались с учетом экономической конъюнктуры.

В России история таможенного дела имеет более чем 1000-летний период своего существования и прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах и на перекрестках древних торговых путей, от возникновения там г сборных торговых или так называемых гостиных мест, пунктов промышленного обмена, перевалки и складирования товаров. Их появление историки относят к VIII в. В Киевской Руси среди многочисленных сборов и пошлин были распространены «осмничее» и «мыт» - сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отведенным для торга, либо за покровительство, оказываемое купцам.

Сильное влияние на развитие таможенного дела в России оказали монголо-татарские завоеватели. В этот период в оборот вошло тюркское слово «тамга»,т. е. пошлина, от которого произошли слова «тамжить», т. е. взыскивать пошлину, «таможня» - место на ярмарке или рынке, где тамжили товар, и, естественно, «таможенник» - служилый человек, взимавший тамгу.

Картины развития таможенного дела в России и других государствах во многом сходны. Его основная цель и направленность заключались в удовлетворении потребностей государственной казны посредством взимания торговых пошлин и сборов и в регулировании внешнеторговых связей. Таможня, став неотъемлемым атрибутом внутренней и внешней торговли, посредством своей деятельности всегда оказывала мощное влияние и на формирование благоприятного торгово-экономического режима в стране.

В начале XVI в., когда завершилось создание Московского государства, предпринимаются первые попытки унификации сбора пошлин с товаров. В грамоте таможенникам г. Дмитрова 1521 г. содержались отдельные правовые нормы о порядке сбора пошлин с некоторых товаров. Позже в Таможенной новгородской грамоте о сборе пошлин от 17 марта 1571 г. наряду с росписями о ставках пошлин с товаров впервые было отражено требование о ведении таможенных книг.

Значительное развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра I. Этому способствовали бурное развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства, выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства, открывшие путь русским товарам в Европу.

Создание таможенной системы России в современный период опирается на ее предшествующий опыт, в том числе накопленный и в советский период развития нашего государства.

Становление и развитие современного таможенного дела в нашей стране началось с конца 1991 г. Распад СССР на ряд независимых государств, становление новой российской государственности, либерализация внешнеэкономической деятельности и ряд других факторов нашли свое отражение в изменении таможенной политики обновленной России и вызвали необходимость преобразования таможенной системы в соответствии с существующими реалиями.

1.2. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации

Страница 3 из 17

Понятие таможенного дела. Источники таможенного дела в Российской Федерации

Процесс развития, интеграции и глобализации мировой экономики привел к тому, что на современном этапе развития ни одна страна не способна развиваться самостоятельно. Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важный фактор экономического роста. Отношения, возникающие в ходе внешнеэкономической деятельности, а именно перемещения товаров и услуг, транспортных средств через таможенную границу, регламентирует таможенное дело.

Таможенное дело - это отношения, складывающиеся в системе внешнеэкономических связей и являющиеся одним из важнейших элементов в международных отношениях на мировом и национальном уровне.

Зарождение таможенного дела относится к глубокой древности. В III веке до н.э. в городе Тарифа в нынешней Андалузии, в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, его единицы измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров), которая систематизировала порядок и величину пошлины, была названа в честь города - тариф.

Многочисленные факты истории позволяют утверждать о 1000 – летнем периоде существования в России таможенного дела. Первые упоминания о таможенных отношениях Киевской Руси с другими странами датируются IX веком. Именно тогда в Киевской Руси взимался мыт - сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отведенным для торга, за покровительство, оказываемое купцам и т.п. В XII-XV вв. во время удельного периода российской государственности, содержание таможенных мероприятий стало более предсказуемым и сопряженным с экономическими интересами крупных земельных собственников. Появились новые виды таможенных платежей. С начала XIII века взимание таможенных платежей осуществлялось уже как с определенного количества, так и в зависимости от ценности взвешиваемых продуктов (при определении «весчего сбора»).

На развитие таможенного дела сильное влияние, приведшее, в частности, к значительному усложнению системы таможенных платежей, оказали монголы-завоеватели. В середине XIII века монголо-татары ввели свою пошлину – тамгу. Тамга (тюрк.) означает знак собственности, клеймо или печать. Поначалу тамга бралась, когда при продаже требовалось приложение клейма (печати) князи или наместника. Постепенно тамга превратилась в одну из наиболее доходных пошлин, взимаемых со стоимости товара. Со временем название ее перешло на все сборы, получившие название таможенных, и на место их сбора, таможню.

Таможенная служба в ее современном понимании как единая государственная структура, регулирующая торгово-экономические отношения государства с другими странами, появилась лишь в XVII веке.

В середине XVII века в царствование Алексея Михайловича был принят первый единый для Московского царства законодательный акт, положивший начало преобразованию таможенного дела на Руси. 25 октября 1653 года царь Алексей Михайлович подписал Указ “О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и городах, с показанием по скольку взято и с каких товаров” - Торговый устав. “Торговым всяких чинов людям товаров своих и на покупку товаров денег не таить и цены с товаров не убавлять и являть в таможнях товары и деньги, и продажную цену сказывать прямо в правду, без всякой хитрости: А которые всяких чинов торговые люди учнут товары свои таить и продажной цены у товаров убавливать, у тех торговых людей те их товары имати на себя Государя бесповоротно: А которые торговые люди объявятся с утаенными товарами и с убавочною ценою в другой раз, и в третий раз, тем людям, сверх тех их взятых товаров, чинить наказание, бить кнутом нещадно”, - говорилось в Указе. В переводе на современный язык речь идет о занижении таможенной стоимости и распоряжении товарами не прошедшими таможенного оформления и конфискации таких товаров в пользу государства - проблемах, и сегодня актуальных для любой таможенной службы. Этим Уставом впервые законодательно были закреплены права и обязанности таможенников (мытчиков) по осуществлению контроля над перевозом товаров и перемещением людей. Данный Указ (Торговый или Таможенный устав) заложил основу развития единой системы государства. Далее были приняты Уставная таможенная грамота (1654 год) и Новоторговый устав (1667 год). Эти документы явились началом реформ в российской таможенной системе, в то время самой запутанной и архаичной.

С 1700 года в царствование Петра I управляющие таможни начинают называться таможенными бурмистрами, а с 1720 года – обер - цольнерами.

В 1753-1757 гг. проводится таможенная реформа согласно Манифесту от 20 декабря 1753 года.

В начале XIX века в России происходит смена коллежской системы управления на министерскую. 25 июня 1811 года Министерство коммерции ликвидируется. Функция управления таможнями передается в Департамент внешней торговли, включенный в состав образованного в 1802 году Министерства финансов.

С начала 1865 года функции по управлению таможенными учреждениями передаются Департаменту таможенных сборов.

В 1868 году с целью усиления охраны морской границы в Балтийском море создается Морское крейсерство, а в 1872 году там основывается таможенная флотилия.

В октябре 1893 года пограничная стража выводится из подчинения начальников Департамента таможенных сборов и таможенных округов, и ей присваивается название Отдельного корпуса пограничной стражи, который переводится в непосредственное подчинение Министра финансов.

В мае 1912 года производится последняя реорганизация таможенной службы в царской России.

Мировая война, первые годы революции и гражданской войны окончательно сводят к нулю как внешний товарооборот, так и функции российской таможни. В условиях хозяйственной разрухи и натурального товарообмена вопрос о таможенной политике не возникает.

К реформированию внешней торговли приступает Временное правительство. Последующие перемены происходят после Октябрьской революции 1917 года. Из теории общенародной собственности, естественно, следует вывод о национализации внешней торговли. Положением ВЦИК и СНК о рабочем контроле от 14 ноября 1917 года вводилась государственная торговая монополия на все товары первой необходимости.

22 апреля 1918 года принимается декрет СНК о национализации внешней торговли. Через месяц учреждается пограничная охрана. В июне принимается декрет «О переходе Департамента таможенных сборов, Главного управления пограничной охраны и корчемной стражи в ведение Народного комиссариата торговли и промышленности». Департамент таможенных сборов переименовывается в Главное управление таможенного контроля с непосредственным подчинением Народному комиссару торговли и промышленности.

В начале 1921 года политика «военного коммунизма» сменяется «новой экономической политикой». Товарный голод в стране, дезорганизация рынка, низкое качество продукции, высокая себестоимость отечественных товаров при недостаточном ввозе – такими были объективные условия, благоприятствовавшие развитию контрабанды.

В декабре 1921 года принимается закон о борьбе с контрабандой, в соответствии с которым при ВЧК начинает работать Центральная комиссия по борьбе с контрабандой под председательством Реввоенсовета. В комиссии активно принимали участие таможенные органы.

Таможенный устав СССР 1924 года, явившийся первым кодифицированным актом по таможенному делу, окончательно закрепляет сформировавшуюся к тому времени систему таможенного управления. Главной задачей таможенных органов становится контроль над экспортно-импортными операциями в рамках государственной монополии внешней торговли.

На рубеже 20–30-х годов усиливается командно-бюрократический стиль управления экономикой, укрепляется принцип государственной монополии, резко сокращается число участников внешнеторговых связей, таможенный контроль становится чисто вспомогательным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности.

Таможенным кодексом 1964 года таможня подчиняется Министерству внешней торговли СССР.

Решением Совета Министров в 1986 году на базе Главного таможенного управления при МВТ СССР образуется Главное управление государственного таможенного контроля (ГУГТК) при Совете Министров СССР.

25 октября 1991 года Указом Президента РСФСР образуется Государственный таможенный комитет России (ГТК России). Вновь созданная таможенная служба России заступает на охрану экономических рубежей нового государства. Этот момент явился началом трудного этапа возрождения и становления таможенной службы, как важного государственного органа регулирования и контроля ВЭД. От бывшего союзного государства Россия унаследовала крайне усеченную и ослабленную сеть таможенных органов, необустроенные, а в ряде случаев и неохраняемые границы, отсутствие адекватного законодательства. В 1993 г. принимается Таможенный кодекс РФ, отслуживший ровно десять лет.

По нормам, признанным Всемирной таможенной организацией, показателем степени развитости таможенной администрации любого государства является развитая инфраструктура, применение современных информационных технологий, правовая база и квалифицированные кадры. Современная таможенная служба России отвечает этим критериям, а принятие нового Таможенного кодекса (вступил в силу с 1 января 2004 г.) приближает ее к первой десятке таможенных администраций мира с наиболее развитым законодательством. Нормы, заложенные в этом документе, требуют коренного реформирования таможенного администрирования, новых подходов, смены приоритетов, более того–изменения психологии и менталитета таможенников. Это начало крупномасштабной реформы таможенного дела в Российской Федерации.

Уход от административного и фискального давления в сторону всемерного содействия участникам ВЭД, отказ от тотального таможенного контроля и переход к работе на основании анализа и управления рисками, применение новейших информационных технологий, безбумажный обмен информацией, партнерские отношения с бизнесом–все это составляющие уже начавшейся реформы.

При всей сложности и противоречивости исторического пути российской таможни опыт его свидетельствует о том, что таможенное дело и таможенное регулирование в России сложились как важнейшая сфера экономического регулирования ВЭД государства, инструмент регулирования внешней торговли и защиты национальных интересов. Поэтому они, в свою очередь, лежат в основе характеристики внешнеторговой (внешнеэкономической) деятельности.

Из самого словосочетания “таможенное дело” следует, что в собственном смысле оно означает деятельность, осуществляемую таможней и взаимодействующими с нею другими структурами. В современном представлении термин “таможенное дело” охватывает сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства.

В рамках государственного регулирования ВЭД таможенная деятельность имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей.

В Таможенном кодексе Российской Федерации (ст.1, ч.2) под таможенном делом понимается совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенное дело – предмет ведения Российской Федерации. Конституция РФ (п. “ж” ст.71) относит к ведению РФ таможенное регулирование, которое заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 1 ч.1. ТК РФ).

Согласно ст.1. ч.3. ТК РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.

Отнесение таможенного дела к федеральной компетенции обеспечивает единство таможенной территории и централизацию таможенного дела в стране.

Под таможенной территорией понимается территории Российской Федерации, а также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию. На таможенной территории РФ в полном объеме действует единое таможенное законодательство.

Однако понятие таможенной территории не совпадает с понятием государственной территории. В ряде случаев из таможенной территории могут исключаться участки государственной территории и, наоборот, включаться участки, находящие за пределами государственной границы.

В соответствии со ст. 2 ч.1,2 Таможенного кодекса РФ таможенная территория состоит из территории Российской Федерации, а также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также на территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматри-ваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установлен-ных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых Таможенным кодексом и иными федеральными законами.

Статья 8 (ч.1) Конституции РФ устанавливает: “в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности”. На территории РФ “не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств” (ч.1 ст.74 Конституции РФ).

Под таможенной границей понимается воображаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию. Элементами таможенной границы являются пределы таможенной территории РФ, а также периметры особых экономических зон, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, на которых находятся искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключением периметров особых экономических зон, исключительной экономической зоны, и континентального шельфа, на которых находятся искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принято различать внешнюю и внутреннюю границы.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств. Она, как правило, совпадает с государственной границей, за исключением периметров особых экономических зон, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, на которых находятся искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Охрана внешней таможенной границы осуществляется пограничными войсками совместно с таможенниками.

Внутренние таможенные границы образуют периметры особых экономических зон. Они проходят в глубине таможенной территории страны.

По своему административно-правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена к внешней: территория особой экономической зоны рассматривается как пограничная, въезд туда осуществляется строго по пропускам через специальные контрольно-пропускные пункты. Однако охрана внутренней границы обеспечивается не пограничными войсками, а таможенными совместно с администрацией свободной таможенной зоны.

Для обеспечения единства экономического пространства и единства таможенного дела в стране Конституция РФ предусматривает соответствующие ограничения в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Единство таможенного дела гарантируется и особенностями законодательного процесса в отношении федеральных законов по вопросам таможенного регулирования: согласно ст.106, п. “в” Конституции РФ такого рода нормативные акты подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания.

Основанное на содержании Таможенного кодекса России и иных нормативных актов в сфере таможенного дела структура таможенного дела выглядит следующим образом:

Таможенное регулирование;

Основные принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

Деятельность в области таможенного дела;

Таможенные процедуры;

Таможенные режимы;

Специальные таможенные процедуры;

Таможенно-тарифное регулирование (страна происхождения товара и таможенные платежи);

Таможенное оформление;

Таможенный контроль;

Ведение таможенной статистики внешней торговли;

Борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов;

Борьба с административными правонарушениями в сфере таможенного дела (нарушениями таможенных правил) и применение мер ответственности за эти нарушения, производство по делам об административном правонарушении и их рассмотрение;

Информирование и консультирование;

Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;

Таможенные органы;

Регулирование прохождения службы в таможенных органах;

Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле.

Приведенная система отражает лишь современную структуру российского таможенного дела. Но таможенное дело не является неизменным. Новые задачи таможенного регулирования могут потребовать новых средств его осуществления, а их изменение и дополнение получит адекватное отражение в содержании таможенной деятельности. Однако каким бы ни был набор компонентов таможенного дела в каждый данный момент, в своей совокупности они всегда направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей государства.

Экономические цели таможенной деятельности достигаются посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу: таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, сборов за таможенное оформление, хранение товаров, таможенное сопровождение.

Регулятивные цели таможенной деятельности достигаются посредством установления ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, а также запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, квотирования экспорта и импорта; выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и др. Регулятивная таможенная деятельность осуществляется исходя из соображений защиты экономической основы собственного суверенитета страны; защиты внутреннего потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям. Установления любых протекционистских мер производится таможенными органами при условии соблюдения требований, предусмотренных законодательством и международными договорами Российской Федерации.

Правоохранительные цели таможенной деятельности заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений, окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в применении мер пресечения незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д. На достижение правоохранительных целей направлена деятельность всей системы таможенных органов, на которые возложены функции таможенного контроля, борьбы с контрабандой, другими преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности, а также административными правонарушениями в сфере таможенного дела, оперативно-розыскной деятельности, производства и рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере таможенного дела, а также применения ответственности за эти нарушения.

Таможенное дело является монополией государства. Главный смысл государственной монополии таможенного дела состоит в обеспечении централизованного регулирования внешнеторгового обмена.

Монополия таможенного дела решает две задачи: всемерное использование внешнеэкономических связей для решения вопросов развития экономики страны и ограждение ее от неблагоприятного воздействия внешнеэкономических факторов– спекулятивных, монопольных, конъюнктурных и т.д.

Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в целях гармонизации и унификации национального законодательства с международными нормами и практикой (ст. 1 ч.4 ТК РФ).

Таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Оно зависит от международных договоров России и способствует их реализации. Таможенный кодекс РФ (ст. 8 ч.2 ТК РФ) устанавливает, что при осуществлении таможенного дела применяется принцип приоритета международного договора РФ, если в Таможенном кодексе РФ и других законодательных актах Российской Федерации по таможенному делу содержатся другие правила.

Источники таможенного дела включают в себя:

Международные принципы и нормы, подписанные РФ в сфере таможенного дела;

Конституционные нормы, регулирующие таможенное дело;

Законы (конституционные, федеральные, кодексы), регулирующие таможенное дело;

Нормативно-правые акты Президента России, Правительства России, ГТК России и иных государственных органов по вопросам таможенного дела.

Также к источникам таможенного дела следует отнести:

1. Публикации Международной торговой палаты, например, Правила толкования международных торговых терминов - “Инкотермс-2000”, “Унифицированные обычаи и практика для документарных аккредитивов”;

2. Документы комиссий ООН, например, общие условия поставок, контрактов и т.п.;

3. Обычное право (обычаи и обыкновения);

4. Судебно-арбитражную практику.

Также источником таможенного дела признается обычай.

Под обычаем понимаются сложившиеся и применяемые в таможенной сфере правила поведения, не предусмотренные законодательством. В некоторых случаях в нормативно-правовых актах содержатся прямые указания о применении обычая, если отношения сторон не урегулированы законодательно. Например, в Российской Федерации публиковались сборники обычаев морских портов и обычаев в области внешней торговли.

Поскольку обычай, как правило, не зафиксирован в документах, участники таможенных отношений имеют право доказывать наличие обычая или оспаривать его существование, используя весь арсенал доказательств, предусмотренных правом.

Разъяснения по вопросам административной и судебной практики в таможенной сфере, которые дают высшие административные (исполнительные) и судебные органы, не являются источниками таможенного права, хотя и оказывают большое влияние на правовое регулирование таможенных отношений (информационные письма, обзоры, рекомендации и другие документы Высшего Арбитражного Суда РФ и ГТК России). Такого рода документы выявляют условия правильного применения таможенного законодательства, способствуют уяснению смысла таможенных норм и тем самым существенно влияют на осуществление таможенной деятельности и реализацию таможенного законодательства.

Законодательство признает также в качестве регулятора ВЭД контракты между непосредственными участниками ВЭД, но это такой регулятор, который основывается на нормах национального права, имеющих обязательный (императивный) характер, и нормах международного права, носящих диспозитивный характер, когда стороны имеют право отступать от этих норм.



Оглавление
Правовые основы таможенного дела в России. Основы российского таможенного права.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Акцизы и НДС
Таможенные сборы
Таможенные и тарифные льготы
Все страницы

Вопрос 1. Содержание и задачи таможенного дела .

Структуру современного таможенного дела можно представить следующими основными блоками:

принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

таможенные режимы;

таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

таможенное оформление;

таможенный контроль;

предоставление таможенных льгот;

ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешне­экономической деятельности;

правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

Экономические цели таможенного дела достигаются путем пополнения государственного бюджета, путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Регулятивные цели таможенного дела достигаются путем установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров.

Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей.

Вопрос 2. Структура таможенных органов и организаций, находящихся в ведении ФТС РФ.

На верху иерархической лестницы таможенных органов стоит ФТС РФ. ФТС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра экономического развития и торговли РФ. Руководитель ФТС имеет первого заместителя и 4 заместителей. Структура ФТС включает в себя:8 главных управлений: Главное организационно-инспекторское управление Главное управление организации таможенного контроля; Главное управление по борьбе с контрабандой; Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений; Главное управление тылового обеспечения; Главное управление федеральных таможенных доходов; Главное финансово-экономическое управление; Главное управление информационных технологий.

11 управлений : Управление кадров; Управление валютного контроля; Управление таможенного сотрудничества; Управление делами; Контрольно-ревизионное управление; Правовое управление; Управление собственной безопасности; Управление таможенной инспекции; Управление таможенной статистики и анализа; Управление таможенных расследований и дознания; Управление организации силового обеспечения.

Непосредственно ФТС подчиняются таможни центрального подчинения: Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская, Центральная базовая, Центральная энергетическая, а также специализированные подразделения: Российская таможенная академия и Кинологический центр ФТС России.

Территориальными подразделениями ФТС являются 7 РТУ:

Центральное таможенное управление;

Северо-западное таможенное управление;

Южное таможенное управление;

Приволжское таможенное управление;

Уральское таможенное управление;

Сибирское таможенное управление;

Дальневосточное таможенное управление.

В задачи РТУ входят организация таможенного дела, обеспечение своевременного перечисления в федеральный бюджет таможенных платежей, обобщение и анализ таможенной практики, разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории России, ее экономической безопасности в части, относящейся к таможенному делу, борьба с контрабандой и иными таможенными правонарушениями. Н епосредственно РТУ подчиняются таможни. Существуют таможни непосредственно подчиненные ФТС. В задачи таможен входит осуществление таможенной деятельности в своем регионе. Свою деятельность таможни осуществляют через таможенные посты.

Вопрос 3. Понятие и отраслевые особенности таможенных услуг.

Услуги по таможенному консультированию (таможенный консалтинг).

Таможенный консалтинг – один из самых сложных и ответственных видов консультационных услуг. Это связано не только со сложностью законодательных актов, но и с тем, что несоблюдение таможенных норм может повлечь серьезные риски для участников внешнеэкономической деятельности. Как правило, таможенный консалтинг включает в себя также и юридическую поддержку в случае возникновения различного рода конфликтов и на стадии судебных споров.

Услуги таможенных брокеров (таможенное оформление)

Таможенный брокер – это специализированная компания, являющаяся посредником между государством в лице таможенной службы и участниками внешнеэкономической деятельности. Все таможенные брокеры должны быть занесены в государственный реестр и иметь свидетельство, подтверждающее право занятия деятельностью по таможенному оформлению.

Услуги таможенного брокера включают в себя декларирование товаров, составление таможенной декларации и иных документов, предоставление данных документов в таможенные органы, предъявление декларируемых товаров к таможенному контролю.

Вопрос 4. Защита таможенными органами прав интеллектуальной собственности.Положение о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами разработано на основе таможенного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, а также международных договоров и иных обязательств Российской Федерации в целях обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности и пресечения незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации.Таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, на основании письменного заявления правообладателя или его представителя.

Меры , связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, принимаются таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.

В соответствии со статьей 360 там Кодекса товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и до момента:

Выпуска для свободного обращения;

Уничтожения;

Отказа в пользу государства;

Обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;

Вопрос 5. Таможенный брокер.

Таможенный брокер (представитель) - это посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции. Правовой статус брокера определен гл. 15 ТК (ст. 139 - 148). Таможенным брокером может быть российское юридическое лицо, включённое в Реестр таможенных брокеров (представителей). Государственное предприятие не может быть таможенным брокером. Особенность деятельности таможенного брокера заключается в том, что все таможенные операции таможенный брокер осуществляет, как если бы он сам перемещал товар через таможенную границу. То есть таможенный брокер обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представить свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

При заключении договора с представляемым лицом таможенный брокер вправе:

Предоставлять скидки в отношении цены и предоставлять другие льготы для отдельных категорий представляемых лиц;

Устанавливать в качестве условия заключения договора с представляемым лицом требования обеспечения исполнения обязательств этого лица в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Вопрос 6 . Таможенная политика: структура и содержание.

Элементом как внешней, так и внутренней политики государства является таможенная политика, представляющая собой комплекс политико-правовых и иных мер воздействия на поведение участников ВЭД.

Таможенная политика государства должна способствовать расширению внешне-экономических связей, увеличению объёма внешне-тороговых организайций, развитию международного туризма. Таможенная политика должна обеспечивать наиболее эффективное использование инструментов от таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории страны, а так же участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка и стимулирования развития национальной экономики.

Политические факторы

Экономические факторы

Социальные факторы

Внешние факторы

По направлениям деятельности в состав таможенной политики можно выделить таможенно-тарифную политику, политику совершенствования таможенного контроля, политику таможенных платежей, политику таможенных режимов, политику конфинтеризации (возможно слово написано неправильно) таможенных систем, кадровую политику таможенной службы, политические противодействия коррупции и т.д.

Вопрос 7 Таможенно-тарифное регулирование ВЭД

Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:

а) инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

б) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;

г) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с ТНВЭД. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе». Вышеназванным законом определены основные цели таможенного тарифа РФ:

Рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

Поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

Защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

Обеспечение условий для эффективных интеграции РФ в мировую экономику.

Вопрос 8. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности .

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ (ТН ВЭД) - классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях проведения таможенных операций. Принимается Правительством РФ, в разработке и дополнении участвует Федеральная таможенная служба. ТН ВЭД является расширенным российским вариантом Гармонизированной Системы (ГС), разработанной Всемирной таможенной организацией и принятой в качестве основы для товарной классификации в странах Евросоюза и других. Суть классификатора состоит в том, что каждому товару присваивается 10-значный код, который в дальнейшем и используется при совершении таможенных операций, таких как декларирование или взимание таможенных пошлин. Такое кодирование применяется в целях обеспечения однозначной идентификации товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, а также для упрощения автоматизированной обработки таможенных деклараций и иных сведений, предоставляемых таможенным органам при осуществлении ВЭД её участниками. Состоит из 21 раздела и 97 групп (77 группа ТН ВЭД в настоящее время зарезервирована и не используется).

Проблема содержания и структуры таможенного дела имеет не только концептуально-теоретическое, но и приклад­ное значение. Хотя Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК) и определяет понятие "таможенное дело", тем не менее некᴏᴛᴏᴩые весьма существенные вопросы остаются невыяснен­ными, и надо признать, что содержание ϶ᴛᴏго понятия в ка­кой-то мере по-прежнему остается дискуссионным.

Исходя из ст. 1 ТК, таможенное дело в Российской Федера­ции составляют таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного офор­мления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Это лаконичное и в то же вре­мя достаточно емкое определение понятия и одновременно структуры таможенного дела характеризует его в целом верно.

При этом если попробовать обобщенно определить главные отличительные особенности такого феномена, как таможенное дело, то ϶ᴛᴏ, во-первых, его сложный, комплексный харак­тер и, во-вторых, неоднородность составляющих элементов*.

* Думается, что достаточно спорно определение таможенного дела в ФЗ о внесении изм. и дополн. в ТК РФ: "...деятельность государственных ор­ганов по осуществлению Таможенной политики РФ, регулированию правоотношений, связанных с перемещением через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, установлением, введением и уплатой таможенных платежей, проведением таможенного контроля".

Возникает ряд вопросов:

Какие конкретно государственные органы имеются в виду: законодательные, исполнительные или судебные? Или каждая ветвь государственной власти играет ϲʙᴏю специфическую роль в осуществлении таможенной политики?

Каковы составные части, элементы таможенного дела? О них говорится исключительно частично, да и то в косвенной форме, через призму правоотношений.

Эти особенности обусловлены природой и предназначением таможенного дела, служащего решению весьма разнородных задач. Между тем приведенное из ТК определение не охваты­вает ряда очень важных составных частей таможенного дела.
Стоит отметить, что остается также не совсем ясным вопрос о месте и содержа­нии таможенной политики в структуре таможенного дела. И почему вообще таможенная политика включается в понятие "таможенное дело"?

Что касается составных частей таможенного дела, то к ним, помимо перечисленных, должны быть отнесены таможен­ная статистика и ведение Товарной номенклатуры внешнеэко­номической деятельности (ТН ВЭД), борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, а также с нарушениями таможенных правил, производство по делам о нарушениях таможенных правил и др.

С учетом сказанного структура таможенного дела может быть представлена следующими двенадцатью блоками:

1) таможенная политика;

2) перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств (принципы);

3) таможенные режимы;

4) таможенно-тарифное регулирование;

5) таможенные платежи (федеральные таможенные доходы);

6) таможенное оформление;

7) таможенный контроль;

8) таможенная статистика и Товарная номенклатура внеш­неэкономической деятельности;

9) контрабанда и иные преступления в сфере таможенно­го дела;

10) нарушения таможенных правил и ответственность за них;

11) производство по делам о нарушениях таможенных правил;

12) рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил.

Выделение данных блоков, конечно, несколько условно и может быть более дифференцированным. К примеру, в самосто­ятельный блок можно выделить дознание и оперативно-розыск­ную деятельность таможенных органов. В целом же оно дает адекватную картину современной структуры российского тамо­женного дела.

Еще один существенный момент. В самом ТК и практике таможенной деятельности отчетливо выделяются еще две весьма значимые и актуальные составные части: 1) междуна­родно-правовое сотрудничество РФ в сфере таможенного дела в рамках СНГ; 2) сотрудничество Российской Федерации с международными (дальнего зарубежья) экономическими, тор­говыми и таможенными организациями.

С учетом всего ϶ᴛᴏго можно, характеризуя структуру тамо­женного дела, определенно говорить не о двенадцати, а о че­тырнадцати блоках, составных частях таможенного дела России.

Значение, роль и статус каждого из отмеченных блоков неодинаковы. При этом, будучи различными по характеру и це­лям, по месту в системе таможенного дела, в совокупности они составляют органическое единство, поскольку служат об­щим таможенным (и более широким – внутри- и внешнеэкономическим) задачам Российской Федерации.

Нельзя не видеть серьезной разницы между таможенной политикой, составляющей "душу" таможенного дела, и, ска­жем, таможенным оформлением или таможенным контро­лем – очень важными элементами, но все же подчиненными ϶ᴛᴏй политике, обслуживающими ее. Надо различать также нормы материального и процессуального таможенного права, кᴏᴛᴏᴩыми регулируется статус тех или иных блоков таможен­ного дела. К примеру, контрабанда, уклонение от уплаты та­моженных платежей и иные преступления в сфере таможен­ного дела регулируются нормами материального уголовного права и выделены в самостоятельные статьи ТК.

Еще более рельефно видно разделение на нормы мате­риального таможенного права и таможенно-процессуального права в разделе Х ТК: "Нарушения таможенных правил и ответственность за данные нарушения. Производство по делам о на­рушениях таможенных правил и их рассмотрение". Данный раздел состоит из двух относительно самостоятельных подраз­делов. Первый (ст. 230–288) охватывает нормы материального таможенного права: понятие нарушения таможенных правил, ответственность лиц за их совершение; виды взысканий, классификация (перечень) видов нарушений таможенных правил и ответственность (с указанием конкретного вида взыскания) Второй подраздел – ϶ᴛᴏ таможенно-процессуальные нормы, регулирующие порядок производства по делам о нарушениях таможенных правил.

Значительными особенностями отличается такой блок, как таможенный контроль, кᴏᴛᴏᴩый носит как бы "сквозной" ха­рактер и пробудет практически на всех стадиях таможен­ной деятельности – в частности, в процессе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Все ϶ᴛᴏ свидетельствует о целостности таможенного дела и вместе с тем об объективной дифференцированности его со­ставных частей, каждая из кᴏᴛᴏᴩых имеет ϲʙᴏе назначение и обладает ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими особенностями. Именно такая специфика имеет существенное значение для правового, в т.ч. кодексно-законодательного, регулирования статуса каждого из блоков.

В связи с общей характеристикой таможенного дела, его содержания и структуры крайне важно хотя бы кратко опреде­лить наиболее часто употребляемые в "обороте" понятия. К их числу следует отнести прежде всего такие, как "таможня", "таможенная территория", "таможенная граница", "таможен­ные органы", "таможенная система", "таможенная служба", "таможенная политика", "таможенное законодательство". Со­держание ряда других понятий, ᴏᴛʜᴏϲᴙщихся к таможенному делу, раскрывается в ст. 18 ТК ("товары", "российские това­ры", "иностранные товары", "транспортные средства", "пере­мещение через таможенную границу Российской Федерации", "лица", "российские лица", "иностранные лица", "лица, пе­ремещающие товары", "декларант", "перевозчик", "таможен­ный режим", "выпуск", "условный выпуск", "таможенное оформление", "таможенный контроль", "меры экономической политики", "таможенные платежи", "таможенная пошлина", "налоги") Всего – 20 понятий, используемых при закрепле­нии ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих норм ТК.

Что касается первой группы понятий, то их, ввиду кон­цептуального значения, рассмотрим более подробно.

Отметим, что термин таможня произошел от слова "тамга", означав­шего у тюркских народов знак – клеймо (тавро), кᴏᴛᴏᴩое проставлялось на товаре, имуществе. Стоит сказать - получение ханских яр­лыков сопровождалось сбором, кᴏᴛᴏᴩый в сущности являлся пошлиной, взимавшейся при торговле на рынках и ярмарках. От слова "тамга" был образован глагол "тамжить", т. е. обла­гать товар пошлиной, а место, где товар тамжили, стало называться таможней. С тех пор, конечно, содержание данного понятия существенно видоизменилось. Сегодня та­можня – ϶ᴛᴏ правоохранительный по ϲʙᴏему характеру орган исполнительной власти, входящий в единую систему таможен­ных органов Российской Федерации.

Таможенную территорию Российской Федерации, соглас­но ТК, составляют сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. В нее включаются также находящиеся в исключительной экономи­ческой зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над кᴏᴛᴏᴩыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможен­ного дела.

Понятие таможенная граница Российской Федерации оз­начает пределы таможенной территории Российской Федера­ции, а также периметры ϲʙᴏбодных таможенных зон и ϲʙᴏбод­ных складов.

Таможенные органы – ϶ᴛᴏ правоохранительные органы исполнительной власти (в отличие от правоохранительных ор­ганов судебной власти), непосредственно осуществляющие таможенное дело. Стоит заметить, что они составляют единую систему, в кᴏᴛᴏᴩую входят Государственный таможенный комитет Российской Фе­дерации (ГТК России), региональные таможенные управле­ния, таможни, таможенные посты.

Таможенная система – собирательное понятие; оно под­разумевает не только действующую структуру таможенных органов, но и нормы таможенного законодательства, в том числе подзаконные и иные нормативно-правовые акты.

Система таможенного управления включает все струк­турные компоненты таможенных органов, непосредственно связанные с функционированием механизма государственного управления в таможенном деле, а также те таможенно-правовые акты, кᴏᴛᴏᴩые определяют правовой статус, компетен­цию таможенных органов, порядок их взаимодействия.

Под системой таможенных органов следует понимать только материальный компонент таможенной системы – соб­ственно исполнительные и распорядительные органы государ­ства, осуществляющие реализацию таможенной политики. Необходимо подчеркнуть, что для любой системы управления наиболее существенным признаком будет наличие строгой субординации отношений, иерархической административной подчиненности. С ϶ᴛᴏй позиции (являющейся, кстати го­воря, не бесспорной) в систему таможенных органов нельзя включить целый ряд государственных и коммерческих структур, учреждений, организаций, кᴏᴛᴏᴩые хотя и занимаются решением отдельных вопросов таможенного дела, но не нахо­дятся в подчинении центрального или местных таможенных органов.

Отметим, что термин таможенная служба в самом общем виде обозна­чает организацию государственной службы в таможенных орга­нах. При исследовании ее аспектов главным объектом высту­пают не система таможенных органов и не отдельный орган, а сотрудники данных учреждений как особая группа государ­ственных служащих.

Можно условно различать широкое и узкое понятие та­моженной службы. В первом случае речь идет о совокупнос­ти таможенных органов, органов таможенной охраны, об иных звеньях и структурах, непосредственно участвующих в тамо­женном деле, а также о правовом статусе должностных лиц таможенных органов, о порядке и правовых условиях прохож­дения государственной службы в таможенных органах, лабо­раториях, вычислительных центрах, НИИ, вузах и иных уч­реждениях таможенного профиля. Во втором случае – о та­моженной службе только как о виде государственной служ­бы, т. е. о порядке и условиях ее прохождения в таможенных органах.

В настоящей книге термин "таможенная служба" употреб­ляется преимущественно в широком смысле.

Руководство таможенным делом – одна из форм управ­ления, координации и контроля за реализацией таможенной политики. Стоит заметить, что оно входит в компетенцию государственной власти Российской Федерации – Федерального Собрания, Президен­та, Правительства.

Управление таможенным делом (или таможенное управ­ление) следует определить как организацию и осуществление управленческой деятельности, нацеленной на проведение в жизнь таможенной политики на различных территориальных уровнях: в рамках Российской Федерации в целом, на регио­нальном – республиканском, краевом, областном уровнях; на уровне территории деятельности таможенных постов.

Прежде чем перейти к вопросу о содержании и месте таможенной политики в структуре таможенного дела, необ­ходимо еще раз сказать о следующем. Включение таможен­ной политики в понятие таможенного дела, как ϶ᴛᴏ сделано в ТК (ст. 1), – новшество, причем не бесспорное. Многое за­висит от того, какое содержание вкладывать в понятие "та­моженная политика". В предыдущих таможенных кодексах, в том числе в ТК СССР 1991 г., таможенная политика не вклю­чалась в понятие "таможенное дело". Стоит заметить, что она рассматривалась от­дельно, только как составная часть внешней и внутренней политики страны. В действующем российском ТК таможенная политика включена в состав понятия "таможенное дело". Важно заметить, что од­нако цели ϶ᴛᴏй политики, кᴏᴛᴏᴩые подробно определены в ч. 2 ст. 2 ТК, выходят далеко за рамки приведенного в ст. 1 оп­ределения таможенного дела. По смыслу ч. 2 ст. 2 ТК, тамо­женная политика – ϶ᴛᴏ нечто более широкое, охватывающее стимулирование и защиту национальной экономики России, регулирование товарооборота, проведение структурной пере­стройки и другие масштабные процессы*.

* Определение таможенной политики, даваемое в ФЗ о внесении изм. и дополн. в ТК РФ, не решает ϶ᴛᴏй сложной проблемы. Поскольку де­финиция: "таможенная политика РФ будет составной частью ее внутренней и внешней политики и представляет систему мер, применя­емых государством с целью защиты национальной экономики, повыше­ния внешнеэкономических связей РФ" включает меры тарифного и не­тарифного регулирования, т. е. также содержит неравноценные поло­жения и нормы.

Во-первых. Таможенная политика призвана обеспечивать не только защиту национальной экономики, но и ее разви­тие, прогресс и, в конечном счете, процветание.

Во-вторых. В приведенном выше определении наряду с масштабными и правильными положениями и нормами вклю­чены относительно вторичные правовые предписания, в част­ности, касающиеся мер тарифного и нетарифного регулиро­вания.

Наличие среди составляющих таможенного дела столь обобщенного и многопланового понятия, как таможенная поли­тика, и одновременно относительно частных, хотя и весьма важных, таможенных инструментов и рычагов, таких, как по­рядок и условия перемещения через таможенную границу това­ров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и "другие средства проведения" таможенной политики в жизнь, вызыва­ет некᴏᴛᴏᴩые сомнения и вопросы. Насколько обоснованно по­добное совмещение? Правильно ли ставить на один уровень саму таможенную политику и средства ее проведения? Мы обратили внимание на данные моменты, ɥᴛᴏбы отметить некᴏᴛᴏᴩую внутреннюю несогласованность данного в ТК определения тамо­женного дела и одновременно подчеркнуть возможность его расширительного толкования. Такое толкование обусловлено, в частности, ст. 8, 9, 17, 34, 35, 74 Конституции РФ. В его пользу говорит также включение в ТК раздела "Не стоит забывать, что валютный контроль".

Из содержания статей, составляющих ϶ᴛᴏт раздел, вытекает, что валютный контроль входит в таможенное дело, и таможен­ные органы обладают здесь определенной компетенцией. По таким же основаниям к таможенному делу можно причислить предусмотренное в разделе XII ТК распоряжение товарами и транспортными средствами (конфискованными и обращенными в федеральную собственностью)

Таможенная политика России – ϶ᴛᴏ система политико-правовых, экономических, организационных и иных широко­масштабных мероприятий в сфере таможенного дела, направ­ленных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономи­ческих интересов. Это самое общее определение таможенной политики. Ее специфика, цели и принципы определены в ТК.

Таможенная политика будет составной частью внутрен­ней и внешней политики Российской Федерации. Ее "причаст­ность" к внутренней политике Российского государства оче­видна и обоснованна.
Интересно отметить, что таможенная политика как продолжение внутренней политики, инструмент и средство решения внутриэкономических задач приобрела в условиях приватизации, формирования и развития рыночных отношений большую зна­чимость. В первую очередь, она призвана стимулировать всестороннее развитие отечественной экономики, придать ей новые импуль­сы. Во-вторых, ее цель – ограждать эту экономику от проник­новения деструктивных элементов.

Как составная часть внутренней политики, таможенная по­литика будет по ϲʙᴏему характеру правоохранительной, сто­ящей на страже государственных интересов, прав предприятий, хозяйственных объединений, предпринимателей, граждан. При­чем ее правоохранительная направленность все более возраста­ет, особенно с принятием российского ТК. Не случайно в ст. 8 ТК таможенные органы отнесены к числу правоохранительных.

Не будет преувеличением утверждать: таможенная поли­тика служит обеспечению и реализации внешнеэкономических задач и интересов России. Причем продуманная и сбалансиро­ванная таможенная политика призвана, во-первых, создать условия для оздоровления и подъема российской экономики, а во-вторых, активно способствовать ее интегрированию в ми­ровое хозяйство.

Важно заметить, что один из основополагающих принципов – единство тамо­женной политики, осуществляемой в Российской Федерации. Это исключает возможность ее разделения между Федерацией и ее субъектами (по Конституции, ϶ᴛᴏ республики, края, области, города Москва и Санкт-Петербург, автономная об­ласть, автономные округа)

Принцип единства таможенной политики обусловливает отнесение таможенного регулирования к ведению Российской федерации. На основании ст. 74 Конституции, имеющей прямое отношение к характеристике таможенной политики, как, впрочем, и таможенного законодательства: 1) на терри­тории России не допускается установление таможенных гра­ниц, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для ϲʙᴏ­бодного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

2) ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с федеральным законом, если ϶ᴛᴏ крайне важно для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья лю­дей, охраны природы и культурных ценностей.

Что касается субъектов Российской Федерации, то целе­сообразно всемерно учитывать их потребности и интересы, а также опираться на информационно-консультативную помощь с их стороны в ходе подготовки нормативных документов в области таможенного дела, проектов дислокации таможен, обеспечения их инфраструктурой и т. д. Такой подход к инте­ресам субъектов Российской Федерации реализован в ряде указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ по таможенным вопросам.

Учитывая также тесную "соприкасаемость" таможенных и других государственных органов, крайне важно всесторонне углублять взаимодействие между ними. Такой характер взаимоотношений предусмотрен ст. 13 ТК. В ней установлено, что таможенные органы Российской Федерации в целях решения задач таможенного дела (а они реализуются посредством та­моженной политики) взаимодействуют с иными правоохрани­тельными и другими государственными органами, предприяти­ями, учреждениями, организациями и гражданами. Более того, в третьем абзаце данной статьи говорится: "В соответ­ствии с законодательными актами Российской Федерации та­моженные органы Российской Федерации вправе допускать выполнение под ϲʙᴏим контролем отдельных действий, отно­сящихся к их компетенции, другими государственными орга­нами, предприятиями, учреждениями и организациями".

Основные цели таможенной политики Российской Феде­рации, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 2 ТК, – наиболее эффективное использование инструментов таможенного контроля и регули­рования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития на­циональной экономики, содействию структурной перестройке и другим задачам экономической политики Российской Федерации.

Конечно, ϶ᴛᴏ далеко не полный перечень. Но он дает до­статочно ясное представление об основных контурах и пара­метрах таможенной политики, а также позволяет (в какой-то мере) выявить ее соотношение с таможенным законодатель­ством.

Поскольку мы непосредственно подошли к характеристи­ке таможенного законодательства, следует остановиться на понятии таможенного регулирования, кᴏᴛᴏᴩое используется в ряде статей (71, 106) Конституции РФ.

По нашему мнению, данное понятие весьма не однознач­но. Конечно, речь идет о регулировании таможенного дела, а не какой-то иной сферы. Причем подразумевается преимуще­ственно правовое регулирование, хотя, заметим сразу, ϶ᴛᴏго явно недостаточно. Вот почему таможенное регулирование предполагает использование целого спектра способов, методов, приемов (организационно-управленческих, экономических, технологических и т. д.) Даже самые тщательные с юридичес­кой точки зрения нормы не будут "работать" на практике. Когда речь идет о таком многоплановом понятии, как таможен­ное регулирование, прежде всего надо иметь в виду, что его крайне важно рассматривать только в теснейшей, органической связи с еще более сложным явлением, каким представляется современная таможенная политика России. А она в настоящее время отличается не только новыми подходами и динамизмом, но и недостаточной стабильностью, а подчас – непоследова­тельностью и противоречивостью.

В случае если кратко охарактеризовать правовую основу современ­ного российского таможенного дела, то условно можно гово­рить о трех ее составных частях: 1) конституционные нормы, прямо или косвенно регулирующие таможенное дело; 2) нор­мы законодательства (в узком смысле слова), т. е. собственно таможенные законы, и нормы иных законов, регулирующие таможенное дело; 3) текущие нормативно-правовые акты (из­даваемые Президентом, Правительством, а также ГТК России либо данным органом совместно с другими министерствами, го­сударственными комитетами) по вопросам таможенного дела.

В связи с данным представляется явно неточной формули­ровка ст. 7 ТК об осуществлении Президентом и Правитель­ством Российской Федерации общего руководства таможенным делом. Следовало бы ввести понятие непосредственного регу­лирования таможенного дела указами Президента и постанов­лениями Правительства Российской Федерации. Ведь реально ϶ᴛᴏ регулирование осуществляется, причем по ключевым на­правлениям, – таким, как таможенный контроль; порядок пе­ремещения физическими лицами через таможенную границу товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности; ставки ввозных таможенных по­шлин; создание и развитие таможенной инфраструктуры.

Что касается понятия таможенное законодательство, то возможны разные его трактовки. Предпочтительна, по нашему мнению, широкая трактовка, кᴏᴛᴏᴩую подразумевают соответ­ствующие правовые нормы Конституции (в частности, п. "ж" ст. 71; ст. 74; п. "в" ст. 106), федеральные конституционные за­коны, федеральные законы, нормативные акты Президента, постановления Правительства, акты некᴏᴛᴏᴩых министерств и государственных комитетов. В данном случае содержание тер­минов "правовая основа таможенного дела" и "таможенное за­конодательство" однозначны. При ином подходе сфера таможен­ного законодательства искусственно сужается. Из нее необоснованно исключаются многочисленные и очень важные правовые акты по вопросам таможенного дела, изданные Прези­дентом, Правительством Российской Федерации, ГТК России, министерствами (внешних экономических связей, финансов) и некᴏᴛᴏᴩыми другими федеральными органами исполнительной власти.

В таможенное законодательство могут быть включены не только законы и иные правовые акты, прямо регулирующие таможенное дело. К примеру, Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" от 15 апреля 1993 г. говорит о перемещении любыми лицами и в любых целях че­рез таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории Российской Федера­ции, без обязательства их обратного ввоза (ст. 15), о функциях ГТК России по государственному регулированию вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за данным процессом (ст. 12, п. 3 ст. 15), о порядке использования культурных цен­ностей, задержанных или конфискованных таможенными орга­нами (ст. 39), об экспортной таможенной политике относитель­но культурных ценностей (ст. 52)

Отметим, что теперь перейдет к вопросу о соотношении таможенной политики и таможенного законодательства. Поскольку ст. 1 ТК включает таможенную политику в само понятие "таможенное дело" (более того, она поставлена в ϶ᴛᴏм определении на первое место), можно сделать два вывода. В первую очередь, она в известной мере обусловливает характер и специфику такого многопланового феномена, каким будет таможенное дело. Во-вторых, именно таможенная политика определяет обще­стратегические и конкретно-прикладные задачи, кᴏᴛᴏᴩые призвано решать таможенное законодательство. Учитывая до­вольно быстро изменяющиеся политические и социально-эко­номические условия в России, ее таможенная политика при­звана быть динамичной, маневренной, гибкой и в то же вре­мя достаточно устойчивой и стабильной, когда дело касается экономического суверенитета, стимулирования отечественной экономики, соблюдения коренных интересов России при ее интеграции в мировое хозяйство.

Таким образом, целями и конкретными задачами, кото­рые формулируются таможенной политикой, определяются характер и специфика таможенного законодательства Рос­сийской Федерации. Но ϶ᴛᴏ только самый общий взгляд. Не­обходимо иметь в виду и структуру таможенного дела. Важно заметить, что одни его блоки и элементы меньше других подвержены сиюминут­ным колебаниям политической конъюнктуры и в целом имеют довольно стабильный характер. К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся, например, институты таможенного оформления, таможенной статистики. Другие части таможенного дела – в первую очередь таможен­ные платежи, таможенно-тарифное регулирование, ставки таможенных пошлин, таможенные режимы, процедуры и пра­вила перемещения через таможенную границу товаров, транс­портных средств, физических лиц, формы и методы таможенного контроля – весьма подвижны. Регулирование данных бло­ков во многом обусловлено учетом политических, экономичес­ких, социальных, природных, криминогенных и ряда других факторов. По϶ᴛᴏму можно сказать, что таможенная полити­ка – основа таможенного дела, а все остальные блоки служат ее совершенствованию и эффективной реализации.