О подводных авианосцах услышал недавно и решил поискать материал в Инете. Сначала нашел статью Тима Скоренко, а позднее более подробную о японском проекте. В таком же порядке и выкладываю (Vengador)

Конечно, существовало немало проектов, близких по принципу к самолетам-подлодкам. Самым характерным - и полностью реализованным - стали так называемые «подводные авианосцы» - подлодки, несущие на себе самолеты.

В 1942 году в Японии началось конструирование подобных аппаратов, а в 1944 году две подлодки-авианосца I-400 и I-401 были спущены на воду. Они несли на себе по три специализированных истребителя «Сейран» M6A. Легкие самолеты стартовали в надводном положении лодки при помощи катапульты, пуск осуществлялся за 30 минут. Самолеты могли самостоятельно вернуться на наземную базу после проведения операции. Впрочем, существовала модификация «Сейранов» и без шасси - для камикадзе. Их пуск осуществлялся проще, 14 минут на все. Но приближался конец войны. Строительство остальных заложенных лодок (номера 402, 403 и 404) приостановилось из-за дороговизны проекта. «Сейранов» же изготовили всего 20 штук. Кабины истребителей были герметизированы на случай, если запускать придется прямо из-под воды. Помимо того, были изготовлены две легкие подлодки I-13 и I-14 для несения одного истребителя. Первый боевой «заплыв» подлодок планировался 17 августа 1945 года, но до цели они не доплыли, потом его отложили до 25 августа, а 2 сентября Япония капитулировала, так и не позволив осуществиться амбициозному проекту. Впрочем, японцы успели провести боевые испытания малой подлодки-авианосца I-25. В сентябре 1942 года с опытного образца подобной лодки взлетел гидросамолет и сбросил в лесах Огайо две зажигательные бомбы. Эффект был практически нулевой: лесной пожар не начался. Но можно сказать, что подобные конструкции все-таки применялись и в боевых целях.

Подводные авианосцы строила не только Япония. Еще в 1928 году в Великобритании переоборудовали лодку HMS M2 для взлета и посадки легких гидросамолетов. Подлодка затонула в 1932 году, и подобный опыт в Англии больше не повторяли. Единственной аналогичной французской попыткой стала подлодка «Пират», построенная в 1930 году и затонувшая в 1942-м. В СССР в 1930-х велась разработка специальных подлодок для подобных целей (серия 14-бис). Самолеты для них разработал И.В. Четвериков (проект СПЛ-1). Крошечный самолет мог быть подготовлен к взлету буквально за пять минут, а контейнер для него представлял собой трубу диаметром 2,5 и длиной 7,5 м. Самолет был испытан и установил несколько международных рекордов скорости в классе малых гидросамолетов, а также с успехом демонстрировался на международном авиашоу в Милане в 1936 году. Но после того как работа над носителями для самолета Четверикова была прекращена (1938 год), проект потерял актуальность.

В Германии подобный проект разрабатывался в 1939-1940 годах. Были сконструированы легкие самолеты Ar.231 V1 и Ar.231 V2. Правда, длительное время, необходимое для сборки (10 минут), и невероятно трудное управление получившимся самолетом свело проект на нет. Другой немецкой попыткой была конструкция разведывательного автожира Fa-330 для взлета с ограниченного пространства, но и этот агрегат плохо зарекомендовал себя при испытаниях.

Подводные авианосцы Японии

В ноябре американские исследователи глубин и тайн океана из Подводной научно-исследовательской лаборатории Гавайии HURL (про которую заметим, ходят очень странные слухи) обнаружили потопленные лодки I-201 и I-14, на глубине 800 метров. Останки I-401 были обнаружены 4 года тому назад. Вряд ли их будут поднимать. Хотя разумеется, в качестве музейного экспоната они были бы очень любопытны

Подводный авианосец в компьютерной графике


H.I.J.M.S. I-400 и ее сестры
Во многих отношениях подводная лодка H.I.J.M.S. I-400 и ее сестры на десятилетия обогнали свое время. Они были крупнейшими подводными лодками в мире и оставались в этом звании вплоть до 60-70-х годов, когда появились атомные подводные ракетоносцы гигантских размеров. Однако, если говорить о дизель-электрических субмаринах, японские остаются непревзойденными до сих пор. На палубе японских гигантов возвышались огромные ангары длиной около 34 метров и диаметром 4 метра, в них находились самолеты-бомбардировщики. Япония в конце войны сотворила техническое чудо и построила первые и наверное, единственные в мире подводные авианосцы. Чудо с военной точки зрения хотя и бессмысленное, но все-таки чудо. Лодки были оборудованы шноркелем (устройством вроде перископа, для обеспечения воздухом дизелей при следовании в подводном положении), радиолокационной станцией, детекторами работающих вражеских РЛС, и огромными топливными танками, с запасом топлива, позволяющим лодкам пройти без дозаправки 37500 миль - то есть, полтора раза обойти вокруг Земли. На вооружении были 8 торпедных аппаратов, 140-мм орудие, 25-мм зенитным орудие, три строенных пулеметных установки. Главное оружие, три торпедоносца-бомбардировщика М6А1 Шейран (Гроза среди ясного неба), размещались в ангаре, они запускались катапультой на верхней палубе и были сконструированы и построены специально для этих лодок. Самолеты имели длину 11 метров, размах крыльев 12.4 метра, бомбовая нагрузка 800 килограмм, радиус действия 654 мили. Японцы впрочем, не были бы японцами, если бы не предусмотрели и другой вариант увеличения дальности действия - при необходимости, если так сказать Родина прикажет, к самолетам крепились дополнительные топливные баки и они могли поражать цель на максимальном расстоянии более 1500 миль, и при этом погибали сами. Самолеты были амфибийными, то есть с поплавками, в ангаре хранились с отсоединенными поплавками и сложенными крыльями. При возвращении с задания самолет приводнялся как обычный амфибийный, и затем мощным краном поднимался на борт. Присобачить на подводную лодку взлетно-посадочную полосу, то есть создать авианосец в полном смысле этого слова, не удалось даже японцам…
Опытный технический персонал мог подготовить самолет к вылету за 7 минут. За ангаром в межкорпусном пространстве по правому борту было оборудовано помещение для ремонта и опробывания самолетных моторов, еще одно помещение было арсеналом, где хранились 4 самолетные торпеды, 15 бомб и боеприпасы для пушек и пулеметов. Боеприпасы для палубных артиллерии и пулеметов хранились в герметических контейнерах на верхней палубе. В двойном корпусе лодки разместили каюты и спальные места на 145 человек, но в реальности экипаж был больше. Когда H.I.J.M.S. I-400 сдалась военно-морским силам США, на ее борту было 213 человек, пленные сказали, что обычно было 220. Как показал опыт, именно такое количество людей на борту могло обеспечить максимально быструю подготовку лодки к запуску самолетов, от момента всплытия до запуска всех трех самолетов проходило всего 45 минут. Дальность плавания лодки и дальность полета самолетов позволяли ей нанести удар по Панамскому каналу или Сан-Франциско, по Нью-Йорку или Вашингтону. Все варианты таких ударов рассматривались, планировались и расчитывались стратегами в Токио.

Проектирование и строительство лодок велись в обстановке строжайшей секретности, строительство всей серии завершилось в конце 1944 года. Лодки были сведены в дивизион №1, который возглавил капитан Тацуносуке Аризуми:
H.I.J.M.S. I-13, командир Охаши, 2 самолета;
H.I.J.M.S. I-14, командир Цурузо Шимицу, 2 самолета;
H.I.J.M.S. I-400, командир Тошио Кусака, 3 самолета
H.I.J.M.S. I-401, командир Шинсей Намбу, 3 самолета.
10 самолетов, базировавшихся на лодках, были сведены в ударную эскадрилью №2.

Первым заданием дивизиона должна была стать операция по сверхсекретному плану, разработанному в Главштабе ВМФ Японии, инициатором и главным разработчиком которого был заместитель начальника штаба вице-адмирал Исабуро Одзава. План предвосхищал фильмы-ужасы Голливуда, предполагалось нанести удары по наиболее густонаселенным районам Тихоокеанских островов и Западного побережья США бактериологическим оружием - крысами и насекоммыми, зараженными микробами бубонной чумы, холеры, тифа и других эпидемических заболеваний. Микробы и разносчики, а также технология их распространения, были выведены и разработаны в печально известной лаборатории генерала Ишии, в Харбине, Манчьжурия, и успешно опробованы на китайцах и европейцах.
Однако среди японских стратегов и высшего военного руководства далеко не все были безумцами, 26 марта 1945 года начальник Генштаба Сухопутных сил Японии, генерал Йоширо Умедзу, заложил на план этой операции запрет, пояснив разошедшемуся адмиралу Одзава, что «бактериологическая война не будет войной против США, она превратится в войну против всего человечества».
Были выбраны альтернативные планы, обычные бомбовые удары либо по Сан-Франциско, либо по Вашингтону и Нью-Йорку, либо по Панамскому каналу. Остановились как и следовало ожидать, на панамском варианте. Удары по крупнейшим городам США имели бы чисто психологический, пропагандистский характер - ну, какой вред могли нанести огромным городам пять-десять беспорядочно сброшенных бомб? А вот удар по трем шлюзам Гатун Панамского канала, приведи он к их разрушению, имел бы серьезные последствия, так как Панамский канал закрылся бы на недели и даже месяцы, что в свою очередь, осложнило бы военные действия США и в Тихом и в Атлантическом океанах.

К тому времени, весне 1945 года, Япония уже находилась в отчаянном положении, нехватало всего, и в первую очередь горючего. Для боевого похода дивизона к Панамскому каналу и возвращения требовалось по 1600 тонн дизтоплива каждой лодке, в военно-морской базе Куре, где стоял дивизион, такого количества топлива просто не было. За ним отрядили I-401, она должна была преобразиться на время из подводного авианосца в подводный танкер и доставить горючее в Куре из Дайрен, Манчьжурия. Лодке не повезло, 2 апреля во Внутреннем Японском море она столкнулась с одной из многочисленных мин, которыми без устали начиняли воды Японии американские Б-29. Поврежденная взрывом мины лодка вернулась в базу и встала в ремонт, топливо удалось доставить ее сестре, лодке I-400. К началу июня все лодки наконец, были полностью готовы к походу, на них даже установили, для маскировки, фальшивые дымовые трубы. Дивизион проследовал Японским морем и проливом Цусима в бухту Нанао, западное побережье острова Хонсю, где должен был тщательно подготовиться к будущей атаке, для чего даже построили полномасштабные модели шлюзов Гатун. Удалось сделать несколько учебных атак, однако подготовка была проведена далеко не в полном обьеме, по причинам опять же, отчанной ситуации страны - кругом мины, постоянные авианалеты американцев, нехватка всего самого необходимого и прежде всего топлива, в том числе самолетного.

Офицеры лодки перед выходом в последний поход


Впрочем, и той подготовки не потребовалось. Положение Японии ухудшалось настолько быстро, что от удара по Панамскому каналу пришлось отказаться. В Тихом океане подтягивались к берегам священной Ямато более 3000 кораблей и судов США и союзников, готовясь к операции Олимпик - вторжению на Японские острова. Можно было бы полностью уничтожить все шлюзы Панамского канала и для верности забросать его землей, на действия противников Японии это уже никак не повлияло бы. Поэтому Первому Дивизиону срочно придумали новое задание - идти к атоллу Улихи и атаковать сконцентрировашийся там флот вторжения. Командир дивизиона попытался было настоять на ударе по каналу, но ему, в японском стиле и духе, обьяснили, что «нет смысла тушить огонь на горе Фудзияма, если он уже лижет рукава твоего кимоно». В соответствии с новым приказом, I-13 4 июля перешла на базу Оминато, на северной оконечности Хонсю. Там она взяла на борт два разведочных самолета C6N2 Акадзимо Аягумо (Пестрое Облако), и отправилась к атоллу, пройдя проливом Цугару. 14 июля вслед за ней отправилась I-14, а 23-го из Оминато вышле последние две лодки Дивизиона, I-400 и I-401, каждая своим курсом. Рандеву было назначено в точке к юго-востоку от Улихи, через три недели.
На этом своем пути первого и последнего боевого задания погибла I-13, предположительно ее потопил эсминец Lawrence C. Taylor (DE-415) и патрульные самолеты эскортного авианосца U.S.S. Anzio (CVE-57). Не очень везло и другим лодкам. I-401 попала в сильный шторм, на I-400 короткое замыкание закончилось пожаром. 4 августа I-14 зашла в Трук, немногий из оставшихся у Японии форпостов на Тихом океане. Она должна была доставить к атоллу разведочные самолеты, уже упоминавшиеся Аягуми, именно на основе собранных ими данных должны были осуществляться самоубийственные атаки остатков японского флота на гигантскую мощь США и союзников. В атаке должны были принять участие не только лодки Первого Дивизиона, но и обычные, с человеко-торпедами на борту, т.н. Кайтен.
Но и тут японцам не повезло. Трук стал чем-то вроде полигона для новых самолетов Б-29, подтягиваемых к Японии через Гуам. На Труке разбомбили и в щепки разнесли все, что смогли, в том числе и разведсамолеты. Чем бы эта авантюра кончилась, неизвестно, но 15 августа божественный император Хирохито вдруг взял, и обьявил о капитуляции страны Восходящего Солнца. Император проявил истинную заботу о стране и народе, но многие военные, потомственные так сказать, самураи, никак не могли с этим смириться. Чуть было не взбуновался и командир Первого дивизиона. Однако ничего у него, к счастью, не получилось, и после военного совета со своими подчиненными он, скрипя зубами и грохоча мечом, приказал повесить на флагштоках черные флаги, знак сдачи в плен. Все документы сожгли, уничтожили прочие уничтожаемые секреты, выпустили все торпеды, а самолеты запустили с катапульт - в море, где они и нашли свой конец.

Американцы так до самого конца и не узнали о существовании лодок проекта I-400, они познакомились с лодками только после капитуляции, уже на базе в Сасебо. Тем временем, появилась новая угроза. СССР потребовал передать ему все лодки или часть, желательно все. Американцы, когда угроза захвата русскими одной из лодок стала слишком большой, потопили ее вблизи Нагасаки, операцию красноречиво назвали Конец пути. Это была I-401. СССР не унимался, ведь оставались еще две лодки. Так как к тому времени уже было понятно, что союзничек, СССР, оказался как бы не хуже недавних врагов, оставшиеся две лодки решели перевести на Гавайи. Перевели, но Москву это не успокоило. Делать нечего, пришлось потопить и оставшиеся две, I-14 и I-401, в Тихом океане вблизи Оаху, Гавайи. Их не просто потопили, а решив извлечь хоть какую-то выгоду, топили торпедам, использовав в качестве мишеней.

Характеристики лодки I-401
Вступила в строй: 8 января 1945
Спустила флаг: 29 августа 1945 года сдалась в плен кораблю ВМС США USS Segundo
31 мая 1946 года потоплена в качестве мишени вблизи Перл-Харбор
Водоизмещение: 5307 тонн в надводном положении, 6665 тонн в подводном.
Длина 122 метра
Ширина 12 метров
Осадка 7 метров
4 дизеля по 7700 л.с. (5700 kW); 4 электромотора по 2400 л.с. (1800 kW)
Скорость 18.75 узлов в надводном положении, 6.5 узла в подводном.
Автономность плавания 37500 миль при скорости 14 узлов
Макс глубина погружения на испытаниях 100 метров
Экипаж штатный 144 чел
Вооружение: 8х533 мм носовых торпедных аппаратов, 20 торпед Тип 95
Одно палубное орудие 140 мм
Три строенных установки 25 мм пулеметов
Одно зенитное орудие 25 мм
3 самолета Аичи М6А1 Шейран

Идея была такой...


Авианосцы в американском плену




Самые быстрые подводные лодки 2-й мировой - серия I-200
В 1938 году Императорский Военно-Морской Флот Японии создал экспериментальную скоростную подводную лодку с целью оценить перспективы таких лодок. Лодку назвали, в целях секретности, очень просто - Корабль №71. При надводном водоизмещении всего 230 тонн и длине 43 метра, она показала потрясающую для того времени скорость под водой - более 21 узла. Проект Корабля №71 лег в основу создания серии лодок I-200. В 1942 году военные всего мира поняли, что для успешной борьбы с противолодочными силами противника и выполнения боевых задач по уничтожению транспортов и кораблей, подводным лодкам требуются высокая подводная скорость, малошумность и увеличение длительности и дальности плавания под водой. Понимание пришло по мере накопления боевого опыта и самое главное, бурного развития средств борьбы с подводными лодками, особенно наглядно продемонстрированного союзниками весной-летом 1943 года в Атлантике. Главштаб ВМФ Японии потребовал от инженеров, конструкторов и кораблестроителей создать для ВМФ подводную лодку, имеющую высокую подводную скорость. Планировалось, что серия таких лодок будет построена и вступит в строй в 1945 году, проект назвали «Корабли №№4501-4523». Генштаб оформил свой запрос приказом за номером 295, датированным 29-м октября 1943 года. От лодки потребовали развивать подводную скорость 25 узлов, позже, из чисто практических соображений, снизили требование до 20 узлов. Чтобы выполнить требования адмиралов, конструкторам пришлось сделать следующее:
- принять однокорпусную конструкцию, отказавшись от общепринятой двухкорпусной (прочный и легкий корпуса);
- разместить главную балластную цистерну выше, чем на обычных лодках, чтобы повысить центр тяжести;
- придать корпусу сглаженные обтекаемые формы для уменьшения сопротивления воде;
- сделать рубку как можно меньше, убрать с верхней палубы орудия, заменить деревянный настил металлическим - также для уменьшения сопротивления;
- установить шноркель;
- установить больших чем обычно размеров горизонтальные рули.
В результате получилась лодка со стремительными обтекаемымим обводами, с огромным по сравнению с обычными лодками количеством аккумуляторов. Она развивала скорость 19 узлов, вдвое выше, чем современные ей лодки американской или иной конструкции. Глубина погружения 110 метров, на вооружении были 10 торпед Тип 95, 4х533мм торпедных аппарата. На верхней палубе имелись два убирающихся зенитных орудия калибром 25мм. Лодки проектировались с расчетом на дальнейшее массовое производство, секции должны были строить на крупных заводах и затем свозить на верфи для сборки.

Американцам достались три лодки этой серии, I-201, I-202 и I-203. Опять же в связи с настоятельными требованиями СССР передать ему эти лодки, было принято решение их уничтожить. I-202 потопили в водах Японии, I-201 и I-203 увели на Гавайи, где весной 1946 года также потопили, использовав их напоследок в качестве мишеней. Характеристики лодок:
Водоизмещение: 1290 тонн в надводном положении, 1503 тонны в подводном.
Длина: 79 метров.
Ширина: 9.2 метра.
Высота: 7 метров, от киля до верхней палубы.
Двигатели: два дизеля Mitsubishi Model 1 по 2750 л.с. (2,050 kW)
4 электромотора по 5000 л.с. (3,700 kW). Два винта.
Скорость: 15.75 узла в надводном положении, 19 узлов в подводном.
Автономность: 15000 миль при скорости 6 узлов; 7800 миль при скорости 11 узлов; 5800 миль при скорости 14 узлов. В подводном положении 135 миль при скорости 3 узла.
Экипаж: 31 человек.


Заключение - обогнали ли японцы свое время?
Во время 2-й мировой войны Япония, вне всяких сомнений, имела самый разнообразный подводный флот. В составе ее флота были человеко-торпеды; мини-субмарины; обычные ПЛ среднего радиуса действия; субмарины-снабженцы, построенные специально для нужд армии; ПЛ дальнего действия, многие с разведсамолетом на борту; и наконец, высокоскоростные ПЛ и ПЛ-авианосцы, способные брать на борт до 3-х торпедоносцев-бомбардировщиков. Японцы построили то, чего никто нигде не смог построить вплоть до наступления эры атомных ПЛ - японские дизельные лодки остались непревзойденными по размерам и дальности плавания и по сей день. И только Япония имела авианесущие лодки, ни одна другая страна в мире ничего подобного не имела.
Во время 2-й мировой войны в мире было построено всего 56 ПЛ водоизмещением свыше 3000 тонн, 52 из них - японские. 65 японских лодок имели автономность плавания более 20000 миль, у союзников не было ни одной лодки с такими возможностями. К 1945 году в мире насчитывалось 39 ПЛ с мощностью более 10000 л.с., все - японские. В составе японского подводного флота было 78 мини-субмарин, способных развивать в подводном положении скорость 18.5-19 узлов, еще 110 имели скорость 16 узлов. В конце войны Япония построила 4 средних ПЛ с подводной скоростью 19 узлов.
На вооружении подводного флота Японии состояли лучшие торпеды 2-й мировой войны, Тип 95. Вместо сжатого воздуха для сжигания керосина, топлива торпед, японцы использовали чистый кислород, благодаря чему японские торпеды втрое превосходили по дальности торпеды союзников, и кроме того, давали менее заметный след. Японские торпеды имели самый большой боевой заряд, 550 кг, и самое главное, они были снабжены одним контактным взрывателем, что делало их гораздо более надежными, чем американские типа Mark 14. Японцы разработали и электроторпеду, Тип 92. Электроторпеды имели куда более скромные характеристики по сравнению с обычными, зато они были куда более скрытными.
При столь впечатляющих характеристиках подводный флот Японии в ходе боевых действий 2-й мировой добился удивительно скромных результатов. Главным виновником неудач японских ПЛ стали японские адмиралы, изначально неправильно определившие главные задачи подводного флота. Вся военно-морская доктрина Япония определялась похмельем Цусимской победы, считалось, что решающий успех может быть достигнут только в одной-двух генеральных битвах, поэтому лодкам отводились задачи разведчиков и охотников за военными кораблями. В ходе начального этапа войны японцам удалось добиться ряда побед, в 1942 году они потопили два авианосца, один крейсер, несколько эсминцев и других кораблей, но на этом успехи и закончились. Бурное развитие средств противолодочной обороны союзников нейтрализовало всю мощь японского подводного флота, по-прежнему направленного на уничтожение военных кораблей, а не транспортов. Нет сомнений, что если бы в ходе войны японские адмиралы «перестроились», и перенацелили лодки на транспорты, США и союзникам на Тихом океане пришлось бы куда тяжелее.
Но к счастью для союзников, японское командование слепо следовало устаревшей довоенной доктрине, и поэтому японский подводный флот потопил в ходе войны всего 184 грузовых судна суммарной валовой вместимостью 907000 брт. Германия, для примера, потопила 2840 судов суммарной вместимостью 14.3 миллиона брт, США 1079 судов суммарной вместимостью 4.65 миллиона брт, Британия - 493 судна суммарной вместимостью 1.52 миллиона брт.
Конечно, японские лодки атаковывали и топили транспорты, но далеко не в тех количествах и не так, как того требовала война на Тихом океане. По большей части, лодки рыскали по океану в поисках американских эскадр и флотов, устраивали столь же демонстративно-смелые, сколь и бессмысленные, разведочные полеты, и в результате достигли очень малого при очень высоких потерях, сопоставимых с потерями невероятного активного и результативного германского подводного флота. Всего в ходе войны флот Японии имел 174 лодки (без мини-субмарин), 128 погибли. В процентном отношении сопоставимо с немецкими потерями. Например, из 30-ти ПЛ, участвовавших в атаке Перл-Харбор в 1941 году, до конца войны не дошла ни одна, все погибли. Особо следует отметить действия лодок-снабженцев, доставлявших различные припасы гарнизонам на многочисленных оккупированых Японией островах Тихого океана. Снабжать гарнизоны конечно, было необходимо, но использование в качестве снабженцев лодок было очень энергоемким, затратным делом. По большому счету, лодки-снабженцы себя не оправдали, ведь они тратили огромное количество ценнейшего для Японии топлива.

Я прочитал много литературы и о войне на Тихом океане, и о японском флоте вообще. Хочу сказать, что не раз встречал критические высказывания в отношении действий японского флота и японских адмиралов, они были очень косными, консервативными, не реагировавшими на происходившие изменения. Одного самурайского духа, даже снабженного великолепным оружием, оказалось недостаточно. Дух у самураев как известно, был несгибаем, однако войне требовалось другое, сгибаемый, гибкий ум, способность мгновенно учитывать все изменения в вооружении, тактике и стратегии противника, и находить на эти изменения равноценные быстрые ответы. Конечно, я был удивлен, узнав о таких впечатляющих успехах Японии в деле строительства подводного флота. Однако не могу согласиться с тем, что японские лодки намного обогнали свое время. Японцы удивительный народ дай им обычную отвертку, и они выжмут из нее такое, что никому и в голову не придет. Она будет самоподсвечивающей и самокрутящей, саморегулируемой и еще какой-нибудь, то есть саму идею, принцип отвертки, японцы выжмут досуха, вытянут из нее абсолютно все, что только в человеческих силах. Но не они ее, отвертку, придумали. Вот в чем суть.
В восторженных описаниях американцами японских лодок обязательно обращается внимание на тот факт, что скоростные лодки превосходили по скорости и знаменитые германские лодки Вальтера. Но не обращается внимания на то, что столь большая скорость японских ПЛ не основывалась на чем-то принципиально ином, японцы как обычно, развили до возможного логического конца и выдоили на все 100 процентов существующие идеи, проекты и технологии, свои и чужие. Тогда как гениальный Вальтер придумал нечто принципиально иное, да такое иное, что до сих пор Россия не может построить лодки, чьи силовые установки работали бы по этому принципу. Изобретению Вальтера уже более 70-ти лет, а воплотить его в жизнь до сих пор могут лишь считаные страны. Вот это и значит - «обогнать время». При всем моем уважении к японцам…

А это картинки и фотографии с webpark:

1

2

3

4

5

В ходе Первой Мировой войны свою значимость показали и доказали многие типы вооружения. К примеру, танки потребовали пересмотреть доктрину позиционной войны, а подводные лодки стали настоящим чудо- морских сражений. Естественно, в некоторые головы стали приходить довольно оригинальные идеи по «скрещиванию» нескольких новых видов вооружения. Так, уже в 1915 году появились первые проекты подводной лодки, способной перевозить самолет. Естественно, аэроплан планировалось использовать в разведывательных целях. Далее эта идея будет неоднократно пересматриваться и развиваться, но в подавляющем большинстве случаев проекты новых «подводных авианосцев» будут в значительной мере повторять исходную идею.

Из всех проектов подводных авианосцев, созданных между мировыми войнами, особого внимания заслуживают работы японских конструкторов. В определенный момент военное руководство Страны восходящего солнца предложило сделать самолет не только глазами подводной лодки, но и ее длинной рукой с мечом. И действительно, грузоподъемность даже сугубо разведывательных легких самолетов позволяла брать на борт пару небольших бомб. Вполне понятно, что для полноценной бомбежки этого будет мало, но порой и двух-трех бомб достаточно. Правда, эффект от такого нападения будет, скорее, психологическим.


Первая японская субмарина с возможностью перевозки самолетов была построена в 1932 году. Лодка I-2 проекта J-1M имела герметичный ангар для транспортировки самолета. Габариты ангара позволяли держать в нем легкий разведывательный Caspar U-1 – немецкий самолет 20-х годов, производившийся в Японии по лицензии. Был построен только один экземпляр подлодки проекта J-1M. Несмотря на шедшую полным ходом подготовку к грядущей экспансии, японцы не торопились строить подводный авианосный флот. Субмарина I-2 была в равной степени военной и испытательной: строительство авианесущей подлодки сопряжено со множеством специфических проблем. К примеру, обеспечить герметизацию небольшого люка для экипажа гораздо легче, чем предотвратить попадание воды через щели в большом люке ангара. Кроме того, было необходимо создать компактный и грузоподъемный кран: в проекте J-1M не предусматривался взлетный трамплин, поэтому самолет должен был подниматься в воздух и садиться с воды. Для переноса на поверхность воды и подъем на лодку последняя должна была иметь подъемный кран. В первое время с краном пришлось помучиться – соленая морская вода крайне плохо действовала на его механизмы и порой детали заклинивали. Тем не менее, кран и конструкцию ангара в итоге довели до ума. Принципиальная возможность создания подлодки-авианосца, перевозящей ударные самолеты, была доказана.

К 1935 году парк подводных авианосцев Японии пополнился еще одной лодкой. Это была I-6 проекта J-2. От предшественника ее отличал ряд конструктивных изменений. Она была немного больше, имела лучшие ходовые характеристики, а в ангаре большего размера мог перевозиться один самолет-разведчик типа Watanabe E9W. Хотя он совершил первый полет одновременно со спуском лодки на воду, впоследствии именно E9W стал основой авиационного вооружения I-6. Благодаря разумному подходу к испытаниям предыдущего подводного авианосца японским инженерам удалось создать более совершенную конструкцию и при этом не повторить ряд ошибок. Тем не менее, самолет по-прежнему взлетал с воды. Если посадка на поплавки ни у кого претензий не вызывала – нетрудно представить размеры подлодки, оснащенной полноценной летной палубой – то необходимость сначала спускать самолет на воду, после чего он мог взлететь, была причиной нареканий. В частности и этот факт стал причиной того, что проект J-2 смог «породить» только одну подлодку-авианосец.

Следующим проектом японских подводных авианосцев был J-3. Это была более серьезная подлодка: ангар вмещал уже два самолета, а для их взлета имелись трамплин и катапульта. В 1939 году была спущена на воду первая лодка серии – I-7. Немного позже была достроена и I-8. Авиационным вооружением этих двух субмарин стали самолеты Yokosuka E14Y. Эти гидросамолеты были гораздо лучше предыдущих, хотя по своим характеристикам все еще не могли соревноваться с другими японскими бомбардировщиками. Да и полезная нагрузка в четыре 76-килограммовых бомбы была явно недостаточна. Тем не менее, в качестве вооруженного разведчика для подводных лодок E14Y был вполне неплохим.

За несколько месяцев до нападения на Перл-Харбор в строй японского военно-морского флота вошла лодка I-9. Она стала головной субмариной проекта A1. Впоследствии были построены два аналогичных подводных корабля, получивших обозначения I-10 и I-11. Обладая солидным водоизмещением порядка 4000 тонн и шестью торпедными аппаратами, эти лодки также имели на борту по одному самолету «Йокосука» E14Y и запас различного вооружения для них. Примечательно, что A1 стал первым японским проектом подводного авианосца, который не имел никаких эксплуатационных ограничений, связанных с конструкцией люка ангара. Конструкторы успешно справились с проблемой герметизации оного, и проект A1 мог спокойно ходить на глубинах до 100 метров без риска затопления помещения для самолета. Одновременно с этим внешние обводы почти не портили обтекаемость подлодки и не «съедали» скорость и дальность. Головная лодка проекта, носившая обозначение I-9, а именно ее самолет, 7 декабря 1941 года произвела фото- и киносъемку результатов нападения на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор.

Проект A1 в некоторой мере стал основой для последующих серий японских субмарин-авианосцев. Так, за считанные месяцы были сконструированы и поставлены в серию лодки следующих проектов:
- A2. Фактически представлял собой модернизацию A1 с добавлением ряда новых систем. Связанная с самолетом аппаратура никаких изменений не претерпела. Построена одна лодка;
- AM. Глубокая модернизация A1. Была уменьшена длина корпуса, что, однако, не помешало увеличить ангар для размещения второго самолета E14Y. Лодки этого проекта I-13 и I-14 были готовы только к 44-му году.

Наработки по проектам семейств «J» и «A» позволили собрать весь необходимый опыт и уже летом 42-го была спущена на воду еще более совершенная лодка I-15 проекта B1. До 44-го года будет построено 20 таких субмарин с обозначениями от I-15 до I-39. Именно субмарина проекта B1 стала одной из первых японских лодок-авианосцев, которым довелось участвовать в нанесении ударов по территории США. 9 сентября 1942 года экипаж самолета Yokosuka E14Y в составе летчика Н. Фуджиты и стрелка Ш. Окуды сбросил несколько зажигательных бомб на лес в штате Орегон. Незадолго до операции, позже получившей название «Lookout Air Raid» в той местности прошел дождь и высокая влажность листвы, почвы и т.д. не дала зажигательным бомбам сделать свое дело. Единственный удар лодки-авианосца по континентальной части Соединенных Штатов не увенчался успехом.

Проект B1, как и предыдущий A1, стал основой для целого семейства. Так, было проведено несколько его модернизаций: B2, B3 и B4. Друг от друга они отличались техническими особенностями и количеством изготовленных лодок. После двадцати субмарин варианта B1 было сделано всего шесть подлодок B2 и три B3/4. При этом было отменено строительство восьми B2 и двенадцати B3/4. К концу 43-го года, когда принималось это решение, Япония нуждалась в другом вооружении для своего флота.

Однако сокращение объемов строительства не влияло на общие планы японского командования. Еще в 1942 году было начато проектирование нового типа подводных авианосцев, получившего обозначение I-400. Субмарины с подводным водоизмещением более 6500 тонн и длиной около 120 метров должны были иметь подводную дальность хода в 110 километров и надводную более 60 тыс. км. При этом они должны были нести 20 торпед и 3-4 самолета. Специально для лодок I-400 разрабатывался самолет Aichi M6A Seiran. Этот самолет уже мог нести серьезное вооружение в виде двух 250-килограммовых или одной бомбы калибра 800 кг. Кроме того, всерьез рассматривалась возможность использования специальных контейнеров с грызунами-переносчиками болезней. Всего один сброс такого контейнера на континентальной территории США мог привести к серьезным последствиям. Да и дальность хода подлодки позволяла выходить за пределы Тихого океана.

На фото запечатлена головная подлодка серии I-400 на следующий день после сдачи американцам. Японские подводные лодки серии I-400 являлись крупнейшими подводными лодками до появления атомных субмарин. Старт их проектированию положил адмирал Ямамото, которому требовался подводный авианосец, способный нести гидросамолеты вооруженные 800-кг бомбой или авиаторпедой. Таким самолетом стал Aichi M6A «Seiran» (Горная дымка), который, кстати, не получил прозвища у союзников, в числе немногих поздних японских машин. Из 18 лодок планировавшихся к постройке было завершено всего 3, но и они не приняли участия в боевых действиях

Головная лодка проекта I-400 была заложена в феврале 43-го. Флот хотел получить 18 таких субмарин. Однако всего через несколько месяцев после закладки первой подлодки серии планы пришлось урезать вдвое. Постоянное ухудшение положения на фронтах привело к тому, что до конца войны из планировавшихся шести подлодок японцы успели заложить только шесть. Что касается завершения строительства, то спустили на воду четыре лодки, а в строй было введено всего лишь три. Определенный интерес вызывает конструкция этих лодок. Обводы корпуса были нестандартными для такой техники японского и зарубежного производства. Так, для обеспечения необходимого внутреннего объема и сохранения приемлемых габаритов в носовой части корпус лодки имел 8-образное сечение. К центральной части сечение плавно превращалось в подобие знака «∞», а корма снова была похожей на восьмерку. Такой профиль двухкорпусной лодки был обусловлен тем, что техническое задание требовало большого количества топлива на борту, а отдельный ангар приводил к увеличению вертикальных размеров конструкции. Поэтому трубчатый герметичный ангар диаметром около 3,5 метра был помещен в средней части лодки, под рубкой. Благодаря форме средней части корпуса он не привел к значительному увеличению высоты лодки. В готовом для использования виде на лодке могло находиться три самолета M6A. Перед взлетом субмарина всплывала, моряки открывали двери ангара, устанавливали самолет на катапульту (на носу лодки), раскладывали его плоскости и летчик производил взлет. Садился самолет на воду, откуда его поднимал кран. Кроме трех самолетов, готовых к вылету, в ангаре в разобранном виде можно было перевозить четвертый, однако объема помещения хватало только на три собранных.

Японская авианесущая подводная лодка I-401 ошвартована в Перл Харборе. Американские военные специалисты изучают внутренне устройство лодки, одной из трех авианесущих лодок серии I-400, сдавшихся американцам

Из-за постоянных проблем с ресурсами головная лодка проекта I-400 была введена в строй ВМФ Японии только 30 декабря 1944 года. 8 января следующего 45-го за ней последовала I-401 того же проекта, а третья I-402 стала боевым кораблем только в конце июля. Само собой, эти субмарины так и не успели сделать что-то для изменения обстановки на фронте. В августе-месяце 45-го, за несколько дней до окончания Второй Мировой войны экипажи лодок приняли решение сдаться американцам. Лодки I-400 и I-401 за считанные месяцы своей боевой работы не успели нормально повоевать. Так, сначала они получили приказ на атаку шлюзов Панамского канала. Однако руководство флота вскоре поняло бесполезность такой операции и отменило свое распоряжение. Теперь подводные авианосцы должны были идти к атоллу Улити и атаковать стоявшие там американские корабли. 6 августа лодки вышли в море, но через пару дней вернулись – на I-400 произошел пожар и был необходим ремонт. I-401, в свою очередь, не могла справиться с заданием самостоятельно. Повторный выход сначала планировали на 17-е число. Далее начало операции перенесли на 25 августа, но в конце концов 20-го числа командиры лодок получили приказ об уничтожении всего наступательного вооружения. Выполнение этого приказа означало только одно – лодки-авианосцы больше не смогут ничего сделать для спасения Японии от поражения. Экипаж I-400 отстрелял торпеды в море и сбросил самолеты в воду. Капитан лодки I-401 Аридзуми, отдав приказ сделать то же самое, застрелился.

Японская авианесущая подводная лодка I-401, сдавшаяся американцам, ошвартована в Токийском заливе

История японских подводных авианосцев завершилась весной 1946 года. После сдачи американцам лодки проекта I-400 были доставлены в Перл-Харбор, где были тщательно изучены. В марте 46-го Советский Союз, в соответствии с имевшимися договоренностями, потребовал от США предоставить доступ к японскому чудо-оружию. Не желая делиться трофеями, американское командование отдало приказ уничтожить их. Первого апреля недалеко от Перл-Харбора была расстреляна торпедами лодка I-402, а 31 мая на дно отправились I-400 и I-401.

Источники информации:
http://korabley.net/
http://voenhronika.ru/
Журналы «Морская коллекция» и «Техника молодежи»

Секретное Японии - подводный авианосец (США, Великорбритания) 2009 год

Весной 1946 года, спустя 8 месяцев после окончания Второй мировой войны, в США было принято решение на высочайшем правительственном уровне: одна из самых совершенных систем японского оружия была отправлена на морское дно, чтобы избежать её попадания в руки Советского Союза. Мы узнаем о том, как мог измениться ход Второй мировой войны, если бы японцы осуществили свой проект...

Как мог измениться ход Второй мировой войны, если бы японцы осуществили свой проект создания гигантского подводного авианосца.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Два подводных авианосца смогут атаковать континент с разных сторон на всю его глубину. То есть фактически не останется места, где бы население Америки чувствовало себя в полной безопасности

Алексей Оверчук

США называют гегемоном Мирового океана - этот статус им обеспечивают авианосные ударные группы. Систему противодействия им разрабатывают все великие державы, но противодействие не равно альтернативе, тем более вызову. Однако таким вызовом может стать российский атомный подводный авианосец. И эта идея не так парадоксальна, как кажется на первый взгляд.

В Главном штабе ВМФ РФ по стенам развешаны портреты великих русских флотоводцев. Эти люди открыли для нашей страны такие территории, как Острова Кука, Маршалловы Острова, Французская Полинезия, Фиджи, Папуа - Новая Гвинея, Гавайи, Трук и многое другое. Теперь эти курорты принадлежат США, Франции или Британскому Содружеству, а ведь могли и даже хотели стать частью России.

Но Александр I отказался принять в подданные короля Гавайских островов . Александр II отдал Аляску за бесценок . Александр III не захотел занимать земли в Новой Гвинее . Российские императоры избегали связываться с подобными территориями по одной простой причине: у России не было и до сих пор нет действительно мощного военно-морского флота, который мог бы в случае необходимости блокировать любую страну мира в любом уголке земного шара, как это могут сделать американцы.

Опыт мировых войн показал, что Черноморский и Балтийский флот легко блокируются даже не крейсерами или линкорами, а обычными катерами. Операция в Сирии доказала , что без мощного флота крайне трудно помогать заморским союзникам. Однако в России по-прежнему строят в основном фрегаты, корветы, боевые катера, десантно-штурмовые лодки, вспомогательные суда, то есть корабли для плаванья по мелководью. На выходе - флот для глухой обороны .

Чтобы доминировать в мире, нужен простор. Необходимо иметь в боевом походе в каждом море-океане как минимум одну классическую авианосную ударную группу - или нечто, что могло бы ее заменить. Одним из наиболее амбициозных и прорывных проектов в этом смысле можно считать идею подводного атомного авианосца.

Грызуны для Дяди Сэма

Первыми о подводных авианосцах задумались еще в самурайской Японии. В 1932 году со стапелей была спущена субмарина I-2 проекта J-1M, внутри которой располагался герметичный ангар для самолета-разведчика Caspar U-1.

Несмотря на ряд неудач и трудностей, связанных с этим ноу-хау, японские моряки пришли к выводу, что подводный авианосец не такая уж абсурдная идея. К 1935 году была построена улучшенная подводная лодка I-6. Однако военным чрезвычайно не нравилось, что самолет все время приходится спускать на воду специальным краном.

Перед нападением на Перл-Харбор японские военно-морские силы получили сразу три усовершенствованных лодки с разведчиком на борту - I-9, I-10 и I-11. Именно субмарина I-9 в итоге запустила в небо самолет, чтобы заснять результаты атаки на американскую базу. А 9 сентября 1942 года еще более совершенная субмарина проекта B1 нанесла первый удар непосредственно по территории США: самолет Yokosuka E14Y сбросил несколько зажигательных бомб на лес в штате Орегон, однако американцев спасли удача и дождливая погода - пожар не разгорелся.

Венцом японской мысли стала лодка I-400 длиной около 120 метров. Субмарина несла 20 торпед и четыре самолета, которые вооружались двумя 250-килограммовыми бомбами. Японцы хотели даже сбросить на территорию США специальные контейнеры с грызунами, зараженными холерой и сибирской язвой. Не сложилось. Зато подводные лодки серии I-400 стали самыми крупными субмаринами в мире.

Под конец войны морские самураи обладали десятками авианесущих подлодок разного класса и модификаций. Этот подводный флот мог доставить к берегам США свыше полусотни самолетов с биологическим или химическим оружием. И тогда история пошла бы совсем другим путем.

Американские военные были в шоке, когда поняли, какая беда обошла стороной их благополучный континент. И выводы сделали исчерпывающие.

В марте 1946-го в полном соответствии с достигнутыми прежде договоренностями Москва потребовала предоставить советским специалистам доступ к японским подводным авианосцам. После этого американцы попросту утопили все японские подлодки. Это еще один судьбоносный поворот истории, которого так и не случилось: если бы Советский Союз в те годы получил самурайские технологии, гегемонии США и Британии в Мировом океане рано или поздно пришел бы конец.

Германия, Англия и Франция также пытались создать подводные авианосцы, но дальше экспериментальных образцов с маленьким самолетом-разведчиком не продвинулись. После серии неудач европейцы плюнули на амбициозный проект и занялись надводным флотом.

Смертоносный русский «Фазан»

Сегодня в интернете активно муссируются слухи, что атомный подводный авианосец создает и Россия. При этом сообщения иллюстрируются картинкой огромной субмарины с аэродромом на спине, где готовятся к старту современные истребители.

На этот проект уже вылили ушаты критики - был обсмеян каждый кингстон атомной подводной лодки. Но вопрос в том, откуда вообще информация, что подводный авианосец будет выглядеть именно так? Понятно, что захребетный аэродром попросту не даст субмарине ни плыть под водой, ни всплыть на поверхность. Это всего-навсего фантазия художника.

Аэродром должен быть обтекаемым, под корпус самой лодки. Вместо придуманных дизайнером истребителей с разбегом моряки, скорее всего, будут использовать ударные беспилотники вертикального взлета типа тейлситтер, то есть летательный аппарат, способный взлетать и садиться в вертикальном положении. Достоверно известно, что такой аппарат для Министерства обороны России уже разрабатывается , а имя ему - «Фазан».

После отрыва от стартовой площадки эта машина набирает высоту, скорость и затем переходит в режим привычного горизонтального полета. При этом «Фазан» может нести на борту не только аппаратуру разведки, но и ударные комплексы. Его предполагаемая скорость - 350-400 километров в час, дальность полета - две тысячи километров.

Атомная субмарина может иметь на борту несколько десятков таких машин - стоймя влезет много. То же касается боеприпасов к вооружению «Фазана».

Выстреливая этими машинами из ракетных шахт или запуская стаю из надводного положения, атомный подводный авианосец быстро отходит к месту предполагаемого сбора. Тем временем рой беспилотников неожиданно атакует американскую группу кораблей, военно-морскую базу или устремляется для удара вглубь континента на 500 километров. После этого остатки отряда могут вернуться к месту сбора для ремонта, техобслуживания и пополнения боезапаса.

Российским военным не придется тратиться на дорогостоящее обучение и не менее затратное обслуживание пилотов морской авиации. Более того, стоимость «Фазана» намного меньше современного истребителя, и потеря беспилотника никем не будет восприниматься как трагедия.

Но главные преимущества атомного подводного авианосца в его скрытности и внезапности появления над противником боевых дронов. Любой американский авианосец с группой кораблей похож на кладбищенский оркестр, слышимый за версту. А отследить атомный подводный крейсер практически невозможно. Он может появиться практически в любой точке у побережья США и нанести удар.

От Восточного до Западного побережья Соединенных Штатов в среднем около 4500 километров. Два подводных авианосца смогут атаковать континент с разных сторон на всю его глубину. То есть фактически не останется места, где бы население Америки чувствовало себя в полной безопасности.

Если удастся реализовать такой проект, Россия станет самой могущественной морской державой. А вот классические авианосцы свой век уже отжили .

Известно немало случаев, когда в учебном бою такие корабли безнаказанно поражались подводными лодками различных классов. Американцев успешно «топили» шведы, канадцы, французы, англичане и даже чехи с чилийцами.

По подсчетам специалистов, в современной войне любой авианосец проживет не более двух часов, и летчики, взлетая со своего плавучего аэродрома, могут заранее искать запасное место посадки.

И недалек тот день, когда авианосцы США будут напоминать не о грозном и смертоносном оружии, а о неуловимом Джо из анекдота - кому он нужен-то?

Первый подводный атомный авианосец проекта 941-бис будет построен в России, так утверждают интернетовские слухи...

Суть не в слухах - будет построен подводный авианосец или не будет, а в идеи, которая могла родиться только в России. Для англосаксов сама мысль осуществлять взлеты и посадки на палубу авианосца, который плавает под водой противоречит логике английского языка.

АТАВКРП проекта 941бис был создан под руководством группы высших офицеров флота и КГБ СССР. В 1991 году они не пожелали нарушить присягу, данную стране, которая перестала существовать. Они, как многие думающие люди, надеялись что это временное помешательство и страна будет восстановлена.

Однако было понятно, что просто так олигархат не сдаст свои позиции и более того наверняка позовет на помощь своих западных друзей. Исходя из этого нужно было создать вооруженное формирование, которое в нужный момент смогло бы выступить на стороне сторонников воссоздания страны. Было бы хорошо иметь некий резерв генеральной ставки в составе дивизиона эсминцев и парочки РПКСН.

Неслыханный уровень коррупции и предательства в высших эшелонах власти и руководства ВМФ не оставляли надежды на то, что хотя бы один корабль не пойдет под нож или не будет разворован. Кроме того, тотальный контроль со стороны НАТОвцев в рамках наблюдений по программе совместного уменьшения угрозы не позволял “спрятать” или законсервировать ни одного боеспособного корабля, не говоря уже о соединении.

Единственным решением оставалось создание чего-то нового. Основной проблемой такого строительства были деньги и секретность. Причем секретность должна была быть выведена на новый уровень - скрывать стройку нужно было не только от чужих, но и от своих.

Идея возможности постройки подводного авианосца базировалась на Рубиновском проекте транспортных ПЛ, основанных на пр 941. Основным заказчиком ТПЛ был Норильский никель.

Для финансирования проекта 941бис были найдены новые русские заказчики, которым понравилась идея возить подержанные машины из Японии в европейскую. часть страны круглогодично СевМор путем.

Небольшая группа конструкторов из Рубина доработала проект ТПЛ, используя наработки проектов 621 (десантно-транспортный подводный крейсер), 717 (транспортно-десантная ПЛ, минный заградитель), 748 и 664. Конструкторы трудились двумя группами: одна думала, что создает подводный ролкер для новых русских, и лишь вторая, весьма малочисленная, знала о настоящей цели проекта.

За основу были взяты корпусные конструкции ТК-210, которые якобы были ранее разобраны. По окончании строительства цивильной части крейсера, он перешел подо льдами на Дальний восток, в рамках “ходовых испытаний”. Еще в середине перехода заказчику было заявлено, что в проекте были серьезные упущения и, что лодка как есть эксплуатироваться не может. Нужен долгосрочный ремонт - перестройка. В силу того что длительность жизни новых русских в то время была коротка, то претензии предъявлять было просто некому.

Американцы как то вяло наблюдали за “Звездой”в то время, и крейсер поставили именно туда для вооружения и установки полетной палубы. Туда же в разобранном виде малой скоростью под видом цвет-мета из Крыма было привезено паровое бросковое устройство, а проще говоря - катапульта.

К 1995 году крейсер был готов. Авиакрыло было отобрано из ДВ эскадрилий, СУшки были просто напросто куплены.

Строительство привлекало внимание. И никакие средства маскировки и дезинформации не могли предотвратить утечку информации. Единственным спасением секретности был уход в моря. Экипаж был подобран исключительно из добровольцев, причем подавляющее большинство из них не знало о существовании “Советского Союза” до момента всхода на борт.

18 ноября 1995 года в 00:00 часов по местному времени тяжёлый авианесущий крейсер подводный “Советский Союз”отдал швартовы и вышел на боевое дежурство, длина которому как теперь понятно - жизнь….

-----------------

Как всегда модель изготовлена по аутентичным чертежам, все миллиметры подогнаны, и все заклепки посчитаны.

Британский подводный авианосец HMS M2

В японском флоте во время Второй мировой войны были подводные лодки больших размеров, способные транспортировать до нескольких легких гидросамолетов (такие подводные лодки строились во Франции). Самолет хранился в сложенном виде в специальном ангаре внутри подводной лодки. Взлет выполнялся на поверхности лодки, после вывода самолета из ангара и сборки. На палубе в носовой части подводной лодки и был специальные полозья катапульты, которые помогали поднять самолёт в небо. После полета и выполнения поставленных задач, самолет складывался в исходное положение и помещался в ангар В сентябре 1942 года самолет Йокосука E14Y-летающей подводной лодки I-25 совершили налет на территорию штата Орегон (США), сбросив две 76-фунт. зажигательных бомб, которые должны были вызвать обширные пожары в лесах, однако, эффект был незначительным. Но атака имела большой психологический эффект, так как не был известен способ атаки. Это была единственная бомбардировка территории США во время войны с использованием подводных авианосцев.

Япония

  1. Проект J-1M - «I-5» (1 гидросамолет разведчик, запуск с воды)
  2. Проект J-2 - «I-6» (1 гидросамолет разведчик, запуск с катапульты)
  3. Проект J-3 - «I-7», «I-8»
  4. проект 29 тип «B» - 20 штук
  5. ... тип «B-2» - 6 шт
  6. ... тип «B-3» - 3 шт (лодки имели ангары, но самолетов никогда не несли - переоборудованы под «Кайтэн»)
  7. Проект А-1 - 3 шт (1 гидросамолет разведчик, запуск с катапульты)
  8. Тип I-400 - 3 шт (3 гидросамолёта Aichi M6A Seiran)
  9. Тип «АМ» - 4 шт (2 гидросамолета бомбардировщика «Сэйран»(«Seiran»)) 2 не достроены.

Два последних типа были предназначены для ударов по Панамским шлюзам, но о их боевом применении как авианосцев нет сведений.

Великобритания

После потери тяжеловооруженной лодки HMS M1 и ограничений на вооружение субмарин, введённых Вашингтонским морским соглашением в 1922 году , оставшиеся ПЛ типа «М» были переоборудованы для других целей. В лодка HMS M2 была оснащена водонепроницаемым ангаром и паровой катапультой и была приспособлена для взлёта и посадки небольших гидросамолётов. Субмарина и её самолёт могли использоваться в разведывательных целях в авангарде флота. В M2 затонула недалеко от Портленда и Британский ВМФ отказался от подводных авианосцев.

Франция

ПЛ Сюркуф 1930 года постройки - погибла в 1942 году. Была оснащена легким гидропланом в ангаре для разведывательной службы и корректировки огня главного калибра подлодки - 203-миллиметровых орудий.

СССР

В 1937 году в ЦКБ-18 под руководством Б. М. Малинина велась разработка подводных лодок XIV бис серии (проект 41а), которые планировалось оснащать гидросамолётом «Гидро-1» (СПЛ, Самолёт для Подводной Лодки), разработанным в ОКБ Н. В. Четверикова в 1935 году . Ангар на лодке проектировался 2,5 метров в диаметре и 7,5 метров в длину. Самолёт имел полётную массу 800 кг и скорость до 183 км/ч. Подготовка самолёта к полёту должна была занимать около 5 минут, складывание после полёта - около 4 минут. Проект реализован не был.

Настоящее время

В современном подводном кораблестроении подводная авиация не используется. В СССР был разработан проект разведывательного вертолёта Ка-56 «Оса», приспособленного к транспортировке в торпедном аппарате. В серию проект не пошёл из-за отсутствия в СССР подходящих роторных двигателей.

В США разрабатываются БПЛА для подлодок, в частности выводимых с боевой службы стратегических ракетоносцев типа «Огайо», имеющих 24 ракетные шахты диаметром 2,4 м каждая.