Ст. 51 Закон об образовании в последней действующей редакции от 30 декабря 2012 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:

  • 1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;
  • 2) назначается учредителем образовательной организации;
  • 3) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;
  • 4) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).

Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.

Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством.

Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и её руководитель (за исключением руководителей, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи) проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации также согласовываются с уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным государственным органом.

Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации не могут исполняться по совместительству.

Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.

Руководителям образовательных организаций предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников пунктами 3 и 5 части 5 и частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона.

Руководитель образовательной организации несёт ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

Особенности замещения должностей, назначения на должности и статуса руководителя федеральной государственной образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, определяются в порядке, установленном федеральными законами.

Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством. . После избрания президента государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования между ним и учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Прекращение трудового договора с президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем этой образовательной организации.


№ 273-ФЗ определяет педагогического работника как физическое лицо, состоящее в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняющее обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п. 21 ст. 2). Педагогические работники – участники образовательных отношений, т.е. отношений по реализации прав граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (п. 30, 31 ст. 2).

За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 7 ст. 28).

Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В соответствии с примечанием к данной статье под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

В качестве примера наделения учителя функциями представителя власти можно привести ситуацию, например, когда он является членом государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) или ее уполномоченным представителем. В соответствии с п. 20 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400, члены ГЭК «в случае выявления нарушений установленного порядка проведения ГИА принимают решения об удалении с экзамена обучающихся, выпускников прошлых лет, а также иных лиц, находящихся в ППЭ, по согласованию с председателем ГЭК принимают решение об остановке экзамена в ППЭ или отдельных аудиториях ППЭ». Участники ЕГЭ в данном примере не находятся в служебной зависимости от организаторов ЕГЭ, поскольку между ними нет трудовых отношений. Вместе с тем, последние уполномочены удалить лиц, нарушивших данный запрет, то есть осуществить функцию представителя власти.

К сожалению, КоАП РФ не дает определения ни организационно-распорядительным, ни административно-хозяйственным функциям. Не дает однозначного ответа на этот вопрос и судебная практика. Как правило, при рассмотрении связанных с эти дел судьи ссылаются на п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». Согласно данному пункту организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Таким образом, если учитель наделен указанными полномочиями и от реализации этих полномочий зависит правовое положение обучающихся (например, при приеме лиц на обучение, проведении промежуточной или итоговой аттестации обучающихся и др.), он будет считаться должностным лицом, ответственным за соблюдение прав и свобод граждан в области образования.

Вместе с тем, в тех случаях, когда соответствующая норма КоАП РФ предусматривает административную ответственность граждан, учитель может быть привлечен к административной ответственности в качестве гражданина. В сфере образования выделяется только один состав административного правонарушения, в котором в качестве субъекта нарушения указывается гражданин. Это ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ «умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации». КоАП РФ предусматривает за данное нарушение наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. По этому составу к административной ответственности в качестве граждан могут быть привлечены как выпускники (достигшие шестнадцатилетнего возраста), так и учителя, в случаях, когда они не подпадают под понятие должностные лица. Однако когда учитель являлся должностным лицом, то он подлежит административной ответственности как должностное лицо и, по указанной статье, наказание предусмотрено в виде административного штрафа от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») в общем виде перечислены области ответственности образовательной организации.

Области компетенции и ответственности образовательных организаций

Согласно ч. 7 ст. 28 образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме в соответствии с учебным планом, своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся и работников.

За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ).

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Компетенция и ответственность образовательных организаций отмечены в законодательстве об административной ответственности санкциями.

Частью 4 ст. 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлен запрет на ведение образовательной деятельности в таком структурном подразделении, как представительство. За нарушение этого запрета ст. 19.30 КоАП РФ устанавливает административное наказание в виде штрафа в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., налагаемого на должностных лиц организации, и от 100 тыс. до 200 тыс. руб. – на образовательную организацию. Образовательная организация несет ответственность за нарушение оказания платных образовательных услуг.

На о сновании ч. 3 ст. 19.30 КоАП РФ наказывается штрафом выдача образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, а также выдача образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по образовательным программам, не прошедшим государственной аккредитации. Для должностных лиц за указанные нарушения в образовательных учреждениях установлено административное наказание в виде штрафа в размере 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года. Для организаций – штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

В соответствии со статьей 19.30 КоАП РФ образовательная организация несет ответственность за следующие правонарушения в виде крупных штрафов:

Образовательная организация несет ответственность за права и свободы учащихся

В соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность за свободы и права обучающихся в образовательных учреждениях, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников, которые обязана соблюдать. КоАП РФ, в свою очередь, устанавливает ость образовательных организаций и их должностных лиц за нарушение закона об образовании и предусмотренных законодательством в области образования прав и свобод обучающихся.

Образовательная организация несет ответственность за нарушение безопасных условий обучения и воспитания

Согласно пункту 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», компетенция и ответственность образовательных организаций обязывает их создавать безопасные условия обучения, воспитания, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников. Близкие по содержанию полномочия включены в компетенцию образовательной организации, имеющей интернат: обеспечение необходимых условий содержания обучающихся, создание условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников.

Образовательная организация несет ответственность за нарушение (неисполнение) указанных обязанностей и полномочий наступает по общим нормам КоАП РФ, относящимся не только к образовательным организациям, но и любым другим лицам (в т. ч. юридическим).

Так, ст. 6.3 устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Статьей предусмотрен штраф в размере от 500 руб. до 1 тыс. руб., налагаемый на должностных лиц, и в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб. – на организации (юридические лица). При этом возможно также административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.

Поскольку компетенция и ответственность образовательных учреждений обязывает их обеспечить питание обучающихся, следует знать и о ст. 6.6 КоАП РФ, устанавливающей штрафные санкции за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах, в т. ч. при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации. Данные нарушения наказуемы наложением административного штрафа: на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на юридические лица – от 20 тыс. до 30 тыс. руб. Этой же статьей предусмотрена также возможность административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Статья 6.7 Ко АП РФ устанавливает административные наказания за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в т. ч. аудиовизуальным и другим средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции. Статьей предусматривается административный штраф за такие нарушения, налагаемый на должностных лиц в размере от 3 тыс. до 7 тыс. руб.; на юридические лица – от 30 тыс. до 70 тыс. руб. В случае совершения в течение года повторного нарушения установлены более высокие штрафы или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Компетенция и ответственность образовательных организаций заключается в обеспечении безопасных условий обучения, что имеет прямое отношение к противопожарной безопасности. Подзаконными актами установлены многочисленные требования к надлежащему состоянию зданий, сооружений, оборудования и т. п., наличию средств тушения и оповещения, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности.

Административные наказания за нарушения установленных требований предусмотрены ст. 20.4 КоАП РФ: от предупреждения и штрафов, в т. ч. в крупном размере (до 400 тыс. руб.), до административного приостановления деятельности организации.

Как оформлять документы?

Отвечает Валентина Андреева, кандидат исторических наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российского государственного университета правосудия

Необходимо отметить, что нарушения закона об образовании, санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований, правил противопожарной безопасности, повлекшие за собой тяжкие последствия (например, массовые отравления, гибель людей, материальный вред в крупном размере и т. п.), помимо привлечения к административной ответственности, одновременно влекут и привлечение виновных лиц к уголовной ответственности. При этом сама образовательная организация как юридическое лицо уголовной ответственности не подлежит. К ней в таких случаях привлекаются должностные лица и другие работники организации, виновные в правонарушении.

В заключение следует отметить, что образовательная организация как юридическое лицо может быть привлечена к гражданско-правовой ответственности любыми лицами, которым деятельностью этой организации был причин материальный или моральный вред. При этом не имеет значения, состоят ли потерпевшие лица в образовательных или трудовых отношениях с данной организацией – причинителем вреда. Особые правила возмещения материального вреда (ущерба) установлены для работников, которые могут потребовать возмещения причиненного им работодателем материального ущерба и морального вреда учителю по правилам, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

Материальная ответственность работников – одно из средств защиты форм собственности, так как она представляет собой юридическую обязанность работника, виновно причинившего ущерб, возместить его в установленном законом размере. Поэтому материальную ответственность несут все работники, состоящие в трудовых отношениях с образовательным учреждением.

Наиболее важным нормативным документом, регулирующим применение материальной ответственности к работникам образовательных учреждений, является Трудовой кодекс, вступивший в силу с 1 февраля 2002 года. Порядок применения материальной ответственности работников регламентируется главой XI ТК РФ. Ст. 232 и 233 ТК РФ устанавливают условия наступления материальной ответственности, которыми необходимо руководствоваться в каждой конкретной ситуации, связанной с выявлением лица, виновного в причинении организации ущерба, размеров и порядка ее возмещения. Согласно ст. 233, материальная ответственность за ущерб, причиненный образовательному учреждению при исполнении трудовых обязанностей в результате виновного противоправного поведения (действия или бездействия), возлагается на работника, причинившего ущерб.

Прием на работу оформляется в соответствии со ст. 68 ТК РФ приказом (распоряжением) администрации образовательного учреждения. При этом должен быть заключен трудовой договор в письменной форме. Однако фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен. Если же работник выполняет работу по договору гражданско-правового характера (например, по договору подряда), то возмещение вреда регулируется гражданским законодательством РФ. В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законное и обоснованное привлечение работника к материальной ответственности происходит лишь при выполнении нескольких условий (рис. 5).

Рис. 5. Условия привлечения работника к материальной ответственности

Действия работника признаются противоправными, если он не исполнил или ненадлежащим образом исполнил свои трудовые обязанности, нарушил конкретные предписания, которые могут содержаться в законах Российской Федерации, указах президента, постановлениях Правительства РФ, правилах внутреннего трудового распорядка, иных нормативно-правовых актах, в том числе и локальных нормативных актах самого образовательного учреждения, с которыми работник ознакомлен в установленном порядке. Если работник надлежащим образом исполнял свои обязанности, все действующие правила, то в его действиях нет правонарушения и тем самым нет обязанности нести материальную ответственность за возникший ущерб.

Отсутствие в действиях работника противоправности, вины либо причинной связи между ущербом и противоправными действиями целиком и полностью освобождает его от обязательств компенсировать работодателю вред, причиненный его имуществу. Противоправность отсутствует и в деяниях, связанных с производственным риском, а также при необходимой обороне и крайней необходимости, физическом или психическом принуждении работника (рис. 6).

Рис. 6. Действия, признаваемые противоправными

Если по гражданскому законодательству отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то по общему правилу вина работника в причинении ущерба доказывается работодателем. Однако в случае если возмещение материального ущерба возлагается на материально ответственных лиц или работников, получивших ценности по разовым документам, эти работники считаются виновными до тех пор, пока они не докажут обратное, так как они приняли широкие права по приемке, хранению и отпуску имущества и тем самым взяли на себя обязательства по обеспечению его надлежащей сохранности. Поэтому факты недостачи материальных ценностей предполагают, что это является следствием упущений в работе материально ответственных лиц (рис. 7).

Рис. 7. Формы вины работника в противоправных действиях

При отсутствии умысла или неосторожности нет вины работника в причинении ущерба, и тем самым исключается его ответственность перед организацией за причиненный ущерб. Работник признается невиновным при условии, что он проявил осмотрительность и заботливость, требуемые соответствующими обстоятельствами, принял все зависящие от него меры для предотвращения ущерба. Ущерб наступил по обстоятельствам, не зависящим от желания и воли работника и вопреки его действиям.

Для применения ответственности за недостачу форма вины не имеет значения, так как важен сам факт отсутствия у работника на складе вверенных ему ценностей. При этом недостача должна быть установлена реально и зафиксирована соответствующими документами.

Материальная ответственность за умышленное уничтожение или умышленную порчу имущества предполагает наличие как прямого, так и косвенного умысла, т.е. ситуации, когда работник не желал наступления ущерба, но сознательно допускал возможность его наступления.

При определении размера ущерба, нанесенного работником образовательного учреждения, согласно ст. 238 ТК РФ, учитывается только прямой действительный ущерб, которым является уменьшение имущества либо полезных свойств имущества вследствие порчи, уничтожения или его утраты и связанные с этим расходы организации на восстановление или приобретение этого имущества. Порча или уничтожение предметов, оборудования и другого имущества могут осуществляться как умышленными, так и неосторожными действиями.

За ущерб, причиненный противоправными действиями руководителей образовательного учреждения (его структурных подразделений), наступает ответственность по двум основаниям (рис. 8).

Рис. 8. Основания ответственности руководителей образовательных учреждений

Обязанности должностных лиц по созданию работникам необходимых условий для нормальной работы и обеспечения сохранности вверенного им имущества конкретизируются правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Так, в обязанности должностных лиц образовательных учреждений по созданию работникам необходимых условий для нормальной работы входят следующие обязанности:

– укрепить трудовую дисциплину и обеспечить рациональное использование трудовых ресурсов;

– организовать и проводить надлежащий учет материальных ценностей;

– обеспечить надлежащую организацию труда работников, здоровые и безопасные условия труда, исправное состояние инструментов, станков, иных орудий труда;

– осуществлять действенный контроль за соблюдением всеми работниками инструкций и требований техники безопасности, производственной санитарии и гигиены труда.

Поэтому ненадлежащее исполнение этих и других обязанностей руководителями образовательных учреждений представляет собой противоправное деяние, совершаемое по неосторожности, халатности, отсутствии способности или навыков управлять большим коллективом. Следствием невыполнения администрацией своих обязанностей, способствовавшим возникновению ущерба, может стать уменьшение сумм размера ущерба, подлежащего возмещению работником, и привлечению к материальной ответственности за этот ущерб виновных должностных лиц.

Руководители образовательных учреждений и их заместители несут материальную ответственность за причиненный по их вине ущерб в размере не выше своего среднего месячного заработка, а также за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, неправильной постановкой учета и хранения материальных и денежных ценностей, непринятием мер для предотвращения хищений, уничтожения или порчи материальных или денежных ценностей.

Кроме того, руководитель образовательного учреждения, виновный в незаконном увольнении или переводе работника на другую работу, несет материальную ответственность за ущерб, причиненный в связи с оплатой за время его вынужденного прогула или за время выполнения нижеоплачиваемой работы. Суд в данном случае возлагает на директора обязанность возместить указанный ущерб, если увольнение или перевод произведены с явным нарушением закона, или если администрация задержала исполнение решения суда или вышестоящей организации о восстановлении работника на работе.

В данном случае имеют место материальная ответственность работодателя (образовательного учреждения) перед работником и одновременно материальная ответственность должностных лиц, виновных в незаконном увольнении работника, перед работодателем – образовательным учреждением. Материальная ответственность работодателя возлагается на работодателя в полном размере нанесенного ущерба.

Размер причиненного образовательному учреждению ущерба при утрате и порче имущества определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества (ст. 246 ТК РФ). В случае недостач или хищений ущерб определяется также исходя из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба (п. 132 Инструкции по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях). При этом федеральным законом может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного образовательному учреждению хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальный размер.

Размер материальной ответственности ограничен ст. 241 ТК РФ и не может превышать средний месячный заработок работника, правила расчета которого определяются Трудовым кодексом РФ (рис. 9).

Согласно ст. 243 ТК РФ, полная материальная ответственностьсвыше среднего заработка допускается только в определенных случаях.

Администрация не обладает правом самостоятельно решать вопросывиновности или невиновности работников в совершении преступлений либо наличия в их действиях состава преступления.

Администрация также не может привлечь к полной материальной ответственности на основании решений органов предварительного следствия о прекращении уголовного дела в связи с передачей материалов в комиссию по делам несовершеннолетних, с передачей лица на поруки или в связи с привлечением лица к административной ответственности. При отсутствии приговора суда администрация может привлекать работника к материальной ответственности в соответствии со ст. 241 ТК РФ в размере средней зарплаты либо по иным законным основаниям.

Рис. 9. Случаи применения полной материальной ответственности

Для некоторых категорий работников действующее законодательство устанавливает полную материальную ответственностьнезависимо от того, будут ли они привлечены к уголовной ответственности. Полная материальная ответственность работников может устанавливаться только федеральными законами.

Работник и предприятие могут заключить договор о полной материальной ответственностио возмещении причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного имущества.

Полная материальная ответственность применяется и в случае причинения ущерба организации не при исполнении трудовых обязанностей.

«Не при исполнении трудовых обязанностей» означает, что причинение ущерба произошло либо в свободное от работы время, либо во время работы, но не в связи с исполнением трудовых обязанностей. Чаще всего это происходит в связи с использованием материальных ценностей в своих личных целях, в результате чего произошла поломка или их порча. Например, при перевозке груза лицу, не имеющему отношения к образовательному учреждению, произошла авария автомобиля. Для привлечения работников к материальной ответственности по этому основанию администрация должна доказать, что ущерб нанесен при выполнении работы, не связанной с трудовыми обязанностями и вопреки интересам организации.

Получать любые материальные ценности представители организации могут, только предъявив соответствующую доверенность. Доверенности используются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица образовательного учреждения при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению, накладной, требованию или другому заменяющему их документу. Этот документ фактически является договором о полной материальной ответственности. Для наступления материальной ответственно­сти по этому основанию необходимо соблюдать ряд условий (рис. 10).

Рис. 10. Условия наступления материальной ответственности при получении материальных ценностей по доверенности

Доверенностьна получение материальных ценностей выдается должностным лицам, состоящим в штате образовательного учреждения. Выдача доверенностей сторонним лицам не допускается. Доверенность подписывается руководителем образовательного учреждения и главным бухгалтером (либо главным бухгалтером Централизованной бухгалтерии (ЦБ), а также лицами, которым предоставлено такое право соответствующим приказом). Доверенности регистрируются в специальном журнале, при этом запрещается выдавать доверенности, заполненные частично или незаполненные.

В доверенности указываются перечень и количество получаемых ценностей. Если в названных выше документах приведены наименования и количество материальных ценностей, которые нужно получить, то в доверенности эти сведения не указываются. Доверенность выписывается отдельно на каждое место получения ценностей, при получении материальных ценностей в нескольких местах хранения доверенному лицу выдается несколько доверенностей. Если доверенное лицо получает в одном месте материальные ценности по нескольким счетам, то может быть выписана одна доверенность с указанием в ней всех номеров и дат выдачи всех нарядов и счетов.

Поставщик может не отпустить материальные ценности, если доверенность заполнена с нарушениями или с незаполненными реквизитами, если есть подчистки или помарки, после окончания срока ее действия и т.п.

Срок действия доверенности не должен превышать 15 дней, однако на получение материальных ценностей, расчеты за которые ведутся в порядке плановых платежей, доверенность может выдаваться на календарный месяц.

Доверенное лицо обязано не позднее следующего дня после получения ценностей представить в бухгалтерию (ЦБ) документы о выполнении поручения и о сдаче на склад или материально-ответственному лицу полученных по доверенности ценностей. Если выданная доверенность не была использована, она возвращается в бухгалтерию (ЦБ) на следующий день после истечения срока ее действия. Лицам, не отчитавшимся об использовании доверенностей, новые доверенности не выдаются.

Материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине образовательному учреждению, работники несут в случае, когда ущерб нанесен работником в нетрезвом состоянии. Это связано с тем, что появление на работе в нетрезвом состоянии или распитие спиртных напитков на рабочем месте признается грубейшим нарушением трудовой дисциплины. Поэтому работник в нетрезвом состоянии несет материальную ответственность за причиненный по его вине предприятию любой прямой действительный ущерб, в том числе за порчу по небрежности сырья и материалов, инструментов, спецодежды, а также любого иного имущества образовательного учреждения.

Для привлечения к ответственности за ущерб, причиненный нетрезвымработником; работником, находящимся в состоянии наркотического или токсического опьянения, необходимо подтвердить состояние алкогольного или иного вида опьянения медицинским заключением или другими видами доказательств (например, свидетельскими показаниями; актом, составленным представителями работодателя; другими работниками).

В этом документе (как правило, в акте) должны быть указаны место, дата и время его составления, фамилии, должности и общественное положение лиц, его составивших, признаки нетрезвого состояния работника (отсутствие координации движения, запах алкоголя), размер причиненного ущерба. Составленный в тот же день акт должен быть представлен для ознакомления работнику, пребывавшему на работе в нетрезвом виде, и подписан им. При отказе от подписания акта в нем делается соответствующая запись. Если работник оспаривает состояние опьянения, то администрация после составления акта должна направить этого работника на медицинское освидетельствование.