Наталья Столярова
Картотека подвижных игр по теме «Птицы»

Картотека подвижных игр по теме «Птицы »

Подвижные игры для младшего дошкольного возраста

Подвижная «Птички»

Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Поворачиваются лицом к педагогу, который находится в центре круга. Педагог читает текст стихотворения и показывает движения.

Раз-два, раз-два!

Скок-скок, скок-скок! Прыгают на месте на двух ногах, руки на пояс.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.

Раз-два, раз-два!

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! Хлопают в ладоши.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.

Раз-два, раз-два!

Топ-топ, топ-топ! Топают ногами, руки на пояс.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.

Раз-два, раз-два!

Разлетайтесь кто куда! Разбегаются врассыпную.

Примечание. После слов педагога «Разлетайтесь кто куда!» дети убегают в заранее указанное педагогом место на игровой площадке.

Игра малой подвижности «Гуленьки»

Дети образуют круг вместе с педагогом, берутся за руки. Под чтение Текста стихотворения педагогом идут хороводом в правую сторону :

Ой, люли, люли, люленьки!

Прилетели к нам гуленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели возле люленьки.

Все вместе идут по кругу в обратную сторону, педагог произносит :

Они стали ворковать,

Ване спать не давать.

Ой, вы, гули, не воркуйте,

Дайте Ванечке поспать.

Дети останавливаются, педагог произносит :

Первая гуля говорит :

«Надо кашкой накормить» .

Дети имитируют еду ложкой.

А вторая говорит :

«Ване спать надо велеть» .

Дети присаживаются на корточки, руки под щеку.

А третья гуля говорит :

«Погулять надо сходить» .

Дети врассыпную расходятся по игровой площадке, гуляют рядом с педагогом.

Подвижная игра «Птички в гнездышках»

На игровой площадке (5x5 м) обозначаются цветной водой, линиями или шнурами 3-4 круга (диаметр кругов 1-1,3 м) - это гнезда птичек. Дети-птички размещаются в гнездах. Педагог находится в центре игровой площадки. Он говорит :

Пришла красавица-весна, Тепло и радость принесла. Где же вы, маленькие птички - Воробушки да синички? Из гнезд скорее вылетайте, Свои крылья расправляйте!

Дети перешагивают через линии очерченных кругов - вылетают из гнезд и разбегаются по всей площадке. Педагог «кормит»

птиц то на одной , то на другой стороне площадки : дети присажи-ваются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям, - клюют зерна. Затем вновь бегают, прыгают по площадке. Педагог говорит :

Милые птички, Воробушки да синички! В гнездышки свои летите, Свои крылья опустите! Дети убегают в гнезда, перешагивая через линии. Все птички должны занять свои гнезда. Игра повторяется.

Примечания. 1. На этапе разучивания игры можно в каждое из гнездышек поставить по зрительному ориентиру (кубик, кеглю и др. красного, желтого, синего или зеленого цвета) . 2. При повторении игры можно предложить детям выпрыгивать из кругов на двух ногах, а не перешагивать через линию. 3. Педагогу необходимо дозировать двигательную активность (бег) и отдых детей.

Подвижная игра «Воробышки и кот»

Инвентарь : маска кошки.

На игровой площадке цветными шнурами, лентами, чертами земле обозначаются 2 линии длиной 3,5-4 м параллельно друг другу. Расстояние между линиями 4-5 м. Несколько в стороне, на равном расстоянии от линий находится дом кота. Дети встают за первую линию лицом ко второй линии - это воробышки в гнездышках. Педагог произносит :

Вылетайте из гнездышек,

воробышки!

Поклюйте зернышек,

воробышки!

Быстро летайте,

Крыльями махайте!

Раз-два, раз-два,

Крыльями махайте!

Дети выходят на игровое поле, отводят руки в стороны - воро-бышки расправляют крылышки, - разбегаются врассыпную на площадке между двумя линиями. Кошка просыпается, произносив «мяу-мяу» и бежит за воробышками. Они должны быстро улететь в гнездышки, за вторую линию. Пойманных воробышков кошка отводит к себе в дом.

Примечания. 1. Пойманные воробышки не пропускают повторений игры, они вновь встают вместе с остальными детьми, занимают свои гнездышки. 2. На роль кошки педагог назначает более активных детей, меняя водящего при каждом повторении игры. 3. Напомнить детям, что, спасаясь от кошки, они должны убегать за противоположную линию, а не за ту, за которой они стояли первоначально.

Подвижная игра с речевым сопровождением «Веселый воробей»

Дети образуют круг, встают лицом в центр на некотором расстоянии друг от друга. Педагог находится посередине круга, показывает движения, которые дети повторяют вслед за ним.

Воробей с березы Прыгают на двух ногах, руки вниз.

На дорогу прыг!

Больше нет мороза - Хлопают в ладоши.

Чик-чирик!

Вот журчит в канавке Выполняют наклоны влево-вправо,

Быстрый ручеек, руки на пояс.

И не зябнут лапки - Прыгают на двух ногах, руки вниз.

Скок-скок-скок!

Высохнут овражки - Хлопают в ладоши.

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки - Выполняют «пружинку» , руки на

Чик-чирик! пояс.

Игра малой подвижности «Где спрятался воробей?»

Инвентарь : пластмассовая или резиновая игрушка-воробей (высота игрушки 10-15 см) .

Педагог заранее прячет игрушку на игровой площадке. Педагог встает в центре площадки, дети врассыпную встают около него. Педагог говорит :

Скачет шустрый воробей

Все быстрей, быстрей, быстрей!

Крошки хлеба поклевал,

Над землею полетал,

На березе посидел.

Кыш. Куда-то улетел!

Вас прошу, мои друзья,

Вы найдите воробья!

После слов педагога дети идут искать игрушку. Тот, кто первый ее найдет, приносит игрушку педагогу.

Подвижные игры для старшего дошкольного возраста

Подвижная игра «Ласточки»

Ласточки летели, Дети бегут по кругу, машут руками.

Все люди глядели.

Ласточки садились, Приседают, руки опускают за спиной.

Все люди дивились.

Сели, посидели,

Взвились, полетели. Бегут по кругу, взмахивают руками.

Полетели, полетели,

Песенки запели.

Подвижная игра «Голуби и кот» .

Считалочкой выбираем водящего.

Среди белых голубей скачет шустрый воробей,

Воробушек - пташка, серая рубашка.

Откликайся, воробей, вылетай-ка, не робей!

На площадке (в зале) раскладываются несколько больших обручей - «домиков для голубей» . По сигналу педагога «Голуби, летите!» «голуби» вылетают из гнезд-домиков и летают по всей площадке, «кот» в это время старается поймать как можно больше «голубей» . По второму сигналу педагога «Голуби, домой!» «птицы » летят в свои домики. Педагог вместе с детьми подсчитывает, сколько «голубей» поймал «кот» .

Подвижная игра «Птицелов »

Дети становятся по кругу, выбирается «птицелов » - водящий, ко-торому завязывают глаза. Каждый выбирает себе птицу , голосу которой он будет подражать. Дети идут по кругу со словами :

Во лесу, во лесочке,

На заснеженном дубочке

Птицы сидели ,

Тихо песни пели.

Вот птицелов идет -

В плен нас возьмет.

Дети разбегаются, а «птицелов » пытается кого-нибудь поймать. Тот, кого поймали, изображает свою птицу голосом , а «птицелов » угадывает, какую «птицу » он поймал. Затем выбирается новый «птицелов » .

Игра «Птицы в клетке »

Половина детей становится в круг, держась за руки. Руки подняты «воротиками» - это клетка. Вторая половина детей вбегает и выбегает в «воротики» . По сигналу педагога (хлопок в ладоши) «воротики» опускаются, пойманные дети называют любую перелетную птицу й выходят из клетки . Игра повторяется 2-3 раза.

Подвижная игра «Птицелов »

Играющие делятся на 3-4 группы по 4-6 человек в каждой. Каж-дая группа детей выбирает для себя какую-либо перелетную птицу , крику которой они хотели бы подражать. (Например, первая группа - «гуси» , характерный крик - «га-га-га» , вторая группа - «утки» , характерный крик - «кря-кря» , третья группа - «кукушки» , характерный крик - «ку-ку» , четвертая группа - «журавли» , характерный крик - «курлы-курлы» .) Все дети встают в круг, в центре которого - водящий-«птицелов » с завязанными глазами. «Птицы » произвольно ходят, кружатся по площадке вокруг «птицелова » и произносят :

Птицы крылья расправляют ,

К югу птицы улетают ,

Птицы весело поют .

Ай! Птицелов идет !

Птицы , улетайте!

«Птицелов » хлопает в ладоши, играющие-птицы замирают на месте (прятаться за какими-либо предметами нельзя, а «птицелов » начинает их искать. Тот игрок, которого найдет водящий, подражает крику птицы , которую он выбрал. «Птицелов » старается угадать название птицы и имя пойманного им игрока. Пойманный игрок становится водящим-«птицеловом » . Игра повторяется 2-3 раза.

Подвижная игра «Скворцы и кошка»

Выбираются 3-4 ребенка - «скворца» , один ребенок - «кошка» . На всех надеты соответствующие маски-шапочки. Остальные дети по 3-4 человека берутся за руки, образуют круги - «скворечники» . В каждом размещаются по 1-2 «скворца» . «Кошка» находится в стороне. Под легкую веселую музыку «скворцы» бегают по залу врассыпную. С окончанием музыки появляется «кошка» и старается поймать «скворцов» . «Скворцы» прячутся в скворечниках, в которых может находиться не более 2-х «скворцов» . Пойманного «скворца» «кошка» уводит в свой дом. Игра повторяется 3-4 раза.

Филин и пташки

Играющие выбирают филина, он уходит в свое гнездо. Подражая крику той птицы , которую выбрали, играющие летают по площадке.

На сигнал «Филин!» все птицы стараются улететь в свои гнезда. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица , и только тогда пойманный становится филином.

Указания к проведению. Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц , голосу которых они смогут подражать (например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, журавль и т. д.) . Гнезда птиц и филина лучше выбирать на высоких предметах (на пнях, скамейках и т. д.) . Птицы от филина прячутся каждая в своем гнезде.

Вариант. Дети делятся на 3-4 подгруппы и договариваются, каких птиц они будут изображать. Затем подходят к филину и говорят : «Мы сороки, где наш дом?» ; «Мы чайки, где наш дом?» ; «Мы утки, где наш дом?» Филин называет место, где птицы должны жить . Птицы летают по площадке , на слово «Филин» прячутся в свои гнезда. Пойманную птицу филин должен узнать .

«ПОЕЗД»

Цель: Развивать умение двигаться и останавливаться по звуковому сигналу .

Все постепенно останавливаются. По «гудку» движение вперед. На остановке дети выходят из поезда собирают цветы, ягоды, гуляют и т.д.

«ЛОВИШКИ С ДОМАМИ»

Цель: совершенствовать умение быстро бегать, развивать ловкость, внимание .

Игра повторяется 4-5 раз.

«МЫ ТОПАЕМ НОГАМИ»

Цель: развивать умение сообща выполнять движения, ходьбу, бег в разном темпе.

«Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головами,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

Мы руки подаем».

Дети соединяют руки, образуя круг.

И бегаем кругом,

И бегаем кругом».

«ЦЫПЛЯТА И НАСЕДКА»

Цель: совершенствовать умение подлезать под препятствие не касаясь его, развивать фантазию, творческое воображение.

Содержание: Поперек площадки на высоте 40-45 см натягивается шнур. С одной стороны от шнура поле, с другой двор, где находятся «цыплята» (дети) и «наседка» (воспитатель). Цыплята прыгают, резвятся. Наседка говорит: «Погуляйте цыплята, поклюйте зернышек». Дети подлезают под шнур и бегают по полю. Затем воспитатель зовет цыплят на двор: «Цып-цып». Дети, подлезают под шнур не касаясь его.

Игра повторяется 2-3 раза.

«ВОРОБЫШКИ И КОТ»

Цель: развивать умение спрыгивать с высоты и подниматься на гимнастическую скамейку без помощи рук.

Игра повторяется 3-4 раза.

«ВОРОНЫ И ГНЕЗДА»

Цель: развивать координацию, ловкость и быстроту.

Игра повторяется4-5 раз.

«ПТИЧКИ В ГНЕЗДАХ»

Цель: совершенствовать умение перешагивать через препятствия прямо и боком.

Содержание : В разных углах зала устраивается 3-4 гнезда из обручей большого диаметра. Дети-птички размещаются в гнездах. По сигналу воспитателя они вылетают из гнезд – перешагивают через препятствие и разбегаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются, постукивая концами пальцев по коленям. Затем вновь бегают по сигналу «птички в гнезда» убегают в гнезда.

«СПЯЩАЯ ЛИСА»

Цель: развивать физические качества: быстроту, ловкость, внимание .

«САМОЛЕТЫ»

Цель: совершенствовать умение бегать не наталкиваясь друг на друга, бегать в разном темпе.

II. Дети размещаются на 1-й стороне площадке.

По сигналу самолеты взлетают и летают. По сигналу – заходят на посадку и возвращаются на аэродром.


«ПОЙМАЙ КОМАРА»

Цель: развивать умение допрыгнуть до предмета, как можно выше.

Вариант: «Поймай птичку»

« Поймай мышку»

«Найди кролика»

«ЦЫПЛЯТА»

Цель: совершенствовать умение спрыгивать с высоты и быстро подниматься на скамейку без помощи рук.

3-4 раза.


«ТРАМВАЙ»

Цель: развивать умение двигаться-останавливаться по зрительному сигналу.

«НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА»

Цель: совершенствовать умение подлезать под препятствия высотой 50-40 см. не задевая его.

3-4 раза.

«РЕЗВЫЕ ЛЯГУШАТА»

Цель: развивать умение прыгать на одной ноге, совершенствовать умение прыгать на 2-х ногах с продвижением вперед.

После каждого путешествия увеличить расстояние на 20-25 см. (до 2-2,5 м).


«ПТИЦЫ И ДОЖДЬ»

Цель: развивать умение влезать и слезать с гимнастической стенки одноименным и разноименным способами.

Игра повторяется 3-4 раза.

«КРОЛИКИ»

Цель: совершенствовать умение прыгать на двух ногах с продвижением вперед.

Содержание: На одной стороне площадки ставятся дуги (обручи). На противоположной – стул – дом сторожа. Между домом и клетками кроликов – луг. 4-5 детей ставятся в кружки. «Кролики сидят в клетках» - малыши присаживаются на корточки. Сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов. «Погуляйте, поешьте травки». Кролики бегают, прыгают. «Бегите в клетки» - кролики убегают.

«УТЯТА»

Цель: совершенствовать умение выполнять прыжки на 2-х ногах вперед-назад через шнур.


«ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ»

Цель: совершенствовать умение прыгать на 2-х ногах с продвижением вперед.

Шагают наши ножки

1,2 1,2

По камешкам, по камешкам!

В яму – бух!

Под слова «по камешкам» дети прыгают продвигаясь вперед. «В яму бух» - присаживаются на корточки.

Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Закрепить умение детей различать птиц по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.
  • Углубить представления детей о причинах отлета птиц.

2. Развивающие:

  • Развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
  • Развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.
  • Развивать активный и пассивный словарь, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
  • Развивать любознательность, активность, самостоятельность
  • Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Физическое развитие.
  • Художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки.
  • Беседы с детьми о птицах.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
  • Разгадывание загадок о птицах.
  • Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?», настольно-печатная игра «Наши соседи».
  • Выполнение налепа «Птицы на ветке».
  • Конструирование из кефирных коробок «Кормушки».
  • Заучивание стихотворений: «Воробьи и кот», «Березовый сок», «Валенки» Т. Шорыгиной; «Жаворонок» В. Жуковского; «Покормите птиц зимой» А.Яшина; «Воробышки» С.Есенина; «Ворона» А.Барто; «Снегирь» Е.Демьянова.
  • Чтение произведений: «Ворона и сорока» К. Ушинского; «Птицы», «Синичкина кладовая» Н.Сладкова; «Гаечки» М.Пришвина; рассказы из книги «Птицы. Какие они?» Т.Шорыгиной.

Материалы:

  • ИКТ (интерактивная доска) с подборкой материала.
  • Костюм фотоохотника.
  • Картонные медали «Друзья птиц».
  • Энциклопедия «Птицы».
  • Фотоснимки «Птицы».
  • Цветные карандаши, альбомные листы.

Ход НОД

Воспитатель: Вы обратили внимание на то, что на участке стало меньше птиц? Что с ними могло случиться? (ответы детей).

А почему от нас улетели птицы на юг? (ответы детей).

Как называются такие птицы? (ответы детей).

Ребята, но птицы не все улетели. Как называются те, которые остались? (ответы детей).

А они почему не улетели? Они не бояться зимы? (ответы детей).

А вы знаете, какие птицы зимующие, а какие перелетные? (ответы детей).

Сейчас мы поиграем и проверим.

Проводится дидактическая игра на интерактивной доске «Зимующие и перелетные птицы».

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»

Задача: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.

Описание игры.

На странице расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что для того, чтобы птицы смогли пережить зиму, под их перьями пух становится гуще, крепнет клюв для того, чтобы птицы смогли доставать насекомых в коре деревьев и щелях домов.

А как вы думаете, какие птицы улетели первыми?

Дети: Те, которые питались насекомыми, а насекомые спрятались.

Воспитатель: Сейчас давайте посмотрим, как хорошо вы знаете, чем питаются зимующие и перелетные птицы.

Проводится дидактическая игра на интерактивной доске «Кто чем питается?»

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Задача: закрепить знание детей о питании птиц.

Описание игры.

На странице расположены различные виды корма: пшено, семечки, крошки хлеба, шиповник, ягоды, жук, червяк, яблоко. Задача детей – распределить корм для зимующих и перелетных птиц.

Воспитатель: Да, перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать себе его в зимних условиях. Зимующие птицы могут отыскивать себе спрятавшихся насекомых, съедают плоды и семена лиственных деревьев, шишки с семечками хвойных. И все-таки тяжело птицам зимой, особенно в снегопад, метель, сильный мороз. Поэтому они стараются приблизиться к жилищам людей. А мы должны им помочь. Ребята, а как мы можем это сделать?

Дети: Кормушки сделать и развесить их на деревьях. В них каждый день класть корм.

Раздается стук в дверь. Входит фотоохотник с фоторужьем.

Фотоохотник: Здравствуйте! Я правильно пришел туда, где ребята считают себя друзьями птиц?

Воспитатель: А Вы кто? И почему у Вас ружье?

Фотоохотник: Это фоторужье. При помощи его я наблюдаю за птицами, животными, растениями и фотографирую интересные моменты из их жизни.

Воспитатель: Дети, вы догадались, кто это?

Дети: Фотоохотник!

Фотоохотник: Ребята, а вы много знаете о жизни птиц?

Фотоохотник: Давайте это проверим. Предлагаю вам поиграть. Игра называется «В мире птиц».

Проводится игра на интерактивной доске «В мире птиц».

Дидактическая игра «В мире птиц»

Задача: закрепить знание детей о птицах.

Описание игры.

На странице расположен волчок с разноцветными секторами и рамки цветов соответствующих секторам. Ребенок нажимает стилусом на волчок, стрелка которого раскачивается и останавливается на секторе какого-нибудь цвета. Под рамкой соответствующего цвета скрыт вопрос, на который ребенок дает ответ.

Вопросы под рамками:

1. Где и из чего вьют гнездо ласточки? (Под крышей дома, из комочков сырой глины, травы, соломки смоченной слюной.)

2. Почему ласточек нельзя содержать в неволе? (Потому что она может погибнуть, так как добывает пищу на лету.)

3. Где зимуют синицы и скворцы? (Синицы – в наших краях, скворцы – улетают в теплые края.)

4. Какая птица любит клевать мохнатых гусениц, которые другие птицы не трогают? (Кукушка. Она приносит большую пользу лесу, уничтожая гусениц.)

5. Где устраивают гнездо скворцы, которым не хватило скворечников? (В садах, парках, дуплах деревьев)

6. Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают майских жуков и лечинки насекомых, спасают деревья от гусениц и других вредителей.)

7. Какую заботу мы проявляем о птицах? (Оберегаем гнезда, заготавливаем корм, помогаем в беде, вывешиваем кормушки и скворечники.)

8. Как объяснить значение слова «пернатые»? (Тело птицы покрыто перьями, отсюда появилось слово, обозначающее птиц «пернатые».)

По окончании игры фотоохотник хвалит детей и вручает им медали «Друзья птиц».

Воспитатель: Фотоохотник, а сейчас мы тебя приглашаем поиграть.

Проводится физкультминутка «Снегири».

Вот на ветках, посмотри 4 хлопка руками по бокам и
В красных майках снегири. 4 наклона головы.
Распушили перышки, Частые потряхивания руками,
Греются на солнышке. опущенными вниз.
Головой вертят, 2 поворота головы на каждую
Улететь хотят. строку.
- Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по комнате,
За метелью, за метелью! взмахивая руками, как крыльями.

Воспитатель: Дорогой, фотоохотник, ты наверное устал. Присядь, отдохни. Ребята хотят кое-чем порадовать тебя. Они не такие хорошие фотографы, как ты, но зато очень любят рисовать. Сейчас они нарисуют для тебя своих любимых птиц.

Дети рисуют цветными карандашами на тему «Моя любимая птица». Выполненные рисунки дарят фотоохотнику.

Фотоохотник беседует с детьми по вопросам:

  • Почему ты нарисовал эту птицу?
  • Где ты ее встречал?
  • Что ты о ней знаешь?
  • Что хочешь о ней узнать? (Ответы детей.)

Фотоохотник: А я на прощание хочу вам подарить фотографии самых интересных моментов из жизни птиц, которые я наблюдал, и энциклопедию «Птицы».

Воспитатель: Спасибо, фотоохотник, тебе за твои фотографии. Мы с удовольствием будем их рассматривать и ждать новых.

Фотоохотник прощается и уходит.

Воспитатель: Дети, что нового вы узнали о птицах? (Ответы детей) А что удивило вас из того, что вы сегодня узнали? (Ответы детей.) Какие вопросы о птицах для вас были трудными и вы не знали на них ответа? (Ответы детей.) Что еще о птицах вы хотели бы узнать? (Ответы детей.)

Воспитатель: А новые знания мы получим из той книги, которую подарил нам фотоохотник.

Список используемой литературы:

  1. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?».
  2. Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия».
  3. С. Д. Сажина «Технология интегрированного занятия в ДОУ».
  4. Н. В. Нищева «Кабинет логопеда. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».

Пояснительная записка

игра предназначена для детей старшего возраста – 5-7 лет

Игру целесообразно проводить в период действия лексических тем ДОУ: «Кто как готовится к зиме. Животные и птицы нашего края», «Встречаем птиц. Птицы нашего края»

Задачи:

1.Учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;

2.Учить дифференцировать понятия «Зимующие» и «Перелетные» птицы;

3.Развивать внимание, слуховое восприятие, воображение;

4.Воспитывать интерес к природе (перелетные и зимующие птицы);

Предварительная работа:

В рамках лексических тем ДОУ: «Кто как готовится к зиме. Животные и птицы нашего края», «Встречаем птиц. Птицы нашего края», организуется взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ (воспитателями). Взаимодействие заключается в подготовке к восприятию данной игры.

Подготовка к восприятию игры

— проведение ООД в соответствии с лексическими темами ДОУ: «Кто как готовится к зиме. Животные и птицы нашего края», «Встречаем птиц. Птицы нашего края»

— проведение индивидуальных, групповых и фронтальных бесед в соответствии с данными лексическими темами ДОУ

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие.

Оборудование: шнур или канат

Темп : умеренный

Подготовка: На одной стороне зала проводится (выкладывается шнуром) черта, за ней «теплые страны». Остальное пространство – это поляна.

Правила игры:

— бегая врассыпную, не наталкиваться друг на друга

— выполнять перемещение за черту (шнур, канат) или садиться на корточки только после слов «…крылья расправляет»

— проговаривать все слова четко, не задерживаясь

Ход игры :

В роли ведущего целесообразнее выступать педагогу – он объясняет правила и следит за ходом игры.

Дети — «птицы». Дети врассыпную бегают по «поляне», имитируя движения птиц.

Воспитатель произносит текст:

Осень пришла,

Наступили холода.

Журавль (ласточка, скворец, грач и т.д.) крылья расправляет,

Дети «перелетают» за черту, произнося при этом:

Улетает, улетает

В теплые края.

А если воспитатель называет зимующую птицу:

Осень пришла,

Наступили холода.

Ворона (воробей, голубь, синица и др.) крылья расправляет,

Дети останавливаются, присаживаются на корточки на «поляне» и продолжают текст:

Но никуда не улетает.

Ей зима не страшна.

Игра повторяется 5-6 раз.

В конце игры воспитатель отмечает самых внимательных детей.

Название: Подвижная игра для детей старшего возраста (5-7 лет) «Птицы зимующие, птицы перелетные»
Номинация: Детский сад — Развивающие игры — Подвижные


Должность: инструктор по физической культуре
Место работы: МДОУ Детский сад № 22 д. Яраткулова
Месторасположение: Челябинская область, Аргаяшский район, д. Яраткулова, ул.Центральная, 25

«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».

Цель: закреплять знания о многообразии птиц.

Ход игры . Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т.д.).

«ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?»

Цель: у чить детей описывать птиц по их характерным признакам.

Ход игры . Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами.

«ПТИЦЫ».

Цель: закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Ход игры . Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево…), например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т.д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.

«НЕ ЗЕВАЙ!» (птицы зимующие, перелётные).

Цель : развивать слуховое внимание, быстроту реакции.

Ход игры . Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры.

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ».

Цель : учить детей понимать смысл предложения.

Ход игры . Воспитатель читает предложения. В них допущены ошибки, которые ребята должны исправить.

Воробей ходит по земле.

Ворона долбит дерево.

Клест клюет сало , и т.д.

« ПТИЧКИ И КОШКА »

Цель:

Ход: 3-4 ребенка изображают птичек, остальные птенчики, один ребенок - кошка. Перед началом игры птицы и птенчики находятся на деревьях - скамейках, пеньках, бревнах. Кошка на расстоянии 20-30 шагов от птичек в круге, нарисованном на полу.

Птицы слетают с деревьев (спрыгивают), летят на площадку и спустя некоторое время зовут птенцов. Они также спрыгивают, присаживаются на корточки (клюют корм), летают. По сигналу «кошка» птицы улетают на деревья - залезают или впрыгивают на возвышение, кошка пытается поймать птиц. Пойманный становится кошкой.

Правила : птенцы вылетают только по зову птиц; дети бегают только в пределах площадки; кошка не может ловить того, кто стоит на возвышении.

«СОВУШКА»

Цель: упражнять в беге с выполнением ролевых движений; в умении быстро реагировать на звуковой сигнал, сохранять статичность позы некоторое время; развивать выдержку; организованность.

Ход: все дети - птички, бабочки и т.д., один - сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривая тех, кто шевелится, и забирает в гнездо. Через 15-20 сек. Снова дается сигнал «день». Варианты : можно подавать такие сигналы «день наступает - все оживает», «ночь наступает - все замирает»; или сигналы могут быть музыкальные: день - громкая музыка, ночь - тихая.

«ПТИЧКИ И КОШКА»

Цель: упражнять в мягком спрыгивании, приземлении на полусогнутые ноги; в умении вступать в игру по сигналу; в соблюдении правил игры.

Ход: восп-ль выкладывает круг из веревки или шнура. Дети становятся по кругу с внешней стороны. Одного ребенка назначают водящим - кошкой (вороной), которая находится в центре круга; Кошка засыпает, а птички прыгают в круг, летают. По сигналу вос-ля кошка просыпается, произносит: «Мяу!», и начинает ловить птичек, а они улетают за пределы круга. Пойманных птичек кошка оставляет около себя. Игра повторяется с другим водящим, после того, как предыдущий поймает 4-5 птичек.

Правила : ловить можно только тех птичек, которые находятся в кругу.

Усложнение: дети не прыгают по кругу, а только впрыгивают и выпрыгивают;

«ВОРОБЫШКИ И АВТОМОБИЛЬ »

Цель: развивать умение рассредоточиваться по всей площади зала; быстроту реакции; пространственную ориентацию; формировать потребность в двигательной активности

Ход: на одной стороне зала размещают скамейки, на них сидят воробышки. На другой обозначают место для гаража. «Воробышки вылетают из гнезда» - говорит вос-ль, и дети прыгают со скамейки (20см), бегают врассыпную, подняв руки в стороны. Раздается гудок, и появляется «автомобиль» - ребенок, в руках которого руль. Воробышки быстро улетают в свои гнезда. Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется.

«Птичка и птенчики»

Цель: упражнять в умении использовать для игры всю площадку; выполнять игровые действия; изменять направление движения по сигналу; формировать потребность в двигательной активности.

Ход: Дети делятся на группы по 5-6 человек. Каждая группа имеет свой домик - гнездышко (начерченный мелом круг, положенный на пол большой обруч или связанная за концы веревка и т. п.). Малыши, сидя на корточках, изображают птенчиков в гнездышках, воспитатель - птичку. На слова «Полетели - полетели!» птенчики выпархивают из гнездышек и стараются улететь за кормом подальше. На слова воспитателя «Полетели домой!» птенчики возвращаются в свои гнездышки. Игра повторяется 3-4 раза.

Правила: Педагог следит, чтобы дети-птенчики действовали по сигналу, напоминает, что нельзя залетать в чужое гнездышко, улетать надо подальше от дома - там больше корма.

«Воробышки и кот

Цель: упражнять в мягком приземлении на полусогнутые ноги; в умении быстро реагировать на сигнал; бегать с увертыванием.

Ход: Дети стоят на скамеечках или на больших кубиках, разложенных на полу по одну сторону площадки. Это воробышки на крыше. В стороне сидит кот (воспитатель или кто-нибудь из детей). Кот спит. «Воробышки полетели», - говорит воспитатель. Воробышки спрыгивают с крыши, расправив крылья, разлетаются во все стороны. Но вот просыпается кот. Он произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных кот отводит к себе в дом. Игра повторяется 5-6 раз.

« Кот и воробышки »

Цель: упражнять в умении сохранять направление движения и изменении его в зависимости от ситуации; развивать внимание; умение действовать только после произнесения условной фразы.

Ход: кот - располагается на одной стороне зала, воробышки - на другой.

Воробышки приближаются к коту:

Котя, котенька, коток,

Котя - черненький хвосток,

Он на бревнышке лежит,

Притворился, будто спит.

После этих слов кот восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить воробышков, которые убегают от него в домик, за черту

«Птички в гнездышках »

Цель: упражнять в беге в разных направлениях с одновременным выполнением махов прямыми (согнутыми) руками; развивать пространственную ориентацию; реакцию.

Ход: дети делятся на 3-4 группы и становятся внутри гнезда (обручей или кругов из шнуров). По сигналу вос-ля «полетели» - вылетают из гнезда и разбегаются по всему залу, выполняя ролевые действия. По сигналу «птички, в гнезда» - убегают на свои места. Повторяется 3 раза.

«Воробышки»

Цель: упражнять в ходьбе и беге на выносливость; продолжать совершенствовать навыки смены направления движения по сигналу.

Ход: дети стоят в шеренге (или на своих местах - в гнездах). Утром воробышки просыпаются - потягиваются, расправляют крылья, чистят клювы, выпрыгивают из гнезда и летят. По сигналу «полетели» звучит музыка и воробьи свободно летают по залу. Как только музыка прекращается, звучит сигнал «в гнезда», и дети быстро занимают свои места.

«Попрыгай, как….»

Цель: упражнять в умении передавать образ животного в движении; развивать положительное отношение к самостоятельному выполнению движений; воображение в передаче образных движений.

Ход: дети изображают прыжки животных, птиц, насекомых, которых знают. Воспитатель проходит мимо и старается угадать, если она ошиблась, дети говорят: «Нет, не угадали», и сами называют животное. Если угадала:»Правильно, угадали».